Г л а в а 6 РАННИЙ ПИФАГОРЕИЗМ КАК ФИЛОСОФСКОЕ ТЕЧЕНИЕ

Геннадий Драч — Рождение античной философии и начало антропологической проблематики

Г л а в а 6 РАННИЙ ПИФАГОРЕИЗМ КАК ФИЛОСОФСКОЕ ТЕЧЕНИЕ
Здесь можно скачать бесплатно «Геннадий Драч — Рождение античной философии и начало антропологической проблематики» в формате 2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На В ТвиттереВ InstagramВ ОдноклассникахМы

Описание и краткое содержание «Рождение античной философии и начало антропологической проблематики» читать бесплатно онлайн.

Драч Геннадий Владимирович

Рождение античной философии и начало антропологической проблематики

Драч Геннадий Владимирович

Рождение античной философии и начало антропологической проблематики

Рассматриваются вопросы происхождения, становления и развития древнегреческой философии, включая ее предфилософию (Гомер, Гесиод, орфики). Проводится реконструкция философских учений, начиная с Фалеса и завершая Парменидом.

Анализируются начальные формы философского осмысления человека. Раннегреческие философские учения раскрываются на фоне социально-политической и культурной жизни древнегреческих городов-государств.

Исследование основывается на анализе первоисточников и широкого круга специальной литературы.

Книга рассчитана на философов, историков, филологов, всех, интересующихся проблемами истории античной философии и культуры.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие…………………………………………..7

Введение. Историография. Основные концепции происхождения античной философии………………………………. 14

Зарубежная литература об античной антропологии………… 14

Зарубежная историко-философская литература…………… 15

Зарубежные антиковедческие концепции XIX — первой половины XX в….. 19

Эдуард Целлер………………………………….. 19

Джон Бернет……………………………………. 25

Френсис Корнфорд………………………………. 29

Вильгельм Нестле……………………………….. 30

Карл Йоль……………………………………… 31

Вернер Йегер…………………………………… 36

Фридрих Ницше, Мартин Хайдеггер…………………39

Историческая и историко-филологическая литература……..40

Цель и основные задачи исследования…………………..40

Источники и методология исследования…………………41

ГЛАВА 1. Предфилософия Гомера…………………………43

Космос Гомера……………………………………..44

Человек и боги…………………………………….. 53

Был ли гомеровский человек личностью?………………..61

ГЛАВА 2. Предфилософия Гесиода……………………….. 71

«Теогония»……………………………………….. 73

«Труды и дни»……………………………………… 81

ГЛАВА 3. Полис и философия…………………………… 94

От Микен к полису…………………………………. 95

Полис…………………………………………….99

От лирики к философии ……………………………. 111

ГЛАВА 4. Антропология милетской школы…………………118

Фалес……………………………………………122

Анаксимандр………………………………………126

Анаксимен………………………………………..139

ГЛАВА 5. Философия и антропология Ксенофана Колофонского…..143

Путь добродетели и логоса: «этика» и «гносеология»……….144

Природный и божественный мир: «физика» и «теология»…..156

ГЛАВА 6. Ранний пифагореизм как философское течение……..169

Орфическая предфилософия………………………….175

Пифагорейский союз и начало пифагорейской антропологии………188

Космос и человек…………………………………..198

ГЛАВА 7. Некоторые аспекты проблемы человека у Гераклита …. 211

Космос и «космическая справедливость»………………..212

Логос и полис……………………………………..229

Смыслообразы и самонаблюдение……………………..245

ГЛАВА 8. Философия и антропология Парменида……………252

Пролог к поэме…………………………………….254

«Мир истины» и «мир мнения»………………………..261

О соотношении истинного и неистинного миров………….275

ГЛАВА 9. Культурная парадигма раннегреческой философии…..288

Библиография………………………………………..302

Словарь греческих терминов…………………………….312

ПРЕДИСЛОВИЕ

Книга посвящена возникновению и развитию античной философии, начиная от первых философских школ — милетцев, пифагорейцев и завершая Парменидом.

В работе дается развернутая характеристика предшествующего появлению философии духовного и культурно-исторического развития Древней Греции.

Особенностью данной работы является также то, что она содержит анализ классических западных концепций происхождения философии, что позволяет воссоздать широкое полотно основных подходов к пониманию проблемы происхождения античной философии, ее возникновения и развития.

Монография представляет собой результат и обобщение ряда курсов и спецкурсов, прочитанных на философском факультете Ростовского государственного университета.

При этом мы исходим из следующего методологического обстоятельства: проведение широкого спектра историко-философских исследований (а проблема происхождения философии несомненно требует этого) предполагает интерес к историко-антропологической стороне вопроса, т.е.

к тому, что определяет специфику философии. Историко-антропологические исследования должны быть, по нашему мнению, приоритетными.

Несмотря на то что антропологизм как принцип европейской культуры и философии подвергается жесткой и многозначной критике, именно антропологический образ античности продолжает оставаться в центре внимания современного читателя, не утратившего интерес к классическим сюжетам и образам античного мира. Образ античности в очередной раз меняется на наших глазах.

Критика европейского логоцентризма и антропоцентризма не только обнажает современный бесчеловечный мир, в котором «структуры поглощают человека», но при таких подходах сама европейская культура предстает историей подавленной и эксплуатируемой государством человеческой иррациональности, а антропологические ее достижения оказываются не более чем неосознаваемой ранее «заботой о себе» (М. Фуко).

Однако антропологический образ античности, понятой как возвышение человека, лег в основание возрожденческой идеологии, не без обращения к античным идеям был заложен каркас просвещенческой парадигмы с ее установками на разум, прогресс и историческую перспективу. Проблема состоит в том, что просвещенческие иллюзии

7

разрушаются на наших глазах, а упреки адресуются античности, в которой теперь уже видят начало «забвения бытия» и истоки заблуждения разума (М. Хайдеггер).

Хотелось бы отметить, что известные исследователи — антиковеды проводят радикальное различие между античным человеком, ориентированным на жизнь «по природе», и современным прагматичным человеком, ориентированным на жизнь «ради потребления» (Ф.Х. Кессиди). Академик Ю.А.

Жданов пришел к выводу о заболевании современного человечества страшным недугом — жаждой сверхпотребления, который он назвал «комплекс Эрисихтона», болезнью ненасытного и ненасыщаемого голода, который был постоянным состоянием фригийского царя Эрисихтона, насланным на него богами за бездумное разрушение окружающей природы.

Эта проблема обсуждается и в нашей статье «Триумф и трагедия античного разума» [1].

На наш взгляд, было бы наивно отказываться от антропологических идеалов античности, без которых не могла бы осуществиться современная, европейская по крайней мере, культура, а вполне актуальная в этом контексте проблема гуманизации современного техногенного мира и научного поиска оказывалась бы не только невозможной, но и неуместной.

1 Научная мысль Кавказа. 1999. № 3. С. 75-83.

Представляется, что обращение к проблеме генезиса философии позволяет восстановить доверие к антропологическому ее прочтению и осмыслению.

Для нас в данном случае «происхождение», «возникновение» и «генезис» выступают взаимодополняющими понятиями, характеризующими становление и развитие философии от ее начальных этапов, включая и предпосылки, до конституирования в качестве самостоятельного феномена античной культуры.

И если современная эпоха, динамичная, сжимающая время, ставит вопрос о судьбах человеческой цивилизации и обостряет наш интерес к историческому прошлому, то раннегреческая философия обнажает созвучные нашему времени вопросы о взаимоотношении природы и человека, о могуществе и направленности человеческого разума.

Эти вопросы были поставлены уже в раннегреческой натурфилософии, но обращение к истокам европейской цивилизации представляет не только исторический интерес.

В фокусе современной теоретической мысли оказываются исторические экспликации особенностей развития науки и гуманизации научного поиска.

Кроме того, обращение к античной философии, где уже у ее истоков разрабатываются рационалистические концепции мира и человека, позволяет обосновать ряд проблем, актуализующихся усилением роли человека в современном обществе.

8

Проблема человека применительно к ранним этапам древнегреческой философии требует и своего специального, сугубо антиковедческого обоснования.

Утвердившийся в нашей литературе термин «натурфилософия», употребляемый при характеристике как начальных, так и зрелых этапов древнегреческой философии, ориентирует на трактовку охватываемых им учений о природе в их противопоставлении учению о человеке, начинаемому обычно с софистов и Сократа.

Этой же цели обычно служат и понятия «досократовская философия» и реже «дософистическая философия». Однако уже фактическая сторона вопроса не позволяет согласиться с такой постановкой вопроса.

Источник: https://www.libfox.ru/13905-gennadiy-drach-rozhdenie-antichnoy-filosofii-i-nachalo-antropologicheskoy-problematiki.html

Пифагореизм как научно-философское течение

Г л а в а 6 РАННИЙ ПИФАГОРЕИЗМ КАК ФИЛОСОФСКОЕ ТЕЧЕНИЕ

Готовый реферат:

Пифагореизм как научно-философское течение

[sociallocker]Скачать файл .doc[/sociallocker]

Введение……………………………………………………………………………..2

Глава 1. Личность Пифагора………………………………………………………3

Глава 2. Философия числа

2.1 Число какначало…………………………………………………………………5

2.2 Элементы из которых происходятчисла……………………………………….6

2.2 Пифагорейская физика и космология………………………………………..…7

Глава 3. Религиозные и этические учения пифагорейцев……………………..8

Заключение…………………………………………………………..…….………..9Список литературы……………………………………………………………….10

                                         “Всёна свете, решительно всё на свете гармонично ”

  Пифагор ( ок.580 – 500  гг. до н.э.)

Античнаяфилософия зародилась в конце VII – начале VI в. до н. э. и просуществовала до V в. н.э. Первой задачей философского мышления стало уяснениепротивоположностей между реальным, существующим по своим законам миром, ичеловеком с его сознанием и волей.

Поиск ответов на вопрос, уже поставленный донеё в мифологии, – о происхождении мира, философия сформулировала в болеетеоретическом виде и сумела найти принципиально новое решение с помощью ученияо первоначале. Идея первоначала была выдвинута представителями Милетской школы,которые имели типично натурфилософские представления.

Одним из наиболееабстрактных учений было именно учение великого древнегреческого математика ифилософа Пифагора, организовавшего в 532 г. До н. э. религиозно – философскийсоюз в Кротоне (на юге Италии).

История Пифагора с течением времени всё болеезатемнялась столь многими неисторическими сказаниями и догадками, в его учениебыло внесено так множество позднейших элементов.

Со значительной степеньюдостоверности можно установить в истории пифагорейской школы лишь еёоснователя,  немногие основные пункты, ав отношении её учения – лишь элементы, которые засвидетельствованы подлиннымиотрывками Филолая,[1] сообщениями Аристотеля и указаниями позднейших доксографов. Однако вклад ученияПифагора в античную философию неоспоримо велик, и рассматривая основныеконцепции данного учения  мы можемоценить именно мировоззренческую уникальность философии эпохи античности.

Глава 1. Личность Пифагора

Пифагор,сын Мнесарха, родился в Самосее, куда его предки, тирренские пеласги,переселились из Флиунта.. Расцвет его жизни приходится на 530-е годы до н.э., асмерть – на начало V в. До н.э.

Диоген Лаэртский, один из известных биографов античных философов, сообщает нам: « Молодой и жадный дознаний, он покинул отечество, основал таинственные секты, как среди греков, таки среди варваров. Был в Египте…, вблизи халдеев и магов.

Впоследствии на Критес Эпименидом был в пещере Ида, а в том же Египте в святилищах приобщался ктаинствам египетских жрецов.

Вернувшись на Самос, нашёл родину под игом тиранаПоликрата, потому отплыл на парусах в италийский Кротон, где составил законыиталийцам, чем снискал великую славу себе и приспешникам, числом около 300,правление коих было почти аристократическим».

Он поселился в Кротоне и основалздесь союз, который встретил множество приверженцев среди италийских исицилийских греков.

Позднейшее сказание изображает дело так, что он выступил вэтих местах в качестве пророка и чародея, и что его школа была союзом аскетов,которые жили на коммунистических началах, подчиняясь строгой дисциплине ордена,воздерживаясь от употребления мясной пищи, бобов и шерстяной одежды и святохраня тайны школы.

Помимо философского и религиозного заметно также иполитическое влияние пифагорейцев. Их политическим идеалом была некая формааристократии, основанная на новых сословиях, преимущественно занятых торговлей,высоко развитых первоначально в колониях, о чём мы говорили выше. Важноотметить, что пифагорейцы были защитниками дорийско-аристократическихучреждений, направленных на строгое подчинение личности интересам целого.Однако, эта политическая партийная позиция пифагорейского союза уже рано подалаповод к нападениям против него, которые побудили ещё самого Пифагорапереселиться из Кротона в Метапонт, где он закончил свою жизнь; и позднее послемноголетних трений, вероятно около 440-430 г. Пифагору приписывается множество сочинений,но многие из них – фальсификация последующих эпох, возможно, он учил устно.

Что касается учения Пифагора. Необходимо отметить его преемственность с учениями восточных и западных эзотерических школ.

Врождённая страсть Пифагора к путешествиям  фиксировалась в различных источниках, например: «После  ознакомления  со  всем,  что  он  мог  получить  от  греческих философов,  будучи, по всей вероятности,  посвящен в  Элевсинские  Мистерии, он поехал в Египет, где, наконец,  преуспел  в  инициации  в  Мистерии  Исиды, совершенной  жрицами   Фив.  Затем  этот   неустрашимый   «присоединившийся» направил свои стопы в Финикию и Сирию, где был посвящен в Мистерии  Адониса, и, сумев пересечь долину Евфрата, он находился достаточно  долго  у  халдеев, чтобы  перенять  их  секретную  мудрость.  Наконец,   он   предпринял   свое величайшее и наиболее важное историческое путешествие через Мидию и Персию в Индостан, где  он  был  несколько  лет  учеником,  а потом стал  инициированным  в  брамины  Элефанта  и  Эллора»[2]. Венцом странствий Пифагора стало основание школы или как часто её называют, университет в Кротоне, дорийской колонии в Южной  Италии. От всех других сходных явлений пифагорейский союз отличался тем этнически-реформаторским направлением, которое Пифагор придал мистическим догматам и культу, стремление привить своим членам, по образцу дорийских нравов и воззрений, телесное и духовное здоровье, нравственность и самообладание. В связи с этим стремлением стоит не только культивирование многих искусств и знаний, например гимнастики, музыки, медицины, но и научная деятельность, в которой упражнялись члены союза, по примеру его основателя; и даже независимо от какой – либо тайны школы, в этой деятельности редко могли участвовать посторонние лица.

Глава 2.Философия числа

        2.1Число как начало

Философскиеискания, перемещаясь от восточных ионийских колоний к западным, кудамигрировали античные ионийские племена, заметно утончаются в новом культурномклимате. Ясно выраженные изменения перспективы у Пифагорейцев внесло понятиечисла, как начала, взамен воды, воздуха или огня.

Наиболее яркая и известнаяхарактеристика пифагорейской мысли принадлежит Аристотелю: « Пифагорейцы сталипервыми математиками… и поскольку числа по своей природе суть первые начала в математике,то в них они видели и начала всех вещей, более чем в огне, в воде, земле…болеетого, видели, что ноты и аккорды заключаются в числах, и многие другие вещи ився реальность кажется образом чисел, отсюда полагали они, что элементы чиселдолжны быть элементами вещей, а весь универсум был бы гармонией и числом»

[1] Все отрывки Филолаяобработал Бёк (Philolaos d. Pythagor. Lehren. 1819); после того как он показалподложность этих отрывков, он попытался доказать подложность всех отрывковвообще; я, после многократного исследования, убедился в подложности фрагментов,относящихся к книге «о душе» и подлинность остальных фрагментов отчастииспользованных уже Аристотелем.

[2]  (см.  «Древнее масонство» Фрэнка Хиггинса, 32).

Пифагореизм как научно-философское течение

Источник: https://rectorate.ru/2015/02/pifagoreizm-kak-nauchno-filosofskoe-t/

Пифагореизм: Пифагореизм — это философское течение, основоположником которого был

Г л а в а 6 РАННИЙ ПИФАГОРЕИЗМ КАК ФИЛОСОФСКОЕ ТЕЧЕНИЕ

Пифагореизм — это философское течение, основоположником которого был Пифагор, дальнейшее же развитие было связано с деятельностью Пифагорейского союза. Возникшее в ранний период развития древнегреческой философии, это течение просуществовало до конца античного мира. Пифагор (Pythagoras) Биографические сведения. Пифагор (ок. 580—500 гг. до н.э.

) — древнегреческий философ. Родился на о. Самос (Иония), долго жил в Египте и Вавилоне, по некоторым сведениям побывал в Индии, затем переехал в Великую Грецию в г. Кротон, где основал свою школу — Пифагорейский союз, научно-философское и политическое сообщество. Гриненко Г.В. = История философии: Учебник. — М.: Юрайт-Издат, 2004. — 688 с.

Пифагору приписывается доказательство «теоремы Пифагора» и превращение математики из эмпирической в теоретическую науку; также он внес свой вклад в развитие астрономии.

От периода эллинизма до нас дошел ряд легенд о Пифагоре, например, что у него было золотое бедро, что его видели одновременно в двух разных городах, что Пифагор помнил свои предыдущие рождения и его первое воплощение на земле было в виде сына бога Гермеса. Основные труды. Не сохранились даже названия. Философские воззрения. Первоначало.

Пифагора можно считать первым идеалистом Древней Греции, поскольку первоначалом бытия он считает идеальные сущности — числа (имеются в виду целые натуральные числа). Пропорции между числами создают мировую гармонию. Сохранилась легенда о том, как Пифагор пришел к этой идее.

Однажды он проходил мимо кузницы и заметил, что неодинаковые по весу молоты, уда- 74 ряясь о наковальню, издают звуки разной высоты. Эта зависимость может быть выражена числами, следовательно, «число владеет вещами». Числа связаны с геометрическими фигурами (тройка — с треугольником, четверка — с четырехугольником и т.п.).

Пять стихий, из которых состоят все материальные тела, тоже связаны с числами. Так, Земля состоит из частиц кубической формы, Огонь — из тетраэдров (четырехгранных пирамид), Воздух — из октаэдров (восьмигранников), Вода — икосаэдров (двадцатигранников).

В философии Пифагора появляется представление о пятой стихии (которой не было в мифологии) — Эфире; частицы Эфира — додекаэдры (двенадцатигранники). Пифагор вслед за орфиками верил в переселение душ (метемпсихоз). Космология. В центре мира находится Земля (геоцентризм), все небесные тела движутся в Эфире вокруг Земли.

Каждая планета, двигаясь в Эфире, производит монотонный звук определенной высоты, совместно эти звуки создают мелодию («музыку небесных сфер»), которую могут слышать люди с особо тонким слухом, например, как Пифагор. Пифагорейский союз Таблица 20. Пифагорейский союз: периоды развития

ПериодВремяОсновные представители
РаннийVI—IV вв. до н.э.Гиппас, Алкмеон
Средний (эллинистический)IV—I вв. до н.э.Филолай
Поздний (неопифагореизм)I—III вв. н.э.Нумений

Пифагорейский союз, созданный Пифагором, был научно-философской школой и политическим объединением. Это была закрытая организация, а учение его — тайным. В него принимали только свободных людей, причем и мужчин, и женщин, но только тех, кто прошел многолетнюю проверку и подготовку (в том числе испытание длительным молчанием). Имущество у пифагорейцев было общим. Существовали многочисленные требования к образу жизни, ограничения в еде и т.п. Пифагорейцы стремились к победе над низменными страстями, высоко ценили дружбу. У пифагорейцев много время уделялось психотренингу, развитию памяти и умственных способностей. Важнейшее место в их жизни занимали занятия наукой. 75 Политические воззрения пифагорейцев не вполне ясны, скорее всего, они были сторонниками аристократических форм правления. По некоторым сведениям, пифагорейцам раннего периода удалось прийти к власти в г. Кротоне и других городах Великой Греции. Но когда они собрались в Кротоне на свой съезд, враги окружили их и сожгли. Философские воззрения пифагорейцев весьма разнообразны. Общим для большинства из них является понимание числа как первоосновы мира. Для многих пифагорейцев характерна мистика чисел. На пифагореизм среднего и позднего периодов большое влияние оказала философия Платона. В свою очередь, неопифагореизм оказал значительное влияние на неоплатонизм.

Судьба учения. Через неоплатонизм пифагореизм оказал определенное влияние на всю последующую европейскую философию, базирующуюся на платонизме. Кроме того, пифагорейская мистика чисел повлияла на каббалу, натурфилософию и различные мистические течения.

Источник: Гриненко Г.В.. История философии: Учебник.. 2004

Источник: https://texts.news/istoriya-filosofii/pifagoreizm-70572.html

Читать

Г л а в а 6 РАННИЙ ПИФАГОРЕИЗМ КАК ФИЛОСОФСКОЕ ТЕЧЕНИЕ
sh: 1: —format=html: not found

Драч Геннадий Владимирович

Рождение античной философии и начало антропологической проблематики

Драч Геннадий Владимирович

Рождение античной философии и начало антропологической проблематики

Рассматриваются вопросы происхождения, становления и развития древнегреческой философии, включая ее предфилософию (Гомер, Гесиод, орфики). Проводится реконструкция философских учений, начиная с Фалеса и завершая Парменидом.

Анализируются начальные формы философского осмысления человека. Раннегреческие философские учения раскрываются на фоне социально-политической и культурной жизни древнегреческих городов-государств.

Исследование основывается на анализе первоисточников и широкого круга специальной литературы.

Книга рассчитана на философов, историков, филологов, всех, интересующихся проблемами истории античной философии и культуры.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие…………………………………………..7

Введение. Историография. Основные концепции происхождения античной философии………………………………. 14

Зарубежная литература об античной антропологии………… 14

Зарубежная историко-философская литература…………… 15

Зарубежные антиковедческие концепции XIX — первой половины XX в….. 19

Эдуард Целлер………………………………….. 19

Джон Бернет……………………………………. 25

Френсис Корнфорд………………………………. 29

Вильгельм Нестле……………………………….. 30

Карл Йоль……………………………………… 31

Вернер Йегер…………………………………… 36

Фридрих Ницше, Мартин Хайдеггер…………………39

Историческая и историко-филологическая литература……..40

Цель и основные задачи исследования…………………..40

Источники и методология исследования…………………41

ГЛАВА 1. Предфилософия Гомера…………………………43

Космос Гомера……………………………………..44

Человек и боги…………………………………….. 53

Был ли гомеровский человек личностью?………………..61

ГЛАВА 2. Предфилософия Гесиода……………………….. 71

«Теогония»……………………………………….. 73

«Труды и дни»……………………………………… 81

ГЛАВА 3. Полис и философия…………………………… 94

От Микен к полису…………………………………. 95

Полис…………………………………………….99

От лирики к философии ……………………………. 111

ГЛАВА 4. Антропология милетской школы…………………118

Фалес……………………………………………122

Анаксимандр………………………………………126

Анаксимен………………………………………..139

ГЛАВА 5. Философия и антропология Ксенофана Колофонского…..143

Путь добродетели и логоса: «этика» и «гносеология»……….144

Природный и божественный мир: «физика» и «теология»…..156

ГЛАВА 6. Ранний пифагореизм как философское течение……..169

Орфическая предфилософия………………………….175

Пифагорейский союз и начало пифагорейской антропологии………188

Космос и человек…………………………………..198

ГЛАВА 7. Некоторые аспекты проблемы человека у Гераклита …. 211

Космос и «космическая справедливость»………………..212

Логос и полис……………………………………..229

Смыслообразы и самонаблюдение……………………..245

ГЛАВА 8. Философия и антропология Парменида……………252

Пролог к поэме…………………………………….254

«Мир истины» и «мир мнения»………………………..261

О соотношении истинного и неистинного миров………….275

ГЛАВА 9. Культурная парадигма раннегреческой философии…..288

Библиография………………………………………..302

Словарь греческих терминов…………………………….312

ПРЕДИСЛОВИЕ

Книга посвящена возникновению и развитию античной философии, начиная от первых философских школ — милетцев, пифагорейцев и завершая Парменидом.

В работе дается развернутая характеристика предшествующего появлению философии духовного и культурно-исторического развития Древней Греции.

Особенностью данной работы является также то, что она содержит анализ классических западных концепций происхождения философии, что позволяет воссоздать широкое полотно основных подходов к пониманию проблемы происхождения античной философии, ее возникновения и развития.

Монография представляет собой результат и обобщение ряда курсов и спецкурсов, прочитанных на философском факультете Ростовского государственного университета.

При этом мы исходим из следующего методологического обстоятельства: проведение широкого спектра историко-философских исследований (а проблема происхождения философии несомненно требует этого) предполагает интерес к историко-антропологической стороне вопроса, т.е.

к тому, что определяет специфику философии. Историко-антропологические исследования должны быть, по нашему мнению, приоритетными.

Несмотря на то что антропологизм как принцип европейской культуры и философии подвергается жесткой и многозначной критике, именно антропологический образ античности продолжает оставаться в центре внимания современного читателя, не утратившего интерес к классическим сюжетам и образам античного мира. Образ античности в очередной раз меняется на наших глазах.

Критика европейского логоцентризма и антропоцентризма не только обнажает современный бесчеловечный мир, в котором «структуры поглощают человека», но при таких подходах сама европейская культура предстает историей подавленной и эксплуатируемой государством человеческой иррациональности, а антропологические ее достижения оказываются не более чем неосознаваемой ранее «заботой о себе» (М. Фуко).

Однако антропологический образ античности, понятой как возвышение человека, лег в основание возрожденческой идеологии, не без обращения к античным идеям был заложен каркас просвещенческой парадигмы с ее установками на разум, прогресс и историческую перспективу. Проблема состоит в том, что просвещенческие иллюзии

7

разрушаются на наших глазах, а упреки адресуются античности, в которой теперь уже видят начало «забвения бытия» и истоки заблуждения разума (М. Хайдеггер).

Хотелось бы отметить, что известные исследователи — антиковеды проводят радикальное различие между античным человеком, ориентированным на жизнь «по природе», и современным прагматичным человеком, ориентированным на жизнь «ради потребления» (Ф.Х. Кессиди). Академик Ю.А.

Жданов пришел к выводу о заболевании современного человечества страшным недугом — жаждой сверхпотребления, который он назвал «комплекс Эрисихтона», болезнью ненасытного и ненасыщаемого голода, который был постоянным состоянием фригийского царя Эрисихтона, насланным на него богами за бездумное разрушение окружающей природы.

Эта проблема обсуждается и в нашей статье «Триумф и трагедия античного разума» [1].

На наш взгляд, было бы наивно отказываться от антропологических идеалов античности, без которых не могла бы осуществиться современная, европейская по крайней мере, культура, а вполне актуальная в этом контексте проблема гуманизации современного техногенного мира и научного поиска оказывалась бы не только невозможной, но и неуместной.

1 Научная мысль Кавказа. 1999. № 3. С. 75-83.

Представляется, что обращение к проблеме генезиса философии позволяет восстановить доверие к антропологическому ее прочтению и осмыслению.

Для нас в данном случае «происхождение», «возникновение» и «генезис» выступают взаимодополняющими понятиями, характеризующими становление и развитие философии от ее начальных этапов, включая и предпосылки, до конституирования в качестве самостоятельного феномена античной культуры.

И если современная эпоха, динамичная, сжимающая время, ставит вопрос о судьбах человеческой цивилизации и обостряет наш интерес к историческому прошлому, то раннегреческая философия обнажает созвучные нашему времени вопросы о взаимоотношении природы и человека, о могуществе и направленности человеческого разума.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=81859&p=1

Читать онлайн Рождение античной философии и начало антропологической проблематики страница 45. Большая и бесплатная библиотека

Г л а в а 6 РАННИЙ ПИФАГОРЕИЗМ КАК ФИЛОСОФСКОЕ ТЕЧЕНИЕ

И, наконец, последнее замечание.

Ксенофан первый увидел и противопоставил друг другу два различных мира: мир мифа и преданий с сопутствующими им ложными представлениями о богах и природе и мир человеческого знания, открытого самим человеком.

При этом мнение и мудрость не противопоставляются друг другу. Они различаются между собой, однако мудрость строится на основе мнения и вырастает из него. И то, и другое человеческое достояние, а не продукт

167

божественного дара. Именно в области открытого самим человеком знания и строящейся на его основе добродетели протекает жизнь человека, которая расценивается как жизнь «по природе», в противоположность жизни «по установлению», основанной на традиции, мифах и преданиях.

Глава 6

РАННИЙ ПИФАГОРЕИЗМ КАК ФИЛОСОФСКОЕ ТЕЧЕНИЕ

В настоящей главе мы попытаемся обозначить место и роль антропологической проблематики в учении древних пифагорейцев. К древнему пифагореизму относится как учение самого Пифагора (современника Анаксимена), так и те архаические слои философской традиции, которая получила развитие при жизни Пифагора и после его смерти.

В последующих веках эта традиция была нерасторжима с именем учителя, именуясь не иначе как «пифагореизм». Имя Пифагора было окружено благоговейным почтением и религиозным поклонением, а ему самому приписывались все истины и откровения основанной им школы.

Последнее обстоятельство затрудняет работу исследователей, так как сочинения Пифагора не сохранились и установить подлинное авторство приписываемых ему положений весьма трудно.

Однако существует и другое обстоятельство, которое позволяет наметить некоторые перспективы в предполагаемом поиске.

Пифагорейцы, с их консерватизмом и верностью традиции, воспроизводили наиболее архаические положения развиваемого ими учения, поэтому сквозь позднейшие напластования прослеживаются отправные фундаментальные идеи, восходящие к самому Пифагору.

Соотнося выявляемые при таком подходе исторически более ранние положения со свидетельствами об учении Пифагора, можно реконструировать содержание древнего пифагореизма. Этому подходу мы будем следовать в дальнейшем, однако вопрос об источниках и литературе по древнему пифагореизму требует самостоятельного рассмотрения.

К источникам VI и V в. до н.э. (самым ранним) относятся свидетельства Ксенофана из Колофона, Гераклита Эфесского, Иона Хеос-ского, Геродота и, наконец, Эмпедокла.

Поэма Эмпедокла «Очищения» дает достаточно полные сведения о развиваемых Пифагором представлениях о переселении душ и пищевых запретах, основанных на этих представлениях. О том, что Пифагор учил о переселении душ в другие тела после смерти человека, свидетельствовал Ксенофан.

Среди свидетельств необходимо отметить относящиеся к Исократу и Гераклиду Понтийскому. Исократ — современник Платона — говорит вслед за Гераклидом об обрядах и жертвоприношениях, принятых у

169

египтян и получивших распространение у греков благодаря Пифагору, который был в Египте и учился у египтян. Исократ сообщает также о том, что среди пифагорейцев был распространен обет молчания.

Далее проследим, насколько полно охарактеризованы эти темы в свидетельствах Платона и Аристотеля. Что касается сообщений Платона, то в них обычно подчеркивается та сторона, которая характеризует астрономию пифагорейцев, гармонию и науку о числах.

Платону было известно учение Филолая, и его обращение к пифагореизму отражало уровень развития пифагорейской традиции, характерной для его времени.

Однако это не значит, что ему не могли быть известны некоторые положения, восходящие непосредственно к Пифагору, поскольку сведения такого рода также могли быть сохранены пифагорейцами — современниками Платона.

Правда, Платон упоминает имя Пифагора только один раз, но в весьма важном контексте — характеризуя его как основателя особого «образа жизни» (Государство, 600 А-С). Кроме того, иногда высказывается мысль, что в неписаном, так называемом эзотерическом, учении Платона близость его с пифагореизмом (самым древним) более очевидна.

Необходимо принять во внимание возражения М. И. Челидзе против распространенного на Западе противопоставления «неписаного» и «писаного», эзотерического и экзотерического учений Платона [1]. Убедительно показывает несостоятельность отождествления «писаного» учения Платона с экзотерическим и «неписаного» с эзотерическим Т.В. Васильева [2].

Как «писаное», так и «неписаное» учение Платона сохраняет следы пифагореизма. Небезынтересно обратить внимание на комплекс идей, характеризующих учение Платона о душе. Как доказано в специальных исследованиях К. Рейнгардта и К.

Вилли, многообразные мифы Платона концентрируются вокруг его мифа о душе и представляют собой продукты сознательного мифотворчества, осуществляемого на основе орфико-пифагорейских мифов [3].

1 См.: Челидзе ММ. «Неписаная» философия Платона с позиций «неписаной» диалектики // Вопросы философии. 1981. № 7. С. 127-132.

2 См.: Васильева Т.В. «Стихослагающая» герменевтика М. Хайдеггера как метод историко-философского исследования // Проблемы марксистско-ленинской методологии истории философии. М., 1987. С. 94-116.

3 См.: Reinhardt К. Platons Mythen. Bonn, 1927; Willi К. \fersuch einer Grundlegung der Platonischen mythopoiie. Leipzig; Berlin, 1925.

Особой ценностью обладают свидетельства Аристотеля. Специальный трактат Аристотеля «О пифагорейцах» до нас не дошел, однако его замечания о пифагорейской философии весьма многочисленны и содержат ценнейшую информацию. Особенно это относится к учению пифагорейцев о числах. Для Аристотеля были важны именно философская и математическая стороны пифагореизма.

170

Поздние свидетельства I-V вв. н.э. принадлежат Диогену Лаэртскому, Ямвлиху и Порфирию. Диоген Лаэртский в сочинении «Жизнь Пифагора» донес до нас собрание мнений ранних авторов (Ксенофана, Гераклита Эфесского и др.), о которых уже говорилось. Ямвлих сохранил для нас фрагменты из сочинений Аристоксена (IV в. до н.э.

), в которых сообщается о жизни Пифагора, об истории пифагорейского союза, о пифагорейской акусматике и символике. В целом же трактаты Ямвлиха, как и Порфирия, представляют собой компиляции, составленные из источников, имеющих большую историческую ценность, но часто противоречащих друг другу и критически не переработанных.

Современная литература по пифагореизму весьма обширна. Охарактеризуем некоторые работы отечественных ученых. Одним из первых советских исследователей философии древнего пифагореизма был Г.Е. Жураковский.

Ему принадлежит монография «Очерки по истории античной педагогики».

Обращая внимание на педагогические идеи пифагорейцев и связывая их содержание с характеристикой «пифагорейской общины», Жураковский отмечает, что «в их этических построениях, внешне постоянно имеющих дело с коллективом, по сути острие направлено на индивидуума» [1].

Весьма своеобразно освещает древний пифагореизм А.Ф. Лосев, посвящая ему в «Истории античной эстетики» раздел под названием «Эстетика конечных числовых структур, древнее пифагорейство» [2]. Характеризуя античную эстетику, Лосев связывает ее со своеобразием античных форм проявления личности.

Человеческое в античности есть телесно человеческое, но отнюдь не личностно человеческое [3].

Поскольку в эту эпоху весь мир должен был восприниматься как прекрасно изваянное живое тело, как это повелевается опытом рабовладельческой общественно-экономической формации, античная эстетика не приемлет чувства личности и индивидуального сознания: «В античности не было чувства и опыта личности, как таковой личности, как свободной духовной индивидуальности» [4].

1 Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1940. С. 115.

2 Лосев А.Ф История античной эстетики. М, 1963.

3 См.: Лосев А.Ф. История античной эстетики. М., 1986. С. 60.

4 Там же. С. 87.

Не вызывает сомнений, что уже для наших старейших исследователей вопрос об идее индивидуального, личностного в раннем пифагореизме был спорным. Заметим, что он был производным от других,

171

связанных с ним вопросов, прежде всего от вопросов общей направленности раннего пифагореизма. Религиозная направленность пифагореизма проявляется в учении о переселении душ (метемпсихозе). А это учение оценивалось советскими исследователями с противоположных позиций. Лосев пишет: «Учение о периодическом переселении и воплощении душ…

есть как раз доказательство отсутствия тут опыта истории как неповторимого процесса, отсутствия опыта личности как индивидуальной и никогда не повторимой личной жизни и судьбы» [1].

Жураковский же отмечает, что «только следование основам пифагорейской морали вело к личному спасению каждого сочлена общины и выводило его из того круга рождений (на основе учения о метемпсихозе), на который были обречены все непосвященные» [2].

Каково же соотношение рационального и религиозного в древнем пифагореизме? На этот вопрос мы и сегодня не найдем достаточно обоснованного ответа, хотя за последние годы появились интересные исследования.

Вопрос об эстетически-пластическом отношении к миру как источнику пифагорейского мировоззрения рассматривает А.В. Ахутин [3]. Вновь рассмотрена этическая и в большей степени политическая направленность пифагорейского союза в книге B.C. Heрсесянца «Политические учения Древней Греции» [4].

Специальное исследование истории пифагореизма представляет собой первая часть монографии А.Н. Чанышева «Италийская философия» [5].

Источник: https://dom-knig.com/read_416040-45

Scicenter1
Добавить комментарий