Марсель Бик: «Человек так любит одноразовые вещи потому, что он и сам

Одноразовая индустрия марселя бика

Марсель Бик:  «Человек так любит одноразовые вещи потому, что он и сам

«Человек так любит одноразовые вещи потому, что он и сам одноразовый», — написал в одной из своих книг писатель Маркес.

Гораздо раньше него до этого додумался изобретатель Марсель Бик, предложивший человеку те самые одноразовые вещи: ручки, зажигалки, бритвы. После открытия Бика одноразовым стало все — от посуды до книг.

Именно барон Бик оказался среди тех, кто определил особый стиль жизни («использовал-выбросил»), немыслимый в прошлые столетия и очень распространившийся во второй половине XX века.

Марсель Бик родился 29 июля 1914 года в Турине. Его прадед по линии отца был бароном из старинного тосканского рода, известного с 1497 года. А отец имел типичную для европейского аристократа начала XX века профессию — инженер и часто переезжал по делам службы из города в город.

Маленький Марсель привык к перемене мест. Два года он провел во французском лицее в Мадриде, а еще пять — в школе Saint-EIme d'Arcachon в Жиронде. Это была школа ордена доминиканцев, в которой Марсель получил прекрасное образование.

Он свободно владел латынью, греческим, знал риторику, правила хорошего тона, прекрасно умел танцевать и ездить верхом.

Аристократический кодекс предписывает аскетизм и физическую закалку, и именно это помогало Бику с легкостью путешествовать.

Будучи уже студентом, он самостоятельно изъездил полмира, изучая культуру Италии, Голландии, Франции, гражданство которой вскоре получил, и Испании.

Так и вышло, что Бик, ненавидевший таскать тяжелые дорожные сумки, изобрел то, чего никогда не изобрел бы закоренелый домосед.

«Я подумал, как было бы здорово, если бы можно было не таскать с собой вещи, а они сами оказывались бы в том месте, где они мне нужны, — говорил позже Марсель Бик. — Конечно, это было сказочное желание: не может же вещь перелетать по воздуху.

Я подумал, что идеально было бы выбрасывать старую вещь в одном месте и покупать новую в другом. Нужны только деньги. Я погрузился в мечтания: вот бы у меня стало столько денег, чтобы не жалко было ничего выбрасывать…

Потом я понял, в чем суть проблемы: надо просто сделать очень дешевыми сами вещи».

Спустя несколько лет Марсель Бик изобрел одноразовую ручку, еще через несколько лет — одноразовую зажигалку, а затем — одноразовую бритву.

От мечты до реальности, как известно, путь неблизкий. Сначала Бик учился в престижном лицее Карно в Париже, а в свободное время продавал фонарики — ходил по квартирам, звонил в дверь, предлагал купить.

Именно тогда он научился продавать, внушать потенциальному покупателю, что без предлагаемого товара — никуда. После окончания лицея Марсель пошел работать в компанию, занимавшуюся производством канцелярских товаров.

Через некоторое время эта фирма слилась с компанией Ecris-sec, знаменитой в то время своими авторучками. Затем произошло еще одно слияние компании с английским объединением Encres Stephens. Компания укрупнялась, возможностей для применения своих сил становилось все больше.

Бик был, как теперь говорят, менеджером по продажам, одновременно подрабатывал в конструкторском бюро и учился на вечернем в юридическом в Сорбонне.

В 1939 году Марсель получил диплом юриста. И сразу был назначен директором по производству в Encres Stephens, которая к тому времени с успехом разобралась с конкурентами, в частности со знаменитой американской фирмой Waterman, и стала первой во Франции по производству авторучек.

Карьерный рост Бика прервался с началом второй мировой войны. Пришлось послужить в армии, куда его призвали в том же 1939-м. Он попал в авиацию (именно там в первую очередь предлагали служить родовитым аристократам).

Но в отличие от прадедов, дедов, двоюродных дядей — сплошь генералов и героев, сурово глядевших на него из золоченых рам в семейной картинной галерее, — Марсель военной карьеры сделать не успел.

Для Франции война быстро закончилась поражением, и Марсель вернулся в компанию Encres Stephens.

Послевоенный кризис открывал новые возможности: денег у людей было мало, но писать, читать, курить, бриться было надо. Наступило время дешевых, но качественных товаров.

Бик гениально угадал резерв низкой себестоимости — одноразовость изделия. Не нужно прочных материалов, не нужно материалов, которые умеют красиво стареть. Нужно только качество.

Например, шарик, который безупречно гладко скользит по бумаге. Осталась сущая малость — придумать такую ручку и произвести ее.

В 1945 году вместе со своим приятелем Эдуардом Буффардом Бик купил небольшое производство авторучек в парижском пригороде Клиши. Это был даже не завод, а сарай с устаревшим оборудованием. Первоначальный капитал составил тысячу долларов.

Друзья начали производство нового и казавшегося в тот момент перспективным товара — стержней для шариковых ручек. Они вложились в современное швейцарское оборудование для раскатки металла толщиной в миллиметр, из которого потом делали шарики для стержней.

Но стержни не оправдали ожиданий. Тогда Бик решил сделать ручку по цене стержня. «Не надо идти за новым стержнем, — убеждал он друга, — или забрасывать ручку потому, что она не пишет, и хвататься за новую.

Нужно просто пойти и купить себе Bic — именно так будут называться когда-нибудь наши принципиально новые ручки».

На разработку первой ручки у Бика ушло четыре года. Он корпел над формой, совершенствовал свой продукт, добивался максимальной функциональной надежности. «Одноразовая ручка не должна быть полуразовой, — шутил Бик. — Свою единственную жизнь она должна прожить с блеском». Корпус первой шариковой одноразовой ручки предполагалось делать из мало кому известного тогда пластика высокого качества.

Еще три года ушли на то, чтобы найти производителя для своего изобретения. Шесть фирм одна за другой отказали ему.

Конечно, по своей смелости идея Бика граничила с безумием: продавать самую обыкновенную ручку в 30 раз дешевле! Среди тех, кто отказал изобретателю, была и американская Waterman, владельцы которой и не предполагали, что какой-то сумасброд Бик, штампующий ручки из пластика, в один прекрасный день просто возьмет и купит их фирму.

Не найдя желающих производить одноразовые ручки, Марсель решил действовать самостоятельно. И в 1953 году на свет появилась первая одноразовая ручка Bic.

Но теперь гениальный изобретатель должен был решить две сложные задачи — сколько должна стоить ручка, чтобы ее было не жалко выбросить; и как организовать дешевое производство? Авторучки на тот момент стоили от до за штуку. Марсель остановился на 29 центах и сорвал банк. Безусловно, это было не просто везение, Бик все подсчитал заранее.

По его расчетам, можно было продавать 10 тысяч одноразовых ручек в день. Конкуренты смеялись и говорили, что продажи будут существенно ниже. Уже через два года продавалось 250 тысяч ручек в день.

В 1957 году Бику удалось купить за 300 тысяч долларов английскую компанию Biro-Swan, владельцем которой был венгерский предприниматель Ласло Биро, знаменитый изобретатель шариковых ручек (первые их образцы назывались «биромами»). Взяв руководство компанией Biro-Swan в свои руки, он получил налаженное производство, доступ на английский рынок и (автоматически) на рынки Канады, Новой Зеландии и Австралии.

В 1958 году случилось давно задуманное: Бик приобрел Waterman. Но Америка — это не Европа, американский рынок имеет свою специфику. К моменту появления на нем Бика и его одноразового детища такого добра, как шариковые ручки, там было полно. И главное — они были очень дешевы.

Вот только качество этих ручек было отвратительное — ломались еще до того, как заканчивался стержень. Качественные стоили очень дорого. Но убедить практичных американцев, что одноразовые ручки — это выгодно, было не так просто.

«Зачем ручку выбрасывать, — хором говорили они, — если можно просто поменять стержень».

И тогда Бик решил перехитрить американцев. Он сделал свои «бики» разборными (хочешь, покупай стержень и меняй, только вот стоит он почти столько же, сколько сама ручка) и добавил «пушечной» рекламы. На рекламную кампанию ушло 4 млн. долл.

Ручки Bic пулями вылетали из ружей; словно коньки, чертили узоры на льду; сверлили, как заправские дрели, стены и все равно продолжали писать. Это был не только успешный коммерческий проект, но и высокое достижение телевизионного рекламного искусства. Американский потребитель оценил ролики и признал француза.

А тинейджеры «докрутили» одноразовые ручки, объявив их модным аксессуаром.

Следующим шагом в одноразовой индустрии стали зажигалки. Секрет прост: дешево, надежно и практично, а также разнообразно — можно каждый месяц иметь новую зажигалку.

И еще одно: при изучении рынка ручек и зажигалок было выявлено, что именно эти предметы теряют чаще всего. А здесь (и это очень эффективный рекламный ход) потерял и не жалко: можно купить точно такую же за сущие гроши.

Естественно, зажигалки производились и до Марселя Бика. Но тут пошли в ход уже известные аргументы: цена ниже, чем у конкурентов, на 30%. Плюс грамотная реклама. Слоган «Щелкни Bic», появившийся в 1973 году, завоевал мир.

Его произносили с очевидным удовольствием и двусмысленно подмигивали. Молодежь радостно приняла зажигалки Bic в свой мир и присоединила их к знаменитым полупрозрачным ручкам с синим пластиковым колпачком.

А потом настал черед одноразовых бритв. Специалисты фирмы Gilette выступали категорически против, понимая, что будет нанесен сильный удар по торговле их многоразовыми станками.

Битва была не на жизнь, а на смерть, ведь под удар ставились не только сами бритвенные станки, но и комплектующие к ним.

Но после того, как в 1975 году на рынок поступила первая партия одноразовых бритв Bic, фирме-конкуренту пришлось полностью изменить тактику борьбы и начать вслед за Bic штамповать свои одноразовые бритвы.

Компания Bic разрасталась с фантастической скоростью. Только в США она открыла более 300 тысяч торговых точек, где представлен весь ассортимент фирмы: ручки, зажигалки, бритвы. 93% продукции реализуется через эти маленькие торговые стенды или лотки в больших супермаркетах. Чтобы покупали так же часто, как хлеб и молоко.

И все эти бесконечные фокусы — производственные и рекламные — придумывал сам барон Бик.

Марсель Бик был мультимиллионером и, как многие знаменитые мультимиллионеры, например Хьюз или Марс, очень не любил быть героем светских хроник.

Его фотографии последних лет жизни считаются большой редкостью. О его личной жизни и пристрастиях известно немного.

Однажды, уступив долгим уговорам, он все-таки дал интервью одному известному журналу, но с условием, что его не будут фотографировать.

Говорят, Бик обожал гонки на парусных регатах. С 1970 по1980 годы он четыре раза принимал участие в соревнованиях на Кубок Америки. Другой страстью Марселя были женщины. От нескольких возлюбленных у него было 10 детей.

Но частная жизнь Бика не стала достоянием общественности: сам не рассказывал и запрещал рассказывать другим. Еще о нем известно, что он ненавидел брать деньги в долг.

Говорил: «Кредит — это отступление, отдача завоеванной прибыли».

Марсель Бик умер 30 мая 1994 года в возрасте 80 лет. Брюно Бик, один из его любимых сыновей, стал президентом компании в 1993 году.

Bic сегодня — это мультинациональная группа, включающая огромное количество филиалов на пяти континентах. Компания занимает первое место в мире по производству шариковых ручек: продажи достигают 20 млн. штук в день.

Группа выпускает разнообразные канцелярские товары под марками Conte, Hauser, Ballograf, Sheaffer, White-Out, Tipp-Ex. Bic является безусловным лидером в производстве одноразовых зажигалок и бритв: в день по всему миру продается 4 млн.

зажигалок и 8 млн. одноразовых бритв.

http://www.magnet.ru/people

Источник: https://zn.ua/ECONOMICS/odnorazovaya_industriya_marselya_bika.html

Барон, который дошел до ручки

Марсель Бик:  «Человек так любит одноразовые вещи потому, что он и сам

 Барон, который дошел до ручки

       «Человек так любит одноразовые вещи потому, что он и сам одноразовый»,— написал в одной из своих книг писатель Маркес. Гораздо раньше писателя Маркеса до этого додумался изобретатель Марсель Бик, предложивший человеку те самые одноразовые вещи: ручки, зажигалки, бритвы.

После открытия Бика все стало одноразовым — от посуды до книг (книги Маркеса не в счет). Именно барон Бик оказался среди тех, кто определил особый стиль жизни («использовал—выбросил»), немыслимый в прошлые столетия и очень распространившийся во второй половине ХХ века. А помог ему в этом кризис, в который погрузилась Европа после второй мировой войны.

Идея из дорожной сумки        Марсель Бик родился 29 июля 1914 года в Турине. Его прадед по линии отца был бароном из старинного тосканского рода, известного с 1497 года. А отец имел типичную для европейского аристократа начала ХХ века профессию — инженер и часто переезжал по делам службы из города в город.

Маленький Марсель привык к перемене мест. Два года он провел во французском лицее в Мадриде, а еще пять — в школе Saint-Elme d`Arcachon в Жиронде. Это была школа ордена доминиканцев, в которой Марсель получил прекрасное образование. Он свободно владел латынью, греческим, знал риторику, правила хорошего тона, прекрасно умел танцевать и ездить верхом.

Аристократический кодекс предписывает аскетизм и физическую закалку, и именно это помогало Бику с легкостью путешествовать. Будучи уже студентом, он самостоятельно изъездил полмира, изучая культуру Италии, Голландии, Франции, гражданство которой он вскоре получил, и Испании.

Специалисты утверждают, что «ранний опыт путешествий оказывает значительное влияние на формирование творческого мышления». Ребенок, путешествующий по городам и весям, приспосабливается к частой смене обстановки. Перемены он начинает воспринимать как нечто естественное, как неотъемлемую часть жизни, и сам начинает изобретать вещи, способные изменять мир.

Это теория. А на практике вышло так, что Бик, ненавидевший таскать тяжелые дорожные сумки, изобрел то, что никогда не изобрел бы закоренелый домосед.        «Я подумал, как было бы здорово, если бы можно было не таскать с собой вещи, а они сами оказывались бы в том месте, где они мне нужны,— говорил позже Марсель Бик.

— Конечно, это было сказочное желание: не может же вещь перелетать по воздуху. Я подумал, что идеально было бы выбрасывать старую вещь в одном месте и покупать новую в другом. Нужны только деньги. Я погрузился в мечтания: вот бы у меня стало столько денег, чтобы не жалко было ничего выбрасывать…

Потом я понял, в чем суть проблемы: надо просто сделать очень дешевыми сами вещи».        Спустя несколько лет Марсель Бик изобрел одноразовую ручку, еще через несколько лет — одноразовую зажигалку, а затем — одноразовую бритву.        

Кризис — это начало

       От мечты до реальности, как известно, путь неблизкий. Сначала Бик учился в престижном лицее Карно в Париже, а в свободное время продавал фонарики: ходил по квартирам, звонил в дверь, предлагал купить. Понятное дело: очень нужны были карманные деньги. Именно тогда он научился продавать, внушать потенциальному покупателю, что он без предлагаемого товара — никуда. После окончания лицея Марсель пошел работать в компанию, занимавшуюся производством канцелярских товаров. Через некоторое время эта фирма слилась с компанией Ecris-sec, знаменитой в то время своими авторучками. Затем произошло еще одно слияние компании с английским объединением Encres Stephens. Компания укрупнялась, возможностей для применения своих сил становилось все больше. Бик был, как теперь говорят, менеджером по продажам, одновременно подрабатывал в конструкторском бюро. В общем, неплохо зарабатывал себе на жизнь, но учебу не бросал, учился на вечернем юридическом в Сорбонне. В 1939 году Марсель Бик получил диплом юриста. И сразу был назначен директором по производству в Encres Stephens, которая к тому времени с успехом разобралась с конкурентами, в частности со знаменитой американской фирмой Waterman, и стала первой во Франции по производству авторучек.        Карьерный рост Бика прервался с началом второй мировой войны. Пришлось послужить в армии, куда его призвали в том же 1939-м. Он попал в авиацию (именно там в первую очередь предлагали служить родовитым аристократам). Но в отличие от прадедов, дедов, двоюродных дядей — все сплошь генералов и героев, ежедневно сурово глядевших на него из золоченных рам в семейной картинной галерее,— Марсель военной карьеры сделать не успел. Для Франции война быстро закончилась поражением, и Марсель вернулся в компанию Encres Stephens. Послевоенный кризис открывал новые возможности: денег у людей было мало, но писать, читать, курить, бриться надо было продолжать. Наступило время для дешевых, но качественных товаров. Бик гениально угадал резерв низкой себестоимости — в одноразовости изделия. Не нужно прочных материалов, не нужно материалов, которые умеют красиво стареть. Нужно только качество. Например, шарик, который безупречно гладко скользит по бумаге. Осталась сущая малость — придумать такую ручку и произвести ее.        В 1945 году вместе со своим приятелем Эдуардом Буффардом Бик купил небольшое производство авторучек в парижском пригороде Клиши. В общем-то это был даже не завод, а сарай с устаревшим оборудованием. Первоначальный капитал составил $1000. Друзья начали производство нового и казавшегося в тот момент перспективным товара — стержней для шариковых ручек. Они вложились в современное швейцарское оборудование для раскатки металла толщиной в миллиметр, из которого потом делали шарики для стержней. Но стержни не оправдали ожиданий. Тогда Бик решил сделать ручку по цене стержня. «Не надо идти за новым стержнем,— убеждал он друга,— или забрасывать ручку потому, что она не пишет, и хвататься за новую. Нужно просто пойти и купить себе Bic — именно так будут называться когда-нибудь наши принципиально новые ручки».        На разработку первой ручки Bic у Бика ушло четыре года. Он корпел над формой, совершенствовал свой продукт, добивался максимальной функциональной надежности. «Одноразовая ручка не должна быть полуразовой,— шутил Бик.— Свою единственную жизнь она должна прожить с блеском». Корпус первой шариковой одноразовой ручки предполагалось делать из почти никому не известного тогда пластика высокого качества. Еще три года ушли на то, чтобы найти производителя для своего изобретения. Шесть фирм, одна за другой, отказали ему. Конечно, по своей смелости идея Бика граничила с безумием: продавать самую обыкновенную ручку в 30 раз дешевле! Среди тех, кто отказал изобретателю, была и американская Waterman, с которой Бик был знаком еще до войны. Владельцы Waterman и не предполагали, что какой-то сумасброд Бик, штампующий ручки из пластика, в один прекрасный день просто возьмет и купит их фирму.        

29 центов против $13

       Помотавшись в поисках производителя одноразовых ручек и не найдя желающих, Марсель решил действовать самостоятельно. И в 1953 году на свет появилась первая одноразовая ручка Bic. Но теперь гениальный изобретатель должен был решить две сложные задачи. Первая: сколько должна стоить ручка, чтобы ее было не жалко выбросить? И вторая: как организовать дешевое производство? Авторучки на тот момент стоили от $9 до $13 за штуку. Марсель остановился на 29 центах — такую он назначил цену за свою ручку — и сорвал банк. Безусловно, это было не просто везение, Бик все заранее подсчитал. По его расчетам, можно было продавать 10 000 одноразовых ручек в день. Конкуренты смеялись и говорили, что продажи будут существенно ниже. Уже через два года продавалось 250 000 ручек в день.        В 1957 году Бику удалось купить за $300 000 английскую компанию Biro-Swan, владельцем которой был венгерский предприниматель Ласло Биро, знаменитый изобретатель шариковых ручек (первые их образцы назывались «биромами»). Взяв руководство компанией Biro-Swan в свои руки, он получил налаженное производство, доступ на английский рынок и (автоматически) на рынки Канады, Новой Зеландии и Австралии.        В 1958 году случилось давно задуманное: Бик приобрел Waterman. Но Америка — это не Европа, американский рынок имеет свою специфику. К моменту появления на нем Бика и его одноразового детища такого добра, как шариковые ручки, там было полно. И главное — они были очень дешевы. Вот только качество этих ручек было отвратительное. Качественные стоили очень дорого, а общедоступные ломались еще до того, как заканчивался стержень. Но убедить практичных американцев, что одноразовые ручки — это выгодно, было не так просто. «Зачем ручку выбрасывать,— хором говорили они,— если можно просто поменять стержень».        И тогда Бик решил перехитрить американцев. Он сделал свои «бики» разборными (хочешь, покупай стержень и меняй, только вот стоит он почти столько же, сколько сама ручка) и добавил «пушечной» рекламы. На рекламную кампанию ушло $4 млн. Ручки Bic пулями вылетали из ружей; словно коньки, чертили узоры на льду; сверлили, как заправские дрели, стены и все равно продолжали писать. Это был не только успешный коммерческий проект, но и высокое достижение телевизионного рекламного искусства. Американский потребитель оценил ролики и признал француза. А тинейджеры «докрутили» одноразовые ручки, объявив их модным аксессуаром.        

Одноразовым может быть все

       Следующим шагом в одноразовой индустрии стали зажигалки. Секрет прост: дешево, надежно и практично. И еще разнообразно — можно каждый месяц иметь новую зажигалку. Это было особенно важно для женщин, куривших все больше. Теперь они могли покупать зажигалки под цвет платьев или клипсов — дешево и красиво. И еще одно: при изучении рынка ручек и зажигалок было выявлено, что именно эти предметы теряют чаще всего. А здесь (и это очень эффективный рекламный ход) потерял и не жалко: можно купить точно такую же за сущие гроши. Естественно, зажигалки производились и до Марселя Бика. Но тут пошли в ход уже известные аргументы: цена ниже, чем у конкурентов, на 30%. Плюс грамотная реклама. Слоган «Щелкни Bic», появившийся в 1973 году, завоевал мир. Его произносили с очевидным удовольствием и двусмысленно подмигивали. Молодежь радостно приняла зажигалки Bic в свой мир и присоединила их к знаменитым полупрозрачным ручкам с синим пластиковым колпачком.        А потом настал черед одноразовых бритв. Специалисты фирмы Gilette выступали категорически против одноразового товара, понимая, что будет нанесен сильный удар по торговле их многоразовыми станками. Битва была не на жизнь, а на смерть, ведь под удар ставились не только сами бритвенные станки, но и комплектующие к ним. Но после того как в 1975 году на рынок поступила первая партия одноразовых бритв Bic, фирме-конкуренту пришлось полностью изменить тактику борьбы и начать вслед за Bic штамповать свои одноразовые бритвы.        Компания Bic разрасталась с фантастической скоростью. Только в США она открыла более 300 000 торговых точек, где представлен весь ассортимент фирмы: ручки, зажигалки, бритвы. 93% продукции реализуется через эти маленькие торговые стенды или лотки в больших супермаркетах. Чтобы покупали так же часто, как хлеб и молоко.

И все эти бесконечные фокусы — производственные и рекламные — придумывал сам барон Бик.

       

Морской волк и Дон Жуан

       Марсель Бик был мультимиллионером и, как и многие знаменитые мультимиллионеры, например Хьюз или Марс, очень не любил быть героем светских хроник. Его фотографии последних лет жизни считаются большой редкостью. О его личной жизни и пристрастиях поэтому известно немного. Однажды, уступив долгим уговорам, он все-таки дал интервью одному известному журналу, но с условием, что его не будут фотографировать.        Говорят, он обожал гонки на парусных регатах. С 1970-го по 1980 год он четыре раза принимал участие в соревнованиях на Кубок Америки. В первой гонке ему страшно не повезло: он со своей командой заблудился в тумане в районе Ньюпорта. Следующие заплывы были удачнее, но главным все же оказалось участие, а не победа. Другой его страстью были женщины. От нескольких возлюбленных у него было 10 детей. Но частная жизнь Бика не стала достоянием общественности: сам не рассказывал и запрещал рассказывать другим. Еще о нем известно, что он ненавидел брать деньги в долг. Говорил: «Кредит — это отступление, отдача завоеванной прибыли».        Марсель Бик умер 30 мая 1994 года в возрасте 80 лет. Брюно Бик, один из его любимых сыновей, стал президентом компании в 1993 году.        

ЕЛЕНА Ъ-ВАНСОВИЧ

       ———————————————————МАРСЕЛЬ БИК БЫЛ НАСТОЯЩИМ БАРОНОМ. И ВСЕ ЕГО ПРЕДКИ БЫЛИ БАРОНАМИ, И ВОСПИТАНИЕ ОН ПОЛУЧИЛ САМОЕ ЛУЧШЕЕ. И, КАК И ПОДОБАЕТ МОЛОДОМУ БАРОНУ, МНОГО ПУТЕШЕСТВОВАЛ. ОДНАЖДЫ, НАМАЯВШИСЬ С ТЯЖЕЛЫМИ СУМКАМИ, ОН ПОНЯЛ, ЧТО ПОРА ИЗОБРЕТАТЬ ОДНОРАЗОВЫЕ ВЕЩИ                «ОДНОРАЗОВАЯ РУЧКА НЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ПОЛУРАЗОВОЙ,— ШУТИЛ БИК,— СВОЮ ЕДИНСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ ОНА ДОЛЖНА ПРОЖИТЬ С БЛЕСКОМ»        

———————————————————

Товар лицом        

8 млн одноразовых бритв ежедневно

       Bic сегодня — это мультинациональная группа, включающая в себя огромное количество филиалов на пяти континентах. Компания занимает первое место в мире по производству шариковых ручек: продажи достигают 20 млн штук в день. Группа выпускает разнообразные канцелярские товары под марками Conte, Hauser, Ballograf, Sheaffer, White-Out, Tipp-Ex. Bic является безусловным лидером в производстве одноразовых зажигалок и бритв: в день по всему миру продается 4 млн зажигалок и 8 млн одноразовых бритв.        

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/23194

Байрон Марсель Бик — изобретатель культуры предметов одноразового использования

Марсель Бик:  «Человек так любит одноразовые вещи потому, что он и сам

Пожалуй, нет в нашей стране человека, который ни разу в жизни не писал ручкой «BIC». Массовое их распространение даже привело к появлению легенды, что шариковая ручка — изобретение Марселя Бика (Marcel Bich), основателя компании.

На самом деле, честь изобретения принадлежит братьям-венграм — Ласло и Георгу Биро (Laszlo and George Biro), которые запатентовали свое изобретение в сороковых годах прошлого века.

Заслуга же Бика, купившего в 1950 году права на сие творение, заключается в популяризации этого вида ручек во всем мире.

Возможно, правильнее будет сказать, что месье Бик сформировал образ современных шариковых ручек.

Стратегия Байрона Марселя Бика заключалась в том, чтобы выявить продукты, использующиеся каждым ежедневно, и при этом настолько дорогие, что вместо того, чтобы их выбросить, владельцы старались бы их ремонтировать. Бик рассчитал стоимость продукта, при которой владелец не пожалел бы его выбросить.

Его пророческий совет инноваторам всего мира призывает их игнорировать мнение специалистов и прислушиваться только к себе: «Своему успеху я обязан тем, что не слушал ничьих советов, кроме моих собственных».

БИЗНЕС ПО ФИКСИРОВАННОЙ ЦЕНЕ

После войны Марсель Бик и его друг Эдуард Буффард собрали 1000 долларов и купили ветхое помещение в Клиши, пригороде Парижа. Они начали производить там стержни для шариковых авторучек, которые недавно появились на рынке и пользовались большим спросом. На самом деле, это был дорогой и ненадежный новый продукт.

Этот опыт заставил Байрона Марселя Бика задуматься о создании одноразовых ручек.

Будучи инженером по образованию и путешественником по призванию, Марсель Бик, которому тогда было чуть больше 30-ти, всегда мечтал о вещах, которые было бы не жалко забыть, потерять, сломать или попросту выбросить, чтобы не таскать с собой с места на место.

И он начинает активно работать над удешевлением шариковых ручек, которые в то время стоили довольно дорого. Основную стоимость в приборах Биро составлял корпус, в который вставлялись сменные стержни с чернилами. Бик решает сделать ручку такой же дешевой, как сам стержень.

Несколько лет колдовал над составом чернил, материалом корпуса и его формой, и наконец, создал одноразовую ручку «Bic Cristal» в шестигранном пластиковом корпусе. Это было попадание в яблочко.

Дизайн ручки оказался настолько удачным, что остается неизменным до сих пор и даже угодил в нью-йоркский Музей современного искусства.

В 1950 году Марсель Бик предложил свою идею шести фирмам, для которых производил стержни.Он дал этим фирмам возможность первыми внедрить его идею, выплатив его фирме только авторский гонорар. Но ему дали от ворот поворот, заявив, что он не понимает нюансов сложной мировой системы распространения.

Страх перед неизвестным послужил причиной того, что лидеры компаний продолжили действовать в стиле, обусловленном левосторонним мышлением,  основанном на количественном анализе рыночных возможностей.

Такая стратегия, по своей сути, отвергает возможность выхода на новые, неизвестные рынки, до тех пор, пока не появится информация, необходимая для оценки размера рынка или избежания риска. Традиционные руководители отказываются верить в потенциал новых рыночных возможностей до тех пор, пока не получат количественных обоснований.

Инновационная шариковая ручка стоила 29 центов, в то время как средняя цена на шариковые ручки составляла от девяти до 12 долларов. В будущее этого демпинга не верил никто.

Марселю Бику оставалось выбрать один из трех вариантов: забыть о своей идее, самому выпускать продукт и продавать его через мелких распространителей, организовать собственную компанию по производству ручек и собственную дистрибьюторскую систему. В традициях истинного предпринимателя, Бик решил создать собственное дело и систему распространения, и, по его словам, «поставил все на шариковую ручку». С тех пор способ письма в мире изменился навсегда.

То, как много значат для компании шариковые ручки, нашло свое отражение в логотипе — персонаж (судя по одежде, школьник) с шариком вместо головы и с шариковой ручкой наперевес, даже получил прозвище «BIC Boy». Это один из самых узнаваемых в мире символов.

Когда в ноябре 1953 года Бик представил первую ручку «BIC» во Франции, она незамедлительно стала хитом. Он вспоминал впоследствии, что его самый смелый расчет был продавать по 10 тысяч штук в день. Но рынок превзошел его ожидания.

В течение трех лет он продавал четверть миллиона ручек в день и стремился снизить цену еще.

Это испугало компании, производившие однотипные, дорогие, традиционные ручки, которые так и остались на старте в гонке за лидерство на массовом рынке письменных принадлежностей.

ОДНОРАЗОВЫЙ МИЛЛИОНЕР

К 1957 году биковскими ручками писала вся Европа. Марсель Бик прилично разбогател. Пришло время ставить новые цели и задачи. И он предпринял атаку.

За $300 000 Бик покупает английскую компанию «Biro-Swan». Таким образом, он автоматически получает доступ на британский рынок, а также на рынки Канады, Новой Зеландии и Австралии. Через год начинается вторжение на американский рынок, Бик покупает компанию«Waterman».

Несомненно, к талантам Марселя Бика нужно отнести и уникальную способность чувствовать конъюнктуру рынка одноразовых продуктов массового потребления. В Соединенных Штатах он создал 300000 розничных торговых точек для распространения продукции “Бик”, что составляло 93 процента всех розничных продаж в США.

Это поучительная история успеха в продвижении товаров для любого предприятия, и в особенности для иностранного. Затем Бик  организовал сильную предпродажную кампанию, затратив на рекламу 4 миллиона долларов.

Дороговизна рекламной компании была вызвана тем, что в Америке в то время было много дешевых ручек, но они ломались так быстро, что даже чернила еще не успевали кончиться.

Марсель Бик превратил негативное отношение в позитивное в классическом стиле дальновидных новаторов. Его рекламная кампания «испытательный тест»обошлась Бику в четыре миллиона и была призвана опровергнуть имидж шариковых ручек как низкокачественных продуктов.

Эта массированная кампания, проведенная по национальному телевидению, изображала шариковые ручки BICпросверливающими стены, пишущими по льду, обжигаемыми в огне, их топтали танцоры «фламенко» и выстреливали из ружья.

Затем коммерсант демонстрировал, что ручки продолжают писать просто великолепно, и к тому же упоминалось, что у них очень доступная цена – всего 29 центов!

Еще одна трудность была в том, что американцы никак не могли понять преимущества одноразовых ручек. Но Марсель Бик припас для избалованных янки новшество — разборные ручки. Теперь их можно было использовать снова и снова, лишь меняя стержень.

И вся радость за те же 29 центов. Американцы по достоинству оценили французское «блюдо», и вскоре продукции под маркой «BIC» принадлежало бесспорное лидерство на американском рынке писчих принадлежностей.

А подростки объявили одноразовые ручки модным аксессуаром.

ЛУЧШЕ ДЛЯ МУЖЧИНЫ НЕТ?

Взяв в свои руки рынок ручек, Марсель Бик начал наступление на индустрию сигаретных зажигалок. Он доказал, что изобретение им одноразовых ручек и продвижение их на рынок – это не подарок судьбы, а плод его гения.

Он проник на рынок невозобновляемых зажигалок, установив на свой продукт цену на 30 процентов ниже конкурентной. Затем, на смену гениальной рекламе ручек, пришла еще более успешная рекламная кампания. Телевизионная реклама «Щелкни своей «Бик» стала поводом для шуток и часто использовалась в комедиях.

Остроумный лозунг послужил началом конкурентных войн против зажигалок «Gillette».

Разумеется, Бик не изобретал зажигалки, они были и до него, но Марсель Бик выявил интересный нюанс – именно ручки и зажигалки теряются чаще всего. А здесь потерял — и не жалко.

Так что секрет успеха одноразовых зажигалок оказался прост, его можно описать тремя словами: дешево, надежно и практично. А вдобавок и разнообразно, ведь каждый месяц можно покупать новую зажигалку. Этот плюс оценили женщины, которые курили все больше.

Ничто не мешало им подбирать зажигалки к нарядам и аксессуарам. Дешево и красиво.

Марсель Бик был чрезвычайно агрессивен в проведении маркетинговой кампании, потому что столкнулся с необходимостью конкурировать со «свободным ресурсом» – спичками. Спички были причиной того, что многие фирмы, лидировавшие в производстве зажигалок, считали, что идея одноразовых зажигалок не прозвучит.

Но Бик по своему обыкновению проигнорировал специалистов и привел свой новый продукт к несомненному успеху. Успех начинания с зажигалками был еще более ярким, чем предваривший его успех авторучек, и, в конечном итоге, Бик заставил капитулировать и уйти из бизнеса могущественную«Gillette».

В середине 80-х эта фирма признала, что трудно выдерживать постоянную ценовую конкуренцию с «BIC» и покинула рынок. 

Этот успех вселил в неукротимого Марселя Бика уверенность для того, чтобы вступить в борьбу за оплот «Gillette» – рынок бритв.

Впрочем, все конкурирующие фирмы были против одноразовых станков, ведь это могло нанести удар по торговле многоразовыми станками.

Но после выхода первых одноразовых бритв «BIC» даже таким гигантам как «Gillette» пришлось сменить тактику борьбы и начать выпуск своих одноразовых станков.

Когда Марсель Бик начал маркетинговую экспертизу своей новой одноразовой бритвы во Франции, промышленные специалисты говорили, что он «сумасшедший» и что его продукции доступно максимум 10 процентов существующего рынка.

Но Бик игнорировал оппозиционеров, которые предрекали ему поражение практически на любом рынке, на который он вступал. Марсель Бик рассчитывал, что сможет занять 50 или даже больше процентов рынка бритв.

Правота Бика проявилась настолько ярко, что поразила и его самого, повергла в шок всю промышленность – в его распоряжении оказалось более 60 процентов всего рынка, всего лишь через несколько лет после начала производства.

Сейчас его продукция занимает около 62 процентов всего рынка безопасных бритв в США. В некоторых странах третьего мира его доля еще больше. Однако, в отличие от ручек и зажигалок, приоритет на этом рынке пришел к нему не сразу.

Компания «Gillette», для которой бритвенные станки были «хлебом с маслом»,боялась вторжения «BIC»,и в 1976 году выпустила новый сильный продукт – «Хорошие новости». Но бритва Марселя Бика отстояла себя даже на родном для «Gillette»рынке, и в 1990 году ее доля составила 45 процентов.

Однако компании «Gillette» удалось сдержать рост доли «BIC» на рынке и сохранить свое доминирующее положение.

Вполне возможно, что без Марселя Бика«Gillette»никогда бы не вступила на рынок одноразовых бритв. Ею руководил принцип самосохранения и защиты своего рынка. Ключевые фигуры в руководстве «Gillette»считали, что одноразовый рынок поглотит их основной бизнес.

Такое мышление приводит к потере рынков. Именно поэтому Марсель Бик имеет полное право считаться отцом индустрии одноразовых бритв.

Созидательное разрушение было силой Бика, а безопасные бритвы были третьим решающим ударом гения инноваций, который окончательно сформировал одноразовую культуру.

Даже развитие мобильных технологий не прошло в стороне от «BIC». Компания решила заняться и производством мобильных телефонов. Почти одноразовых. Начиная с 2008 года, во Франции и Испании появились в продаже мобильные телефоны под логотипом «BIC» (BIC Phone).

В прозрачной, узнаваемой упаковке лежит телефон «Alcatel S210», обладающий минимумом возможностей. Работает он через мобильного оператора «Orange». В комплекте с ним идет USB-шнурок и простенькая проводная гарнитура.

Стоимость этого чуда составляет приблизительно 30 евро, из которых 12 идут на счет (60 минут разговора). При желании счет можно и пополнить.

Продаются такие телефоны в аэропортах и вокзалах, что обеспечивает их высокую популярность: купил, совершил необходимый звонок, а дальше и выкинуть не жалко. Никакой головной боли со связью.

Марсель Бик умер 30 мая 1994 года в возрасте 80 лет.Создатель культуры предметов одноразового использования умел мастерски определять нужды общества. Разрушение старого было частью его движения к успеху. Он обладал большими способностями в превращении сложных продуктов и рынков в более простые.

Сегодня«Societe Bic»  занимает первое место в мире по производству шариковых ручек, продавая их по четыре миллиарда ежегодно.

Группа выпускает разнообразные канцелярские товары под марками «Conte», «Hauser», «Ballograf», «Sheaffer», «White-Out», «Tipp-Ex».

«Societe Bic»является лидером в производстве одноразовых зажигалок и бритв: в день по всему миру продается 4 миллиона зажигалок и 8 миллионов одноразовых станков для бритья.

Источник: http://td.poligrafiyaunas.ru/journal/2012/7_8-2012/bajron-marsel-bik.html

Самые красивые вещи в мире — зажигалка BIC

Марсель Бик:  «Человек так любит одноразовые вещи потому, что он и сам
Дизайн кардинально меняет жизнь с помощью простых вещей: вместо дорогих металлических зажигалок и возни с керосином — вещь, которой легко пользоваться и не жалко выбросить.

«Человек так любит одноразовые вещи потому, что он и сам одноразовый»

Однако, до того как великий писатель выдал эту сакраментальную фразу, знаменем «одноразовости» потрясал изобретатель Марсель Бик. Именно Бик, предложил человечеству сугубо одноразовые вещи – зажигалки, ручки и бритвы, которым пользуются сейчас во всем мире.

После открытия Бика одноразовым стало все — от посуды до книг. Именно барон Бик стал тем, кто выработал у человека рефлекс «использовал – выбросил-забыл».

Марсель Бик родился в 1914 году в Турине. Его отец был инженером и часто переезжал по делам службы из города в город. Маленький Марсель привык к перемене мест. Он учился сначала в Италии, затем два года провел в Мадриде в «Лицее Франсез». Завершил среднее образование в Доминиканской школе в Бордо.

Марсель свободно владел латынью, греческим, знал риторику, правила хорошего тона, прекрасно умел танцевать и ездить верхом. Будучи уже студентом, он самостоятельно объездил полмира, изучая культуру Италии, Голландии, Франции, гражданство которой он вскоре получил, и Испании.

Специалисты утверждают, что ребенок в детстве приспосабливается к частой смене обстановки. Перемены он воспринимает как неотъемлемую часть жизни и сам начинает изобретать вещи, способные изменять мир. Нечто похожее произошло и с Биком.

Он ненавидел таскать с собой из города в город тяжелые сумки с вещами и в итоге изобрел то, что никогда не изобрел бы закоренелый домосед.

Через много лет он вспоминал: «Я подумал, что идеально было бы выбрасывать старую вещь в одном месте и покупать новую в другом… Я погрузился в мечтания: вот бы у меня стало столько денег, чтобы не жалко было ничего выбрасывать… Потом я понял: надо просто сделать очень дешевыми сами вещи»

Но пока мечты оставались мечтами, Марсель добросовестно продолжал учиться. В восемнадцать лет, во время учебы в известном «Лицее Карно», предприимчивый молодой человек уже занимался продажей фонариков, разнося их в дома парижан и зарабатывая карманные деньги. Именно тогда он научился продавать, навязывать потенциальному покупателю свой товар.

По окончании лицея Марсель устроился на работу менеджером в компанию, занимавшуюся производством канцелярских товаров. Он был уверен, что это не станет его постоянной работой, и по вечерам продолжал свое образование на юридическом факультете Сорбонны.

В 1939 году накануне войны в Европе Бик получил диплом юриста. К этому времени он работал менеджером по продажам в «Стефенс» — крупнейшей французской компании, занимающейся производством авторучек, которая в это время была основным конкурентом «Уотермен».

Карьера Бика была прервана войной. Пришлось послужить в армии, куда его призвали в том же 1939-м. Он попал в авиацию, но военной карьеры сделать не успел. Для Франции война быстро закончилась поражением, и Марсель вернулся в компанию «Стефенс».

Послевоенный кризис изменил потребительские представления: денег у людей было мало, но писать, читать, курить, бриться надо было все равно. Наступило время для дешевых, но качественных товаров.

Именно тогда Бик гениально угадал, за счет чего можно снизить себестоимость товара, — одноразовость. Не нужно думать о прочности и долговечности, нужно только качество. Например, шарик, который безупречно гладко скользит по бумаге.

Оставалось совсем немного — придумать такую ручку и произвести ее.

В 1945 году вместе со своим приятелем Эдуардом Буффардом Бик купил небольшое производство в парижском пригороде Клиши. Это было довольно ветхое помещение с устаревшим оборудованием. Первоначальный капитал составил $1000.

Молодые люди начали производство нового и казавшегося в тот момент перспективным товара — стержней для шариковых ручек. Они даже приобрели современное швейцарское оборудование. Но стержни не оправдали ожиданий.

Тогда Бик решил сделать ручку по цене стержня.

На разработку первой ручки у Бика ушло четыре года. Он корпел над формой, совершенствовал свой продукт, добивался максимальной функциональной надежности. «Одноразовая ручка не должна быть полуразовой, — шутил Бик. — Свою единственную жизнь она должна прожить с блеском».

Корпус первой шариковой одноразовой ручки предполагалось делать из почти никому не известного тогда пластика высокого качества. Еще три года ушли на то, чтобы найти производителя для своего изобретения.

Шесть компаний, в которые он обращался со своей идеей, отказали ему, в том числе и один из наиболее известных производителей — Waterman (эту компанию он купит чуть позже).

Тогда Бик создал собственное производство. И в 1953 году на свет появилась первая одноразовая ручка Bic. Но теперь гениальный изобретатель должен был решить две сложные задачи.

Первая: сколько должна стоить ручка, чтобы ее было не жалко выбросить? И вторая: как организовать дешевое производство? Авторучки на тот момент стоили от $9 до $13 за штуку. Марсель остановился на 29 центах: Бик все заранее подсчитал.

По его расчетам, можно было продавать 10 000 одноразовых ручек в день. В итоге он, конечно, просчитался: через два года он продавал 250 000 ручек в день.

К 1957 году программа-минимум была выполнена: биковскими ручками писала вся Европа, а сам Марсель Бик уж если не сказочно, то прилично разбогател. Впору было ставить новые задачи.

И энергичный француз составил целый список, но приоритетными были следующие: 1) съесть своих английских конкурентов; 2) завоевать американский рынок; 3) продолжить ряд одноразовых вещей. К выполнению первой задачи он приступил незамедлительно.

За $300 тысяч он купил английскую компанию Biro-Swan и автоматически получил доступ не только на Британские острова, но и на рынки бывших и настоящих британских колоний — Канады, Новой Зеландии и Австралии.

Еще через год Бик приобрел «Уотермен» и начал завоевание Америки. Но к моменту появления на американском рынке Бика и его товара такого добра, как шариковые ручки, там было полно. И главное — они были довольно дешевы. Вот только качество этих ручек было отвратительное.

Качественные стоили очень дорого, а общедоступные ломались еще до того, как заканчивался стержень. Но убедить практичных американцев, что одноразовые ручки — это выгодно, было не так просто.

И тогда Марсель сделал свои «бики» разборными (хочешь, покупай стержень и меняй, только вот стоит он почти столько же, сколько сама ручка) и добавил рекламы.

Его 4-миллионная массированная рекламная кампания «испытательный тест», проведенная по национальному телевидению, изображала шариковые ручки «Бик» просверливающими стены, пишущими по льду, обжигаемыми в огне, их топтали танцоры «фламенко» и выстреливали из ружья.

При этом показывалось, что ручки продолжают писать, и ненавязчиво упоминалось, что у них очень доступная цена — всего 29 центов! И американский потребитель оценил ролики и признал француза. А тинейджеры «докрутили» одноразовые ручки, объявив их модным аксессуаром.

Завоевав трудный американский рынок, Бик взялся за разработку последней задачи. Следующим шагом в одноразовой индустрии стали зажигалки. Секрет прост: дешево, надежно и практично. И еще разнообразно — можно каждый месяц иметь новую зажигалку. Это было особенно важно для женщин, куривших все больше. Теперь они могли покупать зажигалки под цвет платьев или клипсов — дешево и красиво.

И еще одно: при изучении рынка ручек и зажигалок было выявлено, что именно эти предметы теряют чаще всего. А здесь (и это очень эффективный рекламный ход) потерял и не жалко: можно купить точно такую же за сущие гроши. Естественно, зажигалки производились и до Марселя Бика.

Но тут пошли в ход уже известные аргументы: цена ниже, чем у конкурентов, на 30%. Плюс грамотная реклама. Слоган «Щелкни Bic», появившийся в 1973 году, завоевал мир. Его произносили с очевидным удовольствием и двусмысленно подмигивали.

Молодежь радостно приняла зажигалки Bic в свой мир и присоединила их к знаменитым ручкам.

А потом настал черед одноразовых бритв. Специалисты фирмы Gilette выступали категорически против одноразового товара, понимая, что будет нанесен сильный удар по торговле их многоразовыми станками.

Битва была не на жизнь, а на смерть, ведь под удар ставились не только сами бритвенные станки, но и комплектующие к ним.

Но после того как в 1975 году на рынок поступила первая партия одноразовых бритв Bic, фирме-конкуренту пришлось полностью изменить тактику борьбы и начать вслед за Bic штамповать свои одноразовые бритвы.

Компания Bic разрасталась с фантастической скоростью. Только в США она открыла более 300 000 торговых точек, где был представлен весь ассортимент фирмы: ручки, зажигалки, бритвы.

93% продукции реализовывалось и реализовывается через эти маленькие торговые стенды или лотки в больших супермаркетах. Чтобы покупали так же часто, как хлеб и молоко.

И все эти бесконечные фокусы, производственные и рекламные, придумывал сам Бик.

Барон, не получивший в наследство ничего, кроме хорошего воспитания и образования, умер 30 мая 1994 года в возрасте 80 лет мультимиллионером. Принцип «воспользовался — выбрось» сказался даже на личной жизни Марселя Бика.

Однолюбом он не был никогда — десять детей продолжают знаменитую фамилию страстного француза. Это, пожалуй, одно из того немногого, что известно из частной жизни господина Бика: он никогда не стремился стать достоянием общественности.

Еще о нем известно, что он ненавидел брать деньги в долг: «Кредит — это отступление, отдача завоеванной прибыли».

Свое состояние и дело Марсель Бик оставил своим детям. Брюно Бик — один из его любимых сыновей — является с 1993 года президентом монополии, созданной плодовитым во всех отношениях отцом.

Сегодня Bic, третья по известности французская торговая мирка в мире после Шанель и Диор, включает в себя огромное количество филиалов на пяти континентах. Компания занимает первое место в мире по производству шариковых ручек: мультинациональная корпорация Марселя Бика продает почти 4 млрд.

ручек в год (чуть меньше, чем жителей на планете). Группа выпускает разнообразные канцелярские товары под марками Conte, Hauser, Ballograf, Sheaffer, White-Out, Tipp-Ex.

Владимир Пирожков

Дизайнер

«В России зажигалка BIC появилась в перестройку, поэтому нам сложно понять, что она значит. Попробую объяснить. Если Zippo или Dupont — это ранний концепт зажигалки, то BIC — это совершенно инновационная штука, которую выбросили на помойку истории. То есть она изменила сам подход к вещи. Я проведу такую параллель.

Возьмем современный автомобиль — его аналогом будет Zippo. Автомобиль можно разбирать-собирать, ремонтировать, заливать в него керосин, он может быть дорогой, как Mercedes, и подешевле, как Ford. А теперь представьте, что вдруг изобрели одноразовый автомобиль, который используют по принципу «от дома до работы», после чего он отправляется на переработку.

Вот это и есть зажигалка BIC».

    Как вам удобнее.

Источник: https://gadsclub.livejournal.com/4122.html

BIC — история бренда, который приучил весь мир к одноразовым вещам

Марсель Бик:  «Человек так любит одноразовые вещи потому, что он и сам

Bic, или Société Bic, — французская компания, располагающаяся в коммуне Клиши-ла-Гаренн. Занимается производством одноразовых предметов — шариковых ручек, бритв, зажигалок.

«Человек так любит одноразовые вещи потому, что он и сам одноразовый», — написал в одной из своих книг писатель Маркес.

Гораздо раньше него до этого додумался изобретатель Марсель Бик, предложивший человеку те самые одноразовые вещи: ручки, зажигалки, бритвы. После открытия Бика одноразовым стало все — от посуды до книг.

Именно барон Бик оказался среди тех, кто определил особый стиль жизни («использовал-выбросил»), немыслимый в прошлые столетия и очень распространившийся во второй половине XX века.

Марсель Бик родился в 1914 году в Турине. Его отец был инженером и часто переезжал по делам службы из города в город. Маленький Марсель привык к перемене мест. Он учился сначала в Италии, затем два года провел в Мадриде в «Лицее Франсез».

Завершил среднее образование в Доминиканской школе в Бордо. Марсель свободно владел латынью, греческим, знал риторику, правила хорошего тона, прекрасно умел танцевать и ездить верхом.

Будучи уже студентом, он самостоятельно объездил полмира, изучая культуру Италии, Голландии, Франции, гражданство которой он вскоре получил, и Испании.

Специалисты утверждают, что ребенок в детстве приспосабливается к частой смене обстановки. Перемены он воспринимает как неотъемлемую часть жизни и сам начинает изобретать вещи, способные изменять мир. Нечто похожее произошло и с Биком. Он ненавидел таскать с собой из города в город тяжелые сумки с вещами и в итоге изобрел то, что никогда не изобрел бы закоренелый домосед.

Через много лет он вспоминал: «Я подумал, что идеально было бы выбрасывать старую вещь в одном месте и покупать новую в другом… Я погрузился в мечтания: вот бы у меня стало столько денег, чтобы не жалко было ничего выбрасывать… Потом я понял: надо просто сделать очень дешевыми сами вещи»

Но пока мечты оставались мечтами, Марсель добросовестно продолжал учиться. В восемнадцать лет, во время учебы в известном «Лицее Карно», предприимчивый молодой человек уже занимался продажей фонариков, разнося их в дома парижан и зарабатывая карманные деньги. Именно тогда он научился продавать, навязывать потенциальному покупателю свой товар.

По окончании лицея Марсель устроился на работу менеджером в компанию, занимавшуюся производством канцелярских товаров. Он был уверен, что это не станет его постоянной работой, и по вечерам продолжал свое образование на юридическом факультете Сорбонны.

В 1939 году накануне войны в Европе Бик получил диплом юриста. К этому времени он работал менеджером по продажам в «Стефенс» — крупнейшей французской компании, занимающейся производством авторучек, которая в это время была основным конкурентом «Уотермен».

Карьера Бика была прервана войной. Пришлось послужить в армии, куда его призвали в том же 1939-м. Он попал в авиацию, но военной карьеры сделать не успел. Для Франции война быстро закончилась поражением, и Марсель вернулся в компанию «Стефенс».

Послевоенный кризис изменил потребительские представления: денег у людей было мало, но писать, читать, курить, бриться надо было все равно. Наступило время для дешевых, но качественных товаров.

Именно тогда Бик гениально угадал, за счет чего можно снизить себестоимость товара, — одноразовость. Не нужно думать о прочности и долговечности, нужно только качество. Например, шарик, который безупречно гладко скользит по бумаге.

Оставалось совсем немного — придумать такую ручку и произвести ее.

Интересно? Подписывайтесь на канал Brandpedia в Яндекс Дзен

В 1944 году вместе со своим приятелем Эдуардом Буффардом Бик купил небольшое производство в парижском пригороде Клиши. Это было довольно ветхое помещение с устаревшим оборудованием.

Первоначальный капитал составил $1000. Молодые люди начали производство деталей для перьевых ручек и механических карандашей.

В течение этого времени шариковые ручки, хотя и стоили дорого, стали популярными в Европе.

Сначала Бик расширил свой бизнес, включив в него производство пластиковых корпусов для компаний по производству шариковых ручек, а затем, в 1949 году, он представил собственную линию шариковых ручек. Ручки BIC имели простой дизайн, прозрачный пластиковый корпус и продавались по цене около 19 центов каждая.

Чернильные авторучки в то время стоили от 9 до 13 долларов за штуку. Кроме того, они часто протекали, а ручки BIC оказались надежными и быстро завоевали популярность в Европе. Годовой объем продаж к 1955 году превысил 5 миллионов долларов.

Затем Бик обратил свое внимание на продвижение своей продукции в Соединенных Штатах.

Компания Waterman Pen Company в Сеймуре (штат Коннектикут, США), была основана Льюисом Уотерманом, который разработал первую практическую авторучку в 1884 году. Одно время Waterman Pen был ведущим в мире производителем авторучек.

Однако в 1950-х годах с ростом популярности шариковых ручек компания начала испытывать трудности с продажами. В 1958 году Бик согласился купить 60 процентов компании за 1 миллион долларов. Когда стало известно истинное финансовое состояние компании, Бик получил оставшиеся 40 процентов даром.

Компания была переименована в Waterman-BIC Pen Corporation, а ее штаб-квартира была перемещена в Милфорд, штат Коннектикут.

В начале 1960-х годов Waterman-BIC начал агрессивную телевизионную рекламную кампанию, в которой говорилось, что ручки BIC будут писать «Каждый раз, как первый раз».

Чтобы доказать, что ручка BIC за 29 центов будет работать так же хорошо, как и ручки, которые стоят в несколько раз дороже, в рекламных роликах ручками BIC сверлили стены, писали ими по льду, обжигали огнём, их топтали танцоры «фламенко» и выстреливали ими из ружья.

При этом показывалось, что ручки продолжают писать, и ненавязчиво упоминалось, что у них очень доступная цена — всего 29 центов!показали, что ручки BIC все еще работают после того, как их просверлили через настенный щит, выстрелили из оружия, взорвали огонь и привязали к ногам фигуристов.

Waterman-BIC продавала свои ручки в продуктовых магазинах и небольших магазинах рядом со школами, где собирались студенты, а не в универмагах, в которых продавались более дорогие ручки. И американский потребитель оценил рекламу.

После бурного старта Waterman-BIC зарекомендовал себя как крупнейший производитель шариковых ручек в Соединенных Штатах. К 1967 году компания выпускала около 500 миллионов ручек в год, что составляло почти 60 процентов рынка США.

В 1972 году газета Time писала: «Барон Бик сделал для шариковых ручек то, что Генри Форд сделал для автомобилей: он выпустил дешевую, но качесвтенную модель».

В 1971 году компания Waterman-BIC сменила название на Bic Pen Corporation, что более точно отражало ее бизнес. Однако вскоре это название устарело, поскольку компания начала свою первую диверсификацию.

В 1970 году компания Gillette приобрела компанию S. T. Dupont, престижного французского производителя, основным продуктом которого были роскошные зажигалки, которые продавались за сотни долларов. Dupont исследовал возможности сбыта одноразовых зажигалок, разработав недорогую зажигалку под названием Cricket, которую она представила в Соединенных Штатах в 1972 году.

BIC не осталась в стороне и в 1973 году представила свою одноразовую зажигалку.

Чтобы конкурировать с Gillette, которая прочно закрепилась в качестве лидера рынка, BIC снова обратилась к креативной телевизионной рекламе. Вскоре в ряде рекламных роликов появились чувственные женщины, призывающие курильщиков сигарет «Flick my BIC», что можно перевести как «Щелкни моей BIC».

BIC также сократила оптовую цену своих зажигалок, поэтому они продавались в розницу менее чем за один доллар. Это действие вызвало ожесточенную ценовую войну с Gillette.

Но к концу 1978 года продажи BIC превзошли продажи Cricket, и в 1984 году Gillette признал поражение. Зажигалки Cricket ушли с рынка, а затем бренд Cricket был продан шведской компании Match Corporation.

В то время BIC контролировала около 65 процентов рынка одноразовых зажигалок В США.

В то время, когда BIC и Gillette бились за рынок одноразовых зажигалок, компании также начинали войну на рынке одноразовых бритв.

Кинг Кэмп Жиллетт изобрел безопасную бритву в 1903 году, и основанная им компания доминировала на рынке в течение следующих 70 лет. Затем, в 1975 году, головная корпорация BIC, французское Société BIC, S.A., представила в Европе одноразовую пластиковую бритву.

В ожидании того, что в следующем году BIC выпустит бритву в США, Gillette быстро представила собственную одноразовую бритву в 1976 году, за год до того, как бритва BIC дебютировала в США. Однако в Gillette серьезно недооценили спрос на одноразовые бритвы.

Кроме того, компания Gillette не очень то и хотела, чтобы их клиенты переключались с дорогих бритвенных систем со сменными лезвиями, на одноразовые станки. Поэтому Gillette очень мало тратила на рекламу.

BIC, наоборот, активно рекламировала свои бритвы, снова полагаясь на броские рекламные ролики. В одной серии рекламных роликов люди были с завязанными глазами и брили профессиональные парикмахеры, используя либо бритву BIC, либо неразборную бритву Trac II от Gillette.

В конце в рекламе говорилось, что 58 процентов участников заявили, что не было никакой разницы между бритьем от BIC и бритьем от Gillette.

Руководство Gillette было недовольно этой рекламой и даже просило три крупные телевизионные сети не показывать рекламу, если BIC не сможет документально подтвердить свои заявления.

К концу 1979 года Gillette и BIC контролировали около 50 процентов рынка одноразовых бритв.

Одноразовые изделия были особенно популярны среди подростков, и женщины высоко оценили BIC Lady Shaver, первую бритву, специально разработанную и продаваемую исключительно для женщин.

В течение десяти лет Gillette окончательно откажется от рекламы своих одноразовых станков, чтобы сосредоточиться на своих бритвенных системах и сменных лезвиях.

В 1982 году выручка компании достигла 220 миллионов долларов. BIC подтвердила свой растущий статус ведущего производителя зажигалок и бритв, отказавшись от своего названия Bic Pen Corporation, Теперь компания называлась просто BIC Corporation. К тому времени BIC также сделала шаг в области спортивного инвентаря.

В 1982 году компания представила BIC Sailboard — доску для виндсёрфинга, которая быстро стала лидером североамериканского рынка.

Однако в 1985 году компания была вынуждена прекратить продажу доски в Соединенных Штатах, когда окружной суд США постановил, что BIC нарушила патент, принадлежащий компании Windsurfing International.

BIC вновь начала продавать свои доски на рынке США, когда срок действия патента истек в 1987 году.

Выдержав ожесточенную конкурентную борьбу в течение трех десятилетий, BIC столкнулся, возможно, с самой серьезной угрозой в апреле 1987 года, когда New York Times сообщила, что по меньшей мере три человека погибли из-за неисправности зажигалок BIC. Газета также сообщила, что компания согласилась выплатить 3,2 миллиона долларов в качестве компенсации женщине из Пенсильвании, которая утверждала, что ее зажигалка загорелась в кармане, когда она была в походе.

Дело в Пенсильвании было первым с участием BIC, которое было передано в суд, и Times сообщила, что, хотя «претензии начали поступать вскоре после того, как Bic представила свои одноразовые зажигалки в 1972 году …

компания до недавнего времени была в состоянии держать дела в тайне с помощью досудебных урегулирований». Газета заявила, что BIC урегулировала более 20 дел на сумму от 5000 до почти 500 000 долларов.

В ходе судебного процесса, инженеры-конструкторы показали, что зажигалки BIC иногда давать течь, и мелкий мусор может освобождать запорный клапан зажигалки.

В то время как зажигалки составляли около 40 процентов доходов BIC, и в день, когда появилась эта история, акции BIC упали на 25 процентов, с 32 до 24 долларов за акцию.

В течение недели компания отмалчивалась, отказываясь предоставлять информацию или отвечать на вопросы об обвинениях на фоне слухов о том, что против компании были поданы тысячи исков и что конгрессмен из Нью-Джерси угрожает провести слушания о безопасности зажигалок BIC.

В конце концов, компания изменила свою тактику и сообщила, что на тот момент было подано 42 иска. BIC утверждала, что большинство инцидентов были вызваны небрежностью пользователей.

Признавая также, что женщина погибла в результате несчастного случая с одной из зажигалок BIC, компания заверила общественность в том, что она прекратила выпуск модели, причастной к несчастному случаю.

В результате откровенности руководства BIC акции компании начали восстанавливать свою стоимость. К октябрю 1987 года цена вернулись к 31 доллару на акцию.

Согласно данным BIC, компания защищала себя в более чем 50 судебных процессах, связанных с зажигалками, между 1988 и 1993 годами, проиграв только три.

В одном из них, однако, присяжные в округе Крик, штат Оклахома, постановили, что BIC несет ответственность за ранения трех детей, сильно пострадавших во время игры с зажигалкой. Зажигалка, как утверждается, взорвалась, когда ее бросили во время использования.

Адвокаты пострадавшей стороны утверждали, что зажигалка должна быть более устойчивой к детям, а адвокаты BIC настаивали на том, что за детьми нужно лучше присматривать.

В своем годовом отчете за 1992 год компания заявила, что «решительно оспаривает приговор». Далее в ежегодном отчете говорилось: «Юридические расходы по защите претензий по ответственности за продукцию, связанные с зажигалками, по-прежнему велики. Однако … количество судебных исков продолжает снижаться».

Интересно? Подписывайтесь на канал Brandpedia в Яндекс Дзен!

Также в том же году BIC представила зажигалку с механизмом, устойчивым к детям. На его разработку ушло 7 лет и 21 миллион долларов.

Запатентованная зажигалка Child Guard требует, чтобы предохранительная защелка была сдвинута в сторону и вверх, прежде чем она загорится. Защелка возвращалась на место автоматически после каждого использования.

Комиссия по безопасности потребительских товаров также приняла устойчивый к детям стандарт на одноразовые зажигалки, который вступил в силу в июле 1994 года.

В течение этого времени BIC предприняла попытку дальнейшей диверсификации, запустив в 1989 г. линию недорогих карманных духов Parfum BIC. Эти ароматы были впервые представлены Société BIC, SA в Европе.

Аналитики скептически относились к тому, что потребители в США примут недорогие французские духи, так как часть привлекательности французских духов заключалась в имидже роскоши и дороговизны.

Несмотря на рекламную кампанию, на которую потратили около 22 миллионов долларов, Parfum BIC продержался в Соединенных Штатах менее года. Продажи ароматов продолжались дольше в Европе, но в конечном итоге были прекращены и за рубежом в 1991 году.

В 1992 году BIC приобрела компанию Wite-Out Products, Inc., второго по величине производителя корректирующих жидкостей для офисного использования в США. Впоследствии корректирующая жидкость была вновь представлена на рынке как BIC Wite-Out.

Цена акций компании сильно выросла в начале 1990-х годов, поднявшись с 8 долларов за акцию в ноябре 1990 года до 41 доллара к марту 1993 года. Хотя BIC все еще проигрывала Gillette по количеству ручек, проданных в офисы, её продажи простым потребителям были выше.

BIC выпустила на рынок линию «модных» ручек с яркими цветами и графикой на корпусе, для детей и подростков. Эта линия Wavelengths вскоре стала лидером рынка в категории модных ручек. BIC также выпустила новую бритву, модель с двумя лезвиями.

Зажигалки BIC также продолжали хорошо продаваться, дополненные новыми функциями защиты от детей.

К середине 1990-х годов зажигалки составляли 24 процента продаж компании. Зажигалки продолжали приносить прибыль BIC, несмотря на растущую конкуренцию со стороны Китая и Таиланда.

В 1994 году BIC подала петицию в Министерство торговли и Комиссию по международной торговле США с просьбой ввести антидемпинговые пошлины на одноразовые зажигалки из Китая и Таиланда. BIC утверждает, что импорт из этих двух стран продавался по цене ниже рыночной, при этом зажигалки продавались всего по шесть центов каждая, а количество таких дешевых зажигалок ежегодно увеличивалось.

Большая прибыльность компании обеспечивалась эффективным и недорогим производством. Рост продаж и чистой прибыли был устойчивым, а иногда и впечатляющим. В четвертом квартале 1995 года BIC объявила о 22-процентном увеличении прибыли и 17-процентном увеличении продаж. Компания была фаворитом Уолл-стрит.

В 1995 году, когда обменный курс был очень благоприятным для французского франка, материнская компания BIC, Société BIC, S.A., собралась скупить большую часть акций корпорации BIC и выкупить компанию у акционеров.

Предложение поступило в то время, когда появились предположения о том, что рост цен на пластик может привести к снижению прибыли BIC Corporation.

Société BIC стремилась воспользоваться слабым долларом и быстро заключила выгодную сделку с акционерами, чтобы обеспечить слияние.

В декабре 1995 года корпорация BIC прекратила торги в качестве публичной компании на Нью-Йоркской фондовой бирже. В настоящее время Société BIC владеет 86 процентами своей дочерней компании в США.

После слияния бизнес существенно не изменился.

Компания по большей части работала независимо от своего европейского материнского предприятия, и отношения не изменились после того, как корпорация BIC стала частной.

Компания выпустила корректирующую ручку в 1996 году, используя технологию, полученную в результате ее более раннего приобретения Wite-Out. Это укрепило позиции BIC на рынке коррекционных продуктов.

Еще одним значительным событием в конце 1990-х годов стало приобретение BIC группы компаний Sheaffer в 1997 году. Частная компания Fort Madison производила высококачественные перьевые ручки, шариковые ручки, роликовые ручки и карандаши. Ручки Sheaffer продавались по цене от 25 до 5000 долларов каждая, что резко контрастировало с линией BIC.

В 1997 году корпорация BIC создала отделение BIC graphic, специально ориентированное на производство фирменных сувениров на базе продукции BIC.

Сегодня BIC graphic — лидирующая компания по производству фирменных сувениров в Европе. Это единственная сувенирная компания, которая обладает полным циклом производства.

Даже чернила и стержни шариковых ручек производятся по технологии и на заводах BIC.

В 2001 году ручка BIC Cristal становится частью постоянной коллекции отделения архитектуры и дизайна Нью-Йоркского музея современного искусства (MoMA).

В 2000-ых BIC продолжает активно выпускать новые продукты и диверсифицировать свой бизнес.

В 2002 году BIC запускает линейку многофункциональных зажигалок для разжигания камина, жаровни барбекю и свечей.

Благодаря покупке торговой марки Stypen во Франции в 2004 году, компания BIC выходит на новый сегмент рынка канцелярских принадлежностей — многоразовых школьных перьевых ручек.

В 2006 году BIC покупает компанию Pimaco, ведущего производителя и дистрибьютера самоклеящихся этикеток. Это позволяет расширить ассортимент канцелярской продукции BIC в Южной Америке.

В 2011 году после 15-летнего отсутствия, компания BIC возвращается в рекламный караван велогонки Тур-де-Франс.

Еще недавно, компания опасалась конкуренции производителей зажигалок из Китая, но 2013 году BIC открывает предприятие по производству зажигалок в Китае (город Нантонг). Это улучшает позиции компании, т.к. дает больше гибкости при поставке продукции на быстро растущий рынок зажигалок в Азии, и, в частности, в Китае.

Подписывайтесь на канал Brandpedia в Яндекс Дзен!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c0f3ea89e2c8400a953fc12/5c11fe039e41d700a981b992

Scicenter1
Добавить комментарий