Креативность в бизнесе: Креативность, как правило, ассоциируется с миром искусства и

Содержание
  1. Три кита креативности как основа современного бизнеса
  2. Личная креативность
  3. Коллективная креативность
  4. Креативность как аспект творческой деятельности. Насколько важно наличие креативности в самореализации и можно ли ее развить?
  5. О связи креативности, творчества и интеллекта. родственные, но разные понятия
  6. О структуре креативности: из чего состоит неординарное мышление
  7. Возрастные аспекты креативности
  8. Как проверить собственный уровень креативности? Тестирования и методы самодиагностики
  9. Методы развития креативности. Какие упражнения и подходы могут оказаться полезными
  10. Креативность как ресурс
  11. Особенности креативного мышления в бизнесе
  12. 1.Креативное мышление очень социально
  13. 2. Для креативного мышления нужно правильное пространство
  14. 3. Для креативного мышления нужно время
  15. 4. Для креативного мышления нужно разнообразие
  16. 5. Креативное мышления требует разноплановых ресурсов
  17. 6. Креативное мышление включает три этапа
  18. 7. Креативное мышление означает множество идей
  19. 8. Креативному мышлению нужны стимулы
  20. 9. Креативное мышление нужно защищать
  21. 10. Анализируйте цепочки создания ценности креативных продуктов
  22. Креативное мышление в бизнесе | Rusbase

Три кита креативности как основа современного бизнеса

Креативность в бизнесе: Креативность, как правило, ассоциируется с миром искусства и

Издание MMR глубоко изучило взгляд на креативность Джейми Андерсона, гуру менеджмента The Financial Times, участника топ-25 мыслителей в менеджменте Business Strategy Review, одного из самых влиятельных и всемирно признанных экспертов в сфере стратегии, инноваций и креативности, профессора стратегического менеджмента в Lorange Institute of Business в Цюрихе, и получило интересные выводы, которыми мы тоже хотим с вами поделиться.

Термин креативность сейчас широко используется в контексте стратегии, инноваций, организационного развития и лидерства. Но, наступает момент, когда управленцы понимают, что стратегические вопросы, вопросы лидерства или сложные организационные ситуации уже невозможно решить в привычном шаблонном порядке, и появляется поле для творческого решения задач.

Креативность сегодня становится ключевым навыком для лидеров и организаций, и данный навык позволяет не просто адаптироваться к изменениям, но и активно формировать новые отрасли и рынки.

До недавнего времени термин «креативность» в бизнесе в основном ассоциировался с обозначением нестандартных новых технологий. Однако, исследованию темы креативности на данный момент уделяют намного больше времени, чем прежде. В изучении используют сложные техники мозгового штурма и истории выдающихся личностей искусства.

Однако даже эти широко используемые методики и подходы, увы, не могут в полной мере оценить креативный потенциал каждого из нас.

Если креативность способна добавить ценности компании и команде, то управленцы должны в первую очередь понять ее основные принципы, развить в себе соответствующее мышление, отношение и знания, чтобы четко видеть, где и когда креативность имеет право на жизнь и может создать новые решения.

Йозеф Бойс (1921–1986) выдающийся художник, посвятивший себя изучению основных принципов искусства, творческому процессу и раскрытию творческого потенциала у простых людей, утверждал:  «Каждый человек — это художник». Это заявление бросило вызов устоявшимся взглядам в мире искусства и допускает, что каждый из нас может создавать или определять произведения искусства, если все вокруг нас — это искусство…

Но, на самом деле, речь шла о мобилизации скрытых креативных способностей — раскрытии творческих слов, мыслей и действий, и выражении этого творчества определенным конструктивным образом.

Бойс формировал определенные концепции, которые могут использовать люди для раскрытия собственного креативного потенциала путем своих представлений, скульптур и учений.

И в итоге он описал три ключевые концепции на пути к креативности:

  • активная форма мышления, личное творчество;
  • скульптурная теория, процесс творчества;
  • социальная скульптура, коллективное творчество.

Важно понимать, что путь к креативности начинается внутри нас — личная креативность, и ведет во внешний мир — креативность в социальном контексте.

Личная креативность

Необходимо отпустить известные нам модели мышления и старые привычные решения. Необходимо принять то, что Бойс называет «активной формой мышления».

Он определил три уровня активного мышления: вдохновение, интуиция и воображение.

Вдохновение обладает двумя, казалось бы, противоречивыми требованиями. С одной стороны, оно нуждается в четких рамках (представлении, куда идти), а с другой стороны — в открытой позиции (отсутствии четкой цели).

Интуиция — это эмоциональная сторона процесса личной креативности. Большинство успешных людей подтвердит, что они больше доверяли своим чувствам, а не логике. Воображение в свою очередь является финальным шагом в активном мышлении.

Попробуйте пригласить  свою управленческую команду на совещание для выработки стратегии развития и вместо рационального шаблонного анализа попросите своих коллег в первую очередь полагаться на свою интуицию. Вы увидите кардинально другой результат…

Воображение является финальным шагом на пути улучшения творческой составляющей и характеризуется способностью визуализировать желаемую картинку будущего, которая обладает особенной силой и помогает преодолевать потенциальные преграды.

По сути, вдохновение, интуиция и воображение неразрывно связаны друг с другом и являются концепцией личной креативности, но активное использование данного подхода в бизнесе может зажечь искру креативности внутри компании и команды в целом.

А для управления процессом креативности управленец должен внимательно наблюдать за ситуацией и судить о его тенденции через структуру или хаос.

Пример: в своей скульптурной теории Йозеф Бойс утверждал, что каждый материал находится между двумя полюсами — структуры и движения. Процесс творчества по его мнению — это ни что иное, как  активное формированием ситуации (путем добавления большей структуры или, наоборот, хаоса).

Коллективная креативность

Йозеф Бойс видел взаимодействие людей как скульптурное пространство, которому можно придавать форму на метаморфическом уровне — так же, как и реально создаваемой скульптуре. Он соединил воедино две ценнейшие вещи — социальное поведение и принципы создания скульптуры.

Используя пример Бойса и понимая его подход к креативности, современные руководители могут открыть для себя способы стимулирования творческого процесса, чтобы дать возможность своей команде развивать индивидуальный и коллективный творческий потенциал. Три кита — воображение, вдохновение и интуиция — играют огромную роль в современном бизнесе.

Для достижения настоящих изменений в инновациях и стратегиях развития бизнеса такое понятие, как «формирование креативности» должно стать ключевым в лексике и навыках руководителей XXI века.

Источник: https://womo.ua/tri-kita-kreativnosti-kak-osnova-sovremennogo-biznesa/

Креативность как аспект творческой деятельности. Насколько важно наличие креативности в самореализации и можно ли ее развить?

Креативность в бизнесе: Креативность, как правило, ассоциируется с миром искусства и

В психологии под креативностью понимается качество личности, обуславливающее способность эффективно и успешно заниматься творческой деятельностью.

В данном случае слово «творчество» используется в широком смысле.

Не как реализация в области искусства, а как продуктивная созидательная деятельность самого разного плана: от новаторских технических решений до способности реализовать то, что никто ранее не делал.

Креативность не является врожденным качеством. Это навык, и как любой навык ее можно развивать. Разумеется, скорость прогресса будет различаться от случая к случаю.

Причина заключается в особенностях мышления, личности, волевого компонента. Кроме того, имеет место и некоторая склонность к неординарному мышлению, обусловленная наследственным фактором.

Исходя из этого, скорость прогресса будет своей, но при систематическом подходе результаты ждать себя не заставят.

Развитие креативности требует напряженной умственной работы. Для тренировки навыка необходимо затрачивать хотя бы 1 час в день. Если говорить о более глубокой проработке, нужно стремиться искать новые неординарные решения постоянно, не загонять себя в рамки. Это позволит быстрее добиться результата и научиться применять креативный подход в решении прикладных задач.

О связи креативности, творчества и интеллекта. родственные, но разные понятия

Креативность нередко путают с творчеством. Это не синонимы. Под первым имеется в виду особая черта личности, можно даже говорить об особом способе мышления, складе личности и характера человека. Творчество же представляет собой процесс и конечный продукт.

То есть результат реализации этого важного качества личности. Не всегда творчество имеет продуктивный характер, не всегда достигаются конкретные цели. Потому речь идет, в том числе о процессе как таковом. Путаница возникает из-за перевода термина creativity которое как раз и переводится как творчество.

В русском же языке эти термина давно стали различны по значению.

Различия между креативностью и творчество можно представить связкой «потенциал/деятельность».

Интеллект — это другая сторона вопроса. «Creativity» также не является синонимом к слову интеллект. Под интеллектуальными способностями понимают умственные качества, способности реализовать эти качества на практике.

Сюда относят скорость мышления, его продуктивность, гибкость, память, способность анализировать то или иное явление, объект, систематизировать определенные моменты.

Интеллект является важной составной частью, фундаментом для творческой деятельности.

Таким образом, необходимо отграничивать три схожих понятия.

О структуре креативности: из чего состоит неординарное мышление

Какие факторы, влияющие на креативность, существуют? Можно выделить ряд моментов, оказывающих воздействие на развитие творческого начала в детские и взрослые годы, а также фундаментальные качества личности.

В период детства и раннего юношества на формирование способности к творчеству влияют такие моменты:

  • Особенности склада личности

Наибольшим врожденным потенциалом к творческой активности обладают представители меланхоличного типа. После них идут холерики. Далее флегматики и сангвиники. Разумеется, это не значит, что одни лучше других.

Речь идет о сенситивности (восприимчивости), способности эмоционально или интеллектуально оценивать ту или иную ситуацию, модель. В зависимости от темперамента — исследование и постановка задачи, методы достижения конечной цели будут различаться.

Холерики и меланхолики ввиду особенностей нервной деятельности, основываются, в первую очередь, на эмоциональном компоненте, прочие — на умственном. Преимущественно.

  • Воспитательные методы родителей

Воспитание с достаточным балансом контроля и свободы действий является оптимальным методом.

Блокирование самостоятельности, подавление воли ребенка сказывается негативным образом, в том числе и на способностях к творчеству.

Избыточная воля, когда ребенок предоставлен сам себе сказывается идентично, потому, как у молодого человека отсутствует понимание рамок дозволенного и он не представляет каким путем хочет двигаться.

Увлечения — это те сферы активности, которые интересны ребенку. В этот момент речь не идет о выборе средств профессиональной реализации. Главный компонент заключается именно в интересе, готовности самостоятельно, целенаправленно работать в части достижения результатов в выбранной области.

Это может быть как художественная деятельность, музыка, так и решение задач, анализ ситуация (например, исторических) с дальнейшим анализом и глубокими заключениями и прочее. Подобный подход сам по себе является отличным средством развития необходимого качества.

Далее остается только держать нужный темп и поддерживать ум в тонусе, поскольку креативность, как и прочие характеристики, без систематической тренировки начинает ослабевать. Подобно мышце без достаточной физической нагрузки. Но, продолжая аналогию, совсем не обязательно перетруждаться. Достаточно использовать приобретенные умения каждый день на практике.

По мере развития, этот навык органично входит в жизнь ребенка, а затем и взрослого человека. Становится новым образом мышления.

Как ни странно, этот фактор играет огромную роль. В первую очередь речь идет о состоянии церебральных структур. Нормальная работа головного мозга требуется для оптимальной мыслительной деятельности.

Травмы, врожденные нарушения, генетические дефекты, прочие расстройства резко снижают или ставят крест на способностях человека.

Порой даже базовых интеллектуальных возможностях, не говоря о чем-то большем.

С течением времени паттерны (модели) мышления, эмоционально-волевые реакции закрепляются и входят в жизнь человека. При неправильной модели возникают проблемы с постановкой и достижением целей. Приходится переучиваться, устраняя вредные привычки и прививая новые.

У взрослых людей на развитие креативности влияет несколько иная группа факторов:

  • Профессиональная деятельность. Кем работает человек и на какой должности, какие задачи ему приходится решать ежедневно, насколько задействован его мозг. Во многих случаях работа не предполагает какого-либо развития, часто даже и удовлетворения от процесса. Это тормозит развитие способностей, а то и вовсе ставит крест на них.
  • Функционирование вне профессиональной активности. То, чем человек занят в свое свободное время. В отсутствии достаточной умственной нагрузки, как правило, способности к творческой активности существенно снижаются или затухают, пока не станут актуальными и человек вновь не начнет их самостоятельно развивать.
  • Увлечения. Хобби, интересы.
  • Образ жизни в целом.

У взрослых интенсивность мыслительных процессов несколько ниже, чем у детей. Потому развитие может идти медленнее, хотя и не всегда.

Фундаментальные моменты касаются всех лиц вообще, безотносительно возраста и прочих характеристик. Среди таковых:

  • Интеллектуальный компонент

Креативность — это способность к творчеству. Потому интеллектуальная составляющая играет одну из ключевых ролей. Сюда входит группа важных моментов.

Если говорить конкретнее: скорость мышления, гибкость ума, способность переключаться между задачами, возможность выполнять сразу несколько задач (мультизадачность), память, способность к анализу, синтезу, также прочие возможные характеристики. От качества мыслительной деятельности зависит скорость достижения результата.

  • Эмоциональная составляющая

Эмоциональный компонент играет не меньшую роль. В него входят позитивный настрой, готовность трудиться ради самого процесса, даже если результат будет достигнут не с первого раза.

Также способность переносить неудачи без пессимистичного воззрения на ситуацию, эмпатия, способность понимать чувства других и собственные эмоциональные порывы, четко их классифицировать, описывать словами и выражать. Это важный момент.

Воля определяется, как способность самостоятельно ставить цели и двигаться к их достижению, невзирая на возможные трудности.

Включает в себя несколько важных подпунктов: уверенность в себе, настойчивость в достижении конечного результата, самостоятельность и инициативность.

Эти качества складываются в единую картину и могут в определенной степени компенсировать недостаток прочих аспектов. Поскольку упорный труд дает результаты практически всегда, при правильном приложении усилий это неминуемо.

Составляющие креативности присутствуют у всех, так или иначе. У кого-то в большей мере, у кого-то в меньшей, что лишний раз доказывает, что креативность присутствует у каждого.

Это не удел великих, а всего лишь вопрос трудолюбия и кое-каких случайных «подарков судьбы» вроде наследственной склонности мыслить так, а не иначе, чувствовать тоньше других и прочее. Вопрос в выраженности.

В любом случае, есть реальная возможность развития навыка творческого мышления. Все зависит от упорства и готовности работать для получения результатов.

Возрастные аспекты креативности

Согласно исследованиям, большая часть значимых открытий делается людьми молодого возраста, меньшие по значимости исследования принадлежат людям средних лет. К таким выводам специалисты пришли на основе анализа статистики в конце 60-х годов.

Означает ли это, что человек примерно за 30 уже не способен к созидательной, творческой продуктивной деятельности и получению качественного, общепризнанного результата? Разумеется, нет.

В данном случае нужно иметь в виду несколько моментов, касающихся возрастного смещения акцентов творческого потенциала человека, его креативности.

В молодые годы люди склонны в большей мере рисковать, импровизировать. По мере накопления опыта, склонность к экспериментам угасает, становится слабее. Достаточно чуть сместить волевой компонент, чтобы вновь вернуться на уровень «молодого» мышления. Сделать это может быть непросто, особенно в поздние годы. Вопрос индивидуального выбора и готовности, открытости ко всему новому.

В средние годы человек накапливает огромный опыт, однако он же может ему и помешать в определенном случае.

Например, если необходимо решить определенную задачу, человек будет основываться на том, что уже знает, не пытаясь найти новые пути и подходы. У молодых в этом отношении есть преимущество.

Потому лицам в зрелом возрасте необходимо научиться отбрасывать собственные шаблоны и паттерны мышления, смотреть на ситуацию под разными углами.

Возрастные аспекты креативности обуславливаются и волевым компонентом. Молодые люди больше мотивированы. Желают достичь больших результатов, чем лица в более старшие годы. Самостоятельно мотивировать себя можно в любой период, вопрос целесообразности и того, что реально хочется получить.

Потому можно сказать, что утверждения о постепенном снижении «градуса» креативности — не более чем миф. Интеллектуальные способности сохраняются и развиваются на протяжении всей жизни. Как и эмоционально-волевая сфера.

Как проверить собственный уровень креативности? Тестирования и методы самодиагностики

Креативность проявляется в способности решать, казалось бы, тривиальные задачи необычным способом. Также в возможности приходить к новым, оригинальным выводам по темам и определенным вопросам. Проверка таких способностей не может быть простой, сухих вопросов быть не может, поскольку они не оценивают огромный пласт способностей и личностных качеств.

Для диагностики креативности психологи используют ряд специализированных тестов. Тест на креативность мышления Торренса используется наиболее часто. Есть несколько вариаций такового. Основной формой является трехступенчатая проверка.

В первом тесте обследуемому предложена планиметрическая фигура. Овал, нарисованный на листе бумаги. Человек переносит простую форму на цветную бумагу (цвет произвольный, на усмотрение испытуемого).

Вырезает ее. Далее необходимо составить полноценную композицию, дать ей название. Возможен и более простой вариант, фигура дополняется прямо на листе.

Нужно дорисовать недостающие, по мнению обследуемого, составляющие.

Второй тест касается системности мышления. Предоставляется группа картинок. На каждой изображены линии, составляющие определенную последовательность. Задача заключается в дополнении этих последовательностей таким образом, чтобы получился целостный и узнаваемый образ.

В третьем тесте в качестве стимулирующего материала предлагается 30 параллельных вертикальных линий одного размера. Они расположены через равные промежутки. Задача обследуемого — каждую подобную линию использовать для небольшого рисунка. Важно, чтобы рисунки во всех 30 итерациях не повторялись. В противном случае конечный балл будет снижен.

Задания выполняются в строгом или удобном порядке, на усмотрение психолога, проводящего диагностику.

Интерпретация проводится специалистом. В конечном итоге выставляется балл за работу. Исходя из результатов, можно говорить о нескольких уровнях развития креативности:

  • крайне низкий;
  • низкий;
  • несколько ниже нормы;
  • средний (норма);
  • выше нормы;
  • высокий;
  • отличный.

Учитываются не только данные ответы, но и скорость выполнения заданий, уверенность при их выполнении.

Нужно иметь в виду, что неудовлетворительные результаты можно скорректировать, поскольку креативность является развиваемой способностью. Ее можно тренировать. Имеет смысл проделать некоторые упражнения для ее развития.

Методы развития креативности. Какие упражнения и подходы могут оказаться полезными

Техники развития творческой составляющей различны. Существует масса возможных вариантов. Ежедневно рекомендуется выполнять базовый комплекс упражнений:

  1. Ассоциации. Нужно внимательно рассмотреть окружающие объекты, стараясь увидеть в них нечто необычное. Особенно просто проводится данная манипуляция с облаками и образами на воде. На что они похожи? Это упражнение направлено на развитие мышления и воображения.
  2. Вербализация невербального. Для этой методики подойдут предметы искусства. Проще всего проделать упражнение с музыкой. Нужно описать, каким образом представляется композиция самому человеку. Какого она цвета? С чем ассоциируется? Какие эмоции и мысли вызывает?
  3. Рисование. Подойдут методики, которые использовались в тесте Торренса. Также не лишним будет рисовать с нуля, с натуры, по воображению.
  4. Занятия музыкой даже на базовом уровне позволяют добиться хорошего результата.
  5. Мыслительный компонент можно развивать посредством решения логических задач. Как ни странно, мощным инструментом формирования креативного мышления является математика.
  6. Повседневные задачи нужно стремиться решать несколькими способами. Например, во время прогулки, нужно выбирать разные маршруты и т. д.
  7. Общение помогает повысить уровень креативности. Во время беседы нужно стремиться почувствовать собеседника, проанализировать невербальные сигналы. Эмпатия — важная составляющая творческого начала.

Эти простые методы отвечают на вопрос, как развить креативность.

Источник: https://ponervam.ru/kreativnost.html

Креативность как ресурс

Креативность в бизнесе: Креативность, как правило, ассоциируется с миром искусства и

Инфа найдена была когда-то в сети, но ссылки нет.
Прошу прощения у автора.

«Творческие индустрии» — одна из наиболее интересных и широко обсуждаемых инновационных стратегий. Она возникла около 20 лет назад и постепенно распространяется на все большее количество городов и проектов. Описание опыта применения, критика методологического подхода, лежащего в ее основе, и переосмысление результатов идут одновременно.

Количество публикаций как теоретических, так и прикладных (с описаниями «технологических» примеров) нарастает.
В России Михаил Гнедовский обсуждает возможности этой стратегии, а Линда Мосс рассматривает проблемы, связанные с реализацией стратегии «на родине изобретения» — в Англии.

Комбинация слов «творчество» и «индустрия» непривычна, особенно для российского специалиста в области культуры. Это порождает ряд недоразумений, поэтому есть смысл еще раз повторить, о чем, собственно, идет речь, сделав акцент не на самой стратегии, а на ее методических основах, что позволит сравнить «творческие индустрии» с другими подходами и стратегиями развития.

Итак, выделим опорные точки сюжета.
Творчество и креативность
Творчество всегда связывалось с созданием чего-то качественно нового, не существовавшего прежде в любой сфере деятельности: научной, производственной, предпринимательской, художественной, политической. Начиная с Платона творчество понималось как индивидуальный акт прорыва к новым сущностям.

Однако в эпоху Возрождения появился несколько иной, более узкий взгляд на творчество, прежде всего как на художественный акт. Постепенно в массовом сознании творчество все более тесно связывается с искусством, с созданием новых культурных и художественных образцов и отдаляется от прагматической деятельности.

В индустриальную эру для осуществления производственной, коммерческой или любой другой деятельности творчество было необходимо в относительно небольших количествах. Производство товара или услуги требовало исполнителей, совершавших некие действия по уже заданной схеме, и совсем немного людей, меняющих существующие или создающих принципиально новые схемы.

Такое соотношение творчества и воспроизводства соответствовало индустриальной эпохе, ее ценностям, скорости обновления и внедрения инноваций, условиям конкуренции на рынке товаров, услуг, труда, ресурсов.
С 60-х годов прошлого века среда начинает меняться под воздействием новых вызовов — технологических, мировоззренческих, культурных.

А с 80-х годов существенно меняется и соотношение творческих и рутинных компонентов в создании любого продукта, включая, например, спорт высоких достижений (футбол, баскетбол, теннис).

Наступает постиндустриальная эра, возникает общество потребления, мультимедийный мир (знаменитая маклюэновская формула того времени: «коммуникации правят миром»), постмодернистская философия, концептуальное искусство, высокие технологии, транснациональные сетевые организации.

На смену творчеству приходит креативность — способность субъекта создавать не столько новые продукты, сколько новые схемы или алгоритмы для создания этих продуктов, а также схемы и алгоритмы для создания самих новых схем и алгоритмов.

Оппозицией креативности служит репродуктивность — работа по заданному шаблону или схеме, будь то кустарное производство «Ерофеича» по традиционному рецепту (возьми ведро очищенной водки, добавь 1 фунт английской мяты, 1 фунт анису, вынеси все это на 12 суток в теплые сени и т.д.) или инвестиционный проект, сработанный высоколобым выпускником Гарварда по компьютерному шаблону.

Начиная с 60-х годов креативность становится необходимым компонентом любой деятельности, поскольку сама деятельность выходит на все более сложный социальный и технологический уровень. Соотношение креативных и репродуктивных компонентов деятельности смещается в сторону первых.

Теперь «гении» уже нужны в пропорции, условно говоря, не один к тысяче, а один к десяти, в некоторых видах деятельности и один к одному, максимум к двум. Где же взять столько гениев? К счастью, нужны не гении в традиционном понимании, а креативные люди, умеющие созидать новые продукты, о которых шла речь выше. Более того, оказалось, что креативность в человеке можно развивать, ей можно обучать.

Таким образом, стратегии творческих (или креативных) индустрий базируются на социальном и технологическом феномене увеличения количества творческих людей, необходимых для успешной и эффективной деятельности в любой сфере, что позволяет значительно быстрее реагировать на нужды рынка, легче осваивать новые реальности, приспосабливаться к ним и созидать принципиально новые продукты, которые будут востребованы не только сегодня, но завтра и послезавтра. Кроме того, этот подход основывается на признании факта, что творчество может быть не только «высоким», но «средним» или даже «низким». Это похоже на известную с советских времен формулу — «низковысокохудожественное произведение»[1].
Творческие индустрии и многообразие деятельности
Сращение и взаимопроникновение производственной, предпринимательской и художественной деятельности связано с несколькими причинами.
Во-первых, появились такие специфические «промежуточные» сферы деятельности, как мода, создание медийных продуктов, реклама, финансовые проекты, в которых все традиционные «отраслевые» границы размыты.
Во-вторых, в предпринимательской деятельности появляются «творческие» компоненты: опора не только на расчет и статистику, но и на интуицию; свободный график работы, позволяющий людям работать в то время, которое им кажется наиболее продуктивным; «образное» моделирование, визуализация и другие творческие приемы планирования и управления деятельностью. И наоборот, неотъемлемой частью художественной деятельности становятся элементы производства и предпринимательства, такие как планирование творческих достижений, маркетинг и реклама, экономические соображения как элемент принятия творческих решений, бухгалтерские навыки и пр.
В-третьих, происходит невиданное расширение объемов деятельности, занимающей промежуточное положение между предпринимательством и искусством, производством и культурой. Ярким примером может служить книгоиздание, ставшее сегодня супериндустрией. В нее вовлечены миллионы людей, производящие и покупающие миллиарды единиц продукции. Очевидно, что это производство вбирает в себя огромную часть креативной энергии.
Другой пример — туризм, который за последние десятилетия из удела богатых и праздных людей превратился в массовое явление. В туристический оборот вовлечено огромное количество исторических и культурных ценностей, природные достопримечательности, сувениры и ремесла, концертная деятельность. Современная туристическая индустрия — это высокотехнологичный многокомпонентный процесс, в котором заняты тысячи операторов, производителей услуг, посредников. Все это завязано на гигантские производства, транспортные компании, финансы и банки, недвижимость.
Творчество сохраняется внутри этих высокотехнологичных систем в отдельных их частях и элементах, оно «вживляется» в них в виде произведений искусства, памятников истории и культуры, рекламы и оформления интерьеров, музыкальных концертов и спектаклей. Появляется потребность в огромном количестве «средней» креативности, которая заполняет многочисленные технологические разрывы в сложнейших разнохарактерных процессах.
Возникает новый симбиоз технологии, рациональной репродуктивной деятельности и творчества. При этом целостность конструкции задается и удерживается благодаря высокой доле креативности, огромному (по сравнению с предыдущим индустриальным периодом) вкладу творческих людей.
Креативность как фактор развития городов и городской среды
Осознание новой роли творчества в предпринимательстве привело к возникновению гипотез о том, что креативность может стать существенным фактором развития городов.
Одно из направлений, исследующих эту область, связано с именем американского экономиста, профессора Ричарда Флориды. По мнению Флориды и его коллег, начиная с 80-х годов возникла новая социальная группа, играющая большую роль в экономике и культуре городов — «креативный класс». Флорида пытается доказать, что там, где создается благоприятная среда для проживания творческих людей, начинают развиваться секторы экономики, связанные с новыми технологиями, что приводит к невиданному экономическому росту[2]. При этом считается, что креативные люди предпочитают жить в открытой, неконсервативной среде. Подобные качества городской среды, привлекающие креативных людей, характери зуются так называемым индексом толерантности, который измеряется количеством в городе гомосексуалистов, представителей художественной богемы и эмигрантов. Там, где этот индекс высокий, концентрация креативных людей увеличивается, успешно развиваются высокотехнологичные сектора деятельности и, соответственно, растут показатели местной экономики и благосостояния.
Однако не все так просто. Довольно серьезная критика в адрес Флориды сводится к тому, что на уровне количественных показателей такие связи обнаруживаются редко или не обнаруживаются вообще. Кроме того, злые языки утверждают, что Флорида меняет местами телегу с лошадью: креативные люди стягиваются в места, где развит сектор высоких технологий, а не наоборот, и гомосексуалисты здесь ни при чем.
Как бы то ни было, одно остается неоспоримым — креативность как фактор социальной организации позитивно влияет на качество городской среды и экономику города. Экономический рост и повышение уровня благосостояния в рассматриваемых Флоридой европейских и американских городах происходил не за счет развития промышленности, а благодаря совершенно иным видам деятельности — медийному производству, деятельности в сфере финансов, связи, транспорта, развитию производств, ориентированных на культуру.
Представители второго направления исходят из того, что креативную деятельность можно развивать и стимулировать, с тем чтобы возник массовый поток экономических субъектов, которые, во-первых, приспособлены к постоянно и быстро меняющимся условиям рынка, во-вторых, в совокупности могут обеспечить эффективное функционирование экономики города, в-третьих, способны создавать новые стили жизни.
В индустриальную эпоху экономической базой городов были крупные промышленные предприятия. В постиндустриальной экономике крупное промышленное производство уходит из большинства городов. На его место приходят новые производства и иные виды деятельности, позволяющие существенно сократить затраты (финансовые, людские, энергетические), повысить доход на единицу затраченных ресурсов и вписаться в строгое экологическое законодательство[3]. Именно этот процесс и был подхвачен и, в какой-то степени, сформирован стратегией «творческих индустрий», развитие которой во многом связанно с именем Чарльза Лэндри.
Отметим основные черты этого процесса:

  1. Творческие стратегии могут реализоваться только в обществе с безусловными приоритетами инновации, динамизма и обновления. В виде максимы эту идею можно сформулировать так: «динамизм важнее тематизма». Иными словами, неважно, на базе какой деятельности возникают новые экономические субъекты, важно, чтобы их было много и они могли постоянно изменяться, приспосабливаясь к новым запросам и условиям. То есть речь идет об обществе, где большинство людей готовы меняться сами и менять методы своей работы и предпочитают ориентироваться на инновации и будущее, а не на традицию и прошлое.
  2. Повышение креативности, творческого начала направлено не только на самовыражение и создание художественных ценностей, но, прежде всего, на борьбу за достойную жизнь. По существу, речь идет о создании на месте крупных промышленных производств множества предприятий «малого и среднего бизнеса». Первое, что осваивают предприниматели,— это торговля, мелкие предприятия бытовых услуг, рестораны и бары, доступные для семейного бизнеса. Затем они переходят на более высокий уровень организации и поддержания деятельности — строительство, крупные торговые и сервисные предприятия, для которых необходимо большое количество наемных работников и дорогостоящее оборудование. После чего наступает насыщение, рынок уже не принимает новых предпринимателей. Начинаются проблемы. Найти свободную нишу, придумать нечто новое оказывается чрезвычайно трудно. Вот здесь-то и возникает потребность в экспертах и консультантах, которые помогают людям сформулировать новые оригинальные идеи, превратить их в проекты, которые затем реализуются на практике. Творчество как бы уходит из сферы «высокого» в повседневную жизнь, в придумывание и развитие самых разнообразных проектов, способных стать основой доходной деятельности, будь то нетрадиционные виды торговли или консалтинга, создание игр для компьютеров и мобильных телефонов, музыкальных заставок, рекламы на чашках, майках и авторучках и т.п. Хотелось бы подчеркнуть, что развитие творческих индустрий в форме малого бизнеса — не догма. Они могут развиваться в любой другой организационно-правовой форме.
  3. Государство и общество в целом настроены на поддержку творческого предпринимательства. Речь идет, прежде всего, о финансовой поддержке со стороны государства, международных организаций, частных и корпоративных благотворительных фондов.
    Например, успешнейший английский Хаддерсфилд с населением примерно 145 тыс. жителей, не имеющий даже статуса города (он входит в состав местного самоуправления муниципального района Кёрклис), был выбран из 500 участников конкурса Еврокомиссии на получение статуса «пилотного городского проекта». В 1995 году Хаддерсфилд получил 3 млн экю на реализацию программы «Инициатива: творческий город». В 1999 году он получил еще 15 млн фунтов стерлингов в виде гранта от местных властей Кёрклиса (в свою очередь, получивших правительственный грант). Всего же с 1999 по 2005 год из разных источников в программы Хаддерсфилда привлечено грантов и инвестиций на сумму 71 млн фунтов стерлингов. Большая часть этих денег пошла на поддержку местных предприятий и развитие малого бизнеса.
    Есть и другие механизмы поддержки инициатив: «теплицы», «инкубаторы», институт советников и консультантов для начинающих бизнесменов (сетевой организационной структуры, позволяющей предпринимателям выстраивать горизонтальные связи), предоставление предпринимателям офисов и мастерских на льготных условиях, презентационная поддержка программ и их участников и, наконец, создание агентств по продвижению продуктов и услуг на рынок.
    Потенциал творческих индустрий в современной России
    Проведенный методологический анализ содержания и условий реализации стратегии «творческих индустрий» показывает сферы и места ее эффективного применения. К сожалению, в отличие от Михаила Гнедовского, я более пессимистично смотрю на возможности реализации этого подхода в российских городах. Используя фразеологию отечественных экономистов, можно сказать, что прорыва творческих индустрий в сегодняшней России следует ожидать не в «региональ ном», а в «отраслевом» разрезе. Скорее всего, это будет сфера образования, где креативные методы освоения знаний будут занимать все большее место, и сфера культуры, в которой творческое начало будет дополняться «индустриальными» компонентами — новыми технологиями, широким использованием предпринимательских методов для сбыта «продукции» (картин, спектаклей, мультимедийных произведений).
    Сегодня стратегия «творческих индустрий» вряд ли способна изменить экономическую основу развития и функционирования российских городов. Тому есть несколько причин, на которых есть смысл остановиться подробнее, с учетом статьи Линды Мосс.
    Во-первых, большая часть населения и администрация городов, включая менеджеров среднего звена, не считает инновацию и динамику основной ценностью современной жизни. А без изменения стереотипов сознания нечего и думать о массовом проникновении креативности в предпринимательские «поры» и ее влиянии на экономику места в целом.
    Во-вторых, было бы преувеличением утверждать, что экономика крупнейших городов (таких как Манчестер и Глазго, Сиэтл, Монреаль и Ванкувер, Амстердам и Вена) была преобразована за счет творческих индустрий. Во всех этих местах идет сложнейший процесс технологического и финансового обновления. Конечно, важную роль в этом процессе играют творческие люди, те, кого Флорида называет «креативным классом». Однако их вклад в экономику крупнейших городов заключается в развитии национальных и транснациональных компаний, построении сетей со сложнейшими технологическими и финансовыми схемами. Это масштаб города-гиганта, определяющий суть его экономики. Творческие же индустрии, как основная стратегия развития городской экономики, наиболее эффективны в средних и малых городах с населением до 150-200 тыс. человек.
    В-третьих, очень много средних и малых российских городов существуют за счет промышленных, энергетических или транспортных предприятий. Их экономика еще не стала постиндустриальной. В этих городах доминирует население «индустриального» типа, большая часть которого занята в промышленности. Это население отличается нехваткой образования, инертностью, отсутствием навыков выживания и обучения в рыночных условиях. В таких городах нет социальной базы для массового развития творческих индустрий, которые могли бы конкурировать с индустриальной составляющей.
    В-четвертых, в России нет той гигантской поддержки малого предпринимательства, которая существует в Европе. Практически нет фондов, дающих гранты на развитие малого бизнеса, нет продуманной образовательной и технической поддержки предпринимательства. Кстати, в Мюнхене, городе, плохо приспособленном для творческих индустрий, но сделавшем ставку на создание новых рабочих мест, действуют 14 бизнес-инкубаторов и большое количество остроумных муниципальных программ поддержки начинающих предпринимателей и «проблемных» групп населения (инвалидов, эмигрантов с плохим знанием языка, людей с криминальным прошлым). В России поддержка предпринимательства вроде бы есть, но по объему и качеству она носит, мягко говоря, декоративный характер.
    В этой ситуации «творческие» стратегии повисают в воздухе, не получают продолжения в кропотливой, повседневной работе. Сколько мы с коллегами проводили проектных семинаров в разных городах и регионах, сколько было придумано оригинальных творческих проектов и бизнес-идей в области культуры, туризма, образования и здравоохранения. Однако очень немногие превратились в доходные предприятия.
    Процитируем Фила Вуда, одного из авторов проекта развития Хаддерсфилда: «Творческие идеи хороши, но ими нельзя оплатить счета. Как убедиться, что у людей появилась возможность проверить свои идеи и реализовать их на практике? Какая поддержка — деньги, советы, оборудование — может им потребоваться? И что произойдет, если они потерпят неудачу и должны будут попробовать еще раз?» К величайшему сожалению, в подавляющем большинстве случаев мы получили ответ на эти вопросы: без внушительной финансовой и технической поддержки творческие инициативы угасали. Видимо, здесь нужны иные технологии и стратегии городского развития.
    В-пятых, у нас очень слабым звеном является управленческая технология развития города, во многом ориентированная на закрытый характер принятия решений. На этом фоне особенно интересно то, что пишет Линда Мосс об ошибках государственных институций при принятии решений о строительстве и развитии крупных культурных объектов, главной из которых является несоответствие программы объекта месту его размещения. У нас этого уровня обсуждения и понимания и близко нет. При инвестировании в строительство или реконструкцию объектов наши управленцы вообще не склонны принимать в расчет место размещения нового объекта или расположение уже существующего. Ни местная власть, ни сами собственники пока не владеют рыночными инструментами, которые позволяют эффективно использовать «упавшую» недвижимость (старые фабричные и заводские здания и пр.). А без этого трудно представить себе создание в городах культурных кластеров, многофункциональных предпринимательских и культурных пространств, столь нужных для создания нового качества городской среды. В этом смысле очень интересна статья Линды Мосс. И хотя речь в ней идет об английских проблемах, но для нас могут быть очень полезны содержание и уровень ее аргументации.
    Итогом вышесказанного может служить известная история о лягушке, которая выбралась из жбана с молоком, взбив его в масло. Творческие индустрии как один из важных инструментов постиндустриальной эпохи должны найти поддержку в российской действительности. Вместе с тем, эта стратегия должна применяться как главная только в тех местах, где есть соответствующие условия. Представляется, что творческие индустрии на данном этапе становления нашего общества должны быть направлены на развитие потенциала личности — предпринимателя, художника, менеджера, их умений, инициативы, психологической готовности работать в быстро меняющихся условиях рынка.
    ________________________________________

[1] В этой формулировке нет и тени шизофрении — это всего лишь отсылка к «нужной» позиции в расценках Худфонда для расчета гонораров.

[2] Richard Florida and Gary Gates, «Technology and Tolerance: The Importance of Diversity to High-Technology Growth». Center on Urban & Metropolitan Policy, The Brookings Institution, June 2001.

[3] Среди них значительное место занимают фирмы, связанные с туристическим бизнесом, медийно-развлекательной деятельностью, финансовым и техническим консалтингом, дизайном, предоставлением услуг и товаров, связанных с культурой, а также фирмы и индивидуалы, создающие произведения искусства и т.п.

Источник: https://Professionali.ru/Soobschestva/art_biznes/kreativnost_kak_resurs/

Особенности креативного мышления в бизнесе

Креативность в бизнесе: Креативность, как правило, ассоциируется с миром искусства и

Антон Бахарев

Новинка МИФа — книга «Создайте личный бренд» — о том, как разбудить свои творческие способности, чтобы придумывать бизнес-идеи. Рассмотрим 10 особенностей креативного мышления.

1.Креативное мышление очень социально

Как в области искусства, так и в сфере бизнеса человек может придумать замечательную идею сам. Однако креативность, особенно в бизнесе, всегда требует взаимодействия с другими людьми. Реализация идеи в большинстве случаев потребует сотрудничества, и не просто с кем-нибудь. Вам нужны люди, которые думают так же, как вы: обладают тем же умом, воображением и в особенности мотивацией.

Но для того чтобы разговор был плодотворным, а идея успешно реализовалась, они должны играть другие роли и иметь другую подготовку. Идеи существуют для того, чтобы их обсуждали и оспаривали, особенно в небольших группах.

Не имеет смысла сидеть дома в одиночестве и ходить по кругу.

Вам нужны люди, с которыми вы могли бы обсудить ваши идеи, люди, которые покажут вам все в другом ракурсе, которые хотят сотрудничать и объединять усилия и способности.

2. Для креативного мышления нужно правильное пространство

Правильное окружение способствует креативности. Оно должно подпитывать вашу душу. Только вы можете решить, где это место. Подумайте, например, о вашем домашнем офисе, месте, где вам комфортно наедине с вашими книгами, вашим любимым креслом, вашей музыкой и где достаточно места для ваших заметок с идеями.

Хорошие компании создают для сотрудников креативное пространство, в котором комфортно находиться.

Иногда люди путешествуют или переезжают в креативные города, например в Лондон, Шанхай, Амстердам, Буэнос-Айрес, и таким образом они ищут то, что Ричард Флорида в своей книге Cities and the Creative Class назвал местом, где ты находишь «хороший воздух, связи, мощности для исследования, инвестиции венчурного капитала и целое созвездие различных производителей», которые взращивают креативный класс и его представителей.

3. Для креативного мышления нужно время

Многие люди разделяют убеждение Кельвина (героя мультика «Кельвин и Хоббс»): «Ты не можешь просто включить креативность. Нужно быть в правильном настроении. Что это за настроение? Паника последней минуты!»

Некоторые виды давления и паника последней минуты иногда могут помочь, но поиск решений «требует времени».

Креативность не работает с девяти до пяти.

Идеи приходят и уходят, и нужно время, чтобы посидеть и подумать. Время наедине. Время, чтобы поиграть. Время, чтобы поэкспериментировать. Время, чтобы почитать. Время, чтобы подумать. Время, чтобы поговорить с другими. Идея — это нечто живое, ей нужно вырасти, и это подразумевает, что вы потратите на это время.

Google, например, подстегивает креативность: сотрудники компании тратят до 20% рабочего времени на проекты по собственному выбору.

4. Для креативного мышления нужно разнообразие

Многие компании до сих пор сохраняют странную привычку выбирать для работы кандидатов с одинаковыми резюме, то же самое происходит в бизнес-школах и школах дизайна. Чего вы ожидаете от группы одинаковых людей? Одинаковых ответов.

Поэтому разнообразие — основа креативности. Нужно видеть скрытые в разнообразии возможности. Мультикультурализм — это ответ, а не проблема. Команды, участники которых принадлежат к разным культурам, при условии правильного управления обладают наибольшим потенциалом создания и внедрения инноваций, при этом в таких группах гораздо выше обучаемость и, кстати, больше веселья.

5. Креативное мышления требует разноплановых ресурсов

Наблюдение, исследование и визуализация — важные навыки. Собирайте статьи, объявления, картинки, предметы, фильмы, музыку, частички и кусочки повседневной жизни. Читайте разные газеты и журналы по дизайну. Посетите музей истории или дизайна, что вам больше нравится.

Станьте детективом в области дизайна — заходите в магазины по всему миру. Это будет тот материал, который позволит вам создать доску настроения. «Доска настроения» — это наглядная иллюстрация, инструмент, позволяющий изобразить атмосферу или ощущение, которое вызывает идея.

Это помогает вдохновить вас и вашу команду и задать импульс.

6. Креативное мышление включает три этапа

Это основной процесс и базовая цепочка создания ценности для новых идей. Сначала в вашем сознании, потом — на бумаге или на цифровых носителях, и наконец — в реальности. Вам нужно уметь создавать проект, представлять его себе и оценивать.

Как вы оцениваете? Положите на стол перед собой три разных продукта. Как они воздействуют на пять ваших основных чувств? Положительно или отрицательно? Спросите себя почему. Определите критерии, помните о цели и всегда думайте о потребителе.

Оценивайте.

7. Креативное мышление означает множество идей

Идея — это не одиночное явление. Важно иметь много идей. Сначала количество, потом качество, пытаемся отфильтровать ненужное, чтобы найти правильную идею. Запишите идеи на стикерах и приклейте на стены. Если идея задерживается у вас в мыслях дольше, чем на несколько недель, значит, в ней что-то есть. Следуйте своим инстинктам.

8. Креативному мышлению нужны стимулы

Стимулы могут принадлежать к разным областям: это могут быть другие формы искусства, беседы, исследования, чтение, опыт. Помните, что разочарование тоже может вдохновлять.

Как часто вы расстраивались из-за товаров или услуг? Почему бы не усовершенствовать их вместо того, чтобы винить производителя? Придайте своему раздражению правильное направление.

Попробуйте усовершенствовать продукт, который вам не нравится, сделайте набросок и отправьте его производителю.

9. Креативное мышление нужно защищать

Самые творческие люди работают как креативные предприниматели, они сами себе начальники по большей части потому, что любят свободу.

Как человеку, который живет за счет создания творческих идей, имеющих экономическую ценность, вам следует разбираться в правовых вопросах.

Можно узнать больше об интеллектуальной собственности в интернете, есть также справочники по интеллектуальной собственности, в которых описаны наиболее общие ее виды, указаны ваши права и обозначено, где и как вы можете их защитить.

10. Анализируйте цепочки создания ценности креативных продуктов

Один из ключевых методов анализа модели креативного бизнеса — это анализ цепочки создания ценности. Он помогает понять последовательность добавления стоимости вашей идее, продукту или услуге. От (a) создания первоначальной идеи к (б) производству и воспроизводству, затем к (в) маркетингу и сбыту, до той стадии, на которой клиент (г) потребляет ваш продукт.

Например, съемки фильма — процесс с самой сложной цепочкой создания стоимости, которая только может быть. Он сложен из-за сроков, стоимости и организации взаимодействия множества людей на всех четырех ступенях создания ценностной цепочки.

Эта цепочка начинается со сценариста, потом идет выпускающая компания, далее — режиссер, маркетинг и выпуск фильма в прокат в кинотеатрах, на телевидении, на DVD и т. д.

Гораздо проще, когда вы как графический дизайнер разрабатываете корпоративный стиль для стартапа и работаете напрямую с владельцем или продаете свои фотографии через собственный сайт клиентам без каких-либо посредников.

Подготовлено по материалам книги «Создайте личный бренд».

Картинки в посте: источник.

Источник: https://biz.mann-ivanov-ferber.ru/2018/03/24/osobennosti-kreativnogo-myshleniya-v-biznese/

Креативное мышление в бизнесе | Rusbase

Креативность в бизнесе: Креативность, как правило, ассоциируется с миром искусства и

Как «работает» креативность и как развить в себе творческую составляющую

Креативное мышление в бизнесе Ксения Дементьева Общее определение креативности включает в себя творческое начало, инновации, способность создавать нечто новое, поиск нестандартных решений, необычный взгляд на привычные вещи. Все вышеперечисленное пойдет на пользу любой сфере жизни. Бизнес — не исключение. Какие виды креативности и творческой активности наиболее важны для предпринимателей? Существует такое в корне неверное мнение, что креативностью и изобретательностью наделен очень небольшой процент жителей планеты, что создать нечто новое (не важно, в искусстве, в науке или в бизнесе) могут только немногие избранные. Множество исследователей приводили ряд доказательств того, что креативностью наделен абсолютно каждый — вопрос в том, развита ли она. Разумеется, на развитие творческих способностей влияет (другое дело — положительно или отрицательно) образовательная система, но учиться креативности можно и самостоятельно. Да, творческому мышлению действительно можно научиться. Но для начала стоит запомнить: гениальные идеи и решения не приходят в голову сами собой. Сколько бы ни говорили о важности моментов озарения, ученые сходятся во мнении: креативность всего только на 5-10% складывается из «искры» и вдохновения. Остальные 95-90%, как это ни прозаично, складываются из проработки идеи, исследований и прочего тяжелого труда.

Два типа творческой активности

По мнению нейробиолога из Американского Университета Бейрута Арне Дитрих, можно выделить два типа творческой активности, подходящих для разных целей. Первый — это творчество «снизу вверх», классический пример озарения. В самый неожиданный момент подсознание связывает разрозненные явления и выдает креативную идею (естественно, не «из воздуха» и не на пустом месте). Такой тип активности лучше всего подходит для одиночной работы (и ее любителей), а не для мозгового штурма, потому что для работы в группе характерно определенное давление. Если компании хотят культивировать этот тип творчества, то они нанимают целеустремленных людей с высоким уровнем мотивации и самоорганизации, позволяя им работать там, где они хотят, и когда они этого хотят. Например, Google нанимает таких специалистов, которые могут работать поодиночке. Да, это достаточно рискованно, но результатом являются неожиданные креативные продукты — такие, как Google Glasses. Чтобы активизировать творческие процессы у сотрудников этого типа, компании создают, например, нестандартные конференц-залы и площадки для встреч, рабочие зоны с диванами, строят на территории офиса баскетбольные площадки, ставят столики для пинг-понга.

Второй тип творчества, который выделяет Арне Дитрих, гораздо более «преднамеренный» — она называет его творчеством «сверху вниз». Эта творческая активность базируется на более логическом подходе к вопросам.

В отличие от первого вида творческой работы, который подразумевает спонтанный поток разнообразных идей без обсуждения, здесь идеи идут действительно сверху вниз: образно говоря, вы думаете о том, что вам уже давно известно, оценивая жизнеспособность каждой идеи.

Это более устойчивый подход, он чрезвычайно эффективен, если надо решить проблему сознательно. Данный тип творчества процветает в контексте мозгового штурма и обсуждения. Вместо того чтобы пропускать через себя все идеи (даже самые неожиданные и странные), мозг сосредоточен на тех идеях, которые могут работать.

Конечная цель в этом случае уже ясна — совместные усилия направлены на то, как этой цели достичь. «Мыслители могут подать гениальную идею, но не всегда могут ее реализовать, поэтому важны оба типа творчества», — приводит слова Дитрих портал Entrepreneur.

Метод мелких ставок

Об одном из методов того, как научиться нестандартно мыслить, как развить в себе креативный подход к решению проблем, рассказал в своей работе «Мелкие ставки» Питер Симс. Суть его метода (так называемого «метода мелких ставок») в том, что к каждой великой идее (и ее блистательному воплощению) ведет ряд «пилотных проектов», небольших экспериментов. Из них складывается нечто большое, в ходе работы над маленькими исследованиями возникают те самые великие мысли — именно в ходе работы, воплощения чего-то маленького в жизнь, а не в процессе пространных, оторванных от реальных действий размышлений. Кроме того, мелкие ставки дают право на ошибки и неточности — вернее, минимизируют их последствия. И не только — метод учит воспринимать провал не как знак, что нужно остановиться, а как важный опыт на пути к открытию. Какие компании и продукты, без которых современная жизнь была бы другой, во многом выросли из мелких ставок? Идол в мире кофе Starbucks. Amazon. Google — и ее Pagerank и Adwords.

Эмпирическая креативность

Если говорить о других видах творческого мышления, особенно полезных в бизнесе, стоит назвать эмпирическую креативность. Что это такое? Вспомним известных лидеров-инноваторов, которым предписывали едва ли не дар предвидеть будущее: Билл Гейтс, Стив Джобс… На самом деле, их «предвидение» не приходило из ниоткуда: провидческие способности базировались на тщательном и методичном изучении фантастически огромного объема данных в определенной области. И на умении сделать из накопленных знаний ряд выводов, которые можно ошибочно принять за предвидение. На самом деле, тот самый «aha! moment», большая креативная идея стала результатом масштабной предварительной работы.

С эмпирической креативностью у крупных компаний связан метод (очень похожий, к слову, на мелкие ставки), который известный писатель и исследователь Джим Коллинз назвал «сначала пули, потом ядра». Мелкие ставки подразумевают, что серия мелких дел и размышлений «в одном направлении» выльется во что-то великое.

Метод «пуль и ядер» можно сравнить, скорее, с методом зондирования почвы: из ряда хороших идей выбрать ту, которая вызовет отклик и резонанс, станет великой. Но самое важное — нельзя сразу бросать все ресурсы на «непристрелянную» идею. Сначала нужно, чтобы сработала «пуля» — небольшой эксперимент.

Если это произошло, то от «ядра» (которое подразумевает масштабные финансовые, интеллектуальные и прочие вложения) можно будет получить максимальный эффект.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Источник: https://rb.ru/article/kreativnoe-myshlenie-v-biznese/7131917.html

Scicenter1
Добавить комментарий