ЛОГИКА ФОРМАЛЬНАЯ: — наука, изучающая мышление с точки зрения его способности быть

Логика как наука о мышлении. Что же изучает логика как наука

ЛОГИКА ФОРМАЛЬНАЯ: - наука, изучающая мышление с точки зрения его способности быть

Что же изучает логика как наука и почему она называется формальной?

Слово «логика» происходит от греческого logos, что означает «мысль», «слово», «разум», «закономерность». В современном языке это слово используется, как правило, в трех значениях:

1)для обозначения закономерностей и взаимосвязей между событиями или поступками людей в объективном мире; в этом смысле довольно часто говорят о «логике фактов», «логике вещей», «логике событий», «логике международных отношений», «логике политической борьбы» и т.д.;

2)для обозначения строгости, последовательности, закономерности процесса мышления; при этом употребляются выражения: «логика мышления», «логика рассуждения», «железная логика рассуждений», «в выводе отсутствует логика» и др.

3)для обозначения особой науки, которая изучает логические формы, операции с ними и законы мышления.

Объектом логики как науки является мышление человека. Но мышление — сложный, многосторонний процесс обобщенного отражения человеком вещей, их свойств и отношений окружающего его мира. Этот процесс изучается многими науками, например такими, как философия, психология, генетика, языкознание, кибернетика и др.

Философия изучает происхождение и сущность мышления, его отношение к материальному миру и познанию. Психология изучает условия нормального (в соотношении с патологией) функционирования и развития мышления, влияние на него социально-психологической среды.

Генетика стремится раскрыть механизм наследования людьми способностей к мыслительной деятельности. Языкознание интересуется взаимосвязью мышления с языком. Ученые-кибернетики пытаются сконструировать технические модели мозга и человеческого мышления.

Логика же изучает процесс мышления с точки зрения его структуры мыслей, правильности и неправильности рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания мыслей и их развития.

Предметом логики являются логические формы, операции с ними и законы мышления.

Чтобы лучше понять предмет изучения логики, рассмотрим коротко процесс познания человеком окружающего его мира. Познание — процесс получения знаний о мире. Существуют два способа (источника) получения знаний:

1)чувственное познание — с помощью органов чувств и приборов;

2)рациональное (ratio — разум) — познание с помощью абстрактного мышления.

В основе материалистической теории познания лежит теория отражения: вещи, явления объективного мира воздействуют на органы чувств человека, заставляют работать всю систему передачи информации в мозг (а также сам мозг), в результате чего у человека создаются образы этих вещей и явлений. Чувственные образы — это знания о внешних свойствах, сторонах вещей и явлений (видимых, слышимых, осязаемых и т.д.). Таковы, например, наши знания о том, что «сегодня дождливая погода»; «на моих часах половина четвертого»; «эта роза — красная»; «Петр сидит слева от Павла» и т. д.

Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение (отражение отдельных свойств предметов), восприятие (отражение предмета в целом, это целостный образ предмета) и представление (сохранившийся образ предметов).

Но на ступени чувственного познания человек не может познать сущность вещей и явлений, их внутренние свойства. Как говорил Маленький Принц из одноименной повести А. де Сент-Экзюпери, «самого главного глазами не увидишь». Поэтому на помощь органам чувств приходит разум, или абстрактное мышление, которое отражает действительность в главных и существенных свойствах и отношениях.

В абстрактном мышлении познание мира происходит не явно, а опосредованно — без обращения к наблюдению, практике, а с помощью дополнительных рассуждений о свойствах и взаимосвязи предметов и явлений. Например, по термометру можно узнать о погоде; по следам, оставленным преступником на месте преступления, можно воссоздать картину преступления и найти преступника и т. п.

Одной из важнейших особенностей абстрактного мышления яв­ляются его взаимосвязь с языком: каждая мысль оформляется посредством слов и словосочетаний — «проговаривается» с помощью внутренней или внешней речи.

В процессе мышления человек не только отражает существующий мир, но может создавать новые идеи, абстракции, прогнозировать и предвидеть.

Рациональное или абстрактное мышление протекает в трех основных формах — понятия, суждения, умозаключения.

Понятие — форма мышления, с помощью которой создаются мысленные образы о предметах, их свойствах и отношениях. В процессе создания понятий человек анализирует интересующие его предметы, сравнивает их, выделяет существенные черты, синтезирует их, абстрагируется от несущественных, обобщает мысленно предметы по этим признакам.

В результате создаются мысленные образы о предметах, их свойствах и отношениях. Например, отвлекаясь от многообразных индивидуальных свойств студентов, связанных с их национальностью, полом, возрастом и т.д.

, и выделяя главные свойства, можно сказать, что студент — это учащийся высших образовательных учреждений; ученик — тот, кто получает образование; а сам человек — тот, кто способен трудиться, мыслить, говорить.

Понятия играют большую роль в познавательной деятельности человека. С их помощью он может обобщать, соединять мысленно то, что в жизни существует раздельно, обособленно. В объективном мире не существует студента, ученика, человека вообще, эти обобщенные образы могут существовать только в идеальном мире, в голове человека.

Образование понятий дает возможность иметь знания о явлениях исходя из главных, существенных свойств класса подобных явлений. О том, что получилось бы, если бы люди не пользовались в общении между собой понятиями, красноречиво повествует Джонатан Свифт.

Один мудрец, рассказывает автор «Путешествий Гулливера», предложил для выражения мыслей пользоваться в разговоре не понятиями о предметах, а самими предметами. Многие последовали этому «мудрому» совету. Правда, собеседникам приходилось таскать на плечах большие узлы с вещами.

При встрече на улице они снимали с плеч мешки, открывали их и, достав оттуда необходимые вещи, вели таким образом беседу. Разумеется, такая «беседа» могла быть до крайности элементарной, если она вообще могла состояться.

Имея понятия о предметах, человек может судить о них (высказывать суждения) и делать умозаключения. Например, имея понятие о человеке и зная, что все живое рано или поздно умирает, мы мо­жем высказать суждение: «Всякий человек — смертен».

Суждение — форма мышления, в которой о предмете мысли что-то утверждается или отрицается. Суждениями являются также следующие высказывания: «Всякий ученик сдает экзамен», «Если студент не сдаст экзамены за первый курс, то не будет переведен на второй курс» и т. д.

Из суждений мы можем получать новые суждения. Например: исходя из суждения «Всякий человек смертен», можно утверждать, что «Некоторые смертные — люди» или отрицать: «Ни один человек не бессмертен».

Если же мы свяжем суждение «Всякий человек смертен» с суждением «Сократ — человек», то можем чисто умственным путем получить новое суждение: «Сократ — смертен».

Такая взаимосвязь суждений называется умозаключением:

Всякий человек – смертен

Сократ — человек

Сократ – смертен.

В процессе построения понятий, суждений и умозаключений че­ловек может допускать сознательные и бессознательные ошибки. Чтобы избежать ошибок, необходимо знать правила мышления. Построенное по правилам (и законам) мышление называется правильным.

Правильное мышление — такое, в котором из исходных истинных знаний (понятий, суждений и умозаключений) всегда с необходимостью получаются новые истинные знания (новые понятия, суждения, умозаключения). В неправильном мышлении из истинных знаний могут получаться как истинные, так и ложные новые знания.

Например, исходя из суждений «Если шел дождь, то дорога будет мокрая» и «Шел дождь», можно с уверенностью сказать, что «Дорога будет мокрая».

Но неправильно делать вывод: «Если шел » дождь, то дорога будет мокрая» и «Дорога мокрая», следовательно, «Шел дождь», так как дорогу могли просто полить.

Неправильным будет рассуждение, когда из двух суждений «Если человек совершил кражу, то он совершил — преступление» и «Человек не совершил кражу» делается заключение «Человек не совершал преступление», так как человек мог совершить какое-либо другое преступление.

Вопрос о правильности умозаключений — это вопрос о правилах их построения, о правилах взаимосвязи отдельных мыслей (понятий, суждений, умозаключений). Именно этим интересуется логика как наука о мышлении. Поэтому ее называют «формальной логикой». Формальная логика отвлекается от конкретного содержания мыслей и их развития.

Но она учитывает истинность или ложность исследуемых мыслей (в двузначной формальной логике учитываются два значения всякой мысли — «истина» и «ложь»; в многозначной формальной логике вводятся другие значения, например «неопределенно»).

Иногда правильное мышление называют логичным — по названию науки, которая изучает эту сторону процесса мышления.

Вопрос об истинности (ложности) суждений — это вопрос о соответствии (несоответствии) того, что в нем утверждается или отрицается, объективному миру. Истинное суждение — такое, в котором верно отражается положение дел в объективной реальности (которое соответствует действительности).

Например: «Москва — столица России», «Преступник — человек, который нарушает правовые и нравственные законы общества» и т. п. Ложное суждение такое, которое не соответствует действительности. Например: «Санкт-Петербург — столица России», «Преступник — праведный человек» и т. д.

Вопросы о том, что такое истина вообще, как соотносится чувственное познание и абстрактное мышление в процессе достижения истины о предметах, изучает другая наука — философия.

Чтобы лучше понять предмет изучения логики и ее роль в познании и мышлении человека, необходимо остановиться более подробно на рассмотрении логической формы и законов мышления.

Источник: https://www.blogyka.ru/osnovy-logiki/84-logika-kak-nauka-o-myshlenii-chto-zhe-izuchaet-logika-kak-nauka.html

Логика как наука. Формы человеческого мышления

ЛОГИКА ФОРМАЛЬНАЯ: - наука, изучающая мышление с точки зрения его способности быть

Урок №1

Логика как наука. Формы человеческого мышления

(урок введения нового материала)

Цели урока:

— познакомить с понятием правильного мышления; историей науки логики;

— познакомить с формами человеческого мышления: понятием, суждением и их

характеристиками;

— научить строить диаграммы Эйлера- Венна для отображения объема понятий;

— научить выделять логическую форму суждения;

— развитие логического мышления, внимательности;

— повышение мотивации учебной деятельности.

Этапы урока

  1. Организационный момент. Постановка цели урока. 2 мин.

  2. Введение нового материала. 26 мин.

  3. Первичное закрепление. 12мин.

  4. Подведение итогов урока. 3 мин.

  5. Постановка домашнего задания.-2мин.

Ход урока

Введение. Исторические сведения

Познание истины– одна из важнейших потребностей человека. Каждый человек и человечество в целом стремятся к истине, добру и красоте.

Все люди нуждаются в истинном знании, получении новой информации о мире, в котором они живут.

Для чего? Для того, чтобы жить, что в данном случае означает ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, принимать правильные решения и на их основе совершать правильные действия.

Человек с древних времен стремился познать законы правильного мышления, т. е. логические законы. Законы развития есть у природы, общества, любой сложной системы и, конечно же, у самого мышления.

Существует даже мнение, что всякое движение нашей мысли, постигающей истину, добро и красоту, опирается на логические законы.

Мы можем не осознавать их, но вынуждены всегда следовать этим законам, чтобы жить в обществе, общаться с людьми, понимать их и быть понятыми. Наука логика помогает познанию этих законов.

Логика- наука, изучающая формы и законы человеческого мышления.

Логика- наука древняя. В Древней Греции, Древней Индии, Древнем Риме законы и формы правильного мышления изучались в рамках ораторского искусства. Применение логических приемов рассуждения позволяло ораторам более убедительно доносить до аудитории их точку зрения, склонять людей на свою сторону.

Что значит по- вашему мыслить логично?

Мыслить логично — значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки.

Слово «логика» происходит от греческого «logos» и означает «мысль, мышление, речь, разум, смысл…». Основоположником логики считают древнегреческого философа Аристотеля,жившего в384- 322 гг. до н.э.

Он впервые систематизировал формы и правила мышления, подробно разработал теорию умозаключений и доказательств, описал ряд логических операций, сформулировал основные законы мышления.

Логика Аристотеля – это так называемая формальная логика и связана с анализом наших обычных содержательных рассуждений, выражаемых разговорным языком.

Со временем логика в своем развитии перешла от формальной к математической, в которой запись рассуждений осуществляется уже с помощью символов. В ней появились математические методы исследования, конкретность законов. Основоположником математической логики считают философа- математика Г.В. Лейбница, который жил в 1646- 1716 гг.

В XIX веке появился раздел математической логики – алгебра логики (алгебра высказываний). Алгебру логики в честь ее создателя, английского математика Дж. Буля, назвали булевой алгеброй.

Булева алгебра нашла широкое практическое применение в технической области – при написании алгоритмов и программ, разработке электронных устройств, компьютеров, автоматических систем, в робототехнике и т.д.

При этом формальная логика не утратила своего значения, и в настоящее время используется в философии, юриспруденции, криминалистике, психологии и др. науках.

— Мы с вами познакомимся с основами формальной логики, подробно рассмотрим алгебру высказываний и логические основы ЭВМ.

§1. Формальная логика. Формы человеческого мышления

-Итак, как вы думаете, что является предметом исследования науки логики?

Предметом исследования науки логики является человеческое мышление. Мышление всегда осуществляется в каких- то формах.

В логике выделяют следующие формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – форма мышления, в которой отражаются отличительные существенные признаки предметов или явлений.

Примеры понятий: река, стол, Петя Иванов, апельсин.

-Запишите свои примеры.

Понятие имеет две основные логические характеристики: содержание и объём. понятия составляет совокупность существенных признаков предмета.

Например, содержание понятия ученик включает в себя признаки: познавать новое и иметь учителя. понятия хороший ученик включает в себя признаки: познавать новое, иметь учителя, иметь интерес к учебе, быть исполнительным, быть обязательным, быть воспитанным и др.

Любой ли отличник может в соответствии с этими признаками называться хорошим учеником? Заметим, что даже если ученик плохо учится, но проявляет интерес к учебе, всегда выполняет домашние задания, воспитан и помогает по мере сил тем, кто слабее его, то его можно отнести по данной совокупности признаков к хорошим ученикам.

Всех тех учеников, которые обладают выделенными признаками, можно объединить в множество.

Объём понятия – множество или совокупность предметов, каждому из которых принадлежат признаки, составляющие содержание понятия.

Т. о. объём понятия ученик, включает множество всех людей, которые когда- либо учились, учатся сейчас или будут учиться. А объём понятия ученик 8 кл. «А» школы 1929 включает по списку: {Иванов Тимур, ……… } Объём понятия река- это множество, состоящее из всех рек, имеющих свои имена {Обь, Иртыш, Волга, ….}

Объёмы понятий можно графически проиллюстрировать с помощью кругов Эйлера, названных так в честь знаменитого математика Леонарда Эйлера. Полученные рисунки будем называть диаграммами Эйлера- Венна (Венн усовершенствовал круги Эйлера).

Между множествами (объёмами понятий) могут быть различные виды отношений:

  • равнозначность, когда объёмы совпадают;
  • пересечение, когда объёмы понятий частично совпадают;
  • подчинение, когда объём одного понятия полностью входит в объём другого и др.

1. Множества:

А— Ю. Гагарин.

В- Первый космонавт.

В – Спортсмены.

3. А— Животные

В— Белка

4. А- Девочки

В— Мальчики

  1. Отобразите с помощью кругов Эйлера- Венна соотношение между объемами понятий:

D – ученики вашего класса;

А – ученики, которые занимаются спортом;

В – ученики, которые любят математику;

С – ученики, которые учатся без троек в четверти.

Возможные ответы можно вывести на экран с помощью слайдовой презентации (К уроку№1). Найти вместе с учащимися правильный ответ для данного класса, его зарисовать, а остальные обсудить.

Возможные решения:

В последнем случае диаграмма показывает, что в классе ученики, которые занимаются спортом, не любят математику и нет учеников, которые не имели бы троек в триместре. Т. е. множество С – пустое множество и на диаграмме не отображено. Другими словами объём понятия С не содержит ни одного элемента.

Подведение итогов урока

Произнести определения основных новых понятий (логика, форма мышления: понятие, характеристики понятия).

— На уроке мы научились отображать объёмы понятий с помощью кругов Эйлера.

Поставить оценки наиболее активным учащимся.

Урок №2

II. Суждение

Суждение (высказывание, утверждение) – форма мышления, в которой что–либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях между ними.

Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждение не может быть выражено повелительным или вопросительным предложением.

Примерысуждений:

  1. Это яблоко спелое и вкусное.

  2. Скоро пойдет дождь и будет сыро.

  3. Кто внимательно слушает учителя на уроке, тот быстрее усвоит учебный материал.

— Придумайте и запишите свой пример.

Суждения бывают простыми и сложными. Если высказывание можно разбить на более простые суждения, то оно является сложным.

Например, все три первых высказывания сложные. Почему? (можно разбить на простые, например: Яблоко спелое. Яблоко вкусное.)

Всякое утверждение может быть либо истинным либо ложным по своему содержанию.

Логическими характеристиками данной формы мышления являются содержание и логическая форма.

высказывания — это то, о чем в нем идет речь, его смысл. По содержанию высказывания могут быть истинными или ложными.

Одно и тоже высказывание разными людьми может восприниматься как истинное или ложное в зависимости от их взглядов, жизненного опыта, особенностей национальной культуры, воспитания, образования и т.д.

Например, для кого-то истинным является, что свободу, безопасность и комфорт дают глубокие знания, а для кого-то – свободу, безопасность и комфорт дают большие деньги.

Для того чтобы вести рассуждения и оценивать их правильность, необходимо прежде договориться по каждому суждению, будем ли мы его рассматривать как истинное или ложное в данном конкретном случае. Интерес представляет то, чем высказывания отличаются друг от друга, что характеризует каждое из них и неизменно для каждого из них, а именно их форма.

Логическая форма высказывания — это его строение, способ связи его составных частей.

Форма суждения, в отличие от его содержания, объективна, т.е. не зависит от тех или иных взглядов того или иного человека.

Попробуйте определить логическую форму следующих высказываний:

  1. Все лошади едят овёс.

  2. Все реки впадают в море.

  3. Все книги имеют страницы.

  4. Все школьники отличники.

Все данные высказывания по содержанию разные, но они имеют одинаковую логическую форму. Какую? Все S есть Р.

В следующих высказываниях другая логическая форма.

1) Люди не боги.

2) Животным учиться не нужно.

Логическая форма: Все S не есть Р.

В аристотелевской логике рассматривались четыре вида суждений:

Вид

суждения

общеутвердительные

общеотрицательные

частноутвердительные

частноотрицательные

Логическая форма

Все S есть Р

Все S не есть Р.

Некоторые S есть Р.

Некоторые S не есть Р.

Пример высказывания

Все рыбы- животные.

Рыбы не животные.

Щука и карась являются животными

Лосось и рыба- меч не животные

Правильность высказывания по содержанию

Истинное высказывание

Ложное суждение

Истинное высказывание

Ложное суждение

В современной формальной логике рассматриваются различные логические формы суждений.

Понятие о предмете (S) называют субъектом, понятие о свойствах и отношениях предмета (P) называется предикатом. Отношения между субъектом и предикатом выражаются связкой.

Таким образом, каждое высказывание состоит из трех элементов: субъекта, предиката и связки.

Разобрать примеры в таблице.

Дополнительные задания

  1. Придумайте примеры предложений, которые не будут в формальной логики считаться суждениями.

  2. Определите, что в высказывании Компьютер состоит из процессора, памяти и внешних устройств является субъектом, предикатом и связкой. Определите его логическую форму.

  3. Постройте диаграмму Эйлера- Венна для множеств: А- множество зверей, В- множество хищников, С- множество тигров, D- множество акул.

Подведение итогов урока

Произнести определения основных новых понятий ( форма мышления: суждения, характеристика суждений).

— На уроке мы научились отображать определять основные элементы высказывания (субъект, предикат, связку), определять логическую форму высказывания.

Поставить оценки наиболее активным учащимся.

Постановка домашнего задания

  1. Выучить все определения в тетради из конспекта урока.

  2. Выполнить упражнения с карточки в тетради.

Листочек с классной работой вклеить в тетрадь, карточку принести.

Все пункты заданий на карточке подробно прокомментировать учащимся.

Карточка для домашней работы

  1. Запишите примеры понятий и различных суждений (простых, сложных, истинных и ложных) из курсов математики, истории и информатики.

  1. Для указанных понятий определите объёмы и представьте полученные множества с помощью диаграмм Эйлера-Венна:

А) А- столица; В- столица европейского государства.

Б) С- исторический деятель России; D- знаменитый полководец.

  1. Из приведенных простых высказываний составьте и запишите не менее 3-ёх сложных высказываний:

1) Поедем на дачу.

2) Хорошая погода.

3) Плохая погода.

4) Мы поедем на пляж.

5) Антон приглашает нас в театр.

  1. Определите логическую форму следующих суждений:

А) Планета Венера является спутником Земли.

Б) Все атомы состоят из ядра и электронов.

В) Некоторые дети не любят конфеты.

Г) Десятичные числа не могут являться натуральными.

*5. Перечислите существенные признаки понятий а) добродетель, б) истина.

Подсказка. См. толковый словарь.

*6. В данных примерах укажите, что является субъектом, предикатом и связкой. Определите логическую форму высказываний.

А) Неверно, что январь- месяц летний.

Б) Каждый человек на Земле имеет право быть счастливым.

* Дополнительные задания на «5».

Листок для работы в классе (с ответами).

Между множествами (объёмами понятий) могут быть различные виды отношений:

Равнозначность

Пересечение

Подчинение

Множества А и В, не имеющие общих элементов

1. Множества:

АЮ. Гагарин.

В- Первый космонавт.

В – Спортсмены.

3. А— Животные

В— Белка

А-Девочки

В— Мальчики

Пример 4. Отобразите с помощью кругов Эйлера- Венна соотношение между множествами (объемами соответствующих понятий):

Dученики вашего класса;

А – ученики, которые занимаются спортом;

В – ученики, которые любят математику;

С – ученики, которые учатся без троек в триместре

* Все диаграммы рисуют учащиеся, а учитель на доске.

.

Попробуйте определить логическую форму следующих высказываний:

Все лошади едят овёс.

Все реки впадают в море.

Все книги имеют страницы.

Все школьники отличники.

Логическая форма:

Все S есть P.

В следующих высказываниях другая логическая форма.

1) Люди не боги.

2) Животным учиться не нужно.

Логическая форма:

Все S не есть P.

* Выделенный текст записывается после ответа учащихся.

В аристотелевской логике рассматривались четыре вида суждений:

Вид суждения

общеутвердительные

общеотрицательные

частноутвердительные

частноотрицательные

Логическая форма

Все S есть Р

Все S не есть Р.

Некоторые S есть Р.

Некоторые S не есть Р.

Пример высказывания

Все рыбы- животные.

Рыбы не животные.

Щука и карась являются животными

Лосось и рыба- меч не животные

Правильность высказывания по содержанию

Истинное высказывание

Ложное суждение

Истинное высказывание

Ложное суждение

* Выделенные ячейки заполняются вместе с учащимися.

Дополнительные задания.

  1. Придумайте примеры предложений, которые не будут в формальной логики считаться суждениями.

  2. Определите, что в высказывании «Компьютер состоит из процессора, памяти и внешних устройств» является субъектом, предикатом и связкой. Определите его логическую форму.

  3. Постройте диаграмму Эйлера- Венна для множеств: А- множество зверей, В- множество хищников, С- множество тигров, D- множество акул.

Листок для работы в классе.

(выдается после того, как вводятся диаграммы Эйлера- Венна, заполняется по ходу урока и дома вклеивается в тетрадь).

Между множествами (объёмами понятий) могут быть различные виды отношений:

Равнозначность

Пересечение

Подчинение

Множества А и В, не имеющие общих элементов

1. Множества:

АЮ. Гагарин.

В- Первый космонавт.

В – Спортсмены.

3. А— Животные

В— Белка

А-Девочки

В— Мальчики

Пример 4. Отобразите с помощью кругов Эйлера- Венна соотношение между множествами (объемами

соответствующих понятий):

Dученики вашего класса;

А – ученики, которые занимаются спортом;

В – ученики, которые любят математику;

С – ученики, которые учатся без троек в триместре

Попробуйте определить логическую форму следующих высказываний:

Все лошади едят овёс.

Все реки впадают в море.

Все книги имеют страницы.

Все школьники отличники.

Логическая форма:

В следующих высказываниях другая логическая форма.

1) Люди не боги.

2) Животным учиться не нужно.

Логическая форма:

В аристотелевской логике рассматривались четыре вида суждений:

Вид суждения

общеутвердительные

общеотрицательные

частноутвердительные

частноотрицательные

Логическая форма

Пример высказывания

Все рыбы- животные.

Рыбы не животные.

Щука и карась являются животными

Лосось и рыба- меч не животные

Правильность высказывания по содержанию

Дополнительные задания.

  1. Придумайте примеры предложений, которые не будут в формальной логики считаться суждениями.

  2. Определите, что в высказывании «Компьютер состоит из процессора, памяти и внешних устройств» является субъектом, предикатом и связкой. Определите его логическую форму.

  3. Постройте диаграмму Эйлера- Венна для множеств: А- множество зверей, В- множество хищников, С- множество тигров, D- множество акул.

Урок №3.

III. Умозаключения.

Умозаключениеформа мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определённым правилам вывода получаем суждение-заключение.

Существует очень много форм получения умозаключений (рассуждений).

Рассмотрим некоторые из них:

  1. Если все А являются В, а все В являются С, то все А являются С.

Пример: Если все воробьи – птицы, а все птицы – животные, то все воробьи являются животными.

  1. Если ни одно А не является В, а все С являются А, то ни одно С не является В.

Пример Если ни у одного четного числа десятичная запись не кончается цифрой 5 и все числа, делящиеся на 4, четны, то ни у одного числа, делящегося на 4 , десятичная запись не оканчивается цифрой 5.

Пример: Если ни у одного четного числа десятичная запись не кончается цифрой 5 и все числа, делящиеся на 4, четны, то ни у одного числа, делящегося на 4, десятичная запись не кончается цифрой 5.

Задания

  1. Постройте правильные умозаключения:

    1. Все имена существительные изменяются по падежам и числам. Слово «урок» — имя существительное. Следовательно …

    2. Названия городов – имена собственные. Имена собственные пишутся с большой буквы. Значит …

    3. Все ученики 6-го класса умеют плавать. Андрей не умеет плавать. Значит Андрей …

    4. Если ни один кит не является рыбой и все щуки – рыбы, то …

    5. Если ни один слон не может летать, и все птицы – летают, то …

  1. Мама купила 4 шара красного и голубого цветов. Красных шаров было больше, чем голубых.

Сколько шаров какого цвета купила мама?

  1. У сестер Юли и Тани было три платка: одни розовый и два голубых. Увидев на Юле один из этих платков, Тоня поняла, что она может надеть только голубой платок. Какой платок был на Юле?

  2. В ящике имеется 3 черных и 5 белых шаров. Какое наименьшее число шаров нужно взять из ящика (не заглядывая в него), чтобы среди вынутых шаров:

А) оказался хотя бы один черный?

Б) оказался хотя бы один белый?

В) оказались хотя бы два черных?

Г) оказались хотя бы два белых?

5. Две команды школьников соревновались в сообразительности и смекалке. От каждой команды взяли по одному ученику и показали им две белые и одну черную шапочку. Затем, завязав у обоих глаза, надели каждому на голову по белой шапочке, черную шапочку спрятали.

Им объявили, что победителем будет тот, кто первым определит цвет своей шапочки. После этого повязки сняли. Ни один из соревнующихся не мог видеть цвета своей шапочки, но видел белую шапочку у своего товарища. Вскоре один из участников уверенно заявил, что на нем белая шапочка.

Как он пришел к такому умозаключению?

Источник: https://infourok.ru/logika-kak-nauka-formi-chelovecheskogo-mishleniya-3900759.html

Умение мыслить логически – путь к эффективной умственной деятельности

ЛОГИКА ФОРМАЛЬНАЯ: - наука, изучающая мышление с точки зрения его способности быть

Логическое мышление представляет собой особую форму интеллектуальной активности человека. В отличие от прочих форм подобной деятельности, которые имеют определенную долю стихийности и спорадичности, эта основана на строгих законах и принципах. То есть тот, кто желает думать таким образом, должен освоить определенный инструментарий и свободно им пользоваться.

Логическое мышление отличается по своему характеру от абстрактного, хотя часто эти термины смешивают. Так или иначе, подобный путь интеллектуальной деятельности присущ человеку как думающему существу.

Но степень развитости отличается. Врожденным навыком назвать его нельзя. Можно ли развивать логическое мышление? Да, этот вывод напрашивается сам собой. Вопрос только в упорстве и затраченном времени.

Вопреки возможному представлению, развиваться в этом направлении лучше в более поздние годы. У подростка скорость развития выше, чем у дошкольников и младших школьников.

Это обусловлено особенностями работы головного мозга, его формирования и развития. Для детей 6-7 лет нужно подбирать адаптивные программы. Не утомительные и не слишком сложные, чтобы у ребенка формировалась культура правильной умственной активности.

В будущем это поможет встать на правильный путь становления и ускорит прогресс.

Какие виды логического мышления существуют

В психологии выделают несколько типов названного навыка (или, вернее, группы навыков и подходов). Исходя из основного способа восприятия и воспроизведения информации.

Абстрактно-логическое мышление

Это основа названного концепта. Когда говорят о логике, имеют в виду именно эту часть деятельности. В ее фундаменте лежит способность невербально, с большой скоростью и эффективностью выстраивать сложные связи, находить отношения, подмечать малозаметные факты, классифицировать их.

Также, человек с высокой культурой подобного рода способен быстро отсеивать «шелуху», находить неявные связи, приходить к нетривиальным выводам.

Самостоятельное выдвижение сложных гипотез, формулирование собственных теорий также относится к важным навыкам в рамках названного способа умственной активности.

Важное качество, о котором не стоит забывать — это непротиворечивость. То есть отдельные аспекты, выводы, должны согласоваться между собой и с общей канвой рассуждения. В противном случае это «псевдологика» и толку от нее мало. Возможные собственные огрехи в рассуждениях также нужно подмечать и вовремя устранять. Ошибки возможны даже при развитом навыке.

Отличие между степенями развития заключается в способности их найти и устранить. Абстрактная разновидность требует долгого развития, составляет основу для всех прочих видов. При достаточном освоении, проблем уже не возникает.

Словесно-логическое мышление

Подвид, основанный на вербальных способностях. То есть способностях облекать свою мысль в речь и доводить ее до аудитории. В том числе и письменно. Навык играет огромную роль в деле ораторов, писателей и публицистов, литераторов. Не обойтись без способности непротиворечиво формулировать мысли ученым, работникам образовательной среды.

Существует и важный парный навык. Уметь оценивать речь другого, подмечать все неточности и противоречия. То же самое касается и текста.

Незаменимым умение анализировать чужие мысли оказывается при составлении рецензий, работы публичным оратором (например, адвокатом).

Парадоксально, но хорошо развитый абстрактный вид логического мышления не означает, что человек автоматически будет достаточно эффективен в вербальной форме.

Чтобы стать компетентным в названной сфере необходимо обладать широким словарным запасом, обязательны навыки грамотный речи. Способность точно передавать мысли рождается с опытом и с ним же развивается. Поэтому все можно поправить при должном количестве часов практики.

Другое название этой группы навыков — вербально-логическое мышление. Конкретные примеры, когда требуется понимание подобного подхода – выступление в судебном заседании. Адвокат — эталонный пример.

Он должен с одной стороны суметь подготовить собственную речь, отстоять позицию, если у второй стороны или суда будут вопросы. С другой же — обнаружить неточности в выступлении оппонента, подловить его на двусмысленных формулировках и прочем.

Такой человек должен обладать обширным арсеналом навыков: от системного анализа на месте и до грамотной аргументации, умения дискутировать, быстро ориентироваться в ситуации.

Зрительно-логическое мышление

Требуется при ситуативном анализе. Большую роль играет в работе криминалистов, судмедэкспертов, врачей разных специальностей.

Работники подобных профилей имеют дело в основном со зрительным, наглядным материалом: будь то место следственных действий, рентгенография (снимок), картинка на экране аппарата УЗИ или что-то другое в том же духе.

Задача специалиста — отследить важные визуальные данные и правильно их интерпретировать, встроить в общую картину и создать непротиворечивую концепцию. В случае с врачами, это может выглядеть так. Специалист лучевой диагностики делает снимок, расшифровывает его и дает общие сведения о состоянии легких (как вариант).

Он не занимается постановкой диагнозов. Его лепта заключается в оценке характеристик органа, поиске аномалий. Это требует развитого логического мышления. Терапевт или пульмонолог на основе данных рентгена и прочих объективных исследований уже делают выводы по диагнозу. Что требует навыков систематизации и глубокого анализа.

Не всегда нужно, чтобы все три разновидности были развиты в равной, высокой мере. Здесь все зависит от самого человека, его желания, профессиональной деятельности, опыта.

Все решают навыки и готовность к практике. Без логического мышления в любом случае не обойтись. Оно лежит в основе познания.

Тем более не добиться успехов в академической, научной деятельности, если не освоить столь богатый инструментарий.

О формах логического мышления. инструментарий интеллектуальной деятельности

Изучением форм логического мышления занимается одноименная наука, часть общей философии — логика. Если опустить скучные академические моменты, всего существует три базовых формы.

Понятие

Понятие представляет собой некое определение объекта, явления, с указанием его наиболее существенных характеристик и признаков.

Понятие — это квинтэссенция явления, отражающая его неповторимые свойства и те качества, которые отграничивают объект от прочих. Люди знают, почему яблоко — это яблоко, а не груша и чем эти фрукты отличны.

Или же понимают, что представляет собой машина, дерево, стол, часы. Список можно продолжать.

Огромное значение этой логической формы мышления обнаруживается при работе с абстрактными явлениями. То есть такими, которые не имеют материального, реального выражения и эквивалента. Их нельзя ни потрогать, ни увидеть, но они есть. Это идеальные материи: жизнь, смерть, любовь, вечность и другие.

Не обязательно философские категории. Например, тепло, холод. Их нельзя увидеть, но можно прочувствовать опытным путем. Эти явления — нечто среднее между абстракцией и конкретикой. С помощью понятия можно вводить в оборот самые разные явления, работать с ними как с реально существующими.

Даже если они идеальны и не имеют реального эквивалента.

Из этого можно сделать вывод: логическое мышление направлено на максимальную степень абстрагирования. Грубо говоря, не важно, какого цвета яблоко. Важно, что это фрукт, округлой формы, обладающий определенным вкусом, растущий на дереве под названием яблоня и тому подобное. Только существенные сведения. Конкретика привлекается по потребности, если это необходимо для целей исследования.

С понятиями можно работать как с отдельными объектами. Их можно суммировать, сравнивать. Сравнение обычно проводится с использованием наглядного материала. Для построения отношений применяются так называемые круги Эйлера. Понятия сравнивают по объему. Возможна группа отношений.

  1. Полное совпадение. Обычно речь идет о синонимах. Поскольку русский язык и вообще славянские языки богаты на синонимы, таких вариантов будет множество.
  2. Частичное совпадение. Когда объемы частично совпадают, пересекаются. Обычно подобные варианты рассматриваются в конкретном контексте. Например, музыканты, играющие на скрипке. И музыканты, которые играют на виолончели. Частичное совпадение будет там, где присутствуют люди, играющие сразу на двух этих инструментах.
  3. Некоторые понятия шире по объему и включают в себя группы других понятий. Это частый случай при анализе. Например, вагоны и товарные вагоны. Понятно, что товарные вагоны — меньшее по объему понятие. Поскольку существуют вагоны и других видов: пассажирские и др. Тем же образом можно построить отношения между людьми и европейцами, яблонями и садовыми культурами, солнцем/звездами/небесными телами (это более сложное отношение) и так далее.
  4. Несовпадение понятий. Когда точек пересечений нет. Звери и футбольные мячи, ручки и карандаши. Иногда бывает непросто разграничить объем понятий, особенно, если они близки, но не идентичны по смыслу. Важно придерживаться терминологической точности. Тогда проблем в определении соотношений не будет.

Понятие как отдельная форма и одновременно инструмент применяется как базовая структурная единица для более широких типов – суждения и умозаключения. Отдельные признаки при сравнении не учитываются. Оценку проводят по объему понятия.

Суждение

Суждение представляет собой некое высказывание, в котором что-либо утверждается относительно предмета или же отрицается. Это стандартное определение, его можно найти в любом академическом учебнике по логике. Что это значит на самом деле?

Суждение — это некое отношение между предметом и тем, что о нем утверждается или отрицается. В качестве базы используются понятия, различные категории.

Например. Все люди — живые существа.

Это утверждение. Люди — понятие, о котором утверждается некое явление. В данном случае утверждается, что люди — живые существа. Такие высказывания имеют собственные принципы построения и структуру. Субъект, то есть то, относительно чего дается утверждение/отрицание называется в формальной логике так же — субъект (обозначается как S).

А то, что утверждается или отрицается — предикат (обозначается как P). Это не случайные термины, они используются для достижения еще большей степени абстракции. Можно построить это и любое другое утверждение по определенной схеме. В данном случае она будет такой: Все S суть (или в переводе на русский — есть или являются) P.

Возможны и другие варианты:

  • ни одно S не суть P (персики — не овощи);
  • некоторые S суть P (некоторые первоклассники играют в футбол);
  • некоторые S не суть P (некоторые женщины не пользуются косметикой).

Построения схемы суждения происходит автоматически после определенной практики. Формализация с четким описанием нужна только при работе со сложными материалами, проведении комплексного исследования.

Суждения могут быть и неполными, но это частный случай.

Далее суждения применяются для получения некоторого нового знания. В контексте более широкой структуры, умозаключения, суждения называются посылками. То есть тем, что используется в качестве исходного материала.

Умозаключение

Наиболее общая форма, представляет собой новое знание, полученное из двух или более посылок (больше — редко, обычно логика строится по цепи, от одного к другому без смешивания всего в одну кучу). Классический способ умозаключения — силлогизм.

Он также имеет собственное строение. Основывается на двух посылках и выводе. В качестве наглядного варианта: все люди любят уток → некоторые утки — желуди → следовательно, все люди любят желуди.

Пример бессмысленный с точки зрения содержания. Но ясный с точки зрения формы. Косвенным путем через известное человек получает неизвестное ранее знание. Для работы с умозаключениями используются формализованные виды суждений:

  • все S суть P;
  • некоторые S суть P;
  • все S суть P.

По такой структуре строится этот силлогизм. Есть некоторые правила получения информации по этому принципу. Они называются фигурами силлогизма. Всего их 4, по возможному сочетанию исходных посылок.

Существуют умозаключения неявного вида, когда в одном предложении что-либо утверждается или отрицается дважды (дилеммы). Правила решения и получения новых знаний в этом случае будут другими.

Помимо собственно трех форм логического мышления, в распоряжении исследователя и другой инструментарий:

  1. Анализ. Разложение сложного явления на части. При разборе сложной научной статьи исследователь ищет главную мысль, тезисы, аргументацию, то есть те элементы, из которых и складывается текст. Анализировать можно и сложные понятия. Выискивая признаки, свойства предмета, определяя наиболее существенные. Анализ — один из основных инструментов логического мышления.
  2. Синтез. Обратное явление. Классический вариант — выведение собственного определения предмета. Чтобы понять, что включить в дефиницию, исследователь работает с его свойствами. Определяет наиболее общие и важные. Компонует их и встраивает в определение. Эта работа относится к мыслительному соединению нескольких важных факторов. Синтез возможен при исследовании прочих явлений, когда отдельные факты складываются воедино и составляют общую картину. Анализ и синтез идут рука об руку.
  3. Аналогия. К логическим операциям мышления относят и аналогию. Перенесение свойств одного объекта на другой. Не всегда допустимы подобные вольности. Однако это эффективный способ сменить точку зрения и подробнее рассмотреть ранее неизвестное явление. Таким способом были сделаны многие открытия в аэродинамике. При наблюдении за птицами, насекомыми люди получили возможность лучше понять ее принципы.
  4. Дедукция. Способ логического мышления от общего к частному. Разновидность умозаключения. Типичный пример. Все фрукты — сладкие. Следовательно, и абрикос — сладкий. В этом случае вывод делается на том основании, что абрикос — фрукт, следовательно, обладает свойствами всех фруктов. Как правило, такое знание истинно. Не считая некоторых случаев. Возможно применение дедукции и в более сложных, тонких ситуациях. Широко распространен дедуктивный метод в медицине, сферах, связанных с интенсивным анализом обстоятельств.
  5. Индукция. Обратное явление. Движения от частного к общему. Абрикос — сладкий. Следовательно, и все фрукты сладкие. Это утверждение явно ложное. При использовании подобного инструмента нужно быть осторожнее. Логики придерживаются закона достаточного основания. Тут он нарушен. Поскольку некое свойство необоснованно переносится на целый класс объектов. Часто индуктивное знание дает ложные умозаключения. Двигаться от частного к общему можно при выдвижении гипотез. Это позволяет взглянуть на объект или явление с другой стороны.

Определение инструментария неполное. Возможно применение и других операций логического мышления. Чем выше уровень развития мыслительных способностей, тем эффективнее и проще применять названные инструменты. При достаточной практике мыслитель перестает замечать промежуточные операции, они проводятся легко и органично.

В сложных ситуациях число операций может достигать сотен и даже тысяч. В зависимости от сути предмета исследования.

Как проверить степень развитости логического мышления

Диагностикой логического мышления занимаются психологи. В некоторых случаях оценкой навыков и степени зрелости интеллектуальной активности могут заниматься педагоги. Выявить уровень довольно сложно. Потому как возможны погрешности.

Скидку делают на новые условия, в которых находится испытуемый, на сложность дидактического материала и прочие факторы. Потому как не все формы логики у одного человека в одинаковой степени развиты. Особенно, если он не проходил специального обучения и не тренировался.

Усредненные показатели фиксируются письменно, чтобы после определенного развития сравнить исходный и конечный результаты.

Задачи и задания подбирает психолог. Обычно для целей тестирования достаточно выборочно скомпилировать материал из опросников Айзенка и подобных же. Также включаются вопросы из опросника Уондерлика (Вандерлика), в обработке на русском языке.

Задача — исследовать, насколько испытуемый способен применять инструментарий формальной логики. Без специальных занятий его используют хаотично, без системы.

В качестве эффективного материала психологи используют логические задачи. В сети их много, но не многие проверяют собственно логику. Поэтому к материалу на сайтах лучше относиться с достаточной долей скепсиса.

Хорошие результаты показывают беседы. В ходе рассуждений испытуемого уже видны неточности, стройность утверждения и аргументации, особенности движения и траектории мыслей.

Не все психологи достаточно компетентны чтобы с ходу беседовать и оценивать рассуждения своих пациентов.

Потому по потребности привлекают специалистов, знакомых с формальной логикой и свободно использующих ее методы на практике.

В некоторых случаях целесообразно использовать текстовые материалы, несложные публицистические статьи, научно-популярные тексты. Это позволит оценить степень эффективности работы с написанным.

В распоряжении психологов еще множество методов. Например, наглядный материал на карточках. В качестве стимулирующего материала пациенту предоставляют ряд карточек с картинками. На них изображены ситуации. Задача — выстроить в точной последовательности отображенные события. Затем рассказать историю, которая получилась.

На обследование может потребоваться немало времени. Зависит от того, какие аспекты логического мышления оценивает специалист. В среднем, диагностика занимает от 60 до 180 минут. Плюс-минус.

Тесты на логическое мышление проводятся и в рамках выявления психических расстройств. Но здесь достаточно ограничиться методиками «исключи лишнее» и работой с карточками. Как это описано выше.

У пациентов с шизофренией и психозами наблюдается расщепление процессов интеллектуальной деятельности. Потому они не способны даже к элементарному логическому мышлению. Нарушения логического мышления встречаются и у здоровых людей. Но не в такой грубой форме.

Они носят характер, скорее, неточностей. Но в целом, характер рассуждений верный.

Если человек не имеет возможности обратиться к психологу, можно протестировать себя самостоятельно. Для этого на помощь придут ресурсы с тестами Айзенка, Вандерлика. Часто проходить диагностику не стоит.

Возможно выборочное развитие отдельных аспектов интеллектуальной активности. Получится так, что задачи решаются без проблем, в остальных же ситуациях испытуемый беспомощен или находится на том же уровне, что и был.

Информативность подобной самодиагностики минимальная.

Как правильно заниматься, чтобы достигнуть результата

Как развить логическое мышление? Вариант один — практика. Желательно заниматься интенсивно и много. Для стойкого прогресса достаточно уделять учебе хотя бы 1 час в день. Регулярно и без перерывов. Улучшить логическое мышление можно несколькими способами.

Игры на логическое мышление больше подходят для детей. Но и взрослые могут найти что-то интересное в непринужденных форматах учебы. Для неформального усвоения знаний создано множество сайтов. В том числе на русском языке. В игровой форме информация «укладывается» лучше и процесс ее практического применения проще. Подобные формы позволяют учиться и прогрессировать быстрее.

Методы развития и тренировки включают в себя проработку теоретического материала. Чтобы лучше понимать материю логики как способа умственной деятельности, не лишним будет открыть одноименный учебник.

Обычно такие издания не велики по объему. Но концентрация информации на страницу там максимальная. Потому торопиться не стоит.

Переходить к новому материалу нужно после четкого усвоения и повторения старого.

Развитие логического мышления невозможно без решения специальных задач. В распоряжении ищущего развития множество сайтов с тысячами задач и заданий на любой вкус. Прорабатывать их стоит медленно и вдумчиво. Без спешки. Порой для решения задачи нужно затратить много часов. Это нормально, особенно на ранних порах.

Какие упражнения подойдут кроме названных? Сугубо практические. Например, работа с текстами. Важно выискивать все возможные противоречия и неточности, фиксировать их.

Для четкого понимания необходима теория. Как строится текст, как строится аргументация. Исследования текстов и речей лучше оставить на потом.

К этому этапу переходят после усвоения базовых принципов и получения хотя бы минимального опыта.

Хороший способ выработки навыков вербального высокого логического мышления — дискуссии. Обсуждать можно все, что угодно: от литературы до бытовых тем. Важно, чтобы не страдали принципы построения высказываний и всей речи, аргументация. Идеальный вариант — регулярная работа в специальных дискуссионных клубах, кружках и обществах по интересам.

Для развития вербальной формы нужно разобраться в принципах ораторского искусства. На помощь опять же приходят учебники.

О других типах мышления:

  • аналитическое;
  • дивергентное;
  • позитивное.

Источник: https://ponervam.ru/logicheskoe-myshlenie.html

Логика как наука

ЛОГИКА ФОРМАЛЬНАЯ: - наука, изучающая мышление с точки зрения его способности быть

Формальная логика, как и любая наука, имеет свои объект и предмет изучения. Объект логики – мышление человека. Но мышление – сложный, многосторонний процесс обобщенного отражения человеком вещей, свойств и отношений окружающего его мира.

Этот процесс изучается многими науками, например, такими как философия, психология, генетика, языкознание, кибернетика и др. Философия изучает происхождение и сущность мышления, его отношение к материальному миру и познанию.

Психология изучает условия нормального (в соотношении с патологией) функционирования и развития мышления, влияние на него социально-психологической среды. Генетика стремится раскрыть механизм наследования людьми способностей к мыслительной деятельности. Языкознание интересуется взаимосвязью мышления с языком.

Ученые-кибернетики пытаются сконструировать технические модели мозга и человеческого мышления. Логика же изучает процесс мышления с точки зрения структуры мыслей, правильности и неправильности рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания мыслей и их развития.

Наиболее распространенное и устоявшееся определение логики следующее.

Логика (др. греч. λόγος – слово, понятие, рассуждение, разум) – нормативная наука о формах и приемах интеллектуальной познавательной деятельности, осуществляемой с помощью языка[1].

Чтобы был понятен смысл данного определения предмета логики, необходимо ответить на следующие вопросы.

Что представляет собой процесс познания? Каковы его ступени и в чем заключается специфика интеллектуальной познавательной деятельности? Что такое язык и какова его роль в познании? В каких формах отражается действительность в мышлении? В чем заключается нормативный характер логики как науки?

Рассмотрим эти вопросы.

Мышление – это активный процесс отражения объективного мира в форме понятий, суждений, умозаключений, с помощью которых человек познает сущность предметов, их закономерные связи и осуществляет рациональные прогнозы.

Познание – это процесс отражения действительности, целью которого – получение адекватных знаний о мире. В процессе познания можно выделить две ступени: чувственную и рациональную (абстрактное мышление).

На чувственной ступени окружающий нас мир познается посредством органов чувств. Основные формы этого познания – ощущение, восприятие, представление.

Ощущение – отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предмета: цвета, запаха, вкуса, звука.

Восприятие – целостный образ конкретного предмета, возникающий в результате непосредственного воздействия последнего на органы чувств (образ моря, электропоезда, трамвая и т.п.).

Представление – сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше (образы родных, близких, любимого человека, своего дома и т.п.). Представление может быть воспроизводящим (репродуктивным), творческим (iтерспектиниым), фантастическим.

Особенности чувственной ступени познания сводятся к следующему: данная ступень свойственна животному миру; она связана с первой сигнальной системой, т.е. с органами чувств; позволяет отразить все виды физических взаимодействий.

Рациональное познание (абстрактное мышление) обладает особенностями, отличающими его от чувственного познания.

К особенностям абстрактного мышления относятся:

  • а) активный и целенаправленный характер;
  • б) отражение действительности в обобщенных образах;
  • в) опосредованное отражение действительности;
  • г) неразрывная связь с языком.

Формы абстрактного мышления – понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – мысль, в которой отражаются существенные, общие и отличительные признаки отдельного предмета или класса предметов.

Суждение – мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах и отношениях. При этом суждение может быть истинным или ложным.

Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких истинных суждений, называемых посылками, по определенным правилам получают вывод.

отличительная особенность рационального познания заключается в том, что его инструментом служит язык, поэтому рациональное познание также называется вербальным (т.е. словесным).

Язык – это система знаков, служащих для восприятия, переработки, хранения и передачи информации в процессе познания действительности и общения между людьми.

Языки называют естественными, возникшими стихийно в процессе общения, и искусственными, созданными сознательно для каких-либо целей.

Язык при его использовании в практической деятельности человека выполняет множество функций, например служит средством общения между людьми, с его помощью передаются чувства человека, эмоции и т.д.

Но главной в аспекте логического анализа языка является его познавательная функция, поскольку именно с помощью языковых средств мы фиксируем информацию об окружающей действительности, осуществляем различные интеллектуальные процедуры по переработке этой информации.

К основным формам, с помощью которых отражается действительность в мышлении, относятся указанные выше формы абстрактного мышления: понятие, суждение и умозаключение (простейший вид рассуждения).

Последний вопрос, на который необходимо ответить при определении предмета логики: в чем состоит нормативный характер этой науки, поскольку реальная практика мыслительных операций исследуется в логике с точки зрения ее соответствия или несоответствия законам и правилам этой науки. Иначе говоря, логика стремится не столько к тому, чтобы выяснить, как рассуждает тот или иной человек, как он образует понятия и пользуется ими, сколько к тому, чтобы установить, правильно ли он рассуждает, правильно ли он оперирует понятиями.

В процессе построения понятий, суждений и умозаключений человек может допускать сознательные и бессознательные ошибки. Чтобы избежать ошибок, необходимо знать правила мышления. Построенное по правилам (и законам) мышление называется правильным.

Правильное мышление – такое, в котором из исходных истинных знаний (понятий, суждений и умозаключений) всегда с необходимостью получаются новые истинные знания (новые понятия, суждения, умозаключения).

В неправильном мышлении из истинных знаний могут получаться как истинные, так и ложные новые знания. Например исходя из суждений: «Если идет дождь, то асфальт мокрый» и «Дождь идет» можно с уверенностью сделать вывод: «Асфальт мокрый».

Но неправильно делать вывод: «Если идет дождь, то асфальт мокрый» и «Асфальт мокрый, следовательно, шел дождь», так как дорогу могла полить, например, поливальная машина.

Следует обратить также особое внимание на различия между истинностью, формальной правильностью и достоверностью рас– суждений, которые характеризуют различные аспекты познавательной деятельности человека.

Источник: https://studme.org/57104/logika/logika_kak_nauka

Логика смысла — это… Что такое Логика смысла?

ЛОГИКА ФОРМАЛЬНАЯ: - наука, изучающая мышление с точки зрения его способности быть

        «ЛОГИКА СМЫСЛА» («Logique de Sens») — книга фр. философа Жиля Делёза, опубликованная в Париже в 1969. Рус. пер: М.0151— Екатеринбург, 1998. Хотя автора вряд ли можно отнести к той или иной философской школе, некоторые связи с западной философской традицией и ведущими философскими течениями первой половины 20 в. в этой книге обнаруживаются.

Прежде всего, это критическое отношение к характерной для нее оппозиции идеального (духовного) и материального (вещественного). Это выражалось в возведении субъектно-объектного отношения в ранг «основного вопроса философии», а также в том, что базирующаяся на этом отношении теория познания стала главным предметом философских исследований.

Поэтому, рассуждая о «логике смысла», Делёз сразу же отверг попытки наделить смысл как свойством трансцендентности (традиция платонизма), так и свойством трансцендентальности (кантианская традиция). Более того, он отверг и феноменологию Э. Гуссерля, даже если она рассматривается как методологическая, а не «бытийная» установка.

Отверг Делёз и противопоставление чувственного рациональному, а также мысли действию.

        Платформой, которую он, в общем, принимает, является программа лингвистической философии, которая трактует язык как некую универсальную субстанцию «человеческого мира».

Именно в пространстве этого «мира», согласно Делёзу, расположено подвижное разнообразие связей и отношений, являющееся предметом философской рефлексии.

Ближе всего к такому образу «мира» — онтология (и логика) стоиков, а также мир математических объектов и отношений в литературных произведениях Л. Кэрролла, чьи образы Делёз постоянно использует.

        Под таким углом зрения все философские проблемы суть предмет семиотики, которая трактует язык как знаковую систему, с той оговоркой, что существование объектов, с которыми знаки соотносятся, в качестве трансцендентной реальности не признается. Соответственно, семиотика не должна обсуждать вопрос о репрезентации таких объектов в знаковой системе.

Отношение знака к обозначаемому остается «внутри» пространства языка, а знак даже, скорее, свидетельствует не о наличии объекта, а о его отсутствии. «Вещь» и «высказывание» — оппозиция «внутри» этого «пространства», а «смысл» — особая сущность, наряду со знаком (т.е. означающим) и понятием (т.е. означаемым).

Смысл «принадлежит» сразу и тому, и др; он возникает «на границе» вещей и высказываний, существуя «на поверхности вещей».

        Таковы исходные посылки той «онтологии», которая, подобно гегелевской, оказывается вместе с тем и логикой. Правда, у Делёза это логика смысла, а не логика понятия.

        Структура книги такова: текст (около 200 страниц) разделен на 34 «серии» (понятие «главы» не отвечает авторским установкам), которые перетекают одна в др. в общем потоке мысли. Сделано это вполне сознательно: автор в этой связи вспоминает о «сериальном методе» в литературных сочинениях Л. Кэрролла, где (в «Сильвии и Бруно») две «серии событий» характеризуются «едва заметными внутренними различиями», а потому почти незаметно переходят одна в др. Поэтому здесь будет позволительно ограничиться представлением совокупности четырех понятий Делёза (автор называет ее «тетраграмматоном»), которая исполняет функции зародышевой структуры, организующей текст в некую целостность. Этот тетраграмматон — «мир», «мышление», «ризома» и «шизоанализ». «Мир» — это универсум жизни культуры, подвижное множество «текстов» (в самом широком смысле этого термина), в коих «растворены» и существуют человеческое сознание и деятельность вкупе с их продуктами. В этом «мире» все «дуализмы» традиционной философии (как онтологии, так и гносеологии) превращены в подвижные различия, и потому всякие структурные конкретности размыты. Стабильных единств — не только субстанциональных, но и функциональных — здесь нет: есть лишь виртуальные, полупризрачные флуктуации в магме универсума, который подобен гераклитову «огню».

        «Мышление» — это не отражение реальности в сознании человека, не оперирование понятиями, даже не специфический продукт мозговой деятельности. Хотя Делёз и называет мозг «мыслящей машиной», но он, скорее, только «обеспечивает» мышление, подобно устройству, которое управляет уличным освещением большого города.

Историко-философские эссе о философии Ницше, Бергсона, Декарта, Спинозы и Лейбница позволяют прийти к выводу, что Делёза привлекала вера этих мыслителей в то, что мышление и восприятие в некотором смысле «субстанциональны».

Правда, эта субстанциональность подобна квантам виртуального поля в современных физических концепциях.

        «Ризома» — образ той «конструкции», благодаря которой мир культуры функционирует. Термин «ризома» Делёз заимствовал из ботаники, где он обозначает совокупность нитевидных образований, исполняющих функцию корней в колонии грибов.

Совокупность текстов культуры — аналог грибницы, на которой образуются «тела» культуры, которые суть тоже тексты, обладающие относительной индивидуальностью (в их числе — человеческие индивиды). Каждый из них способен, на свой манер, читать (т.е.

использовать, интерпретировать и пр.) др. тексты и их совокупности.

        «Шизоанализ» — образ-аналогия способов переживания и актов рефлексии, множество которых образует жизнь культуры и жизнь человека в культуре. Здесь, как в сознании шизофреника, исчезает граница между «глубиной» и «поверхностью», между «внутренним» и «внешним». Это — обычное состояние человека.

Он действительно живет в тонком слое между «пред-данной», навязанной ему и анонимной действительностью («Иным») и подвижным, эфемерным, хотя и относительно автономным, образованием, манифестирующим себя как Я («самость», «личность» и т.п.).

Поэтому шизофрения — как психическая патология, как спектр состояний сознания между полной утратой «суверенитета» Я в отношении Иного, когда исчезает граница между «внутренним миром» и «внешней реальностью», что приводит либо к распаду личностиж иллюзии полного растворения Я в Ином (шизофренический синдром), либо к иллюзии абсолютного всевластия Я (параноидальный синдром); — все это является полной аналогией «устройства» мира современной культуры.

        Главный «персонаж» книги Делёза — это смысл. Смыслом обладают слова и предложения (высказывания); его следует изучать как феномен «поверхности языка». Поэтому он аналогичен структурам языка, и нет нужды задаваться вопросами об истоках, сущности и предназначении смысла.

«Чистый смысл» — это функция, освобожденная от любого содержания. Ближе всего к «чистому смыслу» слова, которые однозначным, фиксированным смыслом не обладают, — «здесь», «это», «вот» и т.п.

В них, и притом в чистом виде, обнаруживаются важнейшие функции языка — обозначение (денотация), манифестация и сигнификация.

        Смысл связан со значением; поэтому он — «выраженное в высказывании». И потому смысл связан с событиями, которые «высвечиваются» в языке, когда ставится вопрос, т.е. когда возникает проблема. Смысл — это «четвертое измерение» языка: он «выше» истинности, поскольку смыслом обладают и ложные высказывания; вместе с тем наличие смысла (осмысленность) — условие истинности.

Бытийные характеристики смысла — безразличие ко всеобщности или единичности, к утверждению или отрицанию и т.д. Более того, смысл имеют высказывания не только о несуществующих, но даже о несовместимых объектах — т.е. о таких, для которых невыполнимы операции денотации или сигнификации (вроде «квадратного круга» или «непротяженной материи»), т.е.

о «чистых событиях», не реализуемых в «положении вещей».

        Отсюда, по Делёзу, следует вывод о наличии «зазора» между «сериями» предложений и обозначаемых «вещей»: обозначающая серия всегда богаче означаемой. Это — источник неустранимого беспокойства в мире.

Субъектом этого беспокойства является человек как обладатель языка: ведь в пространстве языка всегда есть «пустое место», мир языка (т.е. мир культуры) обладает свойством вечной незавершенности.

Поэтому-то безнадежно дело тоталитаризма — ведь стремление навести в мире полный порядок, подогнать все факты под требования системы законов, противоречит природе языка, самой человеческой природе.

Значит, неизбежно существование бунтарей, революционеров, новаторов, еретиков, душу которых жжет всепожирающий огонь недовольства любым порядком и любым наличным состоянием.

Во всякой культуре непременно наличествуют «сингулярности», зародыши «поворотов» и «переломов», переходов от здоровья к болезни, от надежды к унынию и отчаянию и наоборот. В языке (в лингвистическом значении этого слова) таким «точкам сингулярности» соответствует инфинитив, неопределенная форма глагола.

Это значит, что говорящий и действующий человек, способный задавать вопросы, находится «у истоков бытия». Но бытие — это, в конечном счете, игра без правил, без цели и выигрыша; в этой игре нет «объективно-удачных» или «объективно-неудачных» ходов.

Потому в подобных «точках перелома» место «смысла» занимает «нонсенс» (отсюда, кстати, по мнению Делёза, такое большое внимание античные философы уделяли парадоксам языка). А в каждой конкретной жизненной игре, в стабильных условиях жизни, когда нам служит «здравый смысл», он уже «дарован» языком вещам этого мира. А вот к истокам всего множества таких относительно устойчивых «островков бытия» ведет разрушение здравого смысла. Поэтому и ребенок с его пытливым умом и «глупыми вопросами», и шизофреник-литератор — одинаково близки к истокам бытия, а их способы мышления трудно различимы. В своей изначальности мир и личность — это Ничто и Никто, модусы безличного и безобъектного «трансцендентального поля».

        Радикальный способ философской рефлексии, который использует Делёз, и который вызывает резкую неприязнь у людей, придерживающихся установок здравого смысла, не так уж нов. Он представлен в истории философии и культуры многочисленными примерами.

Его черты нетрудно заметить в учениях древних философов о первовеществе («огонь» или «вода»), в диалектической онтологии «абсолютного идеализма» Гегеля, в учениях эмпириокритиков о «нейтральных элементах мира», в концепциях воли А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и А.

Бергсона и, разумеется, в разных вариациях современной лингвистической философии, к которым и примыкают построения Делёза. В том мире, где все стало языком (и, vice versa, язык стал всем), как и в работах лингвистов-профессионалов, стоявших у истоков структурализма, язык обнаруживает такие способности, о которых говорит Делёз. Слово, напр.

, сразу и звук, и знак; поедание и пищеварение, став содержанием разговора, не обладают «онтологическими преимуществами», как не обладают ими и «внедискурсивные» процессы поглощения пива и гамбургеров посетителями бара. В этом философский смысл и парадоксов софистов, и притч, которые приводит Делёз.

Но ведь о том же свидетельствуют и наша собственная, привычная, манера говорить («липкий взгляд», «сладкие речи», «горькие упреки»), и данные психоанализа, и факты из области психологии восприятия. «Смысл», этот универсальный подвижный элемент, способен и связывать, и различать разные «серии».

Частный случай из тех, к которым обращается Делёз — это сфера этики: ее высказывания могут касаться и «телесной глубины» мира («этика поглощения пищи»), и «духовных высот» («этика беседы за столом»). Этические правила (т.е. смыслы) объединяют и различают дипломатический обед, свадебный пир и поминки.

Язык, обладающий такими качествами (одновременно и очевидными, и зачастую странными), согласно Делёзу, и является причиной.из -которой культуру отличает от природы то, что явным образом обнаруживается в психических патологиях. Так, напр., современное западное общество, по его мнению, — общество шизофреническое, и это как раз и есть его нормальное состояние.

        АФ. Зотов

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.

Источник: https://epistemology_of_science.academic.ru/382/%D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D1%81%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%B0

Scicenter1
Добавить комментарий