КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ (ОУР) КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ

Образование в интересах устойчивого развития: 30 лет спустя

КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ (ОУР) КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ

Все больше стран признают образование в интересах устойчивого развития неотъемлемым элементом качественного образования и ключевым фактором для самого устойчивого развития. В России внимание этой теме уделялось лишь на бумаге, поэтому до сих пор существуют проблемы как в реализации, так и в понимании самого явления.

ceimagazine.ceinorme.it

Термин «устойчивое развитие» был введен 30 лет назад в докладе Международной комиссии ООН по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее». Официально он был признан на международном уровне в 1992 году.

Основной документ, принятый в это время — «Повестка дня на 21 век», — указывает на важность переориентации систем образования для содействия устойчивому развитию и повышения осведомленности населения о проблемах мира.

Тем не менее, современное понимание образования в данном направлении сформировалось позже, и оно включает в себя сразу три составляющие — экологическую, социальную и экономическую, — в равной степени. Современное определение от ЮНЕСКО звучит так:

Образование в интересах устойчивого развития (ОУР) — это образование, которое делает возможными социальные преобразования, необходимые для создания более социально справедливых обществ и достижения устойчивого развития.

Международное сообщество начало активную работу по ОУР только в 2000-х годах. Прежде такими вопросами занимались экологические некоммерческие организации.

По той же причине во многих странах, включая Россию, существует заблуждение, что ОУР и экологическое образование — одно и то же. ЮНЕСКО в своих публикациях подчеркивает, что это разные понятия.

Отдавая, тем не менее, должное экологическому образованию и роли тех, кто развивал и поддерживал ОУР после 1992 года.

Экологическое образование — только одна из трех частей ОУР, наряду с социальным и экономическим.

Образование в интересах устойчивого развития обширно, и включает в себя такие аспекты, как планирование и разработка политических решений, реализация программ развития, финансы, преподавание, администрирование и т.д. Причем теоретики разделяют ОУР на два типа.

В первом случае это — образование об устойчивом развитии, когда учащиеся изучают непосредственно его концепцию и принципы. Во втором — образование для устойчивого развития, когда речь идет о наработке навыков, необходимых для его достижения.

Например, системного и критического мышления, помогающего рассматривать экономические, экологические, социальные и культурные аспекты в совокупности; умений устанавливать партнерские отношения, налаживать диалог, участвовать в принятии решений, понимать права и возможности человека и расширять их.

«Неделя ЮНЕСКО за мир и устойчивое развитие»: роль образования

В марте 2017 года при поддержке Канадской комиссии по делам ЮНЕСКО в Оттаве собралось более 400 экспертов и специалистов из государственного, неправительственного и частного секторов и 50 представителей молодежи со всех регионов мира.

Их сплотила «Неделя ЮНЕСКО за мир и устойчивое развитие: роль образования».

В 2013 году ЮНЕСКО одобрила Глобальную программу действий по просвещению в интересах устойчивого развития, которая направлена на наращивание масштабов конкретных действий в области ОУР.

Участники «Недели ЮНЕСКО за мир и устойчивое развитие». Оттава (Канада), март 2017.

«Неделя ЮНЕСКО за мир и устойчивое развитие» отметила середину данной пятилетней программы. Мероприятие объединило под одним флагом форум Глобальной программы действий ЮНЕСКО и форум ЮНЕСКО по образованию в области глобальной гражданственности.

Важно отметить, что с 2015 года ОУР четко обозначено в последнем международном документе по устойчивому образованию — «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Он включает 17 целей устойчивого развития.

Одна из них — обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни. Также в документе под этой целью обозначена задача по обеспечению к 2030 году учащихся знаниями и навыками, необходимыми для содействия устойчивому развитию.

В частности, путем освещения таких тем, как устойчивый образ жизни, права человека, гендерное равенство, пропаганда культуры мира и ненасилия, гражданства мира и осознания ценности культурного разнообразия.

Правительство России, как и 192 других стран, приняли данную повестку. При этом на Неделе ЮНЕСКО российская сторона была представлена лишь одной неправительственной организацией — Открытой школой устойчивого развития (по приглашению от ЮНЕСКО).

Пока Россия отстает от международного сообщества по вопросам развития и внедрения ОУР, что заметно по вовлеченности российских организаций и инициатив в международный диалог по этим вопросам.

Что особенно наглядно показано на карте Глобальной программы действий ЮНЕСКО, где отмечено ни одной организации в России, которая бы занималась вопросами ОУР. Хотя это не означает, что их вовсе нет.

Инициативы Глобальной программы действий ЮНЕСКО (2017)

Россия и образование в интересах устойчивого развития

В 2017 году в России вышли поручения президента правительству, в которых говорится «о включении в федеральные государственные образовательные стандарты требований к освоению базовых знаний в области охраны окружающей среды и устойчивого развития (…)». Надежд на их реализацию немного.

Несмотря на активное участие российских НКО в создании Стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития (2005), принятой наряду с другими международными документами (Ханты-Мансийская декларация 2009 года), их практического воплощения мы до сих пор не видим.

Притом в многочисленных отчетах по реализации ОУР зачастую налицо отсутствие понимания различий между ОУР и экологическим образованием. Однако и с экологическим образованием не все благополучно, как отмечает руководитель фонда «Эра» Татьяна Честина.

Хотя у нас и было несколько поручений по становлению экологического образования, а также подписаны декларации (Тбилисская декларация 1977 года, Гамбургская декларация 1997 года).

В настоящее время предмет устойчивого развития преподается на некоторых факультетах международных отношений, и для таких специальностей, как «Экология и природопользование». Что еще раз подтверждает доминирование экологического направления.

Но даже в такой ситуации уровень подачи информации может сильно варьироваться в зависимости от заинтересованности преподавателя. Концепция эволюционирует, каждый год принимаются новые международные соглашения, выходит много научных докладов по данной тематике, внедряются инновационные подходы.

Не каждый преподаватель способен отследить все эти процессы в условиях современного состояния высшей школы.

Причем образование в интересах устойчивого развития не должно ограничиваться уровнем вузов. Особенно важным является обучение тех, кто уже получил диплом и теперь занимает ключевые посты.

Нередко представители государственных органов оперируют словосочетанием «устойчивое развитие», не вполне понимая, что за ним стоит.

Именно поэтому необходимо создавать образовательную систему, которая могла бы как научить навыкам ОУР, так и проинформировать о последних тенденциях в этой области.

Большую роль в продвижении ОУР играют некоммерческие и негосударственные институты. Среди них:

— Центр устойчивого развития бизнеса в Московской школе управления СКОЛКОВО;

— Центр экологической политики и культуры (Москва);

— Институт стратегии устойчивого развития (Санкт-Петербург);

— Российское отделение сети по поиску решений в целях устойчивого развития (SDSN), недавно начавшее свое развитие при РАНХиГС;

— Открытая школа устойчивого развития и другие.

При этом, Открытая школа создает все свои материалы усилиями волонтеров, неравнодушных к данной теме.

Так, энтузиазм ее команд и бесплатной платформы Степик привел к созданию онлайн-курса «Устойчивое развитие — стратегия планеты Земля», запущенного в марте 2017 года.

Курс получает положительные отзывы, многие из которых сводятся к мнению о необходимости введения подобного курса в вузах для учащихся всех направлений. Это уже реализуется в некоторых университетах Западной Европы.

Слева направо: Неля Рахимова (руководитель Открытой школы устойчивого развития) Розалин Маккиоэн (председатель ЮНЕСКО по переориентации педагогического образования для решения проблем устойчивого развития), Мириан Вилела (исполнительный директор международного центра Хартии Земли).

Подобные примеры внедрения ОУР становятся ярким дополнением добровольных национальных обзоров по достижению Повестки 2030 на политическом форуме высокого уровня, который с 2016 года ежегодно проходит в секретариате ООН в Нью-Йорке. Россия также должна предоставить такой обзор до 2030 года. Развитие и внедрение ОУР в нашей стране стало бы важным достижением. Первыми шагами к нему могут быть:

  • создание рабочей группы при министерстве образования и рассмотрение возможности внедрения предмета «устойчивое развитие» в федеральные образовательные программы;
  • более тесное сотрудничество Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО с подразделениями этой организации, работающими по ОУР;
  • привлечение российских НКО на международные мероприятия по данной теме;
  • поддержка существующих инициатив по продвижению и реализации ОУР в России. АвторНеля Рахимова, создатель и руководитель «Открытой школы устойчивого развития»

Источник: https://plus-one.ru/society/obrazovanie-v-interesah-ustoychivogo-razvitiya-30-let-spustya

Роль устойчивого развития в системе образования в России

КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ (ОУР) КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ

Токарев А. А. Роль устойчивого развития в системе образования в России [Текст] // Исследования молодых ученых: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 53-55. — URL https://moluch.ru/conf/stud/archive/340/15183/ (дата обращения: 04.02.2020).



Впервые термин устойчивое развитие был, упомянут в докладе Международной комиссии ООН по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее».

Официальное его признание и закрепление в международном сообществе состоялось в 1992 году.

Основным документом, принятым также в этот период, выступает «Повестка дня на 21 век», который указывает на степень важности переориентации систем образования для равной степени.

Образование в интересах устойчивого развития представляет собой такое образование, которое предоставляет реальные возможности для ряда социальных преобразований, необходимых для того, чтобы создать более социально справедливые общества и достичь устойчивого развития в социуме и в процессе реализации человеческого потенциала.

Основные цели и приоритеты концепции устойчивого образования отражает Повестка дня на 21 век [1]. Так, для того чтобы сформировать систему устойчивого образования, необходимо:

− обеспечения просвещения в сфере защиты и сохранения окружающей среды всех людей, вне зависимости от возраста или статуса и т. п.;

− включение концепций развития и охраны окружающей среды во все образовательные программы;

− обеспечение вовлеченности молодежи и общественности в целом в разрешение вопросов, связанных с охраной окружающей среды.

Если указанные целевые ориентации рассматривать конкретно для российского государства, то они сводятся к следующему:

− равный доступ к возможностям получить качественное образование в экономической, экологической и социальной сферах для каждого, вне зависимости от статуса, доходов, условий проживаний и прочих факторов, обстоятельства;

− создать правовую и материальную основу для того, чтобы сформировать полноценную систему образования устойчивого развития;

− осуществлять формальное и неформальное обучение, вести просветительскую деятельность для развития ОУР;

− учитывать национальные культуры и традиции, а также их роль в образовании.

Можно перечислить следующие ключевые направления для достижения цели устойчивого развития в системе образования российского государства:

− разрабатывать и публиковать учебно-методические материалы для педагогов, обучающихся и научных работников на всех существующих образовательных уровнях;

− поощрять использование ИКТ технологий и электронных средств для повышения наглядности и эффективности обучения, продуктивного информационного обмена;

− обеспечить однородность содержания учебно-методических материалов, которые используются как в формальном, так и в неформальном просвещении;

− разработать действенные стратегии по распространению необходимой информации [4].

Становление ОУР в российском государстве ориентируется на:

− классическое и инженерное экологическое образование, географическое, биологическое, геологическое и экономическое образование;

− учет действующих образовательных стандартов, в которых отражен ряд императивов устойчивого развития;

− первые элементы, которые войдут в будущую систему институционального обеспечения ОУР, наличие положительного опыта учебно-научных центров по устойчивому развитию в российских высших учебных заведениях;

− дистанционное образование и сертификация такого образования;

− повышение квалификации преподавательского состава в сфере устойчивого развития;

− доступность учебных материалов по ОУР;

− согласованность образовательных программ как на национальном, так и на международном уровнях.

Устойчивое развитие играет огромную роль в модернизации и прогрессивном развитии системы российского образования, так как внедрение ОУР благотворно влияет на образовательный процесс, способствует его совершенствованию.

В частности, дошкольное, начальное, среднее, высшее и постдипломное образование совершенствуется в направлении устойчивого развития, повышается информированность общественности, обеспечивается более качественная профессиональная подготовка и повышение квалификации [3].

ОУР требует, чтобы каждый человек воспитывался в разрезе уважения к различным культурам, признания равенства всех народов и стремления сохранить традиционные знания как составную часть ОУР.

За счет ОУР предполагается развить системное, критическое и творческое мышление, отношение к жизни, окружающему миру, достичь понимания местных и глобальных проблем, так как все эти задачи — необходимое условия для осуществления деятельности в интересах устойчивого развития [2].

Ввиду того, что основная нагрузка в формировании ценностных приоритетов и ориентаций приходится на ранний возраст, особый акцент необходимо уделять дошкольному и школьному образованию.

В качестве приоритетов обучения устойчивому развитию выступают:

− гуманистическое мировоззрение — гражданам должна быть привита социальная ответственность как общечеловеческая ценность и условие выживания на Земле;

− экологизация общества — экологический императив должен доминировать в производственной и экономической сферах, в целом в структуре общественного поведения;

− актуализация внедрения в образовательный процесс прикладных дисциплин, которые привносят общественно признанный вклад в стабилизацию развития.

ОУР составляют экологическое, социальное и экономическое образование. Образование в интересах устойчивого развития обширно, и включает в себя такие аспекты, как планирование и разработка политических решений, реализация программ развития, финансы, преподавание, администрирование и т. д.

Таким образом, роль ОУР в системе образования в РФ проявляется в следующем:

− развитие образовательной системы, ее совершенствование и модернизация в соответствии с требованиями современных реалий;

− экологизация образовательной системы;

− гармоничное воспитание подрастающего поколения;

− акцент не необходимость решать местные и глобальные проблемы.

Доклад подготовлен при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 19–013–00722).

Литература:

  1. Повестка дня на 21 век: Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Нью-Йорк: ООН, 1992 [официальный сайт ООН]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21.shtml (дата обращения: 29.05.2019).

Источник: https://moluch.ru/conf/stud/archive/340/15183/

Создание концепции экологического образования в интересах устойчивого развития

КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ (ОУР) КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ

Руководитель проекта: Захлебный Анатолий Никифорович, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории общих проблем дидактики.

Эта тема разрабатывалась один год (по директивному заданию Департамента госполитики в области общего образования) – 2017. Однако ее результаты очень важны, но пока не были востребованы Министерством.

Д.п.н., проф. Е.Н.Дзятковская: Об экологическом образовании, его роли в обучении и воспитании молодого поколения известно всем. Однако сегодня оно рассматривается как «платформа» нового явления в отечественном образовании – образования для устойчивого развития.

Именно это образование, согласно «Основам государственной политики в области экологического развития РФ до 2030 года», названо ведущим условием перехода страны к новой модели социально-экономического развития – в интересах устойчивого развития России. Согласно Поручению Президента РФ от 24.01.

2017 предусмотрено введение во ФГОС всех уровней обучения базовых знаний об устойчивом развитии. (Далее, экологическое образования для устойчивого развития – ЭОУР).

Материалы и рекомендации Всемирных форумов ЮНЕСКО последних лет показывают, что научные результаты исследований ученых ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» находятся в авангарде создания теории и практики экологического образования в интересах устойчивого развития.

В 2017 году в Институте была разработана Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития РФ, в основу которой положены идеи научной школы А.Д.Зверева-А.Н.Захлебного-И.Т.Суравегиной-Е.Н.Дзятковской, восходящие к трудам А.А.Богданова, В.И.Вернадского, Н.Н.Моисеева. Авторы Концепции – А.Н. Захлебный, Е.Н.

Дзятковская, А.А. Мамченко, Л.В. Шмелькова. Концепция соответствует, с одной стороны, действующим ФГОС и другим нормативным документам РФ в области образования, а с другой стороны, международным соглашениям и документам ООН и ЮНЕСКО в области ОУР и направлена на достижение ЦУР 4.7.

В Концепции представлены современные подходы к формированию у обучающихся экологической культуры как важной части культуры устойчивого развития.

Конкретизированы задачи ОУР для общего образования – воспитание ответственного потребления, готовности контролировать свой экологический след, участвовать в создании «зеленой» экономики, что в конечном итоге, направлено на воспитание нового типа отношений человека с обществом, природой и миром вещей в их взаимозависимости.

Определены требования к личностным, метапредметным и предметным результатам общего ЭОУР. В основе концепции — развитие учеными Института культурологической субъект-ориентированной дидактики на основе постнеклассических идей. Определено общекультурное ядро содержания ЭОУР и пути его «вхождения» в содержание каждого учебного предмета НОО, ООО, СОО.

Это позволило решить задачу выстраивания ценностно-мировоззренческой смысловой «сшивки» между образовательными областями: естественнонаучными, гуманитарными и Технологией.

Концепция содержит рекомендации для практических работников образования по использованию модели транспредметного взаимодействия учебных предметов, которая позволяет не повторять ошибки «экологизации», с неизбежным для нее увеличением объема предметного материала, а выявлять значения и смыслы идей устойчивого развития в имеющемся в учебных предметах содержании. Разработан понятийно-терминологический аппарат ЭОУР на основе как научных понятий, так и архетипически значимых концептов. Сконструированы дидактические метафоры содержания ЭОУР: «зеленые» аксиомы и экологические «линзы», которые делают сложные понятия устойчивого развития доступными для обучающихся даже дошкольного возраста. Для реализации положений Концепции подготовлены рекомендации по внесению изменений в документы ФГОС ООО и СОО, которые позволят обеспечить непрерывность и целостность экологической составляющей ФГОС ООО и СОО. Разработана Примерная программа воспитания и социализации обучающихся для основного и среднего общего образования (раздел формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, интегрированное содержание). Разработана Примерная программа интегрированного учебного курса СОО «Экология», который, в соответствии с Порядком реализации ФГОС, вводится в СОО с 2020 года.

Апробация и внедрение в образовательную практику межрегиональным сетевым педагогическим партнерством «Учимся жить устойчиво в глобальном мире». Его учредителями в 2015 году выступили кафедра ЮНЕСКО по изучению глобальных проблем больших городов (МГУ имени М.В.

Ломоносова) и сетевая кафедра ЮНЕСКО «Экологическое образование в интересах устойчивого развития в глобальном мире» (ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»). Партнерство функционирует на основе добровольности, открытости, без финансирования.

Сегодня сеть насчитывает тысячи учителей из Москвы, Московской, Рязанской, Свердловской, Челябинской, Кемеровской, Томской, Иркутской областей, ХМАО-Югры, Республики Удмуртия, Забайкальского края. Их объединяет стремление к повышению качества образования на основе ОУР в интересах устойчивого развития страны.

Учителя инновационных и экспериментальных площадок партнерства, руководствуясь Концепцией, показывают авторские уроки и мастер-классы, интересные не только для российского учительства, но и для зарубежных коллег, о чем свидетельствуют их приглашения (на G20 встрече министров образования в сентябре 2018, Аргентина; в Institute of Technology Carlow in Ireland; на форумы по экологического образованию стран СНГ). мастер-классы размещены на сайте http://partner-unitwin.net.

Разработанные материалы отражены в 28 научных статьях и докладах, докладывались на 14 международных конференциях, обсуждались и были одобрены на пленуме Научного совета по проблемам экологического образования РАО, в Институте устойчивого развития Общественной палаты РФ, Российской экологической академии.

Концепция может быть учтена при разработке Стратегии развития образования РФ.

Важное дополнение. Образование для устойчивого развития с разным успехом развивается в 193 странах мира. Но обычно оно сводится к формированию навыков поведения (энергосбережения, охраны природы, сохранения культурного наследия), причем, как правило, во внеурочной деятельности. Куррикулум же практически не затрагивается.

И только в России создана дидактика ОУР, реализующегося через содержание всех учебных предметов.

Разработанная в институте Концепция впервые решает задачу целостности, преемственности и непрерывности экологических составляющих содержания разных образовательных областей за счет их направленности на достижение личностных, ценностно-мировоззренческих, результатов. Основанием Концепции служит созданная ее авторами теория конструирования транспредметного (по В.А.

Ледневу – «сквозного») содержания, его аксиоматизация, разработка языка «метафор», который понятен для всех учебных предметов. Впервые поставлена проблема разработки метафор устойчивого развития, как альтернативы вошедших в массовое сознание метафор общества потребления.

Разработанные «зеленые» аксиомы и экологические «линзы» содержания ОУР выступают инструментом формирования у учащихся этики устойчивого развития, смысловых установок деятельности для устойчивого развития, а также целостной индивидуальной картины мира, которая строится на современной научной картине мире, с одной стороны, и культурных ценностях народов РФ, с другой стороны.

Источник: http://www.instrao.ru/index.php/content-page/376-sozdanie-koncepcii-ekologicheskogo-obrazovaniya-v-interesah-ustoychivogo-razvitiya

Scicenter1
Добавить комментарий