Ликвидация последствий ЧС химического характера: В ликвидации последствий ЧС химического характера в прежде всего

Чс химического характера

Ликвидация последствий ЧС химического характера: В ликвидации последствий ЧС химического характера в прежде всего

В настоящее время известно более одного миллиона химических веществ. Однако Чс химического характера связывают с определенной группой химических веществ, которые получили название аварийно химически опасные вещества (АХОВ).

В соответствии со стандартным определением (ГОСТ Р 22.0.05-95) АХОВ — это опасное химическое вещество, применяемое в промышленности и сельском хозяйстве, при аварийном выбросе (разливе) которого может произойти заражение окружающей среды в поражающих живой организм концентрациях.

Из определения можно сделать вывод о том, что к АХОВ относятся вещества, которые применяются и хранятся в больших количествах. АХОВ создают зоны химического заражения и очаги химического поражения.

Объект, на котором используются АХОВ, называется химически опасным объектом (ХОО). Для оценки обстановки при Чс химического характера определяют концентрацию АХОВ в воздухе или воде, плотность заражения (масса АХОВ на единицу площади).

Поражающее действие АХОВ оценивается токсодозой D, т.е. произведением концентрации с на время действия (t):

D = c * t (г.мин/м3)

Основные АХОВ приведены в таблице

Для ликвидации Чс химического характера необходимо знать свойства АХОВ и область их применения.

Как уже отмечалось, определяющим признаком отнесения веществ к АХОВ является масса, которая измеряется десятками тонн. Поэтому особые требования безопасности предъявляются к устройству и содержанию базисных и расходных складов, где хранятся АХОВ.

Различают также сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ), к которым относятся:

  • окись углерода
  • диоксин
  • окислы азота и др.

Химические аварии классифицируются:

  • по масштабам (частные, объектовые, местные, региональные, трансграничные)
  • по виду АХОВ
  • по нанесенному ущербу и т.д.

Принципы защиты населения:

  • эвакуация людей из зон заражения (защита расстоянием)
  • укрытие
  • применение СИЗ

В организацию надежной защиты населения положены два основных принципа:1. Первый — заблаговременность подготовки органов управления, сил и средств РСЧС и обучения населения действиям в очаге химического поражения;

2. Второй -дифференцированный подход к выбору способов защиты и мероприятий, их обеспечивающих, с учетом степени потенциальной опасности для проживания людей.

Решающее значение для защиты населения от АХОВ имеют:

  • подготовка диспетчерских служб ХОО;
  • создание и функционирование локальных автоматизированных систем контроля химического заражения и оповещения населения;
  • накопление, хранение и содержание в готовности средств индивидуальной защиты по месту пребывания людей для использования в экстремальных ситуациях;
  • поддержание в готовности убежищ к приему укрываемых, подготовка жилых и производственных зданий к защите людей;
  • определение и рекогносцировка (разведка) районов временного размещения эвакуированного из городов населения в случае возникновения крупной химической аварии.

Средства индивидуальной защиты

Используются средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) и средства защиты кожи (СЗК).

СИЗОД делятся на фильтрующие и изолирующие. К СИЗОД относятся противогазы и респираторы. Противогазы предназначены для защиты органов дыхания, лица и глаз, а респираторы только для защиты органов дыхания.

При высоких концентрациях АХОВ, а также при содержании кислорода в воздухе менее 18% используются изолирующие средства защиты органов дыхания. Для защиты кожных покровов применяются специальные костюмы.

Химическая разведка и химический контроль

Химическая разведка проводится с целью своевременного выявления масштабов и характера заражения. Под масштабами заражения понимаются площадные характеристики (территория, подвергшаяся непосредственному заражению или над которой распространяются пары АХОВ или 0В в опасных концентрациях).

Химический контроль осуществляется с целью обнаружения заражения оборудования, воды, продовольствия, одежды (требования гигиены к рабочей одежде), средств защиты и других объектов. Результаты химического контроля используются для определения возможности пользования тем или иным объектом, необходимости проведения его обеззараживания, полноты обеззараживания.

Оказание первой помощи пораженным людям

При контакте с любым опасным химическим веществом в зонах заражения необходимо осуществлять следующие мероприятия по медицинской защите и лечению пострадавших:

  • экстренное прекращение поступления яда в организм (вынос, вывод пораженных из зоны заражения, их санитарная обработка, использование средств индивидуальной защиты кожи и органов дыхания);
  • ускоренное выведение яда из организма (применение рвотных, слабительных средств);
  • восстановление и поддержание функционирования жизненно важных систем организма (реанимационные мероприятия);
  • кислородные ингаляции как метод лечения гипоксических состояний, возникающих при острых отравлениях опасными химическими веществами;
  • использование лекарственных (антидотных) средств профилактики и лечения отравлений.

Ликвидация последствий аварийных выбросов АХОВ

Ликвидация последствий химических аварий предусматривает:

  • выявление и оценку последствий химических аварий;
  • организацию и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очаге химического поражения;
  • специальную обработку техники, оборудования и других материальных средств, использовавших для обезвреживания АХОВ;
  • санитарную обработку людей, подвергшихся заражению.

Одной из первостепенных задач ликвидаторов последствий выброса АХОВ в окружающую среду является приостановка или ограничение истечения ядовитой жидкости (пара) из поврежденной емкости или технологической коммуникации.

Выполнение этой задачи достигается перекрытием кранов и задвижек на трубопроводах, с помощью бандажей, хомутов, тампонов, заглушек, перекачкой жидкости из аварийной емкости в запасную (резервную).

Эти работы, гак правило, осуществляются под руководством и при непосредственном участии специалистов, обслуживающих аварийное оборудование, или персоналом, сопровождающим опасные грузы при транспортировке.

В целях снижения опасностей проливов АХОВ при авариях проводятся мероприятия по предотвращению их растекания на местности, предупреждению заражения грунтовых вод, в том числе такие, как:

  • обвалование разлившейся жидкости;
  • создание различных препятствий на пути растекания АХОВ (оборудование перемычек, запруд);
  • сбор разлившейся ядовитой жидкости в естественные и искусственно созданные заглубления ловушки (ямы, канавы, кюветы).

При организации и проведении этих работ в первую очередь необходимо предотвратить попадание АХОВ в:

  • реки, озера, пруды;
  • подземные коммуникации;
  • ливневую канализацию;
  • подвалы зданий и сооружений.

В ходе ликвидации проливов АХОВ в окружающую среду в некоторых случаях (прежде всего связанных с опасностью попадания продуктов обеззараживания в открытые или подземные водо-источники и сохранением угрозы поражения людей и сельскохозяйственных животных) следует осуществлять сбор, транспортировку и захоронение или уничтожение продуктов обезвреживания АХОВ, а также обеззараживание территории, где произошел пролив.

Источник: https://todid.ru/faktor/435-chs-himicheskogo-haraktera.html

Ликвидация чрезвычайной ситуации (ЧС)

Ликвидация последствий ЧС химического характера: В ликвидации последствий ЧС химического характера в прежде всего
АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

/ Энциклопедия / Термин, определение и понятие

Ликвидация чрезвычайной ситуации – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР), проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Цели и задачи ликвидации чрезвычайной ситуации

Ликвидацию чрезвычайной ситуации проводят с целью спасения жизни и сохранения жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также локализации зоны чрезвычайной ситуации, прекращения действия характерных для них опасных факторов.

Выполнение комплекса мероприятий при чрезвычайной ситуации, направленны на выполнение следующих задач:

  • прекращение или снижение до минимально возможного уровня воздействия вредных и опасных факторов, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей, животных и окружающей среды;
  • спасение жизни и сохранение здоровья людей;
  • локализацию зон чрезвычайной ситуации, прекращение действия характерных для них опасных факторов;
  • первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;
  • приведение в пригодное к использованию состояние технических и материальных средств, зданий и сооружений, систем жизнеобеспечения населения.

Мероприятия проводимые при ликвидации чрезвычайной ситуации

Ликвидация чрезвычайной ситуации включает следующие основные мероприятия:

  • разведку с целью выявления вида чрезвычайной ситуации, обнаружения источников опасности, определения масштаба и границы зоны чрезвычайной ситуации, непрерывное наблюдение и контроль за изменением обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
  • анализ данных разведки, наблюдение, контроль и оценку обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
  • принятие решения на проведение АСДНР;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • обеспечение процесса ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • жизнеобеспечение населения и сил ликвидации чрезвычайной ситуации.

Планирование, подготовку и осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации организуют соответствующие органы управления в территориальных и ведомственных подсистемах РСЧС и в их звеньях (комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), органы управления ГОЧС). Планирование осуществляется заблаговременно на основе прогнозирования и анализа обстановки, которая может сложиться на конкретной территории при возникновении чрезвычайной ситуации, а также учета местных условий, особенностей и возможностей, влияющих на организацию защиты населения. Основным планирующим документом является План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации, который служит руководящим документом по выполнению мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в целях защиты населения осуществляются следующие мероприятия:

  • проверка готовности систем и средств оповещения, управления и связи;
  • приведение в готовность средств защиты; подготовка к выдаче или выдача населению средств индивидуальной защиты и медицинской профилактики;
  • проведение санитарных и противоэпидемических мер;
  • подготовка к эвакуации (переселению), а при необходимости проведение эвакуации населения из районов и участков, которым угрожает опасность.

Непосредственное руководство работами по ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляет руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, предусмотренный соответствующими документами или назначенный органами исполнительной власти, к компетенции которых относится ликвидация возникшей чрезвычайной ситуации.

Этапы ликвидации чрезвычайной ситуации

Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется в три этапа силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация, сосредоточенными соответственно в первом, втором и третьем (резерве) эшелонах.

При недостаточности вышеуказанных сил и средств, по запросу органов управления, организующих ликвидацию чрезвычайной ситуации, могут привлекаться силы и средства федеральных органов исполнительной власти (подразделения Минобороны России, войска гражданской обороны, другие войска и воинские формирования) в соответствии с заблаговременно разработанными Планами взаимодействия, как правило, во втором или третьем эшелоне (резерве).

На первом этапе принимаются экстренные меры по защите населения, предотвращению развития или уменьшению воздействия возникшей чрезвычайной ситуации и подготовке к развертыванию (проведению) аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ.

К экстренным мерам защиты населения относятся:

  • оповещение об опасности;
  • использование средств защиты;
  • соблюдение режимов поведения;
  • эвакуация из районов, в которых существует опасность поражения людей;
  • применение средств медицинской профилактики и оказание пострадавшим первой медицинской и других видов помощи.

Для предотвращения развития и (или) уменьшения последствий аварии (катастрофы, стихийного бедствия) аварийно-спасательными силами постоянной готовности (первый эшелон) проводится их локализация, приостановка или изменение технологического процесса производства, предупреждение и тушение пожаров. Устанавливается оцепление района аварии, катастрофы или стихийного бедствия, регулируется движение. Особое внимание уделяется предотвращению паники, информации населения об обстановке, указаниям и рекомендациям о порядке его поведения.

Основной задачей второго этапа является выполнение силами второго эшелона аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ.

Одновременно продолжается выполнение начатых на первом этапе мероприятий по защите населения и уменьшению воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации.

Работы ведутся непрерывно с необходимой сменой личного состава и соблюдением техники безопасности.

На третьем этапе в основном решаются задачи по первоочередному жизнеобеспечению населения в районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, а также аварийно-восстановительные работы. На данном этапе к работам могут подключаться силы третьего эшелона (резерва).

Жизнеобеспечение пострадавшего населения направлено на создание условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни, здоровья и работоспособности людей при нахождении их в зоне чрезвычайной ситуации и при эвакуации (временном отселении).

В этих целях проводятся следующие мероприятия:

  • расселение эвакуируемого населения в безопасных районах, обеспечение его продовольствием, предметами первой необходимости, медицинской помощью и трудоустройством;
  • временное размещение населения, оставшегося без крова, в уцелевших сооружениях, палатках, юртах, вагонах-домиках, временно возводимых постройках, железнодорожных вагонах и др.;
  • обеспечение населения незагрязненными (незараженными) продуктами питания, водой и предметами первой необходимости;
  • обеспечение деятельности предприятий коммунального хозяйства, транспорта и учреждений здравоохранения;
  • организация учета и распределения материальной помощи;
  • проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
  • проведение работы среди населения по снижению последствий психологического воздействия чрезвычайной ситуации, ликвидации шоковых состояний.

При необходимости продолжается выполнение аварийно-восстановительных работ.

Успех проведения мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации достигается:

  • заблаговременной подготовкой и приведением в готовность органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайной ситуации;
  • оперативным реагированием на возникновение чрезвычайной ситуации, развертыванием системы управления;
  • принятием обоснованного решения на ликвидацию чрезвычайной ситуации и претворением его в жизнь;
  • непрерывным и устойчивым управлением работами по ликвидации чрезвычайной ситуации, организацией взаимодействия участников ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • ведением АСДНР в любое время года, в любую погоду до полного их завершения с соблюдением мер безопасности и своевременной сменой формирований;
  • организацией всестороннего обеспечения работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Источники:

Источник: https://fireman.club/inseklodepia/likvidaciya-chrezvychajnoj-situacii/

Ликвидация последствий ЧС химического характера

Ликвидация последствий ЧС химического характера: В ликвидации последствий ЧС химического характера в прежде всего

  • · В ликвидации последствий ЧС химического характера в зависимости от ее классификации прежде всего принимают участие: штатный персонал (частная авария), объектовые, в том числе специализированные гражданские организации ГО (объектовая авария), территориальные силы ГО и ЧС, а при необходимости — и воинские части ГО (местная авария), соединения и воинские части ГО и все виды гражданских организаций ГО (региональная авария). К ликвидации последствий глобальной ХА привлекаются все виды сил ГО, воинские части и подразделения Вооруженных сил, специализированные подразделения министерств, ведомств и организаций.
  • · Таким образом, в ликвидации последствий ЧС химического характера при необходимости могут принимать участие:
  • · · военизированные и невоенизированные противопожарные, поисково-спасательные и аварийно-восстановительные формирования различного уровня;
  • · · службы защиты животных и растений Минсельхозпрода;
  • · · подразделения поисково-спасательной службы МЧС;
  • · · соединения и части ГО;
  • · · соединения и части химической защиты и инженерных войск Минобороны;
  • · · военизированные газоспасательные части Минтопэнерго;
  • · · подразделения органов внутренних дел и муниципальной полиции.
  • · Как было сказано ранее, ХОВ непосредственного влияния на здания, сооружения и технологическое оборудование не оказывают, но приводят к их химическому загрязнению, что создает определенные сложности в работе и сказывается на производственной деятельности предприятия. Работники цехов, не прекращающих работу в условиях химического загрязнения, должны работать в средствах индивидуальной защиты. Там, где возможно остановить производственный процесс, люди укрываются в защитных сооружениях ГО. Если здания и сооружения герметизированы, производственный процесс может не прекращаться. После дегазации всех помещений и прилегающей территории работа возобновляется.
  • · Химическая защита населения — комплекс организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий по предупреждению и ослаблению воздействия на жизнь и здоровье людей боевых отравляющих и химически опасных веществ.
  • · Общие требования к организации и проведению аварийно-спасательных работ при авариях на химически опасных объектах устанавливает ГОСТ Р 22.8.05-99.

В соответствии со стандартом аварийно-спасательные работы (АСР) должны начинаться немедленно после принятия решения о проведении неотложных работ; проводиться с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, соответствующих характеру химической обстановки, непрерывно днем и ночью в любую погоду с соблюдением соответствующего обстановке режима деятельности спасателей до полного завершения работ. Организация АСДНР в зоне химической опасности

Для каждого предприятия, связанного с использованием вредных и опасных веществ, разрабатывают способы ликвидации аварий и соответствующие им меры безопасности.

Лиц, участвующих в ликвидации ЧС, обеспечивают защитной одеждой и противогазами в зависимости от обстановки и имеющихся возможностей.

Всякий раз, когда бойцы формирований направляются в зону заражения, специалисты и врачи проводят их тщательный инструктаж.

Химическую разведку района заражения и аварийного объекта ведут с учетом направления ветра. Главными задачами химической разведки являются:

  • · уточнение наличия и концентрации отравляющих веществ на объекте работ, границ и динамики изменения химического заражения;
  • · получение необходимых данных для организации аварийно-спасательных работ и мер безопасности населения и сил, ведущих АСР;
  • · постоянное наблюдение за изменением химической обстановки в зоне ЧС, своевременное предупреждение о резком изменении обстановки.

Химическая разведка аварийного объекта и зоны заражения ведется путем осмотра, с помощью приборов химической разведки, а также наблюдением за обстановкой и направлением ветра в приземном слое. Войсковой прибор химической разведки ВПХР

Работы по ликвидации очага химического заражения необходимы для снижения величины выброса и растекания АХОВ на местности, уменьшения испарения ядовитых веществ.

Для этого перекрываются краны и задвижки на магистралях подачи веществ к месту аварии; заделываются отверстия на магистралях и в емкостях; перекачиваются жидкости из аварийных емкостей в резервные.

Места разлива АХОВ обваловывают; устраивают ловушки при отсутствии обваловки или поддонов для емкостей, а также сбор разлившегося АХОВ в закрытые резервные емкости. С помощью отводных каналов вещество может быть собрано в специальный котлован.

Зеркало разлива вещества изолируют пеной, ядовитые вещества поглощают адсорбентами. Для нейтрализации газообразных АХОВ на пути движения облака устанавливают с помощью поливочных машин водяные завесы.

В ряде случаев производят механическое удаление ОВ с земли срезанием поверхностного слоя с последующей засыпкой места среза грунтом.

Возможно выжигание почвы на месте пролива или россыпи химического вещества.

Обеззараживание (дегазацию) АХОВ осуществляют в основном путем разлива дегазирующих растворов с помощью машин и механизмов.

Проводят обеззараживание территории и санитарную обработку населения и личного состава спасательных формирований.

Одновременно в зоне заражения ведутся поисково-спасательные работы. Поиск пострадавших проводится путем сплошного визуального обследования территории, зданий, сооружений, цехов, транспортных средств и других мест, где могли находиться люди в момент аварии, а также путем опроса очевидцев и с помощью специальных приборов в случае разрушений и завалов.

Спасательные работы в зоне заражения проводятся с обязательным использованием средств индивидуальной защиты кожи и органов дыхания.

При этом необходимо помнить, что время пребывания в средствах индивидуальной защиты существенно зависит от температуры окружающей среды (при работе в пасмурную погоду сроки работы можно продлить в 1,5-2 раза).

При спасении пострадавших на ХОО учитывают характер, тяжесть поражения, место нахождения пострадавшего. При этом в соответствии с ГОСТ Р 22.8.05-99 осуществляются следующие мероприятия:

  • · деблокирование пострадавших, находящихся под завалами разрушенных зданий и технологических систем, а также в поврежденных блокированных помещениях;
  • · экстренное прекращение воздействия ХОВ на организм путем применения средств индивидуальной защиты и эвакуации из зоны заражения;
  • · оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
  • · эвакуация пораженных в медицинские пункты и учреждения для оказания им врачебной помощи и дальнейшего лечения.

Первая медицинская помощь пораженным должна оказываться на месте поражения в соответствии с ГОСТ Р 22.3.02-94. При этом необходимо:

  • · обеспечить быстрое прекращение воздействия ХОВ на организм путем удаления капель вещества с открытых поверхностей тела, промывания глаз и слизистых;
  • · восстановить функционирование важных систем организма путем простейших мероприятий (восстановление проходимости дыхательных путей, искусственная вентиляция легких, непрямой массаж сердца);
  • · наложить повязки на раны и иммобилизировать поврежденные конечности;
  • · эвакуировать пораженных к месту оказания первой врачебной помощи и последующего лечения (подробнее см. раздел 3.6).

Кроме этих мероприятий в районе бедствия проводится:

  • · оборудование временных путей для движения транспорта;
  • · разборка завалов; укрепление конструкций, угрожающих обрушением, или их обрушение;
  • · мероприятия по спасению животных, культурных и материальных ценностей;
  • · локализация аварии; предупреждение пожаров и взрывов либо локализация и тушение пожаров;
  • · проведение всех видов разведки на зараженной территории;
  • · восстановление коммунальных сетей, линий электропередачи и связи, дорог и сооружений.

В целях повышения устойчивости работы объекта и уменьшения негативных последствий возможных повторных аварий проводятся следующие мероприятия:

  • · создание и совершенствование систем оповещения, связи и управления;
  • · обучение персонала ХОО и населения правилам поведения и основам защиты в условиях ЧС химического характера с проведением специальных учений;
  • · создание запаса средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, средств медицинской защиты;
  • · накопление и ремонт фонда защитных сооружений, поддержание их в постоянной готовности к приему и размещению населения;
  • · совершенствование материально-технической базы для возможной эвакуации населения.

Наличие аварийно химически опасных веществ (АХОВ) и их концентрация определяют необходимость использования различных средств защиты и экипировку спасателя.

Разные категории спасателей в соответствии с возложенной на них задачей могут использовать средства индивидуальной защиты (СИЗ), отличающиеся по назначению и принципу защитного действия: средства индивидуальной защиты органов дыхания или средства защиты кожи (СИЗОД и СЗК), фильтрующего или изолирующего типа.

Средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующего типа обеспечивают защиту спасателей от паров, газов и аэрозолей АХОВ.

При авариях, связанных с выбросом (проливом) АХОВ, фильтрующие СИЗОД рекомендуются спасателям, выполняющим работы в очагах поражения на расстоянии от источника заражения 400-500 м и более, где концентрация веществ в воздухе ниже максимально возможной примерно на 2-3 порядка, причем содержание свободного кислорода не менее 16% (объемных).

В качестве фильтрующих СИЗОД спасателями могут быть использованы малогабаритные противогазы ГП-7 (ГП-7В, ГП-7ВМ) в комплекте с дополнительными патронами ДПГ-1, ДПГ-3

Дополнительный патрон ДПГ-З предназначен для защиты от аммиака, диметиламина, сероуглерода, сероводорода, сероводорода, хлористого водорода, этилмеркаптана; ДПГ-1, кроме того, — от двуокиси азота, окиси этилена, метила хлористого, окиси углерода.

Комплект фильтрующего противогаза ГП-7 (ГП-7В, ГП-7ВМ) с дополнительными патронами ДПГ-1, ДПГ-З предназначен для защиты органов дыхания, глаз, кожи лица от паров, газов, аэрозолей.

Для ведения спасательных работ в очагах поражения АХОВ могут быть использованы следующие дыхательные аппараты и изолирующие противогазы: АСВ-2 (на сжатом воздухе), КИП-8, КИП-9 (на сжатом кислороде) и ИП-4 (на химически связанном кислороде).

Для кратковременной защиты от АХОВ и экстренного выхода из зоны заражения рекомендуется пользоваться самоспасателями СПИ-20 и ПДУ-3 (на химически связанном кислороде).

Для защиты кожи спасателям рекомендуются следующие средства:

  • * изолирующие защитные костюмы КИХ-4 (КИХ-5) в комплекте с дыхательным аппаратом АСВ-2 или противогазами КИП-8, КИП-9, ИП-4М;
  • * аварийный изолирующий костюм КЗА в комплекте с аппаратом АСВ-2;
  • * защитный изолирующий комплект 4-20 с вентилируемым подкостюмным пространством.

Указанные средства могут использоваться спасателями для ведения работ по ликвидации последствий аварий на ХОО, связанных с выбросом (проливом) АХОВ в очаге поражения на расстоянии от источника заражения 50-500 м и более; при этом время пребывания спасателей в зоне заражения может составить в среднем 20-60 минут.

Источник: https://studwood.ru/1851709/bzhd/likvidatsiya_posledstviy_himicheskogo_haraktera

Основы медицинского обеспечения при ликвидации последствий химических аварий

Ликвидация последствий ЧС химического характера: В ликвидации последствий ЧС химического характера в прежде всего

Особенности химических аварий заключаются в многообразии и специфичности медико-санитарных последствий. К таковым при химических поражениях относятся:

  • • появление пораженных (лиц со сходной клинической картиной заболевания) на территориях, соответствующих распространению токсиканта;
  • • появление сходных симптомов у пораженных, которые находятся в одинаковых условиях или занимаются определенным видом деятельности;
  • • зависимость тяжести заболевания от предполагаемой (вероятной) дозы или концентрации химического вещества, а также длительности экспозиции;
  • • возможность быстрого (через минуты, часы) летального исхода;
  • • наличие и выраженность симптомов местного воздействия (в зависимости от вероятного пути поступления химического вещества в организм).

Организация медицинского обеспечения при химических авариях может быть эффективной лишь при условии заблаговременной всесторонней подготовки сил и средств.

При угрозе или возникновении аварии наХОО немедленно производится оповещение работающего персонала и проживающего вблизи населения. Населению даются рекомендации о порядке поведения. Работающий персонал ХОО в соответствии с действующими на объекте инструкциями принимает необходимые меры защиты. Формирования медицинской службы прибывают в назначенные пункты сбора.

В первоочередном порядке организуется разведка, которая устанавливает место аварии, вид АОХВ, степень заражения территории, воздуха, состояние людей в зоне заражения, границы зоны заражения, определяется направление и скорость ветра, направление распространения заражения. Разведка ведется специализированными формированиями МЧС, Роспотребнадзора и др.

После проведения разведки и принятия решения начинается организованное ведение спасательных работ. До этого меры по спасению людей принимаются работающим персоналом объекта и самим населением в порядке само- и взаимопомощи. В зоне заражения намечаются участки и объекты, куда вводятся спасательные и медицинские формирования.

Пораженные после оказания им помощи доставляются на неза- раженную территорию, а при необходимости (чаще возможности) в лечебные учреждения. Население, оказавшееся в зоне заражения, эвакуируется за ее пределы. Работы проводятся с соблюдением необходимых защитных мер (использование средств индивидуальной защиты (СИЗ), профилактических антидотов, дегазирующих рецептур).

На выходе из зоны заражения организуется частичная или полная санитарная обработка населения и личного состава формирований, дегазация транспорта и имущества. Эти работы проводятся на развертываемых пунктах специальной обработки.

Частичная санитарная обработка (ЧСО) заключается в обезвреживании и удалении АОХВ с открытых участков кожных покровов, прилегающей к ним одежды (воротник, манжеты рукавов) и лицевой части противогаза.

Для проведения частичной санитарной обработки при заражении АОХВ персоналом аварийного химического объекта и самим населением должны использоваться индивидуальные противохимические пакеты ИПП-11.

Частичная дегазация санитарного транспорта, медицинского имущества и других предметов как обязательное и срочное мероприятие проводится при заражении стойкими АОХВ и заключается в обезвреживании и удалении АОХВ с участков транспорта и имущества, которым вынуждены пользоваться лица, участвующие в ликвидации последствий аварии для выполнения своих функциональных обязанностей.

Для проведения частичной и полной дегазации и дезактивации техники (в том числе санитарного транспорта), медицинского имущества в подразделениях и частях медицинской службы могут применяться хлорсодержащие и щелочные рецептуры. Могут использоваться полидегазирующие рецептуры РД-А, РД и РД-2; растворы на основе порошков СН-50 «Новость», СФ-2у, новые средства — полидегазирующая и дезинфицирующая рецептура окислительно-нуклеофильного действия (ПДР)

Полная специальная обработка (ПСО) включает:

  • • полную санитарную обработку раненых и больных, личного состава медицинской службы;
  • • полную дегазацию, дезактивацию и дезинфекцию техники (в том числе санитарного транспорта), медицинского имущества и других предметов, а также территории подразделений и частей медицинской службы.

ПСО проводится при заражении АОХВ на этапах медицинской эвакуации, оказывающих квалифицированную и специализированную медицинскую помощь.

Она заключается в обмывании всего тела теплой водой (37—40 °С), с мылом и мочалкой, обязательной смене белья и обмундирования.

Для проведения полной санитарной обработки на этапах медицинской эвакуации используются дезинфекционно-душевые установки ДДА-2, ДДА-66, ДДП-2.

Зараженная одежда на пунктах санитарной обработки собирается (при необходимости) для последующей дегазации или уничтожения.

В целях ликвидации последствий аварии производится дегазация территории, сооружений, оборудования, техники и других объектов внешней среды. Возвращение населения в зону заражения допускается после проведения контроля зараженности.

Продукты питания, пищевое сырье и фураж, оказавшиеся в зоне заражения, подвергаются проверке на зараженность, после чего принимается решение на их дегазацию или уничтожение. Запасы воды и источники водоснабжения также проверяются на зараженность.

Основными мероприятиями медико-санитарного обеспечения при химической аварии являются:

  • • оказание в максимально короткие сроки первой помощи пораженным;
  • • эвакуация пораженных из очага;
  • • специальная обработка пораженных;
  • • приближение к очагу первой врачебной помощи;
  • • организация квалифицированной и специализированной медицинской помощи.

При ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, связанных с химическими авариями, используются все находящиеся в зоне ЧС лечебно-профилактические, санитарно-гигиенические, противоэпидемические и аптечные учреждения независимо от их ведомственной принадлежности.

Характер поражения людей АОХВ таков, что медицинская помощь пораженным должна быть оказана в наиболее краткие сроки и в полном объеме, что обусловливает необходимость постоянной и максимально полной обеспеченности формирований и учреждений СМК соответствующим ассортиментом лекарственных средств.

В настоящее время разработаны и внедряются в практическую деятельность «Стандарты по медико-санитарному обеспечению при химических авариях» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 28 декабря 2001 г. № 2510/13132-01-34) согласно первоочередному списку АОХВ, принятому службой медицины катастроф Министерства здравоохранения РФ.

Вблизи границы зоны загрязнения в незагрязненном районе организуются места сбора пораженных, где силами врачебно-сестринских бригад, бригад скорой медицинской помощи и других формирований оказывается медицинская помощь по жизненным показаниям.

Зона загрязнения, концентрация токсического вещества в которой менее или равна ПДК, является безопасной.

Первая врачебная помощь направлена прежде всего на устранение тяжелых, угрожающих жизни проявлений интоксикации.

Структура санитарных потерь в очагах химических аварий в результате химических аварий может выглядеть следующим образом:

  • • легкой степени — 25%;
  • • средней тяжести и тяжелые — 40%;
  • • пораженные со смертельным исходом — 35%.

При авариях на ХОО поражения АОХВ следует ожидать у 60—65% пострадавших, травматические повреждения — у 25%, ожоги — у 15%. При этом у 5% пострадавших поражения могут быть комбинированными (АОХВ + травма, АОХВ + ожог).

Закрепленная за химически опасным объектом больница (вне загрязненной зоны) должна быть специально подготовлена к работе по массовому приему и лечению пораженных со свойственной для данного объекта экзогенной интоксикацией.

При наличии в окружающей среде стойких или неизвестных АОХВ все пораженные считаются загрязненными, а защитные мероприятия должны быть полными.

В процессе работы лечебного учреждения необходимо периодически проводить токсико-гигиенический контроль воздуха помещений и оценивать качество специальной обработки.

При поступлении в лечебное учреждение пораженных нестойкими АОХВ отделение специальной обработки не развертывается и специальная обработка не проводится.

Квалифицированная и специализированная медицинская помощь пораженным АОХВ оказывается в госпитальных медицинских учреждениях, откуда, как правило, дальнейшей эвакуации они не подлежат.

Лечение осуществляется до выздоровления, там же решаются вопросы их реабилитации и экспертизы.

При проведении медицинской сортировки среди пораженных выделяют потоки:

  • нуждающихся в неотложной квалифицированной медицинской помощи (при наличии тяжелых, угрожающих жизни проявлений интоксикации), которых после оказания помощи в приемно-сортировочном отделении, распределяют на группы:
    • ? временно нетранспортабельных (кома, коллапс, судорожный синдром), которых направляют в терапевтическое отделение,
    • ? требующих дыхательной реанимации направляют в отделение реанимации,
    • ? требующих изоляции (психомоторное возбуждение) направляют в психоизолятор;
  • нуждающихся в специализированном лечении — на эвакуацию в специализированные стационары (ФОВ — первая очередь эвакуации, в положении лежа, санитарным транспортом);
  • пораженных, медицинская помощь которым может быть отсрочена (при наличии умеренных проявлений интоксикации, после купирования тяжелых нарушений на предыдущих этапах эвакуации) и оказана во вторую очередь или на следующем этапе, куда они доставляются во вторую очередь, санитарным транспортом;
  • легкопораженных, остаются на ЭМЭ до полного излечения или направляются под наблюдение в медицинские учреждения по месту жительства;
  • практически здоровых людей, не имеющих признаков отравления химическими веществами;
  • агонирующих (пораженных АОХВ, имеющих одновременно тяжелые, несовместимые с жизнью ранения или обширные ожоги), которых оставляют в госпитальном отделении, а для облегчения страданий им проводится симптоматическая терапия.

Квалифицированная медицинская помощь включает в себя две группы мероприятий: неотложные и отсроченные.

После оказания квалифицированной медицинской помощи проводится эвакуация по назначению. Все пораженные тяжелой и средней степени подлежат лечению в специализированных ЛПУ, для лечения на этапе квалифицированной помощи остаются легкопораженные.

При оказании помощи пораженным следует учитывать тот факт, что при комбинации поражений: АОХВ, термического поражения, ранения — развиваются патологические состояния, особенностями которых являются взаимосвязь и взаимообусловленность общих и местных изменений химической и нехимической природы.

Развивающийся синдром взаимного отягощения (СВУ) или потенцирование разных по этиологическому происхождению процессов проявляется при комбинации поражений с тем большей вероятностью, чем тяжелее компоненты этих комбинаций.

При этом существенно возрастает частота летальных исходов, а у оставшихся в живых отмечается тяжелое и длительное течение поражений.

Наряду с оказанием неотложной медицинской помощи при химических авариях обязательно проводятся санитарно-гигиенические мероприятия. Одновременно предусматриваются меры по проведению общих санитарных и противоэпидемических мероприятий, выполнение которых необходимо при возникновении ЧС.

Следует учитывать, что при любой ЧС (землетрясение, наводнение, пожар и др.) возможны аварии на химически опасных объектах с выбросом АОХВ. Меры по сокращению или исключению контакта с токсичным веществом могут существенно снизить количество потерь и тяжесть поражений, а иногда и предотвратить их.

Источник: https://bstudy.net/613461/bzhd/osnovy_meditsinskogo_obespecheniya_likvidatsii_posledstviy_himicheskih_avariy

Ликвидация последствий ЧС Основные вопросы рассматриваемые в

Ликвидация последствий ЧС химического характера: В ликвидации последствий ЧС химического характера в прежде всего

Ликвидация последствий ЧС

Основные вопросы рассматриваемые в докладе 1. 1. Основы организации спасательных и других неотложных работ. Способы их ведения. 2. 2. Оценка необходимых объектов работ и определения состава сил и средств для ликвидации последствий ЧС. 3. 3.

Обеспечение взаимодействия при ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. 4. 4. Определение затрат, необходимых для ликвидации последствий ЧС.

Медицина катастроф как собственная часть системы чрезвычайного реагирования при экстремальных ситуациях.

Основы организации спасательных и других неотложных работ. Способы их ведения.

Наличие большого количества радиационно-, химически-, пожаро-, взрывоопасных объектов промышленности, размещенных на территории нашей страны, широкий спектр природных явлений, приводящих к стихийным бедствиям, сложная экологическая обстановка в ряде регионов, непрерывное совершенствование ракетно-ядерного оружия, обычных средств поражения предъявляют повышенные требования к организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Две группы аварийно-спасательных и других неотложных работ ► Аварийно-спасательные работы — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. ► Неотложные работы при ликвидации ЧС — это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Цели аварийоно-спасательных и других неотложных работ ► спасения людей и оказания помощи пораженным, ► локализации аварий и устранения повреждений, препятствующих проведению спасательных работ, ► создания условий для последующего проведения восстановительных работ.

К аварийно-спасательным работам относят: ► разведку маршрутов движения формирований и участков предстоящих работ; ► локализация и тушение пожаров на путях движения формирований и участках работ; ► розыск пораженных и извлечение их из завалов, поврежденных и горящих зданий, загазованных, задымленных и затопленных помещений; ► подача воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной вентиляцией;

Одновременно могут проводиться следующие работы: ► обеззараживание очагов поражения; ► сбор материальных ценностей; ► обеспечение питанием нуждающегося в нем населения; ► утилизация зараженного продовольствия и другие работы, направленные на предотвращение возникновения эпидемии.

Силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Для осуществления на территории города наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются силы и средства ГСЧС, включающие в себя органы управления, системы связи, оповещения и информирования, аварийно-спасательные службы, профессиональные, нештатные и общественные аварийно-спасательные формирования, создаваемые органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями города, которые находятся в едином оперативном подчинении органа, специально уполномоченного на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В состав этих сил в обязательном порядке входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом необходимой достаточности для выполнения аварийно-спасательных работ. Создание аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных и общественных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Порядок подготовки, поддержания в готовности и использования указанных сил и средств определяется Положением о ГСЧС.

Cилы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначенные или привлекаемые для проведения аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других работ в зонах чрезвычайных ситуаций и очагах поражения, состоят из: ► формирований поисково-спасательной службы МЧС России; ► военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти; ► сил Государственной противопожарной службы МЧС России; ► формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф формирований ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации; ► военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; ► формирований гражданской обороны территориального, местного и объектного уровней; ► специально подготовленных сил и средств войск гражданской обороны, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций; ► аварийно-технических центров Министерства Российской Федерации по атомной энергии; ► служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России; восстановительных и пожарных поездов Министерства путей сообщения Российской Федерации; ► аварийно-спасательных служб и формирований Федеральной службы морского флота России (включая Государственный морской спасательно-координационный центр и спасательно-координационные центры), Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.

Обеспечение взаимодействия при ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ ► Инженерное обеспечение ► Химическое обеспечение ► Медицинское обеспечение ► Техническое обеспечение ► Транспортное обеспечение ► Дорожное обеспечение ► Гидрометеорологическое обеспечение ► Метрологическое обеспечение ► Материальное обеспечение ► Комендантская служба в зоне чрезвычайной ситуации

Общие положения об оценке обстановки при возникновении чрезвычайных ситуаций Целью прогнозирования и оценки последствий обстановки чрезвычайных ситуаций является определение размеров зоны чрезвычайной ситуации, степени разрушения зданий и сооружений, а также потерь среди персонала объекта и населения. Как правило, эта работа проводится в три этапа.

Первый этап ► Производится прогнозирование последствий наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемое для среднестатистических условий (среднегодовые метеоусловия; среднестатистическое распределение населения в домах, на улице, в транспорте, на работе и т. п. ; средняя плотность населения и т. д. ). Этот этап работы проводится до возникновения чрезвычайных ситуаций.

Второй этап ► Осуществляется прогнозирование последствий и оценка обстановки сразу же после возникновения источника чрезвычайных ситуаций по уточненным данным (время возникновения чрезвычайной ситуации, метеорологические условия на этот момент и т. д. ).

Третий этап ► Корректируются результаты прогнозирования и фактической обстановки по данным разведки, предшествующей проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Шесть основных поражающих факторов ► Барическое воздействие (взрывы взрывчатых веществ, газовоздушных облаков, технологических сосудов под давлением, взрывы обычных и ядерных средств массового поражения и т. д. )

► Термическое воздействие (тепловое излучение при техногенных и природных пожарах, огненный шар, ядерный взрыв и т. д. ) ► Радиационное воздействие (техногенные аварии на радиационно-опасных объектах, ядерные взрывы и т. д. )

► Биологическое воздействие (эпидемии, бактериологическое оружие и т. д. ). ► Механическое воздействие (осколки, обрушения зданий, сели, оползни и т. д. )

► Токсическое воздействие (техногенные аварии на химически опасных производствах, шлейф продуктов горения при пожарах, применение химического оружия, выбросы токсических газов при извержениях вулканов и т. д. );

Обеспечение взаимодействия при ведении аварийно — спасательных работ и других неотложных работах

Согласование действий ► Согласование действий по цели (задачам) заключается в выполнении работ подчиненными, приданными и взаимодействующими формированиями в определенной последовательности, обеспечивающей благоприятные условия, наибольшую эффективность и кратчайшие сроки выполнения главной задачи.

Согласование действий ► Согласование действий по месту заключается в направлении усилий формирования на решении главной задачи в определенных местах (участках) с учетом сложившейся обстановки.

Согласование действий ► Согласование действий по времени означает, что выполняемы в определенной последовательности работы должны начинаться и заканчиваться всеми формированиями в установленные сроки. Важнейшей предпосылкой успешного взаимодействия формирований является правильное определение задач каждому формированию.

Порядок работы начальника ГО, командиров НАСФ по организации взаимодействия

► порядок выдвижения формирования к объекту работ; ► порядок действий при преодолении завалов, зон пожаров, заражения и других препятствий на маршрутах движения; ► время прохождения исходного пункта и пунктов регулирования; ► порядок проведения работ по устройству проездов и проходов в завалах; ► порядок локализации и тушение пожаров; ► порядок вскрытия защитных сооружений (ЗС); ► порядок локализации и ликвидации аварий; ► порядок извлечения раненых, (пораженных) из завалов и разрушенных зданий и убежищ; ► порядок действий при ведении АСДНР в сложных условиях обстановки и действий при резком изменении обстановки, возникновении непосредственной опасности для жизни личного состава; ► порядок оказания медицинской помощи и выполнение других работ (таких как проведение специальной обработки); ► порядок взаимодействия с другими формированиями и специалистами при ликвидации повреждений на коммунально-энергетических сетях; ► размещение пунктов управления (ПУ) подчиненных, приданных и взаимодействующих формирований; ► организацию связи и порядок передачи информации; ► сигналы управления, оповещения и порядок действий по ним.

Организация управления и взаимодействия при ликвидации последствий ДТП

► С целью повышения эффективности спасения пострадавших в ДТП федеральными органами исполнительной власти, организациями РФ, подведомственными им региональными, территориальными и местными органами управления, а также аварийно-спасательными формированиями (АСФ) определяются зоны обслуживания (ответственности).

Зоны обслуживания АСФ

► Зоны обслуживания АСФ, участвующих в спасении пострадавших в ДТП, устанавливаются ведомственной нормативной правовой документацией в соответствии с территориально-административ ным делением РФ по согласованию с соответствующей комиссией по чрезвычайным ситуациям и отражаются в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федеральных и региональных органов управления по делам ГОЧС, комиссий по ЧС субъектов РФ и местных административно-территориаль ных образований.

► Организация взаимодействия при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий ► Взаимодействие при оказании помощи пострадавшим и ликвидации последствий ДТП — это согласованные и взаимосвязанные по целям, задачам, месту (объектам), времени и способам выполнения действия сил и средств органов управления и АСФ. Организация взаимодействия при ликвидации последствий ДТП включает комплекс мероприятий, проводимых соответствующими должностными лицами сторон и органами управления по согласованию действий сил и средств при совместном выполнении ими задач спасения пострадавших и ликвидации последствий ДТП.

Поддержание непрерывного взаимодействия ► Организация и поддержание непрерывного взаимодействия является важнейшей обязанностью всех командиров формирований(подразделений) и органов управления.

Это делается прежде всего в интересах формирований(подразделений), выполняющих главные задачи, и заключается в согласовании действий всех участвующих в спасательных работах по цели, месту, времени, задачам и способам их выполнения, а также во взаимной помощи при выполнении поставленных задач.

► Таким образом, можно сказать, что спасатель является главной фигурой, и в большинстве случаев все остальные работают на него, помогают ему, ибо он, и только он находит людей из завалов, из разрушенных помещений, подвалов, высвобождает придавленных и прижатых конструкциями, оборудованием.

В необходимых случаях он должен уметь первым оказать медицинскую помощь. В то же время медицинские формирования всегда обязаны быть рядом, действовать совместно, следую шаг за шагом за спасателями.

Пожарные помогают справиться с огнём и, главным образом и в первую очередь, спасают людей там, где могут задохнуться, отравиться угарным газом или погибнуть от высокой температуры и ожогов. Они прокладывают путь спасателям через огонь и дым, устанавливают лестницы, применяют ручные спасательные средства. Подразделения механизации, обеззараживания, разведки, связи — все действуют по единому плану, решая одну задачу.

Руководитель аварийно-спасательных работ должен согласовать: ► порядок выдвижения (выхода) к объекту работ, действия при преодолении завалов, зон пожаров и других препятствий, которые могут встретиться ещё на подходе к месту аварии или в зоне ЧС; ► порядок проведения поиска пострадавших и спасательных работ, локализации и тушения пожаров, оказания медицинской помощи; ► организация связи и порядок передачи информации; ► сигналы управления, оповещения и порядок действий по ним; ► Связь является основным средством, обеспечивающим управление, а значит и тесное взаимодействие формирований. Для этого используются радио, проводные, подвижные и сигнальные средства.

Медицинское обеспечение ► Цель его заключается в оказании своевременной помощи пострадавшим, сохра нении здоровья и работоспособности личного состава, участвующего в проведе нии АСДНР, своевременном оказании медицинской помощи заболевшим или по лучившим травмы и отравления.

Оно включает комплекс лечебно-профилакти ческих, санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, ко торые проводятся на всех этапах спасательных работ. ► Медицинское обеспечение организует старший медицинский начальник, назна ченный в район стихийного бедствия или на объект, где произошла авария.

Осу ществляют его медицинские пункты, развертываемые, как правило, вблизи или непосредственно на участках работ. Здесь оказывают медицинскую помощь, в крайних случаях делают предохранительные прививки.

Персонал медицинского пункта ведет наблюдение за выполнением установленного режима работ, за санитарно-гигиеническим состоянием территории, контролирует правильность пита ния, качество воды, присматривает за отдыхом личного состава формирований, воинских подразделений.

► Развертывание таких пунктов осуществляется не всегда. В большинстве случа ев используются расположенные поблизости поликлиники, больницы, санитарно-эпидемиологические станции и другие учреждения.

Определение затрат, необходимых для ликвидации последствий ЧС

► Универсальный принцип оценивания ущерба от от чрезвычайных ситуаций разных типов – это сумма локальных пофакторных ии пореципиентных ущербов.

► Пофакторные ущербы отражают комплексную экономическую оценку причиненного вреда по основным факторам воздействия. К ним относятся ущербы от: ► Загрязнения атмосферного воздуха (( АА фф ); ); ► Загрязнения поверхностных подземных вод (( ВВ фф ); ); ► Загрязнения земной поверхности и почв (( ЗЗ фф )). .

► Пореципиентные ущербы отражают экономическую оценку фактического вреда, причиненного основным реципиентам воздействия ЧС.

К ним относятся ущербы от: ► потери жизни и здоровья населения (( НН рр ); ); ► уничтожения и повреждения основных фондов, имущества, продукции (( ММ рр ); ); ► изъятия или ухудшения качества сельскохозяйственных угодий (( РР с/гс/г ); ); ► потерь продуктов и объектов лесного хозяйства (( РР л/гл/г ); ); ► потерь рыбного хозяйства (( РР р/гр/г ); ); ► уничтожения или ухудшения качества рекреационных ресурсов (( РР рекрек ); ); ► потерь природно-заповедного фонда (( РР пзфпзф ). ).

Нормативные акты, регламентирующие финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций ► 1.

Постановление Правительства от 13 мая 1997 года “О порядке выделения средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий”; ► 2.

Инструкция об учете и отчетности за использованием финансовых средств на мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий из резервного фонда Правительства Российской Федерации на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, утвержденная МЧС, Минфином и Мин экономики России от 5 мая 1994 года; ► 3.

Постановление Правительства России от 10 ноября 1996 года “О порядке создания и использования резервного фонда материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”. ► 4. Соответствующие нормативные документы имеются на уровне субъектов федерации и муниципальных образований.

Блок-схема

Блок схема- алгоритм ► В блоке 1 — определяется цель расчета оценки. ► В блоке 2 — в соответствии с установленной целью определяется набор показателей, характеризующих социально-экономические последствия ЧС.

► В блоке 3 — определяются конкретные условия оценки социально-экономических последствий от ЧС: является ли это этапом прогнозирования, когда характеристики ЧС только предполагаются, или это этап, когда характеристики уже известны (локализация ЧС, проведение аварийно-спасательных работ и т. п. ), но не поступили данные с мест о значениях показателей социально-экономических последствий, или этап, когда уже известны фактические значения этих показателей или отдельных их составляющих, по которым можно оценить реальную картину. ► В блоке 4 — производится расчет в определенных предыдущими блоками условиях

Чрезвычайные ситуации техногенного характера ► Транспортные аварии ► Пожары и взрывы ► Аварии с выбросом (угрозой выброса) ► Внезапное разрушение сооружений ► Аварии электроэнергетических систем ► Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения ► Аварии на очистных сооружениях ► Гидродинамические аварии

Чрезвычайные ситуации природного характера ► Геологические и геофизические опасные явления ► Метеорологические и агрометеорологические опасные явления ► Гидрологические опасные явления ► Пожары лесные, степные, хлебных массивов, полезных ископаемых

Чрезвычайные ситуации медицинского и биологического характера ► Инфекционная заболеваемость людей ► Инфекционная заболеваемость с/х животных ► Поражение с/х растений болезнями и вредителями

Чрезвычайные ситуации экологического характера ► Изменение состояния суши ► Изменеиие состояния и свойств атмосферы ► Изменеиие состояния и свойств гидросферы ► Изменеиие состояния биосферы

Основные выводы ► Экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера носит системный характер; ► С точки зрения обеспечения надежной защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций его следует рассматривать как совокупный социально-экономический ущерб; ► Учет возможного совокупного социально-экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций исполнительными органами муниципальных образований, субъектов федерации и государства при разработке прогнозов социально-экономического развития способствует обеспечению макроэкономического роста; ► Максимально полный учет опасности экономического ущерба администрацией объектов экономики содействует реализации стратегических целей развития предприятий; ► Экономическая политика органов управления различных уровней, построенная с учетом опасности возникновения социально-экономического ущерба, позволяет снизить уровень негативных экономических и социальных последствий чрезвычайных ситуаций.

Медицина катастроф

Виды поражений при катастрофах ► Травмы ► Ожоги ► Отравления ► Синдром длительного сдавливания ► Лучевая болезнь ► Инфекционные заболевания

Задачи Службы медицины катастроф ► медицинская разведка в зоне чрезвычайной ситуации (ЧС) ► медицинская сортировка пострадавших ► организация и оказание медицинской помощи пострадавшим ► организация эвакуации и эвакуация пострадавших из зоны ЧС ► привлечение дополнительных медицинских сил и средств для помощи пострадавшим в случае необходимости ► организация госпитализации пострадавших ► руководство действиями медицинских формирований и учреждений, администрации населенных пунктов в зоне ЧС.

Структура Территориального Центра Медицины Катастроф ► Оперативно-диспетчерский отдел ► Клинический отдел ► Мобильный пневмокаркасный госпиталь ► Вспомогательные службы ► Научный отдел ► Учебный отдел ► Психологическая лаборатория ► Отдел санитарной авиации

► Медицина катастроф использует новейшие технические средства, и по этому действия этой службы всегда отличались скоростью реагирования и своевременным оказанием помощи населению. Этот вид медицины имеет широкое распространение, что помогает добиться качественных результатов при спасении человеческих жизней и устранении последствий катастроф.

Спасибо за внимание!!!

Источник: https://present5.com/likvidaciya-posledstvij-chs-osnovnye-voprosy-rassmatrivaemye-v/

Scicenter1
Добавить комментарий