Кондорсе Жан Антуан Никола: (1743 — 1794) — французский философ-просветитель, математик,

Читать

Кондорсе Жан Антуан Никола:  (1743 - 1794) - французский философ-просветитель, математик,
sh: 1: —format=html: not found

Е. Ф. Литвинова

Жан Антуан Кондорсе (1743—1794). Его жизнь и научно – политическая деятельность

Биографический очерк Е. Ф. Литвиновой

С портретом Кондорсе, гравированным в Петербурге К. Адтом

Введение

Имя Кондорсе известно математикам, экономистам, философам, политическим деятелям, но ни первые, ни вторые, ни третьи не составят себе полного понятия о силе ума этого замечательного человека, рассматривая какой-нибудь один род его деятельности, потому что ни в одной из названных областей знания он не сделал того, что мог бы сделать в том случае, если бы отдался исключительно одной науке.

Личность этого истинного друга человечества так своеобразно отразилась на его деятельности, что понимание последней без уяснения первой сделалось невозможным. Великие современники Кондорсе – Д’Аламбер, Лагранж, Вольтер, Тюрго и другие – высоко ценили его ум и талант и все без исключения преклонялись перед его нравственностью.

Однако слава Кондорсе при жизни и после смерти была далеко не пропорциональна его дарованиям и заслугам; толпа его не понимала; он слишком опередил свой век, и имя его никогда не гремело при жизни; не скоро отдали ему должное и по смерти. В истории Конвента имя Кондорсе кажется бледным сравнительно с именами Робеспьера, Дантона, Марата. В истории философии ему посвящают несколько строк.

Не более благосклонны к нему были вплоть до нашего времени и представители других наук. В 1894 году в марте исполнилось сто лет со дня смерти Кондорсе, и отношение к нему во Франции совершенно изменилось. Эту знаменательную перемену наш известный экономист М. Ковалевский описывает следующим образом.

В столетнюю годовщину смерти Кондорсе, родоначальника теории прогресса, Франция ставит ему памятник, которого до сих пор не удостоились ни Мирабо, ни Верньо, ни вожаки монтаньяров, за исключением одного только Дантона.

В чем лежит причина такого пристрастия; какую особую притягательную силу имеет в себе эта личность; что заставляет различные партии окружать ее одинаковым почетом? В Кондорсе воплощаются одновременно и дух великого века философии, дух энциклопедистов и физиократов, и политические стремления, восторжествовавшие уже в наше время.

В нем ученый математик, блестящий, экономист и публицист сливаются с одним из первых провозвестников и защитников народовластия, с действительным виновником проведенной Конвентом реформы публичного образования, наконец, с творцом той новой науки, которая приближается к современной нам истории культуры и гражданственности.

В то же время Кондорсе как политический деятель не забрызган кровью сентябрьских жертв; его имя не встречается в списке ближайших виновников смерти Людовика XVI; он ближе всех деятелей своего времени к интересам и задачам нашего. Современники его, пользовавшиеся в свое время большей славой, отходят теперь на второй план.

Когда-то они затмили Кондорсе своими бросающимися в глаза качествами, теперь же истина вступает в свои права. И эта посмертная участь Кондорсе в высшей степени для нас поучительна. Из биографии Кондорсе мы увидим, что он сам менее всего стремился к славе и постоянно думал о благе человечества.

Несмотря на это, мы, по всей вероятности, знали бы о личности его очень немногое, если бы он не состоял в близких отношениях с Вольтером, Д’Аламбером и др. Теми биографическими данными, которыми мы теперь располагаем, мы обязаны также его близким друзьям и родным.

Эти данные мы находим в биографии Кондорсе, написанной Араго, в биографии, приложенной к изданию его сочинений 1847 года, и, наконец, в позднейшем сочинении Робинэ «Vie de Condorcet» и в статье М. Ковалевского о Кондорсе в «Вестнике Европы» (1894 год, март и апрель). Но лучшими пособиями к уяснению личности Кондорсе служат переписка его с Тюрго и с Вольтером, написанные им биографии замечательных людей, в которых он так прекрасно высказывает свои общие взгляды на жизнь, а также его завещание или советы дочери, послание в стихах, посвященное жене, и, наконец, политическая исповедь, написанная в последний год жизни. Вот и все материалы, которыми можно располагать в настоящее время для уяснения сложной и в высшей степени интересной личности Кондорсе.

Глава I

Предки Кондорсе. – Мать и ее влияние в раннем детстве, развитие чувствительности и сдержанности. – Первоначальное образование в Реймсе. – Отрицательное влияние иезуитов. – Поступление в Наваррскую коллегию и первые успехи на математическом поприще. – Отношение Кондорсе к чистой науке. – Кондорсе и Д’Аламбер.

Жан Антуан Николá Коришот маркиз де Кондорсе принадлежал к древнему роду французской аристократии. Предки его известны между прочим тем, что едва ли не первыми во Франции приняли и стали открыто исповедовать протестантскую религию.

Некоторые из них прославились своей храбростью на войне, другие занимали высокое положение в духовной иерархии и выдавались стойкостью своих убеждений. Отец Кондорсе служил капитаном в кавалерии.

Дядя же, старший брат отца, был влиятельным епископом в Лизье и отличался сильным характером; он всегда выступал заклятым врагом янсенистов, против которых также много писал. Наследственный замок Кондорсе, находившийся в Дофинэ, перешел по наследству к старшей линии.

Коришот Кондорсе родился 17 сентября 1743 года в Пикардии, в маленьком городке Рибемоне. Отец его умер в то время, когда сыну шел пятый год. Как видно, капитан оставил после себя ограниченное состояние: нам известно, что издержки по воспитанию Коришота принял на себя старший брат отца, епископ в Лизье.

Мать Кондорсе, урожденная де Кудре, была женщина нежная, впечатлительная, сострадательная, пламенно преданная религии и в то же время преисполненная сословных предрассудков.

Лишившись мужа и оставшись с ограниченными средствами, она чувствовала себя одинокой, беззащитной в жизни и прибегала к «теплой защитнице мира холодного»; она посвятила Божьей матери и своего единственного сына. Кондорсе от природы был крепкого сложения, широкоплечий, с высокой грудью. Его высокопоставленные родственники видели в нем будущего воина – храброго защитника Франции, а мать трепетала при одной мысли, что ее сын будет проливать чужую кровь и подвергать опасности свою жизнь.

До восьми лет Кондорсе не снимал белого длинного платья из тонкого батиста, обшитого кружевом; оно должно было служить символом чистоты и непорочности дитяти, посвященного Богу. Это платье вообще играло важную роль в жизни Кондорсе.

Из-за него он позднее, чем его сверстники, поступил в школу: другие мальчики стали бы смеяться над ним и дергать за юбку, называя девчонкой; платье же мешало ему принимать участие в играх и шалостях.

Он хорошо знал, в какой ужас пришла бы его мать, увидев сына в испачканном и разорванном платье; а это легко могло случиться, если бы он начал представлять из себя лошадку или кучера. Боязнь огорчить любимую мать приучила от природы живого и резвого мальчика сдерживать свои желания и порывы в самом раннем возрасте.

Мать замечала, по всей вероятности, что слишком стесняет сына, и совесть упрекала ее за это, но мысль увидеть его с исцарапанным лицом или с подбитым глазом была невыносима тонкой, изящной аристократке.

Наблюдательный, вдумчивый мальчик также замечал эту борьбу в сердце матери и старался казаться равнодушным каждый раз, когда ограничивали его детскую свободу; так научился он владеть и выражением своего лица.

Вследствие неподвижности в детстве мускулы его развивались вяло; он так и остался неловким на всю жизнь и, жалуясь впоследствии на слабость ног, приписывал происхождение ее своему длинному белому платью, сильно стеснявшему движения их в детстве. Под влиянием матери в Кондорсе развились чувствительность и сострадание не только к людям, но и к животным.

Отсутствие же детских игр и развлечений развило в нем наблюдательность и привычку размышлять. Но созерцательному ребенку, одаренному добрым и честным сердцем, приходилось часто слушать надменные разговоры родных, проникнутых сословными предрассудками, и он рано начал задумываться над вопросами справедливости и нравственности.

Дядя-прелат вполне одобрял первоначальное глубоко религиозное воспитание своего племянника, но когда мальчику пошел девятый год, он заметил невестке, что пора наконец освободить будущего прелата или воина от женского платья, и через год он отвез мальчика в Реймс в учебное заведение, находившееся в то время в руках иезуитов. Умственные силы Кондорсе обнаружились очень скоро: он прекрасно учился и особенно охотно занимался гуманитарными науками, составлявшими главные предметы в школе; но, несмотря на то, что Кондорсе провел свои отроческие годы под исключительным влиянием иезуитов, его доброе сердце помешало ему проникнуться свойственным им духом религиозной нетерпимости; напротив, противоположное чувство рано пустило в душе его глубокие корни.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=114117&p=1

Философия истории нового времени. Августин. Кондорсе Жан Антуан Никола. Немецкое Просвещение, прежде всего в лице И.Г. Гердера и Г.В.Ф. Гегеля, продолжило и развило идею о поступательном характере человеческой истории именно как история разума

Кондорсе Жан Антуан Никола:  (1743 - 1794) - французский философ-просветитель, математик,

Августин осуществил прорыв в восприятии истории. Его концепция определила основные параметры историко-философии не только в средние века, но и в новое время. Другое дело, что в новое время, особенно в эпоху Просвещения, эти параметры десакрализуются, земная история больше не воспринимается как священная история, т.е. как временной поток, целиком определяемый Провидением. Логика истории более не задается ей извне, но представляется имманентной самой человеческой деятельности, образующей непосредственную канву исторического процесса.Одной из наиболее характерных попыток десакрализации представляется историческая концепция Кондорсе.Кондорсе Жан Антуан Никола (1743 — 1794) — французский философ-просветитель, математик, политический деятель. С 1785 г. секретарь Французской академии; сотрудничал в «Энциклопедии» Д. Дидро и Д' Аламбера. В 1791 г. Кондорсе избран в Законодательное собрание.Этот французский мыслитель считается одним из основателей теории исторического прогресса. Уже заглавие его основного философского труда — «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» — показывает, как он понимал движение истории в целом, и то, в чем он видел непосредственный движитель истории. Движение истории имеет, по мнению Кондорсе, поступательный характер. Вектор человеческой истории — от некоторого несовершенного состояния ко все более совершенным состояниям. Критерием совершенства оказывается, по Кондорсе, степень развития человеческого разума. История в таком понимании является некоей ареной приложения этого разума, суммой практических воплощений способности ума совершенствоваться. Исторические эпохи фиксируются у него как непосредственные следствия радикальных прорывов познающего мышления. Все сферы человеческого бытия оцениваются в зависимости от степени приобщенности к разуму. Тем самым несовершенство истории определяется ее удаленностью от разума. Прогресс в истории есть собственно экспансия разума во все сферы жизнедеятельности человечества. Такая экспансия означает одновременно и унификацию человеческого мира, ибо люди равны друг другу именно как разумные существа. Отсюда светлое будущее человечества предполагает его объединение — одна нация, одно государство, одно правительство, наконец, один язык. История в таком случае оказывается управляемой.Немецкое Просвещение, прежде всего в лице И.Г. Гердера и Г.В.Ф. Гегеля, продолжило и развило идею о поступательном характере человеческой истории, оцениваемой, в конечном счете, именно как история разума. Для французских просветителей была характерна негативная позиция по отношению к фактической истории в той мере, в какой она не соответствовала требованиям разума. Для них, в частности для Кондорсе, разум и история сольются в будущем, когда совпадут сущее и должное, когда история станет сама собой, а именно воплощением разума в материале человеческих действий. В противоположность этому позиция Гегеля опирается на постулат «все действительное разумно». Иными словами, история с самого начала представляет собой сферу разума или, что является другим ракурсом той же самой проблемы, разум историчен. Гегель тем самым отвергает в истории разделение на сущее и должное, т.е. разделение на нормативное, сугубо необходимое, отвечающее требованиям чистого разума, и фактически существующее, случайное, не вписывающееся ни в какие нормы. Мировой дух, а именно он у Гегеля является подлинным субъектом истории, изначально содержит в себе как свое собственное содержание все то, что осуществится в качестве эмпирической истории. Принципиальным образом в истории совершается только то, что и должно было осуществиться.Это, однако, не означает, что у Гегеля наличествует буквальное соответствие между тем, что должно произойти в истории, и тем, что в ней реально произошло. Подобного соответствия нет на объективном уровне, т.е. историческая реальность всегда несколько излишня с точки зрения исторической необходимости. Тем более нет ее на субъективном уровне (уровне осознания конкретными людьми действительной логики того исторического события, в котором они участвуют). Фактически такое осознание в системе гегелевских воззрений на историю приходит лишь с возникновением этой системы. Мировой дух осознает логику собственного развития, постигает свое содержание, историю своего развертывания именно в философии Гегеля. Таким образом обнаруживается фундаментальная телеологичность гегелевской философии истории, стремление интерпретировать историю как целесообразный процесс. В этом, как и во многом другом, немецкий мыслитель последовательно воспроизводит христианские воззрения на историю.

СОДЕРЖАНИЕ:  Учебник по философии

 ФИЛОСОФИЯ — особый вид духовной деятельности, форма общественного …

ФИЛОСОФИЯ — особый вид духовной деятельности, форма общественного сознания. человека. … Философия выражает обобщенную систему взглядов… www.bibliotekar.ru/index.files/1/412.htm

 ФИЛОСОФИЯ. Философы. Стоики. Пифагорейцы. Схоластики. Гуманизм …

Вершиной древнегреческой философии стали имена Сократа, Платона, Аристотеля. Выше Аристотеля во времена античности философия уже не. … bibliotekar.ru/filosofia/index.htm

 БРОКГАУЗ И ЕФРОН. Сократ. Философия Сократа

представляет центральную фигуру в греческой философии; его жизнь, согласовавшаяся с его учением, заслуживает такого же, как и его философия. … bibliotekar.ru/bes/267.htm

 СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ БУЛГАКОВ. Биография и книги Сергея Булгакова …

православному богословию Основные сочинения «Философия хозяйства» (1912),»Обогочеловечестве Трилогия» (1933- 1945), «Философия имени» (изд в 1953 … bibliotekar.ru/filosofia/82.htm

 Древний Китай, философия. Из книги Луньюй (Суждения и беседы) Из …

Философская проза. Из книги «Луньюй» («Суждения и беседы»). Гл. I, 5. Учитель сказал: — Для того, чтобы управлять государством, имеющим тысячу… bibliotekar.ru/vostok/40.htm

 Платон. Биография философия Платона. Все диалоги Платона

Путешествия Платона.— Влияние пифагорейской философии.- Три поездки на Сицилию и политические мечтания Платона.—Смерть его.—Внешность. … bibliotekar.ru/zhzl/35.htm

 Китайский философ Лао-Цзы. Философия Лао-Цзы

, «Религии В. и очерк истории кит. литературы»; Георгиевский, «Принципы жизни Китая»; Д. Кониси, «Философия Лаоси»; Legge, «Texts of Tâoism»; … www.bibliotekar.ru/bel/89.htm

 Сократ. Философия Сократа

Отношение к ним Сократа и исходная точка его философии.— Добродетель — знание.—Добродетель— благо,—Значение логических и их место в Сократовой … www.bibliotekar.ru/zhzl/33.htm

 Труды и работы Эйнштейна. Философия Гегеля. Квантовая физика …

Две версии бесконечности разграничены в философии Гегеля. Речь идет о «дурной бесконечности» и «истинной бесконечности». «Истинная бесконечность»… bibliotekar.ru/albert-eynshteyn/25.htm

 Философия времени.

И хотя причины кармического влияния религиозная философия видит в прошлых прегрешениях, мы можем увидеть, что предлагаемые религиозными… www.bibliotekar.ru/0filosofia.htm

 Эпиктет — фидософ-стоик. Биография Эпиктета. Произведения Эпиктета …

Риме стоической философии у Музония Руфа, к которому питал величайшее … представляют главнейший материал для суждения о философии Э. Э. — … www.bibliotekar.ru/brokgauz-efron-ch/173.htm

 Волшебство и тайная философия

Наивная вера последователей тайной философии населяла все стихийные начала подобными сказочными существами. Сами цвета приобретали в, … bibliotekar.ru/polk-9/19.htm

 Философия служанка богословия

Философия — служанка богословия. С латинского: Philosophia est ancilla theologiae [философиа эст аыцилла тэологиэ]. Приписывается итальянскому… www.bibliotekar.ru/encSlov/20/22.htm

 ФИЛОСОФЫ. Религиозные учителя и мыслители. Религиозная философия

Предмет и метод философии весьма неопределенны. Об этом свидетельствует уже само название:— «любомудрие» «любовь к мудрости». … www.bibliotekar.ru/genii/23.htm

 КАРЛ ЯСПЕРС. Биография и работы Карла Ясперса. Представитель …

философии усматривал в раскрытии «шифров бытия» — различных выражений … Экзистенциальная философия на себе влияние Ницше и Кьеркегора — … bibliotekar.ru/filosofia/94.htm

 АНРИ БЕРГСОН. Биография и творчество Бергсона. Нобелевский лауреат …

Французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни. В 1927 году … элементам Философия же проникает в суть вещей и … bibliotekar.ru/filosofia/75.htm

 ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ. Биография и сочинения Гегеля …

лекции по философии истории, эстетике, философии религии, истории философии …. время Об этом говорит его «Философия права», , и … bibliotekar.ru/filosofia/57.htm

 КАРЛ МАРКС. Биография и книги Карла Маркса. Капитал, Немецкая …

«Экономическо-философские рукописи» (1844), «К критике гегелевской …. в центр своей философии стремился поставить человека и человеческое. … bibliotekar.ru/filosofia/66.htm

 Мах. Тезис Маха. Отношение Эйнштейна к философии Маха

Классическая философия и естествознание действительно обретали истину на разных путях. Естествознание шло от Ньютона через накопление эмпирических и … bibliotekar.ru/albert-eynshteyn/34.htm

 Общий характер философии Аристотеля и сравнение ее с философией …

Общий характер философии Аристотеля и сравнение ее с философией Платона.—Логика Аристотеля. — Реальное знание согласно Аристотелю.—… www.bibliotekar.ru/zhzl/41.htm

 АЛЕКСЕЙ ФЕДОРОВИЧ ЛОСЕВ. Биография и творчество Алексея Лосева …

центре внимания Лосева — проблемы символа и мифа («Философия имени», 1927, «Диалектика мифа», 1930), диалектики художественного творчества и… bibliotekar.ru/filosofia/97.htm

 БЕРТРАН РАССЕЛ. Биография Бертрана Рассела. Принципы математики …

математике и философии В 1894 году он получает степень бакалавра искусств, …. Лейбниц, он стремится, чтобы философия была не эзотерической, … bibliotekar.ru/filosofia/84.htm

 МАРИ ФРАНСУА ВОЛЬТЕР. Биография и книги Вольтера. Философский …

Вольтер ввел в науку выражение «философия истории» Сочинения » …. необходимости разоблачить при помощи философии вредоносные суеверия и… bibliotekar.ru/filosofia/46.htm

 ОРТЕГА-И-ГАССЕТ ХОСЕ. Биография и творчество Ортеги Хосе …

В испанской философии XX века Ортега признан не «первым среди равных», а первым …. трезво оценивал и ограниченность подхода своих философия … bibliotekar.ru/filosofia/93.htm

 МИШЕЛЬ ФУКО. Биография и творчество Фуко. Французский философ …

В 1948 году в Сорбонне Фуко получил степень лиценциата по философии, в следующем …. Это означает, что философия должна исследовать истоки… bibliotekar.ru/filosofia/100.htm

 Биография и труды Аристотеля. Лжеаристотель. Первые последователи …

В руках последователей Аристотеля философия его мало-помалу утратила … Попав в такие руки, разносторонняя философия Аристотеля значительно. … www.bibliotekar.ru/zhzl/43.htm

Источник: http://www.bibliotekar.ru/filosofiya/108.htm

Жан Антуан Кондорсе

Кондорсе Жан Антуан Никола:  (1743 - 1794) - французский философ-просветитель, математик,

Marie-Jean-Antoine-Nicolas de Caritat, marquis de Condorcet

Кондорсе Жан Антуан (1743— 1794) — французский философ-просветитель, в экономических вопросах был сторонником физиократов (Тюрго). Кондорсе критиковал религию с позиций деизма и буржуазного просветительства, призывал к отказу от суеверий и развитию научных знаний.

В своей главной работе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (1794) развивал взгляд на историю как на продукт разума, провозглашал буржуазный строй вершиной разумности и «естественности». На основании различных случайных признаков Кондорсе делил историю на 10 эпох, обосновывал идею бесконечного прогресса капиталистического строя.

Кондорсе боролся против сословного разделения, в защиту политического равенства. В то же время считал имущественное неравенство полезным для общества.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 200.

Педагог

Жан Антуан Никола Кондорсе (1743—1794) — ученый, философ и выдающийся государственный деятель эпохи французской буржуазной революции конца XVIII века, был одним из-вождей жирондистов — защитников интересов крупной буржуазии.

В апреле 1793 года он представил в Законодательное собрание Франции проект организации народного образования, предусматривавший создание государственной системы школ с бесплатным обучением всех детей, отмену преподавания религии, ограничение преподавания древних языков и расширение круга предметов естественно-математического цикла.

Проект Кондорсе был одним из наиболее продуманных документов: в нем были учтены достижения науки, а также потребности социально-экономического развития буржуазного общества.

Ниже приводятся фрагменты из этого проекта, который, хотя и остался нереализованным в эпоху французской революции, однако оказал свое влияние на последующее развитие организации народного образования в различных странах. В частности, идеи Кондорсе нашли отражение и в русском школьном уставе 1804 года.

Биографическая справка цитируется по изд.: Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. А.И. Пискунов. 2 изд. перераб. М., 1981, с. 268.

Математик и социолог

Жан Антуан Кондорсе (1743 — 1794) — французский математик и социолог, известен как представитель французского просвещения.

Его философские и социологические взгляды имели ближайшее родство со взглядами французских энциклопедистов.

Благадаря своим работам по геометрии, интегральному исчислению и астрономии Кондорсе в 26 лет становится членом Академии наук, с 1773 г. занимает пост секретаря Академии.

В 1789 г. избран членом Коммуны г. Парижа, где ему поручается разработка плана реорганизации муниципалитета. В 1790 г. организует политическое обозрение «Библиотека общественного деятеля», выступает в нем с рядом философско-политических статей, сотрудничает вместе с Сийесом в «Журнале общества 1789 г.». В 1791 г.

избран в Законодательное собрание, принимает участие в его работе сначала в качестве секретаря, затем заместителя председателя собрания, участвует в комиссии по выработке конституции. По своим политическим взглядам был близок к жирондистам, но не входил в их число.

Не будучи согласен с политикой якобинского Конвента, резко возражает против ареста жирондистов, разрабатывает свой проект конституции и не прекращает публичныхвыступлений против якобинского руководства Французской республики. Конвент отвергает его проект и принимает решение об аресте Кондорсе.

Несколько месяцев Кондорсе скрывается в доме вдовы скульптора Верне, давшей ему приют не смотря на то, что ей грозила за это смертная казнь. Находясь в этом убежище, Кондорсе пишет философско-историческое произведение «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума». В марте 1794 г.

, не желая далее подвергать приютившую его женщину смертельной опасности, Кондорсе покидает ее дом. Не имея в наличии никаких документов, он вскоре был арестован и направлен в тюрьму Бург-ля-Рень. Находясь в тюремной камере и желая избегнуть публичной казни, 29 марта Кондорсе прининимает яд.

Перепечатывается с сайта
Великая Французская революция

http://liberte.da.ru/

Кондорсе (Condorcet) Мари Жан Антуан Никола (17.9.1743, Рибмон,—29.3.1794, Бур-ла-Рен), маркиз, французский философ-просветитель, математик, социолог, политический деятель. В 1785 году занял пост непременного секретаря Академии наук. Сотрудничал в «Энциклопедии» Дидро.

В 1791 году избран в Законодательное собрание. В Конвенте примыкал к жирондистам. Правительство Робеспьера обвинило Кондорсе в заговоре и заочно приговорило его к смертной казни. Кондорсе некоторое время скрывался.

Весной 1794 года был арестован, в тюрьме покончил жизнь самоубийством.

Кондорсе — сторонник деизма и сенсуализма. В «Эскизе исторической картины прогресса человеческого разума» (1795, рус. пер., 1909) Кондорсе сделал попытку установить закономерности развития истории, её основные этапы, движущие силы исторического процесса.

Находясь под влиянием философских взглядов Руссо,Тюрго,Рейналя, Кондорсе в изучении истории уделял большое внимание культуре и нравам народа. Кондорсе — один из основоположников идеи исторического прогресса, которую, однако, он развивал с идеалистических позиций.

Поступательное движение истории Кондорсе объяснял безграничной возможностью развития человеческого разума как демиурга истории. Он связывал исторические эпохи с этапами развития человеческого разума, указывая при этом также и на значение хозяйственных и политических факторов в общественном развитии.

Кондорсе — сторонник теории естественного права, использовал её для отрицания правомерности феодального общества и обоснования необходимости и разумности буржуазного строя.

Эпоха утверждения и развития общества, основанного на частной капиталистической собственности, рассматривалась Кондорсе как высшая ступень в истории человечества. Будущий прогресс человечества Кондорсе мыслил лишь в границах буржуазного правопорядка.

Идеи Кондорсе сыграли значительную роль в критике теологического объяснения истории, провиденциализма и в особенности в развитии просветительной концепции исторического процесса.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв,П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Oeuvres, t. 1—12, P., 1847—49.

Литература: Маркс  К. и Энгельс  Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3, с. 530—31; Cento  Α., Condorcet е 1'idea di progresso, Firenze, [1956];  Bouissounouse   J.,  Condorcet,  [P.,  1962].

Французский мыслитель

Кондорсе (Condorcet) Мари-Жан Антуан Никола де Карита, маркиз (1743-1794) — французский мыслитель, философ-просветитель, математик, политический деятель. Постоянный секретарь Академии наук (с 1785). Сотрудничал в «Энциклопедии» Дидро. Депутат Законодательного собрания (1791).

В 1793 предложил либеральный проект конституции, отвергнутый радикальными якобинцами. Как умеренный, был обозначен «врагом народа» и заочно приговорен режимом Робеспьера к смертной казни.

После продолжительного пребывания в подполье, был арестован и казнен (по некоторым сведениям покончил с собой в тюрьме).

Основные сочинения: «Размышления о рабстве негров» (1781), «Опыт о применении анализа вероятности решений, принимаемых большинством » (1785, легло в основу современной философской дисциплины — «теории решений»), «Жизнь господина Тюрго» (1786), «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (написано в подполье в 1794, опубликовано вдовой Кондорсе после падения Робеспьера в 1795).

Миропонимание Кондорсе основывалось на его убеждении в том, что достоверность человеческого знания ограничена.

При этом главным способом оптимизации и улучшения жизни людей (в контексте возможности бесконечного совершенствования последней) Кондорсе полагал использование математического аппарата в решении как социальных, так и повседневных житейских проблем.

По мысли Кондорсе, «существуют надежные средства нахождения очень большой вероятности некоторых случаев и установления степени этой вероятности в огромной их массе».

Исследуя причины того, что мы способны обнаружить достоверность в математике, но не в естественных, социальных и этических науках, Кондорсе пришел к выводу, что предпосылкой этого выступает специфичность наблюдателя-человека. Обобщения и закономерности, познаваемые посредством индукции на фундаменте опыта, обладают, по Кондорсе, только вероятностью.

Все наши знания, согласно мысли Кондорсе, «подкрепляются тем наблюдением, что факт, наблюдавшийся вчера, будет наблюдаться и сегодня, если только не произошло каких-нибудь изменений».

Прогресс разума, по Кондорсе, предполагает единство истины, счастья и добродетели (свободы и естественных прав человека). Прогресс закономерен, подчинен общим законам развития, которые фактически являются законами развития человеческих способностей.

По мнению Кондорсе, каждое разумное существо приходит к аналогичным идеям в сфере морали, как и в области геометрии.

Это является результатом актуализации свойств чувствующих существ, способных к размышлениям: «Действительность положений нравственности, их истина, соотносящаяся с положением реальных существ, целиком и полностью зависит от истинности следующего факта: люди суть чувствующие и мыслящие существа».

В конечном итоге, с точки зрения Кондорсе, прогрессом становится сам прогресс как безграничность совершенствования. Кондорсе стремился реконструировать закономерности исторического процесса, его основные этапы и движущие силы. Выделил десять этапов — эпох «прогресса человеческого разума».

Последняя эпоха, согласно Кондорсе, открывается французской революцией и будет характеризоваться преодолением неравенства наций, ликвидацией социального неравенства, совершенствованием самого человека. Согласно Кондорсе, люди не должны делиться на правителей и поданных. Отсюда Кондорсе считал правомерным выводить основные права человека.

Кондорсе стремился обосновать первобытную доброту и неограниченную способность человека и человечества к постоянному и безграничному совершенствованию, поскольку человек позволяет господствовать собственному разуму.

Кондорсе высоко ценил философское миропонимание Локка: по мнению Кондорсе, Локк первым обозначил границы человеческого познания и «этим методом скоро стали пользоваться все философы, и, именно применяя его к морали, политике, общественной экономии, они получили возможность следовать в области этих наук путем почти столь же верным, как в области естественных наук». По утверждению Рассела, Кондорсе предварил многие постулаты учения Мальтуса, соединяя эти идеи с уверенностью в необходимости контроля над рождаемостью. Кондорсе был уверен, что общественное зло в мире может быть преодолено посредством экспансии идей Французской революции. Являясь автором одной из наиболее оптимистических версий философии Просвещения, Кондорсе собственной трагичной судьбой продемонстрировал способность истинных философов рефлексировать по поводу окружающего вне каких бы то ни было политических контекстов.

А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко

Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.

Философ

Кондорсе (Condorcet) Мари Жан Антуан Никола де (17 сентября 1743, Рибелон — 7 апреля 1794, тюрьма Бурла-Рен) — французский философ-просветитель, ученый и политический деятель, маркиз. В 26 лет был избран членом Французской академии наук за математическую работу, посвященную интегральному исчислению.

В 1773 получил премию Берлинской академии наук за историю комет и в том же году был избран секретарем Французской академии за биографии выдающихся ученых своего времени (написал около пятидесяти биографий членов академии, в т. ч. биографии Тюрго и Вольтера, которых он знал лично). Сотрудничал в «Энциклопедии», был другом Д' Аламбера.

В философии — сторонник деизма и сенсуализма, в экономике Кондорсе раздлял взгляды физиократов.

Под влиянием Тюрго Кондорсе занялся политическими науками; отстаивал право человека на свободное распоряжение плодами своего труда и свободное развитие личности, выступал за всеобщее политическое равенство. Главным инструментом проведения реформ считал парламент.

После бегства Людовика XVI в Версаль основал газету «Республиканец, или Защитник представительного правительства». В 1790 заседал в Парижском муниципалитете, в конце 1791 стал президентом Законодательного собрания.

Работал в комиссии из 9 человек над жирондистским проектом новой республиканской конституции. Когда Конвент отверг эту конституцию и принял якобинский проект де Сешеля, Кондорсе опубликовал послание к народу, за что был объявлен Конвентом вне закона; Робеспьер обвинил Кондорсе в национальной измене.

Опасаясь ареста, он был вынужден скрываться у вдовы скульптора Берне, где и написал свой главный труд — «Эскиз исто-рической картины прогресса человеческого разума» (Esquisse d'un tableau historique des progres de l'esprit humain, 1795, рус. пер. 1909).

Закончив его, Кондорсе покинул свое убежище, три дня бродил в окрестностях Парижа, был арестован в деревне Кламар и препровожден в тюрьму, где принял яд, чтобы избежать гильотины.

«Эскиз…» проникнут пафосом безграничного совершенствования знаний и способностей человека. Конечная цель его — «…показать, что не было намечено никакого предела в развитии человеческих способностей, что способность человека к совершенствованию действительно безгранична, что успехи в этом совершенствовании…

имеют своей границей только длительность существования нашей планеты…» (Эскиз… М., 1936, с. 15).

В отличие от Руссо Кондорсе считал переход от первобытнообщинного строя к цивилизации не вырождением человечества, а его движением к совершенству; знания не только никогда не развращали людей, но, напротив, способствовали исправлению или смягчению нравов.

Смысл человеческой жизни — в максимально свободном применении своих способностей, распоряжении богатством и удовлетворении потребностей. Помехи на пути к этому — невежество, предрассудки, религия, деспотизм. Для реализации «естественных прав» человека нужно покончить с со-словными ограничениями и предрассудками.

Разделив всю историю человечества на 10 этапов, 9-м этапом Кондорсе считал современное ему общество, а 10-м — грядущее «царство разума».

Цель «социального искусства» — уничтожение кажущейся противоположности между интересом каждого и интересом всех; с помощью системы образования необходимо формировать интерес к общественному благу и добиваться того, чтобы все граждане стали искренними «друзьями закона».

Требуя уничтожения неравенства между нациями и между группами одной и той же нации, Кондорсе отвергал, однако, принцип всеобщей уравнительности: «Различия между правами, которые закон признает за гражданами, и правами, которыми они действительно пользуются, обусловлены тремя главными причинами: неравенством богатства, правом наследства и неравенством образования…

Все эти три неравенства должны постоянно уменьшаться, не исчезая, однако, окончательно, ибо причины, их порождающие, естественны и необходимы. Поэтому, пытаясь уничтожить эти причины, мы не только нанесем по правам людей самый гибельный удар, но породим еще более обильные источники неравенства» (там же, с. 216).

Кондорсе оказал заметное влияние на последующее развитие демократической социально-философской мысли.

О. В. Суворов

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 285-286.

Политический деятель

Кондорсе (Condorcet), Жан Антуан де (17.IX.1743 — 7.IV.1794) — французский философ-просветитель, математик, социолог и политический деятель. В 1788-1791 годы — один из руководителей филантропического «Общества друзей чернокожих».

В период французской буржуазной революции конца 18 века был председателем Законодательного собрания (октябрь 1781 года — август 1792 года) и вице-предсе6дателем Конвента (сентябрь 1792 года — май 1793 года), примыкал к жирондистам.

В 1793 году, в период якобинской диктатуры, был заочно приговорен к смертной казни. Вскоре после ареста (апрель 1794 года) покончил жизнь самоубийством.

В литературном наследии Кондорсе особое место занимает его «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (1794, рус. пер. 1936), в котором Кондорсе делает попытку установить закономерности развития истории, ее основные этапы, движущие силы исторического процесса. Находясь под влиянием философских взглядов Ж. Ж. Руссо, А. Р. Тюрго и Г.

Рейналя и продолжая традиции исторической концепции Вольтера, Кондорсе отказывается сводить исторический процесс лишь к деяниям королей, законодателей, религиозных реформаторов и уделяет большое внимание культуре и нравам народа.

Кондорсе явился одним из основоположников идеи исторического прогресса; он отстаивал восходящее развитие человечества, обосновывая безграничность этого развития. Оставаясь, однако, на позициях идеалистического понимания истории, Кондорсе, естественно, не мог научно обосновать необходимость и истинный характер общественного прогресса.

Неисчерпаемые возможности восходящего развития истории Кондорсе объяснял с позиций идеализма безграничной возможностью развития человеческого разума как демиурга истории.

Руководствуясь таким пониманием вопроса, он обусловливал исторические эпохи этапами развития человеческого разума, подчеркивая при этом также значение хозяйственных и политических факторов в общественного развитии. В экономических вопросах разделял взгляды физиократов. Кондорсе — сторонник теории естественного права.

Он использовал эту теорию для отрицания правомерности феодального общества и обоснования необходимости, разумности и вечности буржуазного строя. Характерно, что эпоха утверждения и развития общества, основанного на частной капиталистической собственности, рассматривалась Кондорсе как высшая эпоха в истории человечества. Говоря о будущем прогрессе человечества, Кондорсе мыслил этот прогресс лишь в границах буржуазного правопорядка.

Как идеолог восходящего общественного класса, Кондорсе отстаивал целую систему передовых идей: равенство людей перед законом, демократические права и свободы, гуманное уголовное законодательство, равные права на получение образования и т. д. Кондорсе гневно осуждал колониальный разбой, «…который развращает и опустошает Африку…» («Эскиз…», с. 224), рассматривал войну «…как наиболее гибельный бич, как величайшее преступление» (там же, с. 248).

Идеи Кондорсе сыграли значительную роль в критике теологического объяснения истории, провиденциализма и в особенности в развитии просветительской концепции исторического процесса.

X. H. Момджян. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ — КОШАКЕР. 1965.

Сочинения: Oeuvres, t. 1-12, P., 1847-49.

Литература: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, с. 530-31; Alengry Г., Condorcet. Guide de la révolution française, théoricien du droit constitutionnel et précurseur de la science sociale…, P., 1904; Gahen L., Condorcet et la révolution française, P., 1904; Buisson F., Condorcet, P., 1929; Franzer J. G., Condorcet on the progress of the human mind, Oxf., 1933.

Далее читайте:

Кондорсе. Доклад об общей организации народного образования.

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Франции (биографический указатель).

Великая французская революция (хронологическая таблица).

Сочинения:

Oeuvres, 1.1-12. P., 1847-49.

Эскиз исторической картиныпрогресса человеческого разума М. Соцэкгиз.1936.

Литература:

Литвинова Е. Ф. Кондорсе и его жизнь. СПб., 1894.

Литвинова Е.Ф. Жан Антуан Кондорсе. В кн.»Т.Мор. Оуэн. Дидро. Д'Аламбер. Кондорсе. (БиблиотекаФлорентия Павленкова)». Челябинск. «УралLTD». 1998.

Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_k/kondorse.php

Кондорсе, Мари Жан Антуан Никола

Кондорсе Жан Антуан Никола:  (1743 - 1794) - французский философ-просветитель, математик,

1743-1794) — франц. философ-просветитель, ученый, политич. деятель, один из энциклопедис

тов. По своим филос. воззрениям Кондорсе был сторонником деизма и сенсуализма, концепции ис-торич. прогресса, движущей силой к-рого считал развитие разума («Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума», 1794). С 1785 был секретарем Франц. академии, активно сотрудничал с Д. Дидро и Даламбером в «Энциклопедии».

Источник: Атеистический словарь

1743 — 1794) — французский философ-просветитель, социолог, политический деятель. В экономических вопросах был сторонником физиократов.

Кондорсе критиковал религию с позиций деизма, призывал к отказу от суеверий и развитию научных знаний.

В своей главной работе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (1794) развивал взгляд на историю как на продукт разума, провозглашал буржуазный строй вершиной разумности и «естественности».

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

род. 1743 Рибмон, близ Сен-Кантена — ум. 1794, Бур-ла-Рен) франц. представитель философии истории, сенсуалист и позитивист. С 1777 — постоянный секретарь Парижской академии наук, был близок к энциклопедистам и Дидро (см. Энциклопедия), позднее участвовал в революции.

Написал «Esquisse d&un tableau historique des progres de 1&esprit humain», 1794) (рус. пер. «Историческая картина прогресса человеческого разума», 1909); в этом произв.

он пытался доказать первобытную доброту и неограниченную способность человека и всего человечества к постоянному и безграничному совершенствованию, поскольку человек позволяет господствовать своему разуму.

Источник: Философский энциклопедический словарь

француз ский философ, математик и политический деятель (Рибмон, 1743 — Бур-ля-Рен, 1794). В 16 лет он уже представляет свою первую работу по математическому анализу. В 26 лет вступает в Академию естественных наук, а в 1773 г. становится ее непременным секретарем.

Депутат Законодательного собрания, сторонник жирондистов, не принадлежащий ни к какой партии; в 1793 г. выходит постановление об его аресте, в следующем году он арестован. Он покончил с собой в тюрьме, приняв порцию яда.

Именно в тюремном заключении он написал свой «Эскиз исторической картины прогресса человеческого духа», где традиционное религиозное чувство он замещает религией прогресса человечества, что предвосхищает доктрину Конта.

Источник: Философский словарь

фр. философ-просветитель, в экономических вопросах был сторонником физиократов (Тюрго). К. критиковал религию с позиций деизма и буржуазного просветительства, призывал к отказу от суеверий и развитию научных знаний. В своей гл.

работе “Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума” (1794) развивал взгляд на историю как на продукт разума, провозглашал буржуазный строй вершиной разумности и “естественности”. На основании различных случайных признаков К. делил историю на 10 эпох, обосновывал идею бесконечного прогресса капиталистического строя. К.

боролся против сословного разделения, в защиту политического равенства. В то же время считал имущественное неравенство полезным для об-ва.

Источник: Философский энциклопедический словарь

1743 — 1794) — французский ученый и политический деятель конца XVIII в. Ученик Руссо, Кондорсе в своих работах защищал право каждого человека «свободно» располагать своим трудом, т.-е. основную идею буржуазного общества.

Одновременно проповедовал свободу торговли хлебом, стоял за уничтожение крепостного права. Вместе с другими идеологами буржуазии сделался после 1789 г. крупным деятелем буржуазной революции.

Автор известной книги: «Esquisse dun tableau historique de lesprit humain», в которой впервые развивается и обосновывается понятие о прогрессе человечества.

После бегства короля в Варенн Кондорсе основал первую республиканскую газету «Республиканец». В то же время он принимал активное участие в Национальном Конвенте, где часто выступал от жирондистов (между прочим Кондорсе был против казни Людовика XVI). Как квалифицированный юрист, был назначен конвентом в председатели Комиссии по выработке новой конституции.

Его проект был, конечно, отвергнут якобинским большинством. Тогда Кондорсе выпустил воззвание к народу, где указал на недостатки принятой конституции (конвент принял конституцию, на-скоро составленную Геро-де-Сешеллем). Обвиненный в заговоре против «единства и нераздельности» французской республики, он был объявлен вне закона. 26 марта 1794 г.

его заключили в тюрьму, где через три дня он был найден мертвым. /Т. 2, 12/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

17.9.1743, Рибмон -29.3.1794, БурлаРен), маркиз, франц. философ-просветитель, математик, социолог, политич. деятель. В 1785 занял пост непременного секретаря Академии наук. Сотрудничал в «Энциклопедии» Дидро.

В 1791 избран в Законодат. собрание. В Конвенте примыкал к жирондистам. Пр-во Робеспьера обвинило К. в заговоре и заочно приговорило его к смертной казни. К. нек-рое время скрывался.

Весной 1794 был арестован, в тюрьме покончил жизнь самоубийством.

К.- сторонник деизма и сенсуализма. В «Эскизе историч. картины прогресса человеч. разума» (1795, рус. пер., 1909) К. сделал попытку установить закономерности развития истории, ее осн. этапы, движущие силы историч. процесса. Находясь под влиянием филос. взглядов Руссо, Тюрго, Рейналя, К. в изучении истории уделял большое внимание культуре и нравам народа. К.

— один из основоположников идеи историч. прогресса, к-рую, однако, он развивал с идеалистич. позиций. Поступательное движение истории К. объяснял безграничной возможностью развития человеч. разума как демиурга истории. Он связывал историч. эпохи с этапами развития человеч. разума, указывая при этом также и на значение хоз. и политич. факторов в обществ. развитии. К.

— сторонник теории естеств. нрава, использовал ее для отрицания правомерности феод. общества и обоснования необходимости и разумности бурж. строя. Эпоха утверждения и развития общества, основанного на частной капиталистич. собственности, рассматривалась К. как высшая ступень в истории человечества. Будущий прогресс человечества К. мыслил лишь в границах бурж.

правопорядка.

Идеи К. сыграли значит. роль в критике теологич. объяснения истории, провиденциализма и в особенности в развитии просветит. концепции историч. процесса.

Источник: Советский философский словарь

французский мыслитель, философ-просветитель, математик, политический деятель. Постоянный секретарь Академии наук (с 1785). Депутат Законодательного собрания (1791). Заочно приговорен к смертной казни режимом Робеспьера. После ареста умер в тюрьме (по некоторым сведениям покончил с собой). Сотрудничал в «Энциклопедии» Дидро.

Главное сочинение — «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (1795). Обосновывал гипотезу о прогрессе в истории, видя его в преодолении предрассудков и суеверий благодаря развитию человеческого разума (знания, науки, просвещения). Прогресс разума, по К., предполагает единство истины, счастья и добродетели (свободы и естественных прав человека).

Прогресс закономерен, подчинен общим законам развития, которые фактически являются законами развития человеческих способностей. В конечном итоге прогрессом становится сам прогресс как безграничность совершенствования. К. стремился реконструировать закономерности исторического процесса, его основные этапы и движущие силы. Выделил десять этапов — эпох прогресса человеческого разума.

Последняя эпоха, согласно К., открывается французской революцией и будет характеризоваться преодолением неравенства наций, ликвидацией социального неравенства, совершенствованием самого человека. Согласно К., человек является чувствительным существом, способным к рассуждению и овладению моральными идеями; люди не должны делиться на правителей и поданных. Отсюда К.

считал правомерным выводить основные права человека. К. стремился обосновать первобытную доброту и неограниченную способность человека и человечества к постоянному и безграничному совершенствованию, поскольку человек позволяет господствовать собственному разуму. К. высоко ценил философское миропонимание Локка: по мнению К.

, Локк первым обозначил границы человеческого познания и «этим методом скоро стали пользоваться все философы, и, именно применяя его к морали, политике, общественной экономии, они получили возможность следовать в области этих наук путем почти столь же верным, как в области естественных наук». По утверждению Рассела, К.

предварил многие постулаты учения Мальтуса, соединяя эти идеи с уверенностью в необходимости контроля над рождаемостью. К. был уверен, что общественное зло в мире может быть преодолено посредством экспансии идей Французской революции.

А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко

Источник: Новейший философский словарь

17 сентября 1743, Рибелон— 7 апреля 1794, тюрьма Бурла-Рен) — французский философ-просветитель, ученый и политический деятель, маркиз. В 26 лет был избран членом Французской академии наук за математическую работу, посвященную интегральному исчислению.

В 1773 получил премию Берлинской академии наук за историю комет и в том же году был избран секретарем Французской академии за биографии выдающихся ученых своего времени (написал около пятидесяти биографий членов академии, в т. ч. биографии Тюрго и Вольтера, которых он знал лично). Сотрудничал в «Эниик.юпедии», был другом ДАламбера.

В философии — сторонник деизма и сенсуализма, в экономике Кондорсе разделял взгляды физиократов.

Под влиянием Тюрго Кондорсе занялся политическими науками; отстаивал право человека на свободное распоряжение плодами своего труда и свободное развитие личности, выступал за всеобщее политическое равенство. Главным инструментом проведения реформ считал парламент.

После бегства Людовика XVI в Версаль основал газету «Республиканец, или Защитник представительного правительства». В 1790 заседал в Парижском муниципалитете, в конце 1791 стал президентом Законодательного собрания.

Работал в комиссии из 9 человек над жирондистским проектом новой республиканской конституции. Когда Конвент отверг эту конституцию и принял якобинский проект де Сешеля, Кондорсе опубликовал послание к народу, за что был объявлен Конвентом вне закона; Робеспьер обвинил Кондорсе в национальной измене.

Опасаясь ареста, он был вынужден скрываться у вдовы скульптора Берне, где и написал свой главный труд — «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (Esquisse dun tableau historique des progres de lesprit humain, 1795, рус. пер. 1909).

Закончив его, Кондорсе покинул свое убежище, три дня бродил в окрестностях Парижа, был арестован в деревне Кламар и препровожден в тюрьму, где принял яд, чтобы избежать гильотины.

«Эскиз…» проникнут пафосом безграничного совершенствования знаний и способностей человека. Конечная цель его — «…показать, что не было намечено никакого предела в развитии человеческих способностей, что способность человека к совершенствованию действительно безгранична, что успехи в этом совершенствовании…

имеют своей границей только длительность существования нашей планеты…» (Эскиз… М., 1936, с. 15).

В отличие от Руссо Кондорсе считал переход от первобытнообщинного строя к цивилизации не вырождением человечества, а его движением к совершенству; знания не только никогда не развращали людей, но, напротив, способствовали исправлению или смягчению нравов.

Смысл человеческой жизни — в максимально свободном применении своих способностей, распоряжении богатством и удовлетворении потребностей. Помехи на пути к этому — невежество, предрассудки, религия, деспотизм. Для реализации «естественных прав» человека нужно покончить с сословными ограничениями и предрассудками.

Разделив всю историю человечества на 10 этапов, 9-м этапом Кондорсе считал современное ему общество, а 10-м — грядущее «царство разума». Цель «социального искусства» — уничтожение кажущейся противоположности между интересом каждого и интересом всех; с помощью системы образования необходимо формировать интерес к общественному благу и добиваться того, чтобы все граждане стали искренними «друзьями закона».

Требуя уничтожения неравенства между нациями и между группами одной и той же нации, Кондорсе отвергал, однако, принцип всеобщей уравнительности: «Различия между правами, которые закон признает за гражданами, и правами, которыми они действительно пользуются, обусловлены тремя главными причинами: неравенством богатства, правом наследства и неравенством образования…

Все эти три неравенства должны постоянно уменьшаться, не исчезая, однако, окончательно, ибо причины, их порождающие, естественны и необходимы. Поэтому, пытаясь уничтожить эти причины, мы не только нанесем по правам людей самый гибельный удар, но породим еще более обильные источники неравенства» (там же, с. 216).

Кондорсе оказал заметное влияние на последующее развитие демократической социально-философской мысли.

Соч.: Oeuvres. 1.1-12. Р., 1847-49. Лит.: Литвинова Кондорсе и его жизнь. СПб., 1894.

О. В. Суворов

Источник: Новая философская энциклопедия

французский мыслитель, философ-просветитель, математик, политический деятель. Постоянный секретарь Академии наук (с 1785). Сотрудничал в «Энциклопедии» Дидро. Депутат Законодательного собрания (1791). В 1793 предложил либеральный проект конституции, отвергнутый радикальными якобинцами.

Как умеренный, был обозначен «врагом народа» и заочно приговорен режимом Робеспьера к смертной казни. После продолжительного пребывания в подполье, был арестован и казнен (по некоторым сведениям покончил с собой в тюрьме).

Основные сочинения: «Размышления о рабстве негров» (1781), «Опыт о применении анализа вероятности решений, принимаемых большинством » (1785, легло в основу современной философской дисциплины — «теории решений»), «Жизнь господина Тюрго» (1786), «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (написано в подполье в 1794, опубликовано вдовой К. после падения Робеспьера в 1795).

Миропонимание К. основывалось на его убеждении в том, что достоверность человеческого знания ограничена. При этом главным способом оптимизации и улучшения жизни людей (в контексте возможности бесконечного совершенствования последней) К. полагал использование математического аппарата в решении как социальных, так и повседневных житейских проблем. По мысли К.

, «существуют надежные средства нахождения очень большой вероятности некоторых случаев и установления степени этой вероятности в огромной их массе». Исследуя причины того, что мы способны обнаружить достоверность в математике, по не в естественных, социальных и этических науках, К. пришел к выводу, что предпосылкой этого выступает специфичность наблюдателя-человека.

Обобщения и закономерности, познаваемые посредством индукции на фундаменте опыта, обладают, по К., только вероятностью. Все наши знания, согласно мысли К., «подкрепляются тем наблюдением, что факт, наблюдавшийся вчера, будет наблюдаться и сегодня, если только не произошло каких-нибудь изменений». Прогресс разума, по К.

, предполагает единство истины, счастья и добродетели (свободы и естественных прав человека). Прогресс закономерен, подчинен общим законам развития, которые фактически являются законами развития человеческих способностей. По мнению К., каждое разумное существо приходит к аналогичным идеям в сфере морали, как и в области геометрии.

Это является результатом актуализации свойств чувствующих существ, способных к размышлениям: «Действительность положений нравственности, их истина, соотносящаяся с положением реальных существ, целиком и полностью зависит от истинности следующего факта: люди суть чувствующие и мыслящие существа». В конечном итоге, с точки зрения К.

, прогрессом становится сам прогресс как безграничность совершенствования. К. стремился реконструировать закономерности исторического процесса, его основные этапы и движущие силы. Выделил десять этапов — эпох «прогресса человеческого разума». Последняя эпоха, согласно К.

, открывается французской революцией и будет характеризоваться преодолением неравенства наций, ликвидацией социального неравенства, совершенствованием самого человека. Согласно К., люди не должны делиться на правителей и поданных. Отсюда К. считал правомерным выводить основные права человека. К.

стремился обосновать первобытную доброту и неограниченную способность человека и человечества к постоянному и безграничному совершенствованию, поскольку человек позволяет господствовать собственному разуму. К. высоко ценил философское миропонимание Локка: по мнению К.

, Локк первым обозначил границы человеческого познания и «этим методом скоро стали пользоваться все философы, и, именно применяя его к морали, политике, общественной экономии, они получили возможность следовать в области этих наук путем почти столь же верным, как в области естественных наук». По утверждению Рассела, К.

предварил многие постулаты учения Мальтуса, соединяя эти идеи с уверенностью в необходимости контроля над рождаемостью. К. был уверен, что общественное зло в мире может быть преодолено посредством экспансии идей Французской революции. Являясь автором одной из наиболее оптимистических версий философии Просвещения, К. собственной трагичной судьбой продемонстрировал способность истинных философов рефлексировать по поводу окружающего вне каких бы то ни было политических контекстов. A.A. Грицанов, В.Л. Абушенко

Источник: История Философии: Энциклопедия

Источник: https://terme.ru/termin/kondorse-mari-zhan-antuan-nikola.html

Scicenter1
Добавить комментарий