ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ — ПЕРВОПРИЧИНА ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Информационные потребности как первопричина возникновения и развития библиотеки

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ - ПЕРВОПРИЧИНА ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Видимая причина возникновения библиотеки — появление документа. Однако, существует и глубинная причина возникновения библиотеки — существование у человека информационных потребностей.

Потребность — это нужда, или недостаток в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы или общества в целом. Существует иерархия потребностей:

  • o Биологические.
  • o Социальные:
    • § Материальные.
    • § Духовные.
  • o Творческие.

Кроме этих потребностей, существует потребность особого рода — это информационная потребность. Она пронизывает (входит в) структуру любой из перечисленных выше потребностей.

Информационная потребность — осознанная нужда в информации, требующейся для решения поставленной задачи. В основе возникновения информационной потребности лежит деятельность человека. Информационная потребность в процессе деятельности формируется следующим образом:

  • o ШАГ 1. Под воздействием факторов внешней и внутренней среды перед человеком встаёт задача, реализация которой требует необходимой информации.
  • o ШАГ 2. Осознание возникшей информационной потребности ведёт к созданию идеального поискового образа потребности, т.е. — представление человека о содержании и характере той информации, которой ему не хватает для решения задачи.
  • o ШАГ 3. В результате сопоставления поискового образа информационной потребности с имеющейся у человека информацией возникает 3 альтернативы его дальнейшей деятельности:
  • § Имеющейся информации достаточно для осуществления деятельности по удовлетворению потребности.
  • § Имеющейся информации недостаточно для осуществления деятельности по удовлетворению потребности, но от достижения цели необходимо отказаться.
  • § Имеющейся информации недостаточно для осуществления деятельности по удовлетворению потребности, но для достижения цели необходимо продолжить поиск информации во внешней среде.

При принятии 3ей альтернативы человек предпринимает попытки к реализации информационных потребностей, т.е. — к получению недостающей информации во внешней среде.

Для получения информации существуют 3 способа:

  • o Информацию можно получить из внешней среды при помощи непосредственного наблюдения.
  • o Информацию можно получить от других индивидов в процессе общения (наиболее распространённый способ).
  • o Недостающую информацию можно получить из искусственно созданных информационных систем.

Наиболее распространённой и популярной искусственно созданной информационной системой является библиотека. Библиотеки хранят, предоставляют пользователям документы, отражающие сущность накопленного информационного потенциала.

Информация, хранящаяся в библиотеке, является основой для развития образования, науки, культуры, производства, т.е. — для удовлетворения значительной части информационных потребностей общества, осуществляется посредством библиотек.

Потребность в информации, для осуществления разных видов деятельности, послужила первопричиной для создания библиотек, как социальных институтов, а удовлетворение постоянно растущих и меняющихся информационных потребностей стало главной целью функционирования библиотеки.

Информационные потребности обладают следующими особенностями:

  • o В результате реализации информационных потребностей, информация не только не уничтожается, а наоборот — на её основе формируются новые информационные массивы.
  • o Информационные потребности являются обязательным компонентом деятельности человека.

Существует более 300 определений слова «информация»:

Информация суть есть общее разнообразие, отраженное во всех предметах и явлениях.

Есть представление о генетической информации: в генах зафиксирована информация о человеке, как о живом существе. Эта информация не зависит от человека, передаётся по наследству и является неуничтожимой. Т.е. — эта информация надёжна и не требует каких-либо усилий по её сохранению.

Однако, существует информация другого рода. Это необходимая человеку информация, накапливаемая им в процессе жизнедеятельности. Через органы чувств информация поступает к человеку и фиксируется в его мозге. Процесс поступления и фиксации информации сопровождается её селекцией, которая осуществляется в зависимости от психофизиологических особенностей человека.

Селекция информации в мозгу человека зависит от памяти человека. Память это — мыслительный процесс, включающий «запись» «хранение» и «извлечение» информации. Существуют различные виды памяти (визуальная, вербальная, осязательная и т.д.). Эти виды различны у каждого человека.

Большинство исследователей выделяют всего 2 вида памяти: кратковременная и долговременная память. У каждого человека долговременная память разная и зависит она от тех же психофизиологических особенностей человека. Т.е. — человеку присуща субъективность памяти.

Кроме этого человеческие воспоминания постоянно меняются и искажаются.

Явление субъективности памяти, искажения хранящейся информации, приводят к тому, что человеческий мозг является ненадёжным хранилищем информации. Объективная информация, поступившая к человеку из внешней среды, в результате психофизиологических процессов в мозге превращается в нооинформацию, т.е. — в информацию, созданную человеком.

Нооинформация — это концептуально связанные сведения, данные, понятия, отражённые в сознании человека и меняющие его представление о действительности. Основным свойством нооинформации является — субъективность.

Поскольку нооинформацию хранится в памяти человека, то со временем она может и забыться, полностью исчезнуть вместе со смертью человека. В процессе её передачи от одного индивида к другому неизбежно происходит искажение информационного сообщения.

Эти свойства нооинформации привели к тому, что на определённом историческом этапе потребовалось надёжное средство хранения больших объёмов информации. Таким, искусственно созданным, средством стал документ, т.е. — материальный носитель, с закреплённой на нём информацией.

Документ обладает следующими положительными свойствами:

  • o Мысли человека, зафиксированные в документах, отчуждены от автора и существуют вне зависимости от его воли и желания.
  • o Объём информации, который можно зафиксировать в документах, практически не ограничен.
  • o Степень надёжности документа (при распространении информации в пространстве и времени) значительно превышает естественные возможности памяти человека.

Формирование нооинформации и возникновение документа:

Виды документов: существуют 2 вида документов в зависимости от материального носителя:

o Синхронные документы — документы, материальной основой которых является поле (речь человека, театральная постановка).

Положительные свойства: быстрое распространение в пространстве, при помощи различных средств.

Недостаток: плохо сохраняются во времени.

o Диахронные документы — документы, материальной основой которых является вещество. Книги, диски и прочее.

Преимущество: могут долго сохраняться во времени.

Недостатки: плохо распространяются в пространстве.

Для преодоления недостатков синхронных и диахронных документов может осуществляться конвертация, т.е. — перевод одного вида документа в другой.

Для достижения конечной цели существования документа, т.е. для передачи информации другим индивидам документы необходимо распространить в пространстве, что бы они стали доступны нуждающимся в них пользователям.

Т.к. хранение синхронных документов в принципе не возможно, то мы можем говорить о хранении только диахронных документов. Эффективная передача диахронных документов во времени возможна при их концентрации в определённых точках пространства.

Для выполнения этой миссии созданы специальные социальные институты, в т.ч. и библиотеки.

Источник: https://studwood.ru/743907/kulturologiya/informatsionnye_potrebnosti_pervoprichina_vozniknoveniya_razvitiya_biblioteki

Информационные потребности: понятие и классификация. Информационные запросы

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ - ПЕРВОПРИЧИНА ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Современное общество все чаще называют информационным. Действительно, мы все более становимся зависимыми от различных источников сведений и новостей. Они влияют на наш образ жизни, привычки, отношения. И это воздействие только нарастает.

Современный человек все больше своих ресурсов (денег, времени, энергии) тратит на то, чтобы удовлетворить информационные потребности, свои и чужие. Отношение к сведениям разного рода становится краеугольным камнем в разнице между поколениями.

Расскажем о том, что такое информационные потребности, какие они бывают и как удовлетворяются.

Понятие потребностей

Человек постоянно в чем-либо нуждается. Ощущение дефицита всегда воспринимается как дискомфорт. Причем в любом случае, будь то недостаток еды или одобрения окружающих, нужда вызывает ощущение неудобства, которое хочется преодолеть. И чем сильнее чувство нехватки чего-либо, тем скорее человек найдет способ от него избавиться.

Это дефицитарное состояние и называют потребностью. Наша физиология управляет системами жизнеобеспечения и через потребности сигнализирует о том, что нужно «поставить» в организм: еду, воду, информацию. Потребностное состояние информирует человека об изменении функционирования каких-то систем, и это влечет за собой совершение каких-либо действий.

Нужда и потребности являются главным мотивирующим фактором в поведении человека. Они не дают нам останавливаться на достигнутом и являются основой развития всех живых существ. При этом нужно понимать, что нужда не равна потребности. Только когда человек осознает необходимость в чем-то, тогда и появляется потребность.

Нужда всегда имеет объективную основу, а потребность – субъективна.

У человека есть варианты снятия дискомфорта, он выстраивает нужды в иерархию по значимости, здесь и проявляются специфические личностные характеристики. В связи с этим процесс формирования потребностей поддается управлению. Социум формирует одобряемые и табуирует нежелательные желания.

Так, до недавнего времени человек не задумываясь удовлетворял голод при помощи пшеничного хлеба. Но сегодня, когда ведется огромная пропагандистская работа по дискредитации быстрых углеводов, мы часто выбираем для снятия все той же нужды в еде не белый, а черный или цельнозерновой хлеб.

В современном обществе это управление поведением зачастую осуществляется через информационные потребности. Человек получает сведения о том, как ему лучше удовлетворить свои желания.

Виды потребностей

В связи с тем, что потребности чрезвычайно разнообразны, существует несколько подходов к их классификации. Наиболее убедительными являются следующие. В первом случае потребности делят на три большие группы: биологические, социальные и идеальные.

Биология человека связана со многими нуждами: ему необходимы еда, вода, сон, размножение, безопасность. Без этого жизнь человека подвергается большим рискам, поэтому физиологические потребности удовлетворяются в первую очередь.

Хотя особенности человеческой личности состоят в том, что индивидуум волен выбирать, какую нужду снять сначала. Мы знаем, что зрелая личность может отказывать себе в биологически значимых вещах во имя духовных потребностей.

Например, во время войны в блокадном Ленинграде люди сохраняли стратегический запас зерновых, хотя терпели страшные муки голода.

Социальные потребности связаны с существованием в обществе, к ним относятся принадлежность к какой-либо группе, признание, самоутверждение, лидерство, уважение, любовь, привязанности и т. п.

К третьей группе относятся так называемые потребности высшего порядка: самореализация, самоуважение, эстетические и познавательные потребности, смысл жизни. Данные желания, по мнению А. Маслоу, находятся на вершине пирамиды и удовлетворяются после того, как в целом сняты нужды первого и второго уровня.

Хотя человек, безусловно, сложнее любых схем и в некоторых случаях он способен жертвовать биологией во имя идеалов. Собственно, в этом он и отличается от животного. Для удовлетворения каждого вида потребностей человеку нужны разнообразные сведения.

Использование информации как инструмента для удовлетворения нужд – это специфический человеческий способ осуществления деятельности.

Второй подход делит потребности на те, что нужны для сохранения чего-либо и для роста.

Понятие информации

Весь мир вокруг нас – это большая информационная база. Ее бесконечное разнообразие приводит к сложности формулировки определения данного понятия. В самом общем смысле под информацией понимают различные сведения об окружающей действительности в различных формах представления.

Эти сведения являются объектом хранения, обработки, копирования, передачи, переработки, использования. Термин «информация» используется во многих сферах деятельности: теории коммуникации, кибернетике, информатике, библиографии и других.

В каждом случае понятие наполняется дополнительными значениями.

Специфика информации состоит в том, что она может быть представлена в самых разных формах.

В том числе в виде текстов, схем, изображений, радиоволн, звуковых и световых сигналов, жестов и мимики, энергетических и нервных импульсов, запахов, вкуса, хромосом.

И это только обнаруженные формы существования информации. Ученые предполагают, что в будущем, когда появится дополнительная информация, будут найдены и новые её формы.

Характеристика такого многообразного явления обычно дается через описание его свойств. К ним относятся:

1. Полнота. Это свойство связано с пониманием. Если заложенный в сообщение смысл можно декодировать, то информация считается полной.

2. Достоверность. Информация должна отражать истинное, а не надуманное или искаженное положение дел.

3. Объективность. Сведения не меняют своего смысла в зависимости от воспринимающего их индивида.

4. Точность. Информация должна отображать реальное состояние объектов и явлений.

5. Доступность. Она должна соответствовать уровню понимания адресата.

6. Краткость. Передавать информацию следует в максимально краткой форме, но без ущерба для понятности.

Есть и другие свойства, такие как ценность, актуальность и т. п.

Виды информации

В самом общем виде информацию можно разделить на две большие группы: объективную и субъективную. Первая группа связана со способностями объектов действительности транслировать сведения, которые не меняются в зависимости от восприятия субъектом.

А вторая, напротив, меняет свои характеристики, в соответствии с воспринимающим или передающим человеком. Например, информация о химическом составе воды никак не варьируется, кто бы ее не рассматривал.

А вот официальная информация партии о своей деятельности может изменять свое значение в зависимости от того, кто ее воспринимает.

Также информацию можно делить на аналоговую и дискретную. Первая – это непрерывная форма существования сведений. Например, температура тела человека постоянна (в здоровом состоянии) круглый год и из года в год. Второй вид, напротив, связан с прерывистостью, временной динамикой потока информации. Например, статистика урожая меняется ежегодно.

По форме представления принято выделять графическую, текстовую, визуальную, аудио- и видео-, числовую информацию.

По степени доступности широкому кругу лиц выделяется общая, ограниченного доступа и секретная информация. В этом ряду также существуют сведения, для которых пока нет формы хранения: тактильные, органолептические, вкусовые и т. п.

По месту происхождения сведений выделяют элементарную, биологическую и социальную информацию.

По предназначению ее можно классифицировать как личную, массовую и специальную, т. е. создаваемую для определенного круга лиц.

Также выделяется справочная информация как отдельный функциональный вид.

Понятие потребностей в информации

В общем виде под информационными потребностями понимают необходимость в сведениях об окружающей действительности, которые могут пригодиться для совершения каких-либо действий. С детства для принятия каких-то решений человеку требуются различные сведения. На начальных стадиях развития человека их предоставляют окружающие: семья, друзья, учителя.

Но наступает момент, когда людям нужна информация, которую они не могут получить из привычных источников (из памяти, из близкого окружения), и тогда возникает то самое дефицитарное состояние, которое мотивирует к осознанию новой потребности – информационной.

Люди ощущают несовпадение между имеющимися сведениями и необходимыми, и это подталкивает их к поисковому поведению. Именно из этого разрыва между знанием и незнанием вырастают научные информационные потребности. Когда-то люди задавались вопросом о том, откуда все появилось.

В ответ на запрос сначала появляется мифология как объяснительная система, но постепенно знаний о мире становится больше, и в ответ на новые вопросы зарождалась наука, философия и т. п.

Термин «информационные потребности» появляется лишь в середине 20 века. Он вводится в рамках наук об информационных системах. Но это не означает, что до этого такой потребности у людей не было.

Она — обязательная часть когнитивной деятельности и появляется в определенном возрасте. Каждый ребенок в детстве задавал вопросы, познавая мир.

И вот в тот момент, когда ответы близких перестают его удовлетворять, появляется осознанная необходимость найти новое знание.

Свойства потребностей в информации

Журналист Роберт Тейлор говорит, что информационные потребности имеют целый ряд отличительных характеристик. Они всегда связаны с когнитивной деятельностью и с языком. Вне этих систем они не могут существовать. Свойства данных потребностей напрямую вытекают из свойств информации.

Любые сведения, нужные для жизни людям, должны быть достоверными, полными, ценными и т. п. Люди, которым необходима справочная информация, испытывают собственные нужды, и в этом заключается первое свойство – они субъективны.

Также они гибки: человек обычно не предъявляет очень жестких требований к источнику информации, если она соответствует главным критериям оценки качества получаемых сведений. Он готов принять любой доступный и подходящий способ удовлетворения своей потребности в информации. Также этим потребностям свойственна необратимость.

Однажды появившись, они не исчезают, а только нарастают. Правда, на какое-то время человек может отложить удовлетворение данных потребностей, если актуализируются какие-то другие. Еще одно свойство – это потенциальная неудовлетворимость.

Знания безграничны, узнав что-то новое об объекте, человек может начать испытывать необходимость в получении дополнительной информации, и этот процесс не имеет конца. Последнее свойство связано с мотивирующей функцией потребностей. Необходимость в информации всегда становится стимулом для какой-то деятельности человека.

Классификации

Существует несколько подходов к выделению разновидностей нужды людей в дополнительных знаниях. Традиционно виды информационных потребностей определяют по их главным признакам. Существует подход, в рамках которого их подразделяют на объективные и субъективные.

Первые существуют вне личностных нужд и желаний, а вторые – зависят от них. Но такой подход представляется некорректным. Так как информационные потребности всегда являются результатом личного переживания человека, они не могут продуцироваться объективной средой.

Существует практика выделения коллективных, общественных и индивидуальных потребностей в сведениях и знаниях.

Общественные возникают как некий социальный запрос, у него нет конкретных групп-субъектов. Например, таковым можно назвать потребности в знании о состоянии окружающей среды, об обстановке в стране и мире и т. п.

Коллективные принадлежат конкретным целевым группам, объединенным по различным признакам. Например, врачи нуждаются в знании о новых заболеваниях, эпидемиях, методах лечения и т. п.

И индивидуальные, соответственно, возникают у отдельных личностей в результате их практической деятельности.

Также существуют попытки выделить такие виды информационных нужд человека, как реальные и потенциальные, выраженные и латентные, постоянные и временные, профессиональные и непрофессиональные.

Некоторые исследователи предлагают делить потребности на группы в соответствии с видом информации: визуальные, текстовые, методические и т. д.

Есть предложение классифицировать их, ориентируясь на профессию и род занятий субъекта: научные, справочные, образовательные, медицинские, педагогические и т. п.

Существует относительно универсальная классификация, в рамках которой выделяются органические, духовные и профессиональные информационные потребности. Первые – это различные сенсорные сведения об окружающей среде. Вторые – это необходимость в различной социальной информации.

В том числе, например, сюда относится внимание к слухам, необходимость узнавать новости и т. п. Третьи – это знания, в которых человек нуждается для ведения своей профессиональной деятельности. Ни одна из классификаций не является всеобъемлющей и исчерпывающей.

Поэтому поиски в этом направлении еще долго будут продолжаться.

Этапы процесса удовлетворения потребностей в информации

Испытывая необходимость в информации, человек совершает определенные действия, которые могут укладываться в относительно типичный алгоритм. В целом процесс удовлетворения информационных потребностей делится на несколько этапов:

1. Возникновение мотива. Человек начинает испытывать дискомфорт от появления расхождений между имеющимися и нужными знаниями.

2. Осознание потребности. Субъект начинает формулировать вопрос, на который будет искать ответ. Информационные запросы могут различаться по четкости и определенности.

Обычно выделяют слабооформленный запрос, когда человек не может вербализировать свою потребность; осознанный, но не оформленный — в этом случае человек понимает, что хочет узнать, но в вербализации запроса ему нужна помощь специалиста; сформулированный вопрос, когда человек может объяснить, что он хочет узнать.

3. Программа поиска. Человек вырабатывает стратегию «добывания» необходимого знания, определяет источники информации.

4. Поисковое поведение. Человек обращается к избранному источнику информации, при необходимости – к нескольким, пока не снимет свое состояние когнитивного дефицита.

Способы удовлетворения потребностей в сведениях

Возникающий информационный дефицит современный человек может ликвидировать разными способами. Существует примерный общий алгоритм, которому следуют люди, желая узнать что-либо. Первый этап – внутренний поиск. Человеку свойственно в первую очередь обращаться к имеющимся ресурсам.

Сначала он попытается вспомнить, что ему известно, провести сравнения и аналогии. Если этот поиск не привел к чувству удовлетворения, человек обращается за помощью к своему «ближнему кругу». То есть спрашивает родственников, коллег, знакомых. Полученные от них сведения он сравнивает со своими внутренними когнитивными ресурсами, верифицирует.

Если и этот этап не дает желаемого результата, то человек переходит к внешнему поиску. Он очень разнообразен и практически неограничен. Человек пытается получить допуск к информации, которая хранится в каких-то «банках». Сегодня эту роль все чаще выполняет интернет. А еще недавно человек шел в библиотеку.

Внешними источниками информации являются и авторитетные люди: эксперты, специалисты, опытные люди. К ним можно обращаться лично или через различные средства коммуникации: интернет, почта, телефон. Секретную информацию можно искать через специальные каналы: архивы, закрытее базы данных.

Еще одним источником сведений являются средства массовой информации. Зачастую они стараются предугадать потенциальные информационные потребности общества и заранее обеспечить людей сведениями. Так, например, любой выпуск новостей не обходится без прогноза погоды. Потому что людям всегда интересна эта информация.

В некоторых случаях источником информации являются образовательные организации. Так, если человеку недостает знаний в какой-то сфере деятельности, он может пойти на курсы и получить необходимые знания.

Поиск информации

С появлением автоматизированных информационных систем и с изобретением поисковых машин термин «информационный поиск» приобретает несколько новый оттенок. Под ним понимается процесс поиска необходимых сведений в потоке неструктурированной документации.

Реализует эту деятельность специальная программа, называемая поисковой системой. Пользователь, желающий удовлетворить свою информационную потребность, должен только четко сформулировать свой запрос, и машина найдет ему нужные сведения, если они существуют во Всемирной сети.

Этапы этого процесса просты и для всех одинаковы:

— осознание проблемы и формулировка запроса;

— выбор источников информации, вызывающих доверие;

— извлечение нужной информации из найденных источников;

— использование информации и оценка результатов поиска.

Пользователь интернета может воспользоваться разными видами поиска. Адресный предполагает знание точного адреса источника информации (например, электронный адрес сайта).

Семантический поиск позволяет искать документы не по адресу или названию страницы, а по их содержанию. Машина ищет ключевые слова и выдает страницы с наибольшим их совпадением с поисковым запросом.

Документальный поиск характерен для специальных систем, например каталогов библиотек или архивов.

Потребности в информации современного человека

Человечество сегодня все больше становится зависимым от информации. Для многих людей поиск информации в сети Интернет – это каждодневная деятельность. С такой тенденцией связано уменьшение влияния на социум традиционных СМИ – телевидения, радио, прессы. И возрастания роли электронных медиа.

Возможности онлайн-поиска существенно упростили процесс получения информации, сделали многие источники более доступными. Но также появляются и проблемы достоверности и качества получаемых сведений.

В Сети каждый пользователь может стать маленьким СМИ, но при этом выдавать проверенную и ценную информацию способны далеко не все блогеры или авторы.

Сегодня общество спешно вырабатывает новые механизмы регуляции электронных источников информации, издаются новые законы, идет поиск специальных социальных регуляторов, которые бы позволили оградить приватность человека, соблюсти нормы общепринятой морали.

Источник: https://FB.ru/article/339222/informatsionnyie-potrebnosti-ponyatie-i-klassifikatsiya-informatsionnyie-zaprosyi

6. Развитие библиотековедения

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ - ПЕРВОПРИЧИНА ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Лекция 6.

Кроме того, Рубакин рекомендовал книги для народных библиотек, составлял планы для самообразовательного  чтения. Создал ряд научно популярных работ по различным отраслям знания.

На основе полученных в ходе своей практической библиотекарской деятельности данных разработал «Теорию Библиопсихологии» (представил в работе «Психология читателя и книги» 1929 г.).

Основными положениями этой теории являются: положение о том что «каждый читатель имеет своего писателя, и на этом основании, изучая психологический тип читателя, и соотнося его с психологическим типом писателя, можно составлять программу чтения конкретного читателя и предлагать интересующие его книги.

Хапкина Любовь Борисовна: в 1890-1912 годах была – библиотекарем, научным сотрудником, член правления харьковской общественной библиотеки. Организовала научный отдел при этой библиотеке, открыла библиотечные курсы при народном университете им. Шенявского. Создавала пособия по библиотековедению («Библиотеки: их организация и техника» 1904 год, «Руководство для небольших библиотек» 1911).

С 1912 по 1928 годы – директор научно-исследовательского кабинета библиотековедения в Москве. Составила авторские таблицы для раскрытия книжных фондов и организации алфавитного каталога.

Разработкой библиотечной теории в дореволюционной России занимались отдельные специалисты. Только в 1908 году было создано «Товарищество Библиотековедения», которое объединило библиотекарей России.

В 1910 году стал выходить первый российский библиотечный журнал, который назывался «Библиотекарь».

В 1911 году товарищество библиотековедения организовало первый всероссийский съезд по библиотечному делу в Питере, на котором рассматривались вопросы теории и практики библиотечного дела.

Развитие библиотековедения в России после 17 года.

После 1917 года в России утвердилось новое направление библиотековедения – «социалистическое». Его методологическую основу составляли: диалектический материализм, требования к классовости, коммунистической партийности, подчинения библиотечной теории и практики задачам социалистического строительства

1.      Развитие библиотековедения на рубеже 20 и 21 веков.

Развитие библиотековедения после дебифуркации (после объединения социалистического и буржуазно библиотековедения на платформе общечеловеческих ценностей. Основная тенденция – трансформация в социальную науку. Коренным образом были пересмотрены вопросы о сущности библиотеки, о её принципах, функциях, типологии, истории библиотековедения, управления библиотечным делом.

Особое внимание уделялось проблеме определения сущности библиотеки.

На смену положения о библиотеке как о идеологическом, либо культурно-просветительском, либо педагогическом учреждении было разработано положение о библиотеке как о интегральном социальном институте, который включает черты культурного и информационного института. Над этими вопросами работали: Акилина, Жадько, Красовский, Леонов, Соколов, Столяров и другие.

Особая заслуга принадлежит Мотульскому, который дал определение библиотеки как социального института, выделил его свойства и атрибуты.

Подверглись коренному пересмотру принципы деятельности библиотеки: на смену принципа коммунистической партийности пришли принципы демократизма, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей и другие, закреплённые законом «О библиотечном деле РБ» и в «Концепции развития библиотечного дела РБ».

Принципы библиотек рассматривают Столяров, Скворцов, Соколов, Терёшин и другие.

Мотульский выдвинул 4 принципа библиотек, исходя из системы ценностей общества и человека.

Изменился взгляд на социальные функции библиотек: ранее основными функциями считались идеологическая, культурно-просветительская, воспитательная. В настоящее время, на основе системного подхода, выделяются главные и производные функции библиотеки:

o   Главные: кумулятивная, мемориальная, коммуникативная.

o   Производные: широкий перечень функций, от педагогической до рекреационной.

Занимались этим вопросом: Скворцов, Тюрина, Акилина, Столяров, Селивестова, Мотульский.

По вопросу типологии библиотек рассматривались проблемы соотношения понятий «классификация» и «типологизация». Обосновывались типы различных библиотек. Работали над вопросами: Акилиа, Столяров, Терёшин, Жадько, Мотульский и др.

Углублялись представления о предмете и объекте библиотековедения, разрабатывались вопросы философии библиотековедения, истории библиотековедения и библиотечных объединений, миссии библиотек.

Таким образом, произошёл коренной переворот в осмыслении теоретических проблем библиотековедения. Оно приобрело черты социальной науки, свободной от идеологических догм и постулатов.

Основная направленность библиотековедения – только теоретические проблемы и усовершенствование практической деятельности.


Вопрос: Организационная структура библиотековедения в РБ.

Особенностью библиотековедения в РБ является то, что оно имеет усечённую организационную структуру.

В большинстве отраслей наука развивается на 4 уровнях:

o   Академический.

o   Отраслевой.

o   На кафедрах и в научно-исследовательских подразделениях ВУЗов.

o   В соответствующих структурных подразделениях предприятий и учреждений.

Библиотечная наука в РБ развивается только на 2ух нижних уровнях: в ВУЗах и библиотеках.

На уровне ВУЗовской науки библиотековедение развивается в БГУКИ преподавателями специальных кафедр ФИДК. Они проводят фундаментальные теоретические исследования в области библиотековедения, библиографоведения, книговедения и информатики.

В частности: библиотековедческие исследования осуществляются на кафедре теории и истории ИДК (работы Стрижёнок, Леончикова). На кафедре менеджмента информационно-документной сферы работы Мотульского, Акулича, Павловой, Петушко, Демешко, Клименковой.

Работы Макушинской по правовому обеспечению библиотечного дела.

На кафедре информационных ресурсов работы Лейко и Федориной по библиотечным каталогам, работы Фёдоровой и Юхновец по библиотечным фондам и др.

Под руководством преподавателей защищаются кандидатские диссертации, пишутся дипломные работы студентов, которые участвуют в последствии в конкурсе студенческих научных работ.

Библиотечная наука непосредственно в библиотеках развивается силами сотрудников научно-исследовательских отделов крупных универсальных и специальных библиотек (НББ, РНТБ, РНМБ, БелСХБ, ФББГУ).

Эти отделы занимаются исследованием прикладных библиотековедческих проблем.

Объектами научных исследований в области библиотековедения являются: библиотечное дело республики, библиотечное дело регионов, отдельных сетей библиотек, отдельных библиотек, проблемы формирования фондов, материально-техническая база, обслуживание читателей, проблемы каталогизации.

Аспекты научно-исследовательской деятельности: нормативно-правовой аспект библиотечного дела РБ, психологический аспект, педагогический, информационный, социологический.

Проблемы научных исследований: общетеоретические, фундаментальные, исторические, методические, организационные.

Среди библиотек координационным центром в области научно-исследовательской деятельности по библиотековедению является Национальная Библиотека Беларуси.


Тема: Генезис и сущность библиотеки.

1.      Информационные потребности как первопричина возникновения и развития библиотеки.

Видимая причина возникновения библиотеки – появление документа. Однако, существует и глубинная причина возникновения библиотеки – существование у человека информационных потребностей.

Потребность – это нужда, или недостаток в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы или общества в целом. Существует иерархия потребностей:

o   Биологические.

o   Социальные:

§  Материальные.

§  Духовные.

o   Творческие.

Кроме этих потребностей, существует потребность особого рода – это информационная потребность. Она пронизывает (входит в) структуру любой из перечисленных выше потребностей.

Информационная потребность – осознанная нужда в информации, требующейся для решения поставленной задачи. В основе возникновения информационной потребности лежит деятельность человека. Информационная потребность в процессе деятельности формируется следующим образом:

o   ШАГ 1. Под воздействием факторов внешней и внутренней среды перед человеком встаёт задача, реализация которой требует необходимой информации.

o   ШАГ 2. Осознание возникшей информационной потребности ведёт к созданию идеального поискового образа потребности, т.е. – представление человека о содержании и характере той информации, которой ему не хватает для решения задачи.

o   ШАГ 3. В результате сопоставления поискового образа информационной потребности с имеющейся у человека информацией возникает 3 альтернативы его дальнейшей деятельности:

§  Имеющейся информации достаточно для осуществления деятельности по удовлетворению потребности.

§  Имеющейся информации недостаточно для осуществления деятельности по удовлетворению потребности, но от достижения цели необходимо отказаться.

§  Имеющейся информации недостаточно для осуществления деятельности по удовлетворению потребности, но для достижения цели необходимо продолжить поиск информации во внешней среде.

При принятии 3ей альтернативы человек предпринимает попытки к реализации информационных потребностей, т.е. – к получению недостающей информации во внешней среде.

Для получения информации существуют 3 способа:

o   Информацию можно получить из внешней среды при помощи непосредственного наблюдения.

o   Информацию можно получить от других индивидов в процессе общения (наиболее распространённый способ).

o   Недостающую информацию можно получить из искусственно созданных информационных систем.

Наиболее распространённой и популярной искусственно созданной информационной системой является библиотека. Библиотеки хранят, предоставляют пользователям документы, отражающие сущность накопленного информационного потенциала.

Информация, хранящаяся в библиотеке, является основой для развития образования, науки, культуры, производства, т.е. – для удовлетворения значительной части информационных потребностей общества, осуществляется посредством библиотек.

Потребность в информации, для осуществления разных видов деятельности, послужила первопричиной для создания библиотек, как социальных институтов, а удовлетворение постоянно растущих и меняющихся информационных потребностей стало главной целью функционирования библиотеки.

Информационные потребности обладают следующими особенностями:

o   В результате реализации информационных потребностей, информация не только не уничтожается, а наоборот – на её основе формируются новые информационные массивы.

o   Информационные потребности являются обязательным компонентом деятельности человека.

2.      Нооинформация и документ как основа функционирования библиотеки.

Существует более 300 определений слова «информация»:

Информация суть есть общее разнообразие, отраженное во всех предметах и явлениях.

Есть представление о генетической информации: в генах зафиксирована информация о человеке, как о живом существе. Эта информация не зависит от человека, передаётся по наследству и является неуничтожимой. Т.е. – эта информация надёжна и не требует каких-либо усилий по её сохранению.

Однако, существует информация другого рода. Это необходимая человеку информация, накапливаемая им в процессе жизнедеятельности. Через органы чувств информация поступает к человеку и фиксируется в его мозге. Процесс поступления и фиксации информации сопровождается её селекцией, которая осуществляется в зависимости от психофизиологических особенностей человека.

Селекция информации в мозгу человека зависит от памяти человека. Память это – мыслительный процесс, включающий «запись» «хранение» и «извлечение» информации. Существуют различные виды памяти (визуальная, вербальная, осязательная и т.д.). Эти виды различны у каждого человека.

Большинство исследователей выделяют всего 2 вида памяти: кратковременная и долговременная память. У каждого человека долговременная память разная и зависит она от тех же психофизиологических особенностей человека. Т.е. – человеку присуща субъективность памяти.

Кроме этого человеческие воспоминания постоянно меняются и искажаются.

Явление субъективности памяти, искажения хранящейся информации, приводят к тому, что человеческий мозг является ненадёжным хранилищем информации. Объективная информация, поступившая к человеку из внешней среды, в результате психофизиологических процессов в мозге превращается в нооинформацию, т.е. – в информацию, созданную человеком.

Нооинформация – это концептуально связанные сведения, данные, понятия, отражённые в сознании человека и меняющие его представление о действительности. Основным свойством нооинформации является – субъективность.

Поскольку нооинформацию хранится в памяти человека, то со временем она может и забыться, полностью исчезнуть вместе со смертью человека. В процессе её передачи от одного индивида к другому неизбежно происходит искажение информационного сообщения.

Эти свойства нооинформации привели к тому, что на определённом историческом этапе потребовалось надёжное средство хранения больших объёмов информации. Таким, искусственно созданным, средством стал документ, т.е. – материальный носитель, с закреплённой на нём информацией.

Документ обладает следующими положительными свойствами:

o   Мысли человека, зафиксированные в документах, отчуждены от автора и существуют вне зависимости от его воли и желания.

o   Объём информации, который можно зафиксировать в документах, практически не ограничен.

o   Степень надёжности документа (при распространении информации в пространстве и времени) значительно превышает естественные возможности памяти человека.

Формирование нооинформации и возникновение документа:

Виды документов: существуют 2 вида документов в зависимости от материального носителя:

o   Синхронные документы – документы, материальной основой которых является поле (речь человека, театральная постановка).

Положительные свойства: быстрое распространение в пространстве, при помощи различных средств.

Недостаток: плохо сохраняются во времени.

o   Диахронные документы – документы, материальной основой которых является вещество. Книги, диски и прочее.

Преимущество: могут долго сохраняться во времени.

Недостатки: плохо распространяются в пространстве.

Для преодоления недостатков синхронных и диахронных документов может осуществляться конвертация, т.е. – перевод одного вида документа в другой.

Для достижения конечной цели существования документа, т.е. для  передачи информации другим индивидам документы необходимо распространить в пространстве, что бы они стали доступны нуждающимся в них пользователям.

Т.к. хранение синхронных документов в принципе не возможно, то мы можем говорить о хранении только диахронных документов. Эффективная передача диахронных документов во времени возможна при их концентрации в определённых точках пространства.

Для выполнения этой миссии созданы специальные социальные институты, в т.ч. и библиотеки.

3.      Сущность библиотеки как социального института.

Первоначально, при определении сущности библиотеки, акцент делался на идеи сохранения книг. Т.е. – предназначение библиотеки – книгохранилище. Эти представления возникли на заре существования библиотек.

С конца 18 века библиотека стала пониматься как систематизированное собрание книг.

С середины 20 века библиотеку стали понимать как учреждение.

Сейчас же библиотеку называют образовательным, просветительным, культурным, идеологическим учреждением, или учреждением, которое сочетает сразу несколько перечисленных направлений деятельности.

В конце 1960 годов Столяров пришёл к выводу что библиотека, это система, состоящая из 4 элементов.

В последние 10лиетия двадцатого века, такие библиотекари как Акилина, Жадько, Красовский, Леонова, Мотульский, Селивестрова, Столяров, Соколов и д.р. стали рассматривать библиотеку как социальный институт.

Социальный институт – относительно устойчивая форма организации и регулирования социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества.

Каждый социальный институт включает:

o   Определённую сферу деятельности.

o   Группу лиц, уполномоченных для выполнения определённых действий на основе установленных прав и обязанностей.

o   Организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами.

o   Материальные средства для решения поставленных задач.

Всё это в полной мере относится к библиотеке. Поэтому можно назвать её социальным институтом.

Понятие «библиотека как социальный институт» подразумевает не отдельную библиотеку, а комплекс положений, реализуемых в бесчисленном множестве библиотек разных типов и видов, функционирующих в разных странах и в разное время, как в качестве отдельных учреждений, так и в виде структурных подразделений предприятий, организаций, личных собраний.

Библиотека как социальный институт выполняет функции, присущие любому социальному институту:

o   Создание возможности для членов общества удовлетворять свои потребности и интересы.

o   Регулирование действий членов общества в рамках социальных отношений.

o   Обеспечение устойчивости общественной жизни.

o   Содействие интеграции стремлений, действий и интересов людей.

o   Осуществление социального контроля.

Библиотеке , как и любому социальному институту, присущи следующие атрибуты:

o   Набор правовых и социальных норм, регламентирующих деятельность библиотеки — законы о библиотечном деле и культуре, охране культуры, на основе которых формируется система подзаконных актов.  Так же существует система национальных стандартов.

o   Интеграция библиотеки в социально-политическую, идеологическую, ценностную структуру общества.

o   Наличие материальных средств и условий, обеспечивающих выполнение нормативных положений и социального контроля.

Библиотека является интегративным социальным институтом, сочетающим в себе черты информационного и культурного института.

Библиотека информационный институт т.к.:

o   Хранит и предоставляет пользователю информацию.

o   Сама создаёт необходимую пользователю информацию.

Библиотека культурный институт т.к.:

o   Хранит и распространяет культурные ценности.

o   Сама является частью культуры.

Тема: Принципы деятельности библиотек.

1.      Принцип коммунистической партийности, как основополагающий принцип деятельности советской библиотеки.

Принцип – это основное исходное положение какой-либо науки, теории, мировоззрения. Принципы субъективны, устанавливаются человеком и могут изменяться с течением времени.

Разработка основополагающих принципов деятельности советских библиотек, как и других учреждений социальной среды, осуществлялась с точки зрения марксистско-ленинской идеологии.

Разработку принципа коммунистической партийности библиотечного дела связывают со статьей Ленина «Партийная организация и литература» 1905.

Принцип коммунистической партийности был характерен для всех сторон деятельности советских библиотек, но наиболее ярко проявился на следующих направлениях:

o   Теории и практике формирования фондов библиотек.

o   Систематизации и каталогизации.

o   Руководстве чтением при обслуживании читателей.

Источник: https://studizba.com/lectures/7-gumanitarnye-discipliny/225-lekcii-po-bibliotekovedeniyu-teoriya/2768-6-razvitie-bibliotekovedeniya.html

1.2 Информационная потребность и ее исследование

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ - ПЕРВОПРИЧИНА ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Истокиизучения читателя в России восходят кнедифференцированным исследованиямнародного читателя середины 19 в. Получивразвитие в 1860–1870-х гг., эти исследованияпрошли путь от статистических общихнаблюдений за народным читателем вцелом до детальных исследований чтенияразличных социальных групп с использованиемкомплексных методик получения данных.[10].

Началоизучения читателя-студента, отдельныххарактеристик его чтения было положенокрупными исследованиями «Чтениеленинградской молодежи» (1963 — 1965 гг.) и«Советский читатель» (1965 г.). В контекстепоследнего студенчество впервыеизучалось как самостоятельная читательскаягруппа [10].

Впроцессе исследования «Студент — 70» вМосковском энергетическом институтеизучался интерес студентов к художественнойлитературе. Характеристики студента-читателяхудожественной литературы рассматривалисьв связи с удовлетворенностью профессией,свободным временем, отношением ксоциально-экономическим дисциплинам,ценностными ориентациями, затратамивремени на самостоятельную работу.

Социологическоеисследование студентов в Уфимскомавиационном институте выявило возможностиизучения ими объема обязательной идополнительной учебной литературы,навыки культуры чтения.

В числеисследований 1970-х можно отметить изучениемотивов и целей чтения научно-фантастическихпроизведений студентами в г. Перми,исследование информационных запросовчитателей Научной библиотеки им. A.M.

Горького, Московского государственногоуниверситет и др. [26].

Исследованияпроводились в основном с целью повышениякачества библиотечного обслуживания,выявления факторов формированияустойчивых читательских интересов,определения уровня культуры чтения.

В80-е годы наблюдался бум публикаций попроблемам информационных потребностей.

Одна из крупных работ в эти годы былапосвящена изучению информационно-библиографическихзапросов студентов в научных библиотекахвузов Украины.

Результаты позволилисделать выводы о динамике читательскихинтересов студентов, проанализироватькачество информационно-библиографическогообслуживания, определить эффективностьотдельных форм и методов работы [29].

В1990-х годах изучение чтения студенчестваначинает осуществляться с новойинтенсивностью. Выявляются читательскиеинтересы в области художественнойлитературы среди студентов г. Краснодара.На фоне удовлетворенности работойбиблиотеки вуза определяется значениекниги и чтения в жизни студентов Якутскогогосударственного университета им.Амосова [27].

Российскиминститутом культурологи развиваетсякультурологическое направлениеисследования чтения, которое рассматриваетстуденческое чтение в конкретнойсоциально- экономической, культурной,политической ситуации.

Вконце 1990-х гг. характеристикистудента-читателя, студента-пользователябиблиотекой особенно активнорассматриваются как важные составляющиеего информационной культуры. Диагностикапоследней, является одним из ключевыхмоментов для определения приоритетныхнаправлений работы библиотек, поповышению эффективности информационногообслуживания.

Мотивы,структура и интенсивность студенческогочтения так же изучались крупнейшимибиблиотеками страны, чаще в составеаналогичных характеристик российскоймолодежи в целом.

Таковы, например,исследования «Юный читатель и библиотека»,«Изучение библиотечного спроса»,«Молодой москвич — 97», «Информационныепотребности молодежи в художественнойлитературе», «Библиотека. Книга.

Молодежь», «Чтение молодежи города всвободное от учебы время», «Библиотекаглазами молодежи» [24].

С1994 г. и по настоящее время характеристикичтения студентов изучаютсяСанкт-Петербургским государственнымуниверситетом культуры и искусств, вконтексте информационного поведения,которое служит базой для определенияуровня развития информационной культуры,характеризует доступность информационныхресурсов общества.

Однимиз преимуществ данных исследованийявляется возможность соотнесениячитательских характеристик студентовс чтением разных молодежных групп.Исследования позволяют проследитьбогатый эмпирический материал остуденте-читателе, его читательскихинтересах и информационных потребностях.

Изучениеинформационных потребностей молодежии возможностей их удовлетворенияпоказали, что практически для всехмолодых людей информация играет весьмазначительную роль.

Из различных анкетсделаны выводы что, молодежь осознаетто, что обладание различного родаинформацией является одним из факторовуспеха, для чего подавляющее большинствореспондентов хотело бы достичь болеевысокого уровня информированности;поэтому потребности в информацииявляются сильным мотивом и регуляторомповедения молодых людей, в частности,информационного поведения [26].

Средипроблем, наиболее важных для молодежи,лидируют те, которые принято называтьсоциальными и которые волнуют всероссийское общество: рост наркоманиии молодежной преступности, проституция.

Среди личных проблем — отсутствиегарантий безопасности и социальнаянезащищенность, жилищная проблема,недоступность получения высшегообразования, трудоустройство.

Волнуютмолодежь и неудовлетворительноесостояние здоровья, бедность, тяжелоематериальное положение.

Основныммотивом поиска и использования информациидля студентов является расширениекругозора, получение общеобразовательной,общекультурной информации; относитсяэто и к образованию, в том числепрофессиональному.

В ответах преобладаетзаинтересованность в информации обобразовательных услугах, службахзанятости и трудоустройства, молодежномотдыхе и туризме, молодежных организациях.

Хотя регулярное обращение к информациис целью решения личных проблем еще нестало привычным для молодежи, подавляющеебольшинство респондентов хотели быиметь возможность получения разнообразныхинформационных услуг [29].

Молодымлюдям нужна справочная и законодательнаяинформация, продукты аналитическойпереработки документов по всемнаправлениям жизни и деятельностимолодежи. Выражается готовностьприобретать печатные издания,подготавливаемые информационно-библиотечнымиучреждениями.

Особой популярностьюпользуются справочники, пособия,содержащие правила самостоятельногорешения проблем, значительный спроснаблюдается на информационно-аналитическиематериалы: фактографические подборки,аналитические записки по молодежнымпроблемам, обзоры и рефераты.

При этомбольшинство респондентов предпочитаютполучать информацию в печатном виде[9].

Внекоторых регионах страны, таких какТатарстан, Тамбовская область и др.современная информационная инфраструктуранедостаточно ориентирована наудовлетворение всего спектра информационныхпотребностей молодежи. Во многих регионахотсутствует развитая информационнаясистема, способная оптимально удовлетворятьпотребности молодых людей [10].

Большинствобиблиотек по-прежнему ориентируетсяна предоставление преимущественнодокументных услуг, вопреки изменениюспроса.

То есть информационно-библиотечныеучреждения отстают от общей тенденцииперехода от стратегии обладанияинформационными ресурсами к стратегииорганизации доступа к информационнымресурсам, усилению информационно-аналитическихфункций, общедоступности сторонних исозданию собственных информационныхресурсов, предоставлению доступа кнациональным и мировым информационнымсетям.

Однакосоциальные службы, в том числеинформационные молодежные, вообще нерассматриваются в качестве источникаполучения информации. Лидирующее местосреди источников получения информациизанимают неформальные каналы — общениес друзьями, членами семьи, пользованиеинтернетом [23].

Важныйфактор дальнейшего развития — маркетинговыеисследования, изучающие информационныепотребности пользователей, рынокинформационных услуг в зоне действияинформационно-библиотечных учреждений.Вариантом таких исследований являютсяцелевые программы.

В частности, длябиблиотек это может быть программа,направленная на максимально полноеудовлетворение образовательных,культурных, информационно-досуговыхпотребностей пользователей, как реальных,так и потенциальных.

Оптимальный вариант- разработка и реализация подобнойпрограммы совместными усилиями библиотек,органов информации для молодежи, учебныхзаведений и других заинтересованныхорганизаций [8].

Перспективнымипредставляются исследования спроса наинформационные продукты и услуги длямолодежи и информационных потребностейруководителей общественных объединенийи организаций, которые явятся продолжениемпроведенных изучений информационныхпотребностей студентов.

Чтоже такое информационные потребности?Какое место они занимают в структурепотребностей вообще?

Информационнаяпотребность – это характеристикапредметной области, значение которойнеобходимо установить для выполненияпоставленной задачи в практическойобласти [2].

Процессудовлетворения информационной потребностисущественно отличается от удовлетворениядругих видов потребностей человека. Впроцессе их удовлетворения объектпотребления, т.е.

информация не тольконе уничтожается, а, наоборот, на ее основеформируются новые информационныемассивы, предназначенные для потреблениядругими индивидами.

В этом принципиальноеотличие информации как ресурса отдругих, созданных природой и человекомневосполнимых ресурсов [18].

Информационныепотребности пронизывают все стороныжизни, без их удовлетворения невозможносуществование человека ни какбиологического организма, ни как членасоциума, невозможна ни его профессиональнаядеятельность, ни повседневная обыденнаяжизнь, т.е., информационные потребности,являются обязательным компонентом всехвидов потребностей человека и,соответственно, всех видов деятельностипо их удовлетворению [29].

Вотличие от ряда материальных и духовныхпотребностей человек не может заменитьинформационную потребность другой, ееможно или удовлетворить или оставитьнерешенной.

Неудовлетворение информационныхсоциальных потребностей ведет к стагнацииобщества, регрессу в его развитии,исчезновению социальных потребностейи, в конечном итоге, сведению потребностейиндивидуума только к жизненно важнымбиологическим потребностям.

Из всеговышесказанного следует, что информационнаяпотребность – это осознанная нужда винформации, необходимой для удовлетворенияматериальных и духовных потребностейиндивидуума. Информационные потребностиявляются обязательным компонентом всехвидов потребностей человека и,соответственно, всех видов деятельностипо их удовлетворению.

Деятельностьпо удовлетворению материальных идуховных потребностей является причинойвозникновения и развития информационныхпотребностей.

Механизмвозникновения и функционированияинформационной потребности выглядитследующим образом:

-потребность в материальных и духовныхценностях

-потребность в информации о предметепотребности

-создание поискового образа потребностии соотнесение его с имеющейся вовнутренней памяти информацией

-поиск недостающей информации во внешнейсреде (при необходимости)

-создание новой информации (при отсутствиинеобходимой)

-анализ полученной из внешней и внутреннейсреды информации и осуществлениедеятельности по удовлетворениюпотребности [7].

Вотличие от потребностей других видовс удовлетворением потребности информацияне исчезает. Она теряет свою значимостьдля индивида, но продолжает оставатьсяактуальной для других пользователей,реально или потенциально ощущающихпотребность в данной информации [18].

Изучениеинформационных потребностей – нуждыв информации, в данное время актуально,так как в современном мире существуетогромное количество информации.

Ученыеизучают такие вопросы, как: какаяинформация нужна студентам, что ихинтересует, как они используют информацию,какими источниками им удобнее пользоваться.

Без получения необходимой информации,то есть без удовлетворения информационнойпотребности невозможно получение новыхзнаний, следовательно, и обучение ввузе, невозможно формирование полноценнойличности студента.

Каждыйстудент, учащийся в высшем учебномзаведении, имеет свои четко выраженныеинформационные потребности.

Индивидуальныеинформационные потребности зависят отинтеллектуального потенциала студента,степени его заинтересованности в учебнойдеятельности, от личных интересов.

Неудовлетворение информационнойпотребности студента ведет кнеосведомленности будущего специалистапо некоторым вопросам получаемойпрофессии.

Источник: https://studfile.net/preview/3574888/page:3/

Scicenter1
Добавить комментарий