Коммуникации: — это способ общения и передачи информации от человека к человеку в

7.2. Общение как процесс коммуникации: передача информации и средства общения

Коммуникации:  - это способ общения и передачи информации от человека к человеку в

Понятие «коммуникация» являетсяпроизводным о латинского communicatio, чтоозначает «сообщение; передача; общее,разделяемое со всеми; общение».

Иначеговоря, коммуникацияэто передачатого или иного содержания от одногосознания (индивидуального иликоллективного) к другому посредствомзнаков; это связь, в ходе которойосуществляется обмен информацией междусистемами как в живой, так и неживойприроде.

Коммуникации между людьми имеют рядспецифических особенностей:

1. Наличные отношения двух индивидов,каждый из которых является активнымсубъектом. При этом взаимное ихинформирование предполагает налаживаниесовместной деятельности.

Специфика человеческого обменаинформацией заключается в особой ролидля каждого участника общения той илииной информации, ее значимости.

2. Возможность взаимного влияния партнеровдруг на друга посредством системызнаков.

3. Коммуникативное влияние лишь приналичии единой или схожей системыкодификации и декодификации у коммуникатора(человека, направляющего информацию) иреципиента (человека, принимающего ее).

4. Возможность возникновения коммуникативныхбарьеров (социальных или психологических).В этом случае четко выступает связь,существующая между общением и отношением.

Средства распространения.Распространение информации в обществепроходит через своеобразный «фильтрдоверия—недоверия». Подобный фильтрдействует так, что истинная информацияможет оказаться не принятой, а ложная– принятой.

и тип информации.Впроцессе коммуникации перед участникамиобщения стоит задача не только обменятьсяинформацией, но и добиться ее адекватногопонимания партнерами.

То есть вмежличностной коммуникации как особаяпроблема выделяется интерпретациясообщения, поступающего от коммуникаторак реципиенту. В ходе коммуникации могутвозникать барьеры.

Коммуникативныйбарьер– это социальное илипсихологическое препятствие на путиадекватной передачи информации междупартерами по общению.

Модель коммуникативного процессаобычно включает пять элементов:коммуникатор — сообщение (текст) —канал — аудитория (реципиент) — обратнаясвязь. Основная цель информационногообмена в общении – выработка общегосмысла, единой точки зрения и согласияпо поводу различных ситуаций или проблем.

Для него характерен механизмобратнойсвязи.

данного механизмасостоит в том, что в межличностнойкоммуникации процесс обмена информациейкак бы удваивается и помимо содержательныхаспектов информация, поступающая отреципиента к коммуникатору, содержитсведения о том, как реципиент воспринимаети оценивает поведение коммуникатора.

Сама по себе информация, исходящая откоммуникатора, может быть двух типов:побудительная и констатирующая.Побудительная информациявыражаетсяв приказе, совете, просьбе. Она рассчитанана то, чтобы стимулировать какое-тодействие.

Констатирующая информациявыступает в форме сообщения, она имеетместо в различных образовательныхсистемах и не предполагает непосредственногоизменения поведения, хотя косвенноспособствует этому. Вариант сообщениязадается коммуникатором, т.е.

тем лицом,от которого исходит информация.

Передача любой информации возможналишь посредством знаков, точнее знаковыхсистем. Существует несколько знаковыхсистем, которые используются вкоммуникативном процессе. При грубомделении различают вербальную иневербальную коммуникации, использующиеразличные знаковые системы. Соответственно,выделяют вербальные и невербальныесредства общения.

Вербальная коммуникацияиспользуетв качестве знаковой системы человеческуюречь, естественный звуковой язык,т.е. систему фонетических знаков,включающую два принципа: лексическийи синтаксический.

Речь является самым универсальнымсредством коммуникации, поскольку припередаче информации при помощи речименее всего теряется смысл сообщения.При помощи речи осуществляются кодированиеи декодирование информации: коммуникаторв процессе говорения кодирует, а реципиентв процессе слушания декодирует этуинформацию.

Главное назначение вербальной коммуникации– установление, поддержание, развитиеосмысленного информационного контакта.

Виды вербальной коммуникации:

  • Письменная: определенность источника; постоянство информации; возможность адекватного донесения.
  • Устная: возможно невербальное подкрепление; можно отредактировать и уточнить. Информация может быть предметной (в зависимости от предмета) и модальной (показывает является ли то, о чем говорится существенным, желательным, необходимым, возможным).

Невербальная коммуникация.

Невербальные средства общения нужныдля того, чтобы: регулировать течениепроцесса общения, создавать психологическийконтакт между партнерами; обогащатьзначения, передаваемые словами, направлятьистолкование словесного текста; выражатьэмоции и отражать истолкование ситуации,т.е. их функции: дополнение речи, замещениеречи, репрезентация эмоциональныхсостояний партнеров по коммуникативномупроцессу.

Виды невербальных средств общения:

1. Визуальные средства общения – это:

  • кинесика (жестикуляция) – движения рук, ног, головы, туловища;
  • направление взгляда и визуальный контакт;
  • выражение глаз;
  • выражение лица (мимика);
  • поза (пантомимика), в частности, локализация, смены поз относительно словесного текста;
  • кожные реакции (покраснение, появление пота);
  • дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);
  • вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т.п.).

2. Акустические (звуковые) средстваобщения – это:

  • паралингвистические, т.е. связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);
  • экстралингвистические, т.е. не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, шмыганье носом и т.п.).

3. Тактильно-кинестезические (связанныес прикосновением) средства общения –это:

  • физическое воздействие (ведение слепого за руку и др.);
  • такесика (пожатие руки, хлопанье по плечу).

4. Ольфакторные средства общения – это:

  • приятные и неприятные запахи окружающей среды;
  • естественный и искусственный запахи человека и др.

Все невербальные средства имеют значениедополнения к вербальной коммуникации,т.е. сообщают о готовности поддержатькоммуникацию или прекратить ее, поощряютпартнера к продолжению диалога, наконец,способствуют тому, чтобы обнаружитьполнее свое «Я», или, напротив, скрытьего.

Источник: https://studfile.net/preview/5134250/page:40/

Коммуникации: вербальные и невербальные (стр. 1 из 2)

Коммуникации:  - это способ общения и передачи информации от человека к человеку в

Средства коммуникации: вербальные и невербальные

Вербальные

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем.

Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов.

При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы. Соответственно возникает и многообразие видов коммуникативного процесса. Каждый из них необходимо рассмотреть в отдельности.

Коммуникации — это способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи. Общение людей осуществляется с помощью вербальных и невербальных коммуникаций.

Вербальные коммуникации — это устные и письменные сообщения. По данным А. Пиза передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 10 %, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) — на 35 %, за счет невербальных средств — 55 %.

Невербальные коммуникации осуществляются посредством языка телодвижений и параметров речи.

Между вербальными и невербальными средствами общения существует своеобразное разделение функций: по словесному каналу передаётся чистая информация, а по невербальному — отношение к партнеру по общению.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический.

Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса, о которой речь шла выше.

К вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная речь, слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи информации), а слушание и чтение – в восприятии текста, заложенной в нем информации.

Одним из основных средств передачи информации является речь. В речи реализуется и через нее посредством высказываний выполняет свою коммуникативную функцию язык.

К основным функциям языка в процессе коммуникации относятся: коммуникативная (функция обмена информацией); конструктивная (формулирование мыслей); апеллятивная (воздействие на адресата); эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); фатическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами); метаязыковая (функция толкования).

Функцию, которую выполняет язык в процессе коммуникации, определяет вид высказывания и отбор слов. В зависимости от целей, которые преследуют участники коммуникации, выделяют следующие типы высказываний: сообщение, мнение, суждение, рекомендация, совет, критическое замечание, комплимент, предложение, вывод, резюме, вопрос, ответ.

Речь делится на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь понимается как общение человека с самим собой. Но такое общение не является коммуникацией, так как не происходит обмена информацией. Внешняя речь включает в себя диалог, монолог, устную и письменную речь. Проблема диалога является основной для изучения процесса коммуникации.

Диалог – вид речи, характеризующийся зависимостью от обстановки разговора, обусловленностью предыдущими высказываниями. Выделяют следующие виды диалога: информативный (процесс передачи информации); манипулятивный (скрытое управление собеседником).

Речевыми средствами манипуляции являются: эмоциональное воздействие, использование общественных норм и представлений, лингвистическая подмена информации; полемический; фактический (поддержание контакта).

В процессе коммуникации могут возникнуть коммуникативные барьеры:

Логический барьер – возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления. В зависимости от того, какие виды и формы мышления преобладают в интеллекте каждого партнера, они общаются на уровне понимания или непонимания.

Стилистический барьер – несоответствие формы представления информации ее содержанию. Возникает при неправильной организации сообщения. Сообщение должно быть построено: от внимания к интересу; от интереса к основным положениям; от основных положений к возражениям и вопросам, ответам, выводам, резюмированию.

Семантический (смысловой) барьер – возникает при несоответствии лингвистического словаря со смысловой информацией, а также из-за различий в речевом поведении представителей разных культур.

Фонетический барьер – препятствия, создаваемые особенностями речи говорящего (дикция, интонация, логические ударения и т.д.). Надо говорить четко, внятно, достаточно громко.

Невербальные

В нашем внешнем поведении проявляется то многое, что у нас происходит и есть внутри. Только эти проявления нужно уметь распознать.

За отдельными, едва заметными проявлениями рук, глаз, позы, можно увидеть настроение, желания, помыслы вашего партнера.

Как заметил однажды признанный знаток людей, легче изменить свое мировоззрение, чем свой в высшей степени индивидуальный способ подносить ложку ко рту.

В общение людей оказываются закономерно включены эмоции общающихся. Это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует невербальный аспект обмена информацией – невербальную коммуникацию.

К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации – слова.

Как говорилось выше, согласно исследованиям, 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты. Другими словами, во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим.

Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами.

Многим высшим животными, в том числе и более всего собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет).

Кроме того, само по себе невербальное поведение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становиться более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

Различаются три основных вида невербальных средств передачи информации ( или их еще называют паралингвистические средства общения): фонационные, кинетические и графические.

К фонационным невербальным средствам относятся тембр голоса, темп и громкость речи, устойчивые интонации, особенности произнесения звуков, заполнения пауз (э, мэ…).

К кинетическим компонентам речи относятся жесты, позы, мимика.

Графические невербальные средства коммуникации выделяются в письменной речи.

Виды невербальных средств общения.

Мимика.

Под мимикой мы понимаем движения мускулатуры лица. Ее не следует путать с физиогномикой (наука, с помощью которой по форме лица можно судить о психических свойствах того или иного человека).

Мимика бывает разная:

Сильно подвижная мимика. Сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Такая возбудимость может достигать маниакальных размеров.

Малоподвижная мимика. Указывает в принципе на постоянство душевных процессов. Она свидетельствует о редко изменяющемся устойчивом настроении.

Также мимические движения подразделяются на:

мимику агрессивно-наступательную – гнев, злость, жестокость и др.;

активно-оборонительную – отвращение, презрение, ненависть и др.;

пассивно-оборонительную – покорность, приниженность и др.;

мимику ориентировочно-исследовательской направленности;

мимику удовольствия-неудовольствия;

маскировочные выражения – мимика сокрытия истины, двусмысленности, нечестности и т.п.

Одним из наиболее важных элементов мимики является взгляд.

Жесты.

Жесты – это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают с целью общения и которые могут сопровождать размышление или состояние.

Мы различаем: указательные, подчеркивающие (усиливающие), демонстративные, касательные жесты.

Указательные жесты направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимание.

Подчеркивающие жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение придается при этом положению кисти руки.

Демонстративные жесты поясняют положение дел. При помощи касательных жестов хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнера. Они используются также для ослабления значения высказываний.

Различают также: произвольные и непроизвольные жесты.

Произвольными жестами являются движения головы, рук или кистей, которые совершаются сознательно. Такие движения, если они производятся часто, могут превратиться в непроизвольные жесты.

Непроизвольными жестами являются движения, совершаемые бессознательно. Часто их обозначают также как рефлекторные движения. Этим жестам не нужно учиться. Как правило, они бывают врожденными (оборонительный рефлекс) или приобретенными.

Научные исследования в области лингвистики показали, что существует прямая зависимость между социальным статусом, властью, престижем человека и его словарным запасом. Другими словами, чем выше социальное или профессиональное положение человека, тем лучше его способность общаться на уровне слов и фраз.

Исследования в области невербалики выявили зависимость между красноречивостью человека и степенью жестикуляции, используемой человеком для передачи смысла своих сообщений.

Это означает, что существует прямая зависимость между социальным положением человека, его престижем и количеством жестов и телодвижений, которыми он пользуется.

Человек, находящийся на вершине социальной лестницы или профессиональной карьеры, может пользоваться богатством своего словарного запаса в процессе коммуникации, в тоже время как менее образованный или менее профессиональный человек будет чаще полагаться на жесты, а не на слова в процессе общения.

Источник: https://mirznanii.com/a/200461/kommunikatsii-verbalnye-i-neverbalnye

Введение. Коммуникация, общение. Обычно коммуникация, определяется как

Коммуникации:  - это способ общения и передачи информации от человека к человеку в

Коммуникация, общение. Обычно коммуникация, определяется как «передача информации» от человека к человеку.

Общение может осуществляться как в процессе любой деятельности, например производственной, так и при помощи специализированной формы — речевой деятельности или другой деятельности, использующей знаки.

У животных имеются более простые — не знаковые, а сигнальные способы коммуникации, иногда неправильно называемые «языком животных».

Большая советская энциклопедия.

Язык общения существовал еще задолго до появления разговорного речи. Особое внимание изучению процессов коммуникации уделяет психология. Но всё ли мы знаем о тех способах, которые использует человек в коммуникационных отношениях?

Данная работа посвящена теме психической коммуникации, как форме специфических биоэнергетических взаимоотношений, и являющейся дополнением к традиционной психологической концепции коммуникации.

Почему коммуникация имеет определяющее значение в жизни человека? Мы можем обосновывать коммуникацию, как психофизиологически обусловленный процесс, потребность в котором испытывает сознание человека. А продукт непосредственной коммуникации, выражаемый в простейшем взаимодействии человека с человеком и окружающим, миром.

Как известно общение происходит с задействованием разных сенсорных каналов при участии всех органов чувств. Для того чтобы, лучше разораться в процессе коммуникации хотелось бы сказать о структуре коммуникативного процесса и тех компонентов, которые он в себе включает. На мой взгляд, любая коммуникация состоит из следующих компонентов коммуникации:

Знаковая информация – речь, жесты, мимика, позы и т.п., в общем, все то, что является предметом конкретного значения и психологического смысла (об этом достаточно много известно).

Беззнаковая информация — энергетическая составляющая – это непосредственно психические сообщения, передаваемые посредством биоэнергетического контакта.

Особенность языка мимики и жестов заключается в том, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному речевому каналу общения.

При относительно поверхностном рассмотрении языка вторая, энергетическая сторона языка, как правило, остаётся в тени, хотя в наиболее важных вопросах деятельности и взаимодействия людей именно энергетическая сторона языка занимает, доминирующую роль.

Данный алгоритм дает нам возможность рассмотреть участие компонентов в структуре коммуникации.

Под коммуникативным стереотипом мы подразумеваем обусловленность и фиксацию внимания человека на знаковых и беззнаковых источниках информации, т.е. словах, эмоциях, мимики, жестах и т.п.

Из чего был сделан вывод о соотношении психической коммуникации с первичным процессом и соответственно, коммуникации на уровне знаковых сообщений с вторичным энергетическим процессом.

Так происходит, что коммуникация существует с задействованием всех систем, и со временем когда, психика приобретает способность к вербализации и словесному мышлению, невербальное и энергетическое составляющая коммуникации как бы отходят на второй, неосознаваемый план.

Энергетика является наиболее ярким представителем коммуникативной структуры, хотя и данные процессы во многом не осознаются, потому принципу, что посредством этой составляющей человек получает и передает максимальное количество информации. Но, это верно в том случае, если данная система является доминирующим источником приема информации.

Достаточно странно, что вполне очевидный факт глобального значения коммуникации, а тем более, ее энергетических составляющих, как феномена психического функционирования упускается из виду исследователями психологии.

Почему-то принято считать коммуникацию просто рядовым психологическим процессом, отвечающим за межличностное общение и т.п. Но при этом, упускается, что в принципе вся наша жизнь есть процесс обмена информацией, и состоит из постоянной коммуникации и взаимодействий. Теперь хотелось бы, вернуться к психической коммуникации и коснуться её энергетической составляющей.

Биоэнергетическое взаимодействие представляет собой сложный механизм межличностного общения, как мы уже выяснили, в его структуре активно участвуют функции бессознательного.

К основным видам энергетических взаимодействий в отношении человек- человек можно отнести два вида дистанционных биоэнерго взаимодействий таких как телепатия и внушение (суггестия), т.е. те взаимодействия, которые осуществляются без привлечения сенсорных каналов [5;41].

Данными аспектами взаимодействий в рамках психологических наук занимаются такие особые направления как психофизика и научная парапсихология [20;64].

Сложность рассмотрения коммуникации и её энергетической составляющей заключается и в том, что помимо чисто субъективных характеристик, к которым в частности относится сложность выделения энергетической составляющих из процесса коммуникации есть и объективные, заложенные в самой структуре подсознательного.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/12_123001_vvedenie.html

Scicenter1
Добавить комментарий