Культура — совокупность материальных и духовных ценностей

Культура как совокупность материальных и духовных ценностей,

Культура — совокупность материальных и духовных ценностей

Вопрос 1 часть

Основные определения народной художественной культуры.

Народная культура- это традиционная культура, включающая культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ – коллективная личность, которая означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности.

Это культура бесписьменная, именно поэтому в ней большое значение принадлежит традиции как способу трансляции жизненно важной для общества информации.

Специфической особенностью народной культуры является опора на традицию и настроенность на воспроизведение принятых образцов жизненной активности — как в области поведения, так и мышления.

Она передается в непосредственном общении от лица к лицу, от мастера к ученику, от поколения к поколению, минуя институционально-организационные формы.

Народная культура консервативна, практически не подвержена влиянию иных культурных традиций, мало приспособлена к диалогу вследствие своего стремления к консервации и доминированию охранительных тенденций. Ее субъектом является народ — коллективная личность, имеющая единую систему ценностей и единую для всех «жизненную программу поведения». Индивидуальное начало в народной культуре не выражено, здесь личность не выделена из коллектива — отсюда и анонимность, безличность, отсутствие именного авторства.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА-это вид культуры общества, состоящий в образно-творческом воспроизведении природы, общества и жизнедеятельности людей средствами народной художественной культуры и профессионального искусства.

Она включает функционирование специализированного художественного творчества — искусства; народно-художественную культуру ; массовую культуру — профессиональное и коммерциализированное художественное творчество длябольших масс людей и потребление его продукта на основе спроса-предложения; элитарную художественную культуру ; художественные субкультуры регионов, профессиональных объединений, молодежи и т.п. ; художественно-эстетические стороны экономической, политической, правовой и других видов деятельности. Отражаясь в сознании людей, художественная культура формирует эстетическое сознание и его культурные формы. НАРОДНАЯ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА -является частью художественной культуры общества. Она развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов.

Спецификой народной художественной культуры является то, что она воплощает в себе традиции (то есть устойчивые формы жизни народа, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира).

Культура как совокупность материальных и духовных ценностей,

выражает достигнутый человечеством уровень исторического раз­вития, а культурный процесс включает в себя способы и методы со­здания орудий труда, предметов и вещей, потребных человеку.

При этом овладение культурой предполагает освоение умений и знаний для труда, общения и познания — главных составляющих жизне­деятельности любого общества, а также интеллектуальное развитие и формирование гуманистического мировоззрения.

Она тем самым раскрывает единство человека с природой и обществом, являясь ха­рактеристикой развития творческих сил и способностей личности.

Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты; совокупность материальных благ, созданных людьми.

Она характеризует преобразующую деятель­ность человека с точки зрения ее влияния на развитие человека, раскрывая, в какой мере она дает возможность применить его способности, творческие возможности, дарования.

Материальная культура включает: 1) культуру труда и материального производ­ства (орудия труда, технологические процессы, способы возделы­вания земли и выращивания продуктов питания); 2) культуру быта; 3) культуру топоса, т.е.

места жительства (жилища, дома, деревни, города); 4) культуру отношения к собственному телу и т.д. По определению американского социолога У.Осборна, тер­мин материальная культура относится ко всем материальным предметам, а также изобретениям и переменам в развитии техно­логии. Материальную культуру изучают археология, этнография, история, экономические и др. науки.

Духовная культура сфера человеческой деятельности, ох­ватывающая различные стороны духовной жизни человека и об­щества.

Она представляет: духовный мир каждого отдельного че­ловека и его деятельность по созданию «духовных продуктов» (творчество ученых, писателей, художников, законодателей и т.д.

); сами продукты духовной деятельности — духовные ценно­сти, научные результаты, книги, полотна, законы, обычаи и т.д.

Духовная культура проявляется через общественное сознание (политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиоз­ное, национальное, науку и философию) и воплощается в искус­стве, литературных, архитектурных и других памятниках чело­веческой деятельности. К духовной культуре общества относят­ся религия, наука, просвещение,образование, искусство, язык и письменность и т.д.

Духовную культуру можно охарактеризовать как отраженную че­ловечность, как собирательную историю ума и чувств человечества.

НАРОД

исторически изменяющаяся общность людей, характеризующаяся общей исторической судьбой и общей идеей, способная по своему объективному положению решать основные проблемы данного конкретного обществаи участвовать в решении задач прогрессивного развития: в материальном производстве, науке, культуре, политике, нравственности, социальных движениях и т. д.

Э́тнос — исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединённых общими объективными либо субъективными признаками, в которые различные направления этнологии (этнографии) включают происхождение, единый язык, культуру, хозяйство, территорию проживания, самосознание, внешний вид, менталитет и другое.

Понятие «этнос» — греческого происхождения, имело около десяти значений: народ, племя, толпа, группа людей и т. д. Оно указывало на всякую совокупность одинаковых живых существ, имеющих некие общие свойства. Термин «этнос» в современном его понимании появился во второй половине XIX в.

, однако до сих пор нет устоявшейся точки зрения на его сущность и значение. Так, академик Ю. В.

Бромлей указывал: «Определение места этнических общностей среди различных человеческих объединений — задача чрезвычайно сложная, о чем наглядно свидетельствуют значительные расхождения в существующих дефинициях этноса.

Далее Ю. В.

Бромлей предлагает определять этнос как «исторически сложившуюся совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких жеобразований». Функционирование этноса обеспечивается двумя типами информационных связей: синхронными (в пространстве) и диахронными (во времени). Первый тип обеспечивает территориальные границы, а второй — этническую преемственность.

Источник: https://poisk-ru.ru/s22211t10.html

1.2 Структура культуры: Культура как совокупность материальных и духовных ценностей выражает

Культура — совокупность материальных и духовных ценностей

Культура как совокупность материальных и духовных ценностей выражает достигнутый человеком уровень исторического развития, а культурный процесс включает в себя способы и методы создания орудий труда, предметов и вещей, потребных человеку.

При этом овладение культурой предполагает освоение умений и знаний для труда, общения и познания – главных составляющих жизнедеятельности любого общества, а также интеллектуальное развитие и формирование гуманистического мировоззрения.

Она тем самым раскрывает единство человека с природой и обществом, являясь характеристикой развития творческих сил и способностей личности.

Соответственно двум основным видам производства – материального и духовного – культуру принято подразделять на материальную и духовную.

Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты; совокупность материальных благ, созданных людьми.

Она характеризует преобразующую деятельность человека (с точки зрения ее влияния на развитие человека), раскрывая в какой-то мере его способности, творческие возможности, дарования.

Материальная культура включает: 1) культуру труда и материального производства (орудия труда, технологические процессы, способы возделывания земли и выращивания продуктов питания); 2) культуру быта; 3) культуру топоса, т. е.

места жительства (жилища, дома, деревни, города); 4) культуру отношения к собственному телу и т. д. По определению американского социолога У. Огборна, термин материальная культура относится ко всем материальным предметам, а также изобретениям и переменам в развитии технологии. Материальную культуру изучают археология, этнография, история, экономические и др. науки.

Духовная культура – сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Она представляет: духовный мир каждого отдельного человека и его деятельность по созданию «духовных продуктов» (творчество ученых, писателей, художников, законодателей и т. д.

); сами продукты духовной деятельности – духовные ценности, научные результаты, книги, полотна, законы, обычаи и т. д. Духовная культура проявляется через общественное сознание (политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, национальное, науку и философию) и воплощается в искусстве, литературных, архитектурных и других памятниках человеческой деятельности.

К духовной культуре общества относятся религия, наука, просвещение, образование, искусство, язык и письменность и т. д.

Духовную культуру можно охарактеризовать как отраженную человечность, как собирательную историю ума и чувств человечества.

Жесткой разграничительной линии между материальной и духовной культурой нет. Но приоритет в этом единстве, например, марксизм отдает материальной основе, считая, что именно она играет решающую роль в развитии культуры, обеспечивая преемственность общественной эволюции. Однако чрезмерное внимание приоритету материальных факторов над духовными негативно повлияло на развитие культуры в целом.

Культура характеризуется только тем, что она является продуктом и результатом человеческой деятельности, но и тем, что именно человек занимает центральное место в ее ценностном содержании.

Во всех многообразных и зачастую противоречивых проявлениях культуры неизменно присутствует человек: его культура вырабатывает свое видение, собственный образ и придает ему определенный ценностный статус.

В силу этого всякий культурный процесс служит одновременно процессом становления и развития человека.

Применительно к человеческому обществу термин «культура» подчеркивает его собственно человеческое, а не биологическое существование.

В течение всей активной жизни, путем деятельности и общения, через самосознание и рефлексию, человек осуществляет культурный процесс, который имеет четко выраженные исторические особенности.

Однако во все времена от доклассовых общностей до современной эпохи человечество раскрывается в трех главных областях культуры. Это – отношения человека с природой; отношения человека с человеком (общественные отношения); отношения человека с самим собой.

Каждая из этих областей может быть рассмотрена с позиций Знания, Добра и Красоты, т. е. с позиций науки, законов этики и эстетики. В то же время одни и те же предметы, вещи, символы и культурные традиции представителями разных исследовательских школ могут быть оценены по-разному.

Такая особенность характерна для исследования любой области культуры, поэтому в изучении культуры, а более широко – в изучении социальной формы бытия нет и не может быть единой точки зрения, здесь должны господствовать и плодотворно развиваться самые различные взгляды и мнения. Именно из много цветной палитры мнений складывается культурно-интелектуальный процесс познания духовного мира.

Источник: https://uchebnikfree.com/uchebniki-kulturologii-teoriya/struktura-kulturyi-15080.html

Культура – это совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей

Культура — совокупность материальных и духовных ценностей

По мере изучения разнородных культур сложился локально-исторический подход, представители которого рассматривают цивилизации как качественно различные, особые социально-культурные образования, ограниченные пространственно-временными рамками.

Сторонники такого подхода выделяют в истории некоторое множество цивилизаций, расходясь в определении их количества. По Н.Я.

Данилевскому (1822–1885), положительную роль в истории сыграли следующие культурно-исторические типы, каждый из которых представляет собой интеграцию религии, культуры, политики и экономики: египетский, китайский, ассирийско-вавилон-ский, финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, германо-романский, мексиканский, перуанский, славянский. Почти все культурно-исторические типы являются одноосновными – в них преобладающее развитие получил какой-либо один элемент из вышеуказанных. Лишь славянский тип с его православием, культурной самобытностью, самодержавием и крестьянской общиной может стать полноценным, гармоничным. Однако для этого необходимо искоренение «той язвы подражательности и рабского отношения к Западу, которые въелись в славянское тело и душу путем некоторых неблагоприятных условий исторического развития».

Известный английский историк, социолог и философ А.

Тойнби (1889–1975) выделил в истории человечества двадцать одну цивилизацию – начиная с древнейших, давно погибших египетской и шумерской, и кончая дожившими до наших дней западно- и восточно-христианской, индуистской, исламской, китайской и японской.

Уже по их названиям видно, что в формировании цивилизаций, по Тойнби, главную роль играют географический, этнический и религиозный факторы. В отличие от немецкого мыслителя О.

Шпенглера (1880–1936), выделившего в истории общества восемь социально-культурных типов и считавшего их полностью замкнутыми, А. Тойнби допускал взаимодействие и взаимовлияние элементов культуры. В будущем, считал он, возможно достижение единства человечества на основе объединяющей роли «мировых проповедческих религий» (буддизм, христианство, ислам). Они являются высшими ценностями и ориентирами исторического процесса.

При унитарном, всемирно-историческом подходе цивилизация представляется в качестве идеала прогрессивного развития человечества как единого целого. Немецкий философ К.

Ясперс (1883–1969) в своей работе «Истоки истории и ее цель» выделил в истории общества четыре среза: доистория, локальные истории (великие культуры Древности), осевая история (начало всемирной истории – с VII до н. э.

до рождения Христа, когда сформировались все мировые религии и определились основные духовные ориентиры человечества) и «техницистская» цивилизация (переход к единой мировой истории, обусловленный духовным единством человечества).

Во второй половине XX века развивается стадиальный подход к истории общества. В отличие от формационной концепции, положившей в основу формации экономический базис, стадиальный подход в качестве фундамента цивилизации рассматривает технико-технологический базис (У. Ростоу, Р. Арон, Д. Бэлл, З. Бжезинский, А. Тоффлер).

Доиндустриальная стадия основана на низком уровне развития орудий труда, примитивном сельскохозяйственном производстве, на жесткой социальной иерархической структуре, на традиционных институтах (церковь, власть).

Индустриальная цивилизация характеризуется широким развитием и внедрением техники, прогрессом науки и возникновением связанных с ним экономических и социальных проблем: безработицы, конфликтов предпринимателей и рабочих, экономических кризисов, революций, экологических проблем. Возникает общество массового потребления, массовой культуры, индивидуалистического мировоззрения.

Постиндустриальное общество, или «информационное общество», основанное на научно-технической революции, на широком внедрении компьютерных, информационных технологий, призвано разрешить многие социальные и экономические проблемы.

Развитие техники вытесняет физический и неквалифицированный умственный труд, ставит у власти в экономике и обществе специалистов-технократов. Общество экономических кризисов, конфликтов между рабочими и буржуазией уходит в прошлое. В таком обществе происходит перестройка образования и культуры в целом.

Если учреждения образования и культуры в индустриальном обществе были построены по типу фабрики и соответственно массовизированы, то в информационном обществе идет процесс размассовления, индивидуализации образования и культуры.

Предполагается, что в информационном обществе прибыли корпораций будут тем выше, чем более гуманными станут цели и методы их организационно-управленческой деятельности (проблемы и перспективы такого общества рассматриваются в следующем разделе).

Таким образом, в вышеизложенных подходах к развитию общества отражено и единство, главная линия развития общества (формационная и стадиально-цивилизационная концепции), и многообразие, в котором это единство проявляется (социально-культурный подход). Эти подходы акцентируют внимание на разных аспектах исторического развития и взаимно дополняют друг друга.

Несмотря на разницу подходов к истории общества, все исследователи согласны в том, что современная цивилизация основывается на новых типах отношений между обществом, государством и человеком. Речь идет о возникновении и развитии гражданского общества.

Становление гражданского общества

Понятие гражданского общества ведет свою историю еще от Античности. Греческие мыслители не отделяли общество свободных граждан от государства – полиса. Общие интересы полиса сливались с интересами отдельных граждан, причем приоритет отдавался интересам полиса.

Так, Аристотель, говоря о благе личности и государства, наиболее важным признавал благо народа и государства. Подобный подход господствовал и в период Средневековья. Лишь в XVII–XIX вв. с радикальными изменениями в политическом и социально-экономическом устройстве общества начинается реальное становление гражданского общества, признание прав и свобод индивида.

Происходящие изменения получили свою оценку в трудах мыслителей того времени.

Общество уже не отождествлялось с государством, а, наоборот, признавалась автономия интересов личности и государства.

Так, английский философ Локк признавал, что общество предшествует государству и существует еще в естественном состоянии, «по природе». Государство возникает на основе естественных отношений.

Хотя суверенитет общества переходит к государству, тем не менее государство должно быть для общества лишь инструментом управления собою.

Наибольшую разработку теория гражданского общества получила в трудах Гегеля. Он рассматривал гражданское общество как особую стадию в эволюции от семьи к государству.

Если в семье ее члены представляют нечто целое, то в гражданском обществе происходит непрерывное столкновение частных интересов, серьезные конфликты между ними.

Лишь образование верховной публичной власти конституционного государства, может, по Гегелю, устранить конфликт интересов, несправедливость в обществе, объединить людей в универсальное политическое сообщество.

Государство, по словам Гегеля, выступает для семьи и гражданского общества и как необходимость, и как цель. Государство несет в себе нравственное начало, свободу и является проявлением абсолютного духа, идеи боговдохновенности.

Иной подход прослеживается в марксизме. Возникновение гражданского общества и государства, по Марксу, тесно связано с появлением отношений частной собственности, классового разделения и классовой борьбы.

Гражданское общество трактуется Марксом, в первую очередь, как сфера труда, производства и обмена, как форма, в которой происходит экономическое развитие. Гражданское общество – это сфера частного интереса, сфера обособленности человека от общественного целого.

Государство представляет собой элемент политической надстройки и является инструментом господства одного класса над другим.

Построение будущего бесклассового, коммунистического общества означало в марксизме отмирание государства как орудия классовой борьбы, а, значит, и права. Следовательно, применительно к коммунизму понятие гражданского общества, означающего уважение частных прав и интересов индивида, демократическое управление, теряет смысл.

Радикальные изменения в современном мире – крушение тоталитарных режимов, рост числа демократических государств – вновь привлекли внимание к гражданскому обществу как необходимому условию утверждения демократии.

Появилась необходимость в более четком определении сущности гражданского общества.

Ныне в демократической общественной мысли под гражданским обществом понимают систему добровольно сформировавшихся негосударственных структур, призванных гарантировать права и свободы индивида и обеспечить условия его самореализации во всех сферах общественной жизни.

Негосударственные структуры – это такие институты общества, как семья, церковь, образование, общественные и профессиональные организации. Правовое государство как этап развития общества характеризуется следующими основными чертами:

Ø строгое соблюдение основных прав и свобод личности;

Ø верховенство закона;

Ø разделение законодательной, исполнительной и судебной властей.

Становление гражданского общества означает и новые требования к личности и государству. Государство рассматривается, как один из многих, хотя и важнейших институтов общества. Чтобы гарантировать права и свободы личности, государство как институт с большими властными полномочиями, должно быть подчинено закону, то есть стать правовым.

Гражданское общество предполагает становление индивида в качестве реального субъекта своей собственной жизни и деятельности, своих способностей и процесса самореализации. Использование личностью своих прав и свобод означает и высокую степень ответственности за свои поступки.

Процесс формирования такого общества в России находится в начальной стадии.

Задания. Вопросы. Ответы.
1. В чем специфика философского подхода к исследованию общества? 2. В чем проявляется человеческое «измерение» общества? 3. Дайте характеристику натуралисти-ческого понимания общества. 4. Как решаются вопросы о сущности и источниках развития общества в религиозно-идеалистических направлениях мысли? 5. В чем сущность формационной концепции развития общества? 6. Дайте характеристику понятия «культуры». 7. Какова структура общества с точки зрения П. Сорокина? 8. Какие функции выполняет общество согласно теории Т. Парсонса? 9. Раскройте содержание понятия культурно-исторического типа в концепции Н.Я. Данилевского. 10. Дайте сравнительную характеристику индустриального и постиндустриального общества. 11. Чем отличаются локально-истори-ческий и стадиально-цивилизацион-ный взгляды на историю общества? 12. Какие идеи лежат в основе современной теории гражданского общества? 13. Какова структура гражданского общества?
Задания. Тесты. Ответы.
1. Какой подход рассматривает способ производства в качестве основы выделения исторических типов общества: а) формационный; б) локально-цивилизационный; в) стадиально-цивилизационный. 2. Какие определения отражают философское понимание общества: а) общество – это органическая целостность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, выражающая их всестороннюю зависимость друг от друга; б) общество – это самореализующаяся, целостная система; в) общество – отлаженная система, где каждый человек выполняет свою функцию. 3. Принцип «счастье человека обусловлено «счастьем» природы» специфичен для: а) структурно-функциональной концепции общества; б) идеалистической концепции об-щества; в) материалистического понимания общества; г) современной натуралистической трактовки общества. 4. Структурно-функциональная концепция общества разработана: а) Т. Парсонсом; б) П. Сорокиным; в) Н. Данилевским; г) А. Тойнби. 5. С точки зрения П. Сорокина взаимосвязь действий отдельных людей реализуется подчинением их факторам: а) биосознательным; б) социосознательным; в) бессознательным. 6. Человеческое «измерение» общества проявляется в следующем: а) действуя по общим правилам «игры» человек получает возможность самореализации и способствует развитию общества; б) каждый человек получает возможность «играть» по своим правилам; в) поведение каждого человека жестко задано общими правилами «игры». 7. Мысль об объединяющей человечество роли «мировых проповедческих религий» характеризует социальную концепцию: а) К. Ясперса; б) А. Тойнби; в) Н. Данилевского; г) О. Шпенглера. 8. Стадиальный подход (У. Ростоу, А. Арон) в качестве основы цивилизации рассматривает: а) производственные отношения; б) технику и технологию; в) духовную жизнь общества.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/6_113273_kultura--eto-sovokupnost-sozdannih-chelovekom-materialnih-i-duhovnih-tsennostey.html

культура

Культура — совокупность материальных и духовных ценностей

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О
П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Культура (лат. cultura — возделывание, обрабатывание) — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечест-вом в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в разз витии об-ва.

В более узком смысле принято говорить о материальной (техника, производственный опыт, материальные ценности) и духовной К.-(наука, искусство и литература, философия, мораль, просвещение и т. д.). к- — явление историческое, развивающееся в зависимости от смены общественно-экономических формаций.

В противоположность идеалистическим теориям К., отрывающим духовную К. от материальной основы и трактующим ее как духовный продукт «элиты», марксизм-ленинизм рассматривает процесс производства материальных благ как основу и источник для развития духовной К.; отсюда следует, что в непосредственной или опосредованной форме К.

создается деятельней стью широких трудящихся масс. Будучи зависимой от материальных условий, духов.ная К. не изменяется авто» матически вслед за своей материальной основой, а характеризуется относительной самостоятельностью (преем-) ственность в развитии, взаимовлияние культур различных народов и т. д.). В классовом об-ве К.

принимает классовый характер как по своему идейному содержанию, так и по своей практической направленности, что при капитализме выражается в наличии двух К. в каждой национальной К.: господствующей буржуазной и существующей в виде более или менее развитых элементов демократической и социалистической К. трудящихся масс.

С этим связана необходимость разграничения понятий «К. буржуазного об-ва» и «буржуазная К.» (т. е, К. господствующего класса).

Социалистическая К., наследуя все прогрессивные достижения прошлого, в корне отличается от совр. буржуазной К. и по своей идейной сущности, и по своей социальной функции, что отражает превосходство социалистического строя над капиталистическим. Ее создание и утверждение невозможно без социалистической революции, обеспечивающей все необходимые условия для культурной революции.

Отличи; тельными чертами социалистической К. являются: народность, коммунистическая идейность и партийность, научное мировоззрение, социалистический гуманизм, коллективизм, социалистический патриотизм и интернационализм. Руководящую роль в создании и развитии социалистической К.

играет Коммунистическая партия, под воздействием к-рой протекает вся культурно-воспитательная деятельность социалистического государства. В условиях социализма К.

выступает как многообразная по национальным формам, социалистическая по содержанию, интернационалистская по своему духу и характеру, интенсивнее становится обмен материальными и духовными ценностями между нациями, культурная сокровищница каждой нации все больше обогащается творения ми, приобретающими интернациональный характер.

Это способствует формированию будущей единой общечеловеческой К. коммунистического об-ва. КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — коренные изменения в духовной жизни об-ва, происходящие в процессе социалистического и коммунистического строительства. Суть К. р.

— снятие отчужденной формы деятельности в,области культуры, ее цель — формирование гармоничной, всесторонне развитой личности как субъекта культурно-исторического процесса. К. р.

возможна лишь на базе политических и экономических преобразований в процессе социалистической революции, создающей для нее все необходимые предпосылки, и прежде всего вследствие перехода власти, всех материальных и духовных ценностей в руки народа. В переходный период от капитализма к социализму осн. задачи К. р.

состоят в том, чтобы в течение более или менее короткого срока осуществить перестройку всего дела народного просвещения, приобщить широкие народные массы к достижениям культуры.

Этим создаются необходимые условия для непосредственного участия трудящихся в управлении хозяйственной, государственной и общественной жизнью, для воспитания кадров социалистической интеллигенции и формирования новой, социалистической культуры. Эти задачи К. р. являются общими для всех стран, осуществляющих социалистическое строительство, независимо от особенностей, присущих данной конкретной стране. Их решение позволило СССР, стране, большинство населения к-рои было неграмотным, совершить скачок из темноты и невежества к овладению вершинами культуры. В развитом социалистическом об-ве задачей является создание духовных предпосылок для победы коммунизма, подлинного богатства духовной культуры, возможностей для всестороннего развития личности. От этого в огромной степени зависит подъем производительных сил, прогресс техники и организации производства, повышение общественной активности трудящихся, развитие демократических основ самоуправления, переустройство быта.

Источники:

  1. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. — 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. — 445 с.

Качественное оборудование и низкая цена крана ручного от завода изготовителя

Источник: http://filosof.historic.ru/enc/item/f00/s05/a000552.shtml

Культура человека, как совокупность материальных и духовных ценностей

Культура — совокупность материальных и духовных ценностей

Культура играет важную роль в жизни человека и общества. Она определяет смысловые и жизненные ценности человека, такие как: ответственность выбора и принятия решения, отношение к жизни и смерти, отношение человека к себе и к окружающим людям, к окружающей среде и животным, модели поведения человека, человеческие стремления, цели и другое.

Слово культура имеет много ярко выраженных различных значений. Для немногих людей культура относится к пониманию хорошей литературы, музыки, искусства и пищи.

Например, для химика, вероятнее всего, это будет совокупность химических реагентов, которые вызывают различные реакции в разных средах с несходными компонентами.

Однако, для антропологов и других учёных, культура представляет собой подробный набор изученных образцов поведения человека.

Культура выступает перед нами как совокупность материальных и духовных ценностей, способов их создания, умение использовать их для развития человечества и передавать от поколения к поколению.

Человеческая культура зародилась еще в первобытном обществе, когда появился вид homosapiens, с него берут своё начало живущие сегодня народы.

С тех пор тело и мозг существенно не продвинулись вперед, то есть человек перестал совершенствоваться биологически. Но жесты и манеры поведения стали наиболее выразительны.

Культура служит сильным инструментом для человеческого выживания. Она безостановочно меняется, и нетрудно теряется, потому что она живет только в нашем сознании. Наши письменные речи, здания и другие искусственные вещи являются лишь продуктом культуры. Сами по себе культурой они не являются.

По этой причине, археологи не могут свободно выкопать культуру в своих раскопках.

Разбитые кувшины и другие артефакты древних людей, которые они обнаруживают только в материальных остатках, они же отражают культурные модели — это вещи, которые были сделаны и использованы с помощью культурных знаний и навыков.[1]

Существует три слоя или уровня культуры, которые являются частью уроков модели поведения и восприятия.[2] Преимущественно выступает орган культурных традиций, непосредственно отличающее конкретное общество. Когда люди говорят о японской, китайской или итальянской культурах, они имеют ввиду их общий язык, традиции и верования, которые каждый из этих народов устанавливает отдельно от других.

Вторым слоем культуры, который очевидно становится идентичностью выступает субкультура. Люди, пришедшие из разных частей мира, часто сохраняют большую долю своих оригинальных культурных традиций. В последствии этого, они, вероятно будут составляющей определяемой субкультуры в новом обществе.

Третий слой культуры состоит из культурной многофункциональности. Она усиливает образцы поведения, которые разделяют всё человечество на коллективной основе.

Универсальные черты культуры людей, независимо от того, где они живут в мире, включают в себя: общение с красноречивого языка, который, в свою очередь, состоит из ограниченного набора грамматических правил для построения предложений и звуков; использование возраста и пола, для классификации людей, например, подросток, пенсионер, женщина, мужчина; разделение людей на основе брака и их родовому отношению, родства, например, жена, муж, двоюродная тётя, отец; воспитание детей в собственной семейной обстановке; половое разделение труда например, мужская работа более тяжелее по сравнению с работой женщин; различия между хорошим и плохим поведением; различные шутки и игры; искусство; руководство или руководящую роль для воплощения (реализации) общественных решений. В то время как во всех культурах есть эти и возможно другие универсальные черты, разные народы развивали свои собственные специфические способы поведения и их выражение.

Человек приходит в этот мир с базовыми дисками, такими как голод и жажда, но он не обладает инстинктивными моделями поведения, чтобы удовлетворить их. Кроме того, он не имеет каких — либо культурных знаний.

Но тем не менее, человек генетически предрасположен быстро выучить язык и впитать другие культурные черты. Любой нормальный ребенок может расти в другой семье на земле, чтобы узнать их культуру и принять её как свою собственную.

Таким образом, культура не является инстинктивной, люди генетически не запрограммированы, для понятия конкретной культуры.

Каждое человеческое поколение потенциально может обнаружить новые вещи и изобрести более совершенные технологии. Новые культурные навыки и знания добавляются на то, что было изучено в предыдущих поколениях. В результате, культура является накопительным.

Из-за этого нарастающего эффекта, большинство старшеклассников сегодня уже знакомы с математическими идеями и решениями, древних греков, таких как Архимед и Пифагор.

Конечная стоимость успеха культурной технологии является необходимость производить все больше и больше пищи, все больше и больше людей.

Все культурные знания не постоянно накапливаются. В то же время, что новые культурные черты добавляются, некоторые старые не теряются, потому что они больше не полезны. Например, сегодня большинство жителей города не имеют или не нуждаются в навыках, которые необходимы для выживания в дикой природе.

Вероятнее всего они будут голодать до смерти, так как не знают как получить пищу в диких условиях и выжить от крайности погоды на открытом воздухе.

Сейчас в современной городской жизни наиболее важна способность как управлять автомобилем, пользоваться компьютером или интернетом, а так же как получить пищу в супермаркетах, кафе или ресторанах.

Регулярное сложение и вычитание культурных признаков приводит к изменению культуры. Все культуры меняются с течением времени — ни один не является статическим. Тем не менее, скорость изменения и аспекты культуры, которые изменяются варьируется от общества к обществу.

Например, люди в Германии сегодня, как правило, похоже, стремятся утвердить новые слова из других языков, особенно от американского варианта английского языка, в то время как многие французские люди устойчивы к нему из-за угрозы потери их родного языка. Тем не менее, французы не против, как немцы принять новую технологию.

Изменения могут произойти в результате как изобретений в обществе, а также из за распространения ярко выраженных культурных черт от одного общества к другому. Предсказать, будет ли общество принимать новые культурные черты или откажется от других осложняется тем фактом, что различные аспекты культуры тесно переплетаются в сложный узор.

Изменение одного признака будет оказывать влияние на другие черты, потому что они функционально взаимосвязаны. В результате, существует сопротивление к существенным изменениям. Например, многие люди в Северной Америке и Европе сопротивлялись увеличению экономических и политических возможностей женщин за последнее столетие.

Это неизбежно изменило характер брака, семьи, и жизнь всех людей. Кроме того, значительно изменили свое рабочее место, а также правовой системы и решения, принимаемые правительствами.

На сегодняшний день крайне маловероятно, что существуют какие — либо общества до сих пор существующие в полной изоляции от внешнего мира. Даже маленькое племенное общество в настоящее время интегрируется в некоторой степени в мировую экономику.

Несколько лет тому назад еще были коренные культуры, например, индийские племена в Верхнем бассейне Амазонки Южной Америки оставались в неведении о внешнем мире до тех пор пока исследователи не вступили на их территорию в 1950 -х и 1960- х годов. Члены общества Амазонки сегодня покупают одежду и предметы домашнего обихода, произведенные транснациональными корпорациями.

Они разрабатывают растущее знание других культур в школах, радиоприемники, телевизоры и интернет. В результате этого процесса, их языки и коренные культурные образцы в настоящее время быстро заменены. Практически все общества в настоящее время приобретает культурные черты из экономически доминирующих обществ мира.

Самым влиятельным из этих доминирующих обществ сегодня находятся преимущественно в Северной Америке и Западной Европе. Тем не менее, даже эти общества быстро адаптируют слова, пищевые продукты и прочие культурные черты со всего мира.[3] Ценностные потребности и ориентации формируются из за определенной концепции ценностей культуры.

Как правило, люди судят о степени культурности того или иного человека по его уровню и качеству смысла жизни, то есть по его ценностям. Но обычно, интеллектуальные и нравственные особенности людей выступают критерием соответствующей оценки.

Следовательно, структура культуры весьма подвижна, а не только многообразна и сложна. Она всегда движется, развивается, видоизменяется, так же является движущимся процессом и становится будущим поколений. Личность, социальные общности, социальные институты — это всё взаимосвязанные субъекты культуры, поскольку она является составляющей частью жизнедеятельности.

Люди часто говорят о культуре во множественном числе, потому что они считают, что есть много различных культур в мире. С одной стороны это утверждение верно, но тем не менее, все культурные различия лежат на поверхности; в глубине души все человеческие культуры по существу одинаковы.

Список литературы: 

  1. Девятых С.Ю., Дорошин Б.А. (ред.) Общество, культура, личность. Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания
  2. Ю.Н. Солонин, М.С. Каган Культурология, Москва 2007 г
  3. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: Пер. с польск. С.М. Червонной. — М.: Логос

Источник: https://sibac.info/studconf/science/xxxi/84701

46-культура

Культура — совокупность материальных и духовных ценностей

 КУЛЬТУРАКАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ

Культура– это совокупность материальных идуховных ценностей, а также способових создания, умение использовать их длядальнейшего прогресса человечества,передавать от поколения к поколению.

Приняторазличать:

– материальнуюкультуру (средства производства ипредметы труда, вовлеченные в водоворотобщественного бытия);

– духовнуюкультуру (религия, наука и степеньвнедрения ее достижений в производствои быт, уровень образования населения,состояние просвещения, медицинскоеобслуживание, искусство, нравственныенормы поведения людей в обществе,владение логикой мышления и богатствомязыка, уровень развития материальныхи духовных потребностей и интересовлюдей).

Культураявляется исторически сложившейсяразноуровневой системой, котораяобладает своими вещными формами, своейсимволикой, традициями, идеалами,установками, ценностными ориентациямии, наконец, образом мысли и жизни – этойцентрирующей силой, живой душой культуры.И в этом смысле бытие культуры приобретаетсверхиндивидуальный характер, существуявместе с тем как глубоко личный опытиндивида.

Культуравбирает в себя все достижения человечествав области как материального, так идуховного производства. Начальная формаи первоисточник развития культуры –это человеческий труд, способы егоосуществления и результаты. Мир культурысуществует вне сознания отдельных людейкак реализованные мышление, воля ичувства предшествующих поколенийчеловечества.

Безкультуры, вне ее невозможна жизньчеловека и общества. Любое новое поколениеначинает свою жизнь не только в окруженииприроды, но и в мире материальных идуховных ценностей, которые созданыпредшествующими поколениями. Способности,знания, человеческие чувства, уменияформируются в ходе усвоения уже созданнойкультуры.

Культуране является пассивным хранениемматериальных и духовных ценностей,созданных предшествующими поколениями,человечество активно творчески ихиспользует для социального прогресса.

Культура– это совокупность:

– результатовчеловеческой деятельности;

– историческисложившихся способов труда;

– признанныхприемов поведенческих актов человека;

– манеробщения, именуемых этикетом;

– способовпроявления своих чувств;

– приемови уровней мышления.

Культураявляется материальными и духовнымиценностями. Ценностями с этой точкизрения называют: определение того илииного объекта материальной или духовнойреальности, которое высвечивает егоположительное или отрицательное значениедля человека и человечества.

Внутрикультуры как целостного образованияразличают два аспекта:

– научно-технический;

– гуманитарно-художественный.

Массовостькультуры –это не только ее низкий уровень будтобы только для примитивно мыслящих, нои формальная характеристика – своегорода рынок искусства. Потому что ишироким народным массам можно и нужнодавать нечто настоящее, чтобы подниматьих к духовно высокому, даже к величайшимшедеврам культуры.

Дляповышения культуры народа надо обращатьсяк истории культуры, ко всему культурномунаследию человечества, а не пытатьсятянуть высокообразованные слои обществавниз – к чему-то упрощенному.

79. ТЕОРИИКУЛЬТУРЫ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

Основудревнегреческой культуры составляютдва культа:

– культАполлона – культ светлого, соразмерностии меры, разума и науки;

– культДиониса – темный культ, культ земли,плодородия, вина и опьянения, культплотской любви. Термин «культура» сталупотребляться в качестве научноготермина со второй половины XVIII в. –века Просвещения. Философы и ученыеXVIII в.

стали пользоваться этим словом,чтобы обозначить специфику человеческогообраза жизни, в отличие от природного,стихийного, животного бытия.

Такимобразом, термин «культура» в научномязыке с самого начала служил выражениемидеи культуры как сферы развития«человечности», «человеческой природы»,«человеческого начала в человеке».

Сточки зрения этой идеи термин «культура»трактовался с двух точек зрения.

1. Каксредство возвышения человека,совершенствования человека,совершенствования духовной жизни инравственности людей, исправленияпороков общества. Развитие культурысвязывали с воспитанием и просвещениемлюдей. В период с конца XVIII в.

вплотьдо начала XIX в. слово «культура» частозаменяли словами «просвещенность»,«гуманность», «разумность».

С этой точкизрения в область культуры входит лишьсовокупность лучших творений человеческогодуха, высших непреходящих духовныхценностей, которые созданы человеком.

2. Какобраз жизни людей, который имеется вдействительности, реально существуети исторически изменяется. Этот образжизни обусловлен достигнутым уровнемразвития человеческого разума, науки,искусства, воспитания, образования.

Сэтой точки зрения культура охватываетвсе, что отличает жизнь человеческогообщества от жизни природы, все сторонычеловеческого бытия.

Но при этом культурахотя и отличает человеческий образжизни от животного, несет в себе какпозитивные, так и негативные, нежелательныепроявления человеческой активности.

Культураэпохи Возрождения наполнена признаниемценности человека как личности, егоправа на свободное развитие и проявлениесвоих способностей. Она утвердила новыйкритерий оценки общественных отношений– человеческий.

Напервом этапе своего развития культураэпохи Возрождения выступила как светскоесвободомыслие, которое противостоитсредневековой схоластике и духовномугосподству церкви.

Далеекультура эпохи Возрождения утверждаетсячерез ценностно-моральный акцентфилософии и литературы. Уже элементарныйсписок работ философов эпохи Возрождениядает представление об этом:

– «Опреимуществе и превосходстве человека»– Фацио;

– «Онаслаждении как истинном благе» –Лоренцо Балла;

– «Облагородных нравах и свободных науках»– Вер-джерио;

– «Одостоинстве» – Манетти;

– «Противлицемерия» (два разных трактата с этимназванием, написанные Леонардо Брунии Поджо);

– «Облагородстве законов и медицины» –Салютати;

– «Осредствах против счастливой и несчастливойсудьбы» – Петрарка и т. д.

Культураэпохи Возрождения появилась в Италии.В дальнейшем она охватила и ряд странЕвропы: Францию, Германию и др. Именнороль, игравшаяся античной культурой встановлении культуры новой эпохи, иопределила название самой этой эпохикак эпохи Возрождения, или Ренессанса.

Источник: https://studfile.net/preview/3005842/

Что такое культура — понятие культуры, виды

Культура — совокупность материальных и духовных ценностей

У слова «культура» множество значений. В обыденной речи мы можем этого не замечать, но это действительно так. Мы говорим хулиганам на улице «не надо ругаться, соблюдайте культуру речи», просим ребенка «не кричи, это некультурно!», ходим на концерт в Дом культуры и покупаем в магазине садоводства семена плодово-ягодных культур.

В разных словарях встречается более 15-и определений слова «культура».

КУЛЬТУРА — КУЛЬТУРА (от лат.

cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — англ. culture; нем. Kultur.

  •  Совокупность материальных и духовных ценностей, выражающая определенный уровень истор. развития данного общества и человека. Социологический словарь Культура — (лат.

    cultura – возделывание, воспитание, образование, почитание) многозначное понятие, употребляемое для обозначения исторически определенного уровня развития общества, творческих сил и развития способностей человека, выраженного в типах… Словарь по культурологии культура — культура I ж.

    Совокупность достижений человечества в области общественно-интеллектуальных и производственных отношений. || Совокупность таких достижений в определённую эпоху, у определённого народа. Толковый словарь Ефремовой

  • Культура — (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей… Большая советская энциклопедия

  • Культура — 1. совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей; 2. высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение. Большой бухгалтерский словарь

  • культура — КУЛЬТУРА -ы; ж. [лат. cultura] 1. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. Материальная к. Духовная к. Достижения культуры. История культуры. К. античного мира. К. Древней Руси. Средневековая к. Толковый словарь Кузнецова

  • культура — Культуры, ж. [латин. cultura] (книжн.). 1. только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками. Большой словарь иностранных слов

  • КУЛЬТУРА — КУЛЬТУРА (лат. cultura — возделывание, воспитание, образование) — система исторически развивающихся надбио-логических программ человеческой деятельности, поведения и общения… Новейший философский словарь

  • КУЛЬТУРА — КУЛЬТУРА (от лат.

    cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей… Большой энциклопедический словарь

  • культура — КУЛЬТ’УРА, культуры, ·жен. (·лат. cultura) (·книж. ). 1. только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками. Толковый словарь Ушакова

  • культура — КУЛЬТУРА ж. франц. обработка и уход, возделывание, возделка; || образование, умственное и нравственное; говорят даже культивировать, вм. обрабатывать, возделывать, образовать и пр. Культиватор в земледелии, скоропашка, для передваивания пашни, с железными лапами, вместо сошника. Толковый словарь Даля

  • КУЛЬТУРА — КУЛЬТУРА (от лат.

    cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения)… Новая философская энциклопедия культура — -ы, ж. 1. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. Материальная культура. Духовная культура. Малый академический словарь

  • К.- специфический признак человека, присущий ему с начала его существования. Этнографический словарь

  • КУЛЬТУРА — (англ. culture) — ценности, нормы и продукты материального производства, характерные для данного общества. Понятие «К.» (так же, как и понятие «общество») чрезвычайно широко употребляется в человекознании: социологии, психологии человека и др. Большой психологический словарь

Обратимся к самым распространенным видам культуры:

  1. Жизненные ценности

  2. Нормы поведения

  3. Артефакты (материальные произведения)

Культура, как ряд жизненных ценностей, выражается в соблюдении общепризнанных норм поведения. Это как раз тот случай, когда мы объясняем ребенку, что в театре некультурно бегать и кричать. Но речь идет не только о правилах приличия, а обо всех моральных ценностях общества.

Так, мы спасаем недоношенных детей, определяя жизнь как высшую ценность, жертвуем деньги на благотворительность, считаем недопустимым воровать и применять к людям физическое, моральное насилие. От отношения к слабым — детям, пожилым людям, людям с особенностями развития, зависит культура всего общества.

Как известно, общественные строи, где к людям применялись иные правила (напр. Спарта) не существовали долго.

Культура, как нормы поведения укладывается в правила, которые приняты в том или ином обществе или учреждении.

Они могут изменяться со временем, становиться более демократичными или наоборот консервативными.

Нормы поведения складываются исторически и, как правило, универсальны, при этом в каждой стране, у каждого народа есть свои особенности, которые стоит учитывать, если вы отправляетесь в путешествие.

Артефакты — это материальные произведения, осязаемое выражение культуры общества.

Основные признаки

Культуролог Софья Гердер выделила основные признаки культуры:

  • культуру можно выявить и описать через ценности, нормы, стереотипы;
  • культура проявляется и отражается в поведении людей, в искусстве, законах, поэзии, религии, праздниках, идеалах и во многом другом;
  • культура всегда исторически обусловлена, но она может меняться на протяжении времени, как меняются представления о мире, о человеке, об обществе;
  • культура объединяет людей в единое целое, помогает людям понимать друг друга, видеть самое ценное и благородное в человеке;
  • культура может пониматься как система кодов (символы культуры, искусство, язык), с помощью которых люди хранят память о себе и взаимодействуют;
  • культура характерна только для человека, потому что она наследуется негенетически, с помощью обучения и воспитания;
  • культуру изучить в рамках одной науки невозможно, ее познают филологи, культурологи, политологи, философы, историки, искусствоведы и многие другие ученые;
  • культуру измерить вряд ли возможно, потому что в каждой культуре свои «мерила», критерии оценки правильности поведения людей или духовных идеалов;
  • культура воплощает свое богатство в творчестве и творческом преображении реальности;
  • культура сложно уловима, но проявляется достаточно ярко на фоне других культур;
  • культура находятся всюду, она внутри каждого, в его поведении и в ценностях;
  • культура – феномен социальный, коллективный, хотя отдельный человек является носителем той или иной культуры;
  • культура обладает границами, но нередко они размыты и не всегда можно отделить одну культуру от другой.
  • О культуре
  • Культура неприязни
  • Церковь и культура: традиция и консерватизм

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

Правмир работает уже 15 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen

Источник: https://www.pravmir.ru/chto-takoe-kultura/

Scicenter1
Добавить комментарий