Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии

«Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»

Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии

«Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», философское произведение Ф. Энгельса, посвященное вопросу об отношении марксистской философии к одному из её теоретических источников — классической немецкой философии, в особенности к учению Г. Гегеля и Л.

Фейербаха; содержит систематическое изложение основ диалектического и исторического материализма. Написано в начале 1886 по поводу книги датского философа К. Н. Штарке «Людвиг Фейербах» (Штутгарт, 1885). В. И. Ленин считал, что наряду с «Манифестом Коммунистической партии» и «Анти-Дюрингом» «Л. Ф….» является «…

настольной книгой всякого сознательного рабочего» (Полное собрание сочинений, 5 издание, том 23, с. 43).

  В 1-й главе книги, говоря о философской революции в Германии, Ф.

Энгельс характеризует гегелевскую философию как завершение классической немецкой философии и всего прежнего философского развития, как один из теоретических источников марксизма, и описывает процесс разложения гегелевской школы.

Анализируя противоречие между революционной и консервативной сторонами гегелевской философии, между её диалектическим методом и догматической системой, он показывает, что её историческое значение и революционный характер заключались в разработке диалектики.

  Во 2-й главе, раскрывая сущность материализма и идеализма, Ф.

Энгельс определяет основной вопрос философии как вопрос об отношении между бытием и сознанием, выделяет две стороны этого вопроса (о первичности бытия и о познаваемости мира), проводит разделение философии на два больших лагеря (материализм и идеализм), подвергает критике агностицизм, указывает на роль общественной практики в познании, на зависимость развития философии от развития науки и материального производства. Критикуя недостатки метафизического материализма, он характеризует ограниченность французского материализма 18 века: механицизм, метафизичность, идеализм в понимании истории.

  В 3-й главе подвергается критике идеалистическое понимание истории у Л. Фейербаха, как оно проявляется в его философии религии и этике.

  4-я глава содержит очерк основных положений диалектического материализма и в особенности материалистического понимания истории. Возникновение диалектического материализма явилось революционным переворотом в философии. Ф.

Энгельс показывает превращение диалектики в материалистическую диалектику и материализма в диалектический материализм, последовательно распространённый также и на понимание общества и его истории.

Материалистическую диалектику он определяет как науку об общих законах развития и всеобщей связи в природе, обществе и мышлении, показывает её противоположность метафизике. Ф.

Энгельс отмечает, что в познании взаимной связи процессов природы решающее значение имели три великих открытия: открытие клетки, превращения энергии и дарвинизм. Переходя к анализу общества и законов его развития, Ф.

Энгельс характеризует деятельность людей как отличительную черту общественного развития, раскрывает действительные, материальные движущие силы истории, которые скрываются за идеальными побуждениями людей, показывает причины возникновения классов и классовой борьбы, соотношение экономики и политики, базиса и надстройки, даёт философский анализ государства, права, философии, религии; указывает на изменение предмета философии в ходе её развития.

  «Л. Ф….» был первоначально напечатан в теоретическом журнале германской социал-демократии «Die Neue Zeit» (Штутгарт, 1886, № 4—5), а затем издан отдельной брошюрой с предисловием Ф. Энгельса (датировано 21 февраля 1888) и с приложением «Тезисов о Фейербахе» К. Маркса (Штутгарт, 1888).

В 1889 в петербургском журнале «Северный вестник» (№ 3—4) под названием «Кризис философии классического идеализма в Германии» был напечатан русский перевод Г. Ф. Львовича с многочисленными отступлениями от текста оригинала. В 1892 в Женеве группа «Освобождение труда» издала полный русский перевод Г. В.

Плеханова, 2-е издание с его предисловием вышло там же в 1905. В 1894 в парижском журнале «L’Ere nouvelle» (№ 4—5) был напечатан французский перевод Л. Лафарг, просмотренный Ф. Энгельсом.

В 1892 в Болгарии вышел болгарский перевод (с русского), в 1899 во Львове украинский перевод, в 1902 в Риме итальянский перевод, в 1903 в Чикаго английский перевод. «Л. Ф….

» — одно из наиболее распространённых произведений марксизма, издавался почти во всех европейских и во многих других странах на десятках языков. В СССР «Л. Ф….» был издан отдельной книгой 121 раз на 33 языках (народов СССР и иностранных) общим тиражом 4806 тысяч экземпляров (данные на 1 января 1971).

  Лит.: Энгельс Ф., [Письмо] И. Блоху, 21—22 сентября 1890, Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 37, с. 396; его же, [Письмо] В. Я. Шмуйлову, 7 февраля 1893, там же, т. 39, с. 22; его же, [Письмо] В. Боргиусу, 25 января 1894, там же, с. 176; Плеханов Г. В., Письмо Ф.

Энгельсу, 25 марта 1893, в книге: К. Маркс, Ф. Энгельс и революционная Россия, М., 1967, с. 648—649; Ленин В. И., Три источника и три составных части марксизма, Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 23, с. 43 (см. также Справочный том, ч. 2, с. 351); Розенталь М., О произведении Ф.

Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», М., 1952; Баллер Э. А., Произведение Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», М., 1960; Билецкий Е. Е., У истоков марксистской философии, М., 1965; Покровская В. И. и Свинцов В. И., О работе Ф.

Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», М., 1965.

  Г. А. Багатурия.

Оглавление БСЭ

Источник: https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/071/995.htm

Людвиг фейербах и конец классической немецкой философии

Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии

работа Ф. Энгельса, впервые опубликована в журнале «Neue Zeit» за 1886. Рассматривая роль диалектики Гегеля и материализма Фейербаха как теоретич. источников марксист. философии, Энгельс дал сис-тематич. изложение основ диалектич. и истории, материализма. уделил значит, внимание исследованию и критике религии.

Анализ Энгельсом осн. вопроса философии выявил единство мировоззренч. позиции идеализма и религии, материализма и атеизма. Еще в ср. ек. схоластике, отметил Энгельс, вопрос «о том, что является первичным: дух или природа… вопреки церкви принял более острую форму: создан ли мир богом или он существует от века?» (т. 21; с. 283).

Рассматривая гносеологич. и психологич. механизмы развития религ. представлений, Энгельс указывает на относит, самостоятельность религии в отношении экономим, базиса. Энгельс отличает «стихийно возникшие племенные и национальные религии», к-рые «не имели пропагандистского характера», от «более или менее искусственно возникших» мир.

религий — буддизма, христианства и ислама, отразивших своим возникновением и важнейшими моментами эволюции «великие исторические повороты». Отмечая способность религии придавать религ. окраску общим историч.

движениям, Энгельс подчеркивает, что «это объясняется не свойствами человеческого сердца и не религиозной потребностью человека… но всей предыдущей историей средних веков, знавших только одну форму идеологии: религию и теологию» (т. 21, с. 294). Значит, внимание уделяется Энгельсом роли естествознания в обосновании материалистич.

мировоззрения, особенно 3 великим открытиям естествознания 19 в.: открытию клетки, закона сохранения энергии и дарвиновской теории эволюции видов.

Источник: Атеистический словарь

Ludwig-Feuerbach und der Ausgang der Klassischen deutschen Philosophie; рус. изд.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 269—317) — работа Ф. Энгельса написана в 1886, посвящена проблеме отношения немецкой философской классики к марксистской философии.

Первоначально была издана в виде серии статей, как и большинство работ Ф. Энгельса. Брошюра не является целостно-конституальным произведением, представляет собой отдельные критические очерки философии Г. В. Ф. Гегеля и Л. Фейербаха, общую характеристику видов философии (гл.

1 — 3), а также популярное изложение основ марксизма (гл. 4).

Особое значение имело проведенное Энгельсом различение (типология) философий в зависимости от решения т. н. основного вопроса философии — об отношении мышления и бытия.

Идеализм и материализм, согласно Энгельсу, не только резко различны, но и состоят относительно друг друга в состоянии борьбы, аналогичной классовой борьбе в истории.

Вся эта конструкция, имеющая довольно слабое отношение к реальной истории философии, тем не менее позволила марксистски ориентированным идеологам 19—20 вв.

не только оценивать историю философской культуры сквозь призму «борьбы идеологий», но и, связав представления об идеализме с религиозными типами сознания, начать активное наступление на различные формы христианства, ввести лозунг «воинствующего материализма».

Последнее типично в особенности для марксистской традиции в России, идущей в данном вопросе от Г. В. Плеханова и В. И. Ленина. Длительное время эта работа Энгельса служила одним из главных источников для изучения истории возникновения марксистской философии. Впервые издана отдельной брошюрой в 1888 (Штутгарт). В 1892 опубликован русский перевод, сделанный Г. В. Плехановым (Женева). Лит.: Марксистская философия в 19 веке, кн. 2, гл. 14. M., 1979.

А. Б. Баллаев

Источник: Новая философская энциклопедия

философское произв. Энгельса (1886), сыгравшее видную роль в обосновании и развитии диалектического и исторического материализма. В начале работы Энгельс характеризует сущность гегелевской философии, анализирует присущие ей противоречия и показывает противоположность марксистской диалектики и диалектики Гегеля.

Энгельс дает определение основного вопроса философии, его двух сторон и подвергает критике агностицизм (прежде всего Юма и Канта), показывая, что самым решительным его опровержением является практика. Дав определение материализма и идеализма, Энгельс на этой основе подвергает анализу взгляды англ. и фр. материалистов 17—18 вв.

и Фейербаха, показывает ограниченность механистического, метафизического материализма, его теоретическую непоследовательность в понимании общественных явлений. Подробно исследуя взгляды Фейербаха, Энгельс подчеркивает значение фейербаховской критики идеализма, но в то же время критикует его попытку создания новой религии и идеалистические взгляды в области этики.

Энгельс в последней части работы дает в сжатой форме изложение сущности материалистического понимания истории. Развивая теорию исторического материализма, он подчеркивает положение об относительной самостоятельности надстройки, что имело значение для критики возникшего в то время экономического материализма.

Анализ Энгельсом причин, содержания и значения философии марксизма и популярное изложение сущности диалектического и исторического материализма делают эту работу (к-рую Ленин ставил в один ряд с “Манифестом Коммунистической партии”) полезным пособием для изучения истории возникновения и осн. идей философии марксизма.

Вместе с тем в этой работе Энгельса встречаются и упрощенные подходы (напр., в отношении к предшествующей философии и др.), к-рые гипертрофировались в послеленинский период и привели к вульгарным сталинистско-ждановским стереотипам, сыгравшим крайне отрицательную роль.

Источник: Философский энциклопедический словарь

произв. Ф. Энгельса, посвященное вопросу об отношении марксистской философии к классич. нем. философии, в особенности к философии Гегеля и Фейербаха; содержит систематич. изложение основ диалектич. и историч. материализма. Написано в нач.

1886 по поводу книги дат. философа К. Н. Штарке «Людвиг Фейербах» (Штутгарт, 1885). В. И. Ленин считал, что наряду с «Манифестом Коммунистич. партии» и «Анти-Дюрингом» «Л. Ф. …» является «настольной книгой всякого сознательного рабочего» (ПСС, т.

23, с. 43).

В 1-й гл. книги, говоря о филос. революции в Германии, Энгельс характеризует гегелевскую философию как завершение классич. нем. философии и всего прежнего филос. развития, как один из теоретич.

источников марксизма и описывает процесс разложения гегелевской школы. Анализируя противоречие между революц. и консервативной сторонами гегелевской философии, между ее диалектич. методом и догматич. системой, он показывает, что ее историч.

значение и революц. характер заключались в разработке диалектики.

Во 2-й гл.

, раскрывая сущность материализма и идеализма, Энгельс определяет основной вопрос философии как вопрос об отношении между бытием и сознанием, выделяет две стороны этого вопроса (о первичности бытия и о познаваемости мира), проводит разделение философии на два больших лагеря (материализм и идеализм), подвергает критике агностицизм, указывает на роль обществ. практики и познания, на зависимость развития философии от развития науки и материального произ-ва. Он характеризует ограниченное франц. материализма 18 в.: механицизм, метафизичность, идеализм в понимании истории.

В 3-й гл. подвергается критике идеалистич. понимание истории у Фейербаха, как оно проявляется в его философии религии и этике.

4-я гл. содержит очерк осн. положений диалектич. материализма и в особенности материалистич. понимания истории. Возникновение диалектич. материализма явилось революц. переворотом в философии. Энгельс показывает превращение диалектики в материалистич. диалектику и материализма в диалектич.

материализм, последовательно распространенный также и на понимание общества и его истории. Материалистич. диалектику он определяет как науку об общих законах движения как внеш. мира, так и человеч.

мышления, как учение о развитии и всеобщей связи в природе, обществе и мышлении, показывает ее противоположность метафизике; выясняет решающее значение, к-рое имели для познания взаимной связи процессов природы три великих открытия в естествознании 19 в.: открытие клетки, превращения энергии и дарвинизм.

Переходя к анализу общества и законов его развития, Энгельс характеризует предметную деятельность людей как отличит, черту обществ.

развития, раскрывает действительные, материальные движущие силы истории, к-рые скрываются за идеальными побуждениями людей, показывает причины возникновения классов и классовой борьбы, соотношение экономики и политики, базиса и надстройки, дает философский анализ гос-ва, права, философии, религии; указывает на изменение предмета философии, превращение ее в подлинно научное, диалектико-материалистическое мировоззрение.

«Л. Ф. …» был первоначально напечатан в теоретич. журнале герм. социал-демократич. партии «Die Neue Zeit» (Штутгарт, 1866, № 4-5), а затем издан отд. брошюрой с предисловием Энгельса и приложением «Тезисов о Фейербахе» К. Маркса (Штутгарт, 1888). В 1892 в Женеве группа «Освобождение труда» издала полный рус. пер., сделанный Г. В. Плехановым.

Источник: Советский философский словарь

произведение Энгельса, посвященное характеристике отношения марксистской философии к своим теоретич. источникам и содержащее очерк ее важнейших положений. Написано в 1886 по поводу книги датского философа К. Н. Старке «Людвиг Фейербах» (1885); однако Энгельс уделяет ей незначит. внимание. Подлинные причины написания «Л. Ф. …

» Энгельсом были иные: распространение марксизма «вширь» сопровождалось его вульгаризацией, его эклектич. толкованием на уровне догегелевской философии (кантианство и т.п.), поэтому надо было разъяснить, каковы коренные отличит. черты диалектич. и историч. материализма. Ленин высоко оценил работу «Л. Ф. …» и часто ссылался на нее. Он считал, что «Л. Ф. …

» и «Анти-Дюринг», так же как и «Коммунистический Манифест», «…являются настольной книгой всякого сознательного рабочего» (Соч., т. 19, с. 4). Характеризуя в «Л. Ф….» появление на историч. сцене франц. философии 18 в. и классич. нем. философии, Энгельс говорит о филос. революциях. В еще более глубоком смысле явился революцией процесс создания диалектич. и историч.

материализма Марксом и Энгельсом. Этот процесс включал в себя усвоение в новом синтезе всего ценного из наследия филос. культуры и прежде всего ее высшего достижения – философии Гегеля. Поэтому 1-я гл. «Л. Ф. …» посвящена Гегелю и истории раскола гегелевской школы.

Взгляды Гегеля Энгельс передает так, как они исторически выступили в качестве идейного источника марксистской философии, а именно в их противоречии между диалектич. методом и догматизмом, некритичностью и консерватизмом его системы. Гегелевская философия в целом – «…величественный итог всего предыдущего развития философии…»; вся она – «…

лишь идеалистически на голову поставленный материализм» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 279, 285); повсюду в ней – поразительное богатство идей, усвоение к-рых – условие подлинного выхода из «лабиринта» филос. проблем. Тем не менее Фейербах, восстановивший материализм, не преодолел философию Гегеля посредством «снимающей» критики, но попросту отбросил ее прочь.

И все же именно Фейербах дал становлению марксизма «могучий толчок» (см. тамже, с. 299). Во 2-й гл. Энгельс противопоставляет обывательскому утилитаристскому представлению о «материальном» и «материализме» научное, филос. понятие о них. Филос.

понятие материализма формулируется как ответ на основной вопрос философии; различие же в решении этого вопроса составляет критерий классификации филос. концепций. При этом Энгельс выделяет «две стороны» этого вопроса. С т. зр. марксизма, мышление способно, по выражению Энгельса, составлять верное отражение действительности.

«На философском языке этот вопрос называется вопросом о тождестве мышления и бытия» (там же, с. 283). Именно материалистически истолкованное тождество мышления и бытия определяет совпадение гносеологии, онтологии и логики в диалектике как «… науке об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления», ибо эти законы «… по сути дела тождественны…» (там же, с.

302). Поэтому познающее мышление есть всегда движение понятий, согласно логике самого предмета. Доказательство предметной истинности знания и тем самым опровержение дуализма и агностицизма; «…заключается в практике, именно в эксперименте и в промышленности» (там же, с. 284). Здесь Энгельс отвлекается от др. функций практики и от роли ее превращенных форм (отношения полезности и т.п.

). Обращая внимание на особенности материализма диалектического, Энгельс отмечает три ограниченности старого материализма: 1) механистичность, 2) метафизичность, 3) идеализм в понимании общества (см. тамже, с. 286–89). При этом надо учитывать, что гл. недостаток предшеств. материализма – его созерцательность (см. «Тезисы о Фейербахе», «Немецкая идеология», Материализм).

Энгельс называл Л. Бюхнера, К. Фохта и Я. Молешотта вульгарными материалистами за то, что они «… не вышли ни в чем за эти пределы учений своих учителей» (там же, с. 288). В гл. 3-й Энгельс показывает, что Фейербах не только остался идеалистом в понимании общества, но и оказался здесь гораздо беднее Гегеля. В социальных отношениях «…

он видит только одну сторону – мораль» (там же, с. 295). Корни этич. идеализма Фейербаха – в его антропологизме. Глава 4-я содержит характеристику революц. переворота в философии, совершенного Марксом и Энгельсом, и экскурсию в область материалистич. теории истории. Классич. филос. наследие восприняли и переработали основоположники марксизма.

Гегелевскую диалектику они освободили от «идеологического извращения» (см. тамже, с. 301). Суть дела в том, чтобы не только «признавать» диалектику, но и уметь «…применять ее в каждом отдельном случае и в каждой данной области исследования» (там же, с. 302). Марксизм провозгласил принципиально новое отношение между предметом философии и предметами остальных положит. наук.

Оценивая открытие клетки, установление закона сохранения и превращения энергии и теорию Дарвина как «три великих открытия» (см. тамже, с. 288, а также с. 303–04), Энгельс усмотрел в них начало усвоения диалектич. метода мышления самими положит. науками. Поскольку такое усвоение совершается, оно избавляет философию от монополизирования задачи «….

дать общую картину природы как связного целого» (там же, с. 304), т.к. науки становятся полноправными строительницами «системы мира». Теоретически развитые науки делают излишней особую, отдельную от них науку «о мире в целом», каковой ранее претендовала быть философия.

Тем самым философии предоставляется возможность сосредоточить свое внимание на исследовании всеобщих характеристик действительности, на разработке диалектики как логики и теории науч. познания (см. тамже, с. 316). В очерке материалистич. понимания истории (см. тамже, с. 305–316) марксизм противопоставляется домарксовским социологич.

концепциям как впервые раскрывший материальные движущие силы, к-рые скрываются за идеальными побудит. силами (см. тамже, с. 307); рассматривая лишь общую независимость первых от вторых, Энгельс отвлекается от того, что и те и другие могут выступать еще и как якобы независимые от человеч. деятельности, от реального человека.

Энгельс поясняет важнейшие положения марксистской теории классов и классовой борьбы, теории базиса и надстройки, анализирует классовый характер гос-ва (см. тамже, с. 310). В заключение Энгельс выражает веру в грядущий расцвет теоретич. мысли, выступающей смело и решительно, без каких бы то ни было соображений «… о карьере, о наживе и о милостивом покровительстве сверху» (там же, с.

317). Коммунизм и высокий интерес к теории нераздельны. «Л. Ф. …» был издан сначала в «Neue Zeit» (1886, NoNo 4 и 5), а в 1888 в Штутгарте отд. брошюрой с предисловием. Первый рус. перевод «Л. Ф. …» принадлежит Плеханову. В 1905 и 1906 публиковались и др. рус. переводы. В сов. время «Л. Ф. …» многократно переиздавался (до 1939 – в переводе Плеханова). На 1 янв. 1964 «Л. Ф. …» издан в СССР 98 раз на 32 языках (народов СССР и иностр.) тиражом 3282 тыс. экземпляров. Лит.: Ленин В. И., Три источника и три составных части марксизма, Соч., 4 изд., т. 19; Юдин П., Классич. произв. марксистского материализма, [М. ], 1939; Ильичев Л. Ф., О книге Ф. Энгельса «Л. Ф. …», [М. ], 1940; Розенталь М., О произведении Ф. Энгельса «Л. Ф. …», [М. ], 1952; Баллер Э. ?., Произведение Ф. Энгельса «Л. Ф. …», М., 1960. Г. Батищев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Источник: https://terme.ru/termin/lyudvig-feierbah-i-konec-klassicheskoi-nemeckoi-filosofii.html

Scicenter1
Добавить комментарий