Философия Ф. Ницше: Ницше – выдающийся ученик Шопенгауэра. Он не только придерживался

Содержание
  1. Фридрих Ницше: биография и философия (кратко)
  2. Детские годы
  3. Классическое образование
  4. Формирование убеждений
  5. Состояние здоровья Ницше
  6. Любовь на жизненном пути
  7. Апогей творчества
  8. Философское учение Ницше
  9. Смысл жизни в понимании Ницше
  10. Объяснение концепции Сверхчеловека
  11. Влияние философии Ницше на мировую культуру
  12. Последние годы жизни
  13. «Интертекст»: Злобный воспитатель. За что Ницше любил Шопенгауэра?
  14. Пессимизм – это не депрессия
  15. Ницше и пессимизм
  16. Резиньяция и Воля-к-Власти
  17. Злая философия Фридриха Ницше
  18. Знаменитые афоризмы Ницше
  19. Жизнь философа
  20. Философские идеи
  21. Антихристианская философия Ницше: Работа под названием «Антихристианин»
  22. Философия Ницше: Взаимодействие сознательного, и подсознательного элементов, или «Воля к власти»
  23. Философия Ницше: «Так говорил Заратустра», или идея сверхчеловека
  24. Философия Ницше: мораль рабов и мораль господ
  25. Философия воли А. Шопенгауэра и Ф. Ницше
  26. Тема 9. Неклассическая философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше

Фридрих Ницше: биография и философия (кратко)

Философия Ф. Ницше:  Ницше – выдающийся ученик Шопенгауэра. Он не только придерживался

Творчество Фридриха Ницше, всемирно известного немецкого философа, до сих пор вызывает много споров.

Некоторые считают его «отцом» и теоретиком расовой теории, а кто-то преклоняется перед его выдающимися исследованиями в области этической философии.

Чтобы составить свое собственное представление о достижениях и умозаключениях этого незаурядного человека, следует внимательно изучить его биографию и становление мировоззрения, позволяющего делать собственные выводы.

Детские годы

В 1844 году в небольшом провинциальном городке Восточной Пруссии на свет появился будущий ученый – Фридрих Ницше.

До настоящего времени точно не известны предки философа: одна точка зрения – его предки имели польские корни и фамилию Ницке, другая – немецкие и баварские корни, имена и происхождение.

Некоторые исследователи считают, что свое польское происхождение Ницше просто нафантазировал, чтобы покрыть свое происхождение флером таинственности и  возбудить интерес вокруг своего происхождения.

Но очень хорошо известно, что оба его дедушки (и по стороне матери, и отца) были лютеранскими священнослужителями, ровно, как и его отец. Но уже в пятилетнем возрасте мальчик остался на воспитании у матери из-за преждевременной смерти отца.

Кроме того, на воспитание ребенка оказала огромное влияние его сестра, с которой Фридрих был очень близок. В семье царило взаимопонимание и горячая привязанность друг к другу, но уже в то время  ребенок показывал незаурядный ум и желание отличаться от всех и быть особенным во всех отношениях.

Может быть, именно эта его мечта и заставляла действовать не так, как того ожидают окружающие.

Классическое образование

В возрасте 14 лет юноша отправился на учебу в классическую гимназию города Пфорта, которая славилась преподаванием античных языков и истории, и кроме того классической литературы.

Изучая языки и литературу, будущий философ добился огромных успехов, но всегда имел проблемы с математикой. Он много читал, увлекался музыкой и сам пытался писать, пока его произведения еще незрелые, но он, увлекаясь германскими поэтами, пытается им подражать.

В 1862 году выпускник гимназии отправляется в центральный университет города Бонна и поступает на кафедру теологии и философии. С детства он чувствовал сильную тягу к изучению истории религии и мечтал пойти по следам своего отца и стать пастором – проповедником.

Неизвестно, к сожалению или к счастью, но во времена студенчества взгляды Ницше кардинально изменились, и он стал воинствующим атеистом.

Кроме этого у него не сложились доверительные отношения ни с однокурсниками, ни с преподавательским составом Боннского университета и Фридрих перевелся на учебу в Лейпциг, где сразу же был оценен по заслугам и его пригласили  преподавателем греческого языка.  Под влиянием своего учителя  Ричли, он дал согласие на эту службу ещё будучи студентом.

Через весьма непродолжительное время Фридрих сдал экзамен и получил звание профессора филологии и место преподавателя в Базеле. Но его не удовлетворяла эта работа, поскольку он никогда не видел себя только преподавателем и профессором.

Формирование убеждений

Именно в юные годы человек жадно впитывает все, что возбуждает его интерес и с легкостью учится всему новому. Так, и будущий великий философ в молодости испытал несколько серьезных потрясений, которые повлияли на формирование его убеждений и становление  философских взглядов.

В 1868 году молодой человек познакомился со знаменитым немецким композитором Вагнером. Несомненно, еще до знакомства с ним Ницше знал и любил, даже просто был очарован музыкой Вагнера, но знакомство потрясло его до глубины души.

В течение трех лет их знакомство переросло в горячую дружбу, поскольку было очень много связывающих этих незаурядных людей интересов. Но постепенно эта дружба стала сходить на нет, а после опубликования Фридрихом книги «Человеческое, слишком человеческое» была разорвана.

В этой книге композитор увидел признаки душевного заболевания философа.

https://www.youtube.com/watch?v=rfrYgwqh0Yo

Другое сильнейшее потрясение Ницше испытал, прочитав книгу А.Шопенгаура «Мир как воля и представление». Вообще скрупулёзное изучение трудов Шопенгауэра может перевернуть незрелые еще взгляды на мир, недаром его называют «отцом вселенского пессимизма». Именно такое впечатление и произвела эта книга на Ницше.

Молодого человека поразило умение Шопенгауэра сказать людям правду в лицо, не оглядываясь на социальные законы и условности.

Ницше с детства мечтал выделяться из толпы и рушить устои, поэтому  книга философа произвела эффект разорвавшейся бомбы.

Именно этот труд заставил Ницше стать философом и публиковать свои взгляды, смело бросая людям в лицо, настоящую правду, от которой они трусливо прячутся.

Во время франко-прусской войны (1870-1871 гг) Ницше работал санитаром и видел много грязи и крови, но это, как ни странно, не отвратило его от насилия, а наоборот, заставило думать, что любые войны необходимы как оздоравливающе общество процессы, и поскольку люди алчны и жестоки по своей природе, то во время войны утоляют жажду крови и само общество становится здоровее и спокойнее.

Состояние здоровья Ницше

С самого детства будущий философ не мог похвастаться хорошим здоровьем (кроме того, сказалось наследство психически больного отца), его плохое зрение и физическая слабость частенько подводили молодого человека и не давали возможности засиживаться подолгу за работой. Интенсивная учеба в университете привела к тому, что у юноши начались сильнейшие мигрени, бессонница, головокружения и тошнота. Все это в свою очередь привело к снижению жизненного тонуса и появлению затяжного депрессивного состояния.

В более зрелом возрасте он заразился от женщины легкого поведения  нейросифилисом, который в то время еще не могли полностью излечивать. В тридцатилетнем возрасте здоровье еще более пошатнулось: стало резко падать зрение, изматывающие головные боли и хроническая усталость привели к крайнему истощению психики.

В 1879 году из-за проблем со здоровьем Ницше пришлось  уволиться из университета и серьезно взяться за лечение. В это же самое время его учение полностью оформилось, и  творческий труд стал более продуктивным.

Любовь на жизненном пути

Личную и интимную жизнь философа никак нельзя назвать счастливой. В ранней юности у него были сексуальные отношения с сестрой, с которой он даже хотел создать семью. Опять же в юности он пережил насилие со стороны  женщины, много старше него самого, что надолго отвратило юношу от секса и любви.

Достаточно долгие отношения у него были с женщинами легкого поведения. Но поскольку философ ценил в женщине не сексуальность, а интеллект и образование, то и наладить длительные отношения, перерастающие в крепкие узы, ему было очень трудно.

Философ сам признавался, что только дважды в своей жизни он делал предложение женщинам, но в обоих случаях получил отказ. Довольно долгое время он был влюблен в жену Вагнера, затем сильно увлекся врачом – психотерапевтом Лу Саломе.

Какое-то время они жили  гражданским браком, и именно под воздействием их связи Ницше написал первую часть нашумевшей книги «Так говорил Заратустра».

Апогей творчества

После своего раннего ухода на пенсию Ницше всерьез взялся за философию. Именно в последующие десять лет он пишет 11 своих самых значительных книг, полностью изменивших западную философию. За четыре последующих года он создал самую известную  книгу «Так говорил Заратустра».

Этот труд нельзя назвать философским, в обычном и привычном смысле этого слова, в книге содержатся изречения,  поэзия, отвлеченные яркие идеи, нетривиальные размышления о жизни в обществе. В течение двух лет после ее выхода в свет, Ницше стал самым известным человеком не только в своей стране, но и за рубежом.

Последняя книга философа «Воля к власти», работа над которой продолжалась более пяти лет, увидела свет уже после смерти философа с помощью его сестры Элизабет.

Философское учение Ницше

Взгляды Фридриха Ницше можно назвать все отрицающими и крайне радикальными. Став воинствующим атеистом, он критиков христианскую основу общества и христианскую мораль. Хорошо им изученную культуру Древней Греции, он считал идеалом человеческого существования, а дальнейшее развитие общества характеризовал как регресс.

Его философское видение мира, обрисованное в книге «Философия жизни», объясняет, что каждая человеческая жизнь уникальна и неповторима.

Причем любой человеческий индивид ценен именно с точки зрения своего собственного, жизненного опыта, полученного эмпирическим путем.

Главным человеческим качеством он считал волю, поскольку только воля может заставить человека выполнять любые приказания мозга (разума).

С самого начала человеческой цивилизации люди борются за выживание и в этой борьбе выживают только наиболее достойные, т.е. сильнейшие. Так и возникла идея о Сверхчеловеке, стоящем «По ту сторону добра и зла», над законом, над моралью. Эта идея является основополагающей в творчестве Ницше, именно из нее и почерпнули фашисты свою расовую теорию.

Смысл жизни в понимании Ницше

Главным философским вопросом является: в чем смысл жизни человека? Для чего человечество пришло в этот мир? Какова цель исторического процесса?

В своих трудах Ницше полностью отрицает существование смысла жизни, он отрицает христианскую мораль и доказывает, что церковь обманывает людей, навязывая им ложные концепции счастья и выдуманные цели в жизни.

Жизнь одна и она реальна на земле здесь и сейчас, нельзя обещать награду за хорошее поведение в мере ином, который не существует.

ОН считал, что церковь заставляет людей делать то, что им вовсе не свойственно, а даже противно разрушительной человеческой природе.

Если же понять, что Бога попросту нет, то человеку придется самому нести ответственность за любые свои поступки, не перекладывая их на пресловутую «Божью волю».

Именно в этот случае и проявится человек: как величайшее создание природы или человек – животное, агрессивное и жестокое. Кроме этого, каждый мужчина должен стремиться к власти и победе любой ценой, только из-за данного ему природой желания доминировать.

Объяснение концепции Сверхчеловека

В своей главной книге «Так говорил Заратустра» Ницше формулирует идею о Сверхчеловеке, который должен появиться в результате эволюционного процесса в борьбе за лидерство. Этот человек рушит все устои и законы, он не ведает иллюзий и милосердия, его главная цель – власть над всем миром.

В противовес Сверхчеловеку появляется – последний человек. Как тут не вспомнить Родиона Раскольникова и его: «Тварь я дрожащая или право имею?»  Этот последний человек не борется и не стремится к лидерству, он выбрал для себя удобное, животное существование: ест, спит и размножается, множа себе подобных последних людей, способных лишь подчиняться приказам сверхчеловека.

Именно потому, что мир заполнен такими ненужными истории и прогрессу людьми, войны и есть благо, очищающее пространство для новых людей, новой расы.

Поэтому концепция Ницше и была положительно принята Гитлером и ему подобными и положена в основу расовой теории. По этим причинам труды философа были под запретом в СССР.

Влияние философии Ницше на мировую культуру

Сегодня труды Ницше  уже не вызывают такого яростного неприятия, как в начале ХХ века.  Порой с ним дискутируют, порой задумываются, но равнодушным к его идеям быть просто невозможно.

  Под влиянием  этих философских взглядов  Томас Манн написал роман «Доктор Фаустус», и развивалась философская мысль О.

Шпеглера, и его труд «Закат цивилизации» явно продиктован трактовкой мировоззренческих взглядов Ницше.

Последние годы жизни

Упорный умственный труд пошатнул и без того слабое здоровье философа. Кроме того, наследственная склонность к психическому заболеванию могла проявить себя в любой момент.

В 1898 году, увиденная философом  публичная сцена жестокого издевательства над лошадью, спровоцировала неожиданно начавшийся приступ душевного заболевания.  Медики не могли предложить другого выхода и отправили его на лечение в психиатрическую лечебницу. Несколько месяцев философ находился в палате с мягкими стенами, чтобы не повредить себе конечности из-за вспышек агрессии.

Но в результате лечения он стал более спокойным и уравновешенным. Тогда врачи позволили забрать его домой, где за них самоотверженно  присматривала престарелая мать.

Но спустя несколько месяцев она умерла, и заботы о тяжелобольном человеке легли на плечи сестры Элизабет. Перенеся два апоплексических удара, Фридрих Ницше умер 25 августа 1900 года в возрасте 55 лет.

Похоронен он в родном городе Реккене в могильном склепе, принадлежавшем его семье.

(1 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта. Загрузка…

Источник: https://GermanExpert.ru/fridrix-nicshe/

«Интертекст»: Злобный воспитатель. За что Ницше любил Шопенгауэра?

Философия Ф. Ницше:  Ницше – выдающийся ученик Шопенгауэра. Он не только придерживался

О влиянии Шопенгауэра на Ницше хорошо известно. И речь идет не просто о воздействии, которое протекало на бессознательном уровне.Мы имеем в виду сознательный выбор своего учителя и воспитателя со стороны Ницше. Concepture публикует статью о связи двух немецких философов.

У Ницше есть целая работа, посвященная Шопенгауэру – «Шопенгауэр как воспитатель». Страницы, полные почтения и признательности, посвящены усатым сифилитиком мыслителю похожему на старую обезьяну.

Среди основных черт таланта и стиля, которые привлекли Ницше к книгам Шопенгаэра и сделали его одиним из самых преданных его поклонников, сам Ницше выделяет, во первых,  

отсутствие у Шопенгауэра желания казаться, выдавать себя за того, кем он не является. Шопенгауэр пишет только для себя, более того во всем своем творчестве он руководствуется принципом «не обманывай никого, и даже самого себя!». Разумеется, что правдорубу Ницше весьма импонировала эта особенность писательской манеры ворчливого старца.

Его подкупала  честная, грубоватая, добродушная стилистика, далекая от какого бы то ни было кокетства и заигрывания с читателем. Из этого вовсе не следует, что Шопенгауэр примитивный, простодушный рассказчик.

Он умеет говорить глубокомысленные вещи просто, захватывающие – без риторики, строго-научные вещи – без педантизма так, что они не лишаются смысла, не профанируются, как это, к сожалению, часто бывает в случае популярного изложения.

Вторая черта, привлекавшая Ницше в книгах Шопенгауэра, была неподдельная веселость автора, сумевшего самолично победить отчаяние жизни, и потому способного, даже в самых трудных, безнадежных вопросах жизни, сохранять бодрое расположение духа. Касательно этой черты Ницше пишет так: «Могучее самочувствие говорящего овладевает нами с первых звуков его (т. е. Шопенгауэра) голоса; мы как будто входим в горный лес, мы дышим глубоко, и снова, наконец, чувствуем себя хорошо.

Здесь мы ощущаем всюду одинаковую укрепляющую атмосферу; здесь есть какая-то неподражаемая свобода и естественность, как бывает у людей, которые сознают себя господами своего внутреннего дома и притом весьма богатого дома; в противоположность писателям, которые сами больше всего удивляются тому, что они случайно оказались умными, и стиль которых приобретает в силу этого какой-то неспокойный и неестественный характер».

Таким образом, Ницше ценил Щопенгауэра за честность и веселость. Не правда ли довольно странные характеристики, если учитывать, что мы говорим о самом знаменитом европейском пессимисте?

Пессимизм – это не депрессия

Наше замешательство пройдет, как только мы точно определим содержание понятия «пессимизм», проследим традицию его употребления в философском тезаурусе, и, наконец, уясним, какое значение вкладывал в это слово сам «Ницше».

Прежде всего следует понять, что между пессимизмом и депрессией нет ничего общего. Депрессия – это подавленное эмоциональное состояние, негативно окрашенное психологическое самочувствие.

Пессимизм же – это мировоззренческая, то есть, умозрительная категория, которая к чувствам и эмоциям имеет весьма и весьма опосредованное отношение. Деприссивный человек чувствует себя плохо и от этого ему кажется, что вокруг все ужасно.

Пессимист видит, (несмотря, может быть, на свое прекрасное самочувствие), что вокруг все ужасно и пытается понять причины этого.

Таким образом, мы приходим к заключению, что пессимизм Шопенгауэра имеет онтологический, а не психологический характер. Он закономерным образом вытекает из системы мироздания, которую строит Шопенгауэр. Подробно с этой системой можно ознакомиться, прочитав книгу «Мир как воля и представление». Бегло с этой системой можно ознакомится, прочитав статью «О ничтожестве и горестях жизни».

Ницше и пессимизм

Поскольку Ницше всю жизнь с отвращением относился к тем, кто пытается подменить действительное положение вещей какими-то иллюзорными объяснениями (будь то рационализаторские спекулятивные системы или утешающие моральные доктрины), в пессимизме Шопенгауэра он разглядел добросоветную попытку понять бытие таким, какое оно есть. Без какого бы то ни было сглаживания или причесывания для столь тонко душевно организованной и чувствительной натуры как человек.

Ницше жил в эпоху начала распада классических культурных иерархий, в эпоху распространившихся в этой связи нигилизма и декаданса. Однако в этом он видел лишь проявление слабости человеческого духа, который после стольких лет пребывания в метафизических иллюзиях, оказался не способным принять правду о себе, мире и своем положении в нем.

Ницше призывал к переоценке ценностей.

И эта переоценка состояла в том, что отныне основой культуры и деятельности отдельного индивидуума, нужно избрать не трансцендентные призраки, а вполне конкретные, телесные, здесь-и-сейчас зримые и осязаемые вещи, такие как воля, инстинкт, могущество, сила. Напомним, что идеалом Ницше был Сверхчеловек, сущность которого как раз и состояла в том, что он был способен не терять жизнелюбивого и жизнеутверждающего настроения даже в самой неутешительной ситуации.

Но здесь то и начинаются расхождения между философией Шопенгауэра и ее трактовкой в ницшеанском изводе.

Резиньяция и Воля-к-Власти

Вполне соглашаясь с выводами Шопенгауэра о положении человека в мире, Ницше считал, что дальнейшим шагом, который должен совершить каждый, кто осознал это положение, будет приятие этого мира вопреки очевидному безразличию, которое мир проявляет к человеку. Жизнь лишена смысла, но это не повод предаваться тоске. Не надо выдумывать спасительные иллюзии и утешать себя вымыслами о лучшей участи. Лучше предаться блаженству самозабвения и экстатического восторга, раствориться в шуме жизни, отбросив всякие сомнения.

Однако сам Шопенгауэр делал диаметрально противоположные выводы из своей философии. Единственным разумным, что остается делать человеку, полностью осознавшему неутешительное положение дел, по Шопенгауэру, это уничтожение всякой воли к жизни. Здесь под «волей к жизни» можно понимать любовь к жизни, желание жить, очарование жизнью, придание жизни статуса приоритетной ценности и т. д.

Умный человек – считает Шопенгауэр – в полной мере дает себе отчет в тщетности и соответственно бессмысленности любых жизненных феноменов. Поскольку они скоротечны и преходящи, они не могут служить подлинным вечным основанием для нашей воли, которая единственно составляет наше истинное существо.

Интеллект нам на то и дан – полагает Шопенгауэр – чтобы гасить волю к жизни, убивать всякое стремление радоваться ей и продлевать ее. Разумный человек равнодушен к жизни, ибо он понимает, что она есть лишь явление, а не сущность.

В этом отношении воззрения Шопенгауэра почти тождественны буддийским представлениям о жизни как страдании и нирване как высшей цели всякого разумного существа.

Как мы видим, Шопенгауэр весьма далек от жизнеутверждающего пафоса Ницше, который поет дифирамбы инстинкту и силе.

Если Ницше понимает разум только как инструмент для апологии жизни, орудие для ее утверждения и улучшения, то у Шопенгауэра разум и жизнь противостоят друг другу, как истина и ложь.

Разум понимается Шопенгауэром как то, что возвышается над слепой волей (коей является жизнь); как то, что видит ее временную преходящую суть, и потому способное отрицать и отвергать ее.

Шопенгауэр призывал отказаться от мелких эгоистических прихотей и страстей. Ницше расценил это как призыв к расчищению души для более славных подвигов и более великих деяний.

Так, в частности, он пишет: «Шопенгауэр учит нас различать между действительными и мнимыми средствами к человеческому счастью; он показывает, что ни богатство, ни почет, ни ученость не могут вывести личность из ее глубокого недовольства ничтожеством ее бытия, что стремление к этим благам приобретает лишь смысл в соединении с высокой и озаряющей общей целью – с влечением к могуществу, способному помочь нашей Physis и немного исправить ее неразумность и неловкость». 

Но Шопенгауэр учит совсем не этому. Для него нет принципиальной разницы между желаниями Васи Пупкина и Александра Македонского (разница только в масштабе, но не в сущности). Шопенгауэр призывал к освобождению от каких бы то ни было желаний и страстей, будь они малыми или великими.

В этой ошибочной интерпретации, произведенной Ницше, прослеживается одна закономерность, присущая всем великим умам, а именно – не считаться с объективными фактами, а использовать их для достижения собственных целей, подобно тому как разные художники, используя один материал, создают различные произведения. Видел ли хоть один литературовед в творчестве Достоевского предпосылки специальной теории относительности? Вряд ли. А вот Эйнштейн увидел.

  1. И.Ялом «Шопенгауэр как лекарство».
  2. А.Гулыга «Шопенгауэр».

Источник: https://concepture.club/post/obrazovanie/intertekst-zlobnyj-vospitatel-za-chto-nicshe-ljubil-shopengauera

Злая философия Фридриха Ницше

Философия Ф. Ницше:  Ницше – выдающийся ученик Шопенгауэра. Он не только придерживался

Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше (нем.

Friedrich Wilhelm Nietzsche; 15 октября 1844, Рёккен, Германский союз — 25 августа 1900, Веймар, Германская империя) — немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, поэт, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и отчасти поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества.

Фридрих Ницше — человек, о котором в истории сложилось двойственное впечатление. Человек, которого невозможно читать, не испытывая никаких эмоций. Этого мыслителя чаще всего либо принимали, либо ненавидели.

Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений и, впоследствии, отразившиеся в философии жизни.

Будучи изложенным в афористической манере, большинство сочинений Ницше не поддаётся однозначной интерпретации и вызывает много разногласий.

По данным Библиотеки Конгресса США Ницше входит в десятку наиболее изученных личностей в истории.

Знаменитые афоризмы Ницше

Есть два пути избавить вас от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь.

Нужно гордо поклоняться, если не можешь быть идолом.

Многое мелкое счастье дарит наc многим мелким убожеством: оно портит этим характер.

Всяким маленьким счастьем надлежит пользоваться, как больной постелью: для выздоровления — и никак иначе.

Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни.

В толпах нет ничего хорошего, даже когда они бегут вслед за тобой.

Что не убивает меня, то делает меня сильнее.

Если вы решили действовать — закройте двери для сомнений.

«Не будем говорить об этом!» — «Друг, об этом мы не вправе даже молчать».

«Пусть говорят мне что угодно, чтобы причинить мне боль; слишком мало знают меня, чтобы быть в курсе, что больше всего причиняет мне боль».

Ты говоришь: «Мне нравится это» — и мыслишь, что тем самым хвалишь меня. Но мне не нравишься ты!

В каждом сношении людей речь идет только о беременности.

Кто не оплодотворяет нас, делается нам явно безразличным. Но тот, кого оплодотворяем мы, отнюдь не становится тем самым для нас любимым.

Собака оплачивает хорошее расположение к себе покорностью. Кошка наслаждается при этом собою и испытывает сладострастное чувство силы: она ничего не дает обратно.

Соблазнить ближнего на хорошее о ней мнение и затем всей душой поверить этому мнению ближнего, – кто сравнится в этом фокусе с женщинами!

Нечто схожее с отношением обоих полов друг к другу есть и в отдельном человеке, именно, отношение воли и интеллекта (или, как говорят, сердца и головы) – это суть мужчина и женщина; между ними дело идет всегда о любви, зачатии, беременности. И заметьте хорошенько: сердце здесь мужчина, а голова – женщина!

Потребности сердца. Животные во время течки не с такой легкостью путают свое сердце и свои вожделения, как это делают люди и особенно бабенки.

Если женщина нападает на мужчину, то оттого лишь, чтобы защититься от женщины. Если мужчина заключает с женщиной дружбу, то ей кажется, что он делает это оттого, что не в состоянии добиться большего.

…Кто хочет научиться летать, тот должен сперва научиться стоять, и ходить, и бегать, и лазить, и танцевать: нельзя сразу научиться полету!

Наедине с самим собой перестаешь быть один.

Пустыня мне необходима, чтобы снова сделаться добрым.

Смотрите также; Так говорил Заратустра — колючая мудрость Фридриха Ницше 

Жизнь философа

Интересно что вся жизнь философа сопровождалась ужасными головными болями, которые в конце концов привели его к сумасшествию.

Первоначально Ницше ни коим образом не связывает свой жизненный путь и творчество с философией. Он родился в довольно религиозной семье и получил хорошее воспитание. Его мать, привила ему любовь к музыке и в дальнейшем, он очень неплохо будет владеть музыкальными инструментами.

Интерес к философии у Ницше проявляется в студенческие годы, когда он получает образование будущего филолога. Ницше не был ярым поклонником филологии. Известно, что некоторое время он даже серьезно увлекался естественными науками, а в частности химией. Тем не менее, без докторской, без кандидатской диссертации, уже в 24 года, он становится самым молодым профессором в области филологии.

В 1870 году начинается франко-прусская война и Ницше просится стать добровольцем в качестве солдата или санитара. Правительство дает разрешение ему пойти на фронт в качестве санитара. Став санитаром, он видит всю боль и грязь на поле битвы этой войны. Во время войны ему самому не раз приходилось быть на волоске от смерти.

Вернувшись, домой он снова занимается университетскими делами, но со временем заявляет об уходе из филологии, говоря, что ему душно и он не может заняться своим любимым делом, творчеством, а именно сочинением и написанием книг.
В 35 лет Ницше уходит из филологии. Живет на довольно скромную пенсию и очень много пишет. Всего спустя два года Германия заговорит о нем не как, о филологе, а как об очень талантливом философе.

Фридрих Ницше. Гении и злодеи уходящей эпохи.

Философские идеи

Его новые философские идеи стали очень популярными, потому что были слишком необычными, оригинальными.

Антихристианская философия Ницше: Работа под названием «Антихристианин»

В этой работе Ницше призывает человечество произвести тотальную переоценку ценностей прежней культуры, прежде всего, культуры христианской.

Что раздражало Ницше в христианстве?
Ницше говорит, что на самом деле, если мы попробуем для себя ответить на вопрос: «может ли существовать равенство между людьми?», (а именно это, одна из идей христианской религии), то мы с неизбежностью ответим «НЕТ».
Ни какого равенства быть и не может, потому, что изначально, кто-то может, знает и умеет больше остальных.

Ницше выделяет, два класса людей, люди с сильной волей к власти, и люди, обладающие слабой волей к власти. Те, кто имеют слабую волю к власти, по численности многократно превосходят первых.

Ницше говорит, что христианство, воспевает, возводит на пьедестал, большинство, (то есть, людей со слабой волей к власти). Это большинство по своей натуре не является борцами. Они слабое звено человечества. В них нет духа противостояния, они не являются катализатором прогресса человечества.

Ещё одна идея христианства, к которой Ницше был крайне категоричен, это библейская заповедь «Возлюби ближнего своего, как самого себя».
Ницше говорит «Как, возможно любить ближнего, который может быть ленив, ужасно себя ведёт. Ближнего, от которого дурно пахнет, или он беспредельно глуп».

Он задаёт вопрос «Почему я должен любить такого человека?».
Философия Ницше относительно данного вопроса такова; Если уж мне и суждено, кого-то любить в этом мире, то только «дальнего своего». По той простой причине, потому что, чем меньше я знаю, о человеке, чем он дальше от меня, тем меньше я рискую разочароваться в нём.

Философия Ницше: Взаимодействие сознательного, и подсознательного элементов, или «Воля к власти»

Эта идея заключается в том, что всё содержание нашего сознания, которым мы так гордимся, определяется глубинными, жизненными устремлениями (неосознаваемыми механизмами). Что это за механизмы?

Ницше для их обозначения вводит термин «Воля к власти». Этот термин обозначает, слепое, бессознательное инстинктивное движение. Это мощнейший импульс, который управляет этим миром.

«Волю» в своём понимании, Ницше делит на четыре части воля к жизни, внутренняя воля, бессознательная воля и воля к власти.

Волей к власти обладают все живые существа. Воля к власти определяется Ницше, как предельный принцип. Действие, этого принципа, мы находим повсюду, на любой ступени существования, либо в большей, либо в меньшей степени.

Философия Ницше: «Так говорил Заратустра», или идея сверхчеловека

Кто такой сверх человек, по мнению Ницше? Это человек, обладающий огромной волей. Это человек, управляющий не только своей судьбой, но и судьбами других.

Сверхчеловек это носитель, новых ценностей, норм, моральных установок. Сверхчеловек должен быть лишён; общепринятых моральных норм, милосердия, у него свой, новый взгляд на мир. Сверхчеловеком можно назвать только, того кто будет лишён совести, ведь именно она управляет внутренним миром человека.

Философия Ницше, его сверхчеловек и сам Ницше предстаёт перед нами, не совсем в приглядном виде, но здесь хотелось бы пояснить, что Ницше наделял сверхчеловека, творческими, духовными качествами, полной концентрации к власти, абсолютный самоконтроль.

Ницше говорит, что сверхчеловеку должен быть присущ сверх индивидуализм (к примеру, в отличие от современности, где личность человека полностью нивелирована).
Сверхчеловек обладает яркой индивидуальностью, стремится к самосовершенствованию.

В своём труде философ чётко говорит о том, что господство сверхчеловека может быть только в духовной сфере, то есть не в сфере политики, экономики, или права «ТОЛЬКО ГОСПОДСТВО ДУХА».

Философия Ницше: мораль рабов и мораль господ

Ницше говорит, что мораль господ это высокая степень самоуважения. Это ощущение себя личностью, человеком с большой буквы, когда человек может сказать о себе, я господин духа.

Мораль рабов, это мораль полезности, малодушия и мелочности. Когда человек покорно принимает унижение, ради своей выгоды.

лекция к.ф.н.,доцента Елены Леонидовны Павловой. Основные идеи философии Фридриха Ницше

Источник: https://intelife.ru/ucheniya/filosofiya/item/204-neobychnaya-filosofiya-fridrikha-nitsshe

Философия воли А. Шопенгауэра и Ф. Ницше

Философия Ф. Ницше:  Ницше – выдающийся ученик Шопенгауэра. Он не только придерживался

Во второй половине 19 в. появляется «философия жизни». «Философия жизни» — философское течение, получившее основное развитие в конце XIX века.

В рамках этого направления взамен таких традиционных понятий философской онтологии, как «бытие», «разум», «материя» в качестве исходного выдвигается «жизнь» как интуитивно постигаемая целостная действительность.

В этой философии понятие «бытие» заменяется понятием «жизнь». Жизнь — это движение, развитие. В ней отсутствует стабильность и покой.

Выделяется 3 школы «философии жизни»:

1. Академическая философия жизни.

2. Творческая эволюция.

3. Философия воли.

Артур Шопенгауэр(1788-1860)считается создателем философии волии родоначальником современного иррационализма. Его концепцию называют также волюнтаризмом.

Основное сочинение Шопенгауэра — «Мир как воля и представление» — позволяет судить об основах его философии. Мир – это мир человека, таков исходный пункт философии А.Шопенгауэра.

он говорил, что мир есть «мое» представление: вот истина, которая имеет силу для каждого живого и познающего существа.

Что же значит утверждение А. Шопенгауэра «Мир — моё представление»? Мир – это мой мир, мой в том смысле, что я его вижу таким, каким мне позволяют видеть мои представления. Но мир отнюдь не только мой мир, он еще не зависим от меня, самостоятелен, объективен.

Согласно Шопенгауэру, картина мира как представление действительно и противоречива, в ней все упорядочено, но одновременно и условно. Шопенгауэр рассматривал мир через волю индивида, его мысли и волю.

Он отмечал, что индивид имеет свои корни в жизни, ибо тело для индивида не только представление, но и сама жизнь; тело индивиду раскрывает смысл жизни через волю. Он считал, что «волевой акт и действие тела – это одно и то же», ибо нет движения тела без воли.

Воля проявляется в каждой слепо действующей силе природы; в обдуманной деятельности человека. Она имеет свои формы – пространство, время, причинность. В мире животных, человеческом роде – везде проявляется через борьбу «воля к жизни». Познание служит человеку в его борьбе за выживаемость. Упор А.

Шопенгауэр сделал не на том, что наука знает, а на том, что она может для решения практических задач. Воля человека как свободная в известной мере смыкается с нравственной жизнью людей. Шопенгауэр восстает против господства законов и норм над индивидом. Он не принимает категорического императива И. Канта, который связан с «правами» разума.

Он утверждает примат воли над разумом, иррационального над рациональным. Разум, по его мнению, дает лишь внешнее знание о мире. А вот воля позволяет постичь мир изнутри, через нее человек связан с космической первоосновой мира. Не воля подчиняется разуму, а разум – воле. Добродетельность и разумность, по А. Шопенгауэру – разнородные понятия. Он полагает, что в голосе сердца больше истины, чем в философских силлогизмах.

Философ считал, что существует «три основных пружины» человеческих поступков и только через возбуждение их действуют все, какие только возможно мотивы. Эти «пружины»:

— эгоизм, который хочет собственного блага (он безграничен);

— злоба, которая хочет чужого горя (доходит до самой крайней жестокости);

— сострадание, которое хочет чужого блага (доходит до благородства и великодушия).

Место законопослушного гражданина в творчестве А. Шопенгауэра занял живой, страдающий, стремящийся к счастью индивид. Страдания же человека – в высшей степени серьёзная вещь, задающая меру познания. Что касается мотивов, которые руководят людьми, то их, по Шопенгауэру, «три общих»:

— собственное благо;

— чужое зло;

— чужое благо.

Сущность жизни и человека А. Шо­пенгауэр обнаруживает в воле. Ничем неограниченная Мировая воля порождает все события и явления мира и при этом сама не имеет ос­новы. Воля понимается А. Шопенгауэром как бесконечное стремле­ние без цели.

Человек — орудие воли, в его желаниях и стремлениях воля находит адекватное воплощение. По мысли А. Шопенгауэра, человек не может вырваться из круга желаний. Единственным спосо­бом ослабления желания А. Шопенгауэр считает чистое созерцание без цели.

Шопенгауэр отожествляет мир с волей.

Представителем философии воли так же является Фридрих Ницше (1844-1900) – немецкий философ второй половины 19 в..

Форма изложения философских идей у Ницше – афоризмы, мифы, проповеди, полемика, декларации. Он высказывал свою позицию не заботясь об аргументации, доказательности. Его философские взгляды – это его собственное бытие.

«Переоценка ценностей», о чем часто писал Ницше, была его естественным состоянием.

Трудами Ф. Ницше являются: «Рождение трагедии», «Несвоевременные размышления», «Человеческое, слишком человеческое», «Пестрые мысли и изречения», «По ту строну добра и зла», «Антихрист» и др.

Вслед за А. Шопенгауэром Ницше в основе мира мыслил волю как движущую силу становления, как порыв, как «волю к власти», волю к расширению своего Я. Ф. Ницше переносил идеи Ч. Дарвина о борьбе за существование животных на жизнь человеческого общества.

Центральным понятием у Ницше является идея жизни. Он родоначальник направления, именуемого философией жизни. Жизнь существует, потому что есть воля к жизни. Из всех проявлений воли — самой важной является воля к власти. Всё, что помогает воле к власти, должно быть оправдано.

Ницше рассматривает волю как произвольную и целенаправленную. Воля к власти связывается Ницше со всем жизненным, направленным на самосохранение, утверждение силы и власти.

Именно воля к власти является той точкой отсчета, от которой необходимо исходить в построении новой системы ценностей.

В работе «Антихристианин» Ф. Ницше критикует христианство, как религию, ослабляющую волю к власти. Ницше заявляет: «Бог умер — да здравствует Бог!». Люди всегда мечтали о сильной личности, мечту превратили в Бога. Бог — сверхличность. По мнению Ф.

Ницше, христианство вступило в заговор против всего здорового – силы, красоты, смелости, удачливости, в конечном счете – против самой жизни. Ведь христианство превратило в силу то, что естественно считать слабостью, а слабостью стало то, что в действительности является силой.

Покорность христианина, надеющегося на то, что сделавшие ему зло люди будут наказаны во время Страшного суда кем-то более сильным – разве это не проявление слабости? В 19 в. появился «сверхчеловек», мечта о Боге умерла, и появились сверхличности.

В человеке он подчеркивал принцип телесности и вообще биологическое организменное начало. Каждый человек по-своему конструирует мир, исходя из своих индивидуальных особенностей.

Ф. Ницше разделил человечество на волевых людей и слабых. Задача сверхличности — любым путем добиться власти.

В обществе должно существовать две морали:

— первая мораль существует для сверхличности;

— вторая мораль — для слабого человека.

Сверхличность в обществе себе подобных будет вести себя честно, а в обществе слабых ей дозволенно все, что может подчинять слабого. Образ «сверхчеловека» — это культ «сильной личности», одержимой жаждой власти.

По Ницше, все критерии морали носят чисто произвольный характер, а все формы человеческого поведения маскируют «волю к власти».

У слабых людей она проявляется как воля к «свободе», у более сильных – как воля к большей власти, или если это не приводит к успеху, как воля к «справедливости», у самых сильных – как любовь к человечеству, чем маскируется стремление к подавлению чужой воли.

Философия Ницше легла в основу идеологии немецкого фашизма. Нельзя не отметить, что главная тенденция в воззрениях данного мыслителя состояла в совершенствовании культа человека, в улучшении самого типа человеческой личности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a15018.html

Тема 9. Неклассическая философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше

Философия Ф. Ницше:  Ницше – выдающийся ученик Шопенгауэра. Он не только придерживался

1. Общая характеристика. В середине XIX века завершила свое развитие классическая философия.

Ее главной отличительной особенностью было возвеличивание человеческого разума, утверждение безграничности человеческого познания, вера в социальный прогресс и науку как способ совершенствования жизни.

Первый удар по вере ученых в силы человеческого разума и обязательность общественного прогресса нанесла французская революция 1879 года.

Общество, которое считалось основанным на «принципах разума», провозгласившее разум божеством, положившее в основу своей политики учение «гениев человечества», во многом оказалось далеким от идеалов просветителей и гуманистов. На этой волне в философии возникли попытки переоценки классических европейских ценностей.

Первые из них отличались прямым нигилизмом в отношении исходных принципов классической философии. Наиболее крупными представителями этой волны были датский философ С. Кьеркегор и немецкие философы А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. Современники неохотно воспринимали этих мыслителей и их идеи встречали враждебно. Но в XX веке интерес к подобным идеям стал преобладающим, и новые принципы нашли самый горячий отклик, недаром один из этих философов Ф. Ницше говорил: «Мой день – послезавтрашний». 

2. Философия А. Шопенгауэра. Артур Шопенгауэр(1788-1860)немецкий философ, имел медицинское и философское образование, а также обширные знания в астрономии, физике и химии.

работа, в которой обосновывается его собственная оригинальная система философии «Мир как воля и представление» при жизни автора успеха не имела.

В те годы в философии безраздельно царил Гегель, для Шопенгауэра же гегелевская школа была воплощением всего, с чем он собирался бороться.

В философии Шопенгауэра впервые почетное место наряду с европейскими традициями Платона и Канта заняли восточные учения: ведическая философия и буддизм. Более того, Шопенгауэр был убежден, что исправить многие ошибки великих мыслителей европейской философии поможет знание и глубокое внутреннее переживание восточного духовного опыта.

       Исходной идеей его философии выступает мысль о том, что мир это представление субъекта, полностью обусловленное самим субъектом («Мир – это мое представление и переживание»[16]). Но мир – это не воплощение разумных представлений субъекта, а его свободная воля.

Воля – мотивы, желания, побуждения к действию и сами процессы его совершения – определяет направленность и результаты разумного познания. Шопенгауэр рассматривает волю как независимое от контроля разума «абсолютно свободное хотение», не имеющее ни причин, ни оснований.

Воля в его учении имеет не только антропологический, но и онтологический смысл, она, по сути, была превращена в первоначало и абсолют – Мировую Волю. В жизненных силах природы Шопенгауэр усматривал «низшую ступень объективации воли», непосредственное проявление воли осуществляется в животном мире и достигает вершины в воле человека.

Воля «разлита в природе и культуре», высшее поглощает низшее и, таким образом, мир взаимосвязан. Мировая воля воплощает собой могучий творческий принцип, порождающий все вещи и процессы, но в ней изначально корениться нечто ущербное, негативное.

Она как бы вечно «голодна», говорит о ней Шопенгауэр, ее суть – слепое влечение, темный, глухой позыв, вне всякой непосредственной познаваемости. Вечно неудовлетворенная и ненасытная – это Мировая воля; ей присуща «нелепость», она лишена смысла и ведет себя абсурдно.

Ее не интересуют прошлое и будущее, поэтому происходящие в пространстве и времени события истории лишены связи и значения – это лишь пестрая смена одних случайных происшествий другими. Тревога, вечное беспокойство и постоянная неуверенность пронизывают все сущее.

       Шопенгауэр, опираясь на философию И.Канта, обосновывает свой субъективизм как волюнтаризм: мир (как феномен) – лишь представление субъекта, его сущность (Мировая воля) не познаваема для разума и науки.

Процесс познания, таким образом, не имеет шансов на успех в открытии законов и закономерностей мира, поскольку, с одной стороны, в мире господствует случайность, произвол, абсурд, а с другой, сущность не проницаема для субъекта.

Вопреки гегелевскому тезису о том, что «разум господствует в мире», Шопенгауэр выдвигает антитезис: мир – игрушка в руках мировой воли, которая не предсказуема и способна породить любое зло. Поэтому Шопенгауэр и называл свою философию «трагической диалектикой».

Главной характеристикой жизни, и в этом проявляется явное влияние индийской философии, Шопенгауэр называет страдание. А. Шопенгауэра называют «великим европейским пессимистом», поскольку философ неоднократно обосновывает вездесущность и неизбывность страданий всех живущих в этом мире.

В работе «О ничтожестве и горестях жизни» мыслитель говорит о том, что человек не способен ценить мгновения счастья, в то время как утрату благ и лишения он воспринимает в полной мере: «Только страдания и лишения ощущаются нами положительно»[17].

Жизнь как путь от одной беды к другой, заканчивается поражением – смертью: «Мы в основе своей нечто такое, чему не следовало бы быть, — оттого мы и перестаем быть»[18].

Тогда возникает вопрос, стоит ли жить? Шопенгауэр отвечает, что «хитрость» Мировой Воли в том, чтобы заманить человека в ловушку жизни, в которой счастье вовсе не является обязательным условием.

Полемизируя с позицией Лейбница, он называет наш мир «худшим из миров», поскольку, если бы в нем качество катаклизмов изменилось бы хоть на один порядок, он бы просто был разрушен. Несмотря на то, что каждый индивид обречен на смерть, главной для Воли является жизнь рода, которая продолжается, благодаря половому инстинкту.

Размножение является сущностью такого возвышенного, на первый взгляд, чувства, как любовь, пишет Шопенгауэр в работе «Метафизика половой любви». На самом деле любовь – это ловушка, в которую природа заманивает человека, чтобы заставить его продолжить жизнь многострадального рода человеческого. В любви каждый находит в своем партнере то, что ему требуется для создания наиболее гармоничного потомства (поэтому противоположности притягиваются, компенсируя недостатки друг друга). Однако и любовь не только не решает проблему страдания, но напротив, приумножает ее формы.

  Понятие воли выступает центральным и в этическом учении Шопенгауэра. Самым ценным для счастья философ считает нашу личность. В отличие от прочего она не может быть у нас отнята и в этом ее ценность абсолютна, тогда как ценность других благ – относительна. Мудрец, по мнению Шопенгауэра, должен искать не наслаждений, а избавления от страдания.

Не стоит предъявлять жизни слишком большие требования, надо ориентироваться на настоящее и извлекать уроки из прошлого. Следует быть воздержанным, умеренным, сосредоточенным в труде и выполнении благородных жизненных целей. В этом и состоит «житейская мудрость». Восприятие жизни в целом пессимистично и имеет глубокие обоснования.

Это связано с тем, что мир строго детерминирован, что касается воли, то она, не имея сознательной цели, во многих своих формах остается слепой, темной волей и делает мир вечным становлением, бесконечным потоком. Этот поток жизни может вызвать у человека чувства бесконечного поиска, тоски, внутреннего противоборства и страдания.

Человеческое существование Шопенгауэр оценивает как неизбывную и неотвратимую трагедию. Человек одержим своими желаниями и, следовательно, обречен на потери, но он все же располагает и некоторой мерой свободы. Она проявляется в том, что он способен к познанию, к возвышению сознания.

Шопенгауэр указывает, что высшей целью человека может стать противостояние страданию или Мировой Воли. Его задача при этом не отказаться от жизни, а устранить то, что делает ее несчастной. Для этого необходимо пройти две ступени борьбы с Волей. Первая – «эстетическое созерцание» призвана через искусство освободить душу от страстей, ослабить природный эгоизм.

Вторая, более сложная и важная – «этическое поведение», предполагает следование своеобразному этическому императиву, а именно: не делая ничего из того, что хочется, следует делать все, что не хочется. Впрочем, данный призыв не долг человека – а его свобода, поэтому этика Шопенгауэра, в отличие от кантовской, носит ненормативный характер.

Идеальное поведение – альтруизм в отношении другого и аскетизм в отношении к себе, характерно для многих религиозных учений, в том числе, для христианства. Но Шопенгауэр, отвергает подобные аналогии, указывая лишь на то, что это путь отречения от страстей («горестей и радостей») в духе буддизма и веданты.

Таким образом, чем аскетичнее и праведнее жизнь человека, чем сдержаннее воля, чем больше сострадания он проявляет к другим людям, тем больше надежд на освобождение, понимаемое как покой и угасание Мировой воли к жизни, полагает Шопенгауэр.

3. Ф. Ницше и философия жизни. Фридрих Ницше(1844-1900) — выдающийся немецкий философ получил известность и славу нигилиста уже при жизни. Он заимствовал у А. Шопенгауэра интерес к понятию воли, связывая ее с самим феноменом жизни.

Главным принципом жизни Ницше провозгласил волю к власти(трактат «Воля к власти. Опыт переоценкивсех ценностей»).Происходящее взаимодействие в живой природе, по его мнению, есть лишь борьба за жизнь и за власть.

Общечеловеческого прогресса не существует, человек как вид также не совершенствуется, скорее наоборот, полагает немецкий философ, история Европы это упадок, декаданс, регресс.

       Ф. Ницше ставит своей задачей провести переоценку традиционных европейских ценностей, которые, по его мнению, сделали мир мещанским, лицемерным и слабым. Его скандально известными тезисами стали следующие: бог умер, нет морали, все позволено. Себя Ницше провозгласил первым нигилистом Европы.

Нигилизм, по его словам, был и раньше, но это был нигилизм слабых, он же утверждает нигилизм, который лечит, пробуждая новую волю к жизни. Новые принципы Ницше утверждает в своей книге «Так говорил Заратустра».

Ее подзаголовок парадоксален: «Книга для всех и ни для кого» и указывает, что автор принципиально отделяет себя от социума и обращается к нему, не надеясь на понимание. Суть поучения пророка Заратустры состоит в том, что вера в христианского бога умерла и более не заслуживает доверия.

Люди не понимают друг друга, они твердят о любви к ближнему, а любят только самих себя. Религиозность полна лицемерия, слабости и нежелания быть свободным. Это означает, что общество деградирует и ему необходимо обновление.

«Заратустра» Ницше – резко противопоставляет варвара-язычника, сильного, могучего телом и духом воина, способного вкусить все радости жизни и выдержать весь ее напор – и христианина, ждущего спасения и помощи от страдающего за него Бога, поддержки от окружающих милосердных и всепрощающих братьев. Ницше полностью на стороне тех, кто твердо стоит на земле, кто способен бросить вызов богам.

       В статье «Антихристианин» («Антихрист») Ницше и сам бросает вызов христианской этике, утверждая новую мораль Сверхчеловека. «Что хорошо? — Все, от чего возрастает в человеке чувство силы, воля к власти, могущество. Что дурно? Все что идет от слабости. …пусть гибнут слабые и уродливые – первая заповедь нашего человеколюбия. Надо еще помогать им гибнуть.

Что вреднее всякого порока? – Сострадать слабым и калекам – христианство…» – пишет он[19]. Из-за христианства, полагает Ницше, человечество выбрало путь сострадания слабым. Сострадание, полагает он, угнетает человека, унижает его достоинство, подавляет в человеке духовную силу.

Он критикует христианство и за догматизм, противодействие свободному началу человеческой природы. Разделяя людей на «поводырей» и «стадо», Ницше, подчеркивает, что христианство порождает именно стадную, рабскую мораль неудачников, которые, не имея жизненных благ, возвели в грех все то, что им не доступно.

Человечество, полагает он, испорчено, прежде всего, в том смысле, что оно теряет свои инстинкты, перестает сохранять и совершенствовать себя.

Персонализм Ницше выражается в утверждении человека как самостоятельного, свободного существа, живущего по собственным законам, даже вопреки общепринятой этике добра и зла.

Но Ницше далек от гуманизма, напротив, он против восхищения человеком, особенно таким, каковым он пока является.

Ницше говорит, что человек не достоин похвалы, поскольку он только проект настоящего человека, он не «цель», а «мост» между животным и Сверхчеловеком.

Новую человеческую общность суждено создать Сверхчеловеку. Его ценностями являются свобода, самостоятельность, активность, сила, творчество, ответственность. Будущее, по мнению Ницше, будет представлять собой единство подобных титанов.

В нем объединятся те, кому претит роль рабов, угнетенных, взывающих к состраданию. Такие люди освобождают себя сами, имея лишь величие духа, чистоту и новизну целей, решимость изменить мир, находящийся в кризисе.

Главное, что должно исходить от сверхчеловека – призыв к духовным превращениям, внутренней дисциплине, воспитанию собственной личности, ответственной за будущее.

       В культуре Ницше разделял два ведущих принципа, две традиции, объясняющие развитие европейской цивилизации: дионисийское (предполагающее радостное, ликующее отношение к жизни) и апполонийское (как интеллектуальное «рассечение», умерщвление жизни во имя познания и разума).

В период архаики оба начала находились в напряженном единстве, но со времен Сократа разум, интеллект, теория начинает «господствовать над жизнью».

Пророк Заратустра для Ницше стал воплощением самого Диониса, утверждающего новую жизнь, прошедший через познание действительности и утверждающий, что самое ценное это самому быть вечным утверждением всех вещей.

Философия Ницше противоречива, наполнена метафорами, однако, не справедливо воспринимать ее как теорию нацизма и расового господства избранных народов. Ницше впервые за многие века европейской христианской цивилизации попытался воспеть Жизнь, витальные ценности, утвердить за человеком естественное право на счастье и свободу, хотя и сделал это очень жестко, в присущей ему манере едкой иронии.

       В целом, учения А. Шопенгауэра и Ф. Ницше свидетельствовали о том, что помимо рационализма в европейской философии сформировалась новая традиция волюнтаризма и скептицизма в понимании человека, сущности природы и культуры, поддержанная в XX веке многими мыслителями.

Источник: https://studopedia.net/3_11953_tema--neklassicheskaya-filosofiya-a-shopengauera-i-f-nitsshe.html

Scicenter1
Добавить комментарий