IX.1. ЧТО ТАКОЕ НАУКА?: «Наука» в переводе с латинского означает «знание». Поэтому, на

Перевод наука с латинского на русский

IX.1. ЧТО ТАКОЕ НАУКА?:  «Наука» в переводе с латинского означает «знание». Поэтому, на

  • 1 Всеобщая наукаЛатинско-русский словарь крылатых слов и выражений > Всеобщая наука
  • 2 «Наука о мире»Латинско-русский словарь крылатых слов и выражений > «Наука о мире»
  • 3 Жизнь коротка, наука обширнаЛатинско-русский словарь крылатых слов и выражений > Жизнь коротка, наука обширна
  • 4 Наука обширна, а жизнь короткаЛатинско-русский словарь крылатых слов и выражений > Наука обширна, а жизнь коротка
  • 5 ARS art — искусство, мастерство, умение; по Фоме Аквинскому(Sum.Theol.1a, 2ae, q.57, 1at.3 concl.) «Ничто иное как истинное основание любой сделанной работы; истинное основание вещей, которые надлежит сделать (factibilis); от искусств происходят формы вещей, которые живут в душах художников, мастеров. Будучи противопоставленные добродетелям, или силам, искусства являются сотворенными или созданными на основе опыта (experientia, peritia) и, следовательно, возможны без знания и присущи мастерству, искусности, хотя и подразумевают знание (scientia). Аристотель устанавливает принципы определения (An. Post. II, 19, 100a3-9): «Таким образом, из чувственного восприятия возникает, как мы говорим, способность помнить. А из часто повторяющегося воспоминания об одном и том же возникает опыт, ибо большое число воспоминаний составляет вместе некоторый опыт. Из опыта же, т.е. из всего общего, сохраняющегося в душе, из единого, отличного от множества, того единого, что содержится как тождественное во всем этом множестве, берут свое начало искусство (греч. технэ = ars) и научное знание (греч. епистеме = scientia); искусство, если дело касается создания чего-то, и наука если дело касается сущего.» По Альберту Великому: «На первый взгляд кажется, что существует различие между наукой и искусством, что наука созерцает и принципиально исследует конкретные причины своих собственных истин, а искусство больше внимания уделяет образу действий в соответствии с предложенной и переданной истиной.»По Аристотелю, человечество живет пользуясь в своей жизни искусством и рассуждениями, в отличие от животных, которые пользуются в своей жизни представлениями и воспоминаниями, а к опыту причастны в гораздо меньшей степени. (Met. I, c. 1, 980b 27 — 981a 7): «Опыт появляется у людей благодаря памяти; многие воспоминания об одном и том же предмете приобретают значение одного опыта. И опыт кажется почти сходным с наукой и искусством. А наука и искусство возникают у людей через опыт, ибо опыт создал искусства, как часто справедливо говорят, а неопытность — случай. Появляется же искусство тогда, когда на основе приобретенных в опыте мыслей образуется один общий взгляд на сходные предметы.» По Фоме Аквинскому (In lib. I An. Post. lect. 1) логика представляет собой искусство искусств. «Поскольку искусство кажется ничем иным, как определенным посвящением разума, с помощью которого человеческие действия развиваются в направлении надлежащего результата. Но разум может управлять не только действиями подлежащей природы, но также и своими собственными действиями… В этом и состоит искусство логики как рациональной науки. Она рациональна не только потому, что присуща разуму, но и потому, что она едина для всех искусств, именно поэтому она представляется искусством искусств, потому что направляет нас в дейсвтиях нашего разума, от которого проистекают все искусства.» Сравн. FACTIO, NATURA, DISCIPLINA, QUADRIVIUM, TRIVIUM. Латинские философские термины > ARS
  • 6 DEMONSTRATIOdemonstration — доказательство, демонстрация; разновидность аргументации; конкретное знание или наука являются следствием доказательства: оно касается только сущности вещей, исходит из необходимости и касается необходимости, поэтому оно научно, а следовательно приводит к знанию; это силлогизм, вскрывающий причину и то, благодаря чему осуществляется познание; оно исходит из первых принципов. Боэций говорит о доказательстве как о верном выводе ума, касающегося того, что требуется доказать; он утверждает, что доказательство «слагается из вещей, познанных согласно первой природе, из соглашений, первых принципов, причин, вещей необходимых и существующих сами по себе».Латинские философские термины > DEMONSTRATIO
  • 7 MATHEMATICA mathematics — математика; ее предмет составляет квадривиум: арифметика, геометрия, музыка, астрономия; это конкретная наука, а не возможная, ее предмет не включает в себя перемещающиеся, изменчивые вещи опыта. Однако, существуют различия, касающиеся того, чем ее предмет является в действительности: в августинианской традиции числа являются вечными сущностями, возвышающимися над душой, имеющими отношение к мудрости, к созерцанию которой обращены человеческие души; в аристотелевской традиции не существует раздельных вечных сущностей, но неизменные математические сущности возникают как абстракции вещей, постигаемых в опыте. По Фоме Аквинскому (Sum. Theol. I, q. 5, a. 3 ad 4): «Математические предметы не существуют отдельно от бытия, но отделимы друг от друга только в разуме, так как они абстрагированы от движения и материи». Однако, они абстрагируются всего лишь от чувственной материи и этим они отличаются от метафизических предметов; по Фоме (In lib. III de An. lect. 8, 708): «Математические предметы абстрагируются от чувственной материи, а не от интеллектуальной материи, подобно тому, как протяженное количество в мышлении абстрагируется от чувственного качества». Сравн. SCIENTIA. Латинские философские термины > MATHEMATICA
  • 8 MEMORIA memory, MEMORATIVA VIRTUS, memorative faculty — память, запоминающая способность; способность чувственной души, являющаяся сокровищницей и хранилищем, где хранятся виды рассудочных способностей, так виды здравого смысла хранятся в воображении. Широко используется для включения всех способностей для удержания видов. Человек обладает не только памятью, или мгновенным воспроизведением прошлых вещей, чем обладают все животные, но и способностью иметь воспоминание. Так как память складывается из многих перцепций, так из многих воспоминаний возникает опыт, а затем искусства (как сфера порождения и становления) или наука (как область бытия). Латинские философские термины > MEMORIA
  • 9 NATURA nature — природа; происходит от nasci (сравн. греч. «фюзис»); первоначально означает происхождение и развитие живых вещей; отсюда, внутренний принцип движения вещей; следовательно, природа определяется как принцип движения того, что есть через самого себя, а не через случайность; внутренний принцип любого движения или внутренний принцип, порождающий действие вещей; таким образом природа противопоставляется искусству как принцип и причина движения, как изначально и внутренне присущие ей противоположности противопоставляются внешнему и случайному. Следовательно, Фома (In lib. I Phys. lect. 1) определяет природу как: «принцип движения и покоя в том, в чем они есть». Следовательно, естественная наука касается вещей, имеющих в себе принцип движения. О том, что имеет в себе такой принцип движения (или изменения) и покоя, можно сказать, что оно в себе обладает самой природой. Существует два смысла — Природа как принцип и все вещи, которые обладают природным бытием, обычно имеются в виду вместе без разграничения. Более того, все поведение в обоих смыслах в соответствии с внутренним принципом является естественным, как например для огня естественным является возрастать, как и тенденция расти также является естественной (хотя сам по себе огонь не является природой и не обладает природой). Аристотель «пересматривает» определение природы: «природа будет для предметов, имеющих в себе начало движения, формой и видом, отделимым от них только логически» (Phys. II, c. 1, 193b 4-6). Так как сущность вещи совершенствуется в ходе изменения ее формой, саму сущность приходится называть природой вещи. Фома выстроил ряд различных значений по происхождению (In lib. II Sent. d. 37, q. 1, a. 1 sol): «Понятие природы используется различным образом. В первом значении природа понимается как то, что имеет отношение вообще ко всем существующим вещам, так как природа понимается как все, что может быть схвачено любым способом в мышлении. Второе значение свойственно только субстанциям; в соответствии с этим природа понимается как то, что может действовать или претерпевать воздействие. В третьем значении о природе говорят как о том, что является принципом движения или покоя в вещах, где она является сущностью, а не случайностью. В четвертом значении каждая вещь, содержащая специфическое отличие называется природой». Сравн. VIS, RATIO. Латинские философские термины > NATURA
  • 10 SCIENTIA knowledge, scientific knowledge, science — знание, научное знание, наука; любое конкретное знание, происходящее из конкретных, но не демонстративных принципов; или любое конкретное и очевидное знание вещей через свойственые им причины; в более широком смысле — все искусства можно было бы назвать науками. В более строгом смысле — дискурс это движение от принципов к выводам, включая присущность и интеллектуальное видение, подразумевающее уверенность, проистекающую из понимания принципов. По Аристотелю и его последователям, сама наука полагается через категорию соотношения, знание является соотнесенным с тем, что познается; один из соотнесенных коррелятов (вещь) может существовать без другого коррелята (знания), но не может быть никакого знания без вещи; несмотря на это корреляты обычно существуют одновременно (см. Аристетель — Cat. 7, 7b 22-34). Более строго (например, у псевдо-Гроссетеста), знание — это страсть или совершенство, являющееся результатом единства интеллекта и интеллектуального могущества; это способ его бытия или становления, полагаемый в мышлении; в терминах действительности — это состояние, при котором истина отделяется от лжи. Псевдо-Гроссетест разделяет способ и виды состояний: «Знание является либо названием состояния, при котором мышление спекулятивно устанавливает, что является истинным, а что ложным, при этом мыслит актуально — именно это и называется знанием — поскольку состояние это половина пути между возможностью и действительностью, путь перехода возможности в действительность; еще этот акт спекуляции или мышление, точно выражаясь, есть полагание; сюда относится как предрасположенность к акту познания, так и состояние познания, в ходе которого обучаемый начинает познавать через определенные упражнения; и то, что называется обучением, осуществляемым под руководством кого-то другого — это знание для учителя называется доктриной, а для ученика — дисциплиной. Далее, он продолжает, следуя за Аристотелем, что знание может быть простым или сложным: простое, если оно непосредственно схватывает единство или сущность вещи; и сложное, если оно постигает сущность с помощью дефиниций и развивается дискурсивно через суждение. Это действительно сложное знание, являющееся нашей реконструкцией несотворенного мышления или Бога, который в действительности есть совершенно простой. Знание может быть знанием причины и знанием следствия; первое исходит из первых принципов и содержится в них; второе является диалектическим и осуществляется через соединение отдельного, постигаемого в опыте, с универсалиями. Многие философы со времен Аристотеля полагают, что существует три спекулятивных науки: метафизика (которая имеет дело с вещами, полностью абстрагированными от материи и движения), математика (имеющая дело с вещами, абстрагированными от движения, но не от всех видов материи) и физика (имеющая дело с материей и движением). Частные науки имеют дело с интенциями вещей (диалектика и демонстративные науки) или с речью (грамматика и риторика); они включают те науки, которые часто называются практическими науками: этику и политику. Сравн. ARS, PROPOSITIO PER SE NOTA. Латинские философские термины > SCIENTIA
  • 11 SCIENTIA EXPERIMENTALIS experimental science — экспериментальная наука; по Бэкону — это единственный путь к достоверности. Срав. EXPERIMENTUM. Латинские философские термины > SCIENTIA EXPERIMENTALIS
  • 12 SCIENTIA PRACTICApractical science — практическая наука; то есть действующая наука; этика, по Бэкону, является практической наукой; он ограничивает практическое тем, что имеет отношение к морали, сюда же он относит и гражданскую науку, касающуюся отношения человека к Богу и людей друг к другу.Латинские философские термины > SCIENTIA PRACTICA
  • 13 SCIENTIA SPECULATIVA speculative science — спекулятивная наука; наука, устанавливающая истину вещей; и относящаяся, следовательно, к спекулятивному, а не практическому разуму. Сравн.VERUM. Латинские философские термины > SCIENTIA SPECULATIVA
  • 14 arithmeticaарифметика, наука о счисленииЛатинско-русский словарь > arithmetica
  • 15 ars1) ремесло, занятие; искусство, наукаartes ingenuae (liberales) — свободные искусства умственный труд)artes optimae , — наукиcoquorum a. — поварское искусство, кулинарияa. medendi — врачебное искусствоa. disserendi — искусство рассуждать (диалектика)arte tibicen — по профессии флейтистartes urbanae — юриспруденция (с судебным красноречием)artes obscurae — тайные козни, интриги2) система правил, теорияex arte dicere — говорить по правилам искусстваnon omnia mihi videntur ad artem esse revocanda — не всё, по-моему, может быть сведено к теории3) искусное владение, мастерство, умелостьper artem — искусно, преднамеренноplena artis ornamenta — высокохудожественные украшенияqui canit arte, canat — кто умеет петь, пусть поётimperium bonis artibus exercere — достойно осуществлять свою власть4) искусственность, неестественностьplausus arte carebat — аплодисменты были искренни (чистосердечны)5) произведение искусстваet clipeum efferri jussit, Didymaonis artem — (Эней) велел принести щит — произведение (работы) Дидимаона6) моральное качествоartes antiquae tuae — твой прежний образ жизни (поведение)bonae artes , , — нравственная чистота, благородный образ жизни, хорошее поведениеanimus insŏlens malarum artium — характер, не привычный к порокамmalis bonisque artibus mixtus — представляющий собой смесь достоинств и пороков7) хитрость, уловка, ловкостьplus artis quam fidei adhibere — проявить больше ловкости, чем добросовестности8) изысканностьЛатинско-русский словарь > ars
  • 16 astrologia1) наука о небесных светилах2) гадание по звёздам, астрологияЛатинско-русский словарь > astrologia
  • 17 competo1) вместе домогаться, добиваться, стремиться2) сходиться, встречаться3) приключатьсяsi ita competit — если так случится4) совпадать (во времени)messium feriae aestati non competunt — праздник жатвы не приходится на лето5) соответствовать, подходить, согласовыватьсяtanto Othonis animo nequaquam corpus competiit — тело (осанка) Отона нисколько не соответствовало его столь мужественному характеру6) быть годным, способнымneque oculis neque auribus satis c. — ничего не видеть и не слышатьc. ad arma capienda — суметь взяться за оружиеscientia bonorum et malorum, quae sola philosophiae compĕtit — наука о добре и зле, которая одна только и составляет предмет (относится к) философии7) требовать согласно законуЛатинско-русский словарь > competo
  • 18 discentiaЛатинско-русский словарь > discentia
  • 19 disciplinaI ]1) учение, обучение, образованиеtradere aliquem alicui in disciplinam — отдать кого-л. кому-л. в учениеdisciplinae causā concurrĕre — съезжаться для того, чтобы учитьсяres, quarum d. est — предметы, которые преподаются (предметы обучения)disciplinae ) aliis esse — быть примером для других2) наставление, воспитание3) учение, теория, система искусство ; наукаqui sunt ab eā disciplinā — представители этой (философской) школы (этого направления)Anaxagoras accepit ab Anaximĕne disciplinam — Анаксагор воспринял учение Анаксименаd.bellica (militaris ) — военная наука (военное дело)d. dicendi — риторикаd. populorum — искусство управлять народамиd. juris civilis — наука гражданского права4) строгий порядок, организация, дисциплинаd. rei publicae — государственное устройство5) обыкновения, навыки, принципы, политические приёмыd. Macedonum regum — политика македонских царейd. vivendi — образ жизниЛатинско-русский словарь > disciplina
  • 20 doctrinaЛатинско-русский словарь > doctrina

Источник: https://translate.academic.ru/%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0/la/ru/

IX.1. Что такое наука?

IX.1. ЧТО ТАКОЕ НАУКА?:  «Наука» в переводе с латинского означает «знание». Поэтому, на

«Наука» в переводе с латинского означает «знание». Поэтому, на первый взгляд, ответить на вопрос, что такое наука, не сложно: это физика, химия, биология, математика и другие дисциплины, которые изучаются в школе и вузе. Сложнее дать общее определение науки.

Автор фундаментального труда «Наука в истории общества» английский ученый Д.

Бернал пишет: «Наука так стара, на протяжении своей истории она претерпела столько изменений… что любая попытка дать определение науки, а таких имеется немало, может выразить более или менее точно лишь один из ее аспектов, и часто второстепенный, существовавший в какой-то период ее развития».[386]

Откроем сочинения крупнейшего философа и ученого античности – Аристотеля. Науки он делит на три основные вида. Есть науки «умозрительные», те, которые познают свой предмет с помощью одного только разума. Это высшие науки, постигают самое главное в мире, первые причины бытия. К ним относятся первая философия – учение о божественном, физика – наука о «природе» и математика.

Следующая группа наук – «практические»: политика, этика, экономика. Они исследуют наилучшее государственное устройство, поведение человека, лучшие способы ведения хозяйства и т.д. Третья группа наук – науки «творческие», куда включаются все ремесленные искусства: от врачевания, строительства, военного дела и вплоть до поварского искусства.

Эти науки низшие, по сравнению с другими.

Виды де- ятельно-сти Науки Предмет исследования Устройство мира (космоса)
  Философы     Умозритель- ные науки Первая философия Первые начала (бог) Бог– перводвигатель
Физика Начала природных вещей Природа: естественные тела
Математика Числа
Политики Практические науки Политика Этика Экономика Начала государства Государство- полис
«Творцы» Творческие науки Врачевание Судостроение Ткачество Начала искусственных вещей Искусственные вещи

Науки соответствуют определенным частям мира – космоса, который включает в себя бога-перводвигателя, главную причину всякого изменения, природу – естественные тела, государство и искусственные вещи, созданные человеком. Наглядно это можно представить в виде таблицы.

Такое представление о науке вызывает некоторое замешательство. Разве можно считать наукой учение о боге? И может ли наука быть умозрительной? А политики и ремесленники, они что, тоже наукой занимаются?

В отличие от нашего представления о науке как отдельной теоретической дисциплине, для Аристотеля «наука» — понятие более широкое. Это составная часть деятельности, направленной на достижение какой-то цели. Это как бы «теория» деятельности.

«Наукой» владеет знаток своего дела, он знает, как надо делать и почему надо поступать таким образом, т.е. постигает общие причины.

Мудрец, «теоретик», знаток в античности – это не столько чистый ученый, исследующий объективный природный процесс, сколько ученый и практик одновременно, знаток своего дела, учитель, наставник, способный научить определенному виду деятельности: врачеванию, домостроению, арифметике или политике.

Наука в собственном смысле, наука «теоретическая», по Аристотелю, — это наука умозрительная. Она постигает первые начала и причины, вечное, неизменное, божественное бытие. В практике она не применима. Это занятие свободного человека, который получает удовольствие от самого процесса мышления и созерцания истины.

Несколько отличное от нашего представление о науке существовало в XYII-XYIII веках. В этот период наука и философия рассматриваются как понятия тождественные.

Философия – это знание, полученное с помощью разума. Оно противопоставляется знанию, содержащемуся в Святом Писании.

Таким образом, понятие «философия» включало в себя все науки: математику, физику, механику, естественную историю, этику и т.д.

Творец «Великого Восстановления Наук» Ф. Бэкон (1561—1626) делит все науки на три больших раздела в зависимости от свойств человеческой «души»: памяти соответствует наука история, разуму—философская наука, воображению — поэзия.

Философия делится у него на естественную теологию, естественную философию и учение о человеке.

Естественная философия включает в себя физику и метафизику, философия человека — науки, изучающие тело и дух (в равной мере логика, медицина, косметика).

Другой родоначальник философии нового времени Р.

Декарт (1596—1650) писал: «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого — метафизика, ствол — физика, а ветви, исходящие от этого ствола, — все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике.

И у Ф.Бэкона, и у Р.Декарта понятие «философия», таким образом, охватывало все теоретическое и эмпирическое знание, в первую очередь естественные теоретические науки.

В соответствии с этим в XVII—XVIII вв. и даже в начале XIX в. философией называли теоретическую механику, биологию и другие науки. Сочинение И. Ньютона по механике озаглавлено «Математические начала натуральной философии» (1687 г.

), книга К. Линнея по основам ботаники — «Философия ботаники»'(1751 г.), сочинение Ж. Б. Ламарка по биологии — «Философия зоологии» (1809 г.), один из капитальных трудов П. С.

Лапласа назывался «Опыт философии теории вероятностей» (1814г.).

Ситуация изменяется во второй половине XIX века. В этот период наука противопоставляет себя не только знанию, содержащемуся в Священном Писании, но и философии. Французский философ и социолог О.Конт (1798-1857), родоначальник позитивизма, выделяет три периода в развитии разума: религиозный, философский и научный.

Философия рассматривается как то, что предшествует науке, настоящему позитивному знанию о мире. Главный недостаток философии в том, что она не изучает реальность, а измышляет абстракции. Когда возникает позитивная наука, философия оказывается ненужной. Позитивизм в дальнейшем широко распространяется среди ученых.

В настоящее время самопознание науки осуществляется в рамках таких дисциплин, как философия науки, социология науки, науковедение, сформировавшихся во второй половине ХХ века.

Существуют десятки определений науки[387], сформулированных представителями этих дисциплин и самими учеными.

Среди них можно выделить две основные группы: 1) определения науки как системы знаний и 2) определения ее как вида человеческой деятельности. Это и есть два важнейших аспекта науки, которые необходимо учесть в ее определении.

Наука – это деятельность по производству объективно-истинного знания и результат этой деятельности – систематизированное, достоверное, практически проверенное знание.

Исходя из этого определения мы можем сказать, что не всякое знание является наукой. В общем виде знание – это то, что организует и направляет человеческую деятельность. В эпоху Платона и Аристотеля понятия «ремесло», «искусство» (тэхнэ) и наука (эпистема) слабо различались.

Основное «знание», которым владел человек той эпохи – знание практическое. Это не знание в собственном смысле, а умение, навык: как пахать, как сеять, как строить, как изготовить тот или иной предмет. Опыт не отделен от самой деятельности, существует как умелость мастера и осваивается чисто практически через подражание.

Большинство знаний-умений мы и сейчас получаем таким способом: ходить, плавать, играть в футбол и другие игры, владеть инструментами – ложкой, вилкой, ножом, молотком и т.д., а также множество других навыков мы приобретаем практически, осваивая определенные действия, обучаясь действовать определенным образом.

Это «знание» составляет главную часть нашего опыта, основу нашей жизни в мире. Человек вообще тысячи лет существовал на земле без всякой науки, опираясь на практическое «знание», т.е. знание о том, «как сделать». Человеку не обязательно знать, как устроено зерно пшеницы, что там у него внутри.

Он бросал его в землю и получал урожай, а потом выпекал из зерна хлеб, тоже не имея представления о тех химических реакциях, которые при этом протекают.

В отличие от опытно-практического знания, наука, как об этом говорил еще Аристотель, есть знание причин. Ученый пытается понять, почему тот или иной процесс протекает таким образом, какие причины его обуславливают.

Научное знание отражает устойчивые, повторяющиеся связи явлений действительности, выражаемые в законах.

Физика, например, исследует физические процессы, открывает законы, управляющие этими процессами; химия исследует химические процессы и их закономерности и т.д.

Сущность научного знания заключается в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений и событий.

Весь прогресс научного знания связан с возрастанием силы и диапазона научного предвидения. Предвидение же дает возможность контролировать процессы и управлять ими. Научное знание открывает возможность не только предвидения будущего, но и сознательного его формирования.

Жизненный смысл всякой науки может быть охарактеризован так: знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать.

Еще одна особенность научного знания – объективность. Эйнштейн писал: «То, что мы называем наукой, имеет своей исключительной задачей твердо установить, что есть».[388] Наука – знание об окружающем мире (или части его). Ее задача – дать истинное отражение исследуемых процессов, объективную картину того, что есть.

Поэтому наука стремится устранить всякие субъективные наслоения, привносимые человеком. Для человека мир не является объективной реальностью, существующей независимо от него.

Человек живет в мире и всякое явление, процесс, вещь имеют для него определенное значение, вызывают определенные эмоции, чувства, оцениваются. Мир всегда субъективно окрашен, воспринимается сквозь призму человеческих желаний и интересов.

(Здесь можно вспомнить основные особенности мифологического сознания, о которых шла речь в первой главе). Наука – попытка увидеть мир, каким он является сам по себе, дать объективную картину реальности.

Становление объективного знания – длительный и сложный процесс преодоления мифологических и религиозных представлений. В мифологии и религии мир рассматривается как управляемый волей богов. Но боги созданы по образу и подобию людей.

Они обладают теми качествами, которые человек хотел бы иметь. Мир тоже рассматривается по образу и подобию человека, он одушевлен, полон живых сил.

Такое представление о мире лежит в основе магии, которая пытается воздействовать на те или иные процессы с помощью заклинаний, заговоров и т.п.

Становление объективного знания начинается в античности. Собственно, возникновение философии есть начало этого процесса. Уже первые философы – Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, затем Гераклит и Демокрит – пытаются создать новое представление о мире. По их мнению все в мире происходит в силу необходимости, а не по воле непредсказуемых богов.

Завершается процесс становления объективного знания в XYI-XYII веках, когда возникает механико-математическое естествознание, основания которого заложили Галилей, Гук, Гюйгенс, Ньютон и другие выдающиеся ученые того времени.

Его отличительная особенность – экспериментальный метод.

Именно эксперимент, который входит в науку в XYII веке, дает возможность определить, какие представления о мире обладают объективной истинностью, а какие – просто фантазии, вымысел.

Следующая особенность научного знания – его системность. Это знание организованное в научную теорию, логически стройное, непротиворечивое. Пример такой логической стройности – математика. Долгое время она считалась образцом науки и все другие научные дисциплины пытались походить на нее.

Системность отличает научное знание от знания обыденного.

Таким образом, мы рассмотрели в общих чертах основные характеристики научного знания.

Предыдущая128129130131132133134135136137138139140141142143Следующая

Дата добавления: 2014-12-13; просмотров: 1389; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/1-61639.html

Что такое наука

IX.1. ЧТО ТАКОЕ НАУКА?:  «Наука» в переводе с латинского означает «знание». Поэтому, на

Истинная    и  законная   цель

всех  наук  состоит    в  том,

чтобы   наделять  жизнь   чело-

веческую  новыми   приобрете-

ниями и богатствами.

Ф.Бэкон 

Наука, основные черты. 

  Люди, далекие от науки, представляют научное познание в виде механического накопления фактов и теорий, с помощью которых эти факты объясняются. Но в действительности это не так. Наука – не набор готовых рецептов и непреложных, раз и навсегда данных истин.

  Что же представляет собой наука, которая привела к столь значительным изменениям во всей нашей жизни, во всем облике современной цивилизации? Хотя наука в переводе с латинского («scientia») означает «знание», дать однозначное определение науки трудно, так как это сложное и многофункциональное явление. В одном из американских словарей наука определяется как «наблюдение, классификация, описание, экспериментальные исследования и теоретическое объяснение естественных явлений». Но оно не полно и не раскрывает всей сущности науки.

В самом широком смысле наука-это и вид человеческой деятельности, направленный на познание мира, и часть духовной культуры общества, и форма общественного сознания, и социальный институт, и непосредственная производительная сила, и система профессиональной (академической) подготовки и воспроизводства кадров.

Все перечисленные моменты, характеризующие различные аспекты науки, возникли в разное время. Именно поэтому не так просто ответить на вопрос: «Когда и почему возникла наука?» Наука – это целый многообразный мир человеческих знаний, которые позволяют человеку преобразовывать и приспосабливать природу для удовлетворения своих потребностей.

Она имеет свои законы развития.

  Можно сказать, что наука – это сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и систематизации объективных знаний о действительности, это особый способ приобретения знаний и сами знания. Наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний об окружающем мире и законах его развития.

Собрание, сумма разрозненных, хаотических сведений не является научным знанием. Не вызывает сомнений, что наука представляет собой огромное достижение человеческой культуры. Поэтому и говорят, что наука является частью культуры, представляющей собой совокупность объективных знаний о бытие.

Но наука не только важнейший элемент культуры и высшая форма человеческий знаний, это еще и базовый показатель национальной культуры, гарант прогрессивного развития государства.

  Любознательность и стремление накапливать знания были присущи людям с древних времен. Первобытный человек копил знания и использовал их – таково было начало прикладной науки .Затем он начал систематизировать знания, применять их и размышлять над ними.

В современном понимании наука никогда не являлась просто скоплением информации. Ученые не просто собиратели, коллекционеры знаний, они «роются» в фактах и событиях, чтобы достичь более глубокого понимания, пытаясь извлечь общие идеи из наблюдаемых событий.

Они стремятся узнать, что произошло и как произошло, размышляют над тем, почему произошли те или иные события. Эта тяга к познанию имела существенное значение хотя бы для того, чтобы человек смог выжить: поколение, подетски не желающее ничего понимать и выяснять, вряд ли сможет существовать.

Стремление к приобретению знаний могло возникнуть и по необходимости, диктуемое, например, страхом.

  Но был и другой фактор – интеллектуальное наслаждение природой, наслаждение пониманием того, что происходит, наслаждение, получаемое от создания науки. Оно могло родиться в те далекие времена, когда первобытные люди рассказывали своим детям об окружающем мире, о природе, о богах, создавали свои рисунки на камне.

Подобное удивление и восхищение характерно для каждого века, когда ученые создавали науки как искусство понимать природу. Страх и беспокойство, удивление и восхищение – вот два аспекта движущей силы науки и религии. «Наука освобождает человека от страха перед богами,» – писал Лукреций 2000 лет назад.

Возникнув, наука развивается в силу собственных внутренних законов, в силу собственной логики развития.

  Один из важнейших признаков науки – наблюдение явлений, процессов или событий, происходящих в окружающем нас мире. В процессе наблюдения исследователь чувственно воспринимает материальные объекты и явления.

Когда-то считалось, что наука начинается с наблюдения, теперь говорят – с проблемы. В настоящее время наблюдение все более вытесняется экспериментальным исследованием.

Но все же есть области, где наблюдение выступает основным и единственным методом исследования (например, в астрономии, вулканологии и др.).

  Эксперимент – метод познания, при помощи которого явления действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях. Он предполагает определенное воздействие на объект исследования, требует определенного инструментария, методики проведения и т.д.

В ходе эксперимента  исследователь  не  ограничивается пассивным наблюдением явлений, а сознательно может вмешиваться в их естественный ход путем воздействия на изучаемый процесс, изменяя условия, или проводить измерения.

Важную роль в науке играет мысленный эксперимент, который заключается в мысленном подборе тех или иных положений и ситуаций, позволяющих обнаружить и установить важные особенности исследуемого объекта (явления или процесса).

Мысленный эксперимент часто имеет эвристическую ценность, помогая интерпретировать новое знание, полученное чисто математическим путем.

  Результаты наблюдений или экспериментов, выдержавшие проверку, становятся научными фактами только в том случае, если они повторены другими исследователями. Именно опора на проверяемые наблюдения и эксперименты закрепила за научной информацией репутацию «точной» и «объективной».

Научные знания объективны благодаря ограничению кругозора науки, которая имеет дело с вещами, явлениями или процессами, поддающимися наблюдению и исключению любой информации, которую нельзя проверить. При наблюдении каждый раз приходится решать,что существенно, а что не важно.

В этом нам помогают логика  и интуиция.

  Для объяснения научных фактов строятся научные теории, которые являются другим важнейшим признаком науки.

Научная теория – это знания, опирающиеся на определенную научную форму и содержащие методы объяснения и предсказания некоторой предметной области, это форма достоверного научного знания о некоторой совокупности объектов или явлений, представляющая собой целостную систему утверждений и доказательств, это отражение законов природы. Научные теории никогда не выводятся непосредственно из наблюдений. Они создаются для описания и объяснения полученных из опыта фактов путем размышления и осмысления их человеком. Наука создает мир знаний, состоящий только из экспериментально доказанных данных и выводов, получаемых на основе законов логики. Поэтому говорят, что наука дает нам рациональные знания.

Современная наука подразделяется на множество отраслей знаний или частных наук, которые различаются между собой тем, какую сторону действительности они изучают.

По предмету и методу познания выделяют науки о природе – естествознание, и обществе – обществознание (гуманитарные,  социальные  науки, объекты изучения которых созданы самими  людьми,  т.е.  искусственные, о познании, мышлении (логика, гносеология и т.д.)). Отдельную группу составляют технические науки и технологии.

Очень своеобразной наукой является математика. Каждая группа наук подвержена более подробному разделению, которые, в свою очередь, подразделяются на ряд научных дисциплин. Наука о наиболее общих законах действительности – философия, которую нельзя, однако, полностью отнести только к науке.

Несмотря на такое деление, наука остается многогранным, но вместе с тем целостным образованием, отдельные компоненты которого в своих глубинных мировоззренческих и методологических основаниях тесно связаны между собой.

  Существуют и другие критерии для классификации наук.

По удаленности от практики науки разделяют на два крупных типа: фундаментальные (чистые), где нет прямой ориентации на практику – они основаны только на стремлении человека к расширению кругозора, и прикладные (включая технологии), направленные непосредственно на применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем. Здесь широко используются принципы и законы природы, полученные фундаментальной наукой. Фундаментальная наука, в свою очередь, зависит от техники и технологии, которые для нее разрабатывает приборы и другое оборудование, и является ”испытательным” полигоном для новых теорий. Отметим, что границы между отдельными науками и научными дисциплинами условны и подвижны. Наука, как форма познания и социальный институт, сама себя изучает с помощью целого ряда специальных дисциплин, например, истории и логики науки, науковедения и др. В настоящее время активно развивается философия науки, исследующая общие характеристики научно-познавательной деятельности, структуру и динамику знания, логико-методологические аспекты и т.д. Несмотря на такое разделение, наука остается единой и существуют лишь различные формы ее приложения и использования, в том числе и в образовании, как отмечал еще Л. Пастер.

  В. Вайскопф образно сравнивал науку с деревом, ствол которого образуют фундаментальные науки, более старые в основании, более новыми и менее известными у вершины, где происходит рост и проникновение в новые области. Ветви представляют собой прикладные направления.

Нижние – самые большие, соответствуют прикладным наукам, развившимся из старых фундаментальных наук; более высокие и меньшие являются побегами более современных фундаментальных исследований.

Верхушка ствола –передний край фундаментальных исследований, пока не дает никаких ветвей. 

Наука и другие области культуры. 

     Научное познание мира существенно отличается от эстетической формы познания. Хотя наука и искусство это отражение действительности, но в науке это отражение осуществляется в форме понятий и категорий, а в искусстве – в форме художественных образов. И научное понятие, и художественный образ представляют собой обобщенное воспроизведение действительности.

Но в силу понятийного характера научного мышления диалектика общего, особенного и единичного в научном познании выступает иначе, чем в искусстве.

В науке диалектическое единство общего, особенного и единичного выступает в форме общего, в форме понятий, категорий, а в искусстве то же самое диалектическое единство выступает в форме такого образа, который сохраняет непосредственную наглядность единичного жизненного явления.

     Научное познание стремится к максимальной точности и исключает что-либо личностное, привнесенное ученым от себя: наука – это всеобщая общественная форма развития знания. Вся история науки свидетельствует о том, что любой субъективизм всегда беспощадно отбрасывался с дороги научного знания, сохранялось в науке лишь наличное, объективное.

     Художественные произведения неповторимы, а результаты научных исследований всеобщи. Наука это продукт общего исторического развития в его абстрактном итоге.

В искусстве же допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего в таком именно виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности.

Но художественный вымысел допустим лишь в отношении единичной формы выражения общего, а не самого общего: художественная правда не допускает никакого произвола и субъективизма.

Если художник выражает общее вне органического единства с особенным (типичным) и единичным, то получается не художественное произведение, а схематизм и голая социологизация. Если же художник в своем творчестве сводит все к единичному, слепо следует за наблюдаемыми явлениями, отрывает единичное от общего и особенного, то получается не художественное произведение, а натуралистическая копия.

     В науке же главное – элиминировать, устранить все единичное, индивидуальное, неповторимое и удержать общее в форме понятий, категорий. Форма всеобщности в мире – это закон. Поэтому научное познание – это познание законов мира.

     Вместе с тем, возникновение науки и ее развитие есть неотъемлемая часть истории человечества. На выбор предмета научного исследования, на характер использования ее результатов оказывают влияние многие общественные факторы, в том числе и духовная культура, просвещение.

     Наука имеет свои корни в искусстве и искусство, в свою очередь, питает науку информацией.

В сущности, все современные знания об окружающем мире, овладеть которыми задался целью будущий эрудит, так или иначе связаны с уходящими в глубокую древность образами и представлениями.

Они помогают найти объяснение тех или иных «загадочных» явлений природы, проследить путь человека от незнания к знанию.

Эволюция взглядов на окружающий мир, скажем, шумеров, вавилонян, ассирийцев, населявших в древности долины Тигра и Евфрата, прослеживается в изобразительном искусстве до середины шестого тысячелетия до н. э.   В ту далекую историческую пору сознание людей весьма тесно было связано с мифическими образами, последние выступали как бы ключом к разгадке и толкованию многих явлений действительности

     Первые шаги научного объяснения мира зарождались в рамках других форм общественного сознания, например, религии.

Но научное знание коренным образом отличается от веры, то есть от слепого принятия за истину того, что в принципе не поддается никакой практической проверке и логическому доказательству.

Вера (слепая) в бога,  в чудеса, в сверхъестественное, вера как предрассудок, как суеверие, как вера в приметы и в сны ничем не доказывается. Она только внушается.

     Если наука делает человека могущественным перед силами природы, то религия, вера, наоборот, дезориентирует человека, вселяет в него беспомощное чувство обреченности.

В противоположность вере, научные знания есть верное, практически обоснованное, логически доказательное отражение действительности.

Вот почему аргументированный результат научного познания выступает как нечто всеобщее и приобретает убедительную силу для людей, обладающих необходимой культурой мышления.   

Особенности современной науки 

Современная наука – наука XX столетия – сама оказывается удивительным феноменом, радикально отличающимся от того ее образа, который сложился  в предыдущие века. Не зря ее часто называют ”большой наукой”. Выделяют следующие ее основные черты.

Источник: https://student.zoomru.ru/kse/chto-takoe-nauka/63106.508499.s1.html

Что такое наука?

IX.1. ЧТО ТАКОЕ НАУКА?:  «Наука» в переводе с латинского означает «знание». Поэтому, на

С просвещением и цивилизацией неразрывно связаны наука и образование.

Наука — сфера человеческой деятельности, основная роль которой состоит в создании и приведении в систему знаний об окружающем мире. Она описывает, объясняет и предсказывает процессы и явления природы и общества.

Зарождение наук произошло еще в Древнем мире. Но складываться они начали с XVI—XVII веков и в ходе исторического развития превратились в важнейшую силу, оказывающую влияние на всœе сферы жизни общества и культуру в целом. С XVII века примерно каждые 10— 15 лет удваивается рост числа открытий, научной информации, научных работников.

Науки условно делятся на естественные, общественные, гуманитарные и технические.

Естественные науки изучают природу. Основными естественными науками являются физика, химия, биология.

Общественные науки исследуют основные сферы (стороны) жизни общества. Экономика занимается изучением организации производства и экономической деятельности людей в целом. Политология рассматривает политическую организацию общества (устройство государства, деятельность политических партий, парламента͵ правительства).

Социология изучает устройство общества, взаимодействие групп людей, входящих в него. Культурологию интересует духовная жизнь общества. Важное место среди общественных наук занимает история — наука, изучающая прошлое человечества.

А философия стремится понять наиболее общие вопросы устройства мира.

К общественным наукам относятся также психология (наука о внутреннем мире человека и его поведении), антропология (наука о происхождении и развитии человека), демография (наука, изучающая населœение и его состав).

В общественных науках используются различные методы исследований: наблюдение, эксперимент, измерение, анализ документов и многие другие. Давайте познакомимся с ними.

Опрос — простой и эективный метод получения знания о том, что думают, как живут и что чувствуют люди. Его используют, хотя и в разной степени, всœе общественные науки.

Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов.

Первым задумался о научной постановке вопросов древнегреческий философ Сократ. Кроме ученых метод опроса используют журналисты, врачи, следователи, учителя.

Опрос должна быть проведен либо в форме интервью, т. е. беседы с одним или несколькими лицами, либо как анкетирование (составление, распространение, изучение опросных листов — анкет). Полученные ответы ученый тщательно обрабатывает и получает достоверную информацию.

В последнее время особенно широкое распространение получили телœефонное интервью, телœевизионный опрос (который также принято называть интерактивным опросом), компьютерный опрос через Интернет.

Другой распространенный метод научного исследования — наблюдение. В случае если, к примеру, ученому-социологу крайне важно узнать, активнее или нет люди стали ходить в музеи за последние полгода, то можно понаблюдать и установить, сколько продано билетов или какие по величинœе очереди образуются около музейных касс.

Но наблюдений для исследования многих явлений не всœегда бывает достаточно. Чтобы лучше изучить их, проводят эксперименты. Слово ʼʼэкспериментʼʼ в переводе с латинского языка означает ʼʼопытʼʼ, ʼʼпробаʼʼ.

Очень часто применяют еще один метод — измерение.

Измеряют, к примеру, количество родившихся или умерших людей за один год или месяц, число проавших за конкретную политическую партию, количество подписчиков какой-либо газеты и т. д.

В случае если в физике используют линœейку, весы, термометр, секундомер или часы и другие измерительные приборы, то у обществоведов распространены процентные измерения.

Общественные науки имеют важное значение как в исследовании прошлого, так и современного общества.

Что такое наука? — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Что такое наука?» 2017, 2018.

  • — Что такое наука? Цель науки. Научные знания

    Наука — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Цель науки — получение универсального знания, которое не зависит от человека, — достижима только потому, что наука сама производит… [читать подробнее].

  • — Что такое наука? Цель науки. Научные знания

    Наука — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Цель науки — получение универсального знания, которое не зависит от человека, — достижима только потому, что наука сама производит… [читать подробнее].

  • — IX.1. Что такое наука?

      «Наука» в переводе с латинского означает «знание». Поэтому, на первый взгляд, ответить на вопрос, что такое наука, не сложно: это физика, химия, биология, математика и другие дисциплины, которые изучаются в школе и вузе. Сложнее дать общее определение науки. Автор… [читать подробнее].

  • — Что такое наука

    Первый вопрос, который встает перед философией науки, это вопрос о том, что такое наука? Как установить, занимается человек наукой или чем-то иным? На первый взгляд может показаться, что ответить на него совсем просто, ну хотя бы заглянуть в словарь и прочитать: наука есть… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/proizvodstvo/view/335435_chto_takoe_nauka

    Scicenter1
    Добавить комментарий