Манера общения и стиль: . Психотип партнера влияет на манеру и стиль общения. Специалисты в

Содержание
  1. Стили общения — что это такое? | 6 основных стилей общения
  2. Стиль общения: что это такое
  3. Вежливое общение
  4. 3 категории
  5. 6 основных стилей общения
  6. Авторитарный
  7. Манипулятивный
  8. Демократический
  9. Либеральный
  10. Деловой
  11. Межличностное общение
  12. Заключение
  13. Манера общения — это… Описание, особенности, стили и виды
  14. Определение
  15. Стили общения
  16. Манеры делового общения
  17. Хорошие манеры общения
  18. Плохие манеры
  19. Мимика и жесты
  20. Характер человека
  21. Цель общения
  22. Как развить хорошие манеры общения?
  23. Манера и стиль | Психология RUS Amino
  24. Стили общения: ТОП 8
  25. Разновидности стилей ведения диалога
  26. Стили общения: демократический, либеральный и деловой
  27. Разговорно-бытовой стиль
  28. Авторитарный стиль
  29. Стили общения: либеральный стиль
  30. Деловой стиль ведения диалога
  31. Стили общения педагога
  32. Ритуальное общение
  33. Стили общения: отстранение
  34. Классификация стилей общения в психологии
  35. Определение понятий
  36. Какие бывают манеры общения?
  37. Классификация стилей
  38. Типы педагогического общения
  39. Типы делового общения
  40. Удовлетворение результатом коммуникации

Стили общения — что это такое? | 6 основных стилей общения

Манера общения и стиль:  . Психотип партнера влияет на манеру и стиль общения. Специалисты в

Давайте разберемся, что такое стиль общения, и какую роль он играет при контакте между людьми.

Данные знания достаточно важны. Ведь, наряду с манерой общения, стиль характеризует каждого человека, а также позволят выявить его личностные особенности.  

Стиль общения: что это такое

Общение состоит из трехкомпонентов:

  1. , определяющее предмет коммуникации, разговора.
  2. Стиль – способ взаимодействия с окружающими.
  3. Манера – использование голоса и тела для передачи устных сообщений. Она может быть уважительной, пренебрежительной, шутливой, серьезной, озлобленной, доброжелательной. При этом манера неразрывно связана с двумя другими составляющими общения.

Существует несколько определений понятия «стиль общения», предложенные психологами. Считается, что он включает в себя совокупность норм, методов, принципов, моделей поведения человека и других особенностей.

Вежливое общение

Постоянно вежливое общение с другими людьми – достаточно редкая черта. Ведь ежедневно мы отстаиваем свое мнение, делимся впечатлениями не только в домашнем кругу, но и с коллегами, друзьями, знакомыми и незнакомыми людьми. Именно конкретная обстановка определяет выбор поведения.

Современная классификация стилей общения в психологиипредставлена широким спектром работ ученых: Курта Левина, Сергея Братченко, Ларисы Петровской, СергеяШеина и других.

Каждый человек отличается индивидуальным, характерным только для него стилем общения, который меняется и трансформируется на протяжении жизни. Он не считается врожденным качеством, поэтому можно говорить о его корректировке и развитии.

Также, стиль может изменяться в зависимости от собеседника и обстоятельств, но с сохранением сущностных черт, неповторимости и уникальности индивидуума.

Стилям общения присущи:

  • объективная сторона – моральные нормы, социально-культурные, социально-экономические и политические факторы, влияющие на поведение человека;
  • субъективная – личностные особенности индивидуума.  

Читайте далее:  Умные, прикольные и смешные фразы для разговора и общения

Некоторые стили могут показывать достаточную эффективность или не срабатывать при налаживании контактов в определенных ситуациях, особенно в деловом мире.

3 категории

Стили общения подразделяются натри категории, в зависимости от условий нахождения человека в определенномсообществе:

  1. Гибкий. Человек отлично ориентируется в обществе, адекватно оценивает собеседников, понимает тему разговора.
  2. Регидный. Человек не в состоянии проанализировать ситуацию и быстро выбрать тактику своего поведения.
  3. Переходной. Содержит признаки двух вышеперечисленных категорий.

6 основных стилей общения

Некоторые из стилей считаются основными и встречаются наиболее часто.

Авторитарный

Авторитарному (директивному, властному) стилю общения характерно единоличное принятие решений, отдача приказаний. Их обсуждение находится под строжайшим запретом, при этом каждое предписание подлежит беспрекословному выполнению.

Начальники с таким стилем держат под контролем и оценивают каждого работника. Как правило, чиновники отличаются завышенной самооценкой, самоуверенностью, агрессивностью.  Обычно, они имеют догматическое мышление, считают правильным исключительно свое мнение, а остальные даже не принимают во внимание.

Никакие дискуссии, диспуты, обсуждения не приносят положительного результата или вовсе пресекаются. Также подавляется проявление инициативы, самостоятельность, соперники дискредитируются.

Реализация авторитарного стиля основывается преимущественно на диктате и гиперопеке.

Если другая сторона начинает противодействие такому отношению, возможны затяжные конфликтные ситуации, которые негативно отражаются на социально-психологическом климате коллектива.

Манипулятивный

Манипулятивный стиль практически идентичен авторитарному. Однако, если императивное общение не завуалировано, манипулятивное — подразумевает скрытое воздействие на поведение и мысли человека.

Манипуляторы обычно:

  • ссылаются на авторитетный источник;
  • акцентируют внимание на верности, например, «я же твоя девушка», «ты же считаешься моим лучшим другом» и пр.;
  • говорят о выгоде, возможной в случае приятия его предложения;
  • жалуются на свое плохое самочувствие, усталость и пр.

Существуют многочисленные приемыманипуляций, которые часто применяются продавцами, официантами, таксистами илюдьми других профессий, а также в семейных отношениях.

Читайте далее:  9 секретных способов убеждать людей

Демократический

При демократическом общении любаяпроблема обсуждается совместно. Каждому активному участнику со своимиценностями и интересами предоставляется право проявления инициативы, анализаситуации, принятия решений.

Демократический стиль способствует:

  • правильной мотивации;
  • поддержанию нормального психологического климата в коллективе;
  • открытому высказыванию своего мнения.

В результате такого взаимодействия возникают многочисленные творческие и нестандартные решения.  Психологический дискомфорт, как правило, отсутствует.

Либеральный

При либеральном стиле общения выраженный лидер отсутствует или ему отводится незначительная роль.

Совместная деятельность предусматривает минимальное и формальное взаимодействие между людьми, концентрации на процессе общения практически нет. Каждый участник, при всей доброжелательности, не вмешивается ни в какие проблемы и равнодушен к ним.

В трудовых коллективах либеральный начальник не портит отношения с подчиненными, предоставляет им свободу принятия собственных решений. При этом он отличается безынициативностью, пассивностью, незаинтересованностью и неспособностью решения проблем.

Деловой

Возможно исключительно деловое общение, которое не выходит за рамки профессионального диалога. Его участники (партнеры, руководители, подчиненные и т.д.) обмениваются информацией, касающейся сугубо деловой сферы.

Каждый диалог имеет свою стилевую окраску, которая приводит к достижению намеченной цели и позволяет показать руководящие качества начальника или профессионализм подчиненного.

Межличностное общение

Для неформальных отношений в быту, с членами семьи, друзьями, некоторыми коллегами применяется разговорно-бытовой стиль. Как правило, это устные спонтанные диалоги, не предполагающие предварительное обдумывание сказанных слов и часто сопровождающиеся эмоциональной окраской.

При неформальном разговоре часто прибегают к:

  • просторечию;
  • субъективной оценке сказанного;
  • экспрессивно-эмоциональным высказываниям;
  • сокращениям;
  • разговорно-бытовым фразеологическим оборотам.

Часто используется восклицательные и побудительные предложения.

Заключение

Проанализируйте свой стиль общения, не исключается, что его необходимо изменить. Это значительно повысит вашу коммуникабельность.

Также изучите стиль общения своих собеседников. Таким образом можно определить их черты характера и индивидуальные особенности.

Источник: https://pikacho.ru/stili-obshcheniya/

Манера общения — это… Описание, особенности, стили и виды

Манера общения и стиль:  . Психотип партнера влияет на манеру и стиль общения. Специалисты в

Как вы себе ведете в обществе? Вы стараетесь быть культурным и любезным человеком? А вы обращали внимание на свою манеру общения? Это очень важная составляющая того, какое впечатление вы производите на окружающих. Как же себя нужно вести, чтобы выглядеть умным, интересным и обаятельным?

Определение

Манера общения – это многосоставной образ. Из чего он складывается? Из тембра голоса, из умения владеть своей речью, мимикой и жестами. Собеседник дает своему оппоненту оценку не только на основании его речей, но и на основании того, как человек держится.

За 10 минут личного общения с персоной о ней можно узнать намного больше, чем за полгода переписки. Люди своим поведением могут производить хорошее впечатление, а могут испортить представление о себе. Причем тут большую роль играют не содержание речей, а их оформление.

С милым дурачком порой общаться намного приятней, чем с задающимся интеллектуалом.

Стили общения

Образ, который умышленно или же ненамеренно демонстрирует человек, — это манера общения. В разных ситуациях персона может надевать разные личины. Они называются стилями общения. Какие они бывают?

  • Пренебрежительный. Человек, который хочет показать свое презрение к собеседнику, будет демонстрировать это насмешливым тоном или же явной холодностью поведения. Пренебрежение видно, когда одна персона пытается быстро закончить разговор, так как считает своего собеседника недостойным типом, с которым и общаться-то не стоит.
  • Шуточный. Такой стиль общения пользуется популярностью у друзей. Приятели могут подшучивать друг над другом, кидать остроты и вместе смеяться над возникающей неловкостью.
  • Серьезный. В разговоре с человеком можно судить о его манерах. Стиль общения, который выбирает собеседник, многое может о нем рассказать. Если ваш оппонент не шутит и не поддается на провокации, он хочет предстать перед вами в личине серьезного человека. Такой стиль общения предпочтителен для мира бизнеса.
  • Кокетливый. Девушка, которая разговаривает с симпатичным ей молодым человеком, может открыто флиртовать с ним. Такой стиль общения уместен как для малознакомых людей, так и для друзей. Но нужно иметь в виду ту обстановку, в которой происходит разговор.
  • Дружеский. Два человека, которые испытывают взаимную симпатию, будут разговаривать друг с другом в приветливом тоне. Они станут шутить, задавать вопросы и внимательно слушать собеседника.
  • Деловой. Такой стиль общения можно встретить в любой организации. Подчиненные в деловом стиле общаются со своими начальниками, а те, в свою очередь, с директорами компании.

Манера общения – это показатель воспитанности человека. Личность, которая умеет себя вести в обществе, демонстрирует свое хорошее воспитание и образование. Какие же существуют виды общения?

  • Прямое. Когда два человека общаются друг с другом, между ними возникает диалог. Такой вид общения самый распространенный. Прямое общение – это не только диалог, но еще и дискуссия. Например, на конференции совета директоров каждый из присутствующих имеет право высказать свое мнение по поднятой теме.
  • Косвенное. Такой вид общения встречается намного реже. Диалог двух персон или же разговор нескольких людей между собой происходит через посредника. Обычно такое случается, когда собеседники общаются на разных языках и пользуются услугами переводчика. Но бывает и такое, что люди общаются на родном языке через посредника. Такой инцидент может произойти с теми особами, которые серьезно поругались и не могут переносить общества друг друга.

То, как человек держит себя, многое может о нем рассказать. Когда он подбирает или же вырабатывает себе имидж, то не должен упускать из виду свою манеру общения. Например, девушка, которая хочет заслужить стать весомой персоной в мужском бизнесе, должна вести себя серьезно.

Кокетливое поведение не даст ей шансов на то, чтобы собеседники воспринимали ее как делового партнера. Имидж современного человека, язык, речь, манера общения — все это взаимосвязано. Посмотрите на то, как ведет себя человек, и вы точно можете сказать о его профессии.

Ведь именно сфера деятельности накладывает на персону свой отпечаток. Например, успешный менеджер будет держаться в любой компании раскрепощенно. Он не будет стесняться знакомиться с людьми и откровенно с ними разговаривать.

А вот человек, который работает с документами, а не с людьми, может быть закрытой личностью. Такую персону будет сложно вывести на диалог.

Манеры делового общения

Какой человек вам кажется серьезным? Такие персоны имеют хорошее представление о правильных манерах общения. Человек, который хочет, чтобы его воспринимали всерьез, будет стараться выглядеть серьезно. Его жесты будут открыты, но при этом взгляд и голос будут жесткими и властными.

Таким образом, персона будет выражать свою уверенность в себе. Человек, который хочет добиться успеха в деловом мире, должен уметь сохранять хладнокровие в любой ситуации и не поддаваться на всевозможные провокации.

Манеры общения делового человека сводятся к дружелюбию, откровенности, открытым жестам, уверенным движениям и властной интонации. Общаться с таким человеком будет приятно, но одновременно страшно. Собеседнику будет казаться, что его оппонент выше и сильнее.

Причем это деловой человек должен внушать на подсознательном уровне, а на сознательном уровне разговор должен быть легким и приятным.

Хорошие манеры общения

Какие бывают манеры общения? Для каждого вида и стиля они будут своими. Но самое классическое разделение – это хорошие и плохие. Какие манеры можно назвать хорошими?

  • Правильная речь. Человек, который хорошо говорит, заслуживает внимания окружающих. С таким интересно беседовать, он может рассказать что-то интересное. Да и если такой человек рассказывает обыденные вещи, его речь будет музыкой, так как она правильная.
  • Вежливость. Хорошие манеры общения закладываются в детстве. Общение на «вы» с незнакомыми людьми, умение не перебивать и слышать то, что говорит собеседник, сегодня в чести.
  • Учтивость. Нужно быть не только вежливым, но еще и лояльным. Имейте в виду, что не у всех собеседников мнение по одному и тому же вопросу совпадет. Если ваш оппонент не согласен с вашими доводами, не пытайтесь его ни в чем убедить, пусть остается при своем мнении.
  • Умение слушать. Этикет и манеры общения строятся на взаимном уважении. Вы должны не только слушать собеседника, но и слышать то, что он говорит. Большинство людей делать это не умеют. Они ждут паузы в речи собеседника, чтобы поговорить о себе.

Плохие манеры

  • Держать себя в лучах прожектора. Человек любит говорить о себе. Но если вы хотите быть вежливым человеком, то этого делать не стоит. Говорите о других. Пусть они почувствуют, что вам небезразлично их мнение и их жизненная история.
  • Сплетни. Хотите прослыть культурным человеком? Тогда избавьтесь от привычки сплетничать. Не передавайте слухи другим и прерывайте собеседника, если он будет рассказывать вам недостоверные факты из жизни ваших общих знакомых.
  • Мат. Культура человека познается по тому, как он умеет говорить. Если персона не может связать двух слов без мата, значит, словарный запас этого человека удивительно скуден.
  • Повышенный тон. Если вы хотите заслужить доверие и симпатию человека, вы не должны переходить на крик. Свое мнение можно доказывать тихим и спокойным тоном. Если человек срывается, значит, у него закончились аргументы и он применяет единственно оставшееся средство – устрашение оппонента.
  • Пренебрежение. Не показывайте человеку, что он вам неприятен, это некрасиво. У всех людей было разное воспитание и разная судьба. Не стоит плохо относиться к персоне, которой повезло меньше, чем вам.

Мимика и жесты

Как человек доносит информацию до собеседника? Какую-то часть он передает вербально, а другую – невербально. Мимика и жесты иногда говорят красноречивей, чем слова. Манеры общения с людьми можно выработать осознанно. Конечно, первое время будет сложно контролировать невербальные сигналы.

Но со временем можно натренировать свои жесты. Например, когда вы общаетесь с незнакомыми вам людьми, на подсознательном уровне хочется от них закрыться. Но не стоит идти на поводу у своего тела, не перекрещивайте ни руки, ни ноги. Принимайте открытые позы.

Благодаря этому простому трюку вы почувствуете себя раскрепощенным, а собеседники будут воспринимать вас как уверенного и общительного человека. Если вас что-то изумляет во мнении оппонента, не нужно рисовать это на лице. Яркая мимика уместна при разговоре с друзьями, но не при общении среди малознакомых людей.

Некоторые личности могут воспринять ваш ошарашенный вид как несогласие с их жизненной позицией.

Характер человека

Как много вы сможете узнать о человеке, который находится перед вами? Манеры общения представят вам собеседника намного лучше, чем он сможет это сделать сам.

Если человек говорит громко, при этом улыбается и не боится задавать неловкие вопросы, значит, перед вами — легкая на подъем персона, которая имеет смелый характер и веселый нрав.

Человек, который говорит тихим голосом и смотрит в землю, – это неуверенная в себе личность, которой явно неуютно в вашем обществе. Личность, которая говорит громко и при этом не дает вам возможности высказаться, – это властолюбивая персона с лидерскими замашками.

Цель общения

Для чего люди разговаривают и как это влияет на манеру общения? По тому, как вам преподносит себя оппонент, можно понять цель, которую он желает достичь диалогом. Если парень разговаривает в учтиво-заигрывающем тоне с девушкой, то он желает завязать с ней более близкое знакомство.

Если человек разговаривает с вами в деловом тоне, значит, ему просто необходимо выяснить у вас какую-то информацию. Персона, которая будет шутить над вами, может преследовать несколько целей: подняться за ваш счет в компании, рассмешить людей или же поднять вам настроение.

Конечно, цель общения нужно рассматривать в конкретном контексте и понимать, насколько знакомыми являются оппоненты.

Как развить хорошие манеры общения?

Заниматься воспитанием нужно начинать с детства. Манеры общения детям нужно прививать с малолетства. Как же это сделать?

  • Больше читать. Читающий человек имеет более широкий словарный запас по сравнению с персоной, которая получает информацию из интернета или же телевидения.
  • Слушать собеседника. Нужно приучать себя и своих детей слушать оппонента. Вы должны понять, какую именно мысль до вас хотел донести собеседник, и только после этого формировать свою реплику. Многие люди не могут понять такие простые правила игры, и поэтому с ними сложно разговаривать.
  • Следить за жестами. Используйте свои руки во время разговора. Не бойтесь активно жестикулировать. Ваши широкие жесты покажут собеседнику, что вы открытый человек, который жаждет общения.
  • Следить за речью. Обязательно думайте о том, что говорите. Научитесь подбирать слова. Очистите речь от мата и слов-паразитов.
  • Следить за интонацией. Никогда не повышайте голос. Поработайте со своей тональностью, найдите середину и разговаривайте на ней.

Источник: https://FB.ru/article/384828/manera-obscheniya---eto-opisanie-osobennosti-stili-i-vidyi

Манера и стиль | Психология RUS Amino

Манера общения и стиль:  . Психотип партнера влияет на манеру и стиль общения. Специалисты в

[не здороваюсь]

Манера и стиль были и остаются важными характеристиками общения. Она характеризуется, прежде всего, манерой говорить, т. е. использовать голос и тело для передачи устного сообщения. Манеру говорить можно рассматривать как «окно», через которое люди «видят» личность человека.

┏━━━━━━━━━╍⊶⊰❴✠❵⊱⊷╍━━━━━━━━━┓

┗━━━━━━━━━╍⊶⊰❴✠❵⊱⊷╍━━━━━━━━━┛

Манера общения определяется несколькими различными характеристиками и состоит из них. Некоторые могут проявляется в той или иной степени, а другие и вовсе, отсутствовать. Эти факторы являются:

• тоном общения. Спокойным, властным, вкрадчивым, взволнованным, раздраженным и т. д.;

• поведением в общении. Сдержанным, уверенным, беспокойным, неуверенным, скованным, развязанным. Манеры общения могут быть уважительными, «пренебрежительными, шутливыми, серьезными, озлобленными, доброжелательными; они связаны со стилем общения.

• дистанцией в общении: интимной, личной, социальной, публичной. Дистанция чаще всего зависит от человека, с которым общается индивид.

Стиль общения характеризуется индивидуально-типологическими особенностями взаимодействия между людьми. Фундаментом стиля общения личности являются ее нравственно-этические установки и оценки социально-этических установок общества.

К наиболее распространенным относятся следующие стили общения: творчески-продуктивный, дружеский, дистанционный, отрешенный, подавляющий (агрессивный), податливый, популистский, заигрывающий, требовательный, деловой, позиционный. Стиль общения непосредственно влияет на эмоциональную атмосферу взаимодействия и выбор средств общения, которые подразделяются на пять основных групп:

• лингвинистические (речевые);

• оптико-кинетические (жесты, мимика, пантомимика);

• паралингвистические (качество голоса, его диапазоны, тональность и их изменения);

• экстралингвистические (паузы, смех, плач, темп речи, умышленные паузы и запинания);

• пространственно-временные (дистанция, время, место, ситуация общения).

┏━━━━━━━━━╍⊶⊰❴✠❵⊱⊷╍━━━━━━━━━┓

┗━━━━━━━━━╍⊶⊰❴✠❵⊱⊷╍━━━━━━━━━┛

Речевые средства образуют логическую и смысловую линии общения, определяющие характер его содержания. В современном управленческом общении ведущими стилистическими чертами являются разговорность, простота, живость построения фразы, использование разговорной лексики и фразеологии. Своеобразие разговорного стиля достигается путем использования некоторых психотехнических приемов:

• Воображаемым диалогом: «Я ему говорю…, а он мне отвечает….»;

• Вопросно-ответным ходом (субъект общения сам себе .задает вопрос, и сам отвечает на него): «Что мне делать? — А вот это…?» ;

• Риторическим вопросом (содержит утверждение или отрицание, возбуждает мысли партнеров по общению, их эмоции, например, «Что может быть эффективнее ресурсосберегающих технологий в нашей отрасли?»);

• Эмоциональными восклицаниями (усиливает внимание к теме общения, стимулирует разговорность общения);

• Инверсией (преднамеренным нарушением порядка слов ≈ Гендольф).

┏━━━━━━━━━╍⊶⊰❴✠❵⊱⊷╍━━━━━━━━━┓

┗━━━━━━━━━╍⊶⊰❴✠❵⊱⊷╍━━━━━━━━━┛

Эффективность словесного действия зависит от того, насколько субъект владеет техникой речи, риторикой.

Под риторикой понимается система индивидуально-психологического управления голосом, дикцией, интонацией, тональностью, логикой в соответствии с условиями общения партнеров.

Содержательность словесного действия образуют лингвинистические средства, а его выразительность — паралингвистические и экстралингвистические. Эмоциональную окраску словам и фразам придают интонация и тональность. Скорость осуществления словесного действия — это его темп.

Слишком быстрый темп затрудняет возможность сосредоточить внимание на логике и содержании словесного действия. Медленный темп утомляет и рассеивает внимание. Оптимальный вариант темпа речи выбирается на основе анализа характера ситуации общения, его целей и задач.

Пониманию содержания словесного действия способствует дикция— ясность и четкость произношения звуков. Процессу воздействия одного субъекта общения на другого способствуют и оптико-кинетические средства, то-есть жесты, мимика, пантомимика. Эти средства, удачно, красиво и эффектно исполняемые и используемые, играют очень важную роль в общении и формировании имиджа человека.

Источник:

Кишкель Е.Н. Управленческая психология.

❴✠❵┅━━━╍⊶⊰ :wine_glass: ⊱⊷╍━━━┅❴✠❵

Спасибо за внимание.

Всегда с вами, даже когда вы не подозреваете…

:relaxed:

❴✠❵┅━━━╍⊶⊰ :wine_glass: ⊱⊷╍━━━┅❴✠❵

Источник: https://aminoapps.com/c/rosesrus/page/blog/manera-i-stil/0kda_04ikuKXqwdmPxpkl4ZL2dvvjGRxQV

Стили общения: ТОП 8

Манера общения и стиль:  . Психотип партнера влияет на манеру и стиль общения. Специалисты в

Обычно для психологии свойственно заниматься проблематикой того, как люди взаимодействуют друг с другом. Психологи считают, что стили общения имеют свои условности, которые человеку предоставляют возможность выбора тех или иных средств поведения в определенных условиях. Ими предложен следующий раздел стилей взаимодействия на такие категории:

  1. Категория гибкого стиля.
  2. Ригидного.
  3. Переходного.

Гибкий — подразумевает хорошую ориентацию человека среди общества, помогает ему дать адекватную оценку того, с кем ему приходиться иметь дело, дать быстрое понимание темы разговора и даже определить эмоциональное состояние собеседника.

Ригидный — не дает человеку возможности сделать быстрый анализ не только своего поведения, но и поведения собеседника. Ему трудно справиться с собой и бывают случаи, когда он не в состоянии осуществить выбор подходящего способа своего поведения и коммуникации.

Переходной — это одновременное присутствие у человека обеих вышеизложенных манер. Ему не всегда под силу понимание происходящего в его окружении, с кем он ведет дискуссию и каким способом лучше всего взаимодействовать.

Разновидности стилей ведения диалога

Стили общения бывают разными, и для каждой отдельной ситуации выбирается наиболее подходящий, как по поведению, так и по взаимодействию. Для любой ситуации человеку свойственно «подавать» себя по-разному. Но при неадекватной самоподаче, диалог становится затруднительным.

Чтобы внести кое-какую ясность в этот вопрос, психологи предложили описания четырех стилей взаимодействий, которые состоят из:

  1. Ритуального. Он зависит от культуры, в которой суждено жить человеку. Это могут быть приветствия и вопросы, задаваемые во время встречи, а также ответы.
  2. Императивного. Он является авторитарным, директивным способом коммуникаций. Императивным стилем достигается контроль поведения собеседника, подминаются под себя его установки, либо же его принуждают совершить определенные действия и принять решения. Это достигается за счет приказов, предписаний и требований. Обычно императивный стиль используется в армии, в отношениях между начальниками и подчиненными, а также в работе с экстремальными условиями.
  3. Манипулятивного. Если в императивном стиле все предельно ясно и открыто, то в манипулятивном собеседник оказывает скрытное влияние. Зато цель остается прежней: взять под свой контроль поведение и мысли оппонента.
  4. Гуманистического. Этот способ обладает всеми разновидностями ведения диалога. Здесь уже идет равноправная коммуникация, целью которой является достижение взаимного познания и самопознания. Здесь нет места императиву, и достигается глубокое взаимопонимание.

Стили общения: демократический, либеральный и деловой

Демократическим стилем предусматривается то, что перед принятием какого-либо решения, необходимо его обсудить. Что это значит?

  1. Эффективное использование мотивации.
  2. Присутствие удовлетворенности плодами своего труда.
  3. Раскрытие творческого потенциала, поощрение инициативы.
  4. Поддержание благоприятного психологического климата.

Для либерального (подробнее будет описан ниже) присуща одна отличительная черта от демократического в том, что собеседник, занимающий более высокий статус в обществе или на производстве в данной группе собеседников является мягким и покладистым. В результате чего люди обладают большей возможностью на самоуправление.

Деловой стиль чаще всего ассоциируется с официальным деловым, что не совсем верно, так как у этого стиля предназначение на применение не только внутри государства, но и между ними.

Им предусмотрена как устная, так и письменная форма с полным исключением двойственного понимания. Официальным стилем руководствуются организации с различными формами собственности, в основном в письменном виде, а в устной форме — партнерские коммуникации.

Этот стиль предназначен для ведения переговоров, заключения взаимовыгодных сделок и др.

Но мир не зациклен только на деловых коммуникациях, ибо есть еще и профессиональный вид взаимодействия. Здесь уже общаются специалисты какой-то отрасли с набором узкоспециализированных терминов.

Разговорно-бытовой стиль

Стили общения включат в свой перечень и разговорно-бытовой. Ему присущи неформальные отношения, которые связанны не только с бытом, семьей, дружеским кругом, но и с профессиональной средой.

Разговорной речью пользуются при межличностном общении. Именно из-за этого ее проявление имеет в большинстве случаем устную форму при ведении спонтанных диалогов.

Предварительно обдумывать сказанное во время такого разговора не всегда приемлемо.

Еще разговорную речь используют для самовыражения, с ее помощью проявляются индивидуальные способности личности, так как она имеет эмоциональную окраску.

Большая роль здесь отводиться невербальным средствам взаимодействия и экспрессивным сигналам тела. Также неформальное общение нашло широкое применение в обиходно-бытовой лексике:

  1. Просторечие.
  2. Слова, имеющие субъективную оценку.
  3. Экспрессивно-эмоциональными высказываниями.
  4. В виде сокращений.
  5. В виде разговорно-бытовой фразеологии.
  6. Разнообразием частиц и др.

Также широко практикуют применение восклицательных и побудительных предложений. Этим стилем речи пользуются лишь в некоторых определенных случаях.

Авторитарный стиль

За счет авторитарного стиля лидером самолично принимаются любые решения, начиная от приказов и до дачи указаний. Им всегда в точности осуществляется определение «границ компетентности» любого человека, то есть, получается жесткое определение ранга между партнерами и подчиненными.

Поэтому, стили общения включают в себя и авторитарный, использование которого способствует принятию решений верхними этажами иерархии с последующим поступлением вниз под видом директивных решений. Из-за этого стиль иногда носит название директивного.

При этом, у лидера или руководителя нет ни малейшего желания поощрять обсуждение директив: он считает, что их неуклонно нужно выполнять.

Лидер оставляет за собой право контроля и оценивания насколько эффективна деятельность. руководители с подобным стилем коммуникации обычно страдают завышенной самооценкой, излишней самоуверенностью, агрессивностью и склонностью к стереотипному диалогу, черно-белому восприятию подчиненных вместе с их действиями.

Авторитарный стиль коммуникаций присущий людям с догматическим мышлением, в результате чего единственно правильным ответом будет его, а все другие могут ошибаться. Вести дискуссию с подобными людьми, анализировать принимаемые ими решения — является пустой тратой времени, так как проявление инициативы такими людьми, как правило, не поощряется.

Стили общения: либеральный стиль

Рассмотрим либеральный жанр диалога на примере воспитателя. Он отличается от других стилей совей безынициативностью, безответственностью, непоследовательностью в принятии решений и действий, нерешительностью для трудных ситуативных моментов.

Такому собеседнику свойственно якобы забывать свои прежние утверждения, и спустя какое-то время может загрузить собеседников абсолютно противоположными в отношении данных ранее утверждений.

Может пустить диалог на самотек, переоценивая возможности собеседников.

Либерал дает оценку своим слушателям в зависимости от настроения: если он с хорошим настроением, значит последует положительная оценка, с плохим — негативная. Такой подход к диалогу подрывает репутацию либерала в глазах собеседников.

Но есть и положительная сторона характера такого диалога: он не желает полностью портить отношения с оппонентами, проявляя доброжелательность ко всем во время беседы, собеседники воспринимаются как общительные, инициативные, правдивые и самостоятельные.

Деловой стиль ведения диалога

Стили общения не исключают делового ведения диалога. Это, когда люди взаимодействуют между собой в рамках своих профессиональных функций. Деловой диалог всегда преследует определенную цель, к которой во время беседы движутся участники разговора. Также такой ход беседы способствует не только информационному обмену, но и определенными навыками, опытом и знаниями.

Примером деловой беседы может послужить взаимоотношения с партнерами, руководством, подчиненными, включая бизнес-партнеров, конкурентов, руководителей других организаций и собственников компаний и т. д. У любого делового диалога есть своя стилевая окраска, определяющая способы и методы беседы, чтобы достичь конечной цели во время разговора.

Деловой разговор является как бы маской или выбранной моделью поведения, которая помогает участнику диалога идти к намеченной цели, а также показать себя в роли хорошего руководителя и высококлассного специалиста.

Стили общения педагога

Манера диалога педагога обусловлена тем, как он относится к ученикам. Также она во многом определяется его личными качествами и коммуникативной ситуацией, в атмосфере которой осуществляется взаимодействие. Самое важное личное качество педагога во время беседы есть ни что иное, как обладание способностью организатора. То, как педагог относится к ученикам, можно выразить в:

  1. Пассивно положительном.
  2. Устойчивом отрицательном.
  3. Ситуативно-негативном.
  4. Активном положительном.

Первому типу присуща грубость с активным употреблением выражений унизительного характера, проявляются оскорбления, весьма серьезно нарушаются этические профессиональные правила педагога.

Второму типу присуща завышенная требовательность со стороны учителя, заключается в стремлении построить исключительно формальные, деловые отношения. Учащимся он наносит вред, так как официальным тоном и низкой эмоциональностью коммуникаций происходит негативное влияние на творческое развитие детей.

Третий тип попадает под сильную зависимость от настроения педагога, и в связи с этим у него наблюдаются сильные вариации. В результате таких колебаний ученики становятся замкнутыми и недоверчивыми.

Наиболее благоприятным является активный положительный тип, который вызывает деловую реакцию на активное поведение учеников, где неформальное общение может им помочь реализовать свои потребности.

Ритуальное общение

Стили общения включают в себя и ритуальный диалог. Он решает основную задачу при поддержании взаимосвязи с социумом, а также представления себя, как члена этого сообщества.

Здесь важным является наличие партнера во время диалога в виде необходимого атрибута, чтобы выполнить ритуал.

Реальная жизнь наполнена огромным количеством разного рода ритуалов, в которых участие каждого подразумевается в виде некой «маски», которой заранее заданы какие-то свойства. В таких ритуалах от их участников требуется лишь одно — ознакомление с правилами игры.

Подобный стиль отличается множеством контактов, в которых, глядя со стороны, а в некоторых случаях и изнутри, нет никакого смысла и содержания, ибо при первом впечатлении они не несут никакой полезной информации, и не смогут достичь определенного результата.

Кажется, что бессмысленно тратится драгоценное время, вызывая лишь раздражительность. Но бывают случаи, когда люди от таких встреч получают удовольствие.

Стили общения: отстранение

Весьма с трудом можно отнести данную манеру к ведению диалога. Скорее всего это является способом ухода от взаимодействия. Бывают случаи. Когда нам приходится вести беседу с человеком, который нам неприятен.

Он может быть клиентом, начальником или случайным попутчиком в самолете. У отстраненного стиля своя особенность — свести диалог до минимума.

Ниже приведены примеры нескольких несложных советов, как вести диалог «отстраненно»:

  1. Не будьте инициатором беседы. Кому надо — тот спросит.
  2. Сделайте на лице каменную маску. Эмоции, мимика и жесты здесь будут лишними. Ежели что, то потренируйтесь перед зеркалом.
  3. Должна быть предельно сухая речь, исключая из нее прилагательные, жаргон и уменьшительно-ласкательные выражения.
  4. Формируйте односложные ответы типа, ага, да, увидим, нет и т. д.
  5. Не вздумайте пользоваться этим стилем с людьми, которые имеют хоть какую-то важность для вас. Хотя, если есть желание от них избавиться, тогда да.

Источник: http://www.dlya-sebya.com/garmoniya/stili-obshheniya

Психотехнология общения — это наука о практическом использовании психологических механизмов общения для достижения оптимальных результатов в управлении людьми.

Общение — форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании.

Психический контакт обеспечивает в общении сопереживание, взаимный обмен эмоциями.

Основные психотехнические приемы общения:
  —«воображаемый диалог», когда синтаксический строй слов в предложении имитирует обстановку диалога;

  —«вопрос — ответ», когда собеседник сам задает себе вопрос и сам на него отвечает;

  —«риторический вопрос», который содержит утверждение или отрицание, возбуждая мысли, эмоции партнера;

  —«эмоциональное восклицание», усиливающее внимание к теме общения;

  —«инверсия», т.е. осмысленное нарушение порядка слов.

Механизмы взаимопонимания в общении.

Идентификация — способ понимания другого путем осознанного или неосознанного уподобления себе.

Стереотипизация — отнесение полученных фактов поведения к уже известным типам поведения, черт характера.

Рефлексия — осмысление человеком того, какими средствами он произвел на партнера то или иное впечатление.

Обратная связь — прямое получение от партнера информации о воздействии на него.

Модели общения (по Руденскому Е.В.

)
1 группа: комфортные (общение как акт самореализации):   -познавательная модель, цель которой — передать информацию партнеру;   -экспрессивная модель, цель которой — передать чувства, состояния партнеров;   -суггестивная модель, цель которой — оказать внушающее воздействие на партнера;   -убеждающая модель, цель которой — оказать влияние на партнера путем логических доказательств;

  -ритуальная модель, цель которой — оказать влияние на партнера , используя систему психологической поддержки норм отношений.

2 группа: дискомфортные (общение как способ справиться с последствиями стресса):   -заискивающее общение, цель которого — избежать возможности рассердить партнера;   -обвиняющее общение, цель которого — создать в глазах партнера образ сильного человека;   -расчетливое общение, цель которого — сделать все, чтобы избежать угрозы со стороны партнера;

  -отстраненное общение, цель которого — игнорировать угрозу со стороны партнера.

Основой первой группы моделей общения является состояние внутреннего равновесия, реальных самооценок партнеров, соответствия вербальных и невербальных каналов передачи информации.

1.

Познавательная модель общения базируется на учете интеллектуальных возможностей партнера. Осуществляется в формах: отчетов, сообщений, выступлений.

Имеет технологические особенности: логичность изложения материала, аргументированность, доказательность, акцентуацию.

2.Экспрессивная модель общения ориентируется на эмоциональную сферу партнера. Осуществляется в формах рассказов о переживаниях, мотивированных призывов, оценочных суждений. Имеет технологические особенности: краткость и яркость изложения, использование поз, мимики, жестов.

3.Суггестивная модель общения ориентируется на некритичность партнера, его внушаемость.

Осуществляется в формах предупреждений, ссылок на авторитетные суждения, преувеличения роли и статуса партнера в обсуждаемом вопросе.

Имеет технологические особенности: многократное повторение основных мыслей, использование интонаций голоса, мимики, жестов, жесткий контроль за поведением партнера.

4.Убеждающая модель общения ориентируется на восприимчивость и эмоциональность партнера. Осуществляется в формах поздравлений, напутствий, комплиментов. Имеет технологические особенности: эмоциональность, учет контраргументации.

5.Ритуальная модель общения ориентируется на концентрации внимания участников на алгоритме исполнения. Осуществляется в формах ритуалов, обрядов, церемоний. Имеет технологические особенности: театрализация, соблюдение норм и традиций.

Основой второй группы моделей общения является состояние дисбаланса, неадекватной самооценки, несоответствия вербальных и невербальных источников информации. В основе всего перечисленного лежит страх.

1.

Модель заискивающего общения ориентирована на умиротворение партнера путем демонстрации собственной беспомощности. Осуществляется в формах согласия, самоуничижения, угодничества.

Технологическая особенность — персонифицированное обращение к партнеру с демонстрацией состояния страха.

2.Модель обвиняющего обращения ориентирована на усиление позиций обвинителя путем подчеркивания собственных возможностей. Осуществляется в формах несогласия, обвинения, сожаления. Технологические особенности: монолог, крик, команды, сопровождение речи резкими жестами.

3.Модель расчетливого обращения ориентирована на получение преимуществ для себя путем самоконтроля. Осуществляется в формах подчеркнутого рационализма, расчетливости, рассудительности. Технологические особенности: корректность, монотонность, эмоциональная холодность речи.

4.Модель отстраненного обращения ориентирована на уход от проблемы путем искусственной самоизоляции. Осуществляется в формах неадекватных реакций, подчеркнутой неловкости, демонстрации горечи, усмешки, сожаления. Технологические особенности: певучий голос, неоправданные паузы, хождение взад и вперед, демонстрация отсутствия интереса.

Психотипы партнеров.
Психотип — модель поведенческой структуры личности и ее взаимодействия с окружающей средой. Знание психотипа партнера по общению позволяет построить стратегию и тактику собственного поведения. Для делового общения важна комплексная оценка партнера в неразрывном единстве с окружающей средой.

Здесь наибольшей информативностью обладает классификация психотипов, основанная на психогеометрической концепции С.Диллингера.

Достоинства концепции:   -мгновенно определяется тип личности партнеров по общению,   -появляется возможность дать достаточно подробную характеристику личных качеств каждого из партнеров по общению,

  -может быть составлен сценарий поведения для каждого из партнеров в типичных ситуациях.

Психологическая характеристика основных типов личности
(психогеометрический подход).

1.Квадрат: трудоголик, вынослив, терпелив; эрудирован, хороший аналитик; любит порядок, не суетлив, аккуратен; хороший администратор, коммуникативен, эмоционально сух.

: 2.Треугольник:

лидер, энергичен, решителен, уверен в своих силах; прагматик, хороший аналитик, умеет вскрыть суть проблемы; честолюбив, несамокритичен, часто рискует; эгоцентрик, детонатор межличностных отношений.

3.Прямоугольник (временная форма личности):

непоследователен и непредсказуем, внутренне возбужден; низкая самооценка, неудовлетворенность статусом, легко впадает в состояние замешательства; нуждается в общении для получения поддержки.

4.Круг:

руководитель-демократ, доброжелателен, коммуникабелен; прирожденный психолог, популярен у коллег; избегает конфликтов, старается угодить всем; часто нерешителен.

5.Зигзаг:

энтузиаст, генератор идей; независим, остроумен, язвителен; эмоционально возбудим, мастер самопрезентации;

не умеет довести начатое дело до конца.

Признаки для экспрессдиагностики формы личности партнера. (по Руденскому Е.В.)

1.Внешний вид (мужчины):

квадрат: консервативный, опрятный, коротко подстриженный, чисто выбрит; треугольник: модный, шикарный; прямоугольник: меняющийся, неопрятный, одетый не в тон ситуации; круг: неофициальный, небрежный, моложавый; зигзаг: растрепанный, неряшливый, демонстративный, иногда супермодный.

1а.Внешний вид (женщины):

квадрат: сдержанная, строгая, неяркая, опрятная, худощавая; треугольник: модная, элегантная, строгая, ухоженная; прямоугольник: меняющаяся, сумасбродная, небрежная, не в тон ситуации; круг: неофициальная, неизысканная, женственная, полная; зигзаг: разнообразная, небрежная, экстравагантная, иногда супермодная.

2.Рабочее место:

квадрат: каждая вещь на своем месте, казенный вид; треугольник: символы статуса и успеха, порядок; прямоугольник: беспорядок, эклектика; круг: уют, домашняя обстановка; зигзаг: беспорядок, запущенность, театрально-демонстративное оформление.

3.Речь:

квадрат: логичная, последовательная, ясная, обстоятельная, медленная, сухая, точные формулировки; треугольник: логичная, краткая, уверенная, властная, отражающая суть проблемы, четкая, возможны жаргон и брань; прямоугольник: неуверенная, неясная, сбивчивая, колебания громкости голоса, наличие слов-паразитов; круг: непоследовательная, эмоциональная, успокаивающая, плавная, сочный низкий голос, восторженные оценки и комплименты; зигзаг: непоследовательная, яркая, образная, эмоциональная, богатые ые вариации и лексика, жаргон, остроты.

4.Жесты и позы:

квадрат: напряженность и скованность скупые жесты, бесстрастное лицо, медленная походка, деланный смех; треугольник: уверенные и плавные движения, раскрепощенность, энергичная походка, сжатые губы, пронзительный взгляд, властное рукопожатие; прямоугольник: неуклюжие движения, неуверенные жесты, меняющаяся походка, бегающий взгляд, хихиканье, краска смущения; круг: расслабленная поза, свободные движения, доброжелательная улыбка, частые кивания головой в знак поддержки, жизнерадостная походка;

зигзаг: не напряженные и быстроменяющиеся позы и движения, оживленная жестикуляция, стремительная походка, живая мимика, «всевидящий» взгляд.

Барьеры общения.

1.Барьеры темперамента.
Темперамент — фундамент характера, общий стиль реакции личности на внешнюю среду.

Иная формулировка: темперамент — биологический фундамент личности, генетически закреплен от рождения (скрыть нельзя!). В отличие от характера темперамент нельзя назвать плохим или хорошим.

В личных отношениях первую (грубую) оценку партнера дают на основе темперамента, а не характера. Рекомендация: «считывая» темперамент, не торопись с оценкой. Это еще не характер!

Различают основные типы темпераментов: Холерик — сильный, неуравновешенный, подвижный; Сангвиник — сильный, уравновешенный, подвижный; Флегматик — сильный, уравновешенный, малоподвижный; Меланхолик — слабый, уравновешенный, малоподвижный.

Типичные ошибки:

Живость сангвиника воспринимается как легкомыслие. Импульсивность холерика — как агрессивность. Тревожность меланхолика — как психопатия. Пассивность флегматика — как тупость.

Рекомендации:

Сангвинику — доверяй, но проверяй! Холерику — ни минуты покоя! Меланхолику — не навреди!

Флегматику — не торопи!

2.Барьеры характера.
Характер (греч. — отпечаток, примета) — совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, определяющих типичное поведение человека. Характер — «каркас» личности. Особенности личности — черты характера.

Алгоритм выявления черт характера, позволяющий дать достаточно точную оценку личности (по Рубинштейну С.А.): 1.Что человек хочет (отношения и направленность личности). 2.Что человек может (способности и потенциал личности). 3.Что человек есть (типичное поведение личности).

Характер включает в себя восемь основных психологических типов (по Е.Жарикову, Е.Крушельницкому): 1.лидер или доминирующий — (Д); 2.логик — (Л); 3.эстет — (Э); 4.боец — (Б); 5.пассивный — (П); 6.надежный — (Н); 7.мечтатель — (М); 8.спринтер — (С).

Для определения типа человека необходимо оценить его (себя) по следующим высказываниям: 1.Я справляюсь с такими делами, когда надо убеждать, инструктировать, распоряжаться (Д). 2.Я легко решаю алгебраические задачи (Л). 3.Я бы не смог работать санитаром в больнице, так как не переношу грязи (Э). 4.

В любую минуту я готов сразить соперника удачной репликой или достойно ответить на его выпад (Б). 5.У меня мирные отношения с людьми, я избегаю споров и борьбы (П). 6.Когда я оказываюсь неподвижным, меня тянет в сон (Н). 7.Я люблю помечтать, не задумываясь, насколько реальны мои мечты (М). 8.

Я быстро подмечаю слабые стороны человека, его идей и т.п. (С).

При записи соответствующих символов в порядке убывания значимости полученная формула будет примерно соответствовать психологической структуре личности. Диаметральные противоположности комбинаций создают барьеры общения.

3.Барьеры акцентуации характера.
Акцентуация — заостренность некоторых черт характера или темперамента. Существуют следующие типы акцентуации (по Х.Шмишеку):

ГипертимическийПостоянно повышенное настроение, бойкийЖесткая дисциплина, монотонная работа, одиночество
ДистимическийСерьезный, замкнутый, угрюмыйСитуации, требующие смены деятельности или бурной деятельности
ЦиклоидныйПодвержен резкой смене настроенийСитуации предсказать сложно
ВозбудимыйСклонный к неадекватно резкой реакцииКонфликт по любому поводу
ЗастревающийСклонный не забывать ни зло, ни доброСитуации, когда задето самолюбие нанесена несправедливая обида
ПедантичныйСклонный к чрезмерной аккуратности, формализму, сомнениямСитуации, требующие личной ответственности
ТревожныйБоязливый, настороженный, неуверенныйОбстановка угроз, насмешек, обвинений
ЭмотивныйЧувствительный, сердобольный, слезливыйОбстановка несправедливости, хамства
ДемонстративныйСклонный к манерности, истеричностиСитуации недооценки заслуг, ущемления интересов
ЭкзальтированныйСклонный к преувеличенному выражению чувствНеудачи, горестные события
Конформный (экстраверт)Коммуникативный, неконфликтныйВынужденное одиночество
Замкнутый (интроверт)Неконтактный, отрешенныйЛишение любимой работы, нарушение внутреннего пространства

Рекомендации:   -подчеркивание собственных достоинств всегда раздражает окружающих (уменьшите уровень своих притязаний!);   -человеку свойственно приписывать другим те ощущения и эмоции, которые он испытывает в данное время сам (сочувствуйте и сопереживайте!);   -у каждого есть свои уязвимые места, бить по которым нельзя;

  -каждый нуждается в достойной оценке своей деятельности.

4.Барьеры манеры общения.

Манера общения — стиль самоподачи — формируется на базе темперамента, характера и типа акцентуации личности. Различают (по Руденскому Е.В.):

1.Доминантный субъект общения.

Субъект напорист, перебивает партнера, повышает голос, многократно повторяет свою мысль. Рекомендация: дать субъекту возможность выявить доминантность (выговориться), спокойно держаться независимой точки зрения, не опровергая партнера (остроты, шутки не использовать!).

2.Недоминантный субъект общения.

Субъект уступчив, теряется, нерешителен, позволяет сбить себя с толку. Рекомендация: стимулирование субъекта, поощрение его инициативы и возможности выразить себя.

3.Мобильный субъект общения.

Субъект отличается легкостью переключения внимания, речь тороплива, часто прерывает партнера репликами. Рекомендация: начинайте разговор в темпе партнера, постепенно снижая темп речи, доведите до субъекта свою мысль и без соблюдения формальностей сверните общение (партнер не обидится!).

4.Ригидный субъект общения.

Субъект предварительно изучает партнера, слушает внимательно, говорит медленно, слова подбирает тщательно. Рекомендация: настройтесь на долготерпение, избегайте небрежности в разговоре, следуйте этикету.

5.Экстравертный субъект общения.

Субъект настроен на общение, внимателен к окружающим, высказывает симпатии партнерам. Рекомендация: полностью следуйте манере общения партнера.

6.Интровертный субъект общения.

Субъект не склонен к внешнему диалогу, тем более на личные темы, обидчив, застенчив.

Рекомендация: постепенно и деликатно втягивать партнера в общение, начинать беседу лучше «с глазу на глаз».

5.Барьеры отрицательных эмоций.

Эмоция — субъективное переживание человеком его отношения к действительности. Эмоция возникает, когда осознается невозможность привычного поведения. Устойчивые отрицательные эмоции (страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина) воздвигают барьер на пути результативного общения.

Рекомендации:

  -страдание (горе) партнера — проявите в общении сочувствие, соучастие;   -гнев партнера — на время воздержитесь от контакта;   -отвращение (брезгливость) партнера — на физические дефекты окружающие быстро перестают обращать внимание, а гигиенические отклонения не приемлют всегда!   -презрение партнера — воздержитесь от общения;

  -страх, стыд, вина, плохое настроение партнера — сведите общение к минимуму.

Источник: http://www.lghost.ru/lib/security/kurs3/theme07_chapter04.htm

Классификация стилей общения в психологии

Манера общения и стиль:  . Психотип партнера влияет на манеру и стиль общения. Специалисты в

Манера общения оказывает прямое влияние на то, насколько эффективным будет взаимодействие с собеседником.

Правильно используя этот «рычаг» можно расположить к себе окружающих.

Какие бывают средства общения в психологии? Узнайте об этом из нашей статьи.

Определение понятий

Что такое манера, стиль общения?

Стиль общения — это форма коммуникативного поведения личности, отличающаяся стабильностью проявления.

Стиль общения можно проследить в любых условиях взаимодействия человека с окружающими, так как он индивидуален для каждого.

Понятие объединяет в себе нормы, методы, шаблоны поведения, правила, принципы и другие особенности общения. Фундаментом для формирования стиля являются нравственные и социальные установки.

Манера общения — это уникальный и индивидуальный для каждого отдельно взятого человека способ использовать голос и тело для совершения речевых коммуникаций. Она определяется тоном голоса, поведением во время взаимодействия и дистанцией.

Манеры неразрывно связаны со стилем и для точной характеристики личности (и ее коммуникативных способностей) рассматриваются в паре.

Какие бывают манеры общения?

Понятие «манеры общения» строится на следующих элементах:

  • тон повествования (спокойный, беспокойный, взбудораженный, дружеский, повелительный и т.д.);
  • дистанция (интимная, личная, социальная или публичная);
  • поведение (уверенное, наглое, скромное, скованное и т.д.)

Манеры можно поделить на две базовые группы:

  1. Плохие манеры. Все формы поведения, которые вызывают у окружающих негативные эмоции, недовольство и раздражение. Сюда можно отнести ругательства, грубое отношение к собеседнику, пренебрежительный тон и проч.
  2. Хорошие манеры. Формы поведения, с помощью которых человек располагает к себе собеседника и налаживает уверенный контакт. Ярким примером служит вежливость, способность уступить, умение выслушать, внимательность и проч.

Категории хороших и плохих манер не имеют четких рамок. Все зависит от общества, принятых на данной территории стандартов, норм и правил.

Понятие «плохих» и «хороших» манер является уникальным даже для отдельно взятой социальной группы (рабочий коллектив, класс, компания друзей и т.д.).

Манеры могут быть серьезными, шутливыми, доброжелательными, озлобленными и т.д.

Многообразие манер обусловлено широким спектром вербальных и невербальных сигналов, которые человек может использовать.

Классификация стилей

Психологи выделяют три стиля общения:

  • гибкий (уверенная ориентация в обществе, способность оценить и почувствовать настрой собеседника, уловить мысль и расшифровать поступающую от собеседника информацию);
  • переходный (смешанный тип, включающий в себя черты как гибкого, так и ригидного);
  • ригидный (неумение быстро ориентироваться в обществе, неспособность к анализу поведения, плохое владение средствами общения).

Стиль общения влияет на то, какие средства общения индивид будет применять во время коммуникации.

Существует пять базовых групп:

  1. Лингвистические (речь).
  2. Кинетические (мимика и жестикуляция).
  3. Паралингвистические (особенность голоса и его «настройки»);
  4. Экстралингвистические (тем речи, длина паузы и т.д.);
  5. Пространственно-временные (ситуация, место и время, расстояние между собеседниками).

Основные стили общения, представленные ниже, направлены на достижение определенных результатов.

При этом эффективность словесной коммуникации зависит от того, насколько успешно человек владеет психотехникой речи (интонациями, дикцией и законами логического построения сообщения).

Типы педагогического общения

Шаблоном для данной группы стали типовые стили общения учителя с учащимся. Как понимает свою цель педагог, работающий с учеником? Как он преподносит знания и объясняет темы? Учитывает ли преподаватель стиль общения своего ученика?

  1. Авторитарный. В этом случае педагог присваивает себе право самостоятельно решать возникающие вопросы. Они могут касаться поведения ученика, его взаимоотношений с другими учащимися и даже личных моментов, касающихся только учеников. С таким учителем сложно взаимодействовать, несмотря на его склонность к заботе о подопечных. Педагог является в некотором роде диктатором, часто рассматривающий инициативу как повод для наказания. Учитель не анализирует поведения окружающих, поэтому истинные мотивы поступков ему неизвестны.
  2. Демократический. Учитель стремится оказать посильную помощь ученикам, раскрыть их таланты и скрытые возможности. Основная опора для педагога — сотрудничество с подопечными. Инициатива со стороны учащихся приветствуется и поощряется. В случае непонимания материала учитель обязательно остановиться и заново объяснит непонятные моменты. Педагог понимает причины и мотивы поступков, но при этом акцентируется лишь на положительных поступках. Он может предугадать вектор развития подопечного, так как «чувствует» воспитанников.
  3. Либеральный. Учитель не желает брать на себя ответственность за учеников. Он ограничивается лишь своими непосредственными обязанностями, выполняя их неохотно, но в полной мере. Равнодушие педагога приводит к тому, что контролировать подопечных ему становится крайне сложно.

    Пассивная позиция влечет за собой ухудшение успеваемости и социального климата в классе.

Типы делового общения

Деловое общение используют в том случае, когда люди участвуют в совместной деятельности с целью достижения определенных результатов. При этом участники активности пытаются удержать за собой какой-либо статус (члена команды, лидера и т.д.) и добиться принятия этого статуса обществом.

  1. Ритуальный. Данный стиль часто можно наблюдать в командах, где люди давно знакомы друг с другом. Они действуют по давно сложившейся и отработанной схеме, из-за чего каждое взаимодействие похоже на предыдущее. Члены команды от раза к разу поднимают одинаковые темы, выдают свои «фирменные» реакции и являются друг для друга абсолютно предсказуемыми. Однако ритуальное общение приносит людям удовлетворение не за счет наполнения, а за счет качества. Ведь в результате привычного набора фраз, действий и реакций люди укрепляются в собственной позиции, чувствуют себя частью группы и значимым элементом социума.
  2. Манипулятивный. Манипулятивный стиль используют тогда, когда необходимо использовать другого человека для достижения личных целей. При этом у участников «направленного движения к результату» могут быть разные представления о конечной цели и ее этичности. А индивид, которым манипулируют, может догадываться или не догадываться о своем положении. Манипулятивный стиль не всегда связан с негативом.

    Очень часто благодаря манипуляциям удается достичь вполне оправданных и достойных целей, включить в работу пассивного члена команды или предотвратить серьезные проблемы.

  3. Гуманистический. В гуманистическом общении личные отношения выходят на первый план. Человек ищет поддержку в своем собеседнике, ждет внимания и совета. Данный стиль общения построен на искренности и взаимном внушении позитивных установок. Человек может избрать в качестве собеседника и раскрыться не только близким людям, но и внушающим доверие малознакомым людям.

Все перечисленные выше стили относятся к сфере делового общения.

Когда общение происходит в личной плоскости, используется индивидуальный стиль общения.

Индивидуальный стиль общения — это как бы врожденная склонность смешивать все стили в определенных пропорциях, применяя полученный «коктейль» при межличностных контактах.

Встретить какой-либо стиль в чистом виде вне классификации (в реальной жизни) невозможно. Благодаря личным качествам и психологическим особенностям человек умело жонглирует различными стилями.

И чем выше чувствительность индивида к настроению и чувствам собеседника, тем активнее и «тоньше» он будет переходить от одного к другому, чтобы добиться максимальной продуктивности в ходе взаимодействия.

Удовлетворение результатом коммуникации

Какой стиль общения дает наибольшее удовлетворение?

Сложно выделить стиль, который приносит при взаимодействии наибольшее удовлетворение результатом коммуникации.

Каждый из существующих стилей закрывает определенный набор потребностей.

Так благодаря ритуальному общению люди ощущают себя значимыми, идентифицируют себя как члена команды и убеждаются в весомости собственного места и мнения. И даже при условии отсутствия разнообразия в общении члены группы получают удовлетворение.

А гуманистический стиль помогает человеку закрыть потребность в поддержке и сопереживании. Собеседники делятся переживаниями, страхами, тайными мыслями и чувствами, получая в ответ натуральную (неподдельную) реакцию, в которой нуждаются.

Манипулятивный стиль может обеспечить удовлетворение в одностороннем или двухстороннем порядке. Но чаще всего выгоды получает одна сторона (манипулятор).

При этом, если рассматривать удовлетворение без связки с нравственностью, данный стиль общения вполне успешно закрывает актуальные потребности индивида.

Но если рассматривать общение просто как взаимодействие двух людей, не рассматривая при этом поставленные при коммуникации цели, то самым благоприятным для эмоционального состояния будет гуманистический стиль общения.

Он, как самый личный, позволяет получить понимание и поддержку, сострадание и сочувствие. В процессе такого контакта происходит полное «преображение» представлений за счет взаимного убеждения.

И даже если изначально собеседники не преследуют цели укрепить свою самооценку и веру в личный потенциал, то в результате коммуникации все равно будет достигнут такой эффект.

Каждый стиль общения может быть уместным и актуальным, если правильно подходить к выбору. Осознанный контроль над своей манерой и стилем общения позволяют повысить эффективность, укрепить социальные связи и добиться поставленной цели.

При этом умение смешивать стили положительно отразится на результатах взаимодействия с окружающими.

Стили и типы общения:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/obshhenie/stili-v-psihologii.html

Scicenter1
Добавить комментарий