«ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ»,: произв. В. И. Ленина, в к-ром разработан ряд принципиальных положений

Ленин как философ. Его главные философские труды. Философия политики

«ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ»,: произв. В. И. Ленина, в к-ром разработан ряд принципиальных положений

БИОГРАФИЯ

Владимир Ильич Ульянов, которого мы знаем под псевдонимом Ленин (один из многих его псевдонимов в годы подпольной революционной борьбы), родился в 1870 г. в Симбирске (ныне Ульяновск) в семье инспектора народных училищ Симбирской губернии. Окончив с блеском гимназию, он поступил в Казанский университет, откуда был, однако, исключен за участие в студенческих волнениях.

Но еще до того семью Ульяновых потрясло известие о казни его старшего брата Александра, участвовавшего в покушении на царя, организованном «Народной волей». Неизвестно, произнес ли тогда 17-летний Владимир знаменитую впоследствии фразу «Мы пойдем другим путем», но он действительно отвернулся от народничества и обратился к марксизму.

И это несмотря на то, что его любимым писателем был (и во многом остался) Н. Г. Чернышевский, журнал которого «Современник» он читал «от корки до корки». Несомненно, что социально-критическую закваску он получил от ранненароднической литературы.

Последний же толчок к тому, чтобы заняться революционной деятельностью, дало ему, по-видимому, само царское правительство, запретив ему и продолжение учебы в Казанском университете, и выезд для продолжения образования за границу.

В конечном итоге Владимир Ульянов все же завершил свое высшее образование, сдав экстерном в 1891 г. экзамены за юридический факультет Петербургского университета.

Последовавшая затем адвокатская практика была недолгой уже тогда, познакомившись с основными произведениями Маркса и Энгельса, а также Г. В.

Плеханова, он решил целиком посвятить себя революционной борьбе за социализм на основе марксистской теории, в которой он увидел соединение строгой научности с революционностью.

С 1893 г., когда Ленин переехал из Самары в Петербург, это решение начало воплощаться в жизнь. Включившись в полемику марксистов с народниками, он обратил на себя внимание своими первыми же статьями экономического характера.

ГЛАВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТРУДЫ

«Материализм и эмпириокритицизм»

Непосредственным же поводом к написанию книги «Материализм и эмпириокритицизм» явился сборник статей «Очерки по философии марксизма», в котором российские последователи эмпириокритицизма попытались соединить эту философию с марксизмом.

На протяжении всей книги Ленин стремится продемонстрировать несовместимость идеалистической, по его мнению, философии эмпириокритицизма (Эмпириокритици́зм, — философское направление, родоначальником которого является Рихард Авенариус

: отправным пунктом теории познания является чистый опыт.) с марксизмом, основывающимся на диалектическом материализме. Науку он тоже считает несовместимой с эмпириокритицизмом, поскольку, совершив крутой поворот в конце ХIX в. (в связи с открытием электрона, радиоактивности и др.), она не должна отказываться от своих традиционных материалистических позиций, а лишь перейти к другой, диалектической, форме материализма.

Главное его утверждение заключается в том, что нельзя смешивать философскую категорию материи с конкретно-физическими представлениями о ней (как это делают махисты).

Ленин тем не менее затрагивает такой ее важный вопрос, как проблема истины. При этом он считает, что ее нужно рассматривать не только с материалистических, но и с диалектических позиций, формулируя понятия относительной, объективной и абсолютной истины. Между ними, как подчеркивает он, нет «непереходимой грани».

Сведя теорию познания к нескольким основным тезисам Ленин выявляет и до предела обостряет основную, с его точки зрения, философскую противоположность материализма и идеализма.

Это две абсолютно непримиримые линии в истории философии не только потому, что они прямо противоположно решают основной философский вопрос о первичности материи или сознания, но и потому, что материализм связан с наукой (наука стихийно материалистична), а идеализм — с религией (представляя собой утонченную форму фидеизма).

«Философские тетради»

В основе другой философской работы Ленина «Философские тетради», которая представляет собой отдельные высказывания, рукописные заметки, сделанные в 1914- 1916 гг. при чтении работ Гегеля и некоторых других философов, лежат опять-таки полемические мотивы.

Свою задачу он видит здесь в уточнении и углублении марксистской диалектики, которую исказили, по его представлению, такие ведущие деятели II Интернационала, как Каутский и Плеханов, превратив ее, по существу, в софистику, готовую оправдать все, что угодно (см. в этой связи написанную в 1915г.

полемическую работу Ленина «Крах II Интернационала»).

«Философские тетради» — это заметки для себя, это фиксация не столько результатов, сколько процесса материалистического переосмысления Гегеля. Тем не менее они дают определенное представление о взглядах Ленина на диалектику.

Во фрагменте «К вопросу о диалектике», в котором Ленин подводит предварительные итоги своего исследования, он пишет: «Диалектика и есть теория познания (Гегеля и) марксизма: вот на какую «сторону» дела (это не «сторона» дела, а суть дела) не обратил внимания Плеханов, не говоря уже о других марксистах».

Действительно, ни у Плеханова, ни у других марксистов нет отдельной теории познания в традиционном смысле.

И Ленин считает, что такая чисто философская теория познания, не совпадающая с диалектикой, непродуктивна.

Главное — это определить общий характер познания как такого процесса, который способен давать нам максимально возможную истину. А чтобы быть истинным, познание должно быть диалектичным.

Занявшись в «Философских тетрадях» специально диалектикой, Ленин отходит от того нарочитого схематизма в противопоставлении материализма и идеализма, который имел место в «Материализме и эмпириокритицизме».

ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ

Политика для Ленина — это прежде всего действия больших масс людей. Опираясь на Маркса, он считал, что объем этих масс должен быть тем большим, чем глубже историческое преобразование общества.

Социалистическое преобразование, как наиболее, по его мнению, глубокое, должно, следовательно, вовлечь в политическое действие самые широкие массы. Но массы неоднородны, они делятся на классы с разными и даже противоположными интересами.

Как верный последователь Маркса и Энгельса, Ленин считал борьбу классов основным движущим фактором истории.

И именно он дал определение класса, ставшее в марксизме классическим: классы — это «большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Но Ленин не ограничивался общими определениями и общими положениями теории.

Изучая специфику классов в условиях России, он дополнял общие положения конкретными характеристиками этих классов и, используя различные источники, стремился получить возможно более полную картину российской действительности.

Так, общим положением в марксизме была идея о революционном переходе от феодализма к капитализму и, в частности, о назревании в России начала XX в. буржуазно-демократической революции.

Ленин был убежден в том, что переход от капитализма к новому, социалистическому обществу, так же как переход от феодализма к капитализму, возможен лишь путем революции, ибо старый господствующий класс ни свои привилегии и богатства, ни власть добровольно не отдаст.

Ленин выступал против «теории стихийности», отстаивавшейся в России «экономистами», а отчасти и меньшевиками, согласно которой рабочий класс сам в ходе борьбы за свои экономические интересы придет к осознанию необходимости социализма и его стихийное развитие само приведет к революции.

Спор Ленина с «экономистами», а в значительной мере и с меньшевиками — это, по сути дела, спор о значении субъективного фактора в истории. И недаром многие исследователи именно в этом видят важнейший вклад Ленина в марксистскую теорию.

Субъективный фактор — это сознание и воля людей, а более конкретно это и теория, распространяемая в массах, и идеологическая борьба против враждебных и ошибочных взглядов, и партия как передовой отряд класса, его организующая и руководящая сила.

Ленин разработал целое учение о пролетарской партии, которое он настойчиво проводил в жизнь. Руководимая Лениным партия большевиков представляла собой сплоченную боевую организацию, имевшую своим костяком группу профессиональных революционеров.



Источник: https://infopedia.su/13x9b51.html

«Философские тетради»

«ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ»,: произв. В. И. Ленина, в к-ром разработан ряд принципиальных положений

«Философские тетради», произведение В. И. Ленина, в котором разработан ряд принципиальных положений о диалектике как логике и теории познания марксизма, а также о категориях как основном содержании теории диалектики.

  «Ф. т.» – это десять тетрадей конспектов и выписок из книг (К. Маркса и Ф. Энгельса, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, Аристотеля, Ф. Лассаля и др.), сделанных Лениным в период 1914–16, а также отдельных набросков, наиболее развёрнутым и важным из которых является фрагмент «К вопросу о диалектике». Впервые опубликованы в 1929–30. «Ф. т.

» в целом представляют собой подготовительный материал для задуманной Лениным работы по теории материалистической диалектики. Идеи»Ф. т.» составили методологическую основу теории империализма, использованы Лениным в статьях по экономике и политике, например «Крах II Интернационала», «Русские зюдекумы», «Детская болезнь «левизны» в коммунизме», «Ещё раз о профсоюзах…

», «О значении воинствующего материализма» и др.

  Работа Ленина над «Ф. т.» была вызвана необходимостью дальнейшей разработки философии марксизма в условиях, когда теоретики 2-го Интернационала отрицали наличие в марксизме собственной философской системы, в особенности теории познания, и настаивали на соединении экономического учения Маркса с кантианством.

  Изучая труды Гегеля, Ленин подмечает непоследовательность гегелевской диалектики и вместе с тем подчёркивает, что без её критического освоения нельзя проникнуть в существо марксистского метода мышления. Именно Гегелю первому удалось угадать «…

в смене, взаимозависимости всех понятий, в тождестве их противоположностей, в переходах одного понятия в другое, в вечной смене, движении понятий, именно такое отношение вещей, природы» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 179). Вместе с тем мистицизм гегелевской позиции заключается в обожествлении «логической идеи», мышления.

Отсекая эти черты идей Гегеля, Ленин применяет учение о развитии к процессу познания. Диалектика неполна без выражения движения в логике понятий, т. е. она имеет подлинный смысл как логика и теория познания. В этой связи приобретает особенное значение категория практики, которую в идеалистическом виде начал вводить в логику Гегель.

Предметная деятельность рассматривается Лениным как основа для формирования категориального, логического строя мышления, в котором воспроизводится диалектика объективного мира.

Поэтому диалектика как философская наука есть одновременно и онтология (учение о бытии), и гносеология (теория познания), есть содержательная логика, которая ни в коей мере не может быть сведена к общей схеме, иллюстрируемой «суммой примеров» (см. там же, с. 316).

«Согласие» с принципом развития, не распространённое на логику и гносеологию, Ленин квалифицирует как вульгаризацию и опошление диалектики. Особенный смысл поэтому приобретает закон единства и борьбы противоположностей, позволяющий выразить самодвижение в системе понятий.

Для определения характера связи противоположностей внутри единого целого Ленин употребляет различные термины (единство, совпадение, тождество, равнодействие), которые раскрывают взаимопроникновение, взаимопереход противоположностей.

«Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противоположности, – при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга, – почему ум человека не должен брать эти противоположности за мертвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую» (там же, с. 98). Ленин обращает внимание на необходимость использования для изучения и изложения диалектики вообще логики «Капитала», в котором Маркс дал образец диалектико-материалистического анализа реальности.

  Большое методологическое значение имеет ленинское положение о том, что теория диалектики должна быть сгустком, итогом, обобщением всей истории познания, включая историю умственного развития человеческого рода и индивидуума, историю языка, физиологию органов чувств, историю философии, историю всех отдельных отраслей знания.

Ленин высоко оценивает гегелевскую идею о том, что историко-философское развитие, освобожденное от случайностей исторической формы, должно составить существенное содержание научной философии.

В понимании процесса становления и применения логических категорий в истории познания и философии Ленин подчёркивает удачность гегелевского образа «круга кругов», который в противоположность простой хронологии и эмпирической констатации раскрывает противоречивость, сложность, многосторонность, спиралевидность процесса познания.

Анализируя план диалектики (логики) Гегеля, Ленин отмечает, что в последовательности изложения категорий должен найти отражение общий ход движения человеческого познания. Ленин требует показать основополагающее значение понятия материи и углубить его, выделяя те моменты, шаги, ступени, узловые пункты в процессе познания, которые «…

направляются от субъекта к объекту, проверяясь практикой и приходя через эту проверку к истине…» (там же, с. 301). «С одной стороны, надо углубить познание материи до познания (до понятия) субстанции, чтобы найти причины явлений. С другой стороны, действительное познание причины есть углубление познания от внешности явлений к субстанции» (там же, с. 142–43).

Ленин подчёркивает активность сознания, находящую выражение в преобразовании человеком природной и социальной действительности, в созидании культуры на основе познания объективных законов мира. «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его» (там же, с. 194).

  Прослеживая развитие диалектики, Ленин проводит линию воинствующего материализма, разоблачая суеверие и мистику, свойственные идеализму, критикуя Гегеля за фальсификацию им истории философии.

Он формулирует принципы диалектико-материалистической критики идеализма, отмечая недостатки критики и оценки Плехановым и некоторыми др. марксистами кантианства, махизма и т.д.

«Марксисты критиковали (в начале XX века) кантианцев и юмистов более по-фейербаховски (и по-бюхнеровски), чем по-гегелевски» (там же, с. 161).

  Конспектируя «Святое семейство» Маркса и Энгельса, Ленин прослеживает процесс перехода их на позиции научного социализма и выделяет главные моменты этого процесса: 1) подход «к идее общественных отношений производства»; 2) критика филантропических теорий социализма и осознание революционной роли пролетариата; 3) анализ того направления французского материализма, которое подводит к социализму. В «Ф. т.» Ленина изложена программа философских исследований, включающая задачи разработки диалектики как цельной философской науки, глубокого освоения классического философского наследия и острой, принципиальной критики буржуазной философии. Они сыграли громадную роль в развитии марксистско-ленинской философии, определили направление исследований философов-марксистов.

  Лит.: О «Философских тетрадях» В. И. Ленина, М., 1959; Суворов Л. Н., Вопросы диалектики в «Философских тетрадях» В. И. Ленина, М., 1960; Касымжанов А. Х., Как читать и изучать «Философские тетради» В. И. Ленина, М., 1968; Кедров Б. М., Из лаборатории ленинской мысли, М., 1972.

  А. Х. Касымжанов.

Оглавление

Источник: https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/116/304.htm

Философские тетради

«ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ»,: произв. В. И. Ленина, в к-ром разработан ряд принципиальных положений

«Философские тетради», произведение В. И. Ленина, в к-ром разработан ряд принципиальных положений о диалектике как логике и теории познания марксизма, а также о категориях как основном содержании теории диалектики.

«Ф. т.» — это десять тетрадей конспектов и выписок из книг (К. Маркса и Ф. Энгельса, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, Аристотеля, Ф. Лассаля и др.), сделанных Лениным в период 1914-16, а также отд. набросков, наиболее развёрнутым и важным из к-рых является фрагмент «К вопросу о диалектике». Впервые опубл. в 1929-30. «Ф. т.» в целом представляют собой подготовит.

материал для задуманной Лениным работы по теории материалистич. диалектики. Идеи «Ф. т.» составили методологич. основу теории империализма, использованы Лениным в статьях по экономике и политике, напр. «Крах II Интернационала», «Русские зюдекумы», «Детская болезнь „левизны» в коммунизме», «Ещё раз о профсоюзах…», «О значении воинствующего материализма» и др.

Работа Ленина над «Ф. т.» была вызвана необходимостью дальнейшей разработки философии марксизма в условиях, когда теоретики 2-го Интернационала отрицали наличие в марксизме собств. филос. системы, в особенности теории познания, и настаивали на соединении эко-номич. учения Маркса с кантианством.

Изучая труды Гегеля, Ленин подмечает непоследовательность гегелевской диалектики и вместе с тем подчёркивает, что без её критич. освоения нельзя проникнуть в существо марксистского метода мышления. Именно Гегелю первому удалось угадать «…

в смене, взаимозависимости всех понятий, в тождестве их противоположностей, в переходах одного понятия в другое, в вечной смене, движении понятий, именно такое отношение вещей, природы» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 179). Вместе с тем мистицизм гегелевской позиции заключается в обожествлении «логической идеи», мышления.

Отсекая эти черты идей Гегеля, Ленин применяет учение о развитии к процессу познания. Диалектика неполна без выражения движения в логике понятий, т. е. она имеет подлинный смысл как логика и теория познания. В этой связи приобретает особенное значение категория практики, к-рую в идеалистич. виде начал вводить в логику Гегель.

Предметная деятельность рассматривается Лениным как основа для формирования категориального, логич. строя мышления, в к-ром воспроизводится диалектика объективного мира.

Поэтому диалектика как философская наука есть одновременно и онтология (учение о бытии), и гносеология (теория познания), есть содержательная логика, к-рая ни в коей мере не может быть сведена к общей схеме, иллюстрируемой «суммой примеров» (см. там же, с. 316).

«Согласие» с принципом развития, не распространённое на логику и гносеологию, Ленин квалифицирует как вульгаризацию и опошление диалектики. Особенный смысл поэтому приобретает закон единства и борьбы противоположностей, позволяющий выразить самодвижение в системе понятий.

Для определения характера связи противоположностей внутри единого целого Ленин употребляет различные термины (единство, совпадение, тождество, равнодействие), к-рые раскрывают взаимопроникновение, взаимопереход противоположностей. «Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противоположности,- при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга,- почему ум человека не должен брать эти противоположности за мертвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую» (там же, с. 98). Ленин обращает внимание на необходимость использования для изучения и изложения диалектики вообще логики «Капитала», в к-ром Маркс дал образец диалектико-материалистич. анализа реальности .

Большое методологич. значение имеет ленинское положение о том, что теория диалектики должна быть сгустком, итогом, обобщением всей истории познания, включая историю умственного развития человеческого рода и индивидуума, историю языка, физиологию органов чувств, историю философии, историю всех отд. отраслей знания.

Ленин высоко оценивает гегелевскую идею о том, что историко-филос. развитие, освобождённое от случайностей историч. формы, должно составить существенное содержание науч. философии. В понимании процесса становления и применения логич.

категорий в истории познания и философии Ленин подчёркивает удачность гегелевского образа «круга кругов», к-рый в противоположность простой хронологии и эмпи-рич. констатации раскрывает противоречивость, сложность, многосторонность, спиралевидность процесса познания.

Анализируя план диалектики (логики) Гегеля, Ленин отмечает, что в последовательности изложения категорий должен найти отражение общий ход движения человеческого познания. Ленин требует показать основополагающее значение понятия материи и углубить его, выделяя те моменты, шаги, ступени, узловые пункты в процессе познания, к-рые «…

направляются от субъекта к объекту, проверяясь практикой и приходя через эту проверку к истине…» (там же, с. 301). «С одной стороны, надо углубить познание материи до познания (до понятия) субстанции, чтобы найти причины явлений. С другой стороны, действительное познание причины есть углубление познания от внешности явлений к субстанции» (там же, с. 142-43).

Ленин подчёркивает активность сознания, находящую выражение в преобразовании человеком природной и социальной действительности, в созидании культуры на основе познания объективных законов мира. «Сознание человека не только отражает объективный мир. но и творит его» (там же, с. 194).

Прослеживая развитие диалектики, Ленин проводит линию воинствующего материализма, разоблачая суеверие и мистику, свойственные идеализму, критикуя Гегеля за фальсификацию им истории философии. Он формулирует принципы диалектико-материалистич.

критики идеализма, отмечая недостатки критики и оценки Плехановым и нек-рыми др. марксистами кантианства, махизма и т. д.

«Марксисты критиковали (в начале XX века) кантианцев и юмистов более по-фейербаховски (и по-бюхнеровски), чем по-гегелевски» (там же, с. 161).

Конспектируя «Святое семейство» Маркса и Энгельса, Ленин прослеживает процесс перехода их на позиции науч. социализма и выделяет гл. моменты этого процесса: 1) подход «к идее общественных отношений производства»; 2) критика филантропич. теорий социализма и осознание революц. роли пролетариата; 3) анализ того направления франц.

материализма, к-рое подводит к социализму. В «Ф. т.» Ленина изложена программа филос. исследований, включающая задачи разработки диалектики как цельной филос. науки, глубокого освоения классич. филос. наследия и острой, принципиальной критики бурж. философии.

Они сыграли громадную роль в развитии марксистско-ленинской философии, определили направление исследований философов-марксистов.

Лит.: О «Философских тетрадях» В. И. Ленина, М., 1959; Суворов Я. Н., Вопросы диалектики в «Философских тетрадях» В. И. Ленина, М., 1960; Касымжанов А. X., Как читать и изучать «Философские тетради» В. И. Ленина, М., 1968; Кедров Б. М., Из лаборатории ленинской мысли, М., 1972. А. X. Касымжанов.

Источник: https://bse.slovaronline.com/amp/47308-FILOSOFSKIE_TETRADI

от zeronews · 17.10.2015

«ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ»

«ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ»

произведение В. И. Ленина, в к-ром разработан ряд принцип, положений о диалектике как логике и теории познания марксизма, ее ядре и т.н., а также о категориях как осн. содержании теории диалектики.«Ф. т.» — это десять тетрадей конспектов и выписок из книг (гл. обр. Гегеля), сделанных Лениным в период 1914-15, а также отд.

набросков, наиболее развернутым и важным из к-рых является фрагмент «К вопросу о диалектике». «Ф. т.» в целом представляют собой подготовит. материал для задуманной Лениным работы по диалектике как филос. науке. Идеи «Ф. т.» использованы Лениным в его статьях по экономике и политике, напр.

в статьях «Крах II Интернационала», «Русские зюдекумы», «Детская болезнь «левизны» в коммунизме», «Еще раз о профсоюзах…», «О значении воинствующего материализма» и др.Работа Ленина над «Ф. т.» была вызвана необходимостью разработки филос.

основ марксизма, тем более что теоретики 2-го Интернационала отрицали такие основы и настаивали на соединении экономич. учения Маркса с кантианством.

Существ. место в «Ф. т.» занимают конспекты книг Гегеля. Ленин подмечает непоследовательность гегелевской диалектики и вместе с тем подчеркивает, что без изучения и освоения ее нельзя проникнуть в существо марксизма и двигаться дальше в филос. познании мира.

Именно Гегелю первому удалось угадать «…в смене, взаимозависимости в с е х понятий, в тождестве их противоположностей, в п е р е х о д а х одного понятия в другое, в вечной смене, движении понятий, и м е н н о такое отношение вещей, природы» (Соч., т. 38, с. 188). Однако, уточняет Ленин, «именно угадал, не больше».

Мистицизм гегелевской позиции заключается в обожествлении «логической идеи», мышления. Задача Ленина – применить учение о развитии к процессу познания. Диалектика неполна без выражения движения в логике понятий, т.е. имеет подлинный смысл как логика и теория познания. В этой связи приобретает особенный вес категория практики, к-рую начал вводить в логику Гегель.

Предметная деятельность рассматривается как основа для формирования категориального, логич. строя мышления. А потому диалектика как ф и л о с о ф с к а я наука есть одновременно и онтология, и гносеология, есть динамич., содержательная логика, к-рая ни в коей мере не может быть сведена к «сумме п р и м е р о в» (см. тамже, с. 357).

«Согласие» с принципом развития, не распространенное на логику и гносеологию, Ленин квалифицирует как вульгаризацию и опошление диалектики. Особенный смысл поэтому приобретает принцип единства и борьбы противоположностей, позволяющий выразить самодвижение в системе понятий (см. Противоречие, раздел: Ленин о категории противоречия).

Для определения характера связи противоположностей внутри единого целого Ленин употребляет различ. термины (единство, совпадение, тождество, равно действие), к-рые раскрывают взаимопроникновение, взаимопереход противо-положностей.

«Д и а л е к т и к а есть учение о том, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противополож-н о с т и, – при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга, – почему ум человека не должен брать эти противоположности за мертвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую» (там же, с. 97–98).

Ленин обращает внимание на необходимость использования логики «Капитала», где диалектика как логика и теория познания применена к политич. экономии.Большое методологич. значение для теории диалектики имеет ленинское положение о том, что она должна быть сгустком, итогом, обобщением всей истории познания, включая сюда историю умств.

развития человеческого рода и индивидуума, историю языка, физиологию органов чувств, историю философии, историю всех отд. отраслей знания. Ленин высоко оценивает гегелевскую идею о том, что историко-филос. развитие, освобожденное от случайностей историч. формы, должно составить существ. содержание науч. философии. В понимании процесса становления и применения логич.

категорий в истории философии Ленин подчеркивает удачность гегелевского образа «круга кругов» в противоположность простой хронологии и эмпирич. констатации. Анализируя план диалектики (логики) Гегеля (см. тамже, с. 313–16), Ленин отмечает, что в последовательности изложения категорий угадан общий ход движения человеческого познания.

Ленин требует углубить понятие материи, выделяя те моменты, шаги, ступени, узловые пункты в процессе познания, к-рые «…направляются от субъекта к объекту, проверяясь практикой и приходя через эту проверку к истине…» (там же, с 315). «С одной стороны, надо углубить познание материи до познания (до понятия) субстанции, чтобы найти причины явлений.

С другой стороны, действительное познание причины есть углубление познания от внешности явлений к субстанции» (там же, с. 148). Прослеживая развитие диалектики, Ленин проводит линию воинствующего материализма, разоблачая суеверие, мистику, идеализм, критикуя Гегеля за фальсификацию им истории философии (см. тамже, с. 262, 277, 278, 286).

Он формулирует принципы диалектико-материалистич. критики (см. Критика в науч. познании), отмечая недостатки критич. метода Плеханова и нек-рых др. марксистов (см. тамже, с. 170) в оценке кантианства, махизма и т.д., состоящие в неумении раскрыть социальные и гносеологич.

корни идеализма: «Марксисты критиковали (в начале XX века) кантианцев и юмистов более по-фейербаховски (и по-бюхнеровски), чем по-гегелевски» (там же).Конспектируя «Святое семейство» Маркса и Энгельса, Ленин прослеживает процесс перехода их на позиции рев.-материалистич. социализма и выделяет гл. моменты этого процесса: 1) подход «к идее обществ.

отношений производства»; 2) критика филантропич. теорий социализма и осознание рев. роли пролетариата; 3) анализ того направления франц. материализма, к-рое подводит к социализму. «Из посылок материализма ничего нет легче вывести социализм [переустройство чувственного мира, – связать частный и общий интерес, – разрушить антисоциальные Geburtsstätten (источники.– Ред.

) преступления и пр.]» (там же, с. 28).Для развития диалектики как филос. науки «Ф. т.» важны тем, что в них формулируется перспективная программа филос. исследований, включающая в себя как задачи по разработке диалектич. логики, так и задачи критики бурж. философии и глубокого и полного освоения классич. филос. наследия.

Лит.: Кедров Б. М.

, О значении ленинских «Философских тетрадей» для естествознания, «Вести. АН СССР», 1947, No 1; Джафарли Т., Некоторые вопросы теории понятия в свете труда В. И. Ленина «Философские тетради», «Тр. Тбилисского гос. пед. ин-та», 1957, т. 12, с. 293–319; Орлов Ю. М., Понятие субстанции в «Философских тетрадях» В. И. Ленина, «Уч. зап. Челябинского пед. ин-та», 1959, т.

7, вып. 1, с. 117–30; Степанов В. П., Развитие В. И. Лениным учения о категориях общего и отдельного в «Философских тетрадях», «Уч. зап. Саратовского пед. ин-та», 1959, вып. 33, с. 150–61; Суворов Л. Н., Вопросы диалектики в «Философских тетрадях» В. И. Ленина, М., 1960.

А. Касымжанов. Алма-Ата.

Читать  Homo ludens — это… Что такое Homo ludens?

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова.

1960—1970.

.

Источник: http://newezo.ru/theosophy/philosophy/filosofskie-tetradi.html

Scicenter1
Добавить комментарий