Функции рыночного спроса: Руководители бизнеса знают, что спрос на большую часть продукции

Сио К. К. С 34 Управленческая экономика: Пер с англ

Функции рыночного спроса: Руководители бизнеса знают, что спрос на большую часть продукции

ГЛАВА
6

функции спроса

и эластичность спроса

Для профессионального экономиста термин «спрос» имеет специфическое значе­ние. Он обозначает количество единиц конкретных продуктов (товаров или усдуг), которое потребители готовы и способны купить при четко установленных условиях времени, места, цены и т.д. Таким образом, спрос является функцией множества не­зависимых переменных или детерминантов спроса; он может быть выражен алгебраи­ческим уравнением, диаграммой или таблицей.

Чувствительность требуемого количества к изменениям в детерминантах спроса называется эластичностью спроса.

Измерения эластичности по отношению к измене­ниям в цене, доходе или ценах на другую продукцию могут помочь руководителям бизнеса понять рыночные характеристики товаров или услуг, которые они продают, и таким образом могут оказать им помощь при планировании стратегий маркетинга (особенно ценообразования).

Настоящая глава подразделена на два основных параграфа. 1. Функции рыночного спроса. В этом параграфе мы рассматриваем концепцию функ­ции рыночного спроса. Практически рыночный спрос — это рыночное проявление переменных, полученных из теории потребительского поведения, которая анали­зировалась в предыдущей главе. Руководство фирмы осуществляет контроль над некоторыми из этих переменных, например, такими, как цена и качество продук­ции, обслуживание потребителя и расходы на рекламу. Другие переменные, такие, как вкусы потребителя, предпочтения и ожидания, не могут контролироваться фирмой, но на них может оказывать воздействие высокопрофессиональная кампа­ния по рекламе и продвижению товара на рынок. Некоторые другие переменные, такие, как доход потребителя, цены на аналогичную продукцию, диапазон имею­щихся товаров и услуг, количество потенциальных потребителей и процентная ставка, полностью выходят за пределы контроля со стороны руководства фирмы. Независимо от степени контроля, осуществляемого фирмой над конкретными пе-

ременными спроса, их воздействие на спрос должно быть измерено с тем, чтобы можно было разработать успешную стратегию, маркетинга. 2. Эластичность спроса. В этом параграфе обсуждается эластичность цен, которая представляет собой измерение чувствительности спроса к изменениям цены.

Кроме того, здесь рассматриваются еще три типа эластичности спроса, которые обычно встречаются в экономическом анализе, маркетинге, а также других экономических дисциплинах: эластичность спроса и доходы, перекрестная эластичность спроса и эластичность рекламы.

Рассматриваются три способа измерения эластичности (то­чечная эластичность, дуговая эластичность и графическое измерение). В настоя­щем параграфе также объясняются зависимости эластичности и общих доходов (77?) и эластичности и предельных доходов (MR).

Показано, как понимание этих зависимостей может помочь фирме разработать эффективную систему ценообра­зования на ее продукцию.

Руководители бизнеса знают, что спрос на большую часть продукции находится под воздействием множества факторов, а не только цены.

Следовательно, базисная функция спроса устанавливает зависимость между требуемым количеством и всеми переменны­ми, оказывающими воздействие на спрос.

Тем не менее именно эффект цены в отноше­нии этого требуемого количества, если все другие переменные сохраняются постоянны­ми, представляет собой интерес при анализе спроса. Условно обозначим

е,-,*„),

где Qd— требуемое количество; Р — цена; Х{, Хг, … , Хп— все другие детерминанты спроса, которые сохраняются постоянными, как это показано вертикальной линией в формуле.

Рыночный спрос и функция спроса фирмы

В предыдущей главе мы видели, что спрос создается поведением отдельных потре­бителей.

Отдельные функции потребительского спроса отражают то количество кон­кретного товара, которое потребитель готов и способен закупать по определенной цене в пределах определенного диапазона цен в конкретное время и в конкретном месте, допуская, что все переменные спроса, кроме цены, сохраняются постоянными.

Функ­ция рыночного спроса это сумма всех функций потребительского спроса на данном рынке. Таким образом, индивидуальные количества, запрашиваемые по данной цене, объединяются для образования рыночного спроса на продукцию по этой цене. Если подобная процедура будет повторена для всех цен, то сумма будет обеспечивать ры­ночный спрос.

1. Все рынки одинаковы в том отношении, что они состоят из покупателей и продав­цов, тогда как третьи стороны, такие, как брокеры и агенты, являются посредниками между ними. Однако в рамках этой структуры рынки и рыночный спрос существенно отличаются друг от друга по размеру, механизму и динамике.

Например, Соединенные Штаты в целом представляют собой широкий рынок для целого ряда бытовых изде­лий, в то время как только в штатах, находящихся в зоне сильных снегопадов, имеется внутренний рынок для такой продукции, как снегоходы.

С другой стороны, рынок экспонатов для коллекций, таких, как монеты, картины и марки, состоит из относи­тельно небольшого количества потребителей, рассеянных по всему миру.

  1. Понятно, что спрос на продукцию фирмы — это какая-то часть общего рыноч­ного спроса на продукцию этого типа. Однако это не означает, что функция спроса фирмы — это уменьшенный в масштабе вариант функции рыночного спроса. Многие факторы (за исключением цены), воздействующие на спрос, необязательно одни и те же для фирмы и для рынка.
  2. рыночной структуры'. В рыночной структуре, которой присуща чистая конку­ренция, кривая спроса фирмы является горизонтальной линией, хотя кривая рыноч­ного спроса имеет наклон, направленный вниз. В рыночных структурах, в которых существует конкуренция между производителями (например, монополистическая кон­куренция и олигополия), спрос фирмы оказывается под воздействием деятельности конкурентов, которые могут оказывать несущественное или могут не оказывать вовсе никакого воздействия на общий рыночный спрос. При монополии спрос фирмы — это рыночный спрос.

Независимо от рыночной структуры, именно эта кривая спроса, с которой сталки­вается фирма, имеет самое большое значение для решений фирмы в отношении цено­образования, производства и продвижения ее продукции на рынок.
Количественный спрос и изменения в спросе

Рис. 6.1. Изменение в требуемом количестве н изменение в спросе

1 Способы определения цен, объема выпуска и конкурентных стратегий в различных рыноч­ных структурах рассматриваются в гл. 15.

Студент должен осторожно подходить к различию между изменениями в требуемом количестве и изменениями в спросе. Если цена меняется, а другие переменные оста­ются постоянными, то результатом является изменение в требуемом количестве, как это показано на рис. 6.1, вариант А. Снижение цены с Рхдо Рх2приводит к переме­щению вдоль кривой спроса из точки А в точку В по мере того, как требуемое коли­чество меняется от X, до Х2.

На рис. 6.1, вариант В, показан эффект изменения дохода по отношению к спросу на стандартную продукцию.

Стандартная, или нормальная, продукция определяется как про­дукция, потребление которой увеличивается по мере увеличения дохода, напротив, про­дукция худшего качества — это такая продукция, потребление которой уменьшается с уве­личением дохода.

На данном рисунке, начиная с кривой спроса Dvувеличение дохода заставляет всю кривую смещаться в сторону DrТаким образом, все большее количество требуется при всех уровнях цен. И напротив, уменьшение дохода снижает требуемое ко­личество также при всех уровнях цен, и кривая смещается в сторону Dy

Именно таков смысл термина «изменение спроса». В случае с продукцией худшего качества увеличение дохода будет заставлять кривую спроса смещаться в противопо­ложном направлении, т.е. в сторону происхождения.

Дело в том, что изменение дохода способствует смещению кривой спроса в том или ином направлении, в зависимости от типа товара.

Более того, смещение кривой спроса может быть вызвано не только из­менением дохода, но также и изменением любой переменной, исключая цену.

Характер функции спроса

Когда экономист говорит о.рыночном спросе или о кривой спроса, эти термины ка­саются спроса только как функции цены при условии, что другие переменные постоян­ные.

Конечно, спрос также может быть выражен функцией любой другой единственной переменной при условии, что все остальные переменные остаются постоянными, с ис­пользованием того же самого анализа, который применим к спросу как функции цены.

Кроме того, он также может быть выражен функцией множества переменных.

Предположим, что крупный производитель продовольствия идентифицировал мно­говариантную функцию спроса на марку швейцарского сыра на национальном рынке. Функция имеет следующий вид:

Qx= 5 — WPX+ 15?г — 25Рг+ 0,001/, (1)

где Qxгодовое потребление швейцарского сыра марки Х(в фунтах) в расчете на одну семью;

Рх— цена за один фунт швейцарского сыра марки X,

Руцена за один фунт сыра марок, конкурирующих с маркой швейцарского сыра;

Р2индекс цен упаковок, в 10 унций крекеров типа легкой закуски; I— среднегодовой доход семьи.

Уравнение (1) может быть получено при помощи линейной регрессии данных, со­бранных на основе или собственной документации фирмы, или вторичных источни­ков опубликованной статистики1.

В любом случае оценка функции спроса — это, в сущности, вопрос оценки ее коэффициентов на основе данных об ее переменных2.

Коэффициенты уравнения (1) демонстрируют воздействие каждой переменной на об­щий спрос при условии, что все другие переменные остаются постоянными:

10РХговорит о том, что увеличение на 1 долл. цены на швейцарский сыр марки X может привести к сокращению на 10 фунтов его годового потребления среднеста­тистической семьей;

1 Метод линейной регрессии рассматривается в гл. 7 и 8.

2 Коэффициент представляет собой константу, величина которой определяется в момент ее применения. Уравнение (1) вида V = Ь0 + Ь(Х( + Ь2Х2 + ЬЪХЪ + b4Xt имеет четыре переменных и пять параметров от Ь0 до Ь4.

15Руговорит о том, что увеличение на 1 долл. цены на конкурирующие сорта сыра может привести к увеличению на 15 фунтов потребления швейцарского сыра мар­ки J;

, -25PZговорит о том, что 100%-ное увеличение цены на крекеры закусочного типа может привести к сокращению на 25 фунтов потребления швейцарского сыра марки X;

X. Теперь давайте предположим следующие стоимости переменных на будущий год:

Рх= $2,50; Рг = $3,00; Pz= $1,00; /= $30 000.

Как следует из табл. 6.1, предполагаемые продажи швейцарского сыра марки Хв будущем году должны составить 30 фунтов на семью.

Таб л и ца 6.1

Уравнение спроса для Qx как функции цены, при условии, что все другие перемен­ные сохраняются постоянными при величинах, представленных в табл. 6.1, может быть вычислено следующим образом:

Qx = (5 + 45 — 25 + 30) — WP QX=5S- \QPX

Если Px = 2,50 долл., как показано в столбце (2) этой таблицы, то

Qx = 55 — 10(2,5) = 30.

Цена является единственной независимой переменной в этом уравнении, но это не означает, что требуемое количество оказывается под воздействием только со стороны цены. Другие переменные, такие, как цена на другую продукцию и доход потребителя, не игнорируются, они просто предполагаются постоянными в то время, как цене поз­волено изменяться.

Qx = (5 — 25 — 25 + 30) + \5РГ; Qx = -15 + 15Р/,

Qx = (5 — 25 + 45 + 30) — 25Р/, QX= 55 — 25PZ;

Qx = (5 — 25 + 45 — 25) + 0,0017; ' Qx= 0 + 0,001/.

На что мы здесь хотим обратить внимание, так это на то, что коэффициент каждой переменной в уравнении спроса указывает на воздействие этой переменной на требуемое количество, при условии, что все другие переменные сохраняются постоянными.

Эластичность спроса

Источник: http://userdocs.ru/ekonomika/11842/index.html?page=29

Принципы решения задач. Определение функции рыночного спроса (предложения) на основе нескольких индивидуальных функций спроса (предложения).При решении подобных задач необходимо

Функции рыночного спроса: Руководители бизнеса знают, что спрос на большую часть продукции

Определение функции рыночного спроса (предложения) на основе нескольких индивидуальных функций спроса (предложения).

При решении подобных задач необходимо помнить, что: 1) функция спроса (предложения) отражает зависимость величины (объема, количества) спроса (предложения) от цены; 2) функция рыночного спроса (предложения) складывается из индивидуальных функций спроса (предложения).

Предположим, что на рынке некоторого товара действуют три покупателя, об индивидуальном спросе каждого из которых имеются следующие данные: Qd1= (a – P); Qd2 = (b – P); Qd3= (c – P), причем a >b >c. Задача по определению функции рыночного спроса может быть решена аналитически, графически и в табличной форме.

Аналитическое решение нужно начать с выяснения особенностей области определения функции рыночного спроса, а именно выделить: 1) ценовой интервал, на котором спрос не будет предъявляться никем из потребителей; 2) ценовой интервал, на котором предъявлять спрос будут все потребители; 3) ценовые интервалы, на которых спрос будет предъявляться одним и двумя потребителями.

В нашем примере, очевидно, при P ≤ c спрос будет предъявлен всеми тремя покупателями; при b ≥ P >c на рынке будут действовать только первый и второй покупатели; при a ≥ P >b на рынке останется только первый покупатель; а при P ≤ a спрос на данный товар отсутствует.

Пользуясь этой логикой, составим функцию рыночного спроса на различных ценовых участках.

P ≤ c => Qd = Qd1 + Qd2 + Qd3 = (a – P) + (b – P) + (c – P) = a + b + c – 3P
b ≥ P >c => Qd = Qd1 + Qd2 = (a – P) + (b – P) = a + b – 2P
a ≥ P >b => Qd = Qd1 = a – P
P ≤ a => Qd = 0

Для графического решения необходимо построить графики индивидуального спроса d1, d2, d3 в одной системе координат, а затем построить рыночный спрос D, суммируя три индивидуальные величины спроса по каждой цене.

Для решения в табличной форме необходимо построить и заполнить таблицу, аналогичную следующей (допустим, что в нашем примере a = 8, b = 5, c = 3):

P
Qd1
Qd2 -1 -2
Qd3 -1 -2 -3 -4
Qd = Σ Qdi

Обратите внимание, что отрицательные величины спроса (затемненные клетки) не имеют экономического смысла, ведь при слишком высоких для покупателя ценах происходит не движение товара от покупателя к продавцу (что могла бы обозначать отрицательная величина спроса), а исчезновение спроса.

Определение функции рыночного спроса (предложения) в условиях вмешательства государства в экономику.

Государство может вводить налоги (в экономической теории обычно рассматривается потоварный налог на производителя или потребителя), устанавливать квоты на производство или поставку товара, а также производить субсидирование (финансирование) производителя или потребителя.

Введение потоварного налога на производителя выражается на графике в параллельном сдвиге линии предложения вверх на величину налога (происходит сокращение предложения). Ведение потоварной субсидии производителю приводит к параллельному сдвигу вниз линии предложения (увеличение предложения).

Введение квоты на производство или поставку товара приводит к образованию ломаной линии предложения с появлением вертикального участка на уровне квоты. Введение потоварного налога на потребителя выражается в параллельном сдвиге вниз на величину налога линии спроса (сокращение спроса). Введение потоварной субсидии потребителю приводит к параллельному сдвигу линии спроса вверх на величину субсидии (увеличение спроса).

Допустим, что рыночное предложение задается уравнением Qs = — 40 + 2P, где P – цена товара до вмешательства государства. Пусть государство ввело потоварный налог на производителя t= 20.

Новая цена предложения, учитывающая налог, Pt и цена до введения налога P, очевидно, связаны между собой следующим образом: P = Pt – t.

Для определения функции предложения после введения налога (как зависимости объема предложения от новой цены Pt) необходимо заменить в исходном уравнении Р на (Pt – t):

Qst = — 40 + 2(Pt – t) = — 40 + 2 Pt – 2 t = — 40 +2 Pt – 2*20 = — 80 + 2Pt

Если государство вводит не налог, а потоварное субсидирование производителя f=20, то цена предложения до введения субсидии P и цена после введения субсидии Pf связаны между собой следующим образом : Р = Pf + f. Для определения функции предложения после введения субсидии необходимо заменить P на (Pf+f):

Qsf = — 40 + 2(Pf+f) = — 40 + 2 Pf+2f = — 40 + 2Pf+2*20 = 2Pf

Допустим, что рыночный спрос задается уравнением Qd = 20 – P, где P – цена товара до вмешательства государства. Пусть государство ввело потоварный налог на потребителя t = 5.

Тогда цена спроса до введения налога P и цена спроса после введения налога Pt связаны между собой следующим образом: P=Pt +t.

Для определения функции спроса после введения налога необходимо заменить в исходном уравнении P на (Pt + t):

Qdt = 20 — (Pt + t) = 20 — Pt – 5 = 15 — Pt

Если государство вводит не налог, а потоварное субсидирование потребителя f=5, то цена спроса до введения субсидии P и цена после введения субсидии Pf связаны между собой следующим образом: P = Pf — f. Для определения функции спроса после введения субсидии необходимо заменить P на (Pf – f):

Qdf = 20 – (Pf — f) = 20 — Pf +5 = 25 — Pf

Определение параметров равновесия (Pe – равновесная цена, Qe – равновесное количество).Воспользуйтесь смыслом равновесия: величины спроса и предложения равны, цена спроса равна цене предложения. Графически равновесие – это точка пересечения графиков спроса и предложения.

Если функции спроса и предложения заданы в виде Qd = ab*P, Qs = c + d*P, то для аналитического решения необходимо приравнять выражения для Qd и Qs и решить уравнение относительно цены Р. Полученное значение P называется равновесной ценой Ре.

При подстановке Ре в выражение спроса или предложения (по выбору) легко вычисляется равновесное количество Qe.

Вычисление выигрыша покупателя и продавца. Постройте графики спроса и предложения в одной системе координат, определите параметры равновесия. Воспользовавшись определениями, обозначьте на графике выигрыши покупателя и продавца. Вычислите площади фигур, обозначающих выигрыши.

Вычисление суммы налоговых поступлений.По смыслу, налоговые поступления от потоварного налога равны произведению величины (ставки) налога на продаваемое в условиях действия налога количество товара: T=t*Qet.

Следовательно, для графического решения задачи необходимо построить графики спроса и предложения до введения налога, график спроса (или предложения – в зависимости от того, кто облагается налогом: потребитель или производитель) после введения налога, определить параметры равновесия после введения налога и воспользоваться приведенной формулой.

Для аналитического решения задачи нужно вывести функцию спроса (предложения) после введения налога, вычислить параметры равновесия после введения налога и воспользоваться приведенной формулой.

Вычисление эластичности. Для вычисления эластичности на некотором интервале нужно использовать преобразованную формулу дуговой эластичности:

Edp = ΔQd   * P ср.
ΔP Qd ср.

где ΔQd – абсолютное изменение величины спроса на интервале,

ΔP – абсолютное изменение цены на интервале,

P ср. – среднее для данного интервала значение цены,

Qd ср. – среднее для данного интервала значение величины спроса.

Для вычисления эластичности в точке используют формулу точечной эластичности:

Edp = ∂Qd   * Р = (Qd)′   * Р
∂P Qd Qd

где (Qd)′ — производная функции спроса по цене,

P и Qd – параметры спроса в конкретной точке.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/6_171856_printsipi-resheniya-zadach.html

Понятие и функции рыночного спроса, факторы его определяющие

Функции рыночного спроса: Руководители бизнеса знают, что спрос на большую часть продукции

Конкуренция и монополия в рыночной экономике. Антимонопольная политика и развитие конкуренции.

Конкуренция это борьба между товаропроизводителями за наиболее выгодные производства и сбыта товаров и услуг, между потребителями за товары производителей, а также производителями и потребителями за источники доходов.

Конкуренция выступает в нескольких видах. С позиций функционального проявления конкуренция бывает отраслевой (между производителями одной отрасли) и межотраслевой (между производителями разных отраслей, которые соперничают за деньги потребителей).

Если продавцы влияют на спрос посредством изменения в цене, то конкуренция выступает как ценовая. Оно сводится к экономическому подавлению соперника (к его разорению) через сбивание цен.

При неценовой конкуренции продавцы делают упор на отличительные особенности своего товара, его качество, продвижение, упаковку, поставку, сервис.

Совершенная, или свободная конкуренция в экономически развитых странах была типична до середины XIX века. Во второй половине XIX –XX вв. появляются крупные предприятия и их объединения.

Эти процессы привели к существенному изменению конкурентной борьбы на рынках. Появились новые виды конкуренции, прежде всего, несовершенная конкуренция.

Несовершенная конкуренция в отличие от свободной, совершенной конкуренции ограничена влиянием монополий и государства.

Существует несколько моделей несовершенной конкуренции: 1) чистая монополия, 2) монополистическая конкуренция, 3) олигополия.

Конкуренция на рынке выступает той силой, которая способна изменить соотношение спроса и предложения, уровень рыночных цен, структуру и последствия развития рынка. Рассмотрим важнейшие функции конкуренции.

1. Конкуренция способствует установлению равновесной цены. 2. Конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации продукции.

3. Конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства.

4. Конкуренция усиливает социально-экономическое расслоение агентов рынка.

В результате свободная конкуренция способствует продвижению рыночного хозяйства к монополии. В современных условиях свободное рыночное соперничество стало редким явлением. Его можно наблюдать на рынке ценных бумаг или рынке сельскохозяйственной продукции, предлагаемой мелкими фермерами.

Монополизация экономически явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации и централизации промышленного производства и капитала на рубеже ХIХ- ХХ вв.

Монополия исключительное право определенной деятельности (производства, торговли), принадлежащее одному лицу или государству.

Сущность монополии характеризуется следующими моментами:

1) монополия возникает из господства в производстве;

2) господствуя в производстве, монополия господствует на рынке;

3) благодаря монопольным ценам монополия получает монопольно высокую прибыль.

Монополии можно классифицировать по разным видам. По месту в торговых сделках различают объединения, единолично продающие определенные товары множеству продавцов (монополия), и объединения, единолично скупающие какие-то продукты у всех продавцов (монопсония).

По масштабам охвата рынка монополия может установиться в отраслевом масштабе (чистая монополия или монопсония) или охватить масштаб национального хозяйства (абсолютная монополия, например, внешней торговли государства). Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной рыночной конкуренции.

В зависимости от характера и причин возникновения можно выделить:

естественные монополии (возникающие из-за особых условий хозяйствования или технологий, таких как транспортировка нефти, газа, почтовая связь и т.п.);

легальные монополии (защищенные от конкуренции авторскими правами, патентами, торговыми марками);

искусственные монополии (создаваемые ради получения монополистических выгод в формах картелей, синдикатов, трестов, концернов и др.).

Монополии делят между собой рынки сырья, ресурсов, сбыта, капиталов, рабочей силы. Монопольные объединения ликвидируют равновесную цену и ее регулирующую роль. На смену ей приходит монопольное установление цен.

Монопольное ценообразование при этом выступает средством перераспределения части доходов товаропроизводителей, аутсайдеров и потребителей в пользу монополий и монопсоний. Монопольно высокие цены не стимулируют снижение издержек производства и сдерживают внедрение научно-технического прогресса.

Таким образом, они могут воздействовать на производство, прогнозировать потребление, добиваться согласованности в действиях с другими монополистами.

Важную роль в поддержании конкурентной среды рынка, уменьшения негативных последствий монополизации играет государство, используя антимонопольное регулирование. Оно осуществляется посредством антимонопольного законодательства, административного контроля над монополизированными рынками и организационного механизма.

Административный контроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Так, возможно использование финансовых санкций в случаях нарушения антимонопольного законодательства, пресечение методов нечестной конкуренции и т.д.

Организационный механизм имеет своей целью антимонопольную профилактику путем либерализации рынков.

Не затрагивая монополию как форму производства, способы и методы такого регулирования государства направлены на то, чтобы сделать монополистическое поведение для крупного бизнеса невыгодным.

Это достигается посредством снижения таможенных пошлин, поддержки малого бизнеса, продукция которого может конкурировать с товарами монополий и т.п.

Понятие и функции рыночного спроса, факторы его определяющие.

Спрос – форма проявления потребностей населения, обеспеченная денежным эквивалентом. Спрос выражает собой не всю гамму потребностей населения, а лишь ту ее часть, которая обеспечена его покупательной способностью.

То есть, рыночный спрос выражает ту сумму денег, которую покупатели готовы затратить на приобретение нужных им товаров и услуг.

Он характеризует желание покупателя иметь товар и его способность заплатить за этот товар (то есть возможность его купить).

Различают индивидуальный и рыночный спрос. Субъектом индивидуального спроса является отдельный потребитель, желающий приобрести товары при данных условиях. Объем и структура индивидуального спроса зависят от индивидуальных различий и специфических желаний покупателя.

Покупатели различаются по уровню доходов, предпочтениям, вкусам. В индивидуальном спросе отражаются национальные, возрастные, половые особенности, а также различия в уровне образования, стиле жизни и т.д.

Рыночный спрос представляет собой совокупность всех индивидуальных спросов на данном рынке, или спрос, предъявляемый на товар всеми покупателями (потребителями).

Важнейшими показателями спроса являются объем спроса и цена спроса. Объем спроса – это то количество товара, которое потребители согласны купить, а цена спроса – максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за определенное количество товара.

Определяющим фактором рыночного спроса является цена. К неценовым факторам относятся следующие: 1. Доходы потребителей. При повышении доходов спрос на большинство товаров растет. Это так называемые нормальные товары. Те товары, спрос на которые изменяется в обратном направлении по отношению к изменению доходов, называются товарами низшей категории. 2.

Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение вкусов и предпочтений, вызванное рекламой, изменениями моды вызывает рост спроса на него и, наоборот, неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса. 3. Число покупателей. Увеличение их числа на рынке обусловливает повышение спроса.

Уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса. 4. Цены на сопряженные товары. Между ценой на один из товаров-субститутов и спросом на другой существует прямая связь, между ценой на один из товаров-комплементов и спросом на другой – обратная. 5. Потребительские ожидания.

Ожидания потребителей относительно возможности повышения цен в будущем могут побудить их покупать больше в настоящем. Ожидания увеличения доходов может заставить потребителей меньше ограничивать текущие расходы. 6. Степень удовлетворения потребностей населения в данном товаре: чем она выше, тем ниже спрос.

Изменения каждого из факторов может вызвать изменение спроса. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса.

Закон спроса – это выражение обратной зависимости величины спроса на определенный товар от уровня цен на него (при прочих равных условиях).

Согласно закону спроса, потребители обычно покупают большее количество товаров по низкой цене, чем по высокой. Чем выше цена, тем меньше спрос на товар. И наоборот, чем ниже цена, тем выше спрос на товар.

Обратную (отрицательную) зависимость между величиной спроса и ценой можно выразить формулой:

D=f (P) 0.

Закон предложения выражает связь между рыночными ценами и количеством товаров или услуг, которые производители желают продолжить. Такая зависимость между ценой и предложением обусловлена двумя основными причинами.

Во-первых, чем выше цена, таем больше выручка и прибыль продавца, а следовательно, и стимул для него наращивать производство. Во-вторых, при высокой цене появляются новые заинтересованные производители, предлагающие свой товар с целью получения прибыли.

Таким образом, закон предложения характеризует движение производства в соответствии с экономической целесообразностью, подтверждающейся или опровергающейся рыночной ценой.

Иллюстрацией закона предложения является кривая предложения. Каждая точка на кривой предложения Sхарактеризует конкретное количество предложенного товара или услуги при данной цене. Сдвиг кривой предложения вправо означает расширение предложения товаров или услуг; влево – снижение предложения.

. Изменения предложения под влиянием неценовых факторов предложения



Источник: https://infopedia.su/7xc225.html

Scicenter1
Добавить комментарий