Философия, ее предмет и роль в обществе: Какое из определений философии наиболее полное и правильное?

Философия. Какое из определений философии наиболее полное и правильное Объясните свой выбор

Философия, ее предмет и роль в обществе:  Какое из определений философии наиболее полное и правильное?

Подборка по базе: Эссе по основам философии..docx, Мир философии Часть 1.doc, эссе Лузан Основы философии.docx, Основы философии.docx, Практические задания по философии Бекишевой Е.И.docx, Ответы по философии.

docx, эссе по философии.docx, шпора по философии.docx, Эссе (Основы философии) Янышева Е.С..docx, эссе по философии.docx.
Философия это:Наука всех наук.Наиболее общих понятий о мире.

Теоретическая основа мировоззрения.

Наука о наиболее общих законах развития природы, общества, человеческого мышления.Подсознательное переживание человеком своего существования.Логический анализ языка.Наука о месте и роли человека в мире.Наука об отношении человека в мире.

Философия это теоретическое (но не научное) занятие, когда объектом изучения является все, способом — разум, целью — мудрость.

Философия учит тому, чтобы лучше мыслить, а следовательно, лучше жить. Это не наука и даже не познание (философия — не дополнительное знание, а размышление над тем, что знаешь), и именно поэтому, как говорил Кант, научиться философии нельзя — можно лишь научиться философствовать.

. Философия (образовано от слов — любовь, стремление, жажда + мудрость, из др.-греч. (дословно: любовь к мудрости))

Почему одной профессионально-технической подготовки недостаточно для того, чтобы быть хорошим специалистом, правильно и компетентно разбираться в своей работе, а нужно ещё хорошо владеть философской теорией?

Потому что, теория без практики бессмысленна.

для самого философа (или материалиста, или идеалиста) надо, в первую очередь, не забывать принцип «конвенциональности», который гласит, что существуют проблемы, которые не поддаются решению лишь при одном обращении к опыту до тех пор, пока не принимаются некоторые конвенции, сочетание которых с данными опыта позволяет эти проблемы решить

Теоретическая философия включает в себя познание природы и познание самого познания. К первой категории традиционно относится натурфилософия, однако, значительная её часть в XVII—XVIII вв.

с концептуализацией научного метода выделилась из философии в естественные науки — физику, химию, астрономию, биологию.

Тем не менее, часть природы, связанной с природой самого человека, по-прежнему остаётся в рамках философских исследований, так как ясной парадигмы подхода к этим вопросам в настоящее время не существует.

Поэтому философия сознания, философия языка и семиотика в качестве дисциплин философии продолжают поиск понимания процессов, происходящих в человеческом мозге и связанных с человеческим мышлением, которое, главным образом, выражает себя посредством естественных языков

Какие из перечисленных вопросов являются философскими? Почему?

А) В чем смысл существования человека?; Б) Каковы пути решения экологического кризиса?; В) В чем есть истина?; Г) Существует ли внеземная цивилизация?; Д) Если жизнь после смерти?

А) В чем смысл существования человека? Потому что в этом вопросе ты стараешься раскрыть фундаментальные принципы бытия человека, это и есть философия.

Прокомментируйте суждение Аристотеля о том, что удивление пробуждает людей философствовать. Помогает ли философия удовлетворять любопытство и получать ответы на все вопросы?

Удивление пробуждает людей философствовать. Он имел ввиду, искать ответы на неизвестность, ведь раз тебя что-то удивляет то это необыденно, раз так, то неизвестно, и у тебя появляется жажда познать это, изучить. А по поводу философии, я считаю, что да она помогает удовлетворить любопытство, но ответы на все вопросы к сожалению не даёт.

«Знание есть только путь к силе» (Т. Гоббс). Что такое «сила знания»? В чём сила философского знания?

знание есть сила и достигается оно через науки во главе с философией. Философская теория должна служить практическим нуждам людей, развивая их силы для жизненной борьбы ( Бэкон)

Сила знания позволяет понять ситуацию и сделать выводы, и соответственно отреагировать на реальность.

«Онтология», «гносеология» , «аксиология».Что это за понятие и какое отношение они имеют к философии?

Метафизика представляет собой самый абстрактный раздел философии, изучающий наиболее фундаментальные, т. н. «вечные» вопросы, связанные с реальностью. Среди этих фундаментальных вопросов в отдельный класс выделяются вопросы, связанные с бытием, и эта часть метафизики называется «онтология».

К вопросам бытия в первую очередь относятся такие: «Что в действительности существует?», «Что означает существование?», «Что делает существование возможным?». Более прикладные вопросы бытия включают в себя: «Почему существует мир?», «Существует только один мир?», «Что такое пространство?», «Что такое время?» и др.

Хотя понятия онтология и метафизика иногда используются как синонимы, существуют классы метафизических вопросов, которые не связаны с бытием напрямую. К таким проблемам относятся вопросы взаимоотношения между целым и частями, вопросы взаимосвязи между причинами и следствиями, вопросы, связанные сo свободой воли и др.

Такие вопросы скорее относятся к метафизике, но обычно не к онтологии

Аксиоло́гия (от др.-греч. ἀξία — ценность; др.-греч. λόγος — слово, учение) — теория ценностей, раздел философии.

Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Гносеология — это раздел философии, в котором изучаются вопросы: сущности человека первоосновы всех вещей сущности и смысла истории природы познания и его возможностей

7.«Философия одна только отличает нас от дикарей и варваров… Каждый народ, тем более гражданственен и образован, чем лучше в нём философствуют» (Р. Декарт «Начало философии»). Проанализируйте это положение.

Философия есть не что иное, как любовь к мудрости, и самокопаясь в себе мы ищем ответы, на волнующие нас ответы.

8.Каково соотношение между философией и мировоззрением?Всякая ли философия является мировоззрением?Всякое ли мировоззрение есть определенная философия?

Философия как особая специфическая форма мировоззренияпредставляет собой системно-рационалистическое ядро, в котором взаимодействие мироздания как такового, природы и людей духовно осваивается, осознается в логической системе понятий и категорий. Системность определяет содержание философии, а рациональность — ее форму и содержание.

Философия занимает особое место в структуре мировоззрения: ее невозможно непосредственно вывести из мифологии или представить как обобщенный опыт практической деятельности людей. В свою очередь, философия отделима от религии, так как стремится дать рациональное, разумное объяснение действительности.

Философское мировоззрение специфично, имеет рефлексивный характер, то есть знание, в котором главным предметом осмысления является сам человек. Религия и наука являются оппозиционными формами мировоззрения: они альтернативны и непримиримы между собой.

Философия же призвана служить мостом между религией и наукой, выстраивая теоретические конструкции между воображением и фактами, которые сами по себе дают одностороннюю и недостаточно полную картину действительности. Таким образом, философия как составная часть мировоззрения является его центром, системообразующим ядром, обеспечивающим его целостность и полноту.

9. «Философия есть не что иное, как стремление к мудрости и истине». Какой этап в развитии философии отражает это высказывание?

10. Кто из античных мыслителей был первым диалектиком и почему?

Гераклит и другие греческие философы дали формулы вечного становления, движения как единства противоположностей. Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке осмыслить понятия движения и множества

11. Кто из философов основал атомизм? В чем состояла суть его учения? Атомизм был создан представителями досократического периода развития древнегреческой философии Левкиппом и его учеником Демокритом Абдерским.

Согласно их учению, существуют только атомы и пустота.

Атомы — мельчайшие неделимые, не возникающие и неисчезающие, качественно однородные, непроницаемые (не содержащие в себе пустоты) сущности (частицы), обладающие определённой формой. Атомы бесчисленны, так как пустота бесконечна.

Форма атомов бесконечно разнообразна. Атомы являются первоначалом всего сущего, всех чувственных вещей, свойства которых определяются формой составляющих их атомов.

12.Кто из античных мыслителей назвал свой метод майевтикой? В чем сущность этого метода?

Майевтика была создана Сократом как искусство извлекать скрытое в каждом человеке знание с помощью наводящих вопросов.

В ходе диалога Сократ вместо того, чтобы утверждать ту или иную истину, задает требующие последовательности вопросы, отвечая на которые, его собеседник формулирует дотоле неизвестные ему утверждения («рождает истину»).

Отсюда и связь с повивальным делом: Сократ не делится истиной, а лишь помогает собеседнику самостоятельно «извлечь» её из своего же собственного разума, руководствуясь тезисом (постулатом) о предсуществовании истины

13. Объясните термин патристика и схоластика.

Патристика – это первоначальный, наиболее авторитетный этап развития христианской философии со II по VI век н. э. Латинское слово «патрис» означает «отцы церкви». Соответственно, «патристика» — это учение христианских отцов церкви, заложивших основы Священного Предания. В рамках патристики можно выделить ряд промежуточных этапов:

а) апостольский период (до середины II века н. э.);

б) эпоха апологетов (с середины II века н. э. до начала IV в. н.э.). Христианские апологеты — это первые христианские философы, взявшие на себя функцию защиты христианского учения перед лицом враждебного римского государства и языческой философии.

«Истинная философия, — утверждал Климент Александрийский, — есть христианская религия». К наиболее видным христианским апологетам относятся: Тертуллиан (160—220), Арнобий (ум. в 326г.), Лактанций (250—325), Климент Александрийский (Тит Флавий ум.

в 215), Ориген (185-253);

в) зрелая патристика (IV—VI в. н.э.). Этот период характеризуется разработкой целостных религиозно-спекулятивных систем, глубоким синтезом теологических догм и античной философской мысли.

Схоластика (VII—XIV вв.) В своем первоначальном значении термин обозначает «ученый», «школьный».

Если отцы церкви в постижении Бога опирались на мистическую интуицию, сверхразумное созерцание, то теологи-схоласты искали рациональные пути познания Бога.

Так, если Тертуллиан на первое место ставил безусловность и абсолютность веры: «Верую, ибо абсурдно», то родоначальник средневековой схоластики Ансельм Кентерберийский (1033—1109) видел в вере предпосылку рационального знания: «Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, чтобы уразуметь».

14.объясните смысл принципа креационизма. Как он связан с идеей личности?15.Сопоставте понятия: религия, теология, философия.16.Назовите основного систематизатора средневековой схоластики. Что вы можете рассказать о его учении?17.В чем отличие гуманизма эпохи Возрождения от гуманизма Античности?18.Раскройте понятие «антропоцентризм» исходя из реалий эпохи Возрождения.19. Что такое эмпиризм философии Нового времени? Кто следовал этому направлению и в чем это выражалось?

20.В чем состоял рационализм Декарта?

Источник: https://topuch.ru/kakoe-iz-opredelenij-filosofii-naibolee-polnoe-i-pravilenoe-ob/index.html

Философия ее предмет и роль в обществе. Основной вопрос философии

Философия, ее предмет и роль в обществе:  Какое из определений философии наиболее полное и правильное?

Назначение философии — поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Общую структуру философского знания составляют четыре основных раздела: онтология(учение о бытие), гносеология(учение о познании), человек, общество.

Специфика философской мудрости состоит в ее нацеленности на смыслы максимально всеохватной (общей, предельной, целостной) и вместе с тем фундаментальной значимости.

Предметом философии называют круг вопросов, которые она изучает.

Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя.

Основной вопрос философии — вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным — дух или природа, материя или сознание — и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир.

Последовательное рег шение О. в. ф. возможно лишь при учете обеих его сторон. Философы, являющиеся сторонниками материализма, признают первичным материю, бытие, вторичным — сознание и считают сознание результатом воздействия на субъекта объективно существующего внешнего мира. Философы-идеалисты принимают за первичное идею, сознание, рассматривая их как единственно достоверную реальность.

В составе философского знания выделяют множество направлений и частей. Наиболее крупными делениями любой философской системы являются такие ее разделы, как онтология, гносеология, аксиология, логика

1) Онтология (от греч. «онтос» — сущее, то что есть на самом деле, и «логос» — учение, т.е. буквально «онтология» — учение о сущем) — раздел философии, в котором исследуется, как устроен объективный мир, существующий независимо от индивидуального сознания человека. Это своего рода философская физика. Высшим понятием онтологии является понятие «бытие» — полнота всего существующего.

2) Гносеология (от греч. «гнозис» — знание, и «логос» — учение, т.е. «гносеология» — «учение о знании») — философская теория познания. Высшее понятие гносеологии — понятие «истина» — высшее состояние знания.

3) Аксиология (от греч. «аксис» — ось, основание, и «логос» — учение, т.е. учение об основаниях) — философская теория ценностей, потому и высшим понятием этого раздела философии является понятие «ценность» — основание и эталон сознания. Внутри аксиологии выделяется множество более частных направлений, исследующих отдельные ценности или ценностно-зависимую реальность. Это, например:

Философская этика — учение о добре и зле,

Философская эстетика — учение о красоте,

Философская антропология — учение о человеке, и т.д.

Роль философии в обществе проявляется через осуществление определенных функций (лат. functio — исполнение, назначение, роль). Наиболее важными из них являются: онтологическая, социальная, гносеологическая, аксиологическая, методологическая, мировоззренческая.

Философская мысль в Древней Индии возникает в период формирования там цивилизованных форм общественной жизни; об этом говорит хотя бы то, что в обществе уже сложились социальные группы. Это брахманы (жрецы, элита общества), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы), шудры (низший слой); между ними уже сложились вполне определённые отношения.

Мифология Древней Индии чрезвычайно сложна. Она отличается представлениями о цикличности развития мира. Вселенная, по представлениям древних индийцев, существует в течение так называемого дня Брахмы (или Брамы) — божества, сотворившего мир. День Брахмы составляет 4 320 000 лет. При наступлении ночи Брахмы мир гибнет, затем возникает снова, и так без конца.

Такая нацеленность на громадные временные циклы обусловила отсутствие интереса к личности и истории, вследствие чего авторство философских учений Древней Индии в основном условно (за исключением буддизма и джайнизма).

В индийской философской традиции сформировался ряд основных философско-этических понятий, которые позволяют составить общее представление о древнеиндийских философских учениях. Прежде всего это понятие кармы — закона, определяющего судьбу человека. Карма тесно связана с учением о сансаре (цепи перерождений существ в мире) — закон кармы-сансары.

Индийская философская традиция отличается многовариантностью ответов на онтологические вопросы. Здесь сложились три варианта основных подходов — философский монизм, дуализм и плюрализм.

Философия Древнего Китая

Зарождение философии в Китае исследователи относят к VШ-VI в.в. до н.э. Ценнейшим источником древнекитайской философии является «Книга Перемен» (И Цзин), которая может рассматриваться как связующее звено между пред философией и собственно философией. В «Книге Перемен» представлена оригинальная система философских построений.

Характерным является то, что человек, природа, Вселенная рассматриваются как единое целое, в котором всё взаимосвязано и взаимообусловлено, но вместе с тем и пронизано переменами (отсюда и название «Книги»). Этот процесс описан с помощью графики и иероглифики.

Сама «Книга» породила многочисленные исследования её смысла и содержания как на Востоке, так и на Западе, однако однозначного толкования многие её положения так и не получили. В древнекитайской философии просматриваются два типа мудрецов: конфуцианский и даосский.

За ними стоят две концепции человека: политический человек у Конфуция и естественный человек у даосов /сторонников и последователей учения Лао-цзы и Чжуан-цзы/. Обе концепции с разных сторон шли к одному, а именно — к «золотой середине», то есть гармонии в Поднебесной. В трактате Дао дэ цзин (VI — V в.в. до н.э.

), излагающем идеи даосов, говорится, что принцип Дао требует познать древнее начало, при этом сами люди должны быть простыми и скромными, умерять личные желания и освобождаться от страстей. Они содействовали жизни тем, что стремились сделать долговечное движение спокойным.

В основе такого взгляда лежит представление о том, что в движении главное покой, устойчивость. Сторонники Конфуция и его последователи (Конфуций или Кун — цзы, древнекитайский философ, живший в VI — V в.в. до н.э.), были озабочены тем, как обуздать распри в обществе и привести общественную и частную жизнь людей в состояние гармонии.

Подчёркивая основополагающее значение древности для гармоничной жизни общества /господства справедливости, отсутствия междоусобных войн, бунтов, притеснения большинством меньшинства, разбоя и т.д./. конфуцианцы видели в качестве главного средства достижения всего этого ритуал и исправление имён.

Page 3

Основные проблемы, которыми занимались «досократики»: объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования — декларирование собственных взглядов, превращение их в догму.

Досократический период — охватывает период с 7 до 5 в. до н. э.

Первоначально античная философия развивается в Малой Азии (Милетская школа, Гераклит), затем в Италии (пифагорейцы, Элейская школа, Эмпедокл) и на материковой Греции (Анаксагор, атомисты).

тема ранней греческой философии — первоначала мироздания, его происхождение и устройство. Философы этого периода — преимущественно исследователи природы, астрономы, математики.

Полагая, что рождение и гибель природных вещей происходит не случайно и не из ничего, они искали начало, или принцип, объясняющий закономерную изменчивость мира.

Первые философы полагали таковым началом единое первовещество: вода (Фалес) или воздух (Анаксимен), бесконечное (Анаксимандр), пифагорейцы считали началами предел и беспредельное, порождающие упорядоченный космос, познаваемый посредством числа.

Последующие авторы (Эмпедокл, Демокрит) называли не одно, а несколько начал (четыре элемента, бесконечное множество атомов). Подобно Ксенофану, многие из ранних мыслителей критиковали традиционную мифологию и религию.

Философы задумывались о причинах порядка в мире. Гераклит, Анаксагор учили о правящем миром разумном начале (Логос, Ум). Парменид формулировал учение об истинном бытии, доступном одной только мысли. Все последующее развитие философии в Греции (от плюралистических систем Эмпедокла и Демокрита, до платонизма) в той или иной степени демонстрирует отклик на поставленные Парменидом проблемы.

Интерес к проблеме человека в творчестве софистов и Сократа

Классический период охватывает период примерно с половины 5 в. и до конца 4 в. до н. э. Период досократиков сменяет софистика. Софисты — странствующие платные учителя добродетели, в центре их внимания — жизнь человека и общества.

В знании софисты видели прежде всего средство для достижения жизненного успеха, самым ценным признавали риторику — владение словом, искусство убеждать. Софисты считали относительными традиционные обычаи и нормы морали.

Их критика и скептицизм по-своему содействовали переориентации античной философии от познания природы к осмыслению внутреннего мира человека.

Ярким выражением этого «поворота» была философия Сократа. Главным он полагал знание добра, т.к. зло, по Сократу, происходит от незнания людьми своего подлинного блага.

Путь к этому знанию Сократ видел в самопознании, в заботе о своей бессмертной душе, а не о теле, в постижении сущности главных нравственных ценностей, понятийное определение которых было основным предметом бесед Сократа. Философия Сократа вызвала появление т.н.

сократических школ (киники, мегарики, киренаики), различавшихся своим пониманием сократовской философии.

Сократ — представитель идеалистического религиозно-нравственного мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания, естественно-научного знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем тенденции, или линии Платона в античной философии.

Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал делом ненужным и безбожным. Развивая свое религиозно-нравственное учение, Сократ в противоположность материалистам, призывающим 'прислушиваться к природе', ссылаться на особый внутренний голос, якобы наставлявший его в важнейших вопросах.

Самым выдающимся учеником Сократа был Платон, создатель Академии, учитель другого крупнейшего мыслителя античности — Аристотеля, основавшего перипатетическую школу (Ликей).

Они создали целостные философские учения, в которых рассмотрели практически весь спектр традиционных философских тем, разработали философскую терминологию и свод понятий, базовый для последующей античной и европейской философии.

Источник: https://studbooks.net/751051/filosofiya/filosofiya_predmet_rol_obschestve_osnovnoy_vopros_filosofii

ФИЛОСОФИЯ,ЕЁ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

Философия, ее предмет и роль в обществе:  Какое из определений философии наиболее полное и правильное?

ФИЛОСОФИЯ,ЕЁ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ.

Термин философия пришел к нам из Древней Греции и состоит из двух слов – фило – любовь и софия – мудрость. Любовь к мудрости. Философия – это область духовной деятельности человека.

Она связана с постановкой, анализом и решением мировоззренческих, общечеловеческих и смысложизненных проблем. Философия – особенная форма мышления, кот.

заключается в том, что она создает целостную картину мира в понятийной форме и посредством логической аргументации.Философия рассматривает мир, как целостное гармонично-устроенное целое.

Настоящая философия всегда ориентирована на достижении добра, прекрасного и возвышенного, преодоление в человеке всего демонического и животного и сотворение человека нравственного.

Философия необходима особенно во времена кризисного состояния общества либо его революционного переустройства. Предмет любой науки — есть тот круг вопросов и проблем, которая она изучает.

Первоначально (2,5 тыс. лет назад) предметом философии:- изучение всего окружающего мира

Предмет философии (в современном понимании) — изучение мира в целом, общих принципов и закономерностей существования мира (природы, общества и человеческого мышления), познания мира и отношений человека и мира.

Познание мира философией основано на открытии и изучении законов.

Закон – это устойчивая, повторяющая, внутренне присущая, объективная связь между предметами и явлениями действительности. В реальной действительности законы проявляются в виде закономерностей.

ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ,СОЗНАНИЯ К МАТЕРИИ-ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ.

Вопрос об отношении сознания – к материи, духа – к материи, мышления – к бытию.

Основной вопрос имеет 2 стороны:

1. Что первично: материя или сознание?

Материализм (материя первична по отношению к сознанию)

Дуализм (материя и сознание – два первоначала, существующие независимо

друг от друга)

Идеализм (первично сознание, материя независимо от сознания не существует)

2. Тождество мышления и бытия (вопрос о познаваемости мира).

а) Мир познаваем

Материализм и идеализм отвечают на вопрос: верно ли сознание отражает действительный мир?

Материализм – сознание верно отражает объективный мир.

Объективный идеализм – сознание есть не отражение объективного мира, а самопознание абсолютного духа.

Субъективный идеализм – сознание индивида выражает лишь состояние «Я» (духа, воли).

б) отдельные стороны вещей мира непознаваемы

Агностицизм — направление, сомневающееся в возможности познания мира

Кант считал, что мир познаваем как явление, но не как сущность («вещь в себе»). Явление – познание предмета с внешней стороны.

Юм считал, что человек имеет дело только с ощущениями, мы не знаем не только каков мир, но и существует ли он вне нас.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА.

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

Принято выделять:

1.Мировоззренческая: способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

2.Гносеологическая (познавательная): одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

3.Методологическая: заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

4.Логическая: изучает мышление человека, его законы, учит правильно строить свои рассуждения.

Выделяют также ряд других функций:

5. Аксиологическая (аскисос – ценности) – изучает и формирует человеческие ценности

6. Прогностическая – дает возможность прогнозировать будущее

7. Социальная и др.

Философия и Наука – две взаимосвязанные деятельности, направленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире. Философия стремится познать всё: видимое и невидимое, ощущаемое органами чувств человека и нет, реальное и нереальное.

Для Философии нет границ – она стремится понять всё, даже иллюзорное. Наука же изучает только то, что можно увидеть, потрогать, взвесить.

Но изучение это происходит по сравнению с изучением этого же философией хотя и однобоко, но более тщательно.

Итак, наука и философия – не одно и тоже, хотя у них и немало общего. Общее между философией и наукой заключатся в том, что они:

1. Стремятся к выработке рационального знания;

2. Ориентированы на установление законов и закономерностей исследуемых объектов и явлений;

3.Выстраивают категориальный аппарат и стремятся к построению целостных систем.

Разное, что:

1. Философия всегда представлена тем или иным философом, когда его идеи, труды могут быть самодостаточными и не зависеть от того, разделяют или не разделяют их другие философы. Наука же в конечном счёте – плод коллективного труда;

2. В философии нет единого языка и единой системы. Плюрализм взглядов здесь – норма. В науке же – монизм.

3. Философские знания не проверяемы экспериментально.

4. Философия не может дать точного прогноза.

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКЯ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ:ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, МИРОВОЗРЕНЧЕСКИЕ ПРИНЦЕПЫ И ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ФИЛОСОФИИИ АВРЕИЛЯ АВГУСТИНА И ФОМЫ АКВИНСКОГО.

Особенности:

1) Тесная связь философии с религией и богословием. Теология – учение о Боге.

2) задача философии в это время – подтверждать, обосновывать и защищать религиозные догматы, изложенные в Библии, представляя ее положения в философских категориях и опровергая ложные аргументы.

Августин Блаженный (Аврелий) крупнейший философ периода патристики.

Онтология Августина:

Религиозная концепция мира и человека:

Бог создал мир из Ничего. При этом Бог не только создал первичную субстанцию (материю), но и упорядочил, организовал разнообразный мир, создал его свойства, которые не существовали до мира.

Этика Августина:

Религиозно-этическая концепция человека:

Природа человека двойственна: включает духовное и телесное начало. Высшая человеческая способность человека – вера в Бога. Человеку даны разум, мышление, с помощью которого человек способен познавать природу и общество. Однако без веры в Бога разум человека не сможет найти и познать истину.

Фома (Томас) Аквинский. Выдающийся итальянский богослов-схоласт. Отнология Аквинского:

Соотношение Бога, мира и человека. Причина возникновения мира — Бог, а не космос, как утверждала античная философия. Бог есть совершенная реальность, первая, абсолютная причина, смысл и цель существования всего на свете.

Мир представляет собой иерархическую, ступенчатую систему. Высшая ступень совершенства — Бог, создавший все.

Составные ступени мира: мир людей, а также — живая природа: мир растений и животных и неживая природа: Бог, Мир людей, Растения и животные, Неживая природа.

ФИЛОСОФИЯ АНГЛИЙСКОГО (ДЖ.ЛОКК, ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ, Э.КОЛЛИНЗ) И ФРАНЦУЗКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ (Д.ДИДРО, Ф.ВОЛЬТЕР, Ж-Ж. РУССО И ДР.)

Хотя Просвещение зародилось в Англии, как широкое культурно-идеологическое движение общественной мысли оно впервые оформилось именно во Франции,

Вольтер особо отмечал тот факт, что материальной природе свойственны строгие причинно-следственные связи, полагая, что нет действия без причины, нет существования без основания существовать. Важное место в вольтеровском мировоззрении заняли размышления о человеке как социальном существе, направленные против теологической и философско-религиозной антропологии.

Дени Дидро в своих сочинениях отстаивал идеи о материальности мира, о единой, вечной, несотворенной материи как объективной реальности, существующей вне и независимо от человеческого сознания, рассматривал все явления как конкретные формы ее существования. Причину существования материи он видел в ней самой.

Дидро ближе других материалистов XVIII в. подошел к идее самодвижения материи и видел в этом самый убедительный довод против существования Бога. Центром концепции Дидро была природа, которая выступала как единственная реальность и естественное благо.

Все, что не является природой, согласно ему, есть лишь зло и обман.

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ:ФИЛОСОФИЯ И.КАНТА, Г.ГЕГЕЛЯ, Л.ФЕЙЕРБАХА)

Важную роль в формировании НКФ сыграли достижения естествознания и общественных наук.

Кант — основоположник нем. классич. идеализма. Считал, что решению таких проблем в Ф. как проблемы бытия, морали и религии должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания, и установление его границ.

Мы познаем мир не так как он есть на самом деле, а только так как он нам является. Утверждал существование некоего предмета вне нашего сознания, к-рый он наз. вещь в себе («ноумен»).

Но последняя с другой стороны, принципиально непознаваема, являясь потусторонней нашему сознанию (трансцендентной).

Гегель — все, что существует, существует в мышлении. В основе мира — абсолютная идея — мировой разум. В своем развитии идея проходит три этапа, потому что активна: 1) развивается сама в себе, логике через систему категорий, существует объективно; 2) идея выходит во вне и создает природу; 3) идея в мышлении, развитие ее — в духе.

Фейербах — материалист. Выступал против идеалистической системы Гегеля. Показал, что идеализм является теоретической основой религии. Критически оценивал агностицизм Канта. Обосновал материалистическую теорию отражения. Ощущения не отделяют нас от внешнего мира, а связывают нас с ним. Оно есть образ объективного мира

15.Философские идеи периода Киевской Руси (Х1-Х1У вв.): антропоцентризм и морально-этическая направленность в сочинениях мыслителей этого периода.

Киевская Русь была первым Восточно-славянским государством, в духовной культуре которого происходило становление отечественной философской мысли.

Древняя культура славян, сохранявшая мифологические воззрения, и античная философия, существенно переосмысленная византийской христианской философией и получившей распространение в связи с введением христианства на Руси — явились той основой, на которой складывалась традиция философской мысли.

В центре внимания украинской философии того периода стояла проблема человека и человеческой истории. Философия понималась не только как теоретизирование, но и как практическая мораль. Характерной чертой философских исканий являлся деятельный аспект.

Характерной чертой творчества киеворусских мыслителей была его морально-этическая направленность.

Высказывалась идея выведения морального закона из акта творения мира Богом; идея греха и моральной ответственности человека; утверждалась мысль о том, что при помощи человеческих деяний можно улучшить мир, очистить его от зла.

Существенную роль в этических взглядах Киевской Руси имеет разработка проблемы святости. Формируется представление о святости как воплощенном моральном идеале поведения, понимаемом как жертвенность.

Таким образом, философскую культуру Киевской Руси можно охарактеризовать как философско — религиозно-этическую, направлен-ную на осмысление актуальных проблем общественной жизни того времени.

16. Философская мысль Украины в ХУ-ХУ111 вв.

: идеи гуманизма и философии украинской идеи в деятельности представителей Острожского центра, Братских школ и Киево-Могилянской академииВ связи включением Украины в Польское королевство происходило активное взаимодействие с культурой Западной Европы эпохи Возрождения. Центральной идеей этой эпохи был гуманизм. В его основе лежало культивирование самоценности личности, ее свободы, справедливого общественного строя.

Большое значение для развития культуры и гуманизма имел Острожский культурно-образовательный центр, основанный в 1576 г. в г. Остроге на Волыни князем Константином Острожским.

В конце XVI — начале XVII вв. во многих городах Украины возникают братства — религиозно-национальные объединения населения городов, которые противостояли экспансии Ватикана и польской шляхты.

Братства создавали школы, больницы, типографии, развивали и защищали свой язык, культуру, духовные традиции. Они содействовали развитию философской мысли Украины.

В развитии духовной культуры Украины, а также всех восточных славян большую роль играла Киево-Могилянской Академии, которая давала фундаментальное образование в области древних и современных для того времени языков, а также естественнонаучные, теологические, философские знания. Преподавание философии в ней было отделено от теологии.

Значительный вклад в развитие философии Украины сделали выдающиеся мыслители Киево-Могилянской академии: С. Яворский, Т.Прокопович, Г. Щербацкий, М Козачинский и др. Они обосновывали взгляд на философию как средство интеллектуального познания человека и природы.

В первой половине XVIII ст. в курсах философии Киево-Могилянской академии появляются специальные разделы этики как практической философии. Познание законов природы и человеческого мышления рассматривалось как подготовка к этике. Этика становится важным инструментом формирования свободной личности.

Философия Г.С.Сковороды.

Воспитанником Киево-Могилянской академии был Григорий Сковорода, создавший в конце XVIII в. самую значительную философскую систему.

Григорий Саввич Сковорода родился 3 декабря 1722 г. в с. Чернухи на Полтавщине.

Философию он понимал как любомудрие. Результатом философствования является не знание, а жизнь, которая строится в соответствии с требованиями человеческого счастья. Поэтому принцип самопознания занимает в философии Сковороды центральное место. В процессе самопознания человек раскрывает самого себя, возвращается к глубинным основам своего существования.

Основными положениями философской системы Сковороды выступает учение о двух натурах и трех мирах. Все в мире имеет двойственную природу или состоит из двух натур: видимой и невидимой, внешней и внутренней, телесной и духовной, тленной и вечной.

Учение о двух натурах органически связано с учением о трех мирах, трех специфических видах бытия — большой (макрокосм) или Вселенная, универсум, малый (микрокосм) — человек и символический мир (Библия). Мир символов представлен как самостоятельная реальность, обеспечивающая человеку возможность проникнуть в свою невидимую, внутреннюю натуру и, по сути, постичь в себе Бога.

Большое место в работах Сковороды занимает выяснение роли сердца в жизни человека. Оно всему голова, считает мыслитель.

Г. Сковорода пропагандировал и ежедневно воплощал в жизнь идею морального самосовершенствования человека. Бытие человека для Сковороды выступает как моральное деяние. Путь к счастью лежит через нравственное совершенствование человека.

Он выдвигал идею о творческом “сродном труде”. Гармония человеческой жизни, по мнению Сковороды, зависит от соответствия труда внутренним способностям человека, его наклонностям.

Понятия «общественный базис» и «общественная надстройка» и их взаимосвязь. По работе К.Маркса «К критике политической экономики. Предисловие»

Матеріалісти, зокрема Л.Фейєрбах, вважають, що природа, матерія є базисом духу, тому вона повинна бути базисом філософії. Стосовно до соціології, матеріалізмвважає, що суспільне буття визначає свідомість.

Для нього базис – це сукупність суспільних відносин, що складають економічну структуру суспільства.

А точніше, сукупність виробничих відносин становлять економічний базис, виробничі сили — техніко-технологічний базис суспільства.

Базис з необхідністю породжує відповідну йому надбудову. Надбудова – це сукупність політичних, правових, моральних, художніх, релігійних і інших ідей, державних і суспільних установ, організацій і відповідних відносин.

Між базисом і надбудовою існує тісний взаємозв'язок. Функціонування базису завжди зв'язано з надбудовою.

Різні елементи надбудови неоднаково зв'язані з базисом. Ближче до нього знаходяться політичні і правові ідеї й установи. Такі елементи надбудови, як філософія, мистецтво і релігія, знаходяться в опосередкованому зв'язку з ним.

Зміни в економічному базисі спричиняють певні зміни й у змісті надбудови, але остаточно сформуватися новий тип надбудови може лише тоді, коли буде ліквідований старий базис, коли нові виробничі відносини стануть пануючими.

Надбудова не є копією перемін в економічних відносинах, у ній можуть зберігатися надбудовні елементи з минулих епох чи з'являтися погляди, соціальні інститути, що значно випереджають свій час, що остаточно затвердяться лише в майбутньому.

Не всі структурні елементи суспільства змінюються зі зміною базису. У суспільстві є ряд соціальних феноменів, що змінюються дуже повільно. До них відносяться наука, культура, мова, побут, сім'я, форми спільності людей (рід, плем'я, народність, нація).

Базис і надбудова впливають на ці соціальні явища. Вони, у свою чергу, впливають на базисні і надбудовні елементи.

Спосіб виробництва, базис і надбудова і ряд інших соціальних феноменів, а також тих суспільних явищ, що повільно змінюються, дозволяють представити суспільство як реальну цілісність, що поєднує свої структурні підрозділи певними зв'язками і відносинами, як систему, що розвивається на власній основі.

Базис з необхідністю породжує відповідну йому надбудову. Надбудова – це сукупність політичних, правових, моральних, художніх, релігійних і інших ідей, державних і суспільних установ, організацій і відповідних відносин.

Між базисом і надбудовою існує тісний взаємозв'язок. Функціонування базису завжди зв'язано з надбудовою. Базис породжує надбудову. Надбудова, будучи відносно самостійною, активно впливає на базис, зміцнює, удосконалює і захищає його.

Вона може виконувати активну роль у створенні нового базису, нового способу виробництва.

Цим пояснюється те, чому різні політичні сили намагаються забрати владу над системою інститутів надбудови, а не тільки затвердити конкретну форму економічних відносин.

Різні елементи надбудови неоднаково зв'язані з базисом. Ближче до нього знаходяться політичні і правові ідеї й установи. Такі елементи надбудови, як філософія, мистецтво і релігія, знаходяться в опосередкованому зв'язку з ним.

ФИЛОСОФИЯ,ЕЁ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ.

Термин философия пришел к нам из Древней Греции и состоит из двух слов – фило – любовь и софия – мудрость. Любовь к мудрости. Философия – это область духовной деятельности человека.

Она связана с постановкой, анализом и решением мировоззренческих, общечеловеческих и смысложизненных проблем. Философия – особенная форма мышления, кот.

заключается в том, что она создает целостную картину мира в понятийной форме и посредством логической аргументации.Философия рассматривает мир, как целостное гармонично-устроенное целое.

Настоящая философия всегда ориентирована на достижении добра, прекрасного и возвышенного, преодоление в человеке всего демонического и животного и сотворение человека нравственного.

Философия необходима особенно во времена кризисного состояния общества либо его революционного переустройства. Предмет любой науки — есть тот круг вопросов и проблем, которая она изучает.

Первоначально (2,5 тыс. лет назад) предметом философии:- изучение всего окружающего мира

Предмет философии (в современном понимании) — изучение мира в целом, общих принципов и закономерностей существования мира (природы, общества и человеческого мышления), познания мира и отношений человека и мира.

Познание мира философией основано на открытии и изучении законов.

Закон – это устойчивая, повторяющая, внутренне присущая, объективная связь между предметами и явлениями действительности. В реальной действительности законы проявляются в виде закономерностей.



Источник: https://infopedia.su/6x9b23.html

Философия, ее предмет и роль в обществе

Философия, ее предмет и роль в обществе:  Какое из определений философии наиболее полное и правильное?

Роль философии в развитии человека и общества

Каждый человек когда-нибудь в жизни задается вопросом: «Что такое философия? И зачем она нужна?» Попытаемся дать ответ на этот вопрос. Философия, как наука основывается на познании существа всего мироздания.

Каждый человек когда-нибудь в жизни задается вопросом: «Что такое философия? И зачем она нужна?» Попытаемся дать ответ на этот вопрос. Философия, как наука основывается на познании существа всего мироздания.

В своем отражении она плотно переплетается со всеми областями науки, искусства, религии, помогая человеку познать себя и окружающий мир. Современная форма философии значительно отличается от более ранних форм.

Одним из ее главных достижений является цивилизованный подход к анализу процессов в обществе и изменение принципа мировоззрения, согласно которому понимание мира происходит с включением в него человека.

В философии всегда рассматривалась проблема человека в окружающем мире, в современной философии она также играет ведущую роль. В ней рассматриваются даже такие проблемы, как виза в италию.

Современное общество сегодня уходит от социализма и капитализма, но необходимо сохранить все позитивное, что было создано человеком в прошлом.

Со временем человек все больше и больше осознает себя активным фактором окружающего мира и социальной среды.

Это и определяет повышенные требования к современному человеку в плане его образования, нравственности и духовности, так как именно человек является сознательным соучастником в мировой эволюции.

Именно повышение этих качеств человека может действовать на социальный строй как ортопедический матрас на позвоночник, укрепляя его и предотвращая развитие нежелательных болезней.

Современное человечество, перейдя на новый уровень развития, может значительно увеличить шансы выхода из состояния глобального кризиса.

Все опасности реализации этой цели зависят в основном от самого человека, вернее от его невысокого уровня сознания, что обусловлено недопониманием причин и механизмов действия природных, социальных и антропологических явлений, как взаимодействия элементов единого мира.

Если по каким-то причинам сегодня человечество лишится философии, то ее утрата станет причиной непоправимых последствий. Ведь именно, продолжая развивать философию, люди не только увеличивают способности своего разума, но и нацеливают свои интеллектуальные возможности на понимание судьбы человечества.

В двадцатом веке философы сделали множество открытий, которые в будущем, безусловно, отразятся на жизни человечества, позволяя избежать многих негативных последствий. Их можно сравнить с приобретением матрасов оптом, чтобы положить их в те места, где чаще всего падают люди.

Современные философы смогли проникнуть в глубины человеческого сознания, научились определять его процессы, смогли убедиться в больших возможностях человеческой психики.

Определив человека, как сознательно-деятельный фактор всего сущего, возможно, им удастся предотвратить многие кризисы и катастрофы, которые могут произойти из-за человеческого фактора.

Хотя философия уже не влияет на людей так, как столетия назад (например, в Китае целая религия, основанная на размышлениях великого философа Конфуция), все-таки нельзя недооценивать ее роль влияния на формирование каждого человека и социума. А самым поразительным в этой науке является то, что даже виза в германию является в большинстве случаев актуальной и в настоящее время.

Философия, ее предмет и роль в обществе.

Что же такое философия? Этот термин пришел к нам из Древней Греции и состоит из двух слов – фило – любовь и софия – мудрость. Любовь к мудрости.

Философия – это одна из форм общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания этого бытия; наука о ценностях; наука о наиболее общих законах, возникновения природы, общества и мышления; учение, делающее попытки объяснить «вечные» загадки человеческого духа и культурно-исторические факторы развития.

Только философия формирует цельную систему взглядов на мир и место человека в мире; философия исследует проблемы социально-политического, культурно-нравственного и эстетического отношения человека к миру. м, внутренним стержнем философии является духовно-нравственная мудрость.

Настоящая философия всегда ориентирована на достижении добра, (понимаемого как благо, честность, полезность, долг), прекрасного и возвышенного, преодоление в человеке всего демонического и животного и сотворение человека нравственного.

Высокие моральные качества человека, как известно, не возникают стихийно, сами по себе, они часто являются результатом плодотворной деятельности философов. Древнегреческий философ Сократ в одной из бесед заметил, что для него «…

кажется странным, если человек, взявшись быть пастухом стада коров и убавляя и ухудшая их, не сознается, что он плохой пастух; но еще для него странно, если человек, взявшись быть начальником в государстве и убавляя и ухудшая граждан, не стыдится этого и не осознает, что он плохой начальник» (Ксенофонт.

«Воспоминания о Сократе», I, II, 32). Любая политика (экономическая, техническая, в области медицины, образования и т. д.) не может сделать шага без согласования с моралью, нравственностью.

Двуличие, неразумность и аморализм политики, а также некорректные философские ориентиры всегда вели к катастрофам, чему немало свидетельств, как в истории, так и в современности.

О важности философского знания свидетельствует и тот факт, что современные ученые в области техники, естествознания, обществознания в полном смысле слова тянутся к философии, находя в ней ответы на самые актуальные вопросы. И если еще сохранилось пренебрежительное отношение к философии у небольшой части ученых — техников, то это объясняется не только плохим знанием философии, но и поверхностным знанием и своей собственной науки.

Философия необходима особенно во времена кризисного состояния общества либо его революционного переустройства.

Кому и зачем нужно знание философии?

Во-первых, поскольку во всяком акте мышления в той либо иной мере используется подвижная система философских категорий, постольку уровень философского знания во многом определяет оптимальность принимаемых решений каждого человека, но особенно человека, стоящего во главе общества, течения, направления. И это имеет большое практическое значение.

Во-вторых, только на основе философии формируется целостное представление научной картины мира, знания вообще, правильного образа мира.

Философия способствует формированию абсолютно необходимого обществу культурно-нравственного климата, духовного мира человека.

(Отнюдь не случайно XX Всемирный Философский конгресс 1998 года был посвящен теме » Философия в воспитании человечества»). Она — своеобразная социально-духовная терапия.

В-третьих, являясь своеобразной базой развития всех наук, философия создает условия для их оптимального развития, преодоления у них тупикового и кризисного состояния.

В-четвертых, только философия содержательно и конструктивно обогащает теорию познания, формулируя общую методологию и закономерности духовного освоения действительности.

В-пятых, в процессе последовательного и систематического усвоения философии логическое мышление становится все более верным и правильным, адекватно отражающим действительность. А диалектическое понимание мира превращается в стимулирующее критическое и творческое отношение к этому миру.

Мировоззрение. В самом общем виде это воззрение человека на окружающий его мир на свою роль и место в этом мире, а также обусловленными этими воззрениями жизненные позиции, убеждения людей, их идеалы, принципы поведения и практической деятельности, ценностные ориентации.

Мировоззрение тесно связано с философией. Они не просто однопорядковые, но и родственные понятия. Во многих учебниках говорится о том, что мировоззрение является ядром, основой философии. Это и так, и не совсем так.

Может быть и наоборот, когда философия выступает как основа, ядро мировоззрения.

Существует несколько типов мировоззрения: обыденное (житейское), мифологическое, религиозное, атеистическое, философское. Эти основные типы мировоззрения обеспечивают человека возможностями получения знаний об общей картине мира, о человеке, об обществе.

Они определяют социально-политическую, религиозную, культурно-нравственную, эстетическую, научно-техническую, ценностную ориентацию человека.

А это значит то, что человек вынужден ставить вопросы и находить на них ответы по проблеме соотношения материального и идеального, добра и зла, прошлого и настоящего, настоящего и будущего.

Здесь надо знать, что всякая философия – мировоззрение, хотя не всякое мировоззрение – философия. Мировоззрение образуется на базе естественнонаучных, социально-исторических, технических и философских знаний.

Носителем мировоззрения является человек или социальная группа людей, воспринимающих действительность через призму того или иного типа мировоззрения.

Практическая значимость мировоззрения проявляется в выборе норм поведения, жизненных устремления и интересов, быта, труда, планов и целей, ценностей, идеалов, а также их конкретное понимания.

Следует различать понятия «мировоззрение», «мироощущение», «миросозерцание», «миропонимание», «мировосприятие», т.к. иногда они употребляются в качестве синонимов. Действительно, у этих понятий существует тесная связь, есть много общего, но надо видеть и различия между ними.

Мироощущение, мировосприятие, миросозерцание — это своеобразное переживание человеком внешних воздействий в форме чувственно-образных ощущений, восприятий, представлений, эмоций.

Миропонимание же – это лишь интеллектуальный, понятийный аспект мировоззрения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_193119_filosofiya-ee-predmet-i-rol-v-obshchestve.html

Философия, ее предмет и роль в обществе: 1. Какое из определений философии наиболее полное и правильное?

Философия, ее предмет и роль в обществе:  Какое из определений философии наиболее полное и правильное?
1.

Какое из определений философии наиболее полное и правильное? Объясните свой выбор.

Философия — это:

а) «наука наук»;

б) система наиболее общих понятий о мире;

в) теоретическая основа мировоззрения;

г) наука об общих методах познания;

д) наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления;

е) наука о познании;

ж) подсознательное переживание человеком своего существования;

з) логический анализ языка;

и) наука о месте и роли человека в мире;

к) наука об отношении человека к миру. 2.

Проанализируйте каждое из высказываний, выделите правильное и обоснуйте его.

Материализм — это:

а) признание того, что весь мир, все тела и предметы состоят из одинаковых частиц (атомов, электронов, протонов и др.);

б) принцип жизни, заключающийся в признании главным наличие материальных благ для жизни человека;

в) философское направление, утверждающее первичность природы, бытия и вторичность сознания, идеального;

г) практически здравый взгляд на вещи, отказ от иллюзорных, далеких от жизни рассуждений и т. д. 3.

Выделите правильное высказывание и аргументируйте свой выбор.

Идеализм — это:

а) стремление обосновать значение идей в жизни человека и стремление человека к совершенству;

б) признание понятий, идей, сознания как первичных начал, определяющих материальные явления;

в) утверждение, что идеи, мысли существуют реально;

г) стремление к идеалам;

д) убеждение, что материальный мир существует лишь в сознании человека;

е) убеждение в огромной роли идей;

ж) убеждение в том, что мир сотворен Богом;

з) убеждение в непознаваемости мира;

и) убеждение в том, что мнения правят миром. 4.

В.И.

Ленин во фрагменте «К вопросу о диалектике» писал: «Философский идеализм есть одностороннее, преувеличенное развитие (раздувание, распухание) одной из черточек, сторон, граней познания в абсолют, оторванный от материи, от природы, обожествленный… пустоцвет, растущий на живом дереве живого, плодотворного, истинного, могучего, всесильного, объективного, абсолютного человеческого познания». (Полн. собр. соч. Т. 29. С. 322). Обоснуйте:

а) почему идеализм, будучи философским толкованием мира и его соотношения с сознанием, все же возник в свое время и существует поныне?

б) каковы гносеологические корни идеализма? 5.

В чем сущность принципа партийности в философии, как он проявляется в данной науке? 6.

Французский философ О. Конт утверждал, что эпоха философии миновала навсегда, что положительные науки, или «позитивные» (физика, химия, биология и т. д.), не нуждаются в философии, так как в состоянии сами решать все задачи. Они «сами по себе» философия. Прав ли Конт? 7.

Проанализируйте суждение М.В. Ломоносова о том, что «истинный химик должен быть теоретиком и практиком. Следовательно, должен быть также философом». 8.

Почему одной профессионально-технической подготовки недостаточно для того, чтобы быть хорошим специалистом, правильно и компетентно разбираться в своей работе, а нужно еще хорошо владеть философской теорией? 9.

Какое из приведенных ниже положений характеризует объективный идеализм?

а) Объективный идеализм не признает познаваемости мира.

б) Объективный идеализм полагает, что мир зависит от воли и сознания великой личности.

в) Мир определяется духовной силой, существующей независимо от человеческого сознания.

г) Существует бесконечная познаваемость мира силами человеческого разума. 10.

Можно ли считать дуализм «третьей линией» в философии наряду с материализмом и идеализмом? 11.

Какое из нижеприведенных утверждений является правильным?

а) Философия — чисто дедуктивная наука, и все ее положения доказываются умозрительно.

б) Философские положения доказываются путем вывода и проверки результатов вывода эмпирическими фактами развития науки.

в) Философские положения подтверждаются большим количеством примеров из различных областей действительности.

г) В философии вообще нет доказательств, а есть лишь убеждение и принятие того или иного положения на веру. 12.

Какие из перечисленных вопросов являются философскими?

а) В чем смысл существования человека?

б) Каковы пути решения экологического кризиса?

в) Что есть истина?

г) Существует ли внеземная цивилизация?

д) Есть ли жизнь после смерти? 13.

«Истинные философы гонят от себя все желания тела, крепятся и ни за что им не уступают, не боясь разорения и бедности, в отличие от большинства, которое корыстолюбиво». К какому периоду формирования философии относится это высказывание? Какая особенность философии здесь выражена? 14.

Прокомментируйте суждение Аристотеля о том, что удивление побуждает людей философствовать. Помогает ли философия удовлетворить любопытство и получить ответы на все вопросы? 15.

«Онтология», «гносеология», «аксиология». Что это за понятия и какое отношение они имеют к философии? 16.

«Философия одна только отличает нас от дикарей и варваров… каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют» (Р. Декарт «Начало философии»). Проанализируйте это положение Декарта. 17.

«Философия — мать наук. Первые естествоиспытатели как древнего, так и нового времени были философами» (Л. Фейербах). Согласны ли Вы с таким определением философии? 18.

Можно ли сказать, что философия — это познание, философия — это нравственность, философия — это эстетика, философия — это логика? 19.

«Философия прирождена человеку» (И. Фихте). Согласны ли Вы с этим? Что такое «природа человека» и включает ли она философию? 20.

Каждая наука имеет свои средства познания: у естественных наук — это различные приборы, у кибернетиков, математиков — это вычислительные устройства, у социологов — это анкеты, статистические данные. У философов нет аналогичных средств познания, поэтому философия не является наукой. Найдите ошибку в этом рассуждении. 21.

Каково соотношение между философией и мировоззрением? Всякая ли философия является мировоззрением? Всякое ли мировоззрение есть определенная философия? 22.

На семинарском занятии возник спор по вопросу о принципиальном отличии философии от мифологии и религии.

Смирнов. В мифах дается фантастическое, антропоморфное отражение мира, в религиозных учениях действительность объясняется с помощью сверхъестественных сил, Бога, Святого Духа и т. п. Философия же стремится к научному, рациональному объяснению мира.

Борисов. Я не согласен с этим. В некоторых философских учениях, например у Гегеля, возникновение природы трактуется как результат перевоплощения абсолютного духа. Это мало чем отличается от религиозного и мифологического объяснения.

Петров. Тезис Гегеля о разумности действительности — это свойственное мифам одушевление природы, только выраженное наукообразным языком. Я считаю, что философия — это современный вид мифа.

Сергеев. Я не согласен с тем, что философия ничем не отличается от мифов и религиозных учений. На мой взгляд, принципиальное отличие в том, что даже самая реакционная философия пытается обосновать свои положения опытом, ссылками на данные науки и общественной практики, что же касается религии, то она опирается на веру. А мифы вообще никак не обосновываются.

Дайте оценку приведенным высказываниям студентов и предложите свое суждение по данной проблеме. 23.

В повседневной жизни слово «философия» употребляется в разных значениях, нередко очень далеких от научного определения этого понятия. Ниже приведены некоторые высказывания из художественной и публицистической литературы с использованием слова «философия». Дайте свою оценку по каждому из приведенных контекстов:

а) У меня философия такая: жить, никому не мешая.

б) Брось заниматься самоанализом, все это — философия!

в) Наша философия— это философия мира и международного сотрудничества.

г) Развели здесь философию, а вопрос то ясный и простой.

д) Граф— человек хороший ,ноправдаёюбит пофилософствовать. 24.

Английский философ, математик, логик Б. Рассел, размышляя о специфике философии, замечал: «Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой.

Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное значение оказывалось до сих пор недостижимым; но подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения.

Все точное знание, по моему мнению, принадлежит к науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат к теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия». (Рассел Б. История западной философии. М., 1954. С. 7.).

Согласны ли Вы с таким определением предмета и места философии в духовной жизни общества? Свою позицию аргументируйте. 25.

«В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки.

Наука без теории познания становится примитивной и путаной» (Эйнштейн А. Соч.: В 4 т. Т. 4. С. 248, 310).

Чем обусловлено возрастание роли философии в развитии современной физики? Какую функцию философии подчеркивает Эйнштейн в данном высказывании? 26.

Дайте анализ каждому из высказываний с точки зрения первой стороны основного вопроса философии.

а) Существовать— значит быть воспринимаемым.

б) Бог не существует.

в) Я мыслю,— значит, существую.

г) Сознание — это свойство материи.

д) Мир существует вне сознания людей.

е) Материя и дух вечны и не зависят друг от друга.

ж) Развитие мира определяется изначально заданной целью.

з) Основа мира — это число и гармония.

и) Выдающиеся личности творят историю, навязывая свою волю массам. 27.

Какой из перечисленных вопросов является видоизменением формулировки основного вопроса философии?

а) Откуда и каким образом появляется содержание наших мыслей?

б) В каких формах совершается мышление и каким законам оно подчинено?

в) В чем цель и смысл человеческого бытия?

г) Является ли мир собранием случайных явлений или он подчинен закономерности? 28.

Прежде чем сделать какой-то предмет, человек в своем сознании составляет образ этого предмета. Образ идеален по своему существу. Означает ли это, что идея предшествует материальному предмету, определяет его? 29.

«Философия есть не что иное, как стремление к мудрости и истине». Какой этап в развитии философии отражает это высказывание? 30.

Как Вы понимаете слова С.И. Вавилова о том, что философские предпосылки далеко не безразличны для выводов и направления дальнейшей работы; они могут служить тормозом и стимулом развития науки? 31.

Какая функция философии отражается в суждении: «Философия диалектического материализма помогала и помогает в осмыслении ряда трудных проблем. Она является революционным методом изучения, который приводит к важным результатам»? 32.

Почему одна профессионально-техническая подготовка недостаточна для того, чтобы быть хорошим специалистом, правильно и эффективно вести свое дело, а нужно еще владеть философией? 33.

Вот как отразился извечный вопрос философии в размышлениях гетевского доктора Фауста, когда он занимался переводом Нового Завета (части Библии, в которой рассказаны легенды о пришествии на землю Иисуса Христа и зарождении христианства):

Написано: «В начале было СЛОВО» —

И вот уже препятствие готово:

Я СЛОВО не могу так высоко ценить.

Да в переводе текст я должен изменить,

Когда мне верно чувство подсказало.

Я напишу, что МЫСЛЬ — всему начало.

Стой, не спеши, чтоб первая строка

От истины была недалека!

Ведь МЫСЛЬ творить и действовать не может!

Не СИЛА ли — начало всех начал?

Пишу — и вновь я колебаться стал,

И вновь сомненье душу мне тревожит.

Но свет блеснул — выход вижу смело —

Могу писать: «В начале было ДЕЛО»

(Гете. Фауст. М., 1962. С. 87—88).

Дайте философский анализ этим строкам. 34.

Можно ли, опираясь только на философские предпосылки, получить конкретно-научное знание, например, вывес- ти логически из философских положений знание о строении Вселенной, структуре вещества, законах развития общества и т. п.? 35.

Современная медицина признает, что причиной некоторых болезней может быть самовнушение человека. Постоянная длительная вера пациента в то, что он болен какой-то болезнью, может в конце концов привести к возникновению у него этого заболевания. Но в таком случае идея болезни оказывается первичной, а сама болезнь вторичной! Но ведь это идеализм!

В чем причина недоразумения? Как можно материалистически объяснить подобные явления? 36.

Английский философ Д.

Юм писал, что вопрос о существовании внешнего мира, независимого от человеческого сознания, не может быть никогда решен, так как уму никогда не дано реально ничего, кроме его восприятий, и он никоим образом не в состоянии произвести какой бы то ни было опыт относительно соотношения между восприятиями и объектами, так как результатом такого опыта будет только новое восприятие. (См.: Юм Д. Соч.: В 2 т. М., 1966. Т. 1. С. 163).

Какова Ваша позиция по этому поводу? Можете ли Вы возразить Юму? 37.

«Многие ученые, стоявшие на позициях идеализма, внесли значительный вклад в историю человеческой культуры. Многие же ученые-материалисты такого вклада не сделали. Не говорит ли это о том, что философское мировоззрение не оказывает существенного влияния на научное творчество, поэтому борьба против идеализма в науке не оправдывает себя?».

Дайте критический анализ этого рассуждения и ответьте на вопрос: «Могут ли идеалистические учения стимулировать научное познание?».

Источник: https://bookucheba.com/osnovyi-filosofii-knigi/filosofiya-predmet-rol-15234.html

Scicenter1
Добавить комментарий