«Логос» в античной философии.: В древнегреческой философии термину «слово» (Aoyog) издревле

Что такое Логос и понятие Логоса в древнегреческой философии

«Логос» в античной философии.: В древнегреческой философии термину «слово» (Aoyog) издревле

Логос (от греч. λόγος) означает слово, мысль, смысл, понятие, т. е. это слово и в то же время высказывание, скрытое и явное, форма и содержание, а, точнее, сказать то, что связывает два противоположных начала. Впервые это понятие было введено древнегреческим философом Гераклитом, который родился в городе Эфесе, в Малой Азии, в 540 г. до н. э.

У него Логос ассоциировался со стихией огня. По его представлению огонь — это первостепенная, творящая сила, а другие элементы — это только одно из его проявлений.

Он считал, что огонь может превратиться в воздух, воздух в воду, а вода в землю. Сама же земля была частью огня, а затем остыла и превратилась в планету.

Изменения и равновесия между землёй, огнём и водой устанавливает эфирный огонь, который является главной составляющей и играет главную роль.

Примечательно то, что современные учёные считают, что Солнечная система образовалась путём термоядерных реакций из газа и пылевых облаков, т. е. с помощью огня.

Логос в древнегреческой философии

Гераклит утверждал, что Бог — это некое единство или связующее звено двух противоположных начал и ему не стоит поклоняться.

В древнегреческой философии стоики считали Логосом эфирно-огненную душу космоса, могущую создавать различные формы-потенции. От них образуются вещи в материальном мире.

Неоплатоники понимали Логос как трансформацию умопостигаемого мира в чувственный осязаемый мир.

Для сегодняшнего дня понятие логоса интересно, как нечто практичное и способствующее нашему развитию сознания, а не просто средство для красивых умозаключений, поэтому давайте посмотрим, как это понятие рассматривалось в христианстве.

Религиозный взгляд на понятие Логоса

  • Ф. Александрийский о Логосе
  • понятие Логоса в христианстве

Интересное рассуждение о Логосе можно найти у Филона Александрийского, который был богословом и религиозным деятелем, жившим в Александрии (Древний Рим) в I веке н. э.

Он считает Логосом Божий высший разум, некое Божество, идею всех идей. Он говорит, что раз человек создан по образу и подобию божьему, то есть некий образ Божий, являющийся типом или образцом всего сущего.

Логос — это только тень от Бога, очертание Бога, но не сам ослепляющий свет божий. Логос — это некое существо, наделённое божественными силами. Следуя Логосу посредством экстаза, человек должен уподобиться Богу.

Войти в состояние экстаза можно через молитву, обращённую к Богу.

В христианстве под Логосом подразумевается Сын Божий, который рождается богочеловеком Иисусом Христом, чтобы спасти мир от греха.

В Евангелие от Иоанна написано, что в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Таким образом, до появления Слова, т. е.

Иисуса Христа, Логос слит с самим Богом, а после рождения разумного существа появляется Слово-логос, символизирующее какой-то Высший Разум.

  • сходство учения Лао Цзы с философией Гераклита
  • Дао Дэ Цзин в китайской философии

Учение древнекитайского философа и мыслителя Лао Цзы тесно переплетается с понятием Логоса у Гераклита.

Гераклит понимал Логос как нечто связующее и творящее противоположные вещи и явления (борьбу и единство противоположностей), так и Лао Цзы выдвигал теорию, что Дао — это некий путь или движение двух полярностей Инь и Ян, которые рождаются Дао и следуют сообразно ему.

Таким образом, как только два противоположных начала разъединяются и движутся обособленно, то они в итоге подвержены распаду и умиранию, но только они соединяются и начинают двигаться по пути, то сразу приходят к гармонии.

Вследствие разъединения, перехода и движения этих начал появляется мир в его разнообразии. Однако возникновение мира не имеет и не имело начала, как в библии или мифологии. Мир, как и вся вселенная, существовал всегда. Нужно осознавать не само время зарождения, а сам принцип существования и движения, т. е. процесс развития чего-либо от начала и до конца.

В китайской философии Дао — это высшая форма бытия, космическая пустота, которая не является пустой, а просто её содержание невидимо для нашего разума и следовательно нераспознаваемо им. Это может быть гравитационная, электромагнитная, ультрафиолетовая энергия, которые мы не видим, но они постоянно на нас воздействуют и являются объектом изучения учёных.

Согласно философии Лао Цзы, Дао — это ноль, круг, пустота, космос, вакуум. Дао порождает единицу (предел). Отсюда появляется выражение: «Беспредельность Великого предела». Предел — это китайский символ круга с двумя энергиями Инь и Ян. Двигаясь в соответствии и посредством Дао, эти энергии зарождают множество разнообразных форм во Вселенной.

Если Дао — это энергия, то мы не сможем никогда дать ей определение начала, конца, единичности или множественности.

Лао Цзы основатель философии даосизма в своём трактате «Дао Дэ Цзин» так описывает понятие Дао: «Дао не нападает, но достигает успеха», «Дао следует естественности», «Дао вечно и не имеет имени».

Итак, в философии Лао Цзы Дао — это источник, из которого берёт все начало, а Дэ — это метод или способ, с помощью которого нужно стремиться слиться с всемогущим Дао. С Дэ сходен принцип У-вей, т. е. недеяния.

Мудрец много не говорит и ничего не доказывает. Он показывает правильный путь своими поступками и делает добро согласно закону Дао. В его поступках нет борьбы, а только справедливое деяние.

Понятие Цзин в китайской философии связано с внутренней потенцией, так называемой энергией Ци. Таким образом, с помощью У-вей нужно накапливать в себе Ци, чтобы потом слиться с великим Дао. Такого пути совершенствования, по мнению китайских философов, должен был придерживаться человек Поднебесной.

Что означает слово Логос в философии нашего времени?

  • Логос в философии Канта и Гегеля
  • Логос в практической философии

В современном обществе понятие логоса утрачивает своё первоначальное глобальное значение и заменяется логикой и стремлением познать все процессы бытия логическим рациональным путём.

Таким образом, познание действительности с помощью разума, математики и опытным путём ставится на первое место. По мнению И. Канта природа вещей, т. е. Логос или «вещи в себе» недопустима нашему познанию. Познать можно только явление (способ), посредством которого вещи обнаруживаются в нашем опыте.

Таким образом, мы можем познать только следствие, а глубочайшая причина будет все время скрыта от нас.

Венцом философской мысли стало творение Ф. Гегеля «Феноменология духа», в котором он объединил важнейшие законы и категории философского знания и опыта, обосновал тезис о единстве логики и теории познания и создал на основе этого новое учение диалектику.

По словам Гегеля, в основе всех процессов в природе и Вселенной лежит Абсолют, духовное и разумное начало, т. е. мировой дух, разум, идея. Идея зарождается в разуме (мышлении), потом переходит в форму «инобытия», т. е.

в природу и в итоге возвращается в дух (развитие идеи в мышлении и истории). Таким образом, идея возвращается к самой себе, только уже обогащённая приобретённым в реальности опытом.

Так, по Гегелю в качестве Логоса перед нами является Высший Разум или Дух, из которого зарождаются идеи, проходящие через реальность, и снова в него возвращающиеся.

В современной философии у Рерихов в трактате «Агни йога», которая основана на индийских Ведах, говорится об Абсолюте, т. е. Логосе, как об огне все порождающем и очищающем всю сотворённую им материю. Огонь называется АУМ, т. е. Высший Разум, который встречается в Ведах и носит название ОМ.

В книге «Тайная доктрина» Блаватской упоминается об астрале, астральных энергиях и оболочках, которыми наделены все тела во Вселенной. Астральный — это значит имеющий в своём составе звёздный свет, а астрал — это звёздная энергия.

Давайте обратимся к представлению современных учёных о развитии и возникновении Вселенной. Наша Солнечная система образовалась вокруг Солнца примерно 4,5 млрд лет назад. Жизнь звёзд примерно 9 млрд лет. Под действием всемирного тяготения газ и космическая пыль сгущались и образовалось газопылевое облако.

Плотность вещества в ядре Солнца постепенно увеличивалась и когда температура достигла 15 млрд градусов водород загорелся и начал превращаться в гелий. Произошла термоядерная реакция, ядро загорелось и вспыхнуло и появилась звезда — светящееся космическое тело.

Из остатков вещества появились планеты и другие объекты Солнечной системы.

Получается прав был древнегреческий философ Гераклит, говоривший об огне, как о первоисточнике и творении всех объектов и всего сущего во Вселенной.

Источник: https://psiho.guru/filosofiya/logos-v-filosofii-chto-eto-takoe.html

Учение Логоса в античной философии

«Логос» в античной философии.: В древнегреческой философии термину «слово» (Aoyog) издревле

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Размещено на http://allbest.ru

Русская Христианская Гуманитарная Академия

Реферат

по философии

на тему:Учение Логоса в античной философии

Выполнил:Самуйлов Андрей

Кафедра психологии 1 курс

fВведение

Логос — «слово», «речь» самой вечной природы.

Логос это термин древнегреческой философии, означающий одновременно «слово» и «смысл», при этом «слово» берётся не в чувственно-звуковом, а исключительно в смысловом плане, но и «смысл» понимается как нечто явленное, оформленное и постольку «словесное». Из бытовой сферы в понятие Логос вошёл ещё момент чёткого числового отношения — «счёта», а потому и «отчёта» (????? ???????? — отдавать отчёт).

Логос — это сразу и объективно данное содержание, в котором ум должен «отдавать отчёт», Так же и сама эта «отчитывающаяся» деятельность ума, и, наконец, сквозная смысловая упорядоченность бытия и сознания — это противоположность всему безотчётному и бессловесному, безответном и безответственному, бессмысленному и бесформенному в мире и человеке.

Логос сокрыт от большинства людей. Люди которые , и выслушали его однажды сталкиваются напрямую с ним постоянно. Чаще всего люди о логосе слыхом не слыхивали.

Но если им о нем и поведать, рассказать, то вряд ли они сразу поймут, что это такое.

Парадокс, однако, заключается в том, что с логосом, управляющим всеми вещами, люди постоянно соприкасаются, но «с чем они в самом деле непрестанном общении… с тем они в разладе».

fНе мне, а Логосу внимая…

Термин Логос введён в философский язык Гераклитом, и стала одной из ведущих категорий древнегреческой философии. Логос очень многозначен. Логос — это и «слово», и «предложение», «высказывание», «смысл», «суждение», так же «основание» и «счет».

Логос еще и мысль, душа, и понятие. Более позднее — и человеческое слово вообще, беседа, фантастическая сказка и реалистическое повествование, диалог действующих лиц в драме.

Дожило это слово и до нашего времени, обозначая разумное слово, решение, основанное на реалистической оценке.

Но именно Гераклит придал логосу философское значение и звучание: для него логос — это категория, придающая миру законосообразность, целостность, единство.

Именно логос превращает универсум в систему вещей, явлений, процессов, он вводит в мир принцип порядка, т.е. придает ему определенную структуру.

Вот поэтому Гераклит советует: «Желающим говорить разумно, следует укрепить себя этим общим (логосом), подобно тому, как город (укрепляется законом), и намного крепче.

Ибо все человеческие законы питаются одним божественным, который простирает свою власть насколько пожелает, всему довлеет и над всем одерживает верх. Поэтому необходимо следовать общему…»

Значит, логос присущ всему, он управляет миром, придавая всему меру. Внося в мир меру, логос делает его устойчивым, хотя мир — текуч и постоянно подвержен изменениям.

Логос — это то, что присуще всем и всему, так же Логос Гераклита является универсальной «пропорцией смешивания», законом или принципом меры и простого порядка, который действует на гармонию противоположных напряжений.

Но Логос это закон, потому что он есть Бог, живой все управляющий разум, который, по-видимому, может некоторым образом отождествляться с Вечно живым огнем, являющимся материей вселенной, как подсказывает известная фраза Гераклита «всем этим — вот правит Перун», если «Перун» здесь действительно означает Огонь. Огонь не идентичен видимому, простому огню, который мы знаем, а есть «вечно живущий», но не бессмертный, так как он, в свою очередь, превращается во все вещи, а все вещи в него. Это превращение друг в друга согласно живому божественному закону, который как-то продолжает существовать, когда Логос-Огонь сам превращается, есть цикличный, вечно происходящий процесс, «путь вверх и вниз».

Так же огонь — это то, что действует на чувства, воспринимается осязаемо, это — конкретное проявление логоса — «огнелогос». Вот поэтому-то огонь разумен и божественен.

Но в отличие от милетцев, логос выделяется из огня и из природы вообще, т.е. логос выступает как чисто философская рефлексия.

То есть у Гераклита намечается тенденция выделения деятельности по описанию природы в философских, умозрительных категориях от физического ее описания.

И закон, сформулированный умственно — в виде философской рефлексии, отличается от его материального бытия, от его конкретного, природного проявления, т.е. он (закон) не тождественен полностью вещам, процессам, явлениям. Вот эта трудность познания (в связке: закон — вещь) и порождает трудности познания, которые являются одним из источников идеализма.

Логос, как разумно постигаемая закономерность, не только пронизывает всю вселенную, но и превращает ее в действительный космос, т.е. в законосообразный миропорядок.

Миропорядок, рождающийся из борьбы противоположностей, в конечном счете, означает гармонию, которая управляет вселенским огненным словом — Логосом.

Поэтому мир только кажется хаосом, но за этим хаосом есть еще не выясненный (неопределенный в категориях) порядок, гармония, постоянно нарушаемые, но неизбежно рождающиеся.

Далеко ушел Гераклит от милетцев: космос не просто состоит из первоначал, но теперь, благодаря Логосу, приобретает целесообразность, смысл, никак не связанный с богами и мифологией. А также целостность и направленность в своем движении и развитии (от хаоса к гармонии и обратно).

У Гераклита логос присутствует и в душе. Так же Гераклит нам оставил одно из прекрасных высказываний о душе: Никогда не отыскать границы души, сколько бы путей ее не отслеживать, так как глубина ее — это логос

Человеческая душа имеет огненную природу. Она— «сухое сияние». «Сухая душа» есть мудрейшая и лучшая, т.е. лучшая душа есть наиболее чистая, свободная от грубо- телесных, материальных примесей, а безумие — это влажность и сырость. Но в жизни смертных людей такая примесь неизбежна, и грубо- материальное начало стесняет душу, затемняет ее периодически.

Пока человек существует его жизнь совершается за счет души и в свою очередь душевная жизнь за счет телесной, или, как говорит Гераклит: «Мы живем их смертью (смертью наших душ) и они живут нашей смертью». Отсюда философ признает не только относительность всех человеческих суждений о добре и зле, но и их ложность: философия ведет к переоценке всех ценностей.

Если наслаждение есть смерть душе, то не есть ли страдание — лечением? Не направлены ли желания, похоти нашего сердца на то, что гибельно для нашей души? Чтобы не следовать этим неразумным желаниям, чтобы возвыситься над погоней за наслаждениями, которые все относительны и обусловливаются предшествующим страданием, надо жить согласно разуму.

Согласно истинной природе вещей или «поступать по природе»— правило, согласное с основным положением стоической морали. «Рассуждающие разумно должны утверждаться этим общим всем разумом, как государство законом и даже еще крепче. Или все человеческие законы питаются единым божественным.

Или он господствует над всем, контролирует все. «Должно следовать общему… но хотя это слово и всеобще, люди живут, как бы имея свое разумение». Поэтому-то они уподобляются спящим, которым грезятся сны вместо действительности, и которые сами не сознают, что они делают.

Цель философа — преуспевать в познании «мудрости», «сущего (истинного) Слова». «Мыслить есть высшая доблесть, и премудрость в том, чтобы говорить истину и поступать по природе, внимая ей».

«Мышление обще всем», и в душе нашей есть «слово, само себя умножающее», — есть разум, способный возрастать в познании и мудрости.

Таковы положительные основания нравственного учения Гераклита, которыми определяется и его обличительная проповедь, направленная против суетности и безумия человечества.

Слышат ли люди истинное слово-Логос или нет, они одинаково его не разумеют и, подобно животным, не умеют различать истинно ценного оттого, что тешит их плоть. Вместо того чтобы «следовать общему», они создают себе свои установления и законы, противные природе. Вместо того чтобы говорить истину и искать мудрости, они лгут и повторяют лживые басни.

Например, логос Филона совершенно иной. У него, что учение о Логосе, так же и учение о силах взаимно объясняют и дополняют друг друга. Для Филона Логос-Божество.

Подобно силам, Логос есть энергия Божества или сумма Его энергий, не имеющая по отношению к своему первоисточнику никакой особенности или самобытности.

Оно есть связь мира, его внутренний закон и вместе как бы его душа, которая проницает все вещи, различает и разделяет их и образует конкретные виды существ, взирая на их вечные, идеальные первообразы. Он наполняет мир, но не заключается в нем и скорее сам заключает его в себе.

Наконец, Логос есть тварноличный посредник между Богом и миром, между нерожденным и сотворенным. Логос есть «орган творения и откровения», «первородный Сын Божий», верховный архангел, великий Первосвященник.

Таким образом, благодетельные и правящие, или господствующие, силы Божества, которые Филон признает в неисчислимом множестве, обнимаются в едином Логосе как их общем месте.

Они образуют собою умопостигаемый мир, первообраз мира чувственного, состоящий из невидимых идей: и этот идеальный план творения, этот сверхчувственный, невидимый град Божий есть не что иное, как Логос, творческий Разум Божий.

В Божестве все силы нераздельны в этом едином Логосе, вне Его, в своем отношении к миру, они являются в бесконечном многообразии и сознаются нами как благодетельные или карательные, творческие или правящие. Так же единый Логос дробится как бы на множество творческих мыслей или сил, на множество логосов, проникающих мир, — множество «слов» Божиих, которые суть вместе и «дела».

Логос имеет двойственный характер соответственно тому, рассматривается ли он по отношению к своему внутреннему содержанию, по отношению к тем бесплотным первообразам, которые в нем заключаются, или же по отношению к видимым предметам — чувственным отражениям идей. В отличие от Платона и от стоиков Филон не видит в своей «идее всех идей», или в своем Логосе, абсолютного и самобытного начала:

Логос есть прежде всего способность Божества, Его энергия, сила или разум, между тем как оно само — превыше всякой энергии, силы, разума или способности. Можно сказать, что именно в своем Логосе, как всеоб щем месте или всеобщей потенции всех идей. Божество возвышается над всеми ими.

Если бы в область абсолютного разрешено было вносить наши относительные понятия, то можно было бы сказать, что субъективно Логос есть способность Божества.

Его разум или премудрость и объективно его идея или первообраз Сущего, заключающий в себе всю полноту идей или возможных образов Сущего.

На деле, однако, оба эти момента совпадают, как на это указывает и сам Филон, иногда он как будто отличает Логос в качестве идеи от Премудрости и видит в нем сына Премудрости от Бога, иногда он отожествляет их, а чаще всего не различает их вовсе.

Логос есть непосредственный предмет действия Божия, первое «де о» Творца, Который создает умный мир прежде чувственного. Он есть создание Божие, хотя и непосредственное, чисто духовное создание, или произведение Его — как бы Его отражение, тень или образ.

Отсюда Логос определяется как «старший» или «первобытный Сын Божий», как «бог» или «второй» бог в отличие от «первого» Бога, хотя, во избежание ошибочного понимания этих определений, надо заметить, что Филон называет Логос «старшим» Сыном Божиим в отличие от «младшего» или видимого бога, т. е. чувственного мира, созданного по образу первого, так как первый сын сам является образом Отца. Логос есть «второй бог», как образ Отца, но вместе с тем он есть и первообраз мира и «небесный человек» — первообраз человека.

Он отделяет Творца от твари, посредствуя между ними: в отличие от Сущего Он имеет происхождение в своем Отце, или первоисточнике. В отличие от твари он не имеет происхождения во времени.

Как совокупность божественных сил, соединяющий в себе и «правду» и «милость», и «господство» и «божество».

Он есть «многоименный архангел» который нарицается богом ( ????), хотя и не есть Бог в собственном смысле (? ????), он есть бог лишь для несовершенных, для тех, кто без его посредства не может видеть Божества, истинного Бога, и принимает за солнце отдельные лучи или отражения солнца.

Но и мир есть так же образ Божий, видимый бог, или, точнее, видимый Логос. Подобно тому, как отдельные души облекаются телами, так и универсальный Логос облечен миром, как ризою, он одевается в стихии — землю, воду, воздух и огонь и во все те вещи, которые состоят из этих стихий.

И как душа содержит все части живого тела в неразрывной цельности, согласии и единстве, так и Логос есть связь мира, соединяющая все его части и охраняющая ее от разложения, распадения. Мир есть видимая оболочка, одежда Логоса.

Или мир есть храм Божий, а Логос — первосвященник, священнодействующий в этом храме при помощи «иподиаконов» — служебных сил, подчиненных логосов или ангелов. Без Логоса, без невещественных идей-сил, связывающих мир и наполняющих его собою, мир обращается ничто — в пустой хаос, в «безвидную» и «бескачественную» материю.

Божественные первообразы отражаются в мире и отпечатлеваются в его преходящих явлениях, они образуют вещество как формы Аристотеля или логосы стоиков, сообщая вещам их качества — «свойства» — неорганическому миру, живую природу — растениям и

душу — животным. Только в одном человеке, созданном по «образу» Божию, который есть самый верховный Логос, живет часть божественного разума — как бы его отщепление или излучение.

«По своей разумной душе человек уподобляется Логосу», по своему телу, состоящему из всех стихий, он уподобляется вселенной, жилищу Логоса.

Он есть поэтому микрокосм, малый мир, точно так же как и вся вселенная в своем целом есть подобие человека — «большой человек».

Поэтому все, что говорится в Писании о сотворении неба земли, может быть иносказательно относимо к человеку, и, наоборот, все, что мы знаем об отношении нашего уха к нашему телу, может быть иносказательно относимо к миру.

Или мир есть видимая оболочка того же Логоса, который человек находит в себе самом, и он управляется тем же разумным, божественным законом.

Человек, так же как и мир, есть образ Логоса и подобие невидимого, идеального небесного человека, который вмещает в себе небо и землю, Адама и Еву, разум и чувственность.

Можно сказать, что в нем и для него создано все. И как чувственность (Ева) происходит отдуха (Адама) и немыслима без него. Так и все чувственное (земля) происходит через сверхчувственное, идеальное (небо).

Все видимое, все земное есть лишь образ и подобие. От созерцания этих образов, от изучения чувственного мира человек должен приходить к созерцанию и познанию первых причин и начал. Он познает стройную связность, закономерную математическую необходимость явлений, разумную целесообразность строения мира — в школе греческой физики.

Он познает нравственный закон в собственном духе, и мало-помалу его естественный разум убеждает его в истине откровения Моисея: он находит всюду один разумный и универсальный закон, один Логос. Но истинно мудрый не останавливается и на этой ступени: Ягве, Елогим, самый Логос суть лишь аспекты, бессамостные формы откровения, божество которых следует понимать лишь в переносном смысле.

Душа мудрого стремится возвыситься над всякими образами и подобиями, над всякими посредствами, чтобы теснейшим образом соединиться с Сущим — своим первоисточником, который превыше всех своих проявлений. В самых образах и отражениях своих, в мыслимом Слове и в чувственном храме вселенной Он один истинно есть, и в одной полноте

Его бытия душа может найти вечный покой и блаженство. Таким образом вещается высшая проблема теоретической философии. Мир и человек, макрокосм и микрокосм соотносятся, соответствуют друг другу, будучи подобиями одного и того же образа, черты которого всего яснее запечатлены в нашем разуме.

Отсюда — возможность объективного познания. Самая чувственность есть как бы истечение разума (Ева, происходящая от Адама), как все чувственное есть лишь воплощение мысли, идеи'.

Наивный реализм античного миросозерцания находит в этом свое оправдание.

Мир сотворен, хотя и вне времени, которое само представляется продуктом мирового движения, мир преходящ как явление во всех частях своих, но он вечен как воплощение Логоса, как откровение Сущего.

Один и тот же разум открывается в мире и сознается в человеке; но самый этот разум, самый Логос, многочастный и многообразный в своих проявлениях, есть только «тень» Сущего, и он имеет свою полноту не в видимом

множестве, не во внешнем явлении, а в том Сущем, которое одно истинно есть, одно мыслит в своем неизреченном Разуме, одно действует в своем видимом творении.

Отсюда философское миросозерцание Филона получает как бы двоякое освещение.

Оно, несомненно, исходит из общих всей древности предположений наивного реализма — действительности внешнего, телесного мира и соответствия этого мира нашим представлениям.

И в то же время эти реалистические предположения оказываются шаткими: наряду с реалистическими представлениями о природе нашего познания, сложившимися под влияниями эклектического стоицизма. Филон иногда приближается к крайнему идеализму.

Мир есть сновидение, он есть образ образа и является как бы лестницей подобий, которые постепенно тускнеют по мере удаления от своего первого подлинника. И там, где мы думаем усмотреть в вещах нечто субстанцианальное и самобытное, где мы хотим видеть в явлении нечто большее, чем тень или подобие, отожествляя его с Сущим, мы впадаем в ряд заблуждений.

Все эти образы, подобия, явления раскрываются в свете разума, или Логоса, который как царь управляет истинным Израилем, как пророк открывает ему божественную истину, как первосвященник.

— искупает, освобождает его от лжи и неразумных страстей.

Но и самый этот Логос, этот ангел-посредник, оказывается только «тенью», только покровом, скрывающим ослепительные, всерасплавляющие лучи единого Сущего.

Учение Филона о Логосе, столь важное по своим историческим последст виям, не было одним положением его богословия и метафизики: оно составляло существенную часть его нравственной психологии.

Здесь Логос является нам в его внутреннем, имманентном отношении к душе человека, как божественное начало, просвещающее ее внутри, оплодотворяющее ее семенами истины и добра и как бы воплощающееся в праведных душах.

Такова первоначальная история понятия Логоса в греческой философии. Сначала философы искали слова, разума и вещей в самой природе, не различая между природой, как объектом познания, и разумом, как его субъектом.

Затем логос мало-помалу отвлекается от природы: софисты противополагают действительности субъективный логос, отрицая всякую объективную истину, великие аттические мыслители открывают объективный логос, объективную логическую мысль — в самом разуме человека. Возникает вопрос об отношении мысли к предметам познания — к сущему, к природе.

Поскольку природа противополагается логической мысли, Платон признает ее ложной, призрачной. Истина, то, что соответствует разумным логическим понятиям, есть идея (т. е. нечто мыслимое по существу); только идее, только идеалу принадлежит истинное бытие.

Но с другой стороны, не является ли ложным самый логос, взятый в своей отвлеченности, — там, где он противополагается действительным вещам? логос философия дух софист

Не разлагается ли отвлеченное понятие в диалектических противоречиях? По Аристотелю, истинное бытие принадлежит не отвлеченным понятиям или идеям, а прежде всего той мысли, которая их мыслит, и природе, которую эта мысль познает и в которой она воплощается.

Но как согласовать мысль и действительность, дух и природу? Как объяснить взаимодействие между ними, взаимодействие между субъектом и объектом? И стоики вновь признали субстанциальное единство мысли и природы, субъекта и объекта — в представлении разумной Пневмы (духовного естества), или Логоса.

Логос, как «понятие», есть нечто посредствующее между мыслящим субъектом и мыслимым объектом: этот термин обозначает и самую мысль, и то, что она мыслит, и самое отношение между формой и содержанием мысли.

Поэтому «Логос» и был подходящим термином для выражения стоического монизма, точно так же как и представление пневмы в одно и то же время духовной и телесной являлось для него подходящим представлением.

Ход греческой мысли в развитии учения о Логосе представляется нам разумным и необходимым логически. Идея единства субъекта и объекта была формулирована философией во всем своем значении лишь в новейшее время. Но тем не менее эта идея проходит чрез всю историю философии, заключая в себе решение главнейших ее проблем.

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://revolution.allbest.ru/philosophy/00651888_0.html

Космоцентризм и основные понятия античной философии. (Космос, Природа, Логос, Эйдос, Душа)

«Логос» в античной философии.: В древнегреческой философии термину «слово» (Aoyog) издревле

Проблема рождения философии.

На заре развития человечества, когда были еще в силе родовые принципы в хозяйственной и культурной жизни, господствующей формой мировоззрения была мифология (миф в переводе с греческого «рассказ»).

Мифология есть результат настоятельной духовной потребности объяснить мир. Мифология – образно-художественный способ объяснить мир, явления природы и жизни людей.

В мифах человек не выделяет себя из природы.

Философия — любовь к мудрости, особая система знаний предназначенная для решения целого ряда взаимосвязанных проблем, возникающих и в естественно научном исследовании, историческом познании, и в повседневной производственной и политической деятельности. Зародилась около 2500 лет назад в странах древнего мира (Индия, Китай, Египет).

Классическая форма — Древняя Греция. Понятие введено Пифагором (580-500 до Р.Х. о. Самос). В качестве особой науки выделена Платоном.

Hеобходимые (но не достаточные) предпосылки возникновения философии: разделение умственного и физического труда, создание прибавочного продукта, pецептуpно-технологические знания («смотри на меня, делай как я, делай лучше меня»), наличие развитых текстовых сообщений (указы, эпосы, мифы).

Требуется определенное развитие уровня абстрактного мышления. Наличие денег. Функции языка: сигнальная, коммуникативная, описательная, аpгументивная (критика).

Три необходимых предпосылки. Структура мышления. Отсутствие тоталитаризма. Должен быть плюрализм, демократический режим. Особенности мифа: принципиально новый уровень мышления (субъективно-объективный, синкретический, нерасчлененный вид), ориентирован на стабилизацию самого себя (догматическое мышление).

Философия делает акцент на новациях, то есть акценты смещаются. Проблема устройства мира. Существует большое число мифов, посвященных этой теме. Инициирование ученика на то, чтобы он шел дальше своего учителя. Hадо рассуждать критически.

Сначала философия включала в себя всю совокупность знаний, позже превратилась в систему общих знаний о мире.

Разделы философия: онтология (бытие и его сущности), гносеология (познание), логика (мышление, законы и формы), этика (мораль), эстетика (прекрасное), социальная философия (человеческое общество), история философии.

Предметом философия являются всеобщие свойства и связи.

Космоцентризм и основные понятия античной философии. (Космос, Природа, Логос, Эйдос, Душа).

На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое. мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе.

Космос — (вселенная) мир, мыслимый, как упорядоченное едиство.

Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот — все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается, никто не знает. Космос — порядок, понятие предложено Пифагором.

Натурфилософы (Фалес (625-545 до Р.Х Милет) и его ученики Анаксимандp (611-545 Милет), Анаксимен (585-525 Милет)) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы вода, воздух неопределенное вещество — апейрон. Пифагорейцы видели ее в математических атомах; элеаты усматривали основу мира в едином, незримом бытии.

Природа — (возникнуть, быть рожденным) то что существенно для каждого сущего с самого его возникновения. Природа — первоначальная сущность (ядро вещи). Противоположность природе дух.

Логос — (первоначально слово, речь, язык; позже мысль, понятие, разум). У Гераклита (530-470 до Р.Х. Эфес) и стоиков — мировой разум, идентичный с безличной возвышающейся даже над богами закономерность Вселенной. Логос — единый для всего существования закон. По Гераклиту огонь и логос едины. Иногда, уже у стоиков Логос понимается как личность, как Бог.

Эйдос — (образ, вид) понятия идея. Учение об эйдосе — учение о сущности. У Платона (427 –347 до Р.Х.) мир идей, эйдосов — истинное бытие из которого проистекает наш мир, как отражение.

Душа – совокупность побуждений сознания живого существа, особенно человека, тесно связанные с организмом психические явления. Древние представления – дыхание из вне. По Платону, душа является нематериальной и предшествует существованию. Аристотель называет ее первой энтелехией (форма которая осуществляется в веществе) жизнеспособного тела.

Основные представители (до Сократа):

Фалес (625-547 до Р.Х., Милет) – натурфилософ, все проистекает из воды.

Анаксимандр (610-540 до Р.Х., Милет) – айперон (вакуум).

Анаксимен (585-525 до Р.Х., Милет) – воздух.

Пифагор 580-500 до Р.Х., о. Самос) – числа, переселение душ.

Гераклит (530-470 до Р.Х., Эфес) – учение о логосе, борьба противоположностей, все изменяется.

Ксенофан (565-473 до Р.Х., Колофон) – земля произошла из моря, монотеист, скептик; единое и недвижимое –бог (природа).

Парменид (500-400, Элея) – разграничение рационального и чувственного.

Анаксагор (500-428).

Софисты – Протагор(480-410 до Р.Х.) и другие – учителя мудрости. «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/4_55663_kosmotsentrizm-i-osnovnie-ponyatiya-antichnoy-filosofii-kosmos-priroda-logos-eydos-dusha.html

ЛОГОС

«Логос» в античной философии.: В древнегреческой философии термину «слово» (Aoyog) издревле

Логос (греч. logos слово, мысль, разум, закон) – термин, первоначально обозначавший всеобщий закон, основу мира, его порядок и гармонию. Одно из ос

логос речь, понятие, разум, творец, мысль, основание, демиург, слово, высказывание, предложение, абсолют, смысл, первоогонь, пневма, суждение Словарь

Осло Слог Голос Голо Гол Соло Гос Лог Логос

Л'огос, -а (филос.)Синонимы: абсолют, высказывание, демиург, мысль, основание, первоогонь, пневма, понятие, предложение, разум, речь, слово, смысл, суж

(филос.). — Греч. λόγος первоначально означает речь или слово со стороны как внешней формы, так и содержания речи, ее смысла или мысли, связывающей отд

(греч. lógos)        термин древнегреческой философии, означающий одновременно «слово» (или «предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» (или «поня

    ЛОГОС (греч. λόγος — речь, слово, высказывание, понятие, основание, мера), понятие античной философии и христианского богословия, где оно обозначае

Ударение в слове: Л`огосУдарение падает на букву: оБезударные гласные в слове: Л`огос

         философский термин, впервые встречающ. у др.-греч. философа Гераклита, к-рый пользовался этим термином для обознач. всеобщей закономерности ми

(греч. ).= Слово, 2-е лицо св. Троицы, тоже, что у евреев — Елогим.Синонимы: абсолют, высказывание, демиург, мысль, основание, первоогонь, пневм

ЛОГОС(греч.). Разум слово.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н.,1910.ЛОГОС1) буквально — слово; 2) божество.Полный

логос речь, понятие, разум, творец, мысль, основание, демиург, слово, высказывание, предложение, абсолют, смысл, первоогонь, пневма, суждение

(греческое logos), одно из основных понятий древней греческой философии; одновременно «слово» («предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» («понят

Начальная форма — Логос, винительный падеж, единственное число, мужской род, неодушевленное

1) Орфографическая запись слова: логос2) Ударение в слове: Л`огос3) Деление слова на слоги (перенос слова): логос4) Фонетическая транскрипция слова лог

        ЛОГОС (греч. logos — речь, слово, высказывание, понятие, основание, мера) — понятие:1) античной философии и 2) христианского богословия, обозна

корень — ЛОГОС; нулевое окончание;Основа слова: ЛОГОСВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ — ЛОГОС; ⏰Слово Логос содержит с

(2 м)Синонимы: абсолют, высказывание, демиург, мысль, основание, первоогонь, пневма, понятие, предложение, разум, речь, слово, смысл, суждение, творец

ЛОГОС (греч. logos) — философский термин, фиксирующий единство понятия, слова и смысла, причем слово понимается в данном случае не столько в фонетическ

(др.-греч. λογος слово; понятие; мысль, разум)В Древней Греции слово логос было многозначным и обозначало:1) человеческое слово вообще;2) беседа, суж

(др.-греч. λογος слово; понятие; мысль, разум)   1) В Древней Греции слово логос было многозначным и обозначало:   1) человеческое слово вообще;   2) б

речь, приводящая к очевидности то, о чем речь в речи. Это сообщающая речь, делающая свой предмет очевидным и доступным другому .Логос способен обладать

— (греч. logos) — одно из основных понятий древнегреческой философии;одновременно «»слово»» («»предложение»», «»высказывание»», «»речь»») и «»смысл»»(«

1) В древнегреческой философии слово, речь, ее смысловая структура, а также закон упорядоченности бытия, придающий космосу осмысленность и целостность.

греч.: слово, поучение, предание, похвала), всеобщая закономерность, внутренний смысл явлений, разумная основа мира. По учению Церкви, Иисус Христос —

(греч. logos) — философский термин, фиксирующий единство понятия, слова и смысла, причем слово понимается в данном случае не столько в фонетическом, ск

-а, ч., філос. 1) У давньогрецькій філософії – загальна закономірність. 2) В ідеалістичній філософії – духовний початок, світовий розум, абсолютна бож

(гр. – слово) – это свойственная Богу сила мысли, разума. В христианстве отношение к логосу определяется отношением к Богу, и вся история рассматривает

(от греч. logos — слово, понятие, разум) категория, широко употреблявшаяся в античной и ср.-век. философии и имевшая различное содержание в конкр. фило

философский журн., выходивший в 1910-1913 гг. при изд-ве *Мусагет* (Москва) и в 1914 г. при изд-ве Товарищества М. О. Вольфа (Петербург). С самого нача

первоначально – слово, речь, язык; позже, в переносном смысле – мысль, учение, понятие, разум, смысл, мировой закон; у Гераклита и стоиков – мировой р

(от греч. «слово», «понятие», «разум») мировой закон, основа мира, его порядок и гармония. Термин введен Гераклитом, который понимал его как существующ

(от греч. logos — слово, понятие, разум) — категория, широко употреблявшаяся в античной и ср.-век. философии и имевшая различное содержание в конкр. фи

— термин др.-греч. философии, означающий одновременно «слово» (или «высказывание», «речь») и «смысл» (или «понятие», «основание»). В таком значении «с

слово, понятие, разум, знание, закон) – важнейшее понятие в античной и средневековой философии. Логос – всеобщий закон космоса, природы; основание быти

ЛОГОС (греч . logos), одно из основных понятий древнегреческой философии; одновременно «слово» («предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» («поня

ЛОГОС (греч. logos) — термин древнегреческой философии, оз­начающий одновременно «слово» (или «предложение», «выска­зывание», «речь») и «смысл» (или «п

(греч. logos) — философский термин, фиксирующий единство понятия, слова и смысла, причем слово понимается в данном случае не столько в фонетическом, ск

(Logos) — принцип логики и структуры, традиционно ассоциируемый с духом, миром отца и образом Бога; по-гречески означает «слово» или «разум»; Гераклит

(греч. logos) — термин древнегреческой философии, означающий одновременно «слово» (или «предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» (или «понятие»

Логос Л`огос, -а (филос.)

ЛОГОС (греческое logos), одно из основных понятий древней греческой философии; одновременно «слово» («предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» (

первоначально — слово, речь, язык; позже, в переносном смысле — мысль, понятие, разум, смысл, мировой закон. У Гераклита и стоиков — мировой разум, иде

-а, ч. , філос. 1》 У давньогрецькій філософії – загальна закономірність.2》 В ідеалістичній філософії – духовний початок, світовий розум, абсолютна бо

ЛОГОС (греч. logos — речь, слово, высказывание, понятие, основание, мера) — понятие 1) антич. философии и 2) христианского богословия, обозначающее

ло́гос іменник чоловічого роду

ло́госСинонимы: абсолют, высказывание, демиург, мысль, основание, первоогонь, пневма, понятие, предложение, разум, речь, слово, смысл, суждение, творе

   — издательская корпорация, ОАО, Москва. Учебная литература для университетов и академий.   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. —

М fəls. loqos (1. qədim yunan fəlsəfəsində: ümumi qanuniyyət; 2. idealist fəlsəfədə: ruh, allah, əzəli qüvvə).

(слово, понятие, учение, разум, закон и т.п.)категория, широко употреблявшаяся в античной и средневековой философии и имевшая различное содержание в ко

(от греч. logos) первоначально слово, речь, язык; позже, в переносном смысле мысль, понятие, разум, смысл, мировой закон; у Гераклита и стоиков мирово

в философии Гераклита — закон бытия, универсальная необходимость. У Платона — Бог как источник идей. У стоиков — жребий, разум. В неоплатонизме — один

ЛОГОС(греч. logos) — философский термин, фиксирующий единство понятия, слова и смысла, причем слово понимается в данном случае не столько в фонетическо

(греч.: слово, поучение, предание, похвала), всеобщая закономерность, внутренний смысл явлений, разумная основа мира. По учению Церкви, Иисус Христос —

сущ. муж. рода, только ед. ч.филос.логос -у

— термин древнегреческой философии, коим обозначаются Космический Разум, Смысл, Слово, Закон, Речь, основа мира, его порядок и гармония. У З. Фрейда —

ЛОГОС (греч. logos) — одно из основных понятий древнегреческой философии; одновременно «слово» («предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» («поня

термин др.-греч. философии, означающий одновременно «слово» (или «предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» (или «понятие», «суждение», «основани

(греч. logos) философский термин, фиксирующий единство понятия, слова и смысла, причем слово понимается в данном случае не столько в фонетическом, скол

термин древнегреческой философии, коим обозначаются Космический Разум, Смысл, Слово, Закон, Речь, основа мира, его порядок и гармония. У З. Фрейда — си

греч. logos), одно из основных понятий древнегреческой философии; одновременно «слово» («предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» («понятие», «с

(Греч. logos — слово, мысль, закон, разум) — одно из основных понятий древнегреческой философии, обозначающее всеобщий закон, порядок и гармонию бытия

в философии Гераклита — закон бытия, универсальная необходимость. У Платона — Бог как источник идей. У стоиков — жребий, разум. В неоплатонизме — один

от греч. logos) — первоначально — слово, речь, язык; позже, в переносном смысле — мысль, понятие, разум, смысл, мировой закон; у Гераклита и стоиков —

?????) – непереводимый и один из самых оригинальных и популярных терминов антич. и ср.-век. философии, обозначающий такое единство мышления и языка, к-

одно из основных понятий древнегреческой философии, введенное Гераклитом: всеобщая мировая закономерность, разумная основа мира. Позже гностики-христиа

Rzeczownik логос m logos m Filozoficzny nauka f Filozoficzny rozum m

ЛОГОС (грецьк. λόγοζ) — термін давньогрецьк. філософії, що одночасно означає «слово», «речення», «висловлювання», «мовлення», «розмова» і «смисл», «п

1. по представлению некоторых древних философов разум, мысль Бога, выделившаяся для создания мира и управления им; 2. Божество, второе лицо св. Троицы,

        (греч. собирать, упорядочивать в отношении к любой функции человеч. мышления), термин обиходного языка, введ. в философский язык, для обозначен

    (Греч.) Проявленное божество у каждой нации и народа; внешнее выражение или следствие вечно сокрытой причины. Так, речь есть Логос мысли, поэтому и

Логос (филос.). — Греческое λόγος первоначально означает речь или слово со стороны как внешней формы, так и содержания речи, ее смысла или мысли, связы

ЛОГОС (греч . logos), одно из основных понятий древнегреческой философии; одновременно «слово» («предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» («поня

ЛОГОС (греч. logos), одно из основных понятий древнегреческой философии; одновременно «слово» («предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» («понят

імен. чол. роду, тільки одн.філос.логос

Источник: https://rus-new-philosophy.slovaronline.com/684-%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%9E%D0%A1

Античная философия. Энциклопедический словарь. ЛОГОС

«Логос» в античной философии.: В древнегреческой философии термину «слово» (Aoyog) издревле

Приглашаем посетить сайт

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П С Т Ф Х Ц Э Ю Я

ЛОГОС

ЛОГОС (греч. λόγος — речь, слово, высказывание, понятие, основание, мера), понятие античной философии и христианского богословия, где оно обозначает разумный принцип, управляющий миром, и Бога-Сына, второе лицо Троицы.

Как философское понятие появляется у Гераклита, хотя толкование его остается в высшей степени спорным, вплоть до отрицания за логосом какого-либо смысла, кроме общеупотребительного (слово, высказывание).

Из тех немногих фрагментов, где говорится о логосе, мы узнаем, что люди не понимают вечносущий всеобщий логос, по которому все свершается (DK22 В 1, В 2, В 72), что он служит мерой превращения стихий (В 31), что логос души бесконечно глубок и сам себя увеличивает (В 45, В 115), что, внимая логосу, надо признать все единым (В 50).

Однако анализ контекстов позволяет интерпретатору существенно расширить область значения «логоса».

Можно отметить намеренную парадоксальность термина: если архаическая мифология знает повествования о богах, которые произносят творящее слово, то у Гераклита слово первичнее бога или само есть бог; античная культура ценит слово, несущее смысл, но Гераклит выбирает для обозначения высшего разума не слово-содержание (эпос, мютос, рема, лексис, онома), а «логос» — слово-форму, слово-число, слово-речь, которое, видимо, было лишено сакральных коннотаций. Слово — это то, что произносят, слышат и понимают, тогда как логоса никто не понимает и, в сущности, никто не говорит. В то же время Слово предполагает, в отличие от Разума, вещественный и субъективный субстрат. Полисемия слова, его способность менять значение в разных контекстах позволяет ему, в отличие от однозначного рационального понятия, совмещать противоположности. Можно также предположить, что термин «логос» акцентирует не столько слово с его морфологией, сколько предложение с его синтаксисом как аналог структурного расчленения бытия, с одной стороны, и организации мышления -с другой. Т. обр., Слово — в сравнении с Разумом, Законом, Числом, Бытием, Апейроном, Стихией — оказывается более концентрированным выражением таких функций досократовского правящего начала (архе), как власть (одновременно безличная и божественная) меры и закона, сохранение единства и порядка во взаимопревращении стихий, вовлечение человека в процесс преображения хаоса в космос.

https://www.youtube.com/watch?v=9mk4VxyVmco

Близкий гераклитовским мотивам фрагмент о логосе находим у Эпихарма (DK23 В 57), где говорится о том, что логос правит (κυβερνά) людьми и спасает их, но расчет (λογισμός) человека происходит от божьего логоса.

Однако в дальнейшей истории античной философии вплоть до стоиков логос не отягощен никакой метафизической нагрузкой. Зато фиксируется его значение как рассуждения, аргумента, дискурсивного познания.

Платон определяет научное знание (эпистеме) как правдивое мнение (док-са) с логическим отчетом и разъяснением («дать логос» значило по-гречески «дать отчет» — см. Phaed. 76b, Theaet. 20led). Логос мыслится в этой связи как способность давать качественные различения (ср. Theaet. 208с). В составе диалектического метода Платона (см.

Resp. 534b; Soph. 253de; Polit. 262b-e) логос осуществляет роль инструмента различения и определения видов через дихотомическое рассечение рода (диэреза). Для Платона характерно также сопоставление логоса и мифа как двух способов выражения истины.

Аристотель чаще всегда употребляет термин «логос» в смысле «определения» или «разумности вообще». Иногда имеется в виду разумность моральная (ὀρθὸς λόγος, см. Ε. Ν. II, 1103b; VI, 1144b), иногда — математическая пропорция (Met. 991b), иногда — силлогизм (An. Pr. 124b 18) или доказательство (Met. 990b 12-18).

Стоицизм, опираясь на Гераклита, восстанавливает онтологический смысл логоса, который понимается как мировая разумно-творческая эфирно-огненная субстанция, Зевс и судьба.

Характерна принципиальная нераз-личенность в стоическом огненном логосе смыслового принципа и вещественного субстрата.

В той мере, в какой логос пронизывает каждую часть природы своей организующей силой, он описывается стоиками как множество смысловых семян (λόγοι σπερματικοί), прорастающих в мире. В логике стоики различают логос внутренний (мышление) и внешний, произнесенный (речь).

В эллинистическую эпоху понятие «логос» привлекает внимание религиозной мысли Средиземноморья, стремившейся к синкретическому соединению греческой и восточной (также знавшей концепт творящего слова Бога) традиций. Самым значительным результатом этих экспериментов было учение Филона Александрийского. Логос трактуется Филоном сразу в нескольких планах.

Вслед за стоиками он признает различение внутренней речи (λόγος ἐνδιάθετος) и внешней (προφορικός), которая одновременно равна и неравна внутренней (V. Mos. II, 137).

Аналогичным образом Бог содержит в себе свой внутренний логос как разум и замысел мира, но также излучает логос вовне, творя и одушевляя им мир, что согласуется с образом библейского Бога, который творит мир словом. Как первая эманация Бога логос объединяет собой весь мир идей, которые служат образцами творения (Opif. 5, 20).

В сотворенном мире логос, присутствует как внутренняя оживляющая сила и судьба (Mut. nom. 23, 135). Кроме того, логос может пониматься Филоном как посредник между «первым Богом» — творцом и «третьим богом» — тварной природой. Поэтому он именуется «вторым богом», «первосвященником», «единородным Сыном Божьим».

Таким же образом логос присутствует и в индивидуальной душе, будучи ее внутренней силой и внешним руководителем-посредником, возвращающим душу к Богу. Учение Филона оказало большое воздействие на христианское богословие и, видимо, отразилось в учении Евангелия от Иоанна о Логосе.

Позднегреческая философия (средний платонизм, неопифагореизм, неоплатонизм) также развивает учение о логосе, новую версию которого мы находим, например, у Плотина.

Источник: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/ancient-philosophy/articles/209/logos.htm

Scicenter1
Добавить комментарий