Крест Маршалла: Об этой проблеме мы уже писали в предыдущей главе. Спрос на конечную

Крест Маршалла: точка равновесия, спрос и предложение

Крест Маршалла:  Об этой проблеме мы уже писали в предыдущей главе. Спрос на конечную

В современном обществе не обойтись без знания основ экономики. А что они собой представляют? В основе экономики спрос и предложение – так называемый Крест Маршалла. И он является своеобразным гербом данной науки. Поэтому остановимся на нем подробнее.

Альфред Маршалл: краткая биография и учение

Будущий известный экономист родился в семье банковского служащего в Лондоне. Учился в Оксфорде, а потом в Кембридже. После окончания университета Маршалл работал преподавателем.

В 1885 году он стал деканом кафедры политической экономии в Кембридже. Альфред Маршалл всегда являлся сторонником свободной конкуренции в рыночных отношениях.

На его взгляды оказали влияние представители классического направления и маржинализма.

Основной заслугой Маршалла является то, что ему удалось разработать экономическую теорию как целостную общественную науку. Еще при жизни ученый издал шеститомник «Принципы экономикс», который до сих пор считается классической работой в данной области.

Маршалл не принимал участия в споре между сторонниками применения математических методов в экономической науке и последователями «чистой» науки. Однако можно отметить, что в «Принципах экономикс» вся аргументация дается только в вербальной форме, а все модели и уравнения вынесены в приложения.

Особое место в учении экономиста занимает теория предложения, спроса, а также равновесия на рынке. Последнюю и называют Крестом Маршалла.

Сегодня даже школьнику, едва начавшему изучать экономику, ясно, что цена устанавливается на основе спроса и предложения. Крест Маршалла – график, который практически невозможно не запомнить. Он прост и схематичен, две кривые встречаются в точке. Получается «крест», или «ножницы», с помощью которых легко объяснить процесс установления равновесия на рынке.

Однако еще немногим более ста лет назад это не казалось таким очевидным. Первым равновесие на рынке между спросом и предложением как раз и изобразил Маршалл. Он корректно объяснил наклоны кривых и то, как они взаимодействуют. Крест Маршалла в экономике совершил настоящую революцию.

Рыночная цена и равновесный объем на сегодняшний день имеются в лексиконе даже простых обывателей. И они находятся в центре любой теории. Ученый сделал многое для развития экономической науки.

Однако его наследие можно разделить на четыре направления: спрос, предложение, рыночное равновесие и распределение доходов. Начнем с первого.

Теория спроса

Маршалл строит ее на двух подходах. Это рост цены и насыщение потребительского спроса. Они позволяют за субъективным поведением потребителей увидеть объективную и конструктивную логику.

Также Маршалл отделил совокупный спрос от индивидуального. Кроме того, он разработал концепцию «ценовой эластичности». Причем Маршалл давал достаточно современное толкование данного понятия.

Он дал математическое обоснование обозначению спроса как эластичного.

Кроме этого, ученый обратил внимание на положение точки равновесия в Кресте Маршалла в зависимости от продолжительности рассматриваемого периода времени.

Экономист говорил о том, что чем он короче, тем больше влияет спрос, а чем длиннее, тем больше влияет предложение, то есть издержки производства. Именно Маршалл ввел понятие «потребительского излишка», которое потом получило развитие в теории благосостояния.

Оно представляет собой разницу между ценой, которую потребитель готов заплатить за продукт, и его фактической стоимостью.

О предложении

Крест Маршалла отображает поведение не только потребителей, но и производителей. В теории предложения Маршалл отделял денежные издержки производства от фактических. Первые – это плата за ресурсы. Вторые – издержки на все, что используется в производственном процессе, независимо от того, было ли оно куплено за деньги или является собственностью предприятия.

Заострил внимание Маршалл и на увеличении и уменьшении отдачи от факторов в условиях расширения масштабов. Он разделял понятия постоянных, предельных и общих издержек производства. В теории предложения Маршалл также ввел временной фактор. В частности, он доказывал, что в долгосрочном периоде постоянные издержки становятся переменными.

О рыночном равновесии

В центре данной теории ученого – Крест Маршалла. Он обосновал цену как регулятор рынка. Маршалл рассматривал ее наравне с такими силами, как спрос и предложение. Ввел ученый и понятие равновесного объема, то есть такого количества продукта, который удовлетворяет и потребителей, и производителей.

Маршалл утверждал, что в условиях свободной конкуренции, если рыночная цена начинает превышать равновесную, спрос падает, а это приводит к падению стоимости. Также он проанализировал влияние территориального и временного факторов. Маршалл подчеркивал необходимость отделения черт кратко- и долгосрочного периодов.

Он подчеркивал, что в первом регулятором выступает спрос, во втором – предложение.

Источник: https://FB.ru/article/318959/krest-marshalla-tochka-ravnovesiya-spros-i-predlojenie

Маршаллианский крест

Крест Маршалла:  Об этой проблеме мы уже писали в предыдущей главе. Спрос на конечную

Пересечение нормальной (что понимается под термином «нормальный» вскоре будет разъяснено) кривой спроса и предложения, указывает на нормальную (равновесную) цену и объем сбыта товара на рынке в течение некоторого времени.

Конечно, в какие-то моменты времени внутри рассматриваемого периода цена может быть несколько выше или чуть ниже, однако она будет колебаться вокруг своего нормального уровня.

Маршал называет такое равновесие устойчивым — цена при некотором отклонении от своего равновесного уровня будет стремиться вернуться в прежнее положение, подобное маятнику, осуществляющему колебания около своей низшей точки (см. Книга V, глава III).

Но всегда нужно помнить следующее: «шкалы спроса и предложения не остаются одинаково неизменными в течение длительного времени, они постоянно подвергаются колебаниям, а каждое изменение нарушает равновесное количество и равновесную цену и, таким образом, придает новое положение центрам, вокруг которых объем продукции и цена имеют тенденцию совершать свои колебания» (там же). По этой причине он уделяет огромное внимание фактору времени в отношениях спроса и предложения.

Маршал выделяет четыре периода, каждый из которых имеет свои шкалы нормального спроса и предложения, равновесный уровень цены и объем сбыта.

a) Очень короткий период. Это, как правило, один день. В этом временном интервале предложение товара, по сути, заранее предопределено — нет никакой возможности столь быстро доставить на рынок новые партии продукта.

Шкала предложения представляет собою различные оценки отдельных продавцов относительно возможности сбыть имеющийся у них на руках товар в сложившейся рыночной конъюнктуре.

А ввиду гипотезы о наличии необходимой осведомленности каждого участника торгов относительно состояния дела на всем рынке, сделки в течение дня будут проходить вблизи равновесной цены, а в конце дня — по данной (равновесной) цене. Такое равновесие нормального спроса и предложения Маршал называет внутридневным или временным.

b) Короткий период. Продолжительность его обыкновенно несколько лет. В этом периоде, как и в двух последующих, производство товара может быть существенно расширенно или, напротив, ограничено.

Шкала предложения представляет собою перечень минимальных цен, необходимых для того, чтобы определенное количество товара было произведено и доставлено на рынок. Он соответствует издержкам производства соответствующего объема продукции.

Причем издержки включают в себя все виды затрат (расходы на оплату труда, покупку сырья, амортизацию, плюс нормальную прибыль на инвестирование капитала).

c) Долгий период. Он, как правило, охватывает уже гораздо большее время (5 — 10 лет).

d) Очень долгий период. Его продолжительность достигает нескольких десятилетий.

Касательно периодов b, c и d предполагается, что в точке E (см. рис. 1) достигается устойчивое равновесие нормального спроса и предложения в периоде, которому соответствует нормальная цена p и нормальный уровень производства Q.

Так как если товар будет произведен и доставлен на рынок в количестве q, тогда спрос d превысит предложение s, производство окажется чрезвычайно прибыльно и вскоре расширится.

Если же товар будет произведен в количестве q1, то уже предложение s' окажется выше спроса d' и предложение товара сократится.

Выражаясь словами Маршала, если что-нибудь сдвинет объем доставляемого на рынок товара с его равновесного уровня, начнут действовать противодействующие этому силы, толкающие его назад, точно также как если подвешенный на веревке камень сместить с его равновесного состояния, то он немедленно устремится обратно.

Вообще временной фактор в теории Маршала (градация периодов) не связан напрямую со строго лимитированными отрезками времени — по этой причине продолжительность одного и того же периода в каждом конкретном случае варьируется и зависит от особенности производства и сбыта рассматриваемого товара.

По мнению Маршала, на любом рынке в разное время действует особая группа причин, определяющий нормальный спрос и нормальное предложение, как только появляется новый фактор, изменяющий их, — а вместе с ними равновесную цену и объем, — то следует говорить уже о смене периода.

В качестве примера Маршалл приводит рыбный рынок. Для нормальной цены в течение дня (временное равновесие) первостепенное значение имеет погода, от которой зависит улов, в то время как другие причины не оказывают какого-либо существенного влияния и поэтому их можно не принимать во внимание (дневное предложение фиксировано утренним уловом).

Что касается долгого периода, то если за несколько лет, во время которых население почти полностью лишено возможности употреблять мясо в пищу, произойдет смена вкусов и привычек, тогда, казалось бы, временно возникший сильный спрос на рыбу примет устойчивый характер.

Это позволит силам, регулирующим предложение этого продукта, развернуться в полной мере: в отрасль поступят новые, предназначенные специально для ловли суда, численность рабочих увеличится, а их квалификации и способности не будут вызывать сомнений.

Объем вылова, бесспорно, значительно увеличится, но то каким образом рост спроса повлияет на нормальную цену в периоде — сказать сложно.

Если морские водоемы из-за расширения промысла не будут проявлять признаков истощения рыбных ресурсов и одинаково оснащенное рыболовецкое судно с одинаково опытным экипажем способно будет получить прежний улов, в то время как заработная плата, обладающих тем же мастерством рыбаков, останется на прежнем уровне, а судостроительная отрасль, благодаря своему развитию (внутренней экономии от масштаба), станет предлагать суда по более низким ценам, то в этом случае кривая нормального предложения будет снижаться, следовательно, нормальная (равновесная) цена так же понизится.

Во-первых, причина, вызывающая возмущающее действие на нормальную цену должна развернуться в полную силу достаточно быстро относительной продолжительности нормального периода.

Так, например, для очень короткого периода плохая утренняя погода является причиной малого улова, вышедших в море рыбаков, которая с самого начала работы рыбного рынка полностью проявила себя и оказывает непосредственное влияние на весь ход торгов.

Точно также повышение спроса на рыбу ввиду нехватки мяса в течение нескольких лет (короткий период) должно довольно быстро, предположим, за один или два месяца привлечь в отрасль рабочую силу и суда из иных сфер деятельности, сформировав шкалу нормального предложения, тем самым, придав, колеблющейся рыночной цене некую точку притяжения (нормальную цену). Если бы приспособление затянулось на несколько лет, тогда центр тяжести постоянно перемещался бы, следовательно, невозможно было бы говорить о нормальной цене в течение указанного периода.

Во-вторых, даже если причина, оказывающая возмущающее действие на ключевые параметры рынка, оказывает свое воздействие чрезвычайно быстро и в полном объеме, то этого недостаточно.

Помимо этого еще необходимо, чтобы в течение рассматриваемого периода не появилась какая-либо другая причина, продолжительность действия которой соответствует этому же периоду, и которая своим воздействием, накладываясь на действие первой причины, смещала бы центр тяжести вокруг которого происходит колебание рыночных цен.

Что касается первого условия, то Маршал, определенно, испытывал сомнения в его повсеместной выполнимости. Пытаясь выделить (разграничить) короткий и долгий периоды, без чего, разумеется, теряет всякий смысл само понятие нормальной цены, а вместе с ним и вся теория, он заявляет: «Подведем итоги наших положений, касающихся коротких периодов.

Предложение квалифицированного труда и таланта, соответствующих машин и другого вещественного капитала и надлежащей организации производства не укладывается в период времени, необходимой чтобы полностью приспособится к спросу; но производителям приходится максимально приспосабливать предложение к спросу, используя уже имеющиеся в их распоряжении оборудования.

С одной стороны, практически не хватает времени на увеличение этого оборудования, когда предложения самого его недостаточно, а с другой стороны, когда его наличие чрезмерно, часть его приходится использовать неэффективно, поскольку не хватает времени на то, чтобы его количество существенно сократилось путем постепенного износа и путем переоборудования его для других производственных целей».

«На протяжении долгих периодов имеется достаточного времени, чтобы все вложения капитала и усилия в вещественные оборудования и в организацию предприятия, в приобретении технических знаний и овладения специализированными способностями можно было приспособить к ожидаемым от указанных вложений доходам».

Но вскоре он признает: «Разумеется, не существует какой-то четкой резкой разграничительной линии между «долгими» и «короткими» периодами. Природа не провела таких линий в экономических условиях, складывающихся в реальной жизни, а в решении практических проблем они не требуются».

Однако проблема состоит не только в установлении четкой границы между коротким и длинным периодом или наличия некоторого интервала времени, относящегося одновременно к обоим периодам. Дело обстоит гораздо хуже.

Если вернуться к примеру с неожиданным резким ростом спроса населения на рыбу по причине болезни скота, принявшего затем устойчивый характер, то параллельно будут происходить несколько процессов: во-первых, будут более интенсивно использоваться старые суда (возможно, списание наиболее изношенных из них будет всячески затягиваться). Во-вторых, отрасль будет постепенно (на это уйдет чуть больше времени) получать неприспособленные для рыболовства, но переоборудованные для этой цели старые, а возможно в отдельных случаях и новые суда, изначально построенные для других отраслей, о чем говорит Маршал. В-третьих, отрасль будет постепенно (на это потребуется, очевидно, еще большее время) получать новые, специально спроектированные для ловли рыбы, суда.

Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары.

Спрос и предложение являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим механизмом между производством и потреблением.

На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами.

Результатом взаимодействия спроса и предложения выступает рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равна предложению. Для измерения величины изменения спроса и предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой.

Надо также отметить, что спрос выступает одним из самых важнейших факторов при формировании экономической стратегии предприятия, так как только производство «нужных», пользующихся спросом у покупателей товаров целесообразно и выгодно с экономической точки зрения.

  • 1. История экономических учений / Под. ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2016.
  • 2. Сурин А.И. История экономики и экономических учений: Учебно-метод. пособие — М.: Финансы и статистика, 2015.
  • 3. Белоусов В.М., Ершова Т.В. История экономических учений: Учебное пособие — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2013.
  • 4. Цены и ценообразование: Учебник для вузов, 3-е изд./ Под ред. В.Е. Есипова — СПб.: Издательство «Питер», 2013.
  • 5. С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. -М.: Дело, 2014.

Источник: https://studwood.ru/996233/ekologiya/marshallianskiy_krest

Евгений Майбурд — Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров, страница 177, читать на Topreading.ru

Крест Маршалла:  Об этой проблеме мы уже писали в предыдущей главе. Спрос на конечную

Верно, что в руках государства сегодня остается много рычагов распределения ресурсов и благ. Остается, конечно же, и денежная монополия. Но сказанное не делает наше государство сильным.

Напротив, остающееся слабым государство становится совершенной игрушкой в руках коалиций организованных интересов. Коалиции представлены у нас не только такими группами, как на Западе, но и многочисленными монополиями, каких Запад давно уже не знает.

Не удивительно, что ресурсы и блага, остающиеся в руках государства, распределяются исходя из сиюминутных соображений, а сами эти соображения формируются таким образом, чтобы удерживать неустойчивое равновесие между группами давления.

Равновесие это постоянно нарушается из-за инфляции, и государство мечется, принимая решения, дающие инфляции новые стимулы.

Таким образом, болезни демократии и свободного рынка, присущие Западу, в нынешней России приобретают удесятеренный размах.

Лекарства же, которые показаны там, здесь помочь не могут, покуда организм российского общества не сумеет найти в себе внутренние силы для сопротивления болезни.

Только тогда мы сможем позволить себе роскошь прибегать к западным рецептам, да и то выборочно — ведь рецепты те разноречивы и специфичны. Правда, ничто не мешает нам изучать их сегодня и воспитывать в себе самосознание свободного человека.

Альфред Маршалл

Маршалл указывал, что Рикардо, к сожалению, писал не столько для собратьев-ученых, сколько для политиков и предпринимателей — тех кругов, к которым принадлежал он сам, бизнесмен и парламентарий.

«Начала» Рикардо совсем не задумывались как университетский курс Поэтому, говорит Маршалл, Рикардо опускал многие пояснения, которые могли бы сделать его книгу более связной и систематической, но которые он считал лишними для своего читателя.

Чтобы понять Рикардо, его следует интерпретировать широко, считает Маршалл, — шире, чем сам Рикардо интерпретировал Адама Смита (').

Маршалл не без оснований находит у Рикардо много следов того, что тот понимал значение предельных величин и подчас даже именно их имел в виду. Однако невнимание к строгому употреблению терминологии и пренебрежение необходимыми разъяснениями и уточнениями оказали Рикардо плохую услугу.

«И он более, чем кто-либо другой, повинен в плохой привычке стараться выразить глубокие экономические доктрины несколькими предложениями», — резюмирует Маршалл. Так или иначе, но книга Маршалла «Принципы экономики» увидела свет лишь в 1890 г. Понятно, что она не стала научной сенсацией. Зато она стала чем-то большим.

Возникновение предельного анализа Маршалл понимал не как революцию в науке, а как результат ее эволюции. Ему действительно удалось связать классику с современностью. Он обеспечил преемственность идей и показал неразрывность развития экономической мысли. Книга Маршалла заменила книгу Дж. Ст.

Милля в качестве полного и систематического курса политической экономии, где целостное здание теории возведено на фундаменте нескольких главных принципов, часть из которых была взята у классиков.

Прежде всего Маршалл реабилитировал понятие «реальных» издержек производства в качестве основы для теории ценности в том духе, как это было у Рикардо. Подобными вещами не швыряются — вот как можно понять Маршалла.

Писал же он так: «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли ценность полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц».

Мысль понятна: одно без другого не работает; чтобы определить ценность, нужны оба начала совместно.

Крест Маршалла

Об этой проблеме мы уже писали в предыдущей главе. Спрос на конечную продукцию определяет вознаграждение факторов производства — ренту, зарплату, прибыль. Но эти цены факторов сами определяют потребительский спрос, потому что они формируют доходы населения (вспомним Смита: три первичных источника доходов).

И мы обещали рассказать, кто и как разрешил эту проблему, которая сильно напоминает порочный круг. Сделал это Маршалл. Чтобы лучше понять ход его мысли, взглянем на проблему с другой стороны. Рента, зарплата, прибыль — это действительно доходы различных групп населения.

Но ведь это еще и составные части издержек производства, не так ли? (Вспомним Смита еще раз: всякий элемент издержек сводится или к зарплате, или к ренте, или к прибыли, или к какой-то комбинации этих элементов.

) Так что же получается — значит, издержки все-таки, хотя и очень опосредованно, влияют на спрос? Но ведь они же прямо влияют на рыночное предложение. Это очевидно: чем выше издержки, тем меньше производится продукта при той же цене. А за определенным порогом суммы издержек производство вообще прекращается.

Если же издержки влияют и на спрос, и на предложение, значит, они все-таки лежат в основе ценообразования. Вот почему Маршалл не спешил отбросить доктрину Рикардо: ее нужно лишь правильно истолковать!

Итак, полезность и издержки — два лезвия ножниц. Полезность (потребность) формирует спрос, издержки формируют предложение. Чтобы разрезать бумагу, два лезвия нужно соединить тем «гвоздиком», о котором говорит известная детская загадка про два кольца и два конца.

Решение Маршалла просто и глубоко одновременно. Вспомним, что такое «спрос». В строгом понимании этого слова «спрос» есть кривая спроса.

Она показывает объем закупок данного товара в зависимости от его рыночной цены. Это воображаемая величина. Она показывает, сколько готов покупать потребитель при такой-то и такой-то цене (при прочих равных).

Нанесем кривую спроса на диаграмму (см. рис 25-4). Это кривая DD.

Для каждого потребителя существует своя кривая спроса по каждому виду товара. Она зависит от бюджета потребителя и его индивидуального ощущения убывающей полезности. Но можно пред ставить себе, что мы взяли кривые спроса всех потребителей (для одного вида товара) и суммировали их алгебраически, получив таким образом рыночную кривую спроса (на данный товар!). Она-то и представлена кривой DD.

Теперь взглянем на эту кривую, так сказать, с изнанки. Чем ниже цена, тем больше товара готов купить совокупный потребитель, это понятно. Но ведь одновременно: чем ниже цена, тем менее привлекательным будет производство этого товара.

Одни производители будут сокращать его производство как малодоходное” другие вовсе переключатся на что-то другое. И наоборот: если цена будет очень высокой, очень многие производители начнут производить этот товар.

Зато все меньшее количество его будет продаваться, так что может наступить затоваривание рынка данным продуктом.

Источник: https://topreading.ru/bookread/1067-evgenii-maiburd-vvedenie-v-istoriyu-ekonomicheskoi/page-177

Scicenter1
Добавить комментарий