Коммуникация: — специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и

1. Восприятие

Коммуникация:  — специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и

МГУКультуры и Искусств

СалтыковаМ.В.

Основы теории коммуникации
Проблема эффективности коммуникации. Коммуникационные проблемы и неудачи.
Быстрова Н. Г. 137-З

.

  1. Введение в предмет теорию коммуникации.

1.1Понятие коммуникации и ее роль в обществе.

Безпреувеличения, коммуникацию можносчитать необходимым и всеобщим условиемжизнедеятель­ности.

Коммуникация– специфический обмен информацией, врезультате которого происходит процесспередачи информации интеллектуальногои эмоционального содержания от отправителяк получателю.

Словокоммуникацияпроисходит от лат.communico= делаю общим, связываю, общаюсь. Подкоммуникацией в человеческом обществеподразумевают общение, обмен мыслями,знаниями, чувствами, схемами поведения.Сразу же следует отметить, что слово‘обмен’ в данном случае являетсяметафорой.

На самом деле, если мыобмениваемсяидеями, обмениваемся словами,то я не лишаюсь своих слов, а мой собеседник– своих, мы взаимно обогащаемся идеямидругого, собеседника. Более правильноговорить о том, что мы хотим поделитьсямыслями, разделить с кем то свои чувстваи так далее.

Вотеще несколько определений коммуникации,встречающихся в литературе:

Коммуникация— механизм, посредством которогообеспечивается существова­ние иразвитие человеческих отношений,включающий в себя все мыслительныесимволы, средства их передачи впространстве и сохранения во времени(Кули).

Коммуникация— обмен информацией между сложнымидинамическими систе­мами и их частями,которые в состоянии принимать информацию,накапливать ее, преобразовывать (А.Урсул).

Коммуникация— в широком смысле социальное объединениеиндивидов с помо­щью языка или знаков,установление общезначимых наборовправил для различной целенаправленнойдеятельности (К.Чери).

Коммуникацияесть информационная связь субъекта стем или иным объектом — человеком,животным, машиной (М.Каган).

Коммуникация— это прежде всего способ деятельности,который облегчает вза­имноеприспособление поведения людей…Коммуникация — это такой обмен, кото­рыйобеспечивает кооперативную взаимопомощь,делая возможной координацию действийбольшой сложности (Т.Шибутани).

Коммуникация- это акт отправления информации отмозга одного человека к мозгу другогочеловека (П.Смит, К. Бэрри, А. Пулфорд).

Коммуникация(биол.) — это передача сигналов междуорганизмами или частями одного организма,когда отбор благоприятствует продуцированиюи восприятию сигналов. В процессекоммуникации происходит изменениеинформации и взаим­ная адаптациясубъектов (Д.Льюис, Н. Гпуэр).

Коммуникация— специфический обмен информацией,процесс передачи эмо­ционального иинтеллектуального содержания (А.Б.Зверинцев, А.П. Панфилова).

Какуюже роль играет «коммуникация» в обществе?

Коммуникационнаядеятельность осуществляется в обществев трех формах:

1)общение– диалог равноправных партнеров;

2)управление– целенаправленное воздействиекоммуникатора на получателя информации;

3)подражание– заимствование образцов поведения,стилей общения, образа жизни однихчленов общества другими. Благодаряподражанию из поколения в поколениепередаются язык, традиции, знания,умения.

1.2Виды, модели и функции коммуникации.

Различаютдва вида коммуникации: синхроническуюи диахроническую.

Синхроническая(горизонтальная)коммуникация реализуется посредствомустных и письменных коммуникационныхканалов между современниками.

Благодарятакой коммуникации обеспечиваютсяединство, сплоченность, консолидацияобщества.

Синхроническая коммуникациянеобходима для решения текущихобщественных задач, координации действийразных социальных групп, дляжизнедеятельности этноса в настоящемвремени.

Вдиахронической(вертикальной)коммуникации происходит передачаинформации духовного содержания отпоколения к поколению. Таким образом,формируется социальная память.Диахроническая коммуникация, следовательно,сохраняет этническую общность, движениеязыка, традиций.

Коммуникациятесно связана с информацией. Передачаинформации может осуществляться такжев трех коммуникативных формах:

1)монологической,где преобладают такие коммуникативныедействия, как однонаправленная передачаинформации от организатора общения наполучателя информации;

2)диалогической,в которой субъекты общения взаимодействуюти взаимно активны. При такой формекоммуникации происходит обмен информацией.В диалогической коммуникации важнымстановится выработка согласованныхрешений;

3)полилогической– организации многостороннего общения.Такая коммуникация носит характерборьбы за овладение коммуникативнойинициативой и связана с максимальноэффективной ее реализацией.

Еслицелями общения является обмен информациейпреимущественно эмоциональногосодержания, то целямикоммуникацииявляются: обмен и передача информации;формирование умений и навыков, развитиепрофессиональных качеств; формированиеотношения к себе, к другим людям, кобществу в целом; обмен деятельностью,инновационными приемами, средствами,технологиями; изменение ценностныхустановок и мотивации поведения; обменэмоциями.

Взависимости от целей сообщения в научнойлитературе выделяют пять моделейкоммуникации: познавательная, убеждающая,экспрессивная, суггестивная, ритуальная.

Длякаждой из этих моделей характерны своицели и ожидаемый результат, условияорганизации, коммуникативные формы исредства.

Исходяиз целей, коммуникация выполняетследующие функции:

-информационно-коммуникативная (процессобмена информацией);

-интерактивная (взаимодействие индивидовв процессе межличностного общения);

-гносеологическая (познавательную);

-аксиологическую (процесс обмена духовнымиценностями);

-нормативная (процесс передачи изакрепления норм в обыденном сознании);

-социально-практическая (обмен результатамидеятельности, способностями, умениями,навыками).

  1. Коммуникационные барьеры и неудачи – основные аспекты.

2.1Понятие коммуникационных барьеров иосновные причины их возникновения.

При обменеинформацией могут возникать специфическиекоммуникативные барьеры.Онисуществуют как на уровне межличностных,так и на уровне организационныхкоммуникаций. Возникновение барьерапонимания обычно связано с рядом причинкак психологического, так и иногопорядка.

Подкоммуникативным барьером обычнопонимается все то, что препятствуетэффективной коммуникации и блокируетее. Этапро­блема очень важна, посколькунеудачная коммуникация может бытьчревата серьезными неприятностями дляее участников по той про­стой причине,что переданная информация была принятане пол­ностью, в искаженном виде илине принята вовсе.

Придиалоге людей различной национальности,например, может возникнуть языковыйбарьер, а при прохождении радиосигнала– радиопомехи.

Вкоммуникациях между руководителем иподчиненным в качестве помех и барьеровмогут служить статусные различия междуруководителем и подчиненным, или желаниеслышать только то, что хочется услышать.В беседе помехой могут быть и отвлечения,и неправильная интерпретация полученнойинформации реципиентом, и семантическиепроблемы (придание различных значенийодним и тем же словам).

Все помехи ибарьеры искажают передаваемый сигнал,поэтому коммуникатору важно убедитьсяв том, правильно ли понята реципиентоминформация. Для этого в системукоммуникации включается канал обратнойсвязи. В разговоре в качестве каналаобратной связи может быть, например,краткий пересказ реципиентом услышанного.

С помощью обратной связи коммуникаторможет оценить, насколько эффективноосуществляется коммуникация.

Условноможно выделить следующие причинывозникновения барьеров в коммуникациях:

-Сложностьсодержания сообщения (связанные с речью,словами, жестами, телодвижениями);

-Непривычностьи сложность формы сообщения;

-Проблемысо средствами передачи сообщения;

-Плохаяобратная связь;

-Запаздываниеинформации и многие другие.

    1. Классификация коммуникационных барьеров.

Преградысуществуют как на уровне межличностных,так и на уровне организационныхкоммуникаций.

А).Межличностные барьеры.

Кним относят:

Барьерывосприятия;

Семантическиебарьеры;

Невербальныепреграды;

Плохаяобратная связь;

Неумениеслушать.

Сложные(смешанные) межличностные барьеры:

Барьер«авторитет»

Барьер«избегание»

Барьер«непонимание»

Барьер«логическое непонимание»

можетбыть определено в самом общем виде какпроцесс получения и обработки информации.Этот процесс заключается в том, чтоинформация, полученная из внешней среды,проходит обработку, приводится вопределенный порядок и систематизируется.Восприятие каждым человеком действительностиразлично и всегда носит субъективныйхарактер.

Люди интерпретируют одну иту же информацию по-разному в зависимостиот накопленного опыта. Расхождениемежду основами суждений может статьпричиной избирательного восприятияинформации в зависимости от кругаинтересов, потребностей, эмоциональногосостояния и внешнего окружения людей.

Человек, используя зрительные, звуковые,осязательные каналы получения информации,воспринимает не всю поступающую к немуинформацию, а только ту, которая имеетдля него специальное значение. Из этогоследует, что во многих случаях людивоспринимают лишь часть сообщения,полученного ими, в силу избирательности,идеи, закодированные отправителем,могут оказаться искаженными и неполностью понятыми.

Информация, вступающаяв противоречие с нашим опытом или ранееусвоенными понятиями, зачастую либополностью отторгается, либо искажаетсяв соответствии с этими опытом илипонятиями.

2. Семантические барьеры

Цельюкоммуникаций является обеспечениепонимания информации, служащей предметомобщения, то есть сообщения. Вступая вконтакт и используя символы, мы пытаемсяобмениваться информацией и добиватьсяее понимания. К используемым намисимволам относятся слова, жесты иинтонации. Отправитель кодирует сообщениес помощью вербальных и невербальныхсимволов.

Рассмотримиспользование вербальных символов –слов. Семантика изучает способиспользования слов и значения, передаваемыесловами. Поскольку слова могут иметьразные значения для разных людей, то,что некто намеревается сообщить,необязательно будет интерпретированои понято таким же образом получателеминформации.

Семантические вариациичасто становятся причиной неверногопонимания, ибо во многих случаях вовсене очевидно точное значение, приписываемоесимволу отправителем. Символ не имеетнеповторимого неотъемлемого значения.Значение символа выявляется через опыти варьирует в зависимости от контекста,ситуации, в которой использован символ.

Поскольку у каждого человека свой опыт,и каждый акт обмена информацией вопределенной мере является новойситуацией, никто не может быть абсолютноуверен, что другое лицо припишет то жезначение символу, которое приданоотправителем. Семантические барьерымогут создавать особо сильныекоммуникативные проблемы для компаний,действующих в многонациональной среде.

Семантические барьеры, обусловленныекультурными различиями, могут серьезнозатруднять обмен информацией.

3. Невербальные преграды

Хотявербальные символы (слова) – основноесредство для кодирования идей,предназначенных к передаче, частоиспользуются невербальные символы –жесты, улыбки, выражение глаз, поза и т.д. В невербальной коммуникации используютсялюбые символы, кроме слов.

Зачастуюневербальная передача происходитодновременно с вербальной и можетусиливать или изменять смысл слов.Еще одна разновидность невербальнойкоммуникации формируется тем, как мыпроизносим слова, то есть интонация,модуляция голоса, плавность речи, паузыи т. д.

К невербальным преградам можноотнести также культурные различия вповедении людей (например, киваниеголовой у японцев означает «нет», а вомногих других странах – согласие).

Вомногих случаях то, как мы говорим, важнееслов, которые мы произносим. Нужнодобиваться, чтобы используемые дляпередачи невербальные символысоответствовали сообщаемой идее.

Источник: https://studfile.net/preview/3048657/

Коммуникация – это обмен информацией, процесс передачи интеллектуального и эмоционального содержания

Коммуникация:  — специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и

В первую очередь мы будем обращать внимание на речевой компонент.

1) Передача содержания

2) С помощью речевой формы

3) Иерархическое общение.

Мы в нашем курсе отождествляем коммуникацию, общение и речевое общение.

Основные исследования коммуникации – в США.

Прикладные модели коммуникации.

1. Модель Аристотеля. Выделяет три компонента коммуникации: О-Р-А. Оратор – речь – аудитория.

2. Модель Джорджа Ласуэлла. Кто говорит – что говорит – кому говорит – с каким эффектом.

3. Клод Шеннон (кибернетика; он занимался теорией криптографии (шифровка).), Норберт Винер. Они ввели компонент обратной связи.

4. Модель Шеннона – Вивера. Отправитель – канал (вводится понятие шумов) – получатель. Шумы: 1) технические помехи (насколько точно отправляется информация) 2) насколько точно передано значение (семантика) 3) насколько эффективно затрагивается поведение. Это переходная модель к изменению содержания. Появляется треугольник реальность – знак – интерпретация.

5. Модель Хольсти. Коммуникатор (кодирование информации) – канал – получатель (декодирование).

Виды (формы) коммуникации.

1. По содержанию. Деловая и межличностная.

2. Передача содержания. Вербальная, визуальная, перфомансная (расположение информации в пространстве). Перфоманс – постановка. Объединяет вербальную и визуальную коммуникацию и локализует её в пространстве. Например, постановка мебели в пространстве, она определяет условия коммуникации (например, мебель в кабинете руководителя, или в лектории).

В политической психологии перфомансы – это инаугурация. Визуальная – через зрительный канал. Это очень устойчивая информация. Вербальная информация: 1) формальные, несодержательные характеристики 2) передача содержания. Голос: корреляция пола, возраста, конституции (связь – через эндокринную систему). Высота, мелодичность, темп, ритм, тембр, артикуляция.

Голос всегда оценивается эмоционально.

История коммуникации.

1. Подход – про циферблат.

2. Московичи (разделяет идеи Тарда). Описание коммуникации в связи с изменением человека и социальных групп. Тард, Лебон. Соотносит тип вождя и коммуникации, и тип общества. Московичи развивает их идеи. Это психологичный подход. «Коммуникация – не инструмент в руках людей» (с) Московичи.

3. 3. Маклюэн. Рассматривает историю коммуникации с точки зрения того, что происходит с человеком.

А) первобытный человек. Живет в тотально акустическом мире. «Барабанный менеджмент».

Б) письменность. Меняется ведущий анализатор со слухового на зрительный. Происходит изменение социального мира. Печатные станки и пр. Мы начинаем мыслить все более логично. Человек становится обогащен возможностью пребывания с самим собой (индивидуализация).

В) возникновение телевидения. Это перестроило общество и человека. Он опять погружается в тотально-акустический мир. Барабанный менеджмент сменяется электронным. Отменяется чтение для развития цивилизации.

Г) начинается интернет.

Обобщая историю коммуникации, можно сказать следующее. 17 век в истории коммуникации – общество кофейни (это этап разговора по Московичи). 1445 – Гутенберг создает печатный станок. 1605 – первая газета в Страсбурге.

1650 – первая ежедневная газета. 1895 – кинематограф, братья Люмьер и ещё какие-то братья (первые два фильма – про волну и про поезд, связано с эмоциональным воздействием). Радиовещание – 1923. Его связывают с гибелью Титаника.

1938 – первая ТВ-трансляция в Ленинграде.

Политическая коммуникация.

Шварценберг: Политическая коммуникация – это процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической и социальной системами. В узком смысле политическая коммуникация и в широком (см.в пред.лекции).

Особенности от деловой коммуникации:

1. Обязательность контактов. Независимо от симпатий.

2. Предметно-целевое содержание. Связано с целями политической деятельности.

3. Соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия (правила поведения, этикет и пр.). (+ я бы ещё добавила ритуальность)

4. Формальные ограничения – конвенциональные (которые приняты в той или иной стране и регионе – но они нигде не зафиксированы) и эмоциональные (всегда спокоен и уравновешен, или иногда более эмоционален).

5. Взаимозависимость всех участников для достижения цели.

Специфические особенности политической коммуникации:

1. Политическая коммуникация публична.

2. Политическая речь – это персуативная речь, подразумевает влияние. (политик говорит не просто так, а для чего-то). Следует помнить, что политическая речь – убеждающая (в собственной позиции и пр.).

3. Политическая речь должна быть проста. Как только появится сложное слово – сразу начинаем путать что-то с чем-то. Это основа политического капитала.

Источник: https://studopedia.net/6_3459_kommunikatsiya--eto-obmen-informatsiey-protsess-peredachi-intellektualnogo-i-emotsionalnogo-soderzhaniya.html

Основы теории коммуникации

Коммуникация:  — специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и

Билет  №1. Понятие социальной коммуникации.

Без преувеличения, комуникацию можно считать необходимым и всебщим условием жизнедеятельности человека и одной из фундаментальных основ существования обества.

Обество- не столько совокупность индивидов, сколько те связи и отношения, в которых данные индивиды находятся друг с другом.

  К началу 1960х годов только в зарубежной философской и социологической литературе насчитывалось более сотни определений коммуникации, сейчас с полной уверенностью можно сказать, что их на порядок больше. 

Комуникацияестьинформационнаясвязьсубъектатемилиинымобъектомчеловеком, животным, машиной.

Коммуникацияспецифическийобменинформацией, процесспередачиэмоциональногоиинтеллектуальногосодержания.

Универсальное , самое широкое определение- коммуникацияэтоспособсвязилюбыхобъектовматериальногоидуховногомира

Теория коммуникации чаще всего обращается  к СОЦИАЛЬНОЙКОММУНИКАЦИИспецифическойформевзаиммодействиялюдейпопередачеинформацииотчеловекакчеловеку, осуществляющейсяприпомощиязыкаидругихзнаковыхсистем. Обязательным условием коммуникации является обратная связь 

Билет №2. Природа коммуникации, основные характеристики.

  1. Символическая природа социальной коммуникации.
    Символ— условный знак, посредствам которго осуществляется передача, обмен информацией.
    Наука о знаках и символах- семиотика. 
    В нач. 20 вв. швейцарский учёный Фернанд Соссюр вёл понятие Семиология ( наука о жизни знаков), Соссюр полагал, что связь между знаками ( «означающими») и «означаемым» произвольна, конвенциональна, т.е. носит условный характер.
    Амер. Учёный Ч. Терс разработал типологию знаков:
    1. Иконические знаки— знак действует на основе фактического подобия означающего и означаемого. ( например вся реалистическая живопись)
    2. Индексичные знаки ( знаки- индексы)  действуют на основе реальной смежности означающего и означаемого.
    1. Символы- условные знаки, т.е. такие знаки, кот. Действуют на основе условной связи означающего и означаемого. Например буквы, слова, числа.
      Семиотическую природу коммуникаци можно представить спомощью треугольников ФРЕГЕ:
      Знак- предметная сторона коммуникации (слово, изображение, символ, сигнал, образ, замещающий другой предмет в процессе коммуникации)
      Денотат– объект, сама реальность.
      Концепт (десигнат)- образ, представление об объекте.
  1. Социальная, статусно- ролевая природа.
  2. Интерактивная природа коммуникации, т.е. взаимодействие.
  3. Когнетивная, т.е.смысловая природа коммуникации
    Эмерджентная сущность коммуникации— непредсказуемые коммуникационные моменты, которые сопровождают любой процесс коммуникации.   
    Билет №3. Место коммуникаци в обществе. Основные функци коммуникации.
    Без преувеличения, комуникацию можно считать необходимым и всебщим условием жизнедеятельности человека и одной из фундаментальных основ существования обества. Обество- не столько совокупность индивидов, сколько те связи и отношения, в которых данные индивиды находятся друг с другом. 
    Объектом коммуникации является коммуникативная реальность-
    — Познавательная функция : описание изучаемого объекта (явления), накопление полученного системного материала и его систематизация. Во-вторых разработка основных концептуальных парадигм, объясняющих механизм коммуникации, информационного обмена, взаимодействия.  Отвечает на следущие вопросы: что представляет собой коммуникативная реальность? Почему, в силу каких причин происходят те или иные коммуникационные явления? Почему им присущи эти, а не иные особенности?
    — Методологическая функция. Во-первых разработа эффекивного способа научного познания коммуникативной реальности. Во-вторых, эта функция состоит в выработке исходных принципов познания для всего комплекса коммуникативных исследований в рамках наук коммуникативного цикла. 
    Прогностическая функция- одна из важнейших функций теории коммуникаций. Она предполагает во-первых определение ближайших и отдалённых перспектив развития социальной коммуникации, во-вторых, заблаговременное проведение научных экспертиз разрабатываемых и вводимых технических систем коммуникации с точки зрения ожидаемого от них эффекта. , в-третьих, моделирование коммуникативных процессов в обществе с целью определения их вероятных последствий и результатов.
    Практическая (инструментальная) функция теории коммуникации позволяет решить такие важные проблемы, как оптимизация процесса коммуникации  ( с точки зрения выбора канала, объёма и скорости передачи информации) , выработка рекомендаций для достижения стратегии эффективной коммуникации , учёт объективных и субъективных факторов коммуникационного процесса (условий среды коммуникации, возможностей используемых средств, специфических характеристик коммуникатораи аудитории и т.п.) , организация и регуляция социальных процессов посредствам комуникации.   

Источник: https://student.zoomru.ru/svyaz/osnovy-teorii-kommunikacii/86251.696933.s1.html

Понятие коммуникации. Механистическая и деятельностная парадигмы

Коммуникация:  — специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и

Коммуникацияне равна общению.

Человекаот животного отличает интеллект –способность к абстрактному мышлению –отличие видимого от существующего.Социальность – свойство человекасуществовать и взаимодействовать сдругими людьми. Общество без взаимодействияневозможно.

Коммуникация— механизм, посредством которогообеспечивается существование и развитиечеловеческих отношений, включающий всебя все мыслительные символы, средстваих передачи в пространстве и сохраненияво времени (*/. Кули).

Коммуникация— обмен информацией между сложнымидинамическими системами и их частями,которые в состоянии принимать информацию,накапливать ее, преобразовывать (А.Урсул).

Коммуникация— в широком смысле социальное объединениеиндивидов с помощью языка или знаков,установление общезначимых наборовправил для различной целенаправленнойдеятельности (К. Чер\т).

Коммуникацияесть информационная связь субъекта стем или иным объектом — человеком,животным, машиной (М. Каган).

Коммуникация— это прежде всего способ деятельности,который облегчает взаимное приспособлениеповедения людей… Коммуникация — этотакой обмен, который обеспечиваеткооперативную взаимопомощь, делаявозможной координацию действий большойсложности (Т. Шибутани).

Коммуникация- это акт отправления информации отмозга одного человека к мозгу другогочеловека (П. Смит, К. Бэрри, А. Пулфорд).

Коммуникация(биол.) —это передача сигналов междуорганизмами или частями одного организма,когда отбор благоприятствует продуцированиюи восприятию сигналов. В процессекоммуникации происходит изменениеинформации и взаимная адаптация субъектов(Д. Льюис, Н. Гпуэр).

Коммуникация— специфический обмен информацией,процесс передачи эмоционального иинтеллектуального содержания (А.Б.Зверинцев, А.П. Панфилова).

Коммуникацияне только общее, но и смысл, и значениенаших действий.

Парадигма– это система взглядов несколькихпредставителей научного направления,на какую либо проблему.

-Механическая парадигма – представлениео коммуникации, как о последовательном,однонаправленном процессе передачиинформации от одного получателя кдругому. Линейный процесс

-Деятельностная парадигма – пониманиекоммуникации, как неразрывного, цельного,постоянно продолжающегося процесса,где участники – субъекты, и именно отних зависит отбор канала коммуникаций,корректировка контекста сообщения ит.д. Не линейный процесс

  1. Технический, естественнонаучный и социальный подходы к определению коммуникации.

1)Техническийподход:

Коммуникация– процесс взаимосвязи 2 и более тех.Устройств, связанных между собой вединую систему (например, телефон).

+без технологического обеспечениясовременные процессы невозможны.

-сводя коммуникацию к взаимодействиюустройств, не учитывается роль разума;

-отрицается цель (компьютеры без людейне действуют);

-наличие техники не обеспечивает умениепользоваться ей;

2)Естественно-научныйподход:

Коммуникация– процесс обмена сигналами между любымиживыми существами.

+рассмотрениекоммуникации в очень широкой трактовке;

-передачасигналов исключительно инстинктивная(искл. человек);

-отсутствуетцелеполагание (осмысление своейдеятельности);

3)Социальныйподход присуще только человеку. Человек- основное действующее звено. Имеетприкладной характер (полезное человеку)

Коммуникация– процесс осознанного целенаправленноговзаимодействия 2 или более индивидов,происходящее с помощью различныхсредств, инструментов.

+Коммуникация имеет цель.

Коммуникацияориентирована на другого человека.

Коммуникациявсегда имеет результат

  1. Коммуникативная субстанция: типы субстанции, специфические черты каждого типа.

Коммуникационныесубстанции – это содержание сообщения.Субстанция (мат. или немат.) – бесформенная,зачастую, неупорядоченная идея илиматерия.

  1. Материальная субстанция – служит основанием для формирования объектов материального мира. Материальный предмет всегда имеет в себе информацию о том контексте культуры, который существовал в момент его создания. Все материальное пространство, которое нас окружает, состоит из знаков культуры. Для того, чтобы расшифровать знаки, нужны носители или прямые потомки носителей данной культуры.

  2. Идеальный – формирует информацию, не содержащуюся в объектах материального мира. Мысль – высказанная мысль – идея. Это слова, эмоции, переживания, чувства.

  3. Материально-идеальный. Материальные предметы, сущность и назначение которых носят природу идеального, например, книга. Вне данных типов информации не существует.

  1. Типы взаимодействия между объектами коммуникации.

Существуютразличные типы коммуникаций:внутриличностная (личностная),межличностная, внутригрупповая,межгрупповая, массовая коммуникации.

Они могут осуществляться в различнойсфере (культурно-духовной, научной,производственной, рекреационной,учебной), среди людей различного возраста,пола, принадлежащих к различным народам,нациям, этносам, расам (геронтокоммуникации,гендерные, национально-этнические,межрасовые коммуникации), между различнымикатегориями населения (молодежные,женские, религиозные), между планетами,континентами, странами, государствами,народами, территориями (межпланетные,межконтинентальные, межгосударственные,международные, межтерриториальные) идр.

Имеютсяразличные подходы к типологии коммуникации.Рассмотрим различные типы коммуникаций,классифицируя их по наиболее значимымоснованиям.

Помасштабности процесса коммуникации имассовости вовлекаемых в него лицразличают массовую (на уровне социальнойсистемы), среднего уровня (ограниченнуюв масштабах социальных групп и организаций- внутриорганизационные коммуникации)и локальную (внутрисемейная, триаднаяи др.

), внутригрупповую (взаимодействиене выходит за рамки определенной группы),межгрупповую (между различными группамиили большой группы с ее достаточносамостоятельными подгруппами.

Поотношению к каждому из внешних субъектовмежгрупповых взаимосвязей коммуникацииносят внешний характер — внешниекоммуникации), межличностную (междуотдельными людьми — диадные), внутриличностные(общение с самим собой).

Массоваякоммуникация представляет собой системувзаимосвязей, позволяющую получитьпрактически одновременный доступ ксоциально значимым сообщениям большомучислу людей, независимо от местарасположения, положения, социальногостатуса (например, СМИ, Интернет). Такаякоммуникация развивается на основеиспользования технических средствразмножения и передачи сообщения. Какправило массовые коммуникацииосуществляются специализированнымиорганизациями(издательства, агентства,редакции, студии).

Подмассовыми коммуникациями можноподразумевать и одновременное нахождениебольшого числа людей в ограниченномпространстве, позволяющим осуществлятьим взаимодействие (коммуникацию) с«лидерами мнений» (например, митинги,шествия, презентации, концерты на большихоткрытых или закрытых помещениях(например, в крытых стадионах). Общимкритерием для обоих видов массовойкоммуникации является одновременноепотребление большим количеством людеймассовой информации.

Внутриорганизационныекоммуникации представляют собойвзаимодействие в пределах организации.К таким коммуникациям можно отнестивзаимодействие члена организации с ееструктурными подразделениями, а такжеструктурных подразделений организациимежду собой.

Внешниекоммуникации — это система связей любойсоциальной системы с внешними социальнымиобразованиями, которые существуют внеее. Любая социальная организация неможет существовать без связей со внешнейсредой и поэтому внешние коммуникациистановятся обязательным компонентомфункционирования любой социальнойсистемы (организации, института).

Коммуникацияв группе (внутригрупповая коммуникация).В сравнительно небольшой группе каждыйучастник имеет примерно равный шансучаствовать в общении.

В группах, гдечисло участников в пределах 10-12 человеквозможно осуществление прямой и обратнойсвязи между всеми участниками обсуждения.В учебной аудитории с таким количествомстудентов возможно проведение активныхдискуссий, лекций-бесед.

Канала прямойсвязи здесь более структурирован. Чемпри межличностных коммуникациях, однакообратная связь имеет те же возможности,что и при межличностных коммуникациях.

Межличностнаякоммуникация осуществляется междудвумя людьми. Обе стороны выступают ив качестве передающей, и в качествепринимающей стороны. Послание однойстороны передается каналом коммуникациив виде звука (дополнительный канал -взгляд, жест, мимика). Обратной связьюявляется ответ каждого участника.

Внутриличностнаякоммуникация возникает внутри индивидуумав том случае, если человек обсуждаетпроблемы сам с собой, ищет решения,задает себе вопросы и сам же отвечаетна них. В качестве обратной связи здесьвыступает факт опровержения иликорректировки информации, поставленнойв вопросе.

  1. Основные характеристики коммуникативного взаимодействия.

1)Коммуникация- всегда имеет цель(даже общение винтернете)2)Коммуникация-это всегдаосмысленный процесс(оцениваем исходяиз собственного опыта)3)В процессекоммуникации должны быть задействованыкак минимум 2 человека4)Исследованиеискусственных знаковых систем(жесты,речь, мимика, рисунки)

  1. Единицы анализа коммуникативного акта.

Процесскоммуникации может быть разделен наотдельные фрагменты, единицы коммуникации– коммуникативные акты.

Вкоммуникативных актах задействованыучастники коммуникации – коммуниканты(отправитель и получатель), порождающиеи интерпретирующие сообщения.

Коммуникантамимогут быть человеческие индивиды иобщественные институты (правительства,партии, фирмы и т.п.)

Обычносообщения – это высказывания или тексты.

Но в невербальной коммуникации сообщениемможет быть изображение (дорожный знакповорота или фотография встречиполитических лидеров), физическийпредмет (цветок на окне явочной квартирыкак сообщение о провале или архитектурноесооружение как сообщение о егопредназначении, подарок как знакпризнательности или черная метка какзнак приговора). Сообщениями можно такжепризнать поступки (например, знаковыепоступки политических деятелей илишаги фирмы по продвижению товара).

Сообщениясостоят из знаков различного рода(словесных и невербальных), изучениемкоторых занимается семиотика илисемиология (наука о знаках, от греч.σήμα, σημείον ‘знак’). Знаки образуютзнаковую систему, код или язык (вербальныйязык, язык жестов, культурный код, азбукаМорзе, языки программирования и т.п.).

Коммуникацияможет осуществляться как вербальными,так и невербальными средствами

Коммуникация– сумма локальных коммуникативныхактов.

Коммуникативныйакт – конкретный случай, конкретныймомент

ПоГаральду Лассуэлу, Коммуникативный акт состоит из элементов:

  1. Источник сообщения – коммуникант, адресант, отправитель сообщения. Он инициирует коммуникативный акт, создает конкретную ситуацию. От него зависит: Что высказать? Как высказать?

  2. Сообщение:

-форма сообщения – то, как оно воспринимается,зависит от того, для кого составленосообщение

-правила составления – законы формы,структура предложения, законы языка.Из любой белиберды можно сделатьпредложение, имеющее смысл, в зависимостиот правил языка.

-содержательная часть коммуникативногодействия опирается на цель

  1. 3) Канал коммуникации – то, с помощью чего сообщение доставляется от источника информации к ее получателю: речь, язык, технические устройства и др.

СМК– лишь часть СМИ, они бывают: визуальные,аудиальные, электронные и цифровые,печатные, химические

Дигитизация– процесс перехода печатных носителейв электронные

  1. Получатель информации = реципиеит = адресат = субъект и объект коммуникации – человек или социальная группа, воспринимающая сообщение

Важнысоциальные, культурные и психологическиехарактеристики получателя – ониопределяют эффективность коммуникации.

Социолект– социальный диалект

Также важно учитывать настроение.

  1. Эффект коммуникаций – соотношение поставленной цели и полученного результата

Вспомогательныеэлементы коммуникации:

  1. Обратная связь – реакция индивида на полученное сообщение; шире – любая реакция, включая пассивную форму реакции. Обратная связь не имеет активного возражения, она воспринимается как пассивная, т.к. даже выраженная реакция ничего не меняет

  2. Обратимость – участие получателя в процессе создания. Не важно, осознанное или нет. Это активная реакция получателя на содержание сообщения. Отправитель трансформирует исходное сообщение в зависимости от реакции. Даже пассивная реакция может трансформировать сообщение

Маефтика– когда несколько людей создают истину

  1. Коммуникационный шум – технические и естественные препятствия, искажающие смысл и суть сообщения.

Этифакторы всегда имеют место и могутслучиться, но мы можем предотвратитьих.

Коммуникативныйшум предотвращается:

-избыточность речи

-повторяемость сигнала

-ремонтные меры

  1. Коммуникативный барьер – препятствие, возникающее при обмене сообщениями, которое зависит от социальных, культурных, психологических, бытовых характеристик человека, а так же условий окружающей среды.

Барьеры:

-социальный — социолект, разница статусов,круг социального взаимодействия

-культурный – образование, воспитание,традиции

-психологический – психологическоесостояние в момент коммуникации, разницав темпераментах, психологическаясовместимость

-бытовой – личностные ососбенностииндивида

  1. Математическая модель коммуникации К. Шеннона и У. Уивера. Ее трансформация Н.Винером и М. Маклюэном.

Собственнои сама теория коммуникации в XX в. вомногом «выросла» из математическойтеории связи (коммуникации), фундаменткоторой был заложен в области техникиэлектрической связи. Математическаятеория связи (коммуникации), у истоковкоторой стояли К. Шеннон и У.

Уивер, быларазработана с целью измерения количестваинформации в сигналах дальней связи.Данная теория рассматривает сигналы втом виде, в каком они передаются попроводам или излучаются в эфир, исовершенно отвлекается от всех вопросов«смысла» передаваемых сигналов.

Человеквходит в эти системы связи (телефонные,телеграфные и пр.) как их часть и тольколишь в качестве «источника» или«получателя» информации.

Таким образом,формальная математическая теория связи(коммуникации) непосредственно применималишь к техническому оборудованию — отмикрофона, телефона до персональногокомпьютера — и абстрагируется отконкретных потребителей, которые этимоборудованием пользуются.

МодельШеннона и Уивера:

Источниксигнала → координирующее устройство→ декоординирующее устройство →приемниксигнала

Этамодель доработана Вивером и Макклюином:сюда они добавили понятия :

Энтропия– скатыварие системы к хаосу(высшаястепень неупорядоченности), к разрушению

Коммуникационныйшум – естественный шум, препятствующийпередаче сигнала

Негэнтропия– любое действо, имеющее положительныйвектор, языковые средства, формы,подготовленность.

Еслиоставить коммуникацию на самотек, тоона стремится сама себя разрушить

Есликоммуникационная политика выстроенане правильно, то она увеличивает хаос

Источник: https://studfile.net/preview/5958186/

Определение, структура и средства общения

Коммуникация:  — специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и

Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

Структуру общения можно представить как триединый процесс, включающий:

— коммуникативную (передача, обмен информацией);

— интерактивную (взаимодействие);

— перцептивную (взаимовосприятие) стороны.

Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей. [1, стр.6]

1. Коммуникация – специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания.

Коммуникация в современных условиях является основой жизнеобеспечения каждой фирмы, организации, предприятия. Специалисты в области менеджмента считают, что 63% английских, 73% американ­ских, 85% японских руководителей выделяют коммуникацию как глав­ное условие на пути достижения эффективности их организаций, при­чем сами руководители тратят на нее от 50 до 90% своего времени.

Благодаря коммуникации осуществляется сбор, анализ и систе­матизация информации как внутри предприятия, так и за его преде­лами, обеспечивается необходимый уровень взаимодействия с дело­выми партнерами, конкурирующими фирмами, потребителями, по­ставщиками, финансистами, клиентами. [6, стр.11]

В коммуникативном процессе выделяют вербальные и невербальные средства общения.

Между вербальными и невербальными средствами общения существует своеобразное разделение функций: по словесному каналу передается чистая информация, а по вербальному – отношение к партнеру по общению. [2, стр.35]

Вербальная коммуникация осуществляется посред­ством речи. Под речью понимается естествен­ный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа — лексический и синтакси­ческий.

Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации с ее помощью менее всего теряется смысл общения.

Благодаря ей осуществляется кодирование и декодиро­вание информации.

Хотя речь и является универсальным средством де­лового общения, она приобретает значение только при условии включения в систему деятельности. Речь обяза­тельно дополняется неречевыми знаковыми системами. [1, стр.8]

Невербальная коммуникация структурно пред­ставляется следующими системами: визуальной, акустической, тактильной и ольфакторной (рисунок 1).

Визуальные виды общения включают в себя жесты (кинесика), мимику, позы (пантомимика), кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), простран­ственно-временную организацию общения (проксемику), а также вспомогательные средства общения — подчер­кивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы); средства преобразо­вания природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода, мелкие предметы в руках). Сюда же входит такая спе­цифическая форма делового общения, как контакт глаз. Эта общая моторика различных частей тела отобра­жает эмоциональные реакции человека, благодаря чему общение приобретает нюансы.

Акустическая система подразделяется на следу­ющие аспекты: паралингвистическая система — это си­стема вокализации, т.е. тембр голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система — вклю­чение в речь пауз, а также других средств, например покашливание, плач, смех, темп речи.

Тактильная: (такесика) — прикосновения, пожатие руки, объятие, поцелуй.

Ольфакторная — приятные и неприятные запахи окружающей среды

(естественный и искусственный запахи человека).

Рисунок 1 Невербальные средства общения

Каждая в отдельности знаковая система являет собой некий рычаг в установлении правильного (корректного), зависящего от ситуации, контакта с подчинёнными, умение влиять на его психику и его внутреннее состояние без непосредственного вмешательства.

2. Интеракция – организация взаимодействия между людьми.

Ос­новными компонентами этого процесса являются сами люди, их взаимная связь и воздействие друг на друга, предполагающее вза­имные изменения.

Выделяют следующие виды взаимодействия:

— групповая интеграция (совместная трудовая деятельность, коопе­рация);

— конкуренция (соперничество),

— конфликт.

Спецификой взаимодействия является то, что каждый его участ­ник сохраняет свою автономность и может обеспечивать саморегу­ляцию своих коммуникативных действий.

Взаимодействие складывается из действий, которые, в свою очередь, состоят из следующих элементов: действующий субъект, объект действия или субъект, на которого направлено воздействие, средства или орудия воздействия, метод действия или способ ис­пользования средств воздействия, реакция человека, на которого воздействуют, или результат действия.

При взаимодействии осуществляется физический контакт, совместная организация пространственной среды и перемещение в ней, совместное групповое или массовое действие, вербальный и невербальный информационный контакт. [6, стр.13]

3. Перцепция — процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участни­ков общения.

Восприятие социальных объектов обладает спецификой:

— воспринимаемый человек стремится трансформировать пред­ставление о себе в благоприятную для своих целей сторону;

— внимание воспринимающего сосредоточено, прежде всего, на смысловых и оценочных (в том числе причинных) интерпретациях объекта;

— большая зависимость перцепции от мотивационно-смысловой деятельности и связь ее с аффектами.

Человек осознает себя через другого человека посредством определенных механизмов межличностной перцепции, к которым относятся:

— познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция);

— познание самого себя в процессе общения (рефлексия);

— прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

Идентификация – это способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению.

Эмпатия – это эмоциональное сопереживание другому. Эмпатия основана на умении правильно представить себе, что происходит в душе другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.

Аттракция – представляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружескому или более глубокому интимно-личностному отношению.

Рефлексия – это механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимает партнера по общению.

Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (стремление к выяснению причин поведения субъекта).

Перцептивная функция общения в совместной деятельности на­правлена на решение следующих задач:

— формирование содержания межличностного восприятия;

— содействие установлению взаимопонимания;

— обеспечение влияния участников совместной деятельности друг на друга. [6, стр.13]

Важным аспектом перцептивной функции является обеспечение влияния других людей друг на друга, в результате которого меняются поведение, установки, намерения, оценки. [6, стр.15]

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/9_176860_opredelenie-struktura-i-sredstva-obshcheniya.html

Scicenter1
Добавить комментарий