Конец XX века как завершение эпохи модерна.: Мир перед лицом глобальных проблем. Современное общество в условиях

II. Современный мир перед лицом глобальных проблем

Конец XX века как завершение эпохи модерна.:  Мир перед лицом глобальных проблем. Современное общество в условиях

Поводом для «переоценки ценностей» господствующего типа развития в конце XX века послужили не столько политические, социальные и экономические противоречия, сколько осознание того факта, что в мире постепенно нарастают глобальные экологические проблемы.

Они стали проявляться с конца 50-х годов в виде ухудшающейся атмосферы, воды, почвы, уменьшения численности лесов и т. п. явлений. причина деградации природной среды обитания человека связывалась с экспансионистским характером современного капиталистического хозяйства.

Оно призвано обеспечить всевозможными благами быстро растущее народонаселение мира и потому вынуждено постоянно наращивать свои мощности. Это ведет к негативным «побочным» последствиям.

С 1950 по 1997 год использование древесины утроилось, производство бумаги повысилось в 6 раз, добыча рыбы — в 5 раз, в 4 раза выросло потребление ископаемого топлива.

Многочисленные модельные расчеты, проводимые в 70-80-е годы по заказу Римского клуба, а также прогнозы других авторитетных организаций в последнее время, показывают, что при нынешних темпах использования природных ресурсов в середине XXI века они будут исчерпаны.

Можно спорить о том, когда это произойдет по каждому из видов сырья, однако качественный вывод о стратегической бесперспективности существующего типа развития сомнению уже не подлежит.

Чтобы избежать указанной катастрофы, разрабатываются самые различные сценарии развития. Предлагается, в частности, развивать экономику таким образом, чтобы потребление ресурсов и уровень загрязнения не превышали некоторого критического объема.

По мнению приверженцев этого подхода, получившего название «концепции устойчивого развития», можно достигнуть продолжительного стабильного развития экономики за счет ограничения потребления ресурсов и снижения численности населения.

При этом предполагается применять как административные меры (запреты, штрафы, наказания), так и методы рыночного регулирования, направленные на ограничение потребностей (к примеру, налоги на расходование тех или иных ресурсов).

Модельная проработка этого варианта, предпринятая группой Д. Медоуза, показывает, что при достаточно жестких ограничениях возможно в лучшем случае удастся сохранить на будущие 50 лет значительные различия в уровне жизни и использовании ресурсов между индустриально развитыми и развивающимися странами. Но на более длительную перспективу этот прогноз не дает никакой оптимистической картины.

Одной из главных проблем по-прежнему остается неготовность развитых стран Запада существенно ограничить потребление, отказаться от части достигнутого ими жизненного комфорта. Устойчивое развитие, основанное на ограничениях, неизбежно приводит к трениям и противоречиям между государствами.

Это показала Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, проведенная в 1992 году в Рио-де-Жанейро и посвященная выработке стратегии развития человечества в XXI веке. Она была представлена главами государств и правительств, стран-членов ООН, что говорит о важности обсуждаемых проблем.

Результаты этой сессии оптимизма не вызвали, ибо на ней не было достигнуто согласие, как по причинам глобального кризиса, так и по способам выхода из него.

Не получила даже теоретического решения главная проблема концепции устойчивого развития — распределение квот и предельных нормативов производства и потребления.

Через пять лет, в 1997 году, уже в Нью-Йорке, была проведена вторая Специальная сессия ГА ООН с той же повесткой дня.

На Ассамблее был представлен «Глобальный обзор состояния окружающей среды», в котором, в частности, отмечены такие негативные явления, как ухудшение биоразнообразия, изменение климата, избыточность потребления в развитых странах, сопровождаемое большим объемом отходов. Констатировалось, что по-прежнему во многих странах острой остается проблема питания.

Председатель специальной комиссии ООН по устойчивому развитию Р. Уэлфорд, отметил, что «за последние несколько десятилетий почти каждая экосистема и первичная культура на Земле были повреждены, а во многих случаях полностью разрушены агрессивными человеческими существами…

Массовое обезлесивание и связанные с этим потери биоразнообразия, замена сложных сообществ животных и практика монокультур зерновых или древонасаждений, интенсивная жестокая сельскохозяйственная практика разведения животных, отравление природных вод…

все это результат человеческой жестокости и алчности»[83].

Итоговый документ Ассамблеи — «Заявление глав государств и правительств» содержит призыв:

— Поддерживать международное и национальное сотрудничество;

— Улучшать государственное управление и соблюдать права человека;

— Изменить структуру производства и потребления с учетом этнических факторов;

— К 2015 году вдвое уменьшить число людей, живущих в условиях абсолютной нищеты;

— Эффективно завершить международные переговоры по проблемам экологии;

— Мобилизовать местные ресурсы для достижения устойчивого развития;

— Подтвердить необходимость выделения 0,7 % ВНП развитых стран для оказания помощи развивающимся странам.

Заявление оканчивалось призывом: «Время не ждет. Нужно, чтобы каждый приложил усилия для изменения тенденции деградации».

Необходимо отметить, что на уровне отдельных государств, крупных корпораций проводится конкретная работа по совершенствованию технологий, защите окружающей среды.

Американский институт «Worldwatch», в очередном докладе по итогам 1997 года, содержащем прогноз развития человечества на ближайшие годы, с оптимизмом утверждает, что мир начал постепенно осознавать, что старый ход вещей не кажется мудрым с планетарной точки зрения.

В качестве примера приводится новинка концерна «Тойота» — гибридный автомобиль, имеющий двигатель внутреннего сгорания и электрический двигатель.

Все чаще для получения электричества используют силу ветра и воды, а ведущие нефтяные гиганты Энрон, Бритиш Петролеум и Шелл все больше средств инвестируют в возобновляемые источники энергии. Как альтернатива концепции «устойчивого развития» предлагается «симбиотический» путь, снимающий или отодвигающий в далекое будущее проблему истощения ресурсов, поскольку последние воссоздаются в процессе воспроизводства продукции[84].

Но вся эта деятельность не дает достаточного эффекта в первую очередь потому, что осуществляется в рамках прежней парадигмы — парадигмы модерна.

Римский клуб, поначалу громко заявивший о наступившем глобальном кризисе, по сути, не подверг тщательному анализу его причины. Говоря о необходимости совершенствования человека, как залоге разрешения глобальных проблем, основатель этого клуба А.

Печчеи ставил проблему человека утилитарно — как задачу культивирования и развития новых «человеческих качеств», ориентированных на будущий глобальный мировой порядок[85].

Нравственной и философской оценке не была подвергнута та концепция социального развития и будущего человека, реализация которой и привела к этим глобальным затруднениям. Имеется в виду «проект модерна» и одухотворяющая его идея развития.

В основе концепции развития, сломавшей традиционное средневековое общество, лежало несколько простых, но привлекательных идей.

Во-первых, это идея антропоцентризма, сменившая господствующую более тысячелетия идею теоцентризма. Антропоцентризм означает, что центром познавательной и практической активности становится человек.

Он является той перспективой, которая задает направление общественной эволюции и определяет базовые ценности культуры.

Человек — главная фигура бытия, его средоточие, а все остальное — только средства обеспечения человеческого существования.

Во-вторых, развитие предполагает несовершенство мира, которое и должно быть исправлено в ходе развития. Несовершенство это проявляется в том, что человек, будучи по природе совершенным существом, обладающим достоинством, вынужден влачить жалкое существование, пребывать в ничтожности.

В-третьих, в этой модели развития были заданы и средства (инструменты) развития. Это рационализация действительности через ее покорение с помощью калькуляции, рациональной организации, посредством с активного использования науки и техники. Чтобы сделать жизнь достойной человека — ее нужно переделать, приспособить «под контуры» человека.

В-четвертых, эта модель развития предполагала жесткое разделение публичной и частной сфер человеческого бытия, невмешательство во внутренний духовный мир индивида.

Преобразованию, развитию подлежала только внешняя человеку действительность — природа и общество.

Внутреннее совершенствование объявлялось частным делом индивида, тем самым из развития с самого начала была исключена нравственная перспектива, её роль в стабилизации общества.

В-пятых, развитие объявлялось универсальным, происходящим в масштабах планеты, процессом. Нет стран и народов, которые могли бы долго противиться неизбежности кардинальных преобразований. Рано или поздно они осознают, что единственным способом выхода из экономического, политического, социального тупика является принятие западной модели развития.

Таким образом, идея развития стало своеобразной «религией» западной культуры. Она инициировала те революционные изменения, которые произошли в странах Западной Европы и Северной Америки за прошедшее с начала модернизации время.

Не замечать качественного улучшения жизни людей в этих регионах просто нельзя. Именно поэтому западный опыт стал привлекательным для других стран, колеблющихся в выборе путей развития.

Казалось бы, чего проще: создайте условия для свободной конкуренции людей и товаров, обеспечьте политические свободы и свободу образа жизни, установите режим правового государства — и через 20 (50, 100, 200) лет начнете пожинать плоды общества изобилия.

Но именно универсализация западной модели развития и послужила тревожным сигналом для интеллектуалов, которые увидели в этом факте опасность глобальной катастрофы.

Несмотря на внешнюю привлекательность, эта модель является очень затратной.

Она базируется на активной эксплуатации природных ресурсов, ибо основу успеха современного промышленного производства, создающего товары и услуги, обеспечивающего тот комфорт жизни западного человека, который привлекает других, являются энергетические и минеральные ресурсы Земли. А они — конечны, исчерпаемы. Ориентация на западные стандарты в потреблении приведет к необходимости многократного увеличения добычи нефти, газа, алюминия, производства электроэнергии, вырубки лесов и т. д. Соответственно значительно возрастут вредные отходы промышленного и сельскохозяйственного производства. Это приведёт к быстрому истощению ресурсного потенциала Земли и к прогрессирующей деградации человечества.

Озабоченность проблемой стремительного ухудшения среды обитания, в первую очередь климата, подвигла международное сообщество в лице ООН на принятие срочных мер, которые ограничивали бы выброс в атмосферу Земли тепловой энергии. В 1994 году была принята Рамочная Конвенция ООН по изменению климата (РКИК).

В настоящее время сторонниками конвенции являются 186 стран, включая Россию, все развитые страны и страны СНГ. Конвенция призвана объединить усилия по предотвращению опасных изменений климата и добиться стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере на относительно безопасном уровне.

В конце 1997 года, на Третьей Конференции Сторон РКИК в Киото, был принят Киотский Протокол, закрепляющий количественные обязательства развитых стран и стран с переходной экономикой, включая Россию, по ограничению и снижению поступления парниковых газов в атмосферу.

К 2002 году Протокол подписан 84 странами, включая все развитые страны, и почти все страны СНГ. Россия подписала Протокол 11 марта 1999 г.

Однако реализация проблемы заключается в том, что для вступления Киотского Протокола в силу, требуется его ратификация не менее чем, 55-ю странами-участниками, причем в это число должны входить страны, на долю которых приходится не менее 55 % всех выбросов тепловой энергии, но большинство развитых стран, в том числе и США, отказываются признавать свои обязательства, налагаемые этим документом. Не ратифицирован он и Россией. Объясняется это тем, что Киотский Протокол требует снизить к 2008 году, на 5 % выброс парниковых паров, по сравнению с 1990 годом. На деле подобное снижение означает сокращение промышленного производства, а значит и появление социальной напряженности в обществах потребления, привыкших к комфортному образу жизни.

Как быть в этой ситуации, которая является вполне реальным фактом, а не плодом фантазии испуганного теоретика?

Причина коренится не в издержках промышленного производства и «плохих» предпринимателях, отказывающихся строить защитные сооружения на своих производствах.

Деструктивна сама модель развития, принятая 500 лет назад и полностью исчерпавшая себя ещё в начале XXI столетия. Признание этого факта вовсе не означает, что должны быть пересмотрены итоги развития. Это невозможно.

Но дать им соответствующую оценку в перспективе нынешнего глобального кризиса просто необходимо.

Исчерпанность западного варианта развития проявилась и с другой стороны, не менее опасной, чем экологический кризис. Развитие западного типа облегчалось тем несомненным обстоятельством, что в распоряжении десятка стран Европы и Америки находились природные и людские ресурсы практически всего мира.

За стеклянные бусы и медные украшения приобретались громадные территории, а за небольшую взятку туземному чиновнику можно было получить право на разработку богатейших месторождений золота, меди или нефти. Это было, и этого никто не отрицает. Произошедшие во второй половине XX века трансформации в странах третьего мира кардинальным образом изменили ситуацию.

В этих странах появилась национально мыслящая интеллигенция, сформировались национальные властные элиты, выросло национальное самосознание. Многие из государств Азии, Африки и Латинской Америки стали проводить самостоятельную политику, опирающуюся не на западные, а на традиционные ценности.

Начиная с 70-х годов, развитие перестало однозначно отождествляться с вестернизацией. Некоторые страны взяли за основу национально или регионально ориентированные модели развития, показавшие свою эффективность. Стали формироваться новые центры силы, подвергаться критике сложившийся мировой порядок.

Мир перестал быть единым в смысле наличия единой интегрирующей мировоззренческой идеи, обеспечивающей это единство. То, о чем писали Ницше и Вебер в конце прошлого столетия, стало очевидным, наглядным в конце XX века.

Но плюральный, разнородный мир более опасен и чреват конфликтами, чем прежний, одно- или двухполюсный. Таковым его делает перенасыщенность оружием массового уничтожения и отсутствие более или менее согласованных нравственных инстанций.

Предыдущая68697071727374757677787980818283Следующая

Дата добавления: 2015-02-07; просмотров: 982; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/2-48747.html

ЕГЭ. Общество. Тема 15. Глобальные проблемы человечества

Конец XX века как завершение эпохи модерна.:  Мир перед лицом глобальных проблем. Современное общество в условиях

Глобальные проблемы  возникли во второй половине 20 века, от их решения зависит судьба всего человечества.

Слово «глобальный»  иноязычного происхождения, с фр. — «всеобщий», с лат. — «земной шар».

Причины возникновения глобальных проблем

  • Целостность современного мира, всемирная общность людей, которая проявляется в тесных связях стран в различных сферах общества. Отсюда и появление проблем, так как всегда есть несогласие по каким-то вопросам, стремление занять первенство в чём-либо, диктовать условия другим.
  • Возросшая экономическая мощь человечества, развитие технологий, что, к сожалению, имеет и отрицательную сторону: нерациональное использование открытий человеческого разума, негативное влияние на природу. Человечество созидает и разрушает одновременно.
  • Неравномерность развития стран, которая приводит к конфликтам между ними (между развитыми и развивающимися странами)
  • Превращение противоречий, конфликтов, проблем из локальных в общемировые.

Таковы причины возникновения глобальных проблем.

Одни из проблем возникли с началом освоения космоса, другие появились в конце 20-21 го века, например, проблема  терроризма.

Признаки глобальных проблем

  • Масштаб проявления. Они выходят за рамки отельного государства и даже региона планеты.
  • Острота проявления, необходимость решать их как можно скорее.
  • Комплексный характер, то есть все проблемы тесно взаимосвязаны, взаимодействуют друг на друга, одна проблема тянет за собой ряд других.
  • Возможность решения проблем только совместными усилиями всех стран и народов.
  • Влияние на ход развития человеческой цивилизации.

Типы глобальных проблем

1.Проблемы между государствами

  • Угроза третьей мировой войны (предотвращение угрозы термоядерной войны, создание благоприятных условий для развития стран и народов)
  • Угроза локальных войн, которые могут перерасти в мировые.
  • Проблема «Север-Юг», то есть между развитыми и развивающимися странами

( преодоление экономической отсталости развивающихся стран, установление нового международного порядка)

  • Проблема международного терроризма

2.Проблемы взаимодействия человечества и природы

  • Экологическая проблема (предотвращение загрязнения окружающей среды, бережное отношение к природе)
  • Сырьевая проблема (обеспечение человечества сырьём, необходимым для развития экономики): истощение ресурсов, животного и растительного мира.
  • Продовольственная проблема (обеспечение продовольствием, борьба с голодом)
  • Рациональное использование мирового океана и космоса.
  • Негативные последствия НТР, непредсказуемость их внедрения на жизнь общества и природы.

3.Проблемы взаимоотношений людей в обществе

  • Демографическая проблема, то есть народонаселения ( быстрые темпы рождаемости, высокая смертность, в некоторых странах превышающая рождаемость)
  • Проблема сохранения и укрепления здоровья людей (борьба с наркоманией, СПИДом, эпидемиями, профилактическая работа)
  • Проблема образования (соответствие его требованиям времени, борьба с неграмотностью в развивающихся странах)
  • Проблема культурного роста (сохранение исторических памятников культурного наследия мира — деятельность ЮНЕСКО; деградация  «массовой культуры», размывание нравственных ценностей, уход в мир иллюзий)

Пути решения глобальных проблем

  • Выявление глобальных проблем, придание им статуса мировых, планирование решений и контроль за их исполнением со стороны специально для этого созданных международных организаций.
  • Изучение причин, приводящих к возникновению проблем, стремление избежать их.
  • Создание чёткой международной системы прогнозирования глобальных проблем.
  • Формирование нового планетарного мышления, чтобы каждый человек осознавал себя не только гражданином своей страны, но и всего мира, был неравнодушен к проблемам человечества.

Пути решения некоторых глобальных проблем

1.Предотвращение новой мировой войны

  • Создание международной организации ( ООН), цель которой — сотрудничество стран в деле предотвращения конфликтов между странами.
  • Оказание конфликтующим странам помощи в мирном урегулировании проблем.
  • Подписание международных договоров о сокращении вооружения, прекращении ядерных испытаний.
  • Установление жёсткого международного контроля за ядерным и химическим оружием.
  • Широкое привлечение к решению проблемы общественных организаций.

Термины

Пацифизм — антивоенное миротворческое движение, выступающее  против любых войн, какие бы цели они ни преследовали.

Пагуошское движение учёных, выступающих за мир, разоружение, международную безопасность. Зародилось в 1955 году (А.Энштейн, Ф.Жолио-Кюри, Б. Рассел и др.).

Международное студенческое и молодёжное Пагуошское движение началось в 1987г.

В 1995- Пагуошское движение стало лауреатом Нобелевской премии мира за многолетние усилия по запрещению ядерного оружия.

2.Экологическая проблема

  • Оптимизация использования природных ресурсов в производстве.
  • Охрана природы, создание охраняемых территорий — заповедников.
  • Достижение экологической безопасности для жизни человечества.
  • Сознание безотходных производств, переработка вторсырья, обязательное наличие очистных сооружений.
  • Сбор, обработка и сохранение демографической информации по линии ООН.
  • Разработка рекомендаций государствам по проведению демографической политики.
  • Исследование демографических проблем (анализ взаимодействия демографических, экономических, социальных процессов).
  • Проведение международных конференций по проблеме народонаселения на международном уровне.
  • Создание и осуществление программ международной помощи отстающим странам: безвозмездная экономическая и финансовая помощь, строительство больниц, школ, промышленных предприятий.
  • Для решения топливно-сырьевой проблемы в развивающихся странах – широкое использование в них нетрадиционных источников энергии и тепла ( ветровой, приливной, солнечной и др.), развитие в них атомной энергетики.
  • Для решения продовольственной проблемы помогать эффективнее использовать , наряду с экстенсивной экономикой, интенсивную, то есть увеличивать сельскохозяйственную продукцию за счёт химизации, механизации, автоматизации производства, использования высокоурожайных, болезнеустойчивых сортов растений и пород животных.
  1. Проблема использования ресурсов мирового океана
  • Охрана вод мирового океана от загрязнения.
  • Запрещение военных испытаний и захоронения ядерных отходов в водах мирового океана.
  • Создание мировой структуры морского хозяйства, то есть выделение специальных зон для ловли рыбы, нефтедобычи, а также рекреационных зон, то есть неиспользуемых.
  • Совершенствование структуры портовых и промышленных комплексов по переработке морской продукции.

6.Проблема мирного освоения космоса

  • Сотрудничество стран в освоении космоса.
  • Неиспользование космоса в военных целях, а только в мирных.

7.Проблема международного терроризма

Террор — от лат. «страх, ужас».Это насильственные действия, направленные на подавление противников, которые осуществляются средствами запугивания, террористических актов, убийства лидеров или мирного населения.

Цель террора — достижение политических, экономических, социальных изменений в государстве, подрыв международного порядка.

Существует несколько видов терроризма, поэтому и пути решения проблемы в каждом отдельном случае — свои.

Виды терроризма

  • Националистический (национальный, этнический, сепаратистский), цель которого — решить национальные вопросы.
  • Религиозный — характеризуется попытками вооружённых группировок вести борьбу за распространение своей религии.
  • Криминальный – формируется на основе какого- либо бизнеса, чаще всего это наркобизнес, контрабанда, незаконная продажа оружия. Цель – защита своего бизнеса, создание напряжённости в стране, которая создаёт благоприятные условия для подобного рода бизнеса.
  • Экологический — характеризуется тем, что террористы насильственными методами выступают против прогресса вообще за сохранение чистоты природы.
  • Политический терроризм имеет целью заставить страну или мировое сообщество выполнить их политические требования.

Говоря о признаках проблемы терроризма как мировой, нужно отметить, что, наряду с  общими признаками, свойственными любой глобальной проблеме, терроризм имеет ряд специфических признаков:

  • Проблема терроризма связана со всеми основными сферами жизнедеятельности людей.
  • Большое влияние на проблему оказывают криминальные структуры, что делает её ещё более острой.
  • Важной чертой терроризма является его непредсказуемость, что значительно осложняет борьбу с ним. Часто в проведении террористических акций привлекаются люди с неуравновешенной психикой. Проблема терроризма всегда связана со страшными последствиями- гибелью людей(ведь именно террористические акции приводят к страху, к панике людей, чего и добиваются террористы).

Пути решения проблемы международного терроризма

  • Повышение контроля за деятельностью зарубежных организаций, с целью  максимального снижения  возможности экспорта терроризма в страны.
  • Активизирование превентивной, то есть предупредительной деятельности, устранение предпосылок возникновения террористических организаций, нейтрализация существующих.
  • Осуществление мер, способных снизить напряжённость в странах: проведение активной молодёжной политики, сокращение безработицы, решение социально-экономических проблем.
  • Стабилизация политической обстановки, укрепление демократических принципов в общественно-политической жизни
  • Создание благоприятных условий для развития различных этносов с целью предотвращения конфликтов на религиозной и национальной почве.

Взаимосвязь и взаимодействие глобальных проблем

Все глобальные проблемы тесно связаны друг с другом. На ЕГЭ могут встретиться вопросы , суть которых в следующем: приведите примеры взаимодействия глобальных проблем.

Приведу некоторые примеры ответов.

  • Экологическая проблема – тесно связана с проблемой сохранения здоровья людей, с истощением природных богатств (то есть с сырьевой проблемой).
  • Демографическая проблема связана с проблемой « Север-Юг», так как осложняются отношения между странами; она же связана с проблемой терроризма. Ради спасения семьи, не находя работы, люди могут вступить в террористические организации; такая же причина и участия людей в перевозке наркотиков, то есть связь с проблемой сохранения здоровья людей.
  • Угроза третьей мировой войны связана практически со всеми проблемами: и экологической, и сохранения здоровья, и с проблемой  защиты  Мирового океана,  и с освоением космоса.

Материал подготовила: Мельникова Вера  Александровна

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-15-%D0%B3%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5/

Из XX в XXI век

Конец XX века как завершение эпохи модерна.:  Мир перед лицом глобальных проблем. Современное общество в условиях

XX век был наполнен многими масштабными событиями, изменившими облик мира. Если мы посмотрим на современную политическую карту, то вместо империй и колониальных владений, существовавших в конце XIX — начале XX в., увидим на ней свыше 200 суверенных государств, большинство из которых обрели независимость в течение XX столетия.

Мир многообразный и противоречивый

Движения за национальное и социальное освобождение и самоопределение охватили в XX в. все континенты. Они привели к появлению новых государств и общественных систем.

Провозглашение независимости в одних случаях означало восстановление существовавшей прежде и на время утраченной государственности, в других — рождение новых политических образований.

Для многих народов эти события оказались связаны со сменой форм правления (например, установлением республики вместо монархии), введением конституционного строя, парламентских учреждений, местного самоуправления и т. д.

Государства, вступавшие в ООН и другие международные организации, обязывались следовать определённым принципам и нормам международных и внутренних отношений. В документах ряда организаций и движений провозглашались положения, имеющие всеобщее значение для современного мира: о высшей ценности человеческой жизни, основных правах и свободах человека, равноправии людей и народов, уважении национального суверенитета, о защите мира и безопасности и др.

https://www.youtube.com/watch?v=8lwQSwt6rYQ

Достижение международных договорённостей стало особенно необходимым в условиях усилившегося многообразия мира.

Ведь значительно возросло число суверенных стран, в каждой из которых по-своему сочетаются традиционные ценности, основы общественных отношений и механизмы власти, сложившиеся в цивилизациях прошлого, с нормами, принятыми в современном обществе. Появление в XX в.

сначала одного, а затем группы государств, избравших особый путь общественного развития, сделало картину ещё более сложной: многообразие социально-экономических и политико-идеологических отношений превратилось в противостояние двух систем — «капиталистического» Запада и «социалистического» Востока.

В течение нескольких десятилетий в этом противостоянии сосредоточивались основные противоречия мирового развития. Государства, не входившие в указанные два блока, т. е. большинство стран Латинской Америки, Азии и Африки, назывались тогда третьим миром.

Однако со временем становилось очевидным, что ограничение представлений о современном обществе понятиями «капитализм» и «социализм» было упрощением. В реальности в рамках каждой системы существовал индивидуальный и неповторимый опыт отдельных стран, например США и Японии, Франции и Испании, а в другой группе — СССР и Китая, ГДР и Югославии.

Во второй половине XX в. стали проявляться противоречия между «Севером» и «Югом»— группой развитых индустриальных держав и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки.

Они были обусловлены многими обстоятельствами, в том числе значительными различиями в уровнях экономического и социального развития, неоколониалистской политикой транснациональных корпораций, обострившимися проблемами народонаселения и использования природных ресурсов в развивающихся странах, их возраставшим внешним долгом и др.

В мире суверенных, формально равноправных государств очень важными характеристиками оказались «развитость» и «неразвитость», «богатство» и «бедность».

На страны третьего мира, занимающие около половины территории Земли с населением, превышающим половину всего человечества, в начале 1980-х годов приходилось 18% мирового валового внутреннего продукта (ВВП), 28% мирового экспорта, 15% потребления электроэнергии, 30% потребления зерновых, 17% мировых расходов на образование и 6% расходов на здравоохранение. За десятилетия независимости показатели экономического и социального развития в этой группе стран в целом далеко не всегда улучшались.

Производство валового внутреннего продукта на душу населения, долл.

Страны1950 г.1977 г.1990 г.
Развитые индустриальные1570350012 490
Развивающиеся140280980

В середине 1980-х годов 20% населения мира, относившиеся к наиболее обеспеченным слоям, обладали 58% мирового богатства. На долю 20% беднейших приходилось всего 4 %. Эти люди проживали в основном в развивающихся странах. За чертой бедности в государствах Латинской Америки и Азии находилось от 40 до 60% населения, в Африке — около 70%.

В странах Африки в конце 1980-х годов средняя продолжительность жизни составляла 49,4 года, 80% населения не были обеспечены медицинским обслуживанием, 91% сельских жителей не имели возле жилища источников питьевой воды. В большинстве стран свыше 50% населения были неграмотны, в отдельных странах этот показатель превышал 90%.

Из книги Я. Тинбергена, голландского экономиста, лауреата Нобелевской премии:

«Сегодня 2/3 всех людей в мире живут (если это можно назвать “жизнью”) менее чем на 30 центов в день. Сегодня перед нами такая ситуация, когда около 1 млрд человек в мире неграмотны, хотя мир располагает и средствами, и методами распространения образования. Почти 70% детей в “третьем мире” страдают от недоедания, хотя в мире есть достаточно средств, чтобы накормить их.

Распределение мировых ресурсов до такой степени ненормально, что промышленно развитые страны потребляют приблизительно в 20 раз больше ресурсов на душу населения, чем бедные страны.

Перед нами ситуация, при которой в “третьем мире” миллионы людей заняты тяжким трудом под палящим солнцем с утра до темноты за ничтожное вознаграждение, с тем чтобы преждевременно умереть, так и не успев понять, ради чего они жили».

Развитие многих государств Латинской Америки, Азии и Африки сдерживается внешней задолженностью.

В 1980-е годы в слаборазвитых странах сумма долга достигала 45—50% от стоимости их валового внутреннего продукта. На оплату долга уходило до 1/3 выручки от экспорта товаров и услуг.

При этом часто уплачивались только проценты, а сам долг оставался и продолжал расти. Неслучайно это явление назвали «долговой петлёй».

Наряду с противоречиями между «Западом» и «Востоком», «Севером» и «Югом» во многих государствах давали о себе знать проблемы отношений между национальными, этническими, религиозными группами. Это нередко приводило к острым конфликтам (вспомним об Ольстерском кризисе в Великобритании, ситуации в югославском крае Косово и др.).

Во второй половине XX в. в ряде стран усилились сепаратистские движения (сепаратизм — стремление к обособлению, отделению тех или иных территорий по национально-этническому, религиозному или иному признаку).

В течение нескольких десятилетий такие движения действуют, например, в Испании (в Стране Басков), Индии (среди сикхов — на севере страны и тамилов — на юге), Турции (среди курдского населения) и др. Сепаратисты чаще всего используют нелегальные, террористические методы.

В Испании баскская организация ЭТА осуществляла убийства высших государственных чиновников и военных, в Индии от рук сепаратистских заговорщиков погибли руководители страны И. Ганди и Р. Ганди.

Стремление утвердить свою самобытность, отстоять традиционные ценности и социальные отношения от чуждого влияния проявилось и в фундаменталистских движениях последних десятилетий XX — начала XXI в.

Их сторонники выступают против следования западным образцам, против идей рационализма, технократизма, политического плюрализма и т. д. Они настаивают на строгом соблюдении исконных, «фундаментальных» для данного общества норм жизни и отношений между людьми.

Нередко подобные движения приобретают жёсткий, наступательный характер. Так произошло с исламским фундаментализмом, в котором требование вернуться к истокам ислама сочетается с идеями объединения всех правоверных и решительной борьбы с отступлениями от предписаний мусульманской религии. В конце XX в.

фундаменталисты активно действовали в Иране, Афганистане, Алжире, Пакистане и других странах. В некоторых случаях, например в Иране и Афганистане, они добивались значительного политического влияния, приходили к власти.

Там, где не удавалось получить государственную поддержку (как в Египте, где группа «Братья-мусульмане» после убийства президента А. Садата была поставлена вне закона), возникали группы заговорщиков, осуществлявшие террористические акции против общественных деятелей, журналистов, иностранных туристов и т.д.

Особенно значительным числом конфликтов на этнической и религиозной почве отмечена история стран Африки в период борьбы за независимость и в последующие десятилетия.

В большинстве этих государств вплоть до настоящего времени сохранились традиционные родоплеменные отношения. Семья, община, племя остались важнейшими ячейками общества, в рамках которых определяются место и статус человека, его обязанности и права по отношению к другим.

Присущее родоплеменной организации деление людей на «своих» и «чужих» наложило отпечаток на социальные и политические отношения в африканских странах.

Пришедший к власти лидер, как правило, назначает на руководящие посты представителей своей семьи, клана (так называют группу людей, тесно связанных родством, преданностью одному человеку, делу). Политические партии нередко образуются на племенной основе.

Оппозицию власти, находящейся в руках людей одной народности, составляют представители других народностей.

Стремление к разделению, обособлению людей на родоплеменной основе, получившее название трибализм (от латинского слова tribus — племя, встречается также вариант этого термина — «трайбализм», производный от сходного по значению английского слова), способствовало развязыванию многих вооружённых конфликтов и гражданских войн в африканских государствах. Результатом этих столкновений была гибель сотен тысяч человек, миллионы людей превратились в беженцев.

Беженцы

Цифры и факты

В крупнейшей африканской стране Нигерии (население — свыше 100 млн человек, более 250 народностей) после серии военных переворотов в середине 1960-х годов возникло движение за отделение наиболее экономически развитой провинции страны — Биафры. Два с половиной года велась война против повстанцев. В ходе её погибло свыше миллиона человек.

В 1960 г. получила независимость бельгийская колония Конго (в 1971 — 1997 гг. — Заир). В стране проживали более 300 племён и народностей. В течение нескольких лет её раздирали политические (связанные с выбором ориентации) и племенные конфликты. В 1965 г.

установился диктаторский режим генерала (с 1980-х годов — маршала) Мобуту Сесе Секо, подавлявший сепаратистские выступления. В 1997 г. власть перешла к лидеру партизанского движения Лорану Дезире Кабиле.

Бойцы народности тутси стали расправляться с представителями народности хуту в отместку за преследования и геноцид (массовые убийства) тутси в соседнем государстве — Руанде.

В Руанде столкновения между находившимися у власти хуту и оппозиционными тутси начались в 1991 г. После гибели в 1994 г. президента страны развернулись боевые действия, в ходе которых уничтожались целые деревни с мирным населением, погибли свыше 800 тыс. мирных жителей-тутси. Для расследования обстоятельств этих преступлений был созван Международный трибунал.

В Либерии борьба за политическую власть переросла в междоусобную войну, длившуюся с 1989 по 1997 г. В результате погибли более 150 тыс. человек, свыше 850 тыс. жителей бежали в соседние государства.

Наблюдая проявления цивилизационного, социального, этнонационального, религиозного многообразия мира в конце XX в., нельзя не заметить, что на протяжении этого столетия значительно расширились возможности людей избирать способ существования, путь развития — традиционный или новый, учитывающий опыт других, либо особенный.

Вместе с тем стремление той или иной общности, группы людей утвердить свои ценности и законы, попирая права, свободу и жизнь других, приводило к самым тяжёлым, трагическим последствиям. Поэтому одной из актуальнейших проблем XXI в.

является достижение баланса, равновесия между тенденцией к самоопределению и необходимостью сосуществования народов.

Глобальные проблемы

Противоречия в отношениях между государствами, народами, группами людей породили две мировые войны, множество региональных конфликтов и войн, оружие массового уничтожения и гонку вооружений. Предотвращение угрозы мировой термоядерной войны стало одной из глобальных проблем человечества.

Так называют проблемы, связанные с существованием и жизнеобеспечением людей, требующие для своего решения коллективных усилий всего мирового сообщества.

В их числе: сохранение и защита природной среды; обеспечение жителей планеты продовольственными, энергетическими и сырьевыми ресурсами; преодоление социально-экономической отсталости и нищеты; демографическая проблема — достижение сбалансированного соотношения между ростом населения (за вторую половину XX в.

его численность в мире увеличилась от 2 до 5 млрд человек) и развитием производительных сил; ликвидация наиболее опасных болезней; комплексное использование ресурсов Мирового океана, освоение космического пространства.

Острота указанных проблем состоит в том, что они отражаются на повседневной жизни миллионов людей.

Бесхозяйственное, безответственное отношение к природной среде привело к катастрофическому загрязнению воздуха и водоёмов, истреблению многих видов животных и растений, уничтожению лесов и т. д.

Вследствие загрязнения атмосферы появились кислотные дожди, парниковый эффект, началось разрушение озонового слоя Земли.

Бичом крупных городов стал смог (фотохимический туман), при котором людям не рекомендуется выходить на улицу.

Кислотные дожди в середине 1970-х годов причинили огромный ущерб лесам Европы, под их воздействием пострадали от трети до половины лесных площадей. В результате загрязнения в Швеции оказались «мёртвыми» 18 тыс. из существующих в стране 100 тыс.

озёр. Парниковый эффект ведёт к глобальному потеплению климата на Земле, что ставит под угрозу сельское хозяйство засушливых районов.

Тяжёлый удар природной среде нанесло истребление лесов. Если в начале 1980-х годов в мире ежегодно вырубалось 10—12 млн га леса, то спустя десятилетие — почти в 2 раза больше. Особенно широко велось наступление на тропические леса Южной Америки и Юго-Восточной Азии.

Между тем эти леса называют «лёгкими планеты», в них обитает более половины всех существующих на Земле видов растений и животных.

Уничтожение лесов, особенно в горных районах, ведёт к изменению рельефа, гидрологических условий и в результате к катастрофическим наводнениям, оползням и др.

Наступление пустыни. Недавно на этом месте было озеро

Серьёзная проблема в ряде регионов мира — наступление пустыни. Площадь пустынь и полупустынь, занимающих более трети земной суши (а в Африке — свыше 55%), с каждым годом увеличивается.

Это происходит под влиянием естественных факторов и вследствие деятельности человека — вырубки деревьев и кустарников, подсечно-огневого земледелия, которое существует у некоторых африканских народов, «перевыпаса» скота и т. д. Опасности опустынивания подвержены территории более чем 100 государств.
В последние десятилетия XX в.

человечество столкнулось с глобальной продовольственной проблемой. По оценкам международных экспертов, в это время в мире систематически недоедали более 1 млрд человек, страдали от голода свыше 150 млн.

В странах Азии, Африки, Латинской Америки голод являлся уделом 25% населения, в отдельных государствах этот показатель достигал 40 %. В то же время в странах Запада немало людей усиленно боролись с перееданием и избыточным весом, применяли специальные низкокалорийные диеты…

Глобальные проблемы тесно связаны между собой. Быстрый рост населения в некоторых регионах ведёт к более интенсивному использованию природных ресурсов, обостряет нехватку продовольствия.

В результате экологических катастроф сотни тысяч людей, лишившихся жилья и средств к существованию, становятся беженцами, что углубляет социальные проблемы.

Одновременно с достижениями технического прогресса в XX столетии возросла опасность технологических катастроф, когда крупные производственные комплексы и техника выходят из-под контроля и превращаются в страшную разрушительную силу. Достаточно всего лишь вспомнить аварию на Чернобыльской атомной электростанции в СССР в 1986 г.

В марте 2011 г. сильное землетрясение (8,9 балла) и последовавшее цунами привели к большим разрушениям на северо-восточном побережье японского острова Хонсю. Погибло и пропало без вести свыше 27 тыс. человек. Стихия нанесла удар по атомной электростанции Фукусима, вызвав аварии и взрывы на нескольких энергоблоках.

Несмотря на героические усилия работников станции и авиаторов, приостановить процессы разрушения не удалось. Радиационное излучение в районе АЭС в тысячи раз превысило допустимые нормы. Эти события означали не только трагические испытания для жителей Японии, но и предупреждение об опасности для населения других стран.

За жизнь на Земле

В начале 1970-х годов настоящий шок в странах Запада вызвали доклады учёных, входивших в Римский клуб (основан в 1968 г. группой исследователей из разных стран для рассмотрения проблем, имеющих глобальное значение). В них предсказывалось, что в скором будущем человечество окажется перед лицом катастрофы, вызванной нехваткой продовольствия, энергии, сырья и загрязнением биосферы.

Обоснованность подобных опасений подтверждалась конкретными свидетельствами экологического неблагополучия во многих регионах — в начале 1970-х годов наблюдался ряд неурожаев, отмечалось выпадение кислотных дождей и т. д. Названные в докладах проблемы стали предметом обсуждения в международных организациях, научных кругах. Были предприняты конкретные шаги, направленные на их решение.

Даты и события

  • 1972 г. — в Стокгольме состоялась международная конференция по проблемам экологии. В заключительном документе было провозглашено «право человека на качественную окружающую среду» и сказано об обязанности всех стран охранять и улучшать её для будущих поколений. В том же году в структуре ООН учреждён постоянно действующий орган — Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП).
  • 1972 г. — начало работу Бюро Координатора ООН по оказанию помощи в случае стихийных бедствий.
  • 1974 г. — в Риме проведена Всемирная продовольственная конференция. По её рекомендации при ООН создан Всемирный продовольственный совет, координирующий действия отдельных государств и международных организаций по оказанию продовольственной помощи.
  • 1981 г. и 1984 г. — на международных конференциях разработана Программа помощи беженцам в Африке. В то время их насчитывалось 4 млн человек. 1986 г. — Генеральная Ассамблея ООН приняла Программу действий по обеспечению экономического подъёма и развития стран Африки на 1986—1990 гг.
  • 1992 г. — в Рио-де-Жанейро состоялась международная конференция по экологии с участием представителей 178 стран, на которой принята декларация о политике в области охраны окружающей среды в XXI столетии.

Организующую роль в практическом решении большинства глобальных проблем взяли на себя учреждения ООН. В районы стихийных бедствий доставлялась продовольственная и медицинская помощь.

В места военных конфликтов направлялись миссии наблюдателей, группы по примирению, специальные представители, а в случае необходимости — части Вооружённых сил ООН по поддержанию мира («голубые каски»).

Миротворческие войска действовали в Конго, на Кипре, на Ближнем Востоке, в Анголе, Афганистане, Боснии и др. В 1988 г. Вооружённым силам ООН была присуждена Нобелевская премия мира.

Значительный вклад в решение глобальных проблем человечества вносят общественные организации и движения. Выше говорилось о борьбе за мир и безопасность. Среди экологических движений с середины 1970-х годов выделились «зелёные».

Их деятельность началась в странах Западной Европы как «гражданская инициатива» в защиту окружающей среды (само название «зелёные» связано с цветом, символизирующим живую природу). В ней участвовали люди разных профессий и возрастов, политических взглядов, религиозной принадлежности.

Постепенно «зелёные» включились в антиядерные выступления, обратились к проблемам безработицы и другим социальным вопросам, показывая тем самым, что проблемы выживания человека в современном мире имеют множество взаимосвязанных сторон.

В начале 1980-х годов движение «зелёных» в некоторых странах оформилось в политические партии. Их представители были избраны в парламенты ряда государств и в Европейский парламент.

Требования фракции «зелёных» в бундестаге ФРГ к правительству страны (сентябрь 1984 г.):

  1. Немедленно и без всяких предварительных условий для новых переговоров между СССР и США прекратить в ФРГ размещение американских ракет, а уже размещённые тотчас удалить.
  2. Немедленно удалить из страны все 5 тысяч атомных боеголовок, принадлежащих США, и тем самым внести вклад в создание свободной от ядерного оружия Европы.
  3. Немедленно удалить из ФРГ 2 тысячи тонн ядовитых и нервно-паралитических газов, принадлежащих США.
  4. Принимая во внимание, что стратегия НАТО ведёт к войне, и учитывая особую опасность для мира таких людей, как президент Рейган, ФРГ должна порвать с НАТО и стать нейтральным государством.
  5. Не допускать никакой «европеизации ложной безопасности», которая подразумевает создание совместных европейских ядерных сил, совладелицей и сораспорядительницей которых будет и ФРГ.
  6. Прекратить военное производство в ФРГ и запретить экспорт западногерманского оружия.
  7. Не допускать увеличения военного бюджета на 1985 г., запретить производство тяжёлых вооружений.
  8. Отменить все дискриминационные меры против молодых людей, отказывающихся служить в бундесвере (вооружённых силах ФРГ).

В последние десятилетия XX в. активными действиями заявила о себе международная организация «Гринпис» (в переводе с английского — «зелёный мир»). Её участники устраивали демонстрации протеста около военных объектов, в местах, где возникала угроза экологического бедствия. Значительную часть их работы составляли практические акции по спасению живой природы.

Активисты «Гринпис» в действии

Какими могут быть выводы из анализа проблем современного мира? События и перемены, произошедшие в XX в., усилили стремление людей защитить жизнь на Земле, предотвратить угрожающие ей опасности.

Поскольку глобальные проблемы касаются всех вместе и каждого в отдельности, в их разрешении должны участвовать международные правительственные и общественные организации, руководители и обычные граждане, взрослые и дети. Смысл действий заключается не только в преодолении последствий уже случившихся экологических или социальных бедствий, но и в устранении их причин.

Гораздо легче сохранить лес, озеро, реку, чем потом возрождать в них жизнь. А главное — в движении к гармоничному, безопасному миру нельзя поставить точку. Поэтому многие выводы и уроки предстоит сделать в XXI в.

Использованная литература: 
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX — начало XXI века.

Источник: https://KnowHistory.ru/history/xx-xxi/iz-xx-v-xxi-vek

Глобальные проблемы современности

Конец XX века как завершение эпохи модерна.:  Мир перед лицом глобальных проблем. Современное общество в условиях

Во второй половине XX в. человечество столкнулось с острыми глобальными проблемами современности, угрожающими самому существованию цивилизации и планете Земля. Понятие «глобальные проблемы» получило распространение в научной литературе в 1960–70 гг.

Глобальными являются проблемы, которые носят общепланетарный характер, затрагивают жизненные интересы каждого народа и государства, определяют судьбу всего человечества, требуют для своего решения коллективных усилий всего мирового сообщества. Таким образом, к вечным философским проблемам (бытия, сознания, смысла жизни и др.

) современная эпоха добавила принципиально новую, никогда не существовавшую ранее тему – единой судьбы человечества и сохранения жизни на Земле.

Глобальные проблемы выступают результатом всего предшествующего всемирно-исторического процесса во всей его объективной противоречивости. Они – продукт многовековых изменений в системе «общество–природа» и в самом развитии человечества.

В то же время они есть специфическое порождение современной эпохи, закономерное следствие всей социально-исторической ситуации, сложившейся на земном шаре в последней трети XX в.

Причины их появления корнями своими уходят в историю становления современной цивилизации, породившей глубокий кризис индустриального общества, технократически ориентированной культуры в целом.

Этот кризис охватил весь комплекс взаимодействия людей друг с другом, с обществом, природой и затронул жизненные интересы всего мирового сообщества. Итогом такого развития стала деградация окружающей среды, обнаружившая тенденцию к деградации и самого человека, т.к.

его поведение, представления и образ мышления оказались не в состоянии своевременно изменяться адекватно тем переменам, которые с нарастающей быстротой стали происходить вокруг него. Причиной же ускоренного развития социально-экономических процессов явился сам человек и его целенаправленная преобразующая деятельность, многократно усиливаемая все новыми и новыми достижениями в области науки и техники.

К числу главных причин глобальных проблем можно отнести:

· возрастающую интернационализацию всей общественной деятельности на планете, которая выражается в расширении объективных политических, экономических и культурных связей между частями мирового сообщества;

· многократное усиление степени технического воздействия общества на природу (включая и природу самого человека), масштабов его хозяйственной деятельности, ставшей сравнимой с планетарными природными процессами;

· крайне обострившуюся и всепроникающую неравномерность развития отдельных стран и народов, в первую очередь, неравномерность развития различных сфер жизни внутри этих стран, различных сторон жизнедеятельности человека, что приводит к своеобразному сочетанию в его сознании и поведении пластов различных исторических эпох и культур.

Совокупность глобальных проблем – взаимосвязанная и взаимообусловленная комплексная система реальных противоречий современной эпохи. Глобальные проблемы имеют объективную иерархию, которая свидетельствует о приоритетности одних из них по отношению к другим и их соподчиненности.

Иерархия глобальных проблем не сводится к их формальной научной классификации, а предусматривает выявление причинно-следственной связи между ними, объективной значимости их решения для человечества. Она диктует определенную последовательность как в теоретическом анализе глобальных проблем, так и в поиске путей их практического разрешения.

Глобальные проблемы можно условно разделить на три группы.

Первая группа глобальных проблем включает интерсоциальные проблемы. В их число входит предотвращение мировой термоядерной войны, конфликтов с применением обычных видов вооружений, создание ненасильственного мира как главного условия для решения всего спектра глобальных проблем.

По данным Международного института исследования проблем войны и мира, только за последние 10 лет XX в. произошло 120 вооруженных конфликтов. Они затронули 80 стран и унесли жизни более 6 млн. человек, а около 300 млн. мирных жителей превратили в беженцев.

Распространение оружия массового поражения, прежде всего, появление ядерного оружия у стран Азии в 1999 г., делает современную международную ситуацию взрывоопасной.

Особую остроту приобрела проблема преодоления прогрессирующего социокультурного отставания слаборазвитых государств от высокоразвитых стран Запада, миграция бедного населения в развитые капиталистические регионы, создание нового международного экономического и политико-правового порядка.

Сегодня уже невозможно игнорировать неравенство богатого Севера и бедного Юга. Согласно расчетам ООН, в 1960 г. состояние 20% наиболее богатой части мирового населения в 30 раз превосходило имущество 20% наиболее бедных слоёв населения, в конце XX в. это соотношение стало критическим – 78:1.

Состояние 475 миллиардеров превосходило доход половины мирового населения. Более 2 млрд. мирового населения вообще не пользуются электричеством. Более 1,3 млрд. людей в мире живут менее чем на один доллар в день. В начале XXI в.

на пятую (богатую) часть населения планеты приходится 86% мирового валового продукта, 82% мирового экспортного рынка, 68% иностранных инвестиций, 74% мировых телефонных линий, 84% мировых исследований и разработок.

Именно социально-экономическая и информационная зависимость стран «третьего мира», в первую очередь, порождает проблему насилия и международного терроризма. Развернувшийся процесс глобализации играет важную роль в росте неравенства в мире, увеличении пропасти между богатыми и бедными, усиливает у значительной части населения планеты ощущение несправедливости глобального миропорядка.

Вторая группа глобальных проблем – это проблемы взаимодействия обществаи природы.

К ним относятся глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, нехватка продовольствия и пресной воды, истощаемость и нерациональное использование природных ресурсов, обеспечение людей энергией и рост энергозатрат, освоение Мирового океана и космического пространства и др.

Речь идет о надвигающейся угрозе экологической катастрофы в ее различных формах. Так, за последние сто лет урожайность с одного гектара полей удалось повысить в 3 раза, а энергозатраты при этом возросли в 100 раз.

По данным экспертов ООН более 3 млрд. человек страдают от недоедания (5 млн. детей ежегодно умирает), в том числе и по причине резкого сокращения посевных площадей по зерновым с 0,23 га на душу населения (1958 г.) до 0,12 га (1998 г.). 8 млн. человек ежегодно умирает от загрязненности воды и атмосферы.

Третья группа глобальных проблем затрагивает взаимоотношения человекаи общества.

Это демографическая проблема (выживание человека, резкий прирост населения в странах Азии, Африки и Латинской Америки и «нулевой рост», старение населения в развитых государствах Западной Европы).

Серьезную опасность для человеческой телесности представляют различные заболевания (сердечно-сосудистые, рак, диабет, СПИД, генные мутации, психические расстройства и т.д.). Так, к концу 2000 г. на планете насчитывалась более 40 млн. больных СПИДом и более
16 млн. умерших.

Особую угрозу несут «социальные болезни» цивилизации – рост преступности, наркомании, алкоголизма, проституции, неграмотности и др. Более 150 млн. человек в мире никогда не посещало школу. По официальной информации ООН общая сумма имущества организованной преступности в начале XX в. достигла 1,5 трлн. долларов.

4. Предпосылки и пути преодоления
кризиса человечества

Глобальные проблемы и поиск средств их разрешения стали предметом пристального внимания различных международных исследовательских центров.

Широкую известность приобрел Римский клуб – межправительственная общественная организация, созданная в 1968 г. и объединяющая более 130 ученых различных стран. На протяжении 1970–1990 гг.

Римский клуб опубликовал более 20 докладов, в которых анализируются границы экономического развития мирового сообщества и человеческое измерение глобальных проблем.

В докладе Дж. Форрестера и Д. Медоуза «Пределы роста» (1972 г.) ставится вопрос о необходимости ограничения развития современной цивилизации, что обеспечит достижение «глобального равновесия» природы и обществ. В докладе М. Месаровича и Э. Пестеля «Человечество на перепутье» (1974 г.

) разрабатывается концепция «органического роста», где мировое сообщество рассматривается как многоуровневое и взаимосвязанное целое.

Отсюда обосновывается необходимость перехода к сбалансированному развитию всех частей планетарной системы с учетом их особенностей, четкой координации целей для обеспечения совместного развития, концентрации внимания на качестве процесса развития (улучшение условий существования и благосостояния людей).

В докладе Я. Тинбергена «Перестройка международного порядка» (1984 г.) выдвигается идея создания нового экономического порядка как условия преодоления глобальных кризисных тенденций цивилизационного развития. В докладе А.

Кинга и Б. Шнайдера «Первая глобальная революция» (1991 г.

) делается вывод об уникальных исторических возможностях для решения глобальных проблем, которые получило человечество в результате прекращения «холодной войны» и гонки вооружений.

Поиск контуров нового мира, где глобальные проблемы смогут найти свое разрешение, привел к появлению различных концепций. Представители технократического подхода (Д. Белл, У. Дайзард, Дж. Мартин, О. Тоффлер и др.) в решении глобальных проблем уповают на всесилие науки и техники.

Они прочно придерживаются формулы, согласно которой счастье, свобода, материальное благополучие возможны только на основе технического прогресса как цели мировой истории. Например, в работе Ф.

Фукуямы «Конец истории» утверждается, так как идеологическое противостояние двух мировых систем завершено в результате распада социалистического блока во главе с СССР, то можно говорить об универсальности западной либеральной демократии как цивилизационной модели будущего развития человечества.

В рамках технократического подхода кризис современного общества предстает как разрыв между принципами рациональной организации экономи­ки и гуманистически ориентированной культурой.

Способом выхода из кризиса должен стать переход от производства капитала (индустриальное общество) с господством корпораций к производству знаний (постиндустриальному, информационному обществу).

Технократические теории подвергаются критике, в первую очередь, за апологию капитализма и абсолютизацию научно-технического потенциала и его влияния на жизнь общества.

Альтернативный подход предлагается в гуманистическихконцепциях общества, в которых современные технологии рассматриваются как средства углубляющегося самоотчуждения человека от своей сущности, угрожающие самореализации личности. С точки зрения Э.

Фромма, основой социальных преобразований должна стать не технологическая, а персоналистическая революция, революция в человеческих отношениях – ценностная переориентация общества с установки на «обладание» («иметь») на установку «быть», реализацию сущностных качества человеческой природы.

А. Швейцер утверждает, что технократизм привел к гибели идеалов культуры и выдвигает принцип благоговения перед жизнью как ведущий ориентир новой общечеловеческой культуры.

Этот принцип экологии духа, сохранения и взаимоуважения культур означает переход от технократической модели развития мировой цивилизации к новой общепланетарной культуре.

В трансформации индивидуальной культуры, обретающей свои силы в «новом гуманизме», усматривает единственную возможность решения глобальных проблем А. Печчеи. Культурные изменения должны стать органической основой мировоззрения самых широких масс населения, а не отдельных элит и слоев общества.

Культурная революция включает совершенствование качеств и способностей всего человечества. Новый гуманизм, который позволяет воссоздать гармонию непрерывно изменяющегося мира, характеризуют три компонента: чувство глобальности, любви к справедливости и нетерпимость к насилию.

Многие мыслители XX в. (М. Ганди, М. Кинг, Ж. Госс и др.) считают, что универсальной и транскультурной идей, способной объединить различные страны и народы мира, является идея ненасилия. Ненасилие – это отказ от насилия как способа разрешения общественных конфликтов, борьбы за социальную справедливость.

По мнению А.А. Гуссейнова, насилие не может быть моральным, поэтому ненасилие рассматривается в качестве альтернативы насилию как единственное средство, способное искоренить зло насилия, как гуманистический проект и новая ближайшая высота, которую предстоит взять объединенными усилиями всего человечества.

В различных регионах современного мира постепенно растет понимание необходимости объединения усилий всех людей, стран и народов для преодоления планетарного кризиса, наблюдаются попытки идейно-духовного сближения в ходе поиска взаимоприемлемых решений глобальных проблем. Показательно, что 1999 г.

был объявлен ООН годом, посвященным толерантности (терпимости).

Важный вклад в решение глобальных проблем вносит Организация Объединенных Наций и ее учреждения: Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и др.

Сегодня деятельность мирового сообщества в рамках Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) помогает укреплению международного сотрудничества в сфере защиты природной среды, координации национальных экологических программ и обмена информацией по этим вопросам.

Интеллектуальная и политическая элита мирового сообщества стремится осознать глобальный вызов современности. Международные конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.), Каире (1994 г.), Копенгагене (1995 г.) и др.

представляют собой ступени осмысления этого вызова человечеством и практических шагов в ближайшей перспективе. В конце XX в. в Нью-Йорке под эгидой ООН прошла масштабная встреча лидеров более 150 государств («Саммит тысячелетия»), продемонстрировавшая готовность мирового сообщества адекватно и серьезно реагировать на острые глобальные проблемы.

Форум завершился принятием «Декларации тысячелетия», в которой было заявлено о решимости мировых лидеров избавить человечество от угрозы уничтожения, поддерживать демократию и права человека во всех странах, необходимости реформирования ООН с целью повышения ее эффективности (механизмы деятельности, расширение Совета Безопасности и т.д.).

В целом можно указать определенные предпосылкипреодоления глобальных кризисных ситуаций, которые оформляются в виде набирающих силу объективных тенденций:

1) информационная (компьютерная) революция как технологический фундамент возможной интеграции человечества перед лицом глобальных угроз, создающая объективную предметную основу нового видения Вселенной, возникновения новой человеческой цивилизации;

2) утверждение в качестве преобладающего типа хозяйственных связей смешанной рыночной, социально ориентированной экономики, обеспечивающей гармонизацию хозяйственных связей и интересов различных экономических субъектов, оптимальный баланс экономической эффективности и социальной справедливости;

3) становление принципа ненасилия и демократического согласия во внешней и внутренней политике, в групповых и межличностных взаимодействиях, превращение его из идеала в практический регулятор подлинных человеческих отношений;

4) процессы сближения и консолидации различных религиозных и светских течений духовной жизни общества, расширение многообразных связей между индивидами, социальными группами и народами, межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении самобытности каждого этноса и каждой культуры.

О практической трудности реализации данных тенденций свидетельствует неспособность мирового сообщества справиться с глобальными угрозами в начале XXI в. Так, глобализация является сильнейшим испытанием для культурной идентичности – осознанием индивидом принадлежности к определенной культуре при ответе на вопрос «кто я такой?».

Вызов глобализации заключается в росте конфликта между людьми, ощущающими, что живут в глобальном мире, и людьми национальной культуры. Основным средством преодоления данного конфликта считаются толерантность (терпимость) и диалог культур. Однако в условиях кризиса культурной идентичности, как считает Н.Н.

Федотова, толерантность и диалог культур сталкиваются с серьезными препятствиями. Как показывает опыт западных стран, которые захлестнула волна иммигрантов из Азии и Африки, признание культурного многообразия (мультикультурализм) само собой не обеспечивает толерантность.

Прибытие мигрантов из бедных стран создает опасные культурные противоречия, формирует ощущение кризиса (в развитых странах) и ксенофобию (в развивающихся странах).

Ряд современных исследователей убежден, что человечество в XXI в. ждут новые конфликты. Так, по мнению американского политолога С. Хантингтона, в зарождающемся глобальном мире на смену идеологическим и другим формам конфронтации придет борьба между цивилизациями в качестве преобладающей формы глобального конфликта.

Быстрые и радикальные изменения в мире заставляют людей обратиться к своим культурным корням и традиционным ценностям, определяющим отношение к жизни, смерти, другим людям и т.д.

Фундаментальные различия между культурами, возрастание национального самосознания стран и народов незападного мира в условиях глобализации стимулируют резкое противостояние цивилизаций.

Столкновение цивилизаций разворачивается как на уровне групп, обитающих вдоль линий разломов между цивилизациями, так и на уровне стран, относящихся к разным цивилизациям и стремящихся утвердить свои культурные ценности в ходе борьбы за влияние и контроль в регионах и в мире в целом.

Сегодня элемент противостояния мировых цивилизаций стал очевиден.

Об этом свидетельствуют конфликты, возникшие на границах богатого и бедного мира, мировых цивилизаций – на Балканах (Югославия), Ближнем Востоке (Палестина, Сирия, Ливан), Кавказе (Чечня, Грузия), в Ираке и Афганистане, Африке (Руанда, Нигерия, Мали, Судан), Центральной Азии (Таджикистан), Юго-Восточной Азии (Шри-Ланка, Кашмир). Цивилизационные различия стали одним из ключевых факторов современной мировой политики, дальнейшее игнорирование которого способно вызвать массовый террор и насилие на основе жестокого противостояния цивилизаций. Как полагает С. Хантингтон, чтобы избежать в будущем цивилизационных войн, стержневые страны цивилизаций должны воздерживаться от вмешательства в конфликты, происходящие в других цивилизациях, должны научиться договариваться между собой с целью предотвращения или прекращения войн по линиям разлома между государствами или группой государств, принадлежащих к их цивилизациям.

В современном мире культурные идентичности (этнические, национальные, религиозные, цивилизационные) занимают главное место, а культурные сходства и различия формируют союзы и конфликты государств.

Однако, многие политические деятели Запада, в первую очередь, США, отказываются признать и принять реальность глобального культурного многообразия и сотрудничать для его поддержания и по-прежнему стремятся изменить другие цивилизации по образу и подобию Запада. В этой связи известный российский философ А.Н.

Чумаков отмечает, что главное противоречие современной эпохи состоит в том, что политическая глобализация не соответствует экономической. Сложившееся единое экономическое, информационное, коммуникационное и экологическое пространство не привели к появлению адекватных глобальному миру интеграционных процессов в сфере политики.

Существующие в настоящее время международные структуры, прежде всего ООН, не в состоянии выполнить функцию управления глобальным миром. Эффективное глобальное управление должно иметь общую систему базисных ценностей и планетарную этику, которые составят основу глобального мировоззрения, а также дееспособное глобальное право.

В настоящее время созданы важные предпосылки для формирования общепланетарной Цивилизации при сохранении ее культурных различий. В полицивилизационном мире курс на созидание состоит в отказе от утверждения ценностей одной из цивилизаций в качестве универсальных, признании разнообразия и в поиске истинно общего, того что есть в большинстве цивилизаций.

Во всех культурах можно найти нравственные принципы добра, правды и справедливости, запрещающие убийства, обман, пытки, угнетение и тиранию. Именном в этом смысле культуры относительны, а мораль – абсолютна. Человеческое общество универсально, потому что оно – человеческое, а особенно потому, что оно – общество.

Конечно, любая культура изначально самодостаточна и стремится к сохранению своей идентичности, вступая, как правило, в противоборство с другими культурами. Поэтому диалог культур имеет свои пределы, которые касаются мировоззренческих оснований культуры.

Он затруднен в силу жесткости сплава общечеловеческих ценностей и их интерпретаций, выражающих специфику той или иной религиозно-культурной традиции. Вместе с тем, в глобализирующемся мире диалог культур не имеет разумной альтернативы, а представляет собой длительный и многоплановый процесс взаимного узнавания и понимания культур, их сближения и обогащения.

Для сохранения мира в полицивилизационном пространстве людям всех цивилизаций необходимо искать и стремиться распространять ценности, институты и практики, которые являются общими и для них, и для людей, принадлежащих другим цивилизациям.

Осознание общечеловеческой солидарности началось еще в древности, нашло свое воплощение в заповедях универсальных мировых религий (буддизм, христианство, ислам и др.). Несмотря на все цивилизационные и мировоззренческие противоречия, оно сохранялось и развивалось вплоть до нашего времени. Социальные потрясения XX в.

потребовали формирования всеобщего взгляда на неотъемлемость политических и экономических прав и свобод человека, решительного осуждения расовых, религиозных и этнических войн, а также преступлений против человечности.

Именно соблюдение всех этих требований является гарантией самосохранения человечества как носителя социальных и моральных ценностей.

Мировому сообществу предстоит выработать в XXI в. стратегию развития, которая бы обеспечила выживание человечества и его устойчивое движение в будущем. Подобная стратегия требует принципиально нового типа мышления, органически сочетающего глобализацию, гуманизацию и экологизацию человеческого развития.

При этом экологические ценности в нем будут иметь приоритетное значение, а требования универсализации человеческого сознания сопрягаться с его дальнейшей индивидуализацией.

Осуществить новую парадигму развития возможно только совместными усилиями всего мирового сообщества посредством расширения международных связей, активного обмена научно-техническими, экономическими, экологическими и другими достижениями культурно-цивилизационного диалога.

Стержнем глобального развития должна стать гуманистическая составляющая.

Современный гуманизм предусматривает реальную реализацию прав каждого человека на Земле, социальную направленность в условиях информационной цивилизации, решение главных проблем человека, обеспечение его физического и духовного совершенствования.

Поиск путей конструктивного диалога стран и народов мира на основе понимания и уважения культурно-цивилизационных различий и с учетом уровня их цивилизационного развития, ведущих тенденций глобализации является одним из главных способов решения глобальных проблем в современном мире. Формирование планетарного сознания, общечеловеческой этики, системы универсальных нравственных принципов, укрепляющих солидарность всех людей и народов, – магистральный путь выхода из глобального кризиса.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/17_95708_globalnie-problemi-sovremennosti.html

Scicenter1
Добавить комментарий