Философия и становление национального самосознания

Философия и национальное самосознание

Философия и становление национального самосознания

Особое место в структуре мировой философии как научно-теоретического и духовно-практического феномена культуры занимает национальная философия (философия отдельного народа). Этот факт является еще одним подтверждением отличия философии от строгой науки. Не может быть национальной физики, биологии, математики, кибернетики и т.д.

Но философия национальная (французская, английская, немецкая, русская, белорусская и др.) не только возможна, но и существует в виде социокультурной реальности. Если философия в целом является «живой душой культуры», то философия национальная — «живой душой народа».

В ней в концентрированном виде представлен внутренний, духовный опыт нации, ее сокровенные мечты и чаяния, особенности менталитета.

Философия конкретного народа является стержнем национального самосознания. Без реального участия в жизни и делах народа духовно-нравственные ценности, зафиксированные в национальной философии, воспринимаются с трудом. Их надо пережить, выстрадать, пропустить как через разум, так и через сердце.

Национально-мировоззренческие императивы, идеалы и социальные устремления нельзя передать книжным путем подобно научной или научно-технической информации.

Искусственная «прививка» специфически-национальных мировоззренческих идей одной культуры к другой, попытки насильственного внедрения философского духа одного народа в культуру другого, с иным историческим опытом и социальной психологией, обречены на неудачу. Такая философия не будет резонировать с национальным сознанием.

В рамках национально-цивилизационного подхода к выделению различных типов философии можно говорить о русской и белорусской философии.

Специфика цивилизационного развития России связана с ее геополитическим положением. Это пространство встречи Востока и Запада. Данное обстоятельство влияло в прошлом, влияет и в настоящем на развитие русской философской мысли. В ней отчетливо просматриваются две противоборствующих ветви — славянофилы и западники. Западники (В.Г. Белинский, А.И.

Герцен, Н.П. Огарев) призывали к реформированию России по западному образцу с целью либерализации социальных отношений. Славянофилы (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков) критиковали Запад за «техницизм», забвение Бога и абсолютизацию разума. Они полагали, что Россия призвана указать Европе и всему человечеству путь к спасению.

В русской, как и в другой любой национальной философии, можно выделить основную, доминантную мировоззренческую тему. Это упорное искание нравственных основ жизни, ее справедливого устройства. Опираясь на трагический опыт своей истории, безмерные страдания народа мыслители России (Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, П. Флоренский и др.

) сформулировали свой категорический императив: признание абсолютной ценности человеческой жизни. Никакой прогресс — ни научный, ни технический, ни социальный не стоит «слезинки ребенка» (Ф.М. Достоевский). «Все прогрессы реакционны, если рушится человек», — скажет позже известный русский поэт А. Вознесенский.

Большинство русских философов не приняло идеал потребительства, сытого благополучия Запада, равно как и его рационально-позитивистскую модель человека. В недрах русского национально-философского духа вызрела идея всеединства (В.С. Соловьев и др.). Будущее человека рисовалось не в мрачных, а оптимистических тонах.

Человек будущего должен представлять собой органическое единство могучего разума и высокой нравственности (синтез истины, добра и красоты, разума и веры). Любовь человека к своей земле, своему народу есть условие его интуитивного прозрения, по сути мистического слияния с великой правдой жизни.

Украшением русской философской мысли является ее такое направление, как космизм (Н.А. Умов, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев и др.).

Философская мысль Беларуси, как и России, определяется самобытными историческими, геополитическими и социокультурными факторами. В развитии белорусской философии можно выделить следующие периоды:

1. Философская мысль Беларуси периода Киевской Руси (Ефросинья Полоцкая, Климент Смолятич и Кирилл Туровский). Этому времени свойственно активное распространение христианских идей и принципов, образования, издание рукописных книг, развитие письменности.

2. Гуманистическое реформационное движение в ХVI — первой половине ХVII века (Ф. Скорина, Н. Гусовский, В. Тяпинский, С. Будный и др.).

Под влиянием европейского Возрождения и Реформации белорусская культура приобретает черты ренессанского гуманизма с его идеей индивидуальной свободы. Ф.

Скорина развивает идею общего блага, достижимого в обществе, по его мнению, с помощью закона и права. С. Будный развивает концепцию антитринитаризма (неприятие догмата о Святой Троице).

3. Доминирование схоластической философии (конец ХVII — первая половина ХVIII века). Этому способствовало господство ордена иезуитов в духовной жизни Речи Посполитой, особенно в области образования. Активно пропагандируется учение Ф. Аквинского (М. Смотрицкий, Л. Залусский и др.).

Наряду со схоластикой предпринимаются попытки соединения христианских догматов с принципами новоевропейской философии (С. Полоцкий). Атеистические мотивы просматриваются в работах К. Лыщинского.

4. Проникновение идей европейского Просвещения в философскую и общественно-политическую мысль Беларуси с его принципами суверенности разума, безграничных возможностях познания и преобразования действительности. Образование и воспитание расцениваются в качестве основного механизма формирования свободного человека и установления справедливого общества (К. Нарбут, Я. Чечот, А. Мицкевич и др.)

5. Распространение национально-демократических идей белорусской общественной мысли.

Акцент делается на национальное возрождение и освобождение белорусского народа, развитие национальной культуры и языка (К. Калиновский, Ф. Богушевич, М. Богданович, Я. Купала, Я. Колас и др.).

Особую значимость приобретает тема национального самосознания и национальной идентичности (И. Абдиролович, В. Самойла-Сулима).

6. Развитие белорусской философии в рамках марксистско-ленинской парадигмы (20-80-е годы ХХ века). В это время ведутся исследования в области истории философии, философии и методологии науки, теории диалектики, социальной философии и др.

7. С 90-х годов ХХ века и до наших дней начинается новейший этап в развитии белорусской философской мысли. Ему присущ выход за рамки марксистской методологии, стремление дать научный анализ путей развития нашей республики в современном глобализирующемся мире, создать идеологию функционирования и развития молодого белорусского государства.

Источник: https://studbooks.net/650313/filosofiya/filosofiya_natsionalnoe_samosoznanie

Русская философия и формирование национального самосознания

Философия и становление национального самосознания

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФГБОУ ВПО «Госуниверситет — УНПК»

Кафедра «Философия и история»

Реферат

по дисциплине

«Русская философия»

«Русская философия и формирование национального самосознания»

Орел, 2013

Введение

1. Суть философии

2. Смена логики социального поведения

3. Определение термина «нация»

4. Влияние философии на формирование национального самосознания

Заключение

Список использованных источников

Введение

Философия в современном мире занимает особое место. В информационную эпоху важнейшим фактором, определяющим жизнь людей, является информация. Но информация эта формируется не сама по себе. Считается, что мысли, а, следовательно, и информация возникают в ходе мыслительного процесса человека.

Все люди одинаковые, имеют одинаковое строение тела и набор хромосом, но почему тогда мысли и информация, генерируемая отдельными индивидами, как правило, абсолютно разная и даже диаметрально противоположная? Ответ прост — каждый человек имеет своё индивидуальное мировоззрение. За формирование мировоззрения, или по-другому — самосознания, и отвечает философия.

Отсюда очевидно, что актуальность данной работы колоссальна.

Философия является старейшей из всех наук, однако сегодня она уже совсем другая, нежели была в античности или средневековье. Истории знакомо такое явление как русская философия.

Зародившись примерно в XI веке, после крещения Руси, русская философия постоянно развивалась. Сегодня известны такие русские философы как Гумилёв, Бердяев, Ломоносов, Чаадаев и т.д.

Целью данной работы и является рассмотрение проблемы русской философии, а так же влияния философии на национальное самосознание.

1. Сутьфилософии

Жизнь и смерть стран и даже цивилизаций существенным образом зависит от того, какое мировоззрение господствует в них.

Оно определяет не только внутренние взаимоотношения в обществе, но и отношение к окружающим их обществам и ко всему миру: люди могут жить в гармонии с природой и в ладу с другими людьми; могут всех остальных принимать за говорящие “орудия”, которых можно эксплуатировать в своих целях; а могут и подчиняться, как подчиняется рабочий скот человеку, демоническим личностям, воспринимая их в качестве людей, обладающим большим достоинством, чем они сами. Так, что далеко не всё равно, какие мировоззренческие системы присутствуют в обществе и какие из их множества преобладают количественно, а какая превосходит все остальные качественно.

Мировоззренческие системы, доминирующие в обществе, определяют все системы управления во всех сферах жизнедеятельности человека (история, идеология, право, финансы и т.д.

), поэтому только в случае освоения обществом более мощных мировоззренческих систем с более высокой мерой понимания общего хода вещей и основанных на них жизненных практик, можно остановить деятельность тех, кто осуществляя неприемлемые концепции, привел планету к глобальному кризису, поставив человечество на грань самоубийства.

Мировоззрение, как совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих отношение человека к окружающему миру и к самому себе, формируется на основе философских, научных, политических, нравственных и эстетических взглядов. Но только философия, обобщая все элементы мировоззренческой системы, придает ему завершенный вид.

Все типы мировоззрения, такие как материалистическое, идеалистическое, научное, религиозное, утилитарное, нигилистическое и др. в предельном случае обобщения могут быть сведены к двум моделям: калейдоскопу и мозаике.

Для первой модели характерно восприятие мира как совокупности случайных явлений, как хаоса, в котором изменения не обусловлены причинно-следственными связями, для второй — мир един и целостен, все процессы и явления в нём связаны с мерой развития.

Кроме мировоззренческой функции, философия выполняет еще и методологическую функцию.

Методология — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе [1].

Методология — основа самостоятельного познания Мира. Если её сокрыть (или извратить), то народ превращается в толпу, рассуждающую по авторитету.

А авторитетом являются те, кто в какой-то мере владеет методологией и это позволяет им угнетать и грабить народ “культурно” (взимая с него плату за “разъяснение смысла жизни”) так, чтобы он этого не замечал.

Человека же, воспитавшего в себе культуру мышления, владеющего методологией, не проведешь пустословием и ложью. Никакие академики, политические деятели и другие авторитеты, не способны разрушить его целостное мировосприятие и лишить самоопределения в жизни.

Свою деятельность человек осуществляет на основе того уровня методологической культуры, который он освоил на данном этапе жизни.

Это может быть методология практической и научной деятельности, позволяющая осмыслить те явления, с которыми человек сталкивается в своей повседневной жизни или профессиональной деятельности.

Но есть методология, открывающая более высокий уровень понимания окружающей действительности. Это — методологическая философия.

В общем случае философия может быть цитатно-догматической, абсолютизирующей тот или иной момент в составе целого и диалектической, основанной на принципах всеобщей связи, становления и развития. В России после революции 1917 г.

общество начало осваивать диалектический материализм, который легко разделался с цитатно-догматической философией церквей. Это — исторически первая методологическая философия, открыто пропагандируемая в обществе.

Раньше к методологической философии допускали только избранных в системах разного рода орденских посвящений. [2]

Несмотря на то, что диалектический материализм нёс в себе множество ошибочных утверждений и был обращен в догму, из трёх поколений советских людей ознакомившихся с ним, некоторые приняли его как учение, открытое для совершенствования.

Для сокрытия объективной возможности познания мира, необходимо было изъять методологию из употребления, что было сделано во время перестройки путем персонификации методологии, навешиванием на неё ярлыка “марксизм-ленинизм”, что позволило отрицать ярлык бессмысленно-эмоционально по предубеждению, избегая при этом критики маразма по существу.

Методология — это корень (“Зри в корень!” — К.Прутков) любой власти. Управление будет устойчивым во всех смыслах, только при условии владения управленцами методологией всех уровней, поскольку владение методологией обеспечивает предсказуемость течения управляемого процесса под воздействием внешних возмущений, внутренних изменений и управляющего воздействия.

Если это условие не выполняется, то власть будет постоянно сталкиваться с непредсказуемыми для них обстоятельствами. Многочисленные примеры, наблюдаемые в политической жизни России, подтверждают это принципиальное положение.

Время пустословия пройдет, и к власти придут люди, понимающие наиболее общие законы бытия, различающие частные процессы как взаимовложенные в объемлющем их глобальном историческом процессе.

Предпосылкой к этому является процесс смены логики социального поведения, т.е. процесс качественного изменения социальных параметров человеческого бытия.

2. Сменалогикисоциальногоповедения

Жизнь человека протекает в природе и обществе. И то и другое оказывает давление на человека и тем самым определяет логику его социального поведения. В ходе глобального исторического процесса соотношение давления среды и общества постоянно изменялось.

Если раньше давление среды доминировало и вся деятельность человека была направлена на выживание, то вторая половина 20-го века уже характеризуется превосходством социального фактора, выражающегося в росте объема производимой и потребляемой информации.

Уровень давления природной среды остается практически постоянным на протяжении всего глобального исторического процесса, а уровень давления социальной среды (объем потребляемой информации) резко возрос.

Последние научные данные говорят о том, что объем информации удваивается за несколько лет.

Количественные изменения, осваиваемой обществом информации, превысили определенный предел (меру), что привело к изменению мотивов, обуславливающих поведение и действие людей, т.е. к новому качеству общества. Мерой здесь является равенство уровней информационных процессов, обусловленных социальной и природной средами.

Официальная наука называет этот процесс переходом от индустриальной фазы развития цивилизации к информационной, но, к сожалению, ничего не предпринимает для разработки новой методологии научного познания, соответствующей качественно новому состоянию общества, хотя некоторые ученые и осознают эту необходимость. [4]

3. Определениетерминанация

Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности: 1) языка, 2) территории, 3) смысла жизни, выражающегося в единстве и целостности сферы общественного самоуправления, осуществляемого на профессиональной основе, 4) психического склада (национального характера), проявляющегося 5) в объединяющей людей культуре и воспроизводящегося на её основе в преемственности поколений. Только наличие всех признаков, взятых вместе, даёт нам нацию.

Народ это больше, чем нация.

Народ это — нация, проживающая в ареале доминирования её национальной культуры (или культурно близкие народности, не сложившиеся в нацию), плюс национальные диаспоры, т.е.

носители соответствующей национальной культуры, проживающие в ареалах доминирования иных национальных культур.

При этом диаспоры могут утратить языковую общность с населением ареала доминирования их национальной культуры, сохранив культурную идентичность с ним в остальных аспектах.

Но история знает общности более широкие, чем национальные.

Если один и тот же смысл жизни, является идеалом разных народов, обладающих языковым и культурным своеобразием, и они так или иначе работают на то, чтобы эти идеалы были воплощены в жизнь, то возникает общность народов наднационального порядка. Это — цивилизационная общность.

Она неформально объединяет многие народы, даже если их идеалы не стали пока реальностью в жизни. «Мерило народа не то, каков он есть, а то, что он считает прекрасным и истинным» (Ф.М.Достоевский), т.е. суть народа — его идеалы.

При таком взгляде обозримая история человечества — это история региональных цивилизаций, каждая из которых характеризуется определёнными жизненными идеалами, отличающими её от других региональных цивилизаций.

Запад (Европа вне границ России, Белоруссии, Украины; Северная Америка, Австралия) — это множество наций-государств, принадлежащих одной из региональных цивилизаций планеты. Россия-Русь — это ещё одна региональная цивилизация многих народов, живущих в общем им всем государстве. По данным переписи 2002 г.

порядка 85 % процентов россиян назвали себя русскими, и русский язык в этой региональной цивилизации — один из её системообразующих факторов. [7]

Последнее издревле нашло своё отражение в самомм языке. Слово «русский» в древних текстах является в большинстве случаев определением земли (Русская земля), а не людей, на этой земле проживающих. В качестве этнонима оно стало употребляться только в последние несколько веков.

И грамматически оно — прилагательное, что отличает его от прочих этнонимов, которые все без исключения в русском языке — имена существительные. Т.е. слово «русский» характеризует не национальную общность, а цивилизационную.

И потому оно органично применимо и к славянам, и к татарам, и к грузинам, и к калмыкам, и к представителям иных народов нашей региональной цивилизации, а также и ко многим пришлым на Русь представителям иных региональных цивилизаций.

Мы различаем наши национальности, пока остаёмся в пределах России, но как только мы выезжаем за границу, то для иностранцев мы все — русские; даже украинцы и белорусы, живущие после распада СССР в отдельных государствах, не перестали быть частью русской цивилизационной многонациональной общности и воспринимаются за пределами территории СССР как русские.

Соответственно по показателям развития наднациональных общественных институтов цивилизация-Запад отстаёт от цивилизации-России лет на 400, поскольку создание Евросоюза, положившее начало становлению общей наднациональной государственности с едиными кредитно-финансовой системой и законодательством, с общей системой образовательных и иных стандартов и т.п., это — повторение того, чему в России было положено начало ещё во времена Ивана Грозного.

И из различия смысла жизни региональных цивилизаций Запада и России, проистекают широко известные слова Ф.И.Тютчева — поэта-философа, дипломата, — получившего образование общеевропейского характера (т.е.

западное), а чувствами и бессознательными уровнями психики выражавшего Русский дух, которому свойственны идеи, не всегда выразимые в терминологии западной науки: «УмомРоссиюнепонять,/Аршиномобщимнеизмерить,/Унейособеннаястать/ВРоссиюможнотольковерить».

4. Влияниефилософиинаформированиенациональногосамосознания

Считается, что одной из важнейших западных ценностей является справедливость. Однако для русского народа это так же является основной и самой важной ценностью. Но наше понимание этого термина отличается от западного.

Причина в том, что в русском понимании справедливость — некий неотмирный — Богом данный — идеал, который люди должны познать и воплотить в жизнь этого мира.

Реальная жизнь может быть сколь угодно далека от этого идеала, что однако не делает его неправомочным, а только обличает греховность людей, не сумевших его реализовать.

И кроме того, только в русском языке слово «свобода» может быть интерпретировано как аббревиатура: С-овестью ВО-дительство БО-гом ДА-нное.

В понимании иных народов справедливость это — сложившаяся социально-статусная иерархия, а несправедливость — её нарушение, и их идеалы не связаны с постижением и воплощением в жизнь некой неотмирной справедливости.

Философия как научная дисциплина пришла на Русь из Византии после крещения. Однако пришла она на Русь не на пустое место.

Господствующие представления о всеобщей дикости, племенной раздробленности, якобы царивших на Руси во времена ранее «призвания варягов», а тем более — ранее крещения Руси, сформированы церковниками и «варягами» послепетровских времён — академиками-иностранцами, не всегда умевшими хотя бы читать по-русски (а тем более — по-древнерусски), чьи чувства были глухи к жизни народов России. И эти представления о докрещенской Руси не соответствуют действительности, хотя в них охотно верят все, кто завидует Западу и не желает жить своим умом. Против «варяжских» воззрений на древнюю Русь возражал ещё М.В.Ломоносов. Но наиболее убедительно они опровергаются археологией: Змиевы валы, тянущиеся по югу нынешней Украины, — их неоспоримое опровержение.

Создание и эксплуатация стратегической фортификационной системы протяжённостью в несколько сот километров с глубиной эшелонированной обороны до 200 км — свидетельство высокой культуры, эффективной и быстродействующей организации, охватывающей население огромной территории.

Т.е. на Руси философия, понимаемая как любовь к мудрости, практически выражающейся в жизни, а не как научная дисциплина — была и во времена ранее «призвания варягов», но облекать её в строгие формы научной теории до прихода на Русь византийской церковной традиции никто не считал нужным. И она была достаточно эффективна в решении многих практических задач.

А византийская богословская традиция, придя на Русь, не искоренила местную неформализованную самобытную философию, а вошла в духовную жизнь Руси — в каких-то аспектах гармонично, а в каких-то — создавая проблемы вследствие того, что воспроизводила ту алгоритмику общественного развития, которая привела Византию сначала к государственному краху, а потом — к отуречиванию и псевдоисламизации её коренного населения. [3]

Кроме того, для понимания психологии прошлых эпох следует признать, что вопрос о бытии Бога для наших предков не был предметом предположения, принимаемого слепо на веру.

Бытие Бога было достоверным знанием: по мнению таких людей, как Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский и многих других Бог дал им доказательства своего бытия персонально и неопровержимо тем, что отвечал молитве верующего Ему (а не в Него) человека тем более убедительно, чем более отзывчив был сам человек, когда Бог обращался к нему через его совесть или через поток жизненных обстоятельств. Т.е. доказательства бытия Божиего в религиозном сознании носят этический характер, и для всех них бытие Бога подтверждалось широко признаваемым в философии принципом «практика — критерий истины». И потому они, ощущая Его несуетную Святость, скромно творили миссию служения Богу и людям на избранном ими поприще. На атеистов, инаковерующих и собственных обрядоверов они взирали с состраданием как на людей, которые сами себя обидели, лишив себя своим неверием Богу наиважнейшего в жизни.

Все вероучения содержат свод определённых мнений о Боге, о взаимоотношениях с Ним людей, о принципах организации жизни общества как системы. И потому было бы беспредметным делом говорить о воздействии богословия на развитие философии, не дав представления о воззрениях, свойственных соответствующей конфессии.

Социологическая доктрина исторически реального христианства, благодаря которой оно в различных модификациях становилось востребованным правящими «элитами» разных стран и обретало в них статус государственной религии, исходит из слов апостола Павла:

«5. Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, 6. не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, 7. служа с усердием, как Господу…» (К Ефесянам, гл. 6).

Это положение в официальных вероучениях церквей богословы развивали и приспосабливали к текущим политическим потребностям того или иного «кесаря», в большинстве случаев игнорируя последующий текст Павла:

«И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими, и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия» (К Ефесянам, 6:9).

Но наряду с этим канон Нового Завета сохранил слова Христа, выражающие иные социологические воззрения, неприемлемые для правящих «элит» всех толпо-«элитарных» обществ:

«Закон и пророки до Иоанна ; с сего времени Царствие Божие благовествуется и всякий усилием входит в него» (Лука, 16:16). «Ищите прежде Царствия Божия и Правды Его, и это всё (по контексту благоденствие земное для всех людей) приложится вам» (Матфей, 6:33).

И именно в этом смысле дух христианства воспринимали на Руси по совести (если совесть не была подавлена), что в ряде случаев приводило к конфликту между требованиями совести — с одной стороны и с другой стороны — унаследованной от прошлого социальной инерцией, требованиями церкви и государства, выражавшими сословно-корпоративный «элитарный» эгоизм, устремившийся к господству над людьми от имени Бога. В угоду ему учение Христа о становлении Царствия Божиего на Земле усилиями самих людей в Божьем водительстве было объявлено ересью: её церковное название — «хилиазм» (греч.) или «миллинаризм» (лат.).

Именно в результате отрицания правящими «элитами» хилиастических идей как сути социологической доктрины Христианства возникла разделённость религиозной и светской жизни «христианских народов», оправдываемая словами «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Матфей, 22:21). Пожалуй, наиболее ярко и трагично этот конфликт выразился в жизни Руси в царствование Ивана Грозного и в его личной судьбе — человека и государя. [5-7]

И если соотноситься с этим обстоятельством и рассматривать развитие богословско-философских воззрений на Руси, то его исторически непреходящая направленность состоит в преодолении конфликта совести и сословно-корпоративно обусловленных требований государства и церкви, как в социологических воззрениях, так и в жизни. И эта устремлённость выражается в существующем издревле самоназвании нашей цивилизации — Святая Русь.

Заключение

философия менталитет мировоззрение

Итак очевидно, что русский народ издревле обладал своей самобытной ментальностью, самобытным понимаем мироздания. На Руси никогда не было рабовладения и всегда существовала искренняя вера Богу.

Однако последние тысячу лет на русский менталитет формировался под мощнейшим влиянием догматической религиозной философии.

Христианству не удалось гармонично влиться в русскую культуру, выродившись при этом в православие — особую форму понимания христианства.

Последние 75 лет национальное самосознание формировалось под влиянием марксистской идеологии, что тоже не привело к успеху. После трёх поколений материалистического атеизма (марксизм) и тысячи лет идеалистического материализма (православие) все попытки возвратить религиозную философию будут обречены на провал.

Поэтому формирование своей особой философии, которая примет на себя глобальный уровень ответственности в условиях смены логики социального поведения, а так же глобального системного кризиса — первоочередная задача Русской цивилизации. Дальнейшее развитие без этого невозможно.

Списокиспользованныхисточников

1. Философский энциклопедический словарь. М., изд. Советская энциклопедия, 1983 г.

2. любовь к мудрости: от прошлого к будущему [Текст] / ВП СССР — СПб.: «Мера», 2012. — 75 с.

3. Разрешение проблем национальной безопасности в русле Концепции Общественной Безопасности [Текст] / ВП СССР — СПб.: «Мера», 2011. — 375 с.

4. Петров, К.П. Тайны управления человечеством или Тайны глобализации [Текст]: в 2 т. / К.П. Петров. — М.: «Академия управления», 2008. — 875 с. — ISBN 978-5-91047-002-0

5. Всероссийская политическая партия Курсом Правды и Единения. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kpe.ru/

6. Материалы ВП СССР [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vodaspb.ru/

7. Орловская мера [Текст]: науч.-попул. газ. о концепции общественной безопасности / учредитель общественная инициативная группа Орловской области. — 2013. — Орёл, 2013. — 8 полос. — Ежемес. 2013, № 1 — 4. — 4000 экз.

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://revolution.allbest.ru/philosophy/00258662_0.html

Философия и становление национального самосознания

Философия и становление национального самосознания

Пути самоопределения («традиционалисты» и «новаторы»)

Средневековая мысль Руси не страдала болезнью националь­ной исключительности и национальной замкнутости. Основной фонд религиозно-философских и церковнокультурных памят­ников у восточных и южных славян был общим.

Однако свое­образное понимание в церковных кругах государственной вла­сти как «священной власти», идущее из Византии, в русском сознании постепенно складывается в идею о богоизбранничестве русского царства. В конце XV века в посланиях монаха Фило-фея развивается теория о Москве как «Третьем Риме».

Теория эта прямо вводит в область философии истории. В основе ее — мысль, согласно которой конечные судьбы мира связаны лишь с тем народом, в сознании которого хранится в чистоте христи­анская вера. Здесь важно отметить идею особой миссии русско­го народа. Первые два Рима (Рим и Константинополь) пали.

Русская мысль уверенно признала третьим Римом Москву. К этому присоединилось положение: «четвертому Риму не быть», т.е. русскому царству стоять до конца мира.

Интересно то, что учение о «святой Руси», об универсаль­ном, всемирном значении России крепнет в XVI веке, который можно назвать веком «культурного одиночества». Для Руси это время культурного самоопределения во всех сферах жиз­ни.

После падения Константинополя ей надо было самой оп­ределять свой путь. А для этого надо было учиться. Именно поэтому XVI век — век споров, полемики об идее и практике монаршей власти.

Это было время становления политических, идеологических концепций, которые оказали необратимое влияние на самые тонкие стороны культуры.

Русская теократия не имела перспектив. А потому XVII век закончился расколом русской церкви. XVII век — тот рубеж, с которого начинаются споры, идущие до сих пор: где правда ис­торического развития России — в возрождении и следовании старине, или в образованности Запада.

Спор о ничтожестве или величии старины тогда был скрыт за вопросами исполнения цер­ковных обрядов.

«Это был не историографический спор, а исто-риософский спор — спор об историческом идеале, исторической дистанции, о соотношении духа и интеллекта, человека и вре­мени, о вечности и бренности, о прошлом, настоящем и буду­щем »'.

Это был не спор знания и невежества, столкновение не прин­ципов «лучше — хуже», а разных исторических правд. Одни настаивали на ничтожестве, другие — на величии, на «прав­де» старины. Полемика была безысходной, поскольку каждая из сторон стремилась к победе.

От старых традиционных ценностей не отказываются, но они наполняются новым, совершенно противоположным социаль­но-этическим смыслом.

Так, например, в древнерусской лите­ратуре страдания человека, его «малости», немощи и «худость» выражались в постоянном «оханье» и в «горевании», призван­ных подчеркнуть величие духа.

С XVII века ключевыми слова­ми в сочинениях русских новаторов, ориентирующихся на За­пад, становятся «радость», «веселье», «свет» (образование), «тьма» (невежество). Но ведь и традиционное русское сознание в то же самое время говорит то же, только с иным смыслом:

«свет» — нравственное совершенствование, духовность, благо, красота; «тьма» — вероотступничество, латинство. Завеем этим обозначились очертания главного спора эпохи — спора об исто­рической правоте и смыслообразующих социальных ценностях.

XVII век вошел в историю как «бунташный век», век Сму­ты. Но для ищущей мысли это была благоприятная ситуация, когда слово становится свободным от церковного и государ­ственного контроля. Усиливающаяся секуляризация культу­ры, влияние Запада приводит к появлению светской и фило­софской литературы, переведенной в основном в Польше.

Новая литература не была предназначена для душеполез­ного чтения. Напротив, она несла светскую раскрепощенную мысль и новую повседневную поведенческую модель, матери­альная жизнь в ее эмпирической данности начинала воспри­ниматься «как единственная реальная ценность…

Отказ от церковной морали приводил к отказу от самой постановки эти­ческих проблем…

Влечение к единичному факту, как и наи­вное стремление к упрощенным наслаждениям, как и оттал­кивание от любых теоретических обобщений отражало то общественное сознание, которое свергло с себя бремя средне­векового аскетизма, но не поднялось еще до идеи социального осмысления жизни»1.

Назревал кризис культуры, ознаменовавшийся бурным пе­реломом петровских реформ. И тут на его пороге произошла встреча русской «книжной» мысли с западной философско-бо-гословской литературой.

Центром этой встречи была Киевс­кая Академия, связанная с именем энциклопедически обра­зованного просветителя, митрополита Петра Могилы (1596—1647). Воспитанником Академии был Г. Сковорода (1722—1794). Великолепный знаток Платона, Аристотеля, Эпикура, Сенеки, современной ему западной литературы.

Ско­ворода — вершина русской философско-религиозной мысли XVIII века. Его взгляды определяются религиозным восприя­тием мира и человека, но грани между богословской экзегети­кой и собственно философской мыслью в его творчестве стано­вятся зыбкими, размытыми.

Эту его особенность наследует русская философия XIX века, особенно в том направлении, ко­торое именуется религиозной философией или «светским бо­гословием».

В русской философской мысли XVIII века выделяется гу­манистическое направление, руководствующееся государ­ственными идеями и интересами. Среди его представителей — мыслитель, поэт и дипломат А.Д.

Кантемир (1708—1744), пер­вый русский историк В.Н.Татищев (1686—1750) с его аполо­гией мирской жизни и «благополучия в человеке», А.Н.

Ради­щев (1749—1802), социально-политический радикализм которого нашел выражение в его «Путешествии из Петербур­га в Москву».

Источник: https://studopedia.su/19_13154_filosofiya-i-stanovlenie-natsionalnogo-samosoznaniya.html

Занятие 6. Философия и национальное самосознание

Философия и становление национального самосознания

1.Основные темы и особенностисредневековой философии в России иБеларуси. Периодзарождения древнерусской философии ираннехристи­анской философии Русиотносится к IX — XIII вв.

(соответствуетэпохе от возникновения Древнерусскогогосударства – Киев­ской Руси довремени феодальной раздробленности имонголо-татарского завоевания).

Основнымитемамидревнерусской философии были: моральныеи нравственные ценности; объяснениехристианства и попытки соединить егос язычеством; государство и право;природный мир.

Срединаиболее ярких представителей философииуказанного периода выделяются: Иларион(основное произведение – «Слове о Законеи Бла­годати», в котором популяризируетсяи анализируется хри­стианство, егороль в настоящем и будущем Руси); ВладимирМономах (основное произведение –«Поучение», своеобразный философскийморально-нравственный кодекс, где даютсяпоучения потомкам, анализируютсяпроблемыдобра и зла, мужества, честности,стойкости, а также другие морально-нравственныевопросы).

Усамых начал философской мысли в Беларусистояла просветительская де­ятельностьКирилла Туровского и Евфросиньи Полоцкой.Человек для Кирилла Туровского -центральная фигура мироздания, «венецтворения». Он наделен свободой воли исам должен прийти к «правде», возвещеннойХристом.

Религиозный мыслитель, опираясьна традицию патристики, развивал учениео «стройном разуме» как возможном длячеловека духовно-нравственном состоянии,когда достигается реальная гармониямежду верой и разумом.

Идея «стройногоразума» имела своим истоком смиренномудриекак один из фундаментальных принциповправославного учения о спасении.

Своеобразиеразвития философии в России и Беларусисвязано прежде все­го с тем, что здесьменьшее место было уделено проблемамгносео­логии, познанию в целом и пр.,а на первый план выходитсоци­ально-антропологическая инравственно-религиозная проблематика.Древнерус­ские философы очень склоннык так называемому онтологизму приразрешении вопросов теории познания,т.

е. к признанию, что по­знание неявляется первичным и определяющимначалом в челове­ке. Это позволяетобъяснить факт последующего тесногопереплетения литературы, публицистикии философии. Это же придает импульсразвитию социально-антропологическойфилософии, в центре ко­торой стоитучение о смысле жизни, месте человекав обществе и истории, о путях развитияистории.

ПриобщениеДревней Руси к миру византийскойвосточно-христианской культуры открылодля нее и философское наследие античности.Воспринимался не только опыт христианскойкритики «языческой» философии как«внешней мудрости», но и постепеннодостигалось понимание основополагающихпринципов древнегреческого философствования.

В сочинениях русских мыслителей раноосознается и достаточно определенноформулируется идеал единства истины,добра и красоты. Яркий пример этого –«Моление» Даниила Заточника (XII век). Внем высоко оценивается ум человека,ведущий его к мудрости, которая дляавтора неотделима от нравственности.

В XIII-XIV веках широкую популярность наРуси приобретает «Диоптра» –сборник античных философских сочинений.

2.Становление национального самосознанияв философииБеларуси XVIXXвв.

Философскаямысль в Беларуси представляет собойкомплекс идей, сложившихся в процессеразвития Беларуси как страны, белорусовкак нации, белорусской культуры какуникальной целостности.

Большоевоз­действие на развитие философскоймысли в Беларуси всегда оказыва­лаее включенность в более широкие культурныецелостности, а также ситуациясоциокультурного взаимодействия междуЗападом и Востоком.

Философия в Беларусиразвивалась под сильным влияниемрелигиоз­ного мировоззрения, а такжесоциально-политических и идеологическихустановок. Эти культурные факторыопределяли многонациональный,многоязыковой и межконфессиональныйхарактер философии в Бела­руси,отличавшейся комплексностью исинкретичностью.

Становлениесамобытной национальной философиисвязано с именем Ф. Скорины, гуманистаи первопечатника 1-й половины XVIв. Его мировоззрение отличалосьверотерпимостью и патриотизмом,представляло собой син­тез христианских,античных и гуманистических идейВозрождения. К этому же историческомупериоду относится творчество С.

Будного,А. Волана, Н. Гусовского, братьев Зизаниев,В. Тяпинского. В XVIIв. философские поиски были продолженыСимеоном Полоцким, в XVIIIв. –Г. Конисским.

Отличительной особенностьюфилосо­фии этого времени являетсяпреобладание в ней религиозно-этиче­скихисканий в сочетании с глубокими этическимии эстетическими размышлениями.

Врамках онтологической проблематики вэту пору большой инте­рес вызывалапроблема происхождения мира, соотнесенностиидеально­го и материального,божественного и природного. В этомотношении показательнарационалистически-теологическаяконцепция С.

Будного, религиозногореформато­ра, филолога, педагога,поэта.

Отрицая многие догмы религии, онсклонялся к трактовке Бога как космическойпервопричины, отвергал Троицу какфантастическую сущность: Дух –не равнозначная субстан­ция, а атрибутБога, Иисус Христос –человек, избранный Богом для спасениячеловечества.

Вфилософии Беларуси XVII в. материализм иатеистическая вер­сия свободомыслиянаиболее последовательно были представленыв твор­честве К. Лыщинского. Если дляФ. Скорины, Н. Гусовского, С.

Будногоскорее был характерен компромисс сортодоксальным теизмом, то в философскомучении К. Лыщинского имел местопоследовательный отказ от теологии иее основоположений. Наиболее выдающийсяпредставитель этого периода — канцлерЛ.

Сапега, с именем которого связанаразработка III Статута Велико­гокняжества Литовского (1588 г.) –одного из самых значительныхзаконодательно-правовых документов вЕвропе. В работах Л. Сапеги получилаобоснование идея правового общества игосударства.

За­служивает вниманияего взгляд на государственную деятельностькак на высокое искусство, в которомважны мудрость, компетентность,справедливость, доброта и мужество.

Развитиефилософской мысли в Беларуси в XIX–XXвв. происхо­дило в тесном контакте сидейно-политическими процессами вРоссии. Оно отличалось поисками критериевнациональной идентификации и пу­тейразвития национального самосознания.С конца 20-х гг. XX в. на­чалась эпохасоветской философии.

3.Основные направления и проблематикарусской философии XIXXXвв. Русскаяфилософия—феномен мировой философской мыс­ли.

Ее феноменальность заключается в том,что русская фило­софия развиваласьисключительно автономно, самостоятельно,независимо от европейской и мировойфилософии, не находи­лась под влияниеммногочисленных философских направленийЗапада –эмпиризма, рационализма, идеализма идр.

В то же время русскую философиюотличают глубина, всесторонность,достаточно специфический круг исследуемыхпроблем, порой непонятных для Запада.

Основныминаправлениямирусской философии XIX в. являлись:декабристская философия; философиязападников и славянофилов; философияЧаадаева; политическая философияконсерваторов (монархистов), либералови революционных демократов; философскиесистемы писателей Ф.М. Достоевского иЛ.Н. Тол­стого;

Характернымичертами русской философииявляются:

– сильнаяподверженность религиозному влиянию,особенно православию;

– специфическаяформа выражения философских мыслей –художественное творчество, литературнаякритика, публици­стика, искусство;

– целостность,стремление почти всех философовзаниматься не отдельной проблематикой,а всем комплексом актуальных проблем;

– большая рольпроблем морали и нравственности;

– широкоераспространение в массах, понятностьпростому народу.

В1836 году в журнале «Телескоп» былоопубликовано «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева.Содержащаяся в письме резкая критикароссийского рабского прошлого инастоящего вызвала в обществе шоковыйэффект.

Особенности исторической судьбыРоссии он видел в ее трагическойразорванности между восточной и западнойцивилизациями и неопределенностивыбора: «Мы не вполне Запад и не вполнеВосток… русские – не название народа,а название исторического предприятия».Роль России в мире, по его мнению,заключается в примере того, как не нужножить.

Будущее Чаадаев видел в выбореодного – европейского пути. В это времяформируется специфическая тема русскойфилософии – есть ли у России особаяроль и судьба в истории, в чем ее будущее(так называемая «русская идея»).

Обсуждениеперспектив развития России выливаетсяв философскую дискуссию между западниками(Н. В. Станкевич, М. А. Бакунин, К. Д. Кавелин,Т. Н. Грановский, М. Н. Катков) и славянофилами(А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. и И.С.Аксаковы). Революции, прокатившиеся всер. XIXв.

по всей Европе, и общественные проблемыв самой России порожда­ют консервативное,либеральное и радикальноенаправления в со­циально-политическоймысли.

Разработкой и интерпретациейфилософии Гегеля применительно кроссийским условиям занимаются возникшиегегелевские философские круж­ки,разрабатывавшие социальные аспектынемецкого идеализма (Н.В. Станкевич,М.А. Бакунин, В.Г. Белинский).

Вопросо вере, о ее соотношении с разумом(знанием) занимал большое место в русскойрелигиозной философии,одно из важнейших понятий которой –«цельное знание». Идеал цельного познаниякак органического всеобъемлющеговсеединства привлек многих русскихмыслителей, начиная с А. С. Хомякова иВ. С. Соловьева(1853- 1900).

Они считали, что цельная истинараскрывается только цельному человеку.Только собрав в единое целое все своидуховные силы — чувственный опыт,рациональное мышление, эстетический инравственный опыт, а также — что оченьважно — религиозное созерцание, человекначинает понимать истинное бытие мираи постигает сверхрациональные истиныо боге.

Знание образуется как синтезэмпирического познания (опытные науки),отвлеченного мышления (философия) иверы (теология).

Оригинальныйхарактер русской философии проявилсяв так назы­ваемом «русскомкосмизме».Наиболее выдающимися представителямиданного направления были Н.В. Бугаев,В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л.Чижевский.

Источник: https://studfile.net/preview/5611639/page:15/

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/4-18125.html

Scicenter1
Добавить комментарий