Экзистенциальная философия Сёрена Кьеркегора: Датский философ Сёрен Кьеркегор (1813-1855) всвоихцро- изведениях

Философия иррационализма. Сёрен кьеркегор (1813 – 1855)

Экзистенциальная философия Сёрена Кьеркегора: Датский философ Сёрен Кьеркегор (1813-1855) всвоихцро- изведениях

Сёрен Кьеркегор – датский философ,иррационалист, один из наиболее известныхзападных основателей экзистенциальнойфилософии, предтеча философскогонаправления, которое в 20 веке получилоназвание «экзистенциализм».

Главнойпроблемой философии Кьеркегора являетсяединичное, внутреннее, временноесуществование человека –экзистенция(от позднелат.existentia–существование).

Кьеркегор рассматриваеттри способа и три соответствующие импринципа существования человека в мире:эстетический (наслаждение), этический(долг) и религиозный (вера). Кьеркегорпоказывает роль страха, отчаяния,свободного выбора на пути к вере –высшему способу существования человекав мире.

К основным произведениям философаотносятся «Или – или», «Страх и трепет»,«Понятие страха», «Болезнь к смерти».Чаще всего Кьеркегор пользуется«косвенным» способом изложения своихмыслей: основные его произведениянаписаны от имени вымышленных персонажей.

Экзистенциальная философия. В связис обоснованием нового предмета философии– экзистенциального существованиячеловека, Кьеркегор выступил с критикойрационалистической философии, в первуюочередь, философии Гегеля.

СогласноГегелю истина носит разумный, всеобщийи объективный характер; высшей формойее постижения является наука, основаннаяна абстрактном мышлении. Кьеркегорнастаивает на том, что философияпринципиально отличается от науки, чтоона напрямую зависит от субъективной,личной жизни философа.

ФилософияКьеркегора как раз и явилась примеромтакой попытки осмысления сокровенныхдушевных переживаний самого философа.Главный вопрос человеческого существования– «быть или не быть?», пишет Кьеркегор,может иметь «только субъективноезначение». «Страсть как раз и естьсубъективность, а при объективномподходе ее вовсе нет».

Так понятаясубъективность и есть по Кьеркегорудействительность, а не гегелевское «то,что разумно». Такую экзистенциальнуюистину нельзя знать, в ней можно толькобыть. Объективной истине субъектбезразличен, в ней он исчезает.

Немецкаяклассическая философия развивает учениео субъекте, но там речь идет о субъектевообще, Кьеркегор же считает, чтопредметом философии должен статьединичный, неповторимый, уникальный,конкретный субъект, поэтому экзистенциальнаяистина и всеобщность несовместимы.

Научное мышление, пишет Кьеркегор, –«это мышление, при котором не существуетмыслящего». «Абстрактное мышлениепомогает мне обрести бессмертие тем,что сражает меня как существующего вотдельности насмерть и тем самым даруетбессмертие».

«Понимание существованиятакже затруднено, как и пониманиедвижения: я мыслю его и таким образомпрекращаю его и, следовательно, уже немыслю его. Можно, пожалуй, с полным правомсказать, что существует вещь, котораяне дает себя мыслить, и это – существование».

Способом познания истины в экзистенциальнойфилософии признается не мысль, апереживание. «Исходной точкой длядостижения абсолюта является не сомнение,а отчаяние».

«Или – или»: необходимость выбора исвобода.В отличие от Гегеля Кьеркегорсчитает, что во всемирной историигосподствует необходимость, а не свобода.Но «внутренняя, душевная жизнь индивидуумапринадлежит ему одному» и никакаяистория, кроме его собственной, не должнакасаться ее. Борясь за свободу, человекборется за будущее.

«В этой-то именнообласти и царствует абсолютное «или –или»». Он выбирает не что-то конечное,а абсолют. И этим абсолютом является онсам в своем вечном значении, «и этозначение как бы подавляет его своимвеличием, земная конечность теряет длянего всякое значение». «Выбор высокоподнимает душу человека», сообщает ей«сознание собственного достоинства».

«Личностьявляется абсолютом,имеющим свою жизненную цель и задачу всамом себе». Выбор приводит человека ксвободе, а значит ответственности «завсякое свое дело и слово». Но выбордолжен быть сделан во время, решительнои энергично. «Внутреннее движениеличности не оставляет времени наэксперименты мысли».

Жизненнаянеопределенность может привести ктакому моменту, когда выбирать уженечего, «иначе говоря – за человекавыбрала сама жизнь, и он потерял себясамого, свое «я»».

Философия отчаяния. Именно отчаяниеКьеркегор называл «болезнью к смерти».Отчаиваясь в чем-то, человек, на самомделе, отчаивается в самом себе, поэтому,пытаясь избавиться от себя, он стремитсяк смерти. Но в том-то и дело, что от себяизбавиться невозможно, «ведь это Я –наше владение, наше бытие – этоодновременно величайшая уступка вечностичеловеку и ее вера в него».

Кьеркегор исходит из того, что человеческаяприрода греховна: человек не осознает«своего духовного предназначения».Это и есть отчаяние. Оно является неисключением, а правилом. «Никто несвободен от отчаяния».

Однако человек,который осознает отчаяние, гораздоближе к исцелению, чем те люди, которыеего не осознают. Последние «как быразлагаются заживо». «Только дошедшийдо отчаяния ужас развивает в человекеего высшие силы». «Отчаяние – единственноесредство душевного спасения длячеловека».

Каждому из способовчеловеческого существования присущсвой тип отчаяния.

Способы человеческого существования.Кьеркегор отличает этический способсуществования от эстетического следующимобразом: «Эстетическим началомможет называться то, благодаря чемучеловекявляется непосредственнотем, что он есть,этическимже – то,благодаря чему онстановитсятем, чем становится».

Этический человек(«трагический герой») «отрекается вотношении себя самого для того, чтобывыразить всеобщее», а религиозныйчеловек («рыцарь веры») «отрекается вотношении всеобщего, чтобы статьединичным индивидом». «Собственнымисилами человек может стать трагическимгероем, но только не рыцарем веры».

Трагический герой способен к самоотречению,но не способен к вере.

1. Эстетическое существование. Общейчертой всех «эстетиков», независимо отразнообразия их занятий и способностей,являетсянепосредственность. Таккак выбор эстетика совершаетсянепосредственно, то он не являетсянастоящим выбором.

Главным принципом существованияэстетического человека являетсянаслаждение.Наслаждения могут бытьсамыми разными, но они всегда зависятот чего-то внешнего по отношению кчеловеку, поэтому эстетик никогда небывает свободен. Эстетическоемиросозерцание есть, в сущности, отчаяние,потому что «человек основывает своюжизнь на том, что может быть и не быть,т.е.

нанесущественном». Он стремитсяотрешиться от своей личности радинаслаждения, «он раб минуты». Эстетикникогда не бывает по-настоящемуудовлетворен, он всегда ищет еще болеесильных наслаждений и удовлетворениясвоих разнообразных желаний, поэтомужизнь его «просто поражает своейбезграничной разбросанностью».

Эстетическому человеку присуще«отчаяние-слабость», когда не желаютбыть собой, а желают обрести другое «я».Отчаянное нежелание быть самим собойприводит к такой ситуации, когда,собственно, спасать просто нечего.

«Существо человека распадается натысячи отдельных частей,… оно утрачиваетсамое дорогое, самое священное длячеловека – объединяющую силу личности,свое единое, сущее «я»». Только врезультатеакта выборачеловекуможно вновь обрести себя.

2. Этическое существование. Этическийчеловек «основывает свою жизнь насущественном, на том, чтодолжнобыть. Выбор представляет собой трудныйи мучительный шаг. Индивид расстаетсясо своей мнимой свободой, отказываетсяот всех возможностей, кроме одной, нозато она становится его реальностью.

Выбор совершается не в результатезнания, а в результате волевого акта.Актом воли человек рождает, создаетсамого себя. Во время выбора всеиндивидуальные черты человека остаютсятеми же, тем не менее, сам он становитсядругим: из природной индивидуальностипревращается в личность. Это означает,что отныне человек определяет себясам, то есть становится свободным.

В теоретической философии, как и вэстетике, противоположность добра изла является относительной. В актевыбора человек выбирает не добро илизло, а абсолютную противоположностьдобра и зла: «или-или». По Кьеркегорудобро обусловлено свободой, а не свободадобром. «Добро проявляется тем, что яхочу его, иначе его и существовать неможет».

Этическому человеку присуще «мужественноеотчаяние», или «отчаяние-вызов», когдажелают быть собою. Моральная ответственностьне дает личности рассыпаться «в песокмгновений», но так как «этик» полагаетсятолько на себя и «ничего не хочет знатьо вечности», отчаяние не преодолевается.

3. Существование в вере.Если в своемпроизведении «Или – или» Кьеркегорпоказывает превосходство этическогоспособа существования над эстетическим,то в трактате «Страх и трепет» оннастаивает на том, что «высшая страстьв человеке – этовера», а религиозныйспособ существования, способ существования«рыцаря веры», превосходит этический.

«Этическое, как таковое, есть нечтовсеобщее». «Рыцарь веры», как и самКьеркегор, ставит единичное вышевсеобщего. «Вера, – пишет Кьеркегор, –есть тот парадокс, что отдельный индивидкак таковой выше всеобщего».

«Существуетабсолютный долг перед Богом; ибо в такомотношении долга единичный индивид вкачестве единичного абсолюта относитсяк абсолюту».

И это может приводить«рыцаря веры» к поступкам, которыепротивоположны тому, что требует отнего этический долг.

Религиозному человеку присуща «истиннаяформа отчаяния». Отчаяние – грех, ноотчаяние «перед Богом» ведет к исцелению.Противоположностью греху по Кьеркегоруявляется не добродетель, а вера. Приэтом человеческое Я, «стремясь бытьсобой самим», погружается «в ту силу,которая его полагает», «Я находит в себехрабрость утратить себя, чтобы зановообрести».

Веру Гегель считал «внутреннейуверенностью, которая предвосхищаетбесконечность». В этом Кьеркегор сним согласен. Но для Кьеркегора вераявляетсявысшейдуховной способностьючеловека. Это не значит, что философотрицал важную роль в жизни людей разумаи нравственности.

Свобода человекапонималась им как диалектическоеединство конечного и бесконечного,материального и духовного, необходимостии возможности. Преобладание одной изсторон этого единства он считал причинойотчаяния. Что же, по его мнению, помогаетчеловеческому Я соблюдать меру? –Сознание.

«Чем больше сознания, тембольше Я; ибо, чем более оно вырастает,тем более вырастает воля, а чем большеволи, тем больше Я».

Поэтому сознание вфилософском учении Кьеркегора признаетсярешающим фактором, ведущим человека кпреодолению отчаяния, выздоровлениюот болезни к смерти, обретению себя!

Философское учение Кьеркегора не былопо достоинству оценено его современниками.Зато в 20 веке, когда возникла массоваякультура, уничтожающая личность, когдапотребительская культура вытесниладуховность, когда мировые войны поставиливсе человечество перед выбором «бытьили не быть», когда страх и отчаяниекоснулись каждого, прозрения Кьеркегораоказались более чем актуальными.

Источник: https://studfile.net/preview/4469822/page:2/

Серен Кьеркегор (1813-1855)

Экзистенциальная философия Сёрена Кьеркегора: Датский философ Сёрен Кьеркегор (1813-1855) всвоихцро- изведениях

Датский философ Серен Кьеркегор (иногда пишут: Киркегор — Kierkegaard) в нашем веке стал одним из наиболее издаваемых авторов. Многотомные собрания его сочинений выходят в ряде стран.

Изучение его философии входит в учебные курсы большинства философских факультетов.

Между тем при жизни он еще более, чем Шопенгауэр, испытал все тяготы отчуждения от своей эпохи, от соотечественников и современников.

Родился Серен Кьеркегор в Копенгагене. Отец Серена, Михаэль Кьеркегор считал, что над его семьей тяготеет рок — в детстве, отданный родителями в пастухи, он как-то в порыве отчаяния проклял Бога. И действительно, из семерых его детей пятеро умерли, что ставший богобоязненным М. Кьеркегор воспринял как Божье наказание.

И хотя дела в семье коммерсанта М. Кьеркегора шли неплохо, духовно-психологическая атмосфера всегда оставалась тяжелой, с чем некоторые комментаторы учения С. Кьеркегора связывали особенности его личности и характер его философии. Серен рос болезненным, впечатлительным, но исключительно одаренным ребенком. В 1830 г.

, с успехом окончив школу, он поступил на теологический факультет Копенгагенского университета. В выборе факультета, вероятно, прежде всего сказалось влияние семьи. Занимаясь в университете теологией, Кьеркегор приобрел незаурядные познания также и в философии.

Будучи художественно одаренной натурой, он увлекался эстетикой, театром, литературой. Получив в 1838 г. диплом теологического факультета, Кьеркегор мог стать пастором или теологом.

Но церковная карьера не привлекала его, хотя вопрос о Боге, критическое отношение к ортодоксальным религиозным верованиям, институтам на всю жизнь стали предметом его глубоких и болезненных переживаний.

В 1839 г. Серен познакомился с Региной Ольсен; состоялась помолвка, но через год Кьеркегор отказался от женитьбы, что усилило чувство вины, тревоги, разлада с миром. (Этой личной трагедии, ее причинам и последствиям в литературе о Кьеркегоре — например, у Льва Шестова — также уделено немалое влияние.

) Кьеркегор уехал, а скорее, убежал из Копенгагена в Берлин, где в университете он посещал лекции по философии, в особенности знаменитые лекции старого Шеллинга (которые в начале 40-х годов слушали и горячо обсуждали, разумеется, с разных позиций, Фридрих Энгельс, Иван Киреевский и другие впоследствии знаменитые философы).

Не лишено основания предположение, что враждебность к философии Гегеля — в ту эпоху, еще отмеченную высоким авторитетом великого философа и его школы, — Кьеркегор перенял у Шеллинга. Большое влияние на формирование взглядов Кьеркегора оказали немецкие романтики. Вслед за ними Кьеркегор поставил в центр философствования метод иронии.

Ей была посвящена его магистерская диссертация «О понятии и иронии» (1841).

В 1842 г. Сёрен возвратился в Копенгаген. Этот город в то время был своего рода большой деревней, где все знали друг друга, где глубокое влияние имела религиозная община и устанавливаемые ею жизненные правила и ценности.

Молодой Кьеркегор, привлекший внимание уже разрывом с Региной Ольсен, оказался объектом постоянных осуждений, насмешек.

Он вел замкнутый образ жизни, много и, как потом оказалось, плодотворно работал: произведения, созданные им менее чем за десятилетие короткой и поистине трагической жизни, прославили Данию, вошли в золотой фонд мировой культуры.

Но копенгагенцы, за редчайшими исключениями, вряд ли догадывались об одаренности и о будущей славе своего соотечественника. Газета «Корсар», падкая до сенсаций, постоянно издевалась над Кьеркегором.

А он вступил в открытый спор и с газетой и с религиозной общиной Копенгагена, стал издавать журнал «Мгновение». Самый большой скандал разгорелся, когда умер епископ Мюнстер и когда скорбь о его кончине переросла в печати в неумеренные прославления покойного. Кьеркегор возразил против этого и был прямо-таки оплеван копенгагенцами. 11 ноября 1855 г. Серен упал на улице и скоропостижно скончался от полного истощения всех физических и духовных сил.

Начав как автор в 1843 г. — книгами, теперь знаменитыми: «Entweder — Oder» (у нас переводят: «Или — или»), «Страх и трепет» -Кьеркегор каждый год писал одно, а то и два-три сочинения (1844 г. — «Философские крохи», «Понятие страха», 1845г.

— «Этапы жизненного пути», «Заключительное ненаучное послесловие к философским крохам', 1843-1847 гг.— «Назидательные речи», 1847г. — «Жизнь и власть любви», 1848г. — «Христианские речи», 1849г. — «Болезнь к смерти», 1850г. — «Упражнение в христианстве», 1851 г.

— «Рекомендовано для самопроверки современности»).

Кьеркегор также всю жизнь вел дневниковые записи, которые оказались столь интересными с литературной, философской и экзистенциальной точек зрения, что были впоследствии изданы, составив половину из многотомного собрания сочинений выдающегося мыслителя и писателя».

Чтобы понять непопулярность Кьеркегора при жизни и его славу в XX в., надо прежде всего принять в расчет специфику его произведений. Они мало чем напоминают типичные для нового времени абстрактные и построенные по меркам научности философские трактаты.

В их центре — не некоторое заботливо отвлекаемое от личности и переживаний философа «объективное содержание».

Напротив, Кьеркегор концентрировал внимание на том, что происходит в недрах человеческой личности, причем личностный мир самого философа, его наполненная страданиями жизнь оказалась призмой, сквозь которую он стремился рассматривать все происходящее в окружающем мире.

Экзистенциалист Лев Шестов в работе «Умозрение и откровение» напоминал, что свою философию Кьеркегор называл экзистенциальной, — что значило: он мыслил, чтобы жить, а не жил, чтобы мыслить.

Это название — «экзистенциальная философия» — потом привилось и стало прилагаться к учениям мыслителей, которые часто упоминали Кьеркегора среди своих предшественников.

Категории жизни, страха, смерти, выбора, вины, которые как бы стояли на обочине классической философии, Кьеркегор одним из первых расположил в самом центре философствования, чем также предвосхитил некоторые экзистенциалистско-персоналистские учения XX в. Он проложил им путь и тем, что снова привлек интерес и внимание к сложному художественно-философскому жанру, в каком написано большинство его произведений. Но, может быть, самый большой вклад Кьеркегора в развитие философии, в преобразование культуры состоял в необычном для 40-х годов XIX в. решительном размежевании с классическими философскими традициями нового времени.

Критика времени, эпохи сближает Кьеркегора с Шопенгауэром и предвосхищает критику Ницше в том отношении, что становится первой из идейных форм, по существу задавшей критерии типичной для конца XIX в. и для XX в. «философии кризиса».

Кьеркегор недоволен и консервативным традиционализмом, и революционизмом, и реформизмом за то, что они всё превратили в политику, а политику сделали поприщем политиканов и их сделок. Революцию 1848 г.

он расценил как «катастрофу», «историческую конвульсию», правильно определив тогдашнее революционное потрясение не как единичный акт, а как состояние, грозящее стать перманентным. История, предостерегал Кьеркегор, начинает погружаться в кровавую тьму.

Единственный выход — обратиться к вечности, к духовно-нравственному и его проблемам. Но, казалось бы, философия во все времена, а особенно в эпоху, современную Кьеркегору, постоянно твердила о бесконечном и вечном, об абсолютах и духовности. С еще большим рвением это делала религия.

Но в том-то и состояло основное обвинение Кьеркегора в адрес своей эпохи, что, с его точки зрения, эти традиционные «абсолютистские» воззрения в наибольшей степени ответственны за кризисное, распадающееся время, за катастрофы истории.

Каждое время, рассуждал Кьеркегор, обладает какой-то внутренней безнравственностью. Главную безнравственность своей эпохи Кьеркегор видел в том, что индивидууму рекомендовалось отрешиться от себя, отдаться во власть чего-то внешнего (общества, класса, церкви, духа и т. д.) и делать это с энтузиазмом и радостью.

Духовным феноменом, концентрированно воплотившим эту безнравственность эпохи, Кьеркегор считал как раз абсолютистскую философию Гегеля и его верных последователей. В философско-теоретическом отношении он отверг как бы возведенные Гегелем в степень типичные болезни философии.

Это прежде всего «панфилософизм», согласно которому философия считается венцом, высшей мудростью культуры, выражением объективного разума и разумности истории. Между тем обычному человеку с его тревогами и бедами нечего ждать от философии, которая «внимает гармонии примирения».

И никто иной как Гегель создал почти религиозный культ философии в культуре.

С панфилософизмом, продолжает свою критику Кьеркегор, тесно связан «панрационализм», в том числе и в форме «панлогизма».

С позиций этих воззрений главное в философии и, соответственно, в культуре есть отстаивание универсальных прав, полномочий и возможностей разума и тех философских дисциплин (например, логики), которые занимаются проецированием разума в действительность, самопознанием разума и доведением его до разума практического, т.е.

законодательствующего в социально-нравственной области. И опять-таки Гегель объявлен главным пророком пагубной «религии разума». Не менее резкая критика достается на долю восхваления науки и научности, идеалов объективизма, системности и т.д.

Кьеркегоровская критика собирается в главном пункте обвинения: тяготея к якобы абсолютному, объективному, превращая реального человека в познающую логическую машину, философия становится не просто бесполезной, но сугубо вредной для человека со всеми его жизненными тревогами и страстями.

А ведь в «повороте к человеку» классическая мысль нового времени как будто бы усматривала свою главную заслугу и функцию. Но многословная философия обычно молчалива, когда к ней повернуто человеческое сердце. «…Я предъявляю к философии вполне законные требования — что делать человеку? Как жить? …Молчание философии является в данном случае уничтожающим доводом против нее самой».

Правда, философия прошлого много рассуждала о человеческом Я и подчас ставила его в центр мира и философствования.

Однако коренной недостаток субъективизма, индивидуализма, трансцендентализма философии прошлого Кьеркегор усматривал в том, что в них всегда шла речь о «неподлинном» — сконструированном, далеком от жизни философском Я.

Между тем новая философия, о начале которой возвещает Кьеркегор, обязана так поставить и решить проблемы Я и мира, чтобы самоопределение человека не ограничивалось областью рационально познанного и познаваемого, укладываемого в формулы науки и логики.

Я как центр философии — это живой реальный человек и то, что для него в жизни главное: страх, преодоление страха и греховности, бытие, выбор, смерть. Если речь и пойдет об истине, то это должна быть такая истина, ради которой человек готов жить и умереть.

Источник: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st005.shtml

Кьеркегор, Сёрен

Экзистенциальная философия Сёрена Кьеркегора: Датский философ Сёрен Кьеркегор (1813-1855) всвоихцро- изведениях

1813-1855) — датский философ, теолог, писатель, его при жизни называли «Анти-Гегелем».

Основные произведения в 20-ти томах литературного наследия: «Либо-либо», «Наслаждение и долг», «Болезнь к смерти», «Страх и трепет».

проблема, фундаментальность выбора человеком самого себя, выражается в особых экзистенциальных категориях: вера, грех, отчаяние, абсурд, возможность, смерть, одиночество.

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

1813-1855) — датский религиозный философ, предшественник экзистенциализма. С точки зрения Кьеркегора, философия должна быть экзистенциальной (от слова «экзистенция» — существование), т.е. носить глубоко личностный характер.

Отсюда его стремление отвергнуть «научный способ философствования» как безличный. Рассматривая человека как «экзистенцию», Кьеркегор вводит такие понятия как «страх», «отчаяние», «решимость» и т.д.

, впоследствии развитые экзистенциалистами.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

1813-1855) — дат. теолог и философ-иррацио-налист, один из основоположников экзистенциализма. К. считал, что личность обретает себя в боге. На пути к богу человек проходит 3 стадии познания своего существования: эстетическую, этическую и религиозную. Бессмысленность мира рождает в человеке страх и отчаяние. К.

отвергал попытки найти опору как во внешнем мире, так и во внутр. мире человека. В своем отчаянии человек должен полностью предаться воле бога. К. порицал офиц. христианство за измену христ. истине и рационализацию веры, порабощающую и деморализующую личность. Религ. субъективизм и иррационализм К. оказали влияние на христ. теологию 20 в.

, в первую очередь на К. Борта и диалектич. теологию.

Источник: Атеистический словарь

датский философ и писатель (Копенгаген, 1813 — там же, 1855). Считается основоположником экзистенциализма. Его безусловное утверждение ценности и несводимости к чему-то иному индивидуальной жизни стало источником реакции против философской «системы» как таковой (системы Гегеля).

Его рефлексия не отрывается от превратностей его собственной жизни, и фигура его невесты — Регины Олсен — вновь и вновь появляется на страницах его произведений. Его анализ тоски, одиночества, судьбы выливается в философию человека перед лицом Бога и времени, человека, соприкасающегося с вечностью.

Его концепция этапов жизненного пути: эстетической (или чувственной) стадии, этической (или философской) и религиозной — стала классической. Мысль Кьеркегора оказала глубокое влияние на современную философию (Хайдеггер, Ясперс, Барт, Сартр).

Среди его произведений мы находим: «О понятии страха» (1844), «Этапы на жизненном пути» (1845), «Ненаучный и окончательный постскриптум к «Философским крохам»» (1846). Кьеркегор, предсказавший, что в будущем его будут читать, и много читать, тем не менее скромно определял себя как «поэта религии». В действительности он является ее героем.

Источник: Философский словарь

датский религиозный философ, предшественник экзистенциализма. Испытав на себе влияние нем. романтизма, К. впоследствии выступил как против романтического умонастроения, к-рое он называет “эстетическим”, так и против философии нем. идеалистов, гл. обр. Гегеля. К.

считает Гегеля главой школы спекулятивных философов, к-рые рассуждают с т. зр. всеобщего — человечества, народа, государства, исключают онтологическое значение личностного начала. Последнее, по К.

, невозможно понять с позиций философии, к-рая за исходный пункт принимает об-во, как это имело место у Гегеля, ибо при этом теряется самое существенное, что составляет основу личности,— ее экзистенция. Подлинная философия, согласно К., может быть только “экзистенциальной”, т. е.

носящей глубоко личный характер. Отсюда стремление К.

отвергнуть “научный способ философствования” как безличный. Рассматривая человека как “экзистенцию”, К. анализирует ее “бытийную, онтологическую структуру”, вводя такие понятия, как “страх”, “отчаяние”, “решимость” и т. д., впоследствии развитые экзистенциалистами. При этом К.

устанавливает три способа существования личности, или три типа экзистенции: эстетический, этический и религиозный, из к-рых последний он считает наивысшим. Важнейшей категорией религиозного учения К. является категория “парадокса”. Поскольку, согласно К.

, мир божественный и мир человеческий принципиально несоизмеримы, постольку вера предполагает отказ от логического мышления и вводит в сферу “парадоксов”, абсурдных с т. зр. человеческой логики и этики. Всякую попытку “соединения” этих двух сфер, компромисса между ними К.

сурово осуждал; этим вызван тот конфликт с официальной церковью, к-рый возник у К. в последние годы его жизни. Идеи К. не только послужили источником экзистенциализма; его религиозное учение оказало влияние и на т. наз. диалектическую теологию К. Барта, а также на мн. др. протестантских и католических философов. Осн. произв.: “Или — или” (1843), “Страх и трепет” (1843), “Понятие страха” (1844), “Болезнь к смерти” (1849).

Источник: Философский энциклопедический словарь

род. 5 мая 1813, Копенгаген — ум. 11 нояб. 1855, там же) — дат. философ и теолог. Домашняя атмосфера, в которой он рос, была проникнута христ. сознанием вины (его отец проклял Бога). Вероятно, от отца он унаследовал склонность к меланхолии, которую в ранний период скрывал от себя и других под маской сарказма и иронии.

К 1841 относится расторжение его помолвки с семнадцатилетней Региной Ользен (описанное в «Die Stadien auf dem Lebensweg», 1845) и присуждение ему степени магистра за работу «Ьber den Begriff — mit steter Bezugnahme auf Sokrates».

B 1841 в Берлине Кьеркегор слушал Шеллинга; позднее же резко выступал против него и Гегеля и проповедовал «неуместность» философии как чистой теории абсолютного духа для существующей деятельности и для реального существования человека. Ибо, только принимая во внимание эту реальность и возможность человеческого бытия, философия имеет смысл.

Универсально-онтологический вопрос о бытии также мог приобрести философский смысл только благодаря решительному сосредоточению внимания на вопросе о человеческом существовании. Это действительно осн. процесс и осн. стремление современной философии существования. Кьеркегор прославился своей работой «Entweder-Oder» (2 Bde., 1843).

Кьеркегор всегда описывает «разбитое» и бессмысленное бытие мира, ответом на которое должны быть страх и отчаяние («Der Begriff der Angst», 1844). Он выступает против всякой попытки опереться, сослаться на внешний мир (такая попытка может иметь лишь «эстетический» характер), он не доверяет ответственному перед самим собой «внутреннему», т.е.

«эстетическому», и рекомендует, чтобы индивид полностью отдал себя на волю Бога; для Кьеркегора это — жизнь в «религиозном» и, конечно, также в «парадоксальном» («Christliche Reden», 1848). При этом он полностью отрицает официальное христианство христ. народов, изменившее требованию, которое вполне ясно предъявляет истинное христианство: думать «экзистенциально», т.е.

исходя из подлинного существования, жить согласно абсолютному, быть беспредельно преданным христ. истине, даже если это грозит мученической кончиной. С именем Кьеркегора связаны понятия диалектической теологии экзистенциализма. Осн. произв. вошли в собр. соч. «Samlede vaerker», Bd. 1-20, 19621964; «Papirer», Bd. 1-16, 1968-1978; на рус. языке: «Наслаждение и долг», 1894; «Несчастнейший» — в «Северных сборниках», кн. 4, СПБ., 1908.

Источник: Философский энциклопедический словарь

1813-55) — датский философ-мистик, писатель, предшественник совр. экзистенциализма. Выступил против официальной религиозной идеологии и церкви с целью обоснования религии личностного характера, к-рая связывала бы человека непосредственно с богом. Этим объясняется его особый интерес к этической проблематике. К.

считал, что гегелевский абсолютный идеализм и рационализм не принимают во внимание собственно человеческого существования, его чувств и переживаний, являющихся такими же реальностями, как сам человек. Не познание объективного мира. а познание самого себя в своем подлинном существовании (экзистенции) — гл. задача «субъективного мыслителя», в к-ром К.

видел своеобразный идеал человека, его действии, поступков и жизни. Мир, согласно К., находится в состоянии «смертельной болезни», к-рой является «отчаяние». Все существующее представляется парадоксальным; несчастнейший человек является счастливейшим, а счастливейший -несчастнейшим, истина — ложью, ложь -истиной, реальность -иллюзорностью, иллюзорность -реальностью и т. п.

В этом — «парадоксальная диалектика» К. Индивид, по К., должен заниматься только самим собой, своими чувствами и воспоминаниями, своим «внутренним», ибо «истина есть субъективность». К. выделяет три стадии жизни, к-рые должен пройти человек для достижения своей цели: эстетическая, когда человек имеет дело только с возможностями, никогда не превращающимися в действительность, т.

е.

когда человек живет только мгновениями, «воображаемой жизнью»; этическая, когда человек живет в реальности и когда у него появляется чувство ответственности за свое собственное существование (для этой стадии характерно постоянство и длительность переживания, глубокий анализ своего собственного «я»); религиозная, когда человек, решая дилемму «либо-либо», выбирает вечность, а не конечность. Т. обр., осн. этические проблемы К. сводил к проблемам религиозным: индивид, будучи религиозным существом, постоянно чувствует свой долг перед богом. Этика К. (осн. работы: «Или-или», «Страх и трепет», 1843, «О понятии страха». 1844), как и его филоссхрия в целом, представляла собой реакцию христианского романтизма на материализм и диалектически-рационалистические воззрения. Его взгляды оказали влияние на Борта и др. протестантских и католических философов.

Источник: Словарь по этике

Источник: https://terme.ru/termin/kerkegor-seren.html

Серен Кьеркегор (1813 – 1855)

Экзистенциальная философия Сёрена Кьеркегора: Датский философ Сёрен Кьеркегор (1813-1855) всвоихцро- изведениях

Сёрен Обю Кьеркегор – датский философ, иррационалист, один из наиболее известных западных основателей экзистенциальной философии, предтеча философского направления, которое в 20 веке получило название «экзистенциализм».

Главной проблемой философии Кьеркегора является единичное, внутреннее, временное существование человека – экзистенция. Кьеркегор рассматривает три способа и три соответствующие им принципа существования человека в мире: эстетический (наслаждение), этический (долг) и религиозный (вера).

Кьеркегор показывает роль страха, отчаяния, свободного выбора на пути к вере – высшему способу существования человека в мире. К основным произведениям философа относятся «Или – или», «Страх и трепет», «Понятие страха», «Болезнь к смерти».

Чаще всего Кьеркегор пользуется «косвенным» способом изложения своих мыслей: основные его произведения написаны от имени вымышленных персонажей.

Кьеркегор и экзистенциальная философия

В связи с обоснованием нового предмета философии – экзистенциального существования человека, Кьеркегор выступил с критикой рационалистической философии, в первую очередь, философии Гегеля.

Согласно Гегелю истина носит разумный, всеобщий и объективный характер; высшей формой ее постижения является наука, основанная на абстрактном мышлении. Кьеркегор настаивает на том, что философия принципиально отличается от науки, что она напрямую зависит от субъективной, личной жизни философа.

Кьеркегор в своей философии как раз и являет пример такой попытки осмысления собственных сокровенных душевных переживаний. Главный вопрос в жизни человека – «быть или не быть?», пишет Кьеркегор, может иметь «только субъективное значение». «Страсть как раз и есть субъективность, а при объективном подходе ее вовсе нет».

Так понятая субъективность и есть по Кьеркегору действительность, а не гегелевское «то, что разумно». Кьеркегор убежден, такую экзистенциальную истину нельзя знать, в ней можно только быть. Объективной истине субъект безразличен, в ней он исчезает.

Немецкая классическая философия развивает учение о субъекте, но там речь идет о субъекте вообще, Кьеркегор же считает, что предметом философии должен стать единичный, неповторимый, уникальный, конкретный субъект, поэтому экзистенциальная истина и всеобщность несовместимы.

Кьеркегор об абстрактном мышлении

Научное мышление, пишет Кьеркегор, – «это мышление, при котором не существует мыслящего». «Абстрактное мышление помогает мне обрести бессмертие тем, что сражает меня как существующего в отдельности насмерть и тем самым дарует бессмертие».

«Понимание существования также затруднено, как и понимание движения: я мыслю его и таким образом прекращаю его и, следовательно, уже не мыслю его. Можно, пожалуй, с полным правом сказать, что существует вещь, которая не дает себя мыслить, и это – существование».

Способом познания истины в экзистенциальной философии признается не мысль, а переживание. «Исходной точкой для достижения абсолюта является не сомнение, а отчаяние».

Кьеркегор о свободе и необходимости

«Или – или»: необходимость выбора и свобода. В отличие от Гегеля Кьеркегор считает, что во всемирной истории господствует необходимость, а не свобода. Но «внутренняя, душевная жизнь индивидуума принадлежит ему одному» и никакая история, кроме его собственной, не должна касаться ее. Борясь за свободу, каждый борется за будущее.

«В этой-то именно области и царствует абсолютное «или – или»». Он выбирает не что-то конечное, а абсолют. И этим абсолютом является он сам в своем вечном значении, «и это значение как бы подавляет его своим величием, земная конечность теряет для него всякое значение». «Выбор высоко поднимает душу человека», сообщает ей «сознание соб-ственного достоинства».

«Личность является абсолютом, имеющим свою жизненную цель и задачу в самом себе». Выбор приводит к свободе, а значит ответственности «за всякое свое дело и слово». Но выбор должен быть сделан во время, решительно и энергично. «Внутреннее движение личности не оставляет времени на эксперименты мысли».

Жизненная неопределенность может привести к такому моменту, когда выбирать уже нечего, «иначе говоря – за человека выбрала сама жизнь, и он потерял себя самого, свое «я»».

Кьеркегор и философия отчаяния

Именно отчаяние Кьеркегор называл «болезнью к смерти». Отчаиваясь в чем-то, человек, на самом деле, отчаивается в самом себе, поэтому, пытаясь избавиться от себя, он стремится к смерти. Но в том-то и дело, что от себя избавиться невозможно, «ведь это Я – наше владение, наше бытие – это одновременно величайшая уступка вечности человеку и ее вера в него».

Кьеркегор исходит из того, что человеческая природа греховна: человек не осознает «своего духовного предназначения». Это и есть отчаяние. Оно является не исключением, а правилом. «Никто не свободен от отчаяния».

Однако тот, кто осознает отчаяние, гораздо ближе к исцелению, чем те, которые его не осознают. Последние «как бы разлагаются заживо». «Только дошедший до отчаяния ужас развивает в человеке его высшие силы». «Отчаяние – единственное средство душевного спасения для человека».

Каждому из способов человеческого существования присущ свой тип отчаяния.

Кьеркегор о способах существования

Кьеркегор отличает этический способ существования от эстетического следующим образом: «Эстетическим началом может называться то, благодаря чему человек является непосредственно тем, что он есть, этическим же – то, благодаря чему он становится тем, чем становится».

Этический человек («трагический герой») «отрекается в отношении себя самого для того, чтобы выразить всеобщее», а религиозный человек («рыцарь веры») «отрекается в отношении всеобщего, чтобы стать единичным индивидом». «Собственными силами человек может стать трагическим героем, но только не рыцарем веры».

Трагический герой способен к самоотречению, но не способен к вере.

Эстетическое существование

Общей чертой всех «эстетиков», независимо от разнообразия их занятий и способностей, является непосредственность. Так как выбор эстетика совершается непосредственно, то он не является настоящим выбором.

Главным принципом существования эстетического человека является наслаждение. Наслаждения могут быть самыми разными, но они всегда зависят от чего-то внешнего по отношению к человеку, поэтому эстетик никогда не бывает свободен.

Эстетическое миросозерцание есть, в сущности, отчаяние, потому что «человек основывает свою жизнь на том, что может быть и не быть, т.е. на несущественном». Он стремится отрешиться от своей личности ради наслаждения, «он раб минуты».

Эстетик никогда не бывает по-настоящему удовлетворен, он всегда ищет еще более сильных наслаждений и удовлетворения своих разнообразных желаний, поэтому жизнь его «просто поражает своей безграничной разбросанностью».

Эстетическому человеку присуще «отчаяние-слабость», когда не желают быть собой, а желают обрести другое «я». Отчаянное нежелание быть самим собой приводит к такой ситуации, когда, собственно, спасать просто нечего.

«Существо человека распадается на тысячи отдельных частей,… оно утрачивает самое дорогое, самое священное для человека – объединяющую силу личности, свое единое, сущее «я»».

Только в результате акта выбора человеку можно вновь обрести себя.

Этическое существование

Этический человек «основывает свою жизнь на существенном, на том, что должно быть. Выбор представляет собой трудный и мучительный шаг. Индивид расстается со своей мнимой свободой, отказывается от всех возможностей, кроме одной, но зато она становится его реальностью.

Выбор совершается не в результате знания, а в результате волевого акта. Актом воли человек рождает, создает самого себя. Во время выбора все индивидуальные черты человека остаются теми же, тем не менее, сам он становится другим: из природной индивидуальности превращается в личность. Это означает, что отныне человек определяет себя сам, то есть становится свободным.

В теоретической философии, как и в эстетике, противоположность добра и зла является относительной. В акте выбора человек выбирает не добро или зло, а абсолютную противоположность добра и зла: «или-или». По Кьеркегору добро обусловлено свободой, а не свобода добром. «Добро проявляется тем, что я хочу его, иначе его и существовать не может».

Этическому человеку присуще «мужественное отчаяние», или «отчаяние-вызов», когда желают быть собою. Моральная ответственность не дает личности рассыпаться «в песок мгновений», но так как «этик» полагается только на себя и «ничего не хочет знать о вечности», отчаяние не преодолевается.

Существование в вере

Если в своем произведении «Или – или» Кьеркегор показывает превосходство этического способа существования над эстетическим, то в трактате «Страх и трепет» Кьеркегор настаивает на том, что «высшая страсть в человеке – это вера», а религиозный способ существования, способ существования «рыцаря веры», превосходит этический.

«Этическое, как таковое, есть нечто всеобщее». «Рыцарь веры», как и сам Кьеркегор, ставит единичное выше всеобщего. «Вера, – пишет Кьеркегор, – есть тот парадокс, что отдельный индивид как таковой выше всеобщего».

«Существует абсолютный долг перед Богом; ибо в таком отношении долга единичный индивид в качестве единичного абсолюта относится к абсолюту».

И это может приводить «рыцаря веры» к поступкам, которые противоположны тому, что требует от него этический долг.

Религиозному человеку присуща «истинная форма отчаяния». Отчаяние – грех, но отчаяние «перед Богом» ведет к исцелению. Противоположностью греху по Кьеркегору является не добродетель, а вера. При этом человеческое Я, «стремясь быть собой самим», погружается «в ту силу, которая его полагает», «Я находит в себе храбрость утратить себя, чтобы заново обрести».

Веру Гегель считал «внутренней уверенностью, которая предвосхищает бесконечность». В этом Кьеркегор с ним согласен. Но при этом Кьеркегор считает веру высшей духовной способностью человека. Это не значит, что Кьеркегор отрицал важную роль в жизни людей разума и нравственности.

Свобода человека понималась им как диалектическое единство конечного и бесконечного, материального и духовного, необходимости и возможности. В преобладание одной из сторон этого единства Кьеркегор видел причину отчаяния.

Что же, по его мнению, помогает человеческому Я соблюдать меру? – Сознание. «Чем больше сознания, тем больше Я; ибо, чем более оно вырастает, тем более вырастает воля, а чем больше воли, тем больше Я».

Поэтому сознание в философском учении Кьеркегора признается решающим фактором, ведущим человека к преодолению отчаяния, выздоровлению от болезни к смерти, обретению себя!

Кьеркегор и значение его философии

Философское учение Кьеркегора не было по достоинству оценено его современниками. Зато в 20 веке, когда возникла массовая культура, уничтожающая личность, когда потребительская культура вытеснила духовность, когда мировые войны поставили все человечество перед выбором «быть или не быть», когда страх и отчаяние коснулись каждого, Кьеркегор и его прозрения оказались более чем актуальными.

Кьеркегор книги

  • О понятии иронии (1841)
  • Или-или (1843)
  • Две назидательные беседы (1843)
  • Страх и трепет (1843)
  • Повторение (1843)
  • Философские крохи (1844)
  • Понятие страха (1844)
  • Стадии жизненного пути (1845)
  • Заключительное ненаучное послесловие (1846)
  • Назидательные речи в различном духе (1847)
  • Чему нас учат полевые лилии и птицы небесные (1847)
  • Дело любви (1847)
  • Христианские речи (1848)
  • «Первосвященник» (1848)
  • Болезнь к смерти (1849)
  • Полевая лилия и птица небесная: Три благочестивые беседы (1849)
  • Введение в христианство (1850)
  • Дневник обольстителя

Источник: http://www.SoleCity.ru/philosophy/kierkegaard

У истоков экзистенциализма: сёрен кьеркегор

Экзистенциальная философия Сёрена Кьеркегора: Датский философ Сёрен Кьеркегор (1813-1855) всвоихцро- изведениях

«Если бы я мог заказать эпитафию на свою могилу, то не желал бы ничего другого, кроме надписи: “Этот Одиночка”. Жаль, что эту категорию сегодня никто не понимает…» Так напишет в одной из своих работ датский религиозный философ Сёрен Кьеркегор (1813—1855).

Индивиду или единичная человеческая личность со всеми ее жизненными страданиями и переживаниями, становится главным объектом его размышлений. Традиционные философские проблемы и понятия (субстанция, дух, материя, сущность, разум и др.) мало привлекают этого философа.

Его книги наполняются совершенно другими категориями: жизнъу смертЬу Бог, человеку выбору страху вина, греховность. Все они тесно связаны с философским понятием экзистенция (существование), которое Кьеркегор начинает активно использовать.

Некоторое время спустя оно явится основой нового влиятельного философского течения европейской философии — экзистенциализма.

Попытки философов построить целостное, законченное учение, т.е. философскую систему, в которой бы объяснялись все основные проблемы бытия и познания, вызывают у Кьеркегора яростный протест.

С особой антипатией он относится к философской системе Гегеля, у которого всеобщее абсолютно доминирует над единичным.

Рассуждая об Абсолюте и всеобщем, Кьеркегор говорит, что систематическая философия забыла самое главное — человека и его существование.

Историю общества и человечество необходимо рассматривать с точки зрения отдельной человеческой личности. Единичный человек важнее человеческого рода. С этим тезисом Кьеркегора трудно согласиться.

В оценке социально-исторических событий он ведет к полному субъективизму.

Однако датский философ и последующие экзистенциалисты были правы в том, что личность не должна приноситься в жертву всеобщему целому.

Философия и христианская религия у Кьеркегора несовместимы. Одна требует обоснованных знаний, а другая зиждется на чистой вере. Датский философ не считает нужным испытывать веру знанием. Закономерно, что такая позиция невольно ставит под сомнение объективную истину. С чем он и соглашается: всякая «истина субъективна».

Кьеркегор резко критикует науку: она неподлинная экзистенция человека и не может решить проблему отношений человека и Бога. И, наконец, все ее опровержения астрономических, исторических и иных воззрений религии — ничего не стоят. Этические истины религии безупречны и неопровержимы. Здесь Кьеркегор во многом справедлив. Но он опять абсолютизирует субъективную веру.

Датский философ не замечает, что даже в учении Иисуса Христа есть указания на историческую изменяемость этических принципов и их зависимость от уровня развития человека и общества. Ведь этическую формулу Ветхого Завета («Око за око, зуб за зуб») заменяют другими, более возвышенными моральными формулами («Возлюби ближнего», «Молитесь за обижающих вас…» и т.д.).

Что ценного в философских размышлениях Серена Кьеркегора? Во-первых, критика классической философии за ее отвлеченность от реальных человеческих проблем и забвение личности. Во-вторых, напоминание о том, что позитивистская наука, в основе которой лежит голый чувственный опыт, неспособна помочь человеку проникнуть в глубины своей духовной сущности.

В-третьих, критика западного церковного христианства за лицемерие, лживость и другие пороки, которые привели его к вырождению. И, наконец, в-четвертых, решительный протест против подчинения человека безликой массе, против растворения личности в обществе.

Вместо мировоззренческого конформистского принципа «будь как все» он выдвигает другой принцип: «будь пред Богом один на один».

Работы философа: «Или-или» (1843), «Страх и трепет» (1843), «Дневник» (1833—1855) и другие получили в XX в. широкую известность и признание. Идеи Кьеркегора нашли развитие в творчестве французских, немецких и испанских философов-экзистенциалистов.

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Посмотреть оригинал

Позитивизм представляет собой одно из самых влиятельных идейнофилософских течений Запада XIX—XX вв. В чем состоит его основная идея? Классики европейской философии (Гегель и др.) считали философию «наукой наук».

Позитивисты провозглашают другой лозунг: «Наука сама себе философия!» Иными словами, все подлинное (позитивное) знание есть продукт специальных наук и их междисциплинарного взаимодействия.

У философии нет ни своего особого предмета исследования, ни положительного (строгого) метода, следовательно, традиционная философия (философия как метафизика) не имеет права на существование. Эти радикальные идеи, высказанные в первой половине XIX в., были приняты многими европейскими и американскими учеными и повлияли на облик всей западной науки.

Этапы развития позитивизма

  • • Первый, или начальный, позитивизм — 30-е гг. XIX в. (О. Конт, Дж. Ст. Милль, Г. Спенсер).
  • • Второй позитивизм, или эмпириокритицизм, — конец XIX в. (Э. Мах, Р. Авенариус).
  • • Неопозитивизм начинается с 20-х гг. XX в. (М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат, X. Рейхенбах, Ф. Франк, Л.

    Витгенштейн, К. Айдукевич, А. Тарский и др.).

  • • Постпозитивизм начинается в 60—70-с гг. XX в. (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, С. Тулмин и др.).

В начале XX в. особняком развивалась американская разновидность позитивизма — прагматизм (Ч. Пирс, В. Джемс, С. Хук, Ф.

Шиллер и др.).

Источник: https://studme.org/123516/filosofiya/istokov_ekzistentsializma_syoren_kerkegor

Scicenter1
Добавить комментарий