Идеология космополитизма: Идеология космополитизма – это целостная система идей, которые

Содержание
  1. Космополитизм годы. Космополитизм — это идеология, стирающая границы
  2. Что такое «космополитизм»?
  3. Символ космополитизма
  4. Космополитизм — плюсы и минусы
  5. Как стать космополитом?
  6. Разоблачение космополитизма
  7. Борьба с космополитизмом
  8. Известные космополиты
  9. Книги о космополитизме
  10. Значение термина
  11. Краткая история
  12. Борьба с космополитизмом в СССР
  13. Космополитизм — это идеология будущего
  14. В поддержку космополитизма
  15. Критика космополитизма
  16. Космополитизм — это… что такое космополитизм?
  17. Космополитизм – что это?
  18. История зарождения учения
  19. Основные теоретические выкладки космополитизма
  20. Символика идеологии
  21. Недостатки и положительные моменты учения
  22. Самые известные космополиты
  23. Космополитизм в современном мире как политическая философия
  24. Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика

Космополитизм годы. Космополитизм — это идеология, стирающая границы

Идеология космополитизма:  Идеология космополитизма – это целостная система идей, которые

Космополитизм называют и буржуазной идеологией, и философией гражданства мира, суть ее в том, что она отрицает право на национальность и культурное наследие предков. Люди, признающие себя космополитами, призывали считать себя гражданами мира, чтобы искоренить распри между жителями разных стран и доказать, что все человечество должно жить в мире.

Что такое «космополитизм»?

Термин «космополитизм» включает несколько трактовок, которые были сформулированы с учетом политических акцентов:

  1. Расширение идеи единства всех людей, которые должны ощущать себя единым народом.
  2. Буржуазная идеология, провозгласившая лишним патриотизм.
  3. Совокупность идей, отвергающих право народов на самостоятельность.

Космополит – это человек, который отказывается от своего гражданства и корней, признавая себя гражданином всех стран мира одновременно. В философии таких личностей называли жителями единого государства – Космополиса, той же Вселенной. В эпоху Просвещения эту идею интерпретировали, как вызов феодальному праву, заявляя, что человек принадлежит не стране или правителю, а самому себе.

Символ космополитизма

Знак космополитизма – эмблема на флаге Всемирного правительства граждан мира – организации, которая превозносит идею мировой гражданственности. Выдают паспорта гражданина мира, на сегодняшний день в ней зарегистрировалось 750 тысяч человек из разных стран.

Пока что такие документы принимают только Мавритания, Танзания, Того и Эквадор. На флаге изображена фигура человека, вписанная в глобус, как в круг.

Это символизирует право любого человека считать своей родиной любую точку планеты, потому что родная земля – это весь огромный мир.

Космополитизм — плюсы и минусы

Понятие «космополитизм» в советское время имело отрицательные черты, хотя многие известные деятели смело называли себя приверженцами этой идеи. Исследователи пришли к выводу, что она имеет ярко выраженные, как плюсы, так и минусы. Главные позитивные моменты:

  1. Не исключает любви к своей родине, а только определяет высшие категории оценки общественного блага.
  2. Блокирует проявления шовинизма, попытки возвысить одну нацию над другими.
  3. Пробуждает интерес к культуре других народов.

Основные отрицательные моменты:

  1. Стирает и нивелирует память предков, духовные и национальные ценности в сознании человека.
  2. Снижает чувство гордости за свою страну.

Как стать космополитом?

  1. Нет конкретных стран и народностей, есть одна земля, и единый человеческий род.
  2. Благо общества — превыше личного.
  3. Не приемлемо преследование людей за цвет кожи, веру и физические недостатки.

В современной трактовке космополиты — это люди, которые с пониманием относятся к предпочтениям других, уважают за индивидуальность, а не принадлежность к конкретной нации.

Международное право представляет приверженцев этих идей личностями, не признающими расовые или политические привилегии, проявления нацизма и провозглашение исключительности той или иной нации.

Разоблачение космополитизма

«Космополит» или «гражданин мира» — такая свободная от привычных устоев позиция не могла устраивать правителей.

Поскольку гордость за свою страну, стремление ее оберегать и защищать, всегда было важной составляющей патриотического воспитания и внутренней политики любого государства.

Особенно рьяно ополчились на космополитизм советские руководители, начиная со Сталина, который уделял разоблачению этой идеологии большое внимание.

Борьба с космополитизмом

Борьба с космополитами в середине прошлого века в Советском Союзе ярко проявилась в репрессиях против интеллигентов, которых считали сочувствующим идеям Запада. Кампания против сторонников этой идеологии проявлялась не только в дискуссиях, они получали ярлык «враг народа» вместе с ссылкой в лагеря, замеченных в подобном инакомыслии увольняли с работы, преследовали.

Второй виток борьбы с этой идеологией припал на период «холодной войны», когда народ требовалось сплотить верностью идеалам партии.

Признание себя гражданином всех стран сразу, в том числе, и враждебных существующему строю, практически приравнивалось к измене. Периодически устраивались шумные кампании против космополитов, на эту роль почему-то всегда выбирали евреев.

Хотя им чувство патриотизма и избранности своего народа присуще больше, чем остальным народностям.

Известные космополиты

Мировоззрение «космополитизм» считали привлекательным многие известные личности, и каждый из них имел свое представление и трактовку этого понятия.

  1. Первым объявил себя космополитом философ Диоген, подчеркивал, что личностные интересы стоят выше местечкового патриотизма.
  2. Знаменитый физик Эйнштейн объявил, что человечество должно объединиться и признать единое правительство – конгресс, созданный при Генеральной Ассамблеи ООН.
  3. Президент Америки Трумен превозносил идею создания всемирной республики, с руководством Соединенных Штатов.
  4. Актер Гарри Дэвис провозгласил себя гражданином мира, и даже основал организацию, которая выдает всем желающим такие паспорта.

Книги о космополитизме

Политика космополитизма привлекала многих исследователей из разных стран, каждый из них пытался найти свои аргументы «за» и «против» существующих теорий.

  1. Ю. Киршин «Космополитизм – будущее человечества». Автор раскрывает идеи космополитизма в Древней Греции, Китае и других странах, анализирует цели, которые важны для будущего.
  2. Цукерман Этан. Новые соединения. Цифровые космополиты в коммуникативную эпоху». Ученый и популярный блогер описывает социальные сети и новые технологии, которые изменят будущее.
  3. А. Потресов «Интернационализм и космополитизм. Две линии демократической политики». В книге поднимаются проблемы
  4. противостояния этих двух течений в партии меньшевиков, анализируется их роковое значение.
  5. Д. Наджафаров. «Сталин и космополитизм 1945-1953. Документы Агитпропа ЦК КПСС». Рассматривает кампанию против этой идеологии, как важную часть политики советского руководства.
  6. Фужере де Монброн. «Космополит или Гражданин мира». Автор описывает, как идеология отрывает от отечества, подчеркивая, что мир похож на книжку, и тот, кто знаком лишь со своей страной, прочел только одну из страниц.

Наверное, многие из нас когда-нибудь слышали такие слова, как «космополитизм», «космополит», но все ли правильно понимают их значение? В некоторых странах понятие данных терминов несколько искажено, в разное время по-разному воспринимался и истолковывался смысл этого мировоззрения. Что такое космополитизм? Об этом необходимо рассказать подробнее.

Значение термина

Значение слова «космополитизм» следует искать в греческом языке, где kosmopolites — это гражданин мира.

То есть космополит — это человек, считающий своей родиной не какое-то конкретное государство или регион, а планету Земля в целом.

Помимо этого, космополитам присуще отрицать свою национальную принадлежность, такой человек видит себя гражданином всего мира, а человечество воспринимает как одну большую семью.

Приверженцы космополитизма являются сторонниками идеи создания мирового государства, в котором будут стерты все границы, а национальные традиции и культура должны будут смешаться и раствориться в этом общем котле. Эти люди ставят интересы всего человечества выше выгод и интересов отдельных государств и наций, суверенитет которых они отрицают, а такие понятия, как патриотизм или национализм, и вовсе чужды космополиту.

Краткая история

Космополитизм — это мировоззрение, зародившееся еще в древности, когда политическая жизнь городов-государств того времени постепенно приходила в упадок, а философская мысль развивалась и предлагала новый взгляд на мир. Люди той эпохи, ранее бывшие гражданами городов, впоследствии утративших свою независимость, начинали осознавать себя частью империи и даже всего мира.

Некоторые историки считают отцом-основателем космополитического мировоззрения древнегреческого философа Диогена, который на вопрос о его происхождении отвечал: «Я — гражданин мира».

В дальнейшем идеи космополитизма в той или иной степени воплощались в попытках создания всемирной монархии и даже в политике папской теократии.

А множество мыслителей развивали и дополняли идею мирового гражданства своими взглядами и рассуждениями.

Борьба с космополитизмом в СССР

На территории республик бывшего Советского Союза многие люди воспринимают космополитизм как нечто негативное, имеющее прямое отношение к «тлетворному влиянию Запада».

И это не удивительно, ведь в СССР считалось, что космополитизм — это безразличное и даже презрительное отношение к Родине, своему народу. Данные взгляды приписывались исключительно империалистической буржуазии, а их приверженцев объявляли чуть ли не врагами народа.

Кроме того, космополитическое мировоззрение считалось идеологией, служившей целям государств, стремящихся к мировому господству.

В СССР под предлогом борьбы с космополитизмом проводилась работа по выявлению и устранению инакомыслия и западной пропаганды. В связи с этим в той или иной степени страдали представители интеллигенции и евреи, которые считались наиболее опасными и вероятными противниками советского режима. Подобная практика проводилась во времена Сталина.

Космополитизм — это идеология будущего

Что бы там ни говорили, но космополитизм необязательно должен восприниматься в таких негативных оттенках, когда ему приписывают чуть ли не ненависть национальности, традициям, культуре и прочим проявлениям самобытности.

Просто космополит ставит интересы человечества в целом выше интересов национальных.

А в условиях сегодняшней глобализации и интеграционных процессов, которые неизбежны в современном мире, идеи космополитизма становятся все более актуальными.

Космополитизм — это когда человек переживает и думает не только за свою страну и народ. Космополит беспокоится за всю планету, ведь сколько бы народов ее ни населяло, какое количество границ ни было бы проведено, Земля является нашим общим домом.

Космополитизм (от греч. мир, Вселенная и гражданин мира) — это мировоззрение и культурная установка, направленные на осмысление единства мира, универсализма .

В поддержку космополитизма

В процессе глобализации, интернационализм в любом случае трансформируется в единую общечеловеческую культуру и единое мировоззрение эволюционным путем.

При этом нужно отметить что критика космополитизма по доводу «насильственная ассимиляция» не возможна в принципе и не относится к данному термину, так как космополитизм затрагивает лишь национально-культурные различия, разность мировоззрений, на данном историческом этапе, и предполагает лишь слияние культур.

Критика космополитизма

Часто космополитизм подвергается критике за пропаганду безразличия к национальным традициям, пренебрежения национальной культурой. Сторонники патриотизма не согласны с мнением сторонников космополитизма, что в современных условиях понятие родины лишено какого-либо значения.

Противники космополитизма считают, что общечеловеческая культура складывается из достижений отдельных наций; литература, искусство, музыка, не имеющие корней в народе, оказываются неспособными создать великие произведения.

Пропагандируемый сторонниками космополитизма отказ от суверенитета в пользу международных и надгосударственных организаций и объединений, передача права на принятия решений наднациональным институтам, приводит к ухудшению национальных экономик более слабых стран, входящих в них [] . Наднациональный характер таких объединений ограничивается утратой странами самостоятельности в определении экономической политики и переходом функции национальных правительств органам, контролируемым наиболее сильным участником союза. Например, в

кто такой космополит?

  1. Космополиты
    (биол.), виды, роды, семейства или более крупные группы животных или растений, обитающие по всему (или почти по всему) земному шару. Строго космополитических видов животных или растений, по-видимому, не существует. Примеры К. высшего ранга — семейства злаков, отряд воробьиных птиц. К. противопоставляются эндемики — растения или животные, встречающиеся только на ограниченной территории.
  2. Противоположность патриота — космополит ощущает себя человеком- гражданином Земли, без национальной и государственнойпринадлежности.
  3. КОСМОПОЛИТИЗМ (ОТ ГРЕЧ. KOSMOPOLITES — КОСМОПОЛИТ
    =======

    гражданин мира), идеология т. н. мирового гражданства. В философии стоицизма все люди являются гражданами единого мирового государства — Космополиса.

    В эпоху Возрождения и Просвещения идеал мирового гражданства был направлен против феодальной раздробленности (Данте, Кампанелла), выражал идеи освобождения индивида от феодальных оков (Лессинг, Гете, Шиллер, Кант, Фихте).

    В современных условиях космополитизм выступает в виде различных социально-политических ориентаций — от взаимодействия и сближения народов и государств до нигилистического отношения к национальной культуре и традициям.

  4. Космополит свободный и независимый от местечковых амбиций и влияния человек, с пониманием относящийся к любым предпочтениям или пристрастиям отдельных личностей, чем оказывает уважение в первую очередь индивидууму, а не его территориальной или партийной принадлежности; не признающий каких-либо привилегий по расовому, политическому, национальному и (или) иным признакам. Космополит не приемлет унижения, преследований и ущемлений в правах по вероисповеданию, цвету кожи (глаз, волос), физическим и умственным недостаткам, убеждениям или заблуждениям, личным пристрастиям, не оказывающим отрицательного насильственного влияния и давления на других людей, увлечениям и традициям. Космополит, отметая явно устаревшие традиции, принимает и распространяет новое, что может оказаться лучшим, удобным и прогрессивным. Никогда не навязывают своего мнения, а лишь сравнительными примерами предлогают познать и понять возможные ошибки. Проявление космополитизма прослеживается в сообществах с разнообразными культурными традициями и (или) с явно выраженными тенденциями к отрыву от традиции устаревающего прошлого (учные, спортсмены, деятели искусств и т. д.).
  5. Наиболее часто этим словом называют людей, считающих, что западные ценности — самые правильные, а западное общество — наиболее свободным. Заблуждение — противовес ура-патриотизму, национализму.
  6. Гражданин мира

Космополит — ты кто такой?

Космополит — это человек мира, человек, который ставит интересы мира, общечеловеческие интересы и ценности выше ценностей и интересов какой-то отдельной нации, партии, государства.

Часто космополитизм подвергается критике со стороны сторонников патриотизма, как отсутствие патриотизма или привязанности к своему народу и отечеству, теряющему всякий интерес к ценностям патриотизма с точки зрения универсальных идей мирового гражданства.

Лев Николаевич Толстой высказывался следующим образом.

Патриотизм — пережиток варварских времен, зло, неизбежно ведущее к агрессии и вражде: ослепление, в котором в наше время находятся народы, восхваляющие патриотизм, воспитывающие свои молодые поколения в суеверии патриотизма и, между тем, не желающие неизбежных последствий патриотизма-войны, дошло, как мне кажется, до той последней степени, при которой достаточно самого простого, просящегося на язык каждого непредубежденного человека, рассуждения, для того, чтобы люди увидали то вопиющее противоречие, в котором они находятся. Мне несколько раз уже приходилось писать о патриотизме, о полной несовместимости его с учением не только Христа, в его идеальном смысле, но и с самыми низшими требованиями нравственности христианского общества, и всякий раз на мои доводы мне отвечали или молчанием, или высокомерным указанием на то, что высказываемые мною мысли суть утопические выражения мистицизма, анархизма и космополитизма. Часто мысли мои повторялись в сжатой форме, и вместо возражений против них прибавлялось только то, что это не что иное, как космополитизм, как будто это слово «космополитизм» бесповоротно опровергало все мои доводы.

Таким образом, космополитизм призывает к отказу от патриотических чувств в отношении страны, но заменяет их аналогичными по отношению ко всем людям, к миру, планете Земля. «Единство человеческого рода» — вот главная его идея.

Космополитизм это свобода личности от зависимости в рамках любых институтов, будь то государство или партия.

Космополиты руководствуются общечеловеческими принципами ценности человеческой жизни и нормальными дружескими отношениями между людьми вне зависимости от национальности и взглядов.

Вот встретятся люди из разных культур в любой точке планеты и что им делить? Они просто люди и могут спокойно нормально общаться без ритуального настороженного обнюхивания как принято в животном мире. Именно поэтому любая власть не любит космополитизм. Любой власти нужно политизированое стадо которым можно управлять в своих целях.

А космополитизм это высшая форма свободы личности. Именно поэтому в СССР жестоко искореняли космополитизм. Да и любое другое правительство не заинтересовано в уменьшению политического влияния на своих граждан.

Космополит может иметь мнение о каждом социальном движении в обществе, но он всегда знает что у каждого движения есть свои лидеры действующие по той или иной причине.

Для космополита все события основываются не на общих идеях и фразах, а на личностях действующих или бездействующих в каждой конкретной ситуации. На примере противостояния на Украине с точки зрения космополитизма нет патриотов и террористов, есть только люди убивающие друг друга.

И есть властные структуры старающиеся распространить в головах людей необходимое мнение и не умеющие создать чётко работающий механизм власти. Поэтому царит разброд, бравура и анархия. А самое простое что можно сделать это создать впечатления деятельности в СМИ, чтобы создать видимость деятельности для кредиторов.

Эту политику проводят люди поднявшиеся в 90х из мутной воды бандитизма и рэкета. И именно они правят балом в Украинской политике.

Ясное видение позиций США, России и других заинтересованных сторон, позволяет заявить что главной причиной конфликта является экономика.

Экономические интересы различных групп как в самой Украине, так и энергетических интересов США, России, Китая и Европы, вплетены в эту игру с помощью политиков.

А политики это такие марионетки, не имеющих реальной власти без поддержки глобальных бизнес групп.

В общем эта идеологическая война, всего-лишь фарс для бизнеса воюющего руками людей за своё влияние. Как говорится, паны дерутся, а у мужиков лбы трещат. Это бессмысленная война которую можно было не начинать если бы кому-то не нужно было сделать передел бизнеса и сфер влияния.

А старания политиков внушить чувство своей значимости народу на Майдане обернулось, после захвата власти и выборов, большим неудобством для власти. И теперь чувство своей важности народа тихо подавляется, путём усмирения лидеров и заводил. Денег на народные движения уже выделяются и поэтому социально активные граждане долго не продержатся.

И их активность будет поддерживаться лишь событиями на востоке Украины.

Россия в лице её лидера не заинтересована в телодвижениях помощи интересам Украинской власти, откровенно плюющей на интересы России. Запад беззубо делает вид что борется с Россией, но не хочет уничтожить экономику России, а лишь борется с элитой.

Это выглядит гуманно по отношению к российскому народу, но на самом деле ответственные за эту игру понимают что российское атомное оружие будет применено если Америка переступит за грань честной по относительным понятиям политической международной игры.

А Россия стоит тихо в позе жертвы, но на самом деле каких-либо серьёзных проблем не испытает. И это выглядит как возня большого полицейского пса в образе Америки, большой кошки в образе России и храброго Микки-Мауса в образе Украины.

Пёс не может близко подойти к кошке с острыми когтями, но и сдаваться большой пёс не привык. А кошка зная страхи пса сидит и терпеливо ждёт реакций пса и мышки Микки, поигрывая лапкой у границы.

В этой игре не будет победителей, но будут сотни тысяч проигравших как в Ираке, Сирии, Ливии, Афганистане, Вьетнаме. Такими темпами через пару месяцев на Донбассе будет столько оружия, что Украинская армия без помощи запада, просто отступит к границам Донбасса. А как только начнутся поставки оружия в Украину, сразу в разы увеличатся поставки оружия на Донбасс.

Большая кошка не пойдёт на конфликт пока ООН более менее влияет на ситуацию, хоть и с проамериканских позиций. Если Украина объявит войну на своей территории, сразу же развяжет руки российским военным которые стянут к границе — зоне военных действий всю свою военную мощь. Тогда в Украину польются потоки оружия и добровольцев.

Это значит что кошечка покажет зубки мышке и псу, а это жуткий оскал.

Америка знает что в случае военного конфликта на территории США и Европы, мировая экономическая система упадёт — это институт на бумажных ногах, являющийся гарантом стабильности только в стабильности. Крах экономических связей во всём мире приведёт к смене лидерства.

Подымется Китай и в условиях хаоса вместе с Россией заполонят Европу. Америка под угрозой ядерной войны не будет больше активно вмешиваться в мировые дела.

Её главный козырь Доллар уже не будет главенствовать в мире и поэтому Америка обозначит круг своих узких интересов и будет вытеснена на свою территорию. Такой вариант событий вполне возможен при неосмысленных движениях американского руководства.

И тогда уже будет бесполезно будет обвинять Россию в средствах массовой информации. Американцы обвинят свои власти в бездумной политике.

Вот взгляд девочки с большими глазами, которая вышла за национальные и религиозные рамки.

Есть также взгляды старой советской гвардии о космополитизме умным языком ниже

Настроение: безкомпромисный

Источник: https://thestrip.ru/dnevnojj/kosmopolitizm-gody-kosmopolitizm---eto-ideologiya-stirayushchaya-granicy/

Космополитизм — это… что такое космополитизм?

Идеология космополитизма:  Идеология космополитизма – это целостная система идей, которые
(от греч. κόσμος – мир, вселенная и πολιτεία – гражданство) – идеология т.н. «мирового гражданства», реакц. бурж. идеология, проповедующая отказ от нац. традиций, нац. культуры, патриотизма, отрицающая нац. суверенитет.Со времени своего возникновения понятие К. имело различное содержание, определяемое конкретно-историч. условиями.

По свидетельству Диогена Лаэртского, слово «космополит» (греч. κοσμοπολίτης) было впервые употреблено киником Диогеном Синопским (VI, 63). Плутарх приписывал приоритет Зенону из Китиона. (Plutarchi Моr. 329 А–В). Нек-рые считают, что уже Сократ был космополитом, и он же создатель этого термина.

Это основано на высказывании Эпиктета: «Если верно то, что утверждают философы о родстве между богом и людьми, тогда на вопрос о родине человек должен отвечать словами Сократа: я не афинянин или коринфянин, а я космополит…» (Disc. I, 9, 1). Подобное свидетельство содержится и в соч. Цицерона. Нем. исследователь Мевальдт утверждал, что идея К.

встречается уже у софистов Антифонта и Гиппия, а позже частично у Теофраста (см. «Das Weltbürgertum in der Antike», см. вжурн.: «Die Antike», В.– Lpz., 1926, Bd 2, Η. 3, S. 178).Кризис антич. полиса и создание гос-ва Александра Македонского явились причиной возникновения космополитич. воззрений различного социально-классового содержания.

Мировая империя Александра служила в известной мере образцом для космополитич. построений. Экспансионистские интересы рабовладельцев явились одним из источников космополитич. концепций, обосновывавших расширение сферы эксплуатации (Александр Македонский, Марк Аврелий).

К. киников Антисфена и Диогена Синопского выражал отрицат.

отношение к полису, стремление бежать от суровой действительности в прошлое – «золотой век». Стоики, гл. обр. Зенон из Китиона, в космополитич. идеале искали общественную форму, к-рая бы сделала возможной жизнь каждого человека по всемирному закону, общему для всех. В абстрактной, утопич.

форме в этой концепции снимались классовые различия и границы между народами и содержались идеи единства мира. Объективно они оправдывали равнодушие к судьбе своей родины. Космополитич. идеи киренаиков выражены в словах: «ubi bene, ibi patria» («где хорошо, там и отечество»).

В эпоху феодализма осн. носителем реакц. космополитич. тенденций выступала католич. церковь, что было связано с ее стремлением к главенству над светской властью. В эпоху Возрождения идеи мирового гражданства были направлены и против феод. раздробленности стран (Данте, Т. Кампанелла).

Выдвинув лозунг «Моим отечеством является весь мир», идею мировой монархии, Данте не отрицал любви к отечеству (см. «De monarchia», в кн.: Opere minori, v. 2, Firenze, 1861, p. 290). П. Дюбуа был противником мирового гос-ва ср.-век. феод.

типа во главе с папой или монархом и отстаивал идею федерации государств.Абстрактно-гуманистич. идеал мирового гражданства получил дальнейшее развитие в эпоху Просвещения. Его основой служили идеи освобождения индивида от феод. оков, связанные с развитием капиталистич. произ-ва и «открытием» антич.

культуры, прежде всего философии (Данте, Петрарка, Пико делла Мирандола – в Италии; Вивес – в Испании, Рабле, Монтень – во Франции, Эразм Роттердамский и т.д.).

Идеологи революц. буржуазии во Франции в эпоху Просвещения в борьбе против феодализма выступали как представители прогрессивных идей.

Вместо нац. ограниченности и шовинизма перед их взором витал гуманистич. идеал человечества.

В Германии, в противоположность феод.-патрикуляристскому «патриотизму» и княжескому деспотизму и религиозности, идеи мирового гражданства развивались у Лессинга, Гёте, Шиллера, Канта, Фихте в своеобразном единстве с патриотич. идеями и отражали стремление к нац. единству. Они считали, что идея мирового гражданства заложена в человеч.

природе и осуществится на основе науки и морального усовершенствования; это свидетельствовало об их неспособности выйти за рамки бурж. мировоззрения (см., напр., Fichte, Der Patriotismus und sein Gegenteil, Lpz., 1918, S. 11). Характеризуя позицию Лессинга, Φ.

Меринг писал: «Мы не хотим вовсе защищать Лессинга от «позора» обвинений ревностных патриотов, в особенности таких, которые желали бы, чтобы он ради патриотизма забыл, что он гражданин мира.

Можно ли представить себе без содрогания такую возможность – к счастью немыслимую, – чтобы Лессинги, Шиллеры, Гёте были не «гражданами мира», а «патриотами», вроде Глейма и Рамлера? Но, во всяком случае, необходимо как в интересах исторической справедливости, так и в целях опровержения политической клеветы, установить факт, что представители нашей классической литературы, как передовые бойцы буржуазных классов, исходили всегда из национально- немецкой точки зрения, и только после того, как эти классы доказали свою неспособность сломить княжеский деспотизм, должны были в интересах самой буржуазии сделаться «мировыми гражданами» вместе с Лессингом или же «современниками всех времен», вместе с Шиллером, а не габсбургскими или гогенцоллернскими, вальденскими или веттинскими квасными патриотами» («Легенда о Лессинге», М., 1924, с. 267).

С утверждением капитализма бурж. К. приобретает реакц. характер. Он отражает природу капитала, стремящегося туда, где его ожидает наибольшая прибыль. «Потребность в постоянно увеличивающемся сбыте продуктов гонит буржуазию по всему земному шару. Всюду должна она внедриться, всюду обосноваться, всюду установить связи. Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим» (Maркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 427). К. не исключает бурж. национализма угнетающих наций, а возникает на его почве. Бурж. националисты национальное считают достойным универсального применения.

Космополитич. идеи получили особое распространение в эпоху империализма. В связи с процессом распада колониальной системы и ростом нац.-освободит. движения, идеологи империалистич. буржуазии усиливают проповедь «устарелости» нац. суверенитета. Объективная тенденция капитализма к «интернационализации», действующая наряду с тенденцией к образованию нац. гос-в и неотделимая от империалистич.

форм, в к-рых она развивается, вызывает попытки «обосновать» необходимость создания наднац. сообществ. Среди совр. сторонников космополитич. взглядов есть люди, искренне желающие мира между народами, однако выдвигаемые ими практич. предложения, вроде создания региональных наднац. орг-ций и мирового гос-ва, объективно выгодны империалистич. реакции.К. не образует отд. направления в совр. бурж.

философии или социологии. Он представляет собой неотъемлемую часть идеологии империализма и, в первую очередь, бурж. политич. науки (проповедь мировой политич. интеграции, наднац. блоков и межгос. монополистич. орг-ций), к-рая оказывает то или иное влияние и на все другие области бурж. идеологии. Космополитич. идеи находят выражение и в сфере экономич. теории (реакционно-утопич.

проекты создания планируемой мировой капиталистич. экономики), и в области права (теории междунар. правосубъектности личности и т.н. мирового права, основанные на отрицании нац. и гос. суверенитета), и в области эстетики (апология формализма, абстрактного наднац. иск-ва).В теоретич. отношении К. опирается на антинауч. концепцию абстрактного человека; на идеалистич.

теории нации; на позитивистские теории сторонников т.н. технологич. детерминизма, идеалистически фальсифици-рующих роль техники в обществ. развитии и делающих вывод о неизбежном расширении «политич. единиц» в связи с развитием средств транспорта и связи; на антинауч. аналогии обществ. развития с биологич. процессами. Отрицание нац. суверенитета находит себе опору и в реакц.

воззрениях идеологов политики «с позиции силы». Обоснованием космополитич. идей занимаются и теоретики совр., реформизма, пытающиеся отождествить К. с пролет. интернационализмом. В действительности пролет. интернационализм противоположен бурж. К. В вопросе о слиянии наций космополитизм и пролет. интернационализм стоят на диаметрально противоположных позициях. К.

призывает к слиянию наций путем насильственной ассимиляции, требуя фактически закабаления народов мира империализмом.

Марксисты же рассматривают перспективу сближения, а затем и слияния наций с точки зрения объективного хода общественного развития, свидетельствующего о том, что слияние наций – это длительный процесс, наступающий в результате освобождения наций и расцвета национальных культур и происходящий совершенно добровольно (см. В. И. Ленин, Соч., т. 22, с. 135–36).

Лит.: Маркс К.

и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, М., 1961; их жe, Святое семейство…, Соч., 2 изд., т. 2; их же, Немецкая идеология, там же, т. 3; Ленин В. И., О праве наций на самоопределение, Соч., 4 изд., т. 20; его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 22; его же, О карикатуре на марксизм и об «империалистическом экономизме», там же, т.

23; XX съезд Коммунистической партии Советского Союза 14–25 февраля 1956 года. Стенографический отчет, т. 1–2, М., 1956; XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза 17–31 октября 1961 года. Стенографический отчет, т. 1–3, М., 1962; Францев Ю., Национализм – оружие империалистич. реакции, «Большевик», 1948, No 15; Модржинская Е. Д., К. – империалистич. идеология порабощения наций, М., 1958.

Осн. труды совр. идеологов К.: Hаrtwig T., Der kosmopolitische Gedanke, Wiesbaden, 1924; Adler M. J., How to think about war and peace, N. Y., [1944 ]; Johnson F. E., (ed.), World order. Its intellectual and cultural foundations, N. Y., 1945; Reves E., The anatomy of peace, N. Y. – L., [1946 ]; Вurnham J., The struggle for the world, N. Y.

, [1947 ]; Hutсhins R. Μ., Βorgese G. Α., [a. о. ], Preliminary draft of a world constitution, Chi., 1948; Вrinton С. С., From many one, Camb. [USA ], 1948; Laski H. J., Socialism as internationalism, L., 1949; Hawtrey R. G., Western European Union, L.–N. Y., [1949); Bonnefous É., L'idée européenne et sa réalisation, P., [1950 ]; Roberts О. J.

, Schmidt J. F., Streit C. К., The new federalist, Ν. Υ., 1950; Fischer J., Master plan USA…, N. Y., [1951 ]; Barr S., Citizens of the world, N. Y., 1952; Feller A. H., United Nations and world community, Boston, [1952 ]; Northrop F. S. C., The taming of the nations, N. Y., 1952; Cousins N., Who speaks for man?, N. Y., 1953; Coudenhove-Kalergi R.

N. von, An idea conquers the world, L., 1953 ]; его же, Die Europäische Nation, Stuttg., [1953 ]; Bowle J., Minos or Minotaur? The dilemma of political power, L., [1956 ]; Friedmann W., An introduction to world politics, [3 ed. ], L.–N. Y., 1956; Del Vecchio G., Das Naturrecht als Basis für eine Theorie der Weltgesellschaft, «Arch.

Rechts – und Sozialphilos.», 1962, v. 48, H. 3; Εtzioni Α., The dialectics of supernational unification, «Amer. Political Sci. Rev.», 1962, v. 56, No 4; его жe, The epigenesis of political communities at the international level, «Amer. J. Sociology», 1963, v. 68, Jan., No 4; Kitzinger U., Die neue europäische Revolution, «Dokumente», Köln.

, 1963, Jg. 19, H. 1, Febr.

Е. Модржинская. Й. Элез. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/560/%D0%9A%D0%9E%D0%A1%D0%9C%D0%9E%D0%9F%D0%9E%D0%9B%D0%98%D0%A2%D0%98%D0%97%D0%9C

Космополитизм – что это?

Идеология космополитизма:  Идеология космополитизма – это целостная система идей, которые

Космополитизмом называют красивое философское учение, в основе которого находится идеология мирового гражданства. Приверженцы данной теории — космополиты — ставят интересы всей планеты и человечества намного выше, чем интересы отдельно взятого государства, чаще всего своей Родины.

Исторические и политические деятели, а также многие философы и специалисты по изучению социальных отношений в обществе издавна спорят о том, правильно ли быть космополитом.

Теория космополитизма в разные времена выступала в качестве антипода национальной целостности, патриотизму и даже религии. Четкого ответа не достигнуто до сих пор.

История зарождения учения

Об идеях космополитизма впервые высказывался еще древнегреческий философ Сократ, а первым гражданином мира, по его собственному утверждению, был другой древнегреческий деятель философии Диоген Синопский.

Следующий всплеск космополитических идей был отмечен у гуманистов Эпохи Возрождения и философов Просвещения. Они подчеркивали, что данная теория способствует взаимовыгодному диалогу культур и научного просвещения.

Идеи гласили следующее — нельзя ставить какие-то нации и государства выше остальных, несмотря на их многовековую историю, развитие и богатое культурное наследие. Учение делало попытки выявить и наладить универсальные пути к проявлению интереса к культуре и науке у всех мировых стран и народностей.

Современные тезисы космополитизма носят немного противоречивый характер — от скорейшего объединения народов и культур, их обогащения и взаимопроникновения до нигилистических взглядов по отношению к национальным традициям и культурному развитию.

Основные теоретические выкладки космополитизма

Все люди по факту рождения имеют гражданство и Отчизну, то есть то место, где он родился. Чаще всего они совпадают.

Можно проживать в этой или любой другой стране, игнорировать место регистрации, любить или не любить свою Родину, но это не умаляет того факта, что человек является гражданином определенной страны. А вот для космополита главное и единственное кредо — это абсолютная свобода. Религиозные и исторические корни для них также не важны.

Космополит признает только единство мира и универсальное мировоззрение. Если бы все люди отказались от института гражданства и регистрации места жительства, то навечно ушли бы все принципиальные разногласия между жителями различных стран и государств, а человечество смогло бы процветать в мире.

Символика идеологии

В современном мире существует Всемирное правительство граждан мира, идеология которого ставит во главу принципы мировой гражданственности.

Сейчас в организации зарегистрировано более 700 человек со всего мира. Им выданы паспорта граждан мира.

На флаге организации изображена человеческая фигура, врезанная в глобус. Таким образом, данная эмблема демонстрирует идею организации — право любого человека считать своим Отечеством любую точку мира.

Недостатки и положительные моменты учения

Такая интересная идеология, как космополитизм, не смогла остаться без внимания наших выдающихся современников и ученых прошлых лет. Главные положительные моменты, которые были выведены в ходе дебатов, споров, изучения и анализа трудов:

  • понятие «космополитизм» не отрицает любви к исторической Родине, а лишь помогает понять, что категория оценки всеобщего блага должна стоять превыше всего;
  • позитивный и актуальный сейчас момент — отрицание такого опасного и неприемлемого явления, как шовинизм, наделяющий только свою определенную нацию особыми и исключительными правами и полномочиями в мировом пространстве;
  • космополитизм стимулирует интерес к культурной истории и ценностям других народов.

Но наряду с положительными моментами, отмечаются и некоторые негативные акценты данной идеологии:

  • она стирает и нивелирует некоторые страницы истории отдельных государств, память предыдущих поколений, а также многие национальные и духовные сокровища в мировоззрении человека;
  • уменьшает чувство гордости именно за свою страну.  

Некоторые религиозные деятели считают, что космополиты следуют учению Иисуса Христа. Среднестатистический космополит — пацифист, не желающий воевать с другими народами и людьми, а наоборот, тонко чувствующий и развивающий внутреннюю связь со всем человечеством.

Он с радостью и гордостью осознает причастность ко всем людям, живущим на планете, и считает, что есть только одна земля и единая человеческая природа.

Самые известные космополиты

Данное учение в разные времена и эпохи привлекало в свои ряды разных людей и многих исторических личностей. Среди них — физик Эйнштейн, президент Америки Трумен, писатель Лев Толстой, предприниматель и один из создателей социальной сети «В контакте» Павел Дуров.

«Мой единственный адрес — это планета Земля». Такой девиз берет для себя каждый, кто считает себя космополитом. В какой-то степени, гражданином мира быть проще — можно не изучать историю и язык своей страны, уважать свой флаг и традиции.

Но если придерживаться основных гуманистических и человеколюбивых принципов, не умаляя достижения своей Отчизны и любя ее и традиции своих предков, то намного проще любить и заботиться о целом мире.

Источник: https://wininfo.ru/kosmopolitizm-chto-eto/

Космополитизм в современном мире как политическая философия

Идеология космополитизма:  Идеология космополитизма – это целостная система идей, которые

Космополитизм называют и буржуазной идеологией, и философией гражданства мира, суть ее в том, что она отрицает право на национальность и культурное наследие предков. Люди, признающие себя космополитами, призывали считать себя гражданами мира, чтобы искоренить распри между жителями разных стран и доказать, что все человечество должно жить в мире.

Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика

Идеология космополитизма:  Идеология космополитизма – это целостная система идей, которые

Обострение национальных проблем связано именно с прогрессирующей космополитизацией. Космополитизм будет способствовать дальнейшему упадку публичной политики. Однако при наличии сильного наднационального «магнитного поля» разобщенные элементарные частицы, несомненно, объединятся в некую политическую конфигурацию.

Многие современные исследователи отмечают, что национальные государства находятся в состоянии глубокого и необратимого кризиса. Этот кризис выражается в утрате рычагов управления, в размывании суверенитета и катастрофическом падении легитимности государственной власти.

В отдельных странах этот кризис более очевиден, в других он скрывается за благополучным, на первый взгляд, фасадом официальной государственной власти. Диагноз оказывается очень серьезным: национальное государство отмирает. Разрушающие его силы носят «транснациональный характер», при этом они «в основном анонимны, а потому трудноуловимы.

Они не формируют единую систему или порядок». Исчезновение национального государства имеет привкус катастрофы, захвата, оккупации некогда суверенной территории. При этом нельзя точно указать на конкретную силу, которая несет ответственность за данную ситуацию.

Более того, государственный аппарат национального государства продолжает функционировать, полицейские и административные функции возложены именно на него. Однако государство все больше снимает с себя ответственность за ситуацию в обществе, минимизируя «социальную нагрузку».

Решения, продиктованные транснациональными структурами, нередко принимаются от имени национального государства, общественное недовольство за неудачи также часто обращается против него. Ж. Аттали предсказывает: «деньги покончат со всем, что может им помешать, включая государства, которые они мало-помалу разрушают.

Став единственным законом в мире, рынок сформирует гиперимперию, необъятную и планетарную, создающую огромные состояния и ужасающую нищету». По словам З. Баумана, после падения надгосударственных военных блоков «военная, экономическая и культурная самостоятельность государства перестали быть реальной перспективой.

Чтобы сохранить способность поддерживать законность и порядок, государства вынуждены были вступать в союзы и добровольно отказываться от большей части своего суверенитета». Возникает парадоксальная ситуация, когда вновь возникшие национальные государства сами стремятся растворить свой суверенитет в надгосударственных структурах.

Историк и социолог Э. Хобсбаум утверждает: «По мере того как транснациональная экономика укрепляла контроль над миром, она подрывала основы существования основного и с 1945 г. универсального института международной политики — территориального государства-нации.

То, что мы сегодня имеем, есть в действительности двойная система, в которую входит официальная система “национальных экономик” государств, и реальная, но в значительной степени неофициальная система транснациональных единиц и учреждений, В отличие от государства с его территорией и властью, другие элементы “нации” могут быть легко аннулированы глобализацией экономики.

Этническая принадлежность и язык – два очевидных элемента. Уберите власть государства и силу принуждения, и их относительная незначительность будет ясна».

Утрата национальной идентичности и упразднение государств коррелируют друг с другом. Вновь актуальным становится космополитическое мировоззрение и даже идеология, поддерживаемая целым рядом современных интеллектуалов.

Возникает двухсторонняя зависимость. С одной стороны, кризис национальных государств порождает рост космополитизма, с другой стороны, космополитизм способствует дальнейшему расшатыванию основ национальных государств.

Космополитическое мировоззрение, безусловно, имеет долгую историю формирования и развития от Античности до Нового времени, а затем и до наших дней. Космополитизм появился в период создания наднациональных империй. Как известно, это понятие впервые было использовано киниками и стоиками.

Сложным является вопрос, насколько связано христианское мировоззрение и космополитизм. Всем известны слова апостола Павла, учившего, что во Христе уже нет более «ни эллина, ни иудея». Нередко данная позиция трактуется как космополитическая.

Но является ли христианин гражданином мира или у него есть иная, небесная Родина? Возникает и еще один вопрос: отменяет ли любовь к небесной Родине любовь к земному Отечеству? Как представляется, здесь речь скорее идет об определенной иерархии, системе приоритетов, поэтому христианство вполне органично может соединяться с искренним патриотизмом.

На заре Нового времени вопрос о космополитизме становится вновь весьма актуальным. Характерно, что эта тенденция проявляется в момент формирования и укрепления национальной государственности. При этом государство рассматривалось и как необходимый инструмент формирования единого рынка, и как определенная опасность, угроза рыночной свободе.

По словам классика экономической науки Адама Смита, у торговца нет Родины, он может поселиться в любой стране. Родина находится там, где он умножает свою прибыль. Одним из самых известных сторонников данного мировоззрения являлся И. Кант. Он защищал космополитическую позицию в трудах «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» и «К вечному миру».

История, по словам Канта, движется к достижению «всемирно-гражданского состояния», в направлении создания правового порядка во всемирном масштабе. Именно о таком состоянии он писал в трактате «К вечному миру». Вечный мир – это кардинальная задача, стоящая перед государствами, цель всемирно-исторического прогресса.

Кант предлагал создать всемирную федерацию государств, обеспечивающих право «всеобщего гостеприимства». XIX в. продемонстрировал как рост национальных и националистических течений, так и развитие космополитизма. В частности, в учении Маркса классовые различия становятся существеннее, чем национальные.

Патриотизм должен уступить место пролетарскому интернационализму. В XX в. универсалистский коммунистический проект предполагал стирание национальных границ и различий; предполагалось, что преодоление экономического неравенства, построение бесклассового общества приведут к созданию подлинно интернационального общества.

Советский Союз, однако, не стал первым космополитическим государством в истории. Исходя из исторической логики, он продолжил традиции имперского суверенитета, космополитизм считался здесь позицией опасной и недопустимой.

Новый этап в развитии космополитизма начинается сравнительно недавно. Точкой отсчета можно считать падение советской системы, которое привело к ускорению процесса глобализации.

Именно сейчас, когда исчезают границы и сжимаются пространства, эта позиция может действительно превратиться в жизненный принцип. По словам З. Баумана, в настоящее время можно выделить два основных социально-антропологических типа: туристов и бродяг.

Турист путешествует по доброй воле, бродяга вынужден сниматься с места, его заставляют перемещаться определенные обстоятельства. Ни у того, ни у другого уже нет Родины, первый действительно является гражданином мира, второй, скорее лицом без мирового гражданства.

Можно вспомнить и радикальный футурологический проект Ж. Аттали, касающийся превращения в будущем большей части человечества в кочевников – номадов, наделенных пластиковыми карточками, которые заменят им старомодную личность.

Проблема космополитизма обсуждается в трудах целого ряда современных социальных мыслителей. Здесь следует упомянуть работы И. Валлерстайна, Э. Гидденса, З. Баумана, К.А. Аппиа, У. Бека. И. Валлерстайн сводит противоречия между космополитизмом и патриотизмом к проблеме социального неравенства.

У «сильных» политически и экономически есть возможность выбора между «агрессивной враждебностью» к слабым и «великодушным принятием различия». Слабые могут «поправить свое неблагоприятное положение, только настаивая на принципах группового равенства.

Для этого им, вероятно, придется пробудить групповое сознание: национализм, этническое самоутверждение т. д.». Э. Гидденс утверждает, что в современных условиях происходит «сдвиг в сторону нового индивидуализма, который подталкивает людей к сознательному созданию своего “Я” и выражению собственной индивидуальности.

Власть традиций и установившихся ценностей ослабевает, по мере того как местные сообщества начинают все более взаимодействовать с новым мировым порядком». Выходец из Кении, получивший образование в Англии, профессор Принстонского университета в США К.Э. Аппиа, посвятил философии космополитизма несколько книг. К.

Аппиа работает в русле аналитической философии, но данные работы посвящены социально-философской проблематике. Он исследует трансформацию этических ценностей в условиях победившего космополитизма.

Однако наиболее подробно тема космополитизма разрабатывается в последних трудах У. Бека и связана с его концепциями «общества риска», глобализации, «рефлексивного модерна» и индивидуализированного общества.

Вопрос космополитизма непосредственно исследован в работах «Космополитическая Европа», «Космополитическое мировоззрение» и «Власть и ее оппоненты в эпоху глобализма». Концепция «Общества риска» изложена в одноименной и самой известной его работе. Согласно Беку, риск превращается в фактор, объединяющий человечество перед лицом общих опасностей.

«Второй», или «рефлексивный» модерн приходит на смену «первому» модерну и отличается целым рядом параметров, хотя немецкий социолог и не называет это состояние «постмодерном».

У.

Бек утверждает, что индивидуализация и космополитизация непосредственно связаны: «Мультилокальная транснациональность собственной жизни является дальнейшей причиной выхолащивания национального суверенитета ‹…› Подчиненная, по-видимому, априорная связь места и общности, общества постепенно исчезает. Теперь либо по доброй воле, либо по принуждению, либо из-за того, и другого, жизнь людей включает несколько отдельных миров. Глобализация биографии означает полигамию места; люди любят сразу несколько мест, несколько культур».

Индивидуализация пронизывает все сферы жизни современного человека, затрагивая, в том числе, и религию. По У. Беку, институциализированные формы религии отступают, в настоящее время отдельный человек создает религиозные рассказы, «собственного» Бога, который соответствует собственному горизонту опыта.

У.

Бек сознательно придает понятию космополитизма статус идеологическогого, этот термин приобретает политическую направленность. Космополитизм должен прийти на смену идеологиям XX в. Показательно, что в более ранних работах у него идет речь о мировоззрении, а позже – об идеологии. Бек рассматривает космополитизм как альтернативу традиционным идеологиям эпохи модерна за пределами национализма, коммунизма, социализма, неолиберализма. Термин космополитизм также многозначен. В трактовке У. Бека он выходит за пределы колониалистской, марксистской и неолиберальной трактовки.

Для современной ситуации характерно существование системы национальных государств в условиях ослабляющей ее глобализации. Четвертое понимание глобализации основано на «признании мультикультурализма и глобальной взаимозависимости национальных государств».

Данная идеология предполагает реализацию принципов «глобального гражданского общества». По существу, У. Бек предлагает альтернативную модель глобализации, образ желаемого будущего. В своей концепции он ищет альтернативу власти глобального капитализма.

Такой альтернативой является признание прав человека и формирование глобального гражданского общества. Космополитизация у него является не синонимом вестернизации, а признанием «инаковости другого». «Он предполагает ндивидуализацию, мультикультурализм и усиливает их».

У.

Бек утверждает, что в эпоху «второго модерна» «космополитизм перестает быть противоречивой идеей, игрой разума… он покидает сферу философских воздушных замков и врывается в действительность». «Космополитизм, переселившийся в реальность, стал жизненно важной темой для европейской цивилизации и европейского сознания, а также и для всемирного опыта». Он подчеркивает спонтанный характер происходящих изменений, территория национальных государств уже покинута, но мышление еще не изменилось, оно пронизано национальными категориями.

«Космополитизация кажется нереальной, потому что происходит вне сферы видимости с точки зрения прежних категорий. Что является национальным? Мышление. Что таковым больше не является? Действительность». В его борьбе с категориями национального мышления явно прослеживается просветительский пафос: необходимо, считает У.

Бек, как можно скорее отказаться от национальных предрассудков. «Космополитизация – это программа принудительного обучения открытости миру». Антикосмополитизм объявляется коварным врагом, поскольку времени для контроля глобальных рисков остается крайне мало.

«Глобальные проблемы оставляют нам крайне мало времени для создания мирового политического порядка, ‹…› антикосмополитизм – сдержанный или громогласный, правый или левый, подталкиваемый профсоюзами или церковью, – имеет антинациональную направленность, так как равносилен клинической утрате чувства реальности и, следовательно, в глобальную эру является предательством национальных интересов». Характерно, что, указывая на необходимость космополитизации, Бек апеллирует не к «позитивной» глобализации, а к «негативной», связанной с нарастанием мировых опасностей и рисков. Более того, осознание общих рисков как раз должно привести к некоей новой социальной солидарности: «В эпоху, когда прочность и основательность таких концептов, как общественный класс, народ и прогресс, стали подвергаться серьезным сомнениям, всемирное восприятие глобального риска представляет собой, возможно, последний источник новой общности целей и сетей взаимодействия».

У.

Бек постоянно жестко критикует противников космополитизма. Суть его аргументов сводится к тому, что противоположная точка зрения безнадежно устарела, она уже не соответствует новой социальной реальности. Он отмечает ряд противоречий в современных теориях национальной идентичности и мультикультурализма. По его словам, сторонники мультикультурализма ограничивают существование личности пространством «одного из меньшинств». Анализируя существующие концепции космополитизма, немецкий социолог отмечает, что до настоящего момента в них делался упор на правовой аспект космополитизма.

Именно в таком ключе космополитизм рассматривается в философии Канта. В эссе о «Вечном мире» Кант описывает национальное и международное право. Право «космополитическое» он помещает между ними. Согласно У. Беку, Кант обосновывает закономерность «космополитического права».

Слабым местом таких концепций является отсутствие проработанной политической теории космополитизма.

Кроме того, в данных теориях «не затрагивается проблема “эмпирико-аналитического космополитизма”, наконец, данная точка зрения не учитывает фундаментальные противоречия, которые возникают при реальном распространении космополитизма». Соответственно, Бек стремится восполнить этот пробел.

Эмпирическая космополитизация практически сливается в его теории с процессом глобализации. Она выражается в следующих «качественных показателях»: импорт и экспорт продуктов культуры, двойное гражданство, политическое представительство различных этнических групп, количество языков, используемых в общении, мобильность (миграция), коммуникация, путешествия и т. д.

В настоящее время космополитизация, по словам Бека, приобрела новое качество, нарастая по масштабу и по интенсивности. Даже стихийные протесты против глобализации парадоксальным образом ускоряют ее развитие.

В этой борьбе используются глобальные методы и средства: все противники глобализации используют глобальные средства массовой коммуникации, оперируют на основе глобальных рынков, глобального разделения труда и глобальных прав.

Они мыслят в глобальных категориях, в частности, предлагаемый контроль за финансовыми рынками может осуществляться только в глобальных масштабах. Космополитический режим «выбивает почву из-под ног у сопротивления, упраздняя принцип противодействия», «теряет своих врагов и обращает их в свою веру».

Немецкий социолог обращает внимание, например, на то, что дискурс прав человека усваивают традиционные противники этой концепции – марксисты и постмодернисты. В спорах по поводу прав человека противники космополитического режима нередко противостоят друг другу. У.

Бек на протяжении многих своих обширных текстов стремится убедить, почти заклинает читателя, что новый космополитический порядок неизбежен, что аргументы его противников устарели, поскольку принадлежат к мышлению эпохи «первого модерна».

Какова же архитектура нового мирового порядка? Здесь ему видятся два варианта. Во-первых, это политика «Pax Americana». Данную политику он довольно решительно критикует.

Ему ближе альтернативная модель, которую он называет «всемирным космополисом», что подразумевает «федеративную систему государств», имеющую планетарный масштаб; она не вращается вокруг «солнца» мировой державы, а состоит из региональных и континентальных альянсов». В этом случае должен преобладать принцип равенства и сотрудничества.

Трактовка космополитизма у Бека близка к идеям Канта, на которого он неоднократно ссылается. Подобно Канту, он утверждает, что необходимо стремиться к нарисованному идеалу, даже кажущемуся недостижимым: «всемирный космополис нужно реализовать шаг за шагом, проводя согласованную реформу международного права и международных организаций».

Естественной альтернативой американскому варианту космополитизации оказывается объединенная Европа, которая, несмотря на все внутренние противоречия, может стать прообразом будущего мирового единства.

Построения сторонников космополитизма и, в частности У. Бека, порождают больше вопросов, чем предлагают ответов. В последнее время в мире наблюдается рост межнациональных противоречий. Обострение национальных проблем в современном мире, возможно, связано именно с прогрессирующей космополитизацией.

Радикальный национализм выступает часто как необходимое дополнение космополитизма, как тот враг, без которого не может обойтись политический процесс.

Могут ли они существовать друг без друга, не служат ли они общей цели? По словам самого Бека, «классический фашизм ‹…› был модернизационным движением, которое, с одной стороны, вещало о крови и почве, а с другой – продвигало модернизацию радикальными методами».

Является ли космополитизм спонтанной мировоззренческой реакцией на глобализацию или сознательно культивируемой позицией, пропагандируемой при помощи СМИ и системы образования? Возможно и то, и другое одновременно.

Безусловно, космополитизм наиболее соответствует глобальному капитализму, не знающему границ и находящемуся в постоянном движении, и может быть использован как средство создания нового мирового порядка.

Космополит, ни с кем не связанный, не включенный ни в какие социальные группы перестает быть даже атомом (индивидом), превращается, по словам известного современного писателя Уэльбека, в элементарную частицу, находящуюся в постоянном движении. Что означает глобальное «гражданское общество», о котором пишут сторонники космополитизма? Способно ли оно влиять на изменившиеся центры политической власти или может лишь симулировать политическое? В настоящее время космополитизм, скорее всего, будет способствовать дальнейшему упадку публичной политики. Однако при наличии сильного наднационального «магнитного поля» разобщенные элементарные частицы, несомненно, объединятся в некую политическую конфигурацию.

Источник: https://newsland.com/user/4297738632/content/krizis-natsionalnogo-gosudarstva-i-ideologiia-kosmopolitizma/4298744

Scicenter1
Добавить комментарий