Гуманная экология: — относительно молодая научная дисциплина. Этот термин начинают

Социальная экология — Карякина Т.Н., Андреева М.В., Яцышена Т.Л — Стр 2

Гуманная экология:  — относительно молодая научная дисциплина. Этот термин начинают

ТЕМА 2. ЭКОЛОГИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ПРОГРАММНАЯАННОТАЦИЯ

Предмет и отрасли экологии. Возникновение и развитие экологии. Основные категории экологии.

КЛЮЧЕВЫЕПОНЯТИЯТЕМЫ

Экология. Экосистема человека. Естественная среда. Искусственная среда. Экологическая среда.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

Слово «экология» происходит от греческих «ойкос» (дом) и «логос» (наука). Таким образом, при дословном переводе эко логия занимается изучением «природного дома», живущих в нем организмов (в том числе и человека) и всех процессов, делаю — щих этот «дом» пригодным для жизни.

Экология [предметом исследования которой является взаимодействие живых организмов с окружающей средой (Эрнст Г еккель)] и социальная экология [предметом исследования кото рой являются временные и пространственные связи, проявляющи еся в образе жизни человека и определяемые воздействием селе к- тивных распределительных и адаптивных сил среды обитани я (Мак Кензи)] возникли в контексте непрерывного развития на — уки этого века, воспринимающей мир не только как бесконеч — ное поле исследования. Социальная экология определяется и в технико-практическом плане и претендует не на «спекуляти внотеоретическое рассмотрение существующего, как греческа я наука, а на технико-практическое овладение им».

Экология приобрела практическое значение еще на заре раз — вития цивилизации. Ощутив первые проблески сознания, наши предки должны были ощутить важность сведений о том, где можно отыскать съедобные растения, устроить засаду на дик их животных или укрыться от их преследования. Поселения их б ыли

—11 —

невелики и относительно недолговечны: когда пищевые ресу рсы территории истощались, люди переходили на другое место. П ервобытные охотники-собиратели во многом напоминали други х всеядных консументов естественных экосистем, то есть был и ча- стью природы.

Около 10 тысяч лет назад человек научился возделывать землю, так возникло сельское хозяйство. С его развитием по явилась новая экосистема, отличная от естественных. Это стал о важным поворотным пунктом в истории. Впервые люди обрели воз — можность более или менее стабильно обеспечивать себя пищ ей.

А это позволило им перейти к разделению труда: одни занимались сельским хозяйством, в то время как другие могли посв я- тить себя иным видам деятельности.

Люди стали создавать п остоянные поселения: сначала деревни, а затем и города, что в ко — нечном счете привело к становлению современного цивилиз о- ванного общества, в значительной мере изменившего среду о битания.

Благодаря достижениям науки и техники мы теперь, ка залось бы, меньше зависим от природы в удовлетворении своих насущных потребностей. Выжимая как можно больше пользы из современной науки и техники, человек пришел к роковой иллюзии, что с помощью машин и приборов он наконец-то избавился от власти природных условий.

Природа представляет собой чрезвычайно сложную систему, от которой зависит как человеческая деятельность, так и сама жизнь.

Наука новейшего времени в своей основе ориентирована на технику, а не только используется в технике между прочим; е е исследовательские начинания глубоко укоренены в техник е как таковой. Эту первоначальную направленность новейшей нау ки на усиление власти техники первым заметил и подчеркнул Бэ — кон.

Интересно, что и Декарт имел то же мнение по этому вопросу. В «Рассуждении о методе» он четко высказывает мысль , что вместо старой, спекулятивной философии, которая изучаетс я в школе, необходимо создать новую, практическую науку, кото — рая будет полезна для жизни, поможет стать человеку госпо дином и собственником природы.

В этих словах убедительно сф ормулирована вся программа новейшей науки.

Развитие новейших наук способствовало ускоренному развитию производительных сил, увеличению власти человека н ад

—12 —

природой, расширению его возможностей в ее освоении, благ о- даря чему стало возможным общественное и экономическое р азвитие.

Человек физически и духовно неразрывно связан с природой. Он должен с ней быть в процессе постоянного обмена, что — бы сохранить свою жизнь.

В то время как адаптацию существ и видов к среде обитания, находящихся на эволюционной лестн и- це ниже человека, характеризует более или менее пассивное отношение к ней, человек играет активную роль в своей среде обитания, он все более модифицирует ее, адаптирует и присп о- сабливает к себе.

Он делает это с помощью культуры, с которо й начинается адаптация, и заканчивает контролем, многократ но возросшим со времен палеолита, над своей средой обитания. Этот рост можно связать с ростом знаний и в связи с этим с прогре с- сом в развитии технико-технологической основы труда.

Имен но поэтому подчеркивается роль технических и экономически х факторов в активном отношении человека к среде обитания. «Среда, в которой живет человек, — это биосфера, но в нее он собственными руками привносит многочисленные противоестественн ые факторы. Это имеет глубокие последствия для его психики.

Е ще недавно человек был собеседником и главным толкователем природы. Сейчас природа становится все более искусственной, человек живет в сообществе, окунувшись в свое собственное соз идание, в свое дело, которое было его целью, но которое может стать его концом» (Ф. Майор).

Предмет и отрасли экологии

Экология — относительно молодая наука. Некоторые считают, что она возникла около 120 лет назад, другие — на тридцать лет позже. Слово «экология» впервые употребил немецкий би о- лог Эрнст Геккель (1866) в книге «Естественная история происхождения».

Спустя сто лет, после возникновения и развития экологии, известный сербский биолог-эколог Синиша Станкович (1892—1974) подчеркивал, что она развивается в самостоятельную систему идей с междисциплинарным подходом к явлениям и объектам природы, преодолевая традиционные барьеры меж ду классическими естественными науками.

Сегодня экология — общепризнанная наука, значение которой постоянно подчеркивается. Но как это часто было и с

—13 —

другими молодыми науками, нет единого определения ее пред — мета. Анализ дефиниций экологии свидетельствует о том, чт о понятие «экология» эволюционирует. В связи с этим экологию можно определить как науку, предметом изучения которой яв — ляется отношение живых существ к среде своего обитания, и х взаимодействие между собой и влияние среды на них.

Если исходить из определения экологии как науки, изуча- ющей взаимоотношения живых существ и их среды, а также их взаимодействие, и разделить живые существа на растения, ж и- вотных и людей, то тогда и экологию можно разделить на несколько областей в зависимости от того, взаимоотношения к а- ких живых существ в их среде обитания она изучает. Экологи я как наука делится на экологию растений, экологию животных и гуманную экологию.

Гуманная экология — относительно молодая научная дисциплина. Этот термин начинают использовать с 1921 года. Впервые его упоминают американские ученые Берджесс и Парк. Вн а- чале под гуманной экологией понимали медицинскую дисцип — лину, изучающую влияние среды на человека.

Однако это влия — ние рассматривалось не только в рамках медицинских иссле дований, но фрагментарно и в рамках социологии, техники, архитектуры, экономики и права.

Возникновение гуманной экологии непосредственно связано с пониманием того, что эколог ия как наука должна исследовать природу структуры сообщест в, появляющихся в различных хабитусах (где есть условия для жизни: еда, климат и др.), а также отдельные перемены в их рамках.

Экосистема человека — самодостаточное живое сообщество и его физическое окружение, обладающее равновесием и взаимоза висимостями, обусловленными изменением энергии и материи.

Гуманная экология изучает формы развития сообществ «че- ловеческой популяции», так как есть существенные различия между поведением человека и других живых организмов в окружающ ей среде.

Таким образом, развитие экологии вызвало рост науч ного интереса к исследованию феномена среды и феномена хабиту са [природное окружение человека — это «любое естественное и искусственно созданное пространство, обеспечивающее чело века соответствующими внешними условиями, необходимыми для его постоянной экзистенции, то есть едой, защитой, здоровьем, к лиматом, различными удобствами и т. д.» (А. Гликсон)].

—14 —

Очень многоаспектно понимание социальной экологии. С точ- ки зрения Н.Ф. Реймерса, разделение этих дисциплин проще всего произвести по дуалистическим качествам самого чел овека.

Когда речь идет об индивиде, репродуктивной группе — это экология человека; когда же рассматривается социальный р яд — личность, семья и т. д.

— это социальная экология; объединение научных отраслей, изучающих связь личности, семьи и др у- гих социальных групп с природой и социальной средой есть синэкология человека. Н.Ф.

Реймерс считает, что для объединения экологии человека и социальной экологии может служит ь термин «социально-экономическая экология человека», или «антропоэкология». Глобальная экология человека исследует взаимосвязь «природа — человеческое общество» в планетарном масштабе.

К социальной экологии тесно примыкает экология культуры. Она исследует влияние на человека культурной среды обитания, в которую включают материально-духовную среду жизни (от культурных ландшафтов и архитектуры до литературы ). В последнее время возникло понятие «экология духа», включа- ющее сферу морали, воззрений, духовности человека. Здесь с мыкается цикл естественнонаучных и гуманитарных знаний на философском уровне.

Причисление к экологическому циклу наук об охране природы и окружающей человека среде сделало экологическое з нание еще более обширной совокупностью дисциплин. Политиза — ция экологических проблем выдвинула понятия экоразвити я, экополитики, экологической безопасности. Связь их с эконо микой определила появление эколого-экономических дисципл ин.

Специфика современной экологии в том, что она из биологической науки превратилась в «большую» экологию — мегаэкологию, вобрав в себя естественные и гуманитарные науки, разделы географии, геологии, химии, физики, социологии, теории культуры, экономики и даже теологии. Мегаэкология — эт о уже не биология и никакая другая ранее известная наука, эт о новый раздел знаний.

Возникновение и развитие экологии

Экология в настоящем значении возникла относительно поздно, только во второй половине XIX в., стремительное развитие науки начинается с 50-х гг. ХХ в., когда широкий круг

—15 —

людей начал активно осваивать природу, не учитывая ее зак ономерностей. По существу, экология возникает тогда, когда экономи- ческая деятельность человека начинает наносить серьезн ый ущерб окружающей среде, в результате чего человек ставит под во прос собственное существование и значительно меняет условия своего развития.

Несмотря на то что экология сравнительно молодая науч- ная дисциплина, в ее развитии можно выделить несколько са мостоятельных этапов: изучение среды обитания отдельных ви дов; изучение экосистемы; изучение взаимоотношений экосисте м; изучение биосферы человека в биосфере.

Первым этапом развития экологии было изучение и описание природы. В этот период француз Жан Анри Фабер написал известный труд «Энтомологические воспоминания» (1870—1879). Однако настоящее развитие экологии началось с изучения с реды, в которой обитают отдельные виды, с изучения их отношений, симбиоза, конкуренции с другими видами. Исследования 20-х гг.

приводят к развитию синэкологии — экологии сообществ видов. Возникают два основных понятия синэкологии: цепь питания и пирамида чисел. Цепь питания начинается с низших и ведет к высшим видам, а число особей уменьшается от основа — ния к верху. Исследования показали, что экологии недостае т основных единиц изучения.

Поэтому появилось понятие — эко — системы как единицы изучения экологии.

На втором этапе развития экология изучает экосистему. Впервые этот термин употребил Артур Джордж Тенсли в 1935 году. Позже, в 1942 г.

, Раймонд Линдерман выдвинул концептуальные и методологические принципы изучения экосистемы как сло ж- ной системы, через которую протекает энергия и цикл питан ия по всем ее живым и неживым компонентам.

Все экосистемы состоят из неживых (абиотичных) элементов, жизненного прост ранства (территориально ограниченного простора) и живых сущ еств (биотических элементов). Важнейшими экосистемами являют ся: экосистема моря, экосистема воды на земле и экосистема зе мли.

На третьем этапе развития экология концентрирует свое внимание на изучении взаимовлияний экосистем. Экосистемы обладают естественной способностью к саморегуляции, то ест ь могут устранять нарушенное равновесие, вызванное различны ми внешними и внутренними воздействиями. Но они представляю т

—16 —

единое целое, и необходимо глобальное изучение целостнос ти экосистемы, названной биосферой.

Изучение биосферы — четвертый этап в развитии экологии. Биосфера — среда обитания всех живых существ, в том числе и человека. Она представляет собой единство всех экосистем на Земле, где все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

На пятом этапе развития экология сделала акцент на изуче- ние положения человека в биосфере. Этот этап представляет некоторым образом завершенный эволюционный цикл, «воспроизводя в научном смысле положение человека с самого начала, то есть интегральную часть биосферы, которая эволюциониров ала вместе со всеми другими компонентами» (Ф. ди Кастри).

Изучая положение человека в биосфере, ученые исходят из того факта, что человек всегда относился к природе не толь ко как к чему-то внешнему, но и как к внутреннему. Он как природное существо менял и использовал природу, исходя из ус ловий, определяемых ею самой.

Экология своими знаниями должна способствовать создани ю гуманных условий жизни, преодолеть потребительское отно шение общества к природе, которое игнорирует основной экологич еский принцип — в природе существует экологическая обусловленность, взаимосвязь.

Основные категории экологии

Основной категорией экологии является среда — совокупность взаимозависимых условий и влияний, присутствующих в некоем окружении.

Естественная среда — совокупность природных факторов: вода, солнце, воздух, почва, растительный и животный мир.

Искусственная среда — это среда, которую создал человек. В ней присутствуют природные факторы, они имеют влияние, но не являются доминантными. Эта среда состоит преимуществе нно из продуктов человеческого труда, возникших в результате способности человека приспосабливать природу к своим потребност ям.

Экологическая среда — экосфера — среда обитания, естественное окружение, где обитают живые существа, взаимовли я- ющие друг на друга.

Экосфера состоит из биосферы и техносферы. Биосфера состоит из атмосферы, гидросферы, литосферы и педосферы. Техносфе ра

—17 —

состоит из населения, сопутствующей инфраструктуры и раз личных элементов, служащих удовлетворению человеческих потребностей.

Экосфера невосстановима: если бы она была уничтожена, то никогда нельзя было бы ее воссоздать вновь или заменит ь естественными процессами или усилиями людей.

Экологическая среда выступает как определенная экологи — ческая система: природная и социоэкономическая. Природная экосистема — результат взаимосвязей, интегральной эволюции живых существ, физических и химических составных элементов земной поверхности. Социоэкономическая экологическая с истема включает в себя отношение человека ко всей окружающей среде: живой и неживой.

Итак, экологическая система представляет собой совокупность сообществ живых существ и среды обитания вместе с п риродой и созданными структурами, но именно данные структур ы и создают совокупность отношений человека и общественны х групп ко всему окружению.

ТЕМА 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ И ЕЕ ПРЕДМЕТ

ПРОГРАММНАЯАННОТАЦИЯ

Возникновение и развитие социальной экологии. Концепции развития социальной экологии. Факторы, повлиявшие на возникновение социальной экологии.

https://www.youtube.com/watch?v=2cDuhc2AmEA

Предмет социальной экологии. Дефиниции предмета социальной экологии.

Законы социальной экологии.

КЛЮЧЕВЫЕПОНЯТИЯТЕМЫ

Социальная экология.

Система «человек — общество — природа».

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

Возникновение и развитие социальной экологии

Социальная экология — молодая научная дисциплина. Фактически, возникновение и развитие социальной экологии от ра-

—18 —

жает возрастающий интерес социологии к проблемам окружа ю- щей среды, то есть рождается социологический подход к эко логии человека, который сначала привел к возникновению экол о- гии человека, или гуманной экологии, а позже — социальной экологии.

По определению одного из современных крупнейших экологов Ю. Одума, «экология — это междисциплинарная область знания, наука об устройстве многоуровневых систем в приро де, обществе, их взаимосвязи».

Вопросы экологического благополучия интересовали иссле — дователей достаточно давно. Уже на ранних этапах становле ния человеческого общества были обнаружены связи между усло виями, в которых живут люди, и особенностями их здоровья.

В тру дах великого врача древности Гиппократа (ок. 460—370 гг. до н. э.

) содержатся многочисленные доказательства того, что факт оры внешней среды, образ жизни оказывают определяющее влияни е на формирование телесных (конституция) и душевных (темпер а- мент) свойств человека.

В XVII в. появилась медицинская география — наука, которая изучает влияние природных и социальных условий различны х территорий на здоровье населяющих их людей. Ее основоположни ком был итальянский врач Бернардино Рамаццини (1633—1714).

Это свидетельствует о том, что экологический подход к жизни человека существовал и ранее. По мнению Н.Ф. Реймерса (1992), почти одновременно с классической биологической экологией, хотя и под другим названием, возникла экология чел о- века.

На протяжении многих лет она формировалась в двух на — правлениях: собственно экологии человека как организма и социальной экологии. Американский ученый Дж. Бьюс отмечает, что линия «география человека — экология человека — социо логия» зародилась в трудах французского философа и социоло га Огюста Конта (1798—1857) в 1837 г.

и в дальнейшем была развита Д.-С. Миллем (1806—1873) и Г. Спенсером (1820—1903).

По определению академика А.Л. Яншина и академика РАМН В.П. Казначеева, экология человека — это комплексное научное и научно-практическое направление исследований взаимодей ствия народонаселения (популяций) с окружающей социальной и пр и- родной средой. Оно изучает социальные и природные законом ерности взаимодействия человека и человечества в целом с ок ружа-

—19 —

ющей космопланетарной средой, проблемы развития народон аселения, сохранения его здоровья и работоспособности, совер шенствования физических и психических возможностей челове ка.

Эколог Н.Ф.

Реймерс дал следующее определение: «социаль- но-экономическая экология человека — это научная область, исследующая общие структурно-пространственные, функциона льные и временные законы взаимоотношения биосферы планеты и антропосистемы (ее структурных уровней от всего человечества до индивидуума), а также интегральные закономерности внутре нней биосоциальной организации человеческого общества». То е сть все сводится к той же классической формуле «организм и среда» , отличие лишь в том, что «организмом» служит все человечес тво в целом, а средой — все природные и социальные процессы.

Возникновение и развитие социальной экологии тесно связано с распространенным подходом, согласно которому физи — ческий (природный) и социальный мир нельзя рассматривать изолированно друг от друга, а для защиты природы от разруш е- ния, то есть для сохранения экологического равновесия, тр ебуется создание социоэкономических механизмов, защищающи х это равновесие.

Развитие социальной экологии начинается после Первой ми — ровой войны, тогда же появляются и первые попытки определ е- ния ее предмета. Одним из первых это сделал Мак Кензи, извес т- ный представитель классической экологии человека.

Он опр еделял экологию человека как науку о пространственных и врем енных отношениях людей, на которые воздействуют селективны е, дистрибутивные и аккомодационные силы среды.

Такое опред еление предмета экологии человека легло в основу широких исс ледований пространственного распределения населения и друг их явлений внутри городских агломераций.

Между тем интерес к изу че- нию пространственных параметров общественной жизни со в ременем привел к упрощенному пониманию взаимозависимости между населением и другими пространственными явлениями , и это обусловило кризис классической экологии человека.

Требование улучшить состояние окружающей среды в 50-е гг. вызвало повышенный интерес к изучению экологических про блем.

Социальная экология возникла и развивалась под влиянием биоэкологии. Так, если отношение человека к среде идент ич- но с отношением любого живого организма, то тогда нет суще —

—20 —

Источник: https://studfile.net/preview/1096572/page:2/

Исторические корни и истоки социальной экологии

Гуманная экология:  — относительно молодая научная дисциплина. Этот термин начинают

Исторически социальная экология возникла в рамках экологии. Сама же экология — относительно молодая наука. Ряд исследователей считает, что она возникла около 120 лет назад, другие полагают, что 150 лет назад.

Впервые термин и общее определение экологии использовал немецкий биолог Эрнст Геккель (1866) в книге «Всеобщая морфология организмов».

Им использовалось это понятие для названия одной из отраслей зоологии, которая бы стремилась изучать целостность взаимоотношений между всеми видами живых существ и окружающей их неорганической и органической средой.

В качестве самостоятельной научной дисциплины экология возникла в рамках биологии. Некоторые считают подлинным ее создателем Ч. Дарвина, основателя учения об органической эволюции.

Понятие «борьба за существование», в трактовке Дарвина, по существу включает в себя все переплетения взаимоотношений живых существ как между собой, так и по отношению к условиям неживой природы.

А так как эти отношения являются основной задачей экологии, то она, в конечном счете, и является наукой о проявлениях борьбы за существование, понимаемой в широком, дарвиновском смысле. Организм и его среда обитания (живая и неживая) представляют собой две исторически возникшие системы, находящиеся в постоянном развитии.

Отношения между ними обязательно должны быть взаимны и подвижны, пронизаны всегда новыми противоречиями, которые в процессе борьбы за существование и естественный отбор непрерывно преодолеваются и вновь возникают, обусловливая процесс постоянного приспосабливания организмов к меняющимся условиям внешней среды.

Сегодня экология — общепризнанная научная дисциплина, значение которой постоянно возрастает. Но как это часто бывает и с другими молодыми науками, нет единого определения ее предмета. Анализ различных определений экологии свидетельствует о том, что понятие «экология» эволюционирует.

Ее первоначальное, чисто биологическое, толкование постепенно уступило место более широкому. В то же время основными элементами любой трактовки всегда остаются живые существа, среда (окружение), взаимное влияние живых существ и их отношение к среде.

В связи с этим экологию можно определить как науку, предметом изучения которой является отношение живых существ к среде своего обитания, их взаимодействие между собой и влияние среды на них.

Если исходить из определения экологии как науки, изучающей взаимоотношения живых существ и их среды, а также их взаимодействие (вместе со всеми ограничениями, которые касаются отношений человека и среды), и разделить живые существа на растения, животных и людей, то тогда и экологию можно разделить на несколько областей в зависимости от того, взаимоотношения каких живых существ в их среде обитания она изучает. Экология (как наука) делится на экологию растений, экологию животных и гуманную экологию. Экология растений и животных изучает отношения растительного и животного миров к живой и неживой среде. Основной же предмет гуманной экологии — отношение человека к живой и неживой окружающей среде.

Сама гуманная экология — относительно молодая научная дисциплина. Этот термин возникает впервые в 1921 г. (встречается у американских ученых Берджесса и Парка). Вначале под гуманной экологией понимали медицинскую дисциплину, изучающую влияние среды на человека.

Однако это влияние рассматривалось не только в рамках медицинских исследований, но фрагментарно и в рамках социологии, техники, архитектуры, экономики и права.

Возникновение гуманной экологии непосредственно связано с пониманием того, что экология как наука должна исследовать природу структуры сообществ, появляющихся в различных видах (где есть условия для существования человека — еда, климат и др.), а также отдельные перемены в их рамках.

Экосистема человека (самодостаточное, живое сообщество и его физическое окружение, обладающее равновесием и взаимозависимостями, обусловленными изменением энергии и материи) отличается от экосистем других живых существ.

Поэтому гуманную экологию определяют как отрасль экологии, изучающую место человека в экосистеме, взаимовлияние человека и экосистемы, перемены, обусловленные этим влиянием. Она как наука, следовательно, изучает не только влияние экосистемы на человека, но и обратное влияние и последствия этих взаимовлияний.

Серьезным шагом к освобождению от влияния биоэкологии на исследование отношений человека и его природной среды стало появление социальной экологии.

Область социальной экологии изучает отношения человека и его среды обитания, анализирует социальные процессы (и отношения), учитывая при этом особенности человека как природно-общественного существа, что влияет и на элементы его среды обитания, и на его отношение к ним.

Реймерс Н.Ф. в своем учебном пособии дает несколько иную структуру экологии. В нее он включает: общую экологию (биоэкологию), геоэкологию, прикладную экологию, экологию человека и социальную экологию.

Интересующая нас социальная экология имеет следующую структуру: экология личности, экология человечества, «экология культуры», этноэкология.

Автором отмечается интенсивное развитие в последнее время именно социальной экологии.

Предыдущая6789101112131415161718192021Следующая

Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 457; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/8-24985.html

Контрольная работа: Социология как основа развития социальной экологии

Гуманная экология:  — относительно молодая научная дисциплина. Этот термин начинают

Введение

Социальная экология — наука о гармонизации взаимодействий между обществом и природой. Предметом социальной экологии выступает ноосфера, то есть система социоприродных отношений, которая формируется и функционирует как результат сознательной деятельности человека.

Социальная экология — молодая научная дисциплина, начала формироваться на стыке естественных, общественных и технических дисциплин.

Фактически, возникновение и развитие социальной экологии отражает возрастающий интерес социологии к проблемам окружающей среды, т.е.

рождается социологический подход к экологии человека, который сначала привел к возникновению экологии человека, или гуманной экологии, а позже — социальной экологии.

Проблемы, связанные с взаимодействием общества и среды его обитания, получили название экологические проблемы. Первоначально экология была разделом биологии (термин ввел Эрнст Геккель в 1866 г.).

Экологи-биологи изучают взаимоотношения животных, растений и целых сообществ со средой их обитания, в философии — самые общие закономерности взаимодействия человека, общества и Вселенной, в географии — структура и функционирование природных комплексов и природно-хозяйственных систем.

Для социальной экологии термин «экология» означает особую точку зрения, особое мировоззрение, особую систему ценностей и приоритетов человеческой деятельности, ориентированных на гармонизацию взаимоотношений общества и природы.

Проблемам социальной экологии посвящены работы Э.В. Гирусова, В.Д. Комарова, Ю.Г. Маркова и др.

Цель работы: изучить становление социальной экологии, при этом рассмотреть социологию как основу развития социальной экологии.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемых источников.

1. Причины появления социальной экологии как самостоятельной научной дисциплины

социальный общество экология

Возникновение и последующее развитие социальной экологии явилось естественным следствием все более возрастающего интереса представителей различных гуманитарных дисциплин (таких как социология, экономика, политология, психология и др.) к проблеме взаимодействия человека и окружающей среды.

Отсюда становится понятным, почему сам термин «социальная экология» появился благодаря не биологам-экологам, а социальным психологам — американским исследователям Р. Парку и Е. Берджесу, которые впервые употребили этот термин в 1921 г. в своей работе по теории поведения населения в городской среде.

Авторы использовали его в качестве синонима понятия «экология человека». Используя понятие «социальная экология», они хотели подчеркнуть, что в данном контексте речь идет не о биологическом, а о социальном явлении, имеющем, впрочем, и биологические характеристики.

Таким образом, в Америке первоначально социальная экология была скорее социологией города или урбосоциологией.

Социальная экология была официально признана на государственном уровне в первой четверти ХХ века. В 1922 г. Х. Берроуз обратился к американской ассоциации географов с президентским адресом, который назывался «География как экология человека». Основная мысль этого обращения: приблизить экологию к человеку.

Всемирную известность получила чикагская школа экологии человека: изучение взаимных отношений человека как целостного организма с его целостным окружением. Вот тогда-то экология и социология впервые пришли в тесное взаимодействие. Экологические методики стали применяться для анализа социальной системы.

В нашей стране под «социальной экологией» изначально понимали иную область знания, которая призвана заниматься решением проблемы гармонизации взаимоотношений между обществом и природой. А это возможно лишь тогда, когда основой социально-экономического развития общества станет рациональное природопользование.

Первоначально научные принципы рационального природопользования пытались разрабатывать многие существующие науки — биология, география, медицина, экономика, затем этими вопросами все шире стала заниматься экология.

Медико-биологические и медико-демографические аспекты взаимоотношений общества и природы рассматривались в медицинской географии, гигиене окружающей среды и позднее в новой области экологии — экологии человека. В целом же возникло очень много новых разделов в традиционных науках.

Например, охраной и рациональным использованием геологической среды стала заниматься инженерная геология. В юриспруденции стало оформляться социоэкологическое право. В экономической науке возник такой раздел, как экономика природопользования.

Представители различных научных дисциплин начинали утверждать, что проблема рационального природопользования — это только их вотчина. Но получалось так, что каждая наука при изучении проблемы рационального природопользования акцентировала внимание на тех моментах, которые ей ближе.

Химиков, например, не волновало изучение проблемы с социальной или экономической точек зрения и наоборот. Стало очевидным, что изолированное изучение всех аспектов данной проблемы — медицинских, биологических, социальных, экономических и др.

, не позволяет создать общую теорию сбалансированного взаимодействия общества и природы и эффективно решать практические задачи рационального природопользования. Для этого нужна была новая междисциплинарная наука. Такая наука стала формироваться почти одновременно во многих странах мира.

В нашей стране для ее обозначения использовали разные названия — натурсоциология, созология, энвайронментология, прикладная экология, глобальная экология, социально-экономическая экология, современная экология, большая экология и т.д. Однако эти термины не получили достаточно широкого распространения, поскольку в большинстве своем они или отражают лишь один из аспектов проблемы гармонизации взаимоотношений между обществом и природой, или слишком громоздки.

В 1970-80-х годах вышли в свет обобщающие монографии видных отечественных ученых: Гирусова Э.В. «Система «общество — природа» (проблемы социальной экологии)», Комарова В.Д.

«Научно-техническая революция и социальная экология», Маркова Ю.Г. «Социальная экология». В 1986 году состоялась Первая Всесоюзная конференция «Проблемы социальной экологии».

Все это способствовало тому, что за новой наукой в нашей стране стало закрепляться название «социальная экология».

Всемирное признание социальной экологии относят к 60-м годам ХХ столетия. Одно из самых ярких событий тех лет — публикация в 1962 г. книги Р. Карсон «Безмолвная весна» об экологических последствиях применения пестицида ДДТ. Швейцарский химик Мюллер синтезировал ДДТ и в 1947 г.

получил за это Нобелевскую премию. Позднее выяснилось, что ДДТ накапливается в живых тканях и губительно действует на все живое, включая человеческий организм.

Благодаря воздушному и водному переносу, это вещество распространилось по всей планете и обнаружено даже в печени пингвинов Антарктиды.

Как и любая другая научная дисциплина, социальная экология развивалась постепенно. Можно выделить три основных этапа развития данной науки.

Начальный этап — эмпирический, связанный с накоплением разнообразных данных об отрицательных экологических последствиях научно-технической революции. Результатом данного направления экологических исследований стало образование сети глобального экологического мониторинга всех компонентов биосферы.

Второй этап — «модельный». В 1972 г. вышла в свет книга Д. Медоуза и др. «Пределы роста». Она имела огромный успех. Впервые данные о разных сторонах человеческой деятельности были включены в математическую модель и исследованы с помощью ЭВМ. Впервые на глобальном уровне была исследована сложная динамическая модель взаимодействия общества и природы.

Критика «Пределов роста» была всесторонней и обстоятельной. Результаты критики можно свести к двум положениям:

) моделирование на ЭВМ социально-экономических систем на глобальном и региональном уровнях перспективно;

) «модели мира» Медоуза еще далеко не адекватны реальности.

В настоящее время имеется значительное разнообразие глобальных моделей: модель Медоуза — кружево из петель прямых и обратных связей, модель Месаровича и Пестеля — это пирамида, рассеченная на множество относительно независимых частей, модель Я. Тинбергена — «дерево» органического роста, модель В. Леонтьева — тоже «дерево».

Началом третьего — глобально-политического — этапа социальной экологии считается 1992 год, когда состоялась Международная конференция по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Главы 179 государств приняли согласованную стратегию на основе концепции устойчивого развития.

Таким образом, социальная экология — обширная область взаимодействия различных идеологий, культур, стилей жизни; это не только глобальная область знания, но и жизненно важное поле деятельности.

Возникновение и последующее развитие социальной экологии явилось естественным следствием все более возрастающего интереса представителей различных гуманитарных дисциплин к проблемам взаимодействия человека и окружающей среды. В настоящее время по многим аспектам современной экологической ситуации ведутся активные научные дискуссии, и по ряду вопросов еще не выработаны единые взгляды на проблему и пути ее решения.

2. Социология как основа развития социальной экологии

Социальная экология — это новая и поэтому еще молодая наука. Как уже было отмечено, возникновение и развитие этой науки стало выражением возросшего интереса социологии к проблемам окружающей среды, то есть к формированию социологического подхода к экологии человека, в результате чего возникла сначала экология человека, или гуманная экология, а позже — социальная экология.

При этом, гуманная экология (экология человека) трактовалась как отрасль общей экологии и фактически представляла собой биологическую концепцию социальных явлений.

По мере развития круг ее исследований расширялся, и в него постепенно стали входить вопросы места и роли человека в биосфере, методы определения оптимальных условий для жизни и развития человека, взаимодействия человека с другими компонентами биосферы.

Рассмотрение этих вопросов в рамках гуманной экологии и привело к появлению социальной экологии.

Возникновение социальной экологии следует рассматривать в контексте развития биологии, превращения экологии в общественную науку (хотя она осталась и естественной наукой) и стремления охватить широкий круг проблем в сфере управления окружающей средой. Благодаря этому биология постепенно поднялась до уровня широких теоретических концепций, и в процессе ее развития появляются попытки создания единой науки, изучающей взаимоотношения природы и общества.

В то же время экологи, в отличие от биологов, изучающих отношения между живыми существами и их органическим и неорганическим окружением, начали исследовать и социальную структуру, и отношения между людьми как условия сохранения равновесия в природе. В результате экология стала и общественной наукой, продолжая одновременно оставаться естественной наукой.

Поэтому термин «социальная экология» оказался наиболее удачным для обозначения названия новой научной дисциплины, так как наиболее точно отображал ее содержание в своем этимологическом звучании.

Возникновение и развитие социальной экологии тесно связано с распространенным подходом, согласно которому физический (природный) и социальный мир нельзя рассматривать изолированно друг от друга, а для защиты природы от разрушения, т.е. для сохранения экологического равновесия требуется создание социоэкономических механизмов, защищающих это равновесие.

Чтобы определить социоэкономические механизмы и овладеть экологической проблематикой, необходимо опираться на данные не только естественных, но и общественных наук.

Это даст возможность оказывать влияние на индустриальные системы, которые должны поддерживать предельно допустимый уровень загрязнения окружающей среды, организма человека и общества и не нарушать экологическое равновесие. А это значит, что защита природы должна быть связана с защитой социальной среды.

Социальная экология должна исследовать индустриальную систему, ее связующую роль между человеком и природой, учитывая при этом тенденции в современном разделении труда.

Требование улучшить состояние окружающей среды в 1950-е гг. вызвало повышенный интерес к изучению экологических проблем. Вначале Амос Хоули предложил неортодоксальную концепцию, в которой акцент был сделан на исследовании форм и изменений (территориальном) общности людей.

Там он обозначил общность и функциональные взаимосвязи, возникающие в процессе коллективной адаптации населения к среде. Позже была создана еще одна концепция экологии человека. Ее создатели Л. Шуор и Д.

Дункан назвали ее концепцией о так называемом экологическом комплексе, состоящем, по их мнению, из переменных: популяции, среды, технологии и организации (структуры), которые взаимообусловлены, причинно и функционально взаимозависимы.

Пятидесятые годы были периодом не только экономического роста в высокоразвитых индустриальных странах, но и периодом проявления экологических проблем.

Стало очевидным, что если не считаться, с экологическими ограничениями, то может возникнуть кризисная ситуация.

Ученые начинают активно исследовать соотношение переменных в экологическом комплексе и приходят к выводу о связи экологических проблем с общественными отношениями, т.е. о связи экологического и социального.

Исследования экологических проблем выявило необходимость анализа социальных параметров экологических нарушений и их распространенности в промышленных странах.

Подобный подход к экологическим проблемам означал поворот от биологической и естественной проблематики к социальной и перенос акцента на связи между экологической и социальной проблематикой.

Это сыграло решающую роль в возникновении социальной экологии.

В 1960-е гг. социальная экология как особая отрасль социологии получает «права гражданства» в рамках социологических наук. Ее развитие ускоряется после Всемирного социологического конгресса (Эвиан, 1966 г.).

Развитие социальной экологии после этого конгресса позволило на очередном Всемирном социологическом конгрессе (Варна, 1970 г.) создать исследовательский комитет Международной Социологической Ассоциации по социальной экологии.

Тем самым было признано существование социальной экологии как отраслевой социологии, созданы предпосылки для более четкого определения ее предмета.

Сегодня социальная экология признана и как учебная дисциплина, а ее развитие стимулируется потребностью в развитии экологического сознания и научного управления развитием окружающей среды и ее защитой от разрушений.

Таким образом, на формирование основ социальной экологии повлияло несколько факторов. Решающее значение имело появление новых понятий в экологии при изучении человека как общественного существа.

С введением новых понятий в экологии (биоценоз, экосистема, биосфера) стала очевидной необходимость в исследовании закономерностей в природе исходить из связи природы и общества, т.е. учитывать данные не только естественных, но и общественных наук.

Изучение человека как общественного существа привело не только к исследованию социальных общностей (групп), но и к изучению отдельных типов обществ в их историческом развитии и организации человеческого общества в планетарных масштабах.

Эти исследования совпали с тенденцией изучения возможности существования человека в условиях ухудшившегося состояния окружающей среды, вызванного нарушением экологического равновесия.

Социальная экология, с одной стороны, изучает закономерности взаимодействия общества и природы, а с другой — на основе этого изучения вырабатывает принципы гармонизации этого взаимодействия.

Ведь благодаря возникновению подобной проблематики появилось понимание того, что угроза экологическому равновесию и его нарушение возникают не только как конфликт индивида или группы с его природной средой, но и как результат сложного взаимоотношения трех совокупностей систем: природной, технической и социальной.

Нарушения возникают потому, что соотношение трех систем изменчиво, а следовательно, изменчивы и их отношения. Они в свою очередь зависят от многих обстоятельств, и это так или иначе отражается на сохранении или нарушении экологического равновесия.

Техническая система по существу является общественной системой, возникающей в процессе трудовой деятельности человека в обществе, поэтому она сохраняет творческие способности человека, а также отношение общества к природе, где что-то создается или используется. Эту сложность взаимоотношений необходимо учитывать не только при стремлении сохранить и усовершенствовать среду обитания, но и при определении предмета социальной экологии.

Заключение

Итак, социальная экология — это наука о гармонизации взаимодействий между обществом и природой.

Своим появлением термин «социальная экология» обязан американским исследователям, представителям Чикагской школы социальных психологов — Р. Парку и Е. Берджесу, впервые употребившим его в своей работе по теории поведения населения в городской среде в 1921 г.

Авторы использовали его в качестве синонима понятия «экология человека». Понятие же «социальная экология» было призвано подчеркнуть, что речь в данном контексте идет не о биологическом, а о социальном явлении, имеющем, впрочем, и биологические характеристики.

Первоначально экология была разделом биологии. Экологи-биологи изучают взаимоотношения животных, растений и целых сообществ со средой их обитания. Экологический взгляд на мир — такое ранжирование ценностей и приоритетов человеческой деятельности, когда важнейшим является сохранение благоприятной для человека среды обитания.

Для социальной экологии термин «экология» означает особую точку зрения, особое мировоззрение, особую систему ценностей и приоритетов человеческой деятельности, ориентированных на гармонизацию взаимоотношений общества и природы. Социальную экологию называют еще экологией человека или современной экологией.

Сегодня социальная экология приобрела «права гражданства» как особая — социологическая, — наука. Предметом социальной экологии выступает ноосфера, то есть система социоприродных отношений, которая формируется и функционирует как результат сознательной деятельности человека. Иными словами, предметом социальной экологии являются процессы формирования и функционирования ноосферы.

Список используемой литературы

1.Ардашкин И.Б. Социальная экология: учебное пособие / И.Б. Ардашкин. — Томск: ТПУ, 1999. — 116 с.

2.Быков А.А. Социальная экология. Учебное пособие. — Томск: Издательство «ТМЛ-Пресс», 2011. — 232 с.

.Селедец В.П. Социальная экология / В.П. Селедец, С.И. Коженкова. — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2006. — 128 с.

.Социальная экология: учеб.-метод. пособие / Сост. Т.Н. Карякина, М.В. Андреева, Т.Л. Яцышена. — Волгоград: ВолГУ, 2005. — 90 с.

Социология как основа развития социальной экологии Контрольная работа Социология

Источник: http://dodiplom.ru/ready/114638

Scicenter1
Добавить комментарий