ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЕСТЕСТВЕННОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ ОРГАНИЧЕСКОЙ

Античные воззрения на органический мир

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЕСТЕСТВЕННОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ ОРГАНИЧЕСКОЙ

Античные толкования проблемы происхождения и развития живого

Особо следует сказать о развитии биологических знаний в античности. Здесь достижения не были столь выдающимися, как в астрономии и математике, но тем не менее значительный прогресс познания тоже был налицо. Античность реализовала функцию первичного накопления эмпирического материала об органических явлениях и процессах. Это — еще не научная биология, но уже ее отдаленные предпосылки.

Уже античные натурфилософы обращали свои взоры на органический мир и строили первые умозрительные схемы, объяснявшие его происхождение и развитие. На основе таких умозрительных представлений в конце концов сложились два противоположных подхода к решению вопроса о происхождении жизни.

Первый, религиозно-идеалистический, исходил из того, что возникновение жизни не могло осуществиться естественным, объективным, закономерным образом на Земле; жизнь является следствием божественного творческого акта (креационизм), и потому всем существам свойственна особая, независимая от материального мира «жизненная сила» (vis vitalis), которая и направляет все процессы жизни (витализм).

Наряду с таким идеалистическим подходом еще в древности сложился и материалистический подход, в основе которого лежало представление о том, что живое может возникнуть из неживого, органическое из неорганического под влиянием естественных факторов. Так сложилась концепция самозарождения живого из неживого.

Например, согласно учению Анаксимандра, живые существа образуются из алейрона по тем же законам, что и вещи неорганической природы. Он считал, что животные родились первоначально из влаги и земли, нагретых солнцем.

Первые животные были покрыты чешуей, но, достигнув зрелости, они вышли на сушу, чешуя их лопнула, и, освободившись от нее, они начали вести свойственный каждому их них образ жизни. Все виды животных возникли независимо друг от Друга.

Здесь, в древней натурфилософии еще нет идеи генетической сняли между видами, представления об историческом развитии живо гного мира. Правда, в отношении человека Анаксимандр, по-видимому, уже допускал возможность его происхождения от организмов Другого вида.

Еще более обстоятельная теория происхождения живого была создана Эмпедоклом, с именем которого связывают первую догадку о том, что существуют ископаемые остатки вымерших организмов. Биологические воззрения Эмпедокла были тесно связаны с его философией.

Он исходил из существования четырех элементов («стихий») мира (огонь, воздух, вода и земля), каждый из которых состоит из вечных частиц, способных вступать во взаимодействие друг с другом, и двух «сил» — Любви и Вражды, которые соединяют (Любовь) или разъединяют (Вражда) разрозненные частицы.

Эти две силы — двигатели всех процессов во Вселенной.

Возникновение живых существ Эмпедокл представлял себе так. Жизнь началась на нашей планете еще до того, как народилось Солнце. В ту дальнюю, досолнечную пору землю непрерывно орошали обильные дожди. Поверхность Земли превратилась в тинообразную массу.

Из недр Земли, которая содержит внутренний огонь, наружу периодически прорывался огонь, который поднимал вверх комья тины, принимавшей различную форму. В этом взаимодействии земли, воды, воздуха и огня создавались сперва растения — предшественники и предтечи подлинных живых существ.

А со временем стали появляться и сами эти животные формы. Но это были причудливые существа. По сути, это были даже не животные существа, которые мы знаем, а лишь их отдельные обрывки, части, органы.

Эмпедокл рисует прямо-таки сюрреалистическую картину биогенеза: «Головы выходили без шеи, двигались руки без плеч, очи блуждали без лбов».

Но влекомые силой Любви, все эти органы, беспорядочно носясь в пространстве, как попало соединяясь друг с другом, образовывали самые различные уродливые создания, большинство из которых были нежизнеспособными и недолговечными.

Велением Вражды всем несовершенным и неприспособленным формам суждено было со временем погибнуть. Остались лишь немногие целесообразно устроенные организмы, которые могли питаться и размножаться.

Эти гармоничные целесообразные организмы стали размножаться половым путем и тем самым сохранились до наших дней.

При всей примитивности этой картины, нельзя не отметить в ней рациональных представлений, гениально предвосхищавших дарвиновскую идею естественного отбора.

И у Эмпедокла и у Дарвина решающая роль принадлежит случаю и отрицается телеологизм — принцип целесообразной направленности органического развития.

Несмотря на свою примитивность, первые исторические формы концепции самозарождения сыграли свою прогрессивную роль в борьбе с креационизмом.

Питание и рост живых организмов Эмпедокл объяснял стремлением частиц стихий соединиться с себе подобными. Главную роль в организме, по его мнению, играет кровь. Чем больше в органе крови — тем он важнее.

При умеренном охлаждении крови наступает сон, при сильном ее охлаждении — смерть. Душа умирает вместе с телом.

Любопытно, что Эмпедокл, например, считал, что слух зависит от напора воздуха на ушной хрящ, который, словно колокольчик, колеблется под напором воздуха.

Биологические воззрения Аристотеля

Аристотелю были глубоко чужды представления Эмпедокла об органическом мире и его происхождении. Мировоззрение Аристотеля проникнуто телеологизмом и отрицанием эволюционизма. При этом биологический мир как объект исследования особенно увлекал Аристотеля.

И млекопитающие, и птицы, и рыбы, и насекомые — все это вызывало у Аристотеля живой, неподдельный интерес, подлинное воодушевление и даже эстетическое восхищение. Он писал: «…

Надо и к исследованию животных подходить без всякого отвращения, так как во всех них содержится нечто природное и прекрасное.

Ибо не случайность, но целесообразность присутствует во всех произведениях природы, и притом в наивысшей степени, а ради какой цели они существуют или возникли — относится к области прекрасного». Именно целесообразность органической природы делает ее прекрасной и достойной изучения.

Огромное разнообразие живых существ, поражающая их приспособленность к среде, функциональная и структурная целесообразность их строения, рост, рождение, способы размножения, смерть-вес эти и другие черты биологического мира интересовали Аристотеля-биолога, требовали, по его мнению, детального описания и теоретико-философского обоснования. В качестве такого обоснования у него, естественно, выступает учение о материи и форме.

Любой растительный или животный организм — это некое законченное целое, представляющее собой реализацию определенной формы. Такой организм состоит из многих неоднородных частей или органов, каждый из которых выполняет свою вполне определенную функцию, необходимую для поддержания жизнедеятельности всего организма.

Выполнение этой функции и есть цель, ради которой этот орган существует. Выполнение функций органом требует, как правило, не одной, а нескольких способностей (двигаться, сжиматься и расширяться, воспринимать ощущение и др.). Поэтому орган должен состоять не из одной, а многих однородных частей.

Так, рука и другие Подобные части тела состоят из костей, нервов, мяса и др. К числу таких однородных частей Аристотель относит также волосы, когти, Кровь, жир, мозг, желчь, молоко и другие аналогичные вещества у животных, а у растений-древесину, сок, кору, мякоть плода и др.

Эта однородные вещества и представляют собой материю, из которой образованы органы и весь организм в целом. Онтогенез он рассматривал с позиций категорий возможности и действительности. Органический рост — это актуализация возможностей, скрытых в исходной материи.

Такая трактовка близка современным представлениям о том, что все особенности структуры взрослого организма зашифрованы в виде генетического кода.

Аристотель, бесспорно, был величайшим биологом своего времени. Если в области астрономии, физики, механики Аристотель во многом оставался спекулятивным мыслителем, то к живой природе он относился с исключительной наблюдательностью, проницательностью, стремился к постижению мельчайших деталей.

Он вскрывал трупы различных животных, делая при этом выводы и об анатомическом строении человека; он изучил свыше пятисот видов животных, описал их внешний вид, и где мог — также и строение; рассказал об их образе жизни, нравах и инстинктах, сделал множество более частных открытий.

Альбомы рисунков результатов анатомического расчленения животных и их органов, именовавшиеся «Анатомиями», служили приложениями к «Истории животных»; к сожалению, эти альбомы позднее оказались утерянными.

Но Аристотель не только описывал мир живого; он заложил традицию систематизации видов животных. Он первый поставил классификацию животных на научную основу, группируя виды не только по сходству, но и по родству. Всех животных Аристотель подразделял на кровяных и бескровных. Такое деление примерно соответствует современному делению на позвоночных и беспозвоночных. К кровяным он относил:

1) живородящих — человек, киты и четвероногие, т.е., по сути, млекопитающие;

2) яйцеродных — птицы, яйцекладущие четвероногие (рептилии, амфибии), змеи и рыбы;

 К бескровным он относил:

1) мягкотелые (головоногие);

2) панцирные (ракообразные);

3) моллюски (кроме головоногих);

4) насекомые, пауки и черви.

Человеку он отводил место на вершине кровяных. Кроме того, Аристотель описывает живые существа, которые, по его мнению, занимают промежуточную ступень между животными и растениями. Это — губки, акалефы (медузы), титни (асцидии). В свою очередь, и растения подразделяются им на высшие и низшие.

Аристотель знал, что главнейшими признаками млекопитающих являются: наличие у них органов воздушного дыхания (легких и горячей крови), что они — живородящие, питают детей молоком и др.

Аристотель вводит в биологию понятия аналогичных и гомологичных частей тела, идею о сходстве путей эмбриогенеза у животных и человека, понятие «лестницы существ», т.е. расположения живых существ на определенной шкале, и др.

Отдельные ошибки Аристотеля в зоологии не идут ни в какое сравнение с богатством его действительного вклада в биологию.

Биологические идеи и исследования Аристотеля развивали его ученики и последователи (Теофраст и др.).

Накопление рациональных биологических знаний в античности

Наряду с формированием умозрительных схем о происхождении живого античность постепенно накапливает эмпирические биологические знания, формирует концептуальный аппарат протобиологии. Как и в других областях естествознания, в накоплении биологических знаний конструктивную роль сыграла пифагорейская школа.

К представителям пифагорейской школы относится Алкмеон Кротонский, которого считают основоположником античной анатомии и физиологии. О нем сообщают, что он первый начал анатомировать трупы животных для научных целей.

Алкмеон признавал мозг органом ощущений и мышления и уяснил роль нервов, идущих от органов чувств (глаз, ушей) к мозгу. Он считал, что нормальное функционирование организма предполагает равновесие заключающихся в нем «сил», «стихий» — влажного и сухого, теплого и холодного, горького и сладкого и др.

Нарушение этих равновесии (например, охлаждение) и является, по его мнению, главной причиной заболеваний.

Одной из древних медико-биологических школ была Книдская школа, сложившаяся еще в VI в. до н.э. под влиянием восточной медицины. Она продолжала традиции вавилонских и египетских врачей.

Ее принципы нацеливали на детальное описание отдельных комплексов болезненных симптомов и требовали разработки для каждой болезни свой особой (и часто сложной) терапии.

Сочинения представителей Книдской школы до нас не дошли, но их фрагменты, очевидно, вошли в состав трактатов Свода Гиппократа.

С именем Гиппократа, современника Демокрита, связан тот период развития биологии и медицины, когда медико-биологические знания начали отпочковываться от религии, магии и мистицизма.

С этого времени биология и медицина отказываются от объяснения биологических явлений, происхождения и сущности болезней вмешательством потусторонних, сверхъестественных сил.

Гиппократ ц его ученики считали, что медицина должна основываться не на умозрительных схемах и предположениях или фантазиях, а на скрупулезном, тщательном (эмпирическом) наблюдении и изучении больного на накоплении и обобщении медицинского опыта.

Гиппократ развивает идею о естественных причинах болезней. К таким причинам он относит и факторы, исходящие из внешней среды, и возраст больного, и его образ жизни, и его наследственность и др. Гиппократ учил, что лечить надо не болезнь, а больного, поэтому все назначения должны быть строго индивидуальны.

Один из теоретических принципов Гиппократова учения — единство жизни как процесса. Он считал, что основу всякого живого организма составляют четыре «жидкости тела» — кровь, слизь, желчь желтая и черная. Отсюда — и четыре типа темпераментов людей — сангвиники, флегматики, холерики и меланхолики.

Весь организм оживотворяется пневмой — воздухоподобным веществом, которое во все проникает и все осуществляет — жизненные процессы, мышление, движение и проч.

Свод Гиппократа сложился в Косской медицинской школе, получившей свое наименование от острова Кос, где жили поколения врачей, которые считали себя потомками легендарного героя, получело века-полубога Асклепия.

Лишь некоторые из трактатов Свода могут быть приписаны самому Гиппократу; большинство же из них было написано его учениками и последователями. Из Косской медицинской школы вышли пользовавшиеся известностью и славой Праксагор и его ученик Герофил, который в первой половине III в. до н.э. считался величайшим греческим врачом.

В конце своей жизни Праксагор с группой учеников переселился в Александрию и заложил здесь основания Александрийской медицинской школы.

Герофил развивал эмпирическую традицию античной биологии и медицины, выше всего ставил наблюдение и опыт. В его эпоху в Александрии уже не имел силы предрассудок, запрещавший анатомирование трупов. Более того, древние авторы сообщают слухи о том, что Герофил проводил опыты по вивисекции над преступниками, которые поставлялись ему царем.

Он изучал строение и функционирование нервной системы, провел четкое различение между артериями и венами и пришел к правильному заключению (окончательно доказанному лишь несколько столетий спустя Галеном), что артерии получают кровь от сердца. Герофил впервые оценил диагностическое значение пульса, хотя связывал его с механизмом дыхания.

Герофил дал подробное описание анатомии глаза, печени и других органов тела, провел сопоставительное изучение устройства человека и животных, внес существенный вклад в разработку анатомической терминологии.

В сфере практической медицины он уделял большое внимание фармакологии, действию лекарственных препаратов, особенно тех, которые изготовлялись из трав, разработке правил диеты, лечебной физкультуры.

Завершителем античной биолого-медицинской традиции был Клавдий Гален. Родился в Пергаме, в семье архитектора, изучал философию и медицину, с 162 г жил в Риме. Гален — универсальный и плодовитый писатель и ученый. Его перу принадлежит свыше 250 сочинений.

Гален был прекрасным анатомом. Поскольку в Риме в ту эпоху вскрытие трупов было запрещено, он изучал анатомию не только человека, но и разных животных — быков, овец, свиней, собак и др.

Он заметил большое сходство в строении человека и обезьяны, проводя опыты над маленькой мартышкой, которая в то время водилась на юге Европы. Физиологические воззрения Галена базировались во многом на трудах Гиппократа.

Гален детально изучал центральную и периферическую нервные системы, искал связь спинномозговых нервов с процессами дыхания и сердцебиения. Он окончательно доказал, что артерии наполнены кровью, а не воздухом.

Гален закладывал предпосылки научного экспериментального метода в биологии и физиологии. Хотя истинные закономерности работы сердца и кровообращения остались им так и не разгаданными.

Античные представления о происхождении человека

Задумывалась античность и над проблемой происхождения человека. В эпоху первобытного и раннеклассового общества, интересуясь своим прошлым, человек представлял его в виде генеалогических и этнологических мифов и легенд, т.е.

устных преданий о деяниях и героических подвигах предков, о происхождении родов и племен. Это нашло выражение, в частности, в гениальных произведениях Древнегреческих поэтов Гомера («Одиссея», «Илиада») и Гесиода («Геогония», «Труды и дни»), в произведениях других древнегреческих авторов.

В эту эпоху формируется и концепция «золотого века» человечества, т.е. представление о том, что в далеком прошлом жизнь людей была намного лучше, чем впоследствии (ведь люди произошли от богов); что история человечества — это история не улучшения, а ухудшения, усложнения жизни людей.

Великий древнегреческий поэт Гесиод, например, следующим образом изображает картины далекого прошлого:

  Труды и дни, 112-118

Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою, Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость К ним приближаться не смела Всегда одинаково сильны Были их руки и ноги В пирах они жизнь проводили, А умирали, как будто объятые сном Недостаток Был им неведом. Большой урожай и обильный. Сами давали собой хлебодарные земли

С окончательным разложением первобытного общества, возникновением рабовладельческой формации, усилением классовых антагонизмов проблема происхождения человека приобретает острую идеологическую направленность и выделяется как одно из важных, ключевых звеньев в цепи мировоззренческих проблем своего времени.

Наряду с идеалистическим, креационистским пониманием антропосоциогенеза в древности развивались и материалистические представления о естественном происхождении человека.

Так, еще философы античного мира высказывали мысли о том, что происхождение человека во многом сходно с происхождением животных: те и другие образуются в результате соединения исходных стихий в части и органы, которые под действием тепла соединяются в тело. Такую концепцию развивал, в частности, великий материалист и атомист древности Демокрит.

Аристотель трактовал человека как некое «политическое животное», которое отличается от животного только наличием нравственности и на этой основе стремлением к «совместному жительству».

Древнеримский философ и поэт Лукреций Кар в поэме «О природе вещей» нарисовал картину развития древних людей от дикою состояния до изобретения огня, одежды, жилищ и т.д.

Он, высмеяв распространенные тогда легенды о сотворении людей богами, о «золотом веке», с которого будто бы начинается жизнь людей на Земле, утверждал, что люди делали важнейшие изобретения, подгоняемые нуждой. Л.

Кар образно рисует первобытное состояние человека, когда люди еще не знали ни одежды, ни жилищ и вели жалкое существование, питаясь желудями и ягодами и охотясь на диких зверей Предложив периодизацию истории человечества на три эпохи в зависимости от материала, из которого изготавливались орудия труда: каменный, медный (бронзовый) и железный, Л. Кар писал:

Прежде служили оружием руки могучие, когти. Зубы, каменья, обломки ветвей от деревьев и пламя, После того быта найдена медь и порода железа Все-таки в употребчение вошла прежде медь, чем железо. Так как была она мягче, притом изобильней гораздо

О природе вещей, V, 1283-1287

Кстати сказать, своей догадкой Л. Кар опередил выводы археологии почти на 19 столетий.

Упадок античной науки

В первые века нашей эры обострились социально-экономические, политические и культурные противоречия, свойственные рабовладельческой формации. Римская империя в V в. н.э.

распалась под действием внутренних и внешних сил — восстаний рабов, бедноты, покоренных народов и нападений варварских племен. На смену рабовладельческому пришел феодальный строй.

Формирование феодальных отношений было связано со значительными потрясениями во всех сферах общественной жизни, в том числе в области культуры и науки.

По сути, формировался новый исторический тип сознания, новый тип культуры, духовного освоения мира человеком.

Его основу составляло монотеистическое религиозное сознание, в котором на первом плане — не познание мира и получение нового знания, а переживание, прочувствование мира и вера во всемогущего Бога, в существо, которое создало мир и постоянно творит его своей волей и активностью. Вмешательство божественных, потусторонних сил может проявиться в любой момент, в любой части мира. Такое прямое активное проявление действия божества и есть чудо. Природа наполнена чудесами, поэтому ни о каких ее объективных закономерностях не может быть и речи. В системе такого мировоззрения естествознание лишается своего действительною предмета, реальных Целей и задач. Иррационализм и мистицизм способствовали упадку античной науки.

Одной из существенных ограниченностей античной науки являлся ее отрыв от производства, отрыв теории oт практики, знания от опыта Рабовладельческий способ производства, в котором главной производительной силой был раб, не нуждался в науке как средстве развития производительных сил. Наука развивалась отдельно от материального производства.

Последнее достигло такого уровня, что смогло выделить часть людей из непосредственного участия в производстве, дать им возможность заниматься духовной деятельностью. Но античное материальное производство в результатах Духовной деятельности не нуждалось. Отсюда и недооценка связи знания и опыта, непонимание познавательного значения опыта, эксперимента.

Эксперимент как метод познания в античности не был известен.

И наконец, упадок античной науки во многом был обусловлен и отсутствием надежных средств хранения, обмена и передачи информации. Рукописи были дорогим, редким, а в эпоху непрерывных войн, миграций народов, исчезновения в пожарищах культур, этносов и ненадежным средством хранения информации. Как материальный носитель мысли, рукописи, к сожалению, все-таки горят.

В VI в. н.э. в истории европейской культуры начался период «темных веков».

Источник: https://www.examen.ru/add/manual/school-subjects/natural-sciences/biology/istoriya-biologii/antichnyie-vozzreniya-na-organicheskij-mir/

Основные теории происхождения государства

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЕСТЕСТВЕННОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ ОРГАНИЧЕСКОЙ

Еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Рассмотрим наиболее известные теории происхождения государств:

1. Теологическая теория происхождения государства

Теологическая теория получила распространение в трудах Аврелия Августина, Тертуллиана, в средневековье — Фомы Аквинского, в современных условиях ее развили идеологи ислама, католической церкви (Маритен, Мерсье и др.).

У древних народов политико-правовая мысль восходит к мифологическим истокам и развивает представление о том, что земные порядки есть часть общемировых, космических, имеющих божественное происхождение.

По мнению представителей данной теории, государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть — вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Поэтому каждый обязан подчиняться государю во всем.

Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления наместнику Бога на земле. Отказ подчиниться государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

Положительным в этой теории является то, что, придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью — церкви и религиозным организациям.

Однако вместе с тем данная теория слабо учитывает влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо в основном построена на вере.

Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. это, в конечном счете, вопрос веры.

2. Патриархальная теория происхождения государства

К наиболее известным представителям патриархальной теории можно отнести Аристотеля, Платона, Конфуция, Филмера и др.

Они обосновывают свою теорию на том, что люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, созданию семьи. Рост семей и объединение под их крылом все большего числа людей приводит, в конечном счете, к образованию государства.

Отсюда власть государя — продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая выступает как неограниченная. Поскольку признается изначально божественное происхождение власти «патриарха», подданным предложено покорно подчиняться государю.

Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота царя (короля и т. п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни.

Как в семье отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо последние — его дети.

Платон и Аристотель высказывались в пользу города-полиса. Быт в таком государстве должен быть основан на началах справедливости, общности, равенства, коллективизма.

Платон — противник крайностей богатства и бедности. Он тонко подмечает политическое значение имущественного расслоения общества, что ведет к государству бедных и богатых.

Его идеалом является аристократическое государственное устройство.

Разумеется, аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи. Кроме того, эта теория создает ореол святости, уважения государственности власти, «родственности» всех в единой стране.

Но вместе с тем представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела переносят понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются с категориями «государь», «подданные». К тому же по свидетельству историков семья (как социальный институт) возникла практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.

Основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства.

Напротив, установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя.

К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро разрушаются.

3. Договорная теория происхождения государства

Договорная теория происхождения государства возникла в 17—18 вв.; и логически наиболее завершенном виде представлена в трудах Г. Гроция, Дж. Локка, Луи де Монтескьё, Ж-Ж. Руссо, Н. Радищева, Т. Джефферсона и др.

По данной теории, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство — это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству.

В большинство концепций входит идея «естественного права», т.е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы.

Однако в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие.

Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. Эти положения нашли выражение в конституциях ряда западных государств.

Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права.

С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя, вплоть до восстания.

А с другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое, якобы, на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка объективных (прежде всего социально-экономических, военно-политических и пр.) факторов и преувеличение субъективных.

4. Теория насилия

Теория насилия в наиболее логически завершенном виде возникла в XIX в. и представлена в трудах Э. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др.

Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

Государство возникает на основе насилия, которое бывает 2-ух видов: внутреннее насилие (Дюринг, К. Каутский) и внешнее насилие (Л. Гумплович).

По мнению представителей данной теории, государство — возникшая путем насилия организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение является основой экономического господства.

В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы.

Следовательно, государство — не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности полностью отвергать нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского, древневенгерского).

Однако важно помнить, что степень его использования в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства наряду с иными. К тому же военно-политические факторы в ряде регионов играли в основном второстепенную роль, уступая первенство социально-экономическим.

Кроме того, необходимо учитывать, что для возникновения государства необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства.

5. Органическая теория происхождения государства

Представления о государстве как своеобразном подобии человеческого организма были сформулированы первоначально ещё древнегреческими мыслителями: Платоном, Аристотелем.

Широкое распространение она получила во второй половине XIX в. и изложена в трудах Г. Спенсера, Г. Прейса и др.

Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Дарвином.

По мнению Г. Спенсера,государство есть некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально. Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).

Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (тоже естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления.

Отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности было бы неправильно, ибо люди — не только социальные, но и биологические существа.

Вместе с тем нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это хотя и взаимосвязанные, но разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.

6. Материалистическая теория происхождения государства

Представителем данной теории является М. Вебер. Первостепенное значение для развития экономики, а, следовательно, и для появления государственности, имели три крупных разделения труда.

Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который, в конечном счете, и привел к возникновению различных форм собственности: коллективной и частной.

Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов.

7. Марксистко-ленинская теория происхождения государства

К представителям материалистической теории обычно относят К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина.

Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами так же как и материалистическая.

Однако главной причиной возникновения государства является раскол общества на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Властная роль переходит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру — государство, которое, прежде всего, служит инструментом реализации воли имущих.

Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях гарантии существования и функционирования общества как целостного организма. То есть государство – это машина для подавления одного класса другим.

Авторы, основываясь на исторических факторах, выделяли следующие логические последовательности в становлении государства: государство появляется на базе постепенно усложняющегося и укрепляющегося общинного и родового самоуправления, как аппарат способный разрешать данные классовые и экономические противоречия

Однако в данной теории весьма заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности. Поэтому данная теория является наиболее предпочтительной при учете положений других теорий.

8. Психологическая теория происхождения государства

Среди наиболее известных представителей психологической теории происхождения государства можно выделить Л. Петражицкого, З. Фрейда и др.

Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью некоторых людей во власти над другими, стремлением одних подчиняться, подражать, а других — подчинять, быть образцом для подражания.

Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др.

Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т. п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты.

Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная.

Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в узде подобных психических начал личности и возникает государство.

Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов.

Отсюда природа государства — психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания.

Государство,по мнению представителей данной теории, — продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющей данные решения.

Бесспорно, психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, — важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты, и его ни в коем случае нельзя игнорировать.

С другой стороны, психологические свойства личности (иррациональные начала) не всегда выступают в качестве решающих причин происхождения государства и должны рассматриваться именно как моменты государствообразования, ибо сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных внешних условий.

Кроме рассмотренных выше теорий существует ряд менее распространенных. Среди них:

а) Психо-аналитическая теория. Автором является З.Фрейд, который утверждал, что необходимость создания государства исходит из психики человека. Из существовавшей первоначально патриархальной орды появляется государство для подавления (задерживания) в дальнейшем агрессивных комплексов человека.

б) Расовая теорияАвторы Жозеф Артур де Гобино считали, что существуют высшие и низшие расы, высшие призваны управлять низшими, так возникает государство.

в) Патримониальная теория. Галлер считал, что государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется на проживающих на ней людей. Так складывается феодальный сюзеренитет.

г) Ирригационная теория. Возникновение государства обусловлено необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Государство выступает как организатор масштабных работ.

д) Юридическая теория. Авторы Н. Коркунов, Н.Трубецкой рассматривали происхождение государства исключительно с правовой точки зрения, как юридический олицетворение нации.

Признаки государства, отличающие его от догосударственных форм социальной организации. Отличие государственной власти от общественной власти родового строя.

Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/4_175493_osnovnie-teorii-proishozhdeniya-gosudarstva.html

Происхождение и эволюция человека. Формирование представлений о происхождении человека

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЕСТЕСТВЕННОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ ОРГАНИЧЕСКОЙ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Происхождение иэволюция человека.

Формированиепредставлений о происхождении человека.Вопрос о происхождении человека всегдаволновал человечество. В древностинекоторые племена считали себя потомкамирастений или животных.

Вдальнейшем распространились взглядыо божественном происхождении человека.

Сразвитием науки естествоиспытателиубеждались в сходстве строения тела иотдельных органов человека и животных.К. Линней, веривший в божественноепроисхождение человека, поместил егов группу приматов вместе с обезьянами.Ж. Б. Ламарк предложил гипотезу опроисхождении человека от обезьяноподобныхпредков, которые перешли от лазанья подеревьям к прямохождению.

В1871 г. опубликована работа Ч. Дарвина»Происхождение человека и половойотбор», в которой он доказывает родствочеловека с человекообразными обезьянами,используя данные сравнительной анатомии,эмбриологии, палеонтологии. В то жевремя Дарвин считал, что ни одна нынеживущая обезьяна не может считатьсяпрямым предком человека.

Месточеловека в системе животного мира.

Царство Животные

Тип Хордовые

Подтип Позвоночные

Класс Млекопитающие

Отряд Приматы

Семейство Люди

Род Человек

Вид Человекразумный

Признакитипа Хордовые у человека начинаютпроявляться в процессе эмбриогенеза:

●закладка хорды;

●развитие над хордой нервной трубки;

●закладка под хордой кишечной трубки,передний конец которой( глотка ) пронизанжаберными щелями;

●развитие сердца на брюшной стороне.

Признакиподтипа Позвоночные у человека– наличие черепа и позвоночника.

Признакикласса Млекопитающие у человека–

наличие:

●млечных, сальных и потовых желез;

●волосяного покрова и теплокровности;

●дифференцированных зубов;

●четырех камерного сердца и левой дугиаорты;

●диафрагмы;

● хорошоразвитой коры головного мозга;

●внутриутробного развития зародыша.

Признакиотряда Приматы у человека ( особенносходны человек и человекообразныеобезьяны ):

●относительно большая масса головногомозга, хорошо развитая кора переднегомозга;

●бинокулярное зрение;

● общиегруппы крови и белезни;

●конечности хватательного типа,противопоставление большого пальца наруке;

●редукция хвостового отдела позвоночника;

●наличие капиллярных узоров на пальцах,ладонях, стопах, ногтей, пальцев;

●продолжительность беременности околодевяти месецев;

●сходство кариотипов.

Научные данныеПримеры
Сравнительно — Анатомические
Общие черты строенияКлеточное строение организма; сходство строения систем органов; наличие млечных желез и ушных раковин, строение зубов; среднее ухо – три слуховые косточки.
Рудименты(недоразвитые органы, имевшиеся у отдаленных предков, но утратившие своесвое значение)Третье веко, волосяной покров тела, аппендикс, копчик, мышцы ушной раковины, небные валики, и т. д.
Атавизмы( появление у некоторых особей вида признаков, имевшихся у отдаленныхпредков )Рождение людей с хвостом, лишними сосками, и т. д.
Эмбриологические
Общая схема развития зародышаОплодотворенное яйцо начинает дробиться, из образовавшихся клеток образуются ткани, а затем целый организм.
Сходство зародышейЗародыш человека имеет жаберные щели, трубчатое сердце, хвостовой отдел позвоночника и т. д.

Отличиечеловека от животных.

1. Высокийуровень головного мозга ( особенно корыпереднего мозга с большим количествомборозд и извилин; значительное развитиетеменных, лобных и височных долей, гдесосредоточены важнейшие центрыпсихической деятельности и речи. Сразвитием мозга тесно связана способностьк абстрактному мышлению, появлениесознания и речи и значительное преобладаниемозгового черепа над лицевым )

2.Прямохождение ,что обусловило рядизменений в строении скелета ( изгибыпозвоночника, широкий таз, сводчатаястопа, широкая грудная клетка) имускулатуры ( сильное развитие мышцпояса и самих нижних конечностей ).

3.Противопоставление большого пальца наруке остальным.

Антропогенез– ( от гр.» антропос» – человек+ гр. «генезис»- присхождение) –процесс историка – эволюционногоформирования физического типа человека,первоначального развития его трудовойдеятельности, речи, а также сложенияобщества.

Факторы эволюциичеловека

Биологические Социальные

Борьбаза Естественный Трудовая Общественный Речь и

существо- отбор деятель- образ жизни мышление

вание ность

Парапитеки

Дриопитеки Проплиопитеки

Шимпанзе Горилла Гиббон Орангутан

Австралопитек

Древнейшиелюди

( питекантроп,синантроп )

Древниелюди

( неандертальцы)

Современныелюди

( кроманьонцы)

Направленияэволюции человека.

Предшественникисовременных людейОсобенности строенияОбраз жизниОрудия труда
Дриопитеки 18 млн летРазмеры небольшие; лазающие и ходящие в полувыпрямленном положении; рука способна к хватанию и бросанию предметов.Стадный образ жизни помогал в защите от хищников, передача опыта.Орудия труда отсутствуют.
Австралопитеки 5 млн летРост 120-150 см, масса 20-50 кг; объем мозга 430-550 см прямохождение, рука- хватательный орган; зубы по форме сходны с человеческими; употребляли мясную пищу.Стадный образ жизни, совместная охота.Кость, палка.
Человек умелый 2,6 млн летРост 1,5 м; масса 50 кг; объем мозга 650 см ; надглазничный валик; плоский нос; выступающие вперед челюсти; первые проблески сознания.Сооружал простейшие хижиныГрубые рубила, скребла, каменные молотки.
Человек прямоходящийРост около 170 см; массивный костяк; объем мозга 700-1250 см ; череп низкий; кости очень толстые; выраженные надбровные дуги; массивные челюсти.Общественный образ жизни; поддерживали огонь.Изготовляют примитивные каменные орудия труда ( копье, сколотый камень, скребок, рубило)
Неандерталец 250 тыс летРост 155-158 см; массивный костяк; коренастый; походка согнутая; череп более высокий; лоб низкий; скошенный; сильно развитые надбровные дуги; объем мозга 1400 см;Общественный образ жизни; использование огня; строительство очагов и жилья; первые захоронения.Изготовляют обработанные каменные орудия труда( острия, скребки, ножи)
Кроманьонец 40 тыч летРост до 180 см; физический вид современного человека; череп высокий; лоб прямой; без сплошного надбровного валика; развит подбородочный выступ; объем мозга 1000- 1600 см; прямая походка; хорошо развита членораздельная речь.Родовая община; строительства поселений; появление обрядов; ; возникновение искусства; гончарного дела; земледелия.Изготовляют сложные составные орудия труда из кости и камня.

Человеческиерасы – этоисторически сложившиеся группы людей,объединенные общностью происхожденияи сходством некоторых морфологическихпризнаков.

ЕвропеоиднаяМонголоиднаяНегроидная
население Европы, Южной Азии и Северной АфрикиНаселение Центральной и Восточной Азии, Индонезии, Сибири.Население Центральной и Южной Африки, Австралии.
— узкое лицо;- сильно выступающий нос;- мягкие волосы;- светлый или смуглый цвет кожи;- губы обычно тонкие;- сильно растущие борода и усы.— уплощенное широкое лицо;- уплощенный нос;- жесткие, прямые темные волосы;- кожа темная, с желтоватым оттенком;- глаза узкие;-сильно выступающие скулы;- борода и усы растут слабо.— лицо узкое и низкое;- широкий нос;- курчавые черные волосы;- темная кожа;- широкие открытые карие глаза;- губы толстые;- борода и усы растут слабо.
РасаЗначение признаков
НегроиднаяЗащита организма от перегрева, ультрафиолетового излучения; увеличение теплоотдачи
МонголоиднаяЗащита организма от ультрафиолетового излучения, сильных ветров, пыльных бурь.
ЕвропеоиднаяУменьшение теплоотдачи; обеспечение проникновение в организм ультрафиолетовых лучей, необходимых для образования витамина Д.

«Происхождениечеловека» Вариант № 1

Часть А

А 1.Впервые поместил человека в отрядприматов вместе с полуобезьянами иобезьянами:

1) К.Линней

2) Ч.Дарвин

3) Ф.Энгельс

4) Ж. Б.Ламарк

А 2.Признаки, определяющие систематическуюпринадлежность человека к классумлекопитающих:

1)теплокровность, хорда, парные конечности

2)позвоночник, волосяной покров, два кругакровообращения

3)волосяной покров, млечные железы,внутриутробное развитие

4) млечныежелезы, парные конечности два кругакровообращения

А 3.Родство человека и животных подтверждается:

1)прямохождением

2)сходством эмбрионов

3) крупнымголовным мозгом

4)способностью к абстрактному мышлению

А 4. Крудиментам у человека относятся:

1) ушныемышцы, копчиковые кости, третье веко

2)копчиковые кости, развитые клыки,аппендикс

3)аппендикс, мимические мышцы, добавочныесоски

4) третьевеко, обильный волосяной покров на лице,ушные мышцы

А 5. Катавизмам у человека относятся:

1)добавочные соски, аппендикс, копчиковыекости

2)развитые клыки, копчиковые кости,добавочные соски

3)копчиковые кости, обильный волосянойпокров на лице, третье веко

4)обильный волосяной покров на лице,добавочные соски, развитые клыки

А 6.Сходство человека с человекообразнымиобезьянами состоит в:

1)телосложении, редукции хвоста, наличиеногтей

2)строении головного мозга и сложномповедении

3) изгибахпозвоночника и плоской форме груднойклетки

4)развитии широкого таза и мускулатурынижних конечностей

А7. Средисовременных человекообразных обезьяннаибольшим сходством с человеком попропорциям тела, строении кисти, стопыи таза обладает:

1) гиббон

2) горилла

3)шимпанзе

4)орангутан

А 8.Важнейшие отличия в строении телачеловека от человекообразных обезьянсвязаны :

1)наличием головного мозга

2)способностью к мышлению

3)прямохождением и крупными размерами

4)прямохождением, развитием мозга и руки

А 9.Основной предпосылкой антропогенезабыло:

1)прямохождение

2)трудовая деятельность

3)овладение речью

4)развитие головного мозга

А10.Движущими силами антропогенеза были:

1) толькосоциальные факторы

2) толькобиологические факторы

3)биологические и социальные факторы

4) наодних этапах только биологические, надругих только социальные факторы

А 11.Биологическими факторами эволюциичеловека были:

1) борьбаза существование, сознание и труд

2)наследственная изменчивость, речь иестественный отбор

3)естественный отбор, борьба за существованиеи общественная жизнь

4)наследственная изменчивость, борьбаза существование и естественный отбор

А12.Социальными факторами эволюции человекабыли:

1)прямохождение и речь

2) борьбаза существование и сознание

3)изготовление и применение орудий труда

4)наследственная изменчивость и развитиеголовного мозга

А 13.Биологические и социальные факторы вантропогенезе действовали:

1)совместно

2)независимо

3) поразному, биологические преобладали надсоциальными

4) поразному, социальные преобладали надбиологическими

А14. Правильная последовательностьосновных эволюционных этапов становлениячеловека как биологического видаследующая:

1) древнейшие люди, австралопитеки,древние люди, люди современного типа

2) австралопитеки, древнейшие люди,древние люди, люди современно

3)австралопитеки, древние люди, древнейшиелюди, люди современного типа

4) древние люди, австралопитеки, древнейшиелюди, люди современного типа

А15. 0бщими предками человека ичеловекообразных обезьян были:

1) дриопитеки

2) питекантропы

3) австралопитеки

4) дриопитеки и питекантропы

А16. Время существования дриопитеков вмлн лет назад:

1) 1-2

2) 2-8

3) 8-18

4) 20-40

А17. Ископаемые остатки австралопитековбыли найдены в:

1) Африке

2) Австралии

3) Африке и Азии

4) Африке и Европе

А18. Время существования австралопитековв млн лет назад:

1) 0,5-1,5

2) 1,5-5,5

3) 5,5-8

4) 8-12

А19. Человека умелого как биологическийвид относят к:

1) дриопитекам

2) древнейшим и древним людям

3) австралопитекам и древним людям

4) австралопитекам и древнейшим людям

А 20. 0бъем головного мозга у Человекаумелого достигал в см3:

1) 450

2) 650

3) 800

4) 1000

А 21. Древнейшие люди относятся кбиологическому виду:

1) Австралопитек

2) Человек умелый

3) Человек разумный

4) Человек прямоходящий

А 22. Стадии древнейших людей в эволюциичеловека соответствуют:

1) неандертальцы

2) только питекантропы

3) питекантропы и синантропы

4) синантропы и неандертальцы

А 23. Ископаемые остатки питекантроповвпервые найдены в:

1) Азии

2) Европе

3) Африке

4) Африке и Азии

А 24. Время существования питекантроповв млн лет назад:

1) 0,5-2

2) 2-5

3) 5-8

4) 12-14

А 25. 0бъем головного мозга у древнейшихлюдей достигал в см3:

1) 450-650

2) 650-800

3) 800-900

4) 800-1250

А 26. Неандертальцы в эволюции человекасоответствуют стадии:

1) древнего человека

2) древнейшего человека

3) людей современного типа

4) предшественника человека

А 27. Первые ископаемые остатки древнихлюдей были найдены в:

1) Азии

2) Европе

3) Африке

4) Азии и Африке

А 28. 0бъем головного мозга неандертальцевдостигал в см3:

1) 800

2) 1000

3) 1200

4) 1400

А 29. Ископаемые люди современного типаотносятся к биологическому виду:

1) Человек умелый

2) Человек разумный

3) Человек ископаемый

4) Человек прямоходящий

А 30. Объем головного мозга кроманьонцевдостигал в см3:

1) 1000

2) 1200

3) 1400

4) 1600

А З1. Правильная последовательностьэволюционных преобразований у предковыхформ человека следующая:

1) прямохождение, речь, трудоваядеятельность

2) прямохождение, трудовая деятельность,речь

3) трудовая деятельность, прямохождение,речь

4) речь, прямохождение, трудоваядеятельность

А З2. Формирование речи и овладение огнемв антропогенезе произошло на .стадии:

1) древнего человека

2) древнейшего человека

3) людей современного типа

4) предшественника человека

А 33. 0рудия в виде камней-галек с отбитымирежущими краями, изготавливал ииспользовал:

1) неандерталец

2) питекантроп

3) кроманьонец

4) Человек умелый

А 34. В настоящее время на эволюциюсовременного человека существенноевлияние оказывает:

1) изоляция

3) мутационный процесс

2) волны численности

4) борьба за существование

А35. 0сновная причина возникновениячеловеческих рас-

1) адаптация к среде

2) мутационный процесс

3) свободное скрещивание

4) общность происхождения

Источник: https://gigabaza.ru/doc/76710.html

§ 35. Формирование представлений о происхождении человека. Место человека в зоологической системе

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЕСТЕСТВЕННОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ ОРГАНИЧЕСКОЙ

Формированиепредставлений о происхождениичеловека.Развитиепредставлений о происхождении и местечеловека в системе органического миратесно связано с идеями о развитии живойприроды.

Еще в древних текстах индийскихфилософов утверждалось, что человекпроизошел от обезьян, живших около 18млн лет назад, к коллективному добываниюпищи предки человека перешли 4 млн летназад, современный человек появилсяменее 1 млн лет назад.

Взглядыо родстве человека и животных получилиразвитие в трудах древних философовстран Средиземноморья.

За шесть вековдо нашей эры греческий философ Анаксимандрписал, что под воздействием солнечныхлучей в полужидком иле сначала зародилисьрыбообразные существа, которые затемнаучились поддерживать жизнь на суше,смогли навсегда покинуть воду и постепеннопревратились в человека.

Взгляды оестественном развитии всех живыхсуществ, в том числе и человека,поддерживали древнегреческие философыАнаксимен и Гераклит Эфесский (6 в. дон.э.). Как итог развития и постепенногосовершенствования природы представилчеловека в своих трудах греческийфилософ Аристотель (4 в. до н.э.).

Начинаяс 6 в. нашей эры в течение почти полуторатысячелетий господствовали библейскиепредставления о появлении человека.Только в 17—начале 18 в.

появляются факты,допускающие существование иных точекзрения по вопросу происхождения человека.Распространяются данные о находках вЕвропе каменных топоров и наконечников,возраст которых превышает десятки тысячлет.

Выясняется, что они соответствуюткаменным орудиям труда, применяемымтуземцами Африки, Южной Азии и Новогосвета.

Накапливаютсязнания о разнообразии живых организмов,в начале 17 в. появляются сообщенияпутешественников о человекообразныхобезьянах. В 1735 г. выходит книга К. Линнея«Система природы». В представленнойтам системе классификации животныхорганизмов Линней поместил человека вгруппу приматов вместе с обезьянами иполуобезьянами.

Первуюцельную гипотезу естественногопроисхождения человека, в общих чертахсовпадающую с современными представлениямиоб эволюции человека, предложил Ж. Б.Ламарк в «Философии зоологии» (1809).

Основную роль в доказательстве животногопроисхождения человека сыграли работыЧ. Дарвина.

В книге «О происхождениивидов путем естественного отбора»(1859) не затрагивается вопрос о происхождениичеловека, однако становится очевидным,что и для человека характерны законыразвития, лежащие в основе эволюциивсего животного мира.

Проблемуэволюционного происхождения человекаот обезьяноподобного существа развиваетв своем труде ближайший соратник Дарвина

1.1«Ш№. Opjehsm . «йз первых доспвв&к&ts $ rs 4& ч зж$&»§&.Ш8ЖХъ немецкийбиолог Э. Геккель. Свои взгляды напроблему происхождения человека Ч.

Дарвин изложил в специальном труде«Происхождение человека и половойотбор» (1871), где на многочисленных фактахдоказал близкое родство человека свысшими антропоидными обезьянами ипопытался научно объяснить движущиесилы антропогенеза, исходя из теорииотбора.

Общиечерты сходства человека и животных.Кчислу фактов, доказывающих родствочеловека и животных, Ч.Дарвин относитсходство в строении скелета и другихорганов (рис. 6.

1), сходство ранних стадийэмбриогенеза, сходные эмоциональныереакции (рис. 6.2) у человека и человекообразныхобезьян и наличие рудиментарных органов.

К рудиментам у человека относитсякопчик, кожная мускулатура (поднимаетволос), ушная мышца, третье веко и т.д.(всего насчитывается около 90 рудиментов).

Доказательствомявляется также рождение людей сатавизмами, примерами которых могутслужить наружный хвост, волосатостьлица, много-сосковость (см. рис. 3.23).

Впоследнее время накоплено многодополнительных данных, доказывающихродство человека и человекообразныхобезьян. Установлено большое сходствов строении ого аппарата человекаи шимпанзе.

Человекообразные обезьяныимеют такие же группы крови, что и человек(0, А, В, АВ), сходную последовательностьпрорезания зубов, сравнительно позднонаступающее половое созревание (8—12лет). Срок беременности у гориллы близокк 9 месяцам.

Установлено, что генетическийматериал человека и человекообразныхобезьян может совпадать на 90% и более(рис.6.3).

Месточеловека в зоологической системе.Сбиологической точки зрения, человекзанимает определенное положение всистеме органического мира, чтосвидетельствует о его животномпроисхождении. Он относится к

типухордовых, подтипу позвоночных, классумлекопитающих, подклассу плацентарных,отряду приматов, подотряду человекоподобных,группе высших узконосых, семействугоминид, роду человек, представленномуна сегодняшний день одним видом —Человек разумный (Homo sapiens).

Развитиепредставлений о происхождении и местечеловека в системе органического миратесно связано с идеями о развитии живойприроды. Взгляды о естественном развитиичеловека высказывали философы Индии идревней Греции. С 6 до 18 в. нашей эрыгосподствовали библейские представленияо происхождении человека.

Накоплениезнаний о строении и разнообразии живыхорганизмов, археологические находкиприводят к появлению иных точек зрения.Основную роль в доказательстве животногопроисхождения человека сыграли работыЧ. Дарвина.

К числу фактов, доказывающихродство человека и животных, относитсясходство в строении органов, сходстворанних стадий эмбриогенеза, наличиерудиментарных органов и атавизмов. §36. Этапы и направления эволюции человека.Предшественники человека. Древнейшиелюди

Этапыэволюции человека.Считается,что возможными предками настоящихприматов являлись насекомоядныетропические млекопитающие верхнемеловогопериода, сходные с современными тупайями(рис. 6.4). Первые предшественники появились67—62 млн лет назад.

По строению черепаи скелета они напоминали грызунов, азубная формула была такая же, как улемуров (рис.6.5). Примитивные древесныелемуроиды появились 58—52 млн лет назад.Постепенно они достигают наибольшегорасцвета и расселяются по всем материкам.

Древнейшие высшиеприматыпоявляются38—36 млн лет назад. Затем происходит ихразделение на две основные группы(широконосых и узконосых обезьян),которые далее развивались независимодруг от друга. Через какое-то время вАфрике в результате экологическойдивергенции происходит разделениеузконосых обезьян на низших и высших.

Около30 млн лет назад появляется египтопитек—обезьяна, по степени развития мозгаболее прогрессивная, чем большинствонизших приматов. Считается, что египтопитекявляется предком большой процветавшей27—10 млн лет назад группы дриопитековых(древесныхобезьян), которые предположительно иявляются ближайшими общими предкамичеловека и человекообразных обезьян.

Наибольшийинтерес из дриопитеков представляетпроконсул африканский (рис.6.6), остаткичерепа которого (возраст 25 млн лет)обнаружены в Африке.

Исследованиякостей животных, найденных вместе состанками проконсула, показали, что вВосточной Африке леса чередовались соткрытыми пространствами, следовательно,здесь могли появиться наземные обезьяны.

Обнаруженные позже кости конечностейпроконсула позволили сделать вывод,что нога человека морфологически ближек конечности его типа, чем современнойвысшей обезьяны, что говорит о переходепроконсула к прямохождению.

Такимобразом, от высших узконосыхобезьян (гоминоидов)берутначало две ветви, приводящие к образованиюсемейств понгиди гоминид.

Поканет палеонтологических данных дляпостроения всех промежуточных стадийфилогенетической линии, приведшей кпоявлению современного человека.

Считается, что филогения семействагоминид представляет собой разветвленноедерево из многих линий, только одна изкоторых достигла уровня человека(рис.6.7).

Становлениечеловека как биологического видапроисходило в несколько этапов:предшественник человека (протоантроп);древнейший человек (архант-роп); древнийчеловек (палеоантроп); человек современноготипа (неоантроп).

Впервыеостанки протоантропа обнаружены в 1924г. Р. Дартом и несколько позже Р. Брумомна территории Южной Африки. Этойпред-ковой форме дали видовоеназвание австралопитекафриканский(отлат.australo —южный и греч. pithec —обезьяна). Вскоре была найдена и описанасходная с этим видом более поздняя форма— парантроп(рис.6.8).

Представителифауны, найденные вместе с австралопитековыми,свидетельствуют о том, что средой ихобитания были открытые пространства.

В1959—1960 гг. сделано еще одно сенсационноеоткрытие.

В отложениях Олдовайскогоканьона (Танзания, Восточная Африка)английскими учеными Луисом и Мэри Ликинайдены фрагменты черепа, плечевая ибедренная кости существа, по рядупризнаков более прогрессивного (объемчерепной коробки 530 см 3),чем австралопитекДарта (440—450 см 3) и парантроп (516—518 см3), представителя данного вида назвали«зинджант-роп» (с араб. — «человекВосточной Африки»). Позже было предложенообъединить всех трех предшественниковв один род австралопитековых.

Австралопитекисочетали в себе признаки человека иобезьян (рис. 6.9). Особенности строениякоренных зубов австралопитековсвидетельствуют о питании растительнойпищей. Однако австралопитеки употреблялии животную пищу, что подтверждаетсястроением резцов и клыков.

Строениекостей таза (рис. 6.10), конечностей ирасположение затылочных мыщелков,соединяющих череп с позвоночником,позволили предположить, что австралопитекиходили на двух ногах (хотя и не такхорошо, как современный человек), чтооблегчалось их малорослостью (100—150см при массе тела 30—60 кг) (рис.6.11).

Австралопитекижили уже более 5 млн лет назад. Периодих существования охватывает промежутокв 4 млн лет. Одновременно существовалонесколько разных видов австралопитеков,различавшихся по величине тела,массивности, строению зубов (болеерастительноядные и всеядные) ираспространенности.

Считается, чтомассивные австралопитеки представлялитупиковую ветвь эволюции, вымершуюоколо 1 млн лет назад и разделившуюсудьбу других групп гигантских приматовтого времени.

Преобладающаярастительноядность не стимулироваларазвития орудийной деятельности имозга, что и послужило вероятной причинойих вымирания.

Древнейшиелюди.Первымпредставителем рода Человек (Homo)многиеисследователи считают человекаумелого (Homo habilis).Впервыеостанки скелета Homo habilis былинайдены Луисом Лики в 1959 г. на склонекратера Нгоронгоро в Олдовайском ущелье.

В последующие годы несколько десятковфрагментов сходных форм были найденыи в Олдонечностей говорит о полномприспособлении к прямохождению (как иу человека, первый палец стопы не отведенв сторону). Морфология костей верхнейконечности свидетельствует о хорошоразвитой хватательной функции.

Особоевнимание обращает на себя строениеногтевых фаланг, коротких и плоских,что свидетельствует об эффективномиспользовании кисти. Расширение фалангпри длительном выполнении тяжелойфизической работы наблюдается даже усовременного человека.

Таким образом,строение кисти человека умелого косвенноподтверждает предположение о том, чтоон является создателем «праорудий» —¦камней со следами обработки, найденныхв одном слое с останками человека умелого(рис. 6.13).

«Праорудия»чаще всего представляют собой галькинебольших размеров с 5—6 сколами рабочегокрая, идущими в одном направлении, иестественным округлением противоположногоконцавайском ущелье и в других районахАфрики (рис. 6.12). Останки Homo habilis имелиабсолютный возраст 1,7—2 млн лет.

Объемголовного мозга человека умелогосоставлял 645—680 см 3, что заметно больше,чем у австралопитеков. Особенно увеличеныу него были лобные и теменные доли мозга.

Кривизна нижней челюсти свидетельствуето возможном овладении зачатками речи.Строение костей нижних ко представляющегособой рукоятку.

Выделено не менее шеститипов орудий «галечной» культуры,основными из которых считаются три:чопперы (с англ. — ударник), многогранникии различные орудия из отщепов.

Следующимзвеном на пути эволюции архантропапринято считать древнейших людейтипа питекантропа(обезьяночеловек),существовавших около 1,5—1,3 млн лет назад(рис. 6.14). Впервые останки питекантропанайдены Э. Дюбуа в 1891 г. на острове Ява.

Яванский человек настолько приближалсяв строении к современному типу, чтопозднее было предложено не выделятьего в самостоятельный род, а включитьв род Homo.Видовоеназвание Homo erectus (человекпрямоходячий) введено в 1962 г. Б.

Кэмпбеллом.

Отсвоих предшественников человекпрямоходячий отличался более крупнымиразмерами тела (рост 150—170 см).

Четкопрослеживаются прогрессивные измененияскелета, связанные с прямохождением:стопа приобрела небольшой свод, бедренныйсустав сместился к центру таза, появилсянебольшой изгиб позвоночника.

Череппока существенно отличается от черепасовременного человека — он длинный инизкий, с мощными надглазничнымиваликами, имеет суженный и покатый лоб,плоские носовые кости, массивныевыступающие челюсти и скошенныйподбородок.

Дляголовного мозга характерны признакиусиленного роста в лобной, затылочнойи теменной областях, его объем в среднемсоставлял 1029 см 3. Левое полушарие большеправого, что обычно связывают спреимущественным развитием правойруки. А это уже типичная человеческаячерта, связанная с производством орудийтруда.

Наосновании особенностей строения черепа,шейного отдела позвоночника, реконструкциимышц и связок архант-ропов, живших впещерах Южной Франции около 450 тыс. летназад, установлено, что они уже овладелипроизношением всех гласных и были всостоянии издавать достаточно сложныезвуки. Речь была очень примитивной, ноэто была уже речь, а не отдельные звукиживотных (рис 6.15).

Древнейшиелюди жили первобытными «стадами». Онииспользовали огонь, о чем свидетельствуютнаходки угля, пепла и обгоревших камнейна местах постоянных стоянок, занималисьсобирательством кореньев, плодов изелени, которые играли значительнуюроль в питании. С помощью довольносовершенных орудий (рис. 6.16) древнейшиелюди охотились на различных животныхи разделывали их туши.

Внастоящее время изучено значительноечисло форм древнейших людей. К видучеловек прямоходячий относят питекантроповИндонезии (Ява), синантропов ВосточнойАзии (Китай), восточноафриканскихэректусов (Танзания, Кения, Эфиопия),атлантропов Северной Африки (Алжир,Марокко), телантропов Южной Африки исамых ранних гоминид Европы (гейдель-бергскийчеловек).

Повремени существование телантропасовпадает с существованием позднихавстралопитеков и человека умелого.

По-видимому, одна из более ранних форм,похожих на человека умелого, освоившаяпроизводство орудий труда и использованиеогня, дала начало множеству форм человекапрямо-ходячего.

Последние широкорасселились по теплой зоне Африки, Азиии Европы и эволюционировали в несколькихразличных направлениях.

Первыепредшественники настоящих приматовпоявились 67—62 млн лет назад. Ближайшимиобщими предками человека ичеловекообразобразных обезьянпредположительно является процветавшая27—10 млн лет назад группа дри-опитековых.

Становление человека как биологическоговида происходило в несколько этапов.Предшественники человека — австралопитекисочетали в себе признаки человека иобезьян. Первым представителем родаЧеловек считают человека умелого.

Следующим звеном на пути эволюциипринято считать человека прямоходячего,существовавшего около 1,5—1,3 млн летназад.

Источник: https://studfile.net/preview/5281497/

Scicenter1
Добавить комментарий