Каузальная атрибуция: — механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (

Каузальная атрибуция — психология

Каузальная атрибуция:  - механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (

Нередко мы пытаемся понять причины действий других. При этом оценка поведения может быть связанной как с обстоятельствами, так и с личными характеристиками конкретного человека. Такое оценивание называют «каузальная атрибуция». Что такое теория каузальной атрибуции — вопрос, требующий детального рассмотрения.

Что такое каузальная атрибуция?

Специалисты в области психиатрии говорят, что каузальная атрибуция – это отдельный феномен межличностного восприятия, заключающийся в интерпретации, приписывании причин действий другого человека при дефиците информации о настоящих причинах его поведения. Этот термин сформировался в западной социальной психологии и общее представление смог получить в разработанной исследователями теории атрибуции.

Каузальная атрибуция — виды и ошибки

Каузальная атрибуция в психологии показывает различные закономерности, приводящие к ошибкам восприятия. Собственные неудачи и успешность других люди могут объяснять, применяя ситуативную атрибуцию.

Зачастую все мы стараемся относиться к себе лояльнее и мягче, нежели к окружающим нас людям. Чтобы проанализировать свои успехи и неудачи других применяется личностная атрибуция.

Интересным можно назвать тот факт, что причину успеха нередко связывают со своими заслугами, а в неудачах могут обвинять обстоятельства. В этом и состоит особенность психики человека.

Виды каузальной атрибуции

Говоря, что подразумевает каузальная атрибуция, важно помнить про ее виды. Психологи называют три вида каузальной атрибуции:

  1. Объектная каузальная атрибуция – причинно-следственную связь приписывают тому объекту, на который обращается действие.
  2. Личностная – приписывают совершившему поступок человеку.
  3. Обстоятельственная – приписывается обстоятельствам

Ошибки каузальной атрибуции

Выделяют типичные ошибки каузальной атрибуции:

  1. Тенденция к переоценке роли личностных факторов и способности недооценивать влияние ситуации, обстоятельств. Данная ошибка является характерной для тех, кого можно назвать наблюдателями. Ставя оценку поведению другого человека, нередко можно увидеть определенную закономерность. Так, при неудачах говорят, что кто-то не очень постарался, либо, что у людей не хватает способностей. Когда же результат деятельности успешный, мы можем утверждать, что им повезло. Если речь идет про самоатрибуцию, то можно наблюдать обратную тенденцию, поскольку ее основной целью является сохранить положительную самооценку.
  2. Ошибка ложного согласия – человеку свойственно интерпретировать собственное поведение как типичное, являющееся свойственным многим людям.
  3. Ошибка разных возможностей ролевого поведения – разные социальные роли могут предполагать неодинаковое поведение. По этой причине во время атрибуции воспринимающий интерпретирует поведение других согласно с их социальными ролями.
  4. Игнорирование информационного значения того, что не случилось – тенденция брать во внимание исключительно очевидные факты.

Каузальная атрибуция и межличностная аттракция

Под межличностной аттракцией в психологии понимают симпатию, привязанность и отношения между людьми. Каждый из нас не только воспринимает окружающих, но и формирует свое к ним отношение. При этом к каждому оно будет индивидуальным.

Такая аттракция влияет на сам феномен каузальной атрибуции. Другими словами, когда отношение к человеку положительное, то и объяснение причины поступков, и поведение может быть мягче и лояльнее.

Когда человек откровенно несимпатичен, причины действий человека могут беспощадно раскритикованы.

Каузальная атрибуция в общении

Чтобы понять, что означает понятие каузальная атрибуция, важно знать, когда же она возникает.

Появляется она при возникновении неожиданных преград на пути совместной деятельности – при возникновении сложностей и конфликтов, столкновении интересов и взглядов. В тот момент, когда все это происходит, люди применяют каузальную атрибуцию.

Другими словами мы приписываем причины поведения другим людям и чем больше сложностей при взаимодействии, тем серьезнее подходим к поиску причины.

Примером каузальной атрибуции может быть опоздание на встречу с друзьями.

Кто-то из ожидающих уверен, что это может быть связано с погодой, другой полагает, что опаздывает друг по причине легкомыслия, а третий и вовсе сомневается, сообщили ли опаздывающему про место встречи.

Так у всех друзей разные представления про причины опоздания: обстоятельства, особенности и свойства характера, причина в себе.

Индустриальное общество — в чем его недостатки и преимущества?

Индустриальное общество формируется в процессе индустриализации, где применяются машинное производство и научно-технический прогресс. Среди его минусов – снижение количества рабочих мест и эксплуатация природных ресурсов во вред экологии.

Социальный контроль — виды и основные функцииСоциальный контроль является инструментом для поддержания правильного поведения отдельного человека и целых групп. Существуют разные виды регулировки со своими характеристиками. Для лучшего понимания темы важно знать понятие самоконтроля и девиации.Ментальность — что это такое и как ее изменить?У каждого человека есть своя ментальность. У одних она основана на собственном опыте, у других сложилась на основе стереотипов их предков. Образ мыслей людей — это их главное отличие друг от друга, но бывают, что они схожи в определенных суждениях.

Источник:

Каузальная атрибуция

В социальной психологии существует целый раздел, посвященный изучению закономерностей восприятия причин поступков — каузальная атрибуция. Механизм каузальной атрибуции относится к ситуации социального познания и означает причинное объяснение поступков.

Способность толкования поведения присуща каждому человеку, она составляет багаж его житейской психологии. В любом общении мы каким-то образом, даже не задаваясь специальными вопросами, получаем представление о том, «почему» и «зачем» человек что-то сделал.

Можно сказать, что человеку дано одновременно с восприятием поступка другого человека воспринимать и его «настоящую» причину.

Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (в этом случае может действовать механизм идентификации). Но, так или иначе, возникает целая система способов такого приписывания (атрибуции).

В социальной психологии существует целый раздел, посвященный изучению закономерностей восприятия причин поступков, — каузальная атрибуция. В этом разделе четко выделяются теоретическая и экспериментальная линии изучения процесса каузальной атрибуции.

Теория пытается возвести в ранг научного анализа те неосознаваемые когнитивные процессы, которые происходят в голове у «наивного испытуемого», занимающегося причинным приписыванием. Наиболее известны схемы каузального анализа, созданные Э. Джонсом и К.

Дэвисом, а также Г. Келли.

Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависит от двух показателей: 1) степени уникальности или типичности поступка;

2) от степени его социальной «желательности» или «нежелательности».

В первом случае имеется в виду тот факт, что типичное поведение есть поведение, предписанное ролевыми образцами, и потому оно легче поддается однозначной интерпретации. Напротив, уникальное поведение допускает много различных интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и характеристик.

Во втором случае: под социально «желательным» понимается поведение, соответствующее социальным и культурным нормам и потому сравнительно легко и однозначно объясняемое. При нарушении таких норм (социально «нежелательное» поведение) диапазон возможных объяснений расширяется.

В других работах было показано, что характер атрибуций зависит и от того, выступает ли субъект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем.

В этих двух различных случаях избирается разный тип атрибуции. Г.

Келли выделил три таких типа: 1) личностную атрибуцию — когда причина приписывается лично совершающему поступок; 2) объектную атрибуцию — когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие;

3) обстоятельственную (или ситуационную) атрибуцию — когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам.

В жизни мы время от времени пользуемся всеми тремя схемами, но тяготеем, испытываем личную симпатию к одной — двум. Причем, что очень важно: используемая схема представляется нам самим не субъективным психологическим пристрастием, а отражением объективной реальности, так сказать, истиной в последней инстанции: «именно так и есть, я же знаю».

Однако наиболее интересный и практически значимый раздел каузальной атрибуции — это изучение истинности совершаемых нами приписываний, происхождение закономерных ошибок и искажений.

Было выявлено, что наблюдатель поведения чаще использует личностную атрибуцию для описания причин поступка участника, а участник причину своего поведения чаще всего объясняет обстоятельствами.

Так, например, при приписывании причин успеха и неудачи: участник действия «винит» в неудаче преимущественно обстоятельства, в то время как наблюдатель «винит» за неудачу прежде всего самого исполнителя.

Таким образом, объясняя чье-либо поведение, мы недооцениваем влияние ситуации и переоцениваем степень проявления черт и установок индивида. Это явление получило название «фундаментальная ошибка атрибуции».

Из-за этой ошибки наблюдатели часто склонны переоценивать роль и ответственность личности в происходящем.

Люди часто объясняют свое собственное поведение с точки зрения ситуации, но считают, что другие сами несут ответственность за свое поведение.

Мы можем сказать: «Я злюсь, потому что все идет не так, как хочется», но другие, видя наше поведение, могут подумать: «Он (она) ведет себя агрессивно, потому что он (она) злой человек».

Э. Джонс и Р. Нисбет в своем обширном труде по данному вопросу приходят к выводу, что причина различий во взглядах деятеля и наблюдателя кроется в апелляции того и другого к различным аспектам информации.

Для наблюдателя внешняя среда постоянна и устойчива, а действия актора изменчивы, непонятны, поэтому на них он и обращает внимание, прежде всего. Для актора его действия спланированы и простроены, а среда непостоянна, поэтому он концентрирует внимание на себе.

В результате деятель воспринимает свои поступки как реакцию на внешние сигналы (ситуационная атрибуция), а наблюдатель видит активность актора, изменяющего постоянную среду (личностная атрибуция).

Источник:

каузальная атрибуция — это… Что такое каузальная атрибуция?

   КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ (с. 297) (от лат. causa — причина + attribuo — придаю, наделяю) — феномен социального восприятия, интерпретация человеком причин поведения другого человека, а также своего собственного.

Переводя труднопроизносимый термин на родной язык, суть каузальной атрибуции можно определить как отнесение, приписывание причин того или иного акта определенным источникам — внешним или внутренним.

Так, если один человек ударил другого, причина этого может видеться нам в том, что сам он по натуре своей человек злой и агрессивный (то есть действие продиктовано его внутренними качествами), либо в том, что вынужден защищаться или отстаивать таким способом свои интересы (то есть обстоятельства вынудили его пойти на этот шаг).

Такого рода суждения не всегда опираются на логику или на объективно наблюдаемую действительность, они скорее продиктованы нашей склонностью трактовать источники поведения. Такие трактовки во многом индивидуальны, но имеют и общие особенности.

   Исследователи каузальной атрибуции исходили из следующих положений: 1) люди в процессе межличностного восприятия и познания не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, но стремятся к выяснению причин поведения и выводам, касающимся соответствующих личностных качеств наблюдаемого человека; 2) поскольку информация о человеке, получаемая в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения, соответствующие черты личности и приписывает их наблюдаемому человеку; 3.) такая причинная интерпретация существенно влияет на поведение наблюдателя.

   Теории атрибуции были разработаны на основе обобщения фактов социальной перцепции (межличностного восприятия), однако их авторы в дальнейшем стали распространять свои объяснительные принципы и терминологию на другие области, например, мотивацию.

   В чем сущность теорий атрибуции? «Атрибутивные теории в широком смысле этого термина, — пишет Л.Д.

Росс, — рассматривают попытки рядового человека понять причины и следствия событий, свидетелем которых он является; иначе говоря, изучают наивную психологию «человека с улицы» — как он интерпретирует свое поведение и поведение других».

Источник: https://obu4ayka.ru/obshhenie/__trashed-309.html

Каузальная атрибуция: что это такое, ее типы и применение — Подавлен

Каузальная атрибуция:  - механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (

26.11.2019

Нередко бывает, что люди пытаются объяснить странное или вызывающее поведение другого человека, опираясь на собственное восприятие всей ситуации. Когда это происходит, человек просто интерпретирует поступок и его мотивы таким образом, как будто он сам его и совершил.

Психологическая подмена

Такая психологическая подмена действующих лиц имеет сложное название в психологии — казуальная означает, что кто-то обладает недостаточным количеством информации о ситуации или о самой личности, которая в этой ситуации фигурирует, и поэтому старается объяснить все с собственной точки зрения.

Казуальная атрибуция подразумевает, что человек «ставит себя на место другого» за неимением других способов объяснить сложившееся положение.

Конечно, такая интерпретация мотивов поведения нередко бывает ошибочной, потому что каждый человек мыслит по-своему, а «примерить» свой образ мышления на другого человека практически невозможно.

Возникновение теории атрибуции в психологии

Понятие «казуальная атрибуция» в психологии появилось не так давно — всего лишь в середине 20-го века. Ввели его американские психологи-социологи Гарольд Келли, Фриц Хайдер и Ли Росс. Это понятие не только стало широко употребляться, но еще и обзавелось собственной теорией.

Исследователи полагали, что казуальная атрибуция поможет им объяснить механизмы трактовки среднестатистическим человеком некоторых причинно-следственных связей или даже собственного поведения. Когда человек совершает какой-то который приводит к определенным действиям, он всегда ведет диалог с собой.

Теория атрибуции пытается объяснить, как этот диалог проходит, каковы его стадии и результат, в зависимости от психологических особенностей человека. При этом человек, анализируя свое поведение, не отождествляет его с поведением посторонних людей.

Объяснить это просто: чужая душа — потемки, а самого себя человек знает гораздо лучше.

Классификация атрибуции

Как правило, каждая теория предполагает наличие определенных показателей, обязательных для ее функционирования. Казуальная атрибуция, таким образом, предполагает присутствие сразу двух показателей.

Первый показатель — это фактор соответствия рассматриваемого действия так называемым социально-ролевым ожиданиям.

Например, если у человека очень мало или совсем нет информации об определенном человеке, тем больше он будет придумывать и приписывать, и тем сильнее будет убежден в собственной правоте.

Второй показатель — это соответствие поведения рассматриваемой личности общепринятым культурным и этическим нормам. Чем больше норм нарушает другой человек, тем активнее будет приписывание. Сам же феномен «приписывания» бывает в теории атрибуции трех видов:

  • личностное (причинно-следственная связь проецируется на сам субъект, который совершает действие);
  • объектное (связь проецируется объекту, на которое это действие направлено);
  • обстоятельственное (связь приписывается обстоятельствам).

Механизмы казуальной атрибуции

Неудивительно, что человек, который рассуждает о ситуации «со стороны», не участвуя в ней напрямую, объясняет поступки других участников ситуации с личностной точки зрения. Если же он напрямую принимает участие в ситуации, то учитывает обстоятельственную атрибуцию, то есть сначала рассматривает обстоятельства, а уже потом приписывает кому-то определенные личностные мотивы.

Будучи активными участниками социума, люди стараются не делать выводов друг о друге, основываясь только на внешних наблюдениях. Как известно, внешность нередко бывает обманчивой.

Именно поэтому казуальная атрибуция помогает людям сформулировать какие-то выводы, опираясь на анализ поступков окружающих, «пропущенный» через фильтр собственного восприятия.

Конечно, такие выводы тоже не всегда бывают соответствующими действительности, ведь невозможно судить человека по одной конкретно взятой ситуации. Человек — слишком сложное существо, чтобы так легко о нем рассуждать.

Почему казуальная атрибуция — это не всегда хорошо

Существует множество примеров в литературе и кинематографе, когда ошибки казуальной атрибуции приводили к разрушению человеческих жизней.

Очень хороший пример — это фильм «Искупление», где маленькая главная героиня делает вывод о другом персонаже, только опираясь на особенности собственного детского восприятия ситуации. Как следствие, жизни многих людей рушатся только потому, что она что-то недопоняла.

Вероятные причины, которые мы предполагаем, очень нередко бывают ошибочными, поэтому рассуждать о них как об истине в последней инстанции никогда нельзя, даже если кажется, что никаких сомнений быть не может.

Если мы не можем разобраться даже в собственном внутреннем мире, что уж говорить о внутреннем мире другого человека? Нужно стремиться к анализу бесспорных фактов, а не собственных домыслов и сомнений.

Для начала давайте разберемся, что такое каузальная атрибуция. Это словосочетание происходит от латинских слов causa — причина и attribuo — придаю, наделяю. Т.е.

в итоге мы имеем особое явление в межличностном восприятии людей, которое заключается в интерпретации действий окружающих, субъективном объяснении причин их поведения в условиях ограниченной информации.

Например, когда бабушки в подъезде видят молодую девушку, выходящую из парадного, они додумывают, что она идет на свидание и что она ветреная особа. Их предположение произрастают из отсутствия достаточной информации об этой девушке.

Сама теория каузальной атрибуции пришла к нам из западной социальной психологии, где она в общих чертах была сформулирована как Attribution
theory
такими учеными, как Фриц Хайдер (создатель), Гарольд Келли, Эдвард Джонсон, Даниел Джилберт, Ли Росс и другие. Свою цель исследовали видели в том, чтобы проследить механизмы построения причинно-следственных связей простыми гражданами, увидеть, как они объясняют не только происходящие рядом с ними события, но и свое собственное поведение.

Следующий механизм каузальной атрибуции помогает нам понять некоторые важные вещи об окружающих: люди, наблюдая поведение другого человека, стремятся выяснить для себя причины этого поведения → ограниченность информации побуждает людей сформулировать вероятные причины поведения другого человека → причины поведения другого человека, которые для себя определяют люди, оказывают влияние на их отношение к этому человеку. Это объясняет такие явления как, например, почему на вас соседи смотрят косо, почему учитель не любит вашего ребенка, почему вам хамят в транспорте и многие другие! Более того, Хайдер во время изучения «человека с улицы», который руководствуется здравым смыслом при объяснении поведения других людей, пришел к заключению, что мнение о человеке (хороший человек – плохой человек) автоматически распространяется и на все его поведение (правильно поступает – плохо поступает). Именно поэтому вам так трудно изменить превратное мнение о вас у некоторых окружающих!

Исследователь Г. Келли выделил три типа атрибуции:

  1. личностная атрибуция – причина приписывается совершающему действие человеку (ребенок съел конфету, потому что он невоспитанный);
  2. объектная атрибуция – причина приписывается объекту, на который направлено действие (ребенок съел конфету, потому что в этой конфете много веществ, вызывающих у детей привыкание);
  3. обстоятельственная атрибуция – причина приписывается обстоятельствам (ребенок съел конфету, потому что обед был несколько часов назад).

Интересен тот факт, что участники событий чаще используют обстоятельственную атрибуцию, а наблюдатели – личностную. Это называется фундаментальной ошибкой. Так, например, ваш ребенок говорит, что опоздал в школу, потому что дорога была очень заснеженная/перекопанная/сидела злая собака, а учитель может говорить, что он опоздал, потому что он ленивый/безответственный/не хочет учиться.

От чего же зависит степень атрибуции, глубина приписывания? Она зависит от двух факторов: соответствие поступков ролевым ожиданиям и культурным нормам. Т.е. чем больше вы соответствуете существующим стереотипам, тем меньше вам приписывают. А зачем же вам что-то приписывать, если вы ведете себя предсказуемо? Ведь дефицита информации о вас в таком случае нет.

Закончить данную статью хочется следующим: любая теория дает нам пищу для размышлений. Так что,

  • пред тем, как осуждать другого человека – обратите внимание на обстоятельства, в которых он оказался;
  • прежде чем оправдываться – посмотрите в глубь себя, возможно, причина лежит не в вашем окружении, а в вас самих;
  • не все приятные люди делают приятные поступки и не все неприятные поступают плохо;
  • если вы хотите жить неординарной жизнью, демонстрировать свою яркую индивидуальность – имейте в виду, что вы станете жертвой каузальной атрибуции, с этим вы ничего поделать не сможете, но кто предупрежден – тот вооружен!

Гармонии вам и вашим близким!

Каузальная атрибуция — это уникальный феномен в психологии, который характеризует восприятие человеком эмоций, причин и мотивов определенного поведения другого человека.

Если вы не владеете достаточным количеством информации о человеке или о ситуации, в которой он находится, то возникает неверное толкование происходящего.

Такой феномен восприятия, как правило, основан на приписывании некоторых несуществующих характеристик, особенностей и так далее.

Теория атрибуции

Каузальная атрибуция впервые была исследована в середине 20-го века социальными психологами Ли Россом и Фрицем Хайдером. В дальнейшем этот феномен отношений между людьми был отражен в теории атрибуции.

Исследователи пытались объяснить рядовым гражданам логику развития некоторых событий и их собственного поведения. Каузальная атрибуция в психологии объясняет, как люди истолковывают для себя поведение других людей, и что из этого следует.

В точном переводе это понятие звучит так: «causa» — «причина», «atributio» — «наделение», «придание».

Способности к каузальной атрибуции

Очень важно понимать, что различные индивиды могут вести себя аналогично, но при этом их действия могут направляться совершенно разными мотивами. А иногда одни и те же мотивы индивиды реализуют совершено по-разному. Это обусловлено не только различием условий, но и различным внутренним потенциалом.

Поэтому, анализируя тот или иной поступок индивида, необходимо учитывать специфику его потребностей, особенности характера, темперамента и так далее. Также имеют значение внешние ситуационные причины. Разумеется, в первую очередь нужно сопоставлять активное и реактивное начала в поведении других людей.

Ведь наши отношения с другими людьми основаны на наших ожиданиях, и наоборот, отношения сформированы на том, что мы ожидаем.

Чтобы не возникало мнение об изначальной враждебности индивида, нужно стараться вникнуть в его внутренний мир и понимать, что, в принципе, он такой же, как и мы, и вряд ли он умышлено стремится навредить нам.

Суть каузальной атрибуции

Психическая проекция — это придание важности любым проявлениям активности другого индивида. В основном такая каузальная атрибуция основывается на сочетании внешнего вида человека и образа поведения, наложенного нами на него.

Критерии оценки поведения индивида

Каузальная атрибуция нуждается в критериях, что изначально придает ей характер категоризации и идентификации.

Ведь нам известны черты поведения многих людей в самых разнообразных ситуациях и в сочетании с информацией об их индивидуально личностных особенностях.

В целом каузальная атрибуция оценивает поведение индивида путем построения модели его внутреннего мира и основываясь на особенности его характера. При этом многократно соотносится то, что видимо, с тем, что представляется нам мысленно.

Объективность оценки поведения

Чтобы не допустить ошибки каузальной атрибуции, необходимо быть предельно объективным, то есть очень значимо соотносить себя на месте другого в нравственном плане. Но в некоторых случаях это может мешать определить истинные мотивы его поведения.

Источник: https://glpni.ru/hevpozy/kauzalnaya-atributsiya-chto-eto-takoe-ee-tipy-i-primenenie.html

Прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция)

Каузальная атрибуция:  - механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (

Идентификация — это способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению. Стереотипизация — это восприятие партнера на основе некоего стереотипа, т. е. прежде всего как представителя определенной социальной группы.

Эмпатия — это эмоциональное сопереживание другому человеку. Она основана на умении правильно представить себе, что происходит в душе другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.

Аттракция (привлечение) — форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружескому или более глубокому интимно-личностному отношению.

Рефлексия — это механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению.

Каузальная атрибуция — механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (стремление к выяснению причин поведения субъекта).

Исследования показывают, что у каждого человека есть свои излюбленные схемы причинности, т. е. привычные объяснения чужого поведения:

1) люди с личностной атрибуцией склонны находить виновника случившегося, приписывать причины происшедшего конкретному человеку;

2) в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны, прежде всего, винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника;

3) при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие, или в самом пострадавшем. При изучении процесса каузальной атрибуции выявлен ряд закономерностей. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу — обстоятельствам.

Характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различна в случаях, если человек был участником (соучастником) события или наблюдателем. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости люди склонны искать причину случившегося в осознанных действиях личности.

Люди оценивают друг друга обычно исходя из собственных представлений о красоте, уровня своего интеллекта и нравственной воспитанности.

Люди с невысоким уровнем интеллекта склонны судить об окружающих, пользуясь осознанными оценками «хороший — плохой», люди с более высоким уровнем интеллекта воспринимают партнера по общению, анализируя и оценивая его разнообразные личностные качества — как положительные, так и отрицательные.

На восприятие людьми друг друга влияет и ряд психологических эффектов, которые были рассмотрены нами раньше. В частности, обратим внимание на эффект ореола и эффект стереотипизации.

Эффект ореола проявляется в том, что информация, получаемая о каком-либо человеке, накладывается на созданный ранее образ. Этот образ исполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты партнера по взаимодействию.

Эффект стереотипизации означает классификацию форм поведения и интерпретацию их причин путем отнесения к уже известным (или кажущимся известными) явлениям, т. е. социальным стереотипам. Стереотипы формируются на основе дефицита информации и опыта, а сохраняются в результате нетворческого подхода к изменяющейся действительности.

Они могут иметь истинный смысл, быть ошибочными или частично отражать объективную действительность.

Поведение индивида может меняться в процессе общения. Сообщая что-то другому человеку, приказывая или обращаясь с просьбой или вопросом, взаимодействуя с ним, индивид все время получает необходимую информацию об эффективности своего обращения. Сигналы, получаемые при восприятии поведения собеседника, становятся основанием для коррекции последующих действий и высказываний.

Восприятие — процесс контролируемый, его можно изменять при помощи волевых усилий. В общении участвуют как минимум два человека, и каждый из них может активно влиять на восприятие партнера.

Управление восприятием партнера происходит с помощью привлечения внимания к тем особенностям своего внешнего облика, поведения или представления о ситуации, которые «запускают» соответствующие механизмы социального восприятия, т. е. самоподачи.

Самоподача объективно присутствует в любом общении, хочет того человек или нет. Это значит, что она в любой ситуации может послужить источником ошибок при восприятии другого человека.

Интерактивная сторона делового общения заключается в организации взаимодействия между партнерами, т. е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями.

Общение почти всегда предполагает некоторый результат — изменение поведения и деятельности других людей и проявляется как межличностное взаимодействие, т. е. совокупность связей и взаимовлияний, складывающихся благодаря совместной деятельности людей.

Человек вступает во взаимодействие с другими людьми, руководствуясь следующими мотивами:

* максимизация общего выигрыша (мотив кооперации);

* максимизация собственного выигрыша (индивидуализм);

* максимизация относительного выигрыша (конкуренция);

* максимизация выигрыша другого (альтруизм);

* минимизация выигрыша другого (агрессия);

* минимизация различий в выигрышах (равенство).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/5_131077_prognozirovanie-povedeniya-partnera-po-obshcheniyu-kauzalnaya-atributsiya.html

Механизмы восприятия (идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия, каузальная атрибуция)

Каузальная атрибуция:  - механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (

Выделяют механизмы социальной перцепции— способы, по­средством которых людиинтерпретируют, понимают и оценива­ютдругого человека. Наиболее распространеннымимеханизмами являются следующие: эмпатия,аттракция, каузальная атрибуция,идентификация, социальная рефлексия.

1) Эмпатия (с греч. «сопереживание»)- постижение эмоционального состояниядругого че­ловека, понимание егоэмоций, чувств и переживаний. Во многихпсихологических источниках эмпатиюотождествляют с сочувст­вием,сопереживанием, симпатией. Это не совсемтак, поскольку можно понимать эмоциональноесостояние другого человека, но неотноситься к нему с симпатией исочувствием.

Ψ Отрицательный герой киносериалапопадает в неприятную ситуацию

Хорошо понимая взгляды и связанные сними чувства других людей, которые емуне нравятся, человек нередко поступаетвопреки им.

Субъект способен понимать смыслпереживаний другого по­тому, что онсам когда-то переживал те же эмоциональныесо­стояния. Однако если человек никогдане испытывал подобных чувств, то емузначительно труднее постигать их смысл.

Если ин­дивид никогда не переживалаффекта, депрессии или апатии, то он,скорее всего, не поймет, что переживаетдругой человек в этом состоянии, хотяи может иметь определенные когнитивныепред­ставления о подобных явлениях.

Для постижения подлинного смысла чувствдругого недостаточно иметь когнитивныепред­ставления. Необходим и личныйопыт. Поэтому эмпатия как спо­собностьпонимать эмоциональное состояниедругого человека развивается в процессежизни и у пожилых людей может быть бо­леевыражена.

Вполне естественно, что ублизких людей эмпатия по отношению другк другу развита сильнее, чем у людей,кото­рые знакомы относительно недавно.

Есть некоторые виды профессиональнойдеятель­ности, требующие развитойэмпатии, например, врачебная дея­тельность,педагогическая, театральная. Почтилюбая профессио­нальная деятельностьв сфере «человек — человек» требуетразви­тия данного механизма перцепции.

2) Аттракция (от англ.«привлекательный»)— особаяформа восприятия и познания другогоче­ловека, основанная на формированиипо отношению к нему ус­тойчивогопозитивного чувства.

Благодаряположительным чув­ствам симпатии,привязанности, дружбы, любви и т.д. междулюдьми возникают определенные отношения,позволяющие более глубоко познать другдруга.

Результатом действия этогомеханизма является особый вид социальнойустановки на другого человека, в которойпреобладает эмоцио­нальный компонент.

Аттракция может существовать толькона уровне индивиду­ально-избирательныхмежличностных отношений, характери­зующихсявзаимной привязанностью их субъектов.Вероятно, су­ществуют различныепричины того, что к одним людям мыотно­симся с большей симпатией, чемк другим.

Эмоциональная привя­занностьможет возникнуть на основании общихвзглядов, инте­ресов, ценностныхориентации или как избирательноеотношение к особой внешности человека,его поведению, чертам характера и т.д.Любопытным является то, что такиеотношения позволяют лучше пониматьдругого человека.

С известной долейусловности можно сказать, что чем большенам человек нравится, тем больше мы егознаем и лучше понимаем его поступки(если, конечно, речь не идет о патологическихформах привязанности).

Аттракция значима также и в деловыхотношениях. Поэтому большинствопсихологов, работающих в сфере бизнеса,рекомен­дуют профессионалам, связаннымс межличностными коммуни­кациями,выражать к клиентам самое позитивноеотношение даже в том случае, если насамом деле они не испытывают к нимсимпа­тии.

Внешне выраженнаядоброжелательность имеет обратноедействие — отношение действительноможет измениться на пози­тивное. Такимобразом, специалист формирует у себядополни­тельный механизм социальнойперцепции, позволяющий полу­читьбольшую информацию о человеке.

Однакоследует помнить, что чрезмерное иискусственное выражение радости нестолько формирует аттракцию, сколькоразрушает доверие людей. Доб­рожелательноеотношение далеко не всегда можно выразитьпо­средством улыбки, особенно еслиона выглядит фальшивой и слишкомустойчивой.

Так, телевизионный ведущий,улыбающий­ся в течение полутора часов,вряд ли привлечет к себе симпатиителезрителей.

3)Идентификация («отождествление»).Восприятие человека зависит такжеот его способности поста­вить себяна место другого, отождествить себя сним. В этом слу­чае процесс познаниядругого пойдет более успешно (в томслу­чае, если есть существенныеоснования для соответствующегоотождествления).

Идентификация подобнаэмпа­тии, однако эмпатию можнорассматривать как эмоциональноеотождествление субъекта наблюдения,которое возможно на ос­нове прошлогоили настоящего опыта подобных переживаний.

Что же касается идентификации, то здесьв большей степени про­исходитинтеллектуальное отождествление,результаты которого тем успешнее, чемболее точно наблюдатель определилинтеллек­туальный уровень того, когоон воспринимает.

Профессиональная деятельность некоторыхспециалистов свя­зана с необходимостьюидентификации, как, например, работаследователя или преподавателя, о чеммногократно описано в юридической ипедагогической психологии.

Ошибкаидентифика­ции при неверной оценкеинтеллектуального уровня другогоче­ловека может привести к негативнымпрофессиональным резуль­татам.

Так,учитель, который переоценивает либонедооценивает интеллектуальный уровеньсвоих учеников, не сможет в процессеобучения верно оценить связь реальныхи потенциальных воз­можностейобучающихся.

4) Социальная рефлексия (отлат. «отражение»). Рефлексия — осознаниедействующим индивидом того, как онвоспринимается партнером по общению.Это сложный процесс, требующий специальныхусилий, навыка самонаблюдения ипсихологических знаний.

Воспринимая и интерпретируя окружающиймир и других лю­дей, человек такжевоспринимает и интерпретирует себя,свои собственные действия и побуждения.Рефлексия – это механизм самопознанияв процессе взаимодействия, в основекоторого лежит способность человекапредставлять себе то, как оно воспринимаетсяпартнером по общению.

Как механизм социальной перцепциисоциальная рефлексия означает пониманиесубъектом своих собственных ин­дивидуальныхособенностей и того, как они проявляютсяво внешнем поведении; осознание того,как он воспринимается дру­гими людьми.Не следует думать, что люди способнывосприни­мать самих себя болееадекватно, чем окружающих.

Так, в ситуации,когда есть возможность посмотреть насебя со стороны — на фотографии иликинопленке, многие остаются весьманедовольны впечатлением, произведеннымсобственным образом. Это происходитпотому, что люди имеют несколькоискаженный образ са­мого себя.

Искаженные представления касаются дажевнешности воспринимающего человека,не говоря уже о социальных проявленияхвнутреннего состояния.

Только не надо путатьрефлексию с таким личностным качествомкак мнительность.

Ψ П. Вацлавик «Какстать несчастным без посторонней помощи»

«Некто возымел желаниеповесить картину. У него есть гвоздь,но нет молотка. И наш герой решаетодолжить молоток у соседа, но потом егоодолевают сомнения: А вдруг сосед незахочет дать мне свой молоток? Он такнехотя мне ответил, когда я вчера с нимпоздоровался. Конечно, может, он простоспешил.

Или же нарочно притворился,будто ужасно спешит, а на самом делехотел избежать разговора, потому чтоплохо ко мне относится. Интересно, почемуон ко мне так плохо относится? Я всегдас ним любезен. Непонятно, что он противменя имеет, но здесь явно что-то не так.Если бы кому-нибудь понадобился мойинструмент, я бы дал его без всякихразговоров.

Почему он не хочет одолжитьмне свой молоток, что я его съем, что ли?Да и вообще не понимаю, как можноотказывать людям в такой пустяковойпросьбе? Вот такие-то люди и отравляютнам жизнь… Может, он решил, что, раз унего есть молоток, а у меня нет, значит,я у него в руках? Ладно, сейчас я емупрочищу мозги. Наш герой вскакивает, вярости мчится к квартире соседа и звонитв дверь.

Ничего не подозревающий соседоткрывает дверь, но не успевает онпроизнести и слово «Здравствуйте», какна него обрушивается крик нашего героя:«Подавись ты своим молотком, ты,кретин!»».

5) Механизм каузальной атрибуции(с лат. causa –«причина», atributio– «приписывать») механизм интерпретациипоступков и чувств другого человека,связан с приписыванием чело­векупричин поведения.

У каждого человекавозникают свои предположения о том,почему воспринимаемый индивид ведетсебя определенным образом.

Приписываядругому те или иные причины поведения,наблюдатель делает это либо на основесход­ства его поведения с каким-либознакомым ему лицом или извест­нымобразом человека, либо на основеанализа собственных мо­тивов,предполагаемых в подобной ситуации.

Здесь действует принцип аналогии,подобия с уже знакомым или таким же.

Любо­пытно, что каузальная атрибуцияможет «сработать» даже тогда, когдааналогия проводится с лицом несуществующими никогда не существовавшим реально,но имеющимся в представлениях на­блюдателя,например с художественным образом(образом героя из книги или фильма).Каждый человек имеет громадное количе­ствопредставлений о других людях и образах,которые сформи­ровались не только врезультате встреч с конкретными людьми,но также и под влиянием разнообразныххудожественных источ­ников. Наподсознательном уровне данные образызанимают «равные позиции» с образамилюдей, реально существующих или реальносуществовавших.

Фундаментальная ошибка каузальнойатрибуции – тенденция наблюдателейнедооценивать влияние ситуации наповедение другого человека и переоцениватьвлияние характерных особенностейчеловека и его установок. Свое собственноеповедение люди часто объясняют ссылаясьна внешние обстоятельства, а другихлюдей полностью считают ответственнымиза свои поступки.

Источник: https://studfile.net/preview/6209184/page:2/

Scicenter1
Добавить комментарий