Материалы к курсу «Методика преподавания философии» Ав.-сост. Н.В.

1 МАТЕРИАЛЫ К КУРСУ «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ» Издательство Калининградского государственного университета 2003 Рецензент Е.В. Боголюбова – профессор, доктор философских наук Материалы к курсу «Методика преподавания философии» /

Материалы к курсу «Методика преподавания философии» Ав.-сост. Н.В.

Книги по разным темамPages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |   …   | 12 | МАТЕРИАЛЫ К КУРСУ «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ» Издательство Калининградского государственного университета 2003 Рецензент Е.В. Боголюбова – профессор, доктор философских наук Материалы к курсу «Методика преподавания философии» / Ав.-сост. Н.В.

Андрейчук. –Калининград: Изд-во КГУ, 2003. – 69 с.

с.

Представлены программа, контрольные вопросы и список рекомендуемой литературы по курсу «Методика преподавания философии». Также прилагаются оригинальные тексты И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, Э.В. Ильенкова и М.К. Мамардашвили.

Разработано в рамках проекта № НВА 018 Института «Открытое Общество» (Россия) «Поддержка и развитие кафедры философии и логики исторического факультета Калининградского государственного университета в сотрудничестве с философским факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова».

Автор-составитель – канд. филос. наук, доцент Н.В. Андрейчук.

© Андрейчук Н.В., авт.-сост., 2003 © Издательство КГУ, 2003 Учебное издание Наталья Вениаминовна Андрейчук Материалы к курсу «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ» Редактор М. В. Королева Оригинал-макет – Т. А. Гайдюкова 1 Подписано в печать 30.06.2003 г. Формат 6090 /16.

Усл. печ. л. 4,3. Уч.-изд. л. 4,1. Тираж 100 экз.

Бумага для множительных аппаратов. Ризограф. Заказ.

Издательство Калининградского государственного университета, 236040, г. Калининград, ул. А. Невского, 14 СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………. 4 Почасовой тематический план курса………………………….. 10 курса……………………………………….. 10 Контрольные вопросы……………………………………..

16 Список литературы………………………………………. Приложение……………………………………………. Кант И. Понятие философии вообще………………………….. Кант И. Ответ на вопрос: Что такое просвещение……………….. Гегель Г.В.Ф. О преподавании философии в университетах…………. Гегель Г.В.Ф.

О преподавание философии в гимназиях……………. Ильенков Э.В. Философия и молодость………………………… Мамардашвили М.К. Эстетика мышления……………………… ВВЕДЕНИЕ Курс «Методика преподавания философии» занимает важное место в процессе получения высшего профессионального философского образования.

Его включение в типовой учебный план специальности 020100 «Философия» обусловлено государственными требованиями к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации «Преподаватель» (см.: Приказ Министерства образования РФ от 03.08.

2000 № 2400 «О присвоении дополнительных квалификаций педагогического профиля выпускникам вузов по специальностям высшего профессионального образования»).

При очевидной значимости данного курса для подготовки будущих преподавателей философии, его концепция и содержание пока недостаточно разработаны в специальной литературе, практически отсутствуют и необходимые учебники, и учебные пособия.

По-видимому, одной из причин данного обстоятельства является то, что пока не совсем преодолен кризис в преподавании философии, образовавшийся после потери ею идеологического государственного статуса: точнее, после отказа от ее преподавания как единой «унифицированной» учебной дисциплины по типовой учебной программе (хотя, надо сказать, что и в рамках «пресловутой типовки» можно было решать определенные «культуртрегерские» задачи: многое зависело от уровня профессиональной компетентности и увлеченности самого преподавателя).

В конце 80-х – начале 90-х годов в вузах страны наметилась тенденция сведения преподавания философии к краткой истории философии и краткому изложению основных направлений современной мировой философской мысли, особенно для негуманитарных специальностей.

Односторонность такого подхода была в известной степени преодолена введением в 1993 году Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, федеральный компонент которого определил обязательный минимум содержания курса «Философия» и установил требования к знаниям и умениям, приобретаемым изучающими этот курс (с 2000 года – стандарт нового поколения). Вопросы коренного преобразования преподавания философии в высшей школе рассматривались на ряде всероссийских научных конференций и на I и II Российских философских конгрессах. Однако в реальной вузовской повседневности, как нам кажется, указанный кризис преодолен далеко не полностью. И проблема заключается не столько в теоретическом наполнении обязательного содержательного минимума стандарта, сколько в видении концептуальных целей и задач преподавания философии, а еще точнее – в понимании смысла и значения самой философии как духовного феномена. Полагаем, что философию в процессе преподавания следует интерпретировать как знание и эпистемное, и софийное одновременно, что уже нашло емкое отражение в ряде действующих учебников (см. прежде всего: Алексеев П.В., Панин А.В.

Философия: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Проспект, 1997. Разд. 1.

См. также: Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х.

Философия: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2002. Гл. 3).

Очевидно, что от понимания самой философии зависит и методика ее преподавания. Прежде всего, необходимо избавиться от весьма устойчивого и распространенного предрассудка, по которому философия считается «чистой» наукой.

В этом случае как учебная дисциплина она сводится к сумме знаний, набору «тем», которые студент должен «пройти», сдать и благополучно забыть – худший вариант; лучший – расширяется кругозор студента, приобретается определенный уровень «философской грамотности».

При этом общая методика преподавания философии зачастую сводится к сумме частных методик изложения тех или иных разделов курса:

онтологии, гносеологии, социальной философии и т. д. Высвободившись из «клетки идеологии», вузовская философия еще далеко не превратилась в то, чем она в сущности является, – одну из форм аккумуляции духовного опыта человечества, фундаментальное значение которой состоит в воспроизводстве духовной целостности человеческого существования.

В историко-философском проблемном поле философия реально представлена не как наука или методология наук, а как культура иррационального и рационалистического универсального миропонимания.

Думается, что концептуальная задача преподавателя (творческого специалиста в области философии) заключается в том, чтобы выявить в развитии философской мысли эту культуру и приобщить к ней студента.

Методически это достигается прежде всего приобщением студента к оригинальным философским текстам, к анализу проблемных ситуаций, зафиксированных в мировом философском процессе и русской философской мысли, отражающей все перипетии многоаспектной и многотрудной отечественной истории.

Философия всегда стремилась не столько к конструированию догматических познавательных схем мирового развития, предполагающих к тому же радикальное изменение социальных форм человеческого существования, сколько к объяснению, расшифровке происходящих изменений с целью обретения человеком духовной устойчивости в меняющемся, все более неопределенном мире. Последнее особенно актуально перед лицом последствий от внедрения в общественное производство всей той суммы научно-технических и социальных изобретений и открытий, которые были сделаны в прошедшие два столетия и поставили под угрозу само существование утилитарно-прагматической цивилизации.

Потребность в философском просвещении, в философствовании как способе мировосприятия и миропостижения сегодня, возможно, велика как никогда прежде, независимо от того, осознается ли это обществом, индивидом или нет.

Социальный аспект потребности в философии определяется тем, что от духовности человека зависит преодоление современного кризиса ценностей, разработка и внедрение энвайроментальных стратегий, направленных на сохранение человека как биологического вида, наконец, степень свободы и само наличие гражданского общества в условиях всепоглощающей массовизации. Личностная же потребность в философии обусловлена тем, что, как отмечал К. Ясперс, «философии не может не быть, пока живут люди. Философия содержит притязание: обрести смысл жизни поверх всех целей в мире – явить смысл, охватывающий эти цели, – осуществить, как бы пересекая жизнь, этот смысл в настоящем – служить посредством настоящего одновременно и будущему, – никогда не низводить какого-либо человека или человека вообще до средства.

Постоянная задача философствования такова: стать подлинным человеком посредством понимания бытия…» (Ясперс К. Философская вера // Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. С. 500.) Все вышесказанное, разумеется, не только не исключает, но и подчеркивает необходимость овладения студентом содержательным минимумом стандарта по философии как учебной дисциплине.

Но это овладение – не цель, но средство: оно не должно быть механистически-формальным; в идеале оно должно способствовать личностному развитию студента, его формированию как специалиста, не только выполняющего на необходимом профессиональном уровне частные производственные задания, но и не отчужденного от универсального сущностного и проблемного миропонимания, от духовного мира, этических и эстетических ценностей. Личностное развитие студента должно быть ориентировано также на активизацию рефлексивного мышления как важнейшего способа становления и сохранения индивидуальности. В условиях прогрессирующей массовизации, глобализации и постоянно возрастающей социальной неопределенности именно актуализация индивидуального начала позволяет человеку осуществлять осознанный выбор и нести ответственность за него. Как отмечал С.А. Левицкий, сохранение своего индивидуального лица «в обезличивающем потоке общественной стихии… есть категорический императив личного и человеческого достоинства, и этот «минималистский» идеал еще достижим. Если бы он стал недостижим, цивилизация потеряла бы право на эпитет “человеческая”» (Левицкий С.А. Трагедия свободы. М.: Канон, 1995. С.365).

Итак, подведем некоторые итоги. Реалии начала XXI века, перспективы общецивилизационного развития в третьем тысячелетии, задачи гуманизации образования, становления «опережающего» образования объективно выдвигают на первый план подготовки специалиста его личностное развитие.

Если еще недавно в процессе образования ставилась задача формирования личности, чей профессиональный, социально-психологический, мотивационный облик детерминировался внешними условиями, чьи интересы во многом нивелировались интересами общества, то сейчас совершенно необходимо в процессе образования способствовать формированию нонконформистской личности, способной на самореализацию и самоактуализацию вплоть до не конфронтационного, но толерантного противопоставления себя социальной среде. В этом контексте роль вузовского курса философии переоценить трудно. Представляется принципиально важным, чтобы в процессе приобщения к философии как «аккумуляции духовного опыта человечества» студент не только усваивал определенную сумму знаний, но и приобретал новый социально значимый опыт, «созидал себя», овладевал навыками философствования как способа и метода миропостижения и миропонимания.

Сердцевиной философствования является свободомыслие, главной ценностной ориентацией – толерантность. Философская культура становится полноправной составляющей профессионализма будущего специалиста.

Она способствует формированию личности, всегда открытой усвоению новых знаний, умеющей адаптироваться к новым информационным, технологическим и мировоззренческим парадигмам, обладающей потребностью в самообразовании, осознающей образование как ценность.

Методологически достижению этого способствуют образовательные технологии проектно-созидательной модели обучения.

Ведущая доминанта организации и саморегуляции учения при этом – развитие мотивационно-смысловой сферы личности; сверхзадача преподавания философии – формирование перманентного импульса к философскому самообразованию, понимание студентом ценности философии в «вcемирно-гражданском значении».

Основными этапами формирования и одновременно концептуальными критериями философской культуры личности студента полагаем следующие:

– определенное овладение специальной философской терминологией, категориально-понятийным аппаратом;

– чтение специальной философской литературы, оригинальных философских текстов;

– навыки философского диалога, философского дискурса в целом;

– личностная потребность в философствовании как способе миропостижения и миропонимания;

– независимое толерантное мышление как мировоззренческодеятельностная ценность;

– возможная реализация философской культуры в процессе профессиональной деятельности.

Все вышеизложенное представляется концептуальным теоретикометодологическим основанием и исходной ценностной установкой для конструирования и чтения курса «Методика преподавания философии», содержание которого не может быть редуцировано к набору частных методик изучения отдельных тем и разделов курса философии, но должно являться общей методикой ее преподавания. «Исторически» такой подход был предложен В.И. Разиным в вышедшей еще в 1977 году работе «Общая методика преподавания философии в вузах» (Разин В.И. Общая методика преподавания философии в вузах: Метод. пособие для преподавателей. М.:

Высш. шк., 1977; полагаем нужным заметить, что эта работа, несмотря на свойственные времени идеологемы, не утратила определенного эвристического значения и по сей день).

Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |   …   | 12 | Книги по разным темам

Источник: http://dissers.ru/books/1/5110-1.php

Материалы к курсу Методика преподавания философии — Андрейчук Н.В

Материалы к курсу «Методика преподавания философии» Ав.-сост. Н.В.

МАТЕРИАЛЫ К КУРСУ

«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ»

Издательство Калининградского государственного университета

2003

Рецензент Е.В. Боголюбова – профессор, доктор философских наук

Материалы к курсу «Методика преподавания философии» / Ав.-сост. Н.В. Андрейчук. –Калининград: Изд-во КГУ, 2003. – 69 с.

с.

Представлены программа, контрольные вопросы и список рекомендуемой литературы по курсу «Методика преподавания философии». Также прилагаются оригинальные тексты И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, Э.В. Ильенкова и М.К. Мамардашвили.

Разработано в рамках проекта № НВА 018 Института «Открытое Общество» (Россия) «Поддержка и развитие кафедры философии и логики исторического факультета Калининградского государственного университета в сотрудничестве с философским факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова».

Автор-составитель – канд. филос. наук, доцент Н.В. Андрейчук.

© Андрейчук Н.В.,

авт.-сост., 2003 © Издательство КГУ, 2003

Учебное издание

Наталья Вениаминовна Андрейчук

Материалы к курсу «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ»

Редактор М. В. Королева Оригинал-макет – Т. А. Гайдюкова

Подписано в печать 30.06.2003 г. Формат 60×90 1/16. Усл. печ. л. 4,3. Уч.-изд. л. 4,1. Тираж 100 экз.

Бумага для множительных аппаратов. Ризограф. Заказ .

Издательство Калининградского государственного университета, 236040, г. Калининград, ул. А. Невского, 14

СОДЕРЖАНИЕ

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4

Почасовой тематический план курса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

10

курса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

10

Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

16

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

18

Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

21

Кант И. Понятие философии вообще . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

21

Кант И. Ответ на вопрос: Что такое просвещение? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

25

Гегель Г.В.Ф. О преподавании философии в университетах . . . . . . . . . . . . .

31

Гегель Г.В.Ф. О преподавание философии в гимназиях . . . . . . . . . . . . . . . .

36

Ильенков Э.В. Философия и молодость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

43

Мамардашвили М.К. Эстетика мышления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

58

3

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Методика преподавания философии» занимает важное место в процессе получения высшего профессионального философского образования.

Его включение в типовой учебный план специальности 020100 «Философия» обусловлено государственными требованиями к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации «Преподаватель» (см.: Приказ Министерства образования РФ от 03.08.

2000 №2400 «О присвоении дополнительных квалификаций педагогического профиля выпускникам вузов по специальностям высшего профессионального образования»).

При очевидной значимости данного курса для подготовки будущих преподавателей философии, его концепция и содержание пока недостаточно разработаны в специальной литературе, практически отсутствуют и необходимые учебники, и учебные пособия.

По-видимому, одной из причин данного обстоятельства является то, что пока не совсем преодолен кризис в преподавании философии, образовавшийся после потери ею идеологического государственного статуса: точнее, после отказа от ее преподавания как единой «унифицированной» учебной дисциплины по типовой учебной программе (хотя, надо сказать, что и в рамках «пресловутой типовки» можно было решать определенные «культуртрегерские» задачи: многое зависело от уровня профессиональной компетентности и увлеченности самого преподавателя).

В конце 80-х – начале 90-х годов в вузах страны наметилась тенденция сведения преподавания философии к краткой истории философии и краткому изложению основных направлений современной мировой философской мысли, особенно для негуманитарных специальностей. Односторонность такого подхода была в известной степени преодолена введением в

1993 году Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, федеральный компонент которого определил обязательный минимум содержания курса «Философия» и установил требования к знаниям и умениям, приобретаемым изучающими этот курс (с 2000 года – стандарт нового поколения).

Вопросы коренного преобразования преподавания философии в высшей школе рассматривались на ряде всероссийских научных конференций и на I и II Российских философских конгрессах. Однако в реальной вузовской повседневности, как нам кажется, указанный кризис преодолен далеко не полностью.

И проблема заклю-

4

чается не столько в теоретическом наполнении обязательного содержательного минимума стандарта, сколько в видении концептуальных целей и задач преподавания философии, а еще точнее – в понимании смысла и значения самой философии как духовного феномена.

Полагаем, что философию в процессе преподавания следует интерпретировать как знание и эпистемное, и софийное одновременно, что уже нашло емкое отражение в ряде действующих учебников (см. прежде всего: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.

: Проспект, 1997. Разд. 1.

См. также: Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х.

Философия: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2002. Гл. 3).

Очевидно, что от понимания самой философии зависит и методика ее преподавания. Прежде всего, необходимо избавиться от весьма устойчивого и распространенного предрассудка, по которому философия считается «чистой» наукой.

В этом случае как учебная дисциплина она сводится к сумме знаний, набору «тем», которые студент должен «пройти», сдать и благополучно забыть – худший вариант; лучший – расширяется кругозор студента, приобретается определенный уровень «философской грамотности».

При этом общая методика преподавания философии зачастую сводится к сумме частных методик изложения тех или иных разделов курса: онтологии, гносеологии, социальной философии и т. д.

Высвободившись из «клетки идеологии», вузовская философия еще далеко не превратилась в то, чем она в сущности является, – одну из форм аккумуляции духовного опыта человечества, фундаментальное значение которой состоит в воспроизводстве духовной целостности человеческого существования.

В историко-философском проблемном поле философия реально представлена не как наука или методология наук, а как культура иррационального и рационалистического универсального миропонимания.

Думается, что концептуальная задача преподавателя (творческого специалиста в области философии) заключается в том, чтобы выявить в развитии философской мысли эту культуру и приобщить к ней студента.

Методически это достигается прежде всего приобщением студента к оригинальным философским текстам, к анализу проблемных ситуаций, зафиксированных в мировом философском процессе и русской философской мысли, отражающей все перипетии многоаспектной и многотрудной отечественной истории.

Философия всегда стремилась не столько к конструированию догматических познавательных схем мирового развития, предполагающих к тому же радикальное изменение социальных форм человеческого существования, сколько к объяснению, расшифровке происходящих изменений с целью обретения человеком духовной устойчивости в меняющемся, все более неопределенном мире. Последнее особенно актуально перед лицом последствий от внедрения в общественное производство всей той суммы

научно-технических и социальных изобретений и открытий, которые были сделаны в прошедшие два столетия и поставили под угрозу само существование утилитарно-прагматической цивилизации.

Потребность в философском просвещении, в философствовании как способе мировосприятия и миропостижения сегодня, возможно, велика как никогда прежде, независимо от того, осознается ли это обществом, индивидом или нет.

Социальный аспект потребности в философии определяется тем, что от духовности человека зависит преодоление современного кризиса ценностей, разработка и внедрение энвайроментальных стратегий, направленных на сохранение человека как биологического вида, наконец, степень свободы и само наличие гражданского общества в условиях всепоглощающей массовизации. Личностная же потребность в философии обусловлена тем, что, как отмечал К. Ясперс, «философии не может не быть, пока живут люди. Философия содержит притязание: обрести смысл жизни поверх всех целей в мире – явить смысл, охватывающий эти цели, – осуществить, как бы пересекая жизнь, этот смысл в настоящем – служить посредством настоящего одновременно и будущему, – никогда не низводить какого-либо человека или человека вообще до средства.

Постоянная задача философствования такова: стать подлинным человеком посредством понимания бытия…» (Ясперс К. Философская вера // Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. С. 500.)

Все вышесказанное, разумеется, не только не исключает, но и подчеркивает необходимость овладения студентом содержательным минимумом стандарта по философии как учебной дисциплине.

Но это овладение – не цель, но средство: оно не должно быть механистически-формальным; в идеале оно должно способствовать личностному развитию студента, его формированию как специалиста, не только выполняющего на необходимом профессиональном уровне частные производственные задания, но и не отчужденного от универсального сущностного и проблемного миропонимания, от духовного мира, этических и эстетических ценностей. Личностное развитие студента должно быть ориентировано также на активизацию рефлексивного мышления как важнейшего способа становления и сохранения индивидуальности. В условиях прогрессирующей массовизации, глобализации и постоянно возрастающей социальной неопределенности именно актуализация индивидуального начала позволяет человеку осуществлять осознанный выбор и нести ответственность за него. Как отмечал С.А. Левицкий, сохранение своего индивидуального лица «в обезличивающем потоке общественной стихии… есть категорический императив личного и человеческого достоинства, и этот «минималистский» идеал еще достижим. Если бы он стал недостижим, цивилизация потеряла бы право на эпитет “человеческая”» (Левицкий С.А. Трагедия свободы. М.: Канон, 1995. С.365).

Итак, подведем некоторые итоги. Реалии начала XXI века, перспективы общецивилизационного развития в третьем тысячелетии, задачи гуманизации образования, становления «опережающего» образования объективно выдвигают на первый план подготовки специалиста его личностное развитие.

Если еще недавно в процессе образования ставилась задача формирования личности, чей профессиональный, социально-психологический, мотивационный облик детерминировался внешними условиями, чьи интересы во многом нивелировались интересами общества, то сейчас совершенно необходимо в процессе образования способствовать формированию нонконформистской личности, способной на самореализацию и самоактуализацию вплоть до не конфронтационного, но толерантного противопоставления себя социальной среде. В этом контексте роль вузовского курса философии переоценить трудно. Представляется принципиально важным, чтобы в процессе приобщения к философии как «аккумуляции духовного опыта человечества» студент не только усваивал определенную сумму знаний, но и приобретал новый социально значимый опыт, «созидал себя», овладевал навыками философствования как способа и метода миропостижения и миропонимания.

Сердцевиной философствования является свободомыслие, главной ценностной ориентацией – толерантность. Философская культура становится полноправной составляющей профессионализма будущего специалиста.

Она способствует формированию личности, всегда открытой усвоению новых знаний, умеющей адаптироваться к новым информационным, технологическим и мировоззренческим парадигмам, обладающей потребностью в самообразовании, осознающей образование как ценность.

Методологически достижению этого способствуют образовательные технологии проектно-созидательной модели обучения.

Ведущая доминанта организации и саморегуляции учения при этом – развитие мотивационно-смысло- вой сферы личности; сверхзадача преподавания философии – формирование перманентного импульса к философскому самообразованию, понимание студентом ценности философии в «вcемирно-гражданском значении».

Основными этапами формирования и одновременно концептуальными критериями философской культуры личности студента полагаем следующие:

–определенное овладение специальной философской терминологией, категориально-понятийным аппаратом;

–чтение специальной философской литературы, оригинальных философских текстов;

–навыки философского диалога, философского дискурса в целом;

–личностная потребность в философствовании как способе миропостижения и миропонимания;

–независимое толерантное мышление как мировоззренческодеятельностная ценность;

–возможная реализация философской культуры в процессе профессиональной деятельности.

Все вышеизложенное представляется концептуальным теоретикометодологическим основанием и исходной ценностной установкой для конструирования и чтения курса «Методика преподавания философии», содержание которого не может быть редуцировано к набору частных методик изучения отдельных тем и разделов курса философии, но должно являться общей методикой ее преподавания.

«Исторически» такой подход был предложен В.И. Разиным в вышедшей еще в 1977 году работе «Общая методика преподавания философии в вузах» (Разин В.И. Общая методика преподавания философии в вузах: Метод. пособие для преподавателей. М.: Высш. шк.

, 1977; полагаем нужным заметить, что эта работа, несмотря на свойственные времени идеологемы, не утратила определенного эвристического значения и по сей день).

В процессе обучения будущих преподавателей философии существует ряд противоречий, которые нельзя не учитывать. К примеру, между абстрактным предметом учебно-познавательной деятельности студента (философские школы и направления, тексты источников и т. п.

) и реальным предметом осваиваемой профессионально-педагогической деятельности; между целостностью содержания профессиональной деятельности и овладением ею студентом через множество предметных областей (история философии, онтология и теория познания, логика, культурология, педагогика и психология, этика, эстетика и т. п.

); между общественной формой реализации профессионально-педагогической деятельности и индивидуальной формой

ееприсвоения студентом. К тому же нередко приходится сталкиваться с заниженной самооценкой студентом своих возможностей и способностей в качестве будущего преподавателя философии и даже с негативным отношением к предстоящей преподавательской деятельности вообще.

Разрешению этих противоречий и проблем должна способствовать такая система обучения в курсе «Методика преподавания философии», которая обеспечивала бы возможность связи теоретических знаний и практических навыков будущей профессионально-преподавательской деятельности. В овладении курсом можно выделить следующие уровни:

–репродуктивный – получение методических знаний;

–уровень постижения методических знаний – написание планов и текстов лекций, рецензий на действующие учебники и учебные пособия, предложение своего видения изучаемых тем, разработка семинарских занятий с фиксацией познавательных задач, способствующих активизации мыслительной деятельности, и приемов контроля их решения; возможно, создание авторского варианта программы курса «Философия» и т. п.;

– уровень приобретения определенных навыков – обсуждение планов и текстов лекций, рецензий на учебники и учебные пособия, анализ предложенных авторских вариантов учебных программ философских курсов, моделирование ситуаций семинарских занятий в рамках учебной деловой игры и т. п.

Каждый уровень подготовки будущих преподавателей предполагает оценку, фиксирующую индивидуальные достижения студента, и формулирование заданий, способствующих его дальнейшему профессиональному становлению.

Принципиально важное значение в организации и форме проведения занятий по методике преподавания философии имеют лично- стно-ориентированные педагогические технологии, в основу которых положен диалогический принцип – равноправное сотрудничество преподавателя и студентов как будущих коллег, расширение поля самостоятельности каждого обучаемого.

В таком учебном процессе преподаватель не только учит, но и стимулирует студента к профессиональному развитию, создает условия для его осуществления.

В заключение полагаем важным подчеркнуть, что при всей значимости курс методики все-таки вторичен по отношению к базовым курсам философского образования, зависим от них.

Содержательно он опирается на все общепрофессиональные дисциплины специальности, а также на курс «Психология и педагогика». Успех курса «Методика преподавания философии» во многом определяется уровнем предшествующей подготовки студентов.

Образно говоря, методика – это лишь «выкройка», «тканью» же являются общепрофессиональные знания студента.

Для студентов специальности «Философия» в КГУ курс «Методика преподавания философии» читается в 7-м семестре в объеме 90 часов, из которых 51 час – аудиторные (34 часа – лекции, 17 часов – семинарские занятия), формой контроля является экзамен. Знания и навыки, приобретенные студентами в курсе методики, актуализируются и закрепляются в ходе педагогической практики, проводимой в 9-м семестре в течение десяти недель.

Предлагаемая программа курса «Методика преподавания философии» далека от совершенства и завершения. Курс читается недавно, и программа представляет собой только первую попытку отразить авторское видение курса, находящегося в движении и становлении.

Очевидно, что и содержание курса, и «растянутое» введение (по сути – пояснительная записка) отражают в определенной степени личный авторский опыт преподавания философии в вузе; этот опыт имеет право на фиксацию, но исключает претензии на удовлетворительную полноту рассмотрения проблемы.

Источник: https://studfile.net/preview/1098899/

Scicenter1
Добавить комментарий