Иерархия ценностей: Культура предполагает определенную иерархию ценностей. И попытки

Предложения со словосочетанием ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ

Иерархия ценностей:  Культура предполагает определенную иерархию ценностей. И попытки
Здесь мы видим любимую экзистенциалистами пограничную ситуацию, скажем, недостатка воды при отсутствии возобновляемых источников (пустыни), когда неизбежно измерение, высчитывание, лимитирование, и вода реально, а не только в представлении определяет все условия бытия и занимает высшее место в иерархии ценностей. С. А.

Шавель, Общественная миссия социологии, 2010 Мир сегодня являет собой огромную пирамиду иерархий, ценностей, ресурсов и потребностей, где один уровень стоит обязательно на другом. Елена Чурина, Мысли на ходу, 2015

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов.

Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова дровяник(существительное):

Вера в прогресс и неуклонное совершенствование сменилась пессимизмом, на место жесткой иерархии ценностей и человеческих качеств встала странная установка «постмодернизма», по которой «все равны всем» и «всё равно всему», независимо от результативности. А. М. Буровский, Человек третьего тысячелетия, 2013 Что касается первого тезиса, то в рамках светской системы ценностей мы обнаруживаем разные иерархии ценностей, например, натуроцентрическую, антропоцентрическую, социоцентрическую (соответственно вершинами иерархии выступают природа, человек и общество). В. Г. Лукьянов, Русская религиозная аксиология, 2015 Первый — приближение знаний через специально организованную образовательную систему, которая в профессионально подготовленной и организованной системе определяет и выражает иерархию ценностей данного общества и систему знаний, необходимых для выполнения социально значимых функций с помощью языка науки и искусства. Я. Л. Коломинский, Психологическая культура детства, 2013 Это обстоятельство говорит об изменении потребительского поведения, причину которого следует искать в трансформации сознания, в формировании соответствующей иерархии ценностей. О. А. Романов, Социальная философия, 2013 Таким образом, действительно человеку не дано иметь или не иметь определённую ценностную иерархию («существует иерархия ценностей и, следовательно, абсолютно высшая ценность, вершина иерархических ступеней»). В. Г. Лукьянов, Русская религиозная аксиология, 2015 На наш взгляд, светским ответом на высказывания религиозного философа («культура и этика безрелигиозная такой высшей иерархической ступени не признаёт и хочет обойтись без неё») может быть утверждение культуроцентрической иерархии ценностей, в рамках которой вершиной иерархии становится не человек, а некое сверхличностное начало, точнее — ценностносмысловой мир гуманитарной культуры. В. Г. Лукьянов, Русская религиозная аксиология, 2015 Детство не знает иерархии ценностей и потому для него важно всё — и характер рвано ограниченных полос арбуза, и цвет вдруг раскрывающейся розово-красной, мерцающей капельными звездочками влажной мякоти, и темнота удивительно скользких, упрыгивающих семечек… Детство жадно цепляется за каждую мелочь. Л. В. Мочалов, In medias res, 2013 В соответствии с этой иерархией ценностей для человека на первом месте стояла задача воспитания в себе собственного духа и его свойств, далее внимание должно было переходить на душу (более простые свойства, приближённые к свойствам других живых организмов) и только после этого человеку необходимо было перейти к воспитанию плоти и её качеств. С. И. Милов, Учение Православной Церкви о страстях и борьбе с ними, 2012 Так, обладая чуточкой юмора и элементарным пониманием иерархии ценностей, можно рассматривать подобные ситуации с философской точки зрения и не видеть в них причин для огорчения. Анна Герман, Мы долгое эхо, 2012 Он описал различные клинические проявления аутизма: снижение способности вступать в контакт с другими, уход или недоступность, ригидные установки и поведение, индифферентность, личная закрытая иерархия ценностей и целей, экспрессивность, идеосинкретические логика и мышление, склонность к образованию заблуждений. Т. К. Мелешко-Брушлинская, Патопсихология шизофрении, 2015 Если здесь нарушается иерархия ценностей и целей, то возникнет ситуация греховная, даже тогда, когда человек будет делать вещи, может быть, очень полезные, в другой ситуации для него даже главные, центральные, которыми можно было бы спасаться и спастись. Капиталистическое общество, второй модус управления будущим, было вынуждено подчинить социальную иерархию и ценность труда накоплению меновых стоимостей, что целенаправленно деформирует уравнительную структуру через изменение социальных позиций участников. Игорь Красавин, Фрактальная история, 2015 Так, он последовательно разработал три достаточно разных теории человеческой мотивации: теорию иерархии базовых потребностей (начало 1940-х годов), теорию мотивации дефицита и мотивации роста (середина 1950-х годов) и теорию метамотивации и бытийных ценностей (конец 1960-х годов). Коллектив авторов, Современная психология мотивации (сборник), 2002 Ценностные ориентации — направленность интересов и потребностей личности или группы на определённую иерархию обобщённых человеческих ценностей, признаваемых в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. С. В. Вальцев, Миссия России. Национальная доктрина, 2011 Вообще, исходя из иерархии правовых и социальных ценностей, эффективность является для права в целом, а тем более для его конкретных норм инструментальной, или, если можно так выразиться, «процедурной» ценностью, которая на самом деле должна обеспечить реализацию заложенных в праве как социально-духовном регуляторе и в иных социально-духовных регуляторах несравненно более важных ценностей — возможностей для самореализации личности, духовности, гуманизма, воспитания социальной ответственности и т. С. А. Жинкин, Психологические проблемы эффективности права, 2009 Традиционное общество предполагает господство сельского натурального хозяйства, ручного индивидуального труда, сословной иерархии при замкнутости социальных структур, преобладание монархических форм правления при отсутствии политических свобод, господство традиционных религиозных ценностей на фоне чрезвычайно низкого общеобразовательного уровня масс. Г. Г. Дедурин, Обществознание, 2014 На уровне мировой политики или бизнеса — младший исполнитель, введённый в иерархию, он должен быть способен в любой момент доказать свою ценность. А. Ф. Семенко, Иерархии циклов, 2015 В борьба за продвижение к пику, в борьбе за ценности, человек меняет добро своей души на место в иерархии, и вот уже строит дачу, перекрывая проход к пляжу соседям и целому посёлку. Елена Чурина, Мысли на ходу, 2015 Очерёдность угасания лингвистических «половинок» авторского голоса — сначала только тематической, затем и тональной — отражает общую бахтинскую иерархию лингвистических ценностей: тональность в его концепции превалирует над тематизмом. Людмила Гоготишвили, Непрямое говорение, 2006 Стоило только под напором исторических событий и реальной жизни поколебаться сословному представлению о ценности человека, как в эстетических представлениях общества, а следовательно и в поэзии, произошёл перелом, и вся логическая стройность эстетики классицизма с её иерархией жанров и замкнутостью стилей стала разрушаться. Сборник, Русская поэзия XVIII века, 2009 Даже если не считать самовыражение индивидов в коллективном действии и убедительной речи по его поводу как вершины в ценностной иерархии, то, во всяком случае, следует признать его самостоятельное значение среди ценностей, наполняющих человеческую жизнь смыслом. Коллектив авторов, Этическая мысль: современные исследования В результате культивирования таких вредных привычек, структуры иерархий оказываются настолько связанны с ценностью, что любая попытка поставить их под сомнение будет рассмотрена субъектом власти как попытка поставить под сомнение саму ценность, на которой паразитирует его власть. А. М. Лимитовский, Увлечение и освобождение

Источник: https://kartaslov.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D1%81%D0%BE-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BC/%D0%B8%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%8F%20%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9

Читать онлайн Введение в философию страница 224. Большая и бесплатная библиотека

Иерархия ценностей:  Культура предполагает определенную иерархию ценностей. И попытки

В настоящее время сама проблема новаторства в европейской культуре приобретает новые черты.

Исчерпание возможностей индустриального развития и открывшиеся перспективы перехода к постиндустриальному информационному обществу западные интеллектуалы считают рубежом, знаменующим смену эпох в области культуры, когда культура Нового времени, основы которой закладывались в период Просвещения, — культура модерна уступает свою ведущую роль культуре постмодерна. По их мнению, постмодернизм не просто одно из направлений в искусстве и других сферах культуры, а новое видение мира и человека, новая культурная парадигма.

Существуют разнообразные — и позитивные, и негативные — оценки, определения, характеристики постмодернизма, поскольку он стремится к преодолению принципов и культурных норм, обусловивших современный научно-технический прогресс — рационализма, признания науки как источника объективных знаний и т.

д. Провозглашая плюрализм и релятивизм, теоретики постмодернизма пытаются освободить человека от всякой внешней регламентации его деятельности. Исходным началом для постмодернизма является человек, от него надо двигаться к познанию и объяснению действительности.

Полная свобода самовыражения, возможность сосуществования различных взглядов и направлений, использование человеком любых форм, методов, стилей в культуре означают, что никакие заранее заданные нормы не должны сковывать личность; в культуре не существует иерархий и признанных приоритетов, снимается противостояние разных культур.

Будет ли способствовать распространение постмодернизма диалогу культур, покажет будущее.

3. Ценности культуры

? Ценность и оценка

? Иерархия ценностей

Ценность и оценка

Тема отношения культуры и ценностей была предметом размышления многих известных философов, поскольку она касается понимания самого существа культуры. Один из основоположников теории ценностей в философии неокантианец Г.

Риккерт писал: «Если процесс реализации всеобщих социальных ценностей в течение исторического развития мы назовем культурой, то тогда мы сможем сказать, что главным предметом истории является изображение частей и целого культурной жизни человека и что всякий с исторической точки зрения важный материал должен стоять в какой-нибудь связи с культурной жизнью человека…» [1] Для социолога П. Сорокина ценности являются основой, фундаментом всякой культуры. С этими определениями можно соглашаться и не соглашаться, но с тем, что такие крупные мыслители сближают и даже идентифицируют культуру и ценности, безусловно, следует считаться.

1 Риккерт Г. Философия истории // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. С. 164.

Другим полюсом можно считать отказ от ценностной (аксиологической) трактовки культуры на том основании, что она ведет к европоцентризму, исключая из системы ценностей все то, что противоречит ценностям европейской культуры и сужает понятие культуры, ограничивая ее сферой позитивных ценностей.

Чтобы найти приемлемое решение, видимо, следует обозначить возникающие здесь проблемы.

Прежде всего обратимся к самому понятию ценности. Кант выделил два типа отношения субъекта к миру — теоретическое (познавательное) и практическое (ценностное). Знание, обладающее качеством всеобщности и объективности, добывается в рамках отношения субъекта к объекту, к эмпирической реальности.

Во втором случае речь идет о внутреннем мире человека, о его ценностях, выражающих заложенное в нем надэмпирическое нравственное начало. Г. Риккерт вслед за Кантом тоже отделяет ценности от действительности. По Риккерту, сущность ценностей «состоит в их значимости, а не в их фактичности» [2].

Иначе говоря, ценности относятся не к сфере бытия, а к области значимостей. Если отвлечься от этого типичного для кантианства противопоставления, то можно сказать, что здесь заложена верная мысль, а именно что ценности отражают особенности, потребности, интересы человека и служат основанием оценки значения явлений действительности для субъекта.

Таким образом, отношение к субъекту есть исходный принцип ценностного отношения. Продукт материальной или духовной деятельности становится благом, или ценностью, именно в рамках этого отношения, когда он что-то значит для субъекта.

Но если признать, что человек создает и в материальной и в духовной сфере то, что имеет для него значение, а значимое для субъекта есть ценность, то вывод однозначен: все созданное человеком, то есть его культура, есть ценность. Однако этот вывод был бы слишком простым.

Следует учесть, что «значимость» является лишь исходной и самой общей характеристикой ценностного отношения. Но не все значимое для человека приобретает статус культурной ценности. Есть явления, которые могут рассматриваться только как ценности, например идеалы, другие же — как просто полезные предметы или действия.

Но если из понятия ценности исключить все только полезное, его объем резко сужается. Полезная вещь остается ценностью, но лишь в утилитарном смысле. Чтобы выделить «подлинные ценности», необходимо кроме критерия значимости ввести другие, определяющие, о какой значимости и для какого субъекта идет речь.

Так возникают понятия: материальные и духовные ценности, высшие ценности, социальные ценности, общечеловеческие ценности, художественные ценности и т.д. Эти ценности действительно придают культуре определенный облик, делают ее конкретной, данной, специфической, и в то же время не превращают какую-то одну культуру в эталон для других. В этом качестве ценности — душа культуры.

2 Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. С. 94.

С понятием значимости коррелирует категория оценки, представляющая собой выявление значимости предмета для его субъекта с точки зрения того или иного критерия. Критерии оценки бесконечно разнообразны.

Это могут быть потребности больших социальных групп, семьи, личности, организации, экономические и политические интересы, требования моды или высшие духовные ценности.

Поэтому вопрос о выборе критериев оценки имеет принципиальное значение хотя бы потому, что из той или иной оценки явления вытекают выводы, касающиеся способов практического действия по отношению к данному явлению. Поверхностные, неверные оценки ведут к ошибочным действиям.

Оценки отражают не только интересы и потребности субъекта, но и его самопознание и познание объекта. С развитием материальной и духовной культуры, с прогрессом познания меняются и критерии следовательно и сами оценки.

То, что признавалось полезным, оказывается вредным, красивое — безобразным, хорошее — дурным и т.д. Так как реальность оценивается в рамках определенной культуры, оценки зависят от типа культуры. Оценки относительны в двух планах: они всегда соотносятся с субъектом оценки, а также с характером и уровнем развития культуры и общества.

Как значимость является исходной и самой общей основой ценностного отношения, так и оценка есть самая общая форма его выявления.

Иерархия ценностей

Культура предполагает определенную иерархию ценностей. И попытки выстроить иерархическую систему ценностей культуры предпринимались неоднократно, но, учитывая многообразие культур и мировоззрений, даже в рамках каждой из них создать общепринятую систему ценностей — дело бесперспективное.

Первый вопрос, который возникает при построении такой системы: а что должно находиться на ее вершине? Религия и религиозная философия, естественно, высшей и абсолютной ценностью считают божественное начало мира.

В качестве высших ценностей выдвигаются также жизнь, человеческая личность и вообще ценности гуманизма, нравственные идеалы, общечеловеческие ценности, истина, добро, красота. Для Платона вершиной идеального мира было благо.

В вопросах о том, существуют ли абсолютные ценности или все они относительны, можно ли говорить о надысторических ценностях или они только историчны, есть ли общечеловеческие ценности или это иллюзия и обман и т.д., также отсутствует единство мнений. Многое зависит от исходных философско-мировоззренческих позиций.

Людям вообще свойственно искать некую абсолютную опору своего бытия, познания, ценностных ориентаций. И это не случайно, ибо если все относительно, то теряется критерий для разграничения истины и лжи, добра и зла, хорошего и дурного и рушатся устои личностного нравственного существования, что психологически невыносимо.

Поэтому следует признать справедливым поиск основополагающих ценностей. Представление о человеке, о личности как о высшей ценности — это не гордыня, а признание единственности его индивидуального бытия в этом мире.

Этот тезис может стать основой крайнего индивидуализма, но вовсе не обязательно, если признать, что человек таковым становится только в обществе, только в культуре, только во взаимодействии и общении с другими людьми, что способом его бытия является материальная и духовная деятельность.

Признание социальной сущности человека снимает противопоставление индивида и общества. Человек не «заброшен» в этот мир, он творит его, живет в мире, который он сам создал, хотя, конечно, физическое время его индивидуального бытия ограничено законами природы.

Источник: https://dom-knig.com/read_328403-224

Иерархия ценностей

Иерархия ценностей:  Культура предполагает определенную иерархию ценностей. И попытки

Призрачна и непрочна любая сила, любая мощь, если она не основывается на прочном фундаменте духовного единства.
Митр. Иоанн (Снычёв)

Система традиционных ценностей стран, включая нашу Россию, имеет следующую иерархию: духовные; культурные (народные, этнические); властные (политические); информационные; земельные (территориальные); экономические; естественные (физиологические).

Принято для наглядности называть эту иерархию «пирамидой ценностей», а на плоскости изображать в виде треугольника вершиной вверх:

духовные

культурные

властные

информационные

территориальные

экономические

естественные (физиологические)

Изпокон веков люди жертвовали менее значимыми ценностями ради более значимых.

Например, Александр Невский отдавал людей в татарское рабство, платил хану дань и стал его вассалом, подчинившись ордынской власти. Он пожертвовал естественными, экономическими и политическими ценностями ради сохранения духовных и культурных.

Князь стал русским святым и народным героем — он не пошёл на поводу у Запада и не сдал католикам нашего духовной и культурной независимости ради королевского титула себе и сохранения территориальной целостности, политической и экономической независимости Руси.

Многие поколения наших предков пожертвовали свои жизни (естественные ценности) за Родину (совокупность ценностей выше естественных).

Главное достоинство такой традиционной системы ценностей — её объединительность.

Множество людей (основание пирамиды) объединены её вершиной- духовными и культурными ценностями. Верой, языком, народными обычаями, понятиями о добре и зле.

Под эту общую вершину люди подвели свою власть- создали государство.

Государство объединило информационное пространство, земли в пределах своих границ, экономику и финансовую систему.

Система ценностей современного либерального демократического общества противоположна.

Высшей ценностью является человек, его жизнь, здоровье и личная свобода.

Материальное благополучие граждан — следующая по иерархии ценность.

И в самом низу, ниже культуры, языка, традиций и других национальных невещественных ценностей, расположены ценности духовные.

В виде пирамиды, или на плоскости — треугольника, получаем:

естественные (физиологические)

экономические

территориальные

информационные

властные

культурные

духовные

Устойчивая пирамида с общей для всех вершиной, объединяющей множество людей в основании пирамиды,- заменяется на неустойчивую перевёрнутую пирамиду с множеством свободных людей в её верхней плоскости и общими ценностями внизу.

Образное представление в виде геометрической фигуры и верно, и показательно. Такая перевёрнутая пирамида находится в состоянии неустойчивого равновесия. Если связующий раствор крепок — она упадёт. Если раствор слаб — она развалится.

Такая иерархия ценностей активно навязывается всему однополярному с 1991 года миру.

Навязывается преимущественно с помощью «мягкой силы» — информационного, культурного и экономического давления. Но всё чаще для продвижения «ценностей свободы и демократии» беззастенчиво используется и жёсткая сила, жертвами которой стали страны с традиционной системой ценностей- Ирак, Ливия, Сирия.

Кроме разрушения государств с традиционной иерархией ценностей, вовсю идёт стирание границ между государствами- не территориальных границ, а границ в других измерениях. Экономических, языковых, культурных, духовных границ. Размывается раствор, скрепляющий камни государственных пирамид.

Транснациональные корпорации (ТНК) стирают экономические границы между странами.

Миграционные потоки людей разных народов и цивилизаций стирают границы проживания титульных наций государств.

Продуманной и организованной, но скрытной языковой политикой размываются крупнейшие языки планеты. Увеличивая различия между родственными языками, разрушаются крупнейшие языковые семьи- романская и славянская. Народы мира подталкиваются к единому живому языку для всех, призванному стереть языковые границы- к английскому.

Стирание культурных границ между странами и народами идёт уже давно. Ещё в 1940-е годы на улицах Ленинграда было много людей в русских косоворотках, в халатах и тюрбанах, в черкесках с гозырями. Теперь же люди в разных странах одеты однообразно, как военные в форме.

На традиционную народную одежду прохожие оглядываются в Европе, в России и даже в Китае. С 1950-х годов массовая поп-культура США активно наступает по всему миру.

Мы не поём русские песни, не носим русскую одежду, не имеем современной русской архитектуры- мы почти утратили культурную самостоятельность.

Финансовая независимость современных стран- повод для отдельного исследования. С самого момента возникновения первых прообразов государств в центрах обмена товарами на пересечениях торговых путей, одной из основополагающих функций государства стала чеканка собственной монеты.

В Великой отечественной войне нашей Родине удалось отстоять финансовую независимость, свою и своих новых союзников — стран СЭВ. Весь остальной мир пал под финансовую власть мировых банкиров, федеральной резервной системы США.

Но в 1991 году части поверженного и расчлененного СССР также вошли в состав единой мировой финансовой системы. Финансами стран управляют независимые от государств центральные банки.

Финансовые границы между странами уже почти стёрты, осталась только их ИМИТАЦИЯ валютами, номинально разными, но фактически и юридически включенными в единую мировую финансовую систему.

Даже вооружённые силы, которые веками и тысячелетиями были исключительно государственными, стали в нашем 21-м веке всё больше и больше заменяться ЧВК- частными военными компаниями и якобы независимыми «повстанцами»- чеченскими, ливийскими, иракско-сирийскими.

Давайте подумаем, что последует за этими двумя идущими в мире процессами- разрушением государств в классическом понимании этого слова, и стиранием границ между странами.

Исторический опыт- критерий истины. История России в 1917-37 годах и Ливии 2010 года показывает, что за крушением традиционного государства следует хаос. Война всех со всеми, без чёткого понимания кто- свой а кто- чужой. Хозяйственная разруха. Культурный упадок. Голод и страдания.

Но, как и в годы последней русской смуты, хаос будет только казаться неуправляемым, а враждующие силы- самостоятельными.

Если внимательно присмотреться, сквозь дым пожаров и пыль разрухи мы различим, к своему ужасу, малозаметные, но исправно работающие нити управления, рычаги силы, приводящие в действие шестерни и молоты разрушения отлаженной машины.

Они не дадут хаосу прекратиться, не дадут враждующим сторонам примириться до тех пор, пока большинство людей не дойдёт до отчаяния.

И тогда нам с вами будет предложен уже уготованный выход. Можно назвать его по-разному- царь Земли, антихрист, единый мировой порядок, глобальное государство… Суть одна. Система ценностей опять выстроится традиционная, устойчивая и объединительная, но уже в мировом масштабе.

духовное

культурное

властное

информационное

земельное

экономическое

естественное (физиологическое)

__________

естественное (физиологическое)

экономическое

земельное

информационное

властное

культурное

духовное

___________

духовное

культурное

властное

информационное

экономическое

естественное

в глобальном масштабе

Или то же самое, но путём вращения:

Давайте сопоставим даты.

До середины 19-го века шестиконечная звезда широко использовалась как христианами, так и мусульманами, для украшения храмов, мечетей, и светских строений. Например, на куполе Измайловского собора в Петербурге, в тронном зале ханского дворца в Бахчисарае, во множестве других церквей и мечетей.

Как еврейский народ, так и иудейское вероисповедание существуют уже более двух тысячелетий, и традиционным символом еврейства и иудаизма всё это время считалась менора — семисвечник, символизирующий семь дней недели, один из которых нужно посвятить Богу.

Звезда Давида как символ возникла в только середине 19 века.

Понятие «глобализация» впервые введено Карлом Марксом в 1850е годы.

Понятие «сионизм» также появилось в начале 2й половины 19 века.

Напрашивается вывод, что шестиконечная звезда есть символ вовсе не иудаизма, а сионизма, и что истинной и конечной целью сионизма является построение мирового государства.

Но связь между марксизмом, сионизмом и современным глобализмом — предмет отдельного серьёзного исследования. В рамках вопроса о системах ценностей хотелось бы рассмотреть достоинства и недостатки переворачивания системы ценностей с ног на голову, с традиционной на либерально-демократическую.

Нельзя не признать, что в идее глобализации нет здравого смысла. Сторонники всемирного государства стремятся не к победе всемирного зла, а наоборот, к победе добра- в их понимании.

Планета уже скоро не сможет прокормить непрерывно растущее число людей. Всемирное государство может ограничить численность жителей планеты.

Растущий уровень благосостояния людей во всём мире ведёт к скорому замусориванию планеты, к выработке всех природных богатств, к загрязнению окружающей среды до неприемлемого для жизни уровня. Всемирное государство может помочь человечеству избежать этих бед.

Наконец, лишь всемирное государство может установить на Земле долгожданный мир всех народов (вернее, уже одного всемирного народа), прекратить вероисповедные и межгосударственные распри.

И дать человечеству долгожданные мир и благоденствие, чистоту духовную и чистоту материальную.

Даже языковой борьбы не станет- ведь все люди будут говорить на одном языке.

Но мы, противники глобализации, сторонники многообразия народов, вер, государств, языков и культур, не можем согласиться.

Да, мир настанет, но надолго ли? Изпокон веков и животный, и человеческий мир существует в непрерывной борьбе всех со всеми. Что станет с экономикой в отсутствие конкуренции? Мы это видели в позднем СССР. Что станет с обществом, с государством, в отсутствие сильного соперника? Мы это видим сейчас на примере США и Западного мира.

Без борьбы, без конкуренции, неизбежно произойдёт разложение общества, деградация и упадок. Два-три поколения — и всё, глобальной идиллии настанет конец. Общество опять разделится на части по каким- либо признакам, единая вера расколется на секты и ереси, и будет всё хуже чем было.

Хуже потому, что мы умеем управлять нашими распрями и мириться с разногласиями- а потомки глобализации уже не будут этого уметь.

Вечная борьба в природе есть естественный отбор, безпощадный к особям, но необходимый для жизни на Земле.

Вечная борьба в человечестве также есть естественный отбор- отбор вер, культур, цивилизаций, экономик, общественных строёв. Также безпощадный к особям, но также необходимый для существования человечества.

Сила, рвущаяся к мировому господству, пытается перевернуть с ног на голову системы ценностей людей разных стран, включая нашу Россию.

Под сладкие песни государственных СМИ о возвращении Крыма, укреплении армии и о росте экономики, идёт размывание русского языка и русской культуры, роль церкви сводится к совершению обрядов, и русский дух изводится из русского народа.

Наша задача — отстоять нашу иерархию ценностей, в которой:

духовные и культурные ценности — выше вещественных и денежных,

справедливость — выше закона,

а общественное и государственное благо — выше личного.

Даже достигнув экономического роста, территориальной целостности и властной независимости России, но утратив духовную, языковую и культурную независимость, мы со временем неизбежно потеряем всё- и экономику, и землю, и государственную власть.

Напротив, понеся экономические и даже территориальные потери, но сохранив духовный стержень и культурную самобытность, Россия неизбежно наверстает утраченное и возродится в прежнем величии. Так было не раз, так будет снова.

Это понимали наши предки — Александр Невский и другие, — и это прекрасно понимают наши противники.

Должны понять и мы.

Вадим Викторович Рыбин, публицист, капитан 2 ранга в запасе

Источник: https://ruskline.ru/analitika/2018/07/24/ierarhiya_cennostej

Иерархия ценностей. Аксиология — учение о ценностях

Иерархия ценностей:  Культура предполагает определенную иерархию ценностей. И попытки

Одним из важнейших отличий человека от животных является наличие осознанного отношения к действительности, а также творческого и созидательного начала, духовности, нравственности. Любой личности недостаточно удовлетворения лишь своих физиологических потребностей.

Обладая сознанием, эмоциональностью, интеллектом и волей, человек все более стал интересоваться различными философскими вопросами, в том числе и проблемой ценностей, их видами, значением для себя и общества, человечества в целом, а также выделением для себя наиважнейших из них, созданием своей системы идеалов.

С древнейших времен у людей формировались соответствующие эпохе мировоззренческие ценности.

Определение

Ценностью принято считать положительную или негативную важность объектов и явлений существующей действительности для людей, социальной группы или социума в целом. Данный термин указывает на личностную и социально-культурную значимость.

«Ценность» – это философское понятие, являющееся сферой человеческого разума. Лишь для людей характерна способность давать оценку, придавать смысл, осознанно совершать действия. Характеризуя отличие человека от других живых существ, К.

Маркс заметил, что люди, в противоположность животным, руководствуются также эстетическими и этическими принципами. Поэтому термин «ценность» включает в себя как объекты мира природы, так и явления материальной и духовной культуры человека.

Например, это общественные идеалы (добро, справедливость, красота), научное знание, искусства.

В древности самыми главными ценностями человека считались добро (моральный критерий), красота (эстетика) и истина (познавательный аспект). В наши же дни люди стремятся к личному успеху, развитию и материальному благосостоянию.

Ценности, выступая ориентирами людей в жизни, содействуют устойчивости мира, формируют основы для упорядоченной, направленной на достижение определенных целей и идеалов деятельности.

Благодаря им формируются различного порядка нужды и заинтересованности (высшие и низшие), побуждения, стремления и задачи людей, вырабатываются способы их достижения. Ценности регулируют и координируют действия человека.

Они являются мерилом оценки его поступков, а также действий других.

Немаловажно, что без осознания ценностей невозможно понять ипостась, суть человека, осознать истинный смысл его жизни.

Индивидуум обладает понятиями ценностей не от рождения, не генетически, а в итоге вовлеченности в социум с присущими ему конкретными установками, нормами. Поскольку человек является социальным существом, он становится носителем этих принципов и правил.

Ценности являются предметом его потребностей и стремлений, ориентиром в поступках и позиции в оценке разных предметов и явлений.

Однако ценностные ориентиры могут не согласовываться друг с другом, быть диаметрально противоположными и меняться, исходя из конкретных условий. Это обусловливается постоянным тяготением человеческой души достичь совершенства, неких эталонов и истин, которые могут со временем изменяться.

Национальные ценности у разных народов определяют ядро их нравственных принципов. Каждая нация в ходе своего исторического, культурного и нравственного развития определяет, ставит превыше всего определенные эталоны, например героизм на поле боя, творчество, аскетизм и так далее.

Но ценности каждой культуры и народов в любой период невозможны без участия сознания человека. Также укоренившиеся жизненные ориентиры играют незаменимую роль как в социуме, так и для индивидуума. Выполняют когнитивную, стандартизирующую, регулирующую, коммуникационную функции. В итоге они способствуют интеграции личности в социальную систему.

Благодаря ценностям формируется внутренний, духовный мир человека, высшие побуждения, стремление к самосовершенствованию.

Предпосылки осознания

Само понятие и виды ценностей возникали у конкретной личности ввиду необходимости и интереса осознать, постичь свою сущность, а также понятие и законы общества.

Жизненные процессы и функции в мире людей претерпевают изменения, у членов конкретного сообщества складываются определенные взгляды на жизнь, убеждения, идеология, а также стандарты, меры совершенства, высшая цель стремлений. Сквозь призму сравнения с идеалами происходит обозначение, распознавание ценности, принятие либо неодобрение чего-либо.

В результате продолжительного формирования и совершенствования общественного сознания наиглавнейшей ценностью были признаны сами люди во всем разнообразии их жизнедеятельности.

Философские вопросы понимания значимости любого человека, вне зависимости от его статуса, гендерных признаков, возраста, национальной принадлежности и так далее, формировались и укоренялись при сопоставлении людей с наивысшей ценностью (божеством или духом), а также в результате протекания общих закономерностей жизни общества. К примеру, буддизм стал проповедовать равноправие людей, осознание их значимости в силу того, что любое живое существо ждет страдание, с которым нужно справиться и обрести нирвану.

Христианство рассматривало ценность людей в допустимости искупления греховности и перехода в вечную жизнь во Христе, а в исламе – в исполнении воли Аллаха.

Исторические этапы становления

В разные временные промежутки всемирной истории конкретные мировоззренческие взгляды формировали свое осознание и развитие системы ценностей общества.

К примеру, в эпоху Средневековья ценности имели религиозный характер, были связаны в основном с божественной сущностью. Во время Возрождения главенствующую роль приобретают идеалы гуманизма, важность каждого индивида. В Новое время расцвет научных знаний и возникновение новых общественных взаимодействий оставили значимый след в способах анализирования окружающего мира и явлений в нем.

В общих чертах вопросы о ценностях первоочередно затрагивали обсуждение проблематики определения блага и способах его выражения. В осмыслении этой темы уже древние греки выдвинули различные точки зрения. При этом в общих чертах под благом понималось нечто, имеющее для людей смысл, важное значение.

Первоначально проблема ценностей была затронута Сократом и стала ядром его философии. Древнегреческий мыслитель выразил эту тематику в форме обсуждения о том, что такое благо. В иерархии ценностей Сократа наивысшим благом являлась мудрость. С целью достичь ее философ предлагал каждой личности осознать, понять себя.

Демокрит же полагал, что высшим идеалом является счастье. Эпикур почитал удовольствие, чувственное познание, а также справедливость.

В Средние века главной ценностью считали добро, под которым понимали нечто, что хотят все. А у Фомы Аквинского добро отождествляется с Богом — некоей ипостасью, представляющей первоисточник и ресурс блага и совершенства.

В Новое время благо стали подразделять на индивидуальное и коллективное. При этом последнему, как считал английский философ Ф. Бэкон, неизменно подобает играть главенствующую роль по отношению к индивидуальному благу. Кульминационным выражением общественного блага этот ученый определял долг как необходимые обязательства индивида относительно других людей.

Концепция блага, а также понимание и принципы его получения в окружающей действительности явились ядром европейской традиции осмысления проблемы ценностей.

Оценка идеалов

Оценкой принято считать рассуждение о важности объекта или явления для индивида, а также общества в целом. Оценочное суждение может быть достоверным и неправильным. Любая оценка применительно к определенному фактору предоставляется на основе конкретного признака. Существуют разные взгляды в отношении данной темы.

Самая популярная точка зрения заключается в восприятии в качестве критерия оценки пользы, важности какого-либо признака объекта или явления.

Но данный оценочный признак обладает значительным показателем неопределенности, поскольку одно и то же понятие, явление или предмет могут нести диаметрально противоположный смысл – быть либо полезным человеку, либо вредным.

Это зависит от различных обстоятельств и свойств. Например, лекарство в малых дозах может вылечить человека, в больших же количествах способно убить.

Сфера ценностей весьма разнообразна и затрагивает вещественно выраженные и умозрительные критерии, общественные, эстетические и этические ценности. Также их разделяют на «низшие» (вещественные) и «высшие» (духовные). Однако в иерархии ценностей вещественные, биологические, жизненно важные критерии так же значимы для людей, как и нравственные, умственные и духовные.

Процессы и объекты при их оценке индивидом можно подразделить на нейтральные, положительные и понятия, имеющие негативный смысл.

К нейтральным явлениям люди могут проявлять безразличие (например, размножение бактерий или передвижение космических тел). Положительные же являются объектами, процессами, потворствующими существованию и благосостоянию людей.

Антиценности рассматриваются как нежелательные. К примеру, это зло, нечто безобразное, убийство, алкоголизм.

Также ценности классифицируют по уровню общности и соответственно с их обладателем: индивидуальные и групповые (национальные, религиозные, возрастные) и общечеловеческие. К последним из них относятся понятия: жизнь, добро, свобода, правда, красота.

Индивидуальными ориентирами являются благополучие, здоровье, семейное благосостояние. Национальные ценности характерны для конкретной этнической общности и могут весомо различаться в некоторых вопросах между представителями разных этнических групп.

Они включают, например, независимость, творчество, патриотизм.

Каждая область жизнедеятельности человека имеет свою систему ценностей. По сферам общественной жизни различают материально-экономические (природные ресурсы), социально-политические (семья, народ, Родина) и духовные ценности (знания, правила, мораль, вера).

Кроме того, они могут быть объективные и субъективные в зависимости от того, что и на каком основании оценивается. Они могут быть внешними (то, что принято за эталоны в обществе) и внутренними (собственные убеждения и стремления индивидуума).

Иерархия ценностей

В современном мире разделяют высшие (абсолютные) ценности и низшие, для достижения определенных задач. Немаловажен тот факт, что они непосредственно взаимосвязаны друг с другом, предопределяют целостную картину мира индивида. Таким образом, имеют место разные способы иерархии жизненных ценностей.

В развитии цивилизации прослеживаются различные установки, из которых одни приходили на смену другим, отображая разные системы ценностей. Но вопреки разным способам разделения наивысшей и безусловной является жизнь человека, он сам.

В иерархии ценностей красной канвой проходит вопрос духовных ориентиров, составляющих сформировавшийся за тысячи лет человеческой истории духовный капитал человечества. Это, в первую очередь, нравственные и эстетические ценности, считающиеся ценностями высшего порядка, поскольку играют весомую роль в человеческом поведении в иных системах ориентиров.

Нравственные ориентиры преимущественно затрагивают вопросы о добре и зле, сущности счастья и справедливости, любви и ненависти, предназначении жизни.

Высшие (абсолютные) ценности не нацелены на приобретение выгод, являясь идеалами и смыслом для всего остального. Они вечные, важны в любую эпоху. К таким эталонам можно отнести, например, ценности, значимые для всего человечества, — мир, сами люди, дети, победа над болезнями, продление жизни.

Также это общественные идеалы – правосудие, независимость, демократия, защита прав человека. К коммуникативным ценностям относятся дружба, товарищество, взаимовыручка, а к культурным — традиции и обычаи, языки, нравственные и эстетические идеалы, историко-культурные объекты, предметы искусства.

Личные качества также имеют свои идеалы — честность, верность, отзывчивость, доброта, мудрость.

Низшие (относительные) ценности являются инструментами для приобретения высших. Они наиболее изменчивы, зависимы от разных факторов, существуют лишь определенное время.

Характерными ценностями являются, к примеру, любовь, здоровье, свобода, отсутствие войн, материальное благополучие, предметы и области искусства.

К антиценностям, то есть понятиям, носящим отрицательные черты и противоположным идеалам, можно отнести болезни, фашизм, нищету, агрессивность, злобу, наркоманию.

Термин и история возникновения аксиологии

Изучением природы и значения важных для людей явлений, вещей и процессов занимается учение о ценностях – аксиология. Она позволяет сформировать индивиду свое отношение к действительности и другим людям, выбрать ориентиры именно для своей жизни.

Одной из задач аксиологии является выявление ключевых ценностей и их противоположных явлений, раскрытие их сущности, определение их места в мире индивида и социума, а также распознавание способов становления оценочных взглядов.

В качестве автономного учения аксиология появилась гораздо позднее зарождения проблемы ценностей. Это произошло в 19-м веке.

Хотя попытки философского осмысления жизненных ценностей, высоких идеалов и норм прослеживаются в самых первых мифических, религиозных и мировоззренческих источниках. Например, вопрос о ценностях рассматривался в эпоху Античности.

Философы осознали, что помимо познания окружающего мира, человек дает оценку вещам и явлениям, проявляя свое личное отношение к познаваемому.

Одним из основоположников аксиологии является немецкий мыслитель 19-го века Р. Г. Лотце. Он придал понятию «ценность» категориальное значение. Это все, что важно для человека, несет индивидуальный или социальный смысл. Последователи ученого усовершенствовали концепцию ценностей, дополнили основополагающие понятия учения.

Весомое значение в утверждении аксиологии как самодостаточной теории внес И. Кант. Он объявил человека наивысшей ценностью, проторив свежую стезю совершенствования этого нового учения.

Следовательно, к человеку необходимо относиться только как к цели, и никогда — как к средству.

Также Кант развил понятие нравственности и долга, которые, по его мнению, отличают людей от животных и делают возможным путь к благу, имеющему смысл лишь в человеческом измерении.

В. Виндельбанд считал аксиологию доктриной об априорных, общеобязательных идеалах, а первоочередная задача индивида заключалась в реализации ценностей на практике.

Философские подходы в аксиологии

В настоящее время принято выделять четыре основные аксиологические концепции. Согласно первой из них, ценности представляют собой явления действительности, не зависящие от человека.

Их можно выявить опытным путем, и они способны удовлетворить естественные и психические нужды людей.

Такой подход получил название «натуралистический психологизм», наиболее яркими представителями которого являются К. Льюис и А. Мейнонг.

Второй подход — аксиологический трансцендентализм. Его сторонники (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) считают ценности выходящими за грани норм и опыта в область духа — наивысшего, абсолютного и необходимого для всех.

Сторонники третьего течения, персоналистического онтологизма, к которому относится М. Шелер, также считали ценности независящими от субъекта, от любой сущности. Согласно его утверждениям ценность нужно изучать в эмоциональном ключе.

Причем она не поддается логическому мышлению.

Также философ считает, что наивысшие идеалы и ценности заложены в божественном начале, находящемся в основе всех предметов и явлений; однако единственным местом становления Бога является сознание людей.

Четвертый подход — социологическая концепция, представленная такими деятелями, как М. Вебер, Т. Парсонс, П.А. Сорокин. Здесь идеалы рассматриваются как средство существования культуры, а также инструмент функционирования общественных объединений.

Личностные ценности формируют систему ее ценностных ориентиров. Это осуществляется исходя из наиболее значимых свойств самой личности. Такие ценности бывают свойственны лишь конкретному индивиду, обладают большой степенью индивидуальности, а могут и интегрировать его с какой-либо группой людей. Например, любовь к музыке характерна для меломанов, певцов, композиторов и музыкантов.

Сущность и значение ценностей

В первую очередь, аксиологи пытаются раскрыть тему природы ценностей. Имеются разные точки зрения по этому вопросу. Так, это и способность предмета или явления удовлетворить нужды людей, их мечты и побуждения, идеи, понятия и принципы.

Значимым является осмысление объективности и субъективности ценностей, наличие красоты, честности, благородства. Кроме того, немаловажна здесь роль индивидуальных запросов, представлений личности, ее наклонностей.

Идеалы в своем большинстве представляют собой абстрактное понятие, умозрительное, абсолютное, совершенное, желанное. Они координируют поступки, действия человека, исходя из текущей действительности.

Ценности, особенно нематериальные, осуществляют роль духовных и социальных ориентиров, стремлений человека к реальному их воплощению посредством конкретных действий.

Также они сохраняют взаимосвязь с прошлым: функционируют как культурные традиции, обычаи, устоявшиеся нормы. Это играет важную роль в формировании любви к Родине, преемственности семейных обязанностей в их моральном значении.

Ценности участвуют в становлении интересов, мотивов и целей; являются регуляторами и критериями оценки поступков людей; служат для познания сущности человека, подлинного смысла его жизни.

Источник: https://FB.ru/article/446413/ierarhiya-tsennostey-aksiologiya---uchenie-o-tsennostyah

Контрольная работа: Понятие культуры. Морфология, ценности и нормы культуры

Иерархия ценностей:  Культура предполагает определенную иерархию ценностей. И попытки

Тема: Понятие культуры. Морфология, ценности и нормы культуры

Раздел: Бесплатные рефераты по культурологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 18.67K | Скачано: 22 | Добавлен 24.09.15 в 11:43 | : 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Пермский институт экономики и финансов

Год и город: Пермь 2014

План:

Введение 3

1. Этимология и множественность определений понятия «культура». Функции культуры. Материальная и духовная культура 3

2. Культура и цивилизация 6

3. Морфология культуры. Подходы к структурированию культуры 6

4. Понятия «норма», «ценность». Иерархия ценностей. Знания как ценность 7

5. Заключение 10

6. Список использованной литературы 10

Введение

Культура – слово относится к числу наиболее употребляемых. В узком смысле слова, обыденное сознание понимает культуру как дух, богатство, образность.

В широком значении на обиходном уровне им обозначают совокупность всех проявлений человеческой жизнедеятельности, направленность этой активности на преобразование окружающей среды с целью господства над ней.

В науке понятие культуры остается в самой широкой, открытой категории. Оно играет такую же ключевую роль в социальном знании как «организм» в биологии и «вещество» в химии.

Человек и его культура несут в себе природу земли, свою биологическую предысторию. Культура — природное продолжение и преобразованное человеческой деятельностью. Но главная составляющая и ценность культуры – сам человек.

1. Этимология и множественность определений понятия «культура». Функции культуры. Материальная и духовная культура.

Говоря, об этимологии слова «культура» она лишь указывает скорее на свойство, способ действия, чем на то, что стоит за самим понятием культура. Таким образом, необходимо определить на что направлена культура, как заботливое взращивание и преемственность, сохранение.

Определение направления: это сам человек, на него направлена культура. Культура взращивает и формует человека. Более того, культура формует не просто человека, но само пространство его обитания, ту среду, в которой он существует.

Ибо, во-первых, невозможно формовать и сберегать лишь человека, не затрагивая этим самым его окружения, а, во-вторых, человек не дается как некое субстанциональное и замкнутое образование, он всегда – в ситуации, т.е. в общем пространстве.

Поэтому культура должна быть осмыслена более широко, чем подчас о ней рассуждают: это, в целом, то, что формует человека человеком и сохраняет его.

В обыденном представлении понятие «культура» существует прежде всего как показатель образованности, воспитанности, следование нормам этикета, с одной стороны, как определенный образ жизни, преимущественно городской, с другой, как система культурных институтов и учреждений.

Одно из самых первых научных определений культуры было основано на разграничении сферы природы и сферы культуры. Под первой понимали мир, существовавший и существующий вне желаний, воли, деятельности человека, тогда как вторая сфера возникает и существует благодаря и в связи с человеком, будучи созданной им искусственно. Это был мир, в котором присутствовали:

·        искусственные орудия труда и использование огня;

·        речь как способность осознавать и передавать с ее помощью смысл предметного и непредметного мира;

·        система запретов, с помощью которых человек преодолевал в себе животное начало;

·        сообщества, объединенные осознанием смысла подобного объединения.

В современной науке отношения между природой и культурой носят более сложный, не столь прямолинейный характер, и зависимость развития культуры от антропогенного фактора ставится под сомнение.

При этом необходимо отметить, что современное понимание культуры в целом отлично от обозначенного выше классического подхода и определяется как неклассическое. Культура есть понятие достаточно обширное, предполагающее различные трактовки.

Следовательно, в зависимости от подхода, реализуемого тем или иным исследователем, изменяется и дефиниция.

Культура – понятие, определяемое следующими предикатами: результат, процесс, деятельность, способ, отношение, норма, система, проявление, степень и т.д.

Сложная и многоуровневая структура культуры опреде­ляет и разнообразие ее функций в жизни общества

В культуре, как многофункциональной системе, главной функцией является человеко-творческая. Это – так называемая креативная функция, так как она заклю­чается в преобразовании и освоении мира. Овладение си­лами внешней природы идет рука об руку с овладение внутренними силами психики.

С учетом фактора времени культура выполняет функ­цию исторической преемственности, передачи социального опыта из поколения в поколение. Это так называемая информационная или коммуникативная функция. Она включает передачу информации в любом виде устное и письменное сообщение общение людей, групп, народов, использование технических средств связи и т. п.

Культура – единственный ме­ханизм передачи социального опыта от поколения к поко­лению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Без общения с себе подобными невозможны ни общество, ни культура. Информационная изоляция от культуры наносит непоправимый ущерб человеческому существу.

Духовная и материальная культура – это две части одного целого. Изучение одной области практически невозможно без исследования другой. Культура материальная подразумевает под собой какие – либо вещественные достижения человечества.

К примеру, технические изобретения, архитектура, предметы обихода. Предметы материальной культуры очень помогают в работе археологам. По вещественным находкам они могут реконструировать жизнь наших предков, их быт.

Материальная культура – это важнейшая часть жизни, которая изменяется и совершенствуется с каждым годом, в соответствии с развитием человечества.

Духовная культура – это также основной показатель цивилизованности людей. Что входит в это понятие? В первую очередь, какие-либо идеи, открытия, концепции. К примеру, к духовной культуре относится религия, философия, психология, различные произведения искусства. В это определение входит все то, что было достигнуто силой человеческой мысли и таланта.

2. Культура и цивилизация.

Цивилизация – это преобразованный человеком мир вне положенных ему материальных объектов, а культура – это внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития, его подавленности или свободы, его полной зависимости от окружающего социального мира или его духовной автономности.

Если культура, с этой точки зрения, формирует совершенную личность, то цивилизация формирует идеального законопослушного члена общества, довольствующегося предоставленными ему благами. Культура и цивилизация в общем антонимичные понятия. Общего в них то, что они являются следствием прогресса.

3. Морфология культуры. Подходы к структурированию культуры.

Морфология культуры – это раздел культурологии, посвященный структурному анализу культуры как социального феномена, изучению закономерностей построения и процессов формообразования культурных явлений. Для этого используются три основных метода познания: структурно-функциональный, семантический и генетический.

Морфологическое изучение культуры предполагает следующие направления исследования: генетический, что рассматривает возникновение и становление культурных форм; микродинамичний, исследующий динамику культурных форм в пределах жизни трех поколений; структурно-функциональный, изучающий принципы и формы организации культурных объектов и процессов в соответствии с потребностями, интересов и запросов членов общества, а также технологический, предметом которого является распределение культурного потенциала в физическом и социокультурном пространстве и времени.

В рамках деятельностной концепции культуры она может быть структурирована на основе главных, присущих всем культурам видов человеческой жизнедеятельности в обществе, иногда называемых сферами культурного творчества.

Здесь можно назвать систему образования, науку, искусство, литературу, мифологию, нравственность, политику, право, религию. С этой точки зрения формальная структура культуры может быть представлена единством духовной и материальной культур.

В обществе существует структура разделения функций определяющих характер связей, отношений людей. С одной стороны, она ограничивает знания и навыки, необходимые людям для выполнения определенных видов деятельности.

С другой, детерминирует выход за эти границы, ибо устанавливает такого рода связи и отношения. Различные группы людей порождают, поддерживают и распространяют различный образ, стиль жизни, ценностные представления, моральные нормы, образы деятельности и поведения.

Результаты деятельности, предпочтений и оценок одних групп людей имеют неодинаковые социокультурные последствия для них самих и для представителей других групп. К примеру, то, что производят одни, потребляют другие, деятельность одних меняет жизненные условия других.

4. Понятия «норма», «ценность». Иерархия ценностей.

Знания как ценность.

Ценностные ориентации. Культура – совокупность ценностей и ценностных ориентаций, способов их создания и потребления. Поэтому неоценимую роль ценностей в культуре ни у кого из исследователей не вызывает сомнений. В культурологии трудно обойтись без понятия «ценность». Более того, чаще всего культуру как социальный феномен определяют именно через ценностные ориентации.

Авторы социологического исследования «Молодежь Германии и России» считают: «Ценностные ориентации – это относительно устойчивое социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ, культурных явлений, которые рассматриваются как предмет, цели и средства, служащие для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности».

Каждый человек является носителем определенных ценностей, они образуют некую систему от которой во много зависит поведения человека в той или иной ситуации.

Понятие культурной нормы. С понятием ценностей связано понятие нормы.

Чтобы обращаться с другими людьми, человек должен придерживаться каких-то правил взаимоотношений, иметь представление о правильном и неправильном  поведении, о том, как проявлять и сдерживать себя.

При отсутствии подобных представлений нельзя добиться согласованных действий. Такие общие представления, регулирующие поведения людей, вырабатываются в той или иной культуре и называются культурными нормами.

Нормы – это системный порядок, признанный обязательным, установленная мера, система ожидаемых способов поведения, которым члены общества следует более или менее точно.

Существуют общественные нормы, принятые в любой культуре, в любом обществе, т.е. общекультурные нравственные нормы: «не укради», «не убей»… Они способствуют нравственно оздоровить общественную и личную жизнь граждан. Жить гуманно.

Живя в социуме, человек должен стремиться не ущемить прав другого, а значит строить свое поведение так, чтобы оно соответствовало поведению той социальной группы, в которой он находится, живет, работает. При нарушении норм поведение человека становится антиобщественным, антикультурным.

Живя в той или иной среде, человек должен овладеть ее духовными ценностями, признать их, освоить и использовать, иначе он окажется оторванным от данной культуры либо вступит в конфликт с ней.

Таким образом, культурные нормы – определенные правила поведения, регулирующие действия человека в наиболее важных аспектах социальной жизни, обеспечивая гарантии целостности, устойчивости общества. Поэтому в них в большей степени, чем в ценностях, присутствует приказной момент, требование поступить определенным образом.

Следование нормам обеспечивается двояко: путем их интернализациии (превращения внешних требований во внутреннюю потребность личности) и за счет институциализации (включения норм в структуру общества и социального контроля). Только таким образом можно сохранить в обществе его устойчивость и порядок.

В обратном случае неизбежна аномия.

Культура предполагает определенную иерархию ценностей. И попытки выстроить иерархическую систему ценностей культуры предпринимались неоднократно, но, учитывая многообразие культур и мировоззрений, даже в рамках каждой из них создать общепринятую систему ценностей — дело бесперспективное.

Изначальный источник ценности сегодня – это знание. Не существует границ количества знаний, которые можно получить, нет границ и количеству ценности, которую можно создать.

Можно начинать с того места, где находимся, не имеет значения, какое у нас прошлое, и начинать увеличивать наши умственные активы.

Мы можем начать работать сегодня над улучшением нашей способности выполнять и получать результаты, за которые другие будут платить.

Самое замечательное в знаниях – то, что они могут восстанавливаться, сотни тысяч, даже миллионов раз без потери их ценности. Это – тот предмет потребления, который, действительно, может быть безграничным в своем применении.

Заключение

Типичные формы культуры, характеризующие ее внутреннее строение, структуру культурного пространства. Культурное пространство, или пространство культуры, — это про­странство, образованное множеством феноменов и форм культуры, переплетающихся и взаимодействующих друг с другом. Формы и феномены культуры связаны с разнообразными видами человеческой жизнедеятельности в обществе.

Список использованной литературы

  1. Багдасарьян, Н. Г. Культурология. Учебник для вузов.- М.: Высшее образование, 2008. – 495 с.
  2. Бачинин, В. А. Культурология: энциклопедический словарь. – М., 2008.
  3. Васильев, В. М. Культурология. Учеб. пособие .– 3-е изд. перераб. и доп. – М.: МГИУ, 2007. – 326 с.
  4. Викторов, В. В. Культурология: учебник для вузов. – М.: вуз.учеб., 2007. – 400 с.
  5. История и культура Отечества: учебное пособие для вузов / под ред. В. В. Гуляевой. – 4-е изд. перераб и доп. – М.: Академический проект, 2006. – 725 с.
  6. Кармин, А. С. Культурология: учеб. для вузов. – М., 2008.
  7. Костина, А. В. Культурология: учеб. д/вузов / А.В. Костина. – 2-е изд., стереотип. – М.:КНОРУС, 2008.
  8. Кравченко, А. И. Культурология: учебное пособие для вузов. – 8-е изд.- М.: Академический проект, 2008. – 496 с.
  9. Культурология: учеб. пособие для вузов / Под ред. Г. В. Драча. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  10. Культурология. Учебник под ред. Ю. Н. Солонинина, М. С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2008. – 566

Сколько стоит заказать работу?

Бесплатная оценка

0

Размер: 18.67K

Скачано: 22

Скачать бесплатно

Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Добавление отзыва к работе

могут только зарегистрированные пользователи.

Похожие работы

Источник: https://studrb.ru/works/entry26800

Scicenter1
Добавить комментарий