Искажение информации.: Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом

Неформальные коммуникации: виды и сущность коммуникаций

Искажение информации.:  Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом

Во всякой организации параллельно со структурами формальных (официальных) коммуникационных систем спонтанно возникают неформальные системы передачи информации… Теория управления: Учебник / В.Ф. Уколов, А.М. Масс, И.К. Быстряков. — М.: Экономика, 2003. С. 458

Они основаны на личных и нерегламентируемых взаимоотношениях. Большой вклад в изучение неформальных коммуникаций был внесен представителями школы человеческих отношений Э. Мэйо, Р. Ротлисбергером, У. Диксоном, Д. Мак-грегором, Л. Лайкертом, К. Арджирисом, Ч. Барнардом.

Они, во-первых, обратили внимание на то, что коммуникации в организации не ограничиваются официальными сообщениями, а, во-вторых, указали на важную роль неформальной структуры отношений в организации деловых коммуникаций и на двусторонний характер коммуникации. Ч. Барнард выделял роль неформальных организаций в передаче неофициальных сообщений (слухов).

Информация подобного порядка, как известно, отличается обширностью аудитории и высокой степенью распространения в условиях сравнительно меньшей достоверности.

Неформальную коммуникацию можно классифицировать по следующим основаниям:

  • · Неформальные элементы общественного мнения (слухи, сплетни, толки, пересуды, байки, молва);
  • · Фальсифицирующие элементы информационного пространства (дезинформация, ложь, обман, доносы, наговоры, клевета, наветы, поклеп, наушничанье);
  • · Интерпретированные элементы неформальной коммуникации (домыслы, догадки);
  • · Фольклорно-ментальные элементы неформальной коммуникации (мифы, легенды, поверья);
  • · Публичные элементы (публичные дискуссии, переговоры, скандалы);
  • · Сатирические элементы общественного мнения (сатира, ирония, афоризмы, анекдоты, частушки, «веселая брань», насмешки, шутки);
  • · Графические формы выражения общественного мнения (граффити, шаржи, карикатуры).

Неформальная коммуникация осуществляется в разнообразных формах — вербальной (речевой) и невербальной, осуществляемой с помощью жестикуляции, мимики, поз, взглядов, внешнего вида говорящего, экспрессивности подачи информации (с равнодушием или неприязнью). Бурганова Л.А. Теория управления: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2007. С. 82

Неформальные коммуникации — это коммуникации, не зафиксированные ни в каких организационных документах или официальных требованиях. Менеджмент: Учеб. пособие / под ред. Э.М. Короткова. — М.: ИНФРА-М, 2005. С. 83

У неформальных коммуникаций есть свои неоспоримые достоинства. Важнейшее из них — быстрый полный обмен имеющейся у людей информацией. Филина Ф.Н. Развитие коммуникативных качеств. // Российский бухгалтер. http://www.rosbuh.ru/ (ссылка от 05.05.2010)

Неформальные связи не носят иерархического характера, но могут быть как горизонтальными (в подавляющем большинстве), так и вертикальными (например, дружеское общение между лидером и рядовым работником). Теория управления: Учебник. Изд. 3-е доп. и перераб. / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. -М.: Изд-во РАГС, 2008. С. 263

Вербальная коммуникация. Название данного вида происходит от латинского слова «вербалис», что означает устный, словестный. Вербальная коммуникация — это передача информации при каком либо взаимодействии с помощью знаков в виде речевого общения.

Особенности передачи вербальной информации. Во-первых, в реальном общении целью акта коммуникации выступает, как правило, не собственно передача информации, а некоторое воздействие на собеседника. Воздействие может осуществляться в форме приказа, инструкции или в форме рекомендации, совета.

Во-вторых, живая речь предполагает не однонаправленную передачу информации, а взаимный обмен сообщениями. В процессе подобного общения говорящий и слушающий поочередно меняются ролями, высказываясь об общем предмете разговора. За речевым действием коммуникатора (акцией) всегда следует реакция коммуниканта.

Последовательность акции и реакции образует речевое взаимодействие.

Обычно выделяют три формы речевой коммуникации:

  • · Монолог — это такая форма речи, которая образуется в результате активной вербальной деятельности конкретного индивида, рассчитанная на пассивное и опосредованное восприятие другим индивидом или группой лиц.
  • · Диалог — это такая форма речи, при которой происходит взаимный обмен высказываниями-репликами между двумя и более коммуникантами.
  • · Полемика — борьба противоположных мнений по какому-либо вопросу с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Разновидностями полемики выступают спор и дискуссия. Что касается спора, то под ним понимается всякое разногласие по какому-либо предмету, при котором каждая из сторон отстаивает свою правоту. Спецификой дискуссии является публичное выяснение мнений сторон, нахождение правильного решения спорной проблемы. Социология управления: учебник / В.Д.Граждан. — 2-е изд., перераб. — М.: КНОРУС, 2009. С. 273-277

Однако как ни велико значение вербальных сообщений, еще эффективнее невербальные аспекты коммуникации.

Информация, посланная отправителем без использования слов как системы кодирования, образует невербальное послание, лежащее в основе невербальной коммуникации.

Эффект большинства посланий создается невербальной информацией. Считается, что он обеспечивается в наибольшей степени выражением лица (50-55%) и тональностью голоса (35-40%). Особенно это проявляется в случаях, когда словесная часть сообщения отправителя противоречива. Получатель больше полагается на невербальную часть, чтобы понять значение послания.

Типы невербальной коммуникации:

  • · Движения тела (жесты, выражения лица, движения глаз, прикосновения, позы);
  • · Личные качества (строение тела, рост, запах тела, манера одеваться и т.д.);
  • · Манера помещения себя в пространстве (дистанционная близость в общении и т.д.);
  • · Организация физической среды (дизайн помещения, освещенность, шум и т.д.);
  • · Использование времени (опоздания, ранний приход, склонность заставлять себя ждать, соотношение времени и статуса и т.п.).

Для ясности в понимании инструментов невербальной неформальной коммуникации ниже приведена следующая классификация поз и состояний собеседника (см. таб. 1.3).

Таблица 1.3

Классификация поз и состояний собеседника Материалы первого Новгородского форума «Эффективные коммуникации» НОУ Колледжа «Экономика» от 25-27.01.2002г.

ПозыСостояние собеседника
Руки раскрыты ладонями вверхОбманывает
Руки спрятаны за спинуЖелание выиграть время, подготовка к решительному сопротивлению
Руки скрещены на грудиАгрессия
Сидит на краешке стула, склонившись впередИскренность, открытость
Голова наклонена набокПринимает трудное решение
Опирается на ладонь, указательный палец — вдоль щекиВнимательное слушание
Почесывает подбородокЧувство собственной вины, напряженное восприятие ситуации
Медленно снимает очки, протирает стеклаЗащита, оборона
РасхаживаетСкрытность, утаивание своей позиции
Пощипывает переносицуДемонстрация власти, угроза
Прикрывает рот рукой во время рассказаКритическая оценка ситуации
Старается на вас не смотретьЗаинтересованность
Взгляд в сторонуНапряженное размышление
Жестикулирует сжатым кулакомПринимает решение

Источник: https://studwood.ru/714940/menedzhment/neformalnye_kommunikatsii_vidy_suschnost_kommunikatsiy

Влияние через каналы формальных и неформальных коммуникаций

Искажение информации.:  Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом

Любое воздействие одного человека на другого происходит с использованием информации. Ее предоставление человеку или, наоборот, утаивание сведений, а также способ передачи информации, ее объем, интонация разговора, окружающая обстановка – все это факторы влияния.

Следует помнить, что коммуникации реализуют определенные функции, каждая из которых чрезвычайно важна для процесса преобразований.

Функции коммуникации:

  • информационная – включает информационное обеспечение преобразований в организации, в том числе текущий обмен информацией между сотрудниками и подразделениями, информирование о планах, целях и результатах деятельности, получение информации из внешней среды, получение новых или дополнительных профессиональных знаний и т.д.;
  • объединяющая – означает осуществление действий по установлению общности. Например, налаживание связей и отношений в процессе работы, в том числе кооперации, сотрудничества, взаимодействия. Смысл этих действий заключается в обмене информацией в расширенном понимании – не только данными, но и эмоциями, отношением к передаваемым сообщениям;
  • побудительная, или мотивационная, – активизирует сотрудников, мотивирует их к участию в преобразованиях;
  • интегрирующая – позволяет индивидуумам или группам, а также всей организации включиться в более крупные структуры, объединения, т.е. в структуры и связи более высокого порядка;
  • координационная – связана с согласованием действий различных сотрудников и подразделений в процессе преобразований в организации;
  • контролъно-регулирующая – связана со сбором, обработкой и хранением информации, позволяющей осуществлять обратную связь, вносить необходимые корректировки в случаях отклонения от планов и целей.

Мнение специалиста

Люди воспринимают информацию примерно в следующих соотношениях: 1% – через вкус; 2% – посредством осязания; 4% – с помощью обоняния; 10% – на слух; 83% – визуально.

Обычно люди запоминают: 10% прочитанного; 20% услышанного; 30% увиденного; 50% того, что они услышали и увидели; 70% того, что они сказали или записали [1].

В процессе изменений широко используются два основных канала передачи информации – формальные и неформальные.

1. Формальные каналы передачи информации необходимы для доведения до работников распоряжений, заданий, инструкций по выполнению работы и т.д.

Формальные каналы коммуникации пронизывают организацию в соответствии с иерархией управления и распределением ответственности за выполнение рабочих задач.

Формальные каналы находятся в распоряжении руководителей и обеспечивают возможность реализации ими их формальной власти.

Реализация указанных выше функций коммуникаций в процессе преобразований может осуществляться в следующих формах: служебная записка, деловое письмо; выступление перед аудиторией; деловая беседа; презентация; интранет (внутренняя локальная частная компьютерная сеть организации).

Наиболее эффективными каналами передачи информации в условиях преобразований являются те, которые дают возможность быстрой обратной связи.

Это особенно важно в условиях планируемых или реализуемых изменений, поскольку позволяет устранять непонимание и основанное на нем сопротивление преобразованиям.

С этой точки зрения наибольший эффект может быть получен от устного выступления перед аудиторией, деловой беседы и презентации.

Выступление перед аудиторией может представлять собой доклад или выступление на собрании, совещании. Это хороший способ влияния на мнение слушающих, так как кроме информирования аудитории происходит также установление взаимопонимания и доверия, убеждение, привлечение слушающих на свою сторону.

В ходе деловой беседы происходит личное общение, которое позволяет понять точки зрения ее участников, обсудить проблемные вопросы, высказать опасения, найти устраивающее всех решение. Деловая беседа предполагает небольшое число участников, что позволяет обратить внимание не только на обсуждаемую информацию, но и на эмоции собеседников.

При презентации происходит представление аудитории определенной информации. Презентация сочетает в себе устную речь, иллюстративные материалы, которые представляются в виде рисунков, схем, материальных объектов.

Иногда бывает и возможность испытать, осмотреть, потрогать эти объекты, чтобы составить о них свое собственное мнение. Эффективность такой формы оказания влияния через коммуникации обусловлена тем, что здесь могут быть одновременно задействованы несколько каналов восприятия.

Логические блоки построения презентации изображены на рис. 10.2.

Рис. 10.2.Логические блоки построения презентации, имеющей целью убедить аудиторию

Таким образом, существуют большие возможности оказания влияния через формальные каналы коммуникаций. Можно сказать, что это основные и в большинстве случаев самые главные методы воздействия на работников в процессе преобразований, осуществляемые в целях организации работы, привлечения работников на сторону инноваторов и преодоления возможного сопротивления изменениям.

2. Неформальные коммуникации не связаны с «узаконенными» каналами и структурой управления. Неформальное общение сосуществует с формальным и объединяет всех работников организации вне зависимости от их должностного положения.

Как правило, в практике управления встречаются два типа неформальных каналов: управление, основанное на «выходах в народ» и «виноградная лоза».

Управление, основанное на «выходах в народ».

Руководитель получает неформальную информацию о жизни организации непосредственно из разговоров с работниками, при этом он из первых рук узнает о проблемах и сложностях и может донести до людей свои идеи и замыслы. Общение с работниками создаст почву для хороших человеческих отношений и сотрудничества, формирования атмосферы, способствующей преобразованиям.

«Виноградная лоза». Это неформальная коммуникативная сеть организации, объединяющая всех ее членов во всех направлениях. Такая сеть существует всегда и везде – это каналы распространения слухов.

Информация, передаваемая по сети «виноградная лоза», посвящена организационным проблемам и, как правило, достаточно достоверна.

По некоторым данным, около 80% передаваемых сведений так или иначе связаны с бизнесом и не имеют ничего общего со сплетнями, более того, 70–90% данных подтверждается.

Руководителям следует иметь в виду, что пять из шести важных сообщений в той или иной степени переносится, минуя официальные каналы. Слухи, которые можно назвать вредными, возникают лишь тогда, когда официальные каналы коммуникации закрыты. Уровень точности, как правило, меньше, когда речь идет о личной или о сильно эмоционально окрашенной информации.

Мнение специалиста

Одна из самых серьезных ошибок, которые делают руководители, – это утаивание правды и уход от ответа в общении с сотрудниками. Даже когда официальное взаимодействие отсутствует, потребность в информации не исчезает. Что-то обязательно заполнит вакуум – разговоры в коридорах, беседы вполголоса за закрытыми дверями офисов, панические электронные письма…

Ничего хорошего для компании в таких явлениях нет, но это неизбежное следствие любого обмана. Правдоподобно звучит только правда. Вдобавок люди всегда умнее, чем думает руководство, и всегда чуют неладное раньше менеджеров. Даже если ничего не объявлять, истина все равно будет известна и клиентам, и сотрудникам, и поставщикам, и компаниям-партнерам [2].

Поскольку по каналам распространения слухов информация передастся намного быстрее, чем по каналам формального сообщения, руководители пользуются слухами для запланированной утечки и распространения определенной информации типа «только между нами».

В этом случае доверенным лицом руководителя выступает обычно секретарь или помощник. Такое доверенное лицо во время неформального общения (после работы или в перерывах, в «курилках») часто обменивается информацией с другими работниками.

Запланированная утечка информации обычно используется тогда, когда речь идет о вопросах, касающихся планируемых преобразований.

Источник: https://studme.org/32294/menedzhment/vliyanie_cherez_kanaly_formalnyh_neformalnyh_kommunikatsiy

Анализ и совершенствование системы коммуникации в организации (МГТС)

Искажение информации.:  Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом

Страница
3

Неформальные коммуникации

Канал неформальных комму­никаций можно назвать каналом распространения слухов.

Слухи «витают возле автоматов с охлажденной водой, по коридорам, в столовых и в любом другом месте, где люди собираются группами». Поскольку по каналам слухов информация передастся много быстрее, чем по каналам формального сообще­ния, руководители пользуются первыми для запланированной утечки и распростра­нения определенной информации или сведений типа “только между нами”

Приписываемая слухам репутация неточной информации сохраняется и до сегод­няшнего дня. Тем не менее, исследования показывают, что информация, передаваемая по каналам неформального сообщения, т.е. слухи, чаще оказывается точной, а не искаженной.

Кроме того, во многих случаях передаваемое сообщение оказывается неправильно понятым и следовательно, обмен информацией — неэффективным. Чаще всего причина столь низкой эффективности состоит в забвении того факта, что коммуникация — это обмен.

В ходе обмена обе стороны играют активную роль. К примеру, если вы как управляющий описываете одному из подчиненных, как нужно изменить работу, это только начало обмена.

Чтобы обмен информацией стал эффективным, ваш подчинен­ный должен сообщить вам, как он понимает задачу и ваши ожидания в отношении результатов его деятельности.

Обмен информацией происходит только в том случае, когда одна сторона “предлагает” информацию, а другая воспринимает ее. Чтобы было именно так, следует уделять пристальное внимание коммуникационному процессу.

Коммуникационный процесс — это обмен информацией между двумя или более людьми.

Основная цель коммуникационного процесса — обеспечение понимания инфор­мации, являющейся приметой обмена, т.е. сообщений. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене лю­дей.

Вы, конечно, сами сталкивались со случаями малоэффективного обмена информацией с друзьями, семьей, сотрудниками на работе.

Чтобы лучше понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности, следует иметь представление о стадиях процесса, в котором участвуют двое или большее число людей.

В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента.

1. Отправитель лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и пере­дающее ее.

2. Сообщение, собственно информация, закодированная с помощью символов.

3. Канал, средство передачи информации.

4. Получатель, лицо, которому предназначена информация и которое интерпрети­рует ее.

При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимо­связанных этапов. Их задача — составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен. Указанные взаимосвязанные этапы таковы:

1. Зарождение идеи.

2. Кодирование и выбор канала,

3. Передача,

4. Декодирование.

Кодирует и выбирает канал

Рис.1 Простая модель процесса обмена информацией

Эта этапы проиллюстрированы на рис. в виде простой модели процесса коммуникаций.

Хотя весь процесс коммуникации часто завершается за несколько секунд, что затрудняет выделение его этапов, мы проанализируем эти этапы, чтобы показать какие проблемы могут возникать в разных точках. Этот анализ подобен внимательному разглядыванию каждого кадра короткого эпизода на кинопленке.

Зарождение идеи

Обмен информацией начинается с формулирования идеи или отбора информации. Отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена. К сожалению, многие попытки обмена информацией обрываются на этом первом этапе, поскольку отправитель не затрачивает достаточного времени на обдумывание идеи.

Важно помнить, что идея еще не трансформирована в слова или не приобрела другой такой формы, в которой она послужит обмену информации. Отправитель решил только, какую именно концепцию он хочет сделать предметом обмена информацией. Чтобы осуществить обмен эффективно, он должен принять в расчет множество факторов.

К примеру, руководитель, желающий обменяться информацией об оценке результатов работы, должен четко понимать, что идея состоит в том, чтобы сообщить подчиненным конкретную информацию об их сильных и слабых сторонах и о том, как можно улучшить результаты их работы.

Идея не может заключать в смутных общих похвалах или критике поведения подчиненных.

Этот пример показывает также связь между восприятием и коммуникаций.

У руководителя, который считает подчиненных способными к развитию и совершенствованию, а значит, нуждающимися в информации с оценкой результатов их работы, скорее всего найдутся дельные позитивные идеи для обмена информацией на указанную тему по существу.

Управляющий, который воспринимает подчиненных и детей, ждущих, чтобы: их поправляли и направляли, скорее всего заложит в свои идеи критицизм отрицательного свойства, свойственный такому образу мышления.

Еще один пример потенциальных проблем на этапе зарождения идеи дает нам начальник цеха, только что принявший сообщение от высшего руководства о том, что компании нужно на 6 % увеличить производство видеоигр без увеличения сверхурочных выплат.

Если начальник цеха не сможет сообразить, каким путем лучше всего обменяться этой информацией с подчиненными и направит им это сообщение в точности таким, каким оно было получено, возможны недоразумения, поскольку рабочие поймут лишь сам факт того, что изменения необходимы.

Если же руководитель в самом деле продумает те идеи, которые требуют передачи, он может прийти следующим заключениям:

1. Рабочие должны понять, какие именно нужны изменения — прирост производства на 6% без дополнительных сверхурочных.  Скачать рефератПерейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9 

Источник: http://www.refmanagement.ru/ritem-360-3.html

Г. Канал неформальных коммуникаций

Искажение информации.:  Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом

С достаточной степенью достоверности этот канал логично назвать каналом распространения слухов. Каждый из нас неоднократно сталкивался с этим видом коммуникационного обмена информацией.

Слухи витают по коридорам, в столовых, в курительных комнатах и в любом другом месте, где люди собираются группами. Поскольку по каналам слухов информация передается много быстрее, чем по каналам формального общения, руководители пользуются ими для запланированной утечки и распространения определенной информации или сведений типа «только между нами».

Наиболее типичная информация, передаваемая по каналам распространения слухов:

  • предстоящее сокращение рабочих мест;

  • новые меры по наказаниям за нарушение трудовой дисциплины;

  • изменения в структуре организации;

  • грядущие перемещения и повышения в должности;

  • подробное изложение спора двух руководителей на служебном совещании;

  • кто кому назначает свидания после работы.

Приписываемая слухам репутация неточной информации сохраняется и до сегодняшнего дня. Тем не менее, исследования показывают, что информация, передаваемая по каналам неформального сообщения, т.е. слухи, чаще оказывается точной, а не искаженной.

Согласно исследованию Дэвиса, 80-99% слухов точны в отношении непротиворечивой информации о положении внутри производственного коллектива. Он считает, однако, что уровень точности не может быть таким же высоким, когда речь идет о личной или о сильно эмоционально окра­шенной информации.

Дэвис указывает: «Люди склонны считать слухи менее точной инфор­мацией, поскольку реальные ее погрешности имеют более драматический характер и потому глубже впечатываются в память, чем каждодневная рутинная точность».

Кроме того, незави­симо от точности, «все свидетельствует в пользу влиятельности слухов, будь их воздействие положительным или отрицательным».

Слух – это молва, известие о ком или чем-нибудь; это сообщение о каких-либо событиях, еще ничем не подтвержденных, которое передается в массе людей от одного человека к другому. Природа возникновения слухов может быть объективной (или стихийной) и субъективной (или целенаправленной).

Критерии слуха как социального феномена, то есть его характерные черты, следующие:

  • слух – это форма межличностной (реже – публичной и массовой) коммуникации. Хотя зачастую мы являемся свидетелями неосознанного распространения тех или иных слухов средствами массовой информации;

  • слух – это информативное (а не, скажем, аналитическое) сообщение, то есть ядро слуха составляют сведения о реальных или вымышленных событиях;

  • слух – это эмоционально значимое для аудитории сообщение. Если оно не затронет чувства и эмоции людей, то не будет и слуха как такового.

Каковы же главные условия и причины возникновения слухов? По мнению
Ю.А. Шерковина, возник­новение и распространение слухов возможно лишь при информационном вакууме, выражающемся в неудовлетворенном интересе. Другими словами, слух –это информация, удовлетворяющая какую-либо психологическую потребность людей, неудов­летворенную другими способами.

К условиям и причинам содержательного характера необходимо отнести:

* интерес аудитории к некоторой теме. Смешна и нереальна попытка распространить слух среди жителей Беларуси о неожиданном повышении цен на слонов в Индии. Этому сообщению легко поверят, но передавать другим не станут.

Психологи выявили закономерность: самое нелепое сообщение, если оно вызывает интерес, может быть передано дальше и захватить значительную аудиторию.

Главное – не столько достоверность информации, сколько неудовлетворенный интерес;

* дефицит надежной информации по интересующей теме. Здесь речь идет не об объективной достоверности имеющихся сведений, а о субъективной оценке собственной осведомленности.

Социальная практика показала две закономерности: во-первых, самые точные сведения, полученные из неавторитетного источника, сохраняют информационный дефицит, но ложные сведения из престижного для данной аудитории источника ликвидируют дефицит и блокируют распространение слухов.

Во-вторых, интенсивность циркуляции слуха прямо пропорциональна интересу аудитории к теме и обратно пропорциональна количеству официальных сообщений на данный момент, и степени доверия к источнику информации.

На появление слухов влияют также условия и причины функционального характера:

* реализация посредством слухов потребности в общении, облегчение
межличностных контактов;

* реализация неудовлетворенной потребности в самоутверждении в группе;

стремление снизить эмоциональное напряжение в большой группе;

* компенсация эмоциональной недостаточности в условиях, когда обстановка лишена значимых событии.

Слухи классифицируются по ряду оснований. По пространственному основанию слухи делятся на локальные (то есть отмеченные внутри относительно небольшой социальной группы), региональные, национальные и межнациональные.

По экспрессивному основанию (то есть по типу эмоциональной реакции) слухи делятся на «слух-желание», «слух-пугало» и «агрессивный слух». Рассмотрим их подробнее.«Слух-желание» возникает, когда пытаются выдать желаемое за действительное, причем в условиях, когда реальность приходит в противоречие с тем, что людям необходимо.

«Слух-желание» не является малозначительным и безобидным, каким выглядит на первый взгляд. Его опасность в том, что стимулируемые им ожидания закономерно сменяются фрустрацией, которая, в свою очередь, порождает либо агрессивность, либо апатию, нарушая нормальное функционирование социальных общностей.

«Слух-пугало» выражает боязливое предвидение каких-либо событий и становится возможным благодаря довольно распространенной привычке людей пессимистически ожидать худшего.

Возникновение таких слухов чаще всего происходит в периоды соци­ального напряжения или острого конфликта (стихийное бедствие, война, революционная ситуация, государственный переворот и др.), то есть когда крайне неясна общая обстановка. Диапазон таких слухов – от просто пессимистических до откровенно панических.

Мотивы их появления кроются в попытках получить удовлетворение от разделенного с кем-либо страха и тайная надежда на возможность опровержения пугающего сюжета. Но даже если опровержения нет, то разделенный страх переносится легче.

«Агрессивный слух» основывается на предрассудке и выражает собой резко негативное отношение некоторой группы людей к объекту, фигурирующему в сюжете слуха. Возникает чаще всего в период социальных напряжений, но преимущественно связанных с межгрупповыми конфликтами.

По степени достоверности информации слухи делятся на:

  • абсолютно недостоверные, то есть отражающие только настроения аудитории; недостоверные в главном с элементами правдоподобия;

  • правдоподобные слухи, то есть относительно близкие к действительности;

  • достоверные слухи с элементами неправдоподобия (наиболее опасные).

В связи с этим необходимо заметить, что абсолют­но достоверными слухи, как правило, не бывают, так как в процессе изустной передачи они неизбеж­но подвергаются искажениям и всегда чем-то отличаются от истины.

В процессе циркуляции слух трансформируется. Это выражено в трех основных процессах: сглаживании, заострении и адаптации.

В процессе сглаживания слух становится меньше и короче за счет исчезновения тех деталей, которые в данной аудитории представляются несущественными. Например, цвет и марка столкнувшихся автомобилей, название места происшествия, одежда и имена участников события и др.

В процессе заострения увеличиваются масштабы тех деталей, которые в данной аудитории представляют­ся существенными (например, количество действующих лиц, количество жертв, степень успехов или неудач и др.).

Важно подчеркнуть следующую особенность: существенность или несущественность конкретных деталей определяется не только и не столько их объективным соотношением, сколько доминиру­ющими в данной аудитории ценностными ориентациями, ожиданиями и др.

В зависимости от этого детали слуха могут оказаться «сглаженными», либо, наоборот, «заостренными».

Например, если одежда, цвет волос, глаз отражают их расовую, национальную, религиозную принадлежность, а в регионе сложились напряженные отношения, слух может быстро приобрести агрессивную окраску, а соответствующие дета­ли станут доминирующими, хотя в действительном событии могли играть второстепенную роль.

Адаптация призвана приспособить слух к психическим нуждам аудитории, под доминирующую в данной аудитории модель мира. Например, в лабораторном эксперименте одному из испытуемых в группе белых американцев демонстрировалась в течение нескольких секунд фотография двух спорящих мужчин: белого и негра. Белый – вооружен раскрытой бритвой, черный – безоружен.

После этого первый испытуемый рассказывал содержание фотографии второму, который фотографии не видел, второй – третьему и т.д. Характерно, что в результате адаптации бритва «перескакивала» из рук белого в руки негра – сказывался жесткий стереотип «агрессивного негра».

Сгла­живание, заострение и адаптация могут дополнять друг друга и по мере распространения слуха приводить к радикальному отклонению его фабулы от реальности.

Каковы же основные меры предупреждения и противодействия слухам? Главное при осуществлении профилактических мероприятий – создание эмоциональной атмосферы в обществе в целом и в органи­зациях, исключающей возможность распространения слухов. Основные направления деятельности руково­дителя по предупреждению слухов могут быть следующими:

1. Создание и поддержание эффективности информационной системы организации. Главным условием при этом является определение потребности в информации. Как уже отмечалось, основной причиной воз­никновения слухов является дефицит информации по интересующей теме. Вот почему определение потребности в информации является важнейшим профилактическим средством, не позволяющим зародиться слухам.

В этих целях руководитель должен определить:

* необходимый уровень информации, которой должен располагать подчиненный для оптимального выполнения возложенных на него функций;

* целесообразные формы, подходящие моменты времени, интервалы передачи информации. При этом целесообразно руководствоваться знанием следующих рекомендаций и закономерностей, изложенных В.Г. Шипуновым и Е.Н. Кишкелем:

а) информационные потоки необходимо организовать таким образом, чтобы каждый знал не только, в чем состоит задача и как она должна выполняться, но также, почему и в чем интерес каждого;

б) с ростом образования, квалификации потребность в информации увеличивается (причем, не только и не столько в количестве, сколько в качестве информации);

в) для удовлетворения потребностей в информации использовать все виды и формы коммуникаций, основной упор, делая на неформальной коммуникации;

г) важное направление – точное установление источников информации (как официальных, так и неофициальных) и конкретная работа с ними.

  1. Ориентирование работников относительно надежных и достоверных средств информации, печатных изданий и др.

  2. Наличие устойчивой обратной связи.

  3. Поддержание эффективного руководства на всех уровнях. В переломные моменты именно руководители – главный источник информации.

Меры активного противодействия осуществляются в зависимости от аудитории, в которой распространен слух.

При низком доверии к источнику инфор­мации прямое выделение сюжета для его разоблаче­ния может вызвать, наоборот, циркуляцию слуха.

В этом случае – не упоминая о слухе и о его сюжете, найти косвенный повод для массированной переда­чи информации, содержание которой радикально противоречило бы содержанию слуха.

При высоком доверии к источнику информации прямое и аргументированное опровержение слуха более эффективно и, как правило, кладет конец его циркуляции.

При работе с источником слухов целесообразно придерживаться следующей тактики:

  1. Используйте поменьше пространных опровержений и утверждений, побольше конкретных вопросов и лаконичных несогласий. Например, следующие фразы: «Думаю, что это не соответствует действительности»; «Бели это, как вы заметили, только слух, давайте не будем попусту тратить на него время».

  2. Конкретно расспросите источник слухов о том, откуда ему стало известно это сообщение. Например, следующие фразы: «Я этого не знал. Откуда вам это известно?»; «А кто вам сообщил об этом?»; «Видимо, мне надо побеседовать с этим человеком отдельно».

  3. Заставьте источник слухов убедить вас в правдоподобности слуха. Например, следующие фразы: «Почему вы считаете, что сказанное вами – правда?»; «На чем основана ваша уверенность в том, что это, правда?»; «Это кому-то так хочется или так обстоит на самом деле?»

Таким образом, знание руководителем причин и условий возникновения слухов, основных профилактических мероприятий и активных мер противодействия позволяет создать здоровую социально-психологическую атмосферу в организации, укрепить доверие между работниками

Источник: https://buklib.net/books/36881/

Scicenter1
Добавить комментарий