Единство чувственного и рационального в познании: Чувственное восприятие человеком конкретных, отдельных явлений,

Билет 29

Единство чувственного и рационального в познании:  Чувственное восприятие человеком конкретных, отдельных явлений,

Билет№ 28.

Познаниекак предмет философского анализа.Единство чувственного и

рациональногов познании. Роль языка в познании. Вераи интуиция.

Познание– общественно-историческая деятельность,направленная на создание и развитиезнаний (т.е.познание и знание различаются: познание– процесс, знание — результат).

Познавательная деятельность человека,вплетенная в ткань его реальной жизни,всегда неразрывно связана с работойего сознания, с эмоциями, волей, памятью,она предполагает также убежденность,веру, ошибки, иллюзии, заблуждения.

Гносеология(«гнозис» — знание) — часть философии,изучающая познавательную деятельность(структуру, методы, закономерностипознания и т.д.). Это теория познания.

Элементарнойединицей познавательной деятельностиявляются познавательные отношения, вкоторых можно выделить 3 компонента:

  • объект познания – фрагмент реальности, выделенный человеком в рамках какой-либо деятельности.
  • субъект познания – человек (в разных формах своей организации – общество, группа, отдельный индивид и т.д.), который осуществляет данный вид деятельности.
  • тип отношений между субъектом и объектом.

проблема гносеологии– признание объективного содержаниянашего знания, признание соответствиязнания объективной реальности.

Вистории философии сложилось 3 моделипонимания познавательного процесса(подробнеесм. лекцию в тетради или звони мне):

  1. классическая;

  2. неклассическая (постклассическая модель – нач. XX – втор. пол. XX);

  3. пост-постклассическая (постмодернистская) – кон. XX века.

Какпонимали познание:

  • Демокрит: как отражение. «Ощущение и мышление возникают вследствие того, что извне приходят образы».
  • Бэкон: «душа – зеркало, отражающее внешние воздействия».
  • Локк: «ощущения – окна, сквозь которые к нам пробивается свет». Наша душа в процессе познания представляет собой чистый лист бумаги («tabula rasa»), на котором внешний мир чертит свои иероглифы. Такое познание имеет сильные и слабые стороны:
    «+»«»
    Признание объективного содержания наших знаний
    • Ограниченность понимания;
    • Не учитывается активность познающего субъекта;
    • Не рассматривается влияние познавательных способностей человека на результат познавательной деятельности.
  • Юм: нам даны лишь наши ощущения, но ощущения не связывают нас с внешними предметами => мы не можем сказать, существуют ли предметы сами по себе и какими они являются. Вывод: знания о предметах в их объективном существовании нам недоступны. Т.е. мы не можем убедительно/доказательно обосновать ни то, существуют ли эти предметы объективно, ни то, чем они являются.

  • Кант (в отличие от Юма) признавал объективное существование вещей. Но в процессе познания наше сознание не есть чистая доска.

    Ему изначально присущи априорные формы сознания (чувственность и рассудок) => знание всегда есть единство этих двух элементов, которые всегда присутствуют в знании.

    Вне познавательной деятельности, в своём объективном существовании вещи ним недоступны. Объективно существующие вещи – вещи в себе (они существуют объективно, но непознаваемы – позиция агностицизма).

  • Немецкий классический идеализм (материализм): активная (деятельная) сторона познавательной деятельности воспринята активно. Сознание рассматривается как тождественность субъекта и объекта. Сознание познаёт сознание.

Марксизм:познание – адекватное отражениедействительности, но познание –деятельность активная. Активноевзаимодействие субъекта и объектаосуществляются в ходе практики,которая представляет собой основупознания.

Практика–общественно-историческая,предметнаядеятельность людей, направленная напреобразование действительности.Субъектпознания –не только сознание человека, это человекво всём многообразии его конкретныхпредметных и социальных связей.

Познавательныеотношения субъекта и объекта– отношения, включающие культуру вовсём её многообразии, опосредуютсямногообразием культурного и общественногоопыта.

Имя философаСознаниеОтношениеБытие
ЮмОщущенияНе связаныНе знаю
КантОщущенияНе связаныВещь в себе (объективность и непознаваемость)
МарксизмОщущенияСвязаны (адекватный образ)Материя

Единствочувственного и рационального в познании.

Впроцессе познания задействованыпрактически все способности человека,среди которых такие важнейшие какчувства («живое созерцание») и разум(мышление, рациональное и т.п.

), находящиесяв тесном единстве друг с другом, так ис другими человеческими способностями.

По вопросу о роли, месте и соотношениичувственного и рационального впознавательном процессе в историифилософии существовали две прямопротивоположные точки зрения — сенсуализми рационализм.

СенсуализмРационализм
Источник достоверных знаний о мире – чувства.Первая ступень познания – ощущения, достоверные ощущения – гарантия достоверных знаний о мире.Источник достоверных знаний о мире – мышление.Чувства нас обманывают.
«В нашем разуме нет ничего, чего не было бы в чувствах»«Нет ничего наших чувствах, кроме самого разума» (Лейбниц)
Сильные стороныСлабые стороныСильные стороныСлабые стороны
Сознание связывает нас с внешним миромНе может объяснить принципиально нового знания и знания о принципиально ненаблюдаемых явлениях.Подчёркивается роль субъекта в познанииТрудноразрешимый вопрос – откуда мышление берёт материал для обобщения.
Гоббс, Локк, БэконДекарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель (по Фролову)

(Философия,ред. Кохановский)Хотя в рамках обеих названных концепцийбыло высказано немало верных и глубокихидей, но в целом они были ограничены,односторонни.

Сенсуализм- абсолютизировал чувственное познание,принижая (или вовсе отвергая) рольмышления.

Рационализм- отрицал опытное происхождениевсеобщности и необходимости как важнейшихпризнаков достоверного знания и чрезмернопреувеличивал значение мышления — вплотьдо отрыва его от реальности.

Развитиефилософии, науки и других форм духовнойдеятельности людей показывает, что вдействительности любое знание естьединство двух противоположных моментов,сторон — чувственного и рационального.Оно невозможно ни без одного из них.

Органы чувств доставляют разумусоответствующие данные, факты. Разумих обобщает и делает определенныевыводы.

Без органов чувств нет работыразума, а чувственные данные в той илииной мере всегда осмыслены, теоретическинагружены, регулируются разумом.

Чувственноепознание(или живое созерцание) – получениеинформации о внешнем мире с помощьючувств (зрения, слуха, осязания и др.). особенность: относительнонепосредственно связывают нас с внешниммиром. Три основные взаимосвязанныеформы, каждая из которых есть субъективныйобраз объективного мира:

  • Ощущения (информация об отдельных сторонах предмета),
  • Восприятия (целостный образ предмета);
  • Представления (целостный образ предмета при отсутствии самого предмета).

Сенсорикадаёт только тот чувственный материал,который вне интерпретации, обработки,знанием не является.

Ощущения:зависят от органов чувств, от нашихвидов деятельности, культурныхособенностей.

Ощущенияпредставляют собой отражение в сознаниичеловека отдельных сторон, свойствпредметов и явлений материального мира,а также внутренних состояний организма,непосредственно воздействующих наорганы чувств. (м.б. зрительные, слуховые,осязательные, вкусовые и обонятельные,и т.д.)

Восприятие— это целостный образ предмета. Восприятиезависит от раздражителя, от самоговоспринимающего субъекта, от его прошлогоопыта, от поставленной перед человекомзадачи и мотива его деятельности. Видывосприятий — восприятия пространства,времени и движения.

Представление— целостный образ предмета при отсутствиисамого предмета. Это образы памяти,образы воображения и др. По сравнениюс восприятием в представлении отсутствуетнепосредственная связь с реальнымобъектом. Это обычно расплывчатый,усредненный, нечеткий образ предмета.

Познавательныевозможности чувственного познанияограничены, т.к. чувствам недоступны:

  • явления прошлого и будущего,
  • явления, лежащие за пределами возможностей наших органов чувств,
  • сущностные/внутренние стороны явления объективного мира.

«Чистой»чувственности, свободной от влияниямышления нет. А именно в мышлении наиболееполно и адекватно выражено рациональноепознание.

Рациональное=логическое = абстрактное познание– знание опосредованное и обобщенное.

    • В отличие от чувственного познания, рациональное познание связано с внешним миром опосредованно, имеет дело с чувственным материалом, а не с предметами.
    • Логическое знание логически обработано, выражено в определённых логико-гносеологичеких формах (понятиях, суждениях…)
    • Ещё в больше степени, чем чувственное, зависит от социо-культурных факторов: от социальной среды, от языка, от нравственных ценностей, от философско-мировозренческих и религиозных установок, от мышления и общения.

Логическоезнание не сводится только к обработкечувственного материала. Оно даёт нампринципиальное новое знание, знание,которое принципиально не выводится изимеющегося чувственного материала, асоздаётся заново.

Мышление(рациональное познание) – это творческипреобразовательная, избирательная,интерпретирующая деятельность, выраженнаяв логико-гносеологических формах иопосредованная социокультурнымифакторами. Мышление имеет дело с общимичертами, характерными для предметов.

Формымышления(логические формы) — способы отражениядействительности посредствомвзаимосвязанных абстракций, средикоторых исходными являются понятия(отражаютобщие закономерные связи, существенныестороны, признаки явлений, которыезакрепляются в их определениях(дефинициях),суждения (отражаютвещи, явления, процессы действительности,их свойства, связи и отношения) иумозаключения (изранее установленного знания (обычно изодного или нескольких суждений) выводитсяновое знание (также обычно в видесуждения).На их основе строятся более сложныеформы рационального познания, такие,как проблема, гипотеза, теория и др.

«Чувственность»и «рациональное мышление» нельзярассматривать как некоторые якобыабсолютно самостоятельные, изолированные»способности» познающего человека.В реальном познании они находятся вединстве и взаимодействии.

Чувственноепознание дает лишь исходный материалдля работы мышления, и без этой работымысли не может быть и речи о полученииполного знания о предмете. В свою очередьи рациональное познание, будучи шагомвперед в познании предмета, само посебе, без опоры на чувственностьсуществовать не может, т.к.

оказываетсялишенным почвы, в качестве которойвыступают данные чувственные отражения.

Вмарксизме единство чувственного ирационального осуществляется в практике.

Рольязыка в познании

Язык,возникший вместе с возникновениемчеловека, явился одним из необходимыхусловий формирования самого человекаи его мышления. Появилось слово человек стал в состоянии отвлекать отпредметов те/иные свойства стал создавать понятия (отражённые всознании признаки вещей) появилась возможность осуществлятьтеоретическую деятельность в собственномсмысле слова.

  • Обобщающая роль языка – дал возможность фиксировать общее в предметах, явлениях, их связях и отношениях, расчленять их, соотносить и синтезировать в понятиях.
  • Человеческое мышление осуществляется в теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой системе, которая может быть естественной или искусственной (языки математики, формальной логики, химические формулы и т.п.).

Связьязыка и мышления определяет и большуюроль языка в познании:

    • язык является необходимым условием формирования нашей мысли, в процессе формирования понятий, в момент перехода от чувственной ступени познания к рациональной;
    • даёт возможность передачи добытых человечеством знаний новому поколению в процессе его воспитания и обучения (люди познают действительность не только в процессе непосредственного столкновения с ней, но и опосредованным путём, через освоение с помощью речи уже готовым, исторически сложившимися знаниями), в ходе обмена мыслями между людьми.
    • слово связывает отношение субъекта к действительности с отношением к другим людям. Мышление направлено не только на объект познания, отражением которого оно является, но оно обращено и к другим людям, которым сообщаются результаты познания. Мышление имеет не только познавательную, но и коммуникативную цель, к-ю оно осуществляет с помощью языка.

Вера(философскийсловарь под ред. Фролова) –это состояние субъекта, тесно связанноес духовным миром личности, возникающеена основе определённой информации обобъекте, выраженной в определённыхидеях или образах, сопровождающеесяэмоцией уверенности и рядом др. чувстви служащее мотивом, стимулом, ориентиромчеловеческой деятельности

Вистории философии и психологии – 3 видатеорий веры:

  1. эмоциональные, к-е рассматривают веру как чувство (Юм, Джеймс);

  2. интеллектуальные, в к-ых вера трактуется как феномен интеллекта (Бретано, Гегель);

  3. волевые, познающие веру атрибутом воли (Декарт, Фихте и др.)

  • В античной философии вера рассматривалась как предпосылка, в том числе и научного, познания.
  • Эмпиризм Нового времени (Юм, Бэкон) – относили к вере те положения и принципы, к-ые нельзя обосновать посредством чувственного познания.
  • Кант – связывал с верой все положения, выходящие за пределы возможного опыта, поэтому считал существование мира вещей в себе рационально необоснованным и тем самым опирающимся на веру.
  • Неопозитивизм – говорят о рациональной вере, определяемой степенью подтверждения гипотезы эмпирическими данными.

Вераявляется необходимым элементоминдивидуального и общественногосознания, важным моментом деятельностилюдей.

Объектыверы– факты, явления, тенденции развитияприродной и социальной действительности– не даны субъекту чувственно и выступаютлишь в виде возможности.

Субъектверы– может выступать индивид, социальнаягруппа, общество в целом.

Вераотражает не только объект, но главнымобразом отношение к нему субъекта, атем самым и общественное бытие субъекта,его потребности и интересы.

Вера– важный элемент ценностного сознаниянаряду с такими категориями как надеждаи любовь.

Особымслучаем проявления феномена верыявляется религиозная вера. Теологияпризнаёт религиозную веру неотъемлемымсвойством человеческой души, или жеблагодатью, даруемой Богом. В этом смыслевера противопоставляется разуму изнанию.

ИнтуицияВполучении нового знания большую рольиграют логическое мышление, способы иприемы образования понятий, законылогики.

Но опыт познавательной деятельностисвидетельствует, что обычная логика вомногих случаях оказывается недостаточнойдля решения научных проблем; процесспроизводства новой информации не можетбыть сведен ни к индуктивно, ни кдедуктивно развертываемому мышлению.Важное место в этом процессе занимаетинтуиция, сообщающая познанию новыйимпульс и направление движения.

Интуиция(внезапное озарение) — способностьпрямого, непосредственного постиженияистины без предварительных логическихрассуждений и без доказательств.

Упредставителей разных философскихнаправлений понимание интуиции широковарьируется.

  • Декарт: под интуитивным суждением понимал такое простое и отчётливое суждение, которое само по себе не оставляло сомнения в истинности мыслимого.
  • Спиноза: интуиция – «третий род» познания, наиболее достоверное и важное познание, схватывающее сущность вещей.
  • Гуссерль: интуиция представляет собой форму непосредственного интеллектуального схватывания сущности явлений («сущностное видение», «идеализация», непосредственное созерцание общего).
  • В интуитивизме интуиция — единственно достоверное средство познания, толкуется как непосредственное слияние субъекта с объектом (А. Бергсон),
  • В психоанализе — бессознательный первопринцип творчества (З.Фрейд).
  • В психологии интуиция — особый вид знания, специфическая способность, механизм творческой деятельности.

Своеобразнотолковали соотношение рациональной ииррациональной, интуитивной и дискурсивной(логической, понятийной) сторон познаниярусскиефилософы-интуитивисты.Так,

  • С. Л. Франк, указывал на неразрывную связь рационального (как отражения «светлого» «зримого» начала бытия) с противоположным ему моментом — иррациональным, «верховенство подлинного знания» отдает последнему.

Интуициятребует напряжения всех познавательныхспособностей человека, в нее вкладываетсявесь опыт предшествующего социокультурногои индивидуального развития человека -его чувственно-эмоциональной сферы(чувственнаяинтуиция)или его разума, мышления (интеллектуальнаяинтуиция).

Вывод.В настоящее время познание изучаетсяне только философией.

Сейчас происходитинтенсивное развитие различныхспециальных наук, исследующих познание:когнитивной психологии (психологии,изучающей познавательные процессы),логики и методологии научного познания,истории науки, науковедения, социологиизнания и т.д. Все эти науки вносят ценныйвклад в изучение познания, рассматриваяего отдельные аспекты.

Однакосущность познавательного отношения кмиру является предметом именнофилософского осмысления, т.к. оно связанос анализом и решением коренныхмировоззренческих проблем отношениячеловека к действительности. Познание- необходимая сторона этого отношения,оно само может быть понято только вконтексте этого отношения.

Источник: https://studfile.net/preview/1848615/

Единство чувственного и рационального в познании

Единство чувственного и рационального в познании:  Чувственное восприятие человеком конкретных, отдельных явлений,

ГНОСЕОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

План:

1. Предмет гносеологии.

2. Истина в философии.

3. Философия науки.

I. Все люди от природы стремятся к знанию. Главным стимулом развития знания является практические потребности людей. Например, появление геометрии объясняется потребностями измерения земли в Др.Египте при проведении ирригационных работ. Появление астрономии объясняется потребностями в мореплавании, путешествии, кочевых передвижений.

Все, что окружает нас и происходит в нас, познается посредством наших чувств и размышления, опыта и теории. Что такое познание? Познание – это процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.

В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуются внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, человека.

Чувственное восприятие человеком конкретных, отдельных явлений, событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того, в какой мере, насколько полно содержание понятий освоено данным человеком.

Следовательно, речь идет о зависимости чувственного опыта и восприятия от языка, от понятийного аппарата, используемого человеком в его практической и познавательной деятельности.

Однако эта зависимость отнюдь не является односторонней.

Само понятие есть результат исторического опыта человечества в целом или исторического опыта тех или иных общностей людей, социальных групп.

Усвоение конкретными людьми или определенными поколениями людей уже существующих понятий, роль этих понятий в их сознании и деятельности — все это фактически зависит от непосредственного контакта людей с объективной реальностью.

В ходе таких контактов понятия, идеи получают многократную и многостороннюю проверку, обогащаются содержанием, а в случае необходимости наполняются новым смыслом.

Познавательные способности человека исследовались с древних времен, что привело к образованию гносеологии. Гносеология (греч. gnosis – знание, познание) является одним из разделов современной философии.

Она исследует природу человеческого познания, формы и методы перехода от поверхностных знаний к глубинным.

Гносеология – это общая теория, исследующая природу человеческого познания, формы и методы перехода от поверхностных знаний к глубинным, чаще всего выражаемая вопросом: познаваем ли мир? Предметом гносеологии является специфика научного, обыденного знания и других видов познавательной деятельности человека. Задачей гносеологии является скорее исследование истины, природы «готового знания», чем методов его получения. А вот приемы получения знания изучает раздел гносеологии – методология.

гносеологияпрежде всего подчеркивает объективную обусловленность эмоций, страстей человека, причем в данном случае особую роль играют вполне конкретные обстоятельства: реальные, исторические, социально-групповые факторы, а также многие обстоятельства, относящиеся к конкретному контексту человеческого общения.

Далее, гносеология исследует особенность субъективного момента, заключенного в эмоциях.

Эмоции могут существовать в виде непосредственных, очень быстрых и полубессознательных реакций индивида; они могут выступать и в виде очень сложных чувственных образований, весьма развитых, воспитанных всем богатством человеческой культуры, то есть в виде подлинно человеческих чувств.

Эмоции являются активным, четким выражением отношения человека к тому или иному явлению. Такое отношение всегда в явной или скрытой форме содержит в себе момент оценки и связано с применением понятий, подобных понятиям «хорошее», «доброе», «злое», «справедливое» или «несправедливое», «красивое» и т.д.

Такие понятия в современной литературе часто именуются ценностями, ценностными понятиями. Вполне понятно, что представления о добре и справедливости не являются чисто индивидуальными, но связаны с исторической эпохой, с принадлежностью человека к той или иной группе.

Значит, рассматривая особенности субъективного аспекта эмоций, мы обнаруживаем их зависимость от человеческого общества, от истории и культуры. А это, в свою очередь, снова свидетельствует о наличии в эмоциях объективного содержания и объективной информации.

Итак, главные элементы чувственной деятельности и чувственного познания — ощущения, восприятия, представления, эмоции. Мы рассмотрели последовательно каждый из элементов, но это не означает, что в реальном процессе познания они существуют обособленно или «следуют» друг за другом: «сначала» ощущения, «за ними» — восприятия и т.д. На деле чувственное познание есть сложное синтетическое единство перечисленных выше элементов и форм, которые в то же время неразрывно связаны с формами мыслительной деятельности.

Чем отличается методология от гносеологии? Классическая гносеология обычно имеет дело с индивидуальным субъектом знания, рассматривая несколько субъектов как иллюстрацию теории (процесс познания — как происходит познание?). Методология науки (современная) обращает внимание на коллективный характер существенной части научного знания (например, анализируется сущность научных революций) (какие методы используются в познании?).

Познавательные способности человека можно разделить на уровни: эмпирическое и теоретическое, и формы: чувственное (ощущение, восприятие, представление) и рациональное (понятие, суждение, умозаключение).

Чуть раньше мной было употреблен термин «субъект познания». Что это такое? В докантовской философии под субъектом познания понимали единично-оформленное бытие индивида. Под объектом познания – то, на что направлена его познавательная деятельность и что существует в его сознании в виде идеальных мыслительных конструкций. И.Кант дал им другую интерпретацию.

Субъект – это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания. Субъектом является прежде всего индивид.

Именно он наделен сознанием, ощущениями, восприятиями, эмоциями, способностью оперировать образами, самыми общими абстракциями; он действует в процессе практики как реальная материальная сила, изменяющая материальные системы. Субъектом также являются: коллектив, общество в целом, приборы, компьютеры и т.п.

Но последние выступают здесь лишь как части, элементы системы «субъект», а не сами по себе (если это на уровне общества). На уровне индивида или сообщества ученых те же самые приборы оказываются лишь средствами, условиями деятельности субъектов.

Общество считается универсальным субъектом, т.к. в нем объединены субъекты всех уровней (люди всех поколений), а вне общества нет и не может быть никакого познания и практики. В то же время общество как субъект реализует свои познавательные возможности лишь через познавательную деятельность индивидуальных субъектов.

Субъекту противостоит объект. Объект – это то, на что направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъекта.

Объектом могут выступать не только материальные, но и духовные явления (сознание индивида – объект для психолога).

Субъект и объект связаны взаимопереходом. Грани между ними не абсолютны. Любой человек как субъект способен делать объектом познания самого себя: свое поведение, чувства, мысли.

В понятиях субъект и объект имеется относительность: если в одном нечто выступает как субъект, в другом – как объект (компьютеры – часть субъекта относительно общества, и объект).

Итак, без субъекта нет объекта, без объекта нет субъекта.

II. Главной категорией гносеологии является «истина».

Проблема истины не такая уж тривиальная, как может показаться на первый взгляд.

Первые попытки исследования истины были предпринята Платоном, Аристотелем, Ф.Аквинским, П.Гольбахом, Гегелем, Л.Фейербахом, К.Марксом и философами ХХ в.

Современная трактовка истины включает в себя следующие положения:

1. Объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания.

2. В объективную действительность входит и субъективная действительность, которая также отражается в истине.

3. Истина связана с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой.

4. Истина не только статичное, но также и динамичное образование, истина есть процесс.

Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон. Истина субъективна – она не существует помимо человека и человечества.

Истина объективна – значит, что истинное содержание человеческих представлений не зависит ни от человека, ни от общества. Объективность означает независимость от сознания субъекта. Таким свойством обладают лишь вещи.

Истинными или ложными могут быть только знания о вещах, но не сами вещи.

Истина бывает абсолютной и относительной.

1. Абсолютная истина – это знание, которое тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о предмете.

2. Относительная истина – это неполное знание о том же самом предмете.

Абсолютная и относительная истина могут существовать в одном и том же предмете. 1) каждая относительная истина есть одновременно и абсолютная (в том смысле, что в ней – часть абсолютной). 2) абсолютная истина формируется из относительных истин (то, что было истинным в атомистиической концепции Демокрита, входит в истинное содержание современной атомистической концепции).

Абсолютная и относительная истина являются объективными истинами.

Противоположностью истины является ложь. Ложь – это преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину. Больше всего лжи наблюдается в детстве (игры, сказки, избежание наказания), любви (вызвать на ревность, встречи перед брачными отношениями).

Но ко лжи нельзя относиться только как к негативному явлению. Ложь может быть как корыстной, так и милосердной. Ложь имеет охранительную значимость для индивида.

Ложь близка к понятию дезинформация. Дезинформация – передача ложного знания как истинного или истинного как ложного. Она может быть как преднамеренной, так и непреднамеренной (по незнанию). В дезинформации прежде всего фигурирует процесс передачи информации, т.е. коммуникативный момент. Разновидности дезинформации: «полуправда», «ложь умолчанием».

Заблуждение – непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту.

III. Успехи познания тесно связаны с развитием науки как одной из форм общественного сознания. Без науки невозможно представить современную жизнь и человеческую культуру, она – высшая форма знания, которая охватывает все явления живой и неживой природы, материальную и духовную деятельность людей.

Объективному научному знанию предшествовало донаучное знание, которое базируется на чувственном субъективном восприятии действительности. Донаучное знание частично зависит от наблюдательности человека, характера, сложности и степени доступности его объектов человеческим чувствам. По этим причинам оно содержит в себе немало ошибок.

Возникновение науки своими корнями уходит в далекое прошлое, хотя в своих современных формах она заявила о себе в 16-17 вв. Именно отрезок времени — от даты публикации труда Н.Коперника «Об обращении небесных сфер» (1543) до выхода сочинения И.

Ньютона «Математические начала натуральной философии» (1687) – принято называть эпохой научной революции. В этот период возникает мощное интеллектуальное движение, в первую очередь связанное с творчеством таких мыслителей, как Галилей, Бэкон, Декарт.

В отличие от донаучного знания, научное знание опирается на анализ фундаментальных основ естественных явлений и процессов, а поэтому содержит в себе больший объем истинного знания.

С учетом этого можно считать, что наука – это система знаний, полученных в результате практики, включающей в себя исследование и освоение процессов и явлений, происходящих в космосе, природе, обществе и человеческом мышлении.

Условно структур науки, способы получения знаний можно представить в виде четырех, тесно связанных между собой частей:

— эмпирическое знание. Оно включает в себя информацию, полученную с помощью обыденного сознания и добытую опытным путем – посредством наблюдения и эксперимента;

— теоретическое знание. Оно включает законы, идеи, гипотезы. Например, именно через законы можно объяснить, привести в определенную систему разрозненные факты, явления и процессы;

— философско-мировоззренческий компонент науки. С одной стороны, философия нуждается в достижениях конкретных наук.

Так, открытие закона сохранения и превращения энергии предоставило дополнительные доводы философским положениям о бесконечности и вечности материи и движения.

С другой – наука использует философию в качестве методологии познания (метод восхождения от абстрактного к конкретному, диалектический метод и др.);

— практическая часть. Сюда входят инструменты, приборы, технологии, созданные и используемые человеком для получения новых знаний. Вообще, в наше время никакой род деятельности человек невозможен без технических средств, созданных человеком.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_111473_edinstvo-chuvstvennogo-i-ratsionalnogo-v-poznanii.html

Scicenter1
Добавить комментарий