Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое

Организация экологических наблюдений и экспериментов со старшими дошкольниками в ДОО

Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое

Дорохова И. А., Трифонова Н. Р., Ломакина С. Ю., Иванникова А. Р.

Организация экологических наблюдений и экспериментов со старшими дошкольниками в ДОО [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.).

— Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. — С. 35-38. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11902/ (дата обращения: 04.02.2020).



Педагогическое руководство экспериментированием должно быть направлено на развитие и усовершенствование органов внешних чувств и на воспитание процесса представлений.

Педагог должен включать в способность наблюдения запоминание наблюдаемого, умение отличать в наблюдаемом предмете, явлении существенное от менее существенного, навык сравнивать одни признаки с другими и привычку делать из них правильные заключения, выводы.

Чтобы организационно-методический аспект опытнической деятельности был более целенаправленным, эффективным, в него можно включить следующие общие требования:

 отбор содержания знаний;

 уровень готовности детей (необходимость запаса конкретных представлений, фактических знаний о тех явлениях и предметах природы, которым будет посвящен эксперимент;

 учёт пространственной организации наблюдений;

 отбор материала для эксперимента;

 создание предметно-развивающей среды;

 соблюдение правил по технике безопасности (охрана жизни и здоровья детей);

 соблюдение структуры организации опыта.

Отбор содержания знаний, освоение которых с помощью исследовательской, опытнической деятельности являются наиболее эффективными.

Так как в дошкольном детстве преобладают наглядно-действенные и наглядно-образные формы мышления, сведения о природе должны быть специально отобраны и адаптированы к возрасту ребёнка.

Только тогда содержание материала в элементарной поисковой и опытнической деятельности может легко и осознанно усваиваться детьми.

Например, можно избрать наиболее элементарные и наглядно выраженные взаимозависимости:

 установление взаимосвязей растений со средой обитания: установление зависимости роста растений от тепла, солнечного света, влаги удобрения и других связей, наиболее значимых в жизни растений и вполне доступных пониманию и усвоению детьми старшего дошкольного возраста;

 приспособительное значение поведения животного; установление связей между особенностями строения органов животного и характером его функций, т. е. соответствующих элементов поведения

Изучаемый неживой предмет или явление должны выступить перед ребёнком самыми разнообразными свойствами такими, как:

 установление связей между состоянием воды и температурой воздуха;

 установление защитных свойств снега;

 определение свойств воздуха и пр.

Успешность усвоения дошкольниками содержания опытнической деятельности, развития интереса и желания в ней участвовать, зависит от выбора форм организации экспериментирования и методических приёмов, которые описаны ниже.

Уровень готовности детей. Организация опытов требует определённого уровня готовности детей. Необходимо, чтобы дошкольники имели запас конкретных представлений, фактических сведений о тех явлениях и предметах, которые будут осваиваться поисковым способом.

Поэтому задачи вводного этапа экспериментальной деятельности опираются на ранее проведённую предшествующую работу. Например, перед тем, как организовать опыты со снегом на определение его свойств и качеств, необходимо провести наблюдения на прогулках.

Выделить цвет снега, его плотность (рыхлый), температурные ощущения (холодный); отметить, каким снег в сугробах бывает в тёплый и морозный день и пр.

К готовности дошкольников необходимо отнести соблюдение ими правил поведения во время исследовательских наблюдений или экспериментов. Соответствующие правила могут составить сами педагоги.

Например:

 стоять или сидеть на определённом расстоянии от наблюдаемого живого объекта; не пугать зверька лишними движениями, громкими вскриками и пр.

 сидеть на определённом расстоянии от предметов, задействованных при нагревании в них жидкостей;

 не дотрагиваться до рассматриваемых предметов, не брать в рот, не получив на то разрешение педагога;

 работать с предметами (снег, лёд, вода, земля и пр.), пользуясь гигиеническими салфетками, полотенцами;

 соблюдать чистоту и порядок на своём рабочем месте;

 рассматривать наблюдаемый объект в той последовательности, на которую укажет педагог и пр.

Подготовку детей к экспериментированию вести обычными методами:

 организованные наблюдения в уголке природы и на прогулках с использованием элементарных поисковых ситуаций;

 логическое построение бесед о наблюдаемых предметах или явлениях природы (эвристические беседы);

 организация практического ознакомления со свойствами природных объектов;

 обучение детей навыкам ведения специального календаря наблюдений за погодой, жизнью растений, животных;

 чтение художественной познавательной литературы;

 проведение игр: ситуационных, ТРИЗ, дидактических и др.;

 контент-анализ (использование детского творчества: рисунков, сочинённых детьми сказок, рассказов, загадок, стихотворений).

При соблюдении вышеизложенного детское экспериментирование будет эффективным, его влияние весьма ощутимым на умственное развитие ребёнка.

Учёт пространственной организации наблюдений, отбор материала для экспериментирования.

Педагогическое требование к пространственной организации наблюдений во время поисковой деятельности, экспериментирования заключается в том, чтобы любой объект природы был максимально доступен для наблюдения каждому ребёнку.

В каждом конкретном случае педагог продумывает, сколько детей одновременно могут участвовать в наблюдении, как их расположить (расставить, усадить), чтобы они воспринимали наблюдаемый объект наилучшим образом и проводили с ним практические действия.

Ребёнок должен сам видеть объект и всё, что с ним происходит, слышать звуки, исходящие от него, иметь возможность почувствовать его вкус, запах.

В тех случаях, когда объект природы можно трогать, брать в руки, ребёнок должен иметь возможность тактильно-кинестетического обследования, чтобы ощутить характер поверхности и тяжесть предмета. Это и называется — самостоятельно получить сенсорную информацию о предмете. Чем больше наших органов чувств будет принимать участие в восприятии, какого-либо впечатления, тем прочнее это впечатление закладывается в механическую память, лучше сохраняется и легче вспоминается [3, с. 14].

Отбор материала для экспериментирования.

Лучшему усвоению знаний, их прочности, пониманию причинно-следственных связей в природе, повышению интереса детей к опытам способствует хорошо продуманный подбор материалов, оборудования и другой наглядности.

Отбирается материал, пригодный для разнообразных поисково-исследовательских ситуаций, опытов, экспериментов, способствующих усовершенствованию органов внешних чувств, развитию познавательной сферы ребёнка.

Объектами изучения в экспериментальной деятельности должны быть натуральные объекты природы: песок, земля, вода, снег, лёд, растения и их плоды, семена и пр.

Раздаточный материал должен быть доступен в идеале на каждого ребёнка или хотя бы на выбранную группу детей, чтобы они могли брать его в руки и обследовать в индивидуальном порядке. Раздаточные материалы для опытов раскладываются в одинаковых пластмассовых розетках, стаканчиках и прочей лёгкой, безопасной для здоровья детей, посуде.

Некоторые теоретические положения рассказа педагога необходимо иллюстрировать рисунками, фотографиями, схемами и прочим иллюстративным наглядным материалом.

Опыт проделывается на демонстрационном столике, чтобы все действия педагога с любого места дети могли одинаково хорошо наблюдать и видеть результаты кратковременного опыта.

Организуя экспериментирование с детьми, педагог должен словесно обозначить всё то, что видят дети, но слово должно идти вслед за чувственным восприятием. Только в этом случае у ребёнка формируется полноценное знание, он способен осмысленно делать умозаключения, выводы.

Создание предметно-развивающей среды.

Работу по внедрению экспериментирования надо начинать с создания предметно-развивающей среды, которая позволяла бы обеспечить каждому ребёнку развитие его способностей, смоделировать функциональное развитие деятельности ребёнка.

Использование представленного материала для организации опытов в предметно-развивающей среде позволит эффективному развитию у детей мыслительной деятельности, обогащению его чувств, расширению интересов и интеллекта, развитию самостоятельности.

В предметное окружение можно привнести технические средства, оборудование и приборы, необходимые для постановки опытов.

Это могут быть микроскопы, комнатный термометр, психрометр (определяет степень влажности), увеличительные стёкла, колбочки, коллекции семян овощей и другого посадочного материала, разная тара для хранения предметов природы (песок, земля, камешки), деревянные, пластмассовые предметы, игрушки, органические удобрения (толчёная скорлупа из яиц и др.)

Всё указанное оборудование должно быть безопасно для здоровья и жизни ребёнка.

Рекомендуется помещать в предметное окружение художественный материал: иллюстрированные сказки, репродукции картин, поделки из природного материала (герои сказок на огороде и др.)

В мини-лаборатории можно размещать продукты детского творчества: рисунки, сочинённые сказки, рассказы, загадки, диагностический материал и др.

В основе предметно-развивающей среды должен быть заложен деятельностный подход. Деятельность развивает психику, обеспечивает подлинное творчество, а бездеятельность ведёт к сужению возможностей личности, к лености мысли и тела.

Важным аспектом в создании предметно-развивающей среды является создание экологических «пространств» для экспериментов: уголок опытов, мини-лаборатории на окне, фитополяны [2, с. 136].

Каждый компонент развивающей среды должен отвечать принципу функционального комфорта. Всем детям должно быть уютно, удобно, интересно.

Предметная среда должна быть доступна для самостоятельной деятельности детей (игр с водой, песком, камешками; для опытнических операций). Доступным для детей должен быть инструментарий.

Он должен отвечать санитарно-гигиеническим нормам и условиям по охране жизни и здоровья детей.

Соблюдение правил по технике безопасности (охрана жизни и здоровья детей) Педагог принимает меры для создания здоровых и безопасных условий проведения экспериментов.

Обеспечивает безопасное состояние предметной обстановки, оборудования, приборов, инструментов и санитарное состояние помещения. Не допускает проведение опытов, сопряжённых с опасностью для здоровья и жизни.

В детском саду недопустимы ядовитые и колючие растения, химические удобрения.

Педагог проводит инструктаж по технике безопасности с детьми по случаю пользования оборудованием, материалами во время демонстрации опытов. Закрепляет правила поведения при демонстрации опытов через следующие формы и методы обучения: практикумы, беседы, деловые, дидактические игры, решение ситуационных задач, использование фотоиллюстративного материала и пр.

Соблюдение структуры организации опыта.

  1. Началом подготовки детей к опытнической работе является предшествующая работа. В неё входит знакомство с объектами, телами неживой природы, их свойствами, качествами, значением для живых организмов.
  2. Выбор объекта, оборудования, материалов для эксперимента.
  3. Создание мотивации к участию детей в экспериментировании. Избрать такой приём, который позволит детям включиться в интенсивную умственную работу. Наилучшими являются словесные и действенные приёмы, которые помогут сконцентрировать внимание детей. Ласковый тон, интригующая интонация, загадка-описание, или загадка-действие о предмете наблюдения.
  4. Постановка цели, задач; что будут делать, чего добиваться. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача может выдвигаться педагогом совместно с детьми. Задача должна быть чётко сформулирована.
  5. Анализ состояния объекта. Определение проблемы.
  6. Обсуждение вероятности прогноза.
  7. Выработка групповых норм и правил поведения. Инструктаж по технике безопасности.
  8. Организация опыта (эксперимента). В этой части организации опыта идёт процесс объяснения и показа хода опыта (эксперимента), процесс сенсорного обследования, последовательного рассматривания опытнического материала (воды, земли, песка, растений и их плодов, и семян и пр.), самостоятельного получения сенсорной информации. Педагог показывает и обращает внимание на то, что все условия должны быть уравнены, и лишь одно из них, которое влияет на результат опыта, должно быть выделено [1, с. 27]. Он формирует у детей умение оперировать простейшими формулировками, способам проведения опыта (эксперимента). Приёмы, которыми пользуется педагог в этот момент, должны быть яркими, необычными, чтобы само рассматривание не показалось скучным. Педагог выслушивает высказывания большинства детей. Подтверждает правильную информацию, хвалит тех, кто нашёл верные ответы, поощряет на дополнительные действия остальных воспитанников. Возможны короткие точные пояснения, игры с опытническим материалом, позволяющими закрепить обнаруженные свойства и качества предметов.
  9. При длительно протекающем опыте (экспериментировании) желательно распределить обязанности между детьми по службам: деятельностной (выполнение практической функции), аналитической (наблюдательная функция), диагностической (фиксация результатов опыта).
  10. Завершение опыта (эксперимента). Обсуждение полученных результатов. Дети находят ответ на поставленный вопрос, устанавливают причину наблюдаемого явления. Постигают закономерности в жизни растений и осознанно понимают причины многих явлений (отчего идёт дождь, снег?) и пр. Выводы, заключения. Подведение итогов, оценка деятельности детей.
  11. Оформление диагностических материалов (схем, таблиц, диаграмм, графиков, рисунков).
  12. Устройство выставки с наглядными материалами, сопровождающими опытническую деятельность.
  13. Проведение досуга, праздника, типа «День эрудитов», «Что мы знаем о ростке?», включающих в себя обобщение опыта по исследовательской, экспериментальной работе с дошкольниками и пр.

Проведение экспериментальной работы в соответствии с обозначенными требованиями возможно лишь при условии специальной подготовленности к ним педагога по содержанию и организации опыта, времени и месту проведения опыта, количеству детей, которые могут в нём участвовать одновременно, методическим приёмам.

Представленная структура организации опытнической деятельности поможет педагогу грамотно спланировать экспериментальную деятельность со старшими дошкольниками в режиме дня ДОО, добиться общего положительного педагогического эффекта.

Литература:

  1. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст]: методическое пособие для работников дошкольных учреждений /А. И. Иванова. — Новокузнецк: Изд-во ИПК, 1999. — 56 с.
  2. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст]: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /С. Н. Николаева. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 336 с. 46.
  3. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования [Текст]: книга для педагогов и родителей /Л. В. Рыжова. — Анжеро-Судженский городской округ, МБОУ ДОД «ДЭБЦ им. Г. Н. Сагиль», 2013. — 221 с.

Основные термины(генерируются автоматически): предметно-развивающая среда, опытническая деятельность, ребенок, здоровье детей, техник безопасности, педагог, пространственная организация наблюдений, жизнь растений, отбор материала, экспериментальная деятельность.

Новая развивающаяпредметнопространственнаясреда в ДОУ предполагает особую

безопасность для жизни и здоровьядетей.  доступность расположения.

Мартынова Е. А. Организацияопытноэкспериментальнойдеятельностидетей 2–7 лет.

экспериментальнаядеятельность, организованная педагогом

Требования к уголку экспериментирования: безопасность для жизни и здоровьядетей, достаточность, доступность.

1. Л. Н. Менщикова. Экспериментальнаядеятельностьдетей.

− если содержание предметнопространственнойсреды соответствует возрастным возможностям детей, уровню развития их игровых умений, а также детским игровым интересам. Проверке данных условий была посвящена опытноэкспериментальная работа…

Экспериментальная и поисковая деятельностьдетейребенок, деятельностьэкспериментирования, окружающий мир, среда обитания, операция анализа, накопление фонда, чувственное восприятие, исследовательская деятельность, детская жизнь, знание.

В познавательно-экспериментальнойдеятельностиребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно

Совершенствование методической работы, эффективное оснащение развивающейпредметнопространственнойсреды в группах и кабинетах.

— «Техникабезопасности на кухне».

Отбор критериев диагностического наблюдения за детьми в ходе проекта.

-128 с. «Организация детской экспериментальнойдеятельности дошкольников»: Методические рекомендации/Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой.

ребенок, дошкольный возраст, окружающий мир, эксперимент, использование метода экспериментирования, пространственнаясреда, проведение игр, познавательная деятельность, деятельностьэкспериментирования

Организация исследовательской деятельностидетей… детское экспериментирование, ребенок, исследовательская деятельность, материал, место, игра, окружающий мир, исследовательская работа, дошкольный возраст, работа.

Дошкольный возраст — своеобразный фундамент в развитии личности. В этот период под воздействием многочисленных факторов формируются способности, навыки и будущий характер ребенка.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11902/

Наблюдения и эксперименты в детском саду

Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое

ПРОГРАММЫ ДОУ

А.И. ИВАНОВА

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ

Наблюдения и эксперименты в детском саду

Методическое пособие 2-е издание

УДК 373

ББК 74.100.5

И21

Рецензенты:

Н.П. Масленникова, доцент кафедры биологии и валеологии Новокузнецкого института повышения квалификации;

JI.E. Крепышева, заместитель заведующей по учебно- воспитательной работе детского сада № 249 г. Новокузнецка.

Иванова А.И.

Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 56 с. (Программы ДОУ).

ISBN978-5-9949-0268-4

В пособии изложены основные требования, которым должны соответствовать экологические и естественно-научные эксперименты, организуемые с детьми первых семи лет жизни.

Предназначается для работников дошкольных учреждений, а также для студентов факультетов дошкольного воспитания педагогических институтов и колледжей.

Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

К.Е. Тимирязев

ПРЕДИСЛОВИЕ

Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образ­ным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практиче­ских.

Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно-научного и экологического образования.

Для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.

На сегодняшний день методика организации детского экс­периментирования разработана неполно.

Это обусловлено многими причинами: недостаточной теоретической проработанностью воп­роса, нехваткой методической литературы и — что самое глав­ное — отсутствием направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детс­кого экспериментирования в практику работы дошкольных уч­реждений.

Настоящее пособие ставит своей целью ликвидацию некото­рых имеющихся в этой области пробелов и привлечение внима­ния педагогов к данному методу обучения.

Оно должно дать практическим работникам детских образовательных учрежде­ний, а также студентам высших и средних специальных учебныхзаведений первичные представления об особенностях орга­низации экспериментирования с детьми первых семи лет жизни.

В пособии описаны имеющиеся в литературе и выявленные в ходе собственных исследований общие закономерности дет­ского экспериментирования, освещены особенности естественно­научных экспериментов, раскрываются основные методические требования к организации экспериментов в дошкольных учреж­дениях, а также прослеживается возрастная динамика становлениянавыков экспериментирования с первого года жизни до по­ступления детей в школу.

Пособие должно помочь педагогам:

— понять роль и места детского экспериментирования в об­щей системе человеческих знаний;

— овладеть методикой руководства экспериментаторской дея­тельностью детей дошкольного возраста;

— увидеть отличия детского экспериментирования от экспе­риментирования школьников и взрослых;

— познакомиться с требованиями, предъявляемыми к объектам экспериментирования;

— научиться самостоятельно планировать эксперименты и подбирать их тематику;

— контролировать соблюдение детьми правил безопасности.

Поскольку данное пособие является одной их первых попы­ток систематического изложения сведений о детском экспери­ментировании, оно не может быть свободным от недостатков. Автор будет искренне признателен всем, кто сочтет возмож­ным высказать замечания и конструктивные предложения, на­правленные на совершенствование обсуждаемого метода раз­вития личности ребенка.

Требования, предъявляемые к объектам работы

При организации наблюдений очень важно правильно вы­брать объект. При несоблюдении этого условия познавательная ценность эксперимента снижается.

1. Главным является требование максимального соответствия из­бранного объекта целям и задачам, решаемым в ходе эксперимен­та. Выбирая объект, надо отдать предпочтение тому, у кого данный признак выражен ярче. Например, нахохливание птиц зимой луч­ше всего показать на примере воробьев, а не ворон и сорок.

Вторым по важности требованием является безопасность объекта для детей. Так, категорически запрещается работать с ядовитыми растениями и грибами, со злобными или испуганны­ми животными.

При ознакомлении с котенком или щенком надо заранее проверить, не являются ли они агрессивными.

Однако иногда создаются такие условия, когда воспитатель силой обсто­ятельств вынужден знакомить детей с опасными объектами.

Например, если вокруг участка детского сада растут дурман или белена, в лесу встречаются ядовитые грибы, воспитатель обязан познакомить детей с ними для предотвращения несчастного случая.

В данной ситуации нельзя заменять натуральные объекты изоб­разительными пособиями, так как впоследствии дети могут не узнать опасный объект в реальных условиях. Проводя такое за­нятие, воспитатель должен соблюдать определенный ритуал.

Он держится на расстоянии от объекта, не прикасается к нему рука­ми и постоянно подчеркивает это, заостряя внимание детей на такой форме своего поведения.

При необходимости указать на отдельные детали он пользуется палочкой, которую затем де­монстративно уничтожает на глазах у детей и потом сам моет руки. Дети должны запечатлеть не только внешний вид опасно­го объекта, но и правильные способы обращения с ним.

2. Категорически запрещается проводить эксперименты с не­знакомыми объектами — будь то незнакомый вид или незна­комый экземпляр. При контакте с неизвестными объектами ве­роятность несчастных случаев резко возрастает.

3. Желательно, чтобы объект, выбранный для эксперименти­рования, был типичным для данной группы объектов и содержал все необходимые части.

Так, для запланированных эксперимен­тов нерационально приносить котенка без хвоста, щенка с ра­зорванным ухом или растение, выросшее в условиях недостатка света.

При знакомстве с дефективными объектами у детей скла­дываются неправильные представления об их строении и функ­циях. Кроме того, дефект отвлекает внимание детей, вызывает не относящиеся к делу вопросы и нежелательные эмоции.

Однако из этого правила есть исключения. Если ребенок из добрых побуждений принес в группу дефективное или больное животное, недопустимо его выбрасывать, обрекая тем самым на гибель.

Этим поступком взрослый, с одной стороны, дает детям пример жестокого обращения со слабым существом, с другой — повышает риск заражения ребенка, так как почти наверняка тот будет стараться найти животное и ухаживать за ним в тайне от взрослых. Опытный педагог всегда найдет способ похвалить ре­бенка за добрый поступок и под предлогом охраны здоровья жи­вотного примет меры по его изоляции.

В дальнейшем он выберет оптимальный вариант решения возникшей проблемы в зависимо­сти от конкретных условий, вплоть до уничтожения животного, но сделает это так, чтобы дети ничего плохого не заподозрили.

Если же принесенный детьми объект не несет никакой опас­ности и просто дефективен, можно провести наблюдение, поста­раться найти причины дефективности, чтобы извлечь из них должный урок, и обсудить, что мы можем сделать для облегчения жизни такому объекту.

В данном примере не следует представлять себе только животных-калек.

Это могут быть сломанные веточки, рас­тения, засыхающие от нехватки воды, проростки, пробивающиеся из-под камня; во всех этих случаях дети, осознав причины де­фективности, могут оказать объектам вполне реальную помощь.

5. Аналогичные требования предъявляются и к эстетической стороне объектов. Красивый объект, оказывая положительное эмоциональное воздействие на ребенка, вызывает у него жела­ние общаться как можно дольше.

Однако в природоведении категория «красивый» является не только эстетической, но и биологической. Она становится синонимом понятия «гармония в природе». Размер, форма, цвет, соотношение частей — все эти признаки обеспечивают приспособление организмов к сре­де обитания.

Чем ближе они к идеальному варианту, тем более красивыми кажутся нам животные и растения.

В разряд некрасивых («страшных», «противных») обычно по­падают три категории организмов: те, кого мы боимся (черви, пиявки, змеи); те, кого мы вынуждены уничтожать по сообра­жениям гигиены или как вредителей сельского хозяйства (та­раканы, мухи, пауки, клопы, крысы, мыши), и те, кто в нашем представлении ассоциируются с отрицательными сказочными персонажами (Баба Яга ест мышей, лягушек и жаб).

На самом деле все эти животные красивы.

Естественный отбор «трудился» над ними в течение миллионов лет эволюции, и в ре­зультате сформировались существа очень гармоничные, хорошо приспособленные к условиям своего обитания и, следовательно, с биологической точки зрения очень красивые. Дети за время пре­бывания в детском саду должны научиться видеть красоту всех живых организмов и не делить на красивых и некрасивых.

По-иному воспринимаются нарушения внешнего вида больных и калек. Они на самом деле некрасивы — некрасивы в том смысле, что плохо приспособлены к среде обитания, следова­тельно, негармоничны. Так, растения, растущие на неудобренной почве, имеют мелкие бледно окрашенные листья, уродли­вые цветы, деформированные плоды.

У больного животного сле­зятся глаза, выпадает шерсть, выпирают кости. Так же выглядит и голодающее животное.

По отношению к таким объектам вос­питатель должен стремиться вызвать не отвращение, а сочув­ствие, научить видеть за уродством страдание и, что самое главное, должен сформировать у детей желание сделать чудо — путем заботливого ухода превратить некрасивое в красивое.

В этом отношении показателен опыт детских учреждений Гер­мании. Здесь широко практикуется воспитание детей-инвалидов в обычных детских садах. После глубокого изучения проблемы там сочли необходимым отказаться от специализированных уч­реждений для дефективных детей. Это оказалось полезным и для инвалидов, и для здоровых.

У первых облегчается задача социаль­ной адаптации, у вторых вырабатываются такие качества, как за­ботливость, умение своевременно прийти на помощь, формиру­ются практические навыки по уходу за больными.

В отсутствие ребенка-инвалида дети и педагоги часто обсуждают между собой вопрос: «Хорошо ли ему с нами? Все ли мы делаем, чтобы ему было хорошо?» Такая практическая деятельность намного полез­нее, чем десятки рассказов и бесед на морально-этические темы.

6. Часто встречающиеся представления о том, что объекты на­блюдения должны соответствовать возрастным особенностям детей, в подавляющем большинстве случаев несостоятельны. Напри­мер, нельзя говорить, что голуби и золотые рыбки соответству­ют одному возрасту, а воробьи и гурами — другому.

Программа экологического образования дошкольников построена по кон­центрическому принципу. Это значит, что к одному и тому же объекту приходится возвращаться многократно и каждый раз добавлять к известным знаниям что-то новое.

Например, ребе­нок первого года жизни будет с удовольствием рассматривать голубей, сидя на руках у взрослого; в два-три года он научится отличать голубей от других птиц; еще через год впервые начнет подкармливать крошками хлеба; в средней и старшей группах изучит повадки и поведение; в подготовительной заинтересуется механизмами полета, вопросами охраны природы.

Таким образом, за редким исключением, нет и не может быть никаких возрастных ограничений в демонстрации тех или иных объектов. В прямой же зависимости от возраста находят­ся понятия, которые могут быть сформированы у детей с помо­щью тех или иных объектов. Чем старше ребенок, тем более сложными понятиями он способен овладеть.

Рекомендации по организации занятий

1. Старайтесь показать детям привлекательность четкого начала занятий, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило все мень­ше времени.

2. Начинайте занятие энергично. Занятие должно проходить так, чтобы каждый ребенок от начала до конца был занят де­лом.

3. Помните: паузы, медлительность, безделье — бич дисцип­лины.

4. Увлекайте детей интересным содержанием материала, ум­ственным напряжением. Контролируйте темп занятия.

5. Дайте возможность ребятам почувствовать свою причаст­ность к открытиям.

Из памятки на столе учителя

…………… ……….. …….

Избегайте шаблонного начала занятий: «Тук-тук! Кто к нам пришел? Кукла Катя!» (варианты — Незнайка, Мишка, Карлсон; «Сегодня у нас будет необычное занятие. Я загадаю за­гадку, а вы отгадайте» и т.п.).

литература

1. Аралбаева Р.К., Когутенко Н.К Развитие словаря ребенка трех и четырех лет на системном содержании знаний // Тез. респ. науч.-метод, конф. «Психолого-педагогические проблемы фор­мирования личности в дошкольном возрасте». Алма-Ата, 1990.

2. Выготский JI.C. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982—1984.

3. Запорожец А.В. Значение периодов детства для формиро­вания детской личности // Хрестоматия по психологии: Учеб. по­собие для студ. пед. ин-тов / Сост. В.В. Мироненко. 2-е изд. М., 1987.

4. Иванова А.И. Программа экологического образования до­школьников «Живая экология». Новокузнецк, 1999.

5. Иванова А.И. Структура знания и ее преобразование в он­тогенезе. Новокузнецк, 1999.

6. Иванова А. И. Основные принципы организации экологичес­кого образования дошкольников // Антропоэкологические под­ходы в современном образовании. В 2 ч. Ч. 1. Новокузнецк, 1999.

7. Коменский Я.А. Материнская школа // История дошколь­ной зарубежной педагогики: Хрестоматия. М., 1974.

8. Коменский Я.А. Мир чувственных вещей в картинках // Там же.

9. Локк Дж. Мысли о воспитании // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. М., 1974.

.10. Манасеина М.М. О воспитании ума (до 8 лет) // Антоло­гия педагогической мысли России второй половин XIX — нача­ла XX вв. / Сост. П.А. Лебедев. М., 1990.

11. Песталоцци И.Г. Дневник Песталоцци о воспитании сына / / История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия. М., 1974.

12. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей. Там же.

13. Песталоцци И.Г. Метод. Памятная записка Песталоцци. Там же.

14. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.; Л., 1932.

15. Поддъяков И. Сенсация: открытие новой ведущей дея­тельности // Педагогический вестник. 1997. № 1. С. 6.

16. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева. М., 1985.

17. Роттенберг В. Мозг и мышление: «Я» в поисках «Я» // Знание — сила. 1984. № 12. С. 38—39.

18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989.

19. Руссо Ж. -Ж. Юлия, или Новая Элоиза // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. М., 1974.

20. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. Там же.

21. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду / Под. ред. Р.А. Курбатовой, Н.Н. Поддъякова. М., 1984.

22. Эфруси П.О. Мир восприятий и мышление ребенка // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1980.

Предисловие

Детское экспериментирование как метод обучения

Характеристика понятийного ряда

Связь детского экспериментирования с другими видамидеятельности

Классификация наблюдений и экспериментов

Демонстрационные наблюдения и эксперименты

Фронтальные наблюдения и эксперименты

Особенности естественно-научных и экологическихэкспериментов

Требования, предъявляемые к объектам работы

Особенности детского экспериментирования

Методические требования к подготовкеи проведению экспериментов

Решение экспериментальных задач

Соблюдение правил безопасности

Типичные недостатки при организации экспериментов

Особенности экспериментированияв разных возрастных группах

Структурно-логическая схема формирования навыковэкспериментирования в дошкольном возрасте

Литература

ПРОГРАММЫ ДОУ

А.И. ИВАНОВА

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ

Наблюдения и эксперименты в детском саду

Методическое пособие 2-е издание

УДК 373

ББК 74.100.5

И21

Рецензенты:

Н.П. Масленникова, доцент кафедры биологии и валеологии Новокузнецкого института повышения квалификации;

JI.E. Крепышева, заместитель заведующей по учебно- воспитательной работе детского сада № 249 г. Новокузнецка.

Иванова А.И.

Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 56 с. (Программы ДОУ).

ISBN978-5-9949-0268-4

В пособии изложены основные требования, которым должны соответствовать экологические и естественно-научные эксперименты, организуемые с детьми первых семи лет жизни.

Предназначается для работников дошкольных учреждений, а также для студентов факультетов дошкольного воспитания педагогических институтов и колледжей.

Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

К.Е. Тимирязев

ПРЕДИСЛОВИЕ

Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образ­ным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практиче­ских.

Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно-научного и экологического образования.

Для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.

На сегодняшний день методика организации детского экс­периментирования разработана неполно.

Это обусловлено многими причинами: недостаточной теоретической проработанностью воп­роса, нехваткой методической литературы и — что самое глав­ное — отсутствием направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детс­кого экспериментирования в практику работы дошкольных уч­реждений.

Настоящее пособие ставит своей целью ликвидацию некото­рых имеющихся в этой области пробелов и привлечение внима­ния педагогов к данному методу обучения.

Оно должно дать практическим работникам детских образовательных учрежде­ний, а также студентам высших и средних специальных учебныхзаведений первичные представления об особенностях орга­низации экспериментирования с детьми первых семи лет жизни.

В пособии описаны имеющиеся в литературе и выявленные в ходе собственных исследований общие закономерности дет­ского экспериментирования, освещены особенности естественно­научных экспериментов, раскрываются основные методические требования к организации экспериментов в дошкольных учреж­дениях, а также прослеживается возрастная динамика становлениянавыков экспериментирования с первого года жизни до по­ступления детей в школу.

Пособие должно помочь педагогам:

— понять роль и места детского экспериментирования в об­щей системе человеческих знаний;

— овладеть методикой руководства экспериментаторской дея­тельностью детей дошкольного возраста;

— увидеть отличия детского экспериментирования от экспе­риментирования школьников и взрослых;

— познакомиться с требованиями, предъявляемыми к объектам экспериментирования;

— научиться самостоятельно планировать эксперименты и подбирать их тематику;

— контролировать соблюдение детьми правил безопасности.

Поскольку данное пособие является одной их первых попы­ток систематического изложения сведений о детском экспери­ментировании, оно не может быть свободным от недостатков. Автор будет искренне признателен всем, кто сочтет возмож­ным высказать замечания и конструктивные предложения, на­правленные на совершенствование обсуждаемого метода раз­вития личности ребенка.

Источник: https://cyberpedia.su/17xfdfc.html

Проект «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания»

Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое

Наталья Рябова
Проект «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания».

В наши дни экологические проблемы как никогда, являются наиболее актуальными. Поэтому основы экологического воспитания должны закладываться в самом раннем детстве нами – дошкольными работниками.

Нам необходимо постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к природе. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

В связи с этим я считаю, что метод экспериментирования является эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира. Занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребёнка.

Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребёнка с природой и для посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

ПРОТИВОРЕЧИЯ. *Между традиционным решением проблемы экологического воспитания дошкольников и необходимостью создания условий для самовыражения и самореализации ребенка.

* Между необходимостью развития детского экспериментирования, как метода экологического воспитания, и отсутствием системы организации работы по внедрению его в практическую деятельность.

Проблема.

Как сохранить равновесие между необходимостью экологических знаний и методами их получения?

Цель проекта. Создание условий для формирования основ целостного мировидения ребёнка дошкольного возраста средствами эксперимента.

Задачи проекта.

1. Развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств (символов, моделей, условных знаков, схем и т. д.)

2. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.

3. Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, ставить цель, планировать свои действия и делать выводы.

4. Приобщать детей к красоте окружающего мира.

5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

6. Привлекать родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.

Новизна. В проекте использовала творческий  метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.

Экологическое экспериментирование развивает реальные представления детей о различных сторонах изучаемого объекта, даёт возможности для детей и педагога выполнять  общее дело.

Знания, добытые детьми самостоятельно, путём экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребёнок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые,всё более сложные,цели.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап.

*Повышение собственной профессиональной компетентности (Интернет-ресурсы, ППО).

*Обеспечение воспитательно— образовательного процесса методическим материалом.

*Разработка перспективного плана по внедрению в практическую повседневнуюu000bдеятельность детей опытов и экспериментов, разработка конспектов по НОД с элементами экспериментирования.

*Обогащение предметно-развивающей среды (обновление и пополнение уголка природы, подборка детской литературы экологического содержания,экологических дидактических игр, организация мини-лаборатории, кружка «Юные экспериментаторы», создание огорода на окне).

*Разработка диагностического материала.

*Проведение диагностики детей (Выявление уровня развития экологической воспитанности детей, навыков экспериментирования).

*Анкетирование родителей «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома» .

*Педагогическое просвещение родителей: консультации «Зелёный мир на окне», «Игры для детей по экологии», «Методы экологического воспитания детей дошкольного возраста», «Игры с песком и водой», «Безопасность наших детей, через ознакомление с правилами работы в мини-лаборатории», «Маленькие экспериментаторы».

* Планирование экологических акций, творческих выставок.

*Консультирование педагогов.

Основной этап.

* Проведение бесед «О чём рассказал корень», «Красная книга природы», «Что нужно растению для жизни?», «Меры безопасности при экспериментировании», «Человек украшает Землю».

*Ознакомление детей с детской литературой экологического содержания: Д. Мамин-Сибиряк «Лесная сказка»; Шорыгина Т. А. Стихи и сказки о родной природе; Е. Чарушин, В. Бианки.

* Знакомство детей с экологическими дидактическими играми «С какого дерева листочек?», «Отгадай,что за растение», «Мои зелёные друзья», «Научи Мишку мыть растение», «Вершки и корешки», «Ходят капельки по кругу».

*Проведение творческих выставок: «Чудеса своими руками», «Природная мастерская», «Сделаем мир прекраснее!», «Подарки осени», «Осенний букет».

*Фотовыставка «Экспериментировать-здорово

*Непосредственная образовательная деятельность: «Земля – наш общий дом»,

«Поможем Незнайке вылепить посуду», «Почему растаяла Снегурочка?», «Дежурство в уголке природы», «Мир комнатных растений», «В гости к деду Природоведу».

*Экологические акции :«Ёлочка – зелёная иголочка», «Берегиня», «День Земли», «Берегите птиц!», «Расти, дубок», «Сделаем планету чистой».

*Развлечения «Солнечные зайчики», «Праздник воздушных шариков», «День цветов».

*Работа кружка «Юные экспериментаторы»: опыты в мини –лаборатории, «Огород на окне», работа в цветнике, в уголке природы, проекты «Наше дерево», «Огород круглый год», «Расти, росток»

*Экологическая мастерская для педагогов ДОУ.

Обобщающий этап.

*Диагностика и мониторинг качества экологического воспитания детей.

*Оценка эффективности работы с родителями:

Оформление тематической ширмы «Войди в природу другом», практикум для родителей «Домашняя мини-лаборатория», родительское собрание «Роль семьи в развитии интереса ребёнка к опытно-экспериментальной деятельности».

*Подведение итогов работы:

Праздник экологической сказки – драматизация сказки «Одуванчик»; участие детей в Интернет – конкурсах (в Международном творческом конкурсе «Маленькой ёлочке холодно зимой», конкурсе детских поделок); Мастер – класс для педагогов ДОУ, обобщение результатов проекта и представление их коллегам. Презентация проекта на педсовете.

Планируемые результаты. *Дети: у детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе. Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней. У детей разовьётся интерес к явлениям и объектам природы. Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

*Педагоги: приобретут новый опыт работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повысится профессиональное мастерство в области экологического образования дошкольников. Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

* Родители: повысится уровень экологических знаний и экологическая культура родителей, родители поймут необходимость экологического воспитания детей. Родители станут активными участниками экологических мероприятий, совместно с педагогами и дошкольниками образуют единое воспитательно-образовательное пространство.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

Дети приобрели опыт самостоятельной деятельности, опыт исследовательской работы, новые знания, умения и навыки.

Дошкольники:

*проявляют устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;

*выдвигают гипотезы, предположения, находят способы их решения, предоставляют

доказательства;

*самостоятельно планируют предстоящую деятельность; осознанно выбирают предметы и

материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и

назначением; помнят о цели работы на протяжении всей деятельности;

*проявляют инициативу и творчество в решении поставленных задач;

*в диалоге со взрослыми поясняют ход деятельности; доводят дело до конца;

*устанавливают разнообразные временные, последовательные, причинные связи;

*делают выводы о результате проведённых исследований;

*дети стали добрее, научились сопереживать;

*овладели навыками ухода за растениями;

*научились любить родную природу, бережно относиться к ней.

Выводы. Реализация проекта, его результаты позволяют говорить о правильности выбора активного экспериментирования как метода экологического воспитания дошкольников.

Элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное — познавательное и игровое — занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребёнка данной деятельности. В результате закреплённые в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Занятия с элементами экспериментирования в окружающем мире являются хорошей базой для саморазвития детей.

Практическая значимость. Данный опыт работы используется педагогами нашего филиала, может быть использован педагогами других дошкольных общеобразовательных учреждений, учреждениями дополнительного образования.

Перспектива- разработка презентационных материалов, распространение опыта работы на районном уровне;

методическое оформление инноваций, дающих возможность их массового использования;

разработка и реализация других педагогических проектов экологической направленности.

Информационные источники.

Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.:ТЦ Сфера, 2004.

2. Иванова А. И. Программа экологического образования дошкольников «Живая экология». М. ,2006.

3. Волостникова А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. М. ,1994.

4. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М: Мозаика-синтез, 2012.

5. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. -М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.

6. Соломенникова О. А. Диагностика экологических знаний дошкольников. Дошкольное воспитание. Ежемесячный научно-

методический журнал, — 2004. — № 7.

7. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений. М6 Мозаика-Синтез, 2010.

8. Дыбина О. В. Неизведанное рядом:занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: Сфера,2005.

9. Аксёнова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. М. ,2008.

10. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. ТЦ «Учитель»Воронеж,2004.

11. Давыдов В. В. Психология. М.:Академия,1999.

12. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. С-П «Детство- Пресс»,2001.

12. Интернет ресурсы: sh-sad.morshr@mail.ru

http://www.maam.ru/

http://68cdo.ru/ipk_mediawiki/index.php

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-detskoe-yeksperimentirovanie-ka-metod-yekologicheskogo-vospitanija.html

Сборник опытов по экологии. В помощь воспитателям

Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое

Алена Попова
Сборник опытов по экологии. В помощь воспитателям

«…логика природы есть самая доступная и полезная логика для детей.»

К. Ушинский

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Если вы желаете, чтобы ваши воспитанники бережно, заботливо, гуманно относились к природе, постарайтесь те знания, которые дети получают на занятиях по ознакомлению с миром природы и по экологии подкреплять в опытах и экспериментах.

Для каждой возрастной группы ДОУ (средней, старшей, подготовительной) даются подробные сценарии опытов и экспериментов по экологическому воспитанию дошкольников.

Пособие адресовано воспитателям ДОУ и родителям дошкольников.

Цель:. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы.

Задачи:

Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.

Развивать мелкую моторику и тактильною чувствительность,учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

Научить детей исследовать жидкие и твёрдые тела (вода, песок, камни, воздух) в разных их состояниях

Через игры и опыты научить детей определять физические свойства различных тел (вода, песок, воздух)

Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования

Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой

Продолжать учить любоваться красотой летней природы

Укреплять здоровье детей, используя естественные природные факторы (вода, солнце, воздух)

Опыт «Солнце высушивает предметы»

Цель: наблюдать за способностью солнца нагревать предметы.

Ход опыта: повесить на солнечном участке кукольное белье, понаблюдать, как быстро оно высохнет; намочить песочек в песочнице и понаблюдать, как за время прогулки он высохнет. Потрогать кирпичи, из которых выстроено здание детского сада, на солнечной и теневой сторонах.

Вывод: солнце нагревает предметы.

Опыт «Буря»

Цель: доказать, что ветер – это движение воздуха.

Ход опыта: дети делают парусные кораблики. Опускают их в емкости с водой. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Большие корабли тоже движутся благодаря ветру.

Вопросы: Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер сильный? (Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее кораблекрушение.)

Вывод: ветер – это движение воздуха.

Опыт «В почве есть воздух, в воде несть воздух»

Цель: закреплять представления о том, что в почве и воде есть воздух.

Ход опыта: взять два стакана с водой. Бросить в один стакан кусочек почвы. На поверхности появятся пузырьки воздуха. Взять другой стакан и соломинку: один конец соломинки опустить в воду, а в другой осторожно подуть.

Вывод: мы выдохнули воздух, он виден в воде в виде пузырьков.

Опыт «Воздух невидим»

Цель: познакомить со свойствами воздуха

(не имеет определенной формы. Распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха); развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперементирования.

Ход опыта: воспитатель предлагает взять (последовательно) ароматизированные салфетки, корки апельсина, чеснок и почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Вывод: воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.

Опыт «Летающие семена»

Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.

Ход опыта: Дать детям по одному «летающему» семени. Предложить поднять руки как можно выше и одновременно выпустить оба семени из рук (например, фасоль и семена клена, березы).

Вывод: семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает семенам перемещаться.

Опыт «Какое значение имеет размер семян?»

Цель: показать, что чем больше и толще семя, тем лучше его всхожесть.

Ход опыта: Дети берут много семян подсолнечника и выбирают из них самые крупные и самые мелкие (в качестве мелких нужно брать щуплые, недоразвитые, незрелые и усохшие семена).

Кладут в баночки для проращивания с влажными салфетками. Семян должно быть равное количество. Периодически наблюдают за всходами в разных баночках.

Спустя неделю дети внимательно рассматривают и подсчитывают, сколько семян проросло в каждой баночке.

Вывод: всхожесть крупных, тяжелых, полновесных семян намного выше, чем мелких и легких: среди последних многие семена не прорастут. Из крупных семян развиваются сильные молодые растения, из мелких –маленькие и слабенькие; крупные прорастут в первые 1-2 дня, а прорастание мелких растягивается на несколько дней.

Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры»

Цель: выявить зависимость состояния почвы от погодных условий.

Ход опыта: В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать ее руками: теплая (ее нагрело солнце,сухая (рассыпается в руках, цвет (светло-коричневая). Педагог поливает землю из лейки, предлагает опять потрогать ее, рассмотреть (земля потемнела, она стала мокрой, липкой, склеивается в комочки; от холодной воды почва стала холоднее).

Вывод: изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы.

Опыт «Наблюдение за пауком»

Ход опыта: Рассматривание паучка через лупу: как он выпускает нить; подбегает к месту ее прикрепления; откусывает, и, подбирая свои ножки, пускается в путь.

Опыт «Уличные тени»

Цели: показать детям, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.

Ход опыта: Рассматривание теней. Когда появляется тень? (когда есть источник света). Что такое тень, почему она образуется? (Это темное пятно: тень образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее.)

Вывод: тень появляется при наличии света и предмета; очертания предмета и тени схожи; чем выше источник света, тень короче тень; чем прозрачней предмет, тем светлее тень.

Опыт «Движение воздуха»

Цель: показать, что можно почувствовать движение воздуха.

Ход опыта: Предложить детям помахать рукой у лица. Каково ощущение? Подуть на руки. Что почувствовали?

Вывод: воздух не невидимка, его движение можно почувствовать, обмахивая лицо.

Опыт «Таяние снега»

Цель: познакомить детей со свойствами снега.

Ход опыта: Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. От комнатной температуры снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

Вывод: снег под действием температуры тает, превращается в воду.

Опыт «Прозрачность льда»

Цель: познакомить со свойствами льда.

Ход опыта :В прозрачную емкость необходимо положить мелкие предметы, залить водой и поставить на ночь за окно, утром рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие предметы.

Вывод: предметы видны через лед, потому что лед прозрачен.

Опыт «Уличные тени от фонарного света»

Цель: показать на опыте, как образуется тень; рассмотреть зависимость тени от источника света и предмета, их взаиморасположение.

Ход опыта: Когда появляется тень? (когда есть источник света). Что такое тень, почему она образуется? (Это темное пятно: тень образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее.)

Вывод: тень появляется при наличии света и предмета; очертания предмета и тени схожи; чем выше источник света, тень короче тень; чем прозрачней предмет, тем светлее тень. Тень может образовываться не только от Солнца, но от любого источника света.

Опыт «Определение чистоты снега»

Цель: учить определять чистоту снега.

Ход опыта: Набрать во время прогулки снег в белую чашку или на белое блюдечко. В помещении снег растает, и на дне блюдца останется грязная вода.

Опыт «Зависимость состояния воды от температуры воздуха»

Ход опыта: В две банки налить одинаковое количество воды.

Одну банку утром вынести на улицу, вода в ней замерзнет или покроется корочкой льда, другая останется в помещении, вода в ней теплая, комнатной температуры.

Измерить температуру воздуха на улице, затем в помещении. Определить причины замерзания воды. В каком состоянии бывает вода? (лед- твердое, вода- жидкое, пар – газообразное).

Опыт «Замерзание воды»

Цели: развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостью; закреплять знания о свойствах воды.

Ход опыта: Где вода быстрее замерзнет: на подносе или в ведерке? Объяснить, почему на подносе вода замерзнет быстрее.

Опыт «Свойства снега»

Цель: продолжить знакомство со свойствами снега.

Ход опыта: В морозный день предложить детям вылепить снежки. Какой снег? (Белый, пушистый, холодный, плохо лепится.) Принести снег в группу и снова предложить детям слепить снежки. Почему снег стал липким? (Снег немного подтаял).

Опыт «Таяние и замерзание воды»

Цели: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать; уметь устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Ход опыта: Двум детям (один в рукавицах, другой-нет) предложить взять кубик льда, и наблюдать, как лед растает и превратится в воду. Сравнить, у кого быстрее растаял лед: кто держал его в рукавичках или голыми руками? Найти причину таяния льда в разной скорости таяния.

Вывод: лед тает, превращается в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лед тает быстрее, а в рукавичках медленнее, потому что рукавички разъединяют тепло рук и холод.

Опыт «Зависимость состояния воды от температуры»

Цель: закреплять представление о том, что превращение воды в лед зависит от температуры воздуха.

Ход опыта. С помощью формочек сделать с детьми ледяные украшения повесить их на участке, несколько украшений принести в группу и понаблюдать обратный процесс.

Вывод: вода под воздействием температуры может переходить из одного состояния в другое.

Опыт «Вода и снег.»

Цель: закрепить знания о различных состояниях воды.

Ход опыта. Внести в группу снег и лед – где вода быстрее растает? В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье- лед.

Вывод: рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лед растает последним.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/sbornik-opytov-po-yekologi.html

Проект

Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое

Инфоурок › Другое ›Презентации›Проект «Экологические эксперименты в детском саду»

Важно! Узнайте, чем закончилась проверка учебного центра «Инфоурок»? ✖

.

Запустите файл

1. Сохраните файл

2. Кликните на скачанный файл

3. Нажмите Запустить

1. Кликните на значок ↓

2. Появится файл, дважды кликните на него

1. Нажмите Сохранить

2. Кликните на значок ↓

3. Появится файл, кликните на него

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайдОписание слайда:

Проект: «Экологическое эксперименты в детском саду»

2 слайдОписание слайда:

Актуальность Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно- образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических.

Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно- научного и экологического образования.

Для того, чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.

3 слайдОписание слайда:

Объект исследования: Организация экологических экспериментов и наблюдений в учебно- воспитательном процессе детского сада, старшая группа. Предмет исследования: Методы детского экспериментирования в обучении и воспитании, развитии ребенка.

4 слайдОписание слайда:

Цель проекта: 1 Использование в учебно- воспитательном процессе методы экологического экспериментирования. 2. Активизировать мыслительные процессы, формировать реальные представления детей о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

5 слайдОписание слайда:

Задачи по реализации проекта: 1. Теоретическое обоснование метода экологического экспериментирования 2 Изучить методики организации экологических экспериментов. 3.Формировать основы естественно- научных и экологических понятий через экспериментирование 4. Развивать творческие способности и трудовые навыки. 5. Укрепить здоровье детей за счет повышения общего уровня двигательной активности.

6 слайдОписание слайда:

Срок выполнения проекта: 2007-2017г. Организация- разработчик проекта: МАДОУ «Хээлер» г. Чадан Дзун- хемчикского кожууна. Участники проекта: воспитанники детского сада Воспитатели Родители

7 слайдОписание слайда:

Прогноз результатов: 1. Разработать методику организации детского экспериментирования при осуществлении естественно- научного и экологического образования и воспитания. Создание учебных планов, образовательных программ, учебных пособий по экологическому экспериментированию

8 слайдОписание слайда:

Методические требования к подготовке и проведению экспериментов 1. Случайные наблюдения и эксперименты 2. Плановые наблюдения и эксперименты 3. Эксперименты как ответ на детские вопросы

9 слайдОписание слайда:

План кружка «Юный эколог» № Темы Количество 1 Фенологические наблюдения за погодой Ежедневно 2 Наблюдения по временам года ежедневно 3 Экологические традиции и обычаи С родителями февраль 4 Древо родословной семьи Декабрь 5 Наблюдение за водой Сентябрь 6 Наблюдение за снегом Ноябрь 7 Наблюдение за паром Сентябрь 8 Эксперимент «Как образуются облака?» Январь 9 Можно ли пить талую воду? Март

10 слайдОписание слайда:

Цикл наблюдений за водой, снегом «Какая вода льется из крана?» «Как из снега получить воду?» Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом «Снег – он какой?» «Можно ли пить талую воду?» «Если воду замораживать…» Цикл наблюдений за водой, снегом, паром «Что такое пар и когда его можно увидеть? «Пар не всегда можно увидеть?» «Как образуются облака?» «Когда из чашки и из тарелки с едой идет пар, когда нет?» «Что бывает с паром при охлаждении?» «Снежинки очень красивы» «Зимние узоры на окне» «Следы на снегу»

11 слайдОписание слайда:

Опыт- эксперимент «Как образуются облака?» Цель: Развитие способности ребенка концентрировать внимание за образованием облаков Учить детей наблюдать за образованием облаков Формировать представление об облаках Систематизировать знания детей о сезонных изменениях природы Материал и оборудование: стеклянная банка с горячей водой,металлический лоток,кубики льда, рисунки облаков.

Эксперимент: Налить немного горячей воды в большую стеклянную банку Наблюдать за водяным паром,поднявшейся от воды Накрыть банку сверху металлическим лотком с кубиками льда Наблюдение за соприкосновением водяного пара с холодным воздухом под лотком и превращением в капельки воды Вывод: Облака образуются из крошечных капелек, в которые превращается водяной пар, охлаждаясь высоко в небе

12 слайд 13 слайдОписание слайда:

Исследовательская работа воспитанника старшей группы Ондар Дайынчы «Фенологические наблюдения»

14 слайд 15 слайдОписание слайда:

Результаты фенологических наблюдений: Сентябрь: ясно 11 пасмурно 5 облачно 6 дождливо 8 Октябрь: ясно 14 пасмурно 9 облачно 3 дождливо 1 снег 1 Ноябрь: ясно 14 пасмурно 10 облачно 5 снег 1 Декабрь: ясно 10 пасмурно 11 облачно 7 снег 3

16 слайдОписание слайда:

Вывод: с сентября по декабрь 2008 года всего 122 дней. Из них: Ясно 49 Пасмурно 35 Облачно 21 Дождливо 9 Снег 8 Из этого мы сделали вывод, что за этот отрезок времени преобладала ясная погода, хотя и было много пасмурных, облачных дней, осадков было мало (почти не было).

17 слайдОписание слайда:

Экологическая тропа Ясли-сад «Хээлер» Камушки Речка 40 м Кустарники 5 м Зона отдыха 500 м Фитоогород 495 м Птичьи гнезда 150 м Лужайка 300 м

18 слайдОписание слайда:

Ыдыктыг Устуу- Хурээвис Оршээ, оршээ!

19 слайдОписание слайда:

Экологическое образование и воспитание — особая образовательная область, призванная формировать экологическую ответственность каждою человека.

Экологическая ответственность означает понимание человеком своей меры свободы в отношениях с окружающей средой, границы которой определяются законами устойчивости и саморегуляции природных, систем.

В настоящее время с особенной остротой возникает трудноразрешимые обществом экологические проблемы: загрязнение, атмосферы, воды, почвы, захламление окружающей среды, исчезновение и уничтожение растений и животных.

Разработка природоохранных мер и законов, создание Красных книг разных уровней, которые, тем не менее, не могут остановить или изменить ситуацию — картины современногообщества. Происходит разрушение собственной среды обитания и тем самым разрушение нравственной ценности человека.

20 слайдОписание слайда:

Цель и задачи экологической нравственности В начальном этапе, изучение экологии предусматривает знакомство с окружающим миром — это радостная пора открытий многообразия, красоты и ритма окружающей нас среды.

Занятия и наблюдения должны вовлекать детей в изучение разнообразия проявления природы так, чтобы дети получали о этого радость и чтобы у них формировалось положительное отношение к себе и своему окружению.

21 слайдОписание слайда:

Дошкольники должны знать: -что изучает экология: -что окружающая среда есть среда обитания живых организмов и человека; -истоки и традиции семьи; -понятие рода, племена, родоплеменных групп, родовых земель; -экологические традиции и обычаи родоплеменных групп: -основу хозяйства семьи, кочевников в гармонии с окружающей средой; -разнообразие живых организмов в окружающей среде; -приспособления растении и животных к среде обитания; -потребности и желания человека по отношению к окружающей среде: -этику поведения в семье и в природе,

22 слайдОписание слайда:

Дошкольники должны уметь: -отличать естественные и искусственные среды обитания; -составлять древо родословной семьи, рода; -проявлять чувство причастности и ответственности к экологическим проблемам ближайшего окружения; -ухаживать за домашними животными, комнатными и культурными растениями; -распознавать объекты природы; -самостоятельно вести фенологические наблюдения за жизнью растений и животных в ближайшем окружении; -соблюдать этику поведения в природе в соответствии с традициями и обычаями: -соразмерять потребности и желания без ущерба окружающей среде: -воплощать свои впечатления об окружающем мире в различных видах творчества.

23 слайдОписание слайда:

Фиксирование результатов: Теоретические обоснование метода экологического экспериментирования: «Особенности экспериментирования в старшей возрастной группе» «Методические требования к подготовке и проведению экспериментов» «Структурно-логическая схема формирования навыков экспериментирования в дошкольном возрасте» Создание экологической тропы 5. Анкетирование, опрос 6. Исследовательская работа родителей 7. Исследовательская работа детей

24 слайд 25 слайд

Курс повышения квалификации

.

Запустите файл

1. Сохраните файл

2. Кликните на скачанный файл

3. Нажмите Запустить

1. Кликните на значок ↓

2. Появится файл, дважды кликните на него

1. Нажмите Сохранить

2. Кликните на значок ↓

3. Появится файл, кликните на него

https://www.youtube.com/watch?v=GlS6k3Z_Qlc

Общая информация

.

Запустите файл

1. Сохраните файл

2. Кликните на скачанный файл

3. Нажмите Запустить

1. Кликните на значок ↓

2. Появится файл, дважды кликните на него

1. Нажмите Сохранить

2. Кликните на значок ↓

3. Появится файл, кликните на него

Источник: https://infourok.ru/proekt-ekologicheskie-eksperimenti-v-detskom-sadu-385338.html

Scicenter1
Добавить комментарий