ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН: В переломные моменты человеческой истории и культуры, связанные с

Философия как социокультурный феномен

ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН:  В переломные моменты человеческой истории и культуры, связанные с

Понятие и структура мировоззрения, его исторические типы. Особенности философского мировоззрения.Мировоззрение это система взглядов на окружающий мир и место в нем человека; совокупность жизненных принципов и идеалов личности. Оно формируется у человека десятилетиями путем сложного взаимодействия знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, надежд.

Структура мировоззрения.

1. Знания – совокупность сведений об окружающем мире. Они бы­вают научными, профессиональными, повседнев­но-практическими.

2. Ценности – отношение людей к духовным явлениям или материальным объектам с точки зрения их важности и положительной или отрицательной оценки. Это наши представления о добре и зле.

3. Эмоции и чувства – личные переживания человека, вызванные внутренними и внешними воздействиями, например, страх или радость.

4. Воля – способность к выбору цели деятельности и к концентрации усилий, необходимых для её осуществления. Она позволяет человеку претворять свои идеи в жизнь.

5. Убеждения – взгляды, принимаемые в качестве истины, соответс­твующие жизненным интересам человека и определяющие его позицию. Они становятся основой поведения лич­ности, общественных групп, наций, народов.

Исторические типы мировоззрения.

Мифология (от греч.mythos – повествование, сказание; logos – рассказ) – это мировоззре­ние, которое возникло в глубокой древности. Оно основано на жизненном опыте, вымыслах, фантазии и образном мышлении. Мифы рассказывают о происхождении и устройстве мира, о богах и героях, о человеческой судьбе.

Религия (от лат. religio – набожность, святыня) – форма мировоззрения, основанная на вере в существование сверхъестественной силы, которая управляет миром. Религия «удваивает мир», разделяя его на божественный и земной.

Философия – научно-теоретический тип мировоззрения, в котором формируются знания о наиболее общие принципах развития природы, общества, мышления, а также об отношении человека к миру.

Особенности философского мировоззрения:

1. Рациональность – опора на разум человека. Это позволяет людям сознательно ориентироваться в мире.

2. Логичность – доказательство выдвигаемых положений. Они не просто утверждаются, а выводятся в логически упорядоченной форме.

3. Рефлексия – мышление, обращенное на себя, то есть мысль о мысли. Это позволяет находить ошибки, совершенствовать мышление.

4. Критичность – сомнение в правильности существующих теорий. Философия допускает критику любых идей, разрушает веру в догматы и постулаты.

5. Философия имеет развитый категориальный аппарат – систему самых общих, фундаментальных понятий.

Предметное самоопределение философии и ее геосоциокультурные типы.Философия (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». Впервые термин «философ» упот­ребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор в VI в. до н.э. по отношению к людям, стремящимся к вы­сокой мудрости и правильному образу жизни.

Предметом науки называют ту часть действительности, которую изучает данная дисциплина. Но определить предмет философии сложно: он по-разному видится разными философами и в разное время.

Это объясняется тем, что каждая историческая эпоха и каждый географический регион на первый план философских исследований выдвигает круг каких-то своих важнейших вопросов.

В самом широком смысле предметом философии является целостное познание предельных оснований бытия природы, человека, общества и культуры.

В ходе развития философии сформировались ее основные типы. Географически выделяют западную и восточную философии. Первая возникла в Древней Греции. Экономическая и гражданская активность людей породила стремление к преобразованию, к совершенствованию окружающего мира.

Это отразилось на особенностях древнегреческой философии. Для нее характерны научная рациональность, критичность, динамизм. Восточная философия связывается с культурами Древней Индии и Древнего Китая. Здесь человек с момента рождения включен в жесткую структуру норм и предписаний.

Поэтому идеалом для людей выступает хорошее приспособление к обстоятельствам жизни и обращение активности на внутренний мир, а не на внешние обстоятельства. Это нашло выражение в традиционализме, внутренней сдержанности и некоторой догматичности восточной философии.

Она не отказывается от религиозно-мифологических форм культуры, а продолжает постепенно развивать их в рамках философии.

В ходе исторического развития, западноевропейская философия прошла ряд этапов. В зависимости от важнейших вопросов, находящихся в центре внимания эпохи, можно выделить следующие социокультурные типы философии:

1) античный космоцентризм (в центре внимания была природа);

2) средневековый теоцентризм (в центре философии – бог);

3) антропоцентризм эпохи Возрождения (в центре – сам человек);

4) наукоцентризм Нового Времени (поиск методов научного познания);

5) современный антропоцентризм(человек рассматривается во всех сферах его деятельности).

Основные разделы философии и их проблематика.Философское знание группируется в основные разделы, соответствующие важнейшим сферам бытия природы, человека и общества.

1. Философское учение о бытии – онтология, то есть рассуждения о мире, о его существовании и развитии.

Бытие имеет две взаимосвязанные характеристики – материю и сознание. Вопрос об их соотношении называют основным вопросом философии. Он имеет две стороны.

Во-первых: что первично (то есть что выступает первоначалом мира) – сознание или материя? Материалисты считают, что первична мате­рия, природа, а сознание возникает из материи, поэтому оно вторично. Идеалисты считают, что первично сознание, которое порождает материальный мир.

Идеализм существует в двух основных разновидностях: а) субъективный идеализм– утверждает, что реальность сформирована нашим сознанием, а что находится за его пределами – неизвестно; б) объективный идеализм– полагает, что природа и человек порождены мировым духом (мировым разумом, идеей, Богом). Материальное или идеальноепервоначало получило название субстанция.В зависимости от того, сколько субстанций признавалось, возникли философские направления монизма (единственное начало), дуализма (действие двух независимых начал: и материального и идеального) и плюрализма (множество субстанций). В настоящее время выдвигаются другие трактовки основного вопроса философии (о добре и зле, о смысле жизни и т.д.).

2. Гносеология – теория познания. Она изучает возможности и способы познания человеком мира и самого себя.

Здесь мы сталкиваемся со второй стороной основного вопроса философии: познаваем ли мир? Большинство философов считает, что мир познаваем, наши знания правильно отражают реальность. Это позиция гносеологического оптимизма.

Агностики же утверждают, что мир познать нельзя. Часть философов сомневается как в познаваемости, так и в непознаваемости мира – это скептики.

3. Философская антропология – философское учение о человеке. Она рассматривает сущность и происхождение человека, проблемы становления личности, вопросы смысла жизни. Перечень проблем настолько важен, что зачастую из этой проблематики выделяют самостоятельные разделы – праксиологию (учение о деятельности людей) и аксиологию(учение о ценностях).

4. Социальная философия – раздел, изучающий общество. В нем рассматривается общество как целостная система, выявляются закономерности его функционирования и развития, обсуждаются проблемы и перспективы современной цивилизации.

5. История философии. Изучает развитие философии от древности и до наших дней, рассматривает различные философские теории, школы, направления.

Философия в системе культуры. Социальные функции философии.Философия тесно взаимодействует с другими формами духовной культуры – с мифологией, религией, искусством, моралью, наукой. Еще в древности сложился идеал единства Истины, Блага и Красоты.

Искусство – это духовно-практическая деятельность людей, основанная на художественном восприятии действительности и преобразование мира на базе идеалов и представлений о прекрасном. Мораль – предписания и правила, которые существуют в виде негласных законов и выражают коллективные представления о добре и зле.

Наука – это сфера человеческой деятельности, направленная на изучение действительности и система рациональных знаний о законах природы, общества, мышления.

Философия и религия исследуют схожие проблемы, стремятся пробудить в человеке лучшие качества, но религия базируется на догме, вере и эмоциях, а философия – на сомнениях, логике и разуме.

Философия и искусство отличаются вниманием к красоте и гармонии, рассказывают о своей эпохе, о волнующих человека вопросах. Но искусство идет через образное описание единичных и уникальных явлений, а философия проникает в сущность явления с помощью логических рассуждений о его всеобщих основах.

Философия и мораль, закладывают основы поведения и поступков людей с точки зрения добра и зла. Но нравственно можно поступать по-привычке, не задумываясь. Философия же, рассуждая о морали, всегда ищет главный принцип, закон, по которому люди должны жить.

Философия и наука отличаются рациональностью, системностью, логичностью. Но наука дает частное знание о мире, а философия – всеобщее.

Научное знание объективно, не зависит от жизненного опыта ученого, а философия всегда содержит оценку, в ней выражены личные предпочтения и убеждения мыслителя. Наука опирается на опыт и эксперимент, философские теории нельзя ни доказать, ни опровергнуть с помощью научного опыта.

Наука переходит от одной решенной задачи к другой, а философские проблемы называются «вечными», поскольку каждое поколение философов решает их по-своему.

Функции философии:

1) мировоззренческая (философия влияет на формирование представлений о мире и месте в нем человека);

2) методологическая (выработка основных методов познания окружающей действительности);

3) критическая (вскрытие противоречий в реальном мире и человеческом знании, разрушение стереотипов и заблуждений);

4) прогностическая (прогнозирование дальнейшего развития мира, общества, человека, познания);

5) интегративная (согласование, интеграция всех форм человеческого опыта – практического, познавательного и ценностного).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/5_115830_filosofiya-kak-sotsiokulturniy-fenomen.html

Введение. Основы философии

ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН:  В переломные моменты человеческой истории и культуры, связанные с

В переломные моменты человеческой истории, связанные с крушением кумиров и иллюзий, резко актуализируется поиск философской и теоретической мысли для решения насущных проблем, а также для обоснования новых ориентиров и ценностей. Как строить свои отношения с природой, обществом, друг с другом.

Какими знаниями и ценностями при этом руководствоваться? Ответы на эти вопросы дает изучение понятия «мировоззрение». Постигнуть суть мировоззрения, вычленить составляющие его компоненты, исследовать роль философии в нем — значит, понять механизмы формирования новых мировоззренческих оснований.

Без новых идей невозможно появление новых социальных отношений и приоритетных ценностей. Прежде чем осуществлять перевороты в социальной жизни, экономике, необходимы радикальные перевороты в сознании людей. Кризис идеалов вызывает необходимость переосмысления традиционных ценностей, поиск новых идеалов, значимых для человека.

В периоды, когда распадается связь времен, начинается трагическое, тревожное существование человека, возникает бытие на переломе.

В эти исторически спрессованные моменты не обойтись без философии, недаром предназначение философии передается через образ совы Минервы (Минерва -богиня мудрости у древних римлян, сова — священная птица, сидящая у ее ног). Гегель писал, что сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек.

Необходимость поиска новых мировоззренческих структур отношения к природе, обществу, общечеловеческим ценностям в XXI столетии отразилась в названии XX Всемирного философского конгресса «Пайдея: философия в воспитании человечества». Конгресс проходил в августе 1998 г. в г. Бостоне (США).

Греческое слово «пайдея» означает гармоничное развитие, воспитание, возвращение к прошлому.

Какую роль может сыграть философия в воспитании человечества? Почему эта проблема актуализируется в наше время? Просветительная тема конгресса заостряла внимание на необходимости оптимально, критично и вместе с тем рационально оценить происходящее в мире. Заниматься философией, подчеркивали философы мира, – значит верить в разум.

Философы могут сделать многое в воспитании человечества.

Как жить в гармонии, существовать в рамках богатства и бедности, восторга и тревоги, как спасти человечество от глобальных проблем? Все философы мира приветствовали в разные времена разум.

Почему же сегодня на него часто нападают? Эти вопросы беспокоили философов как на XX Всемирном философском конгрессе, так и на XXI, который получил название «Философия лицом к мировым проблемам» и проходил в Стамбуле в 2003 г.

Поиск новых мировоззренческих идей идет на фоне небывалых событий мировой цивилизации. Перед человечеством стоят проблемы, требующие глубокого философского осмысления.[14]

1. Проблема выживаемости в ядерный век. До создания мощного ядерного оружия люди были убеждены, что человечество в целом бессмертно. Можно уничтожить памятники и другие достижения человеческой культуры, но человечество будет существовать. Когда в августе 1945 г.

на японские города были сброшены первые атомные бомбы, началась принципиально новая эра мировой истории, ибо обозначилась реальная опасность для дальнейшего существования человечества.

С этого момента человечество осознало свою смертность, оно как бы уравнялось в своем статусе с отдельным индивидом — простым смертным, чья земная жизнь ограничена определенными временными рамками. Ядерное оружие, наряду с другими глобальными опасностями, ставит под угрозу выживаемость человечества.

Стало ясно, что все другие проблемы имеют смысл лишь постольку, поскольку остается шанс на разрешение основной проблемы — проблемы выживания, сохранения целостности человечества.

2. Проблема экологической выживаемости человечества. Начиная с эпохи Просвещения, быстро развивающаяся техногенная цивилизация поставила человечество на грань жизни и смерти. С возникновением мощного технологического давления на биосферу искусственная среда (среда обитания человека) требует все больше вещества природы для своего воспроизводства.

3. Проблема сохранения целостности личности.

Цивилизация взорвала такие традиционные структуры, как передача вечных ценностей от отцов и дедов (ценность труда, живой контроль общества за нравственным поведением человека и т. д.).

Постоянные погружения человека в разные социальные отношения, где от него требуется выполнение соответствующих ролей, приводят к постоянным стрессам, к утере целостности личности.

4. Проблема коммуникативного единства человечества, проблема необходимости формирования идеалов открытости, диалога между различными народами и религиями, несилового решения возникающих конфликтов.

Названные проблемы требуют новых мировоззренческих идей в отношении к миру в целом, к человеку и человечеству, радикальных изменений в познавательном отношении человека в различных сферах культуры. Так, чтобы решить проблему экологической выживаемости, нужны обновленные мировоззренческие установки по отношению к природе.

Необходимо понять, что природа не мастерская, не кладовая с безграничными ресурсами, а красивый и очень хрупкий храм. Нужна не парадигма (исходная концептуальная схема) насилия над природой, а модель гармонии и диалога с ней, понимание ее в целом.

Глубочайшее осознание общечеловеческих ценностей поможет решить проблему сохранения человека как личности. Нужны новые критерии и подходы для успешного диалога человека с человеком, ориентированные на плюрализм мнений, терпимость, толерантность, согласие, которые обеспечат формирование новых мировоззренческих структур.

Обоснование этих новых мировоззренческих ценностей и является одной из задач современной философии. Философия как рациональное теоретическое ядро мировоззрения занимает центральное место в гуманитарной подготовке современного учащегося, в формировании его мировоззрения.

Изучение философии ориентировано на освоение глубинного наследия мировой и отечественной философской мысли, познание бытия, природы, человека, различных социальных реалий, способствуя тем самым расширению горизонта видения учащимися современного мира и собственной жизненной позиции, решению личных смысложизненных вопросов.

Данное учебное пособие подготовлено в соответствии с типовой учебной программой, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь. Авторами отдельных глав являются: доктор филос. наук, проф. Я.С. Яскевич (введение, гл. 1, 5, 6, заключение); канд. филос. наук, доц. В. С. Вязовкин (гл. 3, 4, 7), доктор филос. наук, доц. X. С. Гафаров (гл. 2).

Источник: http://an-site.ru/dk/of01.htm

1. Философия как социокультурный феномен

ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН:  В переломные моменты человеческой истории и культуры, связанные с

Понятие и структура мировоззрения,его исторические типы. Особенностифилософского мировоззрения. Мировоззрениеэто система взглядов на окружающиймир и место в нем человека; совокупностьжизненных принципов и идеалов личности.Оно формируется у человека десятилетиямипутемсложноговзаимодействия знаний, убеждений,мыслей, чувств, настроений, надежд.

Структура мировоззрения.

1. Знания –совокупностьсведений об окружающем мире. Они бы­ваютнаучными, профессиональными,повседнев­но-практическими.

2. Ценности –отношениелюдей к духовным явлениям или материальнымобъектам с точки зренияих важности и положительной илиотрицательной оценки. Это нашипредставления о добре и зле.

3. Эмоции и чувства –личные переживания человека, вызванныевнутреннимиивнешними воздействиями, например, страхили радость.

4. Воля –способность квыбору цели деятельности и к концентрацииусилий, необходимых для её осуществления.Она позволяет человеку претворять своиидеи в жизнь.

5. Убеждения –взгляды,принимаемые в качестве истины,соответс­твующие жизненным интересамчеловека и определяющие его позицию.Они становятся основой поведениялич­ности, общественных групп, наций,народов.

Исторические типы мировоззрения.

Мифология (отгреч.mythos– повествование, сказание; logos– рассказ) –это мировоззре­ние,которое возникло в глубокой древности. Оно основано на жизненном опыте,вымыслах, фантазии и образном мышлении.Мифы рассказывают о происхождениии устройстве мира, о богах и героях, очеловеческой судьбе.

Религия(от лат.religio– набожность, святыня)– форма мировоззрения, основаннаяна вере в существование сверхъестественнойсилы, которая управляет миром. Религия«удваивает мир», разделяя его набожественный и земной.

Философия –научно-теоретический тип мировоззрения,в котором формируются знания о наиболееобщие принципах развития природы,общества, мышления, а также об отношениичеловека к миру.

Особенности философского мировоззрения:

1. Рациональность – опора на разумчеловека.Это позволяет людямсознательно ориентироваться в мире.

2. Логичность – доказательствовыдвигаемых положений. Они не простоутверждаются, а выводятся в логическиупорядоченной форме.

3. Рефлексия – мышление, обращенноена себя, то есть мысль о мысли. Этопозволяет находить ошибки, совершенствоватьмышление.

4. Критичность – сомнение в правильностисуществующих теорий. Философиядопускает критику любых идей, разрушаетверу в догматы и постулаты.

5. Философия имеет развитый категориальныйаппарат – систему самых общих,фундаментальных понятий.

Предметное самоопределение философиии ее геосоциокультурные типы. Философия(от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость)буквально означает «любовь к мудрости».Впервые термин «философ» упот­ребилдревнегреческий математик и мыслительПифагорвVIв. до н.э.по отношению к людям, стремящимся квы­сокой мудрости и правильному образужизни.

Предметом науки называют ту частьдействительности, которую изучаетданная дисциплина. Но определить предметфилософии сложно: он по-разному видитсяразными философами и в разное время.

Это объясняется тем, что каждаяисторическая эпоха и каждый географическийрегион на первый план философскихисследований выдвигает круг каких-тосвоих важнейших вопросов.

В самом широкомсмысле предметом философииявляетсяцелостное познание предельных основанийбытия природы, человека, общества икультуры.

В ходе развития философии сформировалисьее основные типы. Географически выделяютзападную и восточную философии.Первая возникла в Древней Греции.Экономическая и гражданская активностьлюдей породила стремление к преобразованию,к совершенствованию окружающего мира.

Это отразилось на особенностяхдревнегреческой философии. Для неехарактерны научная рациональность,критичность, динамизм. Восточнаяфилософия связывается с культурамиДревней Индии и Древнего Китая. Здесьчеловек с момента рождения включен вжесткую структуру норм и предписаний.

Поэтому идеалом для людей выступаетхорошее приспособление к обстоятельствамжизни и обращение активности на внутренниймир, а не на внешние обстоятельства. Этонашло выражение в традиционализме,внутренней сдержанности и некоторойдогматичности восточной философии.

Онане отказывается от религиозно-мифологическихформ культуры, а продолжает постепенноразвивать их в рамках философии.

В ходе исторического развития,западноевропейская философия прошларяд этапов. В зависимости от важнейшихвопросов, находящихся в центре вниманияэпохи, можно выделить следующиесоциокультурные типы философии:

1) античный космоцентризм (в центревнимания была природа);

2) средневековый теоцентризм (вцентре философии – бог);

3) антропоцентризмэпохи Возрождения(в центре – самчеловек);

4) наукоцентризм НовогоВремени (поиск методов научного познания);

5) современный антропоцентризм(человек рассматривается во всехсферах его деятельности).

Основныеразделы философии и их проблематика.Философскоезнание группируется в основные разделы,соответствующие важнейшим сферам бытияприроды, человека и общества.

1. Философское учение о бытии –онтология,то есть рассуждения омире, о его существовании и развитии.

Бытие имеет две взаимосвязанныехарактеристики – материю и сознание.Вопрос об их соотношении называютосновным вопросом философии. Онимеет две стороны. Во-первых:чтопервично (то есть что выступаетпервоначалом мира) – сознание илиматерия?Материалистысчитают,что первична мате­рия, природа, асознание возникает из материи, поэтомуоно вторично.

Идеалисты считают,что первично сознание, которое порождаетматериальный мир. Идеализм существуетв двух основных разновидностях: а)субъективный идеализм–утверждает, что реальность сформировананашим сознанием, а что находится за егопределами – неизвестно; б)объективныйидеализм– полагает, что природаи человек порождены мировым духом(мировым разумом, идеей, Богом).

Материальноеили идеальноепервоначало получилоназваниесубстанция.В зависимостиот того, сколько субстанций признавалось,возникли философские направлениямонизма(единственное начало),дуализма (действие двух независимыхначал: и материального и идеального)и плюрализма(множество субстанций).

В настоящее время выдвигаютсядругие трактовки основноговопроса философии (о добре и зле, о смыслежизни и т.д.).

2. Гносеология – теория познания.Она изучает возможности и способыпознания человеком мира и самого себя.

Здесь мы сталкиваемся со второй сторонойосновного вопроса философии:познаваемли мир?Большинство философов считает,что мир познаваем, наши знания правильноотражают реальность. Это позициягносеологического оптимизма.

Агностикиже утверждают, что мирпознать нельзя.Часть философовсомневается как в познаваемости, так ив непознаваемости мира – этоскептики.

3. Философская антропология – философскоеучение о человеке.Она рассматриваетсущность и происхождение человека,проблемы становления личности, вопросысмысла жизни. Перечень проблем настольковажен, что зачастую из этой проблематикивыделяют самостоятельные разделы –праксиологию (учение о деятельностилюдей) иаксиологию(учение о ценностях).

4. Социальная философия – раздел,изучающий общество. В нем рассматриваетсяобщество как целостная система, выявляютсязакономерности его функционированияи развития, обсуждаются проблемы иперспективы современной цивилизации.

5. История философии. Изучает развитиефилософии от древности и до наших дней,рассматривает различные философскиетеории, школы, направления.

Философия в системе культуры. Социальныефункции философии. Философия тесновзаимодействует с другими формамидуховной культуры – с мифологией,религией, искусством, моралью, наукой.Еще в древности сложился идеал единстваИстины, Блага и Красоты.

Искусство– это духовно-практическая деятельностьлюдей, основанная на художественномвосприятии действительности ипреобразование мира на базе идеалов ипредставлений о прекрасном.Мораль– предписания и правила, которыесуществуют в виде негласных законов ивыражают коллективные представленияо добре и зле.

Наука– это сферачеловеческой деятельности, направленнаяна изучение действительности и системарациональных знаний о законах природы,общества, мышления.

Философия и религияисследуют схожиепроблемы, стремятся пробудить в человекелучшие качества, но религия базируетсяна догме, вере и эмоциях, а философия –на сомнениях, логике и разуме.

Философия и искусствоотличаютсявниманием к красоте и гармонии,рассказывают о своей эпохе, о волнующихчеловека вопросах. Но искусство идетчерез образное описание единичных иуникальных явлений, а философия проникаетв сущность явления с помощьюлогическихрассужденийо его всеобщихосновах.

Философия и мораль, закладываютосновы поведения и поступков людей сточки зрения добра и зла. Но нравственноможно поступать по-привычке, незадумываясь. Философия же, рассуждая оморали, всегда ищет главный принцип,закон, по которому люди должны жить.

Философия и наука отличаютсярациональностью, системностью,логичностью. Но наука дает частноезнание о мире, а философия – всеобщее.

Научное знание объективно, не зависитот жизненного опыта ученого, а философиявсегда содержит оценку, в ней выраженыличные предпочтения и убеждениямыслителя. Наука опирается на опыт иэксперимент, философские теории нельзяни доказать, ни опровергнуть с помощьюнаучного опыта.

Наука переходит от однойрешенной задачи к другой, а философскиепроблемы называются «вечными», посколькукаждое поколение философов решает ихпо-своему.

Функции философии:

1) мировоззренческая (философиявлияет на формирование представленийо мире и месте в нем человека);

2) методологическая (выработкаосновных методов познания окружающейдействительности);

3) критическая(вскрытие противоречийв реальном мире и человеческом знании,разрушение стереотипов и заблуждений);

4) прогностическая (прогнозированиедальнейшего развития мира, общества,человека, познания);

5) интегративная (согласование,интеграция всех форм человеческогоопыта – практического, познавательногои ценностного).

Источник: https://studfile.net/preview/5611550/page:2/

Scicenter1
Добавить комментарий