Корпоративная этика: — это культура поведения сотрудников компании, их убеждения и

Корпоративная культура и этика

Корпоративная этика:  — это культура поведения сотрудников компании, их убеждения и

Корпоративная (организационная) культура базируется на основополагающих ценностях, разделяемых членами компании.

Эти ценности в разных корпорациях могут быть разными и в том числе в зависимости от того, чьи интересы лежат в основе деятельности компании: самой компании в целом или отдельных ее членов.

Из названных выше ценностей вытекают стили руководства, поведения, общения, деятельности.

Высокий уровень корпоративной культуры является важным стратегическим фактором, мобилизующим все структурные звенья корпорации и ее отдельных работников на достижение постав­ленных целей в рамках продекларированной миссии компании.

К наиболее значимым характеристикам корпоративной куль­туры относятся:

— осознание работником своего места в компании (группе);

— тип совместной деятельности;

— нормы поведения;

— тип управления;

— культура общения;

— система коммуникаций;

— деловой этикет;

— традиции компании;

— особенности трактовки полномочий и ответственности;

— трудовая этика.

Современный бизнес – это сложная система с множеством параметров, и все они влияют на конечный результат, который предусматривает получение прибыли и развитие фирмы.

Любой владелец бизнеса вкладывает в его развитие время, энергию, деньги, силы. Одни из составляющих, существенно влияющих на развитие компании – это корпоративная культура и корпоративная этика.

По сути это – важный инструмент менеджмента, влияющий на развитие компании и ее стоимость.

Одно лишь соблюдение деловой этики и корпоративной этики обещает повышение доходов фирмы, практически без любых других финансовых вложений. Если учесть финансово-экономический кризис, возможность столь простого получения дополнительной прибыли без значительных инвестиций является особенно привлекательной.

Понятие корпоративной этики

Корпоративная этика компании – это устойчивая система коллективных ценностей, традиций, убеждений, норм поведения сотрудников. Выражаются правила корпоративной этики бизнеса в символическом, духовном и материальном окружении людей, работающих в конкретной организации.

Основы корпоративной этики включают в себя следующие атрибуты:

Общие ценности, которые сотрудники ценят в своей жизни, работе – свои должности, возможности продвижения в карьере, саму работу.

Вера в руководство, успех, свои силы, взаимопомощь и справедливость.

Коммуникационная система в коллективе, язык общения, использование устной, письменной, невербальной коммуникации, жестикуляции и прочее.

Осознание времени, отношение к нему, его правильное использование, соблюдение распорядка рабочего дня, графика работы.

Взаимоотношения между людьми, которые различаются в зависимости от возраста, статуса, должности, уровня знаний. Сюда же можно отнести пути и методы решения конфликтных ситуаций.

Процесс развития работников, проведение обучающих процедур, тренингов, обучение новых сотрудников, процесс передачи опыта, навыков и знаний.

Трудовая этика, методы стимулирования к достижениям. Распределение обязанностей, оценка работы, вознаграждение, пути продвижения по служебной лестнице.

Внешний вид сотрудников, деловой стиль одежды, поведения.

Все эти характеристики, в совокупности – это формирование корпоративной этики. Процесс этот взаимный – люди, работающие в организации, формируют корпоративную этику организации, и одновременно культура влияет на их поведение.

Особенности корпоративной этики

Корпоративная этика и этикет проявляются в материальных и духовных вещах: внешнем виде сотрудников, оформлении офисных помещений, в символах, фирменном стиле, формах поощрений и награждений. Культура организации – это общая характеристика всей организации.

Стоит отметить, что принципы корпоративной этики – это еще и ограничения, процесс обсуждения стандартов, норм и ценностей, который никогда не прекращается.

Как только компания вводит документ, регулирующий корпоративную этику и меры пресечения ее нарушений, она вынуждена специально под него развивать коммуникационную сеть.

Корпоративная этика и этикетЕсли же этого не происходит, появляются проблемы корпоративной этики — блокируется доступ информации к руководству, накапливается негатив, руководители среднего звена играют деструктивную роль. Нарушения корпоративной этики должны наказываться – финансово и административно.

Во всех успешных компаниях выработан четкий перечень специальных мер и способов, направленных на формирование здоровой этической основы трудовых отношений. Чтобы успешно реализовать основную цель бизнеса, руководители компаний должны работать над созданием такой ценности, как корпоративная этика.

Сценарии ведения продаж.

Источник: https://studopedia.net/4_48082_korporativnaya-kultura-i-etika.html

Антикорпоративная этика

Корпоративная этика:  — это культура поведения сотрудников компании, их убеждения и

Родителем корпоративной этики считается американец Г.Форд, который сочинил концепцию частной корпорации. Легендарный предприниматель считал, что работник, чувствующий себя хозяином на предприятии, будет высокопроизводительным сотрудником. Данная теория Г.Форда и стала прародительницей первой западной корпоративной этики.

Корпоративная этика – это культура поведения сотрудников компании, их убеждения и ценности, традиции, уровень, взаимоотношений между руководителями среднего звена – менеджерами и рабочими, между компанией, ее клиентами и партнерами. Вам это ничего не напоминает? Если прочитать любой из кодексов о корпоративной этике крупных западных предприятий, отыщите до боли знакомые нормы.

Кажется, разрабатывая подобные документы, авторы заглядывали в текст нашего Кодекса строителя коммунизма: «Преданность коммунистическим идеалам, любовь к социалистической Отчизне и уважение к странам социализма».

Крупные предприятия в целях соблюдения собственной целостности, защиты своих интересов и осуществления всестороннего контроля над своим персоналом, разрабатывают и принимают «Кодекс корпоративного поведения», «Хартия деловой и корпоративной этики» (чем западнее звучит, тем лучше) и др. Но все же нормы корпоративной этики у нас не приживутся.

Первая причина, нам сложно привыкать к зарубежной корпоративной этике. А другая причина, корпоративная этика в наших реалиях приобретает облик дракона, который заранее уверен, что мы по природе своей ленивы и охотники загребать чужое.

Все эти нормы поведения представляют собой некую форму порабощения сотрудников путем навязывания им системы ценностей, правил поведения и общения, которые состоят из разрешения, запретов и обязанностей, т.е. человек, нанимаясь на работу, берет на себя ряд обязательств, ущемляющие его права, а взамен фирма обязуется его щедро вознаграждать.

Словом, «Прощай свобода!» и «Привет благосостояние!». Но готовы ли мы к цивилизованному рабскому труду, где нельзя проявить инициативу или индивидуальность? Работать по чужой программе или установленному шаблону? Если нет, то тогда у Вас две пути.

Первый, Вы остаетесь в корпорации и имитируете работу: «День прошел, Слава Богу!» Второй, Вы постараетесь найти другую работу, где царствует антикорпоративная этика. Что же это такое? Антикорпоративная этика?! Антикорпоративная этика – это все то же, что и корпоративная этика, но только наоборот.

Не подумайте, сторонники антикорпоративной этики вовсе не призывают мужчин надевать на работу белые носки, а девушек сильно краситься, Вам необязательно быть хамом, иметь неопрятный деловой вид.

Это неформальное отношение к работе, готовность отдавать время и силы для производства общественно-полезного продукта, ориентация на результат, творческая инициатива, справедливое отношения к участникам трудового процесса.

Нормы антикорпоративной этики должны регулировать деятельность работников не столько на основе приказов и компромиссов, сколько за счет внутренней согласованности ориентиров и стремления работников. Антикорпоративная этика должна основываться на повышении личной значимости работника в деятельности предприятия и обеспечивать равную ответственность всех сотрудников независимо от статуса.

Нормы антикорпоративной этики должны устанавливать правила поведения работников, при соблюдении которых любой сотрудник не будет чувствовать ограничения свободы, творческого подхода к заданию и инициативы. Словом не будет ощущать себя «винтиком». Даже если сотрудник будет отождествлять себя с «винтиком», он будет уверен, что без этой детали может развалиться вся конструкция.

Пожалуй, антикорпоративная этика тот же дракон, но выживет он за счет многочисленности вновь вырастающих голов. Приверженцами антикорпоративной этики могут быть также и герои-индивидуалисты, которые пытаются утвердиться и достичь успехов в нашем глобализирующемся мире в одиночку. Если немного дополнить поговорку, получается что «маленькое дело лучше большого корпоративного безделья». Об этом, пожалуй, мы поговорим в другой статье. Не будем складывать все апельсины в одну тележку. Русский народ самый творческий в мире, и с художественным воображением у него все в порядке. Сочинение анекдотов и баек давно перешло в разряд народного ремесла. Не долго пришлось ждать анекдотов про корпоративную этику: Разгар рабочего дня в крупной страховой компании. Кабинка туалета. В самый неподходящий момент (когда нормальные люди думают не о работе, а о смысле жизни) звонит мобильный. Звонит клиент! Корпоративный! Очень важный! И звонок отбить нельзя!!! Сотрудник мужественно отвечает и 4-5 минут идет деловая беседа. Наконец переговоры заканчиваются, Слава Богу! Отключается…

Из соседней кабинки раздается: «Ну что, воду уже можно спускать?»

Корпоративная этика. Поклоны и занавес… Возможно, в темных закоулках Рунета уже и гуляют анекдоты и про антикорпоративную этику.

Шохида Нурматова shohida65@rambler.ru

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Источник: https://webnewsite.ru/antikorporativnaya-etika/

Лекция 8. Корпоративная культура и корпоративная этика

Корпоративная этика:  — это культура поведения сотрудников компании, их убеждения и

Лекция 8. Корпоративная культура и корпоративная этика

Вопросы:

1. Понятия корпоративной культуры и корпоративной этики. 1

2. Виды и типы корпоративных культур. 3

3. Дискуссии о социальной ответственности. 6

1. Понятия корпоративной культуры и корпоративной этики

Понятие «корпоративная культура» имеет много определений.

Наиболее популярными и максимально точно отражающими данный феномен являются следующие дефиниции: корпоративная культура – это сложившийся психологический климат работы в организации; корпоративная культура – это система материальных и духовных ценностей, присущих определенной компании; корпоративная культура – свод наиболее важных положений деятельности предприятия, определяемых его миссией и стратегией развития и находящих свое отражение в совокупности социальных норм и ценностей, которые разделяют большинство сотрудников. Несомненно, данное понятие неразрывно связано с вопросами субординационных отношений, трудовой дисциплины, контроля руководством поставленных задач, удовлетворенности своей работой со стороны работников.

Сформулируем базовое понятие.

Корпоративная культура — совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов организации. Компонентами корпоративной культуры являются:

  ценности;

  убеждения;

  принятая система лидерства;

  стили разрешения конфликтов;

  действующая система коммуникации;

  положение индивида в организации;

  принятая символика: лозунги, организационные табу, ритуалы;

  мифы;

  язык.

Термин «корпоративная культура» появился в XIX веке. Он был сформулирован и применён немецким фельдмаршалом Мольтке, который применял его, характеризуя взаимоотношения в офицерской среде.

В то время взаимоотношения регулировались не только уставами, судами чести, но и дуэлями: сабельный шрам являлся обязательным атрибутом принадлежности к офицерской «корпорации».

(Георг Мюльберг «Студенческая дуэль на саблях»)

Правила поведения, как писанные, так и неписанные, сложились внутри профессиональных сообществ ещё в средневековых гильдиях, причём нарушения этих правил могли приводить к исключению их членов из сообществ.

Обычно существующая в организациях корпоративная культура — сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами коллектива и задающих общие рамки поведения.

Современные руководители и управляющие рассматривают культуру своей организации как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и облегчать продуктивное общение между ними. Они стремятся создать собственную культуру для каждой организации так, чтобы все служащие понимали и придерживались её. Современные организации, как правило, представляют собой поликультурные образования, подчёркивают современные исследователи.

Роль корпоративной культуры в новой, движимой знаниями экономике быстро возрастает. Это осознают все современные бизнес-лидеры и инвестируют значительные ресурсы в её формирование и развитие, поскольку эти инвестиции оплачиваются сторицей.

Исследования показывают, что большинство менеджеров по корпоративной культуре связывают её с организацией корпоративных выездов, праздников и т. п.

В последнее время и среди ведущих российских фирм стало всё больше возникать не только осознание важной роли корпоративной культуры, но готовность кропотливо работать над её формированием и развитием.

Такие фирмы начинают подходить к созданию корпоративной культуры как стратегически, создавая общие ценности и вдохновляя сотрудников на достижение дерзкой корпоративной миссии, так и тактически, улучшая информированность сотрудников, облегчая общение между ними, создавая корпоративные видео, печатая внутрикорпоративные журналы, и т. п.

Какова роль корпоративной культуры?

В корне любого здорового и успешного бизнеса лежит здоровая, основанная на общих ценностях, корпоративная культура. Она определяет отношение людей к работе, стиль и эффективность командной работы, удовлетворенность людей работой, отношения в коллективе, отношения с клиентами и партнерами и, в конечном счёте, успех или неудачу фирмы. Из здорового корня вырастает здоровое дерево, и наоборот.

Общие корпоративные ценности – это то, что рождает доверие и соединяет организацию в единое целое. Общие ценности также являются лицом компании, по которому её узнают во всех областях её деятельности.

На основе корпоративной культуры формируется корпоративная этика — система ценностей, регулирующая этические отношения в конкретной организации.

2. Виды и типы корпоративных культур

Многообразие корпоративных культур современные исследователи предлагают свести к типам или видам, выделяя общее и особенное.

Современные исследователи и предлагают следующую классификацию, посредством которой они выделяют различные виды корпоративной культуры.

1) По степени взаимоадекватности доминирующей иерархии ценностей и преобладающих способов их реализации выделяют стабильные (высокая степень адекватности) и нестабильные (низкая степень адекватности) культуры.

Стабильная культура характеризуется отчетливо заданными нормами поведения и традициями.

Нестабильная — отсутствием четких представлений об оптимальном, допустимом и недопустимом поведении, а также колебаниями социально-психологического статуса работников.

2) По степени соответствия иерархии личных ценностей каждого из сотрудников и иерархической системы внутригрупповых ценностей выделяются интегративные (высокая степень соответствия) и дезинтегративные (низкая степень соответствия) культуры. Интегративная культура характеризуется единством общественного мнения и внутригрупповой сплоченностью. Дезинтегративная — отсутствием единого общественного мнения, разобщенностью и конфликтностью.

3) По содержанию доминирующих в организации ценностей выделяют личностно-ориентированную и функционально-ориентированную культуры.

Личностно-ориентированная культура фиксирует ценности самореализации и саморазвития личности сотрудника в процессе и посредством осуществления его профессионально-трудовой деятельности.

Функционально-ориентированная культура поддерживает ценность реализации функционально заданных алгоритмов осуществления профессионально-трудовой деятельности и моделей поведения, определяемых статусом работника.

4) в зависимости от характера влияния корпоративной культуры на общую результативность деятельности предприятия выделяют позитивную и негативную корпоративную культуру.

При исследовании корпоративного типа культуры, а также при формировании и поддержании определенного типа культуры, следует принять во внимание, что каждая культура имеет собственную структуру.

Исследователи и предлагают рассматривать типы культуры в соответствии с двумя факторами, оказывающих на культуру сильное опосредованное влияние: риск (насколько объективно и субъективно содержат риск те или иные решения и конкретные действия) и обратная связь (как скоро выяснится, правильным ли было принятое решение). В соответствии с этими критериями различают следующие виды (типы) культуры.

Риск

0 Обратная связь

Культура торговли. Эта культура, характеризующаяся быстрой обратной связью и относительно малым риском.

Развивается в первую очередь в торговых организациях и организациях по сбыту, в розничной торговле, частично у производителей компьютеров, у маклеров по продаже недвижимости и финансовых маклеров, у торговцев автомобилями, при продаже товаров с доставкой на дом, а также при мелкорозничной торговле.

Успех зависит от количества контактов с покупателями и от настойчивости в поисках сделок. Сотрудники — обычно молодые, активные люди, смело идущие на эксперименты.

Эти люди по натуре дружелюбные, без больших духовных запросов, но внешне привлекательные, умело используют красноречие, общаясь с людьми с известной долей юмора. Поскольку они часто находятся один на один с покупателем, им особенно важна поддержка коллектива. Сотрудники в сфере культуры торговли во всех отношениях хорошо ведут коллективную игру.

Успех измеряется объемом сбыта, а не риском. Успехи празднуются. Финансовые стимулы не всегда имеют для сотрудников первостепенное значение. Принадлежность к команде, делающей успехи, является фактором, который нужно учитывать.

Недостатки: количество превалирует над качеством; доминирует мышление краткосрочного успеха; сотрудники чувствуют свою связь прежде всего с коллективом и меньше с предприятием; высокая текучесть кадров.

Культура выгодных сделок (спекулятивная культура). Эта культура, на которую накладывает отпечаток быстрая обратная связь успешного или неудачного предприятия и финансовый риск средней и высокой степени, встречается везде, где производятся выгодные сделки с ценными бумагами, платежными средствами, сырьем и т. п.

Однако элементы этой культуры можно распознать и в таких областях, как мода, косметика, профессиональный спорт, реклама и финансирование рискованных предприятий. Быстрое использование предоставляющихся шансов — вот основная стратегия. Здесь любят быстрые сделки и быстрое получение денег.

Сотрудниками зачастую являются молодые люди, обладающие индивидуалистическими чувствами, высоким самомнением и тщеславием. Вырабатываются бойцовские и агрессивные черты характера, человек становится твердым в своих решениях, он постоянно вступает в соревнование с другими.

Чувствительность и эмоциональность остаются в стороне, их нельзя показывать. Здесь общаются друг с другом немногословно и зачастую очень быстро. Примером этого является используемый на бирже язык коротких реплик и жестов. Обычно сотрудники плохо ведут коллективную игру.

Основной мотив — максимально быстрое получение прибыли. Однако вознаграждение может выражаться не только в звонкой монете. В сфере спекулятивной культуры ловким сотрудникам должное воздается в виде создания культа «звезд» и личности.

Игроки по натуре суеверны. В связи с этим у некоторых сотрудников появляются различные причуды, непонятные сторонним наблюдателям.

Административная культура. На фоне низкой степени риска и медленной обратной связи административная культура проявляется в общественном обслуживании, на предприятиях в хорошо налаженных и защищенных отраслях, в крупных административных фирмах и частично в банках, в системе страхования.

Сотрудники — аккуратные и основательные люди, в то же время осторожные, придирчивые, педантичные, покорные и умеющие приспосабливаться. Решения принимаются продуманно, на их принятие требуется длительное время, при этом решения подстраховываются со всех сторон.

Общение в сферах административной культуры характеризуется обстоятельностью и подчеркнутой иерархией. Кооперирование сотрудников имеет относительный характер. Основное внимание уделяется тому, как сделать, и меньше тому, что сделать. Таким образом, на переднем плане стоит форма, а результат — скорее, на заднем.

Почти нет связи между результатом и вознаграждением. Такая сильно выраженная ориентация на внутренние проблемы проявляется в ряде ритуалов:

1) по всем вопросам делаются протокольные записи;

2) имеется хорошо отлаженная система хранения документов, что позволяет в случае необходимости доказать свою невиновность;

3) процедура имеет большее значение, чем результат;

4) исполняются все распоряжения, как разумные, так и бессмысленные;

5) сотрудники живут в искусственно изолированном мире, в котором полностью переоценивается самое незначительное событие. Связь с внешним миром теряется. В результате этого появляются и натянутые отношения с внешним миром из-за того, что решение невозможно объяснить окружающим;

6) большое значение для самооценки имеют титулы; они важнее, чем деньги.

Инвестиционная культура. Проявляется в нефтяных компаниях, инвестиционных банках, строительстве, частично в армии и в производстве средств производства. Она характеризуется тем, что имеет явно выраженную ориентацию на будущее, и тем, что в условиях высокой степени риска делаются крупные капиталовложения, оставаясь длительное время в неведении о правильности своего решения.

Сотрудники работают основательно, осмотрительно, осторожно, терпеливо и настойчиво, поскольку они вынуждены преодолевать длительный период неопределенности в условиях минимальной обратной связи или ее полного отсутствия. Те, кто занимает руководящие должности, рискуют не только своей карьерой, но и будущим своего предприятия.

Решения, принимаемые зачастую на самом верху, подлежат очень тщательной проверке.

Большое значение имеет опыт, хотя и новые идеи имеют хорошие шансы на реализацию. В органах, где принимаются решения, царит уважение перед авторитетом и профессиональными знаниями. Здесь придерживаются однажды принятых договоренностей и решений. Сотрудники общаются часто и детально всё обсуждают.

На совместных заседаниях держатся вежливо и обходительно, всем ясна взаимная зависимость. Процесс завоевания авторитета, через призму которого рассматривается рост сотрудника, столь же продолжителен, как и вопрос капиталовложений. Быстрой карьеры здесь нет. Эта культура ускоряет большие открытия и развитие науки. Но делается это в то же время исключительно медленно.

Имея такую долгосрочную основу, этой культуре наносят ущерб краткосрочные конъюнктурные перемены.

3. Дискуссии о социальной ответственности

Один из самых дискутируемых вопросов в этике бизнеса — вопрос

https://www.youtube.com/watch?v=CVTpTntJPgU

о том, являются ли корпорации морально ответственными субъектами. Иными словами, должен ли бизнес стремиться к чему-либо, кроме максимизации прибыли.

Есть ли у бизнеса обязанности перед обществом, такие, например, как обеспечение занятости, устранение дискриминации, недопущение загрязнения окружающей среды и т. п.

? В специальной литературе эта проблема была названа проблемой корпоративной социальной ответственности.

Социальная ответственность в отличие от юридической подразумевает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организаций. Этот отклик имеет место по отношению к тому, что лежит вне требований, определяемых законом или регулирующими органами, или же сверх этих требований.

К проявлениям социально ответственного поведения относятся: благотворительность; развитие корпорациями социальных программ, направленных на поддержку местного сообщества; дополнительное (т. е.

сверх предусмотренного законом) информирование заинтересованных лиц о продукции компании; добровольное снятие своей продукции в случае её возможной опасности для потребителя и др.

Споры о роли бизнеса в обществе породили многочисленные аргументы «за» и «против» социально ответственного поведения корпораций, отмечают исследователи Ю. Петрунин и В. Борисов.

Аргументы в пользу социальной ответственности

1. Создаются благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы. Социальные действия фирм улучшают жизнь местного сообщества или устраняют необходимость государственного участия.

В обществе более благополучном с социальной точки зрения благоприятнее условия и для бизнеса.

Кроме того, даже если краткосрочные издержки в связи с социальным действием высоки, в долгосрочной перспективе они могут стимулировать прибыль, поскольку у потребителей, поставщиков и местного сообщества формируется более привлекательный имидж компании.

2. Изменение потребностей и ожиданий широкой публики. Связанные с бизнесом социальные ожидания изменились с 60-х годов. Чтобы сузить разрыв между новыми ожиданиями и реальным откликом компаний, их вовлеченность в решение социальных проблем становится и ожидаемой, и необходимой.

3. Наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем. Поскольку бизнес располагает значительными людскими и финансовыми ресурсами, ему следовало бы передавать их часть на социальные нужды.

4. Моральное обязательство вести себя социально ответственно. Компания является членом общества, поэтому нормы морали также должны управлять её поведением.

Подобно индивидуальным членам общества, компания должна действовать социально ответственным образом и способствовать укреплению моральных основ общества.

Более того, поскольку законы не могут охватить все случаи жизни, компании должны исходить из ответственного поведения, чтобы поддерживать общество, основанное на упорядоченности и законности.

Аргументы против социальной ответственности

1. Нарушение принципа максимизации прибыли. Направление части ресурсов на социальные нужды снижает влияние принципа максимизации прибыли. Компания ведет себя в наибольшей степени социально ответственно, сосредоточиваясь только на экономических интересах и оставляя социальные проблемы государственным учреждениям и службам, благотворительным институтам и просветительским организациям.

2. Расходы на социальную вовлеченность. Средства, направляемые на социальные нужды, являются для предприятия издержками. В конечном счете эти издержки переносятся на потребителей в виде повышения цен.

3. Недостаточный уровень отчетности перед общественностью. Поскольку управляющих не выбирают, они не являются непосредственно подотчетными широкой общественности.

Рыночная система хорошо контролирует экономические показатели компаний и плохо — их социальную вовлеченность.

До тех пор пока общество не разработает порядок прямой отчетности ему компаний, последние не будут участвовать в социальных действиях, за которые они не считают себя ответственными.

4. Недостаток умения разрешать социальные проблемы. Персонал любой компании лучше всего подготовлен к деятельности в сферах экономики, рынка и техники.

Он лишен опыта, позволяющего делать значимые вклады в решение проблем социального характера.

Совершенствованию общества должны способствовать специалисты, работающие в соответствующих государственных учреждениях и благотворительных организациях.

Исследователи анализируют возможные подходы к реализации корпоративной социальной ответственности

1) рыночный подход;

2) подход с позиции государственного регулирования;

3) подход с позиции «корпоративной совести»;

4) подход с позиций «заинтересованного лица».

К внутренней социальной ответственности бизнеса можно отнести:

1.  Безопасность труда

2.  Стабильность заработной платы

3.  Поддержание социально значимой заработной платы

4.  Дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников

5.  Развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации

6.  Оказание помощи работникам в критических ситуациях

К внешней социальной ответственности бизнеса можно отнести:

1.  Спонсорство и корпоративная благотворительность

2.  Содействие охране окружающей среды

3.  Взаимодействие с местным сообществом и местной властью

4.  Готовность участвовать в кризисных ситуациях

5.  Ответственность перед потребителями товаров и услуг (выпуск качественных товаров)

Выводы:

1.  Корпоративная культура — совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов организации.

2.  При исследовании корпоративного типа культуры, а также при формировании и поддержании определенного типа культуры, следует принять во внимание, что каждая культура имеет собственную структуру.

3.  В соответствии критериями — риск и обратная связь — различают следующие виды культуры: культура торговли, культура «выгодных сделок», административная культура, инвестиционная культура.

4.  На основе корпоративной культуры формируется корпоративная этика — система ценностей, регулирующая этические отношения в конкретной организации.

Дополнительная литература к материалам лекции

5.  Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие. — http://www. *****/asi/socialresponsibility

Источник: https://pandia.ru/text/78/099/162679.php

Корпоративная этика

Корпоративная этика:  — это культура поведения сотрудников компании, их убеждения и

Корпоративная этика – это система моральных принципов, норм нравственного поведения, оказывающих регулирующее воздействие на отношения внутри одной организации и на взаимодействие с другими организациями. Субъектами корпоративной этики являются: владельцы, руководителииработникиорганизации.

Уже в средневековье начали формироваться определенные системы корпоративных взглядов. Их наиболее характерными чертами были: солидарность людей одной профессии, строгая регламентация прав и обязанностей профессиональной деятельности и т.д.

В дальнейшем они получили развитие в недрах Римской католической церкви, и нашли свое отражение в социальных энцикликах пап, которые появились в конце XIX века как реакция на бурное развитие социалистических учений.

В поисках эффективной альтернативы церковь обратилась к идее корпоративизма. Впервые эта идея полно представлена в энциклике Льва XIII «Rerum Novarum» (1891).

В ней была выдвинута концепция, которую сейчас называют «социальным партнерством», заключающаяся в сотрудничестве наемного труда и капитала, которые рассматриваются как два взаимосвязанных и взаимодополняющих фактора в процессе производства.

Общественному мнению корпоративные идеи были преподнесены во время дебатов о профсоюзном законе, чтобы противопоставить их развитию социалистических идей в рабочих профсоюзах.

Что касается непосредственно деятельности предприятий, то ценностно-мотивационные, культурные компоненты хозяйственной жизни достаточно продолжительное время оценивались как второстепенный, не лимитирующий экономический рост и ресурс.

Воспроизводство ценностной среды на предприятии происходило большей частью стихийно, хотя внимание к ней со стороны управленцев и ученых постоянно возрастало.

Однако начиная с 70-х годов ХХ века, воздействие на культурные составляющие деятельности организаций становится непрерывным и из единичного — массовым, приобретает черты хорошо скоординированной и приоритетной стратегии их руководства.

По оценке М.В. Дубининой, «под воздействием корпоративной этики деятельность работников организуется не столько на основе приказов или компромиссов, сколько за счет внутренней согласованности ориентиров и стремлений сотрудников.

Организация, построенная на единстве мировоззрения и ценностных установок ее членов, становится наиболее гармоничной и динамичной формой корпоративного сообщества».

Таким образом, назначение корпоративной этики — регулирование взаимоотношения представителей различных профессий, объединенных общностью трудового коллектива, работающих в одной организации.

Корпоративную этику можно представить как систему с двумя подсистемами. Во-первых, это моральные и этические ценности организации и ее приоритеты в развитии. Во-вторых, это нормы и правила поведения сотрудников организации в формальных и неформальных ситуациях.

Корпоративная этика базируется на ряде принципов. Принцип корпоративной этики — правило деятельности в системе норм нравственного поведения субъектов корпоративной этики при выполнении ими своих обязанностей.

1. Отсутствие четко сформулированных правил корпоративной этики неизбежно приводит к отсутствию определенной преданности своему предприятию, что негативным образом сказывается и на работе конкретного сотрудника (сотрудников), и на прибыли всего предприятия в целом.

Например, передача конфиденциальной информации конкурирующему предприятию практически является этической нормой, ведь сотрудник не обязан заботиться о том обществе, членом которого не является.

И лишь введение правил корпоративной этики позволяет человеку ощутить себя не просто винтиком в производственной машине, не инструментом, с помощью которого кто-то «делает деньги», а полноправным членом коллектива, почти что — членом семьи.

2. Корпоративная этика оговаривает коллективные принципы поведения.

Например: заботу об общих интересах организации и каждого сотрудника в отдельности, обеспечение роста ценностей организации, соблюдение норм делового общения, создание и поддержание делового имиджа и безупречной репутации организации (при этом разговоры о том, как плохо обстоят дела в организации и какой начальник – есть хам с посторонними становятся этически невозможными), поддержка общей стратегии и приоритетов организации, неиспользование имиджа организации во вред ей в личных целях, конфиденциальность полученной информации и т.д.

3. Корпоративная этика оговаривает этические принципы служебных отношений. Например, сотрудники организации должны с уважением относиться ко всем людям, они должны выполнять свои обещания, проявлять терпимость к чужому мнению, соблюдать вежливость и корректность, не вмешиваться в личную жизнь другого человека без его личной просьбы и т.д.

4. Над правилами, которые устанавливаются корпоративным кодексом для сотрудников, находятся правила, установленные для самой организации.

Например: построение отношений с клиентами и партнерами исключительно на правовой основе, полная ответственность за качество своей продукции и выполнение договорных обязательств, создание и поддержка взаимовыгодных отношений с поставщиками и потребителями, признание трудовых заслуг сотрудников и обеспечение им справедливого вознаграждения, обеспечение социальных гарантий сотрудников и т.д.

Другими словами корпоративная этика должна удовлетворять принципам SMART: S (specific) — конкретная; M (measurable) — измеримая; A (acquireable) — достижимая; R (realistic) — реалистичная; T (time bound) — выполнимая в ограниченное время.

Основу норм корпоративной этики составляют ценности. Ценности — это относительно общие убеждения, которые определяют, что правильно и что неправильно, и устанавливают общие предпочтения людей.

Ценности могут быть позитивными, ориентирующими людей на такие образцы поведения, которые поддерживают достижение стратегических целей организации, но могут быть и негативными, которые отрицательно влияют на эффективность организации в целом.

1. Позитивные ценности, выраженные следующими высказываниями:

— Работа может быть выполнена на «отлично».

— В споре рождается истина.

— Интересы потребителя превыше всего.

— Успех компании – это мой успех.

— Настрой на взаимопомощь и поддержание хороших отношений с коллегами.

— Не конкуренция, а сотрудничество в работе на общую цель.

2. Негативные ценности, выраженные следующими высказываниями:

— Начальству доверять нельзя, доверять можно только друзьям.

— Ты начальник – я дурак, я начальник – ты дурак.

— Не высовывайся.

— Хорошо работать – это не самое главное в жизни.

— Всей работы не переделать.

Ценности можно также разделить на индивидуальныеи организационные, однако они во многом совпадают, но есть и такие, которые относятся исключительно либо к одной группе, либо к другой.

Например, такие как «благополучие», «безопасность», «инициатива», «качество», «независимость» могут относиться к обеим группам, а такие как «семья», «предсказуемость», «работа», «авторитетность» относятся к индивидуальным, а «взаимозаменяемость», «гибкость», «изменение» связаны с организацией.

Каждый вкладывает свой смысл в название ценности, поэтому стоит при изучении ценностных ориентаций просить уточнить смысл данной ценности, что они имеют в виду под ней.

Основополагающими ценностями, на основе которых формируется корпоративная этика, как правило, являются:

Компетентность и профессионализм. Субъекты корпоративной этики должны: обладать качественным образованием, опытом работы, умением принимать взвешенные и ответственные решения; стремиться повышать свой профессиональный уровень; иметь инициативность и активность при исполнении должностных обязанностей, ответственность и дисциплинированность.

Честность и непредвзятость. Это фундамент деятельности организации, ее деловой репутации. В организации не допускается конфликта между личными интересами и профессиональной деятельностью.

Ответственность. Ответственность — гарантия качества деятельности организации.

Уважение человеческой личности. Работники организации имеют право на честное и справедливое отношение к ним, независимо от расы, языка, политических и религиозных убеждений, половой, национальной и культурной принадлежности.

Патриотизм. Работник должен быть как патриотом своего государства, так и патриотом своей организации. Он должен способствовать развитию организации и государства.

Безопасность. Выражается в стремлении сохранить коммерческую тайну, и в заботе о сохранении организации, и в обеспечении не вредных и не опасных условий труда.

Благополучие. Нацеленность на материальное благополучие, как условие реализации потребностей человека, его семьи, общности, в рамках которой он живёт.

Взаимозаменяемость. Позволяет организации гибко реагировать на неожиданные изменения в окружающей среде и внештатные ситуации в самой организации.

Гармония. Ориентация на соответствие различных аспектов, сторон жизнедеятельности организации независимо от того эффективны ли данные явления или нет, главное не нарушать равновесие, гармоничность отношений.

Гибкость. Нацеленность на гибкость и побуждение работников к эффективному взаимодействию, совместным поискам оптимального решения проблемы, приемлемых для представителей различных служб способов реализации намеченных целей, своевременное реагирование на изменения окружающей среды (особенно актуальна в нестабильной внешней среде).

Следует перечислить и нравственные качества, на которых базируется корпоративная этика: отзывчивость; внимательность; доброжелательность; способность воспринимать критику; преданность; порядочность, честность; скромность; открытость и др.

В зарубежной управленческой практике выработан ряд специальных мероприятий и методов, направленных на формирование здоровой этической основы трудовых отношений в организации:

— корпоративные кодексы, представляющие собой свод принципов и правил делового поведения, являются центральным элементом корпоративной этики. Сегодня их имеют почти все крупные корпорации и около половины мелких фирм;

— «карты этики» — набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс корпорации для каждого сотрудника компании. Они содержат также имя и телефон консультанта компании по этическим вопросам;

— комитеты (или отдельные специалисты) по этике призваны вырабатывать этическую политику организации, а также решать конкретные этические проблемы, возникающие в ходе повседневной практики;

— обучение сотрудников и руководителей этичному поведению проводится, как правило, на базе семинаров и краткосрочных курсов. Например, за рубежом этическая проблематика активно интегрируется в систему высшего образования.

Так, в частности, крупный бизнесмен и бывший посол США в Нидерландах Дж. Шэд выделил 20 млн долларов Гарвардскому университету на создание программы по этике бизнеса.

Ее цель он видел в том, чтобы выпускники, прослушавшие курс, обладали такими моральными убеждениями, которые обращали бы их профессиональные знания на благо общества, а не в ущерб ему.

Для этого, считал Шэд, надо: во-первых, отсеивать кандидатов с искаженными моральными устоями уже на стадии приема в университет; во-вторых, сделать этическую проблематику неотъемлемой частью каждой дисциплины, не ограничиваясь одним курсом по этике;

— этическая экспертиза, которая представляет собой всесторонний анализ конкретного аспекта деятельности организации или отдельного проекта.

Результатом такой экспертизы становится система предложений, направленных на улучшение морального климата в организации, ее имиджа в глазах общественности, внесение коррективов в деятельность организации.

Когда по тем или иным причинам проблемы организации не могут быть решены собственными силами, приглашаются независимые консультанты по этике со стороны.

Основные нормы корпоративного поведения стали формулироваться в начале 1990-х гг. в «кодексах корпоративного поведения», принятых в странах с наиболее развитыми рынками капитала: Англии, США и Канаде.

Эти кодексы регулировали практику корпоративного поведения, в частности, вопросы обеспечения интересов акционеров, подотчетности директоров и руководства компанией. С тех пор во многих странах изданы кодексы корпоративного поведения с соответствующими методическими рекомендациями.

Раскроем более подробно назначение, структуру и содержание кодекса корпоративной этики.

Условно кодекс корпоративной этики можно определить, как свод гласных и негласных правил, формулирующих основные принципы деятельности организации и соблюдение при этом норм морали.

Правилами корпоративной этики регулируются нормы поведения сотрудников в ситуациях, которые не прописаны должностными инструкциями и законодательством государства.

К примеру, это могут быть негласные нормы поведения на корпоративной вечеринке.

Кодекс корпоративной этики позволяет решать различные вопросы, такие как открытое обсуждение выплаты вознаграждений или продвижения по служебной лестнице отдельных сотрудников.

Как правило, у каждой организации свой индивидуальный кодекс, однако, основы каждого из них складываются из общепринятых моральных ценностей и законов. Наибольший вклад в его формирование вносит верхушка организации, непосредственные руководители.

Ценность кодекса корпоративной этики заключается в том, что его существование приводит к повышению рейтинга и привлекательности организации. Это связано с тем, что организация, таким образом, демонстрирует внутреннюю дисциплину, сплочённость членов и, соответственно, надёжность.

С этой точки зрения примечательно, что в 2002 году в США был принят закон, обязывающий все компании предоставлять этические кодексы для публичного доступа или аргументировать их отсутствие.

Итак, кодекс корпоративной этики:

— определяет порядок разрешения конфликтных или нерегламентированных ситуаций;

— определяет и регулирует нормы поведения и морали в корпоративной среде;

— регулирует порядок принятия решений в сложных экономических или других ситуациях;

— формирует положительный имидж компании в бизнес – среде, тем самым, повышая уровень доверия со стороны партнёров по бизнесу.

Как правило, кодекс корпоративной этики состоит из следующих разделов:

I. Введение: 1. Для чего создан Кодекс. 2. Что такое Кодекс. 3. На каких главных ценностях основан Кодекс. 4. Нормы и приоритеты деятельности организации, устанавливаемые Кодексом. 5. Задачи, решаемые Кодексом.

II. История деятельности и развития организации.

III. Миссия организации.

IV. Основные принципы деятельности организации

V. Стандарты поведения.

Таким образом, кодекс корпоративной этики является одним из эффективных инструментов управления, который полностью приложим к практике управления трудовыми коллективами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_57210_korporativnaya-etika.html

Корпоративная этика как элемент организационной культуры организации

Корпоративная этика:  — это культура поведения сотрудников компании, их убеждения и

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………………………

1. Понятие корпоративной этики…………………………………………………………………..

2. Корпоративная этика как элемент организационной культуры организации.

3.Кодекс корпоративной этики…………………………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………………………………………….

Список используемой литературы…………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Понятие корпоративной этики прочно входит в нашу жизнь. Для этого в обществе сложились все предпосылки. Экономические преобразования, совершаемые в России столкнулись с существенной проблемой. Она связана с отсутствием системы моральных и нравственных ориентиров, декларируемых от имени государства, к которой все привыкли за годы советской власти.

Прошлого не вернуть, а без морали и нравственности не прожить. Одними из первых очевидность этого обнаружили руководители крупных, средних и мелких предприятий различных форм собственности. Именно в эту сферу вовлечено наибольшее количество людей, составляющих трудовые коллективы (корпорации).

Именно в сфере экономики сейчас так остро возникают вопросы, связанные с человеческим фактором.

Морально – нравственный климат на предприятии, особенно в России, для решения экономических задач может играть не менее важную роль, чем грамотно организованный менеджмент. Сегодня много руководителей отдает себе в этом отчет, т. к.

видят, что внутренние конфликты, текучесть кадров, слабая трудовая дисциплина при отсутствии мотиваций к труду, попрание элементарной справедливости при распределении прибыли и, как следствие, выраженное имущественное расслоение, разглашение коммерческой тайны или предательство общих интересов и т. п. способны обанкротить даже самое надежное предприятие.

И наоборот, моральная сплоченность коллектива, сознание ответственности друг перед другом за результаты труда, готовность поступиться личными интересами ради общего блага, забота о малоимущих и многое другое способны покрыть серьезные организационные просчеты, сохранить предприятие даже при самой неблагоприятной внешней конъюнктуре и обеспечить его стабильный развитие. Для предприятий стали необходимыми выработка и принятие всеми членами трудового коллектива некоего свода этических норм, работающего на достижение поставленных целей. Однако вопрос какие этические принципы закладывать в корпоративную этику многих руководителей ставит в тупик, но без ответа на него нельзя начинать столь важного дела. Таким образом, изучение законодательной и морально – этической базы корпоративной этики является как никогда актуальным.    

1. ПОНЯТИЕ КОРПОРАТИВНОЙ ЭТИКИ

                 Корпоративная этика– это культура поведения сотрудников компании, их убеждения, традиции, уровень взаимоотношений между руководителями среднего звена (менеджерами) и рабочими, между компанией, ее клиентами и партнерами.

Одной из первых этико-экономических концепций фирмы (корпорации) была концепция известного американского предпринимателя Г.Форда. Многие из его принципов сохраняют свое практическое значение и сейчас. К ним относятся следующие тезисы:

  • Говоря о производственном процессе в целом, Г. Форд отмечал, что производственный продукту – это не просто реализованная «деловая теория», а нечто большее – теория, цель которой создать из мира вещей источник радости. Сила и машины, деньги и имущество полезны лишь постольку, поскольку они способствуют жизненной свободе.
  • Он провозгласил примат производства не над потреблением, а над прибылью и торговлей. Это означает, что количество товара должно превышать не спрос, а прибыль, полученную от его реализации (это означает постоянное вложение дополнительных средств в производство). В этом он видел троякую выгоду для всех участников производства: высокую зарплату, низкие цены и большой объем прибыли за счет огромной массы товара.
  • Г. Форд считал, что высокопроизводительным может быть рабочий, чувствующий себя хозяином на предприятии. Хозяйственность проявляется в том случае, если рабочий знает, что от него что-то зависит: ему вменяется посильная ответственность за определенный участок работы и эта работа достойно вознаграждается.
  • Г. Форд отстаивал идею дифференцированного подхода к различным качествам людей: работа должна соответствовать силам и умению.
  • Одним из наиболее важных законов предпринимательской этики является экономия, разумное использование природных ресурсов.

        Корпоративная этика выступает как форма общественного сознания, присущая как предпринимателям, так и наемным работникам, которых объединяют общие цели их профессиональной деятельности. В этом понимании она существенно отличается от интерпретации социальных отношений.

Не случайно в конце XIX века она была выдвинута католической церковью как способ решения так называемого «рабочего вопроса» и возвращения корпоративной системе европейского средневековья, напоминавшей дружную, крепкую семью.

Она является результатом осознания профессиональных интересов как со стороны предпринимателей, менеджеров, так и со стороны наемных работников.

В начале XXI века идеология корпоративизма стала вновь актуальной в связи с ужесточением конкуренции и необходимостью объединения усилий всех членов корпорации независимо от их статуса в борьбе за выживание и развитие.

Под воздействием корпоративной этики деятельность работников организуется не столько на основе приказов или компромиссов, сколько за счет внутренней согласованности ориентиров и стремлений сотрудников. Организация, построенная на единстве мировоззрения и ценностных установок ее членов становится наиболее гармоничной и динамичной формой производственного сообщества.

Корпоративная этика выступает как форма общественного сознания, присущая как предпринимателям, так и наемным работникам, которых объединяют общие цели их профессиональной деятельности. В этом понимании она существенно отличается от интерпретации социальных отношений.

Не случайно в конце XIX века она была выдвинута католической церковью как способ решения так называемого «рабочего вопроса» и возвращения корпоративной системе европейского средневековья, напоминавшей дружную, крепкую семью.

Она является результатом осознания профессиональных интересов как со стороны предпринимателей, менеджеров, так и со стороны наемных работников.

В начале XXI века идеология корпоративизма стала вновь актуальной в связи с ужесточением конкуренции и необходимостью объединения усилий всех членов корпорации независимо от их статуса в борьбе за выживание и развитие.

В основу современной корпоративной этики, по мнению большинства ученых, должны быть положены три важнейшие положения:

— создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс;

— прибыль и другие доходы производства рассматриваются как результат достижения различных общественно значимых целей;

— приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.

Выполнение сотрудниками организации норм и правил этики деловых отношений становится ее «визитной карточкой» и определяет во многих случаях тот факт, захочет ли внешний партнер или клиент иметь дело с данной организацией в дальнейшем, и насколько успешно будут строиться их взаимоотношения.

Использование норм и правил этики корпоративных отношений воспринимается окружающими благожелательно в любом случае, даже если человек не обладает достаточно отработанными навыками применения правил этики.

Эффект восприятия усиливается многократно, если этичное поведение становится естественным и ненарочитым.

В зарубежной управленческой практике выработан ряд специальных мероприятий и методов, направленных на формирование здоровой этической основы трудовых отношений

— корпоративные кодексы, представляющие собой свод принципов и правил делового поведения, являются центральным элементом корпоративной этики. Сегодня их имеют почти все крупные корпорации и около половины мелких фирм;

 — «карты этики» — набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс корпорации для каждого сотрудника компании. Они содержат также имя и телефон консультанта компании по этическим вопросам. Данный метод активно применяется в японских компаниях;

— комитеты (или отдельные специалисты) по этике призваны вырабатывать этическую политику организации, а также решать конкретные этические проблемы, возникающие в ходе повседневной практики;

— обучение сотрудников и руководителей этичному поведению проводится, как правило, на базе семинаров и краткосрочных курсов. Этическая проблематика также активно интегрируется в систему высшего образования. Так, крупный бизнесмен и бывший посол США в Нидерландах Дж. Шэд дал 20 млн. долларов Гарвардскому университету на создание программы по этике бизнеса.

Ее цель он видел в том, чтобы выпускники, прослушавшие курс, обладали такими моральными убеждениями, которые обращали бы их профессиональные знания на благо общества, а не в ущерб ему.

Для этого, считал Шэд, надо: во-первых, отсеивать кандидатов с искаженными моральными устоями уже на стадии приема в университет; во-вторых, сделать этическую проблематику неотъемлемой частью каждой дисциплины, не ограничиваясь одним курсом по этике;

  • этическая экспертиза представляет собой всесторонний анализ конкретного аспекта деятельности организации или отдельного проекта. Результатом такой экспертизы становится система предложений, направленных на улучшение морального климата в организации, ее имиджа в глазах общественности, внесение коррективов в деятельность организации. Когда по тем или иным причинам проблемы организации не могут быть решены собственными силами, приглашаются независимые консультанты по этике со стороны.

2. КОРПОРАТИВНАЯ ЭТИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Мораль – это свод правил, предписаний, заповедей, включающих табу, запреты на определённые действия, слова и поступки людей. Этика – это тоже свод правил и норм поведения в той или иной области человеческого общения.

https://www.youtube.com/watch?v=9cT_-SKrEh0

Корпоративная этика может заключаться в фирменных традициях, символах, легендах, передаваемых устно каждому новичку данного трудового коллектива.

Экономическая (деловая, рыночная) этика — это совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику.

Экономическая этика — это адаптированные к практическим нуждам бизнесмена сведения об этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека. Деловая этика — это этика ведения переговоров с партнерами, этика составления документации, использование этических методов конкуренции и другие аспекты.

Деловая этика — совокупность этических норм и принципов, которыми руководствуются работники фирмы в своей деятельности. Деловой этикет — порядок поведения работников компании, включающий систему регламентированных правил поведения в различных деловых ситуациях, в том числе при деловой переписке, деловом общении, приеме на работу, обращении к руководству и т. д.

В благополучной компании, как в счастливой семье, должен присутствовать дух единения, делающий людей членами одной сплоченной ячейки общества. Как и репутация, корпоративная культура — реальный инструмент конкурентной борьбы.

Назначением корпоративной культуры является установление совокупности норм, принципов, правил и внутренних нормативных документов, регламентирующих корпоративную культуру и обеспечивающих формирование и поддержание высокого корпоративного духа.

Корпоративная культура (в англоязычном варианте — «корпоративная идентичность») — свод норм, правил, принципов и ценностей, основанных на истории компании, ее миссии и предназначении; месте, занимаемом компанией в социально-экономическом устройстве страны.

Это совокупность всех параметров, которыми определяется поведение работников компании в их взаимоотношениях между собой, с клиентами компании, другими компаниями на рынке, органами власти и субъектами гражданского общества.

Корпоративный дух — общее корпоративное «Я», объединяющее в себе индивидуальные особенности работников компании через механизмы самоидентификации, сплочения, осознания работниками общности целей компании, сведения к минимуму различий между личными и общими целями. Корпоративный дух отражает неуклонное желание работников достичь единой цели, стремление к общему успеху. Корпоративная культура используется во всех сферах деятельности фирмы и во всех видах взаимоотношений работников фирмы, как между собой, так и с её клиентами, её партнерами, органами власти, субъектами рынка и гражданского общества. Корпоративная культура должна стать неотъемлемым атрибутом поведения всех работников компании — от ее высшего руководства до работников линейного уровня.

Основными принципами корпоративной культуры фирмы являются:

— высокий корпоративный дух работников компании и постоянная работа по его укреплению;

— соблюдение работниками компании этических норм корпоративного поведения;

— соблюдение норм деловой этики в компании;

— формирование и поддержание позитивного имиджа компании;

— формирование и развитие корпоративного стиля.

Этические правила и нормы устанавливают общепринятые критерии «правильного» и «неправильного» поведения. Так же, как ритуалы, этические нормы выработаны человечеством для того, чтобы избегать лишних конфликтов и находить взаимопонимание для выживания и комфортного самочувствия.

Основные принципы корпоративного поведения: доброжелательность и открытость работников компании; честность и порядочность; взаимоуважение и корректность; уважение к индивидуальности и правам сотрудников компании; недопущение сексуальных домогательств и контактов.

Этические нормы деловой активности являются основой формирования политики корпоративного поведения.

Политика организации в области предотвращения конфликта интересов основывается на следующих основных принципах: эффективная система корпоративного управления предполагает четкое разделение обязанностей работников и должностных лиц, исключающее ситуации, при которых происходит конфликт интересов; сферы потенциальных конфликтов интересов должны быть выявлены, минимизированы и поставлены под строгий и независимый контроль; работники и должностные лица компании должны принимать решения по деловым вопросам исключительно в ее интересах, уметь своевременно распознавать и избегать ситуации, чреватые возникновением конфликта интересов; принятие решений по деловым вопросам не должно быть отягощено какими-либо личными, семейными и иными соображениями, которые могут оказать явное или неявное влияние на суждение работника или должностного лица о том, какие действия в наибольшей степени соответствуют интересам компании. Корпоративный стиль фирмы формируется на основе миссии, стратегических целей и её задач в соответствии с основными принципами корпоративной культуры. Внешние признаки корпоративного стиля выражаются в корпоративной символике организации (цвет, логотип, флаг, эмблема, форменная одежда, торговые знаки и другие элементы), отраженной в визуальном восприятии объектов фирмы и ее персонала, а также в специальных аксессуарах. Корпоративный стиль является важным фактором, влияющим на репутацию компании и стратегию развития ее связей с общественностью. Неотъемлемой составной частью корпоративного стиля являются принципы и нормы делопроизводства. Другим элементом корпоративного стиля являются принципы осуществления коммуникаций (корпоративные средства массовой информации, web-сайты, Internet, электронная почта, информационные меморандумы и т. д.).

Источник: https://student.zoomru.ru/market/korporativnaya-jetika-kak-jelement-organizacionnoj/276708.3188779.s1.html

Scicenter1
Добавить комментарий