ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ КАК МЕТОДА ЭКОЛОГИЧЕСКОГОВОСПИТАНИЯ

Тема: «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ КАК МЕТОДА ЭКОЛОГИЧЕСКОГОВОСПИТАНИЯ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Мастер –класс

Тема:«Детское экспериментирование как методэкологического воспитания»

АржаныхВалентина Михайловна,

воспитательДОУ №77 г.Липецка

Продолжительностьмастер – класса 45минут

Цель мастер– класса:повышениепрофессионального мастерства педагогов- участников мастер — класса в процессеактивного педагогического общения поусвоению опыта работы педагога — мастераАржаных Валентины Михайловны попроведению экспериментирования какметода экологического воспитаниястарших дошкольников.

Задачи:

Обучающие:познакомить педагогов с детскимэкспериментированием в ДОУ, показатьэксперимент по ознакомлению детей сосвойством воздуха: воздух имеет место.

Развивающие:развивать умения видеть проблемы, делатьвыводы и умозаключения; развивать навыкии умения экспериментирования.

Воспитательные:воспитыватьэмоционально — ценностное отношение кокружающему миру.

Оборудование:методические пособия, часть необходимыхпредметов из уголка экспериментирования.

Раздаточныйматериал:ёмкости с водой; стакан, с прикреплённойна дне салфеткой.

Ход мастер– класса:

Представлениеопыта работы по теме

«Детскоеэкспериментирование в ДОУ»

Экспериментированиеявляется одним из эффективных методовэкологического воспитания старшихдошкольников.

Многолетнийопыт педагогической работы показывает,что дети очень любят экспериментировать.

Роднаяприрода – это могущественный источник,из которого ребёнок черпает многиезнания и впечатления, интерес к окружающимобъектам неживой и особенно живойприроды появляется очень рано. Детизамечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка,крохотного паучка в густой траве.

Внимание детей привлекают сезонныеизменения в природе, яркость красок,многообразие звуков, запахов. Ониоткрывают для себя новый мир: стараютсявсё потрогать руками, рассмотреть,понюхать, если возможно, попробоватьна вкус. Природа – открытый, неисчерпаемыйисточник для детских наблюдений иэкспериментов.

Ребёнок интуитивноощущает себя её частью, и потомувзаимодействие с природой для негоорганично и естественно. Овладениеспособами практического взаимодействияс окружающей средой обеспечиваетстановление мировидения ребёнка, еголичностный рост.

Существенную роль вэтом направлении играет поисково -познавательная деятельность дошкольниковпротекающая в форме экспериментальныхдействий.

Деятельностьэкспериментирования способствуетформированию у детей познавательногоинтереса, развивает наблюдательность,мыслительную деятельность. По мнениюакадемика Н.Н.

Подъякова в деятельностиэкспериментирования ребенок выступаеткак своеобразный исследователь,самостоятельно воздействующий различнымиспособами на окружающие его предметыи явления с целью более полного ихпознания и освоения.

В ходе экспериментальнойдеятельности создаются ситуации, которыеребенок разрешает посредством проведенияопыта и, анализируя, делает вывод,умозаключение, самостоятельно овладеваяпредставлением о том или ином законеили явлении.

Детскоеэкспериментирование, как и любаядеятельность, имеет свою структуру:

Цель:развитие умений ребенка взаимодействоватьс исследуемыми объектами в «лабораторных»условиях как средствами познанияокружающего мира.

Задачи:1) развитие мыслительных процессов; 2)развитие мыслительных операций; 3)освоение методов познания; 4) развитиепричинно-следственных связей и отношений.

информация об объектах и явлениях,предметах.

Мотив:познавательные потребности, познавательныйинтерес, в основе которых лежиториентировочный рефлекс «Что это?»,»Что такое?» В старшем дошкольномвозрасте познавательный интерес имеетнаправленность: «Узнать — научиться- познать».

Средства:язык, речь, поисковые действия.

Формы:элементарно-поисковая деятельность,опыты, эксперименты.

Условия:постепенное усложнение, организацияусловий для самостоятельной и учебнойдеятельности, использование проблемных,ситуаций.

Результат:опыт самостоятельной деятельности,исследовательской работы, новые знанияи умения, составляющие целый спектрпсихических новообразований.

Основноесодержание экологических исследований,проводимых детьми, предполагаетформирование у них следующих представлений:

О природныхявлениях (явления погоды, круговоротводы в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день — ночь, месяц,сезон, год).

Об агрегатныхсостояниях воды (вода — основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней,туман, роса, радуга; рассматриваниеснежинок в лупу и т.п.).

О мирерастений (особенности поверхностиовощей и фруктов, их форма, цвет, вкус,запах; рассматривание и сравнение веток растений — цвет, форма, расположениепочек; сравнение цветов и другихрастений).

В процессеэкспериментирования обогащается словарьдетей за счёт слов, обозначающих свойстваобъектов и явлений.

Экспериментированиепредоставляет ребёнку возможностьсамому найти ответы на вопросы «как?»и «почему?»

Неутолимаяжажда новых впечатлений, любознательность,постоянное проявляемое желаниеэкспериментировать, самостоятельноискать истину распространяется на всесферы деятельности.

Пространственно- предметная среда должна побуждатьдетей к экспериментированию, к активнымдействиям и взаимодействию.

В моейгруппе создана предметно развивающаясреда, обеспечивающая возможностьпроведения опытов, наблюдений,экспериментов всеми воспитанникамигруппы.

Материалыдля опытов хранятся на полочках, вкоробках и контейнерах в уголке природы.Это позволяет на протяжении всегоучебного года использовать его дляпроведения различных экологических мероприятий и организации разнойдеятельности с детьми.

Материалыпостоянно пополняются, что способствуетподдержанию интереса у детей.

Для тогочтобы создать атмосферу «научности»подобрана лабораторная посуда: колбочки,пробирки.

Комплектоборудования для конкретного экспериментаготовлю заранее на каждого ребёнка иразмещаю на индивидуальном небольшомподносе.

Предоставляювозможность детям проявлять большесамостоятельности.

Ничего несообщаю в готовом виде. Новые знаниядети открывают самостоятельно в процессевыполнения заданий. Стараюсь избегатьпрямых указаний, что и как делать;поощрять познавательную активностьребёнка.

Анализируявместе с детьми путь решения и вывод,который был сделан, помогаю им понятьсвою ошибку.

Дошкольникив силу своих возрастных особенностейне могут работать не разговаривая.Поэтому я не лишаю их этой возможности проговаривать свои действия т.к. этоодин из ведущих факторов развитияребёнка — дошкольника.

Оченьответственным является конечный этапэксперимента — анализ результатов иформулирование выводов. Дети дошкольноговозраста мыслят образами. Поэтомузачастую не могут выразить то, чтопонимают. В этом случае я не устраиваюфронтальный опрос, а предоставляю детямвозможность в непринуждённой формеподелиться радостью открытия.

Экспериментпозволяет знакомить детей с правиламитехники безопасности при проведенииэксперимента.

Практическоезанятие.

  1. Эксперимент: «Сухой из воды», мастер – класс.

— Сегодня я хочу вас познакомить спроведением эксперимента «Сухой изводы». Будем определять, занимает ливоздух место?

Для этогонам потребуется ёмкость с водой, стаканс прикреплённой на дне салфеткой.

Ход работы.

— Но сначаласкажите, может ли человек жить безвоздуха? Почему?

— Почему мыне можем увидеть воздух?

— Как мы можемобнаружить, что воздух существует?

— Что означает«выйти сухим из воды»?

— Можно лиопустить стакан в воду и не намочитьлежащую на дне салфетку?

-Возможноли это, давайте выясним.

— Убедитесь,пожалуйста, что салфетка на дне стаканасухая.

— А теперь,переворачиваем стакан вверх дном ипогружаем осторожно в воду, не наклоняястакан до самого дна ёмкости.

— Далееподнимаем его из воды, даём воде стечь,не переворачивая стакан.

— Определите,намокла ли салфетка или не намокла, иобъясните, что помешало воде намочитьеё (воздух в стакане).

— А, чтопроизойдёт с салфеткой, если наклонитьстакан?

— Давайтепопробуем.

— И так, чтоже произошло? (Пузырьки воздуха вышли,а их место заняла вода, салфетка намокла).

III.Заключительная часть.

Ребёнку- дошкольнику по природе присущаориентация на познание окружающего

мираи экспериментирование с объектами иявлениями реальности.

Ценностьреального эксперимента, в отличие отмысленного, заключается в том, чтонаглядно обнаруживаются скрытые отнепосредственного наблюдения стороныобъекта или явления действительности;развиваются способности ребёнка копределению проблемы и самостоятельномувыбору путей её решения; создаётсясубъективно – новый продукт.

Экспериментированиекак специально организованная деятельностьспособствует становлению целостнойкартины мира ребёнка дошкольноговозраста и основ культурного познанияим окружающего мира.

Уважаемыеколлеги!

Желаю вамуспеха в развитии интереса у детей кисследованию природы!

Источник: https://gigabaza.ru/doc/108546.html

«Детское экспериментирование, как метод экологического воспитания»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ КАК МЕТОДА ЭКОЛОГИЧЕСКОГОВОСПИТАНИЯ

Мастер – класс
Тема: «Детское экспериментирование, как метод экологического воспитания»
Павлова Ольга Евгеньевна
воспитатель МДОУ №31
Продолжительность мастер – класса 45 минут
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы, по проведению экспериментирования ,как метода экологического воспитания старших дошкольников.

Задачи:

Обучающие: познакомить педагогов с детским экспериментированием в ДОУ, показать эксперимент по ознакомлению детей со свойством  соли.

Развивающие: развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения; развивать навыки и умения экспериментирования.

Воспитательные: воспитывать эмоционально — ценностное отношение к окружающему миру.

Оборудование: методические пособия, часть необходимых предметов из уголка экспериментирования.

Раздаточный материал: соль ( пищевая — мелкая), стакан с водой , стакан с солью, ложечка, тарелочка с солью, кисть для клея и рисования , краски , лист бумаги формата А 4, баночка с клеем салфетка ( на каждого ребенка).

1.Вводная часть
Представление опыта работы по теме «Детское экспериментирование в ДОУ».

      Экспериментирование является одним из эффективных методов экологического воспитания старших дошкольников. Многолетний опыт педагогической работы показывает, что дети очень любят экспериментировать.

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления, интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка, крохотного паучка в густой траве.

Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Природа – открытый, неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов.

Ребёнок интуитивно ощущает себя её частью, и потому взаимодействие с природой для него органично и естественно. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост.

    Существенную роль в этом направлении играет поисково — познавательная деятельность дошкольников протекающая в форме экспериментальных действий.

       Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н.

Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином

законе или явлении.
Детское экспериментирование, как и любая деятельность, имеет свою структуру:
Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира.
Задачи:

1) развитие мыслительных процессов;

2) развитие мыслительных операций;

3) освоение методов познания;

4) развитие причинно-следственных связей и отношений.
информация об объектах и явлениях, предметах.
Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?» В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет

направленность: «Узнать — научиться — познать».
Средства: язык, речь, поисковые действия.
Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.
Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций.

Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Основное содержание экологических исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:       О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день — ночь, месяц, сезон, год).

      Об агрегатных состояниях воды (вода — основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).       О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений — цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности.

Пространственно — предметная среда должна побуждать детей к экспериментированию, к активным действиям и взаимодействию. В моей группе создана предметно развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Материалы для опытов хранятся на полочках, в коробках и контейнерах в уголке природы. Это позволяет на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных экологических мероприятий и организации разной деятельности с детьми. Материалы постоянно пополняются, что способствует поддержанию интереса у детей.

Для того чтобы создать атмосферу «научности» подобрана лабораторная посуда: колбочки, пробирки.

Комплект оборудования для конкретного эксперимента готовлю заранее на каждого ребёнка и размещаю на индивидуальном небольшом подносе.

Предоставляю возможность детям проявлять больше самостоятельности.

Ничего не сообщаю в готовом виде. Новые знания дети открывают самостоятельно в процессе выполнения заданий. Стараюсь избегать прямых указаний, что и как делать; поощрять познавательную активность ребёнка.

Анализируя вместе с детьми путь решения и вывод, который был сделан, помогаю им понять свою ошибку.

Дошкольники в силу своих возрастных особенностей не могут работать не разговаривая. Поэтому я не лишаю их этой возможности проговаривать свои действия т.к. это один из ведущих факторов развития ребёнка — дошкольника.

Очень ответственным является конечный этап эксперимента — анализ результатов и формулирование выводов. Дети дошкольного возраста мыслят образами. Поэтому зачастую не могут выразить то, что понимают. В этом случае я не устраиваю фронтальный опрос, а предоставляю детям возможность в непринуждённой форме поделиться радостью открытия.

Эксперимент позволяет знакомить детей с правилами техники безопасности при проведении эксперимента.

Практическое занятие.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль».

Возраст воспитанников: старшая группа

Форма проведения: Технологии – исследовательская деятельность и игровая

Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности

Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества, мешочек с солью.

Методы и приемы:

— практические: опыты с солью;

— наглядные:  иллюстрации, наблюдение;

— словесные: беседы, рассказы воспитателя, рассказ детей, загадки, объяснение, обсуждение, анализ работы.

Оборудование : Соль ( пищевая — мелкая), стакан с водой , стакан с солью, ложечка, тарелочка с солью, кисть для клея и рисования , краски , лист бумаги формата А 4, баночка с клеем салфетка ( на каждого ребенка).

Предварительная работа.

​ ·Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»

​ ·Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».

​ ·Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).

​ ·Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».

​ ·Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,

​ ·Наблюдение «Как мама использует соль?».

Ход занятия:

Приветствие:

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся

Улыбнёмся, подмигнём,

И к гостям здороваться пойдём!

Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся, подойдем к гостям и прикоснёмся ладошками к их ладошкам. У гостей ладошки теплые? Наши гости добрые и они поделились своим теплом с нами.

Воспитатель:

Поудобнее садитесь,

Не вертитесь, не крутитесь.

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла —

Только в садик я зашла,

Ко мне Звездочка пришла (показывает картинку Звездочки,

Говорит, мне чудо гостья: «Сегодня всем вам предстоит

Немножко стать учеными. В лабораторию пойдете,

И чудо-опыт проведете с одним сыпучим веществом

Сейчас узнаете о нем».

Воспитатель загадывает загадку:

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

1.Беседа о соли

Воспитатель достает из коробочки соль и задает вопросы

 Для чего нужна соль? ( Соль необходима для жизни и здоровья

человека)

 Где люди используют соль? (её используют для приготовления пищи)

Для кого ещё соль нужна в природе? ( соль нужна для животных)

 А теперь послушайте, я вам рассказу немного о соли

Соль- полезное ископаемое , природное вещество. Она бывает разной и её используют в пище. Соль просто необходима человеку. На кухне соль можно использовать в качестве приправы к различным блюдам.

Соль нужна не только людям , но и животным, но только в небольших количествах.

 Как вы думаете ребята

 Соль полезна или вредна? (соль полезна)

Конечно полезна, так как соль содержит минеральное вещество- ЙОД

Показать и рассмотреть картинку «Как добывают соль»

— Наша планета очень богата солёными место рождениями.

Люди научились добывать соль различными способами

— Давайте вспомним и скажем

Откуда берется саль? (соль- люди добывают из морской воды, а помогают им могущие насосы)

Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить)

  1. Чтобы консервировать овощи

2.Чтобы использовать в медицине

3.Чтобы посалить суп

4.Чтобы посыпать дорожки зимой

5.Чтобы добавить в жаренную картошку

6.Чтобы посалить салат

7.Чтобы засолить грибы

Воспитатель: Ну вот пришло время нам отправляться в лабораторию, давайте произнесем наш девиз.

Эй ребята, шире шаг! Нам нельзя скучать никак! Нет, наверно, в целом мире. Любопытнее ребят. Не грустим, не унываем, Мы исследуем и знаем, Что для края и страны

Наши знания нужны!

Произносим волшебные слова чтобы очутиться в волшебной лаборатории

ХЛОП-ХЛОП

ТОП-ТОП, ПОВЕРНИСЬ,

И В ВОЛШЕБНОЙ ЛОБОРАТОРИИ ОЧУТИСЬ!

 Вот, мы с вами находимся в лаборатории, где проводят эксперименты и опыты

Здесь находится очень много различного оборудования.

 Что бы правильно выполнять опыты , нужно внимательно слушать .

 И давайте вспомним правила безопасности

При работе с солью надо соблюдать :

1, не трогать руками глаза,

2- соблюдать тишину

3- не толкать соседа во время работы

4- сначала посмотри, а потом повтори

5- выполнил и положи на место

6- нельзя ничего брать без разрешения воспитателя.

И так внимание.

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим

Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

Что вы видите? ( соль состоит из белых кристаллов).

Воспитатель: Какой вывод делаем?

 ( соль состоит из маленьких кристаллов. )

 А теперь продолжим изучать свойства соли.

Про соль говорят: «В воде родится, а воды боится».

А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем.

Опыт № 2: «Соль растворяется в воде».

Воспитатель: У вас на столах стоят стаканы с водой. А теперь возьмите ложку соли, добавьте в стакан с водой, размешайте.

Что произошло с солью ? (Соль растворилась)

Воспитатель: Значит, какой можно сделать вывод?(соль растворяется в воде).

Молодцы.

Поэтому и в пословице говорится, что СОЛЬ-воды боится.

Как вы думаете можно ли получить разноцветную соль? (разные ответы детей)

Воспитатель: Хорошо давайте проверим.

Опыт № 3: «Раскрашивание соли». (У каждого ребенка разный цвет краски)

Воспитатель: У вас на столах у всех находится разноцветная краска.

Возьмем кисточку, наберем на неё краску и соединим с солью

 Что с ней произошло?(она закрасилась)

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?(соль закрасилась)

А теперь смойте кисточку водой положите на подставку

Воспитатель: Конечно же, соль можно раскрашивать в разные цвета при помощи краски.

Воспитатель:  Ребята вот мы с вами провели несколько опытов с солью

Но это еще не всё,  как я уже говорила , что с солью можно еще и рисовать.

И я предлагаю вам пройти в творческую мастерскую. Для того чтобы с помощью волшебной соли нарисовать рисунок,  присаживайтесь поудобнее.

Ребята послушайте меня внимательно, сейчас мы нарисуем рисунок который будет называться « НАША ПЛАНЕТА»

Объяснение:

В середине картона нарисуйте большой круг, простым карандашом

На круг нанесите кисточкой лей.

Посыпать солью круг с нанесенным на него клеем.

Стряхните лишнюю соль.

Раскрасьте соль прикасаясь к ней кисточкой с разными оттенками жидкой краски

Дождаться полного высыхания

Но перед тем как начать рисовать давайте подготовил наши пальчики к работе

Пальчиковая игра

Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнём-мнём, («мнут капусту»)

Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмём-жмём. (сгибание и разгибание кистей рук)

(Самостоятельная работа детей. Под музыку )

— Ребята давайте встанем и немного отдохнем, пусть пока ваши работы подсыхают

Физкультминутка

Мы сидели , мы устали

Дружно все мы рисовали

А теперь пришла пора

Отдохнуть нам детвора

Встали дружно, потянулись

Хлопнули в ладоши

И друг к другу повернулись

Всем гостям мы улыбнулись

 Ребята работа подошла к концу. Аккуратно берем лист и стряхиваем лишнюю соль в тарелочку.

Посмотрите и скажите, каким сделала ваш рисунок соль? (рисунок стал красивым, волшебным, необычным)

Давайте покажем наши рисунки гостям.

(Дети показывают гостям рисунки)

Ребята, можно ли сказать про соль:

Что она- волшебная? (ДА)

 Действительно, с помощью соли можно рисовать, поэтому она – волшебная.

 Ну, что мои юные волшебники, настала пора прощаться с нашей лабораторией.

Давайте произнесем волшебные слова:

ХЛОП-ХЛОП

ТОП-ТОП, ПОВЕРНИСЬ,

И в ребяток превратись!

Итог занятия:

 Ребята давайте расскажем нашим гостям

 Как называется техника, с которой мы сегодня познакомились? (рисование солью).

Что мы делали сегодня? (проводили опыты, играли)

 А в кого превращались?( Мы превращались в волшебников)

— Ребята Благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт. Но и интересный материал для опытов и творчества.

И в подарок я хочу подарить вам вот такие медальки «ЛУЧШИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Под веселую музыку детям вручаю медальки

III. Заключительная часть.

 В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.

Основная задача родителей и воспитателей – на экране «Поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия».

 Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия. Для этого взрослым важно создать условия для продуктивной детской работы:

 — постепенное усложнение,

 — организация условий для самостоятельной и учебной деятельности

— использование проблемных, ситуаций.

Результатом экспериментирования становится опыт самостоятельной деятельности , исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Обобщая опыт применения нами метода экспериментирования можно выделить следующие аспекты этой деятельности:

 — детское экспериментирование свободно от обязанности. Во время любого эксперимента у ребенка должно сохраняться ощущение внутренней свободы;

 — не следует жестко регламентировать продолжительность опыта;

— в процессе детского экспериментирования жестко не придерживаться заранее намеченного плана, так как в данном процессе ребенок начинает мыслить самостоятельно, в группе создается творческая атмосфера, способствующая умственному развитию ребенка;

поощрять детские высказывания и рабочий диалог;

— признавать право ребенка на ошибку;

 — учитывать индивидуальные различия, имеющиеся у детей.

Результат такого взаимодействия позволяет достичь основную цель экологического образования дошкольника — формирование нравственно-ценностных отношений к природе и людям, развитие чувства личной ответственности за состояние окружаю- щей среды, практического участия в возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой.

 Уважаемые коллеги! Желаю вам успеха в развитии интереса у детей к исследованию природы!

Источник: https://pavlova-ramdou31.edumsko.ru/folders/post/1282338

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ КАК МЕТОДА ЭКОЛОГИЧЕСКОГОВОСПИТАНИЯ

Мое педагогическое кредо – слова восточного мудреца: “Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь”. И я стараюсь придерживаться этих слов.

Мы любим все красивое, ведь «Красота – спасёт мир», мы любим всё яркое, мы любим животных, мы любим цветы, мы любим ягоды. Влияние окружающей природы на развитие ребёнка огромно. Знакомство  с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша.

Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов.

Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества.

Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять.

Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира, а также экологического воспитания и образования в период дошкольного детства.

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности.

В этой точке смыкаются современные педагогические взгляды и классические идеи.

Свободная работа в развивающей среде – это возможность для ребенка осуществить самостоятельный поиск, возможность запустить в действие внутреннюю программу саморазвития.

Непосредственный контакт ребенка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытно-экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что-то новое, но это порой бывает опасно. Эксперимент же, специально организованный педагогами, безопасен для ребенка и знакомит его с различными свойствами окружающего мира, законами природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной опытно-экспериментальной деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами познания – средствами дифференциации и упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира. Кроме того, опытно-экспериментальная деятельность развивает у него внимание, мышление, речь, пробуждает интерес к окружающему миру, формирует умение делать открытия и удивляться им, а также совершенствует такие необходимые качества, как наблюдательность, прилежание, аккуратность.

С другой стороны, как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Это обязывает воспитателя строить процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным способом, а путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира.

Как известно, дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи.

Поэтому я веду целенаправленную, продуманную педагогическую работу по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников», которая способствует и обогащает ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает, оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развития его человеческих, социальных чувств.

Моя работа направлена на развитие опытно-экспериментальной деятельности детей и решения следующих задач:

  • формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
  • развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, модулей).
  • расширение перспектив развития исследовательской деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
  • поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности и самостоятельности.

За основу в своей работе я взяла программу А.И.Ивановой “Живая экология” и технологию З.Ф.Аксёновой – «Войди в природу другом».

Разработала перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности – «Хочу все знать», с целью развития поисково-познавательной активности об окружающих природных объектах; стимулирования детьми различных форм приобретения опыта, помогающих ребёнку получить знания, умения; развития детских способностей; формирования положительного отношения к миру.

В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал” (В.А.Сухомлинский).

Поэтому основными положениями моей программы стали:

  1. Ребенок воспринимает и усваивает материал в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях.
  2. Познавательная деятельность детей состоит в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность.
  3. Основные составляющие опытно-экспериментальной деятельности – это выявление проблемы, формулирование гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты и сделанные на их основе умозаключения.
  4. Принцип поэтапности в организации опытно-экспериментальной деятельности детей, который основан на постепенном сокращении сообщаемой педагогом информации в увеличении самостоятельной деятельности дошкольников.

Реализация программы осуществляется на основе следующих принципов:

  1. Постепенное – в течение учебного года и от возраста к возрасту – наращивание объема материала: от рассмотрения 1-2 объектов природы, 1-2 способов их взаимосвязи со средой обитания к последовательному увеличению количества объектов и механизмов их взаимосвязи с внешними условиями;
  2. Первоочередное использование непосредственного природного окружения, составляющего жизненное пространство детей: систематическое познание растений и животных зеленой зоны детского сада, а затем – объектов природы, которые можно продемонстрировать с помощью различной наглядности;
  3. Постепенное познавательное продвижение детей: от единичных сенсорных впечатлений от объектов и явлений природы к многообразию этих впечатлений, конкретным, полноценным представлениям, а затем к обобщению представлений на основе объединения растений и животных в группы по их сходству;
  4. Широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности – систематическое включение их в сенсорное обследование объектов и явлений природы, опытничество, создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных зеленой зоны ДОУ;

Чтобы опытно-экспериментальная деятельность вызывала у детей интерес, необходимо было подобрать содержание, доступное их пониманию. Поэтому свою работу с детьми я веду по двум взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими тематическими блоками:

  1. Живая природа
  2. (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.):

    – тематический блок “Животный мир”;
    – тематический блок “Растительный мир”

  3. Неживая природа
  4. (воздух, вода, почва, звук, вес, свет, цвет и др.):

– тематический блок “Земля”; – тематический блок “Воздух (небо);

– тематический блок “Вода”

Знания и навыки даю детям не только во время специально организованных опытов с объектами природы, но и во время совместной деятельности с детьми, а также самостоятельной деятельности дошкольников и работы с родителями воспитанников. Дети подмечают многое: особенности строения растений, животных, их поведение и многое другое. Способность наблюдать окружающий мир – очень важное преимущество детства.

Опыт, накопленный мною при проведении работы по экологическому воспитанию, позволил выделить основные виды экспериментальной деятельности, которые и были включены в каждый тематический блок для реализации поставленных задач, которые явились методами реализации программы. Ими стали:

– элементарные опыты; – экологические проекты; – проблемные и поисковые ситуации;

– моделирование объектов природы.

Одним из важнейших направлений опытно-экспериментальной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями.

Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю: во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей; во-вторых, создать атмосферу общности интересов; в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей; в-четвертых, формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание ребенка. Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Для этого мною был разработан перспективный план совместной деятельности родителей с детьми дома. Осознавая важность выбранной темы, мною была подобрана специальная литература и оборудование, созданы все условия для познавательной активности детей.

Для коллег-воспитателей была разработана памятка по планированию работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми разного дошкольного возраста, разработана памятка по проведению экспериментов, даны рекомендации по оборудованию уголков экспериментальной деятельности, подобраны речевые-логические задачи для создания проблемных ситуаций.

При осуществлении педагогической деятельности по организации детского экспериментирования перед воспитателями возникают проблемы диагностики сформированности навыков исследовательской деятельности; отбора методов отслеживания результативности данной работы.

В своей программе по опытно-экспериментальной деятельности “Хочу все знать” я определила критерии оценки уровня развития знаний, умений и навыков у дошкольников.

Углубленная работа по организации опытно-экспериментальной деятельности детей даёт определённые положительные результаты.

Опыт отслеживался с сентября 2004 года. Практика использования данного опыта в системе работы показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности использования данного опыта в работе воспитателя.

Диагностика, проведённая в сентябре 2006 года, показала следующие результаты.

Низкий уровень — 9 детей, Средний уровень — 4 детей,

Высокий уровень — 0 детей.

После проведения работы на основе моей программы, работы в ходе совместной деятельности воспитателя с детьми и индивидуальной работы результаты улучшились.

Диагностика, проведённая в январе 2008 года, показала следующие результаты.

Низкий уровень — 1 ребенок, Средний уровень — 8 детей,

Высокий уровень — 15 детей.

Благодаря целенаправленной работе по опытно-экспериментальной деятельности дети стали намного наблюдательнее и внимательнее.

У детей отмечается сознательное отношение к окружающей природе, что отражается в речи: дети с помощью языковых средств стараются подробно рассказать о событиях, изображённых на картинах или картинках, увереннее подбирают и используют слова, характеризующие настроения, внутренние переживания, эмоциональные состояния героев.

Дети стали чувствительнее к многообразию объектов живой и неживой природы, стали стараться подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей.

Результатом моего опыта работы явилось:

– дети проявляют интерес к ярким явлениям природы; – у них развита высокая творческая активность; – самостоятельность, инициативность; – они быстро осмысливают задания, точно выполняют их без помощи    взрослого; – умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи; – многие очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;

– ухаживают за растениями и животными ближайшего окружения.

Подводя итог своему многолетнему опыту работы я пришла к выводу о том, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и направляя их активную двигательную деятельность мы способствуем развитию детских способностей в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

10.05.2011

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/597027/

Экспериментирование как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ КАК МЕТОДА ЭКОЛОГИЧЕСКОГОВОСПИТАНИЯ

Юлия Мищенко
Экспериментирование как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек — часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле.

Самые маленькие жители Земли — дети дошкольного возраста. Они объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, воспитателей, экологическая культура которых может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации экологического воспитания детей — нового направления дошкольной педагогики.

Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь.

Необходимо показать детям, что любая местность полна всевозможных образов, форм, звуков, фактур. Окружающее нас пространство заселяют множество живых существ и для них это тоже родной дом.

Окружающая природа может научить нас многому, может оказать помощь, скрыть от врагов. Она помогает, оберегает, дает пищу, кров и жизнь. Каждый обитатель заботится о своем окружении, устраивая свои особенные жилища.

Необходимо научить детей понимать, что и у человека есть свои обязанности по отношению к общему дому.

Наиболее эффективными формами и методами экологического воспитания являются экологические тропы, игры, путешествия, беседы с детьми, наблюдения, труд, исследовательская работа детей и экспериментирование.

Более подробно хочется остановиться на методе экспериментирование. Экспериментирование можно рассматривать как идеальный метод экологического воспитания, ведь знания, почерпнутые не из книг, а полученные самостоятельно, всегда являются более осознанными и более прочными. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Эксперимент играет огромную роль в жизни любого ребёнка. Маленькие дети часто задают вопросы, выслушав вопрос, педагог может не ответить на него, а посоветовать ребенку самому ответить, проведя несложное наблюдение: «А ты сам посмотри, что будет с кусочком сахара, если его положить в воду» и т. д.

Под термином «экспериментирование» мы понимаем общую деятельность

ребёнка, направленную на познание окружающего мира путём проведения экспериментов.

Обозначим основные цели экспериментальной деятельности:

­ — повышение уровня развития любознательности;

­ — развитие исследовательских умений и навыков детей (анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы);

­ — речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);

­ — развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения);

­ — систематизация и расширение представлений детей о неживой природе;

­ — формирование у детей знания об окружающем мире;

­ — формирование первоначальных навыков исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;

­ повышение уровня речевой активности.

Положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков, на развитие у детей познавательного интереса, повышение интереса к исследовательской деятельности, формирование основ научного мировоззрения.

Я согласна с высказыванием академика К. Е.

Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». По моему мнению тема экспериментирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста актуальна и очень важна.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/yeksperimentirovanie-kak-metod-yekologicheskogo-vospitanija-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

Роль экспериментирования в экологическом воспитании дошкольников

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ КАК МЕТОДА ЭКОЛОГИЧЕСКОГОВОСПИТАНИЯ

МАДОУ «Детский сад № 45» г. Тобольска

Роль экспериментирования в экологическом воспитании дошкольников

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля зацветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, объясняют и доказывают, рассказывают о своих открытиях. Экспериментирование может использоваться в различных видах организованной и самостоятельной деятельности.

В нашей группе есть небольшая мини — лаборатория, в ней есть: магниты, колбы, лупы. В уголке науки мы выращиваем овощи и зелень, которую затем успешно употребляем в пищу.

В ходе экспериментально — познавательной деятельности создаю такие ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта различные практико-ориентированные задачи. Например, мы с детьми вели наблюдения за посаженным овсом. Одну емкость мы накрыли плёнкой, вторую накрывать не стали.

В какой ёмкости быстрее взойдёт овёс? Предположения были разными. Например: овёс взойдёт одновременно в обеих емкостях; в не накрытой ёмкости раньше, чем в накрытой; и наоборот, не взойдёт вообще. Через некоторое время дети смогли убедиться в правильности своих предположений.

Совместно с детьми мы сделали вывод, по поводу всходов.

Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность.

Ребёнку – дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Интересный эксперимент за березой мы начали проводить осенью. Наблюдали за изменением окраски листьев, когда дерево сбрасывает листву, зимой любовались «кружевом», сотканными ветвями.

Весной с нетерпением ждали появления первых листочков. Проводились беседы: «Почему у берёзки черные полоски», «Березкины слезки», «Роль березы в жизни человека». Эксперимент, самостоятельно проводимый ребёнком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путём результаты.

На территории нашего детского сада есть участок естественного луга. Летом он привлекает детей своей красотой – «море» одуванчиков. Этот цветок вызывает у детей, их первое побуждение – сорвать его. Я учу детей воздержаться от этого желания: ведь сорвать цветок – значит погубить его! Луг для нас – это место для «научных исследований».

Наблюдая за одуванчиком, мы с детьми выяснили, что он реагирует на изменение погоды и времени суток: поворачивает венчик в сторону солнца, закрывается с наступлением сумерек и перед дождём. А также дети наблюдали за образованием и распространением семян одуванчика. Из бесед дети узнали о назначении отдельных частей одуванчика – стебля, листьев, корней, цветков.

Дети убедились в истине, что одуванчик – живой организм: растёт, размножается,

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что – то новое. Эксперимент, специально организованный взрослым, безопасен для ребёнка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами природы и с необыкновенностью их учёта в собственной жизнедеятельности.

Дети с удовольствием обследуют песок, глину, тесто, бумагу, глину, ткань, краски, познавая их полезные и вредные свойства; плещутся в воде, открывая её тайны, отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолётики, превращают снег в воду, а воду – в разноцветные льдинки, пускают мыльные пузыри.

Игры с песком и водой не только приносят радость и эмоциональное равновесие, но и развивают целый спектр умений и способностей, развивают моторику и координацию движений рук, фантазию, речь, воображение, мышление. На прогулке во время игр с песком и водой дети усвоили приемы строительства из песка.

Они узнали, как меняются свойства песка и воды, как сделать, чтобы песок не рассыпался, чем отличаются сухой и мокрый песок. Во время зимних прогулок наблюдали за состоянием снега в разную погоду. Заносили снег в группу и наблюдали, что же с ним происходит и наоборот выносили на мороз. Дети сами пытались предполагать, что же произойдет со снегом в тепле и с водой на морозе.

Предположения были самые разнообразные. Все это обогащает представление детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира. Дети способны найти ответы на трудные вопросы: почему осенью много луж, зачем растения пьют, как замесить тесто и т. д.

В своей работе я опираюсь на программы: «Юный эколог» ; «Экологическое образование в детском саду» ,

В результате проделанной работы есть результаты: дети учатся практическим действиям по охране природы, развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы, у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования.

Источник: https://pandia.ru/text/78/025/2443.php

Экспериментирование как метод экологического образования дошкольников — PDF Free Download

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ КАК МЕТОДА ЭКОЛОГИЧЕСКОГОВОСПИТАНИЯ

Развитие исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования литературных произведений Бабенко Г.И. Актуальность изучения особенностей развития исследовательских умений

Подробнее

«Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» Подготовила: старший воспитатель Данишкина Н.Н. В ФГОС ДО указывается, что одним из основных

Подробнее

ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. Воспитатель МБДОУ 10 «Земский» г. Белгорода Евтюшкина Валентина Гавриловна Опыт — это наблюдение, которое проводится в специально организованных

Подробнее

Муниципальное образование Ханты-Мансийского автономного округа Югра муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 20 «Сказка» (МБДОУ ЦРР «Детский сад

Подробнее

Воспитатель: Яковлева И.И. Образовательная область: познание Тип проекта: опытно-экспериментальный По количеству участников: групповой По продолжительности: краткосрочный Актуальность Результаты современных

Подробнее

ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Задачи познавательно-исследовательской деятельности Формирование познавательных действий Развитие воображения и творческой активности Формирование представлений об объектах окружающего

Подробнее

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида 23 «Солнышко» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Использование метода наглядного моделирования при ознакомлении с живой

Подробнее

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне

Подробнее

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном развитии дошкольников В познавательно-экспериментальной деятельности ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий

Подробнее

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД 6 «ЛУКОМОРЬЕ» (МАДОУ «Детский сад 6 «Лукоморье») Организация проектноисследовательской деятельности с детьми

Подробнее

План по самообразованию воспитателя 1 квалификационной категории Рыжинской Елены Владимировны на 2016-2017 годы. Тема: «Развитие поисковой и исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Подробнее

Методическое объединение для воспитателей на тему «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ» Подготовила старший воспитатель МБДОУ«Детский сад 4» С.В. Муллаярова «Люди, научившиеся наблюдениям

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сулусчаан» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественноэстетическому развитию детей с. Чинеке

Подробнее

Инновационный педагогический опыт Аношкиной Елены Анатольевны, воспитателя МДОУ «Детский сад 79 комбинированного вида» «Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности дошкольника»

Подробнее

«Детское экспериментирование как педагогическая технология» Материал подготовил воспитатель: Рахметова Жанна Орентаевна Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического

Подробнее

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ (Толстикова О.В., Иванова Т.В., Овчинникова, Симонова Л.Н., Т.А. Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 3 «Теремок» города Заринска Педагогический совет «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ» г.заринск

Подробнее

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Горбунова Наталья Сергеевна воспитатель МАДОУ «ЦРР Д/С 35 «Родничок» г. Губкин, Белгородская область РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ

Подробнее

Экспериментальная деятельность в детском саду (научные опыты для детей) Группа 9 Воспитатель: Виноградова В. З. Система опытно-исследовательской деятельности источник формирования осознанно-правильного

Подробнее

Л.А. Абдулаева (Россия, Богданович) воспитатель МДОУ «Детский сад 18» e-mail: solnischko-18@yandex.ru Познавательно-исследовательская деятельность в формировании экологического мировоззрения у детей дошкольного

Подробнее

«Организация работы по экспериментированию в ДОУ» Поисково исследовательская деятельность зарождается в дошкольном детстве. В связи с этим, особый интерес представляет детское экспериментирование, как

Подробнее

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 11 «Светлячок» Пояснительная записка к компьютерной презентации педагогического опыта работы на тему: «Детское экспериментирование

Подробнее

Рабочая программа кружка «Юный исследователь» (опытно экспериментальная деятельность в подготовительной группе) на 2017-2018 учебный год Пояснительная записка Что я слышу забываю Что я вижу я помню. Что

Подробнее

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад 221» Экспериментирование, как средство развития познавательных способностей у детей

Подробнее

Дошкольная педагогика 223 (обобщает): «Вот видите, теперь действительно получился квадрат: у него 4 равные стороны 4 прямых угла». В настоящей работе обобщены индивидуально-возрастные особенности детей

Подробнее

Инновационные подходы в организации экспериментальноисследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Л. В. Титова Е. В. Андреева Е. В. Попова Инновационная деятельность в дошкольном учреждении

Подробнее

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ ЦРР Д/С 3 «ЗВЕЗДОЧКА» БАСУРОВА ЕЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА Детское экспериментирование претендует на роль ведущей

Подробнее

Пояснительная записка. Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование, что потребность

Подробнее

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 86» «Речь в союзе с природой» Консультация для родителей Подготовила: воспитатель I кв. категории Меньшакова А.В. Саранск 2015 Речь важнейшее

Подробнее

ПЕДАГОГИКА Жилина Марина Михайловна воспитатель МДОБУ «Руэмский детский сад «Родничок» п. Руэм, Республика Марий Эл ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Аннотация: в

Подробнее

Center for Scientific Cooperation «Interactive plus» Ильина Наталья Викторовна воспитатель ГБОУ «Школа с УИАЯ 1411» СП 1350 г. Москва СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДОК КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У

Подробнее

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой Ведущие цели Программы создание благоприятных условий для полноценного

Подробнее

Крупа Елена Ивановна заведующая Заздравных Инна Ивановна воспитатель первой категории Кузнецова Елена Ивановна воспитатель Крутько Анна Ивановна музыкальный руководитель МБДОУ «Д/С 40 «Золотая рыбка» г.

Подробнее

Экспериментальная деятельность в подготовительной группе. Проект «Машина лаборатория» На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности

Подробнее

Полное название Программа краткосрочной образовательной практики программы «Царство воды» ФИО автора Гагарина Татьяна Николаевна Возраст детей 6-7 Количество 4 занятий Максимальное 10 детей количество

Подробнее

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ Сапронова Н. В. ТГПУ им. Л.Н. Толстого Тула, Россия THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY OF CHILDREN

Подробнее

«Исследовательская деятельность дошкольника, как главный источник получения представлений о мире» г. Губкинский 2015 г. Малыш познаёт мир, исследуя его, экспериментируя, делая всё новые открытия. Дети

Подробнее

1 ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Корнилова Г.Г. Бакалавр, воспитатель МАДОУ Белоярского района «Центр развития ребенка детский сад «Сказка» г. Белоярский В федеральном

Подробнее

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет

Подробнее

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Мукумова Диана Саитовна студентка БУПО «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» г. Нижневартовск, ХМАО Югра ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 38 Презентация проекта «МАЛЕНЬКИЕ ПОЧЕМУЧКИ» Подготовила: воспитатель младшей смешанной дошкольной группы Богуш С.А. АКТУАЛЬНОСТЬ

Подробнее

Григорьева Татьяна Михайловна, МБДОУ детский сад 114, г. Тверь, e-mail: deniskina73@yandex.ru Развитие познавательного интереса у дошкольников Аннотация. В статье дается характеристика познавательного

Подробнее

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Стародубцева Елена Викторовна Щербина Любовь Степановна Федосеенко Татьяна Тихоновна МБДОУ «Д/С 46» г. Белгород, Белгородская область ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В

Подробнее

Пояснительная записка Направленность образовательной программы: естественнонаучная Актуальность: Экспериментирование является особым видом деятельности детей, в процессе которого наиболее ярко проявляется

Подробнее

Главные цели проблемного обучения: -развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений; -усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения

Подробнее

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Матвеева Светлана Яковлевна воспитатель МБДОУ «Д/C 64» г. Чебоксары, Чувашская Республика ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О ЧУВАШСКОЙ ВЫШИВКЕ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Аннотация:

Подробнее

Управление образования молодежной политики и спорта Администрации Шелеховского муниципального района МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 19 «МАЛЫШОК»

Подробнее

Государственное дошкольное образовательное учреждение Костромской области Центр развития ребёнка детский сад 13 КОНКУРСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ НОМИНАЦИЯ «МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ» ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Подробнее

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 25 «Рябинка» Детский исследовательский проект «Волшебный мир кристаллов» Участники экспериментирования

Подробнее

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 124 комбинированного вида Невского р-на Санкт-Петербурга. Экологическое воспитание дошкольников Морозова Е.Ю. Санкт-Петербург

Подробнее

Кружок по развивающему обучению для детей 5 7 лет Руководитель кружка заместитель заведующего по воспитательной и методической работе Паркасова Елена Владимировна Ребенок с самого раннего возраста проявляет

Подробнее

Экспериментирование в детском саду. Опыты с водой. Проведение опытов, организация экспериментирования один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность

Подробнее

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА» Институт повышения квалификации и переподготовки Факультет повышения квалификации специалистов образования

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 7 «Буровичок» Крапивкина Нина Николаевна «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Китайская

Подробнее

Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Немецкая школа 1212» дошкольное отделение «Организация опытноэкспериментальной деятельности детей

Подробнее

Формирование исследовательского поведения у младших школьников ст.преп. кафедры педагогики и методики начального образования Э.Г. Сабирова Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет

Подробнее

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Подробнее

Педсовет 3 16.02.2017г. «Развитие познавательно исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Цель: Совершенствовать уровень педагогического мастерства по

Подробнее

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 23» город Ростов Ярославской области Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 23» город Ростов Ярославской области

Подробнее

«Познавательное развитие: исследовательская и проектная деятельность в соответствии с ФГОС ДО» Воспитатель МБДОУ детский сад 4 г. Бикина Воловик Н.Л. «Знание только тогда знание, когда оно приобретено

Подробнее

Ребенок познает окружающий мир Возрастной период от рождения до шести лет считается самым благоприятным для развития ребенка. Именно в эти дошкольные годы ваш ребенок максимально активен и любознателен,

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 4 «Теремок» города Новопавловска План работы по самообразованию по теме: «Развитие познавательного интереса

Подробнее

Алгоритм организации экспериментирования в ДОУ. Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной

Подробнее

Консультация для воспитателей «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию экспериментирования» Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать,

Подробнее

Лысых Лариса Викторовна методист по работе с семьѐй Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дворец творчества детей и молодѐжи г. Воронеж ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

Подробнее

Рекомендации родителям по организации поисково-исследовательской деятельности детей дома Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает

Подробнее

О влиянии чтения художественной литературы на развитие дошкольника Облогина О.В., педагог-психолог МБДОУ «Мишутка» «Чтение книг тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу

Подробнее

«Познавательно исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОО» «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать и я пойму!» (Китайская

Подробнее

«Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста» Актуальность темы Ребёнок дошкольного возраста природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через

Подробнее

1 труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и

Подробнее

Организация экспериментальной деятельности дошкольников Детское экспериментирование — как средство интеллектуального развития дошкольников. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости

Подробнее

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет

Подробнее

Дошкольная педагогика 119 6. Теплов Б.И. Психология музыкальных способностей. М.: 1947. 335 с. 7. Фадеева С.А. Развитие оценочного отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дисс.

Подробнее

Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста» Доклад для районного семинара выполнила воспитатель Фомина Екатерина Сергеевна. То,

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 136» г. Иваново КРУЖКОВАЯ РАБОТА Цель кружковой работы расширение знаний и развитие индивидуальных способностей и интересов детей

Подробнее

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «ПОЧЕМУЧКА» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность Приложение 12 Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской

Подробнее

Особенности организации образовательного процесса по формированию у детей дошкольного возраста познавательно-исследовательской деятельности 10.03.2016 «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти

Подробнее

Детское экспериментирование средство интеллектуального развития дошкольников Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах

Подробнее

МДОУ Детский сад 17 с.варламово ПРОЕКТ: «Волшебница-вода» (опытно — экспериментальная деятельность) Выполнила: воспитатель Ефимова Е.С. Цель: Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе

Подробнее

План по самообразованию воспитателя Лесная Н. Г. МБДОУ «ДС 12 «Росинка» Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста» Актуальность темы Ребёнок дошкольного возраста

Подробнее

ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ Выступление для родителей дошкольников Педагог-психолог Фефелова Любовь Викторовна «Быть готовым к школе не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к

Подробнее

Дельцова Елена Алексеевна, воспитатель 1 кв. категории, МБДОУ детский сад 1 «Светлячок», г. Семенов, Нижегородская область, Россия ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ

Подробнее

Развитие познавательноисследовательской деятельности при составлении коллекций из семян, камней, листьев с детьми младшего дошкольного возраста Подготовила воспитатель младшей группы «Солнечные зайчики»

Подробнее

НП «Центр временного пребывания детей» Семинар на тему: «Особенности профессионального роста педагога на современном этапе развития дошкольного образования» Итоги работы в рамках самообразования за 2017-2018г.

Подробнее

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА результативного инновационного педагогического опыта ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА РИПО I. Общие сведения Ф. И. О. автора Киселёва Малика Муратовна Дата рождения 09.04.1989г. Образование Высшее.

Подробнее

ИЛЬЮШИНА Марина Анатольевна, БОРЩЁВА Марина Владимировна, ФОМИЧЁВА Лариса Николаевна, МБ ДОУ «Детский сад 251», г. Новокузнецк, Кемеровская обл., Россия ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ

Подробнее

Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ Важенникова Светлана Николаевна воспитатель высшей категории МАДОУ ЦРР детский сад 103

Подробнее

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Хранилова Анна Леонидовна ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Шуйский филиал ИвГУ Шуя, Россия Сегодняшние дети умнее своих предшественников это признанный всеми

Подробнее

Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Средняя общеобразовательная школа 1874 (дошкольное отделение) Отчет по инновационной работе за 2014-2015

Подробнее

Организация разных видов деятельности в развитии детей с нарушениями зрения на основе моделирования в старших группах детского сада. Познавательная активность сложное личностное образование. Предметом

Подробнее

Солнце-источник жизни на Земле Познавательный, практико-ориентированный, краткосрочный групповой проект для детей подготовительной к школе группы. 05.09.2016 ГБДОУ детский сад 52 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Подробнее

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО

Подробнее

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА» Институт повышения квалификации и переподготовки Факультет повышения квалификации специалистов образования

Подробнее

Хандеева Регина Анатольевна студентка Педагогический институт ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» г. Иркутск, Иркутская область ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ

Подробнее

НРМ ДОБУ «ЦРР д/с «Родничок» ПРОЕКТ «Занимательный мир математики для самых маленьких» (С конструктором Лего в увлекательный мир математики) Подготовила: Стегленко Нина Александровна Воспитатель первой

Подробнее

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида 23 «Дельфиненок» Консультация для родителей «Познавательноисследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста». Подготовила: воспитатель Суменкова Людмила

Подробнее

Реферат Тема выпускной квалификационной работы: «Психологопедагогические условия развития интеллектуальной сферы старших дошкольников». Автор выпускной квалификационной работы: Дронина Мария Юрьевна Научный

Подробнее

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр творческого развития и гуманитарного образования г. Красноярск, пр. Мира, 44 www.24centre.ru e-mail: info@24centre.ru

Подробнее

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в ДОУ в рамках ФГОС ДО 1. Тема проекта. Познавательно-исследовательская деятельности в МБДОУ Ермаковский детский сад 2 комбинированного вида «Родничок».

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/41293444-Eksperimentirovanie-kak-metod-ekologicheskogo-obrazovaniya-doshkolnikov.html

Scicenter1
Добавить комментарий