ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ: Философское учение о природе, основные положе-ния которого были

Лекция 5. Философия природы

ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ: Философское учение о природе, основные положе-ния которого были

Понятие бытия. В широком, самом общем смысле понятие «бытие» означает «существование». В философии под бытием, как правило, понимают реальность, существующую объектив­но, т. е.

независимо от человека. Следовательно, бытие – это материальное существование природной и социальной реальности (действительности).

Раздел философии, посвя­щенный изучению наиболее общих проблем бытия, назы­вается онтологией.

Бытие – одно из фундаментальных философских понятий. Возникновение самой философии в определенной мере связано с постановкой и разрешением проблемы бытия. Одними из первых учение о бытии начали развивать древнегречес­кие философы. Они противопоставляли бытие и небытие. Постепенно оформились два различных понимания бытия:

• бытие – это нечто неизменное, единое, неподвижное (линия Парменида)

• бытие – это нечто изменчивое и претерпевающее постоянное становление (линия Гераклита).

Эти две линии прошли через всю историю философии и сохраняются по сей день.

Поскольку понятие «бытие» включает природную и со­циальную реальность, то условно можно выделить природное и со­циальное бытие.

Природное бытие охватывает множество различных вопросов. Мы рассмотрим только основные атрибуты природного бытия. Атрибут есть неотъемлемое, существен­ное свойство или качество чего-либо. Атрибутами природ­ного бытия являются:

— субстанция(субстанциальность)

— движение и развитие

— детерминизм и закономерность

— организованность и структурность

— многомерность

— дифференцированность

— жизнь

— сознание

Понятие природы. Корни экологического кризиса. В различные исторические эпохи люди по-разному понимали природу и, следовательно, имели к ней различ­ное отношение. В широком смысле это все, что существует во Вселен­ной.

В этом значении понятие «природа» почти совпадает с понятием «бытие».

Но чаще понятие «природа» употреб­ляется в другом, более специальном значении – как сово­купность естественных условий существования человека и общества, все многообразие материальных и духовных тел и процессов.

В древнем мире, как правило, считалось, что природа (космос) есть бытие упорядоченное, организованное и конеч­ное. Оно имеет свое первоначало и подчиняется неким зако­нам или богам. Природа совершенна. Человек должен учиться у природы и стремить­ся к своему совершенству.

В Средние века распространяется религиозное убеждение в том, что природа сотворена Богом. Истинное бытие – толь­ко Бог. Природа – отражение божественного мира, причем далеко не совершенное. Она не является истинным бытием, стоит ниже Бога. Все природное и материальное – тленно, греховно. Человек должен стремиться вырваться из природ­ного мира в мир божественный.

В философии эпохи Возрождения природный и боже­ственный миры сливаются воедино (пантеизм). Природа на­деляется божественными свойствами. Человек, как творец, уподобляется Богу. Природные (чувственные) устремления человека считаются естественными и нормальными.

В Новое время укрепляется научное и, вместе с тем, прак­тическое отношение к природе. Природный мир, как пола­гали многие философы, сотворен Богом, но существует по своим естественным законам (деизм). Природа – материаль­на и познаваема. Цель человека – познать законы природы и покорить ее, заставить служить себе и своим интересам.

Такое утилитарное, потребительское отношение к приро­де в Новейшее время укрепилось и породило закономерный результат – углубляющийся экологический кризис.

С точки зрения философии, экологический кризис – это негативное влияние деятельности человека на окружающую природную среду. Причина негативного влияния в убеждении, что человек – царь, хозяин, господин природы, а она – его служанка.

Такое отношение порожда­ет бездумное, хищническое, варварское отношение к при­роде.

Атрибуты бытия. Субстанция. Понятие субстанция означает сущность, первонача­ло, нечто, лежащее в основе. Природное бытие обладает суб­станциальностью, т.е. оно из чего-то состоит. Это что-то лежит в основе всех вещей.

Поэтому философская проблема субстанции прежде всего заключается в вопросе: из чего со­стоит мир или что лежит в основе всех вещей? Эта проблема волновала умы мыслителей еще в глубокой древности.

С того времени было предложено несколько ее решений:

• Монизм – концепция, согласно которой мир имеет только одно первоначало (т.е. одну субстанцию). Разновидности монизма:

— материалистический монизм — субстанцией является материя (Маркс, Энгельс, Ленин и др.)

— идеалистический монизм – субстанцией является не­кое идеальное (т.е. духовное) начало — Бог, Дух, идея, логос, Космический Разум, Мировая душа и т.д. (Платон, Аристотель, Августин Блаженный, Гегель и др.);

— пантеистический монизм — субстанция понимается как тождество Духа (Бога) и Природы (Коперник, Бруно, Спиноза, Блаватская, Рерих).

• Дуализм – концепция, согласно которой мир имеет два первоначала – духовное и материальное (Рене Декарт (XVII в.)).

• Плюрализм — концепция, согласно которой мир имеет множество первоначал. Самый известный сторонник плюрализма — немецкий философ и ученый Готфрид Лейбниц. Такими первоначалами он считал монады – нематериальные частицы, из которых состоят предметы и живые существа. Самая высшая и совершенная монада – Бог.

Понятия духа и материи.

Дух. В философии оформились три основных ответа на воп­рос «Что есть дух?»:

— Дух есть нечто нематериальное, противоположное ве­щественному, телесному, материальному. Дух неуловим, неосязаем и непознаваем. Так думали, например, христи­анские философы Средних веков.

— Дух есть порождение высокоорганизованной материи. Он тесно с ней связан и не имеет никакой самостоятельности. Например, сознание человека – духовное образование, порождаемое биофизическими про­цессами мозга. Но продукты сознания – мысли, нематериальны, их невозможно как-либо зафиксировать. Так дума­ли материалисты – Маркс, Энгельс, Ленин.

В XX в. была доказана ошибочность такого понимания мысли. Мысль – особое энергетическое (полевое), а значит, материальное образование.

— Дух есть особое состояние материи – разреженное, утон­ченное и высокоорганизованное. Дух и материя – различ­ные состояния (полюса) единой космической субстанции («материя есть кристаллизованный дух»).

Такая точка зре­ния характерна для эзотерической философии (Махатмы, Блаватская, Рерих и др.). Научные факты, получа­емые исследователями, все более убедительно свидетель­ствуют в пользу данной точки зрения.

Оказалось, что различные духовные образования подлежат научному изу­чению и фиксации (мысли, аура, фантомы сознания – тон­кие энергетические тела человека и т.д.).

Материя.Представления о материи в истории философии не единожды изменялись. Так, например, у Аристотеля мате­рия – пассивное, неорганизованное начало, которое нуждается в форме. Форма – то, что придает материи содер­жание и позволяет существовать в виде определенной вещи. Например, форма человека – его душа.

В Средние века мате­риальные вещи противопоставлялись духовным образовани­ям – Богу, божественному миру, ангелам и т.д.

В Новое время понятие «материя» отождествлялось с понятием «веще­ство». Но с развитием физики эти понятия были разведены. Веществом стали называть лишь один из видов материи.

Широко известно определение материи, сделанное Лениным: материя есть объективная реальность, существующая вне человеческого сознания. С позиций современной науки это определение является неточным. Мысль – особое энергетическое (полевое), а значит материальное образование.

Материя существует вечно, она неуничтожима и неисчерпаема, постоянно видоизменяется и переходит из одного состояния в другое.

Современная наука выделяет два основных вида материи – (веще­ство и поле) и две основных формы существования материи (пространство, время).

Вещество— вид материи, обладающая дискретным (прерывистым) строением и массой покоя. Частицы вещества – кварки, протоны, нейтроны, атомы, молекулы и т. д.

Физическое поле— вид материи, обладающий непрерывностью и отсутствием массы покоя. Частицы поля – кванты. Современной науке известны четыре вида полей – гравитационное, электромагнитное, слабое ядерное и сильное ядерное. Некоторые физики полагают, что существует и пятый вид – торсионное поле (порождаемое процессами вращения).

Пространствоесть способность материальных тел зани­мать определенное местоположение, или распола­гаться относительно других тел. Размерность физического пространства в макромире равна трем, однако ученые и философы полагают, что размерность пространства как в макро-, так и в мегамирах может быть выше трех.

Времяесть длительность или скорость развития мате­риальных процессов, их ритм или темп. Размерность вре­мени в физическом макромире равна единице, т. е. оно одномерно.

Движение и развитие. В природном мире все подлежит изменениям. Всякое изменение материи в философии называется движением.Существуют сле­дующие формы движения материи:

механическое — перемещение, например, шара по плос­кости;

— физическое — например, ядерная реакция;

— химическое — например, химическая реакция окисления;

— биологическое — например, деление клетки;

— психическое — например, ощущение или мышление;

— социальное — например, социальная революция;

— космическое- например, расширение межгалактического пространства Вселенной.

Сложный вид изменений и движения называется разви­тием,или более точно: развитие есть направленные, каче­ственные, необратимые изменения сложных системных объектов.

Детерминизм и закономерность.Детерминизм или принцип причинности предполагает обусловленность одних явлений другими явлениями. Его основная идея состоит в том, что никакое событие в природе не может произойти само по себе. Оно должно быть порождено другими событиями, которые выс­тупают по отношению к нему как причины.

Другое важнейшее основание детерминизма – принцип закономерности, согласно которому взаимодействия меж­ду природными объектами происходят по определенным устойчивым схемам. Такие схемы называются законами.

Например, схема взаимодействия камня и Зем­ли всегда одинакова (устой­чива). Камень будет притягиваться к Земле, т.е. падать. Это падение объясняется законом гравитации (притяжения). Если однажды камень зависнет в воздухе и не упадет на Зем­лю, не следует торопиться объявлять это «чудом» в религиоз­ном смысле этого понятия, т.е.

как нечто сверхъестественное, необъяснимое с точки зрения причинности и закономернос­ти. Если камень завис, значит, на него действует неизвест­ная сила, причинность и закономерность действия которой необходимо установить. Возможно, это будет сделать не­просто.

Но это не означает нарушения причинности и зако­номерности как базовых принципов научно-философского познания мира.

Организованность. Структурность. Многомерность.Очевидно, что в природном мире существует как по­рядок, так и беспорядок. Тем не менее, упорядоченность, или организованность, материального и духовного бытия во мно­гих явлениях и процессах явно преобладает над хаосом.

Это поняли еще древние греки. Не случайно ими было сформули­ровано понятие космос,которое означало упорядоченное, организованное, конечное бытие в противовес хаосу — бы­тию неупорядоченному и бесконечному.

В настоящее время наука объясняет происхождение Кос­моса на основе теории Большого Взрыва: мно­го миллиардов лет назад космическое пространство было сжато в единую сверхплотную вакуумную точку.

В результа­те неизвестных процессов в недрах вакуума произошел огромный (взрывной) выброс энергии и расширение космического пространства, которое продолжается до сих пор.

Постепенно, по мере рас­ширения Космоса, стали образовываться микрочастицы и космические тела-галактики, звезды, планеты и т. д.

Материя в Космосе имеет определенную структурность — это организованность, упорядоченность в системы, элементы которых связаны между сорбой.

В самом общем виде выделяют три уровня организации материи в Космосе: микромир (физический вакуум, элементарные частицы), макромир (макротела, молекулы), мегамир (планеты, планетные системы и звёзды, галактики, метагалактика (доступная изучению часть Вселенной)).

Важный атрибут космического бытия и материи — мно­гомерность.Долгое время ученые думали, что существуют только три пространственных размерности и одна времен­ная.

Однако оказалось, что физические теории, объясняющие структуру и взаимодей­ствия микрочастиц, свидетельствуют об их многомерности.

Сейчас в науке укрепляется убеждение, что многомерность может существовать не только в микро-, но и в макро- и мега-мирах.

Эзотерическая философия уже давно обосновывает эту идею. В Космосе, кроме нашего мира, могут существовать миры иных измерений. Причем эти миры находятся не где-то далеко, а параллельны с нашим.

Их называют «тонкие миры», «духовные сферы бытия», «внут­ренний космос», «астральный и ментальный миры» и т.д. Многие древние философы и ряд современных ученых полага­ют, что сознание человека во время сна и после смерти биологического тела пребывает в этих мирах.

В настоящее вре­мя в науке разворачиваются теоретические и эксперимен­тальные исследования этих проблем.

Дифференцированность.Понятие дифференцированность означает разъеди­ненность, расчлененность на отдельные фрагменты и образо­вания. Материя не только структурирована и организована, но и разделена. Например, то, что каждый процесс или явление имеет свои противопо­ложные, полярные свойства – положитель­ные и отрицательные заряды в электричестве, разделение полов и т.д.

Дифференцированность проявляется в дискретности — вещество состоит из отдельных микрочастиц, общество со­стоит из отдельных индивидов, галактики состоят из отдель­ных звезд и планет и т.д.

Философы утверждают, что возможны и недифференци­рованные состояния материи. В таком состоянии материя, вероятно, находилась до появления Вселенной из вакуум­ной точки.

Жизнь. В изучении жизни главными являются три вопроса: Что есть жизнь? Когда и как она появилась? В каких формах она существует?

На вопрос: «Когда и как появилась жизнь?» в философии существуют два ответа.

Философы-материалисты (Маркс, Эн­гельс, Ленин) утверждали, что жизнь есть свойство высоко организованной материи, которое появляется на опреде­ленной (биологической) ступени ее эволюции.

Согласно этой точке зрения природу принято делить на неживую и живую. Живые объекты природы появляются из неживых случай­но или закономерно (единого мнения на этот счет нет).

Согласно другой точке зрения, которая называется жизнь есть неотъемлемое свойство материи, она никогда не появлялась и никогда не исчезнет, вся материя (Космос) является живой (Платон, Анаксимен, Аристотель и др.).

Краеугольным является вопрос «Что есть жизнь?», так как от ответа на него зависят ответы и на другие вопросы. Материалисты воспринимали жизнь только в биологическом смысле, поэтому наука долгое время признавала живыми исключительно биологические существа. Однако оказалось, что жизнь может существовать и в небиологической — энерге­тической (полевой) форме.

Наиболее глубокое определение жизни дают эзотерический буддизм и йога. Жизнь в этих учениях отож­дествляется с движением материи и понимает­ся как всякое изменение и взаимодействие материи. Она существовала всегда, но в различных формах и видах, мно­гие из которых человеку пока не известны.

В XX в. началось целенаправленное изучение энергетичес­ких форм жизни — тонкоматериальных полевых образований.

Результаты, полученные исследователями, противоречили узким материалистическим представлениям о жизни и сви­детельствовали в пользу древней восточной философии.

Научное определение жизни – форма существования живой материи, состоящая в обмене веществом, энергией и информацией с окружающей средой, в их переработке для осуществления своих функций.

Сознание.Сознание изучается многими научными дисциплина­ми, центральное место среди которых занимают философия и психология. Сознание – это особая функция или способность материи (духа), которая заключается в субъективном отражении и предвосхищении объективной действительности. Существуют три основные точки зрения на проблему происхождения сознания:

— сознание есть продукт высокоорганизованной материи (марксизм и др.);

— сознание (дух) существует изначально до появления материи (идеалистическая философия — Аристотель, Августин, Аквинский, Гегель и др.);

— сознание — имманентное (внутренне присущее, неотъемлемое) свойство субстанции, которое существует вечно, но по-разному проявляется во множестве всевозможных материальных форм и имеет различные степени развития (эзотерическая философия — Махатмы, Блаватская, Ре­рих и др.).

Наука XIX — XX вв. воспринимала сознание механистич­но, ориентируясь на первую из указанных точек зрения. Ученые думали, что сознание человека порождается, пол­ностью зависит и может быть объяснено биофизической активностью мозга. Но оказалось, что на самом деле все на­много сложнее.

Было установлено, что сознание может со­хранять свою активность во время полной остановки биофизических мозговых процессов (клиническая смерть).

Подобные феномены нашли свое объяснение в развивающей­ся энерго-информационной концепциисознания, в которой оно трактуется как особое энергетическое явление (функ­ция), связанное с полевыми формами материи.

Мозг осуществляет связь между миром идеальным и материальным. в мозге – 10 млрд. нервный клеток (нейронов). Мы очень много знаем о том, что делает мозг, и очень мало о том, как делает.

Связь, детерминизм, развитие.Еще в древности люди начали понимать, что раз­личные природные процессы и явления существуют не сами по себе, а так или иначе взаимосвязаныдруг с другом.

Гром и молния связаны с дождем; хороший урожай – с дос­таточным количеством влаги и тепла. Представление о взаимосвязи отдельных природных объектов и явлений нашло свое отражение уже в ран­них философских учениях.

Однако идея всеобщей взаимо­связиявлений и процессов бытия входила в науку и философию достаточно долго. Наибольшее количество споров вызывала не просто взаимосвязь, а всеобщая взаимосвязь в природе.

До сих пор эта идея имеет своих противников, несмотря на убе­дительные аргументы естествознания. Так, мир является еди­ным целым, например, потому, что все его элементы связаны между собой силами гравитации (притяжения).

Почему же идея всеобщей взаимосвязи вызывала и вы­зывает столько споров? Дело в том, что всеобщие (универ­сальные) связи бытия не так наглядны и понятны, как связи между отдельными явлениями. Их понимание требует не просто наблюдений, но познания определенных закономер­ностей, которые часто именуют диалектическими (от слова «диалектика»).

Виды универсальных связей бытия. Универсальные связи бытия делят на две группы:

• структурные связи выражают организованность бытия, его упорядоченность в системы, элементы которых связаны между собой.

• причинно-следственные связи (детерминизм) – выражают обусловленность одних явле­ний другими. Известно пять основных исторических форм детер­минизма:

кармический детерминизм: основан на учении о карме, в котором признается сложная причинная обусловленность и закономерность явлений природы, общественной жизни и психики человека (в буддизме, йоге и других школах ин­дийской философии).

теологический детерминизм:Бог — причина всех событий (христианская, исламская теология Средних веков).

механистический детерминизм: причинно-следственные связи считались жесткими и постоянными, случай­ности исключались (был распространен в Европе в Новое время; Ньютон и др.).

статистический,иливероятностный, детерминизм: при­чина и следствие связаны не жестко, а вероятностно, допус­каются случайности и неопределенности (современная наука).

Изменения и развитие.Давно замечено, что в природе нет ничего постоян­ного и устойчивого. Постепенно, медленно или быстро, все претерпевает определенные изменения. Направленные, качественные, необратимые изменения сложных систем называются развитием. Все виды развития по направленности разделяются на:

• прогресс — вид развития, при котором наблюдается пе­реход от низших, малоорганизованных форм к высшим, высокоорганизованным формам.

• регресс(инволюция или деградация) — вид развития, при котором наблюдается переход от высших, высокоорганизо­ванных форм к низшим, малоорганизованным формам.

• одноплоскостное развитиеосуществляется в пределах одного уровня или плоскости, переход системы в более вы­сокоорганизованное или малоорганизованное состояние не наблюдается.

• цикличное развитиеосуществляется по замкнутому циклу, в котором могут быть фазы прогресса и регресса, однако система возвращается в исходное состояние.

По качеству все виды развития делятся на:

• эволюцию– плавное, постепенное из­менение системы. Когда говорят «эволюция», то, как прави­ло, предполагают изменения в сторону совершенствования (например развитие живых существ). Изменения в противо­положную сторону называют «инволюция» (регресс, дегра­дация).

• революция– резкое, быстрое, качественное изменение системы. Такой вид развития может наблюдаться как в природе (взрыв сверх­новой звезды и т.д.), так и в обществе (социально-полити­ческая революция, научная революция и т. д.).

В природной и общественной жизни происходят все пе­речисленные виды развития. Одни из них наблюдаются чаще (прогресс, регресс, эволюция), другие реже (одноплоскостное и цикличное развитие, революция). Однако многие философы и ученые полагают, что природа и общество вклю­чены в глобальный процесс космической эволюции, в кото­ром осуществляется совершенствование материи и духа.

Диалектика.Диалектика – философское учение о развитии и взаи­модействии противоположностей. Отцом диалекти­ки как целостного учения считают немецкого философа Георга Гегеля, которому удалось сформулировать ее основные законы и понятия.

Диалектика основана на нескольких фундаменталь­ных идеях:

— все в природе подлежит непрерывным изменениям и развитию;

— явления и процессы неизбежно обладают полярностью и противоречивостью;

— существует всеобщая связь и взаимовлияние вещей друг на друга.

Существуют три закона развития, или закона диалектики.

• Закон единства и противостояния противоположнос­тей.Каждое явление или процесс есть противоречивое совмещение противоположных (полярных) качеств, свойств или признаков (каждый момент времени заключает элемент прошлого и элемент будущего; знание всегда содержит в себе элементы незнания). Взаимодей­ствие противоположностей является причиной (источником) развития

• Закон перехода количественных изменений в каче­ственные.Постепенное и незаметное накапливание количе­ственных изменений рано или поздно неизбежно приводит
к появлению нового качественного свойства. Например, постепенное охлаж­дение воды приводит ее в новое состояние – она становится твердой (лед). Физико-механические свойства льда отлича­ются от свойств воды.

• Закон двойного отрицания.Возьмем, например, зерно и посадим его в зем­лю. Когда появляется росток, зерно раз­рушается. Это есть отрицание предыдущего состояния. Однако постепенно росток развивается, и, в конечном счете, на нем появляются новые зерна. Новое зерно отрица­ет предыдущую фазу ростка и являет собой синтез первой и второй фаз развития.

То есть развитие осуществляется по спи­рали, где следующий виток повторяет траекторию преды­дущего, но, вместе с тем, разворачивается на ином – более высоком уровне.

Диалектический и догматический методы мышления.В философском, сознании долгое вре­мя господствовал догматический способ мышления, при котором внимание уделяется отдельным элементам, качествам и ха­рактеристикам предметов, явлений и процессов. Предпола­гается, что они не зависят друг от друга. Мир видится преимущественно статичным, развитие учитывается слабо или не учитывается совсем.

Диалектическое мышление предполагает единство и вза­имодействие полярных сил, многообразие связей, измене­ния и развитие различных предметов, явлений и процессов.

Источник: https://studopedia.su/14_24627_lektsiya--filosofiya-prirodi.html

Учение о природе, о началах всего сущего

ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ: Философское учение о природе, основные положе-ния которого были

Самой первой философской школой Древней Греции принято считать Милетскут. В которой чаще всего звучало имя мудреца Фалеса, который обычно признается первым древнегреческим философом. На первом месте стоял вопрос о поиске гармонии в этом мире. Это была нутурфилософия или философия природы.

Фалес исходил из предположения о том, что все существующее в мире возникло из воды. Все из воды и все в воду`, так звучал основой тезис философа. Вода в философской концепции Фалеса является как бы основополагающим принципом. Фалес был известен также и как географ, астроном, математик.

В число милестких философов входил также Анаксимандр, ученик и последователь Фалеса, автор философской прозы. Он ставил и решал вопросы о основе мира. Апейрон являлся как нечто беспредельное и вечное.

Он не знает старости, бессмертен и неуничтожим, всегда активен и пребывает в движении. Апейрон выделяет из себя противоположности — влажное и сухое, холодное и теплое. Их комбинации дают в итоге землю (сухое и холодное), воду Найдыш, В.М.

Мифология: Учебное пособие/ В.М. Найдыш. — М.: КНОРУС, 2011.- 431 с.

Орлов, С.В. История философии: Краткий курс/ С.В. Орлов. — СПб.: Питер, 2009. -192 с.(влажное и холодное), воздух (влажное и горячее) и огонь (сухое и горячее). Он полагал, что жизнь зародилась на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня.

Последователем Анаксимандра был третий известный представитель Милетской школы — Анаксимен, философ, астроном и метролог. Началом всего сущего он считал воздух. При разряжении воздух становится сначала огнем, а потом эфиром, а сгущаясь,- ветром, облаками и водой, землей и камнем. По мнению Анаксимена, душа человека тоже состоит из воздуха.

В рамках ранней греческой философии заметную роль играла школа, связанная с именем Гераклита из Эфеса.

Он связывал все сущее с огнем, который рассматривался как наиболее изменчивое из всех стихий мира — воды, земли и других. Мир был, есть и всегда будет представлять из себя живой огонь.

Для греческого философа огонь не только исток, но и символ динамичности и незавершенности всего сущего. Огонь разумная нравственная сила.

Душа человека тоже огненная, сухая (огненная) душа — мудрейшая и наилучшая. Гераклит выдвинул также идею Логоса. В его понимании логос — это некий объективный и неуничтожимый закон мироздания. Быть мудрым — означает жить по Логосу.

Гераклит в простейшей форме изложил основы диалектики как учения о развитии всего сущего. Он полагал, что все в этом мире взаимосвязано, и это делает мир гармоничным. Во-вторых, все в мироздании противоречиво.

Столкновение и борьба этих начал является главным законом мироздания. В-третьих, все изменчиво, даже солнце каждый день светит по новому. Окружающий мир это река, в которую невозможно войти дважды.

Логос открывает свои тайны лишь тем, кто умеет размышлять о нем.

Пифагор основал собственную философскую школу. Он поставил вопрос о числовой структуре мироздания. Пифагор учил, что основой мира является число: `Число владеет вещами`. Особую роль пифагорейцы отводили единице, двойке, тройке и четверке. Сумма этих чисел дает число `десять`, которое философы считали идеальным.

В школе элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон) было обращено внимание на проблему бытия и его движения. Парменид утверждал, что бытие `неподвижно лежит в пределах оков величайших`. Для Парменида бытие не есть порок, а представляет собой застывший лед, нечто завершенное.

Идею неподвижности мира высказывал также и Ксенофан. По его мнению, в окружающем человека Космосе пребывает Бог. Богокосмос един, вечен и неизменен.

Зенон из Элеи отстаивал тезис о единстве и неизменности всего сущего. В своих апориях он старался обосновать отсутствие движения.

Ранняя греческая философия была представлена также творчеством Эмпледокла и Анаксагора. Первый из них выдвинул положение о четырех стилях всего сущего — огонь, воздух, земля и вода.

Движущими силами мира он считал Любовь и Вражду, которые соединяют или же разъединяют эти стихии. Мир не сотворим и неуничтожим, все вещи постоянно меняются местами.

Анаксагор основой всего сущего считал некие гомемерии, которые обусловливают единство и разнообразие мира. Миром движет некий нус — разум как источник гармонии единства.

Значительное место в ранней греческой философии заняло творчество атомистов (Левкипп, Демокрит).

Демокрит считал, что единичные вещи тленны и распадаются. Сам же человек, как утверждал Демокрит, произошел естественным путем, без участия Творца.

Демокрит был по оценке К. Маркса, первым энциклопедическим умом среди греков. Его не без оснований принято считать родоначальником материализма в истории философии. Философия все более и более обретала признаки системы рационального знания, дополненного мудростью как осмыслением жизненного опыта людей.

Ионийская (или милетская, по месту возникновения) школа — древнейшая натурфилософская школа. Как считает Чанышев А.Н., «Ионийская философия — это протофилософия.

Для нее характерно еще отсутствие поляризации на материализм и идеализм, наличие многих образов мифологии, значительных элементов антропоморфизма, пантеизма, отсутствие собственно философской терминологии, представление физических процессов в контексте моральной проблематики»3.

Но ионийская философия уже философия в основном смысле этого слова, потому что уже ее первые творцы — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен — стремились понять то или иное начало как субстанцию (вода, воздух, огонь и т.д.). Их первоначало всегда одно (в этом смысле ионийские философы — монисты), оно вещественно, но также разумно, даже божественно.

Каждый из философов в качестве этого начала определял одну из стихий. Фалес — основатель милетской, или ионийской школы, — первой философской школы. Он был одним из родоначальников философии и математики, первым сформулировал геометрические теоремы, изучал астрономию и геометрию у египетских жрецов.

Фалес стал основателем натурфилософии и сформулировал две ее основные проблемы: начала и всеобщего. Началом он полагал воду, в которой покоится земля, а мир считал наполненным богами, одушевленным. Также Фалес разделил год на 365 дней. Гераклит говорил, что все рождается из огня путем разрежения и сгущения и через определенные периоды сгорает.

Огонь символизирует борьбу противоположностей в космосе и его постоянное движение. Также Гераклит ввел понятие Логоса (Слова) — принципа разумного единства, который упорядочивает мир из противоположных начал. Логос управляет миром, и познать мир можно только через него. Анаксимандр (610 — ок. 540 годы до н.э.

) считал началом всего бесконечную природу — нечто среднее между четырьмя элементами. Он говорил, что возникновение и уничтожение миров представляет вечный циклический процесс. Анаксимен (ум. 525 до н.э.), ученик Анаксимандра, считал первоначалом воздух. Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь — ветром, водой и землей. Анаксагор, ученик Анаксимена, ввел понятие Нуса (Ума), организующего космос из смеси беспорядочных стихий. С ионийской школой связывают зарождение основ астрономии, математики, географии, физики, биологии и др. наук.

Независимо от этих древних малоазиатских ионийцев в нижне-италийских колониях греков выступают мыслители, проникнутые той же идеей мирового единства. К ним относятся, прежде всего, Пифагор и его ученики, которые исследовали мировое целое.

Они замечали, прежде всего, правильность в движении небесных тел и от них пытались перенести эту правильность на земные явления, явления физического и морального миров. Пифагорейская школа была основана Пифагором в Кротоне (Южная Италия) и просуществовала до начала IV в. до н.э.

, хотя гонения на нее начались практически сразу после смерти Пифагора в 500 г. до н.э. По сути, это было религиозно-философское аристократическое братство, оно имело большое влияние на греческие полисы Южной Италии и Сицилии. Союз отличался строгими обычаями и высокой нравственностью.

Однако и облик, и поведение были лишь следствием взглядов философов на человеческую душу и ее бессмертие, подразумевавших в здешней, земной жизни определенное воспитание. Пифагорейская школа положила начало математическим наукам. Числа понимались как суть всего существующего, им придавался мистический смысл.

Основу пифагорейской математики составляет учение о декаде: 1+2+3+4=10. Эти четыре числа описывают все процессы, происходящие в мире. Им мировой порядок представлялся в виде господства чисел; и в этом смысле они переносят на мир, «как целое, понятие космос, первоначально означавшее порядок, украшение».

Если задать себе вопрос «философской направленности Пифагора, то, кажется, можно с полной уверенностью сказать, что это была, прежде всего, философия числа, этим оно резко отличалось от ионийской натурфилософии, стремившейся свести все существующее к той или иной материальной стихии с подчеркиванием ее качественного своеобразия (вода, воздух, огонь, земля)».

Пифагорейцам принадлежит учение о музыке сфер и о музыкальном звукоряде, отражающем гармонию Солнечной системы, где каждой планете соответствует определенная нота, а все вместе они создают интервалы музыкальной гаммы.

Ими же положено и начало музыкальной психологии: музыка использовалась как средство воспитания и исцеления души и тела. В пифагорейской школе начали развиваться астрономия и медицина. Ею создано множество аллегорических комментариев Гомера, а также грамматика греческого языка.

Таким образом, пифагорейцев можно считать родоначальниками гуманитарной, естественной, точной и систематической наук.

Элейскойшколой называется древнегреческая философская школа, учения которой развивались, начиная с конца VI в. вплоть до начала второй половины V в. до н.э. с темя крупными философами — Парменидом, Зеноном и Мелиссом.

Два первых — Парменид и Зенон — жили в небольшом италийском городе Элея, а третий — Мелисс — был уроженец далекого от Элеи Самоса. Но так как основные учения школы были выработаны Парменидом и Зеноном, гражданами из города Элеи, то школа в целом и получила название элейской 4.

И если пифагорейцы рассматривали мировой порядок исключительно с его количественной стороны, то в противоположность им в VI веке выступают направления, которые подобно древним ионийским мыслителям, понимают идею мирового единства качественно, однако, видят при этом мировое единство не в едином мировом веществе, а в едином правящем мировом принципе, в едином понятии, господствующем над сменой всех явлений. Для элеатов таким понятием служит бытие, которое остается постоянным при всяком изменении вещей.

В античной философии выделяют следующие этапы. Ранний или архаический (6 в. — начало 5 в. до н.э.) Основными школами этого периода являются милетцы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Пифагор и пифагорейцы; элеаты (Парменид, Зенон, Ксенофан); атомисты (Левкипп и Демокрит; Гераклит; Эмпедокл и Анаксагор.

Основной темой раннего этапа греческого философствования является космос, природа (физис), именно поэтому первых греческих философов называют физиками, а философию натурфилософией. Классический (5 в. до н.э.) Основными школами этого периода являются софисты Горгий, Гипий, Продик, Протагор и др.

; поначалу примыкавший к софистам, а затем критиковавший их Сократ; Платон и его школа Академия; Аристотель и его школа Лицей. Главные темы классического периода — сущность человека, синтез философского знания. Наибольшую известность получили представители поздней стои: Сенека и Марк Аврелий; скептики (Пиррон, Секст Эмприк); киники (Антисфен, Диоген и др.

); неоплотоники (Плотин, Порфий, Пркол и др.).

Кризис античных моральных и философских ценностей; снижении страха перед богами и иными сверхъестественными силами уважения к ним; отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтами; поиск физической и духовной опоры в самом себе привело к тематике проблемы воли и свободы, морали и удовольствия, счастья и смысла жизни, мистического взаимодействия человека и мира.

проблематика эллинизма — аксиологическая и праксеологическая. Самой первой, философской школой явилась школа получившей название Ионийской или Милетской. В числе основателей этой школы Фалес, и его ученики Анаксимандр и Анаксимен. Но, пожалуй, главным создателем этой школы был Фалес, который был признан одним из великих семи мудрецов, крупным знатоком естествознаия и даже технический наук.

Взоры этих философов были обращены, прежде всего, к космосу, природе, поэтому их назвали натурфилософами, космистами, а сама философия носила космологический характер. Более всего их интересовало та первооснова, которая лежит в основе всего мироздания, это первоначало было названо — субстанцией. С точки зрения Фалеса такой первоосновой служит — вода. По Анаксимандру ею является — алейрон — т.е.

бесконечная неопределенная материя. А, по мнению Анаксимена ею служит — воздух. Само собой разумеется, и вода, и воздух, и другие вещества одушевлялись философами и им придавался особый чуть ли не божественный характер.

Можно сделать вывод, что при всем разнообразии того, что лежит в основе мира, в этом было и определенное сходство: каждый раз речь шла о том или ином реальном, конкретном веществе. Таким образом, милетцы сделали, совершили прорыв, вместо мифологического объяснения мира, они предложили естественную трактовку происхождения мира.

Говоря в целом о милетской школе, можно подчеркнуть, что это была первая, стихийно-материалистическая и вместе с тем диалектическая школа в Древней Греции. Фалесу приписывают многое. Например, на вопросы: что труднее всего на свете? Фалес отвечал — «Познать самого себя». Что легче всего? — «Дать совет другим».

Фалес был всестороннем образованным человеком в области философии, астрономии, физики, математике. Очень близко примыкает к этой школе другой, видный греческий философов — Гераклит (Эфесский) живущий недалеко от Милета в городе Эфессе. С его точки зрения субстанцией мира является «ОГОНЬ».

По его словам этот космос не создал ни один Бог, ни один человек, он вечно был, есть, будет, а в нем мерами воспламеняющий и мерами угасающий — огонь. Гераклиту принадлежит другой афоризм в греческом варианте «Пантерей» — в переводе на русский означает — «Все течет, все изменяется». Гераклит изъяснялся очень сложным и замысловатым языком.

Ему принадлежат такие слова: «Многознание уму не научает». Характеризуя философию Гераклита важно отметить, что она носила как материалистический так и диалектический характер. Началом европейской метафизики часто связывают с элейской школой, основатель которой Парменид (504-480 гг до н.э), который впервые ввел понятие бытия как предмет философских размышлений.

Продолжая античную традицию о происхождении сущности, Парменид сформулировал, что в основе сущего лежит бытие. С точки зрения П. «есть бытие, а небытия вовсе нет». По Пармениду бытие всюду непрерывно и однородно, вечно и, следовательно, совершено. Небытия не существует, потому что «невозможно ни познать, ни в слове выразить». Другими словами, существует только то, что мыслимо и выразимо.

Этот подход требует выяснения вопроса о соотношении бытия и мышления Бытие и мысль о бытии тождественны. Определяя бытие как истинное сущее, Парменид учит, что оно не возникло, неуничтожимо, единственно, неподвижно, нескончаемо во времени. Оно не в чем не нуждается, лишено чувственных качеств, а потому его можно постигать только мыслью и умом. Бытие вне мысли не существует, считал Парменид.

Думать и быть одно и тоже — говорил он. Мыслимое существует, а мысль без бытия — ничто. Небытие (ничто) не существует т.к. о нем нельзя мыслить и говорить. Таким образом, нельзя признать одновременно бытие и небытие. Парменид принадлежат такие высказывания: «Одно и тоже есть мысль о какой-либо вещи и сама эта вещь, иначе говоря, одно и тоже мышление и бытие».

Парменид первым стал проводить различие между знанием и мнением. По Пармениду знания относятся к бытию и его проявлению. Что же касается чувственно воспринимаемого мира, то он кажущийся, мнимый. Физическая картина мира — это предмет «обманчивых слов». Только ум ведёт к истине, а чувства порождают мнения, приумножают обманчивые слова, ориентированные на сокрытие истины мира. Сведения о Сократе и его идеях дошли до нас исключительно в изложении его учеников, т.к. сам за всю свою жизнь не написал ни строчки. Причиной тому было его отношение к письменности, которую он считал внешним, мертвым знанием, мешающие глубокому внутреннему пониманию вещей, и поэтому живой диалог ставил неизмеримо выше того, что написано. В эпоху эллинизма получили распространение следующие философские школы: стоики, эпикурейцы, киники (циники), киренаики, скептики. В эпоху эллинизма в древнегреческом обществе произошли крупные перемены — пошла на убыль полисная демократия. Все более широкий размах принимало разложение греческого общества. Особенно это коснулось такой стороны жизни людей — как нравственная. Эти настроения, так или иначе, нашли свое выражение в философских учениях.

На протяжении VI-IV веков до нашей эры в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое мышление, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод.

Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот — все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает.

Одни греческие философы (натурфилософы) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество — апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) — земной шар лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли.

Разумеется, все эти философские направления были во многих отношениях наивными и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией, они отводили богам, сверхъестественным силам второстепенное, а то и третьестепенное место, пытались познать мир из него самого.

На первых порах древнегреческие философы не осознавали, что основной вопрос философии может иметь разное значение, но уже в V в. до нашей эры (например, Платон, Демокрит) четко обозначились две противоборствующие линии, борьба между которыми проходит через всю дальнейшую историю философии.

Page 3

1. Введение в философию: Учебник для вузов / И.Т. Фролов. — М.: Рес-

публика, 2003. — 623 с.

2. Горелов, А.А. Основы философии: Учебное пособие. / А.А. Горелов. —

М.: Академия, 2010. — 256 с.

3. Горелов, А.А. Философия: Учебное пособие. / А.А. Горелов. — М.:

кнорус, 2012. — 320 с.

4 .ГрядовоЙ, Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Кн. 1 :

учебник/ Д.И. Грядовой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. -463 с.

  • 5. Западная философия 19 В.: учебник / В.В. Васильев, Е.А. Войниканис.
  • — М.: Высшая школа, 2005. — 518 с.
  • 6 .Канке, В.А. Философия математики, физики, биологии, химии: Учеб-

ное пособие / В.А. Канке. — М.:КноРус, 2011 . — 368 с.

7 .Кармин, А.С. Философия: Учебник ДЛЯ вузов / А.С. Кармин, Г.Г. Бер-

нацкий. — 2-е издание. — СПб.: Феникс, 2010 — 400 с.

8 .Катаева, О.В. Философия: Учебное пособие / О.В. Катаева. — СПб.:

Феникс, 2010. — 592 с.

9. Колесников, А.С. История философии: Учебник для вузов. / А.С. Ко-

лесников. — СПб.: ПИТЕР, 2010. — 656 с.

10. Кузнецов, в.г. Словарь философских терминов. / В.Г. Кузнецов — М.:

Инфра-М, 2005. — 731 с.

11. Марков, Б.В. Философия: учебник для вузов. Гриф УМО / Б.В. Мар-

ков.- СПб.: Питер, 2011.- 432 с.

12. НаЙдыш, В.М. Мифология: Учебное пособие / В.М. Найдыш. — М.:

КНОРУС, 2011. — 431 с.

13. Миронов, В.В. Философия: Учебное пособие. / В.В. Миронов. — М.:

Проспект, 2006. — 239 с.

14. Никитич, Л.А. История философии и науки: Учебное пособие. / Л.А.

Никитич. — М.: Юнити-Дана, 2008. — 336 с.

  • 15. 0сновы философии: Учебное пособие / А.А. Горелов. — 7-е изд., стер.
  • — М.: Академия ИЦ, 2008. — 256 с.
  • 16 .Ракитов, А.Р. Философия: основные идеи и принципы: Учебное посо-

бие. / А.Р. Ракитов. — М.: Мысль, 1990. — 368 с.

17. Рузавин, Г.И. Философия науки. Учебное пособие. / Г.И. Рузавин. —

М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 400 с.

Источник: https://vuzlit.ru/1450804/uchenie_prirode_nachalah_suschego

Аристотель: учение о природе (физике, второй философии)

ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ: Философское учение о природе, основные положе-ния которого были

Учение о природе (физике, второй философии)Природа — все, что содержит в самом себе причину своего движенияТри начала природыМатерия, лишенная определенной формыДвижение (процесс приобретения материей определенной формы)Материя, получившая определенную форму

Схема 2.12.2.а. Аристотель: учение о природе (физике, второй философии)

Классификация видов движения
Изменение субстратаИзменение качестваИзменение количестваИзменение местоположения
Возникновение или разрушение вещи (не является движение в собственном смысле)Изменение свойств вещи на противоположныеУвеличение или уменьшение размеров вещиПространственное перемещение
Не содержится в потенции вещиСодержится в потенции вещи в качестве одной из возможностей ее бытия

Учение о природе

В отличие от первой философии физика имеет дело с природой – движущимся и телесным бытием.

Природа – все, «что имеет в самом себе начало движения и покоя, будь то в отношении места, увеличения и уменьшения или качественного изменения».

Так как научное знание – знание причин и начал, то и «в науке о природе надо попытаться определить прежде всего то, что относится к началам».

У природы не может быть одного начала, единого, неподвижного и не способного что-либо двигать (как у Парменида), ибо природа, как убеждает наблюдение, вся находится в движении.

У природы не может быть бесконечно много начал (как у Анаксагора), так как в силу непознаваемости бесконечного по качеству и количеству непознаваемой становится и природа.

Двух противоположных начал для познания природы также недостаточно, так как противоположности несовместимы и не превращаются друг в друга. Может изменяться лишь субстрат от одного противоположного состояния к другому: «Ведь не любовь соединяет вражду и делает из нее что-нибудь и не вражда из любви, но обе действуют на нечто иное, третье».

У природы – три начала:

• то, что изменяется, – субстрат (способный изменяться);

• то, из чего возникает, – состояние потенциальной лишенности формы (первая противоположность);

• то, во что изменяется, – состояние актуального наличия формы (вторая противоположность).

Случайность не может быть предметом научного исследования. Она возникает либо по внутренней причине, тогда это – самопроизвольное зарождение, или по внешней, тогда это совпадение. Общей причиной случайности является сопротивление материи принятию формы.

В исследовании природы вопрос о движении наиважнейший, «ведь незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы».

Движение есть:

• «действительность существующего в возможности, поскольку последнее таково», то есть превращение одной из возможностей действительности в новую действительность;

• изменение от одной противоположности (потенциального состояния) к другой (актуального состояния); Классическая философия
Из книги «Основы философии»

• изменение местоположения (перемещение в пространстве).

Общая причина движения – лишённость материи формы; следовательно, всякое движение – некоторое изменение, вызванное приобретением материей какой-либо формы. Новая форма должна соответствовать потенции вещи.

Все движения делятся на изменения в субстрате, качестве, количестве или местоположении вещи. Первое из них не является движением в собственном смысле (возникновение и уничтожение субстрата не соответствует потенции вещи).

Учение о природе (физике, второй философии)Причины движения
МатериальнаяФормальнаяДействующаяЦелевая
Из чего создана данная вещь?Что это такое (какая сущность у этой вещи)?Кто или что создал эту вещь?Ради какого блага создана данная вещь?
Причина, обозначающая субстрат вещиПричины, обозначающие сущность, форму, энергию и цель бытия вещи
Сфера потенциального бытия вещиСфера актуального бытия вещи

Пример.

Ваза = субстрат (глина) [материальная причина] + форма [изящный сосуд (формальная причина), изготовленный гончаром (действующая причина) для украшения (целевая причина)].

Схема 2.12.2.б. Аристотель: учение о природе (физике, второй философии)

Перводвигатель как причина и цель движения сфер всех небесных тел и всеобщего изменения природы

Учение о природе (продолжение)

Цель изучения природы – причины движения, содержащиеся в самих вещах. Таких причин четыре – материальная (отвечает на вопрос «Из чего сделана эта вещь?»), формальная (отвечает на вопрос «Что это за вещь?»), действующая (отвечает на вопрос «Кто или что сделал эту вещь?») и целевая (отвечает на вопрос «Ради чего сделана эта вещь?»).

Четыре вида причин сводятся к двум: материи (материальной причине) и форме (формальной причине).

Материя не может быть предметом научного познания, так как обозначает

• причину потенциальности, изменчивости, временности, индивидуальности, случайности бытия.

Форма – предмет научного познания, так как обозначает

• причину актуальности, постоянства, вечности, всеобщности, необходимости бытия.

Субординация природных объектов:

• земные тела – невечные, несовершенные, движимые иным;

• небесные тела (звезды и планеты, прикрепленные к движущимся сферам) – вечные, совершенные, движимые иным;

• неподвижные, но приводящие всю природу в движение двигатели (по числу небесных сфер), все из которых приводит в движение один двигатель, называемый Перводвигателем, или Богом.

Перводвигатель – это:

• абсолютная форма (так как лишен всякой материальности);

• абсолютная действительность (так как лишен материальности и тем самым потенциальности);

• цель и объект желания всех природных вещей, все движет, включая сферы всех небесных тел, будучи сам неподвижным;

• абсолютная сила природы;

• самое совершенное живое существо (так как только души могут двигать телом, будучи сами неподвижными);

• абсолютный разум природы, или ум (в смысле анаксагора), творчески и с любовью мыслящий самого себя (так как в силу единственности он – субъект и объект своей деятельности одновременно). ЦИТАТА

«Так вот, от такого начала [перводвпгателя] зависят небеса и вся природа, И жизнь его – самая лучшая, какая у нас бывает очень короткое время… А ум [перводвигатель] через сопричастность предмету мысли мыслит сам себя: он становится предметом мысли, соприкасаясь с ним и мысля его, так что ум и предмет его – одно и то же… И именно так пребывает он. И жизнь поистине присуща ему, ибо деятельность ума – это жизнь, а бог есть деятельность; и деятельность его, какова она сама по себе, есть самая лучшая и вечная жизнь. Мы говорим поэтому, что бог есть вечное, наилучшее живое существо, так что ему присущи жизнь и непрерывное и вечное существование, и именно это есть бог» («Метафизика»).

Источник: http://an-site.ru/fs/s28.htm

Тема 10. Философия природы

ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ: Философское учение о природе, основные положе-ния которого были

Понятие природыв философии и науке. Эволюция представленийо природе в различных философскихтрадициях. Природа– это интуитивно понятное и в то жевремя трудно определяемое, в силу егомногозначности, понятие.

Вширокомсмысле слова природа – это все сущеево всем многообразии его проявления.В таком понимании «природа» совпадаетпо содержанию с такими понятиями какВселенная, Космос, материя.

Именно этозначение природы является предметомфилософского анализа.

Понимание природыв узком смыслеможет быть рассмотрено в двух аспектах.Первый – природа как совокупностьестественных условий существованиячеловека и человечества,в противоположность искусственнойсреде, созданной уже силами самогочеловека. В этом случае акцентируетсявнимание на отличии природы и общества,природы и культуры, иногда говоритсяоб их противоположности.

Второй – природакак совокупность объектов изученияестествознания.Объектами изучения конкретных науквыступают те или иные сферы природы.Природа здесь выступает как объектизучения конкретных наук.

Вфилософии истоки понятия «природа»связывают с древнегреческим термином«фюсис», имеющим целый спектр значений:органическое произрастание, рост ивыросшее в процессе этого роста, процессрассматриваемый в целом и т.п.

Скрупулезныйанализ Аристотелем исходного понятия«фюсис» привел его к набору определений«природы» – от понимания ее как«возникновения того, что растет» до«всякой сущности вообще», включая исущность искусственных вещей.

В Новое времяприрода обозначается латинским терминомnatura,который используется в таких смыслахкак «мир», «Вселенная» и др. С этогопериода преобладающим смыслом понятияприроды становится ее статус как объектаестествознания.

Современноепонятие природы содержит в том или иномвиде все первоначальные многочисленныесмыслы и оттенки. В зависимости отконтекста мы понимаем под природой товсе сущее, то естественную или искусственнуюсреду обитания человека, то внутреннююсущность вещей.

Философскоеосмысление отношений человека с природнойсредой имеет довольно давнюю традицию,что и нашло отражение в названии ученийо природе. Можно выделить триосновные модели отношения человека кприроде.

Мифологическаямодель. Генезисотношения «человек – природа»соответствует эпохе выделения человекаиз мира животных.

На ранних этапахистории человек не осознавал себя вкачестве особого феномена природы, асчитал себя лишь одним из многих еепроявлений. В это время человек могиспользовать лишь естественные объектыприроды, ее дары.

В целом этот периодможно определить как периодгосподства природы над человеком.

В античном обществеприсутствовалаидея гармонии человека и природы.Природа, или космос гарант всеобщегопорядка и в ней следует искать исток,основание и меру всех истин. Природа вэтом случае выступала абсолютнымэталоном для следования и подражания.

Совершенно иноеотношение к природе наблюдается учеловека средневековья. В христианскоммиропонимании, которое является основойданной культуры происходит своеобразноеудвоение мира. Человек здесь выступаетв двух ипостасях: естественной ибожественной. Духовное и телесное –сущности различных миров.

Телеснаяоболочка души, равно как и все земноерано или поздно разрушается, умирает,гибнет. Духовное же, напротив, вечно.Поэтому природаобесценивается в глазах человека даннойэпохи. Неслучайно отсутствие естествознания вэтот период, природа – не тот объект,который достоит постижения человека.

В противоположность античностифундаментом для отношения человека кприроде в средние века выступала негармония, а обособление.Законы человека и законы природы нетождественны. Однако среди творенийБога именно человек, а не природа,занимает привилегированное положениеи смысл человеческого бытия в возвышениинад ней.

Именно Бог поставил человека«возделывать и хранить» (Быт.2,15) ввереннуюему природу, поскольку она «сама длясебя недостаточна, постольку у неепостоянно должен быть господин.

Приэтом человек воспринимал природу нестолько механистически, сколькоорганизмически,– как некий живой организм, созданныйТворцом и содержащий в себе скрытыесмыслы плана творения.Природатрактуется как книга («книга мира»),которую нужно прочесть. Ключом же кпрочтению выступает другая книга –Библия.

В целом христианскаякартина мира с ее религиозной интерпретациейпроблемы социокультурного взаимодействиязанимает промежуточноеместо между мифологическим инаучно-техническим отношением человекак природе.

Эпоха Возрождениявозвращает человека к естественномумироощущению, меняет само отношениечеловека к природе: онпытается ее подчинить.Новый интерес к природе вызвал и интереск природоведению, а географическиепутешествия расширили знания человекао растительном и животном мире.

Всоциальных и культурных условияхВозрождения человек формируется наидеалах гуманизма и индивидуализма.Гуманистами создавался культ природы,тела и чувственности, признаваласьизначальная мудрость природы, ее добротаи святость.

Пассивное смирение здесьуступает место творческой активности,утверждающей ценность индивидуальногобытия, достоинство личности, ее свободу.

В то же время созидание не отождествлялосьс такими действиями человека, каковладевание и переделывание, ибо дажесамые великие деятели Возрожденияощущали ограниченность человеческогосущества, его беспомощность в преобразованииприроды. Человек рассматривался скореекак привилегированный имитатор природы.

В конечном итоге,социально-исторические условияРенессанса, активизация торговли,становление мануфактурного производства,технические изобретения породили рядпотребностей, удовлетворение которыхтребовало исследований земной природы,непосредственно связанной с человеком.В полной мере это получило развитие вновом типе отношений человека к природе.

Научно-техническаямодель отношения человека к природе. ВНовое время человек не ходит больше подБогом, но и венцом творения также неявляется, а становится лишь одной изчастей мироздания. В эту эпоху ученыеощутили «вкус познания» реальных вещей.Природапонималась как огромныймеханизм,гигантская система вещественно-материальныхтел.

Противопоставленностьсубъекта и объекта, их независимость впроцессе познания, а также вера в силыРазума способствовали укоренению всознании новоевропейского человекапозиции хозяина и вольного распорядителяприродного мира.Философское обоснование эта позицияобрела в философии британского эмпиризма.Основным его представителем являлсяФренсис Бэкон, который видел главнуюценность науки в ее познании природыпосредством опыта и эксперимента.

В эпоху Просвещенияокончательно сформировалась традицияразделения мира на «Я» и «не-Я», гдеприрода воспринимается как менееактивное по сравнению с человекомначало, лишенное внутренней способностик самообновлению, как поле приложенияего физических и интеллектуальных сил,предметный материал для преобразования.В такой цивилизации получает распространениеутилитарно-прагматическоеотношение к природе как безмернойкладовой.

Философско-гуманистическая,диалогическая модель отношения человекак природе. ВXIX в. человечество вступило с уверенностьюв справедливости и самоочевидноститого факта, что Вселенная устроена поподобию гигантского механизма, чточеловек в ней–посторонний наблюдатель,что мир разделяется на объект и субъект.Однако в том же XIX в.

появляются и такжеиные умонастроения с одной стороны внекоторых чертах возвращающиеся кдревнегреческому воззрению на рольчеловека в природе, с другой стороныобогащенное знаниями приобретеннымиза последние несколько веков развитиянауки, культуры в целом.

В этихумонастроениях человеквыступает как неотъемлемая частьприроды, космоса.Человек предстает не как стороннийнаблюдатель, напротив, онизучает природу изнутри, познавая вместес этим и самого себя.Диалогическая модель предполагаетпринятие более сложной нежелиновоевропейская картина мира.

Новаякартина мира строится на принципепроцессуальности,когда природный мир видится в чередесобытий. Мир предстает как многомерный,открытый, бесконечный. Становитсявостребован и новый тип мышления –вероятностный, статистический, открытыйи для вненаучного знания. Зановоосмысливается место и роль человека вмире.

А одной из первых предложенных вданном русле концепций явился русскийкосмизм,возникший в России в конце XIX – нач. XXвв.

Своеюцель русский космизм видел в восстановлениинарушенного единства между человекоми природой. Человеке и природе исследовалиськак единое и целостное образование. Косновным идеям русского космизма можноотнести: идею возвращения человека вприродный мир, признание разума важнейшейсоставной частью мирового эволюционногопроцесса (подробнее см. настоящее УМК,«русский космизм»).

Природа как средаобитания человека. Биосфера и закономерностиее развития. Понятие ноосферы. Концепциякоэволюции. Природапредставляет собой систему взаимосвязанныхи взаимопроникающих компонентов живогои неживого. В эволюции нашей планетможно выделить дваосновных этапа: биогенный и абиогенныйbios»от лат. жизнь, «genesis»– происхождение, становление).

На ранних этапахгеологической истории наша планетаявляла собой безжизненное пространство.Эволюция земной поверхности в этотпериод определялась исключительноабиогенными параметрами: температурой,влажностью, химическим составом атмосферыи т.д.

С возникновениемжизни живые организмы стали активноучаствовать в развитии, изменении ипреобразовании земной коры. Образуетсясовершенно новая, комплексная оболочкапланеты, получившая название биосферы,а сам данный этап развития называетсябиогенным.

Термин биосферавпервые был употреблен еще в 1804 г.французским ученым Ж.Б.Ламарком в трудепо гидрогеологии для обозначениясовокупности живых организмов, населяющихземной шар. В конце того же века егоиспользовали австрийский геолог Э.Зюсси немецкий ученый И.Вальтер практическив том же значении, что и Ламарк.

Сегодня это понятие,обозначающее сферу жизни на Земле, имеетнесколько возможных толкований:1) совокупность всех организмов;2) область современной жизни; 3) особаяоболочка Земли, включающая наряду сорганизмами и среду их обитания;4) выражение и результат историческоговзаимодействия живого и неживого.

Современныепредставления о биосфере и закономерностяхее развития основываются на классическихпредставлениях В.И.Вернадского и егопоследователей.

Биосферу рассматриваютв качестве основного структурногокомпонента организации нашей планеты,включая околоземное космическоепространство.

Выделяют такие структурныеуровни организации живого вещества вбиосфере как: молекулярный, клеточный,тканевый, организменный, популяционныйи биогеоценотический1.

Философский смыслпонятие биосферы получило у В.Вернадского,который ввел термин «живое вещество»,охватывающее совокупность населяющихЗемлю организмов, а биосферой он сталназывать всю ту среду, в которой «желтоевещество» находится. В биосфере существует«пленка жизни» с максимальной концентрациейживого вещества.

Между неживыми природнымителами и живым веществом постоянносвершается энергетический обмен,выражающийся в движении атомов, вызванномживым веществом. Космическое значениеживого вещества, связано с тем, чтобиосфера является той единственнойоболочкой, в которую непрерывно попадаеткосмическая энергия.

Живое веществоохватывает всю биосферу, создает иизменяет ее, однако по весу и объему онозанимает лишь ее небольшую часть. Неживоевещество доминирует в структуре биосферы.

Появлениечеловеческой жизни в биосфере привноситизменения в ее динамику: если живыеорганизмы взаимодействуют трофическими(пищевыми) цепями и в результате изменяютживое вещество, то человек включаетсяв связи с ней на основе трудовойдеятельности. Появление человекаозначает новый этап в развитии биосферы.Этот этап должен привести к тому, чтопод влиянием научной мысли и коллективноготруда биосфера Земли должна перейти вновое состояние, именуемое ноосферой.

Понятие ноосферы(греч. noos– разум, sphaira– шар) впервые использовал французскийматематик Э.Леруа в 1927 г., но, по егопризнанию, оно возникло у него подвлиянием лекций В.Вернадского о биосфереЗемли.

У самого же Вернадского этоттермин обозначает качественноновый этап эволюции биосферы, определяемыйисторическим развитием человечества,его трудом и разумом.В этом процессе ноосфера выступаетгарантом разумной деятельности человекаво Вселенной, что делает ее модельюабсолютной разумности и мировой гармонии.

В современной литературе под ноосферойпонимают ту область биосферы, котораянаходится под влиянием человеческойактивности, и поэтому многие ее процессыв принципе могут быть направляемы иуправляемы человеком.

Учение о ноосферечасто называют биосферно-ноосфернойконцепцией Вернадского, которую можнопредставить в виде следующих основныхидей: 1) деятельность человека постепенностановится основным фактором эволюциибиосфер как космического тела; 2) длябудущего развития человечества ибиосферы человек должен взять на себяответственность за характер протеканияосновных процессов на планете.

В этом смысле можноговорить о наступлении эпохи ноосферы,когда развитие цивилизации согласованос эволюцией планеты. Для этого необходимовыработать осознанное поведение людей,согласованное с естественными условиямистабильности окружающей среды. В своюочередь, в такую эпоху должна бытьобеспечена коэволюциячеловека и биосферы,т.е. их совместное и согласованноеразвитие.

Концепциякоэволюциибазируется на принципах, согласнокоторым человечество, изменяя биосферув целях приспособления ее к своипотребностям, должно самоизменятся, сучетом объективных требований природы.

Данная концепция в концентрированномвиде выражает исторический опытчеловечества, содержащий в себеопределенные императивы социокультурноговзаимодействия.

Разработка идейкоэволюции требует четкой формулировкисистемы экологических императивов итребований, способных снизить опасностьугрозы уничтожения целых ландшафтовприроды, ее разнообразных живыхорганизмов, самого человека и всей жизнина планете.

РазделІV. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Источник: https://studfile.net/preview/4293140/page:10/

Scicenter1
Добавить комментарий