ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ  (политическое право).: Государственный деятель — это тот, кому государь доверяет — под своим

10 самых честных политиков и государственных деятелей в истории

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ  (политическое право).: Государственный деятель - это тот, кому государь доверяет - под своим

Так, или иначе, истории (и современности) известны случаи бескорыстного служения интересам страны и общества на ответственных государственных должностях, что вселяет надежду — несмотря на существующие проблемы и всеразъедающую коррупцию, в системе есть честные и принципиальные политики

Каждый день со всех концов мира приходят сообщения о тех или иных проштрафившихся политиках и чиновниках. Создаётся впечатление, что когда люди попадают в систему государственного аппарата, то автоматически становятся лживыми, жадными и продажными, а может, именно эти качества и позволяют им достичь карьерных высот?

Так, или иначе, истории (и современности) известны случаи бескорыстного служения интересам страны и общества на ответственных государственных должностях, что вселяет надежду — несмотря на существующие проблемы и всеразъедающую коррупцию, в системе есть честные и принципиальные политики, вашему вниманию — лучшие из лучших.

1. Аристид (ок. 530 — 467 до н. э.)

Аристид, афинский государственный деятель и полководец, не зря получил от своих современников прозвище «Справедливый» — это был человек непоколебимой честности и высоких моральных принципов.

Исключительные человеческие качества Аристида отмечал Геродот:

«Этого Аристида я считаю, судя по тому, что узнал о его характере, самым благородным и справедливым человеком в Афинах».

Как писал Плутарх, однажды народное собрание Афин решило провести среди жителей ание, кто из политиков имеет слишком большое влияние, и тех, кто наберёт более 6 тыс , предполагалось выслать из города, чтобы не допустить тирании.

Жители писали имена на глиняных черепках и отдавали их должностным лицам.

Один неграмотный крестьянин, подойдя к политику, попросил написать на табличке имя «Аристид» (он не знал его в лицо), а когда Аристид спросил, не обидел ли его чем-нибудь этот человек, крестьянин ответил: «Нет, я даже не знаю, кто это. Просто мне надоело слышать на каждом углу: „Справедливый! Справедливый!“». Аристид написал своё имя и молча вернул табличку.

Аристид всегда следовал своим принципам и был одним их немногих политиков, которые даже в последние дни жизни не потеряли доверие афинского народа. Он скончался в 467-м году до н. э. и был похоронен за государственный счёт.

2. Луций Квинкций Цинциннат (ок. 519 — ок. 439 до н. э.)

Древнеримский патриций и политик Луций Квинкций Цинциннат отличился тем, что дважды становился диктатором Рима, чтобы спасти империю, находящуюся на краю гибели. В первый раз это произошло в 458-м году до н. э., когда Вечному Городу угрожали племена эквов и вольсков, а второй раз случился в 439-м году до н. э. — Сенат попросил Цинцинната подавить восстание плебеев.

Любой другой политик на его месте сразу же воспользовался бы шансом стать единоличным правителем самого могущественного (в то время) государства на Земле, но Луций уходил с должности, как только опасность была ликвидирована. Такое феноменальное (особенно среди государственных деятелей) благородство сделало его образцом простоты и добродетели.

Цинциннат вёл очень скромный образ жизни, жил на небольшой вилле и практически всё свободное время посвящал работе и возделыванию земли, поэтому на многих картинах его изображают одетым в крестьянскую одежду и с сельскохозяйственным инструментом в руках. Один из самых авторитетных римский историков Тит Ливий даже писал о нём: «Цинциннат, призванный от сохи».

Любопытно, что последователем и проводником взглядов Луция считают Джорджа Вашингтона, который сразу после победы США в Войне за независимость отправился в родное поместье и продолжил жить обычной жизнью.

Через шесть лет он стал первым президентом США, а когда отбыл на посту два срока подряд, снова вернулся домой. Кстати, Вашингтон также был председателем Общества Цинциннати, в котором состояли офицеры армии США.

Угадайте, в честь кого Общество получило такое название?

3. Марк Аврелий (121 — 180)

Философ во главе империи — пожалуй, самое редкое явление в истории. Марк Аврелий стал последним из так называемых пяти хороших императоров — кесарей Рима, правление которых характеризовалось стабильностью и продуманной внутренней и внешней политикой, которая позволила Римской империи в эти годы достичь своего наивысшего расцвета.

Марк Аврелий также известен, как один из видных представителей философии стоицизма, согласно которой грехи и безнравственные поступки разрушают личность, поэтому, чтобы не утратить человеческую сущность, необходимо всячески развивать свои моральные и умственные качества. Согласно стоикам, хорошие поступки и отказ от всяческих излишеств — залог счастья человека.

Что же касается Марка Аврелия, его труды стали классикой позднего стоицизма, как говорил о нём историк Геродиан:

«Аврелий доказал свои взгляды не на словах и не философскими формулами, а своим человеческими качествами и безупречным образом жизни».

Марк Аврелий скончался в 180-м году от чумы во время военного похода на германцев, хотя в некоторых художественных фильмах («Падение Римской империи» 1964-го года, «Гладиатор» 2000-го) озвучивается другая версия.

Он якобы был отравлен, потому что собирался передать власть над Римом приёмному сыну, римскому полководцу, в обход своего родного сына Коммода, который, по мнению Аврелия, не подходил на роль императора, так как был тщеславным развратником и психопатом.

4. Джордж Вашингтон (1732 — 1799)

Один из самых знаменитых деятелей американской истории, Джордж Вашингтон давно стал просто-таки легендарной личностью. Он председательствовал на конвенте, на котором была написана первая Конституция США, занимал пост главнокомандующего Континентальной армией, а также создал институт президентства Соединённых Штатов.

Британский король Георг III как-то назвал его «величайшим действующим лицом эпохи», а после смерти Вашингтона о нём стали складывать легенды, были даже попытки его обожествления, как, например, на знаменитой картине, расположенной в куполе Капитолия. Фреска под названием «Апофеоз Вашингтона» изображает первого президента США в окружении целого сонма олимпийских богов, а в синтоистских храмах на Гавайях Вашингтону поклоняются, как одному из божеств.

Как гласят некоторые из легенд, в детстве, когда отец спросил маленького Джорджа, кто срубил вишнёвое дерево, мальчик сильно испугался, но не смог соврать и признался, что это его рук дело.

Эту историю часто приводят как доказательство исключительной честности Вашингтона, а фраза «Я не могу лгать» стала одной из «визитных карточек» первого американского президента.

Однако история ничем не подтверждена, так что, скорее всего, это просто дань человеку, в исключительной честности которого и так никто не сомневался без всяких вишнёвых деревьев.

Когда Вашингтон отошёл в мир иной, генерал Континентальной армии Генри Ли сказал о нём так: «Первый в дни войны, первый в дни мира и первый в сердцах сограждан», а Наполеон Бонапарт произнёс перед французами речь в честь покойного и объявил во всей Франции 10-дневный траур.

5. Авраам Линкольн (1809 — 1865)

Президентство Линкольна пришлось на не самый лёгкий период в истории США, но он выдержал это испытание с честью.

16-й президент Соединённых Штатов провёл страну через Гражданскую войну (Война Севера и Юга), отменил рабство и способствовал сглаживанию разногласий в американском правительстве.

Авраам Линкольн построил (не лично, конечно) трансконтинентальную железную дорогу и начал масштабную реорганизацию экономики — после его смерти США стали самой быстроразвивающейся страной мира.

Весь мир потрясла его гибель: через пять дней после окончания Гражданской войны, 14 апреля 1865-го года в «Театре Форда» (город Вашингтон) Линкольн смотрел спектакль «Мой американский кузен», когда актёр Джон Уилкс Бут, сторонник уже побеждённых южан, ворвался в президентскую ложу и выстрелил Линкольну в голову. На следующий день президент скончался, не приходя в сознание.

На родине 16-й президент увековечен в многочисленных памятниках (в том числе знаменитый монумент на горе Рашмор), он изображён на монете в 1 цент и 5-долларовой банкноте, а день его рождения (4 марта) стал официальных праздником в нескольких штатах.

6. Уильям Гладстон (1809 — 1898)

Судьба Уильяма Гладстона, британского политического деятеля, уникальна: он четыре раза становился премьер-министром Соединённого Королевства и отлично зарекомендовал себя на этом посту.

Среди его политических свершений — отмена государственной церкви в Ирландии, введение тайного ания на выборах, два законодательных акта, расширяющих права ирландских крестьян, и прочая неустанная забота о культурной жизни страны и интересах простого народа. Уильям Гладстон не столь ярко выступал в международной политике, но лишь потому, что был противником войн и всяческого насилия, которое процветало в то время (да и сейчас) на мировой политической арене.

Обладая выдающимся умом, Гладстон уделял внимание самым разным областям жизни британцев, например, известно, что этот викторианский деятель приглашал к себе на чай проституток и вёл с ними беседы, надеясь перевоспитать «заблудших женщин». Современники отмечали в нём высокие моральные качества, справедливость и человеколюбие. Лучшим подтверждением этих качеств служат многочисленные памятники Гладстону, а также улицы и небольшие посёлки, носящие его имя.

7. Махатма Ганди (1869 — 1948)

«Великая душа» — так переводится с наречия девангари титул «Махатма», которым наградил Мохандаса Ганди поэт Рабиндранат Тагор, причём сам Ганди от этого прозвища открещивался, считая себя недостойным его.

Ганди прославился, как принципиальный противник кастового неравенства, с которым вёл беспощадную (но мирную) борьбу, и сторонник идей ненасилия (так называемое «сатьяграха» — в пер. с санскрита, «стремление к истине, упорство в истине»), его политическая и общественная деятельность оказала огромное влияние на развитие Индии и примирение враждовавших группировок индусов и мусульман.

В 1921-м году Ганди возглавил Индийский национальный конгресс и на этом посту неустанно трудился на благо индийского народа. Основными его заботами были: улучшение положения женщин в стране, повышение уровня жизни беднейших слоёв населения, улаживание этнических и религиозных конфликтов, развитие экономики и, конечно, освобождение Индии от британского гнёта.

Он разделял обед с неприкасаемыми, ездил в вагонах третьего класса, объявлял голодовки и устраивал акции ненасильственного сопротивления и бойкота британских товаров, а перед самой своей смертью работал над проектом индийской конституции.

Будучи вдохновителем и символом движения за независимость Индии, Махатма Ганди пал жертвой политических интриг: 30 января 1948-го года Ганди вместе со своей племянницей вышел на лужайку перед домом для обычной вечерней молитвы.

Его приветствовала толпа поклонников и сторонников, но вдруг от массы обожателей отделился человек, который приблизился к Ганди и произвёл три выстрела в упор. Истекающий кровью политик жестом показал, что прощает стрелявшего и скончался.

Позже выяснилось, что убийца был членом религиозно-политической организации «Хинду Маха Сабха», считавшей, что Ганди слишком хорошо относится к индийским мусульманам.

День рождения Ганди, 2 октября, отмечается во всём мире как Международный день ненасилия.

8. Эрнест Вандивер (1918 — 2005)

XX-й век во многом стал веком борьбы за гражданские права различных правозащитных организаций и ярких лидеров, среди которых, например, небезызвестный Маритн Лютер Кинг.

Однако есть и другие, менее знаменитые деятели, которые также всячески способствовали развитию гражданского общества, например, Эрнест Вандивер, занимавший пост губернатора американского штата Джорджия с 1959-го по 1963-й год.

Вандивер всеми силами старался искоренить дискриминацию по расовому признаку, что в то время было редкостью для губернаторов, большинство из которых были насквозь коррумпированными расистами.

Например, Вандивер поддержал решение суда штата принять на обучение в Университет Джорджии двух чернокожих студентов — Гамильтона Холмса и Шарлейн Хантер, хотя ранее студенты университета взбунтовались против присутствия негров на занятиях.

Кроме того, Вандивер отменил постановление Генеральной ассамблеи Джорджии о запрете государственного финансирования школ, где совместно обучались мальчики и девочки.

Судья штата Джорджия Джозеф Куиллиан высоко оценил деятельность Эрнеста Вандивера на должности губернатора:

«Этот человек так и не научился лгать».

9. Вацлав Гавел (1936 — 2011)

Вацлав Гавел, несомненно, обладал литературный талантом: он писал стихи, эссе и пьесы, но вошёл в историю, в первую очередь, как диссидент и политический деятель.

Его политический путь был долог и тернист: он был активным противником ввода советских войск в Чехословакию в 1968-м году, из-за чего имел немало проблем — его не выпускали из страны, а произведения Гавела были запрещены.

Он долгие годы вёл борьбу за демократизацию политического строя и соблюдение прав граждан своей страны, несколько раз попадал за решётку, но упрямо продолжал свою деятельность.

Осенью 1989-го года в Чехословакии началась знаменитая Бархатная революция, одним из лидеров которой быстро стал Вацлав Гавел.

После того, как коммунисты утратили большую часть своего политического влияния, бывший диссидент был избран президентом страны, однако, пробыв на посту до 1992-го года, досрочно его покинул, считая, что дни Чехословакии, как государства, сочтены.

Но уже в 1993-м году он был избран снова, став, таким образом, последним президентом Чехословакии и первым — Чехии, а в1998-м году его избрали на второй срок.

Деятельность Вацлава Гавела получила самое широкое международное признание и поддержку — он лауреат многочисленных премий и обладатель нескольких наград.

Символичным стал его дебют в качестве режиссёра: в 2011-м году картина «Уход» была впервые представлена широкой общественности на Московском Международном кинофестивале, и в том же году Вацлав Гавел скончался.

10. Аун Сан Су Чжи (род. в 1945-м году)

Одна из самых ярких женщин на современной политической арене Аун Сан Су Чжи с 1989-го по 2010-й год находилась под домашним арестом в общей сложности более 15-ти лет по разным обвинениям, но в целом — за активное участие в политической жизни Бирмы. Это сделало её одним из символов борьбы за гражданские права не только в этой стране, но и во всём мире.

Вдохновившись идеями Махатмы Ганди и Мартина Лютера Кинга, эта смелая женщина в 1988-м году основала партию «Национальная лига за демократию», чтобы противостоять военной хунте, которая захватила власть в Бирме после ухода в отставку генерала Не Вина, главы «Партии бирманской социалистической программы».

В 1990-м году её партия набрала 59% на выборах в парламент, однако возглавить правительство Аун Сан Су Чжи не дали, для чего отменили результаты ания и в очередной раз поместили женщину под домашний арест. Находясь у себя дома в Янгоне, Су Чжи получила Нобелевскую премию мира, за которой в Осло приехали её сыновья.

В 2010-м году Су Чжи освободили из-под домашнего ареста, через шесть дней после проведения первых свободных парламентских выборов в стране, которая с 1989-го года стала называться Мьянма. То, за что так долго боролась Су Чжи, наконец-то осуществилось: партия прошла в парламент, а её лидер теперь занимает депутатское кресло и продолжает свою борьбу за гражданские права и свободы.

опубликовано econet.ru

Источник: https://econet.ru/articles/58021-10-samyh-chestnyh-politikov-i-gosudarstvennyh-deyateley-v-istorii

О психологии политического лидера. власть дает вера

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ  (политическое право).: Государственный деятель - это тот, кому государь доверяет - под своим

Нет веры – нет подлинной власти

Мы задавали Александру Юрьеву — завкафедрой политической психологии Санкт-Петербургского государственного университета — очень непростые вопросы. И получали непростые ответы.

Возможно, потому, что политика в России превратилась в «политику имиджей», а не проектов, «пиара», а не государственных дел… А между тем, «наша система власти похожа на автомобиль, у которого одно колесо вертится в одну сторону, а другое – в противоположную».

Проблемы государства объясняются словами, которые в последние годы ушли из употребления. Удастся ли снова ввести их в обиход?

— В чем Вы, как политический психолог, видите разницу между политиком и государственным деятелем?

— В таких случаях говорят: «Спасибо за вопрос». В России сегодня царит небывалая неряшливость в использовании терминов. На этом фоне Ваш вопрос поразителен. Даже уважаемый Сергей Ожегов пишет в своем словаре, что «политик, это человек занимающийся политикой».

Надо ли удивляться, что в политику в России ринулись все, кому не лень, и творят в ней, все, что не попадя. В России до сих пор нет системы политического образования, и поэтому содержание основных политических понятий малоизвестно. Каждый называет каждое, как ему кажется правильным.

Тем не менее, разница есть.

Политика, как я считаю, это наука, занимающаяся исследованием, проектированием, созданием и эксплуатацией власти. Власть — это система производства целеобразования, которое превращает природную активность масс людей в осмысленное изменение их образа жизни, их жизненной позиции, их мировоззрения и картины мира.

Политик – это лидер, обладающий естественной властью потому, что он знает цель жизни, которую ищут массы людей.

Массы людей обладают энергией и талантами, но без политики они не могут применить их для создания безопасной, комфортной, интересной, ясной жизни.

Только политик может интегрировать их разнонаправленную активность в полезный труд, в энтузиазм, в работу, приносящую им удовлетворение. Почему?

Потому что политик сочетает в себе одновременно функции государственного, общественного и научного деятеля.

Просто государственный деятель – это профессиональный исполнитель политики, эффективно применяющий для этого властные инструменты.

Общественный деятель талантливо распространяет политику через инструменты культуры, искусства, религии, общественных организаций.

Деятель науки фундаментально исследует политику, применяя инструменты науки и образования для исследования и проектирования все более совершенных систем власти.

— Какие качества прежде всего необходимы государственному деятелю?

— Именно государственному деятелю? По моему мнению, эти качества таковы.

Прежде всего — железная политическая воля, исключающая любые сомнения, неуверенность, нерешительность в реализации избранных политических целей. Кроме того — исключительно развитое системное политической мышление, позволяющее видеть все происходящие события одновременно: чтобы видеть больше всех, понимать быстрее всех, принимать решения точнее всех.

Это, кроме того, и предельная эмоциональная устойчивость в кризисных ситуациях, провоцирующих сильные всплески чувств, когда, например, властные механизмы становятся неэффективными, а цели политики надо сохранить неизменными. И, конечно, личное обаяние, отражающее типичное поведение масс людей, без чего не может быть их доверия к подвигу государственного деятеля.

Именно, к подвигу.

— Существует ли, на Ваш взгляд, некий набор специфических качеств, которые должны быть присущи именно российским государственным деятелям (в отличие от их коллег на Западе)?

Список качеств государственного деятеля во всех странах мира один и тот же.

Они все умные, волевые, бесстрашные, вызывающие доверие у народа.

Но в то же время, во всех странах различаются культурные формы проявления этих

качеств, и, что особенно важно — процедура, последовательность предъявления этих качеств. Кто не слышал о специфике японских ритуалов (идея долга), о немецкой педантичности (идея порядка), английской сдержанности (идея упорства), американской решительности (идея силы) и т.д.?

В России государственный деятельность обретает доверие, когда он приносит себя в жертву людям (идея совести). Масса людей в России доверяет ему право руководить своим движением в будущее, если он, как Данко, освещает путь своим вырванным из груди сердцем.

Наша история знает много случаев, когда этот романтический литературный образ пытались опровергнуть, но нынешнее состояние страны показывает, к чему это опровержение привело. К бессовестности. Совесть в России – аналог японского долга, немецкого порядка, британского упорства.

Я чувствую, что сейчас делаются попытки представить стране новых лидеров на «идее успеха», и думаю, что это не совсем удачно. Для России специфична идея совести.

— Как бы Вы охарактеризовали нынешних ведущих российских государственных деятелей с точки зрения оценки перечисленных Вами качеств?

Охарактеризовать можно, но не нужно.

Во-первых, действующие государственные деятели в России защищены от характеристик Законом.

Во-вторых, сейчас у нас в стране любая опубликованная характеристика действующего государственного деятеля понимается, как агитация за или против того или иного лица.

В-третьих, я считаю, что профессиональная характеристика действующего государственного деятеля составляет предмет государственной тайны.

Тем не менее, скажу, что за 15 лет открытой политической борьбы в России сформировался очень своеобразный корпус государственных деятелей.

Большинство из них специалисты по «закрытой политике», в которой по неизвестным причинам совершаются действия, которые не обосновываются, а народ ставится перед фактом уже совершенного действия. Хотя по своей природе политика непременно публична.

Понимая это, в современной России изобрели «имитацию публичности», сделав королями политики политтехнологов, имиджмейкеров, пиарщиков, рисующих измышленный образ политика.

Так сама политика в России извратилась в «политику имиджей», а не политических доктрин, «пиара», а не политических программ. Исследования общественного мнения заменили политическую науку, а интересы страны стали пониматься, как интересы «групп влияния».

Уверен, что это пройдет.

— Как Вы относитесь к следующему высказыванию лорда Актона: «Власть имеет свойство развращать. Но абсолютная власть развращает абсолютно»?

Власть действительно представляет огромную опасность для ее носителя.

Политиками и государственными деятелями должны становится только люди, обладающие толерантностью к власти. Все знают, что власть – это самый ликвидный ресурс для обмена. Обретя власть, ее можно обменять на деньги, собственность, роскошь бытия и т.п. Это может быть незаконно, но не в этом главная опасность власти для ее обладателя.

Не все знают точно, что власть по силе действия превосходит самые сильнодействующие наркотики. Если у политика нет толерантности к власти, она погружает своего обладателя в искаженный, нереальный мир преувеличенных возможностей и достоинств. Чем дальше, тем больше.

Объясняется «наркотическое действие власти» очень просто: абсолютно все радости жизни мы получаем от других людей или при их посредстве. Для счастья нам достаточно, чтобы хотя бы один человек признавал наши достоинства, верил в цель нашей жизни, видел в ней смысл, доверял нам. В этом человеке, как в зеркале, мы видим такое свое отражение, которое дает нам силы и радость жизни.

А власть – это высшая форма признания человека: он видит свое, многократно усиленное отражение в массе людей, и это опьяняет слабых, преувеличивает их представление о своем уме, своей силе, своей красоте и т.п. Испытание властью – это самое сильное испытание жизни. Я уже сказал без преувеличения, что политическая деятельность – это подвиг.

— Подходя к теме с сугубо прагматической точки зрения… Возможно ли, по Вашему мнению, реальное, эффективное противодействие этому свойству власти — развращать, коррумпировать людей ею обладающих? Кто (какое сообщество) мог бы осуществить такое противодействие? Какие умения, инструменты, подходы необходимы для успешной работы в этом направлении?

Человечеству давно известно, что длительное «употребление власти» опасно

даже для очень сильных людей. Именно поэтому время «потребления власти» лимитируется сроком избрания или назначения: обычно от четырех до десяти лет. После некоторого отдыха, цикл «употребления власти» может быть повторен.

Кроме того, объемы «потребления власти» ограничиваются законодательством: обладатель власти имеет право делать и говорить только то, что предписано Конституцией. И еще: обладатель власти обязан в письменной или устной форме периодически доказывать правомерность своих действий, а значит и права на власть. Это самое слабое место в российской властной традиции.

Если Великобритания гордится доказательными текстами выступлений Уинстона Черчилля, если в США студенты изучают разъяснительные выступления Франклина Рузвельта, то в России тексты всех политических предшественников сознательно уничтожаются, как, например, тексты выступлений и статей Витте, Столыпина, Сталина, Ленина, Хрущева и других отечественных деятелей.

А ведь в этих «доказательствах» содержатся и ошибки, и решения, которые из века в век в России повторяются. Власть в России действует «втемную», ничего не объясняя и не доказывая: мы узнаем, что повышены цены на бензин или тарифы на газ, но нам никто не объясняет — почему?

Почитайте, как Рузвельт объяснял народу свою политику в период Великой депрессии, и вы поймёте, чего не хватает российским государственным деятелям. Как бездоказательно, так и коррумпированно…

— В чем Вы, как политический психолог, видите источники напряженности в отношениях между государством и бизнес-сообществом?

Замечательно! Здесь мы и подошли к сути того, что до этого момента казалось непонятным. Источник напряженности — несовершенство той самой системы власти, которая как хороший автомобиль должна учитывать все действующие на него силы и ехать в заданном направлении, не переворачиваясь.

А наша система власти никуда не везет, ревет, дымит, дребезжит и разваливается

на месте. Потому что система власти – это научный проект, инженерная конструкция, где все, даже разнонаправленные силы работают на одну цель! Система власти в России столь же несовершенна, как и система «жигулей» — прошлый век.

Россия проигрывает развитым странам из-за несовершенства системы государственной власти, которая на порядок уступает аналогичным системам в США, Европе, Японии. Там большая часть разнонаправленных политических сил приведены к равнодействующей интегральной силе общества — цели государства.

В российской же системе власти государство и бизнес тянут в разные стороны: кто сильнее, тот и прав. В ней всё нелепо, как у автомобиля, у которого одно колесо вертится в одну сторону, а другое колесо – в другую.

Власть надо научно проектировать, вложив в этот проект не меньше средств, чем в создание ракетно-ядерного щита страны. Без сильной власти этот щит мертв.

— СМИ активно распространяют миф о том, что российский избиратель хочет, чтобы им правили авторитарно. Чтобы в стране существовало как можно меньше центров власти и субъектов, претендующих на свою долю власти. Так ли это? И если так, то почему? И если не так, то как Вы считаете: почему СМИ столь активно распространяют этот миф?

Насчет того, почему и что делают СМИ – это вопрос не ко мне, а к СМИ. А, что

касается российского избирателя, то хочет он точно того же, что и немецкий или японский: жизни, достойной человека.

Большая часть избирателей не участвует в выборах, а значит — сомневается, что

они имеют отношение к качеству его жизни. Выборы в России — это игра элит, обладающих властным ресурсом по определению.

Причем известно, что в любых условиях свой властный ресурс сохранят бюрократия (власть уполномоченных над неуполномоченными), партократия (власть организованных над неорганизованными), автократия (власть сильных над слабыми), плутократия (власть имеющих над неимеющими), технократия (власть умеющих над неумеющими), райтократия (власть информирующих над информируемыми), наукократия (власть знающих над незнающими).

У всех носителей ресурсов власти свои интересы, а вот интегрировать их в один, государственный интерес – это задача высшего класса для государственного деятеля. Может быть, мечта об этой интеграции и питает упомянутый Вами миф?

— Насколько, на Ваш взгляд, точно название «четвертая власть» применительно к масс-медиа?

Совершенно точно. И это Вы знаете лучше меня.

Все, что мы знаем о мире и о себе, мы прочитали, услышали, увидели. Люди- райтократы, которые пишут тексты, вещают голосом, показывают зрительные образы, имеют полную власть над отдельным человеком и всем обществом.

Только от них мы знаем, что, где, как случилось. Они формируют наше сознание. И ничего из сообщенного нам мы не можем проверить. Сейчас даже дети говорят, что «если событие не показали по телевидению, то события не было».

Понятно, что в борьбе разнонаправленных сил на «четвертую власть» оказывают влияние силы бюрократии, партократии и других, и власть СМИ не абсолютна.

Хотелось бы, чтобы их всех объединяла ответственность перед страной. Пока же, информационное поле страны так загажено, что на нем не растет не только литература, поэзия, философия, но даже любое сообщение о каком-либо событии представляется «заказным».

Но главный способ лжи в российских СМИ – умолчание.

— Какими инструментами обладает государство (и какими оно может овладеть), чтобы та власть, которую оно осуществляет, принималась обществом максимально позитивно?

Инструмент у государства один – ресурсы народа. Заметьте – не природные ресурсы: нефть, газ, уголь, лес, а именно человеческие ресурсы! Сегодня государство «ранено». Ресурсы: интеллектуальные, технологические, финансовые, информационные, сырьевые «вытекают» из страны, как кровь из ран. Ситуация становится все более опасной.

Залечить раны можно при двух условиях: вернув доверие владельцев ресурсов к

государству, и модернизировав систему государственной власти для целей жизнеобеспечения страны в новых, глобальных условиях «экономической зимы».

Меры, направленные на жизнеобеспечения народа — ключ к возвращению доверия людей, а значит к возвращению власти реальной эффективности. Но это надо объяснять, доказывать, говорить и говорить с людьми.

Не «пиарить», не «лепить имиджи», а говорить с народом откровенно и умно. Власть по своей природе обязана договориться с народом.

Тогда ресурсы вернуться в виде высокой производительности труда, инвестиций, открытий и новейших технологий, сокращения преступности и коррупции.

Общество примет позитивно только то, что предназначено для граждан страны конкретно, а не для государства виртуально. Власть дает вера: нет веры – нет власти.

ВЫНОСЫ:

Власть – это самый ликвидный ресурс для обмена

Государственный деятель – это профессиональный исполнитель политики, правильно применяющий властные инструменты

Только из СМИ мы узнаем: что, где и как случилось. Но ничего не можем проверить…

Систему власти надо научно проектировать, вкладывая в проект не меньше средств, чем в создание ядерного щита

Источник: http://www.yuriev.spb.ru/politic-vlast/vlast-vera

Scicenter1
Добавить комментарий