Коммерческие секреты: — форма проявления коммерческой тайны. Представляют собой сведения в

Коммерческая тайна и конфиденциальная информация — способы их защиты

Коммерческие секреты:  - форма проявления коммерческой тайны. Представляют собой сведения в

Коммерческая тайна позволяет сохранить секрет успеха предпринимателя от посторонних глаз, поэтому актуальность ее защиты с каждым днем только повышается. Излишняя осведомленность о чужих финансовых достижениях даже может стать поводом для судебной защиты и денежного иска.

Что является коммерческой тайной?

Точное определение было совместно выведено бизнесменами, юристами и кадровыми специалистами.

Необходимость предохранения утечки данных возникает там, где работа связана с конфиденциальными данными о получении прибыли, секретном производстве или запатентованном механизме работы.

Владелец продуктового магазина или кинотеатра не нуждается в предохранении от знакомства чужаков со способами получения им прибыли. Получается, коммерческая тайна – это понятие, состоящее из:

  1. Специального режима охраны рабочей информации, позволяющей ее создателю систематически наращивать доходы и избежать неоправданных расходов.
  2. Введения и закрепления внутренних мер по предохранению утечки данных.
  3. Самой информации, составляющей секреты создания, выпуска и рекламы товаров или услуг, вслед за которыми может последовать наказание за разглашение коммерческой тайны.
  4. Любых других данных, документов и разработок, делающих предприятие или частного предпринимателя уникальным.

Признаки коммерческой тайны

Критерием зачисления в перечень секретов фирмы служат признаки, которыми должна обладать информация. Они служат для вынесения решения о том, нарушил ли обладатель данных существующий закон или нет. Понятие коммерческой тайны характеризуется такими признаками, как:

  1. Ценность информации в том, что она не должна быть известна всем и каждому. Например, сети фастфуда скрывают рецепты соусов и коктейлей, чтобы выделиться на фоне конкурентов.
  2. Отсутствие доступа к ней без достижения особой должности или получения специального разрешения. Общеизвестен тот факт, что не каждый работник режимного предприятия знает о том, что производит его фабрика и куда реализует.
  3. Сведения, составляющие коммерческую тайну, охраняются специальными мерами, закрепляемыми в уставе предприятия. Невыполнение этого пункта сводит на нет первые два признака.
  4. Данные несут экономическую выгоду для предпринимателя. Общественные организации не извлекают доход из деятельности, поэтому такая проблема им незнакома.

Функции коммерческой тайны

Функции – это конкретные цели, на осуществление которых направлены охранные меры. Они могут разниться в отличных друг от друга типах бизнеса, но общий контекст все равно их объединяет. Функциями, раскрывающими коммерческий секрет, считаются:

  • разработка критериев отделения ценной информации от бесполезной;
  • определение разных категорий объектов интеллектуальной собственности, не противоречащих законодательству;
  • выбор метода охраны;
  • обсуждение и документирование сведений, подпадающих под понятие тайны;
  • установление правил доступа к ней, а также составление списка лиц, имеющих на то право.

В действительности фирма сама решает, что считать секретом, принципы ответственности за его обнародование регламентируют действующими законами страны, в которой она зарегистрирована.

За разглашение коммерческой тайны служащий отвечает согласно уголовному кодексу.

В зависимости от страны составления, он может предполагать в качестве наказания денежный штраф, конфискацию имущества, ограничение свободы, домашний арест или тюремное заключение.

Коммерческая тайна и конфиденциальная информация — отличие

Не всякие данные, которые хотелось бы защитить от чужих, можно называть коммерческим секретом. Разграничить, что относится к коммерческой тайне, а что – к конфиденциальным сведениям, способно гражданское законодательство.

Не подлежать огласке могут государственные секреты, тайна переписки двух лиц, персональная информация, материалы судопроизводства и служебная тайна.

Они не всегда связаны с получением выручки: там, где начинается прибыль, возникает коммерческий секрет.

Коммерческая тайна и способы ее защиты

Не каждый набор охранительных действий можно назвать действенным в условиях роста числа киберпреступлений. Настоящий рабочий механизм, на который опирается защита коммерческой тайны, включает три элемента:

  1. Организационные меры. Они подразумевают установление максимально полного круга лиц, имеющих свободный доступ к любым данным. Для этого каждый сотрудник компании проходит специальную проверку беседой с психологом.
  2. Технические меры. Установка на рабочие компьютеры программ-антишпионов и дополнительного оборудования, из-за которого коммерческая тайна лишается опасности быть скопированной или извлеченной из жесткого диска.
  3. Правовые меры. Нотариальное заверение круга данных, пригодных к включению в число секретов и подписание внутренних подзаконных актов компании.

Коммерческая тайна как объект промышленного шпионажа

Чем сложнее система защиты предпринимательской тайны, тем соблазнительнее для конкурентов каждый шанс завладеть ею. Промышленный шпионаж – явление, особенно популярное в кругах компаний со средним и высоким доходом.

Крупному бизнесмену сотрудник-шпион может нанести серьезный вред, если совершит предоставление информации, составляющей коммерческую тайну, сторонним лицам. Работников, передающих информацию в третьи руки, сегодня нанимают даже мировые разведывательные службы.

Они пользуются проверенными способами разведки:

  • вхождение в доверие у более осведомленных коллег;
  • агентурная работа по вербовке и обещанию материальной выгоды;
  • шантаж.
Айдентика и создание фирменного стиля Термин «айдентика» стал привычным в сленге рекламных компаний, но большинство обывателей слабо представляют, что это. Многие заказчики путают ее с фирменным стилем, но такое мнение не совсем верно. Есть нюансы, играющие важную роль в продвижении компании. Женский коллектив — взаимоотношения, конфликты и особенности работы Женский коллектив иногда в шутку называют «змеиным гнездом»,так ли это, и почему девичьей команде тяжело работать? Есть несколько предположений и факторов, объясняющих причину сложностей в рабочих взаимоотношениях между женщинами-коллегами.
Аутстаффинг — что это такое и зачем нужен аутстаффинг? Аутстаффинг — это использование персонала вне организации. Эта практика, активно применяемая за рубежом, становится все более актуальной и в нашей стране. Однако прежде необходимо более детально рассмотреть понятие и отметить для себя преимущества и недостатки такой деятельности. Стратегический менеджмент — сущность, функции и основные задачи Стратегический менеджмент является важной составляющей в управлении любым предприятием, если поставлена цель – сделать его успешным и прибыльным. Необходимо знать основные этапы, функции, инструменты, проблемы и другую информацию, чтобы правильно реализовывать задуманное.

Источник: https://womanadvice.ru/kommercheskaya-tayna-i-konfidencialnaya-informaciya-sposoby-ih-zashchity

Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

Коммерческие секреты:  - форма проявления коммерческой тайны. Представляют собой сведения в

Коммерческая тайна – это режим конфиденциальности информации, позволяющий её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Отнесение информации к категории коммерческой тайны может диктоваться, прежде всего, необходимостью в защите экономических интересов предприятия в условиях рыночной конкуренции, особенно, если она будет носить недобросовестный характер.

Категории коммерческой тайны

На практике выделяют такие категории секретной информации, которые считаются коммерческой тайной:

  • Данные наивысшей степени секретности. К таким данным относится основная информация, которая содержит сведения о коммерческой деятельности компании. Разглашение такого рода информации является угрозой высокой степени для предприятия, что может привести к значительным убыткам компании.
  • Строго конфиденциальные сведения. К такой информации относятся данные о планах предприятия, носящие стратегический характер, включая перспективы развития компании т. д. Распространение такой информации имеет значительные последствия.
  • Конфиденциальная информация.  К такой информации относятся данные, после распространения которых предприятие может понести убытки, которые сопоставимы с произведенными текущими расходами компании.
  • Сведения ограниченного доступа. К такой информации относятся данные о действующей структуре управления производственным процессом, содержание должностных инструкций сотрудников компании и т. д. Распространение такой информации может привести к незначительным негативным последствиям, что фактически никак не повлияет на коммерческую деятельность компании.
  • Открытая информация.  К такой информации относятся сведения, разглашение которых не является опасным действием для коммерческой деятельности компании.

Режим коммерческой тайны

Режим коммерческой тайны – это правовые, организационные, технические и иные меры, принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, по охране ее конфиденциальности.

Регламент работы по определению сведений,  составляющих коммерческую тайну

В организационном плане работу по определению сведений,  которые составляют коммерческую тайну, можно разделить на следующие три этапа.

На первом этапе будет  необходимо издать приказ, устанавливающий порядок определения сведений, которые составляют коммерческую тайну.

В этом приказе следует указать следующую информацию:

  • состав постоянно действующей комиссии по коммерческой тайне;
  • категории персонала, которому предоставляется право предварительной классификации информации как коммерческая тайна (такими работниками могут быть: инженерно-технический специалист, научный сотрудник, менеджеры, маркетологи, экономисты, юристы и т.п.);
  • порядок документирования работы по определению сведений, составляющих коммерческую тайну;
  • сроки подготовки перечня сведений, которые составляют коммерческую тайну и его представление для утверждения руководством.

На втором этапе постоянно действующей комиссии должна проанализировать возможный ущерб от утечки выделенных на первом этапе сведений.

Третий этап сводится к формированию перечня сведений, которые составляют коммерческую тайну предприятия, и вводу перечня в действие.

Введение режима сохранения коммерческой тайны

Для введения режима сохранения секретных данных необходимо:

  • разработать правила доступа и работы со сведениями;
  • определить ответственных за обеспечение безопасности данных;
  • разработать порядок учета сотрудников, имеющих разрешение применять секретные сведения;
  • выполнить маркировку носителей ценной информации с предостережением от несанкционированного доступа.

Меры предприятия по защите коммерческой тайны

При введении режима сохранения секретных данных предполагается применение следующих мер безопасности:

  • Составление перечня мер, которые должны применяться для сокрытия секретной информации.
  • Составление, утверждение и введение в действие документа «Положение о коммерческой тайне».
  • Обозначение круга сотрудников компании, которые будут иметь открытый доступ к секретной информации.
  • Внесение в трудовые договоры работников предприятия пункта об ответственности за разглашение коммерческой тайны.
  • Выбор конкретных сотрудников, которые будут нести личную ответственность за сохранность ценной информации.
  • Подписание с работниками предприятия договора о неразглашении информации.
  • Нанесение на документы соответствующего грифа (пометки). Например, «Секретно» или «Коммерческая тайна».

Положение о коммерческой тайне

Положение о коммерческой тайне является внутренним документов юридического лица и может составляться в свободной форме.

Приведем примерное содержание положения:

  • общие положения (определение и цель составления документа);
  • права организации — владельца ноу-хау;
  • права и обязанности руководителя организации (в том числе его ответственность);
  • порядок отнесения сведений к коммерческой тайне (кто и как может пользоваться и контролировать использование ноу-хау);
  • коммерческая тайна (что может быть коммерческой тайной, а что — нет);
  • режим коммерческой тайны (утверждение перечня данных, не подлежащих огласке, а также определение целей, на достижение которых режим не может быть направлен);
  • охрана конфиденциальности информации в рамках трудовых отношений (обязанности руководителя по ознакомлению работников с режимом коммерческой тайны, обязанности работников и ответственность за разглашение тайны);
  • порядок предоставления коммерческой тайны (кому и на каких основаниях);
  • ответственность за разглашение коммерческой тайны с указанием порядка её вменения;
  • заключительные положения;
  • приложения к положению.

Примеры разглашения коммерческой тайны

Разглашение информации, которая составляет коммерческую тайну, – это действие или бездействие, результатом которого информация, составляющая коммерческую тайну, принимающая любые возможные формы (устная, письменная, иная форма, в том числе с использованием технических средств) будет известна третьим лицам в отсутствие согласия обладателя на такую информацию либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

Для того чтобы определить меру наказания для сотрудника компании за допущенное нарушение, следует определить каким образом произошло разглашение (утечка) секретной информации.

Отметим, что нарушитель может допустить разглашение секретной информации умышленно или неумышленно.

Рассмотрим основные виды разглашения засекреченной информации:

  • Предоставление свободного доступа к секретной информации.
  • Продажа секретных сведений прямым конкурентам компании.
  • Хищение секретных сведений для извлечения личной выгоды.
  • Взлом компьютерных баз данных.
  • Сбор конфиденциальных данных с использованием незаконных методов (например, несанкционированное проникновение в хранилище, где хранится секретная информация).

Ответственность за разглашение коммерческой тайны

За разглашение (умышленное или неосторожное), а также за незаконное использование информации, которая составляет коммерческую тайну, предусматривается ответственность:

  • Дисциплинарная ответственность. При наступлении такой ответственности применяются следующие меры наказания: выговор, увольнение или простое замечание;
  • Материальная ответственность.  При наступлении такой ответственности сотрудник компании должен будет возместить убытки, которые были нанесены предприятию;
  • Административная ответственность.  При наступлении такой ответственности предполагается наложение штрафа. Для сотрудников компании – 500-1000 рублей, для руководителей фирмы – 4000-5000 рублей;
  • Уголовная ответственность. Такая ответственность применяется в особо тяжелых ситуациях. При этом применяются следующие меры наказания: штраф – от 80 000 до 200 000 руб., принудительные работы, ограничение свободы до 7 лет.

Если разглашение информации было неумышленное, то в этом случае нарушитель привлекается к дисциплинарной, материальной или административной ответственности.

Если секретная информация была раскрыта умышленно и умысел был доказан, то в этом случае виновник привлекается к уголовной ответственности.

Коммерческая тайна: подробности для бухгалтера

  • Коммерческая тайна: состав информации и документов … неизвестности третьим лицам. Нарушение режима коммерческой тайны контрагентом, как правило, влечет … , приставам по исполнительному производству. Коммерческая тайна — особый режим использования документов … которая подлежит защите в качестве коммерческой тайны.
    Исполнительное производство возбуждено в … содержится исключение по установлению режима коммерческой тайны в отношении бухгалтерских документов. … отношении которых нельзя установить режим коммерческой тайны: Постановление Правительства РСФСР от …
  • Договор о конфиденциальности с работником: можно ли уволить в случае нарушения … за разглашение работником сведений, составляющих коммерческую тайну, обладателем которой является работодатель, … информация признается сведениями, составляющими коммерческую тайну, при одновременном выполнении следующих … их обладателем введен режим коммерческой тайны.
    Таким образом, законодатель … работодателя, обладающего информацией, составляющей коммерческую тайну, права требовать от работников, … по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых …
  • Деятельность бюджетных учреждений: вопросы и ответы … :
    Может ли использоваться режим коммерческой тайны в отношении отдельных сторон внебюджетной … с федеральным законодательством о коммерческой тайне режим коммерческой тайны не может быть установлен … БУ не может отнести к коммерческой тайне следующие сведения, касающиеся оказания … которые не могут быть предметом коммерческой тайны, и применительно к деятельности … о себе достаточно ограничены. К коммерческой тайне учреждение может отнести, пожалуй, … 07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
    [2] Часть 1 ст. …
  • 17 правил поведения на любой проверке … -1
    );
    Если запрашиваемые документы содержат коммерческую тайну, то вы можете с полным … дела.
    Для справки Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства) – это сведения любого … .07.2004г. №98-ФЗ «О коммерческой тайне»
    )
    — которые имеют действительную или потенциальную … которых ваша компания ввела режим коммерческой тайны.
    Обследование ваших помещений и изъятие …
  • Минтруд обобщил практику правоприменения в сфере конфликта интересов … ;
    получение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну.
    В государственных организациях предотвратить или …
  • Обзор судебной практики по налогам и трудовым спорам с 15 октября по 15 декабря 2019 года … -21776
    Оштрафовать работника за разглашение коммерческой тайны не получится, указал суд
    С … компании заключили соглашение о неразглашении коммерческой тайны. В нем установили запрет на …
  • Строим невидимую крепость … № 3:
    введите режим коммерческой тайны. Изъятие информации, содержащей коммерческую тайну, возможно лишь на основании …
  • Обособление интеллектуальной составляющей бизнеса в Группе компаний … )
    Необходимо утверждение и соблюдение режима коммерческой тайны
    Как видим из примеров, практически …
  • Нововведения в бухгалтерский учет и организационные вопросы на предприятии в 2017 году – или Что должен знать каждый бизнесмен? … рабочих мест;
    12. Служебная и коммерческая тайна.
    Коснемся более детально некоторых документов …
  • Как обойтись без нотариуса на общем собрании: подсказываем! … могут обсуждаться проблемы, связанные с коммерческой тайной, распределение дивидендов, иные конфиденциальные вопросы … не компенсирует убытки от разглашения коммерческой тайны. Поэтому целесообразно утвердить порядок проведения …
  • Расходы на охрану. Бухгалтерский и налоговый учет … лиц, например, имеющих доступ к коммерческой тайне.
    Бухгалтерский учет
    В данной ситуации … специалист является носителем информации, составляющей коммерческую тайну. Суды принимают этот аргумент и …
  • Аудит бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения … правила – сведения, составляющие государственную или коммерческую тайну, и иные случаи, установленные федеральным …
  • ТОП-10 значимых отмен 2017 года … десятку важных отмен года – отмена коммерческой тайны в отношении взаимоотношений с фискальными …
  • Статотчетность: организационные вопросы … государственную тайну, и сведения, составляющие коммерческую тайну.
    Если индивидуальный предприниматель относится к …
  • Объективные, неопровержимые признаки недостоверности результата определения стоимости предприятия … того или иного предприятия раскрыть «коммерческую тайну» коррупционного соглашения (сговора) между ними …

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/agreements/kommercheskaya_tayna.html

Общие положения. Обеспечение безопасности — это предотвращение угроз осуществления декларированных задач

Любая страна, а тем более фирма подвергается тем или иным видам опасности в различных сферах, что предполагает создание системы, адекватно и гибко реагирующей на разнообразные угрозы и опасности. Цель деятельности системы безопасности — создание механизмов выработки и реализации оптимальных решений в обеспечении безопасности.

Достижение цели предполагает: формулирование ценностей, определение угрожающих факторов, разработку и реализацию мер противодействия, анализ итогов действий.

Государственная и коммерческая тайна. Закон РФ от 21.07.93 г.

«О государственной тайне» дает определение: «Государственная тайна- это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно- розыскной деятельности, распространение которых может нести ущерб безопасности РФ».

Отличия государственной тайны от коммерческой:

1.Сведения, составляющие государственную тайну, установлены соответствующим перечнем и подлежат защите со стороны государства. Коммерческая тайна перечнем не определена. 2.Государственная тайна охраняется силой государства в лице соответствующих органов, а коммерческая тайна — службой безопасности предприятия. 3.Коммерческие секреты могут быть государственной тайной, а государственные секреты не могут быть коммерческой тайной.

В повседневной жизни коммерческая тайна всегда выступает в форме коммерческих секретов. Поэтому всякая тайна есть секрет, но не всякий секрет есть тайна.

Коммерческая тайна — преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах производственно — хозяйственной, управленческой, научно — технической, финансовой деятельности фирмы, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможными угрозами экономической безопасности фирмы.

Коммерческая тайна возникает тогда, когда она представляет интерес для коммерции (т.е. товар!).

Коммерческие секреты — форма проявления коммерческой тайны.

Представляют собой сведения в виде документов, схем, изделий, относящиеся к коммерческой тайне фирмы и подлежащие защите со стороны службы безопасности от возможных посягательств путем хищения, выведывания, утечки информации.

Они различаются по следующим признакам:   -по природе коммерческой тайны (технологические, производственные, маркетинговые)

  -по принадлежности к собственнику (собственность предприятия, отдельного лица).

Документы, содержащие коммерческие секреты, могут иметь гриф «конфиденциально», «строго конфиденциально», «только адресату», др. Для сведения: документы, содержащие государственную тайну подразделяются на три категории: сведения особой важности, совершенно секретные сведения, просто секретные сведения.

Составленные перечни секретных сведений доводятся до органов государственной власти, предприятий и организаций только в части, их касающейся сроком на 5 лет. Носитель коммерческого секрета — лицо, осведомленное о коммерческих секретах предприятия.

Носителей коммерческих секретов следует отличать от источников закрытой коммерческой информации (ноу-хау, схемы, документы, технологии, изделия, др.)

Конфиденциальность (ограниченность доступа, секретность) защищает производителя от недобросовестной конкуренции, под которой следует понимать различные противоправные действия в виде скрытого использования торговой марки, подделки продукции конкурента, обманной рекламы, подкупа, шантажа, шпионажа.

Промышленный шпионаж — незаконный сбор сведений, составляющих коммерческую тайну, незаконное использование секретной информации лицом или предприятием на то не уполномоченным ее владельцем.

Существуют две формы конкуренции: добросовестная и недобросовестная. При добросовестной стремятся получить максимальную прибыль путем оказания более качественных услуг и создания лучших товаров.

При недобросовестной используют незаконные методы: беззастенчиво прибегают к экономическому шпионажу, коррупции, ложной рекламе, подделкам продукции конкурента, демпингу с целью подрыва экономических интересов конкурента или вытеснения его с рынка.

Шпионаж в бизнесе не этическая проблема, а устоявшийся прием деловой конкуренции. Термин «шпионаж» означает активные действия, направленные на сбор или хищение ценной информации, закрытой для доступа посторонних лиц. причина шпионажа — стремление к реализации конкурентного преимущества как важнейшего условия достижения успеха в рыночной экономике.

Предпосылками становления промышленного шпионажа в РФ являются:   -незащищенность цивилизованной коммерческой деятельности от негативного воздействия организованной преступности в РФ,   -усиление произвола коррумпированных чиновников,   -недобросовестное использование внешнеэкономических связей сторонами. К наиболее типичным формам недобросовестной конкуренции относятся:   -невыполнение взятых на себя обязательств, срыв сделок, дискредитация деятельности честных фирм,   -компрометация и шантаж руководителей,   -массовое использование дезинформации, слухов, сплетен,   -подкуп чиновников, конкурентов, саботаж,

  -активное использование криминальных структур.

Понятие «коммерческая тайна»

Источник: http://www.lghost.ru/lib/security/kurs3/theme02_chapter01.htm

Деловой этикет и коммерческая тайна

Коммерческие секреты:  - форма проявления коммерческой тайны. Представляют собой сведения в

Электронная почта

Телефакс

Факсимильная связь служит для передачи по телефонным каналам неподвижных изображений: писем, фотографий, чертежей, рисунков. Передача сообщения осуществляется обычным набором номера телефакса вызываемого абонента внутри страны или через международный телефонный узел.

Адресат получает копию переданного документа с сохранением всех деталей изображения. Удобно пользоваться факсимильной связью для оперативного оформления контрактов, протоколов и другой документации, требующей отображения подписи и печати партнера.

Электронная почта – эффективное средство, с помощью которого сотни тысяч владельцев персональных компьютеров обмениваются информационными сообщениями.

Она позволяет передавать и получать различные сообщения персонифицированного характера и иметь доступ к «Доске объявлений» или «Телеконференции»: сетевым новостям о коммерческих предложениях, базам данных и т.п.

Деловой человек, находящийся в пути, может подключить свой персональный компьютер к сети и выбрать необходимую ему информацию из стационарного компьютера в собственном офисе или получить текущие биржевые котировки.

Сегодня многие официальные документы, включая «Правила» и «Конвенции» ООН, признают юридический статус сообщений, полученных посредством электронной почты.

В России, в связи с переходом к новому типу рыночных отношений, появилось новое понятие – коммерческая тайна. Она является важной составляющей частью делового сотрудничества и, следовательно, делового этикета.

Коммерческая тайна – это преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности фирмы, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможными угрозами экономической безопасности фирмы.

Коммерческая тайна, в отличие от государственной, не определена перечнем, поскольку она всегда разная применительно к различным предприятиям. Порядок обращения со сведениями, относящимися к коммерческой тайне, регулируется «Положением по сохранности коммерческой тайны предприятия».

Сроки действия коммерческой тайны определяются в каждом конкретном случае лицом, подписавшим документ, в виде определенной даты, или «бессрочно», или «до заключения контракта». В правом верхнем углу документа пишется: «КТ» (или полностью – «Коммерческая тайна»), «Конфиденциально», «Секрет предприятия».

Такая пометка не является грифом секретности, а лишь показывает, что право собственности на данную информацию охраняется законодательством.

Коммерческая тайна подлежит защите со стороны службы безопасности предприятия. В повседневной жизни коммерческая тайна всегда выступает в форме коммерческих секретов.

Коммерческие секреты – форма проявления коммерческой тайны. Они представляют собой сведения, оформленные в виде документов, схем, изделий, относящихся к коммерческой тайне, и подлежат защите со стороны службы безопасности от похищения, выведывания или утечки информации.

Для защиты коммерческих секретов следует соблюдать следующие правила:

· безопасность всегда и везде должна обеспечиваться только профессионалами;

· предпринимаемые превентивные меры должны предусматривать специальную программу по дезинформации промышленных шпионов;

· система превентивных мер должна включать в себя такой важнейший элемент, как организация перемещения охраняемой информации с исключением при этом любой возможности ее утечки.

Секретность в условиях рыночного хозяйствования защищает производителя от недобросовестной конкуренции, к которой относятся различные противоправные действия, такие как скрытое использование торговой марки, подделка продукции, обманная реклама, подкуп, шантаж.

Защита деловой информации.

Разрабатывая меры по защите коммерческой тайны, необходимо экономически обосновать целесообразность засекречивания той или иной деловой информации.

В первую очередь выделяется информация, утечка которой может привести фирму к банкротству. Это строго конфиденциальная информация, к ней относятся «ноу-хау», сведения о перспективах развития фирмы, ее клиентах, сроках и сумме кредитования.

Не подлежит огласке информация, раскрытие которой может быть сопряжено с неблагоприятными последствиями, а именно: адреса руководителей и сотрудников фирмы, номера домашних телефонов, текущие планы работы, информация о конфликтных ситуациях в коллективе.

При подписании договора рекомендуется, чтобы представители сторон ставили подписи не только в конце договора, но и на каждом листе во избежание замены одного текста другим.

Следует установить строгий порядок хранения первых экземпляров договоров и правила работы с ними. Их надо хранить в определенном месте и выдавать только под расписку с письменного разрешения руководителя.

На лица, ответственные за хранение договоров и работу с ними, возлагается персональная ответственность за утерю договоров или утечку информации из них.

Защита интеллектуальной собственности.

С коммерческой тайной связано такое понятие, как интеллектуальная собственность, которая в широком смысле слова может быть определена как коммерчески ценные идеи. Не обязательно, чтобы это было что-то новое, главное, чтобы информация не относилась к числу общеизвестной.

Интеллектуальная собственность имеет не только реальную стоимость, в которую входят затраты на получение информации и ее защиту, но и потенциальную стоимость (возможная прибыль при ее реализации). Возможными источниками утечки интеллектуальной собственности могут стать конгрессы, конференции, симпозиум, торгово-промышленные выставки.

Существуют три общепринятых метода защиты интеллектуальной собственности:

· Патентом оформляется право изобретателя «законно монополизировать» использование изобретения в течение определенного времени. Патент является способом защиты промышленной, а не коммерческой информации.

· Авторское право защищает только форму, в которой выражена конкретная идея, а не саму идею. Оригинальные мысли, содержащиеся в книгах и научных статьях, после их прочтения принадлежат каждому, ими можно свободно пользоваться, но при этом необходимо делать ссылки на конкретного автора.

· Коммерческая тайна как форма интеллектуальной собственности в нашей стране еще далеко не полностью охвачена правовым регулированием, поэтому большое значение приобретают другие меры защиты (морально-этические, административные мероприятия, физические меры защиты, технические системы охраны, криптографические методы, контракты найма-увольнения).

Работа с документами.

При работе с документами, содержащими коммерческую тайну, следует соблюдать определенные правила. Для этого необходимо:

· разработать инструкцию по работе с секретными документами;

· назначить ответственных лиц для контроля над секретным делопроизводством;

· осуществлять строгий контроль за допуском персонала к секретным документам.

Наиболее важные документы следует хранить в сейфе, менее важные – в специальном металлическом контейнере.

Документы, которые правомерно могут потребовать сотрудники налоговой инспекции или правоохранительных служб, следует держать отдельно от остальных конфиденциальных бумаг.

Подготовку документов, содержащих важные сведения, следует доверять проверенным людям. Количество экземпляров должно быть строго ограниченным. При необходимости следует определять степень конфиденциальности документа, а также срок действия ограничительных грифов.

Множительная техника должна находиться под надежным контролем. Количество копий должно строго учитываться, их уничтожение – контролироваться. Существует правило – наиболее ценные документы руководители копируют сами.

Черновики секретных документов должны готовиться в тетрадях с пронумерованными листами. После подготовки документов «набело» черновики уничтожаются.

В процессе хранения и пересылки секретных документов могут быть применены средства защиты и сигнализации при несанкционированном доступе к ним.

Работа с персоналом.

Главное место в организации надежной защиты секретной информации должно отводиться работе с кадрами. Работа должна быть организована таким образом, чтобы сотрудник имел доступ только к той информации, которая необходима ему в процессе выполнения прямых служебных обязанностей.

Специалисты в области противодействия промышленному шпионажу дают следующие рекомендации:

· использовать любую возможность для пропаганды программ обеспечения режима секретности;

· всемерно стимулировать заинтересованность сотрудников в выполнении режима секретности;

· периодически вознаграждать сотрудников за успехи в защите секретной информации.

Информация о клиентах и конкурентах.

В капиталистических странах сведения о клиентах принято считать не коммерческой тайной фирмы, а скорее, ее капиталом. Поэтому список клиентов фирмы и иные сведения о них составляются в первую очередь усилиями руководителя, и эта информация не доверяется даже его ближайшему окружению.

На каждого клиента собирается информация о его привычках, характерных чертах поведения, интересах в личной жизни, о предоставляемых ему фирмой привилегиях.

В этой информации отражаются также сведения о требованиях клиента к качеству товаров и услуг, о режимах доставки ему товаров, периодичности поставок, сведения об особенностях оплаты и иных специфических чертах контрактов с этим клиентом.

Здесь обозначаются и данные, определяющие прибыльность сотрудничества с ним.

Сбор информации о клиентах и конкурентах должен быть упорядочен самым тщательным образом и эта информация должна находиться только у руководителя фирмы.

Рынок, его информационные структуры еще находятся на начальной стадии развития, поэтому получение достоверной информации может осуществляться:

· собственными силами через создание аналитического отдела, отдела маркетинга, службы изучения спроса и предложения;

· получением нужной информации у тех коммерческих структур, которые ей располагают (банки, страховые компании, биржи);

· обращением за помощью к службам промышленной контрразведки, к частным сыскным агентствам.

Источник: https://studopedia.su/2_662_delovoy-etiket-i-kommercheskaya-tayna.html

Коммерческая и служебная тайна

Коммерческие секреты:  - форма проявления коммерческой тайны. Представляют собой сведения в

3

Введение.

Современный этап развития нашей страны, характеризующийся интеграцией Российской Федерации в европейское и мировое экономическое пространство, развитием кино и шоу индустрии, появлением новых технологий, технических разработок и научных достижений, выдвигает на первый план задачи правовой охраны результатов интеллектуального труда и охрану коммерческой и служебной тайны.

В условиях развития рыночной экономики и усиления конкуренции на рынке товаров и услуг важное значение занимает информация. Она представляет собой сведения о лицах и вещах, предметах, событиях, явлениях, процессах, услугах, результатах интеллектуальной деятельности независимо от формы их представления.

Объем ее очень велик, что делает ее первейшим условием работы с информацией вообще и правового регулирования, в частности, классификацию информационных процессов. Классификация информации проводится в зависимости от цели ее основания по различным критериям.

С точки зрения правового регулирования важнейшим из них  является доступность информации.

Информационные ресурсы являются объектами собственности лиц, которые их создали, приобрели на законном основании, получили в порядке наследования или дарения.

По общему правилу, государственные информационные ресурсы РФ являются общедоступными и открытыми. Из общего правила об открытости  и доступности информации существует исключение – это документированная информация, отнесенная законом к

4

категории ограниченного доступа. Она подразделяется на государственную тайну и конфиденциальную.

Ст. 139 гражданского кодекса РФ к объектам гражданских прав, содержащих конфиденциальную информацию, отнесла служебную и коммерческую тайну.

ТАЙНА — один из важнейших институтов, определяющих соотношение интересов личности и государства, частного и публичного права, основания и приделы вмешательства государства

в негосударственную сферу, степень информационной защищенности.

ТАЙНА – это сфера объективной реальности, скрытая от нашего восприятия, либо понимания. С одной стороны, это все то, что на данный момент создано человеческим интеллектом, с другой – это нечто известное, но с определенной целью скрываемого от других людей.

5

1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА  КОММЕРЧЕСКОЙ И СЛУЖЕБНОЙ ТАЙНЫ.

Являясь социальным явлением, тайна имеет иерархическую структуру, определяющую степень приоритетов, принятых в данном социальном образовании. Данную структуру можно рассмотреть двояко.

С одного взгляда, за основу необходимо взять интересы конкретного человека, при втором – за основу берется ущерб, наносимый распространением таких сведений.

Сведения, составляющие государственную  тайну,  установлены соответствующим перечнем и подлежат защите со стороны государства.

Коммерческая тайна таким перечнем не определена, поскольку она всегда различна, относительно к различным предприятиям и фирмам. Другое отличие. Государственная тайна охраняется силой государства в лице соответствующих органов.

Коммерческая тайна охраняется службой безопасности предприятия. При этом следует иметь ввиду, что коммерческие секреты могут быть государственными секретами, однако государственные секреты не могут быть коммерческой тайной.

В повседневной жизни коммерческая тайна всегда выступает в форме коммерческих секретов. Но при этом следует отметить, что всякая тайна есть секрет, но не всякий секрет есть тайна.

Из вышесказанного можно  сделать вывод, что коммерческая тайна – это преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах производственно — хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой  деятельности фирмы, охрана которых

6

обусловлена интересами конкуренции и возможными угрозами экономической безопасности фирмы. Коммерческая тайна возникает тогда, когда она представляет интерес для коммерции.

Коммерческие секреты – форма проявления коммерческой тайны. Они представляют собой сведения документов в виде документов, схем, изделий, относящиеся к коммерческой тайне фирмы, которые подлежат защите со стороны службы безопасности от возможных посягательств путем похищения, выведывания, утечки информации. Коммерческие секреты различаются по следующим признакам:

— по природе коммерческой тайны (технологические, производственные, организационные, маркетинговые, интеллектуальные);

— по принадлежности собственнику (собственность предприятия, группы предприятий, отдельного лица, группы лиц);

— по назначению коммерческих секретов.

Носитель коммерческого секрета – лицо, осведомленное о коммерческих секретах предприятия или фирмы (руководители и допущенные к коммерческим секретам исполнители).

Секретность в условиях рыночного  хозяйствования защищает производителей недобросовестной конкуренции, к которой относятся различные противоправные действия в виде скрытого использования торговой марки, подделки продукции конкурента, обманной рекламы.

Разглашение коммерческой тайны может ухудшить положение предприятия или фирмы. Чтобы это не произошло, следует перевести такую информацию в разряд охраняемой. Однако, следует обратить внимание на то, что собственник информации не вправе отнести к ней сведения, попадающие под категорию

7

государственной тайну, так как они имеют специальный режим охраны.

Кроме того, в силу прямого указания закона руководитель фирмы не может отнести к коммерческой тайне сведения о видах деятельности, поскольку это может привести к сокрытию сведений о загрязнении окружающей среды  и другой негативной деятельности, способной  нанести ущерб обществу.

Понятие «коммерческая тайна» совсем недавно появилось  в нашем законодательстве, поэтому методика отнесения  тех или иных сведений к коммерческой тайне еще не разработана. В ст. 139 ГК РФ наряду с коммерческой тайной определяется и служебная тайна. Она действует в отношении деятельности органов государственной власти.

Служебная тайна – сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и Федеральными законами, возникает тогда, когда предоставляется информация о деятельности государственных органов и их служащих, представляющая не коммерческий, а государственный  интерес. Информация, имеющая коммерческий интерес, предоставляемая государственными служащими для проверки (налоги и т.д.) попадает под статус служебной тайны.

При решении вопроса о коммерческой и служебной тайне индивидуальные предприниматели и юридические лица сталкиваются с двумя трудностями.

Первая связана с тем, что обладатель информационных ресурсов, содержащих ведения, относящиеся к государственной тайне, а последняя, как отмечалось выше, входит в категорию ограниченного доступа. Если сведения, отнесенные  обладателем к коммерческой и

8

служебной тайне, касаются государственной безопасности и попадают под перечень, указанный в статье 5 Закона «О государственной тайне» от 21.07.1993 г.

, то компетентный орган вправе принять решение об отнесении их к государственной тайне.

При этом компетентным органом и обладателем информации заключается договор, в котором оговариваются размер материального ущерба в связи с засекречиванием информации, а также обязанность собственника о ее неразглашении.

Если собственник информации отказывается от подписания такого контракта, он предупреждается об ответственности за несанкционированное распространение информации, составляющей государственную тайну. При заключении договора собственник вправе распоряжаться ими только с разрешения компетентных органов.

Вторая трудность отграничения служебной и коммерческой тайны.

Решение этого вопроса предполагает уяснение места служебной и коммерческой тайны в системе отношений по поводу информации.

Служебная тайна – служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти.

Коммерческая тайна – сведения, связанные с коммерческой деятельностью.

Законодательство четкой грани между ними не проводит: их правовой режим одинаков и одно лицо может обладать как той, так и другой тайной.

В юридической литературе высказан такой взгляд, когда служебная и коммерческая тайна рассматриваются как охватывающие два разных института охраняемой информации.

9

Служебная тайна относится к публичному праву, а коммерческая к гражданскому. И вследствие этого делается вывод, что отношения, связанные со служебной и коммерческой тайной не могут регулироваться одним и тем же законом, а их объединение в одной статье ГК ошибочно.

10

1.1.Нормативно-правовое регулирование коммерческой и служебной тайны.

В России коммерческая и служебная тайна стали предметом законодательного регулирования с переходом к реформированию экономики.

Ст. 28 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.90 года дала право предприятиям не предоставлять информацию, содержащую коммерческую тайну.

Одним из самых сложных вопросов при внедрении института служебной и коммерческой тайны оказалась ее правовая защита. На сегодня в России действует около 100 законодательных и иных нормативных актов, связанных с защитой коммерческой тайны.

Самым первым источником, регулирующим данный институт, является Конституция  РФ, принятая 12 декабря 1993 г. В ней закреплено право граждан, организаций и государства на тайну.

Законодатель гарантирует и другое важнейшее право – право свободно искать, получать, предавать, производить и распространять информацию любым  законным способом. Причем на основании ст.

35 ГК РФ, это право может быть определено только Федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В результате законодателю, в

каждом конкретном случае приходится находить баланс между обеспечением тайны и правом на информацию.

С проявлением в законодательстве положений о коммерческой тайне любой может обеспечить защиту своих прав не только путем

11

получения патента, лицензии и т.п., но и засекретив свои достижения в определенной сфере.

Вторым по значимости является ГК РФ. В ст. 139 и ст. 727 определены  коммерческая и служебная тайны. Следующими по юридической силе идут Федеральные законы, которые регламентируют отдельные аспекты, связанные с коммерческой и служебной тайной.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», ст. 10, разграничивает информацию с ограниченным доступом на государственную тайну и конфиденциальную. К документам, которые регламентируют отдельные аспекты, связанные с коммерческой и служебной тайной, можно также отнести:

— федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности»;

— федеральный закон «О СМИ»;

— федеральный закон «О государственной тайне»;

— федеральный закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;

— федеральный закон «О федеральных органах правительственной связи и информации»;

— Постановление правительства РСФСР от 05.12.91г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».

Однако, реальный шаг в создании надлежащей правовой базы, обеспечивающей гарантию защиты прав предпринимателей на коммерческую тайну, уже сделан.  В  настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится проект

12

Федерального закона «О коммерческой тайне», разработанный на основании ст. 34 Конституции РФ и ст. 139 ГК РФ, предусматривающий защиту служебной и коммерческой тайны. Вместе с тем, нормы документов имеют, как правило, декларативный характер, либо отсылочный и не устанавливают механизм реализации и защиты, прав на информацию, составляющую коммерческую или служебную тайну.

В этой ситуации заинтересованные лица могут:

— прибегая к противоправным действиям (хищение, подкуп и т.п.);

— получать информацию, составляющую ту или иную тайну конкурента;

— использовать ее с целью достижения преимущества на рынке и уходить от ответственности.

Отсутствие единого законодательного акта, регулирующего отношения по поводу реализации прав на коммерческую и служебную тайну, оставляет подобные действия практически беззаконными.

Будущий закон урегулирует отношения юридических и физических лиц, обладающих коммерческой тайной, между собой, с органами государственной власти, органами местного самоуправления по поводу реализации права на коммерческую тайну и защиту сведений, ее содержащих.

Источник: https://student.zoomru.ru/grajdan/kommercheskaya-i-sluzhebnaya-tajna/116131.919585.s1.html

Scicenter1
Добавить комментарий