Классификация научных исследований и разработок.: Оглавление ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ исследования — получение новых знаний о

Методология научного исследования в социальной сфере

Классификация научных исследований и разработок.: Оглавление ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ исследования - получение новых знаний о

Цель научного исследования – всестороннее, достоверное изучение объекта, процесса или явления; их структуры, связей и отношений на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение и внедрение в производство (практику) полезных для человека результатов.

Любое научное исследование имеет свой объект и предмет. Объектом научного исследования является материальная или идеальная система. Предмет – это структура системы, закономерности взаимодействия элементов внутри системы, закономерности развития, различные свойства, качества и т.д.

Научные исследования классифицируются по видам связи с производством и степени важности для него; целевому назначению; источникам финансирования и длительности ведения.

По целевому назначению выделяют три вида научных исследований: фундаментальные, прикладные и разработки.

Фундаментальные исследования направлены на открытие и изучение новых явлений и законов природы, на создание новых принципов исследования.

Прикладные исследования направлены на нахождение способов использования законов природы для создания новых и совершенствование существующих средств и способов человеческой деятельности.

Прикладные исследования, в свою очередь, подразделяются на поисковые, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Поисковые исследования направлены на установление факторов, влияющих на объект, отыскание путей создания новых технологий и техники на основе способов, предложенных в результате фундаментальных исследований.

В результате научно-исследовательских работ (НИР) создаются новые технологии, опытные установки, приборы и т.п.

Целью опытно-конструкторские работ (ОКР) является подбор конструкционных характеристик, определяющих логическую основу конструкции.

Разработки направлены на создание новой техники, материалов, технологии или совершенствование существующих.

По степени важности научные исследования подразделяются на важнейшие, по планам отраслевых министерств, по планам научно-исследовательских организаций.

Каждую НИР можно отнести к определённому направлению. Под научным направлением понимается наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования (например, техническое, социальное и др.).

Структурными единицами научного направления являются комплексные проблемы, темы и научные вопросы.

Проблема – это совокупность сложных теоретических и практических задач, решения которых назрели в обществе (противоречие между знанием и незнанием). Она возникает тогда, когда человеческая практика встречает затруднения или даже наталкивается на «невозможность» достижения цели.

Тема научного исследования является составной частью проблемы. В результате исследований по теме получают ответы на определённый круг научных вопросов, охватывающих часть проблемы. Под научными вопросами понимается мелкие научные задачи, относящиеся к конкретной теме научного исследования.

Выбор направления, проблемы, темы научного исследования и постановка научных вопросов является чрезвычайно ответственной задачей.

При выборе проблемы и темы научного исследования вначале на основе анализа противоречий исследуемого направления формулируется сама проблема и определяются в общих чертах ожидаемые результаты, затем разрабатывается структура проблемы, выделяются темы, вопросы, исполнители, устанавливается их актуальность.

Выбору темы должно предшествовать тщательное ознакомление с отечественными и зарубежными литературными источниками данной и смежной специальностей.

НИР выполняется в определённой последовательности.

Вначале формулируется сама тема в результате общего ознакомления с проблемой, в рамках которой предстоит выполнить исследование, и разрабатывается технико-экономическое обоснование (ТЭО):

· причины разработки;

· достигнутый уровень исследований;

· выявление нерешенных вопросов;

· обоснование актуальности и значимости НИР;

· методы решения;

· задачи и этапы исследования;

· конечная цель исследования;

· практическая реализация (экономическая эффективность, социальный результат и пр.).

Целью теоретических исследований является изучение физической сущности предмета. В результате обосновывается физическая модель, разрабатываются математические модели и анализируются полученные таким образом предварительные результаты.

Перед организацией экспериментальных исследований разрабатываются задачи, выбираются методики и программы эксперимента.

Затем проводится общий анализ научного результатов, осуществляется сопоставление гипотезы с результатами эксперимента (если необходимо, то уточняются теоретические модели).

Следующий этап – внедрение результатов исследований.

Перейти к основному содержанию MOODLE КНИТУ (КХТИ) Скачать мобильное приложение

Источник: https://moodle.kstu.ru/mod/book/view.php?id=34018

2.2. Классификация научных исследований

Классификация научных исследований и разработок.: Оглавление ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ исследования - получение новых знаний о

Научные исследования подразделяетсяна два вида: фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные научные исследования— экспериментальная или теоретическаядеятельность, направленная на получениеновых знаний об основных законахстроения, функционирования и развитиячеловека, общества, природы (законахфизики, химии, биологии, механики,социологии и др.).

Прикладные научные исследования-исследования, направленные на изучениечастных явлений в рамках общих законови на применение новых знаний длядостижения практических целей и решенияконкретных задач.

Поскольку после окончания вуза большинствуиз Вас придется решать в первую очередьконкретные практические задачи, тобудем в дальнейшем, из-за дефицитаучебного времени рассматривать спецификутолько прикладных научных исследований.

В заключение этой лекции еще раз отмечу,что человек с высшим образованиемзначительную часть своей деятельностибудет посвящать научным исследованиямнезависимо от специфики его служебнойдеятельности.

3. Основные этапы и стадии прикладных научных исследований

Прикладные научные исследования состоятиз трех взаимосвязанных этапов (рис.2):

НИР ОТР ОКР

Соотношение затрат (времени и средств),в усл. ед., по этапам соответственно

4 : 6 : 100

Рис. 2. Этапы прикладных научныхисследований

Начальным этапом научных исследованийявляются научноисследовательскиеработы(НИР).

Целью НИРявляется получение исходныхданных, образцов новых веществ, материалови других объектов для проведенияопытно-технологических и опытно-конструкторскихработ.

Научно-исследовательские работыподразделяют на два подэтапа: теоретическиеНИР и поисковые НИР.

Теоретические НИРнаправлены наразработку рабочих гипотез и теоретическихмоделей объектов исследования.

Поисковые НИРсвязаны с выборомобъекта, направлений и методовисследований, проверкой рабочих гипотези теоретических моделей объектовисследований.

Опытно-технологические работы (ОТР)направлены на выбор и разработкутехнологий и оборудования для организациипромышленного производства новыхвеществ, материалов, устройств, образцовтехники, продуктов или новых процессов,технологий, оборудования для производстваизвестных объектов.

Опытно-конструкторские работы (ОКР)направлены на проектирование и созданиеопытного производства новых веществ,материалов, продуктов, устройств,образцов техники; освоение новыхпроцессов, технологий, оборудования.

Практически не встречаются случаиперехода от этапа НИР к этапу ОКР, минуяэтап ОТР. Возврат от этапа ОКР возможенкак к этапу ОТР, так и к этапу НИР.

Таким образом, фундаментом любогонаучного исследования являются НИР,поэтому рассмотрим рекомендации по ихпроведению более подробно.

3.1. Основные стадии и разделы нир

Название и содержание стадий НИР внастоящее время российскими нормативнымидокументами не регламентируется.

В СССР существовал ГОСТ 15.101-80 «Системаразработки и постановки продукции напроизводство. Порядок проведения НИР.Основные положения», которыйрегламентировал планирование и проведениеНИР, предшествующих разработке новойпродукции всех отраслей промышленности,кроме оборонной и пищевой.

Этот ГОСТ предусматривал следующиестадии НИР:

  1. Разработка технического задания НИР.

  2. Выбор направления исследований.

  3. Теоретические и экспериментальные исследования.

  4. Обобщение и оценка результатов исследований.

На этих стадиях выделяются следующиеразделы.

Стадия1″Разработка технического заданияНИР»:

  1. Цель и исходные данные для проведения НИР.

  2. Стадии НИР.

  3. Основные требования к выполнению НИР.

  4. Способ реализации.

  5. Перечень технической документации, предъявляемой после завершения НИР.

  6. Порядок рассмотрения и приемки НИР.

  7. Технико-экономическое обоснование.

Стадия2″Выбор направления исследований»:

  1. Составление аналитического обзора.

  2. Формулирование нескольких возможных задач и их сравнительная оценка.

  3. Выбор и обоснование принятого направления исследования.

  4. Сопоставление ожидаемых показателей от внедрения НИР с лучшими объектами-аналогами.

  5. Оценка экономической эффективности.

  6. Разработка общей методики проведения НИР (программа и план-график работ).

Стадия3″Теоретические и экспериментальныеисследования»:

  1. Разработка рабочих гипотез, построение моделей объекта исследования, обоснование допущений.

  2. Выявление необходимости проведения экспериментальных исследований.

  3. Разработка методики эксперимента, подготовка испытательного оборудования.

  4. Проведение эксперимента, обработка полученных данных.

  5. Сопоставление данных эксперимента с теоретическими исследованиями.

  6. Корректировка теоретической модели объекта.

  7. Проведение дополнительных экспериментов.

  8. Проведение технико-экономических исследований.

Стадия4″Обобщение и оценка результатовисследований»:

  1. Обобщение всех стадий НИР. Оценка полноты исследований.

  2. Проведение (при необходимости) дополнительных исследований.

  3. Разработка рекомендаций по использованию результатов НИР.

  4. Формулировка технических требований для технического задания на разработку новой продукции.

  5. Составление и оформление отчета о НИР.

  6. Рассмотрение результатов НИР и приемка работы.

Выделение стадий и разделов НИР вбольшинстве случаев определяетсятрадициями научных коллективов. Так,например, на кафедре технологиипереработки пластических масс УГЛТАпри планировании и выполнении НИРпредусматривают следующие обязательныеразделы:

  1. Уточнение целей и задач НИР.

  2. Составление аналитического обзора.

  3. Выбор и обоснование направления исследований.

  4. Подготовка к проведению НИР.

  5. Проведение НИР.

  6. Обобщение и оценка результатов НИР.

  7. Оформление и экспертиза результатов НИР.

У Вас может возникнуть вопрос: «Зачемнужно знать классификации разделов истадий НИР? Ведь главное для науки — этохорошая идея!»

Несомненно, что без хороших идей нетхороших научных исследований. Однакодовольно часто бывает, что великолепныеидеи умирают только из-за того, что авторне знает, как их реализовать на практике.Поэтому успех научного исследованияво многом зависит от знаний и навыков(«техники») планирования и проведенияНИР.

Я не буду детально Вас знакомить соспецификой и рекомендациями по выполнениювсех разделов НИР, а остановлюсь толькона некоторых вопросах, которые наиболеечасто встречаются на практике (в томчисле и студенческой) и недостаточночетко изложены в литературе.

С чего начинать НИР?Рекомендуетсяначинать НИР с уточнения целей и задачвсех этапов научного исследования, втом числе и собственно НИР, и после этогопереходить к поиску информации исоставлению аналитического обзора потеме исследования.

Пример. У Вас появилась идеяполучить лекарство против СПИДа издревесины дуба, которая, по известнымданным, обладает антибактериологическимдействием.

Очевидно, что объем, содержание,сроки проведения и затраты на выполнениеНИР будут существенно зависеть отконечной цели научного исследования(что Вы собираетесь получить послезавершения научного исследования:промышленное производство новоголекарства или только способ его получения,защищенный патентом?). Только послеуточнения конечных целей научногоисследования рекомендуется переходитьк плану составления аналитическогообзора.

Источник: https://studfile.net/preview/3987338/page:6/

Сущность и классификация научных исследований

Классификация научных исследований и разработок.: Оглавление ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ исследования - получение новых знаний о

Целью науки является постижение истины, а способом постижения истины является научное исследование.

Научное исследование — процесс изучения, экспериментирования, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний. Познание – это сложный процесс движения человеческого сознания, человеческой мысли от незнания к знанию, от неполных или неточных знаний к более полным и точным знаниям, которое осуществляется с помощью исследований.

Научное исследование, как процесс включает в себя три основных компонента (составляющих):

целесообразную деятельность человека, т.е. собственно сам научный труд;

предмет научного труда;

средства научного труда.

В результате целесообразная научная деятельность человека, опирающая на совокупность конкретных методов познания, необходимая для достижения новых или уточнённых знаний об объекте исследования (предмет труда), использует соответствующее научное оборудование (измерительное, вычислительное и др.), т.е. средства труда.

Научные исследования в зависимости от своего целевого назначения, степени связи с природой или промышленным производством, глубины и характера научной работы подразделяются на несколько основных типов: фундаментальные, прикладные и разработки.

Фундаментальные исследования — получение принципиально новых знаний и дальнейшее развитие системы уже накопленных знаний. Цель фундаментальных исследований — открытие новых законов природы, вскрытие связей между явлениями и создание новых теорий.

На их основе решаются многие прикладные задачи применительно к потребностям конкретных отраслей науки, техники и производства. Фундаментальные исследования связаны со значительным риском и неопределённостью с точки зрения получения конкретного положительного результата, вероятность которого не превышает 10%.

Несмотря на это, именно фундаментальные исследования составляют основу развития как самой науки, так и общественного производства.

Прикладные исследования представляют собой поиск и решение практических задач развития отдельных отраслей производства на основе результатов фундаментальных исследований. Они связаны с созданием новых, либо совершенствованием существующих технологий, средств производства, предметов потребления и т.п.

Например, прикладные исследования в области техники не имеют, как правило, непосредственного дела с природой. Объектом исследования в них обычно являются машины, технология или организационная структура, т.е. «искусственная» природа.

Практическая ориентация (направленность) и отчетливое целевое назначение прикладных исследований делает вероятность получения ожидаемых от них результатов весьма значительной, не менее 80-90%.

Разработки— использование результатов прикладных исследований для создания и отработки опытных моделей техники (машин, продуктов), технологии производства, а также усовершенствование существующей техники. На этапе разработки результаты, продукты научных исследований принимают такую форму, которая позволяет использовать их в других отраслях общественного производства.

Научные исследования классифицируются по различным основаниям:по методам решения поставленных задач,сфере применения результатов исследования, видам исследуемого объекта и другим факторам исследования могут быть теоретическими, теоретико-экспериментальными и экспериментальными. Отнесение исследования к одному из этих видов зависит от применяемых методов и средств научного исследования.

Теоретические исследования базируются на применении математических и логических методов познания объекта. Результатом теоретического исследования является установление новых зависимостей, свойств и закономерностей происходящих явлений. Результаты теоретических исследований должны быть подтверждены практикой.

Теоретико-экспериментальные исследованияпредусматривают последнюю экспериментальную проверку результатов теоретических исследований на натурных образцах или моделях.

Экспериментальные исследования осуществляются на натурных образцах или моделях в лабораторных условиях, при которых устанавливаются новые свойства, зависимости и закономерности, а также служат для подтверждения выдвинутых теоретических предположений.

По составу исследуемых свойств объекта исследования подразделяются на комплексные и дифференцированные.

Комплексные исследования представляют собой изучение разнородных свойств одного объекта, каждое из которых может предусматривать применение различных методов и средств исследования. Выполняются они в различное время и в различных местах.

Примером комплексного исследования может служить оценка надежности нового автомобиля.

Надежность автомобиля является интегральным свойством и обусловливается такими его отдельными свойствами, как безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость и долговечность деталей и т.д.

Дифференцированным исследованием называется такое исследование, в котором познается одно из свойств или группа однородных свойств. В рассмотренном примере исследование каждого в отдельности свойства надежности автомобиля является дифференцированным.

По признаку места их проведения исследования именуются лабораторными или производственными. Исследуемый объект может быть натурным или представлять его модель. В каждом случае выбор вида исследуемого объекта подлежит обоснованию.

По стадиям выполнения исследования подразделяются на поисковые, научно-исследовательские и опытно-промышленные разработки.

При разработке крупной научно-технической проблемы первой стадией является поисковое исследование, в результате которого устанавливаются принципиальные основы, пути и методы решения поставленной задачи.

Вторая стадия представляет собой научно-исследовательские разработки, целью которых является установление необходимых зависимостей, свойств и закономерностей, создающих предпосылки для дальнейших инженерных решений.

Третья стадияопытно-промышленная разработка, главная задача которой состоит в доведении исследования до практической реализации, т.е. его апробации в условиях производства. На основе результатов опытно-производственной проверки вносятся коррективы в техническую документацию для широкого внедрения разработки в производство.

Каждое научное исследование можно отнести к определенному научному направлению. Под научным направлением понимается наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования. В связи с этим различают техническое, биологическое, физико-техническое, историческое и другие направления с возможной их последующей детализацией.

Структурными единицами научного направления являются комплексные проблемы, проблемы, темы и научные вопросы.

Выбор направления, проблемы, темы научного исследования и постановка научных вопросов являются весьма ответственной задачей. Так, в частности актуальные направления и комплексные проблемы исследований стратегического масштаба формулируются в директивных документах правительства страны.

В научном учреждении направление исследования часто предопределяется спецификой этого научного учреждения или отраслью науки, в которых работает тот или иной исследователь. Выбранное направление исследований часто становится стратегией научного работника или научного коллектива на длительный период.

Однако необходимо иметь в виду, что в процессе научных разработок возможны и некоторые изменения в тематике по предложению заказчика.

Научное исследование основывается на ряде постулатов (допущений):

упорядоченности социальной природы мира, более того – многие социальные феномены находятся между собой в системных отношениях и отдельные события следуют друг за другом в упорядоченной последовательности, которая может быть подвергнута наблюдению, описана и предсказана;

все события имеют некую причину, в соответствии с принципом детерминизма;

экономии доводов, который важен для проведения обобщений о более высоких уровнях человеческого поведения – он позволяет ученым экстраполировать от конкретных данных к общим положениям;

в основе поведения и мышления лежит некая базовая реальность, которую можно исследовать путем научного анализа.

Так, например, в основе психологического исследования лежит постулат, утверждающий, что человек по природе своей система очень сложная, но все же система, которая может быть понята и объяснена посредством научного экспериментирования и рационального анализа проведенных экспериментов.

Для успеха научного исследования его необходимо правильно организовать, спланировать и выполнять в определенной последовательности.

В структурном отношении научное исследование включает в себя 5 этапов: появление проблемы, выдвижение первоначальной гипотезы, проведение теоретических исследований, проверка полученных в ходе теоретических исследований на практике – проведение эксперимента, формулирование выводов и рекомендаций.

Таким образом, формой осуществления и развития науки является научное исследование, т.е. изучение явления с помощью научных методов явлений и процессов, анализ влияния на него различных факторов, а также изучение взаимодействия между различными явлениями с целью получить убедительно доказанные и полезные для науки и практики решения с максимальным эффектом.

Рекомендуемая литература

Кохановский В.П. Философия и методология науки: учеб. пособие. М., 2001.

Краевский В.В. Методология научного исследования: пособие для студентов и аспирантов гуманитарных ун-тов. СПб.: СПб. ГУП, 2001.

Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: учеб. пособие для вузов. М., 2001.

Лукашевич В.К. Основы методологии научных исследований: учеб. пособие. Мн.: ООО «Элайда», 2001. 104с.

Методология: вчера, сегодня, завтра. В 3-х тт. / ред.-сост. Крылов Г.Г., Хромченко М.С. М.: Изд-во Школы культурной политики, 2005.

Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М.: Синтег, 2007.

Орехов А.М. Методы экономических исследований. М.: ИНФРА-М, 2009. 392с.

Основы философии науки: учеб. пособие для аспирантов / В.П.Кохановский и др. Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2005.

Сабитова Р.Г. Основы научных исследований. Владивосток, 2005.

Скалепов А.Н. Основы научных исследований: учеб. пособие. М.: Юридический институт МИИТа, 2012.

Спесивцева О.И. Основы научных исследований: учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2000.

Сырых В.М. Метод правовой науки: основные элементы, структура. М., 1980.

Тарасов Н.Н. Метод и методический подход в правоведении (попытка проблемного анализа) // Правоведение. 2001. № 1.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/21476.html

4.2 Классификация научных исследований

Классификация научных исследований и разработок.: Оглавление ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ исследования - получение новых знаний о

Научные исследования классифицируютсяпо видам связи с общественным производством,целевому назначению, степени важностидля народного хозяйства и источникамфинансирования.

По видам связи собщественным производствомнаучныеисследования подразделяются на работы,направленные на создание новыхтехнологических процессов, машин,конструкций, повышение эффективностипроизводства, улучшение условий трудаи т.п.

По целевому назначениювыделяют три вида научных исследований:фундаментальные, прикладные и разработки.

Фундаментальные исследованиянаправлены на открытие и изучение новыхявлений и законов природы, на созданиеновых принципов исследования. Цельфундаментальных исследований – открытиеновых законов, вскрытие связей междуявлениями и создание новых теорий.

Фундаментальные исследования связанысо значительным риском и неопределенностьюс точки зрения получения конкретногоположительного результата, вероятностькоторого не превышает 10 %. Такиеисследования ведутся на границеизвестного и неизвестного.

Несмотря наэто, именно фундаментальные исследованиясоставляют основу развития как самойнауки, так и общественного производства.

Прикладные исследования– созданиеновых либо совершенствование существующихсредств производства, предметовпотребления и т. д. Прикладные исследования,в частности исследования в областитехнических наук, направлены на«овеществление» знаний, полученных врезультате фундаментальных исследований.

Прикладные исследования в областитехники, как правило, не имеютнепосредственного дела с природой.Объектом исследования в них обычноявляются машины, технологии илиорганизационная структура, то естьискусственная природа.

Практическаяориентация и конкретное целевоеназначение прикладных исследованийделает вероятность получения ожидаемыхот них результатов весьма значительной,не менее 80 – 90 %. В результате прикладныхисследований на основе научных понятийсоздаются технические.

Прикладныеисследования, в свою очередь, подразделяютсяна поисковые, научно-исследовательскиеи опытно-конструкторские работы.

Поисковые исследованиянаправлены на установление факторов,влияющих на объект, отыскание путейсоздания новых технологий и техники наоснове способов, предложенных в результатефундаментальных исследований.

Врезультате научно-исследовательскихработ создаются новыетехнологии, опытные установки, приборыи т. п.

Целью опытно-конструкторскихработ является подбор конструктивныххарактеристик, определяющих логическуюоснову конструкции.

В результате фундаментальныхи прикладных исследований формируетсяновая научная и научно-техническаяинформация. Целенаправленный процесспреобразования такой информации вформу, пригодную для освоения впромышленности, обычно называетсяразработкой.

Разработка –использование результатов прикладныхисследований для создания и отработкиопытных моделей техники (машин, устройств,материалов, продуктов), технологиипроизводства, а также усовершенствованиесуществующей техники.

На этапе разработкирезультаты, продукты научных исследований,принимают такую форму, которая позволяетих использовать в других отрасляхобщественного производства.Конечнойцелью разработки является подготовкаматериалов прикладных исследований квнедрению.

Между фундаментальными исследованиямии производством лежит областьвзаимосвязанных стадий, указанных нарисунке 4.2. Проектирование и освоениеотносятся и к области науки, и к областитехники.

Они являются научной работой,поскольку предполагают творческуюдеятельность, не только основанную наизвестных навыках, стандартных приемахи практическом опыте, но и направленнуюна получение новых оригинальных решенийв области техники, технологии илиорганизации производства.

По степени важностидля народного хозяйстванаучныеисследования подразделяются на важнейшиеработы, выполняемые по научно-техническимпрограммам, утвержденным Государственнымкомитетом по науке и технологиям, работы,выполняемые по планам отраслевыхминистерств и ведомств и работы,выполняемые по планам научно-исследовательскихорганизаций.

В зависимости отисточника финансированиянаучныеисследования делят на госбюджетные,хоздоговорные и нефинансируемые.Госбюджетные научные исследованияфинансируются республиканскими органамигосударственного управления, НАНБеларуси, государственными организациями,подчиненными Правительству РеспубликиБеларусь, за счет средств республиканскогобюджета.

К финансированию программмогут привлекаться и иные средства,включая средства местных бюджетов иинновационных фондов республиканскихорганов государственного управления.Хоздоговорные работы финансируютсяорганизациями-заказчиками (производственнымилибо научно-исследовательскими) наоснове хозяйственных договоров.

Нефинансируемые исследования выполняютсяпо собственной инициативе научногоколлектива.

Рисунок 4.2 – Этапысоздания технического новшества

Источник: https://studfile.net/preview/3987353/page:10/

Классификация научных исследований

Классификация научных исследований и разработок.: Оглавление ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ исследования - получение новых знаний о

                                Классификация научных исследований

    Формой существования и развития науки- является научное исследование. В Федеральном законе закона РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» научно-исследовательская деятельность определена как деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.

    Научное исследование — процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний. Не всякое знание можно рассматривать как научное. Нельзя признать научными те знания, которые получает человек лишь на основе простого наблюдения.

Эти знания играют в жизни людей важную роль, но они не раскрывают сущности явлений, взаимосвязи между ними, которая позволила бы объяснить, почему данное явление протекает так или иначе, и предсказать дальнейшее его развитие.

Правильность научного знания определяется не только логикой, но, прежде всего обязательной проверкой его на практике. Научные знания принципиально отличаются от слепой веры, от беспрекословного признания истинным того или иного положения, без какого-либо логического его обоснования и практической проверки.

Раскрывая закономерные связи действительности, наука выражает их в абстрактных понятиях и схемах, строго соответствующих этой действительности.

    Объектом научного исследования- являются материальная или идеальная системы

    Предметом научного исследования— структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития.

    Цель научного исследования — определение конкретного объекта и всестороннее, достоверное изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом.

     Результаты научных исследований оцениваются тем выше, чем выше научность сделанных выводов и обобщений, чем достовернее они и эффективнее. Они должны создавать основу для новых научных разработок.

    Одним из важнейших требований, предъявляемых к научному исследованию, является научное обобщение,- которое позволит установить зависимость и связь между изучаемыми явлениями и процессами и сделать научные выводы. Чем глубже выводы, тем выше научный уровень исследования.

                       Сущность и классификация научных исследований

    Целью науки является постижение истины, а способом постижения истины является научное исследование.

    Научное исследование – процесс изучения, экспериментирования, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний.

   Познание – это сложный процесс движения человеческого сознания, человеческой мысли от незнания к знанию, от неполных или неточных знаний к более полным и точным знаниям, которое осуществляется с помощью исследований.

   Научное исследование, как процесс включает в себя три основных компонента (составляющих):1.целесообразную деятельность человека, т.е. собственно сам научный труд;2.предмет научного труда;3.средства научного труда.

   В результате целесообразная научная деятельность человека, опирающая на совокупность конкретных методов познания, необходимая для достижения новых или уточнённых знаний об объекте исследования (предмет труда), использует соответствующее научное оборудование (измерительное, вычислительное и др.), т.е. средства труда.

     Научные исследования в зависимости от своего целевого назначения, степени связи с природой или промышленным производством, глубины и характера научной работы подразделяются на несколько основных типов

    1.фундаментальные, 2.прикладные,3.разработки.

      Фундаментальные исследования — получение принципиально новых знаний и дальнейшее развитие системы уже накопленных знаний. Цель фундаментальных исследований — открытие новых законов природы, вскрытие связей между явлениями и создание новых теорий.

На их основе решаются многие прикладные задачи применительно к потребностям конкретных отраслей науки, техники и производства.     Фундаментальные исследования связаны со значительным риском и неопределённостью с точки зрения получения конкретного положительного результата, вероятность которого не превышает 10%.

Несмотря на это, именно фундаментальные исследования составляют основу развития как самой науки, так и общественного производства.

    Прикладные исследования представляют собой поиск и решение практических задач развития отдельных отраслей производства на основе результатов фундаментальных исследований. Они связаны с созданием новых, либо совершенствованием существующих технологий, средств производства, предметов потребления и т.п.

 Например, прикладные исследования в области техники не имеют, как правило, непосредственного дела с природой. Объектом исследования в них обычно являются машины, технология или организационная структура, т.е. «искусственная» природа.

Практическая ориентация (направленность) и отчетливое целевое назначение прикладных исследований делает вероятность получения ожидаемых от них результатов весьма значительной, не менее 80-90%.

     Разработки— использование результатов прикладных исследований для создания и отработки опытных моделей техники (машин, продуктов), технологии производства, а также усовершенствование существующей техники. На этапе разработки результаты, продукты научных исследований принимают такую форму, которая позволяет использовать их в других отраслях общественного производства.

    Научные исследования классифицируются по различным основаниям: по методам решения поставленных задач, сфере применения результатов исследования, видам исследуемого объекта и другим факторам исследования могут быть теоретическими, теоретико-экспериментальными и экспериментальными. Отнесение исследования к одному из этих видов зависит от применяемых методов и средств научного исследования.

    Теоретические исследования базируются на применении математических и логических методов познания объекта. Результатом теоретического исследования является установление новых зависимостей, свойств и закономерностей происходящих явлений. Результаты теоретических исследований должны быть подтверждены практикой.

    Теоретико-экспериментальные исследования предусматривают последнюю экспериментальную проверку результатов теоретических исследований на натурных образцах или моделях.

    Экспериментальные исследования осуществляются на натурных образцах или моделях в лабораторных условиях, при которых устанавливаются новые свойства, зависимости и закономерности, а также служат для подтверждения выдвинутых теоретических предположений.

    По составу исследуемых свойств объекта исследования подразделяются на комплексные и дифференцированные.

    Комплексные исследования представляют собой изучение разнородных свойств одного объекта, каждое из которых может предусматривать применение различных методов и средств исследования. Выполняются они в различное время и в различных местах.

Примером комплексного исследования может служить оценка надежности нового автомобиля.

Надежность автомобиля является интегральным свойством и обусловливается такими его отдельными свойствами, как безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость и долговечность деталей и т.д.

    Дифференцированным исследованием называется такое исследование, в котором познается одно из свойств или группа однородных свойств. В рассмотренном примере исследование каждого в отдельности свойства надежности автомобиля является дифференцированным.

    По признаку места их проведения исследования; именуются лабораторными или производственными. Исследуемый объект может быть натурным или представлять его модель. В каждом случае выбор вида исследуемого объекта подлежит обоснованию.

    По стадиям выполнения исследования подразделяются ; поисковые,научно-исследовательские и опытно-промышленные разработки.

    При разработке крупной научно-технической проблемы .Первой стадией является поисковое исследование, в результате которого устанавливаются принципиальные основы, пути и методы решения поставленной задачи.

 Вторая стадияпредставляет собой научно-исследовательские разработки, целью которых является установление необходимых зависимостей, свойств и закономерностей, создающих предпосылки для дальнейших инженерных решений. Третья стадия — опытно-промышленная разработка, главная задача которой состоит в доведении исследования до практической реализации, т.е.

его апробации в условиях производства. На основе результатов опытно-производственной проверки вносятся коррективы в техническую документацию для широкого внедрения разработки в производство.

    Каждое научное исследование можно отнести к определенному научному направлению. Под научным направлением понимается наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования. В связи с этим различают техническое, биологическое, физико-техническое, историческое и другие направления с возможной их последующей детализацией.

    Структурными единицами научного направления являются комплексные проблемы, проблемы, темы и научные вопросы.

    Выбор направления,проблемы, темы научного исследования и постановка научных вопросов являются весьма ответственной задачей.

Так, в частности актуальные направления и комплексные проблемы исследований стратегического масштаба формулируются в директивных документах правительства страны.

В научном учреждении направление исследования часто предопределяется спецификой этого научного учреждения или отраслью науки, в которых работает тот или иной исследователь.

   Выбранное направление исследований часто становится стратегией научного работника или научного коллектива на длительный период. Однако необходимо иметь в виду, что в процессе научных разработок возможны и некоторые изменения в тематике по предложению заказчика.

     Научное исследование основывается на ряде постулатов (допущений):

   1.Упорядоченности социальной природы мира, более того – многие социальные феномены находятся между собой в системных отношениях и отдельные события следуют друг за другом в упорядоченной последовательности, которая может быть подвергнута наблюдению, описана и предсказана;

   2.Все события имеют некую причину, в соответствии с принципом детерминизма;

   3.Экономии доводов, который важен для проведения обобщений о более высоких уровнях человеческого поведения – он позволяет ученым экстраполировать от конкретных данных к общим положениям;

   4.В основе поведения и мышления лежит некая базовая реальность, которую можно исследовать путем научного анализа.

  Так, например, в основе психологического исследования лежит постулат, утверждающий, что человек по природе своей система очень сложная, но все же система, которая может быть понята и объяснена посредством научного экспериментирования и рационального анализа проведенных экспериментов.

   Для успеха научного исследования его необходимо правильно организовать, спланировать и выполнять в определенной последовательности.

    В структурном в себя отношении научное исследование включает 5 этапов:

   1-появление проблемы, 2выдвижение первоначальной гипотезы,3- проведение теоретических исследований,4-проверка полученных в ходе теоретических исследований на практике – проведение эксперимента,5- формулирование выводов и рекомендаций.

    Таким образом, формой осуществления и развития науки является научное исследование, т.е. изучение явления с помощью научных методов явлений и процессов, анализ влияния на него различных факторов, а также изучение взаимодействия между различными явлениями с целью получить убедительно доказанные и полезные для науки и практики решения с максимальным эффектом.

                        Научные исследования классифицируют

     1По виду практической деятельности: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, экономика, наука, литература и искусство, другие отрасли практической деятельности общества;

    2По области науки: естественная, гуманитарная, техническая;

    3По цели исследования: глобальные, отраслевые, локальные, квалификационные;

    4По административно территориальным границам исследования: исследования в рамках международных и национальных программ, исследования по планам министерств и ведомств, исследования по планам предприятий (вузов, НИУ);

   5По значимости для развития науки и практики: фундаментальные, прикладные, теоретические, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР);

   Целью фундаментальных исследований является получение новых законов, вскрытие связей между явлениями, создание новых теорий. Они составляют основу развития науки. Вероятность получения положительного результата – 10 %.

   Целью прикладных исследований является привязка результатов фундаментальных исследований к конкретным условиям проектирования, производства. Объектом их исследования являются технические системы и новые технологии. Вероятность получения положительного результата – 20-90 %.

   Целью НИОКР является создание на базе результатов прикладных исследований опытных образцов техники, новых технологических процессов.

   6По способу реализации: теоретические, экспериментальные;

   В ходе теоретического исследования определяются методы и критерии исследования, задаются необходимые ограничения, описываются связи и т.д.

   В ходе экспериментального исследования создается модель исследуемого объекта, снимаются и обрабатываются необходимые данные и т.д., т.е. проводится проверка теоретических исследований и их дальнейшее развитие и уточнение.

   7По длительности разработки: долгосрочные (срок исполнения более 5-ти лет), среднесрочные (1-5 лет), краткосрочные (до 1-го года);

   8По степени закрытости информации: открытые, закрытые, секретные, для служебного пользования;

   9По источнику финансирования: госбюджетные, хоздоговорные, инициативные (нефинансируемые из внешних источников).

Ссылки на статью: 

Скачать полностью статью «Анализ и классификация научных исследований в психологии»  можно в правом верхнем углу перейдя по  нижеуказанной ссылке:

https://elibrary.ru/item.asp?id=32351595

[/url]Загрузить полный текст (PDF, 648 Kb)[/url]

Источник: https://www.b17.ru/article/44546/

Scicenter1
Добавить комментарий