III: Гегель – объективный или абсолютный идеалист. Поэтому формы

3. Г.В. Гегель: абсолютный идеализм и диалектика

III:  Гегель – объективный или абсолютный идеалист. Поэтому формы

Георг ВильгельмФридрих Гегель(1770 – 1831 гг.) – крупнейшийпредставитель немецкой классическойфилософии.

Основная философскаязаслуга Гегеля – создание системыобъективного идеализма (по его собственномуопределению, «абсолютного идеализма»),обоснование с позиций объективногоидеализма основных законов и категорийдиалектики. По словам Ф. Энгельса, Гегель«впервые весь природный, историческийи духовный мир в виде процесса, т.е. вдвижении, изменении и развитии, и сделалпопытку раскрыть внутреннюю связь этогоизменения и развития».

Диалектикавтворчестве Гегеля – это теория развитиявсего сущего и метод познаниядействительности.

Его взгляды изложеныв ряде произведений, важнейшие из которых– «Феноменология духа», «Наука логики»,«Философия истории» и др.

Основное понятиефилософии Гегеля – понятие Абсолютнойидеи, под которым он понимает некиймировой разум, являющийся первоначаломи движущей силой всего существующего.

Абсолютная идея в скрытом («свернутом»)виде содержит в себе все возможныеприродные, общественные и духовныеявления. В ходе своего саморазвитияАбсолютная идея проходит ряд ступеней,развиваясь от простого к сложному, отабстрактного к конкретному.

Высшаяступень развития –абсолютный дух.На этой ступени Абсолютная идеяпроявляется в форме самосознаниячеловеческого рода, т.е. общественногосознания. Высшими проявлениями ДухаГегель считал такиеФос,как искусство, религию, философию.

Причемфилософия означает завершение, итогразвития Абсолютной идеи: по определениюГегеля, философия – это «духовнаяквинтэссенция эпохи», «самосознаниеэпохи».

Исходным элементомАбсолютной идеи является понятие– непосредственный источник каждойвещи, начало любой жизни. Понятия – неотражения вещей, наоборот, вещи вторичныпо отношению к понятиям, являются ихотражением. Поэтому познать предмет –значит осознать его понятие.

Основной принципфилософии Гегеля – принцип тождествамышления и бытия. Весь существующий мир(природа, общество, человеческое сознание)представляет собой проявление Абсолютнойидеи. Вещи – это воплощение идей, поэтомувещи и мышление о них совпадают («Вседействительное разумно, все разумноерано или поздно становится действительным»).Мышление и бытие подчиняются одним итем же законам.

Развитие, по Гегелю,подчиняется определенным законам.

  1. Раскрывает причину развития(закон единства и борьбы противоположностей). Все существующее представляет собой единство противоположных моментов.

    Внутренняя связь и взаимодействие этих противоположностей представляет собойпротиворечие. В результате взаимодействия противоположностей предмет движется, развивается, и это в итоге приводит к изменению свойств и структуры предмета. Т. обр.

    , развитие представляет собой процесс становления, развития и разрешения противоречий.

  2. Раскрывает механизм развития (закон взаимного перехода качественных и количественных изменений). Все в мире наделено количественными и качественными характеристиками, синтез которых составляетмеру.

    Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, т.е. происходит качественныйскачок. (Гегель иллюстрировал действие этого закона на физических процессах, например, образование льда из воды).

  3. Отвечает на вопрос о направленности развития (закон отрицания отрицания). Согласно этому закону, старое не исчезает бесследно, не уничтожается (т.е. не отрицается), а служит материалом для возникновения нового. Преемственность в развитии осуществляется путемснятия(наследования) положительного содержания старого (Гегель объясняет это на примере развитие растения из зерна).

Значение творчестваГегеля определяется, прежде всего, тем,что он дал научное обоснование диалектикикак метода познания действительности,в соответствии с которым мир рассматриваетсякак единое развивающееся целое. Однакодиалектика Гегеля носит идеалистическийхарактер, его философская система представляет собой учение об Абсолютнойидее.

Таким образом,между методом и системой Гегеля существуетпротиворечие. Диалектический метод несоответствует стремлению философапридать своей системе характер абсолютногознания.

Ярким проявлением этогопротиворечия является, например, то,что природа рассматривается в ученииГегеля только как этап развития абсолютнойидеи и не имеет независимого от неесуществования.

Изменения в природесводятся лишь к механическому круговороту,и лишь изменения в духовной сфере могутпривести к появлению нового.

Источник: https://studfile.net/preview/4081446/page:2/

Абсолютный идеализм Гегеля

III:  Гегель – объективный или абсолютный идеалист. Поэтому формы

16

К/раб  «АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ГЕГЕЛЯ»

Введение

Великая заслуга Гегеля состояла в том, что он, обладая огромным историческим чутьем, впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е.

в беспрерывном движении, изменении, преобразовании развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь, законы этого движения и развития.

В каждой из рассматриваемых в его философии сфер действительности — от чисто логических категорий до категориальной диалектики исторического процесса — Гегель старался найти и указать проходящую через них «нить развития», хотя схематизма и искусственных построений при этом избежать не удалось.

Его фундаментальный вклад в развитие философии состоял в том, что он впервые в истории философской мысли дал глубокую систематическую разработку диалектического метода мышления и стремился реализовать его принципы при анализе всех сфер действительности [3].

Но диалектика Гегелем была развита на объективно-идеалистической базе, поскольку за основу всех явлений он принимал некое духовное начало, которое обозначал разными терминами (мировой разум, мировой дух, абсолютная идея). Эта абсолютная идея отчуждает себя (т.

е. превращается) в природу, а потом в духе, т. е. в мышлении и истории снова возвращается к себе. Вот почему основное противоречие гегелевской философии — это противоречие между консервативной идеалистической системой и революционным диалектическим методом.

Диалектика — основа, истинный центр всей философской проблематики у Гегеля. И хотя диалектика у него была подвергнута мистификации, это не помешало ему первому дать всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих форм движении, как высших принципов мышления и других видов деятельности.

Заслуга Гегеля, что он дал диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона:

Первый закон диалектики — закон перехода количественных изменений в качественные. Гегель дал определение категорий качества, количества и меры, считая их III формами начальной ступени бытия идеи.

Качество — это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качество есть первая непосредственная определенность бытия. Категория качества предшествует в логике Гегеля категории количества.

Такой порядок, в общем, соответствует истории человеческого познания.

Второй закон диалектики — закон взаимопроникновения противоположностей вскрывает в развитии его внутренний источник, импульс. Основой всякого развития, с точки зрения этого закона, является борьба противоположных сторон.

Для характеристики этого закона, Гегель рассматривает такие понятия, как: — тождество — равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу; — различие — отношение неравенства объекта самому себе или объектов друг другу; -противоположности — взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга; -противоречие — это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей. При раскрытии действия этого закона Гегель подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями, доказывая, что они движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции и моменты, и эта взаимосвязь выражается в том, что каждая из них, в качестве своей противоположности, имеет свою иную противоположность и существует эта ее противоположность [6].

Третий закон диалектики — закон отрицания отражает, по Гегелю, общий результат и направленность процесса развития. Отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое.

Отрицание, по Гегелю, обладает диалектической природой, именно представляет собой единство трех основных моментов: 1) преодоление старого; 2)преемственность в развитие; 3)утверждение нового.

Помимо диалектического истолкования категорий и разработки трех законов, диалектический метод Гегеля включает в себя принципы анализа действительности, как восхождения от абстрактного к конкретному, соответствие исторического и логического, всестороннего. Это наследие вошло в сокровищницу мировой философской мысли [6].

1.      Система «абсолютного идеализма»

идея онтологии (учения о бытии) Гегеля — отождествление бытия и мышления. В результате данного отождествления. Гегель выводит особое философское понятие — абсолютной идеи.

Абсолютная идея — это: единственно существующая подлинная реальность; первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений; Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики. Диалектика, по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира.

Смысл диалектики в том, что: все — Мировой дух, «конечный дух» — человек, предметы и явления окружающего мира — содержит в себе противоположные начала;  данные начала находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют; единство и борьба противоположностей — основа развития и существования всего в мире [7].

Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: существует определенный тезис;  данному тезису всегда находится антитезис — его противоположность; в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез — новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития; данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня.

Процесс развертывания богатств мирового духа (или абсолютной идеи) включает три стадии:

Первая стадия: логика — безличное, «чистое», т.е. непредметное мышление, конструирующее само из себя систему логических категорий;

Вторая стадия — природа — понимаемая как внешняя материальная оболочка идеи, ее противоположность, «инобытие»; на этой ступени появляется и человек (как часть и завершение природы), преодолевающий, в конечном счете, материальность природы своей духовной деятельностью;

Вторая стадия — дух — история собственно человеческой духовной жизни, в которой продолжается развитие абсолютной идеи, доходящее в итоге до философии, открывающей таинственный источник мирового развития, т.е. абсолютную идею [5].

Таким образом, действительность предстает в гегелевской философии воплощением духа, разума, всеобщего идеального начала. В целом, конструкция получилась хотя и цельной, завершенной, но довольно громоздкой, неудобной и не очень-то внятной: какой-то «дух», как в сказках, мистическим образом сама себя (и других) творящая, да еще и стремящаяся к познанию своего творения «абсолютная идея» и т.п.

2. Основные принципы диалектического метода

В качестве высшего методологического принципа выступают требования объективности рассмотрения. Этот принцип вытекает из материалистического решения основного вопроса философии, т.е.

из мировоззренческого принципа первичности материального и вторичности идеального.

Он требует при исследовании всякого объекта исходить из него самого, а не из нашего мнения о нем, «не мышлению подчинять предмет, а мышление предмету, внутренней логике взаимосвязи и взаимозависимости его сторон» [9].

Принцип объективности рассмотрения, используемый в социальном познании, «включает в себя не только требование исходить из самого объекта, из законов его функционирования и развития и не привносить в него ничего от себя, но и четкого различения материальных и идеологических отношений, объективных и субъективных факторов, общественного бытия и общественного сознания, признание материальных объективных факторов (отношений), общественного бытия в качестве определяющего, первичного, а духовных, идеологических отношений, явлений общественного сознания – в качестве вторичных, обусловливаемых материальной жизнью людей, их экономическими отношениями. Только в таком специфическом выражении принцип объективности в состоянии правильно ориентировать субъекта в познании социальных явлений».

Например, при прогнозировании преступности исходят из того, что она является вторичным явлением по отношению к другим социальным явлениям, выступающим в качестве ее причины.

Отсюда следует вывод, что … прогнозирование (преступности) есть вторичное прогнозирование, отражающее изменения в будущем других социальных явлений, сказывающихся на преступности.

Прогнозирование преступности…должно идти вслед за прогнозами явлений, процессов существенно влияющих на динамику, уровень, структуру преступности.

Поэтому вначале должен быть составлен прогноз, относящийся к первому звену причинно-следственной системы – к области причин, а уже затем и на основе этого – ко второму звену – к преступности. Разработка прогнозов первого звена – задача экономистов, социологов, демографов и др., разработка второго звена – дело криминологов [9].

Важнейшим следствием принципа объективности рассмотрения является требование не идти от вторичных явлений к их причинам, а наоборот, исходя из первичных явлений, из причин, выявлять все возможные следствия.

Другим следствием принципа объективности является принцип конкретности, требующий при изучении объекта исходить из его особенностей, из специфических условий его существования, а принципы и методы исследования объекта использовать лишь в качестве ориентиров, направляющих познание на выявление его внутренней природы.

Важнейшим принципом диалектического метода является требование рассматривать объект во всех его связях и отношениях. Этот принцип следует из мировоззренческого принципа всеобщей связи.

В самом деле, если предмет представляет собой единство взаимосвязанных сторон, свойств и т.д.

, если он находится в многочисленных связях с другими предметами, то, чтобы познать предмет, необходимо охватить все эти связи и отношения.

Важным принципом диалектического метода является принцип историзма, который требует рассматривать объект в его развитии, самодвижении, изменении, т.е.

изучать его возникновение, переходы от одних стадий развития к другим вплоть до настоящего времени, с тем, чтобы предсказывать его будущие состояния. Принцип историзма является следствием принципа всеобщего развития.

Действительно, если все в мире находится в движении, изменении, то для того чтобы познать то или иное явление, нужно изучить процесс его изменения, его развития [9].

Принцип историзма не сводится к требованию воспроизвести историю исследуемого объекта в том виде, в каком она является в действительности.

Он требует идти дальше и выявлять закономерности смены одних стадий развития объекта другими.

Именно выполнение последнего требования позволяет научно объяснить свойства и связи объекта, раскрыть его сущность и предсказывать, с определенной степенью вероятности, его будущее развитие.

Важным принципом диалектического метода является принцип раздвоения объекта познания на противоположные стороны, вытекающий из закона единства и борьбы противоположностей [9].

Итак, методологические принципы в единстве с методами и приемами познания и практической деятельности, с формами познания составляют активную сторону диалектического метода.

2.      Проблема морали, права, государства в философской системе Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель создал грандиозную философскую систему, которая охватывала свою совокупность теоретических знаний того времени. Основными частями гегелевской философии являются: логика, философия природы и философия духа. Каждая из них в свою очередь делится на несколько учений.

Государство и право были отнесены теоретиком к предмету философии духа. Последняя освещает развитие сознания человека, начиная с простейших форм восприятия мира и кончая высшими проявлениями разума.

В этом поступательном развитии духа Гегель выделил следующие ступени: субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (абстрактное право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия, философия).

Право и государство философ рассматривал в учении об объективном духе [8].

Задачу философии Гегель видел в том, чтобы постигнуть государство и право как продукты разумной деятельности человека, получившие свое воплощение в реальных общественных институтах.

Философия права не должна заниматься ни описанием эмпирически существующего, действующего законодательства (это предмет позитивной юриспруденции), ни составлением проектов идеальных кодексов и конституций на будущее.

Философской науке надлежит выявить идеи, лежащие в основании права и государства.

«Наше произведение, — писал Гегель в «Философии права», — поскольку в нем содержится наука о государстве и праве, будет поэтому попыткой постичь и изобразить государство как нечто разумное внутри себя. В качестве философского сочинения оно должно быть дальше всего от того, чтобы конструировать государство, каким оно должно быть…».

Вместе с тем Гегель отверг концепции, определявшие право как взаимное ограничение индивидами своей свободы в интересах общего блага. Согласно учению философа, подлинной свободой обладает всеобщая (а не индивидуальная) воля.

Всеобщая свобода требует, чтобы субъективные устремления индивида были подчинены нравственному долгу, права гражданина — соотнесены с его обязанностями перед государством, свобода личности — согласована с необходимостью [6].

Гегель включал в понятие права гораздо более широкий круг общественных явлений, чем это было принято в философии и юриспруденции начала XIX в.

Особыми видами права у него выступают формальное равенство участников имущественных отношений, мораль, нравственность, право мирового духа.

Философия права Гегеля, по сути дела, являлась общесоциальной доктриной, поднимавшей весь спектр вопросов относительно положения человека в обществе.

Источник: https://www.stud24.ru/philosophy/absoljutnyj-idealizm-gegelya/332849-1002009-page1.html

Абсолютный идеализм Г. Гегеля

III:  Гегель – объективный или абсолютный идеалист. Поэтому формы

В статье о Гегеле, написанной для Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, русский философ В. С. Соловьев отмечал, что Гегель был философом по преимуществу, ибо изо всех философов только для него одного философия была все.

Философская система Гегеля и ее структура

Систему своей философии, изложенную в таких работах, как «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812–1816), «Энциклопедия философских наук» (1817) и др., Гегель называл абсолютным идеализмом.

Как философ Гегель был объективным идеалистом, т.е. исходил из первичности духа, сознания и рассматривает материю, природу как нечто вторичное, производное. Но почему он назвал свой идеализм абсолютным?

Основной категорией гегелевской философии является понятие «абсолютная идея». Что такое абсолютная идея, которая, по его мысли, является единственным предметом и содержанием философии?

В трудах Гегеля встречаются различные определения абсолютной идеи, которые с точки зрения формальной логики даже трудно назвать определениями, но таково свойство всех фундаментальных понятий.

Великий рационалист Гегель при характеристике абсолютной идеи поднимается до поэтических высот: «Единственно лишь абсолютная идея есть бытие, непреходящая жизнь, знающая себя истина и вся истина»[1].

Он замечает, что определения абсолютной идеи не раскрывают ее сущности: «Можно, конечно, растекаться в бессодержательных декламациях об абсолютной идее; истинным содержанием идеи является не что иное, как вся система…»[2]

Поэтому, чтобы понять содержание абсолютной идеи, нужно обратиться к гегелевской системе, целостное и законченное изложение которой представлено в «Энциклопедии философских наук».

Первое и основное определение абсолютной идеи, по Гегелю, есть разум[3]. Абсолютная идея есть разум, мышление, разумное мышление, которое выступает как субстанциальная первооснова и сущность всего существующего. В качестве субстанции абсолютная идея наделяется атрибутом всеобщности.

По абсолютная идея не только мышление. Она, как указывает Гегель, есть «единство практической и теоретической идеи и, следовательно, вместе с тем единство идеи жизни и идеи познания»[4].

Процесс постижения истины абсолютной идеей есть в то же время процесс ее самопознания. Идея познает себя, ставя себя же перед собой в качестве объекта, т.е. она творит мир и человека в целях самопознания.

В процессе самопознания абсолютная идея проходит три этапа, в соответствии с которыми философская система Гегеля подразделяется на логику, философию природы и философию духа.

Логика

Поставив логику в начало своей системы, он подчеркнул логическую первичность идеи по отношению к природе и человеческому духу. Логика Гегеля носит диалектический характер и отличается от формальной логики как науки о формах и законах правильного мышления.

Предметом науки логики, по Гегелю, являются формы абсолютного мышления или сама «абсолютная идея» в своем логическом развитии. А поскольку в философии Гегеля утверждается принцип тождества бытия и мышления, то логика оказывается также и онтологией (учением о развитии бытия), и гносеологией (учением о развитии познания).

Наука логики включает в себя учения о бытии, понятии и сущности.

Философия природы

В процессе самопознания абсолютная идея объективируется в свое «инобытие», в явления природы. Основная задача философии природы – осмыслить природу в ее целостности. Рассматривая природу как инобытие Абсолютной идеи, Гегель считал, что природе свойственны те же общие законы, что и Абсолютной идее.

Философия природы включает в себя механику, физику и органическую физику. Этот раздел философской системы Гегеля был наименее удачен. Отрицательное отношение со стороны ученых естествоиспытателей к натурфилософским построениям Гегеля выразил историк физики Ф.

Розен- бергер, когда писал, что от спекулятивных высот натурфилософии Гегеля «не было моста к природе, и даже понимание естественно-научного метода не было более возможно»[5].

После пребывания в своем инобытии, каковым является природа, Абсолютная идея воплощается в Духе, который характеризуется Гегелем как третья, высшая и завершающая, ступень развития абсолютной идеи, когда она «снимает» предшествующую ступень своего природного «инобытия». Дух – это Абсолютная идея, вернувшаяся к себе.

В процессе самопознания и саморазвития абсолютной идеи Дух проявляется как субъективный, объективный и абсолютный дух.

Субъективный дух – это этап формирования индивидуального сознания. В философии субъективного духа рассматриваются человеческая душа и сознание во всех их аспектах. Когда субъективный дух достигает зрелости, он выходит за пределы индивидуального существования, т.е. объективируется.

Объективный дух воплощается в формах социального бытия человека, к которым относятся право, мораль, семья, гражданское общество и государство.

Абсолютный дух есть форма реального бытия абсолютной идеи.

Под абсолютным духом Гегель разумеет совокупную духовную деятельность человечества на протяжении тысячелетий развития всемирной истории.

По Гегелю, существуют три формы постижения абсолютного духа: искусство, религия и философия. Искусство выражает его в чувственных образах, религия – в «представлениях», а философия – в понятиях.

Гегель уверен, что вся история философии представляет собой последовательное раскрытие содержания Абсолютной идеи.

Определяя философию как эпоху, схваченную в мысли, Гегель считал, что нет ложных философских систем, есть лишь более или менее адекватные концепции абсолютного Духа.

Высшей формой философского знания Гегель считал свою собственную философскую систему, поскольку именно в ней абсолютная идея завершает самопознание и достигает абсолютной истины.

Система Гегеля представляет собой философскую теорию развития: она развивается и излагается на основе последовательно проведенного диалектического метода.

Идея развития не была индивидуальным открытием Гегеля, она формировалась в естественных науках (биологии, космогонии, геологии), в философии его предшественников, в отличие от которых Гегель не просто высказывал те или иные диалектические идеи, а разработал систему идеалистической диалектики. Как отмечал В. Ф. Асмус, диалектический метод развертывается Гегелем не как отдельное учение, оторванное от реального содержания системы, но в самом процессе познания, в разработке системы развития[1].

Наиболее полно диалектика Гегеля представлена в его работе «Наука логики».

Гегель резко критиковал логику, понимаемую только как наука о формах мышления, лишенного всякого содержания[2].

Чтобы «мертвые кости логики» оживотворились духом, пишет он, ее методом должен стать тот, который «единственно только и способен сделать ее чистой наукой». Этот метод – диалектика.

Раскрытие того, что «единственно только и может быть истинным методом философской науки, составляет предмет самой логики, ибо метод есть осознание формы внутреннего самодвижения ее содержания»[3].

Г. Гегель сформулировал важнейшие законы, категории и принципы диалектики, обосновал положение о единстве диалектики, логики и теории познания, создал первую в истории мысли развернутую систему диалектической логики.

В рамках своей системы Гегель понимал развитие как переход или восхождение от величайшей абстрактности, пустоты, бедности понятия к величайшей конкретности, полноте и богатству абсолютной идеи.

Изложение своей системы в «Науке логики» он начинает с определения абсолютного как бытия, которое, по выражению Гегеля «есть самое наиабстрактнейшее и наибеднейшее» определение.

«Начиная мыслить, – пишет Гегель, – мы не имеем ничего, кроме мысли в ее чистой неопределенности»[4]. А поскольку чистое бытие есть чистая абстракция, то оно тождественно ничто.

Бытие и ничто и едины, и совершенно различны: бытие есть переход в ничто, и ничто – переход в бытие. Это взаимодействие бытия и ничто Гегель именует становлением.

Бытие и ничто являются пустыми абстракциями, тогда как становление, представляющее собой единство двух противоположностей, есть первая конкретная мысль.

Результатом становления является наличное бытие, имеющее количественную и качественную определенность. Происходит снятие границ при сохранении тождества сущего: качество переходит в количество, а затем объединяется с ним в категорию меры, позволяющей Гегелю сформулировать закон перехода количества в качество. Далее он переходит к учению о сущности и учению о понятии.

Диалектическое движение бытия протекает в определенном ритме, каждый элемент которого в свою очередь заключает в себе три момента: тезис, антитезис и синтез. Каждое явление (тезис) в силу своей конечной природы переходит в другое явление, которое противоположно первому, является отрицанием этого первого (антитезис).

В то же время каждый антитезис, будучи отрицанием своего тезиса, не уничтожает его целиком и не является чем-то абсолютно внешним и чуждым относительно этого тезиса. Противоречие тезиса и антитезиса примиряется в синтезе.

Эта триада («тезис – антитезис – синтез») применяется Гегелем не только к анализу понятий, но и ко всей системе абсолютного идеализма в целом.

Центральный пункт гегелевской диалектики – учение о противоречии.

Сущностью абсолютной идеи является развитие, источник которого лежит в противоречии. Противоречие глубочайшим образом связано с природой изменения и оно так же необходимо, как и изменение: «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности; лишь поскольку нечто имеет в себе самом противоречие, оно движется, имеет побуждение и деятельно»[5].

Гегель доказывал реальность противоречия. По его словам, обычное мышление слишком нежно относится к вещам: оно удаляет из них противоречие, помещая его в дух, разум и оставляя его там неразрешенным.

Но противоречие движет миром, и смешно говорить, что оно немыслимо. В качестве примера реального противоречия Гегель рассматривает простое явление механического движения.

Движение предмета и есть противоречие, поскольку он в один и тот же момент здесь и не здесь, в этом здесь вместе есть и не есть.

Так как диалектика мышления есть, по Гегелю, в то же время и реальная диалектика бытия, то отсюда следует, что противоречия, которые необходимо получаются при развитии конечных определений рассудка, должны быть также и реальными противоречиями.

В диалектике развертывается реальный конкретный процесс исторической жизни, движущейся вперед через противоречия. Целью диалектического метода является постижение всего мирового и исторического процесса как движения бытия, развертывающегося в противоречиях и через противоречия.

Философия Гегеля явилась завершением установки ново- европейского рационализма на достижение абсолютного знания. Г. Гегель довел до крайности эту линию на поиск абсолютной, т.е. вечной и тождественной себе истины.

Дальнейшие философские исследования в духе панлогизма были бесперспективны, и в философии 30–40-х гг. XIX в. этот факт был осознан.

Выход из тупиковой ситуации шел по линии обоснования принципиально новых мировоззренческих концепций: антропологического материализма, марксизма, позитивизма, философской антропологии и философии жизни.

Page 3

Русский философ С. Н. Булгаков в статье, посвященной 100-летию со дня рождения Л. Фейербаха, отметил, что в ряду имен, выражающих собой духовный облик XIX в., наравне с именами Гегеля и Дарвина, Маркса и О. Конта, следует поставить и имя Людвига Фейербаха[1].

Антропология как основа материализма

Эволюцию своего мировоззрения Фейербах описывал следующим образом: «Бог был моей первой мыслью, разум – второй, человек – третьей и последней».

Начав с изучения теологии, он разочаровался в ней и перешел к изучению философии Гегеля, однако его не удовлетворял абстрактный характер гегелевской философии.

Прощание с философией Гегеля состоялось в небольшой статье «»К критике философии Гегеля» (1839), где Фейербах заявил, что «система Гегеля есть абсолютное самоотчуждение разума»[2].

Фейербах считал, что необходима реформа философии, ее поворот от идеализма к материализму, но не к механистическому материализму XVIII в., а к антропологическому (от греч. anthropos – человек) материализму.

Основные положения материализма Фейербаха Ф. Энгельс резюмировал следующим образом: «Природа существует независимо от какой бы то ни было философии. Она есть та основа, на которой выросли мы, люди»[3].

В центре философии, считал Фейербах, должен быть человек, понимаемый как телесно-духовное существо.

Антропологический принцип выражал у Фейербаха единство человеческой природы.

Материалистический подход к человеку в антропологии Фейербаха выражался в том, что природа, материя рассматривались им как источник и тела, и духа человека.

Дух и тело нельзя отделять друг от друга: «Что за половинчатость, что за раздвоение, что за “шиворот-навыворот”!»[4] Только теоретически, указывал Фейербах, можно представить себе дух отдельно от тела, в действительности же первый неразрывно связан со вторым и зависит от него. Отталкиваясь от человека, Фейербах не отрывал и не противопоставлял его природе; человека он считал продуктом и частью природы. Поэтому новая философия должна сделать человека, включая и природу как базис человека, единственным, универсальным и высшим предметом философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку»[5].

В отличие от французских материалистов XVIII в.

, которые в своих концепциях человека исходили из понятия «природа человека», Фейербах считал, что сущность человека заключена не в отдельно взятом человеке, а в человеческом роде: «Отдельный человек, как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем. Человеческая сущность только налицо в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся на реальность различия между Я и Ты»[6].

Основу объединения людей, их общения Фейербах видел в любви. Поскольку любовь есть универсальный закон природы, постольку она должна стать высшим и первым законом человека. Средством обеспечения этого закона должна быть не религия, а новая философия.

Религия и пути ее преодоления

Важнейшей задачей философии Фейербах считал познание религии, которое нужно для содействия человеческой свободе, самодеятельности, любви и счастью, для того, «чтобы человек сделал собственное человеческое существо законом и определяющей основой, целью и масштабом своей политики»[7].

Этому посвящены такие его работы, как «Сущность христианства» и «Лекции о сущности религии». Он не просто отвергал религию, а пытался понять, как она возникла, почему человек создает себе Бога? При этом он различал религию и теологию.

Религия была для Фейербаха объектом спокойного философского исследования, а теология, а также идеалистическая философия, которые, по его мнению, были спекуляцией на религии, – объектом критики.

Главным методологическим принципом познания сущности религии у Фейербаха выступал антропологический принцип, согласно которому тайна и истина религии – в антропологии: «Истинный смысл теологии есть антропология»[8]. Отсюда целью Л. Фейербаха являлось выяснение антропологической сущности религии и низведение сверхъестественной, сверхчеловеческой сущности бога к антропологической сущности человека.

Именно сама «природа человека» и условия его жизни приводят к идее Бога и возникновению религии. Тайна религии, как ее понимал Фейербах, заключается в том, что человек «объективирует свою сущность», и эта объективированная сущность превращается в субъект, в личность, т.е.

в Бога: «Божественная сущность – не что иное, как человеческая сущность, очищенная, освобожденная от индивидуальных границ, т.е. от действительного, телесного человека, объектививированная, т.е. рассматриваемая и почитаемая в качестве посторонней, отдельной сущности.

Поэтому все определения божественной сущности относятся и к сущности человека»[9]. Таким образом, «человек есть начало, человек есть середина, человек есть конец религии»[10].

Бог человека таков, каковы его мысли и намерения, а ценность бога не превышает ценности человека. О человеке можно судить по богу и о боге – по человеку. Они тождественны: «Божество человека заключается в его духе и сердце, а дух, душа и сердце человека обнаруживаются в его боге»[11].

Религия истинна в том смысле, что, обращаясь к богу, человек тем самым обращается к своей собственной сущности. Фейербах писал, что сознание бога есть самосознание человека, а познание бога – самопознание человека. Однако религия ложна в том смысле, что свою собственную человеческую сущность человек воспринимает как чужую – божественную.

Как отмечал С. Н. Булгаков, Фейербах стремился не упразднить религию, а ее очеловечить, свести с неба на землю, растворить ее в стихийной силе чувства[12].

Разрушая старую, он стремился вместе с тем создать новую религию, в центре которой должен был находиться человек: «человек человеку бог» – провозглашал философ.

«Истинным богом» для Фейербаха является человек, вернее, не просто человек, а человеческий род как высшее проявление Природы. Поэтому «истинной религией», по его мнению, должна быть «религия человека».

На место любви к богу нужно поставить любовь к человеку, которая должна стать первым и высшим законом: «Мы должны любить человека ради человека. Человек является предметом любви, потому что он есть самоцель, разумное и способное к любви существо. Это есть закон рода, закон разума»[13].

Любви Фейербах придавал фундаментальное значение. Любовь как главное чувство должна стать смыслом жизни. Мышление вторично и должно учиться у чувств. Спекулятивное же мышление, по Фейербаху, вообще бесполезно: «Истинная философия заключается не в том, чтобы создавать книги, а в том, чтобы создавать людей»[14].

Новая философия, основанная на всеобщей любви, носила утопический характер. Страстно выступая против идеализма, Л. Фейербах остался на позициях идеалистического понимания истории.

Антропология Фейербаха стала переходным пунктом от идеалистической философии первой трети XIX в. к марксизму, основоположники которого, высоко оценив заслуги Фейербаха, всегда считали его одним из своих непосредственных философских предшественников.

Page 4

Изучив материал данной главы, студент должен:

знать

  • • о существовании неосознанных (бессознательных) и не вполне осознанных (подсознательных) явлений в функционировании психики человека, побуждающих его к тем или иным актам поведения и деятельности:
  • • роль указанных явлений в познавательной деятельности людей;
  • • толкование роли различных форм бессознательной деятельности в трудах наиболее последовательных европейских иррационалистов XIX в.: А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше;
  • • содержание и социальную направленность их учений;

уметь

  • • правильно судить о том, получены ли те или иные знания, выводы и т.д. в результате интуитивного (иррационального) или логического (рационального) способа познания – догадка это или результат логических умозаключений;
  • • исходя из этого, дать правильную оценку значения для практики тех или иных идей, теорий, учений;

владеть

• методологией научного познания, исходя из которой сочетать, насколько возможно и полезно, рациональные и иррациональные методы познания, например логический анализ и интуитивные догадки (озарения).

В XIX в. в Европе активно развивалось иррационалистическое направление философской мысли наряду с эмпирическим и рационалистическими направлениями, о которых шла речь ранее.

Данное направление развивалось усилиями популярных в свое время мыслителей, среди которых наиболее влиятельными были Артур Шопенгауэр, Серен Кьеркегор и Фридрих Ницше.

Именно их философские воззрения мы и рассмотрим в данной главе.

А пока отметим, что проблема иррационального восприятия явлений была предметом внимания также русских философов, в том числе Владимира Соловьева, Петра Флоренского, Се́ргия Булгакова, Семена Франка, Льва Шестова и др. Ее касались также русские писатели и поэты XIX и начала XX в.

В своей теории всеединства В. С. Соловьев указывал, что в познании человеком мира необходимо сочетать жизненный опыт, науку, интуитивное созерцание, мистическое восприятие мира и религиозную веру.

Вообще во взглядах названных выше и других религиозных мыслителей России сочетаются реалистические и религиозно-мистические идеи. Не отрицая целиком роли научного познания мира, они придавали главное значение его религиозно-мистическому постижению.

Большое значение они придавали также инстинктивным и интуитивным восприятиям различных явлений. Все это есть проявления иррационализма в поведении людей и в их познавательной деятельности.

Проблема бессознательного (иррационального) нашла свое отражение в литературном творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. М. Горького и других русских писателей и поэтов. Вот лишь несколько примеров.

В романс А. С. Пушкина «Евгений Онегин» читаем:

«Татьяна, русская душою,

Сама не зная почему,

С ее холодную красою

Любила русскую зиму».

А вот, что говорит Князь – герой поэмы А. С. Пушкина

«Русалка»:

«Невольно к этим грустным берегам

меня влечет неведомая сила».

Или слова М. Ю. Лермонтова из стихотворения «Родина»:

«Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой…

Но я люблю – за то, не знаю сам…»

Приведенные нами строки выражают неосознанные состояния души героев произведений указанных авторов.

Факты не вполне осознанного (подсознательного), а то и вовсе бессознательного восприятия человеком различных явлений действительности и соответствующего поведения отрицать не приходится.

Они совершаются часто и разнообразно. В то же время они мало изучены.

К тому же изучение проблемы бессознательного, как правило, носит умозрительный характер, не опирается на какую-либо экспериментальную базу.

Многие мыслители России и Запада даже не допускали мысли о возможности исследования проблем бессознательного с помощью каких-либо экспериментов.

Более того, они утверждали, что постижение бессознательного невозможно с помощью науки и вообще с помощью логического мышления.

По их мнению, логическое мышление как основной способ научного познания в лучшем случае может «уловить» лишь поверхностные проявления бессознательного в живой природе и в обществе, но не его подлинное содержание.

Между тем бессознательное, т.е. неуловимые сознанием человека импульсы его психики, действует, по-разному проявляет себя и, как минимум, способствует ориентации человека в условиях его жизнедеятельности. Оно специфически проявляется в инстинктивной деятельности животных.

Выходит, что бессознательное реально существует, но действует как бы втайне от человека и его сознания, как некая «вещь в себе». На основе такого представления о бессознательном некоторые мыслители развивали разного рода теории, составившие содержание их иррационалистических учений.

О них пойдет речь в дальнейшем.

Источник: https://studme.org/37217/filosofiya/absolyutnyy_idealizm_gegelya

Объективный идеализм Г. Гегеля

III:  Гегель – объективный или абсолютный идеалист. Поэтому формы

Г. Гегель (1770 – 1831) – немецкий мыслитель, считавший, что «…философия — наука наук, царица наук». Исходным пунктом его философии является тождество бытия и мышления. Смысл этого исходного принципа заключается в следующем. Гегель считает: ни материя, ни человеческое сознание не могут рассматриваться как первооснова мира. Почему?

Сознание человека нельзя вывести из материи, ибо нельзя объяснить, как неживая материя могла породить разум. Это утверждение направлено против материализма.

Материю невозможно вывести из человеческого сознания, ибо нужно объяснить, как возникло человеческое сознание. Это направлено против субъективного идеализма.

Если ложны и материализм и идеализм (под которым Гегель подразумевает только субъективный идеализм), то нужно найти такую первооснову, из которой можно вывести и материю, и человеческое сознание. Такой основой, считает Гегель, является Абсолютная идея, то есть внечеловеческое, мировое сознание.

Данная позиция называется объективным идеализмом. Абсолютная идея представляет собой тождество бытия и мышления.

По Гегелю этот принцип тождества заключается в том, что вначале природа, человек и общество присутствуют в Абсолютной идее потенциально, а затем Абсолютная идея, развиваясь, сама становится природой, человеком, обществом, моралью, искусством и т. д.

Философская система Гегеля состоит из трех частей: Абсолютная идея саморазвивается (познает себя) в трех формах: логика, философия природы, философия Духа.

Рассмотрим содержание этих трех частей.

1. Первая ступень развития Абсолютной идеи рассматривается в работе «Наука логики», которая, по определению Гегеля, представляет собой «науку об идее в себе и для себя».

Абсолютная идея, существуя вне пространства и времени, в сфере чистой мысли, саморазвивается через логические категории за счет присущего ей внутреннего противоречия: тождества бытия и мышления (это такие же противоположности, как например, плюс и минус).

П. Вторая ступень развития абсолютной идеи начинается с того, что Абсолютная идея отрицает себя и «опредмечивается», то есть выступает в виде предметов, тел, существующих независимо от человеческого сознания. Эта вторая фаза развития рассматривается в книге «Философия природы».

Главные формы природного бытия Абсолютной идеи следующие: механика – пространство, время, материя, движение; физика – свет, тепло, химические реакции; органика – проблемы геологии, ботаники, зоологии.

На этом завершается второй этап развития Абсолютной идеи в рамках природы.

Ш. Третья ступень — Абсолютная идея переходит в заключительную фазу своего развития, которая рассматривается в работе «Философия Духа». Она состоит из 3-х частей:

1) учения о субъективном духе – антропология, физиология, психология;

2) учения об объективном духе – право, нравственность, государство;

3) учения об абсолютном духе – искусство, религия, философия как высшая ступень самопознания абсолютной идеи.

В философии завершается всемирная история, и Мировой разум полностью осознает себя и самоудовлетворяется, считает философ.

Развитие Абсолютной идеи на этом заканчивается – она полностью познает свою суть в форме философии, а именно философии самого Гегеля.

Таким образом, объективный идеализм Гегеля утверждает: первооснова мира — Абсолютная идея; и природа, и общество, и человеческое сознание — это ее воплощения.

Важной заслугой Гегеляявляется то, что он сформулировал три закона диалектики, развив тем самым представления о принципе развития и принципе всеобщей взаимосвязи явлений. (Кстати, этим законам подчинено и развитие Абсолютной идеи).

Закон единства и борьбы противоположностей – первый закон диалектики.

Он указывает наисточник развития – единство и борьбу противоположностей, то есть таких сторон явлений, которые не могут существовать друг без друга и, одновременно, исключают друг друга.

Например, покой и движение, жизнь и смерть, прекрасное и безобразное, бытие и мышление. Вместе они составляют диалектическое противоречие, то есть такое взаимодействие противоположностей, когда они находятся в отношениях единства и борьбы.

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные – второй закон диалектики. Он указывает на механизм развития, выясняет, как именно оно происходит. Две противоположности — количество и качество находятся в единстве. Это единство – есть мера вещи, то есть граница, в которой предмет остается самим собой.

Когда происходит изменение количества (уменьшение или увеличение), то наступает момент выхода за границы меры и, следовательно, переход к новому качеству. Наиболее наглядными примерами границ вещества являются точки кипения, плавления. Таким образом, закон показывает, как конкретно осуществляется процесс развития и появления нового качества предмета.

Происходит это путем скачка и нарушения меры.

Закон отрицания отрицания – третий закон диалектики. Он показываетнаправленность развития, раскрывая, как новое вырастает из старого в ходе его отрицания.

При этом надо помнить, что отрицание здесь – это не уничтожение, полное разрушение, а отказ от всего отжившего и сохранение всего полезного для дальнейшего развития. Например, если птица склевала зерно – это его полное разрушение и прекращение дальнейшего развития.

Но, если зерно посажено в землю и проросло, превратилось в корневую систему, стебель, листья, то это такое отрицание, которое дает возможность для дальнейшего развития зерна. Это диалектическое отрицание.

Затем, когда растение даст новые зерна и само перестанет существовать, произойдет второе отрицание или отрицание отрицания. В данном случае это будет колос.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/4_176205_ob-ektivniy-idealizm-g-gegelya.html

Читать

III:  Гегель – объективный или абсолютный идеалист. Поэтому формы
sh: 1: —format=html: not found

Annotation

Собрание сочинений в 14 томах. Издательство социально-экономической литературы (Соцэкгиз)

Год: 1929-1959

От редакции.

Гегель и диалектический материализм. (Вступительная статья.)

Энциклопедия философских наук. Логика.

Предисловие к первому изданию.

Предисловие к третьему изданию.

Речь Гегеля 22 октября 1818 г.

Введение.

Часть первая НАУКА ЛОГИКИ

Предварительное понятие.

Первый отдел. Учение о бытии.

Второй отдел. учение о сущности.

Третий отдел. Учение о понятии.

Приложение.

Предисловие Гегеля ко второму изданию.

Предметный указатель.

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Все книги автора

Эта же книга в других форматах

Приятного чтения!

От редакции.

В ноябре 1931 г. исполнится сто лет со дня смерти великого

немецкого мыслителя Георга–Вильгельма–Фридриха Гегеля. Значение

Гегеля для нас, марксистов, определяется его влиянием на Маркса

и Энгельса, которые построили свое учение при помощи

заимствованного у Гегеля и в то же время материалистически ими

переработанного диалектического метода. Гегель велик прежде всего тем, что он

создал «энциклопедию диалектики». Но его диалектика органически

связана с его идеалистической системой, которая естественно, в свою

очередь, должна была повести к извращению самого метода. Отсюда

вытекала историческая и логическая необходимость преодоления

гегельянства, что и было выполнено Марксом и Энгельсом,

создавшими свою философию диалектического материализма,

В своей «Науке логики», равно как и в так называемой «Малой

логике», Гегель разработал во всех подробностях систему

диалектической логики, подвергнув критике логику формальную и подняв тем

самым наше научное мышление на новую, более высокую ступень.

Но Гегель не ограничился созданием логики. Он поставил себе целью

при помощи нового метода переработать чуть ли не все области

человеческого знания.

Гегелевская философия, говорит Энгельс, захватила несравненно

более широкую область, чем какая бы то ни было прежняя система.

Ему удалось развить во многих областях изумительное богатство

идей. «Феноменология духа (которую можно было бы назвать

параллелью эмбриологии и палеонтологии духа, — развитием

индивидуального сознания на различных его ступенях, рассматриваемых как

сокращенное воспроизведение ступеней, исторически пройденных

человеческим сознанием), логика, философия природы, философия

духа, разработанная в ее отдельных исторических

подразделениях: философия истории, права, религии, история философии,

VI

эстетика и т. д., — в каждой из этих различных исторических

областей Гегель старается найти и указать проходящую через нее

нить развития. А так как он обладал не только творческим гением,

но и всесторонней ученостью, то его появление везде составило

эпоху. Само собою понятно, — продолжает Энгельс, — что нужды

«системы» довольно часто заставляли его прибегать к тем

насильственным теоретическим построениями, по поводу которых до сих пор так

ужасно кричат его ничтожные противники. Но эти построения служат

у него только рамками работы, лесами возводимого им здания. Кто,

не останавливаясь около них, проникает в самое здание, тот находит

там бесчисленные сокровища, до настоящего времени сохранившие

свою полную ценность» *).

Таким образом, мы в произведениях Гегеля находим

бесчисленные сокровища и изумительное богатство идей, как выражается

Энгельс. Если принять во внимание, что Гегель с необычайной

последовательностью во всех своих произведениях применяет разработанный

им диалектический метод к конкретным областям действительности и

знания, то легко понять, какой огромный интерес для марксистов

представляет изучение основных произведений Гегеля. При этом надо

помнить, что в деле изучения генезиса марксизма работы Гегеля имеют

также огромное значение. В целом ряде вопросов Маркс и Энгельс

примыкают непосредственно к Гегелю, развивая зачатки высказанных

им идей в целостную концепцию на чисто материалистической основе.

«Феноменология духа», «Логика», «Философия природы»,

«Философия права», «Философия истории», «История философии» и

«Эстетика» — вот те основные сочинения Гегеля, которые так или иначе влияли

на Маркса и Энгельса и которые действительно поражают богатством

содержания. Лекции по истории философии Энгельс по

справедливости считает «одним из гениальнейших произведений». От гегелевой

Философии права и ее критики Маркс отправлялся при выработке им

собственных историко–материалистических взглядов. Даже

Философия природы, которая во многих частях несомненно является, в

сравнении с другими произведениями мыслителя, наиболее слабым,

заслужила большую похвалу со стороны Энгельса, считающего, что

Гегель «своим синтезом и рациональной группировкой

естествознания» сделал большое дело, Та же, если не еще более положительная,

*) Ф. Энгельс, Людвиг Фейербах, изд. Института К. Маркса и Ф.

Энгельса, 1928 г., стр. 36.

VII

оценка дается основоположниками и классиками марксизма

Феноменологии духа, Философии истории и Эстетике.

За последние десять лет выросли совершенно новые кадры чита-

телой из трудящихся масс. В старину такие серьезные труды, как

сочинения Гегеля, изучались очень ограниченным кругом

интеллигенции, ее верхушкой, которая рекрутировалась по преимуществу из

аристократических и богатых буржуазных слоев населения. Ныне, когда

марксизм занял у нас господствующее положение в области

идеологии, когда, в связи с необходимостью углубленного изучения

марксизма, диктуемого потребностями нашей эпохи и всей практической

жизни, вопрос об изучении корней и философских основ нашего

миросозерцания встал во всю ширь, интерес к Гегелю необычайно

повысился. Сочинения Гегеля уже не являются предметом «роскоши»,

объектом изучения для тесного кружка любителей философии.

Произведения Гегеля стали у нас предметом «широкого потребления».

Гегель стал у нас из всех классиков философии самым популярным.

Естественно, что при таких условиях необходимость издания

избранных сочинений Гегеля на русском языке не требует особого

обоснования.

К сожалению, на русском языке до сих пор не имеется ни

«Философии права», ни «Философии истории», ни «Истории философии».

Другие произведения Гегеля были, правда, переведены на русский

язык, но и с ними дело обстоит далеко не благополучно.

Большую услугу делу распространения идей Гегеля в России

оказал В. Чижов, который в 60–х годах прошлого столетия перевел на

русский язык так называемую большую «Энциклопедию философских

наук». Несмотря на то, что чижовский перевод является в настоящее

время библиографической редкостью, другого перевода

«Энциклопедии» у нас до сих пор нет. Особой популярностью пользуется у нас

чижовский перевод «Малой логики». Это пока единственная книга, по

которой широкие круги учащихся изучают диалектику Гегеля, ибо

«Наука логики» несравненно труднее для понимания и требует

большей подготовки. Чижовский перевод «Энциклопедии» отличается

одновременно и большими достоинствами, и большими недостатками.

К достоинствам этого перевода следует отнести легкость изложения.

Мысль Гегеля чаще всего передается переводчиком в виде пересказа

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=268816&p=6

Гегель называл свою философскую систему «абсолютным идеализмом». Абсолютный идеализм философии Гегеля связан с его стремлением охватить весь универсум, весь природный и духовный мир единым понятием. Таким исходным понятием гегелевской системы является Абсолютная идея.

Что такое «Абсолютная идея»? Первое и основное определение Абсолютной идеи, по Гегелю, — есть разум. Абсолютная идея — это разум, мышление, разумное мышление.

В обыденном понимании термина «идея» есть определяющее понятие, лежащее в основе теоретической системы, плана, замыслы или главная мысль художественного, научного или политического произведения. Гегель так и понимает Абсолютную идею.

У Гегеля Абсолютная идея — есть субстанция, которая составляет сущность и первооснову всех вещей.

«Разум есть субстанция, а именно то, благодаря чему и в чем вся действительность имеет свое бытие, разум есть бесконечная мощь, потому что разум не настолько бессилен, чтобы ограничиваться идеалом долженствования и существовать как нечто особенное лишь вне действительности, неведомо где, в головах некоторых людей.

Разум есть бесконечное содержание, вся суть и истина и он является для себя самого тем предметом, на обработку которого направлена его деятельность, потому что он не нуждается подобно конечной деятельности в условиях внешнего материала: данных средств, из которых он извлекал бы содержание и объект своей деятельности. (Гегель Г.В.Ф. Сочинения в четырнадцати томах. М., 1929-1959. Т. 8. С. 10). Таким образом, Абсолютная идея Гегеля есть первоначало или субстанция всего существующего.

Универсальная схема творческой деятельности «мирового «духа» раскрывается у Гегеля на основе процесса саморазвития «Абсолютной идеи». Абсолютная идея, по учению Гегеля, представляет собой субстанцию мира, универсум во всей его полноте.

Она существует вечно и содержит в скрытом, «свернутом» виде все возможные определения природных, общественных и духовных явлений.

В процессе саморазвития Абсолютная идея проходит различные стадии в виде последовательного движения от абстрактно-общих определений к определениям, обогащенным конкретным содержанием.

Первым этапом самораскрытия Абсолютной идеи является логика. Логика, по Гегелю, — это научно-теоретическое осознание Абсолютной идеи. Через логику Абсолютная идея раскрывается в ее всеобщем содержании в виде системы категорий, начиная от самых бедных, — бытия, небытия, наличного бытия, качества, количества и т. д.

и кончая конкретными, многообразно определяемыми понятиями химизма, биологизма, познания и т. д., Гегель характеризовал категории как текущие, находящиеся в состоянии непрерывного самопроизвольного движения чистые мысли. Как по форме, так и по содержанию категории не даются в чувственно-воспринимаемом материале.

Как чистые мысли и ступени развития идеи они сами по себе содержательны и поэтому составляют сущность вещей.

Следующий этап саморазвития — природа — неорганический и органический мир. Философия природы наиболее слабая часть его системы. Гегель плохо знал естествознание и поэтому в философии природы можно встретить много неточностей, ошибок. Гегель очень низко оценивает природу.

Природа, по Гегелю, это необходимое в процессе развития Абсолютной идеи, но все же вспомогательное средство. Создавая природу, или точнее, превращаясь в природу, Абсолютная идея опредмечивает себя, и тем самым, отчуждается от своей истинной сущности и предстает в виде конечных чувственных, телесных единичностей.

По Гегелю, Бог создает природу с той целью, чтобы из природы возник человек и вместе с ним человеческий дух. Первой стадией развития человеческого духа является, по Гегелю, субъективный дух. Субъективный дух рассматривается Гегелем на трех уровнях: антропологии, феноменологии и в психологии.

Антропология раскрывает душу как чувствующую субстанцию, феноменология исследует превращение души в создание по ступеням: сознание — самосознание — разум, психология показывает теоретические и практические способности духа.

Второй стадией развития человеческого духа является объективный дух. Объективный дух охватывает у Гегеля сферу социальной жизни и понимается как сверхиндивидуальная целостность, возвышающаяся над отдельными людьми и проявляющаяся через их различные связи и отношения.

Объективный дух разворачивается в праве, морали, нравственности, государстве, религии, искусстве. Высшей формой самореализации Абсолютной идеи является Абсолютный дух. Под Абсолютным духом Гегель разумеет совокупную духовную деятельность человечества на протяжении тысячелетий развития всемирной истории.

Иначе говоря, это — духовная деятельность сменяющих друг друга человеческих поколений.

Таким образом, Абсолютный дух — это та же Абсолютная идея, скрыто работающая в человеческих целях и делах, в деятельности всех человеческих поколений, это их внутренняя идеальная сущность, скрытая причина всех деяний и познаний.

У Гегеля понятия «Абсолютная идея» и «Абсолютный дух» нередко употребляются в одном и том же значении. «Дух есть всегда идея», — пишет Гегель. Но не следует упускать различие и у этих понятий. Идея — это субстанция, чистая всеобщность.

Дух — та же идея, но в ее реальном выражении в виде различных форм интеллектуальной деятельности людей, начиная от низших, чувственных форм и кончая абсолютным знанием. В Абсолютном духе осуществляется полное совпадение идеи, мышления и бытия. Идея познает бытие во всем многообразии его определений.

Так Гегель разрешает поставленную Кантом проблему согласования субъекта и объекта, мышления и бытия.

Однако, естественно, возникает вопрос, когда же произошло и почему вообще на каком-то конкретном историческом этапе могло произойти это событие. И здесь Гегель попадает в зависимость от логики развития системы.

Всякая система, по его мнению, должна быть завершена, то есть давать окончательные ответы на поставленные вопросы. Движение Абсолютной идеи, а следовательно, и всего предметного мира, имеет свое начало и конец, замкнуто в определенный круг.

У Гегеля получается, что высшей формой и концом развития Абсолютной идеи, где она осознает самое себя и весь пройденный ею путь и становится Абсолютным духом, является философская система самого Гегеля.

Отныне восходящее движение Абсолютной идеи прекращается, и дальнейший процесс движения может быть мыслим как замкнутый круг, простое повторение идеей пройденного пути.

Отсюда неизбежно вытекали социально-политические следствия. Поскольку в философской системе Гегеля человечество пришло к познанию абсолютной истины, постольку и время и место, где творил Гегель — Германия времен Кайзеpa Вильгельма, является высшим этапом исторического развития.

Здесь явно присутствует идеологический оттенок, направленный на увековечивание монархического строя. Но социально-политические следствия не ограничиваются этим. Гегель дал аргументы для развития немецкого национализма.

Гегель учил, что этому, якобы осуществившемуся в Германии высшему этапу развития идеи, соответствует и наиболее совершенная немецкая система общественного и государственного устройства, а немецкий народ является избранным народом.

Что же касается всех других народов мира, то они, по Гегелю, или уже сыграли свою роль в истории, или вообще не способны к самостоятельной исторической роли.

В определенном противоречии с системой находится диалектический метод Гегеля. Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии. Диалектический метод в философии встречался и до Гегеля.

Первоначально термин «диалектика» означал искусство ведения спора и разрабатывался, по преимуществу, в целях совершенствования ораторского искусства. Родоначальниками диалектики можно считать Сократа и софистов. Вместе с тем, диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности.

Вспомним учение о развитии Гераклита, а позже Зенона, Kaнта и т. д. Однако только Гегель придал диалектике наиболее развитую и совершенную форму.

Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость.

Заслуга Гегеля, по сравнению с его предшественниками, состоит в том, что он дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные, закон взаимопроникновения противоположностей и закон отрицания отрицания. Рассмотрим кратко содержание этих законов.

Закон перехода количественных изменений в качественные описывает механизм саморазвития. Гегель дал, прежде всего, определение категорий качества, количества и меры, считая их тремя формами начальной ступени бытия идеи. Качество Гегель характеризовал как тождественную с бытием внутреннюю определенность.

Качество — это внутренняя определенность предмета, явление которое характеризует предмет или явление в целом. Качественное своеобразие предметов, явлений выступает, прежде всего, как их специфика, оригинальность, неповторимость, как то, что отличает данный предмет от другого. Качество любого предмета, явления, по Гегелю, определяется через его свойства.

Свойства предмета — это способность его определенным образом соотноситься, взаимодействовать с другими предметами. То есть свойства проявляются в отношении между предметами, явлениями и т. д. Сами по себе свойства не существуют. Глубинной основой свойств является качества того или иного предмета, т. е.

свойство — это проявление качества в одном из многих отношений данной вещи к другим вещам.

Качество выступает как внутреннее основание всех свойств, присущих данной вещи, но это внутреннее понимание проявляется только при взаимодействии данного предмета с другими предметами.

Число свойств у каждого предмета теоретически бесконечно, ибо в системе универсального взаимодействия возможно бесконечное количество взаимодействий.

Различия между свойствами предмета и его качествами всегда относительны, ибо то, что является свойством в одном отношении, становится качеством в другом отношении.

Количество Гегель определял как внешнюю для бытия определенность, видел в нем нечто относительно безразличное для той или иной вещи. Например, дом остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше и т. д.

Вместе с тем, Гегель рассматривал качество и количество как взаимопроникающие противоположности и считал, что как нет качества без количественных характеристик, так нет и не может быть количества, абсолютно лишенного качественной определенности.

Непосредственное конкретное единство качества и количества, качественно определенное количество Гегель выражал в категории меры. Мера — это не просто указатель на единство качества и количества в виде их связи друг с другом, но и указание на определенное соответствие их друг другу.

Мера — это единство качественной и количественной определенности предмета, показатель того, что одному и тому же качеству может соответствовать определенный диапазон количественных характеристик. Следовательно, понятие меры показывает, что качеству принадлежат не каждые, а лишь определенные количественные значения.

Предельные количественные значения, которые может принимать данное качество, границы количественных интервалов, в рамках которых оно существует, называется границами меры.

Гегель писал, что те или иные предметы и явления могут изменяться — уменьшаться или увеличиваться — в количественном отношении, но если эти количественные изменения протекают в границах специфической для каждого предмета и явления меры, то их качество остается прежним, неизменным.

Если же подобное уменьшение или увеличение перейдет границы, выйдет за пределы своей меры, то это необходимо приведет к изменению качества: количество перейдет в новое качество.

Так, например, «степень температуры воды, — писал Гегель, — сначала не оказывает никакого влияния на ее кaпeльнo-жидкoe состояние, но затем при возрастании или уменьшении температуры достигается точка, на которой это состояние сцепления качественно изменяется, и вода переходит, с одной стороны, в пар, а с другой — в лед». (Гегель. Соч. Т. 1. С. 186).

Показывая переход количества в качество, Гегель обращал внимание на обратный процесс, выраженный этим законом, а именно на переход качества в количество.

Эти взаимопереходы Гегель рассматривал как бесконечный процесс, который, по его мнению, состоит в том, что количество, переходя в качество, отнюдь не отрицает качества вообще, но отрицает лишь данное определенное качество, место которого одновременно занимает другое качество.

Это вновь образованное качество означает новую меру, то есть новое конкретное единство качества и количества, которое делает возможным дальнейшее количественное изменение нового качества и переход количества в качество.

Гегель показал, что переход от одной формы к другой, от одного качества к другому совершается всегда в результате перерыва постепенного количественного изменения в результате скачка. Скачок — это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому.

Гегель характеризует скачок как сложное диалектическое состояние. Скачок — это единство бытия и небытия, означающее, что старого количества уже нет, а нового качества еще нет, и одновременно прежнее качество еще есть, а новое — уже есть.

Скачок — это состояние борьбы нового со старым, отмирание прежних качественных определенностей и замена их новыми качественными состояниями. Не существует другого вида перехода из одного качественного состояния в другое помимо скачка.

Однако скачок может принимать бесконечное многообразие форм в соответствии со спецификой той или иной качественной определенности.

Второй закон диалектики — закон взаимопроникновения противоположностей вскрывает в развитии его внутренний источник, импульс, побудительную силу.

Основой всякого развития, с точки зрения этого закона, является борьба противоположных сторон, тенденций того или иного процесса, явления.

При характеристике действия этого закона Гегель оперирует категориями тождество, различие, противоположности, противоречия. философский субъект культура сознание

Тождество — категория, выражающая равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу. Различие — это категория, выражающая отношения неравенства, объекта самому себе или объектов друг другу.

Противоположности — это категория, выражающая взаимоотношения таких сторон объектов или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга.

Противоречие — это процесс взаимопроникновения и вэаимоотрицания противоположностей.

Категория противоречия является центральной в данном законе. При раскрытии действия этого закона, прежде всего, Гегель подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями.

Он доказывал, что истинные действительные противоположности постоянно находятся в состоянии взаимопроникновения, что они представляют собой движущиеся взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции и моменты.

Неразрывная взаимосвязь и взаимопроникновение противоположностей выражаются в том, что каждая из них в качестве своей противоположности имеет не просто некую иную, а свою иную противоположность и существует как таковая лишь постольку, поскольку существует эта ее противоположность.

Взаимопроникновение противоположностей Гегель показывал на примере таких явлений, как магнетизм и электричество. «Северный полюс в магните, — писал он, — не может быть без южного и южный не может быть без северного. Если разрежем магнит на две половины, то у нас не окажется в одном куске северный полюс, а в другом — южный. Точно так же и в электричестве положительное и отрицательное электричество не суть два различных, отдельно существующих флюида» (Гегель. Соч. Т. 1. С. 205).

Другой неотъемлемой стороной диалектического противоречия является взаимное отрицание сторон и тенденций. Именно потому, что стороны единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии взаимосвязи, взаимообусловленности, но и взaимоотрицания, взаимоисключения, взаимоотталкивания.

Гегель подчеркивал, что противоположности в любой форме их конкретного единства находятся в состоянии непрерывного движения и тайного взаимодействия между собой, которое ведет к их взаимным переходам друг в друга, к развитию взаимопроникающих противоположностей, взаимопредполагающих одна другую и в то же время борющихся, отрицающих друг друга.

Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель называл противоречиями.

Противоречия, согласно учению Гегеля, являются внутренней основой развития мира. развитие представляет собой процесс становления, обострения и разрешения противоречий. Попробуем описать этот процесс. Каждый предмет первоначально существует как тождество самому себе, в котором содержатся определенные различия.

Вначале различия носят несущественный характер, затем превращаются в существенный и, наконец, переходят в противоположности.

Противоположности, в данном случае, отражают взаимоотношения таких внутренне присущих любому предмету сторон, которые коренным образом отличаются друг от друга, но своими действиями, функциями и одновременно взаимно предполагают, обуславливают и исключают друг друга.

Развитие противоположностей достигает стадии противоречия, которая фиксируется моментом единства и борьбы противоположностей.

Вот эта стадия становления противоречия, которая характеризуется конфликтом, острым противостоянием сторон, который разрешается переходом противоположностей не только друг в друга, но и в более высокие формы развития самого предмета. Разрешение любого конфликта противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращение его в качественно иной объект, отрицание новым объектом старого, возникновение новых, иных противоречий, присущих объекту нового качества.

Третий закон диалектики — закон отрицания отрицания отражает, по Гегелю, общий результат и направленность процесса развития.

Всякое отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Однако, отрицание, по Гегелю, не просто уничтожение старого новым.

Оно обладает диалектической природой.

Эта диалектическая природа проявляется в том, что отрицание представляет собой единство трех основных моментов: 1) преодоление старого; 2) преемственность в развитии; 3) утверждение нового.

Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и характеризует цикличность развития.

Эту цикличность Гегель, прежде всего, связывал с прохождением в процессе развития трех стадий: утверждение или положение (тезис), отрицание или противоположение этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицания отрицания, снятие противоположностей (синтез).

Эту существенную сторону действия закона отрицания отрицания Гегель демонстрирует как на абстрактном уровне, уровне движения чистой мысли, так и на конкретных примерах.

Процесс отрицания отрицания, как чисто логический процесс, складывается, по Гегелю, так, что мысль сначала полагается, затем противополагается самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью, в которой борьба снятых ею предыдущих мыслей как противопoлoжнocтeй является движущей силой дальнейшего развития логического процесса.

На уровне природы действие этого закона Гегель иллюстрирует на примере роста растений. Берем, например, зернышко овса. Бросим его в землю. Из него прорастает стебель, отрицающий это зернышко. Стебель через какое-то время начинает колоситься и дает новое зерно, оно уже в десятикратном и более размере произошло отрицание отрицания.

Гегель придает значение этому тройственному ритму, но не сводит цикличность к этой «триаде». Главное в этой цикличности состоит в том, что в развитии осуществляется повторение прошлого, взаимопроникновение к «исходному состоянию, «якобы к старому», но на принципиально иной качественной основе. Поэтому процесс развития носит поступательный характер.

Поступательность и повторяемость придают цикличности спиралевидную форму. Это означает, что процесс развития представляет собой не прямую, а восходящую линию, обязательно включающую в себя возврат «якобы к старому» и переходящую на новую более высокую ступень. Каждая новая ступень богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени. Этот процесс обозначен в гегелевской философии термином «снятие». Таким образом, процесс развития характеризуется поступательным движением расширяющейся спирали.

Кроме диалектического истолкования категории и разработки трех законов, диалектический метод Гегеля включает в себя также принципы анализа действительности: как восхождение от абстрактного к конкретному, соответствие исторического и логического, всесторонности и другие. Это наследие вошло в сокровищницу мировой философской мысли.

Scicenter1
Добавить комментарий