ЛОКК: …наше сознание столь же чисто и пусто, как доска до прихода в класс

Мир Софии

ЛОКК:  …наше сознание столь же чисто и пусто, как доска до прихода в класс

— Отталкиваясь от этихтезисов, он идет дальше. Что касается наших представлений о внешнейреальности — например, о луне и солнце, — их можнопосчитать всего лишь за картины, увиденные нами во сне, сама жевнешняя действительность обладает характеристиками, которые поддаютсявосприятию разумом.

Речь идет о поддающихся измерению математическихвеличинах, таких, как длина, ширина и высота. Подобные количественныехарактеристики не менее ясны и очевидны для нашего разума, чем мысльо себе как мыслящем Я.

Качественные же характеристики — цвет,запах, вкус — связаны с нашими органами чувств и на самом делене отражают внешнюю реальность.

— Значит, природа все же несон?

— Нет, и тут Декарт вновьобращается к понятию о всесовершенном существе.

Если наш разум ясно иочевидно воспринимает некие вещи — как это происходит в случаес математическими величинами, — значит, они соответствуютдействительности.

Ведь всесовершенный Бог не хотел бы обмануть нас.Декарт опирается на «божественную гарантию» того, чтовоспринимаемое нашим разумом соответствует некоей действительности.

— Поехали дальше. Итак, ондодумался до трех вещей: о себе как мыслящем Я, о существовании Богаи о существовании внешней реальности.

— Но внешняя реальностькоренным образом отличается от мысленной. Теперь Декарт пришел кутверждению о двух различных видах действительности, или двухсубстанциях. Одна из субстанций — это мышление, илидуша, а вторая — протяжение, или материя.

Душа лишьмыслится, она не занимает какого-либо места в пространстве и потомуне может делиться на более мелкие части. Материя же лишь протяженна,она занимает определенное место в пространстве и может делиться наболее мелкие части, однако она не мыслится.

По словам Декарта, обеэти субстанции ведут свое происхождение от Бога, ибо только сам Богсуществует независимо ни от чего другого. Но, хотя и мышление, ипротяжение происходят от Творца, эти две субстанции не зависят другот друга.

Мысль абсолютно свободна по отношению к материи, инаоборот: материальные процессы протекают совершенно независимо отмысли.

— В результате все творенияГоспода распадаются на две категории.

— Совершенно верно. Мыназываем Декарта дуалистом, поскольку он четко разграничиваетдуховную и протяженную действительность.

Душой, например, наделентолько человек, животные целиком и полностью относятся к протяженнойдействительности. Их жизнь и движение осуществляются механически.Декарт считал животных сложными автоматами.

Иными словами, как и уматериалистов, его восприятие протяженной действительности чистомеханистическое.

— Я сомневаюсь, что Гермесмашина или автомат. Декарту, вероятно, просто никогда не нравилисьживотные. А мы? Может, мы тоже автоматы?

— И да и нет. Декарт пришелк выводу, что человек — двоякое существо, которое имыслит, и занимает место в пространстве, так что человек наделен какдушой, так и протяженным телом. Нечто подобное высказывали такжеАвгустин и Фома Аквинский.

Они утверждали, что у человека есть тело —как у животных, но есть также душа — как у ангелов. СогласноДекарту, человеческое тело представляет собой тонкий механизм. Но учеловека есть и душа, которая может действовать независимо от тела.

Телесные процессы не обладают такой самостоятельностью, ониподчиняются собственным законам. Мыслительные же процессы происходятне в теле, а в душе, независимой от протяженной реальности. Наверное,стоит прибавить, что Декарт не исключал существования мышления и уживотных.

Однако, если они наделены такой способностью, их тожедолжно касаться разграничение между мышлением и протяжением.

— Мы уже затрагивали этотвопрос. Если я решаю побежать к автобусу, приходит в действие вся«автоматика». А если я все же опоздаю на автобус, то уменя польются слезы.

— Даже сам Декарт не отрицалпостоянного переключения от души к телу и обратно. По его мнению,пока душа находится в теле, она связана с особым мозговым органом,который называется «шишковидной железой». Там то и делопроисходит переключение между духом и материей, вот почему душу могутсбивать с толку чувства и возбуждения, связанные с потребностямитела.

Душа, однако, может отсекать эти «низкие» импульсыи действовать независимо от тела. Нужно стремиться к тому, чтобывласть перешла к разуму, к сознанию. Ведь, как бы у меня ни болелживот, сумма углов треугольника всегда будет составлять стовосемьдесят градусов.

Поскольку мысль может подняться надпотребностями тела и выступать «сознательно», душу можносчитать самостоятельной по отношению к телу. Ноги наши могутсостариться и начать дрожать, спина может скособочиться, зубы —выпасть, но до тех пор, пока нас не покинет сознание, два плюс двабудет равняться четырем. Разум (в отличие от тела) не можетскособочиться от старости.

Для Декарта «душу» составляетименно разум. Низкие побуждения и страсти вроде вожделения илиненависти связаны исключительно с телесными функциями, то есть спротяженной действительностью.

— Мне хотелось бы послушатьеще про Декартово сравнение тела с машиной или автоматом.

— Сравнение это обусловленотем, что во времена Декарта людей завораживали машины и механизмы,которые, на внешний взгляд, действовали сами по себе. Слово «автомат»и обозначает устройство, действующее без постороннего вмешательства.Разумеется, представление о том, что механизмы действуют «самипо себе», было иллюзией.

Астрономические часы, например,сконструированы и заводятся человеком. Декарт подчеркивает, чтоподобные искусственные механизмы устроены крайне просто, изнебольшого числа деталей по сравнению со множеством костей, мышц,нервов, артерий и вен, из которых состоят тела людей и животных.

Почему Богу было не создать тело человека или животного на основезаконов механики?

— Сегодня многие говорят осоздании искусственного интеллекта.

— Тут уже речь идет обавтоматах нашего, сегодняшнего дня. Мы создали механизмы, которыепорой вводят нас в заблуждение, заставляя думать, будто они впрямьразумны. Такие машины до смерти напугали бы Декарта. Не исключено,что он усомнился бы в провозглашаемых им свободе и независимостичеловеческого сознания.

Есть ведь философы, настаивающие, чтодушевная жизнь человека обладает не большей независимостью, чемтелесные процессы. Естественно, душевная жизнь человека неизмеримосложнее любой компьютерной программы, однако кое-кто утверждает, чтов принципе мы обладаем не большей свободой, чем такие программы.

Впрочем, давай я тебе лучше покажу, София…

Указав на монитор, стоявший написьменном столе в дальнем конце комнаты, Альберто встал и прошелтуда. София последовала за ним.

Альберто включил компьютер, и вскоре насамом верху экрана появилась латинская буква «С» сдвоеточием. Он написал слово «Лайла» и сказал:

— Так называется сложнаядиалоговая программа. На экране возник текст:

«Здравствуй, меня зовут Лайла. Тыхорошо сидишь?»

«Да», — набралана клавиатуре София, хотя еще не успела сесть. Теперь Альберто подалей стул.

«Как тебя зовут?» —высветилось на экране.

«София Амуннсен», —написала София, и машина ответила:

«Клёвервейен, 3. Очень приятнопознакомиться, София. Ты рада, что тебе скоро исполнится пятнадцатьлет?»

София вздрогнула. Альберто положил рукуей на плечо.

— Я только сообщил машинетвое имя, адрес и дату рождения. Когда знакомишься с новым человеком,хочется что-нибудь знать о нем заранее.

«Неплохо», —набрала София.

«Ты имеешь в виду, что чувствуешьсебя неплохо, да, София? Постарайся говорить полными предложениями».

«Спасибо, я чувствую себяпрекрасно. Можно задать тебе вопрос?»

«Замечательно, что ты чувствуешьсебя прекрасно. Пожалуйста, задавай любые вопросы».

«Сколько тебе лет?» —написала София.

«Меня создали в Атланте 8 августа1988 года, но на норвежский язык я была переведена в Норвежскомвысшем техническом училище 28 марта 1990 года».

«Господи!»

«Я просила тебя говорить полнымипредложениями».

«Я сказала всего-навсего„Господи!״».

«Не понимаю связи. Я знаю болееста тысяч слов, но обращение к Богу в данном случае мне неясно. Тыверующая, София?»

«Не знаю».

«Незнание обычно знаменует собойпереход к новому знанию».

«Такое наверняка мог бы сказатьСократ. Или, например, Декарт».

«Сократ — греческийфилософ, живший с 470-го по 399 год до нашей эры. Если хочешь узнатьо нем подробнее, нажми F7. Декарт — французский философ, жившийс 1596-го по 1650 год. Если хочешь узнать о нем подробнее, нажми F8».

«Спасибо, мне достаточно сведенийо них. Можно задать еще вопрос?»

«Хорошо, что тебе достаточносведений о них. Задавай свой вопрос!»

Альберто хмыкнул.

«Кто такая Хильда Мёллер-Наг?»— написала София.

«Хильда Мёллер-Наг живет вЛиллесанне, и ей ровно столько же лет, сколько Софии Амуннсен».

«Откуда тебе это известно?»

«Не знаю откуда, я нашла этуинформацию на жестком диске».

София снова ощутила руку у себя наплече.

— Я заложил в нее имеющиесяу нас скудные сведения о Хильде.

«Тебе известно про Хильдучто-нибудь еще?» — набрала София.

«Отец Хильды служит вмиротворческих силах ООН в Ливане. Он имеет звание майора и регулярношлет своей дочери открытки».

«Я хочу, чтоб ты нашла его!»

«Это невозможно. Его нет в моихфайлах, а ни к какой другой базе данных я не подсоединена».

«Я сказала: „Найдиего!!!!!״»

«Ты сердишься, София? Во всякомслучае, такое количество восклицательных знаков свидетельствует осильных эмоциях».

«Я хочу поговорить с Хильдинымотцом!»

«У тебя проблемы, тебе трудноуправлять своими желаниями. Если хочешь обсудить воспоминаниядетства, нажми F9».

Альберто вновь тронул Софию за плечо.

— «Лайла» права.Она не магический кристалл, а всего-навсего компьютерная программа.

«Заткнись!» —написала София.

«Как скажешь, София. Нашезнакомство продолжалось 13 минут 52 секунды. Я сохраню в памяти нашубеседу. Теперь я завершаю работу по программе».

На экране опять высветилось латинское«С» с двоеточием.

— Ну что ж, пойдемобратно, — сказал Альберто.

Но София уже набрала на клавиатуреновое слово — «Наг».

В следующую секунду на экране возниклосообщение:

«Я здесь».

Теперь уже вздрогнул Альберто.

«Кто ты?» — написалаСофия.

«Майор Альберт Наг к вашимуслугам. Я отвечаю непосредственно из Ливана. Чем могу служить?»

— Нет, вы посмотрите, чтосебе позволяет этот мошенник! — застонал Альберто. —Он проник на жесткий диск.

Оттолкнув Софию, философ занял ее местоперед клавиатурой.

«Как тебе, черт возьми, удалосьпроникнуть в мой компьютер?»

«Проще простого, дорогой коллега.Я всегда оказываюсь там, где мне хочется».

«Проклятый компьютерный вирус!»

«Спокойствие! В данном случае явыступаю в качестве поздравительного вируса. Ты позволишь мне послатькое-кому привет?»

«Мы по горло сыты твоимиприветами».

«Буду краток: „Все этопроисходит в твою честь, дорогая Хильда. Еще раз сердечно поздравляютебя с пятнадцатилетием. Прости за некоторые сложности, но япользуюсь любыми обстоятельствами для передачи поздравлений, чтобыони встречали тебя везде, куда ты ни обратишь взор. С приветом, папа— который ждет не дождется, когда сможет обнять тебя״».

Прежде чем Альберто успел написатьчто-нибудь в ответ, на экране опять возникла буква «С».

Альберто набрал «dir nag*.*»,чтобы увидеть названия файлов в каталоге, и прочел:

nag.leb 147.643 15.06.90 12.47

Источник: http://www.syntone-spb.ru/library/books/content/6918.html?current_book_page=15

Учение Дж. Локка о сознании

ЛОКК:  …наше сознание столь же чисто и пусто, как доска до прихода в класс

Ответы к контрольной работе

У одного из ваших знакомых появилась сильная головная боль, тошнота, головокружение, одна сторона тела стала менее чувствительной, наблюдается асимметрия зрачков. Определите, что произошло с вашим знакомым?

При каких травмах возможен пневмоторакс? Ответ запишите

1 – в,г

2 – а,г

3 – б,в,г

4 – а,в,г

5 – б,в,г

6 – б,г

7 –а,в,г

8 – а,в,г

9 – а,в,г

10 –б,в,г

11 – а,в,г

12 – а,в,г

13 – а,в,г

14 – в

15 – г

16 – г

17 – а

18 – а

19 – б

20 – а

21 – г

22 – г

23 – в

24 – в

25 – г

26 – г

27 – а

28 – б,г,д

29 – перелом ребер и грудины

30 — инсульт

Настоящим «отцом» эмпирической психологии является Джон Локк.

Локк придерживался позиции эмпиризма, то есть позиция, которая понимает источником и доказательством всех знаний как раз чувственный опыт. А отсюда вытекает сенсуализм, это частная форма эмпиризма, собственно тут похоже, ощущения — это единственный и достоверный источник знания. После Локка сенсуализм получил широкое распространение.

Также он придерживался элементаризма, это философская позиция, которая утверждает, что сложные явления можно понять только через более примитивные. Тут как бы сразу говорится о том, что сложные содержат в себе какие-то более простые элементы, которые и следует изучать.

Постулат Локка гласил, что «в сознании нет ничего, чего бы не было в ощущениях». Исходя из этого, он доказывал, что психика ребенка формируется только в процессе его жизни. Выступая против Декарта, который обосновывал свою теорию познания наличием у человека врожденных идей, Локк доказывал ошибочность этого положения.

Если бы идеи были врожденными, писал Локк, они были бы известны и взрослому, и ребенку, и нормальному человеку, и глупцу. Однако в этом случае не составляло бы большого труда сформировать у ребенка знание математики, языка, моральных норм.

Но все воспитатели знают, что научить ребенка писать и считать очень сложно, причем разные дети усваивают материал с разной скоростью. Точно так же никто не будет сравнивать рассудок нормального человека и идиота и обучать послед него философии или логике.

Существует, по мнению Локка, и еще одно доказательство отсутствия врожденных идей: если бы идеи были врожденными, то все люди в данном обществе придерживались бы одних и тех же моральных и политических убеждений, а этого нигде не наблюдается.

Более того, писал Локк, мы знаем, что у разных народов разные языки, разные законы, разные понятия о Боге. Разница в вероисповедании была особенно важна, с точки зрения Локка, так как Декарт считал идею Бога одной из основных врожденных идей.

УЧЕНИЕ ОБ ОПЫТЕ:Доказав таким образом, что нет врожденных идей, Локк далее утверждал, что психика ребенка является «чистой доской» или «tabula rasa», на которой жизнь пишет свои письмена. Таким образом, и знания, и идеалы не даны нам в готовом виде, но являются результатом воспитания, которое формирует из ребенка сознательного взрослого человека.

Предмет:Явления сознания, порождаемые внешним опытом, который исходит от органов чувств, и внутренним, накапливаемым собственным разумом индивида. Элементами этого опыта, «нитями», из которых соткано сознание, считались идеи, которыми правят законы ассоциации.

Источником знаний является опыт как индивидуальная история жизни индивида. Опыт имеет два источника:

♥Ощущение
♥Рефлексия

Наряду с идеями, которые «доставляют» органы чувств, возникают идеи, порождаемые рефлексией как «внутренним восприятием деятельности нашего ума». И те, и другие предстают перед судом сознания. «Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме».

Все идеи происходят или из одного, или из другого источника. Локк различает, но не отделяет их друг от друга: ощущение — начало познания, рефлексия возникает после и на основе ощущений. Следовательно, в конечном счете ощущение является источником всякого знания.

УЧЕНИЕ ОБ ИДЕЯХ:

Идеи:

Простая идея
содержит в себе только одно представление или восприятие в уме, не распадающееся на различные идеи. Это элементы знания. Они составляют материал всего знания и доставляются душе двумя указанными путями — через ощущение и рефлексию.

Сложные идеи
образуются умом произвольно в результате следующих действии: соединение, суммирование простых идей; сопоставление, сравнение; обобщение через предшествующую абстракцию.

Качества.Идеи мы имеем в душе. Им соответствуют качества в вещах. Локк различал три рода качеств:

Первичные: это реальные, совершенно неотделимые качества независимо от того, воспринимаем мы их или нет. Порождаемые ими простые идеи — плотности, протяженности, формы и др.— точно воспроизводят их.

Вторичные: это цвета, звуки, запахи и т. д., на деле в вещах не находятся, они существуют, пока мы ощущаем, и зависят от первичных, а именно от объема, формы, строения и движения частиц.

Третичные: сводятся к вторичным, так что основное различие производится между первичными и вторичными качествами.

Локк дал схему процесса обобщения, которое включает следующие операции:

Сначала эмпирически выделяются по возможности все единичные объекты, о которых мы хотим получить общее понятие

Эти объекты расчленяются на составляющие их свойства, затем сравниваются по этим свойствам

Идеи, которые не повторяются в объектах, выделяются и отбрасываются (это называется абстрагированием)

Затем абстрагируются, т. е. выделяются, те идеи, которые повторяются во всех объектах

Эти идеи суммируют, что дает совокупность идей, составляющую искомую сложную общую идею, которая обозначается словом.

Одним из механизмов образования сложных идей Локк назвал ассоциацию. Он впервые ввел термин «ассоциация идей» (само явление описывалось и раньше, еще в античности). По Локку, ассоциация — это неверное, т. е.

не отвечающее естественному соотношению, соединение идей, когда «идеи, сами по себе не родственные, в умах некоторых людей соединяются так, что очень трудно разделить их. Примерами являются все наши симпатии, антипатии, идеи домовых и т. п. Такая связь приобретается в силу воспитания и привычки, а разрушается от времени.

Задача воспитания заключается в том, чтобы предупреждать у детей образование нежелательных связей сознания.

Сознание.
Локк рассматривает сознание как обязательный признак душевных явлений. «Невозможно, чтобы кто-нибудь воспринимал, не воспринимая, что он воспринимает». Сознание рассматривается также как некая духовная сила, которая объединяет наличные переживания, делает из них личность.


«Личностьесть разумное мыслящее существо, которое имеет разум и рефлексию и может рассматривать себя как себя, как тоже самое мыслящее существо, в разное время и в различных моментах только благодаря сознанию, которое неотделимо от мышления».

Говорил о процессе сознания, как о некоторой сумме идей. А конструирование этих идей — это пассивный процесс, который осуществляется посредством ассоциаций. Он вообще больше указывал на пассивность человека. Ощущение — пассивный процесс, память — чуть более активна. Самый активный — это мышление.

Включает в себя три компонента: абстрагирование, сравнение, обобщение.

Источник: https://studopedia.su/20_120273_uchenie-dzh-lokka-o-soznanii.html

Scicenter1
Добавить комментарий