ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ

Проблемы экологического воспитания и образования в школе

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ

Проблемы экологического образования

и воспитания обучающихся.

В настоящее время в условиях экологического кризиса, когда идет речь о выживании, информированность населения о состоянии окружающей природной среды, знание законов природы, умение применить их на практике. В связи с этим неизмеримо возрастает роль школы.

И сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.

Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.

Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.

Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Обладать экологическими знаниями должны все.

Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

В настоящее время экологическое направление воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования.

Но обучить школьника экологии только на уроках невозможно. Необходимы другие формы и методы работы: занятия в кружке, экскурсии в природу, внеклассные мероприятия. А также интерактивные формы образования: викторины, беседы, ролевые игры, проекты, дискуссии, диспуты, экологические вечера, спектакли, поэтические вечера о красоте природы, конкурсы стихотворений и т. д.

И чтобы достичь наибольшей эффективности и успеха экологического воспитания обучающихся, очень важно наполнить все мероприятия местным материалом о состоянии среды в нашем регионе, районе, селе. Такой материал можно взять из Государственного доклада о состоянии окружающей среды, использовать данные администрации нашего района.

А еще можно добывать эти данные и самим.

Это происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края.

Количество опубликованной учебной и справочной литературы по экологии достаточно, чтобы обеспечить высокий научно-методический уровень уроков. Но необходимо продолжать изучение экологии и во внеурочное время.

Для этого и используются «интерактивные формы образования и воспитания».

Образование в интересах устойчивого развития предполагает смену системы ценностей, коррекцию мировоззрения, перестройку сознания людей с целью формирования экологического образования и воспитания как части общей культуры и воспитания человека.

Экологическое воспитание и образование в интересах устойчивого развития необходимо для формирования подлинного человеческого отношения к природе, определения допустимой меры преобразования природы, выработки нормативов поведения, при соблюдении которых станет возможным дальнейшее существование и развитие человека на нашей планете.

Экология служит научной основой разумных взаимоотношений общества и природы, рационального использования природных богатств. Экологические законы пронизывают всю нашу хозяйственную деятельность, лежат в основе новых ресурсосберегающих технологий. Используя экологические законы, человечество может найти пути не только выживания, но и дальнейшего процветания на планете.

Одной из форм экологического воспитания является экологическая тропа, где создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экологических экскурсий.

Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы на нем сочетались уголки естественной природы иландшафт, образовавшийся в результате воздействия человека на природный ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной природной среды, чтобы дети учились оценивать характер деятельности человека.

Назначение экологической тропы – создание условий для целенаправленного воспитания экологической культуры обучающихся.

Работа по оборудованию тропы проводится в следующей последовательности: первый этап – подготовительный. Работа начинается с подготовки небольшой группы ребят – организаторов и помощников руководителя – учителя. На этом этапе ставится цель, определяются задачи и объем работы, раскрываются перспективы и определяется место каждого ученика в предстоящем деле.

Следующий этап – открытие тропы. Это мероприятие можно превратить в школьный праздник.

Создание учебной экологической тропы способствует повышению научного уровня школьного образования и экологического воспитания.

Знания, которые учащиеся получают на тропе, тесно связаны со знаниями, полученными на уроках.

Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

На учебной экологической тропе во внеурочное время учащиеся усваивают не только научные знания о природной среде, но и получают, и усваивают этические и правовые нормы, связанные с природопользованием, получают положительные эмоции, учатся замечать и видеть красоту природы.

Исследовательская деятельность обучающихся — одна из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.

Выполнение различных исследовательских проектов в природной обстановке позволяет ребятам активно приобщаться к изучению природных сред, экологических систем своего села.

Задача, которая ставится перед ребятами при выполнении исследований: приобретение знаний о родном крае, городе, приобретение навыков практической исследовательской деятельности, осознание значимости своей практической помощи природе.

Ребята, участвующие в выполнении экологических исследований, имеют возможность реализовать свои способности, повысить свою социальную активность.

В процессе работы над проектом у обучающихся формируется комплекс специфических умений, подкрепленных соответствующей теоретической базой.

Такая проектная деятельность может быть использована в кружковой работе. Основные цели программы кружка – привитие школьникам любви и бережного отношения к природе, углубление знаний по экологии и другим общеобразовательным наукам, совершенствование трудовой подготовки.

Ребята, посещающие занятия кружка, получают общие сведения о природе своего края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе, знакомятся с современными вопросами охраны и рационального природопользования.

В программу кружка входят теоретические занятия и практическая работа – выполнение исследовательских проектов.

Итогом проведенной работы становится участие в муниципальных и региональных научно-исследовательских конкурсах.

Однако успех эколого-образовательной и воспитательной деятельности обеспечивается еще и компетентностью учителя, его экологической грамотностью.

Необходимо помнить, в современных условиях сложились объективные основания для обязательного непрерывного экологического образования и воспитания детей и подростков, что требует единого подхода к проработке проблемы методов экологического воспитания и образования детей.

Литература

1. Экологическое образование музейными средствами. Сборник статей и методических материалов. Саратов. Изд-во Локатор, 2006.

2. Пономарёва О.Н. Методические рекомендации к учебнику экологии Биология 1 сентября: газета. – 2001. — №42

3. Величковский Б.Т., Кирпичёв В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда: учебное пособие. – М.: «Новая школа».

Источник: https://infourok.ru/problemy_ekologicheskogo_vospitaniya_i_obrazovaniya_v_shkole.-186840.htm

Экологическое воспитание школьников

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ

Экологическое воспитание школьников

Актуальность проблемы. Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб.

Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества. Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.

Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.

Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования. Экология нередко понимается как «макроэкология», т.е. широкий междисциплинарный комплекс, который объединяет общую и прикладную экологию. Однако, стало совершенно понятно, что обучить школьника такой макроэкологии только на уроках невозможно.

Необходимы другие формы и методы работы: занятия в кружке, экскурсии в природу, работа в лаборатории и внеклассные мероприятия, так называемые «интерактивные формы образования»: дискуссии, диспуты, экологические вечера, спектакли, беседы, ролевые игры и другие мероприятия.

Для наибольшей эффективности и успеха экологического воспитания обучающихся очень важно наполнить все мероприятия местным материалом о состоянии среды в нашем регионе, городе, районе. Такой материал можно взять из Государственного доклада о состоянии окружающей среды, использовать данные администрации нашего района. А можно такие данные добывать и самим.

Это особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края. Целью настоящей работы явилось обобщение накопленного опыта экологического воспитания обучающихся, в частности внеклассной работы по экологии.

В данной работе решаются следующие задачи:

  1. расширение экологических представлений школьников, формируемых на уроках;
  2. углубление теоретических знаний обучающихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;
  3. обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках обычных уроков, практической деятельности обучающихся по изучению и охране окружающей среды.

В целом экологическое воспитание позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал экологических знаний, обеспечивать более надежные основы экологической ответственности школьников.

В настоящее время опубликовано некоторое количество учебной  и справочной литературы по экологии.

Этого достаточно, чтобы обеспечить высокий научно-методический уровень уроков. Но необходимо продолжать изучение экологии и во внеурочное время. Для этого и используются «интерактивные формы образования и воспитания».

Практическая значимость настоящей работы состоит в возможности обобщения накопленного опыта экологического воспитания на внеклассных мероприятиях, а также использовать данные разработки в дальнейшей работе.

Формы и методы экологического воспитания.

1. Интерактивные экологические мероприятия. Интерактивные экологические мероприятия – это внеклассные экологические мероприятия: викторины, олимпиады, ток-шоу, экологические спектакли.

«Ток-шоу» и «экологические спектакли» —  эти две формы в широком плане  – ролевые игры. Однако, первый вариант – «ток-шоу» несколько сложнее для детей, чем «экологические спектакли». «Ток-шоу» несут основную экологическую информацию, а «спектакли» их дополняют. В «ток-шоу» участники игры разделяются на экспертов и «зал».

Эксперты – это, как правило, старшеклассники (10-11 класс), проявляющие особый интерес к экологии, которые под руководством учителя специально готовятся к игре и наиболее основательно изучают литературу по обсуждаемому вопросу. Каждый эксперт должен быть убежден в правильности отстаиваемой им точке зрения.

Участие зала более или менее импровизировано, хотя нужно сделать так, чтобы зал тоже готовился к дискуссии. Для этого полезно за несколько дней до проведения экологического вечера вывесить список вопросов, которые будут осуждаться. Школьники из зала не только задают вопросы экспертам, но сами берут слово, дополняют их ответы.

В разных по содержанию ток-шоу соотношение ролей экспертов и зала может быть различным. Так, в одном ток-шоу может быть велика роль зала, а другом эксперты и зал будут играть одинаковую роль.

Успех ток-шоу определяется участием опытного ведущего (эколога), который помогает правильно адресовать вопрос, задает дополнительные вопросы экспертам и залу, что помогает активизировать всех участников игры, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает ее результаты. В конечном счете эрудиция ведущего и будет главным фактором успеха организованного ток-шоу.

В этой роли может выступить учитель или хорошо подготовленный старшеклассник. Важную роль в организации ток-шоу играют участники зала, задающие интересные и содержательные вопросы. В некоторых случаях учителю стоит подстраховать дискуссию, особенно на ее первом этапе, и заготовить по несколько вопросов из зала каждому эксперту.

В дальнейшем, когда дискуссия оживится, вопросы и выступления пойдут спонтанно. Нужно быть готовым и к тому, что на какой-то вопрос эксперт не сможет ответить, тогда ему на выручку должен придти ведущий. Ток-шоу нужно приблизить по форме организации к подобным диспутам на телевидении.

Ведущий перемещается по залу (с микрофоном, если зал большой), эксперты располагаются лицом к залу на специальной площадке (сцене) за столом или удобно расставленных креслах. Перед каждым экспертом ставится табличка-визитка, написанная крупными буквами. Экологический спектакль по форме более свободен.

И учителю, и учащимся предоставляется больше возможностей проявить выдумку при исполнении какой-либо роли. В этом случае успех спектакля во многом определяется придуманными костюмами, и даже выбором исполнителя той или иной роли. Если ток-шоу проходят в серьезной обстановке, то в экологических спектаклях присутствует немало юмора.

При хорошей постановке спектакля и исполнении ролей зал должен периодически смеяться. Дети любят соревноваться, и поэтому любое экологическое мероприятие целесообразно завершать экспресс-викториной. Формы определения победителя могут быть различными. 2. Экологическая тропа – форма экологического воспитания.

Многие специалисты признают важнейшим педагогическим условием воспитания и образования наряду с теоретическим обучением на уроках организацию разнообразных видов деятельности учащихся среди природы.

Такой формой организации экологического образования и  воспитания может выступать учебная экологическая тропа, где создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экологических экскурсий и полевого практикума.

В ходе полевых занятий на учебной экологической тропе создаются условия не только для углубления, но и для конкретизации, применения на практике получаемых на уроках предметных знаний  и умений школьников. Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы на нем сочетались уголки естественной природы и антропогенный ландшафт.

Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной природной среды, чтобы дети учились оценивать характер природопреобразующей деятельности человека. Назначение экологической тропы – создание условий для целенаправленного воспитания экологической культуры обучающихся.

Экологическая тропа создается детьми, прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического воспитания и образования. Если она правильно организована, то позволяет обучающимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд.

Организация  экологической тропы силами школьников дает педагогам возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от ребят творческого подхода, активной деятельности.

Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из различных предметов, но и – самое важное – принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. В конечном итоге у детей вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе. Работа по оборудованию тропы проводится в следующей последовательности: первый этап – подготовительный. Работа начинается с подготовки небольшой группы ребят – организаторов и помощников руководителя – учителя. На этом этапе ставится цель, определяются задачи и объем работы, раскрываются перспективы и определяется место каждого ученика в предстоящем деле. Следующий этап – открытие тропы. Это мероприятие можно провести в виде вечера, превратить в школьный праздник. Создание учебной экологической тропы способствует повышению научного уровня школьного образования и экологического воспитания. Знания, которые учащиеся получают на тропе, тесно связаны со знаниями, полученными на уроках. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

На учебной экологической тропе во внеурочное время учащиеся усваивают не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием.

Исследовательская деятельность обучающихся.

Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе. Исследовательская деятельность – одна из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей.

В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.

Выполнение различных исследовательских проектов в природной обстановке позволяет ребятам активно приобщаться к изучению природных сред, экологических систем своего города, участвовать в научно-практических конференциях, обмениваться результатами исследований с ребятами из других школ, работающим по этим же проблемам.

Задача, которая ставится перед ребятами при выполнении исследований: приобретение знаний о родном крае, городе, приобретение навыков практической исследовательской деятельности, осознание значимости своей практической помощи природе. Ребята, участвующие в выполнении экологических исследований.

Имеют возможность реализовать свои способности, повысить свою социальную активность. Экологические проблемы многоаспектные, поэтому для своего решения они требуют комплексного подхода и, как правило, знаний различных наук.

Таким образом, в процессе работы над проектом у обучающихся формируется комплекс специфических умений, подкрепленный соответствующей теоретической базой. Такая проектная деятельность может быть использована в кружковой работе.

Основные цели программы кружка – привитие школьникам любви и бережного отношения к природе, углубление знаний по экологии и другим общеобразовательным наукам, совершенствование трудовой подготовки. Ребята, посещающие занятия кружка, получают общие сведения о природе своего края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе, знакомятся с современными вопросами охраны и рационального природопользования. В программу кружка входят теоретические занятия и практическая работа – выполнение исследовательских проектов.

Итогом проведенной работы становится участие в муниципальных и областных научно-исследовательских конференциях.

Заключение.

В заключении необходимо отметить, что существует необходимость в дальнейшей более глубокой разработке проблемы экологического воспитания школьников, т.к. при проведении такой работы решаются следующие задачи:

  • развитие экологической этики обучающихся, ответственности в их отношениях я природой;
  • эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине;
  • формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг.

 Итак, экологическое воспитание школьников необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы.

Источник: https://pedsovet.su/publ/177-1-0-1126

Основные проблемы экологического образования

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ

Габышев А. Н. Основные проблемы экологического образования // Школьная педагогика. — 2017. — №2. — С. 10-14. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/60/2499/ (дата обращения: 04.02.2020).



В настоящее время наблюдается все более возрастающий интерес к экологии. В данном направлении проводится множество исследований, а их итоги публикуются в средствах массовой информации научного характера.

Кроме того, в образовательных учреждениях наблюдается тенденция к экологическому воспитанию, в частности посредством проведения исследовательских работ учащимися, что подчеркивает актуальность настоящей статьи.

Считаю, что экологическое просвещение и образование необходимо еще активнее внедрять в учебно-воспитательный процесс школы, так как именно школьное обучение совпадает с непосредственным периодом становления и формирования личности человека.

Ярчайшим подтверждением недостаточности экологического направления в образовании является ежегодное количество пожаров, которые возникают по вине, в том числе и учащихся, высокий уровень загрязненности во дворах и подъездах и т. д. В свою очередь экологическое образование призвано решить большую часть этих проблем.

На данном этапе следует дать определение понятию «экологическое образование». Анализ интерпретации означенного понятия у И. Д. Зверева, С. В. Алексеева, Г. Н. Каропы, Д. Н.

Кавтарадзе и других авторов показывает, что в понимании данной дефиниции присутствует единый смысл, который заключается в том, что экологическое образование является непрерывным процессом приобретения человеком экологической культуры, который формирует целую систему практических и элементарных научных знаний и умений и обеспечивает ответственное отношение к окружающей среде. Результатом данного отношения должно явиться экологически оправданное поведение и самостоятельность в добровольной экологической деятельности [1].

По мнению Рябова А. М. текущее состояние системы экологического образования в общеобразовательных школах, предполагает, что недостатка экологических знаний у современных школьников нет.

Практически любой из них может без труда перечислить самые злободневные экологические проблемы своей местности или своего региона, а также предложить, имеющие право на существование решения.

Исходя из этого, можно утверждать о том, что экологические знания присутствуют у учащихся [2].

Одной из основных трудностей практического применения, полученных знаний, является принудительный характер работ, проводимых в рамках школы, когда школьники совмещают учебные занятия с уборкой пришкольной территории. На мой взгляд, уборку необходимо проводить во внеурочное время.

Второе, это экологическая деятельность, которая связана с уборкой территории и работой на опытных участках. Данная деятельность начинается в школе не ранее достижения учащимися возраста 13–14 лет.

К этому времени у одной части детей имеется уже достаточно богатый опыт подобной деятельности, приобретенный в период летних каникул, другая же часть не имеет подобного опыта.

В результате этого одни школьники активно вовлекаются в вышеописанную деятельность, другие же либо не участвуют вовсе, либо подходят формально к выполнению поставленных задач.

В свою очередь, в данной ситуации следует отметить отсутствие авторитетного примера, который бы могли показать как родители учащихся, так и старшеклассники. Более того, как отмечается целым рядом авторов, к данному виду деятельности следует приучать с младшего школьного возраста.

В связи с этим, профессором С. Н. Глазачевым ставится вопрос о том, что в основе рассматриваемого образования должен находиться синтез гуманитарного и естественнонаучного знания, эмоционального и рационального способов отражения человеком действительности.

Таким образом, для усиления эмоциональной и рациональной составляющих необходимо привязывать экологическое образование к национальной безопасности, чувству патриотизма, к личной ответственности каждого.

Привязка в данном контексте должна идти и к «малой Родине», к родному краю [3].

О необходимости широкого использования местного материала в учебном процессе писали Я. А. Каменский, Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервег и многие другие великие педагоги.

Несмотря на важность вопроса в современной основной школе наблюдается сокращение учебного времени, которое выделяется на изучение региональной составляющей.

В целях решения, указанной проблемы предлагаю вводить дополнительное экологическое образование, например, кружки «Юных натуралистов» при образовательных учреждениях, как при образовательных учреждениях, так и в центрах детского досуга и отдыха. А также:

1) перевести экологическую деятельность из категории «обязательно — принудительно» в «обязательно-добровольно» посредством изменения мировоззренческих установок учеников в целях повышения уровня их экологической культуры;

2) активнее проводить внедрение в учебные программы образовательных курсов материала, связанного с местной природой и жизнью;

3) знакомить школьников с природной средой конкретной территории в ее настоящем и прошлом;

4) систематически обеспечивать проведение учебных, местных и краевых школьных экскурсий;

5) заниматься привлечением общественности к открытию школьных и районных музеев жизни и природы местного края;

6) издавать для учительского состава «региональные» или «местные» сборники научно-популярного характера;

7) заниматься методической разработкой и внедрением отдельных занятий, которые включают в себя самостоятельные исследования.

Полагаю, что полноценное экологическое образование учащихся основной школы должно сочетать классно-урочное обучение и интеграцию практико-исследовательской деятельности в контексте региональной составляющей, призванной подкреплять полученные теоретические знания практической деятельностью. Таким образом, основная школа выполнит свою функцию, как институт социализации в полном объеме.

Литература:

  1. Айзятов Ф. А., Зейналов Г. Г., Золотков В. Д. экологического образования//Сборник: Интеграция образования. -2012.-№ 2.-с.7–10
  2. Рябов А. М. Актуальные проблемы экологического образования в общеобразовательной школе// Сборник: Научные проблемы гуманитарных исследований. — 2011.-№ 8.-154–157
  3. Чуйкова Л. Ю. Анализ развития экологического образования в Российской Федерации// Астраханский вестник экологического образования.-2011.-№ 1.- с.7–19

Основные термины(генерируются автоматически): экологическое образование, знание, основная школа, экологическая деятельность, экологическая культура.

Основные термины (генерируются автоматически): экологическаякультура, окружающая среда, экологическоеобразование, природа, экологическоевоспитание, экологическое сознание, проблема, Земля, правовая система, бережное отношение.

устойчивая экологическаякультура, окружающая среда, экологическаякультура, экологическое прогнозирование, проблема, знание, массовая информация, экологическаядеятельность, экологическоеобразование

Ключевые слова: экологическаякультура, образовательная среда, природоохраннаядеятельность.

В настоящее время основной целью экологическоговоспитания является становление

экологического сознания заключается в прививании им знаний, умений и навыков

Груздева Н. В. Экологическоеобразование в современной школе / Н. В. Груздева…

Основные термины (генерируются автоматически): экологическоеобразование, знание, основнаяшкола, экологическаядеятельность, экологическаякультура. Экологическоеобразование студентов как базовая

В статье рассмотрены основные подходы к формированию теоретических основ экологическихзнаний младших школьников, изложены требования к уровню овладения экологическимизнаниями в начальной школе.

Основные термины (генерируются автоматически): экологическоеобразование, экологическаякультура, окружающая среда, природа, подрастающее поколение, решение проблем, устойчивое развитие, Российская Федерация.

Основные термины (генерируются автоматически): экологическаякультура, окружающая среда, природа, экологическоеобразование, формирование, экологическое сознание, окружающий мир, общество, начальная школа, животный мир.

Воспитаниеэкологическойкультуры учащихся средствами… Ключевые слова: экологическаякультура, образовательная среда, природоохранная

Ключевые слова: экологическое мышление, экологическоеобразование, экологическаякультура, педагогика высшей школы.

Основные термины (генерируются автоматически): экологическаякультура, окружающая среда, природа, компонент, хозяйственная деятельность, составляющая, природоохраннаядеятельность, культура труда, культура отношения человека…

Источник: https://moluch.ru/th/2/archive/60/2499/

Современное состояние, развитие экологического образования в системе школьного образования

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ

Муниципальное общеобразовательное учреждение Тимшерская средняя общеобразовательная школа
 

Современное состояние, развитие экологического образования в системе школьного образования.

В настоящее время в условиях экологического кризиса, информированность о состоянии окружающей природной среды, знание законов природы, умение применить их на практике является основой школьного экологического образования.

И сегодня, как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.

Для развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.

Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.

Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Обладать экологическими знаниями должны все.

Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

Но обучить школьника экологии только на уроках невозможно. Необходимы другие формы и методы работы: занятия в кружке, экскурсии в природу, внеклассные мероприятия. А также, интерактивные формы образования: викторины, беседы, ролевые игры, проекты, дискуссии, диспуты, экологические вечера, спектакли, поэтические вечера о красоте природы, конкурсы стихотворений и т. д.

Организация экскурсий для всех учащихся – дело хлопотное. Еще В.А. Сухомлинский говорил: «Вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке – дело значительно более сложное, чем провести уроки». Но без этих экскурсий ребята не увидят настоящей жизни.

И чтобы достичь наибольшей эффективности и успеха экологического воспитания учащихся, очень важно наполнить все мероприятия местным материалом о состоянии среды в нашем регионе, районе, поселке.

Такой материал можно взять из Государственного доклада о состоянии окружающей среды нашего региона, а также провести исследовательские работы.

Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края.

Нет лучшего средства, возбудить интерес и развить в детях и наблюдательность, самостоятельность, как поставить их в положение самостоятельных исследователей.

Экология служит научной основой разумных взаимоотношений общества и природы, рационального использования природных богатств. Экологические законы пронизывают всю нашу хозяйственную деятельность, лежат в основе новых ресурсосберегающих технологий. Используя экологические законы, человечество может найти пути не только выживания, но и дальнейшего процветания на планете.

Исследовательская деятельность обучающихся — одна из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.

Выполнение различных исследовательских проектов в природной обстановке позволяет ребятам активно приобщаться к изучению природных сред, экологических систем своей местности.

Однако успех эколого-образовательной и воспитательной деятельности обеспечивается еще и компетентностью учителя, его экологической грамотностью.

Необходимо помнить, в современных условиях сложились объективные основания для обязательного непрерывного экологического образования и воспитания детей и подростков, что требует единого подхода к проработке проблемы методов экологического воспитания и образования детей.

цель экологического образования сегодня – становление экологической культуры личности. Сейчас необходимо получить ответы на вопросы: что человеку надо знать, как мыслить, во что верить, чтобы выстроить свою иерархию ценностей, свое мировоззрение.

Формирование экологического мировоззрения молодого поколения — одна из актуальных задач, важность, которой вполне очевидна.

Ведь именно нынешним школьникам через несколько лет предстоит работать и жить на нашей планете, и насколько полноценной будет их жизнь, во многом зависит от экологической образованности.

В наше время одна из наиболее сложных областей в образовании — это экологическая подготовка школьников.

Необходимость всеобщего экологического образования стала осознаваться мировой общественностью, как единственно возможное условие предотвращения грозящего современному человечеству глобального кризиса.

Ведь при обучении экологии необходимо формировать уважение к земле, воспитать деятельное отношение, руководствуясь одним из принципов мировоззрения и этики принципов: «После себя мы должны оставить Землю, по крайней мере, такой же, если не лучше, чем она была до нас».

Резюмируя вышесказанное, можно выделить следующие основные проблемы школьного экологического образования:
 

Система непрерывного экологического образования отсутствует;

Мало практических занятий по экологии, в результате отсутствия часов экологии в учебном плане;

Наблюдается дефицит материальных ресурсов: нет соответствующего оборудования, материалов для организации практических работ в рамках классно-урочной системы;

Слабо используются возможности изучения региональной экологии и экологии «малой родины»;

Слабо разработаны системы эколого-краеведческих экскурсий по местным маршрутам;

Недостаточная теоретическая и практическая подготовленность учителей экологическому образованию.    

Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленной  на формирование системы научных и практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности.

Рассмотрено на методическом объединении естественно — научного цикла.

Протокол №5 от 20.04.2016 года.

Руководитель МО – Паршукова Н.А.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/sovremennoe_sostoyanie_razvitie_ekologicheskogo_obra_210630.html

Scicenter1
Добавить комментарий