ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ: Под мировоззрением обычно понимают систему взглядов, понятий и

Ответы по философии

ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ: Под мировоззрением обычно понимают систему взглядов, понятий и

Философия– это, прежде всего логическая, неэмоциональная аргументация.

Объектамифилософии являются:

1)Природа;

2)Общество;

3)Человек;

4)Предмет исследования. Это тот уголзрения, под которым рассматриваетсяобъект исследования (пример: вода –объект исследования для ряда наук). Нокаждая наука имеет свой предметисследования воды (например, химияизучает реакции воды с различнымивеществами, а экология – различные видызагрязнения воды и способы борьбы сними).

Предметамифилософии являются:

1)Онтология – учение о мире в целом;

2)Гносеология – познание мира;

3)Философская антропология – философскоеучение о человеке;

4)Социология – рассмотрение и изучениежизни общества;

5)Этика – учение о морали.

Предметфилософии– это всегда выражение потребностиобщества.

Рассмотрениефункций философии как реализациинаправлений ее назначения предоставляетоснование для выделения в ней особыхразделов или элементов ее структуры.

Всостав философии входят:

1)Теоретическая философия (систематическаяфилософия);

2)Социальная философия;

3)Этика;

4)Эстетика;

5)Логика;

6)История философии.

Основнымичастями теоретической философиивыступают:

1)Онтология — учение о бытии;

2)Гносеология — учение о познании;

3)Диалектика — учение о развитии

4)Аксиология (теория ценностей);

5)Герменевтика (теория понимания итолкования знаний).

Особымразделом в философии, проблематикакоторого входит как в общетеоретическую(систематическую философию), так и всоциальную философию, является философиянауки.

Социальная философия включаетв себя социальную онтологию, то естьучение о бытии и существовании общества,философскую антропологию, то есть учениео человеке, и праксиологию, то естьтеорию человеческой деятельности.

Социальная онтология наряду с изучениемнаиболее общих проблем существованияи развития общества исследует философскиепроблемы экономики, политики, права,науки и религии.

2. Философия и мировоззрение. Структура и виды мировоззрений

Философиясоставляет теоретическую основумировоззрения, или его теоретическоеядро, вокруг которого образовалосьсвоего рода духовное облако обобщенныхобыденных взглядов житейской мудрости,что составляет жизненно важный уровеньмировоззрения. Но мировоззрение имеети высший уровень — обобщение достиженийнауки, искусства, основные принципырелигиозных взглядов и опыта, а такжетончайшая сфера нравственной жизниобщества.

Вцелом мировоззрение можно было быопределить следующим образом: этообобщенная система взглядов человека(и общества) на мир в целом, на своесобственное место в нем, понимание иоценка человеком смысла своей жизни идеятельности, судеб человечества;совокупность обобщенных научных,философских, социально — политических,правовых, нравственных, религиозных,эстетических ценностных ориентации,верований, убеждений и идеалов людей.

Взависимости от того, как решается вопросо соотношении духа и материи, мировоззрениеможет быть идеалистическим или материалистическим, религиозным илиатеистическим. Материализм естьфилософское воззрение, признающеесубстанцией, сущностной основой бытияматерию. Согласно материализму, миресть движущаяся материя. Духовное женачало, сознание есть свойствовысокоорганизованной материи — мозга.

Идеализместь философское мировоззрение, согласнокоторому истинное бытие принадлежитне материи, а духовному началу : разуму,воле. Материальное и духовное — этосовечно единое сущее.

Вне этого принципамы не можем понять смысл сущего, егорегулятивные принципы, объективнуюцелесообразность и гармонию в мироздании.

В рамках только материализма мы впринципе не в состоянии ответить навопрос: кто в универсуме так мудроформообразует все и вся и осуществляетрегулятивную функцию.

Материализмне совместим с признанием объективнойцелесообразности в мире, а это неоспоримыйфакт в бытии сущего. С нравственно-психологическойточки зрения мировоззрение можетхарактеризоваться как оптимистическоеили пессимистическое.

В практике общения,в литературе понятие мировоззренияупотребляется и в более узком смысле,например говорят: « философскоемировоззрение », « политическоемировоззрение » или « художественноемировоззрение », или даже в еще болееузком понимании — « врачебное мировоззрение», «физическое мировоззрение » и т.п.

Соотношениефилософии и мировоззрения можноохарактеризовать и так : понятие«мировоззрение» шире понятия «философия».

Философия — это такая форма общественногои индивидуального сознания, котораяпостоянно теоретически обосновывается,обладает большей степенью научности,чем просто мировоззрение, скажем, нажитейском уровне здравого смысла,наличествующего у человека, порой дажене умеющего ни писать, ни читать.

Вмировоззрении находит свое завершениецелостность духовности человека.Философия как едино — цельное мировоззрениеесть дело не только каждого мыслящегочеловека, но и всего человечества,которое, как и отдельный человек, никогдане жило и не может жить одними лишьчисто логическими суждениями, ноосуществляет свою духовную жизнь вовсей красочной полноте и цельности еемногообразных моментов.

Мировоззрениесуществует в виде системы ценностныхориентации, идеалов, верований иубеждений, а также образа жизни человекаи общества ( как форма реализации духовнойсущности мировоззрения ). И все это ворганическом единстве — ведь о мировоззрениичеловека мы судим по делам его.

Итоговоеопределение соотношения философии имировоззрения можно было бы сформулироватьтак: философия — это система основополагающихидей в составе мировоззрения человекаи общества.

Различаютследующие типы мировоззрения: обыденное,религиозное, философское, научное, атакже сциентистское и антисциентистское.Обыденное мировоззрение формируетсястихийно, на основе непосредственногожизненного опыта. Религиозное мировоззрениебазируется на религиозном понимании.

Научноемировоззрение формируется на основепознания законов развития природы иобщества. Сциентизм рассматриваетестественнонаучное знание главнымфактором прогресса и решения социальныхпроблем. Антисциентизм выступает противглавенствующей роли науки в жизничеловека и общества, более того он ихпротивопоставляет.

Философскоемировоззрение — предельно обобщенныйвзгляд на мир, основанный на принципахи законах бытия. Оно зависит от отношенияк основному вопросу философии — чтопервично, бытие или сознание. Отсюдамировоззрение может быть материалистическимлибо идеалистическим.

Видымировоззрения:индивидуальное и общественное, котороенаходит преломление в формах общественногосознания, идеологии, в общественномидеале, общественной позиции.

Структурамировоззрения- психологическая и гносеологическая.Психологическая структура: системазнаний, взглядов, отношение человека кмиру, в выборе жизненной позиции,осознание долга, идеалы. Гносеологическаяструктура: основную роль играют знанияестественнонаучные (физические,биологические и т.д.), математические,социологические, экономические и т.д.

Можновыделить три основные формы мировоззрения:

1)Мифология — фантастическое отражениев первобытном сознании реальнойдействительности;

2)Религия — форма сознания, основанные навере в сверхъестественные силы, которыевлияют на судьбу человека и окружающиймир. Особенностью мифологии и религииявляется то, что они имеют духовно-практическийхарактер и тесно связаны с уровнемосвоения человеком окружающего мира изависимостью его от природы и быта.

3)Философия — является структуроймировоззрения, теоретическим основанием.

Относяфилософию к мировоззренческим формамчеловеческой культуры, выделяют однуиз существенных особенностей: мировоззрениев философии выступает в форме знания иносит систематизированный упорядоченныйхарактер, опирается на четкие понятияи категории.

Именнофилософия, в отличие от частнонаучногознания, рассматривает мир как целостность,его универсальные законы и принципыединства, связи и развития, место и рольчеловека в системе мира. К особенностямфилософского знания можно отнестисложную структуру, теоретический, вомногом субъективный характер. Этосовокупность объективного знания иценностей, нравственных идеалов своеговремени.

Онаподвержена влиянию эпохи, влияниюпрежних философских школ, динамична инеисчерпаема по своей сути, изучает каксам предмет познания, так и механизмпознания, занимается извечными проблемами:бытие, материя, движение и многимидругими.

Источник: https://studfile.net/preview/2165611/

Философия и мировоззрение

ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ: Под мировоззрением обычно понимают систему взглядов, понятий и

Всякая философия — это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека.

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения:

— философия — это высший уровень и вид мировоззрения, это системно-рациональное и теоретически оформленное мировоззрение;

— философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение;

— философия — это система основополагающих идей в составе общественного мировоззрения.

Мировоззрение — это обобщенная система взглядов человека и общества на мир и собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни, судеб человечества, а также совокупность обобщенных философских, научных, правовых, социальных, нравственных, религиозных, эстетических ценностей, верований, убеждений и идеалов людей.

Мировоззрение может быть:

— идеалистическим;

— материалистическим.

Материализм — философское воззрение, признающее основой бытия материю. Согласно материализму мир — движущаяся материя, а духовное начало — это свойство мозга (высокоорганизованной материи).

Идеализм — философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи.

Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, а также образа жизни человека и общества.

Ценностные ориентации — система духовных и материальных благ, которые общество признает как главенствующую силу над собой, определяющую поступки, помыслы и взаимоотношения людей.

Все имеет значимость, смысл, положительную или отрицательную ценность. Ценности неравнозначны, они оцениваются с разных точек зрения: эмоциональной; религиозной; нравственной; эстетической; научной; философской; прагматической.

Наша душа обладает уникальной способностью определять именно свои ценностные ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, где речь идет об отношении к религии, искусству, к выбору нравственных ориентаций и философских пристрастий.

Вера — один из основных устоев духовного мира человека и человечества. Каждый человек вне зависимости от своих утверждений имеет веру. Вера являет собой феномен сознания, обладающий огромной силой жизненной значимости: жить без веры невозможно. Акт веры — это бессознательное чувство, внутреннее ощущение, в той или иной мере свойственное каждому человеку.

Идеалы являются важной составляющей мировоззрения. Человек всегда стремится к идеалу.

Идеал — это мечта:

— о совершенном обществе, в котором все честно;

— гармонически развитой личности;

— разумных межличностных отношениях;

— нравственном;

— прекрасном;

— реализации своих возможностей на благо человечества.

Убеждения — это четко составленная система взглядов, которые поселились в нашей душе, но не только в сфере сознания, но и в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами.

Убеждения составляют:

— духовное ядро личности;

— основу мировоззрения.

Таковы составляющие мировоззрения, а его теоретическим стержнем является система философских знаний.

Истоками философии являются мифология и религия. «Миф» в переводе с греческого языка означает «предание», «логос» – «учение, наука», таким образом, мифология – это наука о преданиях. Мифы существовали у всех народов мира, многие мифы посвящены космическим темам, т. к.

люди пытались ответить на вопрос о происхождении и устройстве мира, о мировой гармонии, о превращении хаоса в космос, а также любая мифология описывает гибель мира в будущем и его последующее возрождение.

Мифология – это форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. В древности мифология являлась формой духовной культуры, которая объединяла в себе зачатки знаний, религиозные верования, политические взгляды и искусство.

Чертами мифа являются: очеловечивание природы, наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком, отсутствие абстрактных размышлений, практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач, однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

Древнеиндийская философия представлена ведами, в которых глубже просматривается вопрос о происхождении человека. В это время в ведах рассказывается, что Вселенная заполняется человечеством, которому предопределена карма, на весь период существования. В Древнем Китае была образована философская школа – Даосская.

Даосизм – это учение о пути, которое отстаивали в этой школе. Философы считали, что всё находится в пути, в движении, в изменении. Всё непостоянно и конечно. Человек должен следовать установленному порядку, тогда он будет бессмертен. Особенности мифологии: 1.

Мысль выражается в конкретных эмоциональных, поэтических образах и метафорах, одушевлялись и очеловечивались: космос и все природные силы. 2. Отсутствует разграничение мира и человека, мысли и эмоции, это было целостное миропонимание.

Философия и религия выходят из мифа, они походят тем, что решают мировоззренческие вопросы, но религия в основу ставит веру, а философия – это поиск истины. Религия – это форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

Для религиозного мировоззрения характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности. В VI веке до нашей эры философия представляла собой новый тип миропонимания, в основе которого лежал разум. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщение, выводы и доказательства стали вытеснять образы и вымыслы, т.е. мифологию. С развитием культуры менялось: • специфика философии; • статус (значение) философии; • связи с наукой, но мировоззренческие проблемы оставались.

Смысл философии включает не только мировоззрение и познание, но и у всех философов всегда была система, которая завершалась этикой.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/15_21940_filosofiya-i-mirovozzrenie.html

Понятие философии. Философия и мировоззрение

ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ: Под мировоззрением обычно понимают систему взглядов, понятий и

Курс лекций по философии

Кострома

№1. Философия. Её предмет и роль в обществе

Философия как мировоззрение

Понятие философии. Философия и мировоззрение

Основной вопрос философии и его две стороны. Исторические формы материализма и идеализма

Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика

Философия как наука

Соотношение философии и частных наук

Структура и функции философии в обществе

Философия одна из древнейших и увлекательных областей человеческого знания, особый вид духовной жизни человека.

Философия зародилась в VI-VII в. до н.э. почти одновременно в Индии, Китае, Древней Греции. Она возникла в раннем рабовладельческом обществе в связи с тем, что обыденные виды познания не могли дать полную картину мира и места человека в нем.

Кроме того, философия в отличие от мифологии и религии, которые являются её истоками, стремится опираться в своих выводах на точные научные факты. Слово «философия» впервые употребил ученый Пифагор (580-500 г. до н.э.) это слово означает «фило»-любовь, «софия»-мудрость (любовь к мудрости, истине).

Гераклит считал, что философия это исследователь природы вещей. Платон, что философия это познание сущего или вечного, непреходящего. Призвание философа- постановка мировоззренческих вопросов и поиска ответов на них. Возникновение философии явилось переворотом в жизни общества.

Впервые, была сделана попытка, прийти к пониманию мира таким, каким он существует сам по себе. С возникновением философии начинает формироваться самосознание человека.

1. Изучение философии позволяет расширить кругозор и выработать вдумчивое отношение ко всему, что происходит в окружающем мире.

2. Философия учит мудрости, глубокому проникновению в мир природы, чувств человека.

3. Философия учит владению понятиями, анализировать противоречия, выделять главное.

4. Её изучение позволяет выйти за узкие рамки обыденных представлений, делает духовный мир человека богаче, а личность интереснее.

Философия-это свободное мышление и искание истины. Философия делает человека вполне человеком./Соловьев

Философия-это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Это учение о мире как целом и о месте человека в нем.

Философия непрерывно связана с мировоззрением. С помощью философии мировоззрение достигает высокой степени упорядоченности, обобщенности. А в свою очередь развитие мировоззрения помогает понять сложность философских вопросов. Без мировоззрения человек не может стать личностью, его деятельность будет протекать методом проб и ошибок.

Мировоззрение- это система взглядов человека на мир и на свое место в этом мире.

Понятие «мировоззрение» по объему шире, по обхвату понятия «философия», так как является только ядром, типической основой мировоззрения. Мировоззрение формируется не только благодаря философии, но и за счет знания древних наук и обыденной практики.

Мировоззрение у любого человека формируется сложным путем. Вначале человек накапливает знания о предметах и явлениях окружающего мира. Знания — это исходное звено-«клеточка» мировоззрения.

Затем полученные знания проверяются в реальной жизни, на практике и если они истины, то превращаются в убеждение человека. Убеждения обозначают твердую уверенность человека в истинности своих знаний.

Далее человек руководствуется сложившимися убеждениями в своих действиях, деятельности.

Формула мировоззрения

МЧ=мироощущение+миропонимание+отношение человека к миру и самому себе

(эмоционально- (рациональная

психическая сторона) сторона)

По-своему содержанию мировоззрение любого человека многогранно. Он включает в себя ряд сторон: экономическую, социально-правовую, экологическую.

Виды мировоззрения

ü Научное — не научное

ü Прогрессивное — реакционное

ü Оптимистическое — пессимистическое и т.д.

Типы мировоззрения

1. Мифологический (в основе его лежит фантазия, вымысел)

2. Религиозный (основной признак- вера в сверхъестественную силу)

3. Научный (это, прежде всего понятийное мировоззрение, которое стремится к глубокому и точному познанию мира)

4. Обыденный (формируется на почве простейшего знания и представлениях человека об окружающем мире).

Философия существует более 2,5 тыс. лет и за это длительное время философы рассмотрели много сложных проблем и вопросов. Философией решается вопрос о том, какой философский вопрос главный, определяющий.

Три точки по этому вопросу:

1. Альберт Камю считал, что главный вопрос философии состоит в том, что стоит ли жизнь труда быть прожитой.

2. Эммануил Кант считал, что главный вопрос философии складывается из нескольких:

1) Что должен знать;

2) Что должен делать, на что могу надеется;

3) Каким надо быть, чтобы быть человеком.

Самая высокая ценность и высшая цель человека- это человеческое счастье и важно в связи с этим решить достойным ли себя сделал человек для этого, заслужил ли счастье своим поведением.

3. Фридрих Энгельс. Основной вопрос философии заключается в том, чтобы решить проблему, что первично, что было в начале мира: материя, природа или сознание, мышление. Этот вопрос считается главным, так как от того как решает для себя этот вопрос философ зависит решение им других философских проблем.

В решении основных вопросов философии выделяют два подхода:

1. монистический (моно-один)- философы считают, что в начале мира было что-то одно- или материя или сознание.

2. Дуалистический (дуо-два)- в начале мира были одновременно и материя и сознание.

Философия Древнего Востока.

Исторические типы философии

Каждая историческая эпоха отличается социально-экономическими условиями, общим строем, уровнем знаний в данную эпоху, личностью философа.

Существуют разные точки зрения исторических типов философии:

v Философия Древнего Востока (Индии, Китая Vв. до н.э.- Vв. н.э.). Представители: Конфуций, Шань-Янь. Китай: Гао Тома. Особенности: философы этого времени стремились объяснить мир исходя из него самого, опираясь на здравый смысл человека.

v Древне Греческая философия (античная Vв. до н.э.- Vв. н.э). Философы: Демокрид, Сократ, Аристотель, Платон, Эпикур. Особенности: философы этого времени стремились объяснить мир исходя из него самого, опираясь на здравый смысл человека.

v Средневековая философия. Vв. н.э.-XV н.э.. Представители: Августин Блаженный, Фома Акринский, и др.. Особенности: философские вопросы этого времени решались исходя из веры в Бога, высший разум.

v Философия эпохи Возрождения (Ремессанс), XV-XVI вв.. Особенности: художественно-эстетический подход к анализу явления окружающего мира. Представители: Да Винчи, Мишель Монтень, Джон Бруно, Николай Пузанский.

v Философия Нового времени. XVII век преимущественно. Представители: Беккон, Декарт, Лейбниц. Особенности: философы этого времени решали философские проблемы, опираясь на научные знания.

v Философия эпохи Просвещения. XVIII век. Представители: Вольтер, Жан-Жак Руссо. Особенности: научные знания распространялись среди широких слоев населения.

v Немецкая классическая философия. Конец XVIII-начало IXX века. Представители: Эммануил Кант, Гегель, Фейербах. Особенности: философские проблемы решались с опорой на разум человека рациональный.

v Русская философия XI-XX вв. Представители: Соловьев, Федоров, Бердяев. Особенности: религиозный характер, обращение к духовным ценностям, существование космологического напраления.

v Марксистская философия. 40-е года IXX в. Основатели: Маркс, Энгельс. Особенности: диалектико-материальный подход к анализу явления окружающего мира.

v Не марксистская философия или современная Западная философия. XХ век. Представители: Кьер Кегор, Гуссер, Эль Фром, Камю, Жан Поль Саррер. Особенности: философские проблемы в этот период времени решались с опорой не только на разум человека, но и на его интуицию, чувства.

2.3. Предфилософия Китая (Конфуцианство — школа закона).

На развитие философии Древнего Востока значительно оказал так называемый азиатский способ производства (земледельческая община, верховная собственность государства на землю, принудительный характер многих видов хозяйственной деятельности).

В философии этого времени была слабо выражена личная позиция мыслителя. Философия Китая получила свой наивысший расцвет в период борющихся государств, царств. VI-III в. до н.э. стал «золотым» веком Древне Китайской философии. Это было время соперничества ста философских школ.

В результате остались шесть основных:

Ø Конфуцианство;

Ø Даосизм;

Ø Моизм;

Ø Школа закона;

Ø Школа имен;

Ø Натуральные философии.

В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Основной школой философии Древнего Китая считается конфуцианство. Родоначальником этой школы является Конфуций (551-479 г. до н.э.). Основной его труд: «Беседа и высказывание». Этот сборник нравственных поучений.

3.Этика. В этом разделе главные понятия взаимопонимание, человеколюбие, золотая середина. Они составляют «правильный путь» (Дао).

«Правильный путь» предполагает умение человека жить в полном согласии с окружающим миром, не противостоять ему, придерживаться принципа ненасилия.

В этом разделе Конфуций определил качества человека: высокая нравственность, милосердие, доброта к людям. Здесь выражена суть учения Конфуция: не делай другим того, чего не делаешь себе.

4. Управление. Ключ к управлению народом лежит в силе нравственного примера вышестоящих, нижестоящим. Управление обществом следует доверять только тем, кто наиболее образован. Правитель призван быть мудрым, знающим и нравственным.

5. Знание. Для Конфуция знать – знать людей. Он пишет: учиться надо и у древних и у современников. Учение должно быть избирательным: «слушаю много, выбираю лучшее и следую ему».

Школа закона противостоит конфуцианству. Представление этой школы – государство – небольшая семья, а бездушный механизм. Управлять должны не мудрецы, а чиновники. Они призвали отклоняться от методов убеждения, как от нравственного принуждения: путь страха и наказания. В обществе все упрощалось и усреднялось, в управлении обществом использовалась круговая порука и донос.

Шань-Янь в IV веке до н.э.. Доброта и человеколюбие мать преступника. Истинная добродетель приходит от наказания для наведения порядка в обществе надо иметь много наказаний и мало наград – карать жестоко внушая трепет. Призывал разобщать людей взаимной подозрительностью, слежкой.

В целом древнекитайская философия была ориентирована на постижение мировых закономерностей, на понимание мирового порядка и место человека в нем.

В древней индийской философии заметно влияние кастовой социальной структуры. Становление философии шло под влиянием мифологии и религии в V-VI веках до н.э. Первыми философскими трудами стали «веды». «Веды» насчитывают 10 тыс. стихов, молитв, заклинаний.

Основная идея: о человеке — это творение Богов, часть живой природы. Различие между растениями, животными и человеком непринципиальны, ибо люди подобно животным и растениям имеют душу и тело. Тело смертно, душа вечна. Душа поселяется в другом теле, растении, животном – это странствие души зависит от поведения человека.

В индийской философии имеет значение «карма» – это совокупность действий человека и последствия этих действий, прежде всего для него самого.

Основной философской школой считается «Буддизм». Основатель – принц Гаутама (563-483 гг. до н.э.). «Будда» — просветленный.

1. «Жизнь есть страдание. Рождение-страдание, старость-страдание, разлука с приятным — страдание. Кем бы ни был человек, он обречен на болезни, старость и смерть».

2. «Корень страдания в жажде жизни, наслаждений, существования».

3. «Страдания имеют причину, а значит можно прекратить страдания путем полного бесследного уничтожения этой жажды».

4. Путь освобождения от страданий: правильная решимость, воля, преобразующая свою жизнь, правильная речь или воздействие ото лжи, клеветы, грубых слов. Правильная речь делает правдивой, бесхитростной, точной.

Правильные действия – не причинение зла живому (ахимса), воздействие от воровства, правильный образ жизни, отказ от «алкоголя», жить честным трудом.

Правильные усилия – это борьба с соблазнами и дурными мыслями, в итоге человек должен достичь состояния «нирвана» – состояние полного безразличия.

Древнеиндийская философия привлекла внимание к душе человека, его сложным психическим состояниям. Индийская философия содержит призыв к человеку обрести свободу от слепой власти внешнего мира раскрыть богатства и возможности своей духовности.

№3. Древнегреческая философия

3.1. Становление Древнегреческой философии (мелецкая школа, школа элеатов. Атомистическое учение Демокрита).

Средневековая философия

Философия эпохи Возрождения

Средневековье занимает длительный отрезок, истории Европы от распада Римской империи до эпохи Возрождения (V-XV в.). В развитии средневековой философии принято выделять два крупных периода:

1. раннее средневековье (V-XI в.)- это патристика или учение «отцов церкви», которые заложили основы религиозной философии;

2. зрелое средневековье (XI-XV в.)- это схоластика. В этот период философия стала достоянием общего сознания и духовной культуры человечества, общества. В рамках схоластики выделялось два течения:

ü номинализм;

ü реализм.

I период: христианство не сразу стало господствующей религией. Шла долгая и упорная борьба за его влияние. В этот период борьба христианства с языческим многобожием возникла литература защитников христианства, сочинения «отцов церкви», которые заложили основы христианства.

Защитники христианства или апологеты доказывали правителям, что христианство выдвигает теже вопросы, что и языческая греческая философия, но дает более совершенные ответы на них. Это вопросы: О Боге, О сотворении мира и т.д.. В этот период наиболее заметной и влиятельной личностью был Августин Блаженный. Это крупнейший систематизатор христианского вероучения.

Годы жизни: 354-430 гг. Основные работы: «Исповедь», «О величии души», «О граде божием». Основные идеи:

· о Боге: он считал, что Бог это начало и конец всего сущего. Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле. Бог единственный и причина возникновения каждой вещи и любого вещества.

Он не только сотворил этот мир, но и продолжает творить его дальше, совершенствовать в нем все сущее. Субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог.

Бог одних людей избрал для спасения и блаженства других, других для осуждения на вечные муки.

· О познании мира. Августин Блаженный считает, что в познании мира следует познать превосходство………………………..Разум призван постигать вещи и явления видимого мира открытого человеку, а с помощью веры обнаруживается то, что за пределами этого, то есть невидимое, неочевидное.

· О душе человека. Считает, что душа человека бессмертна. Она превосходит тело, это требует от человека постоянной работы над своим внутренним миром. У человека душа рассеяна по всему телу, а у животных и растений нет души.

«Грех- это бунт смертного тела против бессмертной души, и поэтому человек всегда нуждается в божественной поддержке, покровительстве».

«Зло всегда приходит в мир, когда низшее претендует на роль высшего, спасение человека возможно лишь через обращение его к доброте, через добрые дела, жизнь «по Богу» или возвышения духовного».

· Об обществе. Социальное неравенство-это принцип бытия в обществе, результат грехопадения человечества. Церковь выше институтов государства, так как государство основано на эгоизме людей. Это царство греха, где войны, конфликты. Вся история человека это борьба двух царств: божьего и земного.

Божие царство- меньшая часть человечества, люди верующие и добропорядочные, а град земной- представлено себялюбящими эгоистичными людьми, живущими по плоти. После страшного суда наступит эпоха тысячелетнего царства, справедливости и всеобщего счастья.

Это будет завершение истории человечества и ее конец.

II период: период зрелого средневековья. Главным направлением в развитии философии была так называемая схоластика (латинская школа) философию начали преподавать в школах, а с 12 века в университетах.

В этот период философия рассматривалась как наука поставленная на службу религии, как служанка религии. Под словом схоластика стали понимать наукуоторванную от жизни, далекую от наблюдения и опыта.

Основные проблемы:

· Решался вопрос об отношениях знания к вере. Вера человека выше разума.

· Вопрос об универсальных понятиях, названиях вещей, о природе этих понятий. Это спор о природе понятий решали по разному, поэтому возникли два течения философии:

Ø Реалисты, считали что понятие названия вещей действительно существует.

Ø Номиналисты ближе к материалистам. Считали, что универсальней всего лишь имена вещей, их обозначения. Крупнейшим мыслителем этого времени был Фома Аквинский (1225-1274 гг.). Основные работы: «Сумма теологии», «Сумма против язычников. Основные идеи: О соотношении веры и знания.

Он считал, истина всегда одна, но ведут к ней разные пути, вера и разум. Наука и религия отличаются по методу получения своих истин, разум не редко ошибается, вера прочней, достовернее, она доступна каждому.

Фома Аквинский разработал систему доказательств существования Бога в мире:

§ Если брать движение во всей его полноте, а не только как механическое движение нельзя не прийти к перводвигателю, то есть к Богу.

§ Если все в мире имеет свою причину, то должна быть первопричина, то есть Бог.

§ Бесчисленное множество случайностей должно управляться абсолютно необходимой причиной, то есть Богом.

§ Для измерения степеней совершенства (красоты, блага, истины, всего, что есть в мире). Должно существовать абсолютное мерило всех совершенств, то есть Бог.

§ Все существующее в мире обладает какой-то степенью целесообразности, а значит должна существовать последняя и главная цель-Бог.

Ø Фома Аквинский в споре об универсалиях или понятиях выступает как умеренный реалист. Он считает, что универсалии существуют тройным образом: «до вещей» в безлиственном разуме; в самих вещах, как их сущность; после вещей, то есть в человеческом разуме как результат абстракции:

· О душе. Человек это единство тела и души, но главное душа. Душа разлита по телу и существует, как некая внутренняя энергия, она бессмертна.

Период средневековья по основным крупным философским проблемам существовали следующие мнения:

q О Боге. Считалось, что подленное бытие у Бога, он вечен, неизменен, независим, Бог не доступен для познания, но открывает себя человеку через откровения в священных текстах библии. Ключ к познанию Бога- вера.

q О природе. Считалось, что природа несамостоятельна, Бог творит природу, главное незнание природы, а познание Бога, и человеческой души. Если и познавать природу, то только как предмет мудрости Бога;

q О человеке. Человек рассматривается как образ и подобие Бога. Он царь природы, владыка над всеми тварями, но человек злоупотребляет данной ему от Бога свободой и пал ниже скота;

q О душе. Считалось, что душа человека должна повиноваться духу, она постоянно выбирает между добром и злом. Тело должно подчинятся душе, но низшая часть берет верх иногда и человек следует влечениям и страстям. Это входит в привычку и человек оказывается греховным существом. В мир приходит зло, зло не от Бога, а от человека, его злоупотребление свободой.

Эпоха средневековья не застой и не регресс, по сравнению с Античной философией. В этот период продолжалось накопление и развитие знаний, церковь выступила как хранительница письменности, а следовательно и образованности.

В этот период развивались гносеология или теория познания, логика, эстетика и сознание острый интерес к проблемам истории, потому что по библейским сказаниям свершатся времена, погибнет греховный мир и наступит тысячелетнее царство праведников на земле.

Философские взгляды Бэкона

Философия эпохи Просвещения

Философские взгляды Д.Локо

Диалектический метод Гегеля

12.1. ????????????????

Курс лекций по философии

Кострома

№1. Философия. Её предмет и роль в обществе

Философия как мировоззрение

Понятие философии. Философия и мировоззрение



Источник: https://infopedia.su/11x3f28.html

Scicenter1
Добавить комментарий