Идентификация -: это способ познания другого человека, при котором предположение о

Перцептивная сторона общения

Идентификация -:  это способ познания другого человека, при котором предположение о

Перцептивная сторона общения. Рассмотрим на примере, как в общем, виде разворачивается процесс восприятия одним человеком (наблюдате­лем) другого (наблюдаемого).

В наблюдаемом нам доступны для восприятия лишь внешние признаки, среди которых наиболее информативными являются внешний облик (физические каче­ства плюс оформление внешности) и поведение (совершаемые действия и экспрессивные реакции).

Воспринимая эти качест­ва, наблюдатель определенным образом оценивает их/и делает некоторые умозаключения (часто бессознательно) о внутренних психологических свойствах партнера по общении!).

Сумма свойств, приписанных наблюдаемому, в свою очередь, дает че­ловеку возможность сформировать определенное отношение к нему) (это отношение чаще всего носит эмоциональный харак­тер/и располагается в пределах континуума «нравится – не нра­вится»). Перечисленные выше феномены принято относить к социальной перцепции.

Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными харак­теристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков. В ней обязательно присутствует оценка другого и формирование отношения к нему в эмоциональном и пове­денческом плане.

На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» внутренний мир человека, пытаемся понять его и выработать собственное эмоциональное отношение к вос­принятому. В целом в ходе социальной перцепции осуществля­ется: эмоциональная оценка другого, попытка понять причины его поступков и прогнозировать его поведение, построение соб­ственной стратегии поведения.

Выделяют четыре основные функции социальной перцепции:

– познание себя;

– познание партнера по общению;

– организация совместной деятельности на основе взаимо­понимания;

– установление эмоциональных отношений. Перцептивная сторона общения включает процесс межличностного восприятия одним человеком другого.

Представлениео другом человеке зависит от уровня развития собственного са­мосознания, представления о собственном Я (Я-концепция).

Осознание себя через другого имеет две стороны: идентификацию (уподобление себя другому) и рефлексию (осознание чело­веком того, как он воспринимается партнером по общению).

Выделяются два главных аспекта изучения процесса межличностной перцепции. Один связан с исследова­нием психологических и социальных особенностей субъекта и объекта восприятия, а другой – с анализом механизмов и эф­фектов межличностного отражения. Остановимся подробнее на их анализе.

В восприятии и оценке людьми друг друга зафиксированы индивидуальные, половые, возрастные, профессиональные и поло-ролевые различия. Так, выявлено, что дети учатся сначала распознавать экспрессию по мимике, затем им становится дос­тупным анализ выражения эмоций посредством жестов.

В це­лом дети больше, чем взрослые, ориентированы на восприятие внешности (одежда, прическа, наличие отличительных призна­ков внешности: униформа, очки и др.). Было установлено, что учителя замечают и оценивают в своих учениках иные качества и черты, чем ученики и студенты у своих педагогов.

Аналогич­ное несовпадение имеет место при восприятии и оценке руко­водителями подчиненных, и наоборот. Значительно влияет на процесс восприятия профессия наблюдателя. Так, педагоги при оценке людей в значительной степени ориентированы на речь воспринимаемых, а, например, хореографы, спортивные трене­ры прежде всего замечают физическое сложение человека.

Внутренние психологические и социальные установки субъекта восприятия как бы «запускают» определенную схему социаль­ной перцепции.

Исследования психологических свойств объекта восприятия являются попыткой ответить на вопросы: какие психологические и другие свойства наблюдаемого являются наиболее важ­ными и информативными для процесса его познания наблюда­телем На что прежде всего обращают внимание люди, оценивая / партнера по общению?

К таким, наиболее существенным свойствам наблюдаемого можно отнести: выражение его лица (мимику), способы/выра­жения чувств (экспрессию), жесты и позы, походку, внешний вид (одежду, прическу), особенности голоса и речи. Можно указать примеры экспрессивных жестов, имеющих универсаль­ную трактовку в европейской культуре:

– пальцы, сведенные кончиками вместе, – стыд, покор­ность, смирение;

– палец, зажатый ладонью другой руки, – самоободрение;

– различные «почесывания» головы – нерешительность, не­готовность.

Изучение перцепции показывает, что можно выделить ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия и оценки другого человеками позво­ляющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу.

К механизмам межличностной перцепции относят механизмы: 1) познания и понимания людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция), 2) познания самого себя (рефлексия) в процессе общения; 3) прогнозирования поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

Идентификация –это способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии стро­ится на основе попытки поставить себя на место партнера по общению. То есть происходит уподобление себя другому. При идентификации с другим познаются его нормы, ценности, по­ведение, вкусы и привычки.

Эмпатия –это эмоциональное в чувствование или сопережи­вание другому. Через эмоциональный отклик мы понимаем внутреннее состояние другого.

Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.

Известно, что эмпатия тем выше, чем больше человек способен представить себе, как одно и тоже событие будет воспринято разными людьми, и чем лучше он способен понять право на су­ществование этих разных точек зрения.

Аттракция (дословно – привлечение) – представляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря форми­рованию привязанности к нему, дружеского или более глубоко­го интимно-личностного отношения.

Рефлексия –это механизм самопознания в процессе обще­ния, в основе которого лежит способность человека представ­лять то, как он воспринимается партнером по общению.

Каузальная атрибуция –механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (каузальная атрибуция – стремление к выяснению причин поведения субъекта).

Исследования показывают, что у каждого человека есть свои «излюбленные» схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого поведения:

1) люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склон­ны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку;

2) в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции лю­ди склонны прежде всего винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника;

3) при стимульной атрибуции человек видит причину слу­чившегося в предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла) или в самом пострадав­шем (сам виноват, что попал под машину).

При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены различные закономерности. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу – обстоятельствам. Характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событии.

Оценка будет различна в случаях, если он был участником (соучастником) или наблюдателем. Об­щая закономерность состоит в том, что по мере роста значимо­сти случившегося испытуемые склонны переходить от обстоя­тельственной и стимульной атрибуции к личностной (т.е.

ис­кать причину случившегося в осознанных действиях личности). Важной сферой исследования социальной перцепции явля­ется изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Описаны три наиболее типичные схемы фор­мирования первого впечатления о человеке.

Каждая схема «запускается» определенным фактором, присутствующим в ситуации знакомства. Выделяют факторы превосходства, привлека­тельности партнера и отношения к наблюдателю.

Фактор превосходства – запускает схему социального вос­приятия в ситуации неравенства партнеров (точнее, когда на­блюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важ­ному для него параметру – уму, росту, материальному положе­нию или какому-либо другому).

Суть происходящего заключа­ется в том, что человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им гораздо выше и по осталь­ным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его об­щая личностная переоценка. При этом, чем неувереннее чувст­вует себя наблюдатель в данный момент, в данной конкретной ситуации, тем меньше нужно усилий для запуска этой схемы.

Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.

Фактор привлекательности – обеспечивает реализацию схе­мы, связанной с восприятием партнера как чрезвычайно при­влекательного внешне. Ошибка, допускаемая в этом случае, со­стоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них психологи­ческим и социальным параметрам.

Фактор отношения к наблюдателю – регулирует включение схемы восприятия партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю. Ошибка восприятия в этом случае состоит в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитив­но оценивать и по другим показателям.

Для человека, усвоившего стереотипы своей группы, они вы­полняют функцию упрощения и сокращения процесса воспри­ятия другого человека.

Стереотипы представляют собой инструмент «грубой настройки», позволяющий человеку «экономить» психологические ресурсы. Они имеют свою «разрешенную» сферу социального применения.

Например, стереотипы активно используются при оценке групповой национальной или про­фессиональной принадлежности человека.

Одним из результатов стереотипизации восприятия учителя является формирование в его сознании модели идеального ученика. Это такой ученик, который подтверждает успешную роль педагога роль педагога, делая его работу приятной: готовый к сотрудничеству, стремящийся к знаниям, дисциплинированный…

Существенно, что ожидания, формирующиеся у учителей по от­ношению к ребенку, и в самом деле определяют его реальные достижения. Под влиянием таких, ожиданий формируется само­восприятие ребенка.

Например, в исследованиях было показа­но, что дети, носящие имена, которые нравятся учителю, обла­дают более позитивным внутренним отношением к себе по сравнению с детьми, чьи имена не принимаются педагогом.

Приведем несколько примеров проявления стереотипа ожидания в педагогической практике.

1. Стереотип проявляется в отношении ответов учащихся. Хоро­ших учеников вызывают чаще и активнее поддерживают. «Плохо­му» ученику учитель своими жестами и фразами с самого начала дает понять, что ничего хорошего он от него не ждет.

Возникает парадокс: объективно на опрос «плохих» учеников педагог затра­чивает меньше времени, чем на опрос «хороших», однако в созна­нии учителя, подверженного «стереотипу ожидания», ситуация субъективно воспринимается как обратная, и он искренне считает, что тратит основную долю учебного времени на отстающих.

2. Стереотип сказывается и на характере помощи при отве­тах. Незаметно для себя учитель подсказывает и помогает «хо­рошим», чтобы подтвердить свои ожидания. Однако он убеж­ден, что вытягивает именно плохого ученика.

3. Стереотип порождает характерные высказывания в адрес успевающих и неуспевающих учащихся. Плохих критикует больше и резче с использованием обобщений: «Опять не вы­учил», «Как всегда ты…» и т.д.

Изучение трех сторон общения раскрывает их взаимосвязь. Каждая из них включает в себя определенный способ воздействия друг на друга (например, заражение, внушение, убеждение, подражание).

Приложение 4

Задания для каждой подгруппы

Задание 1 (подгруппа 1)

Дополните составляющие модели коммуникативного процесса.

  1. Кто? (передает сообщение) – коммуникатор.
  2. Что? (передается) – …
  3. Как? (осуществляется передача) – …
  4. Кому? (направлено сообщение) – …
  5. С каким эффектом? – обратная связь.

Задание 2 (подгруппа 2)

Приведите в соответствие механизмы социальной перцепции и их определения.

1. Каузальная атрибуция2. Аттракция

3. Рефлексия

4. Эмпатия

5. Идентификация1. Это эмоциональное в чувствование или сопережи­вание другому.

2. Это способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии стро­ится на основе попытки поставить себя на место партнера по общению.

3. Представляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к нему.

4. Это механизм интерпретации поступков и чувств другого человека.

5. Это механизм самопознания в процессе обще­ния, в основе которого лежит способность человека представ­лять то, как он воспринимается партнером по общению.

Источник: https://www.dogmon.org/obshenie-kak-deyatelenoste.html?page=4

Совместима ли психология и естественнонаучная парадигма?

Идентификация -:  это способ познания другого человека, при котором предположение о
. . .

Давайте рассмотрим еще раз классическую схему познания:

Субъект (от лат. subjektum — лежащий в основании) — одна из главных категорий философии, обозначающая человека действующего, познающего, мыслящего в отвлечении от его конкретных индивидуальных характеристик.

Объект (от лат. objektum — предмет) — обозначает объект реальности материальной или идеальной.

С материальной реальностью все понятно, а как понимают реальность идеальную?

Идеальный (фр. ideal; греч. idea идея): 1) идеальное — способ бытия предмета, отраженного в сознании; результат процесса идеализации — абстрактный объект, который не может быть дан в опыте; 2) воображаемый, реально несуществующий.

Просто замечательно! Материальное могут изучать науки естественные, оно доступно опыту. Идеальное (идеи, смыслы, продукты интеллектуального и художественного творчества) не доступные опыту могут изучать науки гуманитарные. А то, что находится посередине между этими территориями познания — психику, порождающую «идеальное» для гуманитарных наук — кто и как будет изучать ее?

Гуманитарные науки? Они могут изучать продукты психики. Но, саму психику, как она устроена и как работает — нет, только частично.

Гуманитарная наука может изучить все, что связано с рождением идеального, все явления, что причастны к этому рождению, и даже принимать эти явления за причины, но всегда останется темная, недоступная взгляду полоса между территорией таких причин и территорией следствий.

И что происходит в этом недоступном взгляду исследователя промежутке, как происходит превращение причин в следствия — останется вопросом без ответа. Можно объяснить появление эмоции мотивом, но как происходит переход от мотива к эмоции, каков механизм — на это гуманитарные науки ответа не дадут.

Естественные науки? Да, они заявили, что идеальное — это результат работы мозга. Мозг и его работа — тот механизм, что превращает причины в следствия, механизм — недоступный гуманитарным наукам.

Но доступный естественным, ведь мозг материален, а материю мы изучать умеем. И изучали, но не изучили. Столетия (уже столетия!) неудачных попыток.

Пора, наверное, сделать выводы и что-то поменять в первоначальных предположениях и установках.

Так и осталась область психики «ничейной» территорией, окраиной одновременно двух городов, города естественных наук и города гуманитарных наук.

Областью, где пересекаются интересы двух мегаполисов, областью, которую ни один из мегаполисов не может взять под свой контроль и навести там порядок. Именно не может, хотя и хочет. А как выглядят окраины крупных мегаполисов, вы хорошо себе представляете.

Так выглядит в настоящий момент и психология И если продолжать рассуждения в русле этой аналогии, то единственный достойный выход — это построить на этой территории новый город, город новой науки. Независящий ни от одного из соседей, равный им.

Когда он возмужает и станет большим, возможно именно он станет объединяющим звеном между двумя гигантами: гуманитарной и естественной науками. И будет просто наука.

Существующие в современной науке схемы познания мира работают или с материальным или с идеальным. Для познания Р. Психического в них нет места.

Но если мы признаем психику реальностью, доступной познанию, то необходимо дополнить классическую схему познания. Старая терминология уже неотделима от старого содержания.

Для того, чтобы избежать ловушки стереотипов, мы в дальнейшем, в этой работе, заменим устоявшиеся термины на их синонимы:

ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ, ОБЪЕКТИВНОЕ — на ПОЗНАВАЕМОЕ.

СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ, СУБЪЕКТИВНОЕ — на ПОЗНАЮЩИЙ,

ПОЗНАВАЕМОЕ — это реальности мироздания, изучаемые ПОЗНАЮЩИМ.

Для каждой реальности свои правила познания. Что изучают естественные науки? Окружающий материальный мир. Каждая наука — свой раздел Р. Материального, специфические его проявления.

Для реальности материального схема познания выглядит так:

ПОЗНАЮЩИЙ, в рамках е.-н. парадигмы, тоже изучался, но лишь в пределах, необходимых для создания самой е.-н. парадигмы, правил, по которым происходит поиск научных знаний. Но самое главное — это то, что изучение ПОЗНАЮЩЕГО шло по правилам гуманитарных наук, т. е. рассуждения и логика без прямой опоры на конкретные эмпирические факты, на опытный материал.

После формирования е.-н. парадигмы, вопрос: «Как ПОЗНАЮЩИЙ познает?» — продолжал волновать только философов, да в дальнейшем психологов. Ученые же естественных наук над этим вопросом задумывались редко, у них другой предмет изучения.

Вернемся к психологии Что изучает наука «психология»? Психику человека — Р. Психического. И значит, схема познания Р. Психического должна выглядеть так:

Логично?

Потребуется лишь адаптировать другие положения е.-н. парадигмы под новую схему, новый ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ. При этом, как ПОЗНАЮЩИЙ познает, нас волновать будет не больше, чем ученых естественных наук.

ПОЗНАЮЩИЙ способен познать ПОЗНАВАЕМОЕ, придерживаясь определенных правил. Практика показала, что этих правил вполне достаточно для успешного развития наук.

Ну, так оставьте в покое ПОЗНАЮЩЕГО и займитесь ПОЗНАВАЕМЫМ, в соответствии с правилами е.-н. парадигмы.

А то, что, изучая ПОЗНАВАЕМОЕ, по отработанной технологии, мы, в конце концов, узнаем, как ПОЗНАЮЩИЙ познает — это будет самым приятным парадоксом ситуации. Обретет тот, кто отказался от обретения.

Что изучают гуманитарные науки в новой терминологии, какую реальность? Логично предположить — Р. Идеального. А где пройдет демаркационная линия между Р. Психического и Р. Идеального? Оставим вопрос открытым. Всему свое время, главное правильно его поставить, а ответ будет. Кто его даст и когда, на данный момент не столь важно.

А пока отвлечемся и зададим себе вопрос: «Почему никто ранее не адаптировал е.-н. парадигму под новый ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ? Почему Отцы-основатели науки «психология» пытались использовать е.-н. парадигму, перенеся ее из точных наук, ничего в ней не поменяв, не адаптировав под другое ПОЗНАВАЕМОЕ (другую реальность)?».

«Мне представляется такая вот картина…» (В.С. Высоцкий):

1. Тирания материализма:

Психическое — не реально, оно — лишь проявление материей своих свойств. Значит, изучая человека материального, изучим его свойства и познаем человека психического.

2. В рамках формирования е.-н. парадигмы субъективное (психика человека) и так изучалось (см. выше). Следовательно, просто этот процесс надо расширить и углубить.

Чем собственно психология и занялась.

В результате стали изучать вместо Р. Психического — Р. Материального (физиология, гормоны, медиаторы, проводимость кожи и т. д.) в надежде постичь устройство Р. Психического. Но последняя не давалась — ее стали просто придумывать, лишь бы как-нибудь, хотя бы умозрительно связывая ее с данными изучения Р.

материального. Психологи-теоретики стали пользоваться правилами гуманитарных наук, продолжая традиции философов.

Ни одна из естественных наук не вводит с такой легкостью теоретические конструкты, основанные не на результатах наблюдений или на обсервационных терминах, а на ассоциациях и аналогиях (например: все теории памяти).

Психологи же предпочитают использовать теоретические конструкты, которые невозможно подвергнуть ни прямой, ни косвенной эмпирической проверке. Более того, на основании одних теоретических конструктов вводят другие, часто замыкая эти конструкты в кольцо.

«Мы слышим о том, что человек упорно трудится, потому что он мотивирован, и судим о том, что он мотивирован, потому что он упорно трудится».

«…В психометрии, когда создается шкала для измерения определенного конструкта, такого как отчужденность или интеллект, а затем конструкт определяется с помощью шкалы» [32, С. 67].

Так и хочется процитировать Станислава Лема: «Сепульки — … см. Сепулькарии, Сепулькарии — … см. Сепуление, Сепуление — … см. Сепульки».

В учебнике по методологии психологических исследований черным по белому написано: «ТЕОРИИ в эксперименте непосредственно проверить нельзя» [21, С. 17].

Какая естественная наука может позволить себе такое утверждение?

В психологии общепринято, что теория и практика настолько разделены, что теорию практикой не проверяют. Да и сделать это невозможно. Практика (исследовательская) изучает явления Р. Материального, теоретически их не обобщая. Теория же пытается объяснить явления Р. Психического, никак не опираясь на практику.

Практики эмпирического познания Р. Психического просто нет. Опираться не на что. На практику эмпирического познания другой реальности опереться невозможно. (Все равно, что строить теорию развития млекопитающих на основании изучения строения насекомых.

) В результате, теоретическая психология стала гуманитарной наукой, продолжая считать себя естественной.

Результат известен — перманентное состояние глубокого кризиса. Поправить же Отцов-основателей их детям — последователям в голову не пришло. Приличия оказались сильнее стремления к истине, и дети пошли стопами отцов. А то, что е.-н. парадигма по отношению к психологии оказалась неуспешной, так это парадигма виновата, значит, нам не подходит — придумаем другую.

Психология bookap

Извините господа психологи-естественники за обидное сравнение, но вы похожи на персонаж из анекдота, который ищет потерянные ключи не там, где потерял, а под фонарем, потому что там видно лучше.

Изменение схемы познания, для науки «психология», введение нового ПОЗНАВАЕМОГО (другой реальности), влечет за собой два следствия, которые мы выделили в отдельные принципы.

Источник: https://bookap.info/genpsy/psyparadigma/gl11.shtm

1) Дознание и понимание людьми друг друга (идентификация,

Идентификация -:  это способ познания другого человека, при котором предположение о

стереотипизация,эмпатия, аттракция);

3) Прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная

атрибуция).

Идентификация—способ познания другого человека, прикотором

предположениео его внутреннем состоянии строится наоснове попыток

поставитьсебя на место партнера по общению.

Стереотипизация—восприятие партнера на основе некоегостерео-

типа,т.е. прежде всего как представителяопределенной социальной

группы.

Эмпатия—эмоциональное сопереживание другомучеловеку. Она

основанана умении правильно представить себе,что происходит в душе

другогочеловека, что он переживает, как оцениваетокружающий мир.

Аттракция(привлечение) —форма познания другого человека, ос-

нованнаяна формировании устойчивого позитивногочувства к нему.

Вданном случае понимание партнера пообщению возникает благодаря

формированиюпривязанности к нему, дружескому илиболее глубоко-

муинтимно-личностному отношению.

Рефлексия—механизм самопознания в процессеобщения, в основе

котороголежит способность человека представлять,как он воспринима-

етсяпартнером по общению.

183

Каузальнаяатрибуция — механизминтерпретации поступков

ичувств другого человека, стремление квыяснению причин его по-

ведения.

Такимобразом, общение представляет собойсложный многосто-

роннийпроцесс, эффективность которогообеспечивается умением сто-

ронпредвидеть и преодолевать барьерынепонимания, прогнозировать

поведениепартнеров.

Менеджер,не обладающий должной чувствительностьюк обще-

нию,как правило, много времени и энергиитратит впустую, усиливая

недовольствоподчиненных. Поэтому руководителюнеобходимо по-

нимать,что умение общаться — не менее значимыйэлемент его профес-

сиональнойдеятельности, чем специальные знанияи навыки работы.

13.2. Виды и формы делового общения

Деловоеобщение можно условно разделить напрямое(непосред-

ственныйконтакт) и косвенное(междупартнерами существует простран-

ственно-временнаядистанция). Прямое деловое общениеобладает боль-

шейрезультативностью, силой эмоциональноговоздействия и внушения,

чемкосвенное.

Различаюттакже два вида делового общения:вербальноеиневер-

бальное.Вербальноеобщение (от лат. verbalis — словесный)осуществля-

етсяс помощью слов. При невербальном общениисредством передачи

информацииявляются позы, жесты, мимика, интонации,взгляды, тер-

риториальноерасположение и пр.

Посколькунаибольший удельный вес в общениизанимают вербаль-

ныекоммуникации,умение говорить является важной составнойчастью

авторитетаменеджера и эффективности достиженияцелей организа-

ции.Сотрудники теряют уважение к косноязычномуруководителю, но

проникаютсяуважением к тому, кто манипулируетсловами с необычай-

нойлегкостью. Требования, которым должнаудовлетворять речь руко-

водителя,многообразны. Здесь важны простота идоходчивость, худо-

жественнаявыразительность и эмоциональность,интонация, дикция и т.п.

Чтобыпобудить своего собеседника к деловомуразговору, существует

немалоспособов, один из которых представленв табл. 13.1.

Таблица13.1

Оптимизациявербального общения

184

Деловоеобщение реализуется в следующих основныхформах: дело-

ваябеседа; деловые переговоры; спор,дискуссия, полемика; деловое со-

вещание;публичное выступление; телефонныеразговоры; деловая пере-

писка.

Деловаябеседа —передача или обмен информацией и мнениямипо

определеннымвопросам или проблемам. По итогам деловыхбесед при-

нятиерешений, заключение сделок необязательно.Деловая беседа вы-

полняетряд функций, в том числе: взаимное общениеработников из одной

деловойсферы; совместный поиск, выдвижение иоперативная разработ-

карабочих идей и замыслов; контроль икоординирование уже начатых

деловыхмероприятий; стимулирование деловойактивности и пр. Дело-

ваябеседа может предварять переговоры илибыть элементом переговор-

ногопроцесса.

Деловыепереговоры — основноесредство согласованного принятия

решенийв процессе общения заинтересованныхсторон. Деловые пере-

говорывсегда имеют конкретную цель и направленына заключение со-

глашений,сделок, контрактов.

Спор— столкновениемнений, разногласия по какому-либовопро-

су,борьба, при которой каждая из сторонотстаивает свою точку зрения.

Спорреализуется в форме диспута, полемики,дискуссии и пр.

Деловоесовещание —способ открытого коллективного обсуждения

проблемгруппой специалистов.

Публичноевыступление —передача одним выступающим различ-

ногоуровня информации широкой аудитории ссоблюдением правил

ипринципов построения речи и ораторскогоискусства.

Деловаяпереписка — обобщенноеназвание различных по содержа-

ниюдокументов, выделяемых в связи с особымспособом передачи текс-

185

та.Письма, исходящие из вышестоящихорганизаций, содержат, как пра-

вило,указания, уведомления, напоминания,разъяснения, запросы. Под-

ведомственныеорганизации направляют вышестоящимсообщения, за-

просы.Организации обмениваются письмами,содержащими просьбы,

предложения,подтверждения, извещения, сообщения ипр. Переписка

каквид делового общения делится на собственноделовую ичастно-офици-

альную.Деловоеписьмо — это корреспонденция, направленнаяот имени

однойорганизации на имя другой. Она можетбыть адресована коллек-

тивуили одному человеку, выступающему вкачестве юридического лица.

Ктакой корреспонденции относятсякоммерческие, дипломатические

идругие письма. Частным официальнымписьмом является деловое по-

слание,которое адресуется от имени частноголица организации друго-

мучастному лицу. Деловая перепискасохраняет и в настоящее время ряд

этическихи этикетных норм и правил, которыеочеловечивают ее, ограни-

чиваяее канцелярский характер.

Вделовом общении, особенно во взаимодействиируководителей

иподчиненных, используются такие методывоздействия, как поощре-

ние,критика, наказание. Основные этическиетребования к поошрени-

ям— ихзаслуженность и соразмерность качествуи эффективности трудо-

войдеятельности. Критикаявляетсянаиболее распространенной формой

выражениянеудовлетворенности деятельностьюподчиненных или кол-

легпо работе. Критика должна быть объективной(т.е. вызываться негатив-

нымпоступком, неумелой и недобросовестнойработой) и конструктивной,

вселятьв работника уверенность в его способностях,мобилизовывать

егона лучшую работу. Наказаниеможетбыть осуществлено в виде выго-

вора,штрафа, понижения в должности, увольнения.Основное требова-

ниек наказаниям — их неотвратимость засистематические и осознанно

допускаемыенедостатки.

Дляулучшения делового общения руководителяс подчиненными

можноиспользовать следующие рекомендации:

сочетайтетребовательность к подчиненным суважением их лич-

ногодостоинства и заботой о них;

старайтесьнайти в подчиненном хорошие, положительныекаче-

стваи опирайтесь на них; не следует специальновыискивать в нем недо-

статки,а тем более постоянно говорить о них;

запомнитеимена и фамилии тех людей, с которымиобщаетесь;

дайтесобеседнику возможность говоритьбольше; умейте слу-

шатьвнимательно, не перебивая;

вместотого чтобы обвинять человека, попытайтесьпонять, по-

чемуон поступил так, а не иначе;

уважайтедостоинство личности в большом и малом;

186

есливы не правы, смело признавайтесь в этом;помните, что при-

знаниесвоих ошибок поднимает человека наголову выше;

будьтескромным, избегайте самовосхваления;

относитесьс пониманием к идеям, делам и пожеланиямдругих;

неуничтожайте человека за допущенныеошибки, авансируйте

исправление,оберегайте его репутацию;

стремитесьдействовать с помощью одобрений, похвалы,поощре-

ний,не прибегайте к излишним наказаниям,ненужной критике, порица-

ниям;

помните,что всякое замечание воспринимаетсялегче, если оно

следуетза похвалой.

Источник: https://studfile.net/preview/5913213/page:59/

Основная цель информационного обмена в общении — выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или проблем

Идентификация -:  это способ познания другого человека, при котором предположение о

Коммуникативные барьеры (барьер понимания, барьер социально-культурного различия и барьер отношения) возникают между партнерами по общению. Коммуникативный барьер — это форма психологической защиты от постороннего психического воздействия, проводимого в процессе обмена информацией между участниками общения.

Выделяют два основных типа коммуникативного воздействия: авторитарную и диалогическую коммуникацию. В случае авторитарного воздействия реализуется установка “сверху — вниз”, в случае диалогического — установка на равноправие.

Распространение информации в обществе проходит через своеобразный фильтр доверия-недоверия. Подобный фильтр действует так, что истинная информация может оказаться непринятой, а ложная — принятой.

Кроме того, существуют средства, способствующие принятию информации и ослабляющие действие фильтров. Совокупность этих средств называют фасцинацией.

Примером фасцинации может быть музыкальное, пространственное или цветовое сопровождение речи.

В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и невербальном (неречевом) уровнях. Невербальная коммуникация представлена оптико-кинестетической и акустической системами.

К оптико-кинестетической системе относятся воспринимаемый внешний вид и выразительные движения человека — жесты, мимика, позы. походка, контакт глаз и т.д.

К акустической системе относится качество голоса (тембр, высота, громкость), интонация, темп речи, фразовые и логические ударения.

Среди невербальных систем большую роль играет также организация пространства и времени коммуникативного процесса. Так, например, размещение партнеров лицом к лицу способствует возникновению контакта, а окрик в спину вызовет скорее всего негативную защитную реакцию человека.

В ходе общения его участникам можно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность, выработать формы и нормы совместных действий.

Существуют несколько видов социальных мотивов взаимодействия(т.е. мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми):

1) максимизации общего выигрыша (мотив кооперации);

2) максимизации собственного выигрыша (индивидуализм);

3) максимизации относительного выигрыша (конкуренция);

4) максимизации выигрыша другого (альтруизм);

5) минимизации выигрыша другого (агрессия);

6) минимизации различий в выигрышах (равенство).

Соответственно перечисленным мотивам можно определить ведущие стратегии поведения во взаимодействии:

1. Сотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо конкуренция).

2. Противодействие предполагает ориентацию на свои цели без учета целей партнера по общению (индивидуализм).

3. Компромисс реализуется в частном достижении целей партнеров ради условного равенства.

4. Уступчивость предполагает жертву собственных целей для достижения целей партнера (альтруизм).

5. Избегание представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.

Социальная перцепция

Восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков составляют социальную перцепцию.

В ней обязательно присутствует оценка другого и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане: эмоциональная оценка другого, попытка понять причины его поступков и прогнозировать его поведение, построение собственной стратегии и поведения.

На основе внешней стороны поведения мы как бы “читаем” внутренний мир человека, пытаемся понять его и выработать собственное эмоциональное отношение к воспринятому.

Выделяют четыре основные функции социальной перцепции:

— познание себя;

— познание партнера по общению;

— организация совместной деятельности на основе взаимопонимания;

— установление эмоциональных отношений.

Перцептивная сторона общения включает процесс межличностного восприятия одним человеком другого.

Представление о другом человеке зависит от уровня развития собственного самосознания, представления о собственном Я (Я-концепция).

Осознание себя через другого человека имеет две стороны: идентификацию (уподобление себя другому) и рефлексию (осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению).

На что, прежде всего, обращают внимание люди, оценивая партнера по общению?

К таким, наиболее существенным свойствам наблюдаемого можно отнести: выражение его лица (мимику), способы выражения чувств (экспрессию), жесты и позы, походку внешний вид (одежду, прическу), особенности голоса и речи.

К способам межличностной перцепции относят: 1) познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция), 2) познание самого себя (рефлексия) в процессе общения; 3) прогнозирования поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

Идентификация — это способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на место партнера по общению, происходит уподобление себя другому. При идентификации с другим человеком познаются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки.

Эмпатия — это эмоциональное включение в чувствование другого человека или сопереживание другому человеку. Эмпатия тем выше, чем больше человек способен представить себе, как одно и тоже событие будет воспринято разными людьми, и чем лучше он способен понять право на существование этих разных точек зрения.

Аттракция (дословно — привлечение) — представляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к нему.

Рефлексия — это механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению.

Каузальная атрибуция — механизм интерпретации поступков и чувств другого человека.

У каждого человека есть свои “излюбленные” схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого поведения:

1) люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку;

2) в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны прежде всего винить обстоятельства;

3) при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла) или в самом пострадавшем (сам виноват, что попал под машину).

При изучении процесса каузальной атрибуции, стремление к выяснению причин поведения, выявлены различные закономерности. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу — обстоятельствам. Характер приписывания зависит также от меры участия человека в обсуждаемом событии.

Оценка будет различна в случаях, если он был участником (соучастником) или наблюдателем. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости случившегося, испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и стимульной атрибуции к личностной (т.е.

искать причину случившегося в осознанных действиях личности).

Важной сферой исследования социальной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке.Описаны три наиболее типичные схемы формирования первого впечатления о человеке. Каждая схема запускается определенным фактором, присутствующим в ситуации знакомства. Выделяют факторы превосходства, привлекательности партнера и отношения к наблюдателю.

Фактор превосходства — запускает схему социального восприятия в ситуации неравенства партнеров (точнее. когда наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него параметру — уму, росту. материальному положению или какому-либо другому).

Суть происходящего заключается в том, что человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им гораздо выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка. При этом, чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, в данной конкретной ситуации, тем меньше нужно усилий для запуска этой схемы.

Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.

Фактор привлекательности — обеспечивает реализацию схемы, связанной с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне. Ошибка, допускаемая в этом случае, состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них психологическим и социальным параметрам.

Фактор отношения к наблюдателю — регулирует включение схемы восприятия партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю. Ошибка восприятия в этом случае состоит в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям.

На восприятие других людей большое влияние оказывает процесс стериотипизации. Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

Наиболее известны этнические стереотипы — образы типичных представителей определенных наций, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера (например, стереотипные представления о чопорности и худобе англичан, легкомысленности французов, эксцентричности итальянцев, характерные для нашей культуры).

В жизни конкретного человека как отдельного представителя человеческой общности его личность и его психика представлены в неразрывном единстве.

Развитие личности не может быть сведена к развитию познавательных, эмоциональных и волевых компонентов.

Детерминантой развития личности является деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, который складывается у человека с наиболее референтной (значимой для него) группой (или группами).

Материал для самоконтроля

1. Выберите себе партнера и побеседуйте с ним, расположившись:

а) напротив друг друга;

б) боком друг к другу (через угол стола);

в) спиной друг к другу;

г) на разных уровнях (один сидит, другой стоит).
Проанализируйте, что Вы чувствовали на разных этапах беседы?

2. Выберите правильный ответ. Успех общения во многом зависит от учета психоло­гических особенностей студентов. Однако боль­шинство преподавателей фиксируют только:

а) знания, умения, навыки;

б) коммуникативные черты (приветливость, искренность, доверие);

в) эмоциональный мир;

г) волевые черты.

3. Выберите правильный ответ.

Высокая техника общения:

а) помогает получить от людей желаемого тобой результата;

б) помогает добиться успеха в любой профессии;

в) позволяет манипулировать людьми;

г) формирует чувство уверенности в себе.

4. Студенты не хотят сдавать экзамен данному преподавате­лю, а хотят сдавать другому педагогу. Опишите варианты психологических причин. Определите правильный ответ в каждом варианте..

5. Вероятность увлечься другим человеком возрастает, если
он:

а) часто находится поблизости;

б) обладает качествами, противоположными нашим;

в) компетентен в проблемах, в которых мы плохо разби­раемся;

г) похож на вас.

6. Выберите правильный вариант. Овладевая общением:

а) изучайте опыт коллег и литературу;

б) сравнивайте свое поведение в сложной ситуации с по­ведением других;

в) не копируйте, а вступайте в творческий контакт с кол­легой;

г) изучайте литературу по техникам общения.

7. В языковом обиходе прочно утвердилось сочетание «комплекс Наполеона», фиксирующее наличие особых характерологических качеств у мужчин маленького роста. Каково научно-психологическое обоснование этого явления?

8. Из жизни и литературы известно, насколько неожиданными иной раз становятся решения и поступки личности в необычных условиях. Люди, которые были для нас образцом мужества и благородства, на поверку оказываются трусами и эгоистами, и, напротив, утех, кого мы считали как будто бы посредственностью, в определенных условиях проявляются

незаурядные качества, о которых мы не подозревали.

Чем можно объяснить подобное явление?

9. По мнению российских ученых, личность формируется и раскры­вается в процессе активного взаимодействия человека с окружающей средой, в процессе деятельности и общения.

Вместе с тем, утверждается также, что каждая личность представляет собой неповторимое сочетание антропологических (наследственных), психических и социальных черт, находящихся в неразрывной связи с конкретной ситуацией жизни данного

индивида.

Можно ли говорить в этом случае о типологии личностей, в которой человек рассматривается как представитель одной из этих групп?

7. Перечисленные ниже особенности поведения человека, характеризуют его либо как индивида, либо как личность.

Старательность, низкая адаптация к темноте, общительность, хоро­шая координация обеих рук, медленная скорость узнавания, большая эмоциональная возбудимость, трудолюбие, аккуратность, малая моторная ригидность, высокая сенсорная чувствительность.

Выделите особенности, которые отражают поведение индивида, и особенности, которые отражают поведение личности.

Список литературы

Обязательная литература

1. Психология и педагогика. Учебно-методический комплекс: материалы для студентов заочной и дистанционной формы обучения. – Томск, Изд-во ТПУ, 1998, — 91с.

2. Психология и педагогика. Учебное пособие. /Э.Н.Камышев, Иванкина Л.И. Дубинина И.А. и др./ – Томск, Изд-во ТПУ, 2000, — 80с.

3. Психология. Учебник для технических вузов. /Под общей редакцией В.Н. Дружинина/. – СПб.: Питер, 2000. – 608с., (Серия «Учебник нового века»).

4. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб.: ПИТЕР, 2004. – 432 с.

Дополнительная литература

1. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М.: МПА, 1994.

2. Немов Р.С. Общие основы психологии. М.: ВЛАДОС, 1997. — 688 с.

3. Психология и педагогика. Учебное пособие. /Под ред.А.А. Бодалёва и др./ – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.. – 585с.

4. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 576с.

Эдуард Николаевич Камышев

Антонина Владимировна Коваленко

Любовь Ивановна Иванкина

Наталья Николаевна Макарова

Людмила Львовна Попова

Леонид Александрович Шиканов

Ирина Анатольевна Дубинина

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Конспект лекций

Редакторы: Камышев Э.Н., Коваленко А.В.

Подписано к печати

Формат 60x84x16. Бумага ксероксная.

Плоская печать. Усл. печ. л. 4,31. Уч.-изд. л. 3,9.

Тираж 300 экз. Цена свободная.

ИПФ ТПУ. Лицензия ЛТ N1 от 18.07.94.

Типография ТПУ. 634034, пр. Ленина, 30.

⇐ Предыдущая3456789101112

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/3x66a4.html

К механизмам познания и понимания относятся, прежде всего, идентификация, эмпатия и аттракция

Идентификация -:  это способ познания другого человека, при котором предположение о

Идентификация представляет собой такой способ познания другого, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на место партнера по общению. .

при идентификации с другим усваиваются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки.

Человек ведет себя так, как, по его мнению, должен был себя вести в данной ситуации тот человек, с которым он идентифицируется.

Эмпатию можно определить как эмоциональное вчувствование или сопереживание другому. Через эмоциональный отклик человек достигает понимания внутреннего состояния другого. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.

Аттракция («привлечение») может быть рассмотрена как особая форма познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию по отношению к нему привязанности, дружеского или еще более глубокого интимно-личностного отношения.

Механизм самопознания в процессе общения получил название социальной рефлексии. Под социальной рефлексией понимается способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению.

Важно подчеркнуть, что полнота представлений человека о самом себе в значительной степени определяется богатством его представлений о других людях, широтой и разнообразием его социальных контактов, позволяющих проанализировать отношение к себе со стороны различных партнеров по общению. Залог познания себя – это открытость другим людям.

Обращаясь к третьей группе механизмом социальной перцепции, обеспечивающих прогнозирование поведения партнера по общению, выделим наиболее важный, можно даже сказать универсальный механизм интерпретации поступков и чувств другого человека – механизм каузальной атрибуции.

В процессе общения человек никогда или почти никогда не обладает полной информацией о причинах поведения партнера.

В условиях дефицита такой информации индивиду ничего не остается делать, как формировать свой прогноз на основе предположения о возможных причинах, иначе говоря, осуществлять приписывание другому определенных мотивов и оснований тех или других действий и реакций.

Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-либо другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации.

Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависит от двух показателей: от степени уникальности или типичности поступка и от степени его социально «желательности» или «нежелательности».

В других работах было показано, что характер атрибуций зависит и от того, выступает ли субъект восприятия сам участником события или его наблюдателем. В этих двух различных случаях избирается разный тип атрибуции. Келли выделил три таких типа:

1. личностную атрибуцию (когда причина приписывается лично совершающему поступок);

2. объектную атрибуцию (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие);

3. обстоятельственную атрибуцию (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам).

Исследователи выявили ряд закономерностей, в соответствии с которыми разворачивается каузальная атрибуция.

Например, успех люди чаще всего приписывают себе, а неудачу – обстоятельствам. Что касается приписывания ответственности за поведение, то общая закономерность состоит в том, что по мере роста тяжести случившегося испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и объектной к личностной атрибуции.

Важную роль при восприятии человека играет та установка, те сведения, которые имеются у воспринимаемого относительно того, кого воспринимают. (эксперименты Бодалева, когда показывают двум группам одну и ту же фотографию, в одном случае говоря, что на фото – преступник, а в другом – что великий ученый).

Особенно значительна роль установки при формировании первого впечатления.

Что касается первого впечатления, то в литературе описаны три наиболее типичных схемы формирования первого впечатления.

Каждая схема запускается определенным фактором, так или иначе присутствующим в ситуации знакомства: фактором превосходства, фактором привлекательности партнера и фактором отношения к наблюдателю.

Первая схема социального восприятия начинает работать в ситуации неравенства партнеров (когда наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него показателю).

Суть происходящего дальше состоит в том, что человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им значительно выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка. При этом чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, тем меньше надо для запуска этой схемы.

Вторая схема связана с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне. Ошибка привлекательности состоит в том, что внешне привлекательного человека люди тоже склонны переоценивать по другим важным для них психологическим и социальным параметрам.

Третья схема восприятия партнера запускается его отношением к нам. Ошибка восприятия состоит в данном случае в том, что людей, которые хорошо к нему относятся или разделяют какие-то важные его идеи, человек склонен оценивать выше и по прочим показателям.

Исследования выделили различные эффекты при восприятии людьми друг друга. Более всего исследованы три таких эффекта: «эффект ореола» («галоэффект»), «эффект новизны и первичности» и «эффект (явление) стереотипизации».

Сущность эффекта ореола заключается в формировании специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке категоризируется определенным образом, а именно – накладывается тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

Эффекты первичности и новизны касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.

Эффект первичности проявляется при восприятии незнакомого человека в том, что более ранняя информация, полученная о нем, преобладает при его последующем восприятии.

Эффект новизны проявляется при восприятии знакомого человека в том, что наиболее значимой при его восприятии будет более новая информация о нем.

Известен так же эффект негативного отношения к близким группам и эффект позитивного отношения к похожим на нас людям

В более широком плане все эти эффекты можно рассмотреть как проявления особого явления стереотипизации. Впервые термин «социальный стереотип» был введен У. Липпманом в 1922 году, и для него в этом термине содержался негативный оттенок, связанный с ложностью и неточностью представлений, которыми оперирует пропаганда.

В более широком смысле стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением.

Наше восприятия других людей построено таким образом, чтобы на min информации , фактах сделать max количество выводов о личности человека и max прогнозов о его поведении.

Как правило, стереотипы возникают на основе недостаточного опыта.

Склонность к формированию стереотипов зависит от количества опыта, значимости решаемых задач, когнитивной сложности личности, способности учитывать одновременно большее число параметров.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека. С другой стороны, стереотипизация приводит к возникновению предубеждений.

Стереотипы могут быть: этническими, профессиональными, гендорными, возрастными, социальными и т.д.

Источник: https://studopedia.su/19_165860_k-mehanizmam-poznaniya-i-ponimaniya-otnosyatsya-prezhde-vsego-identifikatsiya-empatiya-i-attraktsiya.html

Scicenter1
Добавить комментарий