Эластичность спроса: Каждый раз, когда продавец товаров меняет цену, он понимает: величина

Примеры решений задач: спрос и предложение

Эластичность спроса: Каждый раз, когда продавец товаров меняет цену, он понимает: величина

В этом разделе вы найдете подробно решенные задачи на тему спроса, предложения, рыночного равновесия и его колебаний, эластичности и т.п.

Добавьте в закладки

Задача 1. Доход мистера Z увеличился на 3%, а величина спроса при той же цене выросла на 9%. Определить эластичность спроса по доходу.

Решение: эластичность спроса по доходу

Задача 2. Оценка спроса тремя покупателями А, Б и В выражается следующими данными: Покупатель Цена единицы товара, ден. ед. 1000 1100 1200 1300 1400 1500 А 15 15 14 14 13 13 Б 10 10 9 8 5 0 В 12 10 8 6 4 2

Определить коэффициент эластичности рыночного спроса по цене в интервале от 1300 до 1400. Эластичен ли спрос?

Определение коэффициента эластичности

Задача 3. Цена на товар выросла с 20 до 23 ден. ед. Коэффициент точечной эластичности спроса по цене равен (-2). Найти первоначальный объем рыночного спроса на товар, если после повышения цены он составлял 1200 штук.

Коэффициент точечной эластичности

Задача 4. К какой категории относят товар, если известно, что при среднем доходе покупателя 2300 ден. ед. объем индивидуального спроса на товар 5 ед., а при доходе 2500 ден. ед. – 6 ед.?

Эластичность и тип товара

Задача 5. Коэффициент эластичности спроса по цене равен 1,5. Объем спроса на начало периода составляет 200 тыс. ед., цена за единицу товара равна 50 руб. Определите, насколько изменится объем спроса и объем выручки фирмы, если: А) цена снизится на 5%; Б) цена возрастет на 12%.

Определите тип эластичности спроса.

Решение: эластичность спроса по цене

Задача 6. Вы знаете, что кривая спроса линейна. По текущей цене 3 за единицу товара вы продаете 60 000 единиц товара в год. Ваш начальник предлагает увеличить цену до 3.2. Вы знаете, что эластичность спроса по цене в этой точке = –2.5. Сколько товаров вы продадите по новой цене? Если ваша маржа была 1, а станет при новой цене 1.2, целесообразно ли повышать цену?

Эластичность спроса и повышение цены

Задача 7. Компания решила снизить цену на 10%. Без учета реакции конкурентов ожидается, что объем продаж вырастет на 25%. Но компания ожидает, что после такого снижения цены конкурент снизит цену на 5%.

Из-за этого компания потеряет 3,5% ожидаемого по новой цене объема продаж. Рассчитайте ожидаемое увеличение объема продаж и показатели, перечисленные ниже.

Собственная эластичность = Эластичность реакции конкурентов = Перекрестная эластичность = Остаточная эластичность =

Ожидаемый рост объема продаж =

Расчет разных эластичностей

Задача 8. При цене продукта Р1 = 50 денежных единиц объем его предложения составил 100 единиц. При снижении цены до Р2 = 40 денежных единиц объем предложения сократился до 80 единиц. Рассчитайте коэффициент эластичности предложения.

Решение: эластичность предложения

Задача 9. Для функции спроса $QD=200 — 4P$ определить: а) ценовую эластичность спроса при цене P=10; б) ценовую эластичность спроса при росте цены с 10 до 12;

в) при какой цене эластичность данной функции спроса равна –4

Решение: ценовая эластичность спроса

Задача 10. Эластичность спроса по цене на картофель – 0,3, на кефир – 1,0, на мебель – 1,2. Кто больше пострадает от введения косвенного налога: производители или потребители? Ответ проиллюстрировать графиком.

Эластичность спроса и налоги

Задача 11. Функция спроса задаётся формулой $C=45 D{0,3}P{-0,1}$, где $C$ — товар, $D$ — доход, $Р$ — цена товара. Найти: a) Предельный спрос по доходу и цене при D=70, Р=25.

b) Коэффициенты эластичности спроса по доходу и цене и объяснить их экономический смысл для полученных значений.

Эластичность спроса по доходу и цене

Задача 12. Дана функция спроса в виде $Y=10.130 e{-3.130p}$. Цена товара $p_0=0.2$ ден. ед. Предполагается увеличить цену до $p_1 = 0.25$ ден. ед.

Рассчитать абсолютные и относительные приращения результата и фактора, средние и мгновенные скорости изменения объёма продаж, эластичность.

Дать экономическую интерпретацию каждой рассчитанной характеристике, а также записать их размерности (считаем, что объём продаж измеряется в тыс. шт.).

Предельный анализ функции спроса

Задача 13. Вычислить дуговую эластичность предложения по двум точкам: величина предложения увеличивается со 120 до 160 штук при росте цены с 4 до 10 ден. ед.

Решение: дуговая эластичность предложения Консультируем по решению задач микроэкономики

Задача 14. Закон спроса на йогурт описывается формулой $Qd = 400 – Р$, закон предложения – формулой $Qs = 2Р – 200$. Как изменится рыночное равновесие и выручка производителей йогурта, если государство станет субсидировать производителей из расчета 30 ден. ед. за штуку?

Рыночное равновесие и субсидии государства

Задача 15. Спрос и предложение на муку описываются уравнениями: $Qd = 2500 – 100Р$, $Qs = -1000 + 250Р$. В целях социальной защиты мэрия установила цену 6 ден. ед. за килограмм муки. Охарактеризуйте последствия данного решения для рынка. Изобразите графически первоначальное и последующее состояния рынка.

Решение: регулирование цены муки на рынке

Задача 16. Кривая рыночного спроса на сахар описывается уравнением $Qd = 200 – 4Р$, кривая предложения – уравнением $Qs = Р – 150$. На сколько процентов вырастет рыночная цена, если величина спроса на сахар при любом уровне цены увеличится на 40 тонн?

Задача 17. Р – рыночная цена товара. Функции спроса и предложения заданы аналитически: Qs = 1500+2.4P ; Qd=35000-2.9P Определить условия рыночного равновесия

Решение задачи о рыночном равновесии

Задача 18. Ситуация на рынке такова, что при цене в 10 ден. ед. покупатели готовы были купить 40 штук гвоздик, а продавцы согласны были продать 10 штук гвоздик; по цене 20 ден. ед. — соответственно 30 и 20 штук; по цене 30 ден. ед. — 20 и 30 штук и, наконец, по цене в 40 ден. ед. — 10 и 40 штук. Определить равновесную цену и объем продаж.

Решение о равновесии на рынке гвоздик

Задача 19. Спрос и предложение на рынке товара X описываются уравнениями $q = 200 — 2р$, $q = -10 + р$. На каком уровне установится равновесная цена товара X, если будет введена дотация производителям X в размере 90 руб. за каждую проданную единицу товара? Чему равен объем дотационных выплат из бюджета? Дать графическую иллюстрацию.

Решение: равновесная цена и дотации

Задача 20. На рынке две группы покупателей с функциями спроса $P_{D1} = 20 — Q$, $P_{D2} = 4 -Q/4$. Определить равновесную цену и количество товара и проиллюстрировать решение графически, если предложение задано уравнением $Q_S = 4P$.

Равновесная цена для двух групп покупателей

Задача 21. Функции спроса и предложения на рынке $QD = 600 — 25P$, $QS= 100 + 100P$. Пусть введен потоварный налог, уплачиваемый производителем, в 2,5 денежных единицы на единицу товара.

Определить равновесную цену и равновесное количество товара после введения налога, изменение излишков потребителя и производителя, сумму налоговых выплат, получаемую государством и чистые потери общества.

Какую часть налога производитель будет перекладывать на потребителя? Решение проиллюстрировать графиком.

Решение: равновесная цена и потоварный налог

Задача 22. Функция спроса и предложения на рюкзаки в месяц следующие: $Qd = 600-2Р$, $Qs=300+4Р$ 1. Каковы равновесная цена и равновесный объем продаж? 2. Предположим, что установлен потолок цены рюкзака 10 рублей. Какая ситуация будет на рынке? Подсчитайте сумму дефицита или излишки.

3. Представьте графически данную ситуацию.

Изменение равновесной цены

Задача 23. Опытным путем установлены функции спроса q(p) и предложения q, S – количество товара, соответственно покупаемого и предлагаемого на продажу в единицу времени: p – цена товара.

Построить на одном чертеже графики q(p) и S(p). Найти: а) равновесную цену, т.е.

цену, при которой спрос и предложение уравновешиваются; б) эластичность спроса и предложения для этой цены; в) изменение дохода при увеличении цены на 5 % от равновесной.

$$q = \frac{p+10}{p+3}, S=p+0,4.$$ Функции спроса и предложения Заказать решение задач по микроэкономике просто!

Задача 24. В таблице представлены данные об объеме спроса и предложения на рынке данного товара при различных ценах. Объем, ед. Цена, р.

5 10 15 20 25 30 35 Спроса 68 53 42 34 27 22 19 Предложения 15 29 42 52 59 64 68 Ответьте на следующие вопросы: а) чему равна равновесная цена на рынке данного товара? б) каково равновесное количество продукта на рынке? в) что изменится на рынке, если цена установится на уровне 5 р.?

г) какие изменения произойдут при цене 30 р.?

Решение задачи о равновесной цене на рынке

Задача 25. Условия: в таблице представлены данные по рынку консервированного зеленого горошка. Цена (рубли) Объем спроса (млн. банок в год) Объем предложения (млн.

банок в год) 8 70 10 16 60 30 24 50 50 32 40 70 40 30 90 Найти и выполнить: 1) по табличным данным построить кривые спроса и предложения 2) определить условие равновесия рынка. 3) Дать качественную и количественную характеристики рынка при: — рыночной цене =8 руб.? — рыночной цене =32 руб.

?

4) Потребление зеленого горошка повысилось на 15 млн. банок в год при каждом уровне цен. О чем это свидетельствует и каковы будут условия равновесия рынка?

Решение задачи о рынке зеленого горошка

Задача 26. На рынке действуют три потребителя X,Y,Z, поведение которых охарактеризовано в таблице. Цена (руб.) Количественный объем покупок (шт.

) Потребитель X Потребитель Y Потребитель Z 10 0 0 0 9 0 3 1 8 0 5 5 7 1 7 8 6 2 9 11 5 4 12 12 4 6 15 15 3 10 18 18 2 15 21 20 1 21 24 23 0 25 25 25 1) Построить индивидуальные графики спроса. 2) Построить общую кривую спроса.

3) Рассчитать динамику общего и предельного дохода на рынке. 4) Построить новую общую кривую спроса, предположив, что количественный объем спроса на товар со стороны потребителей Х и Y удвоится при любом уровне цен, а сторон потребителя Z одновременно сократится вдвое.

5) Рассчитать все параметры рыночного спроса при новых условиях. Построить индивидуальные графики спроса. 6) Построить общую кривую спроса.

7) Рассчитать динамику общего и предельного дохода на рынке.

Индивидуальные и общие кривые спроса

Задача 27. Условия: рынок перфораторов характеризуется следующими данными: Цена (руб.) 1000 2000 3000 4000 5000 6000 7000 Объем тыс. шт.

Спроса 32 28 24 20 16 12 8 Предложения 4 6 10 13 16 19 22 Задание: 1) построить графики кривых спроса и предложения, используя табличные данные; 2) Определить равновесную цену на рынке перфораторов; 3) Каков равновесный объем купли/продажи перфораторов; 4) Состояние рынка при цене перфоратора 3000 руб.;

5) Состояние рынка при цене перфоратора 6000 руб

Решение задачи о спросе и предложении на рынке перфораторов

Может быть интересно:

Примеры с решениями по микроэкономике

Источник: https://www.MatBuro.ru/ex_econ_all.php?p1=microsp

9.Эластичность спроса и её виды

Эластичность спроса: Каждый раз, когда продавец товаров меняет цену, он понимает: величина

Эластичность– мера реакции одной величины наизменение другой называется эластичностью.Эластичность показывает, на сколькопроцентов измениться одна переменнаяэкономическая величина при изменениидругой на 1%.

Спросзависит от качества продукции, её цены,доходов покупателей, цен на аналогичныетовары, потребительских вкусов ипредпочтений. С повышением цен напродукцию производитель может ожидатьпри прочих равных условиях сниженияспроса на неё.

Эластичностьспроса по цене, или ценовая эластичностьспроса, показывает, на сколько процентовизмениться величина спроса на товарпри изменении его цены на 1%.

Еслиобозначить цену P,а величину спроса Q,то показатель (коэффициент) ценовойэластичности спроса EPравен:

Ep=

Где-изменение величины спроса (%);

-изменение цены (%);

p(price)в индексе означает, что эластичностьрассматривается по цене.

Показательценовой эластичности спроса для всехтоваров, как правило, является отрицательнойвеличиной. Действительно, если ценатовара снижается, то величина спросарастёт, и наоборот. Однако для оценкиэластичности часто применяется абсолютнаявеличина показателя.

Еслиабсолютная величина показателя ценовойэластичности спроса больше единицы, томы имеем дело с эластичным спросом.Изменение цены в данном случае приведётк большему количественному изменениювеличины спроса. Это означает, что ростцен приводит к снижению выручкипроизводителя.

Еслиабсолютная величина показателя ценовойэластичности спроса меньше единицы, тоспрос будет неэластичным. В этом случаеизменение цены повлечёт за собой меньшееизменение величины спроса, а выручкапроизводителя уменьшится при ростецен.

Прикоэффициенте эластичности равнымединице говорят о нейтрально эластичномспросе. В этом случае изменение ценыприводит к такому же количественномуизменению величины спроса, а выручкапроизводителя не меняется.

Различияв эластичности спроса объясняютсязначимостью того или иного товара дляпотребителя. Спрос на предметы первойнеобходимости обычно бывает неэластичным,а спрос на товары, не играющие важнойроли в жизни потребителя, обычноэластичный.

Видыэластичности.

1.Эластичностьспроса по цене.

Эластичностьспроса по цене показывает, на сколькопроцентов изменится величина спросапри изменении цены на 1 %. На эластичностьспроса по цене влияют следующие факторы:

•Наличиетоваров-конкурентов или товаров-заменителей(чем их больше, тем больше возможностьнайти замену подорожавшему товару, тоесть выше эластичность);

•Незаметноедля покупателя изменение уровня цен;

•Консерватизмпокупателей во вкусах;

•Факторвремени (чем больше у потребителя временина выбор товара и обдумывание — тем вышеэластичность);

•Удельныйвес товара в расходах потребителя (чембольше доля цены товара в расходахпотребителя, тем выше эластичность).

Наэластичность спроса влияют срокихранения и особенности производства.Совершенная эластичность спросахарактерна для товаров в условияхсовершенного рынка, где никто не можетповлиять на его цену, следовательно,она остаётся неизменной.

Для подавляющегобольшинства товаров зависимость междуценой и спросом обратная, то естькоэффициент получается отрицательным.Минус обычно принято опускать и оценкапроизводится по модулю.

Тем не менее,встречаются случаи, когда коэффициентэластичности спроса оказываетсяположительным — например, это характернодля товаров Гиффена.

Товарыс эластичным спросом по цене:

•Предметыроскоши (драгоценности, деликатесы)

•Товары,стоимость которых ощутима для семейногобюджета (мебель, бытовая техника)

•Легкозаменяемыетовары (мясо, фрукты)

Товарыс неэластичным спросом по цене:

•Предметыпервой необходимости (лекарства, обувь,электричество)

•Товары,стоимость которых незначительна длясемейного бюджета (карандаши, зубныещётки)

•Труднозаменяемыетовары (хлеб, электрические лампочки,бензин)

2.Точечнаяэластичность спроса по цене.

Точечнаяэластичность спроса по цене рассчитываетсяпо следующей формуле:

=,

Гдеверхний индекс D означает что это эластичность спроса,а нижний индекс pговорит о том, что это эластичностьспроса по цене. То есть эластичностьспроса по цене показывает степеньизменения спроса в ответ на изменениецены на товар. Значение обычно получаетсяотрицательным, поскольку, как следуетиз закона спроса, с ростом цены спросна товар убывает.

Взависимости от этих показателейразличают:

Совершенно неэластичный спрос=0объём спроса не меняется при изменении цены (товары первой необходимости).
Неэластичный спрос-1

Источник: https://studfile.net/preview/5797106/page:8/

Эластичность спроса: Каждый раз, когда продавец товаров меняет цену, он понимает: величина

Эластичность спроса: Каждый раз, когда продавец товаров меняет цену, он понимает: величина

Каждый раз, когда продавец товаров меняет цену, он понимает: величина продаж изменится, поскольку новой цене будет соответствовать иная величина спроса. Но как именно изменятся продажи, принесет ли корректировка цены больший доход или продавец проиграет?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно уметь оценивать, насколько изменится величина спроса при том или ином изменении цены. Для таких изменений экономическая наука и коммерческая практика используют показатель количественной зависимости величин спроса от цены (эластичности спроса).

Эластичность спроса – масштаб изменения величины спроса (в %) при изменении цены на 1 %.

Эластичность спроса принято рассчитывать, используя данные о его изменении в процентах при определенном процентном изменении цены на товар. Например, если снижение цены на 5 % приводит к росту величины спроса на 8 %, то показатель (коэффициент) эластичности будет равен 1,6 (8: 5 = 1,6)[2].

Такой метод расчета удобен тем, что позволяет сопоставлять данные об эластичности различных товаров в единой системе единиц измерения.

Коэффициенты эластичности позволяют разбить все товары на две основные группы: товары эластичного спроса и товары неэластичного спроса.

В первую группу попадают те товары, для которых коэффициент эластичности больше единицы, т. е. относительный масштаб изменения числа покупок больше относительного масштаба изменения цены.

Вторую группу составят те товары, для которых коэффициент эластичности меньше единицы, т. е. относительный масштаб изменения числа покупок меньше относительного масштаба изменения цены.

Коэффициенты эластичности спроса – одна из концепций экономической науки; они реально находят широкое применение в коммерческой практике. Сегодня специалисты по изучению рынков (маркетологи) умеют просчитывать такие коэффициенты с приемлемой для практики точностью, и это позволяет повышать обоснованность решений, принимаемых фирмами при выработке своей хозяйственной стратегии.

Так, зная коэффициенты эластичности, можно оценить, стоит ли повышать или понижать цены на товары ради увеличения доходов фирмы. Для этого достаточно просчитать, насколько изменятся величина спроса и выручка от продаж при изменении цены.

Выручка от продаж – денежная сумма, получаемая при продаже и равная произведению числа проданных товаров (услуг) на цену, по которой их купили.

Скажем, если речь идет о товаре неэластичного спроса, то повышение цены на него неизбежно ведет к росту выручки от продаж – ведь при этом количество покупок сократится в меньшей степени, чем возрастет цена. Если же мы имеем дело с товаром эластичного спроса, то результатом повышения цены явится не рост, а, напротив, падение выручки фирмы от продаж.

Вот почему продавцам приходится постоянно следить за рынком и искать те соотношения «цена – качество», которые в наибольшей мере устроят потребителей и позволят производителям получить наибольшую выгоду от своей коммерческой деятельности.

Уровни коэффициентов эластичности определяют три главных фактора.

1. Наличие товаров-заменителей. Чем больше у покупателя возможностей удовлетворить ту же потребность за счет иного товара, тем придирчивее он будет оценивать приемлемость соотношения «цена – качество» и может предпочесть более дешевый товар-конкурент. А значит, на таком рынке эластичность спроса по цене будет выше.

2. Размер доходов покупателей (величина их семейных бюджетов). Речь идет прежде всего о соотношении уровня цены товара и величины доходов покупателей.

Очевидно, что если на приобретение данного товара тратится значительная доля доходов, то люди будут куда более чувствительны к изменению его цены, чем в случае покупки товара за незначительную часть доходов.

Следствием такой ситуации является опять-таки повышение эластичности спроса, да еще и возникновение эффекта дохода.

Эффект дохода заключается в том, что при снижении цены (или росте дохода) товар становится по отношению к общей величине дохода более дешевым, и потому покупатель способен приобрести его в большем количестве, не отказываясь от других своих привычных покупок. И наоборот.

3. Время. Вначале реакция на изменение цен может показаться совсем незаметной, но со временем ее масштабы будут существенно возрастать.

Причина проста – на поиск более дешевых заменителей подорожавшего товара потребуется время, но когда они будут найдены, спрос сократится куда заметнее, чем в первый момент.

Надо всегда помнить: практически для любого товара можно найти заменитель или иную модель потребления, просто для этого нужно время.

Понимание описанных выше закономерностей формирования эластичности спроса на отдельные товары давно нашло практическое воплощение, скажем, в деятельности государственных налоговых служб.

Обнаружив, например, что спрос на некоторые товары, такие как соль, табак, алкоголь, весьма мало эластичен (даже повышение цен не может побудить курильщиков отказаться от их вредной привычки), правительства разных стран издавна устанавливают на них специальные налоги, добавляемые к цене (обычно их называют акцизами). Хотя такие налоги часто по абсолютной величине заметно повышали сами цены «акцизных товаров», спрос и объемы продаж от этого практически не падали. Зато налоговые поступления в казну государства резко возрастали. И сегодня в России акцизные налоги взимаются, в частности, на алкогольные и табачные изделия.

Источник: https://biz-books.biz/ekonomika_teoriya/elastichnost-sprosa-239028.html

Эластичность спроса на товар

Эластичность спроса: Каждый раз, когда продавец товаров меняет цену, он понимает: величина
Категория: Рекламная деятельность, маркетинг, продвижение товаров

Эластичность спроса — эластичность показывает, насколько спрос зависит от изменения цены. Если спрос на товар или услугу сильно зависит от цены, то он называется эластичным. Если изменение цены не влияет на спрос, то этот спрос является неэластичным.

Разрабатывая ассортиментную матрицу в соответствии со структурой потребительского спроса, необходимо понимать, что спрос потребителей — это изменчивая категория. В связи с этим необходимо постоянно отслеживать изменения в структуре спроса и в соответствии с ними оптимизировать ассортиментную структуру магазина.

Для исследования тенденций в изменении потребительского спроса необходимо принимать в расчет факторы, влияющие на спрос. Зависимость спроса от определяющих его факторов можно записать в виде функции:

QD = f(F1,F2,F3,…Fn),

 где QD — объем спроса,

F1 , F2, F3, Fn — факторы, влияющие на величину спроса.

Среди факторов, определяющих объем и структуру потребительского спроса, наиболее значимыми являются:

цена товара;

доходы потребителей;

цены на сопряженные товары (взаимозаменяемые и взаимодополняющие);

реклама;

вкусы и предпочтения потребителей и др.

Каждый из этих факторов требует детального исследования, но чаще всего оценивают влияние на спрос цены товара, доходов покупателей и цен на сопряженные товары.

Для оценки влияния вышеуказанных факторов на спрос используют показатели эластичности.

 При этом различают три вида эластичности спроса:

ценовая эластичность спроса;

эластичность спроса по доходу;

перекрестная эластичность спроса.

Ценовая эластичность спроса — это степень чувствительности спроса в ответ на изменение цены товара.

Для оценки степени ценовой эластичности спроса используют коэффициент эластичности спроса по цене. В зависимости от значения коэффициента выделяют следующие степени ценовой эластичности спроса:

1) эластичный спрос, это означает, что однопроцентное изменение цены приводит к изменению объема спроса более чем на 1%, т.е. потребители чутко реагируют на изменение цены;

2) неэластичный спрос, это означает, что однопроцентное изменение цены приводит к изменению объема спроса менее чем на 1%, т.е. в данном случае потребители нечутко реагируют на изменение цены;

3) спрос единичной эластичности;

4) абсолютно эластичный спрос;

5) абсолютно неэластичный спрос.

Расчет коэффициента ценовой эластичности спроса важен еще и потому, что степень эластичности спроса оказывает влияние на изменение размера выручки при изменении цены.

Так, если спрос на товар является эластичным по цене, то рост цены приводит к снижению выручки продавца, и наоборот. Если спрос на товар является неэластичным по цене, то рост цены на товар приводит к росту выручки продавца. И наконец, максимальная выручка достигается при единичной эластичности спроса на товар.

Этот аспект важно учитывать при принятии решения об изменении цены товара.

Располагая данными о степени ценовой эластичности спроса на товар, продавец должен принимать в расчет, что если спрос на товар является неэластичным, то можно поднять цену на данный товар без ущерба для выручки магазина; при эластичном спросе, напротив, рост цены будет сопровождаться снижением объема продаж и выручки.

При этом необходимо понимать, что спрос на один и тот же товар, но в разных ценовых категориях может быть как эластичным, так и неэластичным по цене.

Эластичность спроса по доходу — это степень чувствительности спроса в ответ на изменение доходов потребителей.

Для изменения эластичности спроса по доходу используют следующий коэффициент.

В зависимости от значения коэффициента эластичности спроса по доходу различают следующие категории товаров:

товары высшей категории, т.е. товары, спрос на которые растет по мере роста доходов;

товары низшей категории, т.е. товары, спрос на которые снижается по мере роста доходов;

товары первой необходимости, т.е. товары, объем потребления которых практически не зависит от уровня доходов.

Например, обувь, изготовленная из кожзаменителя и искусственного меха, будет являться товаром низшей категории, так как по мере роста доходов потребители будут отказываться от ее покупки.

Обувь из натуральных материалов, напротив, будет являться товаром высшей категории, так как по мере роста доходов потребители, которые уже покупали такую обувь,будут продолжать ее покупать, а те потребители, которые раньше не могли себе этого позволить, начинают это делать.

К товарам первой необходимости традиционно относят хлеб, яйца, крупы, молоко, зубную пасту, мыло и др.

Перекрестная эластичность спроса — это степень чувствительности спроса на один товар в ответ на изменение цены другого товара.

В зависимости от значений коэффициента перекрестной эластичности спроса различают следующие категории товаров:

взаимозаменяемые товары, т.е. рост цены на один товар приводит к росту спроса на другой. Например, рост цены на кофе может привести к росту спроса на чай, снижение цены на вафли может привести к снижению спроса на печенье;

взаимодополняющие товары, т.е. рост цены на один товар приводит к снижению спроса на другой товар и наоборот.

Например, рост цены на компьютеры может привести к снижению спроса на принтеры, снижение цены на автомобили может привести к росту спроса на бензин;

независимые товары, т.е. изменение цены на один товар никак не отражается на изменении спроса на другой товар.

Источник: https://znaytovar.ru/s/Elastichnost-sprosa-na-tovary.html

Экономика. Конспект лекций

Эластичность спроса: Каждый раз, когда продавец товаров меняет цену, он понимает: величина
Игорь Липсиц.

скачать книгу бесплатно

Спрос – сложившаяся в определенный период времени зависимость величин спроса на данном товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже.

Спрос в таком понимании – это характеристика состояния рынка, а точнее, одной из его важнейших составляющих: экономической логики поведения покупателей. Реально эта логика проявляется в том, какой оказывается в определенный момент времени величина спроса (количество покупок) при том или ином уровне цены.

Закон спроса

Изучая, как покупатели реагируют на изменения цен товаров, экономисты сформулировали закон спроса: повышение цены обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цены – к ее увеличению (при прочих равных условиях).

Проявление закона спроса связано с рядом важных обстоятельств.

Подавляющее большинство товаров люди покупают, оценивая – осознанно или подсознательно – выгодность для себя той или иной покупки. Эта выгодность определяется тем, как в сознании данного человека по этому благу складывается соотношение:

Если потребность человека в каком-то благе удовлетворена не полностью, то снижение его цены (уменьшение знаменателя дроби) ведет к росту оценки выгодности покупки, а значит, и к росту величины спроса на него. И напротив – рост цены снижает для человека выгодность покупки, и он готов при такой цене купить данное благо, только в меньшем объеме (или не купить вообще).

Вспомним и о закономерности убывания полезности однотипных благ по мере роста их объема, которым владеет данный покупатель. Да, снижение цены позволяет покупателю приобрести большее количество товара.

Но желанность каждой дополнительной единицы становится все меньше и меньше из-за постепенного насыщения потребности покупателей в этих товарах.

Проще говоря, и при почти нулевой цене люди все равно не будут больше покупать данный вид товара – зачем он им, даже про запас, в таком-то количестве?

Подобного понимания логики поведения покупателей и проявления закона спроса было бы вполне достаточно для ведения бизнеса, будь поведение людей в мире экономики строго рациональным. Но, как мы уже упоминали выше, это не так.

Поэтому для понимания реальных закономерностей поведения покупателей на рынке, а значит, и для принятия верных хозяйственных решений приходится учитывать еще и те факторы формирования спроса, которые не лежат ни на стороне цен, ни на стороне полезности товаров.

Таких факторов пять:

1) доходы покупателей;

2) цены на дополняющие или заменяющие товары;

3) ожидания относительно динамики цен в будущем;

4) численность и возраст покупателей;

5) привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей.

Кроме того, на спрос по отдельным видам благ могут влиять и некоторые другие, менее значимые факторы: сезонность, правительственная политика, равномерность распределения доходов, реклама и др.

При этом для более полного понимания логики рынка и закономерностей формирования величин спроса стоит сказать, что спрос может быть индивидуальным (реакция на цены отдельного покупателя) и рыночным (общая модель реакции на цены всех покупателей данного рынка).Ведь рынок – это множество покупателей с весьма различными вкусами, запросами и доходами.

И у каждого соответственно своя реакция на цены товаров, свой индивидуальный спрос. Но на рынках все эти индивидуальные спросы сливаются в общий рыночный спрос, на который и ориентируются производители и продавцы товаров и услуг.

Впрочем, развитие интернет-торговли позволяет современным фирмам работать уже и на уровне индивидуального спроса, подстраиваясь под запросы отдельных клиентов.

Индивидуальный спрос – спрос, предъявляемый на рынке отдельным покупателем.

Рыночный спрос – суммарный объем покупок, которые при том или ином уровне цены готовы произвести на рынке данного товара все заинтересованные в этом товаре покупатели (табл. 4.1).

Таблица 4.1. Формирование рыночного спроса как суммы спросов отдельных покупателей

Доходы покупателей и спрос. При росте доходов покупатели обычно предъявляют больший спрос на желанные, но ранее недоступные им товары. Рост величины спроса вызывается и снижением цен на другие товары – в этом случае у покупателей просто остается в кошельках больше свободных средств для покупки ранее недоступных товаров.

Падение доходов, напротив, ведет к падению спроса. Эта закономерность весьма четко проявилась, например, в России в 2009 г.

Начало экономического кризиса и порожденное им падение доходов населения привели к тому, что продажи на автомобильном рынке страны упали вдвое по отношению к уровню 2008 г.

Результатом этого стали предбанкротное состояние АвтоВАЗа (с перспективой увольнения десятков тысяч его работников) и массовые разорения российских автодилеров.

https://www.youtube.com/watch?v=5B7B-YeZrkY

Однако мир экономики весьма неоднозначен, и возможны такие парадоксальные ситуации, когда рост доходов покупателей приводит не к росту, а к снижению спроса на товар. Разобраться в причинах таких парадоксов весьма полезно, чтобы лучше понять реальные процессы, развивающиеся на товарных рынках любой страны.

Первая и главная причина этих парадоксов – то, что товар товару рознь. Иными словами, можно разделить все разнообразие товаров на три основные группы:

1) нормальные;

2) низшей категории;

3) престижного (демонстрационного) потребления.

Основную массу товаров образуют нормальные товары. Чем выше доходы людей, тем больше они готовы приобрести нормальных товаров.

Нормальными называются товары, спрос на которые возрастает при росте доходов покупателей. И поэтому продавцы нормальных товаров всегда радуются сообщениям о повышении заработной платы или иных доходов. Они знают: теперь товаров можно будет продать больше, а возможно, и по более высокой цене.

Иначе относятся к росту доходов продавцы товаров низшей категории.

Отличительная особенность товаров низшей категории состоит в том, что спрос на них может упасть при росте доходов покупателей. Товары низшей категории без труда поддаются замене более ценными благами, если на приобретение последних у покупателей хватает денег.

Товары низшей категории – те, спрос на которые может снизиться при повышении доходов покупателей.

Наиболее типичными представителями данной категории товаров являются хлеб, картофель, рыба. При этом сразу оговоримся, что, называя эти блага товарами низшей категории, мы вовсе не имеем в виду, что они плохи сами по себе. Просто их место в иерархии благ определяется некоторыми особенностями:

1) люди покупают их в первую очередь, едва у них появляются деньги;

2) эти товары поначалу становятся важнейшим элементом расходов, позволяя людям жить более-менее нормально;

3) едва доходы покупателей становятся больше, они сразу же стараются перейти к потреблению более качественных благ.

Иными словами, пока люди бедны, их спрос на товары низшей категории формируется точно так же, как на любой нормальный товар. И лишь по мере роста благосостояния граница между нормальными товарами и товарами низшей категории становится видимой. Более того, от попадания в низшую категорию благ не застрахован ни один товар массового потребления.

Товары престижного (демонстрационного) потребления приобретаются для демонстрации окружающим меры богатства и успешности своего владельца.

К этой категории относятся дорогие автомобили, яхты, ювелирные украшения, роскошные особняки и т. д.

Особенность рынка таких товаров в том, что здесь закон спроса проявляется в зеркальном отражении: чем товар дороже, тем выше величина спроса на него.

Причина такого изменения закона спроса проста: чем товар престижного потребления дороже, тем лучше он выполняет свою главную функцию.

При снижении же цены он, конечно, становится доступнее для большего числа покупателей, но зато теряет свою способность быть инструментом демонстрации жизненного успеха.

Значит, его полезность падает и соответственно (в силу описанной выше закономерности принятия решения о покупке) снижается выгодность его покупки, а следовательно, и спрос.

Цены на дополняющие или заменяющие товары. Если бы логику связи цен и величин спроса (спрос) можно было определить так просто, то вести бизнес было бы совсем несложно.

Увы, в реальной коммерческой практике изучать спрос приходится куда глубже.

Дело в том, что все закономерности спроса остаются справедливы для определенного товарного рынка лишь в том случае, если не изменяются условия, в которых они сформировались.

К этим условиям принято прежде всего относить:

1) неизменность полезности данного товара;

2) неизменность уровня доходов покупателей;

3) неизменность цен на другие товары, продающиеся в то же самое время и доступные тому же кругу покупателей.

Учитывать все это приходится потому, что покупатель на рынке реагирует не столько на абсолютный уровень цены, сколько на относительный. Проще говоря, он всегда соизмеряет величину цены со своим кошельком и ценами на другие товары.

Когда доходы становятся выше, точно та же по абсолютной величине цена воспринимается покупателем как более низкая – и он предъявляет на рынке возросший спрос.

И наоборот, когда кошелек покупателя резко «худеет», то те цены, к которым он еще вчера относился спокойно, сразу начинают казаться ему слишком высокими.

Величина спроса поэтому зависит не только от цифры на ценнике, но и от того, выросли или упали доходы покупателя, а также от того, как изменились цены прочих приобретаемых данным покупателем товаров. И плох тот коммерсант, который этого не понимает и не привык учитывать все разнообразие факторов спроса, – его обязательно ждет неудача.

Особенно важно понимать, что «жизнь» любого товара на рынке всегда проходит в окружении трех групп других товаров:

1) нейтральных;

2) заменяющих;

2) дополняющих.

Нейтральные товары. Эти блага удовлетворяют совершенно иные потребности, чем рассматриваемый товар, и поэтому конкурируют с ним в минимальной степени – только в силу того, что сумма денег в кошельке покупателя всегда конечна.

Заменяющие товары. Эти блага удовлетворяют те же самые потребности, что и рассматриваемый товар, и потому являются его непосредственными конкурентами в борьбе за деньги покупателя.

Примерами таких товаров, являющихся друг для друга заменителями (просто в силу ограниченности как денег в кошельках покупателей, так и объема их потребностей), являются рыба и мясо, картофель и макароны, различные марки прохладительных напитков, кондитерских изделий, автомобилей, радиотехники, персональных компьютеров.

Целесообразность покупки заменяющих товаров оценивается путем соизмерения одной и той же пользы, которую они могут принести, с ценами разных товаров.

Это ведет к тому, что огромную роль в формировании спроса на рынках подобного рода товаров играет соотношение между их ценами, причем изменение цены одних товаров-заменителей ведет к изменению в том же направлении спроса на другие товары.

Например, если цена на одну марку прохладительных напитков снижается, то спрос на нее возрастает, а вот на другие марки таких же напитков падает (ведь общий объем средств, которые покупатели в данный момент времени готовы потратить на приобретение этих напитков, ограничен).

Строго говоря, все товары можно рассматривать по отношению друг к другу как заменяющие.

Ведь все они решают одну и ту же задачу – обеспечение условий существования людей и при этом конкуренция за одну и ту же сумму денежных доходов покупателей.

Но обычно такое рассмотрение оказывается уж слишком сложным, и его редко используют в реальном бизнесе. Как правило, фирмы ограничиваются сравнением цен лишь на наиболее явно заменяющие друг друга товары и услуги.

Дополняющие товары. Внешне они выглядят по отношению друг к другу вполне дружелюбно, поскольку вместе решают задачу удовлетворения одной и той же потребности покупателей.

Но это дружелюбие обманчиво – на самом деле изменение цен на одни дополняющие товары ведет к изменению спроса на другие товары той же группы в противоположном направлении.

Именно это отличает их от заменяющих товаров.

Дополняющие товары потребляются в комбинации, а значит, рост цены одного из элементов этой комбинации ведет к ее общему удорожанию и снижению привлекательности как в целом, так и по остальным элементам (товарам), в нее входящим. Например, увеличение платы за аренду теннисных кортов может привести к падению спроса на теннисные ракетки и мячи.

Ожидания относительно динамики цен в будущем. Этот фактор особенно проявляется в тех случаях, когда люди опасаются существенного роста цен в будущем и покупают товаров больше, чем предсказывает обычная для данного рынка кривая спроса. Здесь на первый взгляд происходит нарушение стандартной связи между ценой и спросом, но на самом деле это не так.

Просто в данном случае формирование спроса происходит с некоторым «заглядыванием» в будущее: хотя нынешняя цена кажется людям слишком высокой, они опасаются, что завтра за этот товар придется платить еще больше, и решают купить его немедленно – пока денег хватает, а то и взять про запас. Именно так вели себя российские потребители летом и осенью 2008 г., когда, услышав о возможном ускорении роста цен, срочно отправились покупать бытовую технику, мебель и даже недорогие автомобили.

Численность и возраст покупателей. Это, пожалуй, самый простой из факторов формирования спроса: даже при неизменном среднем уровне доходов абсолютное увеличение численности покупателей ведет к повышению спроса (кривая спроса сдвигается вправо-вверх).

Нетрудно проследить и влияние на спрос возрастной структуры населения.

Старение населения в европейских странах и России ведет не только к снижению спроса из-за того, что все больше людей живут на скромные пенсии, но и к изменению товарной структуры спроса (стране с пожилым населением не нужно столько детских и молодежных товаров, зато необходим мощный рынок фармацевтических товаров и медицинских услуг).

Совсем иначе дело обстоит в развитых капиталистических странах, где нередко пожилые люди – богатейшая группа населения. Так, совокупные сбережения британцев старше 50 лет составили на 2007 г. почти 10 трлн дол. (60 % всех сбережений британцев).

К 2043 г. пожилые британцы смогут накопить до 40 трлн фунтов стерлингов.

И это делает рынки товаров для пожилых в Великобритании все большими по размеру и позволяет добиваться все больших продаж все более дорогих товаров (меняет спрос на таких рынках).

Привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей. Этот фактор формирования спроса, пожалуй, наименее предсказуем, a часто и наиболее изменчив. Именно через него на спрос влияет такой мощный механизм современной экономики, как мода.

Закономерности проявления этого фактора настолько мало поддаются изучению методами экономической науки, что экономисты полностью передали эту проблему психологам, этнографам и специалистам по маркетингу. Тем не менее игнорировать этот фактор экономическая наука не может, поскольку он постоянно оказывает мощное влияние на развитие товарных рынков.

Например, в последние десятилетия рост интереса людей к профилактике заболеваний породил огромные рынки «здоровой пищи», «товаров для аэробики и оздоровительной гимнастики». В России на этой же волне стали возникать различного рода диагностические центры, выдающие рекомендации по персонализированным диетам.

А возросшее внимание к проблемам экологии поставило в странах Европы и США на грань гибели производство одежды из натуральных мехов и вызвало расцвет индустрии искусственного меха.

Эластичность спроса

Каждый раз, когда продавец товаров меняет цену, он понимает: величина продаж изменится, поскольку новой цене будет соответствовать иная величина спроса. Но как именно изменятся продажи, принесет ли корректировка цены больший доход или продавец проиграет?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно уметь оценивать, насколько изменится величина спроса при том или ином изменении цены. Для таких изменений экономическая наука и коммерческая практика используют показатель количественной зависимости величин спроса от цены (эластичности спроса).

Эластичность спроса – масштаб изменения величины спроса (в %) при изменении цены на 1 %.

Эластичность спроса принято рассчитывать, используя данные о его изменении в процентах при определенном процентном изменении цены на товар.

Например, если снижение цены на 5 % приводит к росту величины спроса на 8 %, то показатель (коэффициент) эластичности будет равен 1,6 (8: 5 = 1,6)[2]2  Точнее, –1,6, так как числитель в данном случае будет числом положительным, а знаменатель – отрицательным (ведь речь идет о снижении цены на 5 %). Но для удобства принято записывать величины коэффициентов эластичности без указания их знака.

[Закрыть]

.

Такой метод расчета удобен тем, что позволяет сопоставлять данные об эластичности различных товаров в единой системе единиц измерения.

Коэффициенты эластичности позволяют разбить все товары на две основные группы: товары эластичного спроса и товары неэластичного спроса.

В первую группу попадают те товары, для которых коэффициент эластичности больше единицы, т. е. относительный масштаб изменения числа покупок больше относительного масштаба изменения цены.

Вторую группу составят те товары, для которых коэффициент эластичности меньше единицы, т. е. относительный масштаб изменения числа покупок меньше относительного масштаба изменения цены.

Коэффициенты эластичности спроса – одна из концепций экономической науки; они реально находят широкое применение в коммерческой практике. Сегодня специалисты по изучению рынков (маркетологи) умеют просчитывать такие коэффициенты с приемлемой для практики точностью, и это позволяет повышать обоснованность решений, принимаемых фирмами при выработке своей хозяйственной стратегии.

Так, зная коэффициенты эластичности, можно оценить, стоит ли повышать или понижать цены на товары ради увеличения доходов фирмы. Для этого достаточно просчитать, насколько изменятся величина спроса и выручка от продаж при изменении цены.

Выручка от продаж – денежная сумма, получаемая при продаже и равная произведению числа проданных товаров (услуг) на цену, по которой их купили.

Скажем, если речь идет о товаре неэластичного спроса, то повышение цены на него неизбежно ведет к росту выручки от продаж – ведь при этом количество покупок сократится в меньшей степени, чем возрастет цена. Если же мы имеем дело с товаром эластичного спроса, то результатом повышения цены явится не рост, а, напротив, падение выручки фирмы от продаж.

Вот почему продавцам приходится постоянно следить за рынком и искать те соотношения «цена – качество», которые в наибольшей мере устроят потребителей и позволят производителям получить наибольшую выгоду от своей коммерческой деятельности.

Уровни коэффициентов эластичности определяют три главных фактора.

1. Наличие товаров-заменителей. Чем больше у покупателя возможностей удовлетворить ту же потребность за счет иного товара, тем придирчивее он будет оценивать приемлемость соотношения «цена – качество» и может предпочесть более дешевый товар-конкурент. А значит, на таком рынке эластичность спроса по цене будет выше.

2. Размер доходов покупателей (величина их семейных бюджетов). Речь идет прежде всего о соотношении уровня цены товара и величины доходов покупателей.

Очевидно, что если на приобретение данного товара тратится значительная доля доходов, то люди будут куда более чувствительны к изменению его цены, чем в случае покупки товара за незначительную часть доходов.

Следствием такой ситуации является опять-таки повышение эластичности спроса, да еще и возникновение эффекта дохода.

Эффект дохода заключается в том, что при снижении цены (или росте дохода) товар становится по отношению к общей величине дохода более дешевым, и потому покупатель способен приобрести его в большем количестве, не отказываясь от других своих привычных покупок. И наоборот.

3. Время. Вначале реакция на изменение цен может показаться совсем незаметной, но со временем ее масштабы будут существенно возрастать.

Причина проста – на поиск более дешевых заменителей подорожавшего товара потребуется время, но когда они будут найдены, спрос сократится куда заметнее, чем в первый момент.

Надо всегда помнить: практически для любого товара можно найти заменитель или иную модель потребления, просто для этого нужно время.

Понимание описанных выше закономерностей формирования эластичности спроса на отдельные товары давно нашло практическое воплощение, скажем, в деятельности государственных налоговых служб.

Обнаружив, например, что спрос на некоторые товары, такие как соль, табак, алкоголь, весьма мало эластичен (даже повышение цен не может побудить курильщиков отказаться от их вредной привычки), правительства разных стран издавна устанавливают на них специальные налоги, добавляемые к цене (обычно их называют акцизами). Хотя такие налоги часто по абсолютной величине заметно повышали сами цены «акцизных товаров», спрос и объемы продаж от этого практически не падали. Зато налоговые поступления в казну государства резко возрастали. И сегодня в России акцизные налоги взимаются, в частности, на алкогольные и табачные изделия.

скачать книгу бесплатно

Источник: https://bookz.ru/authors/igor_-lipsic/ekonomik_065/page-4-ekonomik_065.html

Scicenter1
Добавить комментарий