Логика. 1998 — Логика

Логика

Логика. 1998 - Логика

Учебник для студентов юридических вузов и факультетов

К читателю

Вводный раздел. Логика как наука Глава I. Предмет логики 1. Специфика логики как науки 2. Мышление как объект логики 3. и форма мышления 4. Связь мыслей. Закон мышления 5. Истинность и правильность мышления Глава II. История логики (краткий очерк) 1. Возникновение и этапы развития традиционной формальной логики 2. Создание символической логики 3. Становление диалектической логики Глава III. Значение логики 1. Социальное назначение и основные функции логики 2. Роль логики в формировании логической культуры человека 3. Значение логики для юристов Раздел первый. Понятие Глава I. Общая характеристика понятия 1. Понятие и предмет 2. Понятие и слово Глава II. Виды понятий 1. Виды понятий по их содержанию 2. Виды понятий по их объему Глава III. Отношения между понятиями 1. Отношения между понятиями по их содержанию 2. Отношения между понятиями по их объему Глава IV. Логические операции с понятиями 1. Определение 2. Деление 3. Обобщение и ограничение понятий Раздел второй. Суждение Глава I. Общая характеристика суждения 1. Суждение и связь (отношение) предметов 2. Суждение и предложение Глава II. Классификация суждений 1. Простые суждения 2. Сложные суждения Глава III. Отношения между суждениями 1. Отношения между простыми суждениями 2. Отношения между сложными суждениями Глава IV. Логические операции с суждениями 1. Преобразование суждений 2. Отрицание суждений Раздел третий. Умозаключение Глава I. Общая характеристика умозаключения 1. Умозаключение и взаимосвязь (взаимоотношение) предметов 2. Умозаключение и связь предложений 3. Типология умозаключений Глава II. Дедукция. Непосредственные умозаключения 1. Непосредственные умозаключения из простых суждений 2. Непосредственные умозаключения из сложных суждений Глава III. Дедукция. Опосредованные умозаключения из простых суждений 1. Простой категорический силлогизм 2. Сложный категорический силлогизм 3. Несиллогистические дедуктивные опосредованные умозаключения (из суждений об отношениях) Глава IV. Дедукция. Опосредованные умозаключения из сложных суждений 1. Условное умозаключение 2. Разделительное умозаключение Глава V. Индукция 1. Природа, роль и структура индукции 2. Полная индукция 3. Неполная индукция 4. Методы индуктивного исследования 5. Основные ошибки в индуктивных умозаключениях Глава VI. Традукция (аналогия) 1. Сущность и назначение аналогии, ее структура 2. Виды аналогии Раздел четвертый. Доказательство (логические основы аргументации) Глава I. Общая характеристика доказательства 1. Доказательство и всеобщая обусловленность предметов 2. Структура доказательства Глава II. Виды доказательства 1. Доказательство и опровержение 2. Прямые и косвенные доказательства Глава III. Правила доказательства. Ошибки в доказательстве 1. Правила доказательства 2. Ошибки в доказательстве Раздел пятый. Теория Глава I. Теория как особая форма мышления 1. Общая характеристика теории 2. Типы теорий 3. Логические отношения между теориями 4. Логические операции с теориями Глава II. Формы развития научного знания 1. Факт 2. Проблема 3. Гипотеза 4. Взаимодействие форм развития научного знания Раздел шестой. Основные законы мышления Глава I. Основные формально-логические законы 1. Закон тождества 2. Закон противоречия 3. Закон исключенного третьего 4. Закон достаточного основания Глава II. Соотношение законов формальной и диалектической логики 1. Сфера действия диалектических законов мышления 2. Действие формально-логических законов мышления в обобщенной форме Вместо заключения. Уроки логики Приложение. Практические задания. Введение Список сокращений Раздел первый. Понятие Глава I. Понятие как форма мышления 1. Понятие и предмет Происхождение и сущность понятия Способы образования понятия Структура понятия 2. Понятие и слово Слово (словосочетание) как средство выражения и закрепления понятия Слова – синонимы Глава II. Виды понятий 1. Виды понятий по их содержанию Конкретные и абстрактные понятия Положительные и отрицательные понятия Собирательные и несобирательные понятия Соотносительные и безотносительные понятия 2. Виды понятий по их объему Пустые и непустые понятия Общие и единичные понятия Глава III. Отношения между понятиями 1. Отношения между понятиями по их содержанию Сравнимые и несравнимые понятия 2. Отношения между понятиями по их объему 2. Подыщите примеры совместимых и несовместимых понятий. Совместимые понятия Несовместимые понятия Глава IV. Логические операции с понятиями 1. Определение Определение и сходные с ним операции Структура и функции определения Виды определений Правила определения. Ошибки в определении 2. Деление Деление и расчленение Роль и функции деления Структура деления Виды деления Правила деления. Ошибки в делении 3. Обобщение и ограничение понятий Обобщение понятий Ограничение понятий Раздел второй. Суждение Глава I. Суждение как форма мышления 1. Суждение и связь (отношение) предметов 2. Суждение и предложение 3. Структура суждений Глава II. Классификация суждений 1. Виды простых суждений Виды суждений по характеру связки (по качеству) Виды суждений по характеру субъекта (по количеству) Объединенная классификация суждений по количеству и качеству Распределенность терминов в суждениях Виды суждений по характеру предиката Виды суждений по характеру отношения между субъектом и предикатом (по модальности) 2. Сложные суждения и их виды Структура сложного суждения Виды сложных суждений Глава III. Отношения между суждениями 1. Отношения между простыми суждениями Сравнимые и несравнимые атрибутивные суждения Совместимые и несовместимые суждения Отношения между реляционными суждениями 2. Отношения между сложными суждениями Сравнимые и несравнимые сложные суждения Совместимые и несовместимые суждения Глава IV. Логические операции с суждениями 1. Преобразование суждений Преобразование простых атрибутивных суждений Обращение суждения Превращение суждений Противопоставление предикату суждения Преобразование простых реляционных суждений. Обращение Превращение реляционных суждений Преобразование сложных суждений 2. Отрицание суждений Отрицание простых суждений Отрицание сложных суждений Раздел третий. Умозаключение Глава I. Умозаключение как форма мышления 1. Умозаключение и взаимосвязь (взаимоотношение) предметов 2. Умозаключение и связь предложений Глава II. Дедукция. Непосредственные умозаключения 1. Непосредственные умозаключения из простых суждений Непосредственные умозаключения через преобразование суждений Непосредственные умозаключения через отношение суждений (в «логическом квадрате») 2. Непосредственные умозаключения из сложных суждений Глава III. Дедукция. Опосредованные умозаключения из простых суждений 1. Простой категорический силлогизм Структура простого категорического силлогизма Общие правила простого категорического силлогизма Фигуры и модусы простого категорического силлогизма Специальные правила фигур простого категорического силлогизма Сокращенный простой категорический силлогизм (энтимема) 2. Сложный категорический силлогизм Глава IV. Дедукция. Опосредованные умозаключения из сложных суждений 1. Условные умозаключения Условно-категорические умозаключения Чисто-условное умозаключение 2. Разделительные умозаключения Разделительно-категорические умозаключения Условно-разделительные умозаключения Чисто-разделительные умозаключения Глава V. Индукция 1. Индукция как тип умозаключения 2. Виды индукции 3. Основные ошибки в индуктивных умозаключениях Глава VI. Традукция (аналогия) 1. Традукция (аналогия) как тип умозаключения 2. Виды аналогии 3. Условия состоятельности выводов по аналогии Раздел четвертый. Доказательство Глава I. Доказательство как форма мышления 1. Доказательство и всеобщая обусловленность предметов 2. Структура доказательства Глава II. Виды доказательства Глава III. Правила доказательства. Ошибки в доказательстве Раздел пятый. Основные законы мышления Глава I. Основные формально-логические законы 1. Логический закон как форма связи между мыслями 2. Требования, вытекающие из основных формально-логических законов, и логические ошибки, связанные с их нарушением Глава II. Соотношение законов формальной логики и логики диалектической  
 

В основу учебника положены лекции, прочитанные автором – Е.А. Ивановым, доктором философских наук, профессором – в Академии труда и социальных отношений, а также в Российской таможенной академии.

Излагается общая логика, вводятся элементы символической (математической) и диалектической логики.

Освещаются основные положения логики, которые необходимо знать будущим юристам. Иллюстративный материал подобран с учетом специфики юридической аудитории.

Дается приложение «Практические задания» – для семинарских занятий и самостоятельной работы над учебным материалом.

3-е издание дополнено новым разделом «Теория», где раскрыты сущность и специфика теории как особой формы мышления и освещены формы развития научного знания: факт, проблема, гипотеза (в том числе судебно-следственная версия).

Весь учебный материал приведен в полное соответствие с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и переработан в соответствии с действующим российским законодательством.

Для студентов юридических вузов и факультетов.

Славной моей дочери Марине, родившейся дважды, с любовью посвящаю. Автор

К читателю

Логика – одна из обязательных учебных дисциплин во всех юридических вузах страны, а также на юридических факультетах университетов и академий.

Необходимость изучения логики будущими юристами обусловлена тем, что вся правотворческая, правоприменительная и правоохранительная деятельность в обществе связана с самыми насущными потребностями и интересами масс людей, а нередко и с их судьбами. Поэтому здесь требуется особая точность мышления. Даже малейшая логическая ошибка чревата серьезными негативными, а иногда и драматическими или даже трагическими последствиями.

Вспомним классический литературный пример с Катюшей Масловой из романа Л.Толстого «Воскресение». В связи с убийством (отравлением) купца Смелькова Маслова была приговорена к каторжным работам. И сделано это вследствие не только судебной, но и логической ошибки. Присяжные желали оправдать Маслову, однако в решении записали: «Виновна, но без умысла ограбления».

И никто не догадался добавить к ответу: «и без намерения лишить жизни». Получилась явная нелогичность: не грабила, не воровала, а убила бесцельно, отравила. Председатель суда хотел разъяснить присяжным, что их ответ: «Да, виновна», без отрицания умысла убийства, утверждает убийство с умыслом, но, торопясь кончить дело, не сделал этого.

В результате жизнь молодой женщины была загублена.

А вот другой пример – уже из самой нашей непростой жизни. Некоторое время назад страна была буквально потрясена серией страшных преступлений ростовского маньяка А. Чикатило (его имя позднее стало даже нарицательным).

Он совершил убийства на сексуальной почве нескольких десятков женщин и даже девочек! Но прежде чем насильник и убийца был пойман и осужден на смертную казнь, в результате не только судебной, но и логической ошибки вместо него за убийство девочки был приговорен к высшей мере наказания и незаслуженно расстрелян другой человек – А. Кравченко.

Какое же поистине колоссальное значение приобретает логическая точность мышления, если речь заходит о решении судеб больших масс людей! В этой связи приведем еще один, весьма впечатляющий пример. В 1992 г.

на протяжении нескольких месяцев в Конституционном Суде Российской Федерации рассматривались вопрос о конституционности указов Президента России Б. Ельцина относительно КПСС и сопутствующий ему вопрос о конституционности самой партии.

Главное, конечно, заключалось в исчерпывающей и точной юридической оценке существа дела. Но и от логической безупречности юридических доказательств спорящих сторон в огромной степени зависело, будет ли справедливым решение суда.

Нечего и говорить, что от этого решения, в свою очередь, зависели судьбы миллионов коммунистов и даже судьбы их семей. В известной степени от него зависела и судьба демократии в стране. К чести Конституционного Суда Российской Федерации, он принял тогда единственно верное решение.

В учебнике предпринята попытка выделить главное, что требуется знать впервые приступающему к изучению логики, особенно будущему юристу. Этим обусловлен и подбор иллюстративного материала. В то же время из-за ограниченного объема учебника многие частности сознательно опущены.

Из педагогических соображений здесь излагается в основном так называемая общая логика (традиционная, или аристотелевская) и вводятся лишь элементы символической (математической) и диалектической логики.

Автор стремился к известной полноте изложения поставленных проблем и в то же время к его максимальной краткости. Вот почему девизом избрано латинское выражение «Sapient! sat» («Умному достаточно»).

Что же и составляет величие человека, как не мысль?

А. Пушкин

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/logika-ivanov/

Современный философский словарь (1998). ЛОГИКА ВЫСКАЗЫВАНИЙ, ИЛИ ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ ЛОГИКА

Логика. 1998 - Логика

Приглашаем посетить сайт

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ЛОГИКА ВЫСКАЗЫВАНИЙ, ИЛИ ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЛОГИКА ВЫСКАЗЫВАНИЙ, или ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ ЛОГИКА —

раздел дедуктивной логики, в котором вопрос об истинности (или ложности) высказываний (т. е. суждений, рассматриваемых без их субъектно-предикатной структуры) в умозаключениях рассматривается на основе изучения следующего средства их выражения — т. н. элементарных (далее не разлагаемых и не анализируемых) высказываний с помощью логических операций.

Первые исследования в этом направлении начались еще в античности, в большей степени они принадлежат школе ранних стоиков (Хрисипп, III в. до н. э.). В рамках Schullogik эта тема представлена рассмотрением выводов из т. н.

сложных суждений (сложным называется суждение, в состав которого входят другие суждения). Современный вид она стала приобретать благодаря работам прежде всего Дж. Буля, а также А. Моргана, Ч. Пирса, Э. Шредера и др. Дальнейшее ее оформление связано с творчеством Г.

Фреге, Б. Рассела, Д. Гильберта, Л. Витгенштейна и др.

Л. в., входящая в основание других логических теорий (таких как логика «Редикатов, модальная логика) , является вводной частью, своеобразными пролегоменами всей математической логики, поэтому ее представление предваряет изложение логики предикатов (следует Учесть, что нотационные соглашения, т. е. названия и обозначения, в различных зданиях варьируются).

В основе алфавита языка Л. в. лежит непустое счетное множество атомарных формул Фо. Атомарные формулы выражают элементарные высказывания. Кроме того, алфавит содержит логические связки (союзы, операторы), выражающие логические операции.

  В ряду основных логических связок выделяют унарную связку «отрицание» — обозначается значком -? (читается «не-«) и бинарные связки: «конъюнкция» — & («и»), «дизъюнкция» — ? («или»), «импликация» -> («если…, то…»), «эквивалентность» — («…, если и только если…»), «строгая дизъюнкция» — («либо…, либо…»).

Логические операции носят соответствующие cвязкам названия.

Л. в. располагает синтаксической категорией формул. Множество формул обозначается — Ф, а сами формулы — А, В, С… Эффективная процедура, позволяющая определить, является ли данное выражение правильно построенной формулой Л. в.

, характеризуется следующими пунктами: a) Фо с Ф, т. е. все атомарные формулы есть формулы; b) Если А и В формулы, то (-.А), (А & В), (? ? В), (А -> В), (А В), (А В) тоже формулы; c) Больше никаких правильно построенных формул Л. в., кроме указанных в пунктах а) и Ь), нет.

Исследование свойств таких формул и способов установления их истинности является основной задачей Л. в. Существует два подхода к построению данной теории: алгебра высказываний и исчисление высказываний.

Алгебра высказываний, или по-другому — истинно-функциональная логика, рассматривает логические формулы как алгебраические выражения, которые можно преобразовывать по определенным правилам.

Буквы, обозначающие формулы, здесь играют роль пропозициональных переменных (аргументов), а логические связки — роль пропозициональных констант, или истинностных функторов, поскольку они определены через функции с областью значений — истина, ложь (обозначаемых соответственно «и» и «л»). Значение логических связок в алгебре высказываний определяют через истинностные таблицы.

Метод истинностных таблиц есть способ установления истинности высказываний, построенных в Л. в., т. к. логические функторы по заданным значениям аргументов однозначно определяют результат.

Поставив в заданную формулу вместо переменных их значения и выполнив над ними указанные логические операции в порядке, зависящем от расстановки скобок в формуле, получим в результате значение «и» или «л» для всей формулы и, следовательно, установим истинность (или ложность) сложного высказывания, описанного этой формулой.

Формула пропозициональной логики называется тавтологией, если она истинна при любом возможном распределении истинностных значений переменных, входящих в нее. Существует множество методов определения, является ли формула тавтологией. Наиболее распространенный метод — метод истинностных таблиц. Например, легко проверить, что формулы, выражающие логические законы, являются тавтологиями.

Метод истинностных таблиц может быть использован при доказательстве или опровержении корректности вывода посредством преобразования вывода в импликацию, где конъюнкция посылок составляет антецедент (левую часть импликации), а заключение совпадает с консеквентом (с правой частью импликации). Если эта импликация — тавтология, то вывод, представленный в ней указанным выше способом, корректен.

Например, корректность применения modus ponens подтверждается тем что формула (((А -> В) & А) -> В) — тавтология. Для обоснования, вместо базового, но громоздкого метода истинностных таблиц, приведем его сокращенный (устный) вариант, называющийся методом «приведения к абсурду».

Допустим что формула (((А -> В) & А) -> В) — не тавтология, значит, она может иметь значение «л» по крайней мере при одном наборе значений аргументов. Но для того, чтобы эта формула имела значение «л», значение ее подформулы ((А -> В) & А) должно быть «и», а значение В — «л».

Но истинное значение подформулы ((А -> В) & А) может иметь место только при истинных значениях ее конъюнктов — (А -» В) и А. Мы получили обязательные значения А — «и» и В — «л»; подставив их в подформулу (А -> В), получаем ее ложное значение.

Мы получили противоречие (абсурд): с одной стороны, для того чтобы формула (((А -> В) & А) -> В) имела ложное значение, необходимо, чтобы ее подформула (А -> В) была истинной, а с другой стороны — ложной Но этого не может быть, следовательно, исходная формула не имеет значения лжи ни при каком наборе значений ее аргументов, т. е. она тавтология.

Исчисление высказываний имеет дело с теми же логическими формулами, но устроено как логическое исчисление  (см. «Исчисление логическое»).

Существуют различные варианты исчисления высказываний, каждый из которых имеет свои аксиомы и свои правила вывода Для аксиом используются тавтологии Обычно используют два правила вывода: правило подстановки и modus ponens (Правило подстановки: «Из формулы F(A), содержащей букву А, выводима любая формула F(B), получающаяся заменой всех вхождений А в формуле F на произвольную, но одинаковую для всех вхождений А, формулу В». Оно позволяет формулировать логические законы как соотношения между простыми высказываниями, а затем распространять эти законы на любые сложные высказывания.) Оба правила широко используются во всех логических рассуждениях.

Исчисление высказываний строится как дедуктивная система. Это означает, что подходящие аксиомы и правила выхода задаются т. о., что каждая тавтология может быть доказана, следовательно, исчисление является семантически полным.

Оно также разрешимо и непротиворечиво: для каждой системы исчисления высказываний определено, что теоремы в ней — только тавтологии, а в множестве истинных предложений, какими являются тавтологии, ни одно предложение не противоречит другому.

А. Г. Кислов

© 2000- NIV

Источник: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/modern/articles/194/logika-vyskazyvanij-ili-propozicionalnaya.htm

Логика:

Логика. 1998 - Логика

КирилловВ.И., Старченко А.А.

Учебникдля  юридических  вузов.

Авторы:

В.И.Кириллов гл.I,§ 1, 2, 3, 5,6,гл.II, III, IV, § 1, 2, гл.VI,VII,§ 1—5; А.А. Старченко гл.I,§ 4, гл. IV,§ 3—5, гл. V,гл. VII,§ 6, гл. VIII—XI

КирилловВ.И., Старченко А.А.

К43       Логика:  Учебник для  юридических вузов.  — Изд.  5-е, перераб.и доп. — М.: Юристъ, 2002. — 256 с. ISBN5-7975-0059-0 (в пер.)

Вучебнике, подготовленном в соответствиис государственным образова­тельнымстандартом для юридических вузов, учтеныособенности преподава­ния курсалогики студентам высших юридическихучебных заведений. Исполь­зованыматериалы из области правовых наук,показано значение логических законов,приемов и операций в работе юриста Даныпредметный указатель и переченьлогических символов

Данноеиздание является пятым, переработанными дополненным. Предыдущие издания. М/Высшая школа, 1982 (удостоено бронзовоймедали ВДНХ); М.: Высшая школа, 1987; М.:Манускрипт, 1992: М : Юристъ, 1995.

Учебникможет быть использован не толькостудентами-юристами, но также студентамидругих гуманитарных специальностей

©«Юристъ», 1998

©КирилловВ.И.СтарченкоА.А., 1998

Оглавление

Логическиесимволы

ГлаваI. Предмет и значение логики

§1. Роль мышления в познании………………………………….  5

§2. Понятие о форме и законе мышления ……………..……….. 8

§3. Основные логическиезаконы…………….………………..    12

§4. Язык логики   …………………..…………………………….   18

§5. История логики (краткий очерк) ……………….………….   23

§6. Значение логики ………………… …………………………… 27

Контрольныевопросы ………………. ………………………….. 29

ГлаваII. Понятие

§1. Понятие как форма мышления  ………………..…………… 30

§2. и объем понятия………………………………   34

§3. Виды понятий  …………………………………………………  36

§4. Отношения между понятиями………………………………. 40

Контрольныевопросы ……………………….……………………  44

ГлаваIII. Логические операции с понятиями

§1. Обобщение и ограничение понятий  ……………..………   45

§2. Определение понятий……………………..………………….  47

§3. Деление понятий………………………..……………………..  54

§4. Операции с классами ……………………..………………….   60

Контрольныевопросы ……………………….…………………….  62

ГлаваIV. Суждение

§1. Суждение как форма мышления  ……………….………….   63

§2 Простые суждения …………….. …………………………… 66

§3. Сложные суждения …………………………………………..   78

§4, Логические отношения между суждениями………….….   86

§5. Модальность суждений…………………………………….   94

Контрольныевопросы    ………….. ……………………………105

ГлаваV. Логика вопросов и ответов

§1. Виды вопросов……………………….……………………….. 108

§2. Виды ответов …………….. …………………………………112

Контрольныевопросы    . . ………………  …………………….. 116

ГлаваVI. Дедуктивные умозаключения. Выводыиз простых суждений

§1. Умозаключение как форма мышления.Виды умозаключений…119

§2.Непосредственные умозаключения ….…………………121

§3. Простой категорический силлогизм  ….……………….128

§4. Умозаключения из суждений с отношениями……….. 141

Контрольныевопросы ……………………….……………………143

ГлаваVII. Дедуктивные умозаключения. Выводыиз сложных  суждений.

Со­кращенныеи сложные силлогизмы

§1. Чисто условное и условно-категорическоеумозаключения……144

§2. Разделительно-категорическоеумозаключение……. ….149

§3. Условно-разделительное умозаключение…………. … 151

§4. Сокращенный силлогизм (энтимема)……………..……… 153

§5. Сложные и сложносокращенные силлогизмы………… 155

§6. Понятие о логике высказываний…………………………….157 

Контрольныевопросы ……………………………………………160

ГлаваVIII.Индуктивные умозаключения

§1. Полная индукция……………………………………..…162

§2. Неполная индукция. Популярная индукция………….165

§3. Научная индукция ………………………………………168

§4. Статистические обобщения  …….………………………181

Контрольныевопросы ………….………………………….….183

ГлаваIX. Умозаключения по аналогии

§1 Понятие аналогии ………………………………………….184

§2. Виды аналогии ……………..………………………….…..185

§3. Условия состоятельности выводов поаналогии  …….187

§4. Роль аналогии в науке и правовомпроцессе………….189

Контрольныевопросы ……….………………………………194

ГлаваX. Логические основы аргументации

§1 Аргументация и доказательство.……………………………….195

§2. Состав аргументации: субъекты,структура…………………….197

§3. Способы аргументации: обоснование икритика ………………202

§4. Правила и ошибки в аргументации…………………………….212

§5. Поля аргументации………………………………………………224

Контрольныевопросы………………………………………..230

ГлаваXI. Гипотеза

§1. Понятие и виды гипотез. Версия………………………….…231

§2. Построение гипотезы (версии)………………..……………..236

§3. Проверка гипотезы ………………………………………….241

§4. Способы доказательства гипотез……………………………244

Контрольныевопросы…………………………………….…..247

Литература……………………………………………..…………248

Предметныйуказатель…………………………………………249

ЛОГИЧЕСКИЕСИМВОЛЫ

Кванторы

        — общности

         — существования

          Связки

        — конъюнкция(и)

v          — дизъюнкция нестрогая (или)

        — дизъюнкциястрогая (или)

       — импликация(если…, то…)

         — эквиваленция(если и только если…, то…)

         — отрицание(неверно, что…)

          Символыдля модальных операторов

М       — модальность

V         — доказано (верифицировано)

F         — опровергнуто (фальсифицировано)

О        — обязательно

F         — запрещено

Р         — разрешено

         — необходимо

    — случайно

         — возможно

      — невозможно

Источник: https://studfile.net/preview/3589907/

Scicenter1
Добавить комментарий