КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ НАУКИ: — это процесс, сутью которого является оснащение научного

39. Интернет, компьютеризация и процессы развития научного познания. — filoaspir

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ НАУКИ: - это процесс, сутью которого является оснащение научного

 Одна из важных закономерностей науки -усиление и нарастание сложности и абстрактности научного знания, расширение иуглубление процессов математизации и компьютеризации науки. В современномобществе процессы информатизации приобретают глобальный характер.

Информатика,компьютерная техника, автоматизированные системы определяют магистральныенаправления развития и эффективность производства и технологий,проектно-конструкторских разработок и научных исследований.

Компьютеры существеннопреобразуют содержание и характер труда и обучения, по-новому ставят проблемыразвития человеческого интеллекта и личности, оказывают серьезное влияние намировоззрение человека.

Предпосылкамидля компьютеризации науки послужило:

1.возможности ЭВМ, которые гораздо шире человеческих.

2.развитие материальной базы по производству компьютеров.

3.Несколько 10-летий назад объем научной информации удваивался каждые 7-10 лет, в90-х гг. удвоение происходит в 1-2 года.

Способность общества сортировать, хранитьинформацию многократно возросла в результате важнейших технологическихновшеств: печати, аудио- и видеозаписи, компьютеров. Развитие пяти поколенийпривели ЭВМ начиная с 30-х гг.

привели в настоящее время применению в различныхотраслях знаний компьютерных технологий.

Компьютерныетехнологии в научном познании могут помочь, во-первых, в проведении анализаколичественными методами. Это самое простое применение. Во-вторых, они помогаютпри операциях моделирования и мысленного эксперимента.

Точнее, здесь мы ужеможем говорить не о мысленном эксперименте, а о новом его типе – «компьютерном,виртуальном эксперименте». От мысленного он отличается наглядностью,устранением субъективного фактора (потому что мы можем просто задать рядфакторов, ряд характеристик – и компьютер безошибочно сделает выводы).В-третьих, комп.

помогает нам при операциях абстрагирования, он помогает намперейти на формальный язык (потому что нам нужно создать язык для него, чемуспешно занимаются программисты). Это помогает не только в создании отдельнойтеории, но и повышает у всего человечества способность к абстрагированию,формализации.

Вообще, исследователю удобно обращению к компьютеру тогда, когданужно достигнуть особой точности (до сотых доли секунды, например) или полной объективности.

Всовременный период постиндустриального (информационного) обществаинформационные технологии оказывают свое существенное влияние и на трансляциюнаучного знания. Они преобразовывают знания в информационный ресурс общества.

Теперь они, а не книги, обеспечивают хранение, обработку и трансляциюинформации.

Если связать разные исторические эпохи в развитии культуры стехнологиями хранения и передачи информации, то можно сказать, что в историиразвития цивилизации произошло несколько информационных революций.

Преимущества информационных технологий (ИТ): огромный объеминформации и большая скорость ее трансляции и обработки. Следовательно,повышение уровня развития и образованности людей, увеличение степениинтеллектуализации общества. Система дистанционного обучения.

Недостатки:

Затруденасамоиндетификация индивида. Моделирование процессов и явлений происходит внеопоры на эмпирическую базу.

Нет контролируемости и отбора информации: интернет- многообразие информации различного рода глубины и содержательности, чтозатрудняет отбор и трансляцию значимого знания.

Вместе с тем, как я думаю, этоможет стать плюсом, потому что формирует новый стиль мышления: люди учатсяболее быстрому отбору необходимой информации, ее структурированию.

Возникаетбольшая легкость коммуникации внутри научного сообщества, новые формынаучной коммуникации (создание электронных учебников и пособий, возможностьпубликации в интернете результатов научных исследований, проведениеинтерет-конференций, создание информационных систем с банками данных попроблемам, которыми занимаются исследователи, ускорении общения ученых – черезЖЖ, форумы, электронную почту и т.д.) Большая легкость проникновенияновых теорий в научное сообщество, идей малоизвестных ученых (потому что винтернете можно опубликовать результаты исследований и сформировать группуединомышленников. Таким образом, без публикации в научных изданиях, публикациимонографий, можно влиять на развитие науки, транслировать свои идеи, получатьна них критические отзывы и т.д.)

Компьютеризацияне только проникает в уже существующие области науки, она сформировала инекоторые новые дисциплины. Кроме собственно программирования, информатики ит.д., появился ряд смежных дисциплин. Например, компьютерная лингвистика,психология компьютеризации и т.д. 

Источник: https://www.sites.google.com/site/filoaspir/39-internet-komputerizacia-i-processy-razvitia-naucnogo-poznania

Компьютеризация науки

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ НАУКИ: - это процесс, сутью которого является оснащение научного

Компьютеризация — процесс проникновения современной вычислительной техники (ЭВМ) во все сферы бытия индивидуума и социума в целом.

ЭВМ не только способствует повышению эффективности сбора, обработки и хранения информации любого уровня и объема, но и принципиальным образом расширяет познавательные возможности человека. Одной из наиболее заметных черт современной науки является быстрое развитие новых компьютерных информационных технологий.

Созданные самой наукой, они активно ею используются и оказывают обратное влияние на процесс научного познания. Достаточно сказать, что всё больше Нобелевских премий присуждаются именно таким исследованиям (один из примеров в области естественных наук — премия 1998 г. У. Кона и Дж.

Попла за разработки в области компьютерной химии). Влияние компьютеризации многообразно, затрагивает буквально все сферы научного знания и в последнее время становится предметом историко — научных, философских и социологических исследований.

В определенном смысле компьютеризацию можно рассматривать как простое количественное развитие существовавших ранее способов обработки информации. И, прежде всего, это относится к развитию методов формализации знания.

Компьютерные технологии позволяют в значительно большем объёме использовать математические методы, как в фундаментальных исследованиях, так и в прикладных науках (что, кстати говоря, и было одной из первых сфер использования компьютеров).

Компьютеризация позволяет значительно расширить возможности методов научного наблюдения и классификации (например, интересные и наглядные результаты может дать осуществляемая в Томском университете работа по переводу на компьютерные носители материалов старейшего в Сибири гербария имени профессора Крылова).

На этом пути для некоторых научных дисциплин открываются новые и во многом непривычные, даже парадоксальные возможности. Так для искусствознания и эстетики значительный интерес представляет то, что компьютерная копия произведения живописи по качеству может быть лучшей, чем оригинал картины.

Эти и другие примеры эффективного использования компьютеризации в широком спектре наук (от медицины, химии и астрономии до гуманитарных дисциплин) позволяют нам сделать вывод о том, что новые информационные технологии обладают значительными эвристическими возможностями и при этом хорошо соответствуют формальным критериям научности знания — его объективности и воспроизводимости.

Однако уже имеющийся опыт компьютеризации показывает нам некоторые новые возможности в структурировании научного знания. Речь идёт о развивающейся сети компьютерных коммуникаций Internet и о некоторых прикладных программах лингвистического и поискового характера.

И по мере развития технической базы научная информация из любого научного центра мира будет, несомненно, более доступна, чем при традиционных формах поиска через региональный библиотечный центр.

Современные технологии позволяют передавать не только текст, но и визуально и звуковую информацию, что в наибольшей степени соответствует объективному характеру научного знания.

Конечно же, для науки все эти возможности новых информационных технологий пока существуют более в перспективе (подобно тому, как сам Internet называют «виртуальной реальностью») и их реализация зависит от развития техники, и, что более важно, от сознательной деятельности самих учёных.

Осмысление новых возможностей компьютерных технологий позволяет говорить о формировании нового носителя информации, т.е. о явлении, способном многое изменить в научном познании.

Хранение и передача информации тесно увязываются с изменением социального статуса научно-познавательной деятельности, процесса профессиональной идентификации учёных и т.д.

Подобные процессы известны в истории науки, и мы можем сослаться в качестве примера на то влияние, которое оказало на науку изобретение книгопечатания. Ведь именно вокруг первых европейских типографий формировались те новые сообщества учёных («кружки исследователей» по названию А.Ф.

Лосева), интересы которых выходили за пределы господствующих тогда в университетской науке «тривиума» и «квадриума». Именно с этими сообществами была связана деятельность многих из основателей современной науки.

Внедрение новых информационных технологий активизирует в науке те подходы, где знание функционирует другим способом, где главным является проблема, а не ответ, деятельность, а не уже найденное решение. И поэтому реализация возможностей компьютеризации может в конечном итоге явиться важнейшим фактором формирования новой организационной структуры научного знания.

В конце XX века научно — техническая революция (НТР) вступила в стадию «компьютерной революции». Компьютеризация — один из существенных процессов, обеспечивающих динамику социокультурного развития цивилизации во всех формах ее проявления.

ЭВМ выводит развитие науки на принципиально новый уровень:

  • — компьютерное моделирование позволяет совершенствовать методы теоретического воспроизведения действительности в рамках конкретной науки;
  • — активно развивается комплекс новых теоретических дисциплин (теория алгоритмов, исследование операций, теория игр и др.), имеющих имманентно (внутренне) интегративную направленность;
  • — создаются технические условия для интегрирования знания во всех его областях, что является предпосылкой для «прорыва» на следующий (более высокий) уровень познания;
  • — становится реальным создание «искусственного интеллекта» — технических систем, способных на основе введенной человеком информации принимать самостоятельные решения, расширяя и углубляя информационный процесс. Искусственный интеллект — симбиоз «человек — машина», принципиально изменяющий познавательные и деятельностные возможности человека.

Глобальная сеть Internet придает научно-информационному и образовательному процессу общепланетарный характер и масштабы.

Информация становится доступной не только в мировых научных центрах, но и практически в любом уголке планеты.

Происходит глобализация мирового информационного потока, что является фактором интеграции не только научного знания, но и социокультурных процессов, происходящих на национальном и региональном уровнях.

Вычислительная техника (а компьютер её главнейший представитель) появляется, прежде всего, как инструмент количественных измерений, а они настолько важны, что иногда само возникновение науки связывают с возникновением количественных измерений. Практически всю историю цивилизации вычисления производились с помощью обыкновенных счетов, что имеет неизбежный предел.

Начало этого процесса можно отнести к 40-м гг. XX в., когда в СССР и США были созданы компьютеры для моделирования процессов цепной реакции ядерного деления.

С самого начала процесс компьютеризации, по своим масштабам и значимости вышел за рамки чисто технической и технологической сферы, и приобрел глобальное социальное значение: без применения компьютеров стало бы невозможным появление ядерного оружия.

Первые шаги на пути создания современных вычислительных средств предпринял в 1820 году Чарльз Бэббидж (1791-1871). Он решил создать механическое устройство для математических расчётов.

Чарльз Бэббидж придумал вводить данные с помощью перфорированных карт, а также другие способы, которые стали неотъемлемой частью вычислительной техники. Настоящий прорыв в этой области совершил англичанин Алан Тьюринг (1912-1954).

Он использовал простую цифровую технологию в виде двоичного устройства наподобие телеграфного реле и предложил разбить сложную математическую задачу на ряд двоичных выборов, чтобы машина могла выполнять каждое из этих действий и на основе логики решать поставленную задачу.

Затем последовали теория информации К.Шеннона, кибернетика Н.Винера, Р.Эшби, Дж.фон Неймана, общая теория систем Л. Фон Берталанфи и другие исследования в разработке теоретических основ вычислительной техники.

Во второй половине XX века развитие вычислительных систем шло лавинообразно и в начале XXI века даже дети владеют компьютерами, которые значительно мощнее тех, что например, всего тридцать лет назад использовались для реализации космической программы высадки человека на Луну.

Появились мощные вычислительные сети, а следом и важнейшее техническое достижение — глобальная сеть Интернет. Интернет становится неотъемлемой частью нашего быта, он позволяет мгновенно получать информацию с любого места на Земле и поддерживать контакты, как между отдельными людьми, так и между организациями.

Трудно предугадать будущее этой сети, но в её воздействии на жизнь общества сомневаться не приходится.

Развитие вычислительной техники — наиболее яркое свидетельство происходящей цифровой революции. Но с точки зрения философии науки, этот процесс выглядит ещё значительнее.

Математика, будучи одним из важнейших факторов становления науки на протяжении 17-18 веков, использовалась главным образом в качестве орудия логики. Это верно и теперь.

Математический аппарат оста?тся основой научно-исследовательской работы во всех областях — от космологии до ядерной физики. Но в 19 веке развитие статистики позволило определять вероятностные характеристики причинных связей.

И здесь новые возможности по обработке огромного количества данных в цифровом виде обеспечили человеку доступ к использованию цифровой техники не только в целях вычисления, но и для анализа и выявления глубинных свойств действительности.

Моделирование и вычислительный эксперимент в научных исследованиях выступают как интеллектуальное ядро информатики.

Но в то же время, моделирование поведения больших сложных систем компьютерными методами, по сути, размывает традиционные границы экспериментальных исследований (происходит удаление от натурного эксперимента, возникают трудности в привычной, отработанной практике описания экспериментальных процедур и т.п.).

Цифровая революция изменила почти все стороны жизни. Изображение и звук в оцифрованном виде можно намного проще, богаче и точнее анализировать, записывать и передавать, чем с помощью механических или аналоговых средств.

И даже человеческий геном, в котором отражены самые глубинные процессы жизни, представлен в цифровом виде. На DVD-диски можно записать звук, кинофильм, многотомные энциклопедии и даже генетические команды по созданию живой ткани.

Вс?, что человеком воспринимается совершенно по-разному, выражается одним способом — через последовательность двоичных кодов.

Мир стоит на пороге нового неслыханного технологического переворота. Рождается новая, информационная цивилизация, в которой коммуникационная связь на основе цифровых технологий преобразует большую часть привычных способов жизнедеятельности человека и общества.

Последствия информатизации общества (как, впрочем, и всех технологических революций) будут различными для разных народов, регионов и стран, в зависимости от их экономического, технологического и политического развития, от их культуры, традиция и менталитета.

И это различие в последствиях информатизации может привести к ещё большему расколу человечества. Преодоление этих противоречивых тенденций невозможно без философского осмысления как развития цифровых технологий в целом, так и, особенно, Интернета.

Подобное осмысление только ещ? началось и философское значение Интернета далеко ещё не ясно. Тем не менее, здесь уже можно наметить следующие проблемы:

  • — феномен зависимости от Интернета;
  • — Интернет как инструмент новых социальных технологий;
  • — Интернет как информационно-коммуникативная среда науки 21 века и как глобальная среда непрерывного образования;
  • — проблема реальности в информатике; виртуальная реальность;
  • — Интернет как метафора глобального мозга.

Page 3

На первых порах социальная значимость компьютеризации была осознана, главным образом, в ее мировоззренческом аспекте как проблема искусственного интеллекта. Вопрос о возможности создания компьютера, способного мыслить, широко обсуждался в научной литературе и был плодотворен скорее в смысле уточнения таких категорий, как разум, познание, мышление.

Нет никакого сомнения, что компьютерная техника играет существенную роль в профессиональном развитии человека, оказывает большое влияние на общекультурное развитие личности: способствует росту творчества в труде и познании, развивает инициативность, нравственную ответственность, умножает интеллектуальное богатство личности, обостряет понимание людьми смысла своей жизни и назначения человека в обществе и в универсальном мире. Но верно также и то, что она несёт в себе угрозу.

Незаметно для окружающих, компьютер стал подменять собой все.

Зачем читать книгу, когда есть синтезатор речи? Зачем заниматься спортом, когда соревнование можно устроить на своем любимом мониторе? Зачем учиться водить автомобиль, когда есть гоночный автосимулятор? Все больше людей перестают совершенствоваться, заниматься своими делами, воспитывать детей, вести привычный образ жизни, отдавая все свое личное, а зачастую и рабочее время компьютеру. У психологов и психиатров возник даже специальный термин — «компьютерная зависимость Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером». Это зависимость от персонального компьютера, заболевание сродни алкоголизму или наркомании. Компьютерная зависимость поражает все больше и больше молодых людей, проводящих свое свободное время перед монитором.

Так компьютер из верного помощника постепенно стал превращаться в злейшего врага человека. Глобальная компьютеризация таит в себе опасность утраты диалогичности в общении с другими людьми, порождая “дефицит человечности”, появление раннего психологического старения общества и человеческого одиночества и даже снижения физического здоровья.

Важнейшими социальными последствиями компьютеризации являются: изменение характера производственной деятельности многих отраслей промышленности, изменение коммуникационных стратегий, появление определенных социальных групп, жизнедеятельность которых непосредственно связана с компьютерными сетями, появление новых видов интеллектуальной деятельности, становление «киберкультуры», переоценка ценностей. Меняя основы жизнедеятельности социума, ценностные ориентиры и психологические черты индивидуумов, формируя новые социальные группы, компьютеризация предстает как глобальный социальный феномен.

С помощью новейших политических технологий, обеспеченных средствами информатики, можно формировать любое общественное мнение, манипулировать человеческим сознанием.

Многие исследователи утверждают, что повальная компьютеризация сильно влияет на человеческую природу, меняет человеческое сознание, снижает нормальный уровень эмоциональной жизни, приводит к компьютерной зависимости. Проблема сохранения личности в и информационном обществе, таким образом, приобретает особую актуальность.

Именно поэтому концепция информационной безопасности есть не только чисто техническая или экономическая проблема; важнейшей е? частью становится гуманитарная составляющая.

Информатизация привела к созданию всемирной компьютерной сети и связанным с ней проблемам, отставание технической базы от вала информации. При этом каждому доступна практически любая необходимая ему информация.

Это с одной стороны должно привести к росту творческих возможностей, но при этом возникают проблемы человеческого общения, семейные проблемы, новые преступления, связанные с компьютером: знакомства, секс, маньяки.

Давая всем равный доступ к информации, размещенной в сети, компьютеризация расширяет рамки научного, рыночного, повседневного обмена информацией (интернет — конференции, интернет — магазины, чаты), в политическом отношении выступает как инструмент демократизации социальной среды (популярные сегодня идеи открытого общества, интернет — правительства и т.п.).

Последствия научно-технического прогресса породили в свое время на Западе различные технократические теории. Их суть сводилась к идее о том, что всеобщая технизация жизни способна решить все социальные проблемы.

Широкое распространение получила концепция «постиндустриального» общества (Д.

Белл и другие), согласно которой обществом станут управлять организаторы науки и техники (менеджеры), а определяющим фактором развития общественной жизни станут научные центры.

Проблема информации в современной науке с философской точки зрения — это не только гносеологическая или логическая проблема, но и социологическая, ибо наука — это не только система знаний, но и социальная деятельность по получению этого знания, приведение его в систему и использование его в производстве и иных практических областях. Проблема также и в злоупотреблении компьютером, а отсюда неадекватное влияние на сознание человека со всеми вытекающими негативными последствиями.

Page 4

Феномен компьютеризации, зачастую воспринимаемый лишь как чисто технический или социальный, обусловил в конце XX века новый этап научно-технической революции, изменил социальные стратегии, стал настолько значимым, что потребовал философского осмысления.

Глобальная компьютеризация таит в себе опасность, а именно это:

  • — компьютерная зависимость;
  • — утрата диалогичности в общении с другими людьми;
  • — раннее психологическое старение общества;
  • — снижение физического здоровья и т.д.

Решение этих проблем я считаю пока невозможным, потому что, во — первых, как известно, некоторые философские вопросы остаются до селе без ответов, т. е. открытыми, а, во — вторых, проблемы информационного общества останутся не решенными пока человечество не осознает необходимость решения этих проблем.

Но все же, несмотря на вышеописанные недостатки, компьютерные технологии принесли немало добра людям, облегчив их труд, подарив массу новых возможностей для самореализации и творческой деятельности. Электронная вычислительная техника внесла человека в XXI век и будет верой и правдой служить ему. Компьютерные технологии — наше будущее.

Компьютеризация имеет также некоторые преимущества. Она создала новые возможности в сфере образования. Использование компьютеров расширяет возможности активных форм занятий в учебных аудиториях, позволяет имитировать изучаемые процессы, создавать ситуации, близкие к реальности. Использование сети Интернет, мультимедиа — технологий радикально расширяют возможности дистанционного обучения.

Page 5

Перейти к загрузке файла
  • 1. Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1965.
  • 2. Компьютеризация науки как путь к диалогу и интеграции Р.В. Маслов, С.П. Позднева
  • 3. Мамзин А.С. (ред.) — История и философия науки. Учебное пособие для аспирантов. М., 2008.

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источник: https://studwood.ru/597664/sotsiologiya/kompyuterizatsiya_nauki

Компьютеризация науки, ее проблемы и следствия

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ НАУКИ: - это процесс, сутью которого является оснащение научного

Один из создателей кибернетики, У. Р. Эшби, около полувека тому назад назвал компьютеры «усилителями наших мыслительных способностей», тем самым как бы предлагая нам задуматься, каким образом компьютерная техническая мощь может повлиять (и может ли?) на развитие науки. «В самом деле, уже сейчас компьютеры существенно усиливают наши мыслительные способности.

Они позволяют производить громоздкие расчеты, решать сложные системы уравнений, выполнять поиск логического вывода, доказывать теоремы и — может быть, самое впечатляющее — строить и изучать модели в виде компьютерных программ для объектов, являющихся предметами фактически любых областей науки и любых областей практической деятельности»1.

Компьютеризация науки, на наш взгляд, имеет два наиболее очевидных следствия для развития научного знания.

Первое — это появление новых направлений познания, непосредственно связанных с развитием высокотехнологичных отраслей, таких как исследование последствий и проблем компьютеризации различных сфер человеческой деятельности, а также конструирование новых высокотехнологичных способов преобразования мира. Как на самый очевидный пример такого направления можно указать на всеобщий интерес к феномену виртуальной реальности.

Одной из особенностей новых направлений познания, без сомнения, стала ориентация на междисциплинарность.

Для работы в области информационных технологий важными оказываются не только инженерное и программистское знание, но и осведомленность в области психологии, философии, социологии, лингвистики, владение различными видами моделирования и многое другое.

Поэтому естественным образом появляются новые области научного знания, такие, к примеру, как телематика (объединение средств телекоммуникации и информатики) и когитология (пограничная область между психологией, лингвистикой, информатикой и философией, сформировавшаяся в результате развития инженерной дисциплины, которая занимается проблемами создания искусственного интеллекта). Предметом исследования когитологии является устройство и функционирование человеческих знаний.

Существуют разные взгляды на роль философии в процессе компьютеризации. Можно привести такой пример. В 2006 г. философский факультет СПбГУ посетил известный философ и культуролог профессор М. Н. Эпштейн.

В своей лекции о виртуальной реальности он высказал убеждение, что самые насущные технические и программистские задачи, связанные с конструированием виртуальной реальности, уже решены; остаются лишь содержательные задачи метафизического плана: каких виртуальных персонажей придумать, по каким законам им жить и умирать, каковы пределы воли пользователя и т.д. Философия, используя опыт освоения одной реальности, может создавать основы новых миров, производимых техникой.

Второе следствие компьютеризации науки — это новые формы трансляции и структуризации имеющегося научного знания.

Здесь речь во многом идет о представленности знания как информации — структурирования в форме on-line, создания поисковых систем, организации форм интерактивного общения в научном сообществе.

Проблемы здесь соответствующие: вопрос об авторском праве, о цензуре, о достоверности и ответственности, о связи между активным обращением ученого к информационной сфере и его профессиональной продуктивностью.

В современных информационных коммуникациях на первый план выходят проблемы изложения, передачи, поиска и обнаружения знания, т.е. концепция знания как информации.

Репрезентация знания в форме информации — серьезная проблема философии и науки, безусловно, связанная также с эволюцией средств массовой информации. Раньше других к этой проблеме обратились в США. Американский философ М.

Маклюэн (1911-1980) провозгласил решающую роль техники — инструмента коммуникации — в жизни общества. Свою позицию он выразил в емком запоминающемся лозунге: «Форма коммуникации — это и есть ее содержание».

Наш современник, испано-американский социолог и экономист М. Кастельс, развивает данный тезис, представляя свою концепцию возникающего «информационального» общества (informational society).

«Информациональное» общество Кастельс отделяет от общества «информационного» (information society), чтобы не смешивать наступающую принципиально новую эпоху от антропологически естественной важности информации как ресурса во всех обществах во все времена.

Информациональное общество конституируется революционным переворотом в сфере новых технологий. Этот переворот должен привести к погружению социальной и экономической жизни общества в интернет-сети.

В то же время зарождающееся «информациональное общество» строится таким образом, что «генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальными источниками производительности и власти».

Опираясь на работы ряда теоретиков, М. Кастельс очерчивает границы информационно-технологической парадигмы, имеющей несколько главных черт. Во-первых, информация в рамках предлагаемой парадигмы служит сырьем технологии, и, следовательно, технология в первую очередь воздействует на информацию, но никак не наоборот.

Во-вторых, эффекты новых технологий охватывают все виды человеческой деятельности. В-третьих, информационная технология инициирует сетевую логику изменений социальной системы. В-четвертых, информационно-технологическая парадигма основана на гибкости, когда способность к реконфигурации становится «решающей чертой в обществе».

В-пятых, важной характеристикой информационно-технологической парадигмы становится конвергенция конкретных технологий в высокоинтегрированной системе.

Посмотрим, в какие конкретные последствия вылилась компьютеризация науки. В Институте истории естествознания и техники РАН был проведен анализ процесса ассимиляции информационно-коммуникационных технологий в российском академическом сообществе за десять лет (1994-2004). Больше всего исследователей интересовало влияние информационных инноваций на профессиональную продуктивность ученых.

По результатам данного исследования были сделаны интересные выводы. Современные информационно-коммуникационные технологии, несомненно, дают людям науки больше возможностей для удовлетворения таких важных профессиональных потребностей, как поиск информации и научное общение.

Однако в отношении корреляций между активностью ученого в использовании информационно-коммуникационных технологий и его профессиональной результативностью было сделано заключение, что подобная пользовательская активность была скорее следствием общей профессиональной активности и успешности ученых, чем ее причиной.

Кроме этого исследователи обратили внимание на трудности, возникающие на стыке новых технологических возможностей и старых политических установок.

Основная проблема заключается в том, что, если говорить о науке не как о системе знаний, а как о сфере деятельности, то мировой науки как таковой не существует, ибо она организована по национальному принципу, да и в национальных рамках еще разделена ведомственными барьерами.

Интернациональные научные проекты зачастую находятся в противоречии с национальными интересами их участников.

К тому же отмечается такое следствие компьютеризации науки, как возникновение гомогенизированных коллективов в виртуальных группах научного общения, другими словами, сеть формируется из уже известных, маститых ученых, ограничивая возможность притока разнообразных специалистов с неортодоксальными методиками и взглядами.

Кроме того, исследователи обращают внимание на тот факт, что поиск нужной информации в Интернете требует довольно много времени и усилий, что приводит к появлению «посредников» между собственно поисковой базой Интернета и ученым. Многие ученые, согласно данным исследования, получают информацию не из интернет-источников, а от коллег, уже знакомых с этой информацией, что существенно сужает долю «случайной», непредвиденной информации, с которой мог бы встретиться исследователь. С другой стороны, самостоятельное блуждание по поисковым базам позволяет обнаружить самые разные источники информации, которые в противном случае вряд ли попались бы ученому на глаза.

Резюмировать сказанное о проблемах и следствиях компьютеризации науки можно следующим образом. Эволюция технических средств, с одной стороны, приводит к новой структуризации и транслированию научного знания. С другой стороны, переформулируя тезис А.

де Токвиля о политическом равенстве и экономическом неравенстве в демократических обществах, можно говорить о проблеме информационного равенства и экономического неравенства в эпоху постиндустриальной демократии.

Приоритеты отдельных государств и корпораций ограничивают возможности участия в научных проектах заинтересованных профессионалов, а также распространения соответствующей информации.

Здесь необходимо заметить, что проблемы, которые ставит перед нами компьютеризация, не являются автономными по отношению к кругу проблем, возникающих у науки в обществе современного капитализма.

Компьютеризация науки имеет еще одно следствие, имеющее отношение к внутреннему характеру самой науки, а именно потенциальную возможность интеграции научного знания. «Наука сейчас такова, — отмечает академик В. С. Степин, — что процессы дифференциации явно опережают процессы интеграции. Она разделена на области, которые плохо стыкуются между собой.

Часто ученый специалист говорит на таком языке, который не понятен его коллеге-ученому из соседней области науки». От себя добавим, что иногда язык научного общения различается не только в соседних областях, но и в одной и той же области науки.

Информационно-коммуникационные технологии потенциально способны преодолеть эту проблему, но мы говорим «потенциально», потому что соответствующих исследований по этой тематике пока не опубликовано.

Безусловно, очевидны и положительные стороны компьютеризации науки. Теперь исследователь может получить большое количество информации, не выходя из дома; университеты, библиотеки, научные фонды, музеи всего мира стремятся перевести свои базы данных в электронную форму и представить в открытом доступе.

Разумеется, в открытом для всех желающих доступе содержится далеко не вся искомая информация, но все же очевиден тот факт, что ученый, да и любой интересующийся какой-то областью знаний человек стал гораздо меньше ограничен рамками своего географического положения.

Компьютеризация науки позволяет сделать процесс научного творчества более прозрачным: мы можем не просто ознакомиться с научными работами по интересующему нас вопросу, но и получить сведения об их авторах, обо всех выполненных ими исследованиях, их научных статусах, а в ряде случаев и вступить в дискуссию.

Вне всякого сомнения, компьютеризация науки позволяет существенно экономить такой бесценный ресурс, как время.

Нелишним будет упомянуть и о таком еще следствии компьютеризации, как формирование компьютерной парадигмы, или концепции «цифровой философии», которая представляет собой новый язык описания, ориентированный на модель компьютера. Например, таковы попытки описания законов физики как компьютерных программ, а Вселенной — как гигантского компьютера.

Видимо, в рамках цифровой философии гегелевский тезис о том, что все разумное действительно, а действительное — разумно, будет звучать как «все дигитальное действительно, а все действительное -дигитально». Время покажет.

Источник: https://studme.org/101702185195/filosofiya/kompyuterizatsiya_nauki_problemy_sledstviya

Компьютеризация обучения — это… Что такое Компьютеризация обучения?

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ НАУКИ: - это процесс, сутью которого является оснащение научного

   — в узком смысле — применение компьютера как средства обучения, в широком — многоцелевое использование компьютера в учебном процессе. Осн. цели К.о.: подготовить подрастающее поколение к жизни в информатизованном обществе, повысить эффективность обучения путём внедрения средств информатизации.

   Различают два направления компьютеризации (информатизации) обучения: овладение всеми способами применения компьютера в качестве средств учебной деятельности; использование компьютера как объекта изучения. Идеи применения компьютера как средства обучения возникли в 50-х гг. 20 в. в рамках программированного обучения. В 1959 в школе № 444 г.

Москвы под руководством С.И. Шварцбурда был начат эксперимент по изучению старшеклассниками программирования и основ вычислительной техники. Были разработаны и внедрены в школе факультативные курсы «Основы программирования», «Основы ЭВМ», «Основы кибернетики» и другие.

В учебно-производственных комбинатах осуществлялась профессиональная подготовка школьников по специальности «оператор-программист». По мере совершенствования технических характеристик самого компьютера и его программного обеспечения, расширения его дидактических возможностей утвердилась идея о принципиально новых свойствах компьютера как средства обучения.

Компьютер позволяет строить обучение в режиме диалога, реализовать индивидуализированное обучение, опирающееся на модель учащегося, его «историю обучения». Изменилась оценка роли и места компьютера в учебном процессе. К началу 90-х гг. были созданы десятки тысяч различных обучающих систем, их общепринятой классификации не существует. Мн.

авторы выделяют следующие типы систем: тренировочные; наставнические, проблемного обучения; имитационные и моделирующие; игровые программы.

   С учётом истории развития компьютерного обучения следует различать два вида обучающих систем — традиционные и интеллектуальные. Осн.

особенности интеллектуальных обучающих систем: управление учебной деятельностью с учётом всех её особенностей на всех этапах решения учебной задачи, начиная от постановки и поиска принципа решения и кончая оценкой оптимальности решения; обеспечение диалогового взаимодействия, как правило, на языке, близком к естественному.

В интеллектуальных обучающих системах индивидуализированное обучение осуществляется на основе динамической модели учащегося.

Системы этого вида позволяют обеспечить распределение управляющих функций между компьютером и учащимся, передавая последнему по мере формирования учебной деятельности новые обучающие функции и обеспечивая тем самым оптимальный переход от учения к самообучению. В отличие от традиционных компьютерных систем, которые функционируют на основе заложенного алгоритма, интеллектуальная обучающая система в соответствии с заложенной системой правил организует управление учебной деятельностью как эвристический процесс.

   К.о. оказывает существенное воздействие на все компоненты учебного процесса. Значительное влияние компьютера на содержание обучения обусловлено, с одной стороны, тем, что для учащегося стало доступным многое из того, что ранее считалось посильным лишь для специалиста высокой квалификации.

Это стало возможным благодаря возможностям компьютера в наглядном представлении учебного содержания; применению компьютерных средств, реализующих идеи искусственного интеллекта, в частности экспертных систем, обеспечивающих усвоение разнообразных декларативных и процедурных знаний; предоставлению учащимся доступа к большим объёмам необходимой им информации, в т.ч.

и непосредственно относящейся к решаемой ими задаче. С другой стороны, компьютер позволяет включать в содержание обучения различные эвристические средства, прежде всего стратегии поиска решения задач.

Важное значение имеет и то, что компьютер создаёт реальные предпосылки для создания интегрированных учебных предметов, разработки содержания профессионального обучения с учётом реальных производственных процессов, делает объектом изучения учащегося его собственную учебную деятельность.

   Использование компьютера в учебных целях вносит значительные изменения в деятельность учащегося.

Он освобождается от необходимости выполнения рутинных операций, имеет возможность, не обращаясь к педагогу, получить требуемую информацию, в т.ч.

и относящуюся к способу решения поставленной им самим конкретной учебной задачи; избавляется от страха допустить ошибку; получает возможность приобщения к исследовательской работе.

   Второе направление К.о., связанное с применением компьютера в качестве объекта изучения, в своём развитии также претерпело существенные изменения. В 60-х гг.

в СССР цели компьютерной грамотности на уровне школьного обучения сводились преимущественно к знанию возможных применений компьютера и не предполагали умения практически пользоваться им для решения задач. В начале 70-х гг.

практическое владение ЭВМ связывалось с обучением школьников программированию. В этом направлении накоплен значительный опыт и созданы предпосылки К.о. Со 2-й половины 70-х гг.

изменился подход к определению сущности компьютерной грамотности, пересмотрена образовательная ценность различных видов знаний и умений. Осн. акцент делается на решение задач с помощью компьютера и рациональное использование математического обеспечения.

   Важными компонентами компьютерной грамотности школьников являются знания о применении ЭВМ в различных сферах производства, культуры, образования, а также о тех изменениях в деятельности человека, которые с ним связаны.

Важная цель компьютерной грамотности — умение обращаться с автоматизированными информационными системами (электронными банками данных). С конца 80-х гг.

предмет изучения расширяется до основ информационной культуры, где большое внимание уделяется новым информационным технологиям.

   Использование компьютера в качестве средства обучения выявило необходимость пересмотра мн. теоретических положений дидактики и педагогической психологии.

Так, экспертные системы, позволяющие довести учащегося до правильного решения задачи любой сложности, а также гипертекстные обучающие системы, предоставляющие учащемуся значительные возможности в выборе последовательности изучения учебного материала, требуют внесения корректив в соответствующие принципы обучения.

   Следует иметь в виду, что К.о. не решает все проблемы обучения, компьютер не может и не должен вытеснить из учебного процесса педагога, новые информационные технологии обучения не могут полностью заменить традиционные технологии. Компьютеризация обучения способствовала развитию дистанционного обучения.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 125-126)

   Ч312.31

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Источник: https://pedagogical_dictionary.academic.ru/1516/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

Компьютеризация и ее социальные последствия. Виртуальная реальность как социокультурный феномен информационного общества

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ НАУКИ: - это процесс, сутью которого является оснащение научного

Компьютеризация науки — это процесс, сутью которого является оснащение научного пространства новой производительной силой — искусственным интеллектом компьютера. Как новая производительная сила, компьютеризация позволяет не только хранить сумму накопленных знаний более совершенным способом, но и особым образом обрабатывать интеллектуальный материал, анализировать его.

Компьютеризация — это новый формат научного знания. В таком случае компьютер выступает как инструмент получения и обработки научного знания.

Компьютеризация науки начинается с 70-х гг. XX в. Она позволяет создать новый уровень научного пространства существования и развития знания, создаются новые возможности для распространения научного знания.

Одна из таких возможностей — ведение научного диалога на расстоянии, организация виртуальных конференций и форумов.

Это не только значительно экономит человеческое время, энергию и материальные средства, но и позволяет осуществить контакт чуть ли не с любой точкой мира.

На сегодняшний день компьютер и информационная система Интернет позволяют создавать целые виртуальные институты. Компьютеризация создает в подлинном смысле принципиально новые средства выработки, хранения и использования информации.

Еще одна радикально новая возможность, которую предоставляет компьютеризация ученым, — это создание виртуальных полигонов для реализации теоретических знаний на практике.

В идеале, обладая такими возможностями, нет необходимости проводить эксперимент в условиях реальной окружающей среды. Затратность эксперимента, его вредоносность и длительность процесса преодолеваются с помощью компьютерного эксперимента.

Посредством компьютера можно также смоделировать возможное развитие какого-либо процесса, будь то процесс исторический, физический или биологический и т. п.

В соотношении искусственного и естественного интеллекта необходимо учитывать очевидное противоречие: то, что становится искусственным и передается машине, перестает быть интеллектом, а то, что подлинно интеллектуально, остается вне функций компьютера. Тем самым человек не может получить выигрыш в искусственном интеллекте, не проиграв чего-то в естественном. Остается открытым вопрос: дает ли компьютер принципиально новую информацию или он лишь перерабатывает то, что заложено в него человеком.

В философии возникают вопросы, связанные с компьютерной этикой. Компьютерная этика ставит вопрос о способах (правомерном или неправомерном) использования информации в информационном обществе.

Компьютерная этика освещает вопросы, связанные с угрозой тайнам частных лиц и защитой корпоративных секретов, созданием институционального автоматизированного управления, гарантирующего неприкосновенность частных тайн и невозможность вторжения посторонних в автоматизированные базы данных сети.

Компьютерная этика включает в себя и так называемые «кодексы специалистов», в которых регламентируются ответственность за ошибки, допущенные в ходе функционирования компьютерных программ, а также отношения между компьютерной техникой и институциональной властью (имеется в виду, каким общественным и идеологическим интересам служат определенные виды доступа к компьютеру).

С другой стороны, использование информационной техники в области принятия научных решений ставит вопрос об ответственности как исследователей, так и программистов.

Речь идет об определенных типах информационных технологий, которые могут вызывать «информационное загрязнение» или создавать так называемый «парадокс информационной технологии», когда чем больше информации, тем меньше возможности ее контролировать.

Компьютеризация и информатизация создали новые возможности в сфере образования. Использование компьютеров расширяет возможности активных форм занятий в учебных аудиториях, позволяет имитировать изучаемые процессы, создавать ситуации, близкие к реальности.

Использование сети Интернет, мультимедиа-технологий радикально расширяют возможности дистанционного обучения. Однако и в этой сфере возможности компьютера имеют свои пределы.

В целом ряде профессий непосредственное общение преподавателя с обучающимся является более адекватным механизмом передачи исходных смыслов, нежели с использованием машины в качестве посредника.

Язык компьютерных систем неадекватен некоторым измерениям человеческого существования, не способен к отражению практического рассудка, опирающегося на неявные, скрытые формы знаний. Миру компьютера чужды смысловые измерения, присущие мастеру. Проблема границ компьютеризации объединяет познавательные усилия социологов, ученых и практиков самых различных профессий.

Виртуальная реальность – это высокоразвитая форма компьютерного моделирования, которая позволяет пользователю погрузиться в искусственный мир и непосредственно действовать в нем с помощью специальных сенсорных устройств, которые связывают его движения с аудиовизуальными эффектами. При этом зрительные, слуховые, осязательные и моторные ощущения пользователя заменяются их имитацией, генерируемой компьютером.

Характерными признаками виртуальной реальности являются:

— моделирование в реальном масштабе времени;

— имитация окружающей обстановки с высокой степенью реализма;

— возможность воздействовать на окружающую обстановку и иметь при этом обратную связь.

Термин «виртуальная реальность» был предложен в 1984 г. американцем Дж. Ланьером (Jaron Lanier), владельцем фирмы, освоившей выпуск компьютеров, способных создавать стереоскопическое изображение. Но есть версия, что этот термин был придуман в 70-х годах ХХ в. в Массачусетском технологическом институте для обозначения интерактивности человека в компьютерном пространстве.

Наиболее широкое распространение словосочетание «виртуальная реальность» и получило применительно к компьютерным системам, что было зафиксировано как факт в некоторых словарях, например: «…Виртуальная реальность – совокупность программно-аппаратных средств для создания ощущения присутствия в мире компьютерных игр, сетей, систем».[73]

Возвращаясь к идее компьютерной виртуальной реальности, подчеркнем, что она вполне соответствует идеологии постмодернизма, одной из главных особенностей которого явился плюрализм.

С момента распространения компьютерных технологий берут свое начало и многие более современные философские концепции виртуальной реальности, которые также основаны на плюралистических идеях постмодернизма.

Компьютерная виртуальная реальность, внедряясь во все сферы жизни, получила не только свое развитие, но и признание. Это вызвало очередное усиление интереса философов и психологов к данной проблеме.

Д.В. Иванов предпринял попытку социологического обнаружения признаков виртуальной реальности во всех сферах общества. «Виртуализация в таком случае, – пишет он, – это любое замещение реальности ее симуляцией, образом – не обязательно с помощью компьютерной техники, но обязательно с применением логики виртуальной реальности…

».[74]. Виртуальная реальность заменяется на постмодернистский термин «симуляция».

Даже из перечисленных автором «универсальных свойств виртуальной реальности» – «…нематериальность воздействия (изображаемое производит эффекты, характерные для вещественного); условность параметров (объекты искусственны и изменяемы); эфемерность (свобода входа/выхода обеспечивает возможность прерывания и возобновления существования»[75] – становится очевидным, что они не распространяются на виртуальные частицы, на измененные состояния сознания, обозначаемые Носовым психологической виртуальной реальностью, а являются характеристикой компьютерной виртуальной реальности.

Результатом экспансии понятия «виртуальность» в разные отрасли науки явилась новая проблемная область, «созданная» дискуссией о возможности создания единой теории виртуальной реальности.

Так, в общую теорию виртуальной реальности предлагается соединять два смысла: традиционный, берущий свое начало от «virtus» и отождествляемый с «возможным», и компьютерный, понимаемый как вид гносеологической реальности. В результате получается следующий вывод: «Виртуальная реальность есть единство объективной и субъективной реальностей, спрессованное в единицу виртуала».

[76] Такое определение виртуальной реальности не снимает наши сомнения, так как непонятно, в чем проявляется единство объективной и субъективной реальности и как данное определение можно применить к теории виртуальных частиц.

Таким образом, в конце ХХ – начале ХХI в. наблюдается возврат к философскому осмыслению понятия «виртуальное», обнаруживает себя тяга к осмыслению его как единой, целостной формации реальности. Опираясь на сделанный анализ, можно констатировать следующее:

а) все идеи виртуальности так или иначе сопряжены с идеей множественности миров;

б) виртуальность рассматривается как способность чего-либо (силы, объектов, реальностей) существовать в свернутом (потенциальном) состоянии и оказывать при этом воздействие на действительность (отождествление с термином «возможность»);

в) виртуальность осмысливается как свойство трех пространств бытия или их соотношение: субъективного мира человека, объективного мира природы, искусственно созданного мира человека;

г) в основе всех идей виртуальности выделяется «взаимодействие»;

д) виртуальность рассматривается как способность чего-либо существовать в пространстве «между»;

е) создание единой теории виртуальной реальности является предметом достаточно острой дискуссии.

Предыдущая8990919293949596979899100101102103104Следующая

Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 1923; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/5-24178.html

Scicenter1
Добавить комментарий