ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА: СУБЪЕКТЫ, ВИДЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ

Научная электронная библиотека Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания

ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА: СУБЪЕКТЫ, ВИДЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ

Социальное партнерство становится неотъемлемой частью сферы труда.

При этом речь идет не о слиянии интересов, а о достижении оптимального баланса между работниками, работодателями (предпринимателями), органами государственной власти, местного самоуправления путем достижения консенсуса, выработки и осуществления единой, согласованной позиции, о создании такого положения, при котором любой собственник мог бы обеспечить себе стабильное получение прибыли, а наемный работник – достойные условия своего существования, соответствующие определенному уровню качества жизни. Это цивилизованная форма общественных отношений в социально-трудовой сфере и получила название социального партнерства.

В научной литературе и практике социальное партнерство характеризуется неоднозначно и многоаспектно.

Одни понимают его как специфический тип общественных отношений между социальными группами, слоями, классами, общностями и властными структурами; другие – как механизм взаимоотношений между государственными органами, представителями трудящихся и работодателями, третьи – как особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночной экономике, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества наемных работников и работодателей оптимальный баланс и реализацию их основных интересов. Можно привести, несмотря на их схожесть, и другие точки зрения, характеризующие уточняющие с другой стороны данное понятие.

Субъектами социального партнерства, как свидетельствует мировой опыт, являются наемные работники, работодатели и государство.

Институтами (организациями), представляющими их интересы, выступают профсоюзы, объединения работодателей, правительство, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Объектом социального партнерства являются социально-трудовые отношения между его субъектами (отношения по поводу заработной платы, занятости, управления и расширения социальных гарантий, охраны, условий, организации труда, различного рода трудовых споров и т.д.).

Основными целями социального партнерства является: согласование и защита интересов различных социальных слоев, групп и классов; содействие решению актуальных экономических и политических задач; укрепление демократии и стабильности; формирование социального правового государства, гражданского общества.

Партнерство представляет собой процесс согласования интересов, процесс создания единого социокультурного пространства, в котором обитают разные субъекты, но согласные, невзирая на различие интересов, соблюдать общие «правила игры», партнерские нормы, взаимные договоренности.

Поэтому важно иметь в виду, что политика социального партнерства не ограничивается только сферой экономических или социально-трудовых отношений.

Ее реализация связана с участием в таком процессе общественных объединений, представляющих интересы различных социальных групп, слоев, органов государственной власти, местного самоуправления, принятием и выполнением договоров и соглашений, экономических и политических решений.

В разработке и процессах их принятия участвуют большие группы людей, трудовые коллективы (организации), представители населенных пунктов, территорий. В качестве организаторов переговорного или согласительного процесса чаще всего выступают властные структуры или лица, группы людей; обладающие собственностью, властью.

Общая стратегия социального партнерства в России сегодня состоит в том, чтобы на основе уважения позиций и учета интересов разных сторон, используя преимущества переговорного процесса, выработать единую согласованную политику в сфере социально-трудовых и политических отношений на разных уровнях: федеральном, отраслевом, региональном и на предприятиях.

За последние годы в нашей стране сделано немало для формирования правовой базы развития партнерских отношений. Принят ряд законодательных актов и положений, регламентирующих виды, формы организации и порядок регулирования социально-трудовых отношений. Однако следует констатировать, правовое обеспечение социального партнерства находится в стадии становления.

С правовой точки зрения социальное партнерство – это согласование действий всех сторон на определенной законодательной платформе, отражающей его существо, содержание и инструменты регулирования.

Принципы социального партнерства провозглашаются в Конституции РФ, там определены основные направления сотрудничества в области культуры, образования и информации (ст. 29, 43, 44), трудовых отношений (ст. 7, 37, 72), социального развития и социальной защиты (ст. 7, 39, 40, 71, 72), охраны здоровья и экологии (ст. 41, 42, 114).

Источник: https://monographies.ru/en/book/section?id=6875

Статья

ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА: СУБЪЕКТЫ, ВИДЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ

БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа №68»

Статья.

Тема «Социальное партнёрство в образовании».

Подготовила:

Учитель иностранного языка

БОУг.Омска «СОШ№68»

Талалаева Юлия Рихартовна

1.Основные характеристики и принципы социального партнерства.

2.Социальное партнерство как средство повышения качества образования.

3.Подходы к развитию социального партнерства в сфере образования.

Социальное партнёрство — это трудовые отношения, характеризующиеся общностью позиции и согласованными действиями лиц наемного труда, работодателей и государства. Основные принципы социального партнерства — учет взаимных требований и ответственности, уважительное отношение к интересам друг друга, разрешение споров и конфликтных ситуаций (1).

Социальное партнёрство в образовании – это реальное взаимодействие двух или более равных сторон (лиц и\или организаций) на основе подписанного на определенное время соглашения в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который в чем-либо не удовлетворяет одну или несколько сторон и который эффективнее решать путем объединения ресурсов (материальных, финансовых, человеческих и др.) и организационных усилий до достижения желаемого результата.

Социальное партнерство действует на всех уровнях хозяйственно-экономической деятельности — от организации (а также филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) до государственного уровня.

Расширение договорных начал в сфере регулирования трудовых отношений, повышение роли местных и локальных актов являются результатом реализации новой политики государства в этой области.

Осуществляется переход от директивного регулирования к договорному, к поиску взаимовыгодных условий совместной работы, к социальному партнерству.

Законодательную основу для разработки модели социального партнерства в сфере образования в целом дает Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «О некоммерческих организациях», Закон РФ «Об общественных объединениях», Указ Президента Российской Федерации от 31.08.

1999 № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений в Российской Федерации».

Правовую базу организации социального партнерства на муниципальном уровне создают федеральные законы «О местном самоуправлении в Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», а также соответствующие законы субъектов Российской Федерации, принятые в развитие указанных федеральных законов.

Результат социального партнёрства — создание благоприятных условий для самореализации учащихся путем взаимодействия и сотрудничества всех сторон, участвующих в процессе воспитания. Таким образом, целью является воспитание активной гражданской и жизненной позиции, создание условий для социализации подростков.

Социальное партнерство в школах осуществляется в целях:     

—       обеспечения единого подхода к реализации государственной политики и стратегии развития школы;

—       организации мониторинга деятельности школы по комплексу вопросов (пожарная безопасность, Роспотребнадзор, выполнение государственного стандарта и др.);

—       обеспечения скоординированной деятельности по реализации городских и школьных комплексных программ;

—       взаимодействия в разработке и реализации педагогических инноваций;

—       повышения квалификации педагогов школы;

—      формирования эффективных решений,  направленных на повышение экономической самостоятельности образовательного учреждения, привлечения инвестиций, спонсорских средств;

—      организации медицинского, психологического, информационно-аналитического, инженерно-технического и программно-методического обеспечения образовательного процесса.

Задачи социального партнёрства:

1. привлекать ресурсы общества для развития образовательной сферы

2. помогает направлять ресурсы образования на развитие совместной деятельности любого образовательного учреждения, его общественной самоорганизации и самоуправления

3.  помогает накапливать и передавать жизненный опыт, как образовательного сообщества, так и его партнеров

4.  способно эффективно координировать совместную деятельность с пониманием степени ответственности каждого партнера

5.  позволяет оказывать помощь нуждающимся членам сообщества

Кратко основные принципы взаимовыгодного сотрудничества можно сформулировать следующим образом.

Во-первых, реальное взаимодействие нескольких партнеров. Во-вторых, партнерство должно быть оформлено в письменном виде. Такая официальность дисциплинирует всех участников сотрудничества, призывает к ответственности

В-третьих, договор или соглашение о социальном партнерстве должен иметь четкие временные рамки,

В-четвертых, документ о социальном партнерстве оформляется в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который эффективнее решать путем объединения ресурсов

В-пятых, договор о социальном партнерстве считается выполненным, если достигнут намеченный обеими сторонами результат.

Основные принципы социального партнёрства:

1. Уважение и учет интересов участников соглашения.

 2.заинтересованность договаривающихся сторон об участии в договорных отношениях.

3. соблюдение партнерами норм законодательства РФ, других нормативных актов.

4. наличие соответствующих полномочий социальных партнеров и их представителей.

5. равноправие и доверие сторон.

6. невмешательство во внутренние дела друг друга.

7. добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласования.

8. регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства.

9.  обязательность исполнения достигнутых договоренностей.

10.  систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений.

11. ответственность сторон за не выполнение по их вине принятых обязательств, соглашения, договоров.

Социальное партнерство выстраивается школой на принципах:

—       координации деятельности всех  субъектов образовательного процесса;

—       кооперирования со всеми заинтересованными структурами для решения актуальных проблем образования и удовлетворения образовательных запросов населения;

—       взаимодействия с общественными организациями;

—       экономической целесообразности, учета особенностей рынка труда, перспектив его развития;

—       учета исторически сложившихся культурных связей и традиций населения.

Условия, необходимые для реализации успешного социального партнёрства:

1.  развитие организационной культуры партнеров и культуры партнерских отношений

2. эффективная система контроля, в том числе в области финансирования

3. широкое информационное обеспечение деятельности

4. .функционирование механизма саморазвития партнерских организаций

5.  сформированная стратегия организаций, предполагающая именно партнерские взаимоотношения

К субъектам социального партнерства относят:

— образовательные учреждения различного типа;

— органы управления образованием;

— общественные, коммерческие, государственные организации;

— обучающихся;

— родителей (2).

Родители — один из самых важных социальных партнеров школы. Партнерские отношения между школой с семьей расширяют сферу действия в образовательной среде субъектных отношений вокруг ребенка.

Отношения позволяют повысить психолого-педагогическую грамотность родителей и влиять на тип воспитания в семье, скоординировать  просвещение родителей с содержанием образования школьников, включить в содержание образования совместную  деятельность учащихся и взрослых, привлечь знания и опыт  взрослых в образование учащихся.

Современная родительская общественность готова сотрудничать и  взаимодействовать со школой, т.к. озабочена средой проживания детей, каждого конкретного   ребенка.

Образовательные учреждения, включенные в систему социального партнерства, своевременно реагируют на изменение требований общества, обеспечивая тем самым необходимый уровень социализации учащихся.

Социальный педагог планирует и осуществляет свою деятельность с учетом организации учебного процесса в образовательном учреждении.

Проводит работу по выявлению:

—           учащихся образовательного учреждения, находящихся в социально опасном положении;

—           несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам в образовательном учреждении;

—           учащихся, причисляющих себя к молодежным объединениям противоправной направленности;

—           принимает меры по переориентации и разобщению антиобщественных групп несовершеннолетних, пресечению фактов отрицательного влияния на учащихся со стороны членов группы;

—           участвует в организации и проведении профилактических рейдов, операций и других профилактических мероприятий, направленных на выявление и оказание помощи несовершеннолетним и семьям, находящихся в социально опасном положении;

—           принимает участие в заседаниях совета профилактики, попечительского совета, педагогического совета, иных органов самоуправления образовательного учреждения по вопросам, отнесенным к его компетенции;

—           проводит совместно с администрацией образовательного учреждения мероприятия (круглые столы, дискуссии, конкурсы, сюжетно-ролевые игры и др.), направленные на формирование у учащихся нравственных качеств, патриотических чувств, здорового образа жизни;

—           участвует в разработке и внедрении в практику работы образовательного учреждения программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения учащихся;

—           вносит предложения по повышению эффективности индивидуальной профилактической работы с учащимися образовательного учреждения, их родителями.

В своей работе педагогическому коллективу следует учитывать особенности социальной среды и выступать как культурно-просветительный и образовательный центр не только для детей, родителей, но и всего населения в целом.

Составляющие компоненты стратегии социального партнёрства:

1.  Партнерское мышление – умение видеть лучшее в человеке, уважительное отношение к чужому мнении, стремление понять другого, желание и умение выстраивать социальные отношения.

2.  Взаимное дополнение. В партнерских отношениях означает, что в рамках совместной деятельности для достижения наилучшего результат каждый должен делать то, что он делает лучше других.

3.  Долевое участие предполагает объединение ресурсов с целью получения синергетического эффекта – результата, который невозможно получить вне партнерства.

4.  Разнообразие форм объединения субъектов партнерства.

Формирование системы социального партнерства в современных социально-экономических условиях — достаточно длительный и сложный процесс, зависящий от целого ряда субъективных и объективных причин (состояния экономики, социальной обстановки, готовности включиться в него органов власти и воли, желания и возможности руководителей учебных заведений). Результативность и эффективность работы учебного заведения с социальными партнерами определяется степенью реализации своих интересов, заключающихся, прежде всего, в подготовке высококвалифицированных специалистов и оценивается по степени выполнения своей основной социальной функции.

Социальное партнерство в профессиональном образовании — это особый тип взаимодействия образовательного учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и учет интересов всех участников этого процесса.

 Достижение высокого качества образования предполагает органичное сочетание образовательных традиций и инновационных тенденций, получивших признание в мировой и отечественной практике, творчески осмысленное относительно отечественной педагогической реальности и стратегических целей социокультурного развития общества.

Система социального партнерства в образовании имеет многоцелевой характер и позволяет выстроить его на нескольких уровнях.

На основе охвата субъектов (по масштабности):

— Как партнерство внутри отдельного коллектива образовательного учреждения.

— Как партнерство внутри системы образования, прежде всего с системами общественно-государственного управления.

— Как партнерство с другими социальными институтами – от органов исполнительской, законодательной и муниципальной власти и до представителей малого и среднего бизнеса.

На основе развития отношений:

— Начальный уровень партнерства представляет собой простейшие контакты с целью обмена информацией. При этом контакты представляют собой специфически новые отношения, в которых большую роль имеет эффект конгруэнции (подтверждение взаимных ожиданий) и минимум рассогласований по основным вопросам обмениваемой информации.

— Средний уровень партнерства предполагает активное сотрудничество при решении определенных проблем образования совместными усилиями.

— Высший уровень партнерства выступает как исключительно эффективная совместная деятельность, сопровождающаяся взаимопониманием и взаимосодействием всех сторон в достижении общей цели.

Вне зависимости от уровня социального партнерства оно всегда имеет одну структуру, в которую входят содержание и стиль взаимодействия партнеров.

определяет, по поводу чего разворачивается взаимодействие. Полнота содержания социально-педагогического партнерства определяется целью и задачами образовательного учреждения (системы) тактикой и стратегией его развития.

Стиль указывает на то, как взаимодействуют партнеры.

Первый шаг выстраивания партнерства – это поиск точек соприкосновения и опорных позиций. Опорными позициями выступают положительные стороны партнера или заинтересованность в его возможностях другой стороной.

На втором этапе идет накопление согласий. Это позволяет определить сферы и содержание взаимодействия сторон на основе взаимной заинтересованности. Каждая сторона предъявляет свои интересы и раскрывает свои возможности для согласования позиций и уровня включенности в совместную деятельность.

Этап взаимной адаптации основывается на взаимопонимании и принятии интересов другой стороны.

Это этап коррекции интересов и совместной выработки нормативов взаимодействия. Предпочтительно закрепление этого этапа договорными отношениями.

Переход к доверительным отношениям в процессе совместной деятельности. На этом этапе развития партнерства снижается уровень взаимоконтроля и повышается взаимная ответственность за результаты совместной деятельности.

Совместное обсуждение, взаимопомощь, взаимная поддержка, характерные для этой стадии, обеспечивают сохранение положительного психологического настроя сторон.

При этом конфликты, возникающие в процессе деятельности, носят конструктивный характер и разрешаются с учетом согласования позиций обеих сторон.

Высшая ступень партнерства взаимное содействие или сотрудничество. Особенностью отношений этого уровня является то, что они постепенно переходят в совместную творческую деятельность. Это обеспечивает как повышение эффективности отношений, так и развитие и совершенствование субъектов, находящихся во взаимодействии.

Подходы к развитию социального партнёрства в сфере образования:

1.Партнёрство как система определённых взаимоотношений между семьёй и образовательным учреждением –партнёрство школы с семьёй.

2. Партнёрство как уровень отношений между образовательным учреждением и внешними социальными структурами.

3. Партнёрство в тред- юнионистском смысле- как определённые нормативно-правовые и экономические отношения между работодателями, профсоюзами и работниками.

Формы социального партнёрства в сфере образования:

  1. Попечительский совет.

  2. Совет партнёров образовательного учреждения.

  3. Ресурсный центр социального партнёрства на базе общеобразовательного учреждения.

  4. Территориальный межведомственный координационный совет.

  5. Рефлексивный семинар и др.

Таким образом, рассмотрев сущность, виды, уровни и этапы формирования партнерских отношений, можно утверждать, что любые деловые или личностные контакты, выстраиваемые в открытом образовательном сообществе, обеспечиваются активным взаимодействием различных социальных групп, имеющих собственные стратегические интересы в сфере образования.

Литература:

  1. Лексикон социальной работы: учебное пособие / Гл. ред. С.М. Кибардина, Т.А. Поярова. — Вологда: Русь, 2005. — 540 с.

  2. Шнейдер О.В.  Социальное партнерство. Проблемы и перспективы // Педагогическое обозрение. — 2008. — № 4 (79). — С.

  3. Сафонова О.Д. Антикризисные меры российского законодательства в сфере социально-трудового партнерства // Вестник Санкт-Петербургского университета. — Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. — 2010. — N 3. — С. 69-76.

  4. Социальное партнерство и развитие институтов гражданского общества в регионах и муниципалитетах: практика межсекторного взаимодействия. Практическое пособие / Под ред. А.Е. Шадрина, заместителя директора Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития России — М.: Агентство социальной информации, 2008. — 488 с.

Источник: https://infourok.ru/statya-socialnoe-partnyorstvo-v-obrazovanii-534551.html

Социальное партнерство: понятие, субъекты, принципы, система, формы, органы

ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА: СУБЪЕКТЫ, ВИДЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ

Согласно ст.

23 ТК РФ социальное партнерство в сфере труда — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Возрастание роли социального партнерства в современных условиях нашло свое выражение в том, что основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективного договоров и соглашений отнесены к ведению федеральных органов государственной власти (ст. 6 ТК РФ).

В настоящее время социально-партнерские отношения в Российской Федерации регулируются:

  • • Трудовым кодексом РФ (ст. 23—55);
  • • Законом о профсоюзах;
  • • Федеральным законом от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»;
  • • Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей»;
  • • рядом конвенций и рекомендаций МОТ, к которым присоединилась Россия. К ним относится, в частности, Конвенция № 154 «О содействии коллективным переговорам», ратифицированная Российской Федерацией 1 июля 2010 г.

Социальное партнерство представляет собой сложное комплексное явление, включающее общественно-политические, экономические, правовые аспекты, которые выходят за рамки его легального определения. Как правовая категория «социальное партнерство» также выступает в нескольких взаимосвязанных значениях.

Социальное партнерство:

  • • входит в предмет трудового права в виде отношений непосредственно связанных с трудовыми отношениями;
  • • признается одним из основных принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 2 ТК РФ);
  • • основа коллективно-договорного регулирования трудовых отношений посредством заключения коллективных договоров и соглашений, существенный элемент метода трудового права;
  • • институт трудового права, представляющий собой совокупность правовых норм, которые регулируют отношения социального партнерства.

Социальное партнерство в сфере труда может строится на основе:

  • • бипартизма (работники — работодатели);
  • • трипартизма (работники — работодатели — государство в лице его органов, муниципальные образования).

Эти понятия не получили прямого отражения в ТК РФ, но из его содержания видно, что социальное партнерство в современной России формируется на этой основе.

Субъектами социального партнерства РФ в сфере труда выступают: работники, работодатели, представители работников, представители работодателей, органы государственной власти, органы местного самоуправления.

Правовое положение каждого из этих субъектов определяется трудовым законодательством.

Непосредственными сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, и в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством (ст. 25 ТК РФ).

Следует отметить, что ТК РФ закрепляет общие положения о социальном партнерстве, которые действуют на всей территории РФ и распространяются на всех работников и на всех работодателей независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Вместе с тем применение этих положений в отношении государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, работников военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов государственной безопасности, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации имеет особенности, которые устанавливаются федеральными законами (ст. 28 ТК РФ). Таким образом, из содержания ст. 28 ТК РФ вытекает, что нормы трудового законодательства РФ о социальном партнерстве применимы к гражданским и муниципальным служащим, работникам системы МВД РФ с учетом особенностей, установленных «служебным законодательством».

Принципы социального партнерства:

  • • равноправие сторон;
  • • уважение и учет интересов сторон;
  • • заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • • содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • • соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • • полномочность представителей сторон;
  • • свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • • добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  • • реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  • • обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • • контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
  • • ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений (ст. 24 ТК РФ).

Система социального партнерства включает следующие уровни:

  • федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в РФ;
  • межрегиональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;
  • региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;
  • отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
  • территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
  • локальный уровень, устанавливающий обязательства в сфере труда между работниками и работодателем (ст. 26 ТК РФ).

Формы социального партнерства:

  • • коллективные переговоры по подготовке коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
  • • взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников, совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • • участие работников и их представителей в управлении организацией;
  • • участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров (ст. 27 ТК РФ).

Представители работников. Право быть представителями работников в социальном партнерстве имеют:

  • • профессиональные союзы и их объединения,
  • • иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских межрегиональных профсоюзов,
  • • иные представители, избираемые работниками.

Право профессиональных союзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников закреплено в ст.

11 Закона о профсоюзах: профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов, а в области коллективных прав и интересов указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.

Какой именно представитель будет участвовать в социальном партнерстве от имени работников зависит:

  • • от волеизъявления работников,
  • • представительности профессионального союза,
  • • уровня социального партнерства.

На локальном уровне социального партнерства представителями работников могут быть следующие органы.

1. Первичная профсоюзная организация — добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, в одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

Первичные профсоюзные организации и их органы представляют

в социальном партнерстве интересы:

  • • работников данного работодателя, которые являются членами соответствующих профсоюзов;
  • • всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, при рассмотрении и разрешении коллективного трудового спора.

Работникам, не являющимся членами профсоюза, ст. 30 ТК РФ дает право уполномочить выборный орган первичной профсоюзной организации на представление их интересов во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организации;

2. Иные представители работников.

Иные представители работников или представительный орган работников избираются из числа работников тайным анием на общем собрании (конференции) работников для представления интересов всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне в случаях:

  • • когда работники данного работодателя не объединены в какие- либо первичные профсоюзные организации;
  • • когда ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена представлять интересы всех работников.

Как первичная профсоюзная организация, так и иные органы, избираемые работниками, могут представлять их интересы при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие работников в управлении организацией, рассмотрении и разрешении трудовых споров работников с работодателем.

На других уровнях социального партнерства представителями работников могут быть:

  • • соответствующие профсоюзы, их территориальные объединения;
  • • объединения профессиональных союзов;
  • • объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

Представители работодателей. Круг лиц, выступающих от имени работодателя, определяется ст. 33—34 ТК РФ и Законом об объединениях работодателей.

Статья 33 ТК РФ определяет, что представителями работодателя на локальном уровне являются:

  • • руководитель организации;
  • • работодатель — индивидуальный предприниматель (лично);
  • • лица, ими уполномоченные.

В качестве руководителя организации выступает физическое лицо, которое в соответствии с законом или учредительными документами организации осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (ст. 273 ТК РФ). Руководитель (генеральный директор, директор, начальник, управляющий, председатель и т.п.

) без доверенности действует от имени организации, представляет ее интересы как в гражданско- правовых отношениях, так и в трудовых отношениях с работниками.

Право руководителя организации издавать приказы и распоряжения, обязательные для всех ее работников, а также вступать в коллективные трудовые отношения от имени работодателя, как правило, закрепляется в учредительных документах юридического лица (организации).

Иными представителями работодателей могут быть:

  • • соответствующие федеральные органы исполнительной власти;
  • • органы исполнительной власти субъектов РФ;
  • • иные государственные органы;
  • • органы местного самоуправления.

Все перечисленные органы финансируются из соответствующих бюджетов (ст. 34 ТК РФ).

На других уровнях социального партнерства представителями работодателя являются соответствующие объединения работодателей.

Объединение работодателей — некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Они представляют интересы работодателей в случаях:

  • • проведения коллективных переговоров;
  • • заключения или изменения соглашений;
  • • разрешения коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений;
  • • формирования и осуществления деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

Органы социального партнерства можно разделить на органы общей компетенции и специализированные органы.

Органами социального партнерства общей компетенции служат трехсторонние или двухсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которые создаются из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон на всех уровнях социального партнерства на равноправной основе.

Органы социального партнерства участвуют:

  • • в формировании и реализации государственной политики в сфере труда;
  • • разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и местного самоуправления.

Деятельность этих органов социального партнерства определяется ст. 35 ТК РФ и Законом о трехсторонней комиссии. Они обеспечивают:

  • • регулирование социально-трудовых отношений;
  • • ведение коллективных переговоров;
  • • подготовку проектов коллективных договоров, соглашений;
  • • заключение коллективных договоров, соглашений,
  • • контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений.

Так, на федеральном уровне образуется постоянно действующая

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социальнотрудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ.

На региональном уровне (в субъектах РФ) могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

Могут быть образованы отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут создаваться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

На локальном уровне образовывается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

Органы социального партнерства общей компетенции правомочны рассматривать любые вопросы регулирования социально-трудовых отношений, которые могут найти свое разрешение на соответствующем уровне социального партнерства.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из бюджетов разных уровней, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Решения соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон подлежат обязательному рассмотрению в органах государственной власти и органах местного самоуправления, принимающих указанные акты (ст. 35-1 ТК РФ).

К специализированным органам социального партнерства следует отнести:

  • • координационные комитеты содействия занятости населения (ст. 20 Закона о занятости);
  • • совместные комитеты (комиссии) по охране труда (ст. 218 ТК РФ).

Источник: https://bstudy.net/613203/pravo/sotsialnoe_partnerstvo_ponyatie_subekty_printsipy_sistema_formy_organy

Социальное партнерство: понятие, цель, формы и принципы

ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА: СУБЪЕКТЫ, ВИДЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ

Лекция № 3 Социальное партнерство

План

  1. Социальное партнерство: понятие, цель, формы и принципы.
  2. Представители работников и работодателей.
  3. Коллективные переговоры

Социальное партнерство: понятие, цель, формы и принципы

Социальное партнерство рассматривается исследователями в качестве:

— метода трудового права;

— принципа трудового права;

— способа разрешения трудовых споров;

— средства и формы взаимодействия;

— инструмента регулирования социально-трудовых отношений;

— формы организации взаимодействия работодателей, работников и государства;

— процедуры разграничения, согласования и обеспечения законных интересов в сфере социально-трудовых отношений.

Такое многообразие подходов к определению социального партнерства по мнению С. Ю. Чучиобъясняется не только новизной явления, малой проработанностью темы в трудах исследователей, но и междисциплинарным характером данного феномена, изучением которого занимаются юристы, социологи, экономисты, психологи.

В настоящее время в понятие социального партнерства в большинстве западных стран вкладывается следующее содержание:

1) согласование между партнерами на высшем (национальном) уровне распределения доходов и социально-экономической политики в целом, включая разработку основных критериев и показателей социальной справедливости мер по защите интересов субъектов трудовых отношений;

2) переговорный характер коллективно-договорного процесса и урегулирования возникающих между сторонами противоречий и разногласий;

3) наличие механизмов и институтов, используемых для согласования интересов социальных партнеров на различных уровнях;

4) участие наемных работников в управлении предприятием;

5) снижение уровня и смягчение остроты социальных конфликтов посредством разнообразных методов примирения сторон.

В СССР идеи социального партнерства получили развитие в к. 80-х гг. 20 века:

— Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 г. «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» (не действует);

— Закон РФ от 11.03. 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях»;

— ФЗ от 01.05. 1999 г. «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

Сегодня ст. 23 ТК РФ впервые дает легальное определение социального партнерства. Оно включает все виды взаимодействия между работниками (их представителями), работодателями (их представителями) и органами государственной власти или органами местного самоуправления, в т.ч. и неформальные, не носящие правового характера.

Социальное партнерство в сфере труда (далее — социальное партнерство) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Цель социального партнерства:

согласование интересов работников и работодателей, т.е. принятие решений, которые в равной степени учитывают необходимость обеспечения эффективной деятельности организаций и создания системы гарантий трудовых прав работников.

Социальное партнерство включает в себя:

    1. двусторонние отношения между представителями работников и работодателем;
    2. трехстороннее взаимодействие с участием органов государственной власти или органов местного самоопределения.

Взаимодействие между сторонами трудовых отношений может проявляться в различных формах:

— ведение коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

— взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— участия работников, их представителей в управлении организацией;

— участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров (ст. 27 ТК РФ).

Но кроме форм социального партнерства, закрепленных в ст. 27 ТК РФ, на практике возможны также следующие:

— создание коордиционных комитетов по занятости;

— совместное участие в управлении внебюджетными фондами и др.

Основные принципы социального партнерства закреплены в ст. 24 ТК РФ:

— равноправие сторон (равные права по участию в коллективных переговорах, в обсуждении вопросов, касающихся труда и социального развития)

— уважение и учет интересов сторон;

— заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

— содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе (проявляется в закреплении на законодательном уровне основных правил взаимодействия сторон; предоставлении гарантий лицам, участвующим в коллективных переговорах; установлении ответственности за уклонение от участия в коллективных переговорах, нарушении или невыполнении коллективного договора, соглашения);

— соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— полномочность представителей сторон (полномочия предоставляются представителю стороны учредительными документами, решением общего собрания (конференции) и т. п. Они должны быть надлежащим образом оформлены.);

— свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

— добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

— реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами (нельзя включать в договорные акты положения, которые не могут быть выполнены с учетом финансово-экономических возможностей работодателя, других обстоятельств);

— обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений (обеспечивается возможностью вступления в коллективный спор, объявить забастовку);

— контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

— ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Вопросы для контроля:

1. Вставьте пропущенное слово:

Цель социального партнерства – ______________интересов работников и работодателей.

2. Отметьте верные ответы:

Одним из принципов социального партнерства является

А) равноправие сторон;

Б) обсуждение только тех вопросов, которые определены ТК РФ;

В) обязательность выполнения коллективных договоров;

Г) отсутствие ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/12_205268_sotsialnoe-partnerstvo-ponyatie-tsel-formi-i-printsipi.html

3. Субъекты социального партнерства

ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА: СУБЪЕКТЫ, ВИДЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ

Субъектамисоциального партнерства как определенноготипа социально-трудовых отношенийявляются собственники, пред­принимателии наемные работники, вступающие на рынкетруда в определенные отношения повопросу купли-продажа рабочей си­лы.Субъектами социального партнерства впрактической дея­тельности выступают:

  • профсоюзы,
  • предприниматели (работодатели),
  • государство.

Профсоюзыпредставляюти защищают интересы работников в областизанятости, условий и оплаты труда, врешении разнооб­разных социальныхпроблем, способствуя этим воспроизводствурабочей силы.

Это как бы основная функциядеятельности проф­союза, степень еереализации и является оценкой эффективностиего деятельности.

Профсоюзы — это посуществу единственная массоваяорганизация, представляющая и закрепляющаясоциаль­но-экономические,социально-трудовые отношения наемныхра­ботников на рынке труда, защищающаяинтересы человека как носителяопределенной рабочей силы.

Нарынке труда первостепенное значениеимеют отношения между профсоюзамитрудящихся и объединениями предпринима­телей(работодателями). Эти отношениярегулируются не только законами, но инеписаными правилами игры, особымиметодами решения спорных вопросов,наконец, «психологией социальногопартнерства».

Партнерскиеотношения между профсоюзами ипредпринима­телями (собственниками)складываются не просто. В лучшем случаепредприниматели терпят «послушные»профсоюзы, но решительно выступаютпротив «независимых». Необходимоот­метить, что полностью независимыепрофсоюзы отыскать до­вольно сложно.В настоящее время зарегистрированоболее 200 профсоюзных объединений, которыепретендуют на защиту прав

339

иинтересов работников. Среди них можновыделить две основ­ные группы профсоюзовс условными названиями:

• традиционныепрофсоюзы;

• новые(альтернативные, параллельные) профсоюзы.Традиционные профсоюзы — это профсоюзы,в своей основе

сформировавшиесяв условиях командно-административнойсис­темы. Они объединились в Федерациюнезависимых профсоюзов России (ФНПР) иобъединяют 122 членских организации собщей численностью около 50 млн. человеки охватывают 88,5% от об­щего числаработающих на предприятиях и учрежденияхвсех форм собственности.

Альтернативные(новые, независимые) — это профсоюзы,сформировавшиеся на волне массовыхзабастовок и конкури­рующие страдиционными профсоюзами за влияниев обществен­но-политической жизнистраны.

По своему численному и соци­альномусоставу, формам организации и методамдеятельности они далеко неравнозначны.Один из главных, хотя и не единст­венный,критерий влиятельности того или иногопрофсоюза — это численность его рядов.

Необходимо отметить, что в альтерна­тивныхпрофсоюзах состоит меньшинство занятыхв обществен­ном производстве.

Внастоящее время существуют следующиепрофсоюзы и их объединения:

общероссийскоеобъединение (ассоциация)профсоюзов (ФНПР);

межрегиональныйпрофсоюз (объединениеновых профсою­зов);

межрегиональноеобъединение (ассоциация)организаций (в Сибири, на Урале, вСеверо-западном и др. регионах);

территориальныеорганизации (добровольныеобъединения членов первичных профсоюзныхорганизаций одного проф­союза,действующего на территории одногосубъекта);

территориальныеобъединения (ассоциации)— доброволь­ные объединения организацийпрофсоюзов.

Каждыйиз названных профсоюзов, их объединений(ассоциа­ций) на своем уровне принимаетучастие в коллективных перего-

340

ворах,заключении, изменении и дополнения кколлективным до­говорам, соглашениям,в контроле за их выполнением.

Предприниматели(работодатели). Становлениесоциального партнерства неразрывносвязано со становлением предпринима­тельскогодвижения.

Главный интерес предпринимателязаключа­ется прежде всего в том, чтобывложенный им капитал как можно быстреепринес прибыль. А это возможно толькопри стабильном и.устойчивом состоянииколлектива.

Поэтому предпринимательзаинтересован в социальном партнерствекак инструменте соци­ального мира,ему не нужны конфликты, которые могутсвести на нет все его усилия по получениюприбыли.

Однако,несмотря на общую позицию предпринимательскихструктур с профсоюзами у них естьразличия в целях и позициях по решениюстоящих перед ними проблем. У предпринимателяосновная цель — получить максимальнуюприбыль, у работника — добиться высокойоплаты труда.

У предпринимателя(работо­дателя) при любой формесобственности присутствует стремле­ниеприсвоить неоплаченный труд работника,у профсоюза ос­новная задача —добиться, чтобы уровень оплаты трудаобеспе­чивал бы воспроизводстворабочей силы.

Основная задача соци­альногопартнерства — найти и развить общиеинтересы (точки соприкосновения) всовместной трудовой деятельности,догово­риться, учитывая, что друг бездруга они обойтись не могут.

Государство.Вмире сформировалось в основном двемодели государства.

Первая— это либеральная (монетаристская)модель. Она ос­нована на минимизациигосударственной собственности иабсо­лютизации частной. Этой моделиболее всего соответствует госу­дарственноеустройство США.

Вторая— это социально-ориентированная. Онаосновывается на свободном сосуществованииразличных форм собственности, сильнойсоциальной функции государства (вобласти здравоохра­нения, образования,пенсионного обеспечения и т.д.). Этамодель в большей степени характернадля европейских стран (особенно дляскандинавских стран).

Социальноегосударство имеет прямое отношение ксоциаль­ному партнерству, так какименно социальное партнерство и пре-

341

дусматриваетсоциально-ориентированную политику,проводи­мую государством.

Социальнаяответственность государства проявляетсяв том, что оно выполняет ряд важнейшихсоциальных функций:

• корректируетстихийные процессы поляризации богатства,не допускает того, чтобы социальнаядифференциация в об­ществе перешладопустимые пределы. В социальнойполи­тике это означает перераспределение(на основе закона) час­ти богатств дляподдержания малоимущих слоев;

• определяетпрожиточный минимум, который реализуетсячерез установленные законы о минимальныхразмерах зара­ботной платы, пенсий,пособий по безработице;

• обеспечиваетгражданам определенный комплектбесплат­ных услуг в области образования,здравоохранения, экологи­ческойбезопасности, доступности к культурнымблагам;

• создаетминимальные необходимые условия длясоциально­го страхования1.

Выступаякак субъект социального партнерства,государство выполняет в необходимыхслучаях также свои административные иинформационные функции: развиваетпредпринимательскую деятельность,удовлетворяет общие интересы и потребностигра­ждан и т.д.

Местогосударства в социальном партнерствеопределяется не только его общеэкономическимифункциями и регулирующей ро­лью. Оновыступает в трех ипостасиях:

• собственника,

• законодателя,

• арбитра(посредника).

Онопродолжает оставаться крупнымсобственником и рабо­тодателем. Вэтом качестве государство через органыисполни­тельной власти выступает какравноправная сторона переговоров,заключения соглашений с другимисубъектами социального парт­нерства,регулирования социально-трудовыхотношений, а точнее управления ими.

1Социальный менеджмент: учебник /Подред. Д.В. Валового. — М: ЗАО «Бизнес школа«Интел-Синтез», АТиСО, 1999,231.

342

4.МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ

ЧЕРЕЗСИСТЕМУ СОЦИАЛЬНОГО

ПАРТНЕРСТВА

Механизмсоциального партнерства включает:

соглашения,

коллективныедоговоры и контракты,

партнерскиепереговоры.

Соглашения.Соглашение— это правовой акт, регулирующийсоциально-трудовые отношения междуработниками и работода­телями. Оноустанавливает общие принципы регулированиясо­циально-трудовых отношений на всехуровнях.

То есть через раз­личногорода соглашения можно оказыватьуправленческие воз­действия наразличные трудовые и жизненные ситуации.Они бы­вают разные.

Особое место средиразличного рода соглашений занимаетГенеральное соглашение между российскимиобъедине­ниями профсоюзов,общенациональными ассоциациямиработо­дателей и ПравительствомРоссийской Федерации.

Например,Генеральное соглашение 1998-1999 гг. состоитиз 9 разделов:

• экономическаяполитика;

• оплататруда;

• доходыи уровень жизни населения;

• развитиерынка труда и гарантии занятостинаселения;

• социальноестрахование и социальная защитанаселения;

• защитатрудовых прав, охрана труда и экологическаябезо­пасность;

• социально-экономические проблемы северных регионов России;

• развитиесоциального партнерства и координациядействий сторон соглашения.

Вто же время необходимо отметить, чтовсе принимаемые со­глашения, в томчисле и Генеральное, пока еще невоспринима­ются правящими структурамикак юридически обязательный акт,

343

невыполнениекоторого влечет за собой санкции вотношении ви­новной стороны.

Естьна практике большое число и другихсоглашений на уровне Российскойтрехсторонней комиссии по регулированиюсоциально-трудовых отношений, различныеотраслевые (тариф­ные) соглашения.

Поданным ФНПР (Федерации независимыхпрофсоюзов), в Российской Федерациитолько на федеральном уровне действуетоколо 60 отраслевых соглашений, 50 из нихза­ключены профсоюзами, входящими вФНПР.

Основное содержа­ние этих идругих соглашений занимает заработнаяплата. Затем идут такие пункты, как:

• социальныегарантии работников в ходе приватизациии ак­ционирования предприятия,

• защитаинтересов работников при банкротстве,

• повышениеквалификации и переподготовки кадров,

• соблюдениезаконодательства об охране труда,

• обеспечениемер по охране здоровья работников.Примером принятия такого рода соглашениймогут служить

профсоюзыТатарстана и г. Москвы. Опыт реализациии контроля за выполнением различногорода соглашений показывает, что ониявляются важным инструментом управленияи регулирования со­циальных процессови явлений.

Коллективныедоговоры и контракты. Ониявляются основ­ными документами,регулирующими вопросы оплаты труда има­териального стимулированияработников. Конвенция Междуна­роднойорганизации труда (МОТ) выделяет следующиеэлементы права на коллективные договоры.

1.Право трудящихся требовать от государстваи нанимателей признания своихколлективно-трудовых полномочий.

2.Право трудящихся свободно определятьсвоих коллективно-договорных представителейв лице конкретных профсоюзов. Концепцияоднозначно предписывает признатьпрофсоюзы сто­роной при заключенииколлективных договоров.

3.Право свободно вступать в коллективныепереговоры с лю­быми нанимателями ивести их свободно, без постороннеговме-

344

шательстваи на любом уровне с применением законныхсредств давления, включая забастовки.

4.Право свободно определять содержаниеколлективных до­говоров, участвоватьв рассмотрении возникших при этомтрудо­вых конфликтов, включаязабастовки.

Коллективныйдоговор является инструментом управленияна предприятии.

Если не будет коллективногодоговора на частном или малом предприятии,то работник ограничивает возможностисвоей защиты лишь условиями, определеннымив контракте (тру­довом договоре) и взаконодательстве, в котором определяютсягосударственные гарантии (в основномна минимальном уровне).

Таким образом,коллективный договор является действеннымсредством защиты интересов работников,тем более, что условия коллективныхдоговоров и соглашений, заключенных всоответ­ствии с законодательством,являются обязательными для работо­дателей,на которых они распространяются.

Обязательнымэлементом установления нормативныхвзаимо­отношений собственника иработника является контрактная фор­манайма и оплаты труда. Трудовой контрактвсе шире входит в практику нашихпредприятий и организаций и приопределенных условиях выступаетсредством социальной защиты работников.

Вместе с тем нередко на негосударственныхпредприятиях вместо системы коллективныхдоговоров все шире внедряются кабаль­ныеконтракты, предоставляющие хозяевамнеограниченное пра­во увольнениянеугодных работников.

Возможности жесудебной защиты от произвола в сфересоциально-трудовых отношений, как этоделается в нормальных правовыхгосударствах, в резуль­татеперегруженности судов превращаются вфикцию.

Каждыйработник, нанимаясь на работу, заключаетс руково­дителем этого предприятиятрудовой контракт, в котором огова­риваютсяосновные обязательства сторон, вчастности, какую и в «ком объеме работудолжен выполнять работник, и обязанностиприэтомруководителя (какую заработную платуон должен вы­давливать). Выполнениеконтракта регулируется и обеспечиваетсяроссийским законодательством. Работник,имеющий индиви­дуальный контракт,заинтересован в том, чтобы соблюдалисьвсе

345

основныесоциальные гарантии (продолжительностьрабочего дня, охрана труда, регулированиесверхурочных работ и т.д.), Та­кимобразом, трудовой контракт также являетсямеханизмом управления и регулированиясоциально-трудовых отношений.

Партнерскиепереговоры.

Переговорыв системе социального партнерства каксредство регулирования социально-трудовыхот­ношений, представляют собой процесс,в котором решение не на­вязываетсяодной из сторон, а вырабатывается всемиего участни­ками в условиях равноправия.

При постоянном взаимодействииконфликтующих сторон переговорныйпроцесс становится самым рациональнымспособом достижения взаимоприемлемыхрезуль­татов. В этих целях в регулированиисоциально-трудовых отно­шений широкоприменяется принцип консенсуса.

Переговоры— это социальный диалог. Это наука,требующая основательной подготовки,гибкой тактики, творчества. В на­стоящеевремя все большее распространениеприобретают пере­говоры — сотрудничество,основанные на приоритетах согласия.Выбор метода переговоров осуществляетсядостаточно точно с помощью трех критериев:

• осознаниясвоих истинных интересов;

• выявленияистинных интересов оппонирующей стороны,как явных, так и скрытых;

• оценкиреального поведения сторон.

Формапереговоров зависит от последовательнозанимаемых, а затем уступаемых в некойпоследовательности позиций.

Обыч­нопозиции сторон выражаются в форме наборатребований и по­казывают, что хочетсторона и каково ее отношение к проблеме,ситуации.

Во время переговорного процессажелательно иметь независимого арбитра(третьих лиц), который может непредвзяторазвести стороны или найти общие точкисоприкосновения.

Являясьважнейшим элементом управления,переговоры не отрицают возможность инеобходимость применения и других, такназываемых силовых методов взаимодействиясубъектов этой системы, а именно —коллективных акций протеста профсоюзов,митингов, манифестаций, пикетирования,забастовок. При этом необходимоподчеркнуть, что какой-либо жесткойграницы меж-

346

„vпереговорами и силовыми методами нет:зачастую «силовые» Методы используютсядля того, чтобы заставить другую сторону,работодателей сесть за стол переговоров,продолжить эти перего­воры иливыполнить ранее принятые соглашения,достигнутые в ходе предыдущих переговоров.

Итак,реструктуризация предприятий и экономики,распределение и перераспределениесобственности породили массу соци­альныхболезней. Излечение от них будет зависетьот того, как и какимспособомони будут решаться. И, как показываетсущест­вующая практика, очень важнымв этом является:

• деятельностьвластных структур и профессиональныхсою­зок,

• ихпоследовательная и грамотная реализацияпринципов со­циального партнерства,

• использованиенакопленного внутреннего и зарубежногопо­ложительного опыта.

347

5.ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ

1.Что представляет собой социальноепартнерство?

2.На каких принципах строятся партнерскиеотношения, дай­те их характеристику?

3.На каком уровне развито социальноепартнерство в России?

4. Охарактеризуйте новую парадигмусоциального партнерст­ва.

5.Каковы основные факторы социальногопартнерства?

6. Охарактеризуйте профсоюзы как субъектасоциального партнерства.

7. В чем состоит роль предпринимателя(работодателя) и на­емного работникав социальном партнерстве?

8.Какова роль государства в становлениии развитии социаль­ного партнерства?

9.Раскройте механизм социальногопартнерства.

348

Источник: https://studfile.net/preview/4431184/page:34/

Социальное партнерство – виды, цели и принципы

ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА: СУБЪЕКТЫ, ВИДЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 15Следующая ⇒

Социальное партнерство — это идеология, формы и методы согласования интересов социальных групп для обеспечения их конструктивного взаимодействия.

Социальное партнёрство — механизм, с помощью которого предприниматели, представители трудящихся и правительства разрабатывают комплекс согласованных и многосторонних вопросов для решения социально-экономических проблем путём нахождения компромиссов. Эксперты Международной организации труда (МОТ)

Социальное партнёрство — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).

ТК РФ впервые дает законодательное определение понятия «социальное партнерство». МОТ также предпочитает использовать в своих документах иной термин, а именно «социальный диалог».

Принципы СП:

впервые были закреплены в Уставе МОТ 1919 г. и в Филадельфийской Декларации о целях и задачах МОТ 1944 г. Дальнейшее развитие они получили в конвенциях и рекомендациях МОТ.

— равноправие сторон;

— уважение и учет интересов сторон;

— заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

— содействие государства в управлении и развитии С. п. на демократической основе;

— полномочность представителей сторон;

— свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

— добровольность принятия обязательств;

— реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

— обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

— контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

— ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Основой создания системы СП в России явился Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)».

Формы осуществления СП:

Коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

Взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

Участие работников, их представителей в управлении организацией;

Участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

в области охраны труда:

Содействиеобщественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области ОТ;

Совместном с профсоюзами расследованиинесчастных случаев на производстве (ст. 227—231 ТК РФ);

Координации деятельности в области ОТ, охраны окружающей природной среды и др. видов экономической и социальной деятельности;

Обеспечении согласованных действий ОГВ РФ, ОГВ субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам ОТ (ст. 210 ТК РФ).

Профсоюзам предоставлено право участвовать в формировании государственных программ по вопросам ОТ и окружающей природной среды, в разработке нормативных правовых и др. актов, регламентирующих вопросы ОТ, профессиональных заболеваний и экологической безопасности, а также право на осуществление контроля за соблюдением законодательства о труде.

Профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении этих полномочий взаимодействуют с органами государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.

Наряду с социальным партнёрством встречаются и родственные понятия, такие как общественный договор, социальный корпоративизм, трипартизм.

Корпоративизм чаще всего используют в ряде стран Западной Европы (Австрия, Швеция), США, Латинской Америке.

Основы идеи корпоративизма восходят к теории общественного договора Ж-Ж. Руссо и взглядам Э. Дюркгейма на роль профессиональных ассоциаций в социальной жизни.

Таким образом, первоначально доктрина корпоративизма получила социологическую интерпретацию и в этом аспекте его принято определять как форму социальной организации, при которой ключевые экономические, политические и социальные решения принимаются оформленными корпоративными группами или совместно этими группами и государством.

Системообразующим элементом идеи социального партнёрства является социальный диалог и поиск компромиссов основных участников – государства, работодателей и работников в лице профсоюзов. Вот почему наряду с понятием «социальное партнёрство» широкое распространение получило понятие «трипартизм» как его основной формы.

Между тем, наряду с понятием «трипартизм» существует и «бипартизм», также представляющий собой форму социального партнёрства, в которой выступают два субъекта: работодатели и наёмные работники.

В самом общем виде, «бипартизм» — добровольное, основанное на независимости и равноправии сторон взаимодействия (диалог, консультации, переговоры) работников и работодателей при применении трудовых норм, а также при разрешении трудовых споров.

Идея трипартизма реализуется в рамках государственной социальной политики по следующим основным направлениям.

1. Утверждение системы общечеловеческих ценностей на производстве и в других сферах общественного труда.

2. Согласование основных направлений социально-экономической политики и, в первую очередь, политики доходов.

3. Согласование критериев и показателей социальной справедливости и установление мер, гарантирующих социальную защиту интересов всех субъектов системы социального партнёрства.

Очень важным в идее социального партнёрства являются формы взаимоотношений работодателей и наёмных работников. Основными формами предпринимательской социальной политики являются следующие.

1. Разработка и использование новых форм руководства предприятием и

вовлечение как можно большего числа сотрудников в предпринимательский образ мышления.

2. Учёт трудовых ресурсов, ведущих к признанию значимости отдельных видов работ и всего коллектива.

3. Составление балансов расходов на социальные нужды.

4. Дополнение отчётов о деятельности предприятия разделами, содержащими данные социального характера.

Для лиц наёмного труда проводимая социальная политика в рамках трипартизма позволяет рассматривать и согласовывать вопросы занятости и трудоустройства; защиту денежных доходов и накоплений от инфляции; улучшение условий и охрану труда.

Использование новых «инструментов» социального партнёрства на производстве позволяет отойти от традиционных форм и использовать так называемые «социальные технологии».

Такими формами может быть предоставление различных дополнительных прав для наёмных работников. Например, право на получение управленческой информации, право вносить предложения на заседаниях совета акционеров, право участия в процедуре ания.

Социальное партнёрство требует достаточно высокой степени зрелости личности, определённого уровня самоорганизации и самосознания всех его субъектов.

Трипаратизм(от лат. tripartitus — состоящий из трех частей) — система трехстороннего представительства (государства, работников и работодателей или их уполномоченных) в процессе регулирования социально-трудовых отношений. Т. является основой социального партнерства.

В РФ основным элементом Т. является Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

Российская трехсторонняя комиссия по регулировнию СТО – занимаетведущее место в системе социального партнерства постоянно действующий на федеральном уровне орган, созданный в соответствии с ФР от 1 мая 1999 г. «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (далее — Комиссия).

Стороны Комиссии:

работники в лице общероссийских объединений профессиональных союзов;

Федеральным закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

— работодатели в лице общероссийских объединений работодателей;

— государство в лице Правительства РФ.

Система СП включает следующие уровни:

— федеральный уровень, устанавливающий в РФ основы регулирования отношений в сфере труда;

— региональный уровень, устанавливающий в субъекте РФ основы регулирования отношений в сфере труда;

— отраслевой уровень, устанавливающий в отрасли (отраслях) основы регулирования отношений в сфере труда;

— территориальный уровень, устанавливающий в муниципальном образовании основы регулирования отношений в сфере труда;

— уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

В рамках социального партнерства:

— на федеральном уровне ежегодно заключаются Генеральные соглашения по социально-экономическим вопросам между правительством РФ, общероссийскими объединениями профсоюзов, иными уполномоченными работниками общероссийскими представительными органами и общероссийскими объединениями предпринимателей,

— на отраслевом уровне — отраслевые (тарифные) соглашения, на уровне территорий — специальные соглашения:

трехсторонние отраслевые тарифные соглашения между органами государственного управления, профсоюзами и представителями собственников (работодателей).

— на уровне организаций — коллективные договоры.

Если соглашения предусматривают полное или частичное финансирование из бюджетов всех уровней, то они могут заключаться лишь при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления (как равноправных сторон соглашения).

Комиссии действуют самостоятельно, не подчиняясь комиссиям более высокого уровня.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/1x2040.html

Scicenter1
Добавить комментарий