ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

Портал педагога |

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

Вакуева Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ «Детский сад № 83»
Населённый пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар
Наименование материала: статья
Тема: «Экологическая сказка как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста»
10.11.2017
Раздел: дошкольное образование

Экологическая сказка как средство экологического воспитания

детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой

личности. В этот период закладываются основы личной культуры.

цель

экологического

воспитания

формирование

начал

экологической

культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к

себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного

происхождения,

которыми

он

пользуется.

Такое

отношение

строится

на

элементарных знаниях экологического характера.

Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды

совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные

формы совмещения с игрой и творчеством.

В

воспитании

экологической

культуры

большую

роль

играют

экологические

сказки.

Сказки

в

экологическом

образовании

являются

средством

обучения,

воспитания

и

развития

ребёнка,

привлечения

его

внимания

к

изучаемому

материалу,

активизация

знаний

и

творческих

способностей.

Именно в экологических сказках удаётся наиболее полно использовать

средства

эмоционального

воздействия

на

ребёнка.

Через

сказки

удаётся

привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости её

охраны, гражданской ответственности.

Целесообразность использования

сказок природоведческого содержания в процессе экологического воспитания

детей

старшего

дошкольного

возраста

обоснована

тем,

что

такая

сказка

содержит

научную

основу,

позволяющую

формировать

соответствующие

действительности

представления

об

отдельных

объектах

и

явлениях

природы, потребностях живых организмов, связях и зависимостях в природе

в многоступенчатой иерархической последовательности и единстве. Сказки о

природе,

в

которых

раскрыты

реальные

научные

факты,

обеспечивают

единство рационального и эмоционального в познании, отвечают характеру

мышления

и

интересам

детей

именно

старшего

дошкольного

возраста.

Чтение сказок и анализ их сюжетов с интересом воспринимается детьми. При

работе

со

старшими

дошкольниками

очень

важно

бережно

относиться

к

сказочному

сюжету:

просто

читать

и

обсуждать

текст,

использовать

сюжетные моменты, поступки и образы сказочных героев для объяснения

материала,

придумывать

театрализованные

и

кукольные

постановки

по

сюжетам сказок, задания в виде рисунков по их мотивам. Известно, что дети

лучше воспринимают и запоминают эмоционально окрашенный материал.

Внимание

детей

привлекают

также

новизна,

необычность

исследуемых

объектов, нестандартный взгляд на привычные предметы. Интерес к теме

рассказа

или

занятия

делает

обучение

более

эффективным.

Уместность

использования сказок в обучении не вызывает сомнений, поскольку любовь к

ним появляется у человека в раннем детстве и сохраняется порой всю жизнь.

Народные сказки во многом «экологичны»: в них нашло отражение

осмысление

человеком

окружающего

мира,

изменение

взаимоотношений

людей со средой обитания. В течение долгого времени люди воспринимали

природу как нечто враждебное, неопознанное, таящее опасность. В мифах и

сказках

народов

мира

леса,

болота

населены

злыми

духами

и

прочими

отрицательными персонажами. Со временем человек всё лучше понимал

природу,

постигал

её

законы,

учился

использовать

ресурсы.

Теперь

он

выражал в сказках не только свою зависимость от окружающей среды, но и

благодарность природе. Например, земля стала называться ласково – матерью

кормилицей.

Правда,

бережное,

уважительное

отношение

к

природе

предполагает,

что

она

отплатит

человеку

тем

же:

удовлетворит

его

потребности

в

пище,

крове.

Чем

старше

становилось

человечество,

тем

активнее оно стремилось покорить природу, взять у неё как можно больше

богатств,

подчинить

своей

воле.

Сказки

впитывали

исторический

опыт

человечества.

Великое множество сказок пришло к нам из глубины веков, когда

зависимость

людей

от

природы

была

явной,

чем

сейчас.

Известный

исследователь фольклора В. Я. Пропп писал, что волшебная сказка уходит

корнями

в

первобытные

времена

и

связана

с

обрядами

инициации,

сопровождающими вступление человека в пору зрелости.

В сказках очень точно подмечены особенности многих животных,

растений,

природных

явлений,

ландшафтов,

описываются

национальные,

культурные традиции и праздники. Произведения такого характера могут

оказать

неоценимую

помощь

педагогу,

работающему

в

области

экологического образования.

Один из авторов статей, посвящённых сказкам, в том числе и

экологическим, — Е. В. Шиков, кандидат биологических наук, так определяет

назначение экологических сказок — научить детей понимать природу и беречь

её. Экологическое воспитание должно начинаться с самого раннего детства и

продолжаться

в

течение

всего

периода

обучения

в

школе.

Для

детей

дошкольного

возраста

наиболее

понятно

изложение

материала

в

форме

сказок, которые побуждают не только ум, но и чувства. Последнее очень

важно. Ребятам важно не столько запомнить экологические понятия, сколько

проникнуться

уважением

ко

всему

живому,

полюбить

природу.

Шиков

акцентирует внимание на том, что основные факты в экологических сказках

должны быть даны правдиво, с научной достоверностью. Вымышлены в них

лишь

события

и

разговоры

между

растениями

и

животными,

которые

помогают детям понять суть происходящего в природе: «Сказки основаны на

вымыслах, но придуманы не для забавы. В них выражены представления

людей о жизни людей и справедливости, они учат жить. Экологические

сказки не исключение».

Л. Н. Ердаков (учёный практик, разработавший курс экологии для

начальной школы) отмечает, что в наше время существует немало литературы

для познания экологии. Сюда можно отнести любую детскую книгу, где в

занимательной форме описана жизнь животных. Много сказок создано Б.

Заходером. К числу экологических — можно отнести и рассказы

В. Бианки. Могут быть полезны и некоторые русские народные сказки, если в

них есть цепь превращений: яйцо в гусеницу, гусеница – в куколку, та – в

бабочку.

Л.

Н.

Ердаков

придумал

экологические

сюжеты

о

похождениях

Экоколобка. По мнению автора, Колобок

— весьма интересный и удобный

персонаж. Он сделан из теста и заведомо не несёт никаких экологических

свойств и специализаций. Такому персонажу свободно можно приписывать

различные особенности и помещать его в разные экологические ситуации.

Так, Экоколобок становится членом многих биоценозов и вступает там во

взаимоотношения с живой и неживой природой. На него воздействует среда,

а он, в свою очередь, как-то её изменяет.

Методика работы с экологическими сказками Т. А. Шорыгиной носит

активный характер. Работа ведётся не в привычном режиме «рассказчик –

слушатель, а побуждает к размышлению и активному действию. В её пособии

даны описания занятий, построенных на анализе поступков героев сказок. В

доступной и увлекательной форме дети усваивают основы экологической

культуры, осознают единство человека с природой, учатся ответственному

отношению к окружающей среде.

Подход к экологической сказке у Г. А. Фадеевой – практический. Сказки,

вошедшие в сборник, призваны образно и доступно объяснить читателю суть

экологических

проблем,

причины

их

появления.

Помочь

осмысленно

воспринимать окружающий мир и изменения, происходящие в нём. Также

они

направлены

на

формирование

бережного

отношения

к

природе.

Составитель сборника считает, что в настоящее время существует немало

литературы для познания экологии. Сюда можно отнести любую детскую

книжку, где в занимательной форме описана жизнь каких-либо

растений,

животных, явлений природы.

В книгу Н. А. Рыжовой (биолога, доктора педагогических наук) вошли

авторские сказки, которые помогают понять природу, взаимоотношения с ней

человека. В занимательной форме произведения книги

знакомят детей с

природными

явлениями,

их

взаимосвязями,

с

некоторыми

понятиями

экологии,

проблемами

влияния

на

природу

и

многими

другими.

Использовать произведения нетрадиционно помогут рекомендации автора,

которые приводятся после каждого текста (вопросы для обсуждения, игры,

экскурсии по теме).

Свои произведения автор рекомендует использовать

всем, кто работает по её программе «Наш дом – природа».

Выбирая сказки для занятий с детьми дошкольного возраста необходимо

тщательно продумывать их содержание. Если для общего развития подходят

любые сказки, то для целей экологического образования следует отбирать те,

которые наиболее точны в определении ценностей. В сказках разных народов

можно найти сведения о природных особенностях тех мест, которые они

населяют. Так, в восточных сказках часто подчёркивается ценность воды, её

роль в жизни человека, а в сказках северных народов – роль солнца.

В

сочинениях

североамериканских

индейцев

отчётливо

ощущается

почтительное отношение к природе, как к живой, так и неживой (например, к

камням, горам, солнцу) природе.

Учитывая интерес к жизни индейцев,

особенно у мальчишек, можно эффективно использовать эти сказки в целях

экологического

образования.

Выразительное

чтение

сказки

оказывает

сильное эмоциональное воздействие на ребёнка. Поэтому важно, чтобы дети

имели

возможность

сразу

же

высказаться

по

поводу

услышанного.

При

чтении

и

обсуждении

сказок

важно

дать

почувствовать

ребёнку,

что

состояние окружающей среды зависит от каждого из нас, в том числе и от

него самого. Можно также использовать свой собственный опыт общения с

природой.

Многие экологические и биологические

понятия помогут

объяснить такие авторы, как Б. Заходер, В. Бианки, Н. Павлова. Их сказки

написаны именно с экологических позиций. Так, сказка Б. Заходера «Кит и

кот» даёт представление о разнообразии сред обитания и приспособленности

к

ним

животных;

«Серая

звёздочка»

учит

бережно

всему

живому,

независимо от их привлекательности для человека.

В старшем дошкольном возрасте дети легко воспринимают объекты

природы на равных, наделяют их чувствами, мышлением, желаниями. Это

очень

важно

с

точки

зрения

воспитания

эмоционального

отношения

к

природе, умения ей сочувствовать, сопереживать. Так,

можно предложить

дошкольникам «превратиться» в деревья, камни, животных, капли воды или

пылинки, а затем пусть они попробуют рассказать, как чувствуют себя в том

или ином образе, в той или иной ситуации, о чём могли бы попросить людей.

Очень эффективно составление писем животным. Ребята «переписываются»

с животными по определённым правилам, воспринимая их равными себе,

умеющими чувствовать. Важно помнить и том, что старшие дошкольники

очень

любят

волшебные

сказки.

Например,

им

можно

рассказать

о

«Волшебнице Воде». Вода в природе бывает самой разной (бьёт ключом из-

под земли, течёт в реках, поднимается в небо облаком, выпадает дождём,

ложится

снегом

на

землю,

замерзает

сосулькой),

значит,

она

умеет

превращаться во что-либо, как волшебница!

Объясняя детям тот или иной материал, полезно в качестве иллюстрации

привести

фрагменты

сказок

(или

попросить

ребят

вспомнить

такие

фрагменты

самостоятельно).

Например,

в

сказках

Г.-Х.

Андерсена

«Дюймовочка» и А. Н. Толстого «Золотой ключик» можно найти описания

водных растений и среды их обитания. В сказке «Дюймовочка» показаны

особенности

внешнего

вида

и

поведение

крота

как

подземного

жителя

(приспособленность к обитанию в почве).

Также в работе с дошкольниками можно использовать сказочных

персонажей. Этот приём обучения помогает объяснить и закрепить материал,

проверить

знания

детей.

Ребята

с

удовольствием

отвечают

на

вопросы

сказочных героев, объясняют то, чему научились сами.

Практически для

любой темы можно подобрать подходящих сказочных персонажей. Например,

при изучении свойств воздуха как среды обитания могут оказать помощь

Карлсон, который живёт на крыше или

Знайка и Незнайка, летавшие на

воздушном шаре.

Важный момент – это информативность экологической сказки. Сказки

не должны быть информативно ёмкими, но не следует и перегружать их.

Иногда достаточно одного, двух предложений для сообщения интересного

факта. Специалисты единодушно сходятся на том, что сказки должны быть

доступны детям, а изложение – отличаться выразительностью. Рекомендуется

использовать традиционные сказочные приёмы и атрибуты, к которым дети

уже привыкли. Или, например, использовать лексику: «жили-были», «за

тридевять земель», «в тридевятое царство, в тридесятое государство», «долго

ли коротко ли», «жить-поживать».

Таким образом, специалисты по отношению к экологической сказке

занимают

разные

позиции.

Одни

пишут

сказки

сами,

другие

ищут

экологическое

содержание

в

уже

написанных,

третьи

знакомят

с

многочисленными

вариантами

использования

экологической

сказки

в

воспитательной и образовательной деятельности, а четвёртые учат сочинять

сказки и взрослых, и детей. А некоторые используют известные сказочные

сюжеты и героев, привнося в них «приметы» сегодняшнего дня. Но все

безоговорочно сходятся на одном – экологическая сказка необходима. Она

безоговорочно

зачислена

в

арсенал

самых

эффективных

средств,

способствующих познанию природы старшими дошкольниками.

Экологические сказки помогают открыть в детях способность тонко

чувствовать окружающий мир, стремиться к добру и красоте.

Использовать сказки можно в работе с детьми при проведении игр,

экскурсий

и

других

экологических

мероприятиях.

Экологические

сказки

являются

прекрасным

средством

обучения,

воспитания

и

развития

детей

дошкольного

возраста.

Целесообразность

использования

сказок

природоведческого содержания в процессе экологического воспитания детей

именно старшего дошкольного возраста обоснована тем, что такая сказка

содержит научную основу (что малышам ещё не доступно), позволяющую

формировать

соответствующие

действительности

представления

об

отдельных объектах и явлениях природы, потребностях живых организмов,

связях и зависимостях в природе. Познакомившись с законами природы,

ребёнок не будет бездумно рвать цветы, разорять гнёзда, обижать животных,

а также загрязнять окружающую среду. Через сказки удаётся

привить не

только

любовь

к

природе,

но

и

осознание

необходимости

её

охраны,

гражданской ответственности, что в наши дни особенно актуально.

Литература:

1.

Будур Н.В. Сказочная энциклопедия. М.: Олма – пресс, 2005. – 608 с.

2.

Рыжова Н.А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки и

праздники – М.; Линка – Пресс, 2002 г. – 192с.

3.

Шорыгина

Т.А.

Зелёные

сказки:

Экология

для

малышей.

М.:

Прометей; Книголюб, 2002. – 104 с. – (Развивающие сказки для детей).

4.

Шиков Е.В. Экологические сказки. Биолог в школе. – 2000 г. — № 3. – с.

32.

5.

Ердаков Л.Н. Экологическая сказка для первоклассников.// Начальная

школа. – 1992, № 11, с 19-22.

6.

Фадеева Г.А. Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов.

– Волгоград: Учитель. 2003г. – 57с.

7.

Лопатина А.А., Скребцова М.В, Сказы матушки земли. Экологическое

воспитание через сказки, стихи и творческие задания. – М.: Амрита –

Русь, 2008. – 256 с. – (серия «Образование и творчество»).

8.

Рыжова Н.А.

«Поиграем в сказку» —

журнал,

«Подписка – 2003».

Перевёртыши. Экологическая сказка.

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=25229

Экологические сказки как средство развития экологического воспитания дошкольников

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

Алёна Бахметова
Экологические сказки как средство развития экологического воспитания дошкольников

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В. А. Сухомлинский писал: «…Сказка неотделима от красоты… благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира…»

К сочинению экологических сказок нас натолкнул проект «Играем вместе» по речевому развитию дошкольников. Основной целью этого проекта было создание родителями совместно с их детьми сказки на любую тему.

Когда мы рассмотрели совместные работы родителей с детьми, то оказалось, что большинство детей создают сюжеты и образы сказок, связанные с живой и неживой природой, т. е. использовали свой личный жизненный опыт и создавали не сказки, а рассказы о животных.

Исходя из этого мы начали создавать экологические сказки, используя следующие формы и методы работы: 1)показ воспитателем какого-либо сюжета с дальнейшим придумыванием сказки совместно с детьми, 2) рассказывание сказки по данному образцу, 3) сочинение сказки по модели, 4) придумывание сказки самостоятельно.

Используя беседы, наблюдения за объектами природы, чтения художественной литературы по данной тематике, конструктивно- продуктивной деятельности, экспериментальной деятельности личный опыт детей постоянно обогащался.

Основной целью экологических сказок является формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста, понимание о единстве и взаимосвязи человека с живой природой, познание окружающего мира, воспитание чувства причастности к благополучию в природе, умение думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранения ее богатства и красоты.

Основными задачами экологических сказок является: 1)развивать экологические знания и умения детей; 2)расширять экологическую культуру поведения; 3)формировать навыки бережного отношения к природе, заботу о ней; 4) воспитывать любовь к природе, видеть красоту окружающего мира в целом; [№1]

Постепенно мы пришли к выводу, что создание экологических сказок возможно не только ситуативно, а имело бы некий спроицированный характер. Экологическая сказка выходила на новый уровень интеллектуального развития детей, где вместо стандартных методов использовалось интерактивное оборудование.

Поэтому в нашей работе по экологическим сказкам мы использовали интерактивное оборудование, в котором можно менять новизну сюжета, использовать необычные персонажи, управлять их действиями и конечным результатом.

Экологические сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления в природе.

Наиболее интересным детям оборудованием является интерактивная песочница. Интерактивная песочница включает в себя уникальные игры для развития детей, которые помогают развитию большого числа важных качеств ребенка.

С помощью технологий дополненной реальности обычный песок превращается в земную поверхность с озёрами и горами, вулканами и долинами, появляются животные, скелеты динозавров и многое другое.

Экологические сказки дают детям возможность изучить географию, строение земли, фигуры, учатся ориентироваться в пространстве, развивают память и логику.

Наша работа по экологическим сказкам на интерактивной песочнице строилась по следующим темам: 1) «Сказочный мир» — где дети сочиняли сказку «Садик для Дюймовочки», они могли изменить ландшафт, построить свою волшебную страну, изменять явления неживой природы.

2) «Времена года»сказка «Братья месяцы», здесь дети могли выбрать любое время года и любой месяц, могли изменить ход событий в живой и неживой природе. 3) «Источники воды»сказка «Как люди речку обидели», там дети заглянули во времена ледникового периода.

4) «Океан» — дети фантазировали с обитателями морских глубин. 5) «Сафари» — дети разыгрывали сказку «У кого шея длиннее», там они изменяли сюжет сказки, где пустыня могла превратиться в тропики.

6) «Вулкан» — с помощью этой функции дети совершили путешествие в центр Земли сказка «Вот труба – над нею дым».

Следующим видом интерактивного оборудования, который мы использовали в работе с детьми является развивающий комплекс: «Творческая мастерская», которая включает в себя следующие виды деятельности: 1) Пальчиковое рисование сказки детьми на панели с подсветкой. Здесь из песка дети придумывали различные сюжеты сказок: «Солнышко в гостях у тучки», «Путешествие колобка» 2) Теневой театр: сказка «Чей дом лучше» где из готовых фигурных форм дети могли создать разнообразные конфигурации на панно.

В развивающем комплексе «Наураша» — в ходе придумывания сказки дети могли сами влиять на рост растений и узнавали, какие факторы для этого им необходимы, сказка «Ходит капелька по кругу», «Приключение маленького цветочка». С помощью определенных датчиков, смарт-доски и проектора экологическая сказка приобретала большую маштабность, наглядность и доступность в построении сюжета.

Одним из нововведений стало рисование песком на стекле. Это увлечение идеально подходит для детей разных возрастов. Комплекс помогает им развиваться в различных направлениях: улучшать память, внимание, моторику рук, пространственное и образно-логическое мышление, совершенствовать творческий потенциал, воображение и восприятие.

Это самое доступное для детей интерактивное оборудование, где при создании образов эко-сказок на песке, дети могли не только изменять яркость и цвет изображений, но и отобразить сюжет любой сказки.

Детьми были проиграны сказки: «Мишка косолапый», «Сказка про тучку», «Травинка -путешественница». [№ 2]

Проводимая нами работа, доказывает, что на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, закладываются начальные формы осознанно правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствию ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, учатся выражать свое эмоциональное отношение к ней.

Природа и человек неразделимы, они составляют единое целое. И от того, что заложено в дошкольном детстве, будет зависеть отношение к окружающей природной среде подростка в школе и во взрослой жизни.

Литература:

1. «Год экологии детям» программа, Материалы научно – практической конференции. — Н. Новгород, 2017. – 361 с.

2. «Не просто сказки, Н. А. Рыжова, Экологические рассказы, сказки и праздники- М., Линка- Пресс, 2002 г. – 192 с.

3. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», Т. М. Бондоренко. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 159 с.

4. «Экологическое воспитание младших дошкольников», С. Н. Николаева, — М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 96 с.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/yekologicheskie-skazki-kak-sredstvo-razvitija-yekologicheskogo-vospitanija-doshkolnikov.html

Экологические сказки как средство воспитания у детей экологической культуры в ДОУ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

Анастасия Боровкова(Горчакова)
Экологические сказки как средство воспитания у детей экологической культуры в ДОУ

По-гречески «экос»«дом», «логос»«наука». Экология — наука о доме, о месте жительства. Наука о доме — для мыши и журавля, для червя и бабочки, для сосны и ландыша. Дом этот очень большой: вся Земля является домом для существ, на ней живущих.

В современном мире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна. Загрязнение окружающей среды, исчезновение растений и животных, занесенных в Красную книгу, заражение водных ресурсов – все это беды, которые человек неосознанно наносит природе.

Чтобы сохранить все богатства природы, нам необходимо воспитывать экологическую культуру наших детей. Воспитание это начинается с раннего детства.

Чтобы привить детям интерес к природе, научить их любить и беречь ее можно использовать множество разнообразных методов, но самый интересный и приемлемый для детей старшего дошкольного возраста, а значит и самый действенный — экологические сказки.

Экологическая сказка даёт возможность детям, благодаря хорошо развитому у них воображению, понаблюдать с детьми за жизнью диких животных или отправиться в сказочное путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство.

На основе знаний, которые получают дети через экологическую сказку, могут быть заложены начальные формы осознанного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие живому и готовность сохранить его, умение видеть красоту природы в разных ее формах, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

В экологических сказках ненавязчиво, в форме игры даются необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, необходимые знания и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок.

Чему же учат экологические сказки?

— познавать окружающий мир;

воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;

— думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.

Главное в любой сказке – это мораль, сказка учит нравственности, доброте.

В сказках, точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, описываются национальные культурные традиции.

Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней. При создании экологических сказок, необходимо учитывать специфику детского возраста. В сказках растения, деревья, горы и животные разговаривают, совершают плохие и хорошие поступки, вызывающие у маленьких слушателей сочувствие, гнев, досаду, нежность и радость. Сказки должны быть доступны детям, а их изложение отличаться выразительностью, при котором могут быть использованы обычные сказочные приемы и известные персонажи. Через экологические сказки дети познают не только живой и не живой мир, но и активизируют словарный запас, развивают фантазию, мышление. При создании «экологических сказок» дети могут сами создавать книжки — малышки, рисовать иллюстрации к ним. Так же дети могут дома с родителями придумывать экологические сказки исходя из опыта общения родителей с природой. Маленький ребенок еще не различает добро и зло. И то и другое могут уживаться, соседствовать в его душе. Научиться ли малыш любить, беречь все живое – будет зависеть от нас, от умения преподнести ему в занимательной форме сложные явления природы.

Волшебный мир сказки знакомит детей с необыкновенными героями Капелька, Родничок, Еловое семечко и их удивительными приключениями «Путешествие капельки», «Родничок зовет на помощь», «Лес – полон сказок и чудес», «Путешествие в страну голубого неба».

Он открывает неведомый для детей мир с его неожиданностями и тайнами.

Простой сюжет, близкие и понятные герои – кузнечик, улитка, поросенок, дорога, в них можно играть, про них можно придумывать разные истории – это и будут те ступени, которые помогают нашим детям погрузиться в смысловую суть сказки.

В ненавязчивой форме, являясь как бы героем сказки, ребенок вместе с синичкой Зинькой узнает тайны животного и растительного мира, о сезонных явлениях природы, временах года, или как промокший кузнечик согревает своей песней сердце продрогшего на холодном ветру цветка, а цветок, раскрыв свой зонтик, прячет кузнечика от дождя. Сколько доброты и человечности в этой маленькой сказке.

Дети, кроме интересных, полезных знаний, могут получить яркие впечатления от глубины, красоты, мудрости, эмоциональной насыщенности экологических сказок.

Использование их в работе, помогает воспитателю обогащать детей знаниями, учит глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы: Как возник мир; Как произошли люди и животные; Какие явления бывают зимой; Что делают разные животные в зимнее время?

Экологическая сказка проходит через различные виды деятельности ребенка. После чтения экологических сказок мы с ребятами строим зоопарки, фермы, домики для животных. Считаем вылупившихся птенцов, и помогаем Водяному очистить воду в озере.

А на прогулке ищем интересные объекты, о которых можно придумать интересный сказочный сюжет, применив полученные знания. Во время этой деятельности дети так увлекаются, что обучение плавно переходит в самостоятельную игровую деятельность, сотворчество родителей и детей – придумывание сказок о животных, птицах, природных явлениях.

Составляя экологические сказки вместе со своими детьми, родители по моим рекомендациям придерживаются основных принципов:

— содержательной основой сказки является познавательно-экологическая, а не развлекательная информация;

— в сказках действуют реальные вещи, предметы, объекты природы, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями (речью, мыслями, поступками и пр.)

— главное — вызвать у детей любовь, интерес, положительное отношение к героям сказки, ведь если малышам будет симпатичен герой, то они легче и лучше усвоят все, что с ним будет связано.

Особенность экологических сказок заключается в том, что все проблемы, приключения героев связаны с познанием реальных предметов, явлений и закономерностей нашего большого мира.

В каждой отдельной истории сказочные персонажи:

— сталкиваются с кем-то или чем-то им неизвестным, и в процессе знакомства открывают для себя много нового;

— попадают в трудную ситуацию и, преодолевая ее, получают много новых сведений;

— встречается с очень интересным собеседником, который в своих рассказах передает новую информацию.

Сегодня я Вам предлагаю к прочтению экологическую сказку «Ослик и цветы» придуманную детьми старшего возраста.

Жил был на свете Ослик. И был у ослика маленький цветущий сад. Росли в том саду цветочки яркие как солнышко. Эти цветочки любили очень пчелки. И боялись вредные насекомые.

Но вот однажды к Ослику в гости пришли друзья, им всем очень понравились цветочки ослика. И каждый захотел сорвать себе по цветочку.

Но тогда Ослик посадил друзей за стол и рассказал почему нельзя рвать цветы:

1. Цветы нельзя рвать, и не потому что Ослику жалко, а потому что цветы являются источником пищи для бабочек и пчелок.

2. Нельзя бегать по газонам и клумбам цветы и травка от этого портятся, а это дом для некоторых насекомых.

3. А еще цветы нельзя рвать потому что, когда сорвёшь цветок, он семян уже не даст, новые цветы уже не вырастут.

Так же Ослик сказал своим друзьям, что если все будут рвать цветы, то на земле не останется не одного цветочка, и больше не будет красоты вокруг. Ослик показал друзьям свои клумбы, где посажены специальные «садовые» цветы, но добавил, что можно их рвать только на праздники.

Придумав сказку об Ослике, дети решили создать книжку – малышку для своих друзей, где они нарисовали не только иллюстрации к сказке, но и нарисовали правила обращения с цветами. Так же обыгрывая небольшие сказки или сюжеты, мои воспитанники в качестве гостей приглашают ребят из других групп.

Ребята оттачивают свои актерские способности, стремятся проявить себя в образе какого-либо персонажа. Ребенку ближе образы экологических объектов, чем человеческие личности и кризис их отношений. Дети с удовольствием изображают цветы под солнцем, деревья на ветру, ведущих разговор птиц и т. д.

Использование экологического сюжета сказок в театрализованной деятельности дошкольников, позволяет сделать этот процесс интересным для детей и потому результативным. Совместная деятельность, как с детьми, так и с родителями в этом направлении способствует тому, что дети моей группы, а также и я принимаем участие в экологических конкурсах.

Проводимая мной работа доказывает, что на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, закладываются начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, учатся выражать свое эмоциональное отношение к ней.

Данный подход является эффективным средством воспитания и обучения, способствующим экологическому развитию дошкольников.

Природа и человек неразделимы, они составляют единое целое. И оттого, что заложено в дошкольном детстве, будет зависеть отношение к окружающей природной среде подростка в школе и во взрослой жизни.

Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Список литературы:

1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста (Текст) – СПБ.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016.

2. Рыжова Н. А. Экологические сказки Для работы с детьми предшкольного возраста Москва Чистые пруды 2008 г.

3. Рыжова Н. А. Экологический проект «Мое дерево» М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА»,ТЦ «СФЕРА» 2006 г, 256 стр., 8 л. ил.

4. www//maam.ru//

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/yekologicheskie-skazki-kak-sredstvo-vospitanija-u-detei-yekologicheskoi-kultury-v-dou.html

Выступление на семинаре

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7 «Теремок»

«Экологическая сказка как метод формирования

экологической культуры воспитанников»

Подготовил:

воспитатель I категории

Шахова С.А.

г. Майкоп 2018г.

Пояснительная записка:
В современном мире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна. Загрязнение окружающей среды, исчезновение растений и животных, занесенных в Красную книгу, заражение водных ресурсов – все это беды, которые человек неосознанно наносит природе.

Чтобы сохранить все богатства природы, нам необходимо воспитывать экологическую культуру наших детей. Воспитание это начинается с раннего детства.

Чтобы привить детям интерес к природе, научить их любить и беречь ее можно использовать множество разнообразных методов, но самый интересный и приемлемый для детей старшего дошкольного возраста, а значит и самый действенный, — экологические сказки.

Цель: развитие личности дошкольника в процессе экологического воспитания через актуализацию имеющегося у детей непосредственного эмоционально-чувственного и литературного опыта путем включения его в процесс понимания экологического содержания сказочного произведения.

 
Задачи: формирование экологической культуры детей. 
В настоящее время стала актуальной проблема экологического воспитания дошкольников. Наш век скоростей и технологий катастрофически не хватает времени остановиться, времени оглянуться вокруг, времени понаблюдать за родной природой.

 Детская черствость, безнравственность и неуважительное отношение ко всему живому — вот результат нехватки общения детей с природой, вот чем это оборачивается впоследствии.

 А экологическая сказка даёт возможность детям, благодаря хорошо развитому у них воображению, понаблюдать с детьми за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, сказочное путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство.

Экологические сказки — сказки, способствующие более осознанному

пониманию детьми природы, природных явлений и формированию у детей

осознанной природоохранной деятельности и навыков рационального

природопользования.

Сказка есть в каждом доме и дети их любят. Сказка привлекает малышей

своей динамичностью, загадочностью, занимательностью событий,

неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки, игры ума.

Вот чем хороши сказки!

С помощью сказки ребенок познает окружающий мир не только умом, но и сердцем, он не только познает , но и выражает свои мысли по отношению к добру или злу, откликается на явления, события , которые происходят при нем. Знакомство с необыкновенными героями помогают детям погрузится в смысловую суть сказки.

Этими волшебными героями являются Капелька, Колобок, Еловое семечко, Родничок, кузнечик, улитка, дорога, поросенок, эти герои открывают для ребенка таинственный мир, который полон неожиданностей, тайн, чудес.

Ребенок, попадая в этот таинственный мир, узнает тайны, чудеса, таинственные превращения, познает все тайны растительного мира, животного мира, знакомится с сезонными изменениями в природе, узнает о временах года, Детская сказка о Колобке, или курочке Рябе, или о Репке превращается в целый спектакль, где один актер разными голосами может изобразить не только волка, медведя, зайца или лису, но и попытается изобразить хитрость, коварство, обман или наоборот дружелюбие, доброту, ласку. У детей нет такой возможности наблюдать за тем, как животные готовятся к зиме. Далеко не все моменты их жизни можно увидеть в природе. Известно, что птицы совершают перелеты в теплые края в основном по ночам. Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению.Дети, живущие в городе наблюдают за поведением и повадками белок, уток в парках и скверах, за поведением и повадками животных в зоопарках, зоосадах, и это хорошо, если они там есть. Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое.Очень важно, чтобы маленькие дети, вступая в огромный непонятный мир, научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный, многогранный, многокрасочный, а мы — частица этого мира. Читая ребенку сказку, вы формируете у ребенка после прослушивания сказки желание увидеть эти явления или объекты природы на прогулке, экскурсии, перенести свои впечатления на бумагу, и сделать что- то самим, чтобы помочь природе. После прослушивания сказок, дети с большим интересом наблюдали за листопадом, искали под опавшими листьями листовичков, копались в песке, ища дождевых червей, которые помогают листовичкам спрятаться на зиму.

Чему же учат экологические сказки?

— познавать окружающий мир;- воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;- думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.

Главное в любой сказке – это мораль, сказка учит нравственности, доброте. 

В сказках, точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, описываются национальные культурные традиции. С помощью сказки дети хорошо усваивают характеристики животных-героев сказок: волк – злой, лиса – хитрая, заяц – трусливый. Очень часто такое представление остается на всю жизнь.

В сказке растения, животные могут разговаривать, играть, веселится, грустить, совершать различные поступки – хорошие и не очень, и этими поступками они вызывают у детей сопереживания, сочувствие, чувства гнева, ласки, нежности.

 

Меняется отношение ребенка к реальным явлениям и событиям в природе, вначале ребенок становится внимательным, а затем со временем бережливым и заботливым.

В экологической сказке ненавязчиво, в форме игры даются детям

знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод,

а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями. Не

всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких

животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет

или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность

благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению.

Ведь малыш приходит в детский сад с большим творческим

потенциалом, а реализовать этот потенциал ему должны помочь мы –

педагоги. Сказки помогают развивать фантазию ребенка. Ведь, создавая

сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению,

уясняет для себя природные взаимосвязи и связи человека с окружающей

средой.

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова мы

знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она

воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С

помощью сказки можно дать определенные знания детям. Причем, это

происходит в ненавязчивой форме, а как бы исподволь. Например, в

младшем возрасте, читая сказку «Репка», мы можем дать детям такое

понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла?

Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой). В среднем возрасте,

рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы можем познакомить детей с

состоянием воды – пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка

растаяла. А для старших детей в сказке «Двенадцать месяцев», дается

понятие о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой

приходит весна, за весной лето и т.д.

Часто мы используем народные сказки, так как они во многом

«экологичны»: в них отражается отношение людей к окружающему миру,

взаимоотношение людей со средой обитания.

Экологические сказки помогают усвоить определенный материал.

Например, если мы хотим выяснить, как наши дети усвоили информацию об

обитателях почвы и их приспособленности к окружающей среде и друг к

другу, мы придумываем короткую сказку, в которой встречаются крот и

дождевой червяк. Как они будут себя вести, что делать?

Ожившие персонажи из сказок помогают окунуться детям в мир

движений, фантазий, воображения, игры. Дети становятся участниками

необычного действа. А сочетание психогимнастики с экологической сказкой

позволяет добиться наибольшего эффекта в формировании у детей основ

экологической культуры.

Сказки, написанные самими детьми, занимают особое место в

экологическом воспитании. Они помогают нам глубже понять детские

интересы и их направленность.

Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах

дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос, где

животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в

природе и своей привычной жизни.

Поэтому, в основе экологических сказок, мы используем следующие

принципы:

• содержательной основой сказки является познавательно-

экологическая, а не развлекательная информация;

• в сказках действуют реальные вещи, предметы, объекты

природы, которые наделяются несвойственными им человеческими

способностями (речью, мыслями, поступками и пр.);

• вызвать у детей любовь, интерес, положительное отношение к

героям сказки, ведь если малышам будет симпатичен герой, то они легче и

лучше усвоят все, что с ним будет связано.

При составлении экологических сказок используются методы:

— типовые приемы фантазирования;

— метод нахождения и разрешения противоречий и сходства;

— метод фокальных объектов;

— метод маленьких человечков;

— метод синектики.

Типовые приемы фантазирования. Сначала анализируем сказки, где

они используются («Репка», «Дюймовочка», «По Щучьему велению»,

«Сказка о потерянном времени», «Путаница» и другие), затем придумываем

ситуации на основе этих приемов

Метод нахождения и разрешения противоречий и сходства. Это непосредственно изобретательские задачи, которые делятся на

линейные, прогностические и собственно изобретательские. «Репка».

Метод фокальных объектов. При этом методе мы совершенствуем

объект, примеряем на него свойства другого объекта. Так, при исходном

объекте «колыбель» и при «фокусе» «белка – пушистая, прыгающая», мы

получали новый объект: пушистая колыбель – значит изнутри оббита мехом,

в ней пуховая перина, прыгающая – потому что подвешена на пружинах.

Метод маленьких человечков. В сказках этот метод позволяет моделировать и анализировать

природу вещества или явления, анализировать агрегатное состояние

вещества и понять причины его состояния.

Метод «синектики» предлагает поставить себя на место кого (чего) –

либо. Метод работает как метод эмпатии, подразумевающим представление

детьми себя каким – то конкретным предметом или явлением и передачу

чувств, переживаний, настроения этого образа. Детям предлагаются такие

ситуации: что думают воробьи, когда они нашли зерно или крошки? Когда за

ними охотится кошка? Когда на улице сильный мороз

Алгоритм составления сказок.

1.Определяется место, где будут разворачиваться события, это место

обозначается каким-либо словом. ПР: лес.

2. Перечисляются неодушевленные объекты, типичные для этого места:

боровики, подберезовики, подосиновики, маслята, мухоморы, лось.

3. Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека:

хвастливые, важный, веселые, грустный. Наделять объекты нужно

разноплановыми характеристиками.

4. Идет описание жизни этих объектов в данном месте. Все они выполняют

свои функции, их единственная особенность заключается в том, что они

умеют думать и чувствовать, как люди5. Описывается случай.

6. Составляется текст от имени каждого героя (в виде монолога) по

отношению к случаю.

7. Выводятся жизненные правила, которые вкладываюся в уста мудрого

объекта.

8. Из выведенных правил составляется общее, которое бы подходило к

разным:

9. Придумывается название сказки, которое начинается одним из следующих

способов: «История, подслушанная …», «История, которая произошла там —

то…», «Как кто — то учился мудрости».

Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

Список литературы:

1. Баринова Е.В. Учимся любить природу/Е.В.Баринова -Пособие.для

детских садов , Ростов – на –Дону Феникс ,2014.

2.Фадеева Г.А.Экологические сказки /Г.А Фадеева.- Волгоград: учитель,2003.

3.Корнилова В.М Экологическое окно в детском саду /В.М.Корнилова-

Воспитатель. Москва 2008.

4. Смирнова В.В.Тропинка в природу/В.В.Смирнова.- санкт- Петербург 2001.

5.Рыжова Н.А.Экологические рассказы, сказки и праздники/Н.А.Рыжова. —

Москва 2002

Источник: https://multiurok.ru/files/vystuplenie-na-seminare-ekologicheskaia-skazka-kak.html

Экологическая сказка, как средство экологического воспитания дошкольников

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

С давних времен сказка являлась важным средством воспитания. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь.

Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Нравственные понятия: честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

Существует множество определений понятия «сказка».

В Большой Советской энциклопедии дается следующее определение понятия сказка: «Сказка — это один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел».Большая Советская Энциклопедия, Т.1 / Под ред. А.М.Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1970. — 475с.

А.И. Никифоров дает следующее определение: «Сказка — это устный рассказ, бытующий в народе с целью развлечения, имеющий содержанием необычное в бытовом смысле событие и отличающийся необычным специальным композиционно-стилистическим построением».Никифоров, А.И. Сказка, ее бытование и носители // Русские народные сказки. — М.: Госиздат, 1952. — 164с.

С точки зрения Н.И. Никулина, сказка — это «популярный жанр устного народного творчества, она обогащает чувства и мысли ребенка, будит его воображение».Никулин, Н.И. Вступительная статья // Библиотека мировой литературы. Сказки народов мира. Тысяча и одна ночь. — М.: Детская литература, 1995. С.3-29.

Наиболее точное и полное определение понятия «сказка» дает А.И. Никифоров, поэтому этого определения мы будем придерживаться.

Проанализировав, вышеперечисленные определения понятия сказка, можно отметить, что сказка — это жанр устного народного творчества, помогающая ребенку войти в окружающий мир, лучше понять и осознать его.

В фольклористике наиболее популярна классификация сказок, созданная В.Я. Проппом. Он выделил следующие типы сказок:

§ сказки о животных (в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы. Человек либо играет второстепенную роль, либо занимает положение, равноценное животному);

§ сказки о людях: волшебные, новеллистические, включая анекдоты(повествование вынесено целиком за пределы реальной жизни. Сказки бытовые (новеллистические) делятся по типам персонажей (о ловких и умных отгадчиках, о мудрых советчиках, о ловких ворах, о злых женах и т. д.);

§ кумулятивные сказки (строятся на многократном повторении какого-то звена, вследствие чего возникает либо «нагромождение», либо «цепь», либо «последовательный ряд встреч» или же «отсылок»).

Предложенная В.Я. Проппом классификация основана на применении сказок в фольклористике и выделении сюжетных линий этих сказок. Поэтому для нашей работы эта классификация сказок не подходит.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева предложила типологию сказок, основанную на функциях, которымони отвечают, и включает в себя:

§ художественные (народные и авторские) сказки (мифы, притчи, истории);

§ психотерапевтические сказки (часто имеет форму притч, оказывают психологическую поддержку и способствуют избавлению от страданий и негативных переживаний, связанных с какой-либо проблемной жизненной ситуацией);

§ психокоррекционные (создаются для мягкого влияния на поведение ребенка, преподносится модель поведения, которую он может использовать для преодоления имеющихся у него трудностей);

§ дидактические сказки(имеют цель преподнести некоторые новые знания, раскрывают смысл и важность определенных знаний);

§ медитативные сказки (нацелены, прежде всего, на создание какого-то эмоционального состояния, иногда — состояния релаксации).

Выделенные Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой типы сказок используются в сказкотерапии, которая является синтезом многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.

Экологические сказки относятся к такому виду сказок как познавательные или дидактические, так как содержат основные экологические знания и понятия и позволяют детям понять различные аспекты взаимодействия человека и природы.

Большинство исследователей, решая задачу воспитания экологической культуры дошкольников посредством использования русских народных традиций и обычаев, выделили такое направление, как экологическая сказка, проанализировав ее с позиции экологического образования. Такой подход предполагает взгляд на экологическую сказку как на средство обучения, воспитания, развития ребенка, привлечение его внимания к изучаемому материалу, активизации знаний и творческих способностей.

В старшем дошкольном возрасте у детей еще преобладают сказочно-игрушечные представления о животных и других природных объектах.

Экологические сказки не уводят дошкольника из мира сказки и не снижают ее благотворного влияния на личность ребенка, а сопоставляют ее образы с реальными предметами, объектами природы, помогают детям обрести реалистические представления об окружающем мире.Мухина, В.С. Детская психология: учебное пособие / Под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 1985.-272 с.

В старшем дошкольном возрасте симпатия у ребенка становится более действенной, проявляясь как желание помочь, посочувствовать. Симпатия и сочувствие побуждают ребенка к совершению первых нравственных поступков.Люблинская, А.А. Детская психология: учебное пособие / А.А. Люблинская. М.: Просвещение, 1971.-415 с.

Совершая нравственный поступок, соответствующий эталону, ребенок ждет положительной оценки взрослого, так как одобрение подкрепляет его притязание на признание. Поведение детей может принимать демонстративные формы, когда используются любые средства, чтобы заслужить одобрение.

Надо сделать все возможное, чтобы перестроить ориентацию ребенка с оценки взрослого на поступок. Именно в самом нравственном поступке ребенок должен черпать удовлетворение. Мухина, В.С. Детская психология: учебное пособие / Под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 1985.-272 с.

Жанр сказки позволяет это сделать. Сам сюжет, сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становится ее действующим лицом, он стремится вмешаться в ситуацию и повлиять на нее.Вахрушева Л.Н. Активные методы и средства умственного воспитания детей дошкольного возраста. — Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. — 173с.

Дети стремятся ко всему яркому, необычному, любят преувеличения, умеют удивляться и удивлять. Всё это можно найти в сказке.Следовательно, сказка является средством воспитания бережного отношения к животным.

А.А. Удовенко рассматривает экологическую сказку как средство овладения детьми определенными знаниями и развития эмоциональной отзывчивости умения и желания активно защищать, облагораживать природу.

Г.А. Фадеева под экологической сказкой понимает совокупность биологических знаний и понятий о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей их средой, описанных в занимательной форме и являющихся источником формирования элементарных экологических знаний.

Вследствие того, что в ходе анализа психолого-педагогической литературы мы не встретили полного и точного определения понятия «экологическая сказка», мы попытались сформулировать собственное определение этого понятия.

Мы считаем, что экологическая сказка — это занимательная история повествовательного характера, способствующая формированию экологических знаний и представлений об окружающем и природном мире, а также осознанно-правильного отношения к различным природным объектам.

Г.А. Фадеева утверждает, что цель экологической сказки — дать точную, научно-достоверную информацию об окружающем ребенка природном мире. В противном случае такие сказки выполняют лишь развлекательную функцию и направлены главным образом на то, чтобы удивлять и смешить детей.Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов. / Сост. Г. А. Фадеева — Волгоград: Учитель, 2003. — 57 с.

Чтобы не запутаться во всем многообразии сказок и отобрать те, которые являются экологическими, А.А. Удовенко выделяет их характерные особенности:

§ значительная переработка сведений, получаемых из природного окружения;

§ четкая композиция с характерной симметрией отдельных элементов, их повторяемостью;

§ схематичность и краткость изложения материала, облегчающие рассказывание и слушание;

§ активное развитие действия, выражающееся в быстром переходе от одного момента к другому и к развязке;

§ употребление стереотипных выражений, помогающих ребенку усвоить определенную терминологию. Кондратова, В., Шахмарданова, З. Воспитание заботливого отношения к животным: старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание.-1988.-№ 6-с. 35-37.

В экологических сказках удается наиболее полно использовать средства эмоционального воздействия на ребенка. Через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее охраны, гражданской ответственности. Кроме того, экологическая сказка способствует распространению научных знаний о природе.

Г.А. Фадеева считает, что непременным условием таких сказок должно быть следующее:

­ по ходу повествования не должны нарушаться экологические правила;

­ свойства и действия сказочного персонажа не должны искажаться.Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов. / Сост. Г. А. Фадеева — Волгоград: Учитель, 2003. — 57 с

Экологическая сказка учит научному видению, в занимательной форме помогает раскрыть сложные явления природы, дает возможность стать членом интересного общества верных друзей (различных животных, растений), научиться понимать их потребности и взаимоотношения с окружающей средой. Вахрушева Л.Н. Активные методы и средства умственного воспитания детей дошкольного возраста. — Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. — 173с.

Экологические сказки, по мнению авторов программы «Радуга», помогают понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды.

Человек при этом играет важную роль в поддержании, сохранении или создании таких условий.Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова, В.В.

Гербова — М.: Просвещение, 2003. — 80 с.

Основанием, из которого строится экологическая сказка, являются реальные предметы, реальные взаимоотношения, существующие в природе.Удовенко, А. Экологическая сказка // Дошкольное воспитание. — 1993. — №7-с.32-33.

Экологические сказки развивают умение детей мыслить системно, с пониманием происходящих закономерностей. Сказки формируют экологические представления о природе.Вахрушева Л.Н. Активные методы и средства умственного воспитания детей дошкольного возраста. — Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. — 173с.

Сказки учат детей не быть равнодушными, будят мысли, развивают эмоциональный внутренний мир, воспитывают гуманность, формируют экологическое поведение и экологическую этику.Большунова, Н.Я. Место сказки в дошкольном образовании // Вопросы психологии. — 1993. — №5 — С.39-43.

Знания, данные детям в занимательной форме, дают неизмеримо больше, чем долгие сухие упражнения.Удовенко, А. Экологическая сказка // Дошкольное воспитание. — 1993. — №7-с.32-33.

Многообразие экологических сказок позволяет их классифицировать.

Л.Н.Вахрушева выделяет следующие виды экологических сказок:

§ сказки — «рассказки», характеризующиеся тем, что в качестве главных героев выступают сказочные, вымышленные персонажи или очеловеченные реальные объекты и явления природного мира, посредством встречи с которыми дошкольники узнают новое, интересное из жизни растений и животных;

§ сказки — «почемучки» помогают взрослым отвечать на многочисленные вопросы детей. В названии таких сказок содержится вопрос;

§ сказки — «катастрофы» повествуют о глобальном изменении климата, экологических проблемах всего человечества.Вахрушева Л.Н. Активные методы и средства умственного воспитания детей дошкольного возраста. — Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. — 173с.

Экологические сказки необходимы детям для получения ими правильных реалистичных представлений о природе в целом, и о животных в частности. Правильные и реалистичные представления и знания о природе являются основой доброго отношения к живым существам, способствуют формированию гуманных чувств.

Для детей дошкольного возраста наиболее интересно и увлекательнополучение знаний в форме сказок. Сказки облегчают процесс усвоения детьми экологических знаний.

Кроме того, сказки для дошкольников являются наглядным руководством к действию, тому, как надо поступать и что делать никак нельзя.

В процессе воспитания у детей старшего дошкольного возраста продолжают формироваться моральные чувства и нравственные представления. Большое внимание при этом уделяется развитию и обогащению чувств детей, формированию способности управлять ими. В этом возрасте воспитываются нравственные чувства, определяющие отношение детей к окружающему.

При всем этом большое значение имеет самооценка ребенка. В процессе развития у ребенка формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях, но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие.

В этом возрасте ребенку важно знать как к нему относятся близкие к нему взрослые, поэтому дети стараются поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами.

Также экологические сказки способствуют закреплению знаний и представлений о природе в целом, и о животных в частности. Применение данных сказок будет способствовать закладыванию в ребенке основ гуманного отношения к животным.

Воспитание бережного отношения к животным строится на усвоении детьми знаний о природе, связей и взаимозависимостей, существующих в ней, на осознании деятельности человека в природе.

Результатом такой работы должно стать не только овладение определенными знаниями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать природу.Удовенко, А.

Экологическая сказка // Дошкольное воспитание. — 1993. — №7-с.32-33.

В воспитании у детей бережного отношения к животным важны не только знания, но и воспитание гуманных чувств, положительного опыта общения с животными.

Н.Я. Большунова отмечает, что сказка должна оставаться сказкой на всем протяжении обучения, она не должна превращаться в сугубо дидактическое средство. Большунова, Н.Я. Место сказки в дошкольном образовании // Вопросы психологии. — 1993. — №5 — С.39-43

В тоже время сказка естественно влияет на ребенка, оказывает на него воспитательное воздействие.

Это противоречие разрешается, если использовать экологические сказки с другими видами деятельности детей, комплексно, но все-таки большую роль следует отводить сказкам. Это объясняется тем, что главной особенностью экологических сказок для дошкольников будет заключаться в том, что все проблемы, события героев связаны с познанием реальных предметов и явлений окружающего мира.

Такимобразом, определение понятия «экологическая сказка» понимается нами как занимательная история повествовательного характера, способствующая формированию экологических знаний и представлений об окружающем и природном мире, а также осознанно-правильного отношения к различным природным объектам.

Основной характеристикой экологической сказки является сообщение детям экологических знаний и правил. Экологические сказки вызывают у детей ярко окрашенные эмоции, способствуют лучшему пониманию окружающего мира.

Кроме того, рассматривая экологические сказки как средство воспитанияудетей5-6летбережногоотношенияк животным, мы выяснили, что с помощьюнихдетизакрепляютполученныераннеезнанияиналаживаютпозитивноеотношениекживотным, проявляют к ним интерес, хотятзаботитьсяиберечьих.

Делаявыводпопервойглаве,мыможемсказать,чтовоспитаниебережногоотношениякживотнымудетей5-6лет-этоважноенаправлениепсихологическоговоспитания.

Оно рассматривается нами как процесс сообщения детям новых знаний о животных с помощью использования различных методов, форм и средств работы с детьми, которые будут способствовать эмоциональному и духовному развитию ребенка и проявлению интереса к живым существам.

понятия «воспитание бережного отношения к животным» предусматриваетформированиесистемыдоступныхдошкольникамэкологическихзнаний, опыта общения и обращения с животными, а также проявления по отношению к ним различных эмоций, чувств и правильноеповедениевзрослых,которыеявляютсяобразцомподражаниядлядетейданного возраста.

В качестве средства воспитания бережного отношения к животным нами были выбраны экологические сказки. Они помогаютдетямлегчеусвоитьзнанияоживотныхипонятьнеобходимостьбережногоизаботливогоотношениякним. Кроме того, экологические сказки вызывают у детей ярко окрашенные эмоции и способствуют проявлению интереса к животным.

Психологамнеобходимызнанияподаннойпроблеме,чтобыонимогливоспитатьбережноеотношениекживотнымудетей5-6летпосредством экологических сказок.Чтобыдобитьсяданногорезультата,необходимоподобрать экологические сказки,отвечающиепоставленнойцели.

Обэтомипойдетречьвовторойглавенашейработы.

Источник: https://studbooks.net/1968100/pedagogika/ekologicheskaya_skazka_sredstvo_ekologicheskogo_vospitaniya_doshkolnikov

Экологические сказки как метод экологического воспитания дошкольников

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

Подготовила: Томашевская Наталия Константиновна, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 31 «Крепыш» г. Инта, Республика Коми

Экологические сказки как метод

экологического воспитания дошкольников

Мы живем во время технического прогресса, который во многом облегчает жизнь благодаря новым и полезным изобретениям. Но у этих достижений человечества есть и обратная сторона медали — последствия этого прогресса напрямую сказываются на экологической обстановке окружающей среды во всем мире.

Экологическое образование дошкольников — это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания.

Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Современная образовательная система признаёт за экологическим воспитанием право одного из приоритетных направлений психолого-педагогической деятельности, если речь идёт о дошкольном детском развитии. Столь раннее формирование экологической направленности в росте личности объясняется тем, что до 7 лет у ребёнка:

  • создаётся фундамент для закладывания осознанного отношения к окружающей природе;

  • идёт накопление ярких эмоций;

  • непосредственное восприятие информации позволяет запомнить её прочно и легко.

Изучение природы на дошкольном этапе затрагивает все области интеллектуального, духовно-нравственного развития малыша, а именно:

  • формирует сочувственное отношение к окружающему миру, то есть занимается формированием нравственных ценностей;

  • наполняет систему экознаний и представлений, то есть развивает интеллект;

  • учит видеть красоту мира через деятельностный подход, т.е. воспитывает трудолюбие (например, уход за растениями, домашними животными и т.д).

Как и всякая наука, экология имеет свои правила и законы. И экологов, формулирующих правила и законы, доказывающих их верность, в этой науке множество.

Американский ученый, автор множества книг, активный борец с ядерными испытаниями и известный биолог Барри Коммонер еще в 1974 году сформулировал законы экологии Коммонера – это свод всего лишь из четырех почти шуточных утверждений, которые не требуют доказательств и подсчетов.

Экологические законы Коммонера изучают в институтах и школах, но с ними знакомят и дошкольников. Не удивляйтесь – эти постулаты понятны даже им.

Первый закон звучит как «Всё связано со всем» и отражает существование сложнейшей сети взаимодействий в экосфере. Он предостерегает человека от необдуманного воздействия на отдельные части экосистем, что может привести к непредвиденным последствиям.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». По-другому звучит как закон круговорота вытекает из фундаментального закона сохранения материи. Он позволяет по-новому рассматривать проблему отходов материального производства.

Огромные количества веществ извлечены из Земли, преобразованы в новые соединения и рассеяны в окружающей среде без учета того факта, что «все куда-то девается».

И как результат — большие количества веществ зачастую накапливаются там, где по природе их не должно быть.

Третий закон: «Природа знает лучше» исходит из того, что «структура организма нынешних живых существ или организмов современной природной экосистемы — наилучшие в том смысле, что они были тщательно отобраны из неудачных вариантов и что любой новый вариант, скорее всего, будет хуже существующего ныне». Этот закон барри призывает к тщательному изучению естественных био и экосистем, сознательному отношению к преобразующей деятельности. Без точного знания последствий преобразования природы недопустимы никакие ее «улучшения».

Третий закон призывает нас к осторожности в действиях в преобразовании окружающей среды. Примеров достаточно: отстрел воробьев в Китае, завоз кроликов в Австралию, массовое истребление волков в северных странах… Можно продолжать, но любые неестественные изменения в экосистеме неизбежно приведут к порой необратимым изменениям в экосистеме всей планеты.

Четвёртый закон: «Ничто не даётся даром», или за все придется заплатить.

Именно так можно перефразировать четвертый и последний закон Барри Коммонера.

Он объединяет предшествующие три закона, потому что биосфера как глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которой ничего не может быть выиграно или потеряно и которая не может являться объектом всеобщего улучшения; все, что было извлечено из нее человеческим трудом, должно быть возмещено. Платежа по этому векселю нельзя избежать; он может быть только отсрочен.

Еще Эйнштейн говорил, что если где-то прибыло, то где-то убыло. В биосистеме что-либо новое обязательно вытеснит старое. Это и есть та цена, которую платит природа за эволюцию. Но деятельность человека нарушает естественный ход событий и развития, внося в него коррективы, несвойственные экосистеме.

Итак, что же должен делать педагог, чтобы способствовать формированию у своих воспитанников понимания этих законов?

Осознанное взаимодействие с природой строится на разнообразной деятельности экологического характера с детьми дошкольного возраста.

Действительно, форм и методов экологического просвещения дошкольников огромное количество. И каждый педагог из всего этого разнообразия сам выбирает наиболее эффективные для решения задач экологического образования дошкольников.

Остановимся более подробно на одном из этих методов.

Поскольку у дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится экологической сказке.

Использование в экологическом воспитании сказок не только способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, лучшему пониманию окружающего его мира, но и помогают развить у них творческое воображение и речь. Экологические сказки несут «экологическую информацию», т.е.

дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Они в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания.

Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе.

Экологическая сказка — это занимательная история повествовательного характера, способствующая формированию экологических знаний и представлений об окружающем и природном мире, а также осознанно-правильного отношения к различным природным объектам.

Экологические сказки учат:

  • познавать окружающий мир;

  • воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;

  • думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.

Людмила Николаевна Вахрушева выделяет следующие виды экологических сказок:

сказки — «рассказки», характеризующиеся тем, что в качестве главных героев выступают сказочные, вымышленные персонажи или очеловеченные реальные объекты и явления природного мира, посредством встречи с которыми дошкольники узнают новое, интересное из жизни растений и животных;

сказки — «почемучки» помогают взрослым отвечать на многочисленные вопросы детей. В названии таких сказок содержится вопрос;

сказки — «катастрофы» повествуют о глобальном изменении климата, экологических проблемах всего человечества.

Создание сказок – увлекательное занятие для детей, поскольку к старшему дошкольному возрасту фантазия детей становится безграничной. Но это произойдет, если педагог будет поощрять любые фантазии, избегать назидательности и поучительности.

Чтобы подготовить детей к сочинительству сказок, необходимо использовать такие методы как наблюдение, беседы на экологические темы, чтение художественной и научной литературы, рассматривание иллюстраций, экспериментирование. .

Поначалу педагог принимает активное участие в сочинении сказок, направляет ход мыслей детей, объясняет принципы построения сказочных произведений. Со временем роль педагога уменьшается, а активность и самостоятельность детей увеличивается.

Тем не менее задача педагога остается очень важной:

· определяет тематику,

· дает слова-подсказки или задает вопросы-подсказки, которые должны помочь детям сочинять сказочные истории

· поощряет фантазию

· помогает придумывать действия внутри сказки, не выходя за рамки экологической темы

· подводит к завершению сюжета.

Главное в любой сказке – это мораль, сказка учит нравственности, доброте. Особенностью экологических сказок является их тематика, очеловечивание неодушевленных объектов и явлений окружающего мира.

Существует определенный алгоритм создания экологических сказок:

1.Определяется место, где будут разворачиваться события, это место

обозначается каким-либо словом. ПР: лес.

2. Перечисляются неодушевленные объекты, типичные для этого места.

3. Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека:

хвастливые, важный, веселый, грустный. Наделять объекты нужно

разноплановыми характеристиками.

4. Идет описание жизни этих объектов в данном месте. Все они выполняют

свои функции, их единственная особенность заключается в том, что они

умеют думать и чувствовать, как люди

5. Описывается случай.

6. Составляется текст от имени каждого героя (в виде монолога) по

отношению к случаю.

7. Выводятся жизненные правила, которые вкладываются в уста мудрого

объекта.

8. Из выведенных правил составляется общее, которое бы подходило к

разным ситуациям.

9. Придумывается название сказки, которое может начинаться одним из следующих способов: «История, подслушанная …», «История, которая произошла там -то…», «Как кто — то учился мудрости».

Создаваемые детьми сказки носят познавательный характер: содержат сведения о различных природных объектах, об их взаимосвязях и о последовательности нарушения этих взаимосвязей, об экологической безопасности и экологически грамотном поведении человека, рациональном природопользовании. Характерная особенность экологических сказок заключается в том, что экологическое содержание всегда реально, а фантастические события и образы делают эту реальность увлекательной, хорошо запоминающейся и понятной детям.

Для поддержания интереса к сочинительству в моей практике используются экологические тренинги по содержанию изучаемой экологической сказки (например: «Я дерево, мои руки – ветки», «Я маленькое семечко, из которого прорастает цветок»), создание книжек-малюток, инсценирование, продуктивные виды деятельности (иллюстрирование, лепка, аппликация, изготовление макетов и другое). Главное предоставить детям право выбора и обеспечить необходимыми материалами для осуществления своих замыслов.

Источник: https://infourok.ru/ekologicheskie-skazki-kak-metod-ekologicheskogo-vospitaniya-doshkolnikov-4020595.html

Scicenter1
Добавить комментарий