Фалес и Анаксимандр: Аристотель полагает, іто ранние греческие философы ставили себе

Учения ранних греческих философов Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит

Фалес и Анаксимандр:  Аристотель полагает, іто ранние греческие философы ставили себе

Фале́с (VII—VI вв. до н. э.). Был разносторонним учёным и мыслителем. Как учёный, широко прославился в Греции, сделав удачное предсказание солнечного затмения 585 до н. э..

Свои астрономические, географические и физические познания Фалес связал в стройное представление, материалистическое в основе несмотря на ясные следы мифологических представлений. Фалес полагал, что всё существующее возникло из некоего влажного первовещества, или «воды». Из этого единого источника всё рождается постоянно.

По символической картине Фалеса, сама Земля держится на воде и окружена со всех сторон океаном; она пребывает на воде, как диск или доска, плавающая на поверхности водоёма.

В то же время вещественное первоначало «воды» и вся происшедшая из него природа не мертвы, не лишены одушевлённости. Во Вселенной всё полно богов, всё одушевлено, всё имеет душу.

Пример и доказательство всеобщей одушевлённости Фалес видел в свойствах магнита и янтаря; так как магнит и янтарь способны приводить тела в движение, то, следовательно, имеют душу (то есть причастны первоначалу, приводящему в движение мир, «одушевляющему» его).

Фалесу принадлежит попытка разобраться в строении окружающей Землю Вселенной, определить, в каком порядке расположены по отношению к Земле небесные светила: Луна, Солнце, звёзды.

В этом вопросе Фалес также опирался на результаты вавилонской науки. Однако он представлял порядок светил обратным тому, который существует в действительности; Фалес полагал, что ближе всего к Земле находится т. н.

«небо неподвижных звёзд», а дальше всего — Солнце.

Анаксима́ндр ( 610—547 до н. э.). Признал единым и постоянным источником рождения всех вещей уже не «воду», и вообще не какое-либо отдельное вещество, а первовещество, из которого обособляются противоположности тёплого и холодного, дающие начало всем веществам.

Это первоначало, отличное от остальных веществ (и в этом смысле неопределённое), не имеет границ и потому есть «беспредельное». По обособлении из него тёплого и холодного возникает огненная оболочка, облекающая воздух над землёй.

Притекающий воздух прорывает огненную оболочку и образует три кольца, внутри которых заключается некоторое количество прорвавшегося наружу огня. Так происходят три круга: круг звезд, Солнца и Луны.

Земля, по форме подобная срезу колонны, занимает середину мира и неподвижна; животные и люди образовались из отложений высохшего морского дна и изменили формы при переходе на сушу. Всё обособившееся от беспредельного должно за свою «вину» вернуться в него. Поэтому мир не вечен, но по разрушении его из беспредельного выделяется новый мир, и этой смене миров нет конца.

Уже в древности возник «анаксимандров вопрос»: понимать ли апейрон как смесь первовеществ, как нечто среднее между ними, как нечто совершенно неопределённое (даже противоположное веществам) — или как прообраз «материи» Платона. Дошедшие до нас фрагменты не позволяют ответить на этот вопрос однозначно.

Анаксиме́н (2-я пол. VI в. до н. э.). Достигший зрелости ко времени завоевания Милета персами, развил новые представления о мире. Приняв в качестве первовещества «воздух», Анаксимен ввёл новую и важную идею о процессе разрежения и сгущения, посредством которого из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камни, огонь.

«Воздух» для Анаксимена — дыхание (πνεῦμα), обнимающее весь мир, подобно тому как наша душа, будучи дыханием, держит нас. По своей природе пневма — род пара или тёмного облака и сродни пустоте. Земля — плоский диск, поддерживаемый воздухом, так же как парящие в нём плоские, состоящие из огня, диски светил.

Анаксимен исправил учение Фалеса и Анаксимандра о порядке расположения в мировом пространстве Луны, Солнца и звезд.

Современники и последующие греческие философы придавали Анаксимену значение большее, чем другим философам милетской школы. Пифагорейцы усвоили его учение о том, что мир вдыхает в себя воздух (или пустоту), а также элементы его учения о небесных светилах.

Геракли́т Эфе́сский (544—483 гг. до н. э) — древнегреческий философ-досократик. Единственное сочинение — «О природе». Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики. Гераклит был известен как Мрачный или Тёмный, и его философская система контрастировала с идеями Демокрита, на что обратили внимание последующие поколения.

Согласно его учению, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь — наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий.

Поэтому для Гераклита огонь стал первоначалом мира, в то время как вода — лишь одно из его состояний. Огонь сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода — в землю («путь вниз», который сменяется «путём вверх»).

Сама Земля, на которой мы живём, была некогда раскалённой частью всеобщего огня, но затем — остыла.

Логос имеет функцию управления (вещами, процессами, космосом).

Жизнь и учение Сократа

В истории философии, пожалуй, нет фигуры более известной, чем Сократ. Еще в древности в сознании людей он стал воплощением мудрости, идеалом мудреца, поставившего истину выше жизни. Представление о нем как о синониме мудрости, мужества мысли и героической личности сохранилось и в последующие времена. Образ Сократа-мыслителя был положен в основу многих произведений литературы и искусства.

Сократ родился в месяц Фаргелион (май — июнь по современному календарю), в год архонта Апсефиона, на четвертом году 77-й Олимпиады (469г. до н.э.) в семье каменотеса Софрониска и повитухи Фенареты. Фаргелии были праздником рождения Аполлона и Артемиды.

По афинской культовой традиции в Фаргелии город занимался искупительным очищением.

Рождение в такой день считалось событием символическим и знаменательным, и новорожденный в Афинах, естественно, попадал под покровительство высокочтимого светозарного Аполлона, бога муз, искусств и гармонии.

Несмотря на свой ум, Сократ был безобразен: не высокого роста, приземистый, с отвисшим животом, короткой шеей, большой лысой головой, огромным выпуклым лбом.

О жизни Сократа можно сказать, что она в решающей мере явилась его собственным творением. По словам Сократа, ему с детства сопутствовал внутренний голос — некий демон, ангел-хранитель, удерживавший его от совершения определенных поступков.

Речь в данном случае фактически идет о внутреннем обосновании поведения. Сократ признавался, что всегда следовал предостережениям своего демона и вообще взял за твердое правило действовать в соответствии с глубоко продуманным убеждением.

Это стремление всегда оставаться самим собой наиболее очевидно сказалось в выборе философом жизненного пути. Сократ понимал, что своей деятельностью, направленной против господствовавших мнений и предрассудков, он обрекает себя на преследования со стороны государства, а, может быть, и на смерть.

В семейных делах ему не везло, он был женат два раза и от последней жены имел троих детей. Он вел праздный образ жизни, любил посмеяться, выпить, подшутить.

Жил в бедности, все его имущество оценивалось в 5 мин, на такую сумму в те времена нельзя было купить приличную лошадь или раба. Поэтому он ходил в старом рваном хитоне и почти всегда босиком.

Сократ отвергал излишества и роскошь в одежде, пище, обстановке и т.д

В реальных нравственных отношениях существуют, по Сократу, ограниченность и противоречивость моральных оценок. Это следствие невежества людей, их нежелание познать сущность.

Существенное же в морали – это неизменные и вечные добродетели, главной из которых является мудрость.

Она позволяет постичь цель жизни и составляет деятельность, соответствующую божественному предначертанию. Источник блага – Бог.

Сократ полагал, что смысл жизни человека, высшее благо – в достижении счастья. Этика должна помочь человеку построить жизнь в соответствии с этой целью. Счастье – это содержание – благоразумного, добродетельного бытия, т.е. только моральный человек может быть счастливым (или разумным, что, по сути, тоже самое).

Здесь эвдемонистическая установка Сократа корректируется убеждением в самоценности морали: не мораль подчинена естественному стремлению к счастью, а, напротив, счастье зависит от моральности (добродетельности) человека. Соответственно этому конкретизируется задача этики «помочь человеку стать моральным».

Сократ стоит на позициях рационализма.

Знание – основа добродетельности (каждая конкретная добродетель есть определенный вид знания), незнание – источник аморальности, т.е. истина и добро совпадают. Т. е. моральные ценности только тогда имеют регулятивное значение, когда осознанны человеком как истинные.

Поэтому столь постоянное внимание он обращает на нравственное воспитание, которое неразрывно с самовоспитанием, причем процесс нравственного совершенствования длится всю сознательную жизнь: «Лучше всех живет, я думаю, тот, кто больше всех заботится о том, чтобы делаться как можно лучше, а приятнее всех – кто больше всех сознает, что он делается лучше. До сих пор это было моим уделом».

Комплекс идей знаменитого греческого мыслителя явился основанием для появления устойчивых традиций последующей этической рефлексии.

Вместе с тем разнообразие идей отсутствие их жесткого однозначного оформления давали возможность поливариативной интерпретации, что проявилось уже в позициях ближайших учеников Сократа. Двое из них являются основателями так называемых сократических школ – киренской и кинической.

В своих поисках истины киники и киренаики отправляются от учения Сократа о счастье. Общей для них является также исходная индивидуалистическая ориентация, однако выводы, к которым они приходят, существенно различны.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/5x79b4.html

8. Древнегреческая философия: космоцентризм. Учение философов милетской школы: Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра

Фалес и Анаксимандр:  Аристотель полагает, іто ранние греческие философы ставили себе

Космоцентризм— философскоемировоззрение, в основе ко­тороголежит объяснение окружающего мира,явлений природы через могущество,всесильность, бесконечность внешнихсил — Космоса и согласно которому всесущее зависит от Космоса и космическихциклов (данная философия была свойственнаДревней Индии, Древнему Китаю, инымстранам Востока, а также Древней Греции).

Милетскаяшкола

Какуже говорилось, становление собственногреческой философии происходит в VII в.до н. э. Это столетие ознаменовано важнымиреволюционными переменами.

В это времяпоявляются выдающиеся мыслители,политики, законодатели, художники,которые в своей деятельности выражалиинтересы нового общественного класса,формирующегося на обломках родовогообщества.

Они известны как «семьмудрецов». Среди них — основательмилетской философской школы Фалес.

Милетскаяшкола известна как первая философскаяшкола. В ней впервые сознательно былпоставлен вопрос о первоосновах всегосущего.

И хотя философия в этот периодпредставляет, собственно, совокупностьвсех видов и форм познания (кактеоретического, так и практического),главный интерес всех представителеймилетской школы охватывает определенныйкруг проблем. На первом месте здесьстоит вопрос о сущности мира.

И хотяотдельные представители милетскойшколы этот вопрос решают по-разному, ихвзгляды имеют общий знаменатель: основумира они видят в определенном материальномпринципе. Можно сказать, что эта перваягреческая философская школа стихийнотяготеет к материализму.

Представителиэтой школы интуитивно понимали мир какматериальный. Вместе со стихийнымматериализмом в мышлении этих философовпроявляется и «наивная» диалектика, спомощью понятийных средств которой онистремятся постичь мир в динамике егоразвития и перемен.

Первыйиз ионических философов — Фалес изМилета — жил приблизительно в 640—562 гг.до н. э.

Интереснойявляется мысль, относящаяся к разделению»небесной сферы». Согласно Фалесу,она делится на пять полос, из которыходна называется арктической (онапостоянно видима), вторая полоса —летняя тропическая, третья — равноденствия,четвертая — зимняя тропическая и пятая— антарктическая (постоянно невидимая).

Разносторонниеинтересы Фалеса имели определенноевлияние на развитие его философскогомышления. Так, геометрия в то время быланастолько развитой наукой, что являласьопределенной основой научной абстракции.Именно это и повлияло на взгляды Фалеса,направленные на постижение сущностимира.

Основойвсего сущего Фалес считал воду. Этамысль, как говорилось ранее, появляетсяуже в дофилософской космогонии. Однакоподход Фалеса полностью от нее отличен.

Воду он понимал не как конкретную формуили персонификацию мифологическойсилы, а как аморфное, текущее сосредоточениематерии.

Учитывая математические успехиФалеса, можно полагать, что к определениюводы как основы всего сущего он подошел,исходя из «материального разнообразияпутем метода абстракции».

Дляобозначения первоосновы, первопринципа,из которого возникает все остальное, вгреческой философии употреблялись дватермина: стойхейон, означающий элемент,ядро, основу в логическом смысле слова,и архэ, означающий первоматерию,праматерию, исходное состояние вещей,древнейшую форму в историческом смыслеслова. «Вода» Фалеса, таким образом,означает основополагающий принцип какв смысле стойхейон, так и в смысле архэ.

Впраоснове Фалеса, в «бесконечной воде»,содержится и потенция дальнейшегоразвития. Все остальное возникает путем«сгущения» или «разрежения» этойпервоматерии. В этом противоречивомпонимании развития можно увидетьопределенную тягу к диалектическойинтерпретации действительности.

Сфилософскими и астрономическимивзглядами Фалеса тесно связаны егомысли, которые в наше время называютгеологическими и географическими. ОЗемле Фалес полагал, что она имеет формудиска. С пониманием воды как первоосновысвязан его взгляд на то, что Земля плаваетв бесконечной воде. Она имеет поры иотверстия.

Землетрясения он объяснялкак колебания Земли на взволнованнойводе. Рационалистическому подходуФалеса отвечает и его мысль о том, чтопричиной наводнений на Ниле являютсяпассатные ветры, которые «встречнымнапором преграждают ему течение».

(Насамом деле действительной причинойнаводнений в нижнем течении Нила являютсятропические дожди в верхнем и частичнов среднем течении.)

Каквидно, стихийно-материалистическиевзгляды Фалеса были тесно связаны сразвитием античной науки, в частностиматематики и астрономии. Фалес, однако,не избегал и практической жизни.

Использованиесвязи науки и практики характерно нетолько для Фалеса и милетской школы, нои для всего дальнейшего античногоматериализма (и не только античного).

Другимвыдающимся милетским философом былАнаксимандр(611—546 до н. э.). ПодобноФалесу, он стихийно тяготел к материализму.Судя по всему, был он учеником Фалеса.

Посохранившимся фрагментам можно судить,что, подобно Фалесу, он прежде всегоизучал природу. У него можно найти мысли,которые углубляют и развивают взглядыФалеса, в частности в области астрономии.В отличие от Фалеса он не уделял большоговнимания геометрии.

Некоторое времяАнаксимандр жил на острове Самос, гдеопределенную часть жизни провел иПифагор. Диоген Лаэртский о нем пишет,что «суждения свои он изложил по пунктамв сочинении, которое было еще в рукахАполлодора Афинского».

Это говорит отом, что свои взгляды он, видимо, объединилв цельную систему, в виде которой их иизлагал.

Наиболееинтересным из его астрономическихвзглядов является мысль о том, что «Землясвободно возносится, не будучи ничемсвязана, и удерживается, так как отовсюдуона одинаково отдалена». Здесь заключензародыш геоцентрического воззрения навселенную. Он также говорит о том, чтоЗемля находится в постоянном вечномвращательном движении, которое служитисточником тепла и холода.

Также как Фалес, Анаксимандр ставил вопросо начале мира. Он утверждал, что«первоначалом и основой являетсябеспредельное и не определял его ни каквоздух, ни как воду, ни как что-либо иное.Он учил, что части изменяются, целое жеостается неизменным».

Фалес относилвсе материальное разнообразие мира кводе, Анаксимандр же уходит от этойматериальной определенности. Его апейронхарактеризуется как нечто безграничное,неопределенное.

«Анаксимандр провозглашаетбезграничное началом и основным элементомсущего и первый вводит это имя «начало».Говорит, что это не вода, не одна из такназываемых стихий, но какая-то иная,неограниченная природность, из которойвозникают все небесные своды и миры вних».

Апейрон Анаксимандра являетсябезграничным и неограниченным не тольков пространственном, но и во временномотношении.

Стихийное,материалистическое понимание мираАнаксимандром примерно такое же, как иФалесом. Его диалектический подход тожестихийный, но гораздо более четкий.Приводимый фрагмент из Симплицияконстатирует, что он «объясняетвозникновение вещей не игрой стихий,но тем, что в вечном движении выявляютсяпротивоположности» .

УАнаксимандра встречается проблематика,которую Фалес лишь абстрактно обозначает,— проблематика возникновения иформирования жизни: «Первые животныезародились во влажном и имели на себепокров с шипами. Но когда они вырастали,выходили на сушу и, когда покров ломался,жили еще краткое время» .

Способностьжизни приписывается здесь непосредственноопределенному виду материи. Это воззрение,характерное для представителей милетскойшколы, можно определить как гилозоизм.Согласно ему, вся материя живая. Следующимпроявлением стихийного материализмаявляется тот факт, что Анаксимандр кестественному ряду развития животныхотносит и человека.

«Говорит он также,что вначале человек родился от животныхдругого вида».

МыслиАнаксимандра, таким образом, углубляютстихийно-материалистические положениямилетской школы, и в частности ееориентацию на диалектику.

Третьим выдающимся милетским философомявляется Анаксимен(585—524 до н. э.).Он был учеником и последователемАнаксимандра. Подобно Фалесу иАнаксимандру, Анаксимен изучаластрономические явления, которые, каки другие природные явления, он стремилсяобъяснить естественным образом.

Вопределенном смысле он укрепил и завершилтенденцию стихийного древнегреческогоматериализма поисков естественныхпричин явлений и вещей.

Сторонникиподобных взглядов в своем большинствебыли представителями прогрессивныхобщественных классов, а их мысли формируютядро нового мировоззрения, котороевозникает в борьбе против старогорелигиозно-мифологического.

Именнопоэтому они считают естественноеобъяснение природных явлений важнойзадачей и прилагают в этом направлениимного усилий.

Сэтой точки зрения Анаксимен, как ранееФалес и Анаксимандр, выдвигает и решаетвопрос об основной, первоисходнойпричине бытия и действия, о том, чтоявляется основой мира. Он, как и егопредшественники, первоосновой мираполагает определенный вид материи.Такой материей он считает неограниченный,бесконечный, имеющий неопределеннуюформу воздух.

«Анаксимен… провозглашаетвоздух началом сущего, ибо из него всевозникает и к нему все возвращается». Из воздуха затем возникает все остальное.Разряжение воздуха приводит к возникновениюогня, а сгущение вызывает ветры — тучи— воду — землю — камни.

Сгущение иразряжение понимаются здесь как основные,взаимно противоположные процессы,участвующие в образовании различныхсостояний материи. Естественноеобъяснение возникновения и развитиямира Анаксимен распространяет и наобъяснение происхождения богов.«Анаксимен…

говорил, что началомявляется неограниченный воздух и чтоиз него возникает все, что есть, чтобыло, что будет, божьи и божественныевещи и что все последующее возникнетиз потомства воздуха».

Анаксименвпервые вводит понятие взаимногоотношения праматерии и движения. Воздухкак праматерия, согласно его взглядам,«постоянно колеблется, ибо если бы онне двигался, то и не менялся бы настолько,насколько он изменяется».

Анаксименявляется последним представителемнатурфилософии милетской школы. Каквидно, эта школа стремилась материалистическиобъяснять мир, его отдельные явления,его общий принцип или основу. Ф. Энгельсподчеркивал в «Диалектике природы»:«…Аристотель говорит, что эти древнейшиефилософы полагают первосущность внекотором виде материи…».

Анализ ихмыслей показывает, что уже с самоговозникновения философии происходит, содной стороны, ее соединение сматериализмом, а с другой — соединениематериализма с диалектикой. Характернойчертой этой первой исторической стадииматериализма является его тесная связьс научным познанием и с прогрессивнымиобщественными силами того времени.

Материалистический способ объяснениямира, к которому стремятся ионийскиефилософы, является орудием ожесточеннойи непримиримой борьбы против отживающегорелигиозно-мифологического объяснениямира как идеологии старой родовойаристократии.

Философия, таким образом,рождается не из потребностей духа «впроцессе его саморазвития», но преждевсего из практических потребностейразвития общества. Милетская школаявляется в этом смысле классическимпримером.

Источник: https://studfile.net/preview/3563390/page:7/

Конспект по Философии на тему: Первые философы и проблема начала всех вещей: Фалес, Анаксимандр,Анаксимен,Гераклит

Фалес и Анаксимандр:  Аристотель полагает, іто ранние греческие философы ставили себе

Первые философы и проблема начала всех вещей: Фалес, Анаксимандр,Анаксимен,Гераклит.

Одного из основателей милетской философской школы зовут — Фалес. Милетская школа известна как первая философская школа и в ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. На первом месте стоит вопрос о сущности мира, их взгляды имеют общий знаменатель: основу мира они видят в определенном материальном принципе.

Представители этой школы интуитивно понимали мир как материальный. Стихийный материализм ионических философов был преодолением старых религиозно-мифологических представлений о мире.Фалес приобрел огромные знания и множество сведений в различных теоретических и практических областях человеческой деятельности.

Это стало возможным благодаря развитию Милета, а также его выгодному положению и торговым контактам. Милет поддерживал торговые связи с Египтом, Персией и Индией. Сам Фалес очень много путешествовал и собирал все доступные сведения, и знания. Интересовался, в частности, астрономией, геометрией и арифметикой.

Вавилонское образование дало ему возможность познакомиться с работами халдейских ученых.Интересной является мысль, относящаяся к разделению «небесной сферы». Согласно Фалесу, она делится на пять полос:1) арктический, 2) летняя тропическая, 3) равноденствия, 4) зимняя тропическая и 5) антарктическая.

Фалес сформулировал ряд положений, касающихся, в частности, особых случаев треугольника, например в случае равнобедренного треугольника углы при основании равны. До сих пор известна так называемая формула Фалеса: «Все углы над гипотенузой ( являются прямыми).Значительны и его знания, касающиеся отношений прямоугольных треугольников.

Он определил условия подобия треугольников, имеющих общую сторону и два угла, прилегающие к ней. Ему приписывается также положение о подобных углах при пересечении двух прямых.Основой всего сущего Фалес считал воду.

Учитывая математические успехи Фалеса, можно полагать, что к определению воды как основы всего сущего он подошел, исходя из «материального разнообразия путем метода абстракции», представитель идеалистической философии Нового времени Г.-В.-Ф.

Гегель: ( Фалесово положение, что вода есть абсолют, или, как говорили древние, первоначало, представляет собою начало философии, так как в нем достигается сознание, что единое есть сущность, истинное, что лишь оно есть само по себе сущее. Здесь наступает отделение от содержания нашего чувственного восприятия; человек отходит от этого непосредственно сущего..

В основе Фалеса, в «бесконечной воде», содержится и потенция дальнейшего развития. Все остальное возникает путем «сгущения» или «разрежения» этой первоматерии. С философскими и астрономическими взглядами Фалеса тесно связаны его мысли, которые в наше время называют геологическими и географическими. О Земле Фалес полагал, что она имеет форму диска.

С пониманием воды как первоосновы связан его взгляд на то, что Земля плавает в бесконечной воде и она имеет поры и отверстия. Землетрясения он объяснял как колебания Земли на взволнованной воде. Как видно, стихийно-материалистические взгляды Фалеса были тесно связаны с развитием античной науки, в частности математики и астрономии.Как мы увидим далее, использование связи науки и практики характерно не только для Фалеса и милетской школы, но и для всего дальнейшего античного материализма (и не только античного).

Другим выдающимся милетским философом был Анаксимандр .Подобно Фалесу, он стихийно тяготел к материализму. Судя по всему, был он учеником Фалеса.По сохранившимся фрагментам можно судить, что, подобно Фалесу, он прежде всего изучал природу. У него можно найти мысли, которые углубляют и развивают взгляды Фалеса, в частности в области астрономии.

В отличие от Фалеса он не уделял большого внимания геометрии. Наиболее интересным из его астрономических взглядов является мысль о том, что (Земля свободно возносится, не будучи ничем связана, и удерживается, так как отовсюду она одинаково отдалена). Он также говорит о том, что Земля находится в постоянном вечном вращательном движении, которое служит источником тепла и холода.

Так же как Фалес, Анаксимандр ставил вопрос о начале мира. Фалес относил все материальное разнообразие мира к воде, Анаксимандр же уходит от этой материальной определенности.Анаксимандр провозглашает безграничное началом и основным элементом сущего и первый вводит это имя «начало».Стихийное, материалистическое понимание мира Анаксимандром примерно такое же, как и Фалесом.

У Анаксимандра встречается проблематика, которую Фалес лишь абстрактно обозначает, — проблематика возникновения и формирования жизни: (Первые животные зародились во влажном и имели на себе покров с шипами. Но когда они вырастали, выходили на сушу и, когда покров ломался, жили еще некоторое время) .

Мысли Анаксимандра, таким образом, углубляют стихийно-материалистические положения милетской школы, и в частности ее ориентацию на диалектику. Третьим выдающимся милетским философом является Анаксимен . Он был учеником и последователем Анаксимандра.

Подобно Фалесу и Анаксимандру, Анаксимен изучал астрономические явления, которые, как и другие природные явления, он стремился объяснить естественным образом.В определенном смысле он укрепил и завершил тенденцию стихийного древнегреческого материализма поисков естественных причин явлений и вещей.

С этой точки зрения Анаксимен, как ранее Фалес и Анаксимандр, выдвигает и решает вопрос об основной, первоисходящей причине бытия и действия, о том, что является основой мира. Он, как и его предшественники, первоосновой мира полагает определенный вид материи. Такой материей он считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух.

Анаксимен провозглашает воздух началом сущего, ибо из него все возникает и к нему все возвращается. Из воздуха затем возникает все остальное. Разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры — тучи — воду — землю — камни.

Естественное объяснение возникновения и развития мира Анаксимен распространяет и на объяснение происхождения богов,Анаксимен говорил, что началом является неограниченный воздух и что из него возникает все, что есть, что было, что будет, божьи и божественные вещи и что все последующее возникнет из потомства воздуха.Анаксимен является последним представителем натурфилософии милетской школы.

Как видно, эта школа стремилась материалистически объяснять мир, его отдельные явления, его общий принцип или основу. Характерной чертой этой первой исторической стадии материализма является его тесная связь с научным познанием и с прогрессивными общественными силами того времени.

Материалистический способ объяснения мира, к которому стремятся ионийские философы, является орудием ожесточенной и непримиримой борьбы против отживающего религиозно-мифологического объяснения мира как идеологии старой родовой аристократии.

Философия, таким образом, рождается не из потребностей духа «в процессе его саморазвития», но прежде всего из практических потребностей развития общества. Милетская школа является в этом смысле классическим примером.Есть еще такой философ Гераклит.

Из труда Гераклита,есть сведения что он работал над познанием о всем живом и неживом (природе) и сохранилось примерно 130 фрагментов. Среди них есть фрагменты, объясняющие природные явления. Солнце так велико, что когда бы не было Солнца, была бы ночь, несмотря на то что существуют звезды. Естественным образом он объясняет и другие природные явления.

Так, Гераклит полагает, что «гром возникает путем столкновения ветров и туч; молнии возникают воспламенением испарений.Основой всего Гераклит считает огонь. «Огонь есть основной элемент, все является видом огня, и все происходит путем разрежения и сгущения»В. И. Ленин в «Философских тетрадях» подчеркивает, что в лице Гераклита Эфесского мы имеем «одного из основоположников диалектики».

Диалектика не излагается в ясных и упорядоченных понятиях.. Сталкивание и единство противоположностей полагает типичными для взглядов Гераклита и Аристотеля: «Гераклит говорил, что противоположное соглашается, а из несогласного является самая прекрасная гармония».У Гераклита мы находим и целый ряд других наблюдений.

Постоянные изменения и постоянное развитие Гераклит объясняет различными способами: (Одно и то же является живым и мертвым, бодрствующим и спящим, молодым и старым, ибо это, изменившись, становится другим, а другое, изменившись, становится этим).

Но при этом он говорил, что (Нельзя дважды войти в одну и ту же реку), Гераклитова стихийная диалектика весьма тесно связана с его естественным материализмом и глубоко пронизывает его. Разнообразие проявлений существующего мира объясняет Гераклит изменениями, происходящими в исходной праматерии.

Одна материя, согласно ему, «живет смертью» другой: (Огонь живет смертью земли, воздух живет смертью огня, вода живет смертью воздуха, земля — смертью воды). Таким образом, Гераклит весьма близко подходит к пониманию творческого отрицания. Кто его не понимает, не может понять ничего в развитии мира. Единственной мудростью, по Гераклиту, является знание мысли, которая везде всем правит.Гераклит придавал значение оценке отношения мира к познанию. Он подчеркивал, что все состояния и свойства мира всегда релятивны: «Море наполнено водой начистейшей и наигрязнейшей: для рыб она пригодна и полезна, для людей грязна и губительна»Следует обратить внимание на мысль о том, что (плохими свидетелями являются глаза и уши людей, если они имеют варварские души). И хотя в своем родном Эфесе Гераклит не получил признания, он был весьма уважаем в Афинах (в частности, во времена Сократа) и имел целый ряд сторонников и учеников. Хотя некоторые позднейшие мыслители глубже, чем Гераклит, разработали отдельные стороны зародившихся концепций диалектики, но ни у кого из них не было такого универсального воззрения, какое было у Гераклита.Тесная связь диалектики и стихийного материализма позволила Гераклиту значительно продвинуться вперед по сравнению с милетскими философами.

Источник: https://infourok.ru/konspekt-po-filosofii-na-temu-pervie-filosofi-i-problema-nachala-vseh-veschey-fales-anaksimandranaksimengeraklit-3928740.html

Античная натурфилософия. Аристотель. Ионийская школа: Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Фалес

Фалес и Анаксимандр:  Аристотель полагает, іто ранние греческие философы ставили себе

Наиболее развитые формы древняя философия приобрела в Античности. Античная философия возникла на рубеже VII–VI вв. до н. э. и была связана с установлением рабовладельческого общества, которое создало условия для развития культуры Древнего мира. Развитие древнегреческой философии осуществлялось в греческих полисах.

Античная философия представлена многообразием философских школ и учений, возникших в Древней Греции, а затем и в Древнем Риме.

В развитии античной философии можно выделить следующие этапы:

1) досократовский (от рубежа VII и VI вв. до н. э. до перелома V и IV вв. до н. э.);

2) классический (от второй половины V в. до н. э. до конца IV в. до н. э.);

3) эллинистический (с конца IV в. до н. э. до II в. до н. э.);

Первый круг вопросов связан с попытками определить основную стихию, начало мира. С анализа именно этой проблемы начинается философия.

На начальном этапе наиболее значительный вклад в становление и развитее античной философии внесли представители милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), которые были первыми греческими космологами, главное внимание они уде­ляли проблемам познания природы.

Первые натурфилософы настойчиво искали некоторое первоначало, из которого все произошло. В качестве такового античное мышление полагало конкретную физическую сущность, нечто чувственно-данное. Это вода в учении Фалеса, воздух – у Анаксимена.

Только Анаксимандр сделал первую попытку оторваться от непосредственной чувственной данности, создал мыслительный аналог начала сущего – апейрон (бесконечное, неопределенное).

Апейрон – абстрактная, не связанная чувственно конкретным образом сущность, которая лежит в основе всего, обладает творческой силой и является причиной всеобщего возникновения и уничтожения. Следует отметить ряд диалектических догадок, высказанных представителями милетской школы.

В частности, они полагали, что все вещи противоположны друг другу, а Анаксимандр утверждал, что апейрон содержит в себе все эти противоположности, выделение которых и обусловливает все изменения в различных формах, и что благодаря вечному движению одно рождается, а другое погибает [2].

АНАКСИМАНДР Ἀναξίμανδρος) из Милета (ок.610 — после 546 до н. э.), древнегреческий философ и ученый, второй представитель Милетской школы,ученик Фалеса.Ок. 546 до н. э.

опубликовал первое научно-философское сочинение греков, трактат «О природе» (сохранились только фрагменты и пересказы), положивший начало ионийской естественной истории или «физиологии» и стоящий у истоков западной физики, географии, астрономии, геологии, метеорологии и биологии. В этом трактате А.

дал всеобщую историю космоса от момента его возникновения из первоматерии до происхождения живых существ и человека, а также впервые предложил геометризованную геоцентрическую модель мира, господствовавшую в астрономии в течение всей Античности и Средневековья до Коперника.

Если в народных и поэтических представлениях Земля «растет» корнями из преисподней, а в космологии Фалеса «плавает» на мировом океане, то в космологии А. она «висит» в безграничной бездне и занимает лишь малую часть Вселенной. Книга А.

— первый текст в истории человечества, в котором происхождение и устройство мира рассматриваются не мифологически и не в контексте религиозного ритуала, а строго рационально и эволюцион-но — методом естественных аналогий и реконструкции прошлых («невидимых») состояний на основании реликтовых фактов, доступных эмпирическому наблюдению.

По Α., Вселенная бесконечна во всех направлениях и наполнена газообразной материей, лишенной видимых качественных различий и находящейся в непрекращающемся движении, присущем ей имманентно. Позднейшие авторы описывают эту первоматерию то как «беспредельное» (апейрон),то как «промежуточное вещество» (напр.

, среднее между огнем и воздухом), то как «смесь» бесчисленных простых веществ. В космогонии А. спонтанно возникший «вихрь» вызывает разделение идеальной смеси на физические противоположности горячего и холодного, влажного и сухого и т. д.

Твердые и холодные частицы, собравшись в центре вихря, образовали землю, легкие и горячие оказались вытолкнуты на периферию (небо и звезды). Нейтральное состояние сменилось поляризацией враждебных космических стихий, противоборство которых создало расчлененный видимый космос.

Холодный непроницаемый воздух (аэр) обволок огонь и замкнул его в три гигантских вращающихся «колеса», оставив огню по выхлопной «отдушине» — эти отдушины люди называют Солнцем, Луной и звездами.

Огонь Солнца, «питаясь» влагой, испарил большую часть первобытного океана (о чем свидетельствуют раковины и окаменелости рыб, находимые в глубине материка); в будущем, оставшись без «пищи», он потухнет, небесные колеса остановятся и остатки нашего мира, как труп, разложатся в «безграничной природе».

Таких миров, находящихся в различных стадиях рождения и гибели, бесконечно много. Имея в виду этот процесс, А. дал первую формулировку закона сохранения материи: «Из каких начал вещи возникают, в те же самые им и йогибнуть суждено, ибо они дают справедливое возмещение ущерба в установленное время» (DK12 В 1). Все единичные существа (в т. ч. миры) существуют «в долг» и в предустановленный срок погибают, возвращая заимствованные элементы «безграничной природе», которая одна остается «нестареющей» и «вечной».

Предложенная А. первая теория естественного происхождения жизни содержала эволюционные догадки, опередившие свое время: первые живые существа зародились на дне моря и были покрыты колючей кожей (вероятно, гипотеза, основанная на наблюдении окаменелостей вымерших иглокожих).

Так как человеческий детеныш беспомощен и не может выжить без родителей, то первые люди должны были зародиться в животных другого вида — неких рыбоподобных существах, которые их выкормили. Прилагавшаяся к трактату «О природе» географическая карта положила начало античной картографии. А.

приписывается также изобретение астрономических инструментов — гномона и небесного глобуса.

АНАКСИМЕН; Anaksimenes, из Милета, VI в. до н. э. (ум. в 528—525 гг. до н. э.), греческий философ. Предположительно был учеником Анаксимандра. Прозаическое сочинение Анаксимена, написанное по-ионийски, было известно еще в эллинистический период (сохранились два отрывка, авторство которых спорно).

Первоосновой мира Анаксимен признавал бесконечный и находящийся в постоянном движении (что отсылает нас к беспредельности Анаксимандра) воздух (aer), сгущением или разрежением которого он объяснял появление всех вещей.

Вследствие постепенного сгущения воздуха (связанного с понижением температуры) появляются ветры, облака, вода, земля и камни. Разрежение же вызывает к жизни огонь. Развитие мира — процесс количественный, а не качественный. Анаксимен наделил воздух разумом и признал за форму бытия Бога.

Отождествляя душу с воздухом, Анаксимен первым нашел параллель человек — космос: как душа управляет человеком, так воздух охватывает собой весь мир (аналогия между микрокосмом и макрокосмом). Землю он представлял себе в виде плоского щита, поддерживаемого воздухом. Небесные тела кружат над Землей.

Анаксимен, вероятно, первым отметил, что месяц светит отраженным солнечным светом. Он пытался также научно объяснить атмосферные явления и землетрясения. Учение Анаксимена возродил в V в. до н. э. в Афинах врач и философ Диоген из Аполлонии.

Гераклит О его жизни сохранилось относительно много (по сравнению с предшественниками) сведений. Он выступал как оратор, бескомпромиссный критик. Однако он отошел от политической жизни.

Диоген Лаэртский со ссылкой на Антисфена приводит как доказательство его гордыни тот факт, что «он уступил своему брату царскую власть» (должность басилевса, которую наследовали члены рода Гераклита).

Из труда Гераклита, который, согласно одним источникам, назывался «О природе» (это название у первых греческих философов встречается весьма часто), согладно другим — «Музы» , сохранилось примерно 130 фрагментов. Среди них есть фрагменты, объясняющие природные явления.

Солнце, согласно им, так велико, как нам оно кажется, и, «когда бы не было Солнца, была бы ночь, несмотря на то что существуют звезды» 22. Естественным образом он объясняет и другие природные явления.

Так, Гераклит полагает, что «гром возникает путем столкновения ветров и туч и проникновения ветров в тучи; молнии возникают воспламенением испарений, а зарницы — загоранием и потуханием облаков»23. Из сохранившихся мыслей Гераклита для нас самые важные те, которые относятся к способу объяснения сущности и развития мира как целого. Основой всего Гераклит считает огонь.

«Огонь есть основной элемент, все является видом огня, и все происходит путем разрежения и сгущения»24. В понимании Гераклита, огонь, с одной стороны, подобен праматерии у представителей милетской школы и является как первоосновой мира (архэ), так и основным элементом (стойхейрон). С другой стороны, это понятие у Гераклита представляет и определенный методологический принцип. Огонь является для него наиболее адекватным символом динамики развития, постепенности постоянных изменений. Об этом свидетельствует, например, его изречение, что мир «возникает из огня и опять сгорает в определенные периоды в течение всего века; свершается это согласно судьбе» 25.

В интуитивном понимании развития как единства и борьбы противопрложностей из всех досократовских мыслителей Гераклит продвинулся наиболее далеко. Его вклад в развитие диалектики исключителен.

Гегель в своей «Истории философии» подчеркивал, что Гераклит понимает абсолют как диалектический процесс и что сам абсолют в философии Гераклита понимается как единство противоположностей в самом себе 26. Также и В. И. Ленин в «Философских тетрадях» подчеркивает, что в лице Гераклита Эфесского мы имеем «одного из основоположников диалектики» 27.

Диалектика не излагается в ясных и упорядоченных понятиях. Это скорее отдельные гениальные наблюдения,,лаправ-ленные на постижение значения принципа единства и , борьбы противоположностей, который В. И. Ленин определил, собственно, как ядро диалектики.

«Война является отцом всего и королем всего, и одних она сделала богами, других — людьми, одних — рабами, других — свободными»28. Сталкивание и единство противоположностей полагает типичными для взглядов Гераклита и Аристотель: «Гераклит говорил, что противоположное соглашается, а из несогласного является самая прекрасная гармония» 29.

У Гераклита мы находим и целый ряд других наблюдений, в основном интуитивных, которые в большей или меньшей степени являются угадыванием основных черт диалектики. К ним относится, в частности, универсальность развития (его источником, как мы видели, является борьба противоположностей).

Центральным мотивом всего его учения был принцип все течет (панта реи). Постоянные изменения и постоянное развитие Гераклит объясняет различными способами: «Одно и то же является живым и мертвым, бодрствующим и спящим, молодым и старым, ибо это, изменившись, становится другим, а другое, изменившись, становится этим» 30.

Постоянный ход развития он сравнивал с течением реки, в которую нельзя войти дважды: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку, согласно Гераклиту, ни дважды прикоснуться к преходящей, по своему характеру тождественной сущности. Она быстро свои перемены разъединяет, а затем опять соединяет, приходит и опять уходит» 31.

В другом месте он подчеркивает эту мысль еще более определенно: «В одни и те же реки мы входим и не входим, существуем и не существуем» 32.

Гераклитова стихийная диалектика весьма тесно связана с его естественным материализмом и глубоко пронизывает его.

Рядом с однозначным подчеркиванием материальной основы всякого бытия и с констатацией бесконечности этого материального принципа мы находим у Гераклита и мысль, подчеркивающую бесконечность материи в историческом смысле слова и очевидное объяснение ее несотворимости и неуничтожимости: «Этот мир, который для всех не сотворил никто из богов или людей, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, разгорающимся согласно мере и угасающим согласно мере» 33.

Разнообразие проявлений существующего мира объясняет Гераклит изменениями, происходящими в исходной «праматерии». Одна материя, согласно ему, «живет смертью» другой: «Огонь живет смертью земли, воздух живет смертью огня, вода живет смертью воздуха, земля — смертью воды» 34. Таким образом, Гераклит весьма близко подходит к пониманию «творческого отрицания».

Очень важное значение во взглядах Гераклита придается, используя современный термин, детерминизму (всеобщей обусловленности всех событий и явлений). Гераклит (так же как и другие досократики) употребляет, естественно, другое понятие.

Все, согласно ему, правится судьбой, или необходимостью (нике). С понятием необходимости весьма тесно связано понимание закономерности — закона (логос). Логос, по Гераклиту, так же-вечен, как и несотворенный и неуничг тожимый мир.

Его познание предполагает понимание закономерного развития мира как борьбы и единства противоположностей.

Гераклит один из первых обращает внимание на характер человеческого познания. Познание, согласно его взглядам, стремится постичь сущность, т. е. логос. Кто его не понимает, не может понять ничего в развитии мира. Значительное внимание он уделяет отличию «многознания», «многоучености» от подлинном мудрости.

«Многознание» в отличие от подлинной мудрости не способствует действительному познанию принципов мира, но скорее их скрывает. В этом плане он весьма критически высказывается о целом ряде других мыслителей, в частности о Пифагоре. «Многознание не научает разумности, ибо оно научило бы Гесиода и Пифагора, также и Ксенофана и Гекатея» 35.

Эти мысли показывают отрицание Гераклитом мелкой, дешевой учености, которая не стремится к познанию и выявлению подлинных причин и принципов вещей. Единственной мудростью, по Гераклиту, является «знание мысли, которая везде всем правит»36, т. е. логос. Как мир, так и праматерия и Гераклитов логос существуют объективно, т. е. независимо от человеческого сознания.

Человеческое сознание — душа (психе) — подчинено логосу. Поэтому и Гераклитова диалектика является диалектикой объективной. Это диалектика развития объективно существующего мира.

Гераклит придавал значение оценке отношения мира к познанию.

Он подчеркивал, что все состояния и свойства мира всегда релятивны: «Море наполнено водой наичистейшей и наигрязнейшей: для рыб она пригодна и полезна, для людей грязна и губительна» 37 Он отмечал также относительность повсеместно употребляемых понятий: «Прекраснейшая из обезьян отвратительна, если сравнить ее с человеческим поколением»38.

Здесь можно обнаружить и определенные признаки субъективной диалектики, хотя в несколько ином смысле, чем у элеатов. Гераклит отмечает некоторые объективно существующие аспекты отношений между субъектом и объектом в процессе познания. Ряд из них лишь констатирование общеизвестного.

Следует обратить внимание на мысль о том, что «плохими свидетелями являются глаза и уши людей, если они имеют варварские души» 39. В ней можно усмотреть определенный акцент отношений чувственного и рационального. Цитированный фрагмент можно интерпретировать так, что рациональная сторона познания есть то, что сообщает чувственному познанию ценность в смысле постижения закономерности или сущности.

И хотя в своем родном Эфесе Гераклит не получил признания, он был весьма уважаем в Афинах (в частности, во времена Сократа) и имел целый ряд сторонников и учеников. Наиболее видным из них был Кратил.

Аристотель говорил о нем, что он (к концу своей жизни) ничего не утверждал, «только двигал пальцем и упрекал Гераклита за изречение, что нельзя войти дважды в одну и ту же реку, ибо сам полагал, что это невозможно даже однажды» 40. Как можно заключить, Кратил довел мысли Гераклита до абсурда, утверждая, что о действительности нельзя ничего сказать.

Универсальность движения он, видимо, обозначал движением пальца. Релятивность познания и оценки, выявленная Гераклитом, приводит Кратила, таким образом, к абсолютному релятивизму.

Гераклитова философия является вершиной стихийно диалектического понимания мира не только в досократовской философии, но и в античной философии вообще.

Как уже говорилось, речь здесь идет не о цельной теоретической системе диалектического подхода к миру, а скорее об интуитивном объяснении сущностных и в то же время универсальных черт диалектики.

Хотя некоторые позднейшие мыслители глубже, чем Гераклит, разработали отдельные стороны зародившихся концепций диалектики, но ни у кого из них не было такого универсального воззрения, какое было у Гераклита.

Тесная связь диалектики и стихийного материализма позволила Гераклиту значительно продвинуться вперед по сравнению с милетскими философами.

Однако сама философская концепция Гераклита имела определенную ограниченность. Его социальные и политические позиции были классово детерминированы. В частности, во взглядах на общество он выдвинул ряд критических претензий в адрес противников аристократии. В Эфесе, где тогда победила демократическая партия, он жил в удалении от общественных дел.

Фалес Милетский — греческий философ, досократик из Милета в Малой Азии, один из семи мудрецов Греции. Он считается первым философом в греческой традиции, основателем Милетской школы и отцом западной философии.

До Фалеса, для объяснения природы физического мира использовалась мифология.Он был первым философомиспользующим основные научные принципы для объяснения природы и происхождения вещества, и, следовательно, он является основателем школы натуральной философии.

Фалес демонстрировал интерес ко многим видам деятельности и всегда проявлял себя в них как новатор.

Вода основополагающий принцип.Он предложил, что вода является основополагающим принципом Вселенной, основным веществом, из которого были получены все вещи.
Пантеизм.«Все вещи полны богов». Монистический взгляд Фалеса на природу привел его к анимистическому пантеизму. Поскольку вода является божественным источником всех живых существ, значит все одушевленные и неодушевленные объекты могут быть живыми и, следовательно, весь мир полон богов. Одновременно он предложил научный подход к исследованию действительности, стремясь найти природные, а не божественные причины реальных явлений.

Астрономия.Фалес предложил свои ответы на ряд вопросов о природе: о форме Земли, о ее размере, причине землетрясений, дате солнцестояния, размере солнца и луны. Однажды он предсказал солнечное затмение (28 мая, 585 г. до н.), дату которого он определил с помощью научных методов.

Фалес первым стал утверждать, что Луна светит отражённым светом. Он считал, что затмения Солнца происходят тогда, когда между ним и Землей проходит Луна. Считается, что Фалес «изобрел глобус».

Математика.Он известен своими тремя теоремами: Если A, B и С являются точками на окружности, то линия АС является диаметром окружности (1), при этом полученный угол ABC является прямым углом (2). Если параллельные прямые, пересекающие стороны угла, отсекают на одной его стороне равные отрезки, то они отсекают равные отрезки и на другой его стороне (3).

Основные работы:
Некоторые исследователи считают, что он не оставил никаких работ, другие приписывают ему труды: «О солнцестоянии», «О Равноденствии» и «Морской звездный-гид»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/4_63354_antichnaya-naturfilosofiya-aristotel-ioniyskaya-shkola-anaksimandr-anaksimen-geraklit-fales.html

1.Милетская философская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Пифагор и Гераклит о понятии «философия»

Фалес и Анаксимандр:  Аристотель полагает, іто ранние греческие философы ставили себе

Милетскаяшколаоснованная Фалесом в Милете, в (1-я пол.VI в. до н. э.). Представители — Фалес,Анаксимандр, Анаксимен.

ФилософыМилетской школы стояли у истоковгреческой науки: астрономии, географии,математики, метеорологии, физики.

Представления о космогонии, космологии,теологии и физике, прежде вабстрактно-символическом видераспространённые по мифологии и традиции,милетцы перевели в плоскость научногоинтереса, сформировав группу неотвлечённыхобразов. Ввели первую научную терминологию,впервые стали писать свои сочиненияпрозой.

Милетскаяшкола рассматривала мир как живое целое;не делала принципиального различиямежду живым и мёртвым, психическим ифизическим; признавала за неодушевлённымипредметами только меньшую степеньодушевлённости (жизни). Сама одушевлённость(«душа») рассматривалась как «тонкий»и подвижный вид первовещества.

Исходяиз принципа сохранения «из ничего невозникает нечто», милетцы полагали вкачестве «первоначала», к которымотносились: вода, воздух, огонь, земля);

дляФалеса это — вода;

дляАнаксимандра — апейрон (неопределённоеи беспредельное первовещество);

дляАнаксимена — воздух. («Воду» Фалеса и«воздух» Анаксимена следует, конечно,понимать условно-аллегорически, каксимвол комплекса абстрактных свойствтакого первовещества.)

Фале́с(VII—VIвв. до н. э.). Будучи купцом, использовалторговые поездки в целях расширениянаучных сведений. Был гидроинженером,разносторонним учёным и мыслителем,изобретателем астрономических приборов.

Как учёный, широко прославился в Греции,сделав удачное предсказание солнечногозатмения 585 до н. э..

Для этого предсказанияФалес использовал почерпнутые им вЕгипте и в Финикии астрономическиесведения, восходящие к наблюдениям иобобщениям вавилонской науки.

Фалесполагал, что всё существующее возниклоиз некоего влажного первовещества, или«воды».По мнению Фалеса, сама Земля держитсяна воде и окружена со всех сторон океаном;она пребывает на воде, как диск илидоска, плавающая на поверхности водоёма.

ВоВселенной всёполно богов, всё одушевлено, всё имеетдушу.Пример и доказательствовсеобщейодушевлённостиФалес видел в свойствахмагнита и янтаря;так как магнит и янтарь способны приводитьтела в движение, то, следовательно, имеютдушу (то есть причастны первоначалу,приводящему в движение мир, «одушевляющему»его).

Анаксима́ндр(ок. 610—547 до н. э.). Признал единым ипостоянным источником рождения всехвещей первовещество (апейрон),изкоторого обособляются противоположноститёплого и холодного, дающие начало всемвеществам.

Это первоначало, отличное от остальныхвеществ (и в этом смысле неопределённое),не имеет границ и потому есть«беспредельное». Из тёплого и холодноговозникает огненная оболочка, облекающаявоздух над землёй.

Притекающийвоздух прорывает огненную оболочку иобразует три кольца, внутри которыхзаключается некоторое количествопрорвавшегося наружу огня.Так происходят три круга: круг звезд,Солнца и Луны.

Земля,по форме подобная срезу колонны, занимаетсередину мира и неподвижна; животные илюди образовались из отложений высохшегоморского дна и изменили формы припереходе на сушу. Всё обособившееся отбеспредельного должно за свою «вину»вернуться в него. Поэтому мир не вечен,но по разрушении его из беспредельноговыделяется новый мир, и этой смене мировнет конца.

Анаксиме́н(2-я пол. VI в. до н. э.). Принял в качествепервовещества «воздух»,Анаксименввёл новую и важную идею о процессеразрежения и сгущения, посредствомкоторого из воздуха образуются всевещества: вода, земля,камни,огонь.

«Воздух»для Анаксимена — дыхание, обнимающеевесь мир, подобно тому как наша душа,будучи дыханием, держит нас.По своей природе пневма — род пара илитёмного облака и сродни пустоте. Земля— плоский диск, поддерживаемый воздухом,так же как парящие в нём плоские, состоящиеиз огня, диски светил.

Анаксимен исправилучение Фалеса и Анаксимандра о порядкерасположения в мировом пространствеЛуны, Солнца и звезд.

Современникии последующие греческие философыпридавали Анаксимену значение большее,чем другим философам милетской школы.Пифагорейцы усвоили его учение о том,что мир вдыхает в себя воздух (илипустоту), а также элементы его учения онебесных светилах.

Пифагори Гераклит о понятии «философия».

Изобретение самого термина традиция приписывает Пифагору Самосскому. Пифагор видел себя не обладателем истины, а лишь человеком, стремящимся к ней как к недостижимому идеалу. Пифагор первым дал себе название»философ»(«любомудр»), вместо «мудрец»(«сведущий»).

На место «мудрости» как осведомленностио практической жизнедеятельностиобщества и личности, Пифагор поместилчистое размышление (рассмотрение»мудрости» — sophia — как любимогопредмета), что позднее было названо»философией» (phileo — люблю и sophia).Философия для Пифагора была не просто умственнымлюбомудрием, но и особой системой жизненных правил.

Любовь к мудрости должна была охватывать не только ум, но и все существо философа, подчиняя его себе и делая егоаристократом духа и добродетели.

Гераклит(ок. 544 — ок. 483 до н.э.) — др.-греч. философ(г. Эфес в Ионии).

Философия,по Гераклиту — это искусство вернойинтерпретации и разделения чувственноготекста на «слова и вещи». Каждоеслово-понятие призвано объединять всебе соответствующую пару противоположностей.(«мудрость в том, чтобы знать все какодно»).

Людиневерно расшифровывают этот мир:»большинство не воспринимает вещитакими, какими встречает их (в опыте)…но воображает». Люди погружены в себя,»присутствуя, отсутствуют» и видятлишь сновидения.

Борьба у Гераклита -«отец», «царь» всех вещей,раскрывающая в людях и рабов, и свободных,и богов.

Политеизм Гераклит призывалсменить единобожием: «Признаватьодно Мудрое Существо: Дух, могущийправить всей Вселенной».

Гераклитсчитает, что миром правит логос.Представление о логосе можно расценитькак наивное понимание закономерности.

Конкретно он имел в виду, чтовсев мире состоит из противоположностей,противоборствующего, все происходитчерез распрю, борьбу. Вследствие этоговсе изменяется, течет; образно говоря,нельзя дважды войти в одну и ту же реку.

Вборьбе противоположностей обнаруживаетсяих внутреннее тождество. Например,»жизнь одних есть смерть других»,да и вообще — жизнь есть смерть.

Посколькувсе взаимосвязано, то всякое свойствоотносительно.

Гераклитаинтересует, прежде всего, изменение идвижение, их истоки, причины, которыеон усматривает в борьбе противоположностей.

Источник: https://studfile.net/preview/4030416/

Scicenter1
Добавить комментарий